Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Системно-синергетический подход в управлении учреждением дополнительного образования: на этапе внедрения инноваций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вносит существенный вклад в теорию управления образовательным учреждением, дополняя ее вариантом управления учреждением дополнительного образования на основе системно-синергетического подхода на этапе внедрения инноваций. В исследовании разработаны подходы к педагогическому мониторингу как важному средству управления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы управления учреждением дополнительного образования на основе системно-синергетического подхода
    • 1. 1. Потенциал системно-синергетического подхода в анализе педагогических явлений
    • 1. 2. Системно-синергетическая модель управления учреждением в системе дополнительного образования
  • Выводы по 1-й главе
  • Глава 2. Реализация модели управления учреждением дополнительного образования на основе системно-синергетического подхода (на примере внедрения идей гуманитаризации образования)
    • 2. 1. Педагогический мониторинг как средство управления учреждением дополнительного образования
    • 2. 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности модели управления
  • Выводы по 2-й главе

Системно-синергетический подход в управлении учреждением дополнительного образования: на этапе внедрения инноваций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях современных экономических и социокультурных перемен педагогическая наука столкнулась с «обильной инновационностью» в образовании. Педагоги, работающие в сфере базового и дополнительного образования, преподаватели на разных ступенях образовательной лестницы испытывают потребность в обновлении своего профессионального инструментария, поиске новых подходов к одному из основных инструментов педагогики, — учебному процессу. Важнейшей тенденцией современной системы образования становится ее многообразие. Оно проявляется не только в содержании и педагогических технологиях, но и в организационных формах, видах и типах образовательных учреждений, направлениях инновационной деятельности.

Система управления образовательным учреждением традиционно ориентирована более всего на сам педагогический процесс, а не на его участников, что требует совершенствования и значительного обновления, ибо она не способна обеспечить перевод образовательного учреждения с экстенсивного на интенсивный путь развития и саморазвитияразрешить весь арсенал личностно ориентированных задач, определенных в Законе Российской Федерации «Об образовании», в частности, осуществить замену сформировавшихся субъект-объектных отношений на субъект-субъектные, лежащие в основе саморазвития каждой личности. Об этом свидетельствуют проведенные исследования (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, А. М. Саранов, В. В. Сериков и др.), основанные на оценке результативности инновационных педагогических процессов и деятельности руководителей образовательных учреждений по управлению ими.

Целесообразно модернизировать систему управления образовательным учреждением таким образом, чтобы она позволяла администрации эффективно и оперативно решать задачи, выдвигаемые жизнью перед образованием. В новых условиях работы образовательных учреждений не срабатывает традиционная управленческая парадигма, недостаточно эффективно решаются задачи управления на основе действующих моделей управления.

В настоящее время в отечественной науке термин «управление» трактуется с разных позиций: деятельность (В. С. Лазарев, Г. X. Попов, М. М. Поташник и др.) — как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В. Г. Афанасьев, Н. С. Сунцов и др.) или как взаимодействие субъектов (С. И. Зверев, Т. И. Шамова и др.). Такое понимание управления предполагает взаимные необходимые изменения управляющих и управляемых, изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены этого состояния.

Современные тенденции, наметившиеся в образовании, предопределяют необходимость перехода в управлении на новую «управленческую философию», в основе которой лежат системно-синергетический подход и личностно ориентированные цели его осуществления. И потому наиболее радикальную перестройку системы управления обеспечивает ориентация на концепцию, разработанную вне связи со сложившейся структурой, направленную на достижение выбранной цели развития и учитывающую теоретико-методологические разработки и прогрессивный мировой опыт совершенствования управления. Это важнейшее методологическое положение при формировании и развитии систем управления.

Исследованиям проблем функционирования учебных заведений и поискам эффективных путей организации инновационных процессов в них посвящены работы отечественных и зарубежных авторов — С. Бекхарда, В. И. Зверевой, М. В. Кларина, Ю. А. Конаржевского, Р. Педлера, М. М. Поташника и др.

Комплексные проблемы развития учреждений дополнительного образования УДО отражении в материалах всероссийских научно-практических конференций (Санкт-Петербург, 1995; Ярославль, 1997; Йошкар-Ола, 1998; Москва, 2000 и др.). В качестве значимой в них выдвигается проблема поиска эффективных путей управления учреждениями дополнительного образования. Вместе с тем в системе управления необходимы инновационные изменения, требующие ориентации на человека и его потребностисоздания в учреждениях дополнительного образования условий, обеспечивающих развитие личности каждого педагога и ребенка и ориентацию их на самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность, а также изменение управленческой позиции руководителя. Все это позволило выявить противоречия между:

• потребностью в инновационном характере деятельности учреждений системы дополнительного образования на основе системно-синергетического подхода и традиционными подходами к ее организации;

• наличием традиционного управления, ориентированного на управление педагогическим процессом, и необходимостью его ориентации на системно-синергетическую модель, создающую условия для обеспечения развития и саморазвития личности педагогов и детей;

• использованием руководителем устоявшихся позиций в управлении и необходимостью использования идей педагогического мониторинга и его модели управления в учреждениях дополнительного образования на основе самодиагностики собственных особенностей человека.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в недостаточном научном обосновании сущности инновационного управления учреждением дополнительного образования на основе системно-синергетического подхода.

Для решения обозначенной проблемы сложились определенные теоретические предпосылки: внедрение идей синергетического подхода в систему образования (С. В. Кульневич, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий.

A. М. Саранов и др.) — выработка инновационных подходов в системе управления (В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, А. М. Моисеев, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.) — использование идей гуманизации и гуманитаризации образования (В. И. Данильчук, М. С. Каган, А. А. Касьян, Г. И. Саранцев, В. М. Симонов и др.) — ориентация на позиции личностно ориентированного (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, Е. А. Крюкова,.

B.В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) и компетентностного (В. А. Болотов,.

В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.) подходов.

Практические предпосылки: Закон Российской Федерации «Об образовании" — идеи модернизации образования, создание условий для осуществления инновационных процессов в образовании и пр.

Учитывая актуальность проблемы управления учреждением дополнительного образования и ее недостаточную разработанность в педагогике, мы избрали следующую тему исследования: «Системно-синергетический подход в управлении учреждением дополнительного образования (на этапе внедрения инноваций)».

Объект исследования — инновации в системе управления образовательным учреждением.

Предмет исследования — управление учреждением дополнительного образования на основе идей системно-синергетического подхода (на этапе внедрения инноваций).

Цель исследования — научно обосновать и проверить в условиях опытно-экспериментальной работы модель управления учреждением дополнительного образования на основе идей системно-синергетического подхода (на этапе внедрения инноваций).

Гипотеза исследования: управление учреждением дополнительного образования на этапе внедрения инноваций будет более успешным по отношению к массовой практике, если:

— уточнено научное представление о возможностях использования системно-синергетического подхода для анализа педагогических явлений как открытой, сложной, самоорганизующейся и саморазвивающейся образовательной системы;

— разработана концептуальная модель управления учреждением на основе системно-синергетического подхода, позволяющая построить инновационное образовательное пространство в учреждениях дополнительного образования;

— модель управления учреждением дополнительного образования реализуется на основе нескольких этапов — первого (декомпозиции), второго трансформации), третьего (конвергенции), — обеспечивая когерентное взаимодействие индивидуальных субъектов образовательного процесса;

— управленческая деятельность строится на основе педагогического мониторинга, учитывающего специфику учреждения дополнительного образования, обеспечивающего освоение педагогами инновационных идей.

Задачи исследования:

1. Уточнить научное представление о возможностях использования системно-синергетического подхода для анализа педагогических явлений.

2. Разработать системно-синергетическую модель управления учреждением в системе дополнительного образования (на этапе внедрения инноваций).

3. Выявить этапность управленческой деятельности, организованной на основе системно-синергетического подхода.

4. Выявить потенциал педагогического мониторинга и его модели управления учреждением дополнительного образования, разработанной на основе системно-синергетического подхода.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— идеи гуманитаризации образования (В. И. Данильчук, М. С. Каган, А. А. Касьян, Г. И. Саранцев, В. М. Симонов и др.);

— идеи синергетического подхода (С. П. Курдюмов, С. В. Кульневич, Е. Н. Князева, И. Пригожий, Г. Г. Малинецкий и др.);

— общетеоретические идеи деятельностного подхода к развитию личности (А. Г. Асмолов, JI. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Д. Шадриков и др.);

— принципы развития системы дополнительного образования детей (А. К. Бруднов, В. А. Березина, В. А. Горский, А. Б. Фомина и др.).

В соответствии с целью, задачами и методологией исследования использованы следующие методы исследования:

— теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, социологических выводов, их систематизация, метод единства исторического и логического, метод моделирования);

— эмпирические (обобщение передового педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, изучение документации, анкетирование, метод самооценки, метод независимых экспертов, методы количественного и качественного анализа результатов).

Достоверность полученных результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций системно-синергетического подхода и идей гуманитаризации образованиясоответствием применяемых методов исследования поставленным задачамопорой на инновационную практикутеоретической разработкой и экспериментальной проверкой основных положенийучастием автора в разработке программ развития и опытно-экспериментальной работы учреждения дополнительного образованиярепрезентативностью выборкипреемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследованиядоказательностью качественных характеристик количественными оценками, полученными в ходе статистической обработки данных.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем впервые представлена модель управления учреждением дополнительного образования на основе системно-синергетического подхода на этапе внедрения инновацийуточнено научное представление о возможностях использования системно-синергетического подхода для анализа педагогических явленийвыявлены эффективные подходы к диагностике успешности управленческой модели образовательным учреждениемконкретизированы роль и специфика педагогического мониторинга в управлении учреждением дополнительного образования детей на основе выявленных принципов организации и проведения управленческой деятельности: саморазвития, дополнительности, авторства, коллективности и диагностико-технологический характер управления.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вносит существенный вклад в теорию управления образовательным учреждением, дополняя ее вариантом управления учреждением дополнительного образования на основе системно-синергетического подхода на этапе внедрения инноваций. В исследовании разработаны подходы к педагогическому мониторингу как важному средству управления учреждением дополнительного образования на основе выявления специфики диагностического инструментария на этапе внедрения инновационных идей (на примере внедрения идей гуманитаризации образования) и выявления интегративного показателя. Полученные результаты могут служить теоретической основой для решения проблем организации и управления инновационной деятельностью в других образовательных учреждениях.

Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью широкого использования полученных результатов по реализации модели управления на основе системно-синергетического подхода на этапе внедрения инноваций в практике системы дополнительного образования детей. Положения и выводы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации менеджеров образования и их подготовки к управлению образовательным учреждением. Материалы выполненной работы могут быть положены в основу спецкурса «Основы управления деятельностью образовательного учреждения».

Апробация результатов исследования осуществлялась в практической деятельности самого автора как методиста учреждения дополнительного образования.

Материалы исследования публиковались в форме статей, тезисов и методических рекомендаций, обсуждались на городских педагогических чтениях (Волгоград, 2004;2006 гг.) — научно-практических конференциях работников системы дополнительного образования детей (Волгоград, 20 032 006 гг.) — областных научно-практических конференциях (Волгоград, 20 042 006 гг.) — методологическом семинаре «Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается».

Внедрение результатов осуществлялось в учреждении дополнительного образования «Истоки» Центрального района г. ВолгоградаЦентре развития творчества детей и юношества г. Волгограда, Волгоградском государственном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Научно-методические разработки, выполненные в ходе диссертационного исследования, опубликованы.

Основное содержание исследования отражено в 6 публикациях. Общий объем публикаций — 5,93 п. л.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ педагогических явлений с позиций системно синергетического подхода представляет собой способ выявления взаимосвязи и взаимодействия подсистем рассматриваемой педагогической системы как открытой, сложной, самоорганизующейся и саморазвивающейся, позволяющей в рамках образования выявить степень наличия гуманистических аспектов, свободного пространства самосовершенствования и самодеятельности субъектов образовательного процесса. Это выявление позиций субъектов по степени пробуждения их собственных сил и способностей, характера инициирования их на один из собственных и благоприятных путей развития, обеспечение самоуправляемого и самоподдерживаемого личностного становления.

2. Системно-синергетическая модель управления учреждениями в системе дополнительного образования на этапе внедрения инноваций опирается на совокупность следующих принципов: саморазвития, дополнительности, авторства и коллективности, а также диагностико-технологический характер управления, предполагающий наличие оперативной обратной связи на основе диагностичного целеполагания, осуществления педагогического мониторинга, использования эффективных методик и своевременную корректировку в управлении. Эти принципы реализуются через такие характеристики, как диалогичность, контекстуальность и имитационно-игровое моделирование и позволяют построить инновационное образовательное пространство учреждения в учреждении дополнительного образования.

3. Модель управления учреждением дополнительного образования эффективна в случае выделения в ней ряда этапов. Первая стадия первого этапа.

— декомпозиции — характеризуется «расшатыванием» устоявшихся приоритетов и ревизией личностных смыслов педагогов. Она ориентирована на пробуждение у педагогов желания ретроспективно проанализировать собственные профессионально-педагогические возможности и ограничения в контексте инновационных идей с тем, чтобы преодолеть «стартовую напряженность», и на естественное сопротивление изменениям в личностно-профессиональной сфере. На второй стадии исходный замысел подвергается условному разделению на ряд более частных проблем. Каждый из педагогов, работая над совершенствованием преподавания своего предмета в целях выяснения оптимальных условий одновременно апробирует и централизованные установки в рамках своей проблемной группы. Второй этап.

— трансформации — характеризуется тем, что замысел приобретает для педагогов выраженный характер. Особая роль уделяется горизонтальным итерациям (учету точек зрения отдельных преподавателей, направлений в рамках общего обсуждения на уровне проблемной группы) — появляются конструктивные выходы на создание творческих продуктов. На третьем этапеконвергенции — происходит сборка частных решений проблемных групп (вертикальная итерация). Особенностью является наличие когерентного взаимодействия индивидуальных сил, стремлений, желаний, целей и мотивов субъектов образовательного процесса.

4. Педагогический мониторинг является важной составляющей организации управленческой деятельности образовательным учреждением дополнительного образования на основе системно-синергетической модели (на этапе внедрения инноваций) как эффективное средство и необходимый инструмент, позволяющий организовать рефлексивное взаимодействие администрации учреждения и педагогов. Диагностический инструментарий успешности управления образовательным учреждением в системе дополнительного образования носит комплексный характер и способствует выявлению динамики, предполагающей изменения в рамках всего учреждения дополнительного образованиядеятельности педагоговдостижениях детей.

При этом интегративным показателем степени эффективности управления является освоение педагогами инновационных идей.

Базой исследования являлись учреждение дополнительного образования «Истоки» Центрального района г. Волгограда, Центр развития творчества детей и юношества г. Волгограда, Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2002;2003 гг.) выявлялась и обосновывалась проблема, изучался уровень ее разработанности в философской, психологической и педагогической литературепроводился теоретический анализ проблемы управления образовательным учреждением с позиций достижений зарубежного и отечественного менеджмента, особенностей деятельности педагогического коллектива учреждения дополнительного образования. На этой основе формулировались цели, гипотеза и задачи исследования, определялись основные направления и методы, проводился констатирующий эксперимент с целью выявления состояния проблемы на практике.

На втором этапе (2004;2005 гг.) разрабатывалась модель управления учреждением дополнительного образования на основе системно-синергетического подходапроводился формирующий эксперимент, призванный проверить гипотезу исследованияосуществлялись отбор психолого-педагогических диагностических методов и методик по проблеме исследования, их апробация.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) проводились систематизация, осмысление, обобщение результатов исследования, уточнение его основных положений, оформление диссертации.

Структура и объем и диссертации.

Диссертация (164 с.) состоит из введения (10 е.), двух глав (гл. 1-я — 67 е., гл. 2-й — 63 е.), заключения (2 е.), библиографического списка (185 наименований) и трех приложений. Диссертация содержит 8 таблиц, 2 схемы, 1 рисунок.

Результаты исследования позволяют заключить, что гипотеза исследования подтверждена, задачи решены, ставящаяся цель достигнута.

Полученные результаты могут служить базой для дальнейшей разработки аспектов управленческой деятельности в различных образовательных учреждениях на основе системно-синергетической модели.

К дополнительным результатам исследования можно отнести определенные изменения самих педагогов образовательного учреждения в ходе внедрения инновационных идей (на примере гуманитаризации образования):

— принятие ими ценностей личностно ориентированной образовательной деятельностисформированность убеждений и идей, составляющих внутренний стержень личности и деятельности;

— сформированное личностно ориентированное педагогическое мышление;

— гуманистическую доминанту личностных ценностей, нацеленность на личностное взаимодействие с обучаемыми и коллегами;

— высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональной деятельности, значительную степень отождествления себя с профессией;

— представление о цели своей деятельности как высокой миссии развития личности обучаемого;

— ответственность за результаты своей деятельности;

— ярко выраженное стремление к самоактуализации, самореализации, являющихся основной движущей силой профессиональной активности и предпосылкой удовлетворенности деятельностью;

— диалогическое взаимодействие с обучаемыми и коллегами;

— высокий уровень творческой мотивации, выражающийся в постоянном стремлении к совершенствованию действий, нахождению более эффективных способов профессиональных действий;

— педагогические способности как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к обучаемым, средствам и условиям педагогического труда и к созданию продуктивных моделей развития личностных свойств детей;

— волю и целеустремленность в реализации своих целей и достижении желаемых результатов.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило выявить основные подходы к сущности термина «управление» на современном этапе научного знанияпроанализированы модели управления образовательным учреждением вообще и учреждением дополнительного образования, в частности, на основе учета его специфики.

Доказаны возможность и целесообразность анализа педагогических явлений на основе системно-синергетического подхода, выявлены специфика и потенциал такого подхода в управлении учреждением дополнительного образования на этапе внедрения инноваций.

Разработана модель управления на основе системно-синергетического подхода, обоснована целесообразность выделения в управлении внедрения этапов трансформации и конвергенции, каждый из которых имеет ряд стадий со специфическим содержательным наполнением в соответствии с законами синергетики.

Выявлена специфика диагностического инструментария эффективности системно-синергетической модели управленческой деятельности на этапе внедрения инноваций.

На основе аналитико-синтетического подхода обоснованы основные составляющие к проведению педагогического мониторинга эффективности управленческой деятельности в системе дополнительного образования детей. Показано, что эффективным диагностическим средством в этой связи может быть характер освоения педагогами инновационных идей.

В условиях опытно-экспериментальной работы доказана эффективность модели управления учреждением дополнительного образования на основе системно-синергетической модели на этапе внедрения инноваций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Абраухова. — Ростов н/Д., 1997. — 24 с.
  2. , А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы /
  3. A.Н. Аверьянов. -М.: Политиздат, 1985. 263 с.
  4. , JI.B. Роль взаимодействия образовательных учреждений в формировании воспитательного пространства / JT.B. Алиева, А. А. Остапец // Внешкольник. 1998. -№ 7/8. — С. 14−16.
  5. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. /
  6. B.И. Андреев. Казань: КГУ, 1996. — Кн. 1. — 567 с.
  7. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1996. — Кн. 2. — С. 318.
  8. , А.Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития учреждения дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Г. Андрейченко. Казань, 1997. — 23 с.
  9. , В.В. Внутришкольное управление развитием педагогических систем в условиях личностной ориентации образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Анисимова. Волгоград, 1996. — 26 с.
  10. , В.Г. О целостных системах / В. Г. Афанасьев // Вопр. философии. 1980. -№ 6. — С. 15−20.
  11. , В. Аукцион педагогических проблем, или средство творческого саморазвития детей и взрослых / В. Бедерханова // Директор школы. 2001. — № 6. — С. 24−33.
  12. П.Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие для вузов / B.C. Безрукова. Екатеринбург, 1996. — 164 с.
  13. , Н. Структура управления: переход от «горизонтали» к «вертикали» / Н. Белюгова // Директор школы. 1999. — № 4. — С. 23−24.
  14. , А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии / А. Г. Бермус // Общественные науки и современность. 1998. -№ 5. — С. 33−40.
  15. Берталанфи, J1. Общая теория систем критический обзор / Л. Берталанфи // Исследования по общей теории систем. — М., 1969. — 360 с.
  16. , В.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304 с.
  17. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  18. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4.-С. 11−17.
  19. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов н/Д.: Тв. центр «Учитель», 1999. 560 с.
  20. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 351 с.
  21. , Н.М. Подготовка педагогов дополнительного образования в системе повышения квалификации / Н. М. Борытко // Инновационные процессы в учреждениях дополнительного образования: теория и практика. Волгоград, 1999.-С. 46−47.
  22. , C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования / С. Л. Братченко. М., 1999.
  23. , Г. А. Дополнительное образование детей Московской области / Г. А. Бредихин // Дополнительное образование. 2000. — № 1. — С. 34−35.
  24. , А.К. Система дополнительного образования детей: проблемы становления и развития в условиях реформирования российского образования / А. К. Бруднов. М., 1996. — 234 с.
  25. , JI.H. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей: учеб.-метод. пособие / JI.H. Буйлова, Е. А. Филиппова. М., 1999.- 123 с.
  26. , Н.Г. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Буркова. М., 1998. — 25 с.
  27. , Е.Е. Психологические проблемы управления / Е. Е. Вендров. М., 1969.-235 с.
  28. , С. Т. Эффективная школа / С. Т. Вершловский. СПб., 1995. -235 с.
  29. , В.Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Г. Виненко. -Тольятти, 2000. 376 с.
  30. Внутришкольное управление вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991.-С. 41.
  31. , A.M. Управление развитием инновационной образовательной среды школы / A.M. Воронин. Брянск, 1995. — 145 с.
  32. , Б.З. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную педагогику учителя / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. М., 1995. — 112 с.
  33. , С.В. Управление научно-исследовательской деятельностью субъектов инновационного процесса в педагогическом колледже: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Герасименко. Волгоград, 2004. — 24 с.
  34. , В.А. Система дополнительного образования детей / В. А. Горский, Л. Ю. Ляшко, В. В. Усанов // Доп. образование. 1999. — № ¾. — С. 23−25.
  35. , Ж.Т. Социальное проектирование / Ж. Т. Гощенко. М., 1982. -125 с.
  36. , О.С. Основы педагогики индивидуальности / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Калининград, 2000. — 57 с.
  37. , В.В. Технология проблемного семинара: синтез «мозгового штурма» и творческой дискуссии / В. В. Гузеев // Шк. технологии. -1998.-№ 1. С. 51−56.
  38. , Е.Б. РазЕитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях / Е. Б. Евладова, Л. А. Николаева. М., 1996.-С. 41.
  39. , С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Езопова. М., 2003. — 309 с.
  40. , Д.А. Технология реализации образовательной программы «Педагогика творческого развития личности»: учеб. пособие для учащихся пед. кл. / Д. А. Ершов, A.M. Саранов, В. В. Арнаутов. Волгоград: Перемена, 2001. -154 с.
  41. , В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В. П. Зверева. М., 1997. — 321 с.
  42. , В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей / В. И. Зверева. -М., 1998. 108 с.
  43. , В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки / В. И. Зверева. М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2000.- 170 с.
  44. , Л.Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образования / Л. Я. Зорина // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 22−28.
  45. , Н.Г. Формирование смысловой сферы личности педагога: дис. .канд. пед. наук / Н. Г. Зотова. Волгоград, 1998. — 108 с.
  46. , B.C. Целостный подход к формированию личности школьника и студента / B.C. Ильин. Волгоград, 1990. — 178 с.
  47. , Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1972. — 88 с.
  48. , Н.В. Психолого-педагогическое обеспечение образовательной среды в малом городе / Н. В. Илюхина // Прикладная психология. 2002. — № 4. -С. 34−39.
  49. Инновационные процессы в учреждениях дополнительного образования: теория и практика: материалы обл. науч.-практ. конф. Волгоград: Перемена, 1999.-234 с.
  50. Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. Тюмен. гос. ун-та / под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1990. — 240 с.
  51. , Е.В. Подготовка будущих учителей технологии к проектной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Ильяшева. -Магнитогорск, 2001. 23 с.
  52. , Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т. С. Кабаченко. СПб., 2003.
  53. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган. JL, 1991.-384 с.
  54. , И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант. М., 1966. — 558 с.
  55. , Т.А. Парадигма самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Т. А. Каплунович. Великий Новгород, 2002. — 22 с.
  56. , А.В. Психология принятия управленческих решений / А. В. Карпов. -М., 1997.-192 с.
  57. , А.А. Система освоения студентами механизма реализации личностно ориентированного образовательного процесса. Общепедагогический аспект: дис.. канд. пед. наук / А. А. Кармаев. Саратов, 1999. — 190 с.
  58. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основеисследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. -Рига, 1995.-125 с.
  59. , Е.Н. Синергетика: начало нелинейного мышления. Общественные науки и современность / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М., 1994. — 237 с.
  60. , Е.Н. Случайность, которая творит мир. Новые представления о самоорганизации в природе и обществе / Е. Н. Князева, И. Пригожин, Е. Рерих, и др. // В поисках нового мировидения. М., 1991.- С. 3−31.
  61. , М.Б. Педагогика внешкольного учреждения / М. Б. Коваль. -Оренбург, 1992. 62 с.
  62. , Ю.А. Некоторые вопросы перестройки внутришкольного управления / Ю. А. Конаржевский. Курган, 1989.
  63. Концепция и программа развития Дома детского творчества Советского района Ростова-на-Дону (1997−2000 гг.) / Е. Ф. Грязева, A.M. Рябченко. -Ростов н/Д., 1998.-242 с.
  64. Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конаржевский. -М, 1992.-142 с.
  65. , Ю.А. Проблемы внутришкольного управления / Ю. А. Конаржевский. Челябинск, 1989. — С. 136−139.
  66. , Я. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа / Я. Корнева, И. Вуева // Внешкольник. 1999. — № 1. — С. 17−21.
  67. , Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода / Б. Б. Косов // Вопр. психологии. 1997. — № 6. — С. 58−68.
  68. , И.Б. Становление и развитие гуманистической педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов н/Д., 1997. — 144 с.
  69. , А.И. Культура педагогического исследования / А. И. Кочетов -Минск, 1996.-328 с.
  70. , В.В. Методология педагогики: анализ с позиции практики / В. В. Краевский // Сов. педагогика. 1988. — № 7. — С. 24−47.
  71. , Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии:природа, проектирование, реализация: монография / Е. А. Крюкова. -Волгоград: Перемена, 1999. 196 с.
  72. , Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. Л., 1967. -184 с.
  73. , С.В. Педагогика самоорганизации: феномен, содержание / С. В. Кульневич. Воронеж, 1997. — 78 с.
  74. , С.В. Единое образовательное пространство области (основание синергетической разработки) / С. В. Кульневич. Воронеж, 1998. — 37 с.
  75. , С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба / С. В. Кульневич, В. Н. Иванченко. Ростов н/Д.: Учитель, 2005. — 324 с.
  76. , С.П. Синергетика теория самоорганизации: идеи, методы, перспективы / С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. — М., 1983. — 48 с.
  77. , Т.М. Управление школой. Задачи и деловые игры / Т. М. Куриленко. Минск, 1988. — 172 с.
  78. , Е.В. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей / Е. В. Леонова // Доп. образование. 2001. — № 5. — С. 28−30.
  79. , Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова. М.: ВЛАДОС, 1999. — 236 с.
  80. , Л.И. Экономико-математический словарь / Л. И. Лопатников. -М&bdquo- 2003.-520 с.
  81. , М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы / М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М., 2004.
  82. , В .Я. Инновационное обучение: стратегия и практика/ В. Я. Ляудис. М., 1994. — 96 с.
  83. Малинецкий, Г. Г, Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент / Г. Г. Малинецкий. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Ком. Книга, 2005 — 308, (4) с.
  84. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 190 с*
  85. Менеджмент в управлении школой / под ред. Т. И. Шамовой. М., 1992.
  86. Менеджмент XXI века: Когда-нибудь мы все будем так управлять / под ред. С. Чоудхари.-М., 2002.
  87. , М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Месхон. М., 1992.
  88. , A.M. Категория развития: трудности объяснения / A.M. Миклин // Вопр. философии. 1978. — № 3. — С. 80−89.
  89. Мир философии: в 2 ч.: кн. для чтения. 4.2: Человек. Общество. Культура / сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. — 623 с.
  90. Митина, J1.M. Психология профессионального развития учителя / J1.M. Митина. М., 1998. — 244 с.
  91. , JI.M. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога / JT.M. Митина. М., 1999. -273 с.
  92. , Н.Н. Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев. М., 1987. — 302 с.
  93. , A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть? / A.M. Моисеев. М., 2001. — 272 с.
  94. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: монография / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995.-158 с.
  95. , JI.M. Методологический аспект проблемы гуманитаризации математического образования в современной школе. Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе и вузе / J1.M. Наумова. -Саранск, 1998.-С. 32.
  96. , Н.М. Принципы обновления в учреждении дополнительного образования / Н. М. Наумова, Я. В. Добрецова. СПб., 1995 — 127с.
  97. , Г. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Николис, 1. И. Пригожин. М., 1979.
  98. , Н.В. Использование интернет-технологий висследовательской деятельности учителей и учащихся / Н. В. Новожилова //к
  99. Завуч. 2003. — № 8. — С. 118−125.
  100. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
  101. Образовательная политика России на современном этапе: доклад Государственному Совету Российской Федерации «Доступность качество -эффективность» // Высш. образование. — 2001. — № 2. — С. 5−20.
  102. , А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании / А. А. Орлов // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 9−15.
  103. Основы внутришкольного управления / под ред. П. В. Худоминского. М., 1987.
  104. , А.И. Курсовое обучение руководителей школ как условие развития их управленческой культуры: дис.. канд. пед. наук / А. И. Осьминина. СПб., 1996. — С. 26−27.
  105. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: сб. нормат. и метод, материалов для доп. образования детей / под ред. А. К. Бруднова. М., 2000.
  106. Отечественные традиции образования, духовного и нравственного воспитания школьников: науч.-метод. сб. / под ред. А. Д. Червякова. М.: ЦРО РАО, 1998.-С. 80.
  107. , В.И. Центр творчества детей и юношества как субъект развивающегося образования / В. И. Панов // Практика управления развивающейся школой в городе: тез. докл. науч.-практ. конф. городов России. -Смоленск, 1995. С. 34−38.
  108. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2000. — 344 с.
  109. Педагогическое проектирование в системе образования: метод, материалы. -СПб, 1994.-342 с.
  110. , В.И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. М., 1994. -С. 256−257.
  111. , Ф.И. Введение в системный анализ / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. -М., 1987.- 178 с.
  112. , С.Д. В поисках педагогической инноватики / С. Д. Поляков. М., 1993.-65 с.
  113. , Г. Х. Эффективное управление / Г. Х. Попов. М., 1985.
  114. , М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: пособие для рук. общеобразоват. учреждений / М. М. Поташник. М.: Нов. школа, 1996. — 320 с.
  115. , М.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах) / М. М. Поташник, О. М. Моисеева. М., 1997.
  116. , М.М. Управление качеством образования / М. М. Поташник. -М., 2000.
  117. , И. Природа, наука и новая рациональность / И. Пригожин, Е. Рерих, Н. Рерих // В поисках нового мировидения. М., 1991. — С. 32- 41,
  118. , И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  119. , И.И. Проектирование новых организационных форм управления инновационными процессами / И. И. Проданов. Сочи: СРЦУРО, 1997. — 231 с.
  120. Процесс самореализации личности в условиях учреждений дополнительного образования детей: материалы науч.-практ. конф. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. 102 с.
  121. , В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации / В. Ш. Раппопорт. М., 1988.
  122. Региональная программа развития дополнительного образования детей Волгоградской области на 1997−2000 гг. Волгоград, 1996. — 120 с.
  123. , Е.Я. Мифомышление: когнитивный анализ / Е. Я. Режабек. М., 2003.-302 с.
  124. , М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие / М. И. Рожков, J1.B. Байбородова. М., 2001. — 253 с.
  125. , Е.Ю. Педагогические условия освоения учителями идей гуманитаризации образования в системе повышения квалификации: дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Рубинштейн. Волгоград, 2004. — 178 с.
  126. , И.А. Основы управления педагогическими системами / И. А. Рудакова. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 280 с.
  127. , В.Н. Ценность и смысл / В. Н. Сагатовский // Философские науки. 1987. -№ 10. — С. 34−37.
  128. , A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика / A.M. Саранов. -Волгоград, 2000. 259 с.
  129. , A.M. Инновационный поиск в современной развивающейся школе: учеб. пособие к спецкурсу / A.M. Саранов. Волгоград: Перемена, 1999. -228 с.
  130. , A.M. Функции методологии педагогики в инновационном поиске развивающейся школы / A.M. Саранов // Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1998. — С. 226−234.
  131. , A.M. Теория и практика становления и развития авторской школы: учеб. пособие / A.M. Саранов, Т. С. Перекрестова. Волгоград: Перемена, 2001. — 133 е.
  132. , A.M. Модернизация системы дополнительного образования детей / А. М. Саранов, Г. И. Гузева. Волгоград: Перемена, 2002. — 246 с.
  133. , О.А. Соотношение новаций и традиций в цивилизованном процессе / О. А. Сергеева // Философия и общество. 1999. — № 2. — С. 190−213.
  134. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  135. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  136. , В.В. Индивидуализация управления качеством в образовательном учреждении / В. В. Сериков // Модернизация управления образовательным учреждением / под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. М.: АПКиПРО, 2004. -С. 4−24.
  137. , В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: монография / В. М. Симонов. Волгоград: Перемена, 2000. 340 с.
  138. Системные исследования в современной науке: сб. науч. тр. М.: НГУ, 1982.- 168 с.
  139. Системный анализ и научное знание. М.: Наука, 1978. — 246 с.
  140. Системный метод и современная наука: межвуз. сб. науч. тр. М.: НГУ, 1983.- 168 с.
  141. , В.А. Педагогика инновационной деятельности /
  142. B.А. Сластенин, Л. С. Подымова. М., 1997. — 223 с.
  143. , С. Превращение управления в соуправление / С. Слободякин // Директор школы. 2000. — № 2. — С. 21−24.
  144. Сотворчество в управлении образованием. Петрозаводск — М., 1993. -232 с.
  145. , С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (науко-практика интенсивного развития человека и организаций) /
  146. C.Ю. Степанов. М.-Петрозаводск, 1996.
  147. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001.-95 с.
  148. , И.С. Управление общеобразовательной школой / И. С. Сунцов. -М, 1982.-317 с.
  149. , Ю.В. Системно-синергетический подход к изучению физико-математических дисциплин в общеобразовательной школе: дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Талагаев. Саратов, 2000. — 171 с.
  150. , Д.В. Алгоритм разработки концепции дополнительного образования детей / Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщикова, Т. А. Фомина // Внешкольник. 1998. — № 5. — С. 4−7.
  151. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопр. философии. -2000,-№ 4.-С. 23−26.
  152. Толковый словарь живого русского языка. М., 1994. — 576 с.
  153. , П.И. Управление школой по результатам / П. И. Третьяков. -М.: Нов. школа, 1998. 288 с.
  154. , А.П. Инновационные процессы в образовании / А. П. Тряпицына //Инновационные процессы в образовании. СПб., 1997. -4.1.-С. 3−27.
  155. , В. Логика управления школой / В. Уланов // Директор школы. -1996.-№ 6.-С. 23−26.
  156. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В. А. Караковского и др. М., 1999. — 342 с.
  157. Управление развитием образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. М., 2005. — 304 с.
  158. Управление развитием школы / под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. -М.: Нов. школа, 1995. 454 с.
  159. , А.А. Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. -Минск, 2001.-637 с.
  160. , К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы / К. М. Ушаков. М., 1995. — 344 с.
  161. , И. Феномены инновационной школы / И. Фрумин // Нар. образование. 1995. — № 7. — С. 2−11.
  162. , Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. М., 1985. — 321 с.
  163. , Е.А. Организация проведения деловых игр: учеб.-метод. пособие для преп. сред. спец. заведений / Е. А. Хруцкий. М, 1991. — 320 с.
  164. , А.В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001.-536 с.
  165. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Материалы методол. Семинара памяти проф. B.C. Ильина. Вып. 5. -Волгоград: Перемена, 2001. — 198 с.
  166. , Е. Воспитание подрастающего поколения забота общая / Е. Чепурных // Воспитание школьников. — 2001. — № 4. — С. 2−11.
  167. , Т.В. Организационно-управленческое консультирование руководителей образовательных учреждений / Т. В. Черникова // Педагогика.2002.-№ 9.-С. 60−66.
  168. , Т.В. Как управлять педагогическим коллективом развивающейся школы (практическое пособие директора) / Т. В. Черникова. -М, 2004. 78 с.
  169. , Т.В. Качественное управление школой: понятие, структура, методика оценки и технологии развития / Т. В. Черникова // Ярослав, психол. вестн. 2004. — № 13.-С. 191−198.
  170. , Т.В. Качество управления образовательным учреждением: теория, методика, технологии работы руководителя профильной школы / Т. В. Черникова. М, 2005. — 115 с.
  171. , Т.В. Управление развитием образовательного учреждения / Т. В. Черникова. М, 2005. — 231 с.
  172. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М, 1982. — 184 с.
  173. , Л.С. Внутришколъный мониторинг-инструмент управления качеством образования / Л. С. Шайдурова // Завуч. 1998. — № 6. — С. 36−47.
  174. , И.К. Основы управления школой / И. К. Шалаев. Барнаул, 1983.
  175. , Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой / Т. Н. Шамана.-М., 1992.
  176. , Т.И. Демократизация методов и стиля управленческой деятельности руководителя школы / Т. И. Шамова // Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — С. 41.
  177. , Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М., 2001.
  178. , Т.И. Управление педагогическими системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, М. П. Капустин. М., 2002.
  179. , Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. / Т. И. Шамова, А. И. Малинин. М., 2005. — 382 с.
  180. , С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / С. Т. Шацкий. -М., 1980.-141 с.
  181. , Г. Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия ее освоения: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. Г. Шеек. Елец, 2001. — 17 с.
  182. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М., 1998. — 354 с.
  183. Эксперимент в школе: организация и управление / под ред. М. М. Поташника. М., 1992.-215 с.
  184. , Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н. Р. Юсуфбекова. М., 1991. — 92 с.
  185. , Е.В. Теория и практика внутривузовского управления качеством образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. В. Яковлев. Челябинск, 2000. -49 с.160
Заполнить форму текущей работой