Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вьетнам в азиатско-тихоокеанской экономической интеграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так или иначе, АСЕАН в практическом плане определила перспективы своего развития до 2020 г. на балийском саммите в октябре 2003 г. В принятой на нем Декларации согласия ACEAH-II была поставлена задача трансформации группировки в Асеановское сообщество, «единый рынок и производственную базу», сцементированные общей региональной культурной идентичностью. По мнению диссертанта, принятие Декларации… Читать ещё >

Содержание

  • страницы
  • Глава I. Экономика и внешнеэкономические связи СРВ в 1990—2000-е
    • 1. 1. Основные направления рыночных реформ СРВ
    • 1. 2. Внешнеэкономические связи Вьетнама: динамика, товарная структура и географическое распределение
    • 1. 3. Иностранные инвестиции в экономике СРВ
    • 1. 4. Внешнеэкономическая политика СРВ в 1999—2000-е гг
    • 1. 5. Торгово-экономические отношения Вьетнама и России. J'
  • Глава II. Углубление интеграционных тенденций в АСЕАН: роль и место Вьетнама
    • 2. 1. Эволюция экономической интеграции в рамках АСЕАН
    • 2. 2. Меры по активизации и углублению интеграционных процессов в АСЕАН на рубеже 1990−2000-х гг
    • 2. 3. Вьетнам в экономической интеграции в рамках АСЕАН: преимущество и издержки участия
    • 2. 4. Влияние участия в АСЕАН на экономическое сотрудничество СРВ со странами Ассоциации
  • Глава III. Участие СРВ в Форуме Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)
    • 3. 1. АТЭС: цели создания и основные направления деятельности
    • 3. 2. Участие СРВ в АТЭС: основные обязательства и пути их реализации
    • 3. 3. Тенденции и перспективы участия Вьетнама в АТЭС

Вьетнам в азиатско-тихоокеанской экономической интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

: Выбор темы исследования обусловлен огромной ролью Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в современный период. В 1980;2000;е годы АТР является наиболее динамично развивающимся регионом, центром торговли, сферой приложения капиталов. Экономическая и геополитическая важность региона определяется его крупным потенциалом — на страны АТР приходится 31% территории земного шара, 40% населения, 50% совокупного ВВП, почти половина мировой торговли. Это свидетельствует о неуклонном усилении позиций АТР в мировой экономике и политике в качестве важнейшего центра силы.

АТР включает страны, расположенные по обе стороны Тихоокеанского бассейна — в Азии, Северной Америке, Латинской Америке, Океании, а также Россию.

Интеграционные процессы наблюдаются с конца 60-х гг. (на субрегиональном уровне) и с конца 80-х гг. (на региональном уровне). Всего в регионе действуют или являются потенциальными 43 группировки, самые важные из которых — Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Зона свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией (СЕР). Все четыре региональных блока поставили задачу сформировать зоны свободной торговли товарами, услугами и движения капиталов.

Начиная с 1991 года, Социалистическая Республика Вьетнам стала активным участником интеграционного процесса в АТР, так как в основу нового внешнеэкономического курса положена задача реализации рыночных реформ и интеграции национальной экономики в мировую хозяйственную систему. Вступление СРВ в АСЕАН (1995 г.) и в АТЭС (1997г.) способствует укреплению международного положения страны, а также ее экономическому развитию.

Актуальность диссертационной работы обусловлена необходимостью анализа практического опыта стран АТР в либерализации торговли товарами и услугами, движения капиталов (главным образом, на национальном и региональном уровнях), что повысит привлекательность национальной экономики для внешних рынков сбыта, зарубежных товаров, услуг, привлечения внешних инвестиций. Различия в политическом, историческом, и социально — экономическом развитии не препятствуют использованию опыта стран АТР в решении схожих вопросов, стоящих также перед Вьетнамом в области регулирования внешней торговли и инвестиционного климата. Изучение опыта стран АТР по преодолению отсталости, изменению структуры экономики, экономического взаимодействия имеет большое практическое значение для Вьетнама, экономика которого переживает качественно новый этап развития.

Так же, как представляется, что рассмотрение оригинального опыта рыночных реформ во Вьетнаме на современном этапе может составлять актуальную научную задачу. Кроме того, в настоящее время, когда процессы глобализации мирохозяйственных связей все более выдвигаются в центр изучения экономической и политической науки, анализ деятельности АСЕАН и АТЭС позволяет более глубоко и предметно изучить эти неоднозначные процессы применительно к обширному макрорегиону тихоокеанской Азии. Изучение происходящих здесь подвижек в направлении экономической интеграции позволяет более глубоко и разносторонне подойти к исследованию сходных процессов,, происходящих во многих других регионах земного шара.

Не менее актуальным представляется и предметный анализ достижений и проблем в рамках АСЕАН и АТЭС, ибо на этой основе позволительно судить о позитивном и негативном опыте регионального взаимодействия в деле налаживания свободного передвижения товаров, инвестиций и услуг. Данный анализ позволяет ближе подойти к разработке наиболее оптимальных форм формирования региональных экономических объединений и участия в них стран, недавно вступивших на путь рыночных реформ, таких как Вьетнам.

Предмет исследования. Настоящая работа посвящена анализу трансформации народного хозяйства и внешнеэкономических связей Социалистической Республики Вьетнам в последнем десятилетии XX века и начале XXI века. Автор стремился рассмотреть мотивы, побудившие руководство страны радикально переосмыслить прежний курс социально-экономического развития, провозгласить политику «обновления» (doi moi), приступить к налаживанию широкого регионального и международного сотрудничества, не обремененного односторонней ориентацией и идеологическими рамками. В конце 80-х и начале 90-х гг. прошлого века перед Вьетнамом возникла острейшая дилемма: либо продолжать курс на сохранение хозяйственной автаркии, либо подключиться к доминирующим тенденциям развития мировой экономики, но при сохранении командных высот в руках государства. В итоге избран был второй вариант. Однако, как и в других странах «переходной экономики», указанный выбор сопровождался достаточно острыми внутренними дебатами в политических, академических и деловых кругах.

В своей работе автор также стремился акцентировать внимание, что вступление СРВ в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), подписание сопутствующих соглашений о зоне свободной торговли, инвестиционной зоне и т. д. имели для Вьетнама в целом позитивное значение. В том смысле, что страна постепенно вовлекалась в русло общерегиональной динамики, со всеми ее плюсами и минусами. Было получено наглядное представление, в чем состоят преимущества и изъяны движения к региональной интеграции, в особенности для стран, отставших от соседей в своем экономическом развитии. С уверенностью можно утверждать, что подключение к структурам АСЕАН стало для Вьетнама и его представителей важным уроком со всех точек зрения.

Вступление в Форум Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) стало для СРВ новым решительным шагом приобщения к торгово-экономическим процессам, протекающим в современном глобализирующемся мире. Естественно, что на данном этапе, обладая ограниченным хозяйственным и финансовым потенциалом, Вьетнам не может играть заметной роли в динамике АТЭС. Но сам факт участия в нем, анализ его трансформации в последнее время дают Ханою богатый материал для осмысления тенденций, характерных современным международным экономическим отношениям.

Объект исследования — реформирование экономики СРВ, углубление участия страны в международном разделении труда и региональных интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и в АТР (Форум АТЭС).

Целью исследования стал анализ социально-экономических реформ и их влияния на внутриэкономическую политику Вьетнамаа также анализ участия СРВ в АСЕАН и в АТЭС, позитивных и негативных последствий для экономики страны.

Постановка общей цели определяет следующие задачи:

1. проанализировать основные направления реформ и состояние экономики и внешнеэкономических связей СРВ в начале XXI в.

2. дать характеристику интеграционному процессу в АСЕАН;

3. рассмотреть основные направления экономического взаимодействия Вьетнама и стран АСЕАНпоследствия членства в Ассоциации для вьетнамской экономики;

4. проанализировать деятельность Форума АТЭС (в том числе в отношении формирования зоны свободной торговли);

5. охарактеризовать состояние экономического сотрудничества Вьетнама со странами АТЭС и влияние членства в Форуме на экономику СРВ.

Научная новизна диссертационной работы состоит в предпринятой автором попытке обобщить и комплексно изучить влияние интеграционных процессов в рамках АСЕАН и АТЭС на экономику и внешнеэкономические связи Вьетнама.

Более конкретно научная новизна исследования заключается в следующем:

1. охарактеризованы новейшие тенденции в развитии экономики и внешнеэкономических связей Вьетнама;

2. дан анализ современных российско-вьетнамских экономических связей;

3. проанализированы результаты формирования зоны свободной торговли в рамках АСЕАН;

4. раскрыта роль и последствия членства в АСЕАН и АТЭС для экономики и внешнеэкономических связей Вьетнама.

В силу особенностей исторического и социально-экономического развития Вьетнам включился в азиатско-тихоокеанские интеграционные процессы с середины 90-х гг. В 1995 году Вьетнам вступил в Ассоциацию стран Юго-восточной Азии (АСЕАН) и в Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). Одновременно с Россией в 1997 г. СРВ принят в АТЭС. В настоящее время разрабатывается вопрос и условия вступления Вьетнама в ВТО. Именно эти международные организации определяют пути формирования многосторонних механизмов стимулирования международной торговли в АТР. Изучение этих процессов и связанных с ним проблем для экономики и внешнеэкономической политики СРВ составляет научную новизну диссертации.

Анализ осуществлен на основе ситуации второй половины 1990;х — начала 2000;х гг., что существенно отличается от предшествующих десятилетий достаточно глубоко и всесторонне изученных во вьетнамской, российской и зарубежной специальной литературе.

Научная новизна работы также заключается в раскрытии перспектив и тех изменений в торговых отношениях между странами с учетом последствий валютно-финансового кризиса в Восточной Азии в 1997;1998 годах.

Границы проведенного исследования определяются географическим фактором (анализ интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии и в АТР в целом) — хронологическими рамками (с 1980;х гг. до 2004 г.) — предметным фактором (анализ экономических реформ, внешнеэкономических связей Вьетнама).

Методологической основой стали основополагающие труды по проблемам экономики СРВ, международных экономических отношений и международной экономической интеграции российских, вьетнамских и других зарубежных экономистов, со странами АСЕАН и АТЭС).

Подход к задачам исследования строился с учетом работ целого ряда российских исследователей: JI.A. Аносовой, А. Д. Богатурова, С. А. Былиняка, Г. М. Костю-ниной, В. М. Мазырина, Н. П. Малетина, Ю. А. Плеханова, А. А. Рогожина, В.В. Са-мойленко, М. А. Халдина, Г. И. Чуфрина, В. В. Шмелева, Г. С. Яскиной.

Среди монографических исследований российских авторов диссертанту хотелось бы особо отметить книгу Г. С. Яскиной и Л. А. Аносовой «Вьетнам. История, политика, экономика», вышедшую к 55-летней годовщине Августовской революции во Вьетнаме. Она посвящена крупномасштабному исследованию истории и современной динамике экономического развития Вьетнама в комплексе с его международными отношениями. По понятным причинам, диссертант уделил главное внимание главам монографии, посвященным экономической проблематике.

Из других работ с полным основанием следует назвать монографию Г. М. Костюниной «Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция». Вышедшая в 2002 г., книга по сути является одним из первых в России научных исследований, посвященных всестороннему анализу экономической интеграции в АТР — важном узле мирового экономического взаимодействия. Поскольку значительная часть работы посвящена процессам, протекающим в АСЕАН и АТЭС, она по-настоящему явилась настольной книгой диссертанта при подготовке настоящей работы.

Большую практическую пользу для диссертанта представило ознакомление с целым рядом сборников статей российских ученых, вышедших в последние годы: «Индокитай: 1990;е годы (политика, экономика)», «Индокитай на рубеже веков (политика, идеология)», целая серия сборников по проблематике Юго-Восточной Азии, объединенных общим названием «Актуальные проблемы развития», вышедших под эгидой Института востоковедения РАН.

Среди вьетнамской литературы, посвященной взаимоотношениям СРВ со странами АСЕАН, интеграционным начинаниям в Юго-Восточной Азии следует назвать таких исследователей-экономистов, как Во Дай Лыок, Во Тханг Тху, By Туан Ань, Нгуен Суан Тхунг, Фам Дык Тханг, Чан Хьеп и др. Освещение ими перечисленных выше проблем осуществлялось в виде индивидуальных и коллективных монографий, а также отдельных статей, опубликованных в профильных вьетнамских журналах и сборников. Большинство из перечисленных авторов выступали с позиций необходимости форсирования рыночных реформ во Вьетнаме с учетом национальной специфики, являлись активными сторонниками приобщения к процессам регионального торгово-экономического сотрудничества в интересах индустриализации и модернизации СРВ.

Среди англоязычных источников автор обратил особое внимание на работы бывшего премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада и мемуары нынешнего старшего министра правительства Сингапура (фактического лидера страны) Ли Куан Ю. Любопытно, что руководители двух соседних стран-членов АСЕАН зачастую дают диаметрально противоположную трактовку причин валютно-финансового кризиса 1997/98 гг., расходятся в оценках деятельности АТЭС. Весьма плодотворным для диссертанта стало детальное знакомство с нашумевшей работой американского политолога Самюэля Хантингтона: «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка». По нашему мнению, автор работы высказал весьма интересные заключения, со многими из которых, однако, трудно согласиться. Были использованы также две работы сингапурского публициста Ранджита Гилла, посвященные азиатскому финансовому кризису.

Источники. При проведении анализа экономики и внешнеэкономических связей Вьетнама, экономической интеграции в АСЕАН и АТЭС диссертант использовал статистические материалы и официальные документы. Первоисточниками стали официальные документы Секретариата АСЕАН, Секретариата АТЭС. Также в этом отношении автор опирался на изучение программных документов Коммунистической партии Вьетнама (решений съездов КПВ, резолюций пленумов ЦК КПВ), постановлений правительства СРВ, решений, принимаемых на саммитах и министерских конференциях АСЕАН и АТЭС.

Изучались доклады и статистическая информация международных экономических организаций — МВФ, ВТО, ЮНКТАД, Всемирного банка. Ценные сведения получены из справочной и периодической литературы, изданной в СРВ, России и других странах.

Практическая значимость данной работы определяется тем фактом, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в работе внешнеполитического и внешнеэкономического ведомств СРВ для более детальной ориентации в геоэкономическом поле современной Юго-Восточной Азии и тихоокеанской Азии в целом. Работа, как представляется, может стать подспорьем для определения форм и методов торгово-экономического взаимодействия с региональными и внерегиональными партнерами. Кроме того, возможно применение работы в качестве учебно-методического пособия для вьетнамских студентов и аспирантов, специализирующихся на проблемах национальной экономики и ее взаимодействия с внешним миром.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в статьях автора под названием «Участие Вьетнама в АФТА: основные обязательства, преимущества и недостатки» и «Обзор программы ускорения экономической интеграции в АСЕАН (Взгляд 2020 г.)» — в сборнике «Наука и сотрудничество 2002» -Доклад 6-ого научного симпозиума от 24 апреля 2002 г. Москва. Издательство «Творчество».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ Ш.

Созданный в 1989 г. Форум АТЭС стал важным инструментом либерализации и содействия торговле товарами, услугами и инвестиции в рамках 21 страны и территории Тихоокеанского бассейна. Формирование зоны свободной торговли ведется с учетом большой экономической и социальной дифференциации между странами на.

156 Совместное заявление 15-й министерской встречи АТЭС. Бангкок, 17−18 октября 2003 г. -http/www ln.mid.ru/ns-dipecon, 19.10.03 основе индивидуальных и коллективного плана действий, развития технико-экономического сотрудничества.

1. Сохраняются многочисленные проблемы в достижении главной цели АТЭС. Из их числа следует выделить — огромная экономическая дифференциация между странами по объему ВВП и среднедушевого ВВПневысокая эффективность национальных индивидуальных планов действийразногласия между партнерами в отношении объема обязательств и сроков их выполненияполитика лоббирования отдельных предпринимательских группнецелевое расходование финансовых ресурсовбюрократизация в развивающихся странах.

2. Страны АТЭС являются основными торговыми и инвестиционными партнерами Вьетнама. На их долю приходится 62% экспорта и 81% импорта страны, 70% накопленных ПЗИ. В тоже время торгово-инвестиционные связи отличаются ас-симетричностью — доля СРВ с совокупном товарообороте АТЭС составляет лишь 0,35%.

3. Вступление в 1998 г. в Форум АТЭС содействовало росту открытости вьетнамской экономики, углублению ее интеграции в региональную и мировую экономику. Это стало возможным, в том числе на основе принятия новых законодательных актов, нацеленных на укрепление рыночных основ экономикипринятия добровольных обязательств в рамках индивидуального плана действий.

4. В начале XXI века активизировались интеграционные процессы в АТР. Как и другие страны АТЭС Вьетнам участвует в них — в рамках АФТА, недавно начавшей свое создание зоны свободной торговли между АСЕАН и КНР. Большие перспективы по реализации имеют и такие проекты, находящиеся в переговорной стадии, как Восточноазиатская зона свободной торговли, зона свободной торговли между АСЕАН и СЕР. Как представляется, именно реализация этих проектов становится приоритетным направлением интеграционных процессов в АТР и может стать альтернативой созданию зоны свободной торговли в рамках АТЭС (в силу сохраняющихся многочисленных объективных и субъективных дезинтегрирующих факторов). Очевидно, что роль Вьетнама, только что вступившего на путь рыночных реформ и активизации участия в международном разделении труда будет весьма скромной. На текущий момент СРВ пока не выдвинула никаких самостоятельных инициатив по либерализации торговли, услуг и движения капиталов, по развитию экономико-технического сотрудничества в рамках АТЭС. Все эти проблемы Вьетнам обсуждает и решает в основном на двусторонней основе с другими странами АТЭС на основе политики «открытого регионализма» и в рамках формирующейся конструкции «АСЕАН плюс три».

Заключение

.

С середины 1980;х гг. Вьетнам осуществляет политику обновления, сфокусированную на внедрение рыночных механизмов в экономику и управление народным хозяйством, реструктуризацию и создание многоотраслевой экономики, проведение реформ в валютно-финансовой сфере и административной системе, развитии внешнеэкономических связей. Одним из важнейших аспектов хозяйственных реформ во Вьетнаме является мобилизация внутренних капиталов и привлечение прямых зарубежных инвестиций. Большое влияние на развитие национального предпринимательства оказало принятие нового закона о частных предприятиях. В течение 1990;2000 гг. неоднократно вносились изменения в закон об иностранных инвестициях, являющийся, как считают во Вьетнаме, наиболее либеральным в регионе Юго-Восточной Азии. Радикализм этих решений и их последовательная реализация поставили СРВ в ряд наиболее динамично развивающихся государств в мире.

В Конституции СРВ 1992 г. (с поправками, внесенными в 2002 г.) провозглашается, что государство проводит единую, поощрительную политику в отношении всех видов собственности. Соответственно все сектора экономики являются интегрированными составляющими социально ориентированного рыночного народного хозяйства, предприятия и физические лица имеют право заниматься деловой деятельностью во всех отраслях, разрешенных законом, на основе взаимодействия, равенства и конкуренции.

С начала 90-х годов во Вьетнаме отмечаются важные достижения в социально-экономической области. В период 1991;1995 гг. ежегодный средний прирост ВВП составлял 8,2%, в 1996;2000 гг., несмотря на негативное воздействие азиатского валют-но-финансового кризиса — около 7%. В результате, к 2000 г. ВВП удвоился по сравнению с 1991 г. Наиболее высокими темпами росло производство в промышленности и строительстве, а также расширение сферы услуг. Все это способствовало повышению уровня жизни населения и прогресса страны в целом.

По мнению диссертанта, за тридцать пять лет своего существования АСЕАН доказала свою жизнеспособность. Из аморфной ассоциации она превратилась в четко структурированную региональную организацию, не только сумела не допустить возникновения межгосударственных конфликтов между своими членами и эрозии собственных рядов, но и объединить Юго-Восточную Азию в единую региональную общность. Это позволило АСЕАН заслужить широкий международный авторитет. Одним из свидетельств этого стал тот факт, что ныне АСЕАН является движущей си пой Асеановского регионального форума (АРФ), в рамках которого обсуждаются наиболее острые проблемы обеспечения безопасности в АТР. Другим примером является растущее стремление внерегиональных государств присоединиться к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии.

Несомненным достижением АСЕАН, с точки зрения автора, является то, что несмотря на трудности и противоречия «десятке» удалось запустить в действие достаточно эффективный механизм торгово-экономического сотрудничества: Зону свободной торговли (АФТА), Инвестиционную зону АСЕАН (AIA), Программу развития промышленного сотрудничества, налаживается сотрудничество в области транспорта и энергетики.

С принятием новых членов АСЕАН начала уделять повышенное внимание усилиям по сокращению разрыва в уровнях развития между странами «южного» и «северного» поясов Ассоциации, углублению интеграции последнего в рамках «десятки». В этом отношении первостепенное значение уделяется реализации проекта развития бассейна реки Меконг, стержнем которого должно стать строительство железнодорожной магистрали Сингапур — Кунмин, а также налаживание железнодорожного сообщения между странами Восточного Индокитая.

Так или иначе, АСЕАН в практическом плане определила перспективы своего развития до 2020 г. на балийском саммите в октябре 2003 г. В принятой на нем Декларации согласия ACEAH-II была поставлена задача трансформации группировки в Асеановское сообщество, «единый рынок и производственную базу», сцементированные общей региональной культурной идентичностью. По мнению диссертанта, принятие Декларации и поставленные в ней цели явились наиболее реалистичным ответом АСЕАН на вызовы в начале третьего тысячелетия. Имея ввиду досрочную перспективу создания Восточноазиатского сообщества, страны «десятки» продолжают консультации в рамках механизма «АСЕАН + 3» о создании совместной ЗСТ, поддерживают идею созыва в будущем Восточноазиатского саммита. На основе Рамочного соглашения о всестороннем экономическом сотрудничестве продолжаются аналогичные переговоры с Индией, а на базе Транснациональной торговой инициативы — с Евросоюзом. АСЕАН поддерживает заключение соглашения о ЗСТ с Австралией и Новой Зеландией (АСЕАН — СЕР), а также рамочного соглашения о торговле и инвестициях с США.

На основе восьмилетнего членства Вьетнама в АСЕАН можно сделать некоторые выводы.

Для поддержания конструктивных отношений государства асеановской зоны должны уважать независимость, суверенитет и территориальную целостность друг друга, свободу выбора пути социально-политического и экономического развития. Решать спорные вопросы путем мирных переговоров, диалога и сотрудничества без применения или угрозы применения военной силы. Как в недавнем прошлом, так и в настоящее время лишь при учете и сочетании интересов индивидуальных членов и общих интересов Ассоциации может успешно развиваться сотрудничество и взаимодействие, могут быть реализованы цели всей Ассоциации и отдельно каждого ее члена, надлежащим образом решаемы существующие и потенциальные проблемы. Таким образом, интересы Вьетнама тесно связаны с интересами всех стран-членов группировки.

Для Вьетнама, осуществляющего курс на всестороннюю модернизацию и индустриализацию ценным и полезным является опыт стран АСЕАН в экономической области. Это — стратегия индустриализации при активном участии государства, сочетание внутренних ресурсов и внешней помощи, создание благоприятного инвестиционного климата, широкое привлечение прямых зарубежных инвестиций при поощрении национального предпринимательства.

Вьетнам весьма рассчитывает на содействие своих асеановских партнеров в рамках согласованных программ выравнивания уровней развития между «старыми» и «новыми» членами, в реализации таких субрегиональных проектов, как освоение бассейна Меконга, строительство трансазиатской железной дороги, прокладке транса-сеановского газопровода и других. Эти проекты играют важную роль в рамках борьбы с бедностью и ликвидации диспропорций в доходах населения СРВ. Ханой рассчитывает, что на этом направлении руководящим принципом АСЕАН остается: «процветать совместно с процветанием соседей».

В соответствии с принципом «открытого регионализма» СРВ поддерживает курс на взаимное сближение между асеановской «десяткой» и «тройкой» стран Северо-Восточной Азии — Китаем, Японией и Республикой Корея с перспективой формирования единой зоны свободной торговли. С учетом своего географического положения Вьетнам может стать связующим звеном и заметным участником конфигурации «АСЕАН плюс три».

Во Вьетнаме внимательно проанализировали причины и последствия азиатского финансово-экономического кризиса, непосредственно затронувшего партнеров по АСЕАН. Были произведены соответствующие коррективы в политике привлечения портфельных зарубежных инвестиций, формирования валютного курса и обеспечения прозрачности банковской системы. Проведены меры по преодолению таких негативных явлений, как коррупция, кумовство, семейственность в аппарате государственного управления.

На основе опыта стран АСЕАН, а также собственного опыта руководство СРВ лишний раз убедилось в первостепенной важности внутренней социально-политической стабильности, являющейся, помимо всего прочего, составляющей устойчивого хозяйственного прогресса. Сделано было важное заключение, что в процессе индустриализации нельзя пренебрегать защитой экологической среды, сохранением культурно-исторического наследия. Участие в интеграционных процессах в АСЕАН и в АТЭС имеет важные преимущества для вьетнамской экономики, но есть и некоторые издержки.

Несмотря на известную трансформацию деятельности Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), падением его роли в формировании зоны свободной торговли в АТР на фоне растущих двусторонних и многосторонних локальных зон свободной торговли, Вьетнам не намерен свертывать свое участие в этом представительном Форуме. Участие в нем помогает СРВ более эффективно приводить внутреннее законодательство в соответствие с обще принятыми правилами и процедурами, в первую очередь в сферах внешней торговли, нетарифных ограничений, таможенного регулирования, защиты авторских прав и т. д. Участие в АТЭС важно также с точки зрения приобщения к экономике, основанной на знаниях, электронной торговле, внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий. Иными словами, членство в АТЭС позволяет Вьетнаму полнокровно участвовать в идущих процессах глобализации мировой экономики и международных отношений в целом. Он также создает дополнительный важный ресурс для вступления в ВТО.

Тем не менее, во Вьетнаме и многих других странах АСЕАН вызвало беспокойство по поводу прозвучавшего на Бангкокском саммите АТЭС (2003 г.) резкого требования США соединить воедино проблемы торговли и торгового сообщения с вопросами безопасности, обеспечиваемой высокотехнологичной электронной защитой. Практически для стран АСЕАН это означало введение дополнительного, трудно преодолимого нетарифного барьера. Установление его неизбежно болезненно ударит по малым и средним компаниям, особенно «новых «членов» Ассоциации, ведущих бизнес на американском рынке. Кроме того, в асеановских столицах полагают, что зацикленность администрации Дж. Буша на угрозе международного терроризма является ничем другим, как отражением ее стремления пополнить портфели заказов американских корпораций, специализирующихся на производстве систем киберзащиты, таких как, например, Microsoft и Unicat. И, наконец, особо важно, как отметили в Ханое и других асеановских столицах, в борьбе против международного терроризма Вашингтон начал проводить явно дискриминационный курс в отношении стран, не спешащих присоединиться к нему. Пример, Индонезии и Малайзии отказали в начале работы по заключению двусторонних соглашений о свободной торговли. Вьетнам оказался в режиме «ожидания», без особых перспектив на быстрое продвижение вперед. Однако, глобальная компания Вашингтона по борьбе с международным терроризмом будет являться, по всей видимости, дополнительным стимулом для ускоренного развития межазиатской торговли и инвестиций в рамках системы АПТ.157.

Таким образом, встав в середине 1980;х гг. на путь осуществления радикальных и глубоких рыночных реформ, активной интеграции в региональное и мировое хозяйство Вьетнам сделал правильный выбор. Очевидно, СРВ за прошедшие полтора десятка лет сделала гигантский шаг вперед и, по сравнению с состоянием, в котором она пребывала в 1970;80-е гг. — беспросветной отсталости и нищеты, сейчас представляется вполне стабильной и процветающей. Вместе с тем, и до сего времени, в экономическом плане Вьетнам далеко отстает от уровня среднеразвитых стран.

157 FEER, 30.10.03, сс. 16−17.

Глубинной основой этого состояния является то, что во Вьетнаме еще не сложился единый национальный рынок, а рыночные механизмы еще не стали господствующими. Отсюда — очевидные черты патерналистского и анклавного развития народного хозяйства, пробуксовка политики «опоры на собственные силы», малая эффективность структурных реформ (госпредприятий и банковского сектора, торговой реформы, поддержка частного сектора, мер по привлечению прямых иностранных инвестиций), незавершенность административной реформы и т. д.

Низкий экономический потенциал страны не может не оказывать воздействие на формы вхождения Вьетнама в процесс регионального и мирового разделения труда. Торгово-экономические связи, складывающиеся у Вьетнама с развитыми и развивающимися государствами, нельзя пока, даже с натяжкой, назвать интеграционными процессами. Только став членом АСЕАН Вьетнам вступил на путь постепенного включения в региональную интеграционную схему. Это лишь первые шаги на длинном пути вхождения в глобализирующуюся мировую экономику.

В рамках проведенного исследования автор пришел к следующим основным выводам:

1. Проведение с середины 1980;х гг. политики социально-экономического реформирования (doi moi) позволило преобразовать аграрную сферу вьетнамской экономики, либерализовать допуск иностранных инвестиций и начать формирование социально рыночной экономики. Основным ее достижением стало поддержание устойчивого и динамичного экономического развития (на уровне 6−7% в среднем ежегодно). Ведется перестройка государственного сектора в плане сокращения количества и укрупнения госпредприятий и перехода к трехуровневой системе управления. Вместе с тем сохраняется весомой роль государства в экономической и политической жизни общества.

2. Внешняя торговля является основной формой экономических связей Вьетнама. 1990;2000;е гг. отличаются многократным ростом объема экспорта и импорта СРВ. Товарная структура экспорта носит преимущественно сырьевой характер (на долю сельскохозяйственной продукции и нефти приходится 2/3 всего экспорта). Одновременно растет удельный вес продукции электроники. В структуре импорта преобладают сырье и полуфабрикаты. Вьетнамская экономика характеризуется растущей зависимостью от импортных товаров и услуг, причем импортные потребности растут быстрее объема производства. Географическое распределение внешней торговли СРВ отличается ведущей ролью стран АТР в экспорте и импорте. Основные торговые партнеры — Япония, США, Китай, т. е. крупнейшие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

3. Вьетнамо-российские торговые связи характеризуются значительным сокращением объема по сравнению с советским периодом (сказались такие причины, как сокращение объема технико-экономического содействия Вьетнаму, переход на расчеты в конвертируемой валюте). Вместе с тем, с середины 1990;х гг. наметились положительные тенденции — рост взаимного товарооборота, урегулирование проблемы внешней задолженности СРВ перед Россией. Товарная структура взаимного товарооборота носит традиционный характер: во вьетнамском экспорте преобладает (каучук, специи, лекарственные препараты), продовольствие и сырье для ее производства (чай, кофе, рис, мясо), а также товары народного потребления, а в импорте из России — комплектное энергетическое и нефтедобывающее оборудование, авиатехника, грузовые автомашины, запчасти, черные металлы, удобрения, химические товары и нефтепродукты. Стабилизировались и другие формы экономического сотрудничества Вьетнама и России — инвестиционное, энергетическое и военно-техническое. Так, за последние несколько лет быстро вырос объем российских инвестиций во вьетнамскую экономику, в частности, при содействии российского капитала реализуется 41 инвестиционный проект, а на долю РФ приходится около 4% совокупных иностранных инвестиций во вьетнамской экономике, или в стоимостном выражении 1506,36 млн долл. Одновременно Россия стала одной из основных стран приложения вьетнамских инвестиций за рубежом — реализуются 11 проектов на общую сумму капиталовложений свыше 34,3 млн долл.

4. Как известно, СРВ был одним из крупных должников б.СССР. Важным направравлением урегулирования внешней задолженности стало участие Вьетнама в программе «Международная инициатива решения внешней задолженности беднейших стран мира», принятой в 1996 г. МВФ и Всемирным Банком и реализуемой в рамках Парижского клуба-стран кредиторов. В соответствии с условиями этой программы было подписано межгосударственное соглашение, согласно которому объем вьетнамского долга сократился на 85% и составил около 1,7 млрд долл. со сроком реструктуризации в 23 года. 90% этой суммы используются российской стороной для покупки вьетнамских товаров, а также для инвестирования крупных межгосударственных проектов на вьетнамской территории. Таким образом, ежегодно в среднем Россия должна получать по 70−100 млн долл. в счет погашения, главным образом товарными поставками. В результате всех этих договоренностей был заложен новый политико-экономический фундамент для восстановления и развития вьетнамо-российских связей уже в постсоветский период.

5. Страны АСЕАН являются важными партнерами Вьетнама, на их долю приходится 11% экспорта и 22% импорта страны. Реализация обязательств по созданию АФТА стимулировала расширение взаимного экономического сотрудничества. Сохраняются проблемы на пути дальнейшей активизации взаимного сотрудничества в том числе низкая конкурентоспособность товаров, неразвитость маркетинга, однотипная товарная структура экспорта многих стран Ассоциации и Вьетнама (нефть, текстиль и одежда, рис, кофе, натуральный каучук и др.) — невысокий уровень экономического развития СРВнизкий ВВП в расчете на душу населения (хотя благодаря росту этого показателя Вьетнам вышел из группы наименее развитых стран и перешел в группу стран с доходами ниже среднего по методологии Всемирного банка) — низкий уровень развития инфраструктуры.

6. Для СРВ участие в АСЕАН-АФТА имеет в основном позитивной эффект и связано с расширением доступа к емкому рынкуснижением издержек производства благодаря низким ценам на ввозимые комплектующие и материалысозданием условий для роста притока зарубежных инвестицийуглублением интеграции экономики страны в мировую и региональную экономикуподдержанием стабильных и динамичных темпов экономического ростареализацией структурных реформ.

7. Созданный в 1989 г. форум АТЭС стал важным инструментом либерализации и содействия торговле товарами, услугами и инвестиции в рамках 21 страны и территории Тихоокеанского бассейна. Формирование зоны свободной торговли ведется с учетом большой экономической и социальной дифференциации между странами на основе индивидуальных и коллективного плана действий, развития технико-экономического сотрудничества.

8. Вступление в 1998 г. в Форум АТЭС содействовало росту открытости вьетнамской экономики, углублению ее интеграции в мировое хозяйство. Это стало возможным, в том числе на основе принятия новых законодательных актов, нацеленных на укрепление рыночных основ экономикипринятия добровольных обязательств в рамках индивидуального плана действий.

9. В начале XXI века активизировались интеграционные процессы в АТР. Как и другие страны АТЭС Вьетнам участвует в них — в рамках АФТА, недавно начавшей свое создание зоны свободной торговли между АСЕАН и КНР. Большие перспективы по реализации имеют и такие проекты, находящиеся в переговорной стадии, как Восточноазиатская зона свободной торговли, зона свободной торговли между АЕСАН и СЕР. Как представляется, именно реализация этих проектов становится приоритетным направлением интеграционных процессов в АТР и может стать альтернативой созданию зоны свободной торговли в рамках АТЭС (в силу сохраняющихся многочисленных объективных и субъективных дезинтегрирующих факторов).

10. Очевидно, что роль Вьетнама, только что вступившего на путь рыночных реформ и активизации участия в международном разделении труда будет весьма скромной. На текущий момент СРВ пока не выдвинула никаких самостоятельных инициатив по либерализации торговли, услуг и движения капиталов, по развитию экономико-технического сотрудничества в рамках АТЭС. Все эти проблемы Вьетнам обсуждает и решает в основном на двусторонней основе с другими странами АТЭС ца основе политики «открытого регионализма» и в рамках формирующейся конструкции «АСЕАН плюс три».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бангкокекая декларация «Партнерство во имя будущего». Сообщение Министерства иностранных дел РФ, 20 октября 2003 г.
  2. Вьетнам 2001−2002. Материалы X сессии Национального Собрания СРВ X созыва (ноябрь-декабрь 2001 г.). Ханой, изд-во «Тхезьой», 2002.
  3. Вьетнам 2002−2003. Материалы II сессии Национального Собрания СРВ XI созыва (ноябрь-декабрь 2002 г.). Ханой, изд-во «Тхезьой», 2003.
  4. Совместное заявление Пятнадцатой министерской встречи АТЭС. Бангкок (Таиланд), 17−18 октября 2003 г.
  5. Dang Cong san Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu 6. Ha noi, Nha suat ban Su that, 1987,248 с. // Коммунистическая партия Вьетнама. Материалы VI съезда. Ханой, изд-во «Правда», 1987.
  6. Dang Cong san Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu 7. Ha noi, Nha suat ban Su that, 1991, 171 с. // Коммунистическая партия Вьетнама. Материалы VII съезда. Ханой, изд-во «Правда», 1991.
  7. Dang Cong san Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu 8. Ha noi, Nha suat ban Chinh tri Quoc gia, 1996, 252 с. // Коммунистическая партия Вьетнама. Материалы VIII съезда. Ханой, изд-во полит, лит-ры, 1996.
  8. Dang Cong san Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu 9. Ha noi, Nha suat ban Chinh tri Quoc gia, 2001, 352 с. //Коммунистическая партия Вьетнама. Материалы IX съезда. Ханой, изд-во полит, лит-ры, 2001.
  9. Action Plan. Forum Communication Policy. 26 Apr. 1999.
  10. APEC Economies: Breaking the Barriers. Report by the Australian Department of Foreign Affairs and Trade.- Canberra, 2001. 80p.
  11. ASEAN Vision 2020, Second ASEAN Informal Summit/ASEAN 30 the Anniversary Commemorative Summit, Kuala Lumpur, 14−16 December 1997, Ministry of Foreign Affairs of Malaysia Press Release.
  12. The Bogor Declaration, Bogor, Indonesia, November 15,1994. Текст приводится по газете The Daily Yomiuri, Tokyo, 16.11.1994.
  13. Declaration of ASEAN Concord (Bali Concord II), http://www.aseansec.org, 08.10.2003.
  14. Framework for Comprehensive Economic Partnership between The Association of Southeast Asian Nations and Japan, http://www.aseansec.org, 08.10.2003.
  15. Joint Declaration of the Heads of State/ Government of the Association of Southeast Asian Nations and the People’s Republic of China on Strategic Partnership for Peace and Prosperity, 8 October 2003, http://www.aseansec.org. 09.10.2003.
  16. Joint Declaration on the Promotion of Tripartite Cooperation among Japan, the People' Republic of China and the Republic of Korea, Bali, Indonesia, October 7th, 2003, http://www.mofa.go.ip. 07.10.2003.
  17. Joint Communique the Thirty-First ASEAN Ministerial Meeting, Manila, Philippines, 24−25 July 1998, ASEAN Secretariat Press Release.
  18. Joint Communique the Thirty-Fifth ASEAN Ministerial Meeting, Bandar Seri Begawan, Brunei Darussalam, 30 July 2002, Borneo Bulletin, 31.07.2002.
  19. Joint Declaration of Leaders of ASEAN and Japan on the Comprehensive Economic Partnership, Phnom Penh, 5 November 2002, ASEAN Secretariat Press Release.
  20. Joint Statement of the Meeting of Heads of State/ Government of the Member States of ASEAN and the Prime Ministry of Japan, Kuala Lumpur, 16 December 1997, ASEAN-Japan Cooperation Towards the 21st Century, Press Release.
  21. Joint Statement of the Meeting of Heads of State/ Government of the Member States of ASEAN and the Prime Minister of the Republic of Korea, Kuala Lumpur, 16 December 1997, ASEAN-ROK Cooperation Towards the 21st Century, Press Release.
  22. Joint Statement of the Heads of State/ Government of the Member States of ASEAN on the Financial Situation, Kuala Lumpur, 15 December 1997, Press Release.
  23. Hanoi Plan of Action, Panorama, Manila, № 3, 1999. The ASEAN Secretariat.
  24. Hanoi Declaration on Narrowing the Development Gap for Closer ASEAN Integration, 23 July 2001, ASEAN Secretariat.
  25. Hanoi Plan of Action. Singapore, 1997.
  26. Press Statement by the Chairperson of the 9th ASEAN Summit and the ASEAN +3 Summit, Bali, Indonesia, 7 October 2003.28.2001 Report on Economic and Technical Cooperation. 0ct.2001.- Singapore: APEC Secretariat, 2001.- 78p.
  27. Знания на службе развития. Отчет о мировом развитии. 1998/99. Выборочные показатели мирового развития. М., изд-во «Весь мир». Всемирный банк, 1999, 320 с.
  28. АРЕС Economic Outlook. Singapore, 1999−2004.- 180р.
  29. Asia-Pacific Economic Cooperation 2000, Asia-Pacific Economic Cooperation Secretariat, Singapore, 15 c.
  30. Cac Van ban phap luat va dua tu nuoc ngoai tai Vietnam. Hanoi, 1994.
  31. Dong thai va thuc trang kinh te-xa hoi 10 nam doi moi (1986−1995). Hanoi, 1996.
  32. Economic and Social Survey of Asia and the Pacific. Economic and Financial Monitii"-ing and Surveillance (ST /ESCAP/2144) UN. NY. 2000, 248 c.
  33. Economic and Social Survey of Asia and the Pacific. Economic and Financial Monitoring and Surveillance (ST /ESCAP/2043) UN, NY, 2002,246 c.
  34. Economic and Social Survey of Asia and the Pacific 2003. Asia-Pacific Economis: Resilience in Changing Times. (ST/ESCAP/2093) UN, NY, 2003, 298 c.
  35. The Little Data Book 2002. The World Bank. April 2002. Washington, D. C, 2002, 239 c.
  36. Nien giam thong ke (Statistical Yearbook of Vietnam) 1996,2001,2002. Hanoi.
  37. Statistical yearbook for Asia and the Pacific= Annuaire statistique pour l’Asie et le Paci-fique. N.Y.: UN, 2002. 1999. — 637 p.
  38. Statistical yearbook for Asia and the Pacific= Annuaire statistique pour 1'Asie et le Paci-fique N. Y.: UN, 2003. — 631 p.
  39. Viet Nam’s Economy in 2003. Central Institute for Economic Management, Ha Noi, 2004, 195 c.
  40. World Economic Outlook. September 2003. Trade and Finance. International Monetary Fiend, Washington, D. C, 2004, 246 c.
  41. World Investment Report 2001. Promoting Linkages. UNCTAD, New York and Geneva, 2001.-71-p.
  42. World Investment Report 2002. TNC and Export Competitiveness. UNCTAD, New York and Geneva, 2002.- 720p.
  43. World Investment Report 2003. UNCTAD, Geneva, 2003.- 715 h.
  44. И.Ю. Вьетнамские реформы в области кредитно-финансовой системы и банков: достижения и проблемы. В сб. «Индокитай: 1990-е годы (политика, экономика). М., ИСАА при МГУ, 1999, с. 95−106.
  45. JI.A. Вьетнам на пороге XXI в. (динамика и модернизация производительных сил), ч. I, II, М., 1993 г.
  46. АСЕАН: итоги, проблемы, перспективы. М., ИВ РАН, 1998, 172 с.
  47. АСЕАН в системе международных политических отношений. М., «Наука», 1994, 264 с.
  48. А.Д. Великие державы на Тихом океане. М., 1997.
  49. Внешнеэкономические связи стран Юго-Восточной Азии. М., «Наука», 1980, 221 с.
  50. А.Г., Широков Г. К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. М. ИВ РАН, 2002,260 с.
  51. Данг Тхи Ла. Вьетнам: переход к рынку. М. Институт экономики РАН, 1999, 187 с.
  52. До Суан Хонг. Проблемы экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии на современном этапе. Автор, дисс. док. эк. Наук, М., ИВ РАН, 1997, 24 с.
  53. Е.Г. Региональная интеграция в развивающемся мире: немарксистские теории и реальность (на примере АСЕАН). М., «Наука», 1990, 152 с.
  54. Индокитай: 1990-е годы (политика, экономика). Сб. статей. М., ИСАА при МГУ, 1999, 130 с.
  55. Индокитай на рубеже веков (политика, идеология). Сб. статей. М., ИСАА при МГУ, 2001, 198 с.
  56. Е.В. Современный Вьетнам: реформы, обновление, модернизация (19 861 997 гг.). М., ИВ РАН, 1999, 104 с.
  57. Г. М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция. М., РОС-СПЭН, 2002, 207 с.
  58. Кео Тхи Вутх. Внешнеэкономические связи стран АСЕАН. Автор, дисс. канд. эк. наук, М., ИСАА при МГУ, 1996, 23 с.
  59. Кео Тхи Вутх. Внешнеэкономические связи стран АСЕАН. Автор, дисс. канд. эк. наук, М., ИСАА при МГУ, 1996,23 с.
  60. Н.Н., Костюнина Г. М. Международное движение капитала. (Инвестиционная политика зарубежных стран). М., Экономистъ, 2004.
  61. Лыонг Вьет Хай. Ускоренная модернизация стран Восточной и Юго-Восточной Азии. М., Институт философии, 1997, 165 с.
  62. В.М. Экономика Вьетнама: итоги 10 лет рыночных реформ и перспективы развития. В сб. «Индокитай: 1990-е годы (политика, экономика). М., ИСАА при МГУ, 1999, с. 74−94.
  63. В.М. Вьетнам на пороге XXI века: основные тенденции экономического и политического развития. В сб. Индокитай на рубеже веков (политика, идеология). М., ИСАА при МГУ, 2001, с. 116−137.
  64. Н.П. АСЕАН: три десятилетия внешней политики (1967−1997 гг.). М., МГИМО, 1999,208 с.
  65. Н.П., Чан Куок Нгуен. Вьетнам в системе международных отношений в Юго-Восточной Азии (1976−1994 гг.). М., МГИМО, 1995, 129 с.
  66. Международные экономические отношения. Учебник под ред. Н. Н. Ливенцева. М., Проспект, 2005.
  67. Международные экономические отношения. Учебник под ред. Н. Н. Ливенцева. М., РОССПЭН, 2001.
  68. Место и роль государства в догоняющем развитии. М., ИМЭМО РАН, 1999, 94 с.
  69. В.В. Глобализация и Азиатский регионализм. Визави для России. М., ИДВ РАН, 2001, 222 с.
  70. Новые тенденции в международных отношениях в Азии. М., ИВ РАН, 2002,241 с.
  71. Л.Ф. Современная буржуазия Юго-Восточной Азии. М., «Наука», 1975, 400 с.
  72. В.Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны». Эволюция, перспективы российской политики. М., ИДВ РАН, «Памятники исторической мысли», 1998, 261 с.
  73. Ю.А., Рогожин А. А. Экономика и политика АСЕАН. «Мысль», 1985, 208 с.
  74. Региональные организации. Современные тенденции развития. Сб. статей. М., ИСАА при МГУ, 2003,242 с.
  75. Сверхмонополии в Юго-Восточной Азии. М. «Наука», 1983,220 с.
  76. Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XXI века: традиции и современность, проблемы политической и экономической интеграции. М. Международная ассоциация «За диалог и сотрудничество в Азиатско-тихоокеанском регионе». Ассоциация индо китаистов. 1994, 156 с.
  77. Фам Суан Шон. Вьетнам путь к обновлению. М., изд-во МГСУ, 1997, 195 с.
  78. В.В. Развивающиеся страны: тенденции и противоречия экономической интеграции. М., «Мысль», 1979, 222 с.
  79. Юго-Восточная Азия: параметры безопасности в конце XX столетия. М., ИВ РАН, 1995, 168 с.
  80. Юго-Восточная Азия в 1998 г. Актуальные проблемы развития. М., ИВ РАН, 1999, 93 с.
  81. Юго-Восточная Азия в 1999 г. Актуальные проблемы развития. М., ИВ РАН, 2000, 223 с.
  82. Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы развития. М., ИВ РАН, 2001, 281 с.
  83. Юго-Восточная Азия в 2001 г. Актуальные проблемы развития. М., ИВ РАН, 2002, 274 с.
  84. Фам Суан Шон. Вьетнам путь к обновлению. М., изд-во МГСУ, 1997, 195 с.
  85. APEC: nhung thach thuc va nhung со hoi. Ha-noi, Nha xuat ban Chinh tri Quoc gia, 1997, 254 с. //АПЕК: вызовы и возможности. Ханой, Изд-во полит, лит-ры, 1997, 254 с.
  86. Сас to chuc quoc te va Viet Nam. Ha-noi, Nha xuat ban Chinh tri Quoc gia, 1999, 338 с. // Международные организации и Вьетнам. Ханой, Изд-во. полит, лит-ры, 1999, 338 с.
  87. Dang Due Dam. Doi moi kinh te Viet-nam: thuc trang va trieu vong. Ha-noi, 1997, 351 с. // Данг Дык Дам. Экономическое обновление Вьетнама: осуществление и надежды. Ханой, 1997, 351 с.
  88. Dien dan hop tac kinh te chau A-Thai binh duong (APEC). Hanoi, Nha xuat ban Chinh tri Quoc gia, 1998, 569 с. // Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Ханой, Изд-во. полит, лит-ры, 1998, 569 с.
  89. Khung hoang tai chinh tien Chau A: nguyen nhan va bai hoc. Ha-noi, Nha xuat ban Chinh tri Quoc gia, 1998, 253 с. // Валютно-финансовый кризис в Азии: причины и уроки. Ханой, Изд-во полит, лит-ры, 1998,253 с.
  90. Lien ket ASEAN trong boi canh toan cua hoa (Chu bien: Tran Khanh). Ha-noi, Nha xuat ban Khoa hoc xa hoi, 2002, 249 с. // АСЕАН в глобализации (под ред. Чан Кханя). Ханой, Изд.-во «Общественные науки», 2002,249 с.
  91. Nguyen Xuan Thang. Khu vuc mau dich tu do ASEAN va tien trinh hoi nhap cua Viet Nam. Ha-noi, Nha xuat ban Thong k, 1999,243 с. // Нгуен Суан Тханг. Зона свободной торговли АСЕАН и процесс интеграции Вьетнама. Ханой, Изд-во «Статистика», 1999,243 с.
  92. AFTA Update. -Singapore, 2004- 60 p.
  93. AFTA Update. Singapore, 2002 62p.
  94. Anderson K. Is an Asia Pacific Trade Block Next?/ K. Anderson // J. World Trade, 1994.- #3.- P. 14−25.
  95. APEC: a Decade of Progress.- Darwin, 2000.-45p.
  96. The APEC Region Trade and Investment, 2002. Canberra, 2002. -64p.
  97. ASEAN Free Trade Area: Trading Block or Building Block? -Canberra: EAAU, 1997.- 18p.
  98. ASEAN Vision 2020. Singapore, 1997.- 35 p.
  99. ASEAN Economic Cooperation in the 1990s. Philippine Institute for Development Studies, Manila, 1992, 141c.
  100. ASEAN Economic Cooperation, Transition and Transformation, Institute of Southeast Studies (ISEAS), Singapore, 1997,257c.
  101. ASEAN in 21 Century: Opportunities and Challenges, Institute for International Relations, Hanoi, 1996, 197c.
  102. ASEAN Today and Tomorrow. National Political Publishing House, Hanoi, 1998, 220c.
  103. ASEAN into 1990s. Ed. By A. Broinowski, St. Martin Press, NY, 1990, 265c.
  104. ASEAN Problems, Potential and Prospects. Paper Presented by Mr. Mark Hong, Singapore Ambassador to the Russian Federation, at the Moscow State Institute of International Relations (MGIMO) International Conference on ASEAN, Moscow, 24 September 1997.
  105. The Benefits of Trade and Investment Liberalization and Facilitation in APEC. 2002. APEC Economic Committee. Singapore, 2002.- 84 p.
  106. Cohen M. Costly Dreams. Far Eastern Economic Review (FEER), Hong Kong, 23.10.03.
  107. Crispin Sh. W. APEC Summit. Safety First. FEER, Hong Kong, 30.10.03.
  108. Economic & Financial Crisis, by Lim Kit Siang. Democratic Action Party Economic Committee, Kuala Lumpur, 1998, 194c.
  109. The Economist: Pocket World in Figures. London, 2003.- 32 p.
  110. From Third World to First. The Singapore Story: 1965−2000. Memoirs of Lee Kuan Yew. Singapore Press Holdings, 2000,778c.
  111. The Impact of Subregionalism in APEC. Singapore: APEC Secretariat, 1997.- 64 p.
  112. The Impact of Investment Liberalization in APEC. Singapore: APEC Secretariat, 1997. — 68 p.
  113. The Impact of Trade Liberalization on Labour Markets in the Asia Pacific Region. -Singapore: APEC Secretariat, 1999. -30 p.
  114. The Impact of Liberalization, Communicating with APEC Communities. Singapore: APEC Secretariat, 1999. — 42p.
  115. Hernandez C. The ASEAN Vision 2020 and the Hanoi Plan of Action: Can ASEAN Deliver? Paper Presented at 14th Asia-Pacific Roundtable, June 2000, Kuala Lumpur.
  116. Hong M. ASEAN’s Challenges in the 21st Century. Paper Presented to the Seminar at Moscow State University, November 2000.
  117. How Relevant is ASEAN? Presentation by Rodolfo C. Severino, Secretary-General of the Association of Southeast Asian Nations at the ASEAN Business Summit, Kuala Lumpur, 11 April 2000.
  118. Huntington S. P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order, Simon & Schuster L., 1997,367c.
  119. Kesavapany K. Is ASEAN a Sustainable Proposition? South Review, L. December 2000.
  120. Mahathir Mohamad. A New Deal for Asia. Pelanduk, Kuala Lumpur, 1999, 155c.
  121. Mahathir Mohamad, Shintaro Ishihara. The Voice of Asia. Two Leaders Discuss the Coming Century, Kodansha International Ltd., Tokyo, 1995, 159c.
  122. McBeth J. ASEAN Summit. Taking the Helm, FEER, Hong Kong, 16.10.2003.
  123. McBeth J. V. G. Kulkarni. Charting the Future, FEER, Hong Kong, 24.11.1994.
  124. Mitton R. Divided We Stand, Asiaweek, Hong Kong, July 31, 1998.
  125. Mahd. Haflah Piri, Tiang Chye Tan. Steps Towards Economic Integration The ASEAN Free Trade Area, Panorama, Manila 1999, № 2.
  126. Ranj’it Gill. Asia Under Siege. Epic Management Services, Singapore, 1998, 196c.
  127. Ranjit Gill. Black September. Epic Management Services, Singapore, 1998, 198c.
  128. Regionalism in the Asia Pacific after the Financial Crisis // Pacific review.- Oxford, 2000, — Vol.13 #3. p.421−523.
  129. Review and Analysis of Intraregional Trade Flows in Asia and the Pacific.- UN ES-CAP, Bangkok, 1995 p.80p.
  130. Review of CAP Implementation since 1996.- Singapore, 1999. 145 p.
  131. Rojas-Suarez L. Toward a Sustainable FTAA: Does Latin America Meet the Necessary Financial Preconditions. WP.- Washington DC, 2001.- 21 p.
  132. Trilateralism in Asia. Problems & Prospects in U.S. Japan — ASEAN Relations. Ed. By K.S. Nathan, M. Pathmanathan, Antara Books, Kuala Lumpur, 1986, 205c.
  133. Vitikiotis M. Divided They Fall, FEER, 17.12.1998.
  134. Vitikiotis M., McBeth J. A Tango Speeds ASEAN Integration, FEER, Hong Kon 23.10.2003.
  135. Zakaria Ahmad. Issues and Prospects in the Security of Southeast Asia, Agenda Magazine, Kuala Lumpur, № 1, September 2000.1. Периодика
  136. Азия и Африка сегодня, 2000−2005.
  137. Азиатско-Тихоокеанский регион. Владивосток, 2000−2004.
  138. Внешняя торговля. М., 1996−2005 гг.
  139. Внешнеэкономический бюллетень. М., 1996−2005.140. Коммерсант, 2000−2005.
  140. Мировая экономика и международные отношения, 1996−2005.
  141. Проблемы Дальнего Востока. М., 1996−2005.
  142. Angkatan Bersenjata, Jakarta, 2000−2005.
  143. Asiaweek, Hong Kong, 1998−20 005.145. Asian Survey 1996−2005.
  144. Asia Pacific Economic Literature 1996−2005.
  145. Australian Quarterly 1997−2005.
  146. Asia Wall Street Journal, Hong Kong, 1998−2005.
  147. Business Times, Kuala Lumpur, 1998−200j/5.
  148. The Daily Yomiuri, Tokyo, 2000−2005.
  149. East Asia Affairs 1996−2005.
  150. Far Eastern Economic Review 1991−2005.
  151. Far Eastern Economic Review, Hong Kong, 1996−2005.
  152. Financial Times, L., 2000−2005.
  153. Intereconomics, 1994−2005.156. World Affairs, 1995−2005.
  154. Pacific Affairs, 1996−2004.
  155. Pacific Review, 1996−2004.
  156. Vietnam Economic Times, 1998−2005.160. World Affairs, 1995−2005.1671. У. Источники Интернет161. www.aseansec.org/162. www.apecsec.org.sg/163. www.untad.org/164. www.vneconomy.com.vn/165. www.wto.org/166. www.imf.org/
Заполнить форму текущей работой