Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

К вопросу о закономерностях гармонии художественной формы в пластическом искусстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В наш рациональный век, когда возникает потребность в знании законов и закономерностей не только в сфере материальной, но и духовной, необходимо еще раз обратиться к истокам искусства и проанализировать современную ситуацию. Прошедшее поражает нас чистотой и откровенностью целей в решении творческих задач, для этого требовалось применение знаний закономерностей художественной формы. В результате… Читать ещё >

Содержание

  • Г л, а в, а I
  • Изобразительные средства
  • Форма
  • Фактура
  • Восприятие формы на плоскости
  • Глава II. 36 Художественная форма и закономерности гармонии
  • Художественная форма
  • Художественный образ
  • Композиция
  • Закономерности гармонии
  • Равновесие 40 Единство и соподчинение
  • Организация композиционного центра
  • Средства гармонизации контраст, нюанс, тождество пропорции масштаб
  • Виды композиции

К вопросу о закономерностях гармонии художественной формы в пластическом искусстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня развитие мирового сообщества, научно-технического прогресса, науки, культуры ставит перед человечеством величайшую проблему — проблему выживания, которая непосредственно связана с гармонией человека и природы. Изучение природы, ее форм давало человеку-творцу не только эстетическое наслаждение, и определенные понятия гармонии, которые он применял для самовыражения в различных областях своей деятельности, особенно в созидательном творческом процессе. Для передачи духовной информации, эмоций, своего видения реального мира необходимо обладать конкретными знаниями гармонии, владеть и понимать закономерности создания художественной формы, помогающие реализовать свои чувства, идеи, образы.

В наш рациональный век, когда возникает потребность в знании законов и закономерностей не только в сфере материальной, но и духовной, необходимо еще раз обратиться к истокам искусства и проанализировать современную ситуацию. Прошедшее поражает нас чистотой и откровенностью целей в решении творческих задач, для этого требовалось применение знаний закономерностей художественной формы. В результате создавались необыкновенно богатые в духовном плане произведения. Существование так называемых «школ мастера» позволяло систематизировать опыт маэстро и передавать его своим ученикам. По такому принципу передавались знания по вертикали времени, обогащаясь новыми открытиями. Востребованность истинно духовного велика и необходима. Существует убеждение, что познание законов гармонии, её закономерностей обогащает мироощущение современного человека, положительно влияет на формирование личности. Предметный мир, пространство, воздействуя на человека, формируют его по своему подобию. Гармоничное пространство наполненное объектами предметного мира, отвечающее законам гармонии, построенное по ее законам, позитивно воздействуют на человека и творят его. Каждое время создает свои ориентиры прекрасного, разрабатывает каноны, ищет пропорции, образы. Актуальность проблемы познания гармонии остается вечной. Изменяется человек, его мышление, ощущения, эмоциональный и ассоциативный ряды и т. д., но художественная форма, закономерности в создании гармоничной композиции остаются неизменны. Поэтому всегда существует острая необходимость еще раз обратиться к проблеме, которая важна для художников, видящих своё предназначение в формировании гармоничной среды, независимо от профессиональной направленности, от интереса к отдельным видам искусства, от желания работать в том или другом материале, на плоскости или в пространстве.

Художественная форма, её выразительность, воздействие на зрителя, структура построения, познание гармонии — все эти вопросы на протяжении многих столетий волновали не только художников, искусствоведов, но и психологов, педагогов. Они подходили к этой проблеме с разных сторон. Например, книга.

A.Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве», которая явилась протестом против натуралистического искусства XIX века. В ней говорится о «зрительном представлении», над которым работает художник, ставя себе определенные задачи по воздействию. Работа Гильдебранда имела сильный резонанс и воспитала целую плеяду единомышленников, изучающих художественную форму, среди них был и В. А. Фаворский. Последующие книги, статьи, лекции Фаворского развили его теорию художественной формы и рассматривали её в системе композиции. В книге «Литературно-теоретическое наследие» .

B.А.Фаворского в живом непосредственном диалоге с читателем мастер формулирует свои фундаментальные понятия существования художественной формы. «Форма абстрактная и конкретная живут вместе». Современное направление в искусствоведении по вопросам художественной формы нашло отражение в профессиональной литературе, где проблемы познания гармонии рассматриваются в контексте специализации. Так в книге.

В.Н.Козлова «Основы художественного оформления текстильных изделий» отводится большое внимание рассмотрению приема трансформации и стилизации художественной формы. Автору этой книги, несмотря на указанную узкую специализацию, свойственно углубленная проработка предмета, что позволяет использовать книгу для более широкой аудитории обучающихся других прикладных специальностей. Можно назвать книги Ю. С. Сомова «Композиция в технике» и Э. Рудера «Типографика» среди содержательных по методологическому подходу к композиционным проблемам, по внимательному отношению к работе с формой, её восприятию (визуальному, физическому, психологическому и т. д.). Эти книги имели и имеют чрезвычайно положительный резонанс в сфере не только профессионального образования, но и в развитии теоретической базы в искусствоведении. Однако мне видится, что постановка вопроса в более широкой форме представляет и больше творческих возможностей. В своих научных изысканиях Л. Н. Миронова, автор книг по «Цветоведению», охватывает настолько серьёзный круг проблем, фундаментальной теории света и цвета, проблем творческих, композиционных, без которых невозможно добиться гармонии, невозможно создание художественной формы в пластическом искусстве. Авторы книг «Элементы архитектурно-пространственной композиции» Кринский В., Ламцов И., Туркус М., «Золотое сечение» Шевелёв И. Ш., Марутаев М. А. Шмелёв И.П., представляют большой интерес для изучающих гармонию.

Представляется необходимым, принципиально важным, актуальным и новым целостное изучение вопроса закономерностей гармонии художественной формы в пластическом искусстве с точки зрения системной взаимосвязи. При этом имеется ввиду разработка теории познания гармонии, которая являлась бы фундаментальной основой создания художественных произведений, а также могла служить его оценочным критерием. Основные задачи, определившие достижение цели исследования, а также построение и содержание работы, являются:

1.

Введение

понятия триединства изобразительных средств: Форма + цвет + фактура (материал).

2.Разработка системы познания гармонии, дающей целостное видение предмета.

3.Разработка основ формообразования и прогностических методов творческой, проектной и учебной деятельности, позволяющей ориентироваться в выборе средств гармонизации художественной формы в решении конкретных задач.

Одной из задач данной научной работы являлось создание стройной системы, доступной как для понимания, так и для обучения по этой системе. Она должна обладать качествами логичности, простоты и ясности. Только такая установка на решение проблемы даёт положительный результат, и только такая система сможет оправдать себя в процессе познания. Каждое звено системы значимо. Ему точно определено место, найдено общее с предыдущем и последующим, а также всё связано в единую систему, дающую возможность охватить всю глубину проблемы в целом — значение познания гармонии художественной формы.

Традиционно вопрос гармонии рассматривался с трёх позиций, часто одна подменяла другую. Первое, гармония — цель, к которой стремится каждый человек, художник, творец. Второеэто средство, используя которое, в частности, возможно создание произведения искусства. И третье — это созидательный, творческий процесс. Именно в созидании познаваема гармония, только творя по её законам, применяя средства гармонизации, достижима цель. Если о гармонии написаны многочисленные трактаты, если о средствах говорится во многих учебниках, то о созидательном процессе, о творчестве почти узнать невозможно. Творческий процесс сокрыт от глаз. Он слишком интимен, индивидуален, субъективен. Но не приоткрыв его завесу и не познав закономерности гармонии, невозможно обучить — передать информацию. Предложенная система гармонии могла бы выполнять функцию передачи знаний, где цель и средства оказались бы взаимно связаны.

При постановки задач исследования использованы основные положения системной методологии, позволившей рассмотреть проблему художественной формы в пластическом искусстве, в историческом процессе формообразования, в его структурном, генетическом и прогностическом аспектах. В свою очередь идея триединства формы отождествлена с предметом исследования и характером научной и творческой деятельности и распространяется на теоретическую основу исследования, а также на последовательность экспериментальных упражнений. Предлагаемый метод исследования данной проблематики, учитывая специфику познания и психологию восприятия современного человека, состоит из трёх направлений, которые собраны воедино.

1.Художественная форма — цель. Это направление представлено всесторонним анализом произведений мирового искусства, т. е. дается конкретный композиционный разбор построения художественной формы в свете поставленных задач. Произведения пластического искусства представляют разные эпохи и страны.

2.Художественная форма — средства и приемы, создающие композиции, т. е. произведения искусства. Метод предполагает исследовать последовательно проблемы, от простых к более сложным, от общих к частным и от частных возвращаясь к общим. От изобразительных средств, которыми апеллирует художник, к художественному образу, от художественного образа к композиционной структуре художественной формы, опираясь на законы гармонии и используя средства гармонизации.

3.Художественная форма — творчество или закономерность познания гармонии. Третье направление — это создание, в том числе, параллельной системы практических заданий, дающих самостоятельность в теоретических суждениях и выводах, это иллюстративность метода. Совокупность и последовательность выполненных заданий обучает применению гармонии на практике и развивает творческий потенциал. Акцент в данной методике на творческий процесс поставлен на принципе сотворчества. Не создается разрыва между теорией и практикой, а наоборот стимулируется создание оригинальных произведений, не ограниченных в рамках одного вида художественной формы (плоская, объёмная, пространственная). Метод предлагает раскрыть свои творческие возможности во всех видах художественной формы, что непременно углубляет знания, развивает творческую индивидуальность, а также ещё раз демонстрирует всеобщность законов гармонии. Предложенная последовательность в постановке вопросов, а также степень их проработки, объём иллюстративного материала отрабатывались многие годы на практике. Варьировались подходы к художественным проблемам, изменялась постановка творческих задач. В целом можно сказать, что данная система углубленная или наоборот оптимально облегченная для различных категорий обучаемых. Она мобильна и дает возможность творчески выразиться не только обучаемому, но и педагогу.

Существующие в художественной практике способы познания гармонии несостоятельны в главном. Они стараются сконцентрировать своё внимание на одном аспекте, тем самым, ограничивая целостность взгляда на всю проблему, а сам процесс носит характер теоретический и назидательный. Предлагаемый мною подход в познании гармонии художественной формы позволяет изучить во взаимосвязи весь комплекс художественных проблем самостоятельно или под руководством педагога. В процессе созидания решаются творческие задачи, итогом которых являются выводы законов гармонии, значения средств гармонизации, профессиональное применение изобразительных средств. В последствии, опираясь на этот метод, можно будет решать ещё более интересные и эстетически ценные задачи. Эта самостоятельность в познании, в выборе решения, дает художнику хороший фундамент для творческой и педагогической деятельности. Для того чтобы возможен был этот путь, необходимо было создать четкую систему, где каждому понятию, закону отводилось определенное место и связь предыдущего с последующим.

Данный метод исследования ограничивается рассмотрением художественной формы пластического искусства, как данности творческого процесса построенного на закономерностях познания гармонии, учитывая её субъективное и объективное восприятие.

В развитии науки всегда важно выдвигать несколько альтернативных концепций и теорий по поводу того или иного вопроса. Проблема художественной формы изучается давно и широко. Данная диссертация предлагает свою концепцию в систематических исследованиях в этой области, опираясь на свою многолетнюю творческую, научную и педагогическую деятельность.

— Проведено обобщение теоретических, методологических и экспериментальных исследований по вопросу о закономерностях гармонии художественной формы в пластическом искусстве, выявлены методологические принципы системности.

— Разработана система понятий, проведено структурирование предмета исследования, сформулировано общее научно-методическое представление о закономерностях художественной формы в пластическом искусстве.

1.Введено понятие «триединство» изобразительных средств.

2.Выявлена взаимосвязь законов «равновесия» ," единства и соподчинения" и организации композиционного центра.

3.Предложена универсальная методика применения средств гармонизации в создании художественных форм.

— Разработан принципиальный подход структурного анализа художественного произведения, который может быть одним из критериев оценки художественной формы.

— Выявлена связь познания Мира и закономерностей познания гармонии художественной формы.

— Выстроена система закономерностей познания гармонии, дающая возможность обучения. Впервые построена система целостного процесса обучения, преодолевая его расчлененно-фрагментарные представления об отдельных понятиях, средствах, закономерностях. Теоретические идеи высказанные в диссертации были использованы при разработке концепции перестройки образования в художественных училищах.

— Практическое значение исследования заключается в том, что на основе его теоретических выводов разработаны программы и методики курсового и дипломного проектирования в МГХПУ им. С. Г. Строганова и МГАХУ Памяти 1905 года, курс лекций по «основам композиции» для студентов и слушателей факультета повышения квалификации при Министерстве культуры РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результатом данного диссертационного исследования являются следующие выводы:

1.Проведенное обобщение теоретических, методологических и экспериментальных исследований по вопросу о закономерностях гармонии художественной формы в пластическом искусстве позволили определить направление в изучении этого вопроса, выявило методологические принципы системности, определили онтологический и гносеологический базис настоящего исследования, его понятийный аппарат.

2.Разработана система понятий, проведено структурирование вопроса исследования, проанализированы некоторые аспекты закономерностей гармонии художественной формы. а). Впервые введено понятие «триединство» изобразительных средств, определена взаимосвязь и взаимозависимость каждого из составляющих. Подчеркнута значимость изобразительного средства «фактура», часто забываемая при исследовании. б). Выявлена взаимосвязь законов «равновесия», «единства и соподчинения» и организации композиционного центра. В исследовании впервые рассматривается значимость композиционного центра и даются рекомендации в создании, наиболее выразительных композиций определенного художественного образа. в). Предложена специальная методика применения средств гармонизации в создании художественных форм, базирующихся на закономерностях гармонии. Данная методика показывает степень выразительности и возможности применения для создания конкретного образа.

3.Разработан принципиальный подход структурного анализа художественного произведения, в основу которого положено построение пропорциональной структуры, выявляющей взаимосвязь элементов художественной формы, её единство, соподчинение композиционного центра, равновесие всех её частей и целого.

4.Подчеркнута связь познания Мира и закономерностей познания гармонии художественной формы в пластическом искусстве.

5.Выстроена система закономерностей познания гармонии, дающая возможность обучения. Предложенная система даёт целостное представление о закономерностях, о их взаимосвязи, о степени выразительности каждого составляющего данной системы, возможности применения в созидании художественной формы, а также формирует последовательный процесс познания, базирующийся на творческих заданиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982.
  2. М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М., Л.: Искусство, 1940.
  3. Л.Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. М.: Изд.Всесоюзн. Акад. Архит., 1935.
  4. A.JT. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методологические аспекты проблемы.-М.: Наука, 1981.5 .Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М.: 1976, 1981
  5. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
  6. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.
  7. В. Р. Художник и предметное творчество. М.: Советский художник, 1987.
  8. Э.Афанасьев М. Н. Искусство как предмет комплексного исследования /Методическ. и науч. проблемы системного исследования. М.: Знание, 1983.
  9. Ю.Базазьянц С. Б. Художник, пространство и среда. М.: Советский художник, 1983.
  10. П.Барбаро Д. Комментарии к Витрувию. М.: Изд. Всесоюзн. Академ. Архит., 1938.
  11. А.П. и Лямин И.В. Основы композиции. М.: Трудрезервиздат, 1951.
  12. Н. И. Очерки по истории архитектуры: В 3 т. М. Л.: Academia, 1935−37.
  13. Н. И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935.
  14. А. К. Об архитектуре. М.: Госстройиздат, 1960.
  15. Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. -М.: Искусство, 1987.
  16. И., Катонин Л., Кудин П. Курс «Основы композиции» /Техническая эстетика, 1966, № 12.
  17. Н. А. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990.
  18. Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936.
  19. Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.
  20. И. Т. Основы комбинаторики. Киев: Вища школа, 1986.
  21. А. В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992.2З.Выгодский JI.С. Психология искусства. 3 изд. М.: Искусство, 1986, Педагогика, 1987.2 4. Ганзен В. А., Кудин П. А., Ломов Б. Ф. О гармонии в композиции// Техническая эстетика, 1969. № 4.
  22. В.А., Кудин П. А. О средствах достижения гармонии в композиции. в кн. Худож. конструирование и научно-технический прогресс. — Л.: Изд. ЛДНТП, 1971.2 6. Гидони Г. И. Искусство света и цвета. Введение. Л.: Гидони, 1930.
  23. М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М.: ВАА, 1936.
  24. А. Проблема формы в изобразительном искусстве. -М.: Изд-во МПИ, 1991.2 9. Гликин Я. Д. Методы архитектурной гармонии. Л.: Стройиздат, 1972.
  25. К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970.
  26. Г. Т. Основы композиции. М.: Изогиз, 1935.
  27. Г. Д. Пропорциональность в архитектуре. М.- Л., 1935.
  28. Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеологические проблемы художественного творчества. -Минск: Университетское, 1987 .
  29. С.М. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок, и воспитании зрителя. Л.: Искусство Ленинградское отделение, 1990.
  30. А. В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990
  31. А. В. Цвет в японской школе// Техническая эстетика, 1978. <4.
  32. А. В. Изучение формообразующего действия цветов макетах// Архитектура СССР, 1972. <8.
  33. Г. В. Модель и образ. М.: Советский художник, 1984.
  34. А. С. Наука о цвете и живописи. М.: Искусство, 1986.40.3ернов В. А. Цветоведение. М.: Книга, 1972.
  35. А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. -М.: Стройиздат, 1986.
  36. А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М.: Искусство, 1971.
  37. А. Человек, стиль, пространство /кпроблеме гармонии форм в искусстве/ Декор, искусство СССР, 1966, № 4.
  38. .В. Как понимать изобразительное искусство. -М.: Знание, 1960.
  39. В. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992 .
  40. Е. Искусство и художник. М.: Молодая гвардия, 1959.
  41. Е.А. Объективные законы композиции В изобразительном искусстве. / Вопросы философии, 1966, № 10.
  42. Л.И. Масштабность в архитектуре. М.: 1961.
  43. Л.И. Мастерство композиции: Пространство, пластика, ансамбль. М.: Стройиздат, 1983.
  44. В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.
  45. К.А. Цвет в художественном конструировании Учебное пособие. М. МВХПУ, 1984.
  46. В. И. Что такое художественный образ. М.: Советский художник, 1962.
  47. В. И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1978.
  48. В., Ламцов И., Туркус М. Элементы архитектурно пространственной композиции. М.: Стройиздат, 1968.
  49. П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. О восприятии элементарных ритмических композиций на плоскости// Техническая эстетика, 1969. <8.
  50. А. А. Пропедевтическая дисциплина «Графика». ВХУТЕМАС 1920—1922 годы// Техническая эстетика, 1984. № 7.
  51. A.M. Некоторые вопросы композиции. в кн. О композиции. — М.: Изд. Акад. Худож. СССР, 1959.
  52. Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974.
  53. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1970.
  54. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934 .
  55. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. 2 т. М.: Ладомир, 1995.
  56. А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981.
  57. С.О. Основы учения о цветах. М-Л.:Гостехиздат, 1946.
  58. К. С. Форма, цвет, ощущение// Современная архитектура, 1928. <5.
  59. М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970.
  60. Л. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа: Плоскостно-цветовой концентр// Техническая эстетика, 1968. № 12 .
  61. В.Т. Гармония и гармоническое развитие. Л.: Наука, 1979.
  62. Л. Н. Цветоведение. Минск: Вышэйшая школа, 1986.
  63. А. А. О художественной условности. М.: Мысль, 1970.
  64. Г. Очерки теории искусства. М.: Искусство, 1953.71.0ганов A.A. Логика художественного отражения. Проблема правды и правдоподобия в искусстве. М.: Искусство, 1972.
  65. В. Цветоведение. М.- Л.: Промиздат, 1926.7 3. Пидоу Д. Геометрия и искусство. -М.: Мир, 1979.
  66. С. X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978.7 5. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Интерпракс, 1994.
  67. Е. А. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974.
  68. Н.В. Психология художественного творчества. С.-П.: Гос. Университет, 1995.7 8. Рудер Э. Типографика. М.: Книга, 1982.
  69. . А. Мерило новгородского зодчего. В книге: Памятники культуры. Новые открытия. М.: 1975.
  70. А.И. Письма, документы, воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1983.
  71. М. Художественное произведение как структура.-кн. Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968 .
  72. И. Г. Предмет и форма. М.: Советский художник, 1984 .
  73. Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990.
  74. Сов. энциклопедический словарь. Под ред. A.M. Прохорова М.: Сов. энциклопедия, 1984.
  75. Ю. С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987.
  76. Тиц А. А. Загадки древнерусского чертежа. М.: 1978.
  77. .А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
  78. В. А. О художнике, о творчестве, о книге. -М.: Молодая гвардия, 1966.
  79. В. А. О рисунке и композиции. Фрунзе, 1966.
  80. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.
  81. Хан-Магомедов С. О. Развитие психоаналитического метода Н. Ладовского на основном отделении ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа: Творческие течения, концепции и организации советского авангарда.Вып.5. ARCHITECTURE, 1995.
  82. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. В двух книгах. М.: Ладья 1995.
  83. Шабоук Сава. Искусство система — отражение. — М.: Прогресс, 1976.
  84. И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. М.: Стройиздат, 1990.
  85. Е. В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979.
  86. Е. В. Композиция. М.: Просвещение, 1986.
  87. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Университетская книга, 1998.
  88. П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1984.
  89. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания (сб.ст.) АН СССР, ВНИИ искусситвознания Мин-ва культуры СССР. М.: Наука, 1983.
  90. О композиции. Сборник статей. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959.
  91. Очерки теории архитектурной композиции. М.: Госстройиздат, i960.
  92. Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972 .
  93. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1965−1970.
  94. Современная наука о цвете проблемы цветового проектирования. М.: Гос.ком.СССР по науке и технике- ВНИИТЭ, 1989.
  95. Система. Симметрия. Гармония. М.: Мысль, 1988.
  96. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., Стройиздат, 1990.
  97. Адаскина H. J1. Из истории художественного образования в СССР. Пропедевтический курс ВХУТЕМАССа, 1920−26 г. Диссерт. на соискание учен, степени канд., 1979.
  98. A.B. Особенности концепций формообразования в дизайнерских школах Германской Демократической Республики. Диссерт. на соискание учен, степени канд., 1987.
  99. В.В. Проблемы теории композиции в русском и сов. искусствознании первой трети XX в. Диссерт. на соискание учен, степени канд., 1983.
  100. Кац О. Н. Система формообразования в русской художественной культуре первой трети XX в./на примеретворчества П. Филонова, А. Платонова, Д. Вертова/.Диссерт. на соискание учен, степени канд., 1984.
  101. В.Д. Композиционное формообразование в предварительной подготовке художника конструктора. Диссертация на соискание учен, степени канд. искусствоведения, М., 1981.
  102. Г. С. Композиционно-пластическая роль скульптуры в организации объёмно-пространственной среды театрального здания. Диссертация на соискание учен, степени канд. искусствоведения, М., 1980.
  103. ИЗ.Кудин П. А. Гармония композиционных средств в изобразительном искусстве. Диссертация на соискание учен, степени доктора, 1994.
  104. Н.К. Взаимодействие пластических искусств в формировании городской среды (Опыт Франции 1970). Диссерт. на соискание учен, степени канд., 1980.
  105. Durer А. Albrecht Durer, s Unterweisung des Messung, Munchen, 1908.116.1tten I. Kunst der Farbe. Ravensburg, 1976.
  106. Kepes G. A vilag uj kepe a muvszetben es a tudomanyban. Budapest. Corvina, 1979.
  107. Mossel E. Vom Geheimnis der Form und der Urform des Seins. Stuttgart-Berlin, Deutsche Verlags-Anstalt, 1938.1 08
  108. Кувшин. Грузия. VI—IV вв. до н. э.
  109. Знак. Инго Арнольд. VEB Berlin Kosmetik3. Тарелка Alta. Р. Беркинг
  110. им. Русакова. К. Мельников
  111. Карета Екатерины II. Франция. XVI 1в6. Стул Сотйэ|1о. Р. Саппер7. «Знак площади». О. Х. Хайек. Штутгарт
  112. Ковш. Серебро. Оружейная палата. 1908−1917 гг.
  113. Д.С.Бисти. Иллюстрация «Суд памяти». В.Вазарелли. Силуэты.1. А. Матисс. Танецг Щ>
  114. Гобелен «Дама с Единорогом». Конец XV в.
  115. Счастливое детство. Карнавал. Коррида. По стихотворениям В. Маяковского. По музыкальным произведениям Вагнера. Весеннее настроение.
  116. С.Т.Конёнков. Паганини Л. и Д. Шушкановы. Ночное небо В. Малолетков. Последняя горсть земли В. Зидер. Чайники-ж
Заполнить форму текущей работой