Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гидродинамические характеристики лесосплавных плоских сплоточных единиц

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация результатов исследования. Основные результаты работы включены в научные отчеты по грантам Министерства образования и науки РФ: №ТОО-11.2−2320 за 2001 — 2002гг- № Т02−11.2−1183 за 2003 — 2004гг. «Научное обоснование и разработка новых экологически защищенных технологий водного транспорта леса взамен молевого сплава» и по контракту ранее существовавшего Министерства промышленности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние изучаемого вопроса. Цель и задачи исследования
    • 1. 1. Водный транспорт леса — перспективный способ поставки лесоматериалов потребителям
    • 1. 2. Динамика развития водного транспорта леса и способы его восстановления на примере Архангельской области
    • 1. 3. Новые технологии водного транспорта леса на базе плоских сплоточных единиц конструкции АГТУ
  • 2. Теоретическое обоснование и выбор математических зависимостей для определения гидродинамических характеристик плоских сплоточных единиц
    • 2. 1. Силы, действующие на лесотранспортную единицу при движении в водном потоке
    • 2. 2. Общий вид формулы сопротивления воды движению тела
    • 2. 3. Общая картина движения воды вызванная движением тела
    • 2. 4. Основные составляющие сопротивления воды
    • 4. 1. Сопротивление трения
      • 2. 4. 1. 1. Пограничный слой, возникающий при набегании потока на неподвижное тело
      • 2. 4. 1. 2. Зависимости для определения сопротивления трения
      • 2. 4. 1. 3. Коэффициент сопротивления трения плоских сплоточных ^ единиц
      • 2. 4. 2. Сопротивление формы
    • 4. 3. Волновое сопротивление
  • 3. Экспериментальные исследования гидродинамических характеристик плоских сплоточных единиц на моделях
    • 3. 1. Краткая история экспериментальных исследований установившегося равномерного движения лесосплавных единиц
    • 3. 2. О критериях подобия при моделировании установившегося равномерного движения плоских сплоточных единиц
    • 3. 3. Оборудование опытового бассейна. Характеристика моделей
    • 3. 4. Методика подготовки экспериментальных данных к математической обработке
    • 3. 5. Методика и результаты исследования равномерного движения плоских сплоточных единиц по классической теории
    • 3. 6. Методика и результаты исследования равномерного движения по теории полных факторных планов
    • 3. 7. Анализ точности результатов
    • 3. 8. Анализ результатов исследования
    • 3. 9. Пересчет результатов на натуру
  • 4. Натурная проверка результатов модельных исследований
    • 4. 1. Предварительные замечания
    • 4. 2. Организация натурных испытаний
    • 4. 3. Методика и результаты обработки опытов
  • Гидродинамические характеристики лесосплавных плоских сплоточных единиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность темы

    исследования. На долю Российской Федерации приходится четверть всего мирового лесного запаса. Покрытая лесами площадь составляет 64,6% и равна 774,3 млн.га. Общий объём достигает 81,9 млрд. м, что в четыре раза больше, чем в США (20,3 млрд. м), в 40 раз больше, чем в Швеции (2,1 млрд. м), в 16 раз больше, чем в Финляндии (5,1 млрд. м3). Запасы спелых и перестойных деревьев составляют 44 млрд. м3.

    Многие десятилетия лесосплавные работы в стране были важнейшей фазой лесопромышленного производства. Развитию лесосплава способствовали большие расстояния перевозки древесины, дешевизна этого способа транспортировки и наличие развитой речной сети. С учетом этого, перерабатывающие предприятия лесопромышленного комплекса до настоящего времени, практически повсеместно, размещены в устьях рек и спроектированы на прием древесины с воды.

    В годы расцвета промышленности в СССР повсеместно существовала практически одна схема транспортировки сырья потребителям. По малым и средним рекам древесина самосплавом россыпью доставлялась в генеральные запани, располагаемые на выходах в большие реки. Там из неё формировали пучковые плоты и в таком виде буксировали к устью больших рек перерабатывающим предприятиям. Работы были равномерно распределены в течение всего периода навигации, что обеспечивало большую эффективность использования техники и трудовых ресурсов. Потребности в технологии зимней сплотки плотов не было. Вывозка древесины к пунктам сплава превышала вывозку к железным дорогам. Автомобильного транспорта, как магистрального, не существовало из-за большой экономической неэффективности. Он являлся внутризаводским со средним расстоянием вывозки по стране 40 км.

    В настоящее время, со вступлением в действие Водного Кодекса Российской Федерации, молевой лесосплав запрещен. И возврат к нему невозможен не только по экологическим, но и по экономическим соображениям. Уничтожены все лесозадерживающие, рейдовые и ограждающие сооружения. Было закрыто около 700 рабочих поселков, занимающихся заготовкой и сплавом древесины, остальные пришли в упадок. Не стало высококвалифицированных кадров.

    Последствия отмены молевого сплава для лесозаготовительного комплекса страны стали трагическими. По малым и средним рекам лесосплав прекратился. Предприятия, примыкающие к этим рекам, лишились транспортных путей и практически остановились. На реках, практически полностью, прекратились мелиоративные работы. Навигационной сплотки древесины не стало.

    Альтернативой молевому сплаву стали судовые перевозки и береговая сплотка древесины в зимний период с последующей буксировкой плотов весной при высоких уровнях воды. При этом можно отметить, что объемы зимней сплотки древесины на больших реках практически достигли своего предела. Все участки берегов рек, пригодные под зимние плотбища, задействованы.

    Одним из выходов из сложившейся ситуации является необходимость повсеместного возобновления объемов навигационной сплотки древесины. Основой новых технологий водного транспорта леса, на наш взгляд, должна быть навигационная сплотка древесины в течение всей навигации. За базовую сплоточную единицу может быть принята плоская сплоточная единица конструкции АГТУ.

    В настоящее время такая технология лесосплава находится в стадии разработки. Данная работа посвящена вопросу исследования гидродинамических характеристик плоских сплоточных единиц (ПСЕ) конструкции АГТУ.

    Цель работы — исследование гидродинамических характеристик лесосплавных плоских сплоточных единиц конструкции АГТУ на основе анализа физической природы их взаимодействия с речным потоком для совершенствования новых технологий и технического обеспечения лесосплава.

    Задачи исследований.

    1. Теоретически обосновать выбор аналитических зависимостей гидродинамических характеристик ПСЕ при относительном равномерном прямолинейном движении в водном потоке;

    2. Разработать методику экспериментальных исследований гидродинамических характеристик ПСЕ на моделях и в натурных условиях при относительном равномерном прямолинейном движении в водном потоке;

    3. Разработать методику исследования процесса взаимодействия ПСЕ с речным потоком, основанную на математических методах планирования и анализа многофакторного эксперимента;

    4. Выполнить научное обоснование и разработать математические модели процесса взаимодействия ПСЕ с речным потоком;

    5. Оценить достоверность результатов исследования.

    Объект исследования. Объектами исследования являлись ПСЕ и процессы их взаимодействия с водным потоком при относительном прямолинейном равномерном движении.

    Методы исследования. Исследования базировались на научных положениях гидромеханики, теории пограничного слоя жидкости, теорий подобия и вероятности. При планировании и проведении экспериментальных исследований применялись методы математического планирования экспериментов, математического и физического моделирования, математической статистики. Использовались цифровая фотои видеоаппаратура, компьютерные средства обработки информации. Эксперименты выполнены на моделях, изготовленных в соответствии с выбранными масштабами и критериями моделирования рассматриваемых физических явлений. Результаты подтверждены исследованиями в натурных условиях.

    Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

    — разработана методика экспериментальных исследований гидродинамических характеристик ПСЕ на моделях и в натурных условиях при равномерном прямолинейном движении в водном потоке;

    — выполнено научное обоснование процесса взаимодействия ПСЕ с водной средой и разработаны методы расчета сил сопротивления прямолинейному движению ПСЕ в речном потоке;

    — получены математические модели процесса взаимодействия ПСЕ с речным потоком и проанализировано количественное и качественное влияние факторов на гидродинамическое сопротивление движению ПСЕ.

    Значимость для теории и практики заключается в том, что:

    — разработанные и апробированные на моделях и в натурных условиях методики исследования процессов взаимодействия ПСЕ с водным потоком могут быть применены для исследования гидродинамических характеристик других конструкций лесосплавных единиц из ПСЕ (линеек, секций, плотов);

    — практическая ценность работы заключается в возможности использования полученных методов при разработке технологии переместительных операций ПСЕ на воде, их транспортировке по магистральным путям сплава, и технического обеспечения водного транспорта леса в современных условиях.

    Научные положения, выносимые на защиту:

    — методы расчета сил сопротивления воды равномерному прямолинейному движению ПСЕ в речном потоке, основанные на физической природе гидродинамических характеристик ПСЕ, методики и результаты экспериментальных исследований гидродинамических характеристик ПСЕ на моделях и в натурных условиях;

    — общая регрессионная математическая модель процесса взаимодействия ПСЕ с речным потоком и её многофакторный анализ.

    Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается применением теоретических основ гидромеханики, теорий вероятности и математической статистики, адекватностью полученных математических зависимостей для моделей и ПСЕ в натурных условиях.

    Реализация результатов исследования. Основные результаты работы включены в научные отчеты по грантам Министерства образования и науки РФ: №ТОО-11.2−2320 за 2001 — 2002гг- № Т02−11.2−1183 за 2003 — 2004гг. «Научное обоснование и разработка новых экологически защищенных технологий водного транспорта леса взамен молевого сплава» и по контракту ранее существовавшего Министерства промышленности и науки 13.802.-11 от 06.02.2003 г. «Разработка технологии и комплекта оборудования для экологически безопасного плотового сплава с верховьев малых и средних рек».

    Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на ежегодных научно-технических конференциях АГТУ (2001;2005гг.) — на международном экологическом форуме стран Баренц-региона (г.Архангельск, 2001 г) — на Всероссийских научно-технических конференциях «Проблемы лесного комплекса России в переходный период развития экономики» (г.Вологда, 2003;2004гг.) — на общероссийской научно-технической конференции «Вузовская наука — региону» (г.Вологда, 2003г).

    Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ, в т. ч. одна по списку изданий ВАК.

    Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, приложений, общим объемом 158 страниц, содержит 88 иллюстраций, 15 таблиц и список литературы, включающий 72 наименования.

    Основные выводы и рекомендации.

    1. Изучение вопросов сопротивления воды движению плоских сплоточных единиц проводилось на основе: анализа имеющихся теоретических решений и экспериментального материала по определению коэффициентов сопротивления трения шероховатых пластинразработок по определению сопротивления формы и волнового различных по форме телбуксировочных испытаний модельных и натурных пучковых плотов, выполненных различными авторамии главным образом на основе полученных в результате исследования экспериментальных данных.

    2. Анализ известных расчетных формул показал, что:

    — расчетные формулы, представленные в двучленном виде, лучше отражают физическую сущность процессов, происходящих при перемещении тел в водной среде;

    — для определения сопротивления воды движению ПСЕ расчетные формулы отсутствуют.

    3. В результате исследований разработаны методики и выполнены экспериментальные исследования гидродинамического сопротивления плоских сплоточных единиц на моделях и в натурных условиях.

    4. Теоретически обоснован выбор математической зависимости для определения коэффициента сопротивления трения.

    5. В результате экспериментальных исследований получена математическая зависимость для определения коэффициента сопротивления формы.

    6. Для расчетов не требующих большой точности, для определения сопротивления воды движению плоских сплоточных единиц рекомендовано использовать одночленную формулу, для которой определен общий коэффициент сопротивления.

    7. Проанализировано влияние различных сочетаний факторов (длины, ширины и осадки) на сопротивление воды движению плоских сплоточных единиц, для чего была определена математическая модель гидродинамического сопротивления плоской сплоточной единицы в виде уравнение регрессии.

    8. В результате сравнения полученной расчетной зависимости для определения гидродинамического сопротивления ПСЕ с известными в литературе формулами для пучков, деревянных понтонов и сортиментных плотов был сделан вывод о неправомочности использования последних для ПСЕ.

    9. В целом, результаты исследований позволяют разработать более совершенные технологии и техническое обеспечение лесосплава на базе ПСЕ.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. A.c. 345 081 СССР М. Кл B65g 69/20 Лежневый плот Текст. / Б. П. Полехин, И. А. Беленов, Н. А. Серока, Г. П. Томан, Е. В. Николаев, Г. Н. Тарасова, В. Е. Серока и С. С. Филимонов (СССР). № 1 497 541/29−33- заявл. 11.12.70- опубл. 14.07.72, Бюл. № 22. — 79с.
    2. A.c. 700 409 СССР М. Кл 2 B65G 69/20 Хлыстовой плот и способ его формирования Текст. / М. М. Соловейчик, М. Н. Фоминцев, К. Б. Соколов, А. Н. Ермолаев и В. Г. Исаев (СССР). № 2 542 837/27−11- заявл. 09.11.77- опубл. 30.11.79, Бюл. № 44. — 82с.: ил.
    3. A.c. № 1 752 699 СССР МКИ B65G 69/20 Лесосплавной пучок Текст. / В. Я. Харитонов, М. Н. Маглич (СССР). 4 665 050/11. Заявл. 21.03.89- Опубл. 07.08.92.//Бюл. № 29.-81с.
    4. А.Д. Гидравлические сопротивления Текст. / А. Д. Альтшуль -М.: «Недра», 1970.-216с.: ил.
    5. В.А. Динамическое взаимодействие лесотранспортных единиц с водным потоком при развороте Текст.: автореф. дис.. канд. техн. наук: 24.04.03 /В.А.Барабанов-АГТУ, 2003. -22с.: ил.
    6. А.И., Михайлов К. А. Гидравлика Текст.: учебник для вузов / А. И. Богомолов, К. А. Михайлов. 2-е изд, перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1972.-648с.: ил.
    7. С.Х., Манухин Г. А., Пименов А. Н. Водный транспорт леса и механизация лесосплавных работ Текст. / С. Х. Будыка, Г. А. Манухин, А. Н. Пименов. Минск: Вышэйшая школа, 1970.- 439с.:ил.
    8. С.Х., Тихонов А. Ф. Лесопромышленный справочник Текст. / С. Х. Будыка, А. Ф. Тихонов. Минск: Изд-во акдемии наук БССР, 1962. -711с.: ил.
    9. Водный транспорт леса Текст. / справочник. М.: Гослесбумиздат, 1963. -561с.:ил.
    10. Водный кодекс Российской Федерации Текст.: федер. закон: Российская газета. 1995. — 23- 25 ноября.
    11. Я.И. Сопротивление движению судов Текст.: учебник / Я. И. Войткунский. 2-е изд., доп. и перераб. Л.: Судостроение, 1988. -288с.: ил.
    12. Я.И., Першиц Р. Я., Титов И. А. Справочник по теории корабля Текст.: справочник Л.: Судпромгиз, 1973. — 511с.:ил.
    13. Я.И., Фаддеев Ю. И., Федяевский К. К. Гидромеханика Текст. / Я. И. Войткунский, Ю. И. Фаддеев, К. К. Федяевский Л.: Судостроение, 1982. -588с.:ил.
    14. Н.С. Исследование лесопропускной способности малоизученных сплавных рек Текст.: автореф. дис.. канд. техн. наук: 11.12.02 / Н. С. Главатских АГТУ, 2002. — 22с.: ил.
    15. Н.С. Исследование лесопропускной способности малоизученных сплавных рек Текст.: дис.. канд. техн. наук. / Н. С. Главатских АГТУ, 2002. — 176с.
    16. В.А., Гоберман Л. А. Технология научных исследований -методы, модели, оценки Текст.: учеб. пособие / В. А. Гоберман, Л. А. Гоберман 2-е изд. стереотипное. — М.: МГУЛ, 2002. — 390с.: ил.
    17. A.A. Плотовой сплав леса Текст. / А. А. Гонник Гослесбумиздат, 1951.-199с.
    18. И.П., Савельев В. В. Водный транспорт леса Текст.: учебник / И. П. Донской, В. В. Савельев М.: Лесная промышленность, 1973. — 288с.
    19. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям Текст.: справочник / И. Е. Идельчик М., Машиностроение, 1975.-559с.: ил.
    20. A.A., Дмитриев Ю. Я., Минаев А. Н., Овчинников М. М., Патякин В. И., Пименов А. Н., Полищук В. П. Водный транспорт леса Текст.: учебник для вузов / Под ред. В. И. Патякина М.: МГУЛ. 2000. — 432с.
    21. В.П. Транспорт леса. Теоретические основы водного транспорта леса Текст.: учеб. пособие для вузов / В. П. Корпачев Красноярск: КГТА, — 254с.:ил
    22. В.П., Рябоконь Ю. И. Сопротивление воды движению лесотранспортных единиц в водном потоке Текст.: учеб. пособие / В. П. Корпачев, Ю. И. Рябоконь Красноярск, РИО СТИ, 1978. — 62с.:ил.
    23. A.A. Сопротивление воды движению судов Текст. / А. А. Костюков Судостроение, Л.: 1966. — 448с.:ил.
    24. Л.Г. Ламинарный пограничный слой Текст. / Л. Г. Лойцянский. Л.:ГИТТЛ, 1957.- 125с.:ил.
    25. A.A. Исследование гидродинамических и инерционных характеристик плотов при остановке Текст.: дис.канд. техн. наук. / А. А. Митрофанов АЛТИ, 1973.- 133с.
    26. A.A. Методика исследования на моделях неустановившегося движения плотов Текст.: науч.тр. «Исследования по механизации лесоразработок и транспорту леса» / А. А. Митрофанов АЛТИ, 1972. -Вып.ХХХШ. — С52−58.
    27. A.A. Натурная проверка результатов модельных исследований неустановившегося движения плотов Текст.: науч.тр. «Исследования по механизации лесоразработок и транспорту леса» / А. А. Митрофанов АЛТИ, 1972. — Вып.ХХХШ. — С66−71.
    28. A.A. Научное обоснование и разработка экологически безопасного плотового лесосплава Текст. / А. А. Митрофанов -Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 1999.-288 с.
    29. A.A., Чекалкин К. А. О критериях подобия при моделировании неустановившегося движения плотов Текст. / А. А. Чекалкин, А. А. Митрофанов // Изв. вузов «Лесной журнал». 1972. -№ 1.-С46−50.
    30. М.М., Родионов П. М. Сопротивление движению хлыстовых плотов Текст. / М. М. Овчинников, П. М. Родионов // Лесн. пром-сть. 1979.- № 6. С28−29.
    31. Основные показатели работы лесопромышленных отраслей области за 2003 год (предварительные результаты) Текст.: экономический обзор / Архангельский областной комитет государственной статистики.-Архангельск, 2003. 8с.
    32. Основные проблемы сопротивления воды движению судов Текст. / под ред. Павленко Г. Е. Л.: Государственное издательство оборонной пормышленности, 1939. -357с.:ил.
    33. Основы научных исследований Текст.: учебник для техн. вузов / В. И. Крутов, И. М. Грушко, В. В. Попов и др.- под ред. В. И. Крутова,
    34. B.В.Попова М.: Высшая школа, 1989. — 399с.:ил.
    35. Г. Е. Сопротивление воды движению судов Текст. / Г. Е. Павленко М.: Морской транспорт, 1956.- 680с.:ил.
    36. В.И. Лесосплав без потерь. Текст. / В. И. Патякин. М.: Лесная промышленность, 1974. — 128с.
    37. В.И., Дмитриев Ю. Я., Зайцев A.A. Водный транспорт леса Текст.: учебник для вузов / В. И. Патякин, Ю. Я. Дмитриев, А. А. Зайцев. -М.: Лесная промышленность, 1985. 336с.
    38. A.A., Розенблит М. С. Исследования процессов деревообработки Текст./ А. А. Пижурин, М. С. Розенблит М.: Лесн. пром-сть, 1984. -232с.:ил.
    39. Положительное решение на заявку 97 115 336/13. Плоская сплоточная единица Текст. / А. А. Митрофанов, В. И. Веденин. Принято 26.03.98.
    40. Г. Ф. Основы научных исследований Текст.: учеб. пособие / Г. Ф. Прокофьев Архангельск, 1995.-49с.
    41. Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений Текст. / Е. И. Пустыльник М.: Наука, 1968. — 288с.:ил.
    42. С.Ф. Исследование некоторых вопросов сопротивления воды движению плотов Текст.: автореф. дис.. канд. техн. наук: 30.05.73 /
    43. C.Ф.Рапинчук Минск, 1973.-31с.: ил.
    44. С.Ф. Оценка коэффициентов сопротивления трения и относительной высоты выступов шероховатости пучковых и плоских плотов Текст. / С. Ф. Рапинчук // Механизация лесоразработок и транспорт леса: сб. науч. тр. Минск: 1970. -Вып.1. — С90−93.
    45. Е.С. Ущерб водной среде от лесосплава Текст. / Е. С. Романов // Изв.вузов. Лесн. журнал. 1992. — № 5. — С 100−104.
    46. И.К. Турбулентный пограничный слой в несжимаемой жидкости Текст. / И.К.Ротта- пер. с англ. И. Д. Желтухина, Н. А. Сергиевского [под ред. Ю.Ф.Иванюты] Л.: Судостроение, 1967. — 232с.
    47. Румшизский JI.3. Математическая обработка результатов эксперимента Текст. / Л. З. Румшизский М.: Наука, 1971. — 192с.
    48. О.М., Митрофанов A.A., Рымашевский B.JI. Проблемы и перспективы транспортного освоения лесопромышленного комплекса Текст. / Изв. вузов «Лесной журнал» 2004. — № 3. — С37−43.
    49. Состояние и охрана окружающей природной среды Архангельской области в 2000 г. Текст.: доклад / Комитет природных ресурсов по Архангельской области.- Архангельск, 2001.- 195с.
    50. Справочник по водному транспорту леса Текст. / В. А. Щербаков, Ю. П. Борисовец, В. Д. Александров [и др.] / под ред. В. А. Щербакова М.: 1986.-384с.
    51. Справочник судоводителя речного флота Текст. / под ред. В.И.Алексеева-М.: Изд-во «Транспорт», 1965. 424с.
    52. Г. Я. Динамическое взаимодействие плавающего пучка брёвен с рейдовыми сортировочно-формировочными механизмами Текст.: дис.канд. техн. наук / Г. Я. Суров. Архангельск, 1981. — 220с.
    53. К.К., Войткунский Я. И., Фаддеев Ю. И. Гидромеханика Текст.: учебник / К. К. Федяевский, Я. И. Войткунский, Ю. И. Фаддеев Л.: Изд-во «Судостроение», 1968. — 568с: ил.
    54. С.С. Влияние лесосплава на водные объекты Текст. / Транспорт леса в плотах и судах: сборник трудов ЦНИИлесосплава. М.: «Лесная промышленность», 1981.-С19−29.
    55. В.Я. Возможности восстановления и развития водного лесотранспорта Текст. / Совершенствование техники и технологии лесозаготовок и транспорта леса: сб.науч. тр. ФПР, посвящ. 70-летию АГТУ и ФПР, Архангельск, 1999. — С42−50.
    56. В.Я. Экологические проблемы очистки рек Северодвинского бассейна от затонувших лесоматериалов Текст. / Сб. эколого-географич. пробл. сохранения и восстановления лесов Севера Архангельск, 1991. -С.339−341.
    57. В.Я., Посыпанов C.B., Барабанов В. А. Плавающий причал Текст. / заявка на изобретение № 560 511/11- приоритет 28.09.92- полож. реш. 17.03.94. МКИ В65С67//62- В63В43/06].
    58. В.Я., Пустошный В. А. Расчет сопротивления воды равномерному движению лесотранспортных единиц Текст.: методические указания к выполнению самостоятельных работ / В. Я. Харитонов, В. А. Пустошный Архангельск: РИО АЛТИ, 1993. — 24с.
    59. В.Н. Гидродинамическое взаимодействие плотов и внешней среды Текст. / В. Н. Худоногов Красноярск, 1966.-225с.
    60. Г. М. К теории движения буксируемых плотов Текст. / Г. М. Черкасов Казань: Татгосиздат, 1949. — 1 Юс.
    61. В.А. Развитие лесосплава в ближайшие годы Текст. / В. А. Чернцов Лесн. пром-сть. — 1991. — № 3. — С4−5.
    62. И.В. Обоснование способа водной доставки технологической щепы в плавучих контейнерах с естественным воздушным подплавом Текст.: автореф. дис.канд. техн. наук: 17.12.04 / И. В. Четверикова. -Воронеж, 2004. 14с.
    63. И.В. Обоснование способа водной доставки технологической щепы в плавучих контейнерах с естественным воздушным подплавом Текст.: дис.канд. техн. наук: 17.12.04 / И. В. Четверикова. Воронеж, 2004.-160с.
    64. P.P. Гидравлика Текст.: учебник для вузов / Р. Р. Чугаев 4-е изд., доп. и перераб. — JL: «Энергоиздат. Ленингр. отд-ние», 1982. — 672с.: ил.
    65. И.Л. Обоснование параметров большегрузных плавучих контейнеров при транспортировке измельченной древесины в контейнерах Текст.: автореф. дис. канд. техн. наук: 22.06.00 / И. Л. Шевелёв. М., 2000.-19с.: ил.
    66. А.Н. Турбулентный пограничный слой Текст. / А. Н. Шерстюк. -М.: Энергия, 1974. 165с.:ил.
    67. Г. Теория пограничного слоя Текст. / Г. Шлихтинг- перев. с немецкого. М.: Наука, 1969.- 742с.:ил.
    68. М.Г. Буксирные устройства судов. Проектирование и расчет Текст. / М. Г. Шмаков. Л.: Судостроение, 1966. — 259с.:ил.
    Заполнить форму текущей работой