Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обоснование основных параметров и режимов эксплуатации траловой системы для промысла черноморского шпрота

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такое положение обусловлено отсутствием аналитических данных об объекте лова, то есть характеристик его распределения, а также отсутствием математического описания самого процесса лова шпрота и его взаимодействия с траловой системой. Совершенствование тралового лова черноморского шпрота сдерживает также отсутствие научно — обоснованных представлений по конструкции шпротных тралов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы и практического опыта по теме диссертации
    • 1. 1. Показатели качества траловой системы
    • 1. 2. Показатели технологичности
    • 1. 3. Показатели надёжности
    • 1. 4. Экономические показатели
    • 1. 5. Режим эксплуатации траловой системы при промысле черноморского шпрота
    • 1. 6. Конструктивные факторы траловой системы, влияющие на промысел черноморского шпрота
  • Глава 2. Методика исследований
  • Глава 3. Оценка характеристик распределения промысловых скоплений черноморского шпрота и его биометрических характеристик
    • 3. 1. Оценка соответствия данных наблюдений о параметрах стай черноморского шпрота и его биометрических характеристик нормальному закону распределения
    • 3. 2. Оценка характеристик распределения стай черноморского шпрота
      • 3. 2. 1. Методика исследований и обработки данных наблюдений
      • 3. 2. 2. Результаты расчёта биометрических характеристик и характеристик стай черноморского шпрота и их погрешностей
    • 3. 3. Оценка случайных погрешностей характеристик распределения стай черноморского шпрота
  • Глава 4. Идентификация конструктивных особенностей и конструктивно — технических характеристик тралов, используемых при промысле черноморского шпрота
    • 4. 1. Распределение относительной длины канатной и сетной пластин в передней части трала
    • 4. 2. Распределение относительной длины сетеполотен с однородным шагом ячеи
    • 4. 3. Распределение средневзвешенного диаметра и шага ячеи в канатно — сетной части трала
      • 4. 3. 1. Определение средневзвешенного шага ячеи и диаметра связей в канатной части
      • 4. 3. 2. Определение средневзвешенного шага ячеи и диаметра нитей в сетной части
  • Глава 5. Математическое моделирование процесса тралового лова черноморского шпрота
    • 5. 1. Выбор определяющих факторов модели и их описание
    • 5. 2. Определение характеристик объекта лова
    • 5. 3. Расчёт уловистости параметрической траловой системы
    • 5. 4. Определение коэффициентов модели и их статистической значимости
    • 5. 5. Оценка влияния характеристик поведения объекта лова на уловистость траловой системы
    • 5. 6. Практическая проверка модели уловистости траловой системы
  • Глава 6. Определение основных эксплуатационных и проектно конструкторских характеристик траловой системы на ранних стадиях проектирования
    • 6. 1. Методика определения основных проектно-конструкторских характеристик траловой системы
    • 6. 2. Рекомендации при проектировании траловой системы для промысла черноморского шпрота

Обоснование основных параметров и режимов эксплуатации траловой системы для промысла черноморского шпрота (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Черноморский шпрот занимает одно из ведущих мест в добыче Украины в Азово-Черноморском бассейне. Тем не менее, научным обоснованием его промысла, а также изучением взаимодействием объекта лова с орудием лова никто не занимался. В результате этого, несмотря на существенные успехи в теории и проектировании технологии разноглубинного тралового лова, техника и технология тралового лова черноморского шпрота отстаёт от современных требований и требует научного и инженерного совершенствования.

Такое положение обусловлено отсутствием аналитических данных об объекте лова, то есть характеристик его распределения, а также отсутствием математического описания самого процесса лова шпрота и его взаимодействия с траловой системой. Совершенствование тралового лова черноморского шпрота сдерживает также отсутствие научно — обоснованных представлений по конструкции шпротных тралов, их конструктивнотехнических характеристик и их связи с ловящей характеристикой траловой системы.

Актуальность данной работы определяется практической потребностью в рекомендациях по проектированию траловой системы для промысла черноморского шпрота и её эксплуатации, при обеспечении её наибольшей уловистости и ловящей характеристики. Такие рекомендации должны базироваться на результатах исследования, как самого черноморского шпрота, так и процессов эксплуатации траловой системы для его промысла, чему и посвящена данная работа.

Цель настоящих исследований заключается в научном обосновании проектно — конструкторских мер и режимов эксплуатации траловой системы для промысла черноморского шпрота с целью повышения её уловистости и ловящей характеристики.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) проведён анализ путей совершенствования разноглубинного тралового лова;

2) определена и дана оценка промысловым биометрическим характеристикам черноморского шпрота в естественных условиях;

3) исследована и определена численная оценка характеристик распределения промысловых скоплений черноморского шпрота;

4) проведён анализ конструкций тралов, используемых для промысла черноморского шпрота, и идентифицированы их конструктивные особенности и конструктивно — технических характеристики;

5) исследована закономерность изменения уловистости и ловящей характеристики траловой системы для промысла черноморского шпрота в зависимости от конструктивно — технических характеристик тралов и параметров, характеризующих черноморский шпрот;

6) разработана методика по определению основных конструктивно-технических характеристик и эксплуатационных характеристик траловой системы для промысла черноморского шпрота.

Научная новизна работы состоит в установлении ранее неизвестных количественных оценок биометрических характеристик черноморского шпрота и параметров его распределения в пространстве, разработке на основании этих данных математической модели уловистости и ловящей характеристики шпротного трала, позволивших разработать методику для обоснования его основных эксплуатационных и проектно-конструкторских характеристик на ранней стадии проектирования.

Положения, выносимые на защиту:

— новые данные по характеристикам распределения промысловых скоплений черноморского шпрота и его биометрическим параметрам;

— структуризация и идентификация конструкции и характеристик тралов, используемых на промысле черноморского шпрота, выполненная в функции располагаемой мощности траулера;

— многофакторная модель уловистости и ловящей характеристики шпротного трала в зависимости от его конструктивно — технических характеристик и параметров режима траления;

— методика по определению основных проектно-конструкторских характеристик траловой системы для промысла черноморского шпрота и обоснования его эксплуатационных характеристик.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в появлении возможности расчётным путём подобрать необходимые эксплуатационные и конструктивные параметры траловой системы на ранней стадии её проектирования, обеспечивающие её наибольшую уловистость и ловящую характеристику. Получена возможность определить производительность траловой системы до получения окончательного чертежа трала. Применение разработанных математических моделей позволит широко использовать CAD и CAE технологии для проектирования, конструирования и эксплуатации траловой системы для промысла черноморского шпрота.

Личный вклад ' автора. Материалы для определения биометрических характеристик и характеристик распределения промысловых скоплений черноморского шпрота получены автором самостоятельно в результате сбора и обработки эхограмм тралений, сбора и обработки статистического материала о фактических уловах разноглубинными тралами различных конструкций, сравнения конструкций шпротных тралов. Разработаны методики проведения экспериментальных работ, обработки их результатов и представления в виде многофакторной математической модели.

Методика определения основных проектно-конструкторских характеристик траловой системы для промысла черноморского шпрота на ранних стадиях проектирования с использованием математических моделей уловистости и ловящей характеристики траловой системы для промысла черноморского шпрота.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на научно практической конференции КМТИ «Морские технологии: проблемы и решения» (Керчь) в 2003, 2004, 2005, 2007 гг, и VII международной конференции «Современные рыбохозяйственные и экологические проблемы азово-черноморского региона» (Керчь) 2012 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ, из которых 2 — в ведущих периодических изданиях, определенных ВАК Минобрнауки России.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав и заключения. Общий объём 231 страниц, в том числе 36 рисунков, 47 таблиц, 13 приложений. Библиографический список литературы состоит из 46 наименований.

ВЫВОДЫ э.

1. Выполнен анализ развития техники и тактики лова черноморского шпрота.

2. Определены биометрические характеристики черноморского шпрота, имеющие значение для тралового лова. Дана их количественная оценка.

3. Определены промысловые характеристики черноморского шпрота и дана их количественная оценка.

4. Произведён анализ конструктивно — технических характеристик тралов используемых при промысле черноморского шпрота.

5. Определена зависимость между основными конструктивнотехническими характеристиками тралов для различных типов траулеров, ведущих промысел черноморского шпрота.

6. Определена зависимость между основными конструктивнотехническими характеристиками тралов в зависимости от мощности ГД траулера.

7. Исследован процесс взаимодействия черноморского шпрота с разноглубинным тралом при помощи имитационного моделирования.

8. Разработана математическая модель уловистости и ловящей характеристики траловой системы черноморского шпрота, устанавливающая функциональную взаимосвязь между биометрическими характеристиками черноморского шпрота, конструктивно — техническими характеристиками траловой системы и результатами траления.

9. Получены эмпирические формулы для определения уловистости и ловящей характеристики траловой системы при промысле черноморского шпрота.

10. Произведена проверка математической модели уловистости трала для промысла черноморского шпрота путём сравнения расчётных результатов с реальными промысловыми данными. Проверка подтвердила возможность применения модели с погрешностью в пределах 10%.

11. Разработана методика проектирования траловой системы с использованием полученных математических моделей уловистости и ловящей характеристики траловой системы для промысла черноморского шпрота.

12. Приведён пример проектирования новой траловой системы с помощью разработанной методики.

13. Выявлены резервы для увеличения производительности траловой системы, за счёт более рационального подбора её конструктивных и эксплуатационных характеристик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа посвящена обоснованию основных проектноконструкторских характеристик траловой • системы для промысла черноморского шпрота.

Выполненный обзор и анализ литературных источников и практического опыта по теме диссертации позволил определить пути исследований в области траловой системы, а также обосновать проектно конструкторские меры по повышению уловистости и ловящей характеристики тралов для промысла черноморского шпрота.

С целью решения поставленной задачи был выполнен следующий объём работ:

— сбор и обработка эхограмм с записью скоплений черноморского шпрота получаемых от бортового эхолота и прибора контроля параметров трала;

— измерение параметров работы траловой системы, таких как скорость траления, длинна вытравленных ваеров и угол их расхождения, характеристики траловой доски, характеристики кабельной оснастки трала и конструктивно-технические характеристики самого трала.

В результате проведённой научно — практической работы все поставленные задачи были выполнены. Получены биометрические характеристики черноморского шпрота (глава 3) Определены параметры распределения черноморского шпрота в пространстве и определено среднее квадратическое отклонение и относительная погрешность найденных величин (глава 3). Разработана математическая модель уловистости и ловящей характеристики траловой системы от её конструктивно-технических характеристик и характеристик распределения стай черноморского шпрота (глава 4). Произведена оценка зависимости уловистости и ловящей характеристики траловой системы от параметров объекта лова (глава 4). Определено влияние конструктивно-технических характеристик траловой системы на уловистость, ловящую характеристику и (глава 5). Разработана методика проектирования траловой системы с использованием математических моделей уловистости и ловящей характеристики для промысла черноморского шпрота (глава 6). Суть предлагаемой методики заключается в использовании имитационных моделей уловистости и ловящей характеристики. Данные модели в качестве своих переменных используют проектно-конструкторские и эксплуатационные характеристики траловой системы, а также биометрические показатели и показатели распределения объекта лова. Параметры объекта лова (черноморского шпрота) полученные нами при обработке статистического материала входят в данные модели в неявном виде. Поэтому при работе мы задаёмся только интересующими нас проектно-конструкторскими характеристики проектируемой траловой системы и сразу же получаем результат без длительных и громоздких вычислений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Н. К теории лова рыбы тралирующими орудиями. Труды ВНИРО, том СХХП, 1977, С. 58 76.
  2. Н. Е. Изучение поведения рыбы в орудиях лова. Труды ВНИРО, том XXXVI, М., «Пищевая промышленность», 1958, С. 33 51.
  3. Ф. И. Техника промышленного рыболовства. М., «Пищепромиздат», 1960, 696 с.
  4. Е. С. Теория вероятностей. Учебник для вузов. Изд. 6-е стер. М.: Высшая школа, 1999, 576 с.
  5. Войниканис Мирский В. В. Технология постройки орудий промышленного рыболовства. Учебник для ВУЗов МРХ СССР, М., Пищевая промышленность, 1971з 270 с
  6. В. М. Методы увязки параметров рыбных стай, трала и судна. Владивосток, 1984, 138 с.
  7. В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистики. Изд. 4-е стер. М.: Высшая школа, 1998, 400 с.
  8. В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Изд. 6-е стер. М.: Высшая школа, 1998, 479 с.
  9. С. Б. Обоснование оптимального размера ячеи в кутке трала. Труды ВНИРО, т. XI, 1959, С. 57−65.
  10. С. Б. Промыслово-био логические основы проектирования пелагических тралов. Труды ВНИРО, том XXXVI, 1952, С. 192−241.
  11. В. С. Предварительные результаты по поведению шпрота в естественных условиях. Рекомендации по повышению его лова ставными неводами. Результаты технического испытания тралирующего орудия лова (Отчёт ОНИР), Керчь, АзчерНИРО, 1947, 139 с.
  12. Г. М., Толкунов А. Е. Оптимизация траловой системы для промысла черноморского шпрота/ Рыбпром. 2009. № 3. С. 18 20.
  13. А. И. Вероятностное понятие зоны облова орудия лова и количественная оценка результатов лова на основе полученной информации. Реферативная информация. М., ЦНИИ-ТЭИРХ, Выпуск 19, 1971. 48 с.
  14. А. И. Оптимальная продолжительность времени одного траления. «Известия Госниорх», 1964, том VI, С. 211 219.
  15. Изучение объектов лова и работы траловых систем промысловых судов в Чёрном море (Материалы подводных наблюдений). Севастополь, 1984, 20 с.
  16. В. А. Применение метода анализа размерностей при определении абсолютной уловистости трала. Рыбное хозяйство, № 2, 1966, С. 46−48.
  17. Ю. В. Зона действия орудий лова по глубине и точность вертикальной наводки. Рыбное хозяйство, 1973, № 11, С. 53 54.
  18. Ю. В. Математическое ожидание вылова при стайном распределении объектов промысла. Рыбное хозяйство, № 12, 1973, С. 45−49.
  19. Ю. В. О вероятностных критериях эффективности орудия лова. Рыбное хозяйство, № 10, 1973, С. 44 48.
  20. Ю. В. Основные направления вероятностного подхода к оценке эффективности орудий рыболовства и определение зон их действия с использованием теории поиска. М., 1973, 68 с.
  21. Ю. М. Вероятностно статистическая теория рыболовных систем и технической доступности для них водных биологических ресурсов. — Калининград. Изд. Атлант НИРО, 2001, 277 с.
  22. В. К. Кузьмина А. С. Трал, поведение объекта лова и подводные наблюдения за ними. М., Пищевая промышленность, 1972, 270 с.
  23. В. К. Поведение некоторых видов рыб в трале, «Вопросы ихтиологии» 1969, Т9, вып. 6(59), С. 1110- 1117.
  24. В. К. Реакция рыбы на трал, технология их лова. Калининград, 1998, 397 с.
  25. В. Н. О мере уловистости орудия лова. Рыбное хозяйство, № 6, 1972, С. 44−45.
  26. В. Н. Биотехнические основы промышленного рыболовства. М., Лёгкая и пищевая промышленность, 1983, 216 с.
  27. В. Н. Качество надёжность и работоспособность орудий промышленного рыболовства. М., Лёгкая и пищевая промышленность, 1982, -264 с.
  28. А. Ф., Промыслов А. А. Система обеспечения качества судовых механизмов. Л., Судостроение, 1977, 222 с.
  29. М. М. Оптимизация проектных характеристик орудий промышленного рыболовства. Методические указания для студентов промышленного рыболовства. Калининград, 1990, 144 с.
  30. М. М. Расчет элементов глубоководной траловой системы. М., Пищевая промышленность, 1976, -189 с.
  31. М. М. Проектирование орудий рыболовства. Ч. 2. Проектирование тралов. Учебное пособие. Калининград: КГТУ, 2001, 135 с.
  32. М. М., Недоступ А. А. Обоснование методов расчёта коэффициента сопротивления канатно сетной части трала. / Сб. науч. Докладов МТК КГТУ. Калининград, 1999. С. 71 -72.
  33. В. К., Коротков В. К., Мартышевский В. Н. Подводные наблюдения за работой тралов, Рыбное хозяйство, 1965 № 5, С. 44 46, № 6 С. 41−44.
  34. Ю. С. Оценка промысловых качеств тралов. М., Пищевая промышленность, 1973, 40 с.
  35. А. И. Интенсивность рыболовства. М., Лёгкая и пищевая промышленность, 1983, 236 с.
  36. А. И. Научные основы селективного рыболовства. М., Пищепромиздат, 1974, 446 с.
  37. А.Е. Имитационная модель уловистости и ловящей характеристики траловой системы для промысла черноморского шпрота / Рыбное хозяйство Украины. 2003. № 7. С. 27 36.
  38. А.Е. Параметры распределения стай черноморского шпрота / Рыбное хозяйство Украины. 2004. № 7. С. 123 128.
  39. А.Е. Возможность повышения тяговых характеристик для малых траулеров азово-черноморского бассейна / Рыбное хозяйство Украины. 2005. № 6. С. 6−7.
  40. А.Е. Пространственное моделирование сетной оболочки трала. Сборник научных трудов керченского морского технологического института. Выпуск 7, 2007. С. 112 118.
  41. А.Е. Параметры распределения стай черноморского шпрота / Рыбпром. 2009. № 3. С. 6 8.
  42. А. Л. Теория и проектирование орудий промышленного рыболовства. М., Пищевая промышленность, 1969. 568 с.
  43. А. Л., Лукашов В. Н., Розенштейн М. М. Проектирование и испытание тралов. М., Пищевая промышленность, 1973, 260 с.
  44. Г. С. Шпрот (Состояние запасов основных промысловых рыб Чёрного моря в 1967 г. и прогноз возможного вылова на 1968 и 1969 годы). Керчь, АзчерНИРО, 1967, С. 64−74.
  45. Я.И. и др. Справочник по теории корабля. Л., Судостроение, 1973, 511с.
Заполнить форму текущей работой