Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образовательная политика как социально-философская проблема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации делается вывод, что образовательная концепция гражданского образования должна быть одной из приоритетных задач государственной политики. Оптимальной финансовой политике должны соответствовать культурно-идеологическая и правовая политика в области образования, предполагающая четкое и глубокое понимание целей и путей формирования системы гражданского образования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    • 1. Отечественная философия как условие рефлексии политики в образовании, понятия «философия образования» и «образовательная политика»
    • 2. Методология рефлексии образовательной политики в условиях реформирования российского общества
  • ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
    • 1. Проблемы глобализации и интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство
    • 2. Национальная безопасность России в контексте проблем развития образовательной политики
    • 3. Формирование образовательной политики в области становления гражданского образования в России

Образовательная политика как социально-философская проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность философской рефлексии современной отечественной образовательной политики обусловлена спецификой социального развития постсоветской России, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. Процесс разноплановой трансформации российского общества сопровождается сложными и противоречивыми тенденциями, что, в свою очередь, обусловливает необходимость поиска путей выхода из нарастающего социального кризиса. В сложившейся ситуации все большую актуальность приобретает разработка философских оснований приоритетных практико-ориентированных концепций в сфере образования. Эти концепции должны соответствовать объективному развитию российского общества, в условиях конституционно закрепленного курса на построение демократического, гражданского и экономически самостоятельного правового государства. В диссертации подчеркивается, что сегодня образовательная политика все более становится фактором, способным воздействовать не только на развитие образования, но и всего российского общества. Образование аккумулирует новые приоритеты и установки с лучшими отечественными традициями в формирующуюся социальную ценностную систему — открытую, вариативную, духовно, нравственно и культурно насыщенную, диалогичную, что обеспечивается эффективной образовательной политикой.

Для исследования актуальных в онтологическом, аксиологическом и праксиологическом (ориентированном на практику) аспектах проблем необходим их всесторонний философский анализ, что предполагает выявление методологического значения философии образования в исследовании образовательной политики. Для этого требуется обращение к исключительно актуальным и мало разработанным в философии образования вопросам специфики философского анализа образовательной политики, к исследованию понятия «образовательная политика» и социокультурной обусловленности тенденций развития современной образовательной политики в России, а также специального конкретного анализа аксиологических и праксиологических аспектов политики в области образования в трансформирующемся российском обществе.

При анализе современных тенденций образовательной политики обращает на себя внимание плюрализм философских подходов. На наш взгляд, еще недостаточно четко определены основная цель и стратегические задачи современной образовательной политики. Но уже сегодня очевидно и общепризнано, что произошел процесс перехода группы экономически развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Футурологи постиндустриалистского направления (Д. Белл, 3. Бжезинский, Г. Кан, О. Тоффлер и др.) пологают, что главное отличие постиндустриальной цивилизации от индустриальной состоит в наличии у государств высококвалифицированных дипломированных специалистов. Образование стало той ключевой сферой, которая позволяет стране выйти на передовые позиции в своем социальном развитии. Данное обстоятельство делает вопросы философского анализа образовательной политики актуальными, требующими самого пристального внимания ученых. В разряд анализируемых проблем входят вопросы общецивилизационной бифуркации, исследования влияния технологической экспансии человека на среду обитания. Философское осмысление образовательной политики предполагает изучение ее направленности на формирование сознания человека в процессе современного образования. Цель образовательной политики заключается в такой организации образования (воспитания) человека, которая способна в условиях современной бифуркации (перекрестки цивилизаций) осуществлять правильный выбор для «устойчивого развития» (В. А. Коптюг), или, что по сути то же самое, «стратегии человечества» (Н. Моисеев), «стратегии выживания» (Э. Пестель), «развития вместо роста» (Дж. Шелл) и др. Речь идет о концептуальной нацеленности образовательной политики перехода от «человека экономического» к «человеку целостному».

Россия вступила в XXI век в условиях кризиса в сфере образования, являющегося следствием системного кризиса всего общества, резкого ослабления государственной поддержки науки и образования. Еще нет возможности достаточно адекватно оценить масштаб таких явлений в сфере образования, как.

Болонское соглашение, единый государственный экзамен, введение новых образовательных стандартов и т. п. Перед образовательной политикой отечественного образования стоит сложная проблема: результатом проводимых реформ должно быть не только сохранение достижений российской системы образования, но и обеспечение ее адекватного вхождения в мировую образовательную систему. Это обстоятельство обусловливает чрезвычайную актуальность исследования вопросов философского осмысления современной отечественной образовательной политики, делая ее концептуально важнейшей в ряду современных проблем, решаемых в рамках философии образования.

Степень разработанности темы исследования.

Специфика современной образовательной политики предполагает понимание тенденций развития самой системы образования. Следует отметить, что на протяжении всего XX века философское осмысление образования занимало важное место в философии западноевропейских стран. Оно было представлено различными концепциями:

— эмпирико-аналитическое направление, в котором развивались традиции позитивизма, исследовались проблемы структуры педагогического знания, статуса педагогической теории (А. Фишер, Р. Лохнер, В. Брезинка);

— гуманитарная педагогика, которая продолжила линию историцизма, акцентировала внимание на гуманитарной направленности педагогики (Г. Ноль, Т. Литт, В. Флитнер, Э. Венигер);

— диалогическая философия образования, анализирующая коммуникативную природу образования (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси);

— современная педагогическая антропология, где задачи философии образования усматриваются в формировании нового образа человека, адекватного его существованию (О. Ф. Больнов, Г. Рог, М. Лангевилд).

В дореволюционной России развивалась и сформировалась традиция философского анализа проблем теории и практики образования, представленная работами В. Ф. Одоевского, А. С. Хомякова, П. Д. Юркевича, Л. Н. Толстого и других мыслителей. В советский период в контексте марксистско-ленинской философии и педагогики плодотворно рассматривались вопросы методологии науки, интеграции науки и образования. Идеи таких видных ученых, как П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, М. К. Петров и др., и сегодня находят свое воплощение в педагогической теории и практике.

Для анализа проблем образовательной политики важны концептуальные идеи развития отечественного образования, рассмотрение вопросов становления самой отечественной философии образования. В развитии отечественной философии можно выделить несколько этапов становления философии образования как самостоятельного раздела социальной философии, а также этапов развития взаимосвязей философии образования и образовательной практики. Первый (40−50-е годы): проблематика философии образования еще не рассматривалась как самостоятельная область исследования, но ее отдельные элементы содержались в теоретических работах по философии, психологии, педагогике. Второй этап (50−60-е гг.): начинается актуализация философско-образовательных исследований (А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, С. Л. Рубинштейн). Функция философии сводится к обоснованию самой возможности философии распространять педагогический опыт. Третий этап (60−70-е гг. XX в.) характеризуется тем, что разрабатываются образовательные программы, имеющие философское обоснование, рассматриваются некоторые аспекты философско-образовательной проблематики (Г. С. Батищев, В. С. Библер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. В. Эльконин, Н. И. Непомнящий, Э. Г. Юдин). В образовательную практику вводятся технократические формы обучения (алгоритмизация, программированное обучение). Активно развивается деятельностный подход в философии, который составляет методологическую базу в психологии, педагогике (Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, Д. Б. Эльконин). В 70-е годы активно развивается проблемное обучение, с выходом за сугубо технократические рамки (работы Т. В. Кудрявцева, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина и др.). Четвертый этап (1980;90-е г.): осознанно формируется философско-образовательная проблематика, осуществляется философская рефлексия образования, происходит смена парадигм. Обсуждаются типы методологической работы, понимаемые как концептуальные схемы проектирования образовательной практики. Философия образования рассматривает свою проблематику в контексте взаимодействия различных развивающихся «сред»: сосредоточивается на вопросах взаимодействия социокультурного подхода к гуманистической педагогике и рефлексивной психологии. Обозначенные вопросы философии образования развиваются в работах Н. Г. Алексеева, В. С. Библера, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, Ф. Т. Михайлова, В. М. Розина, И. Н. Семенова, К. А. Славской, В. Н. Филиппова, Д. Б. Эльконина, В. С. Швырева и др.

90-е г. XX в. и начало XXI в. — пятый, современный этап, когда философия образования оформляется в особую область знания и, что важно для самостоятельного философского анализа отечественной образовательной политики, в самостоятельную область социальной философии. Сегодня ведется изучение ее методологических и теоретических проблем. Это — работы О. С. Анисимова, У. Асановой, М. Н. Берулавы, В. Н. Гончарова, С. И. Григорьева, Б. С. Гершунского, Н. В. Наливайко, В. М. Розина, И. Н. Семенова, С. А. Смирнова, А. И. Субетто и др. Как самостоятельное научное направление философия образования оформилась в середине 90-х гг. XX в., когда появились монографические работы обобщающего характера (Б. С. Гершунский, Н. В. Наливайко, В. Н. Гончаров, В. Н. Филиппов, В. Г. Торосян и др.). До этого момента в философии формировались предпосылки процесса, постепенно кристаллизовались философско-образовательные идеи. Сегодня сфера образования — предмет исследования экономики, социологии, психологии образования, истории и теории педагогики и т. д. Однако комплексный анализ современных достижений образования возможен только при условии применения философских методов. Достигнутые результаты позволяют вычленить в качестве самостоятельного направления проблемы философского осмысления современной образовательной политики.

На формирование общей методологической концепции диссертации большое влияние оказали работы, содержащие идеи и результаты исследования специфики современной образовательной системы. Это труды, где рассматривался философско-методологический аспект проблемы развития образования в целом, в том числе и образовательной политики (В. С. Библер, М. Я. Бобров, Б. С. Гершунский, В. А. Дмитриенко, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Э. В. Ильенков, А. Т. Москаленко, Н. В. Наливайко, А. Л. Симанов и др.) — социологический (Л. Г.

Борисова, С И. Григорьев, Ю. Р. Вишневский, Г. Е. Зборовский, М. 3. Ильчеков, Н. А. Матвеева, В. Я. Нечаев, В. Н. Турченко, А. С. Фролов) — психологический (А. С. Арсентьев, М. Н. Григорьев, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Р. С. Немов и др.) — исследование фундаментальных основ содержания образования (А. М. Арсеньев, Г. Н. Волков, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. Г. Онушкин, М. Н. Скаткин, С. Г. Шаповаленко и др.) — разработка различных моделей развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. Н. Занков, М. И. Махмутов, Я. А. Пономарев и др.) — специальные работы, посвященные будущему образования (Б. Н. Бессонов, Р. М. Бикметов, Б. М. Бим-Бад, Н. П. Ващекин, Р. Н. Вейс, О. С. Газман, Е. В. Ушакова, А. В. Качкин, Н. Б. Крылова, В. П. Казначеев, С. В. Казначеев, Э. С. Соколова, М. Ю. Тихонов, И. К. Шалаев и др.).

Обращаясь к проблемам аксиологического и праксиологического аспекта образовательной политики, диссертант акцентировал внимание на взаимодействии образования и общества, рассматривая вопросы государственного регулирования отечественного образования. Применение только философского и общенаучного методов для решения целей, поставленных автором, оказалось необходимым, но недостаточным. Специфичность самого предмета исследования (тенденции развития образовательной политики в условиях модернизации отечественного образования) предполагает комплексное исследование взаимосвязи объективного процесса качественных изменений общества и субъективного, конъюнктурно и политически мотивированного процесса в образовательной политике. Помимо сугубо философских, автор использовал в своей работе методы таких научных дисциплин, как социология, социальная психология, юриспруденция. Такой подход обусловлен стремлением к всестороннему анализу особенностей характера образовательной политики в условиях трансформации общественных отношений, развития отношений собственности в образовании. По мнению диссертанта, существующие социальные процессы, — когда государственная образовательная политика порождает неравенство в образовательной сфере — усилили потребность в аксиологическом и праксиологическом подходах при исследовании отечественного образования, а также в исследовании проблем противостояния частнособственническим тенденциям, развитии педагогики ненасилия как требования времени и т. п.

Категории и понятия, относящиеся к теории и практике образовательной политики, могут быть с достаточной полнотой осмыслены лишь на междисциплинарном, интегративном уровне, поэтому необходим философский, системный подход к проблеме образования. Этот подход позволяет осуществить концептуальный синтез знаний о данном объекте исследования в онтологическом, аксиологическом, праксиологическом аспектах. Новая социально-политическая и социокультурная реальность начала XXI века требует решения многих общетеоретических, социально-научных и практических задач в области образовательной политики. В философии образования появились значительные работы, имеющие прямое отношение к исследуемой диссертантом теме. Вот некоторые из них. Во-первых, работы о роли образования как факторе модернизации и обеспечения национальной безопасности России. Это работы С. Н. Еремина, В. Г. Кинелева, Н. Н. Моисеева, Л. Г. Олеха, Е. В. Семенова, О. Н. Смолина, П. Г. Щедровицкого и др.

Во-вторых, исследование роли образования для перспектив развития общества XXI века: футурологическая концепция (В. Бестужев-Лада, В. И. Супрун, Д. П. Лур, А. Печчеи, О. Тофлер и др.) — предлагаемые модели модернизации российского общества с участием модернизации образования (А. В. Бузгапин, Б. С. Гершунский, В. И. Паршиков, В. И. Жуков, В. Н. Гончаров, К. Г. Колтаков и др.).

В-третьих, анализ специфики отечественной образовательной политики. Это в большей степени публицистические работы, описывающие критическую ситуацию и отсутствие ясной государственной стратегии развития отечественного образования (В. С. Волков, Б. С. Гершунский, О. А. Михалина, С. В. Прокопенко,.

A. К. Черненко, Р. В. Шакиров, В. Е. Шукшунов и др.).

Отдельным блоком можно выделить работы по современному реформированию отечественного образования, где присутствует разброс мнений и подходов, таких, например, как:

— использование новых механизмов в управлении системой образования (В.

B. Бобров, К. Я. Вазина, В. М. Кузнецов, В. А. Тройнев и др.);

— введение новых государственных образовательных стандартов (А. М. Абрамов, А. Ж. Жафяров, В. С. Леднев, М. В. Рыжаков и др.);

— переход к двенадцатилетнему школьному образованию и Болонское соглашение (О. Н. Смолин, В. А. Поляков, Ю. Е. Рябушкин, Н. И. Макарова и др.).

Большой интерес для философского осмысления современной образовательной политики представляет литература, посвященная российскому законодательству в области современного отечественного образования. Это работы не только философов, но и юристов, политиков (Е. В. Буслов, В. А. Грачев, О. Н. Смолин, А. К. Черненко, Н. М. Канаев, В. Д. Шадриков и др.).

Следует отметить, что сегодня российская система образования и современная образовательная политика стали объектом внимания зарубежных исследователей. Об этом свидетельствуют материалы XXI Всемирного конгресса в Стамбуле «Философия лицом к мировым проблемам», где работала специальная секция «Философия образования». Обращают на себя внимание такие работы зарубежных авторов, как Yan de Groof, Veronika Spasskaya, Igor Roshkov (ed.) Shaping new Legislation on Education in Russia. Acco Leuven / Amorsfoort. (1997) — Ева Адлер. Материалы международных конгрессов «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия», Новосибирск, (1999) — «Науки и образование XXI века: проблемы интеграции и правового регулирования», Новосибирск, (2003) — Жак Делор «Образование: сокрытое сокровище», ЮНЕСКО (1997) и др.

Образовательная политика в контексте идей глобального распространения демократии, ее устойчивое развитие и американское культурно-политическое влияние как негативный фактор в условиях изменения современного мира — все эти проблемы были в центре внимания на XXI Всемирном философском конгрессе «Философия лицом к глобальным проблемам», состоявшейся в Стамбуле (Турция) в августе 2003 года. О них говорилось в докладах отечественных и зарубежных ученых — Н. В. Наливайко (Россия), Ирис Мэрион Янг (США), В. И. Кудашова (Россия), Майкла Пендлбери (Йоханнесбург, ЮАР), И. С. Утробина (Россия), Ю. Хабермаса (Германия).

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существуют самые различные мнения относительно развития образовательной политики. Степень разработанности отдельных философских, методологических, социальных и педагогических аспектов темы, необходимость ее дальнейшего изучения вступают во все более очевидное противоречие между объективной потребностью в разработке теоретических основ развития отечественной образовательной политики и сложившимися подходами в практике функционирования последней. Множественность интерпретаций исследуемого феномена, многосторонность его приложения в образовательно-воспитательной сфере обусловливают необходимость обращения к данному понятию с принципиально новых позиций в контексте социально-философского знания. Этот важный фактор определил цель и задачи настоящей диссертационной работы.

При всех достоинствах перечисленных выше работ, необходимо заметить, что для них характерна узкоспециальная направленность, когда освещаются отдельные аспекты проблемы образовательной политики. Необходимы комплексные и междисциплинарные исследования образовательной политики в контексте проблем современной философии образования. Отмеченный уровень знания решения проблем философского осмысления образовательной политики обусловил выбор темы данного диссертационного исследования. Считаем, что в настоящее время появилась возможность на базе философии образования, с опорой на ее развивающийся логико-методологический аппарат, осуществить анализ тенденций современной образовательной политики и сформулировать авторский вариант концепции и принципов развития современной образовательной политики.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования стало отечественное образование начала XXI века в системе модернизационных процессов глобального, цивилизационного и конкретно-исторического характера.

Предметом исследования является отечественная образовательная политика в модернизации российского образования.

Целью исследования является осуществление философской рефлексии влияния основных тенденций образовательной политики на развитие и модернизацию отечественного образования в изменяющейся России.

Для реализации поставленной цели и обоснования выдвигаемой концепции в диссертации решаются следующие взаимосвязанные между собой задачи:

1) анализ значения философии образования в исследовании образовательной политики;

2) раскрытие содержания понятий «философия образования», «образовательная политика»;

3) анализ позитивных и негативных сторон социокультурного влияния на образовательную политику, осуществление рефлексии образовательной политики в условиях модернизации российского общества;

4) анализ аксиологической природы образовательной политики как фактора культурного и социального обновления России;

5) философский анализ специфики кризиса отечественного образования, путей выхода из кризисной ситуации и методов модернизации отечественной образовательной системы;

6) исследование глобальных проблем как условия интегративных процессов в образовании;

7) анализ специфики современной интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство и процесса присоединения России к Болонскому соглашению;

8) изучение проблемы национальной безопасности России в ходе реализации современной образовательной политики;

9) анализ процесса формирования образовательной политики для целей становления гражданского образования.

Методологической основой диссертационного исследования являются философские методы. Философия образования выступает формой философской концептуализации знаний об образовании и современной образовательной политике. Она показывает, что общие принципы и положения философии применяются для анализа различных сторон и аспектов образования и современной образовательной политики, которые могут и должны изучаться как система, процесс, деятельность, ценность, социальный институт и т. д. Являясь объектом философского исследования, образовательная политика конкретна, исторична, социально детерминирована. Анализ ее ведется с позиций материалистического понимания истории как методологии исследования проблемы.

Все исследования в диссертации проводились на основе общефилософского инструментария, с использованием примеров из истории образования, примеров развития образовательной политики и практики организации и управления образовательным процессом, и на основе анализа проблем формирования правового регулирования системой образования. В диссертации акцентируется внимание на методологических аспектах социальной философии, теории педагогики и философии образования, а в качестве наиболее эффективных методов для решения исследуемой проблемы применяются междисциплинарный и деятельностный подходы, когда преобладает праксиологическая оценка и вырабатываются пути улучшения состояния дел в исследуемой области. При этом реализуется потенциал компаративного анализа, исторического и диалектического методов.

Положения, выносимые на защиту.

Во-первых, в исследовании образовательной политики эвристическую ценность имеет философия образования. Нуждается в обосновании идея рассмотрения философии образования как целостного учения, имеющего целостный объект — образование во всех его ценностных, системных, социально-философских, эмпирических, теоретических и прикладных характеристиках. Такой статус философии образования обеспечит признание научного характера знаний в данной области науки, возможность аргументированно оценивать сложившуюся в обществе образовательную систему в целом и образовательную политику в частности.

Во-вторых, рассмотрены понятия «политика в области образования» и «образовательная политика» как имеющие различные значенияпоказано, что политика в области образования — это проявление общей политики государства, но примененное в отдельной сфере жизни общества — в образовании. Политика в области образования включает все то, что определяет стратегию образовательной деятельности государства, ее главные цели и задачи. Политика в области образования охватывает весь комплекс мер, осуществляемых государством и его органами в отношении образования как социального института, включая воздействие других направлений внутренней российской политикиэкономической, социальной, информационной и т. д.

В-третьих, нуждается в определении образовательная политика как специфическая область, отдельная частная область политики государства, местного самоуправления. Образовательная политика вырабатывается применительно к социальной сфере — образованию, но глубоко и детально. Речь идет о тактике развития образования, конкретных целях, задачах, сроках, конкретных людях, участвующих в организации и проведении реформ. Таким образом, образовательная политика определяет общую стратегию образования.

В-четвертых, образование как социокультурный институт выполняет свою социально-значимую роль в системе общественных отношений. В периоды стремительной трансформации общества образовательная политика также характеризуется своим стремительным развитием. Значимость и ценность образования для общества связана с различными его сферами: социально-экономической, политической, духовной. В образовании отражается все то, что происходит в обществе. Социокультурная обусловленность современной образовательной политики в России изначально определяется практикой общественного развития.

В-пятых, в условиях происходящей глобализации роль образования в решении задач модернизации России, ее национальной безопасности возрастает, становится приоритетной в современной образовательной политике. Процесс глобализации, который в основе своей носит финансово-экономический характер и направляется крупнейшими транснациональными корпорациями, все более подрывает экономические и политические позиции ряда государств (в России этот вопрос стоит очень остро), наносит ущерб их суверенитету и национальному развитию. Сферу же образования и культуры различных стран мира пытаются подчинить единым стандартам, разработанным в мозговых центрах этих корпораций.

В-шестых, теоретический и практический аспект образовательной политики своими корнями уходит в систему социальной политики, связанной с экономическими, информационными, правовыми, этическими и другими компонентами развития общества. Процессы демократизации общества и образования, идущие в России, осуществляются сложно и противоречиво. Поэтому требуется самое пристальное внимание к исследованию проблем современной образовательной политики и политики в области образования. Оптимальная образовательная политика требует глубоко продуманного, стратегически выверенного мышления со стороны политиков, принимающих решения, четкого представления социального содержания самой образовательной политики.

Новизна исследования.

1) Обоснована необходимость методологической рефлексии образовательной политики с позиций философии образования. В философии образования выделены два органически взаимосвязанных уровня: один обращен к философии, другой — к образованию. Показано, что философия образования — это самостоятельная область философско-научных знаний, фундаментом которой являются общефилософские концепции, обращенные к образованию. С другой стороны, показано, что образовательная политика в философии образования выступает как научно-философская рефлексия объективных закономерностей собственно образовательной сферы во всех аспектах ее функционирования.

2) Обосновано методологическое значение философии образования в исследовании образовательной политики. Показано, что философия образования как часть социальной философии способна существенно раскрыть предмет (систему образования) во всем его многообразии, в том числе фундаментальные закономерности и тенденции развития системы образования, ее парадигмы. Установлено, что без философской рефлексии проблем образования невозможно объективное изучение тенденций развития отечественной образовательной политики, ее зависимости от политики в целом.

3) Доказано, что без включения философско-образовательного анализа перспектив развития российского общества в общую политическую доктрину всестороннего, долговременного реформирования России не удастся добиться столь необходимой образовательной поддержки проводимых социальных преобразований и прогрессивных реформчем динамичнее развивается общество, тем более необходим философский анализ происходящего, возрастает потребность в философском осмыслении происходящего.

4) Показаны социокультурные аспекты развития современной образовательной политики в России. Показано, что философское осмысление проблем современной образовательной политики в России дает обобщенную картину настоящего с учетом ретроспективных знаний, а также позволит проанализировать возможные перспективы будущего развития образовательной системы.

5) Показано влияние глобализации на развитие отечественной образовательной политики. Трансформации глобального характера непосредственным и опосредованным образом определяют как преобразование российского общества, так и его подсистему — образование: очевидно, что ряд преобразований наносит невосполнимый вред как всему обществу, так и системе образования. Установлено, что глобализация обусловила широкие интеграционные процессы, формирование единого образовательного пространства. Изучены «за и против» реформы образования, связанные с Болонским соглашением. Показано, что следует с большой осторожностью относиться к призывам либеральных реформаторов о максимальной интеграции в мировое образовательное пространство. Проблемы будущего образования должны решаться в России не с оглядкой на западные, панамериканские или восточные особенности, а на основе наследия и традиций своей национальной культуры, российского менталитета, с учетом творческой переработки и усвоения лучших мировых достижений в сфере образования. Россия должна сохранять и развивать свои самобытные национальные качества, свое целостное и глубинное видение системы образования, что является несомненным достижением мирового масштаба.

6) Анализ национальной безопасности России в деле развития образовательной политики показал, что в современной образовательной политике присутствуют два направления с соответствующей ориентацией. Западная ориентация, при которой образование выступает как личное дело каждого человека, а сама система образования представляет собой индустрию образовательных услуг, также исконно российская ориентация, основанная на государственной ответственности за сферу образования. В связи с этим показано, что культурно-идеологический фактор современной образовательной политики является определяющим по сравнению с другими факторами. Он воспроизводит установки и ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения в осуществлении образовательной политики.

7) Анализ аксиологических аспектов политики в области образования в трансформирующемся российском обществе показал, что он (аксиологический аспект) связан с обоснованием приоритетных ценностных и целевых ориентиров образовательной деятельности. Философская рефлексия здесь не только определяет смысл, цель и методы образовательной политики, но и формирует нравственные, эстетические и аксиологические ориентиры. Установлено, что в российском обществе в настоящее время развивается ценностная инверсия, заключающаяся в разрыве традиций, разрушении ценностной иерархии. Аксиологический аспект политики в области образования позволяет переосмыслить состояние современной образовательной системы, обеспечить перестройку образования с точки зрения возврата ему его главной культурной функции. Образование снова становится своего рода посредником между старшим и младшим поколениями, т. е. осуществляет преемственность и ориентирует на лучшие образцы культуры.

8) Показано, что современная образовательная политика глубоко связана с демократией и гражданским образованием. Гражданское образование является генерализующей ценностью истинной демократии (но не псевдодемократией, которая имеет место в нашем обществе), так как позволяет ее культивировать, воспроизводить и совершенствовать в каждом новом поколении. Образование в той же мере воспроизводит демократию, как и демократия конструирует качественно новый уровень образования с точки зрения принятия решений, ответственности и др.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования.

Полученные в диссертации результаты могут быть использованы: при разработке курсов «Философия и история образования» для студентов педагогических и других гуманитарных университетовпри подготовке образовательных программ по гуманитарным дисциплинамна курсах повышения квалификации работников сферы образованияпри разработке научно-исследовательских образовательных программпри проведении межкультурного анализа, актуального в современной социокультурной ситуации, в практике разработки стратегий образовательной политики властных структур регионов России и т. д.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в статьях. Выводы и результаты исследования были доложены на заседании секции «Философия образования» на международном конгрессе «Образование и наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования» (Новосибирск, ноябрь 2003 г.) — на международном семинаре «Национальная идея образования как основа современной образовательной политики» (Новосибирск, июнь 2002 г.) — на международном семинаре «Междисциплинарность в философии образования» (Новосибирск, март 2002 г.) — на семинарах «Проблемы взаимодействия власти и общества», организованных администрацией Новосибирской области, Сибирской академией политических наук (Новосибирск, 2003;2004 гг.) — на конференции Объединенного Института истории, филологии и философии СО РАН «Новые технологии в образовании и праве: проблемы развития и внедрения» (Новосибирск, апрель 2003 г.) — на Всероссийской научной конференции «Образование в культуре и культура образования» (Новосибирск, ноябрь 2002 г.) — на заседании круглого стола «Патриотическое и гражданское воспитание молодежи в современной России» (Новосибирск, ноябрь.

2002 г.) — на региональной научной конференции «Проблемы образования в трансформирующемся обществе» (Новосибирск, ноябрь 2004 г.).

Диссертационное исследование прошло обсуждение, было одобрено и рекомендовано к защите на расширенном заседании Научно-методического центра философии образования и кафедры философии Новосибирского государственного педагогического университета, а также на кафедре философии и социальных наук Сибирского Государственного аэрокосмического университета имени М. Ф. Решетнева.

Структура диссертации определяется целью работы, последовательностью решения задач и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 244 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В своем диссертационном исследовании мы поставили целью философски осмыслить тенденции образовательной политики и ее влияние на развитие отечественного образования в реформирующей России. Мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, для анализа образовательной политики эвристическую ценность имеет философия образования как направление социальной философии. Показано (§ 1, гл. 1), что чем динамичнее развивается общество, тем более необходим философский анализ происходящего. Именно философия ставит те вопросы, которые не задаются ни одной другой дисциплиной, и конструирует тем самым философскую картину образования. Понятие «философия образования» должно быть введено в систему понятий философии, и по содержанию оно должно рассматриваться как определенная отрасль философии (подобно философии науки, техники и т. д.). Философское осмысление проблем современной образовательной политики в России дает общую картину настоящего с учетом ретроспективных знаний, а также позволит проанализировать возможные перспективы будущего развития образовательной системы. Философия образования как учение предоставляет отраслевым наукам системное видение образования как предмета философской рефлексии. Анализ философии образования требует обращения к педагогике как к науке, где сведения и факты связаны между собой внутренней, органической необходимостью предмета и научного метода, а научное знание представляет собой организованную систему эмпирического, теоретического и прикладного материала. Метатеоретический уровень теории педагогики органично связан с философским осмыслением своего предмета, с отражением в тех или иных педагогических теориях принципов определенной философской концепции. Когда речь идет о философии образования как о самостоятельном философском направлении, на первый план выступает категориальный базис данной предметной области, приведенный в соответствующую логическую систему, что предполагает выбор (или создание) методологии ее познания, философской системы осмысления соответствующих аксиологических проблем. Статус философии образования обеспечивается признанием философского и научного характера знаний, синтезируемых в философии образования. Философия образования — это целостное учение об образовании, которое, в отличие от других частных наук, имеет целостный объект — образование во всех его ценностных, системных социально-философских, эмпирических, теоретических и прикладных характеристиках. Философия образования выступает формой философской концептуализации образования, которое при этом становится объектом философского исследования. Она представляет собой и праксиологическую сторону образования, хотя и без строгих рационально формализованных концептуальных систем. Поэтому философия образования в то же время всегда исторически конкретна, атрибутивна, субъектна, социально детерминирована. Философия образования является междисциплинарной областью знания. Это учение, которое аккумулирует достижения многих наук об образовании — экономики, социологии, политологии, экологии, права, психологии. Философия образования аргументированно оценивает реальную научную значимость и прогностические возможности сложившейся в обществе образовательной системы.

Во-вторых, в диссертационной работе была поставлена задача (гл. 1, § 1) рассмотрения понятий «образовательная политика» и «политика в области образования». Первое — «образовательная политика» — особенная область (отдельная частная область политики) государства, местного самоуправления. Образовательная политика вырабатывается только применительно к данной социальной сфере (образованию), но глубоко и детальноэто тактика развития образования: конкретные цели, задачи, сроки, конкретные люди в организации реформ. Образовательная политика определяет стратегию образования. Второе необходимое нам в исследовании понятие — «политика в области образования». Политика в области образования — это общая политика государства, но примененная к отдельной сфере общества — к образованию. Она включает все те аспекты, которые определяют стратегию образовательной деятельности, ее главные цели и задачи.

В-третьих, осуществлен анализ образовательной политики в условиях развития российского общества, показаны позитивные и негативные стороны социокультурной обусловленности образовательной политики (гл. 1, § 2). Дан всесторонний анализ системного кризиса в обществе и отечественном образовании. Показано, что в постсоветской России в результате реформ возникло резко поляризованное общество, пораженное кризисом идеологии и системы ценностей, сочетающее в себе как признаки демократической системы, так и черты, присущие автократическим режимам. Российские социально-экономические и политические реформы сопровождаются нарастанием негативных явлений в общественной среде: усиление криминализации общества, рост преступности и насилия, открытая пропаганда распущенности нравов. Это находит свое проявление в несоответствии между традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми ценностными приоритетами людей, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма. Более того, изменение общества проявляется в ценностной инверсии (перестановке), при которой абсолютные ценности все более оттесняются на культурную периферию.

В диссертации акцентировалось внимание на стремлении современной образовательной политики к модернизации отечественной образовательной системы. При этом модернизация рассматривается как прогрессивные социальные изменения, как процесс превращения традиционного общества в такую общественную систему, для которой характерны высокие технологии, дифференцированные структуры и рациональные отношения. В контексте рассматриваемых проблем подчеркивается, что философское осмысление проблем современной образовательной политики в России (с обращением к мировой практике) дает — с учетом ретроспективных знаний — комплексную картину настоящего, а также помогает проанализировать возможные перспективы будущего развития образовательной системы. Без включения философского видения перспектив развития российского общества в общую политическую доктрину долговременного реформирования России не удастся добиться столь необходимой образовательной поддержки проводимых социальных преобразований и прогрессивных реформ. В стратегические цели российской образовательной политики входит преодоление социально-экономического и духовно-идеологического кризиса, обеспечение высокого качества жизни народавосстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономикисоздание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

В-четвертых, осуществлено исследование глобальных проблем и интегративных процессов в образованиидан анализ специфики современной интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство: анализ процесса присоединения России к Болонскому соглашению (гл. 2, § 1). Показано, что процесс глобализации носит финансово-экономический характер и направляется крупнейшими транснациональными корпорациями. Глобализация подрывает экономические и политические позиции ряда государств, наносит ущерб их суверенитету и национальному развитию, а сферу образования и культуры различных стран мира пытается подчинить единым стандартамтаким образом очевидно, что в условиях глобализации роль образования в решении задач модернизации России становится приоритетной для современной образовательной политики. В диссертации анализируется интернационализация образования, основанная на универсальном характере знаний и мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества. Подчеркивается, что итеграция образования — объективный, динамично развивающийся процесс, поэтому модернизация российского образования предполагает освоение опыта, накопленного странами мира, наряду с трепетным отношением к национальным традициям Российской Федерации. Есть противники и сторонники интеграции системы образования России в международное образовательное пространство. Существенна разница в подходах к ее осуществлению. Для современной образовательной ситуации принципиальное значение имеет факт присоединения России к Болонскому соглашению, которое во многих отношениях представляет опасность для российской высшей школы. Участвуя в его реализации, Россия будет решать чужие проблемы, не сможет повысить уровень жизни населения, развивать экономику и т. д.

В-пятых, в работе проанализированы вопросы национальной безопасности России в контексте проблем развития современной образовательной политики (гл. 2, § 2). Показано, что в контексте проблем интеграции России в мировое образовательное пространство обостряются проблемы национальной безопасности. Вся система национальной безопасности должна быть приведена в соответствие с реалиями международной обстановки, экономическими возможностями государства, отражать сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности, где особое место должна занимать высшая школа, от деятельности которой во многом зависит устойчивость развития общества и государства. Процессы должны сопровождаться привлечеиием представителей академических кругов к управлению, к подготовке важнейших государственных решений локального, национального и глобального характера. Серьезную опасность для России представляет незавершенность процесса реформирования высшей школы. Политическая стабильность, целостность страны для России — важнейший фактор национальной безопасности. В XXI в. национальная безопасность государства в стратегическом плане определяется состоянием системы образования, которая действует на всех уровнях безопасности: общества, государства, личности. Очевидно, что экономическая и военная безопасность государства без квалифицированных кадров невозможна, соответственно, технологическая безопасность невозможна без научных разработок, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров высшей школы.

В-шестых, рассмотрены вопросы формирования образовательной политики в становлении гражданского образования (гл. 2, § 3). Показано, что современная образовательная политика тесно связана с развитием демократии и нацелена на демократическое устройство общества. Подчеркивается, что демократия и демократизациопный процесс способствуют адекватному развитию образовательной политики и политики в области образования. Оптимальная образовательная политика требует глубоко продуманного, стратегически выверенного мышления со стороны политиков, принимающих решения, четкого представления социального содержания самой образовательной политики. Теоретический и практический аспекты образовательной политики своим основанием уходят в систему социальной политики, связанной с экономическими, информационными, правовыми, этическими и другими компонентами развития общества. В диссертации показано также, что гражданское образование — сложное социокультурное явление, сущность которого может быть понята с точки зрения его системных характеристик: субъект-объектных, процессных, функциональных, ценностных и т. д. Образование и общество тесно взаимосвязаны и системно взаимодействуют между собой. Обращение к проблемам гражданского образования (воспитания) позволяет исследовать проблемы специфики социальной реальности, проблемы смысла и направленности общественного развития. Речь идет о социальном содержании проблем и социальной направленности развития гражданского образования. Гражданское образование может выступить мощным системным фактором социального, культурного, политического обновления общественной системы. Философское осмысление проблем современного гражданского образования в России дает обобщенную картину не только настоящего, но и определяет стратегическую модель будущего в развитии образовательной системы.

В диссертации делается вывод, что образовательная концепция гражданского образования должна быть одной из приоритетных задач государственной политики. Оптимальной финансовой политике должны соответствовать культурно-идеологическая и правовая политика в области образования, предполагающая четкое и глубокое понимание целей и путей формирования системы гражданского образования. Культурно-идеологический фактор современной образовательной политики определяет установки и ориентации общественного сознания, которые влияют как на содержание гражданского образования (воспитания), так и на выбор решений в осуществлении образовательной политики. Образовательная политика устанавливает цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Для реализации современных социальных требований к системе образования, повышения ее социальной роли необходимы, с одной стороны, модернизация самой системы образования, а с другой — изменение отношения государства, общества и личности к образованию. Подчеркивается также, что в зависимости от уровня развития социальных отношений и их отражения в идеологической сфере жизни общества изменялось понимание идеи воспитания гражданина. Сегодня перед философией образования стоит задача выработки позитивной стратегии, направленной на гражданское, правовое, нравственное воспитание в условиях развивающегося постсоветского общества с учетом национальных традиций философско-образовательной мысли, системы сложившихся представлений, теоретических разработок в данной области.

Очевидно, что некоторые проблемы, поставленные в диссертации, требуют дальнейшего изучения и, соответственно, должны стать предметом исследования в нашей дальнейшей научной работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. И. Политология. Энциклопедический словарь. М.: 1993. — 212 с.
  2. А. А. Педагогика высшей школы. М.: МЭСИ, 2000. — 190 с.
  3. А. А. Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования. Педагогический аспект М.: Альфа, 2002. С. 136−137.
  4. И. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. — 1989. — № 4. — С. 48−56.
  5. Т. В., Уваров А. И. Введение в глобальное мировоззрение. М.: 2000 -С. 109.
  6. М. И. Источники изучения истории педагогики в России. — М.: 1991.
  7. А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок, воссоздание и направления для дальнейших исследований // Полис. — 1995. — № 3. — С.48−58.
  8. Аристотель. Политика.—М.: ACT, 2002. 393 с.
  9. У. Философия образования. — Бишкек: Ил им, 2001. — 217 с.
  10. Ю.Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическаяволна на Западе. М., 1986. — С. 148 — 166 П. Белинский В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие. — М., 1988. — С. 64.
  11. Д. Образы всемирной истории в научных исследованиях XX века // Время мира. Альманах. Выпуск 1 / Пер. и ред. Н. С. Розова. — Новосибирск, 1999. — 566 с.
  12. А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. — 1990. —№ 1. — С.163−168.
  13. Н. А. Русская идея и судьба России. М., 1997. — С. 306 — 307.
  14. А. Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии // Общественные науки и современность. — 1998. — № 3. — С.33−39.
  15. H. М. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. — 1996. — № 4. — С.32−34.
  16. В. С. Нравственность. Культура. Современность (философские размышления о жизненных проблемах). — М., 1990.
  17. М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Педагогика. — 2000. — № 4. — С.64−67.
  18. П. П. Избр. пед. и психологич. Соч.: В 2-х т. -М., 1979.
  19. И. С. Университеты и новый облик Европы // Aima mater. — 1991. — № 4. — С.73−74.
  20. В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995. — 322 с.
  21. Вестник РФО, № 2, 2004. С. 15.
  22. А. Г. Гражданское общество и политика в России: смена парадигмы // Полис. — 1998. — No 6. — С.92−102.
  23. В. П., Москаленко А. Т., Шубина М. П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. — Новосибирск: Наука, 1990. 240 с.
  24. . П. Вечное в русской философии. // Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994. — С. 54.
  25. Вопросы философии./ Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы Восточной Европе 1990. — № 9. — с. 69 — 75.
  26. А. А., Гагаев П. А. Русские философско-педагогические учения XVII XX вв. — М.: «ТИД «Русское слово — PC», 2002. — С. 31.
  27. Р. Второе крушение гуманизма // Континент. — 1996. — № 89. — С.317−324.
  28. В. И. Образование и трансляция культуры // Вопросы философии. — 1997. — № 2. — С.9−10.
  29. Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. — М., 1998. — 432 с.
  30. Гегель Г, Речь директора гимназии. О преподавании философии в университетах. О преподавании философии в гимназиях // Работы разных лет: В 2-х т. / Пер с нем.
  31. М., 1970. —Т.1. —С.395−425.
  32. Г. Философская пропедевтика // Работы разных лет: В 2-х т. / Пер с нем. — М., 1971. — Т.2. — С.7−209.
  33. Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники. —М., 1995. —222 с.
  34. А. М., Сергеев М. И. Эволюция ценностных ориентации выпускников педвуза в условиях рыночных реформ // Образование в культуре и культура образования: Материалы Всероссийской научной конференции: В 2-х ч. -Новосибирск, 2002. Ч. 1.-С. 189−197.
  35. . С. Философия образования. — М.: Флинта, 1998. 298 с.
  36. . С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М., 1998. — 606 с.
  37. . С. Менталитет и образование. М., 1996. — 140 е.-
  38. . С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М., 1997. — 120 е.:
  39. . С. Философия образования для XXI века. М. — 2002. — 512 с.
  40. .С. Философия образования для XXI века. М. Педагогическое общество России. 2002. — 351 с.
  41. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  42. Глобальные проблемы современности и общечеловеческие ценности. — М., 1990.396 с.
  43. Т. Левиафан. — М., 1954. — 566 с.
  44. Г. А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания. — М., 1989. — 158 с.
  45. В. Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. — Барнаул, 1994.
  46. Г. С., Елисеева В. С. Глобальные проблемы в истории человечества. М., 1989.
  47. Гражданское общество: теория, история, современность: Сборник статей. — 1999. — 468 с.
  48. С. И. Социальное образование в России: задачи обеспечения устойчивого развития // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. — Новосибирск, 1995.
  49. JI. Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. — Волгоград, 1998. — № 1. —С.З 6−44.
  50. Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники. — М., 1995. — 244 с.
  51. И. В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии. — М., 1996. — 356 с.
  52. Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. — СПб., 1995.— 504 с.
  53. Деш М. Столкновения вокруг культуры: к оценке роли идей в исследованиях проблем безопасности // Pro et Contra. — 1998. — № 3. — С.115−140.
  54. В. А. Методологические проблемы науковедения. — Томск: Изд-во ТГУ, — 1977.-310 с.
  55. О. В. Очерки по философии образования. — М., 1995.- 240 с.
  56. М. А. Философия в вузе: альтернативный путь? // Философские науки. — 1991. — № 6. — С.151−153.
  57. А. Основы геополитики. — М., 1997.- 403 с.
  58. Дж. Введение в философию воспитания. — М., 1921. — 158 с.
  59. Дж. Школа и общество. — М.: Госиздат, 1924. —174 с.
  60. Дж. Демократия и образование. Пер. с анг. М.: Педагогика — Пресс, 2000, -384 е.
  61. С. Н. Философия образования как предмет рефлексии // Философия образования для XXI века. Новосибирск, 2001. — № 1. — С. 13−22.
  62. Г. Университеты как элемент европейской культуры и зеркало социального развития // Aima mater. — 1994. — № 4. — С. 34−35.бЗ.Зеньковский В. В. История русской философии. Ростов-на-Дону, 1999. С. 199.
  63. А. Е. Подготовка дипломированных специалистов конца XIX — начала XX века // Aima mater. — 1991. — № 4. — С.74−80.
  64. Р. И. Философия как фактор формирования мировоззрения личности //Личность, творчество и современность: Сб. науч. тр. Вып. 4. — Красноярск, 2001.-С. 37−47.• 69. Ильин И. А. Путь духовного обновления. — СПб., 1998. — 334 с.
  65. М. С. Философская теория ценностей. — СПб., 1997. — 206 с.
  66. В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. — М., 1996. — С.164−190.
  67. В. П. Проблемы геополитики и выживания России в XXI веке // Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия: Серия трудов «Экология человека». — Новосибирск, 1999. — T.V. — 4.1. — С. 14.
  68. И. Критика чистого разума. — М., 1998. — 960 с.
  69. И. О педагогике // Трактаты и письма. — М., 1980. — С.445−504.
  70. И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Собрание сочинений: В 8-ми т. — M., 1994. — Т. 8. — С.29−37.
  71. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 832 с.
  72. Н. В. Наука о духе в естественнонаучном и техническом университете //
  73. Вопросы философии. — 1995. — № 2. — С. 96−106.
  74. Г. Культурные модели университета // Aima mater. — 1996. — № 3. — С.28−32.
  75. В. И. Историософия А. С. Хомякова. М., 1987. — 59.
  76. В. И. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX XX веков. — М., 1996. — 243 с.
  77. Я. А. Великая дидактика И Коменский Я. А. Сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — С.242−476.
  78. Коммуникативно-теоретическая модификация философской рациональности Юргена Хабермаса // Философия эпохи постмодернизма. — Минск, 1996. — С.98−117.
  79. М. Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума.1. М., 1936. —633 с.
  80. Г. Б. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. — М., 1994. — 186 с.
  81. А. В. Объективные социологические законы и субъективный фактор // Время мира / Под ред. Н. С. Розова. — Новосибирск. — С.204−232.
  82. Т. Трактат о хорошей работе. — М., 1975.
  83. В. В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. — 1997. —№ 3. —С.25.
  84. Н. Б. Ребенок в пространстве культуры. — М., 1994. — 97 с.
  85. В. И. Кризис системы образования и проблемы информационной культуры // Философия образования. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2003. — № 6. -С. 52−58.
  86. А. Я. Гуманизация образования и интеллект. — Новосибирск, СО РАН, -1999.- 197 с.
  87. В. В. Вместо педагогики «философия образования»? // Педагогика. — 1997.— № 3.— С. 112
  88. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977. — 458 с.
  89. Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. — 1996. — № 5.1. С.3−15.
  90. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1985. — 530 с.
  91. М. Образование с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. — 1995. — № 2. — С. 110−122.
  92. Дж. Педагогические сочинения. — М., 1956. — 456 с.
  93. А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М., 1957. — 768 с.
  94. Н. О. Характер русского народа. Книга вторая. М.: Посев, 1957. С. 78 — 86.
  95. А. С. Педсоч.:В 8-и т. -М., 1985.
  96. ЮО.Манетти Д. О. О достоинстве и превосходстве человека. — М., 1938. — 124 с.
  97. М. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. — С.242−268.
  98. А. И. История воспитания в античности. — М., 1998. — 427 с.
  99. ЮЗ.Межуев В. М. Культурология как наука // Вопросы философии. — 1997. — № 2.1. С.9−11.
  100. М. А. О положении русских инородцев. СПб, 1901.
  101. В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход // Перспективы: вопросы образования. — М., 1993. — С.37−43.
  102. Юб.Михайлов Ф. Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. — 1999. — № 8.
  103. Модернизация в России и конфликт ценностей. — М., 1994. — 250 с.
  104. Н. Н. Восхождение к разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложением. — М., 1993.
  105. Н. Н. Время определять национальные идеи. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.
  106. ПО.Монтень М. О воспитании детей // Монтень М. Опыты. — М.: Наука, 1979.
  107. Ш. Москаленко А. Т., Погорадзе A.A., Чечулин A.A. и др. Гносеологические и методологические основы научной деятельности. Новосибирск: Наука, 1990. -340 с.
  108. Н. В. Философия образования. Некоторые проблемы формирования концепции. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2000. — 140 с.
  109. Н. В., Паршиков В. И. Философия образования комплексный анализ. Новосибирск, 2002. — 191 с.
  110. Н. В., Паршиков В. И. Еще раз о философии образования как о самостоятельном научном направлении социальной философии. Философия образования, Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. — № 1(9). — С. 276−284.
  111. Н. В., Турченко В. Н. Кризис и надежды российского образования // Через образование — к культуре мира, взаимопониманию и устойчивому развитию. — Новосибирск, 2000. — С.56−75.
  112. Пб.Наторп П. Философия как основа педагогики. — М., 1910. — 346 с.
  113. Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия: Материалы международного конгресса ЮНЕСКО «Экология человека». — Новосибирск, 1999. — Т.5. — 4.4. —.442 с.
  114. М. Гражданская жизнь // Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.). —М., 1999. —С.196−199.
  115. Т. Система современных обществ. — М., 1998. — 270 с.
  116. В. И. Современная образовательная политика и специфика правового регулирования сферы образования. — Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2001. — 226 с.
  117. Педагогика. М.: Изд-во АПН СССР, 1978.
  118. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под редакцией С. А. Смирнова. — M.: ACADEMA, 2000.
  119. С. П. Институты гражданского общества и государство // Социс. — 1995. —№ 3. —С.69−76.
  120. А. Человеческие качества. М., 1989.
  121. Г. И. Современные тенденции изменения содержания образования: опыт становления философии образования в образовательных практиках. — Томск: Изд-во ЦНТИ, 2002.—124 с.
  122. Платон. Диалоги. — Ростов-на-Дону- М., 1998. — 512 с.
  123. К. П. Народное просвещение // Aima mater. — 1994. — № 4. — С.22−24.
  124. Г. А. О природе научного метода. — Д.: Изд-во ЛГУ, 1988. — С.32.
  125. К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. — М., 1992.
  126. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986. — 280 с.
  127. Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. — М.: Худ. лит-ра, 1973. — 783 с.
  128. Развитие образования и науки на пороге XXI века./Сборник научных сообщений. М., Издательский центр РХТУ им. Д. И. Менделеева. 1999. С. 80.
  129. . История западной философии. — М., 1998. — 790 с.
  130. Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — СПб., 1984. — 4.2. — С.237−774.
  131. Н.В. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности. — М., 1999. — 215 с.
  132. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. — М., 1993. — 167 с.
  133. Н. С. Культура, ценности и развитие образования. Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. — М., 1992. — 236 с.
  134. Н. С. Философия гуманитарного образования. Ценностные основания образования высшей школы. — М., 1993. — 190 с.
  135. Н. С. Ценности в проблемном мире. Философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: НГУ, 1998. — 291 с.
  136. Р. Философия и зеркало природы. — Новосибирск, 1997. — 320 с.
  137. В. Университет как явление средневековой культуры // Aima mater. — 1981.8. — С.8−18.
  138. Т. А. Гуманизация современного образования. — Новосибирск, 2000.250 с.
  139. Т .А. Гуманизация материального производства и гуманитаризация высшего технического образования. СПб., 1996. — С.9−30, 84−94-
  140. Т. А. Философско-методологические основания гуманизации образования: Автореферат дис. д-ра филос. Наук. Новосибирск, 2001.
  141. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1981.
  142. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. — СПб., 1913.
  143. . Общество и образование. — М., 1989. — 456 с.
  144. С. А. Образование в неклассической культурной ситуации: в поисках новых моделей // Концепция философии образования и современная антропология. Новосибирск, 2001. —С. 15−34.
  145. О.Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества. — М., 2001.
  146. О. Н. Образование и национальная безопасность России // Aima mater. — 1996. —№ 3. —С.10−16.
  147. О. Н. Три трагедии российской демократии. Систематизированный сборник. М.: ООО «ИПТК «Логос» «ВОС», 1999. — с.6.
  148. Н. Социология. / Пер. с англ. М, 1994. С. 620−624.
  149. В. С. Оправдание добра. — М., 1996. — 480 с.
  150. В. С. Чтения о богочеловечестве. — М., 1989. — 736 с.
  151. П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — 543 с.
  152. Н. В. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. — М., 1902. —377 с.
  153. В. С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992. — 208 с.
  154. В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. — № 10.
  155. В. С. Философия и универсалии культуры // Кулюткин Ю. Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. СПб., 2002. — С. 49
  156. В. В. Новое мировоззрение: Концепция развития материального мира // Вестник РАН. — 1993. — Т.63. — № 2.
  157. А. И. Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива. Санкт-Петербург, 2004. — 99 с.
  158. А. Византийское наследие России // Aima mater. — 1996. — № 2. — С.32−35.
  159. А. Постижение истории. — М., 1992. — 544 с.
  160. Л. Н. Круг чтения. — М.: Современник, 1983.
  161. В. Филология и воспитание национального самосознания // Alma mater. — 1996. — № 3. — С.21−26.
  162. В. Н. Парадоксы российского образования // Образовательная выставка: ресурс развития системы образования. — Новосибирск, 2001. — С.219−229.
  163. В. Н. Стратегия устойчивого развития образования // Через образование — к культуре мира, взаимопониманию и устойчивому развитию. — Новосибирск, 2000. — С.21−35.
  164. В. Н. Философские основы современной образовательной стратегии // Философия образования XXI века. — Новосибирск, 2001. — № 2. — С.245−260.
  165. А. Д., Урсул Т. А. Эволюция. Космос. Человек (Общие законы развития и концепция антропокосмизма). — Кишинев, 1986. С. 49.
  166. Ш. Ушакин С. А. Университеты и власть // ОНС. — 1999. — № 2. — С.55−66.
  167. К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1954. Т. 2. — С. 279- Т. 3,-С. 156.
  168. П. Н. Философия и интеграция науки // Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М., 1984. — 402 с.
  169. В. Н. Человек в концепции современного научного познания. — Барнаул, 1997.-214 с.
  170. Философия и образование (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии.1999. —№ 3. —С.3−55.
  171. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. — 346 с.
  172. Э. Иметь или быть? — М., 1996. — 268 с.
  173. Э. Пути из больного общества. — М., 1995. — 348 с.
  174. Философия образования. Изд-во СО РАН, ГЦРО, 2001 — 2004. -№ 1−11.
  175. Философия образования и проблемы глобализации // ж. Философия образования.- № 8. -2003. С.16−68.
  176. Ю. Идея университета. Процессы обучения // Aima mater. — 1994. — № 4. — С.9−18.
  177. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. — М., 1995. — 246 с.
  178. М. Бытие и время. — М., 1997. — 542 с.
  179. Д. Д. О мирском гуманизме // Диалог США. — 1991. — № 48. — С.65−68. 195. Черненко А. К. Правовая составляющая в сфере науки и образования. —
  180. Новосибирск, 1998. — 138 с. 196. Чехов Н. В. Типы русской школы в их историческом развитии. — М., 1912. — 266 с.
  181. А. Н. Философия глобальных проблем. М., 1994
  182. H. М. Совершенство и свобода: Философские очерки. Красноярск, 2001.-432с.
  183. H. М. Философия образования и стандарты теоретического мировоззрения // философия образования. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2002. -№ 5.-С. 48−51.
  184. И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог: наука, технология, практика. — 1998. — № 1. — С.9.
  185. М. Восток: политические идеи и политическая практика // Социально-политический журнал.— 1993. — № 11. — С.11−12.
  186. С. Т. Пед. Соч.: В 4-х т. М., 1962 -1964.
  187. В. Е. Новые роль, место и миссия образования в развитии общества в XXI веке. M.: МАН ВШ, 1998. — С. 3.
  188. П. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994. С. 7. 205. Этциони А. Масштабная повестка дня, перестраивая Америку до XXI века //
  189. Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. — С.112−136. 206. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтическо-художественному творчеству // Феномен духа в искусстве и науке. — М., 1992. — С.116−128.
  190. Ю. В. Ритмы смены цивилизаций и исторические судьбы России // Вопросы философии. — 1993. — № 10. — С.42−67.
  191. Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. — М., 1999.354 с.
  192. К. Смысл и назначение истории. — М., 1995. — 568 с.
  193. Banks J. Education and Society. — N.Y., 1988. — 128 p.
  194. Berman S. Children’s Social Consciousness and Development of Social Responsibility.1. N.Y., 1997. —268 p.
  195. Bourdieu P., Passeron J. Reproduction in Education Society and Culture. — London, 1977. —338 p.
  196. Bufford Th. Towards a Philosophy of Education. — N.Y., 1969. — 456 p.
  197. Eisenstadt S.N. Modernization: Protest and Change. Englewood Cliffs, 1966. P. 1.
  198. Erikson E. Childhood and Society. — N.Y., 1963. — 366 p.
  199. Freire P. The Pedagogue of the Oppressed. — N.Y., 1970. — 168 p.
  200. Hirsch E.D. Cultural Literacy. What Eveiy American Needs to Know. — Boston, 1987.348 p.
  201. Huntington S. The clash of civilizations? // Foreign Affairs. — 1993. — Vol.72. — P.22−49.
  202. Mendi N. The History and Philosophy of Education. — N.Y., 1965.
  203. Parsons T. International Encyclopedia of the Social Sciences. — N.Y., 1968. — 426 p.
  204. Peterson P. The politics of American Education // Amer. Education Res. J. — 1988. — Vol.5. — P.355−388.
  205. Rorty R. Education, Socialization, individuation // Daedalus journal of American Academy of arts and sciences. — 1993. — P.6.
  206. Shermis S. Philosophic Foundations Education. — N.Y., 1969.1. Документы
  207. Конституция Российской Федерации // Консультант Плюс. Версия Проф.
  208. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Консультант Плюс. Версия1. Проф.
  209. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р// Консультант Плюс. Версия Проф.
  210. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 28.12.1994 № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» // Консультант Плюс. Версия Проф.
  211. Информационно-методическое письмо Департамента общего среднего образования МО РФ «Об изучении прав человека в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1998/99 уч. г.» // Консультант Плюс. Версия Проф.
  212. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы, утвержденная приказом МО РФ от 18.10.1999 № 574-
  213. Приказ № 2198 Минобразования РФ от 22.05.2003 «О Координационном совете Министерства образования Российской Федерации по патриотическому воспитанию"// Консультант Плюс. Версия Проф.
  214. Информационно-методическое письмо МО РФ от 02.04.2002 № 13−51−28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении"// Консультант Плюс. Версия Проф.
  215. Информационно-методическое письмо МО РФ от 15.01.2003 № 13−51−08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений"// Консультант Плюс. Версия Проф.
  216. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20 012 005 гг. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 9. — С. 220
  217. Национальной доктрине образования в Российской М., .- 2000 — // Консультант Плюс. Версия Проф.1. Работы автора
  218. В.И. Образовательная политика как философская проблема / В. И. Панарин //Философия образования. Новосибирск. — Изд-во СО РАН. -2004. — № 2 (10). — С.169 — 171.
  219. В.И. Духовно-нравственные аспекты гражданского образования и образовательная политика /О. А. Михалина, В. И. Панарин // Философия образования. -Новосибирск. Изд-во СО РАН. — 2004. — № 3 (11). — С.67 — 77.
  220. В.И. Болонское соглашение: за и против реформы образования /В.И.Панарин // Философия образования XXI века: сущность концепции, методология исследования. Новосибирск. — Изд-во НГПУ. — 2004. — С. З — 5.
  221. В.И. О роли образования в современном цивилизационном процессе. / В. И. Панарин // Сибирский учитель. Новосибирск. — Изд-во НИПКиПРО. — № 2(32). -2004.-С.5−8.
  222. В.И. Системный кризис образования в постсоветский период. / В. И. Панарин // Вестник общественных наук. Новосибирск. — 2003. — С. 117−119. 244. Панарин В. И. Философия и философия образования: формы взаимодействия. /
  223. B.И.Панарин // Философия и экология. Новосибирск. — Изд-во НГАВТ. — 2004.1. C.197−199.
Заполнить форму текущей работой