Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие креативной личности старшеклассников средствами педагогики сотрудничества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования докладывались на межвузовской научно-практической конференции «Формирование профессионализма преподавателя высшей школы» (Набережные Челны, 2005) — на региональной научно-практической конференции «Программно-целевое управление системой образования в условиях инновационного социально-экономического развития страны» (Казань, 2006) — на республиканской научно-практической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические предпосылки развития креативной личности средствами педагогики сотрудничества
    • 1. 1. Развитие креативной личности старшеклассников как ключевой фактор модернизации образования
    • 1. 2. Генезис понятия креативности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Потенциал педагогики сотрудничества как условие развития креативной личности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию креативной личности старшеклассников средствами педагогики сотрудничества
    • 2. 1. Психолого-педагогические условия развития креативной личности учащихся старших классов и средства их реализации
    • 2. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие креативной личности старшеклассников средствами педагогики сотрудничества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Смена парадигмы общественного развития, вхождение его в глобальное информационно-техническое пространство сформировали новое поле образовательной деятельности. Большое влияние на совершенствование всей системы образования оказывает социальный заказ общества на креативного, активного выпускника общеобразовательного учреждения, способного проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Не случайно в настоящее время отмечается повышенный интерес к креативности как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Разработка теоретических основ педагогической деятельности по развитию креативных способностей учащихся осуществляется в нескольких направлениях: организация продуктивной учебной деятельности (Дж. Дьюи, Н. Б. Крылова, А. И. Доровской, М. В. Кларин, Е.С. Полат) — развитие теоретического мышления (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, В.П.Зинченко) — становление эвристической деятельности (А.В. Хуторской) — конструирование информации в учебном предмете, ориентированное на развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся (А.И. Архипова, С. П. Грушевский, JI.B. Макмак, В. В. Гузеев и др.) — теория решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер).

Позиция учащегося как самостоятельного субъекта креативной деятельности положена в основу педагогических технологий продуктивного, развивающего, проблемного и эвристического обучения. Разработаны модели развития креативности учащихся в специально создаваемых педагогических условиях. В одних случаях эти модели рассчитаны на строго определенный возрастной период развития (например, технология развивающего обучения по В. В. Давыдову — Д.Б.Эльконину). В других случаях данные технологии имеют общий характер, и различия их применения на разных ступенях обучения обусловлены характером и сложностью решаемых учебных задач.

В то же время неоднократно высказывались предположения, что сам по себе факт креативности еще не гарантирует личности высоких творческих достижений (В.М.Полонский). По этому же поводу существует известное высказывание В. Н. Дружинина о том, что креативность в процессе своего развития может становиться «глубинным свойством личности», что далеко не всегда реализуется в практике обучения и воспитания.

Сложившаяся в практике образования система обучения школьников слабо ориентирована на развитие креативной личности учащихся, а, напротив, выступает фактором, порождающим феномен выученной беспомощности (А.Г. Асмолов, Г. А. Ягодин, В.Т. Кудрявцев).

Наилучшие условия для развития креативной личности учащихся создает учебный коллектив как специфическая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимной помощи. В коллективе личность развивается и проявляет себя благодаря действию механизмов персонализации, референтное&trade-, отраженной субъектности, каждый из которых оказывается задействованным в процессе группового обучения.

В учебном сотрудничестве усваиваются социальные нормы общения, поведения, деятельности, формируются умения и навыки совместной деятельности. Коллектив дает возможность каждому учащемуся репрезентировать себя в значимых для него отношениях, изменять свой статус в среде сверстников.

Вопросы педагогики сотрудничества широко исследуются и на протяжении двадцать первого столетия в нашей стране (Л.И. Айдарова, В. В. Давыдов, В. А. Кольцова, Г. С. Костюк, И. Ломпшер, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Т. А. Матис, И. П. Негуда, В. П. Панюшкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.).

Разработка общих методологических стратегий, в основе которых лежит педагогика сотрудничества, осуществлялась Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, И. П. Волковым, С. Н. Лысенковой, М. Д. Виноградовой, В. К. Дьяченко, И .Я. Лернером, И. Б. Первиным, М. Н. Скаткиным, К. Смитом, С. Фрайзером, Дж. Хопкинсом и другими.

Вместе с тем, изучение опыта работы и анализ научной педагогической литературы позволили выявить объективное противоречие между возросшей потребностью общества в творчески мыслящих выпускниках и отсутствием разработанного содержания, научно-обоснованных форм и методов развития креативной личности средствами педагогики сотрудничества.

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы условия использования средств педагогики сотрудничества в развитии креативной личности учащихся старших классов в учебной деятельности?

В рамках данной проблемы определена следующая тема исследования: «Развитие креативной личности старшеклассников средствами педагогики сотрудничества».

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить комплекс организационно-педагогических условий развития креативной личности старшеклассников средствами педагогики сотрудничества.

Объект исследования — процесс развития креативной личности старшеклассников.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия развития креативной личности старшеклассников средствами педагогики сотрудничества.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие креативной личности средствами педагогики сотрудничества у учащихся старших классов в учебно-воспитательном процессе будет эффективно осуществляться при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: вовлечение старшеклассников в систематическую творческую поисковую деятельностьпродуктивное применение в учебно-воспитательном процессе современных мультимедийных технологийосуществление образования учащихся осуществляется на основе вербально-творческой деятельности.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

1. Разработать критериальные показатели креативной личности старшеклассников как субъектов образовательного процесса.

2. Определить содержательную характеристику понятия «средства педагогики сотрудничества» в контексте развития креативной личности старшеклассн иков.

3. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить модель развития креативной личности старшеклассников средствами педагогики сотрудничества и условия ее эффективности.

Научная новизна исследования заключается: в раскрытии содержания понятия «креативная личность» применительно к современным старшеклассникам (современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности). в выявлении критериев сформированной креативной личности учащихся старших классов (умение видеть проблему и предугадать динамику ее развитияумение поиска новых средств для решения возникшей проблемы, в том числе современных информационных технологий, цифрового программного обеспечения и т. п.- защита своей позиции наряду с умением ее трансформироватьконструктивная критика другого мненияумение практического воплощения принятых творческих решений). — в разработке модели развития креативной личности учащихся старших классов на основе обеспечения субъект-субъектных отношений участников образовательного взаимодействия в школе, состоящей из следующих составляющих: содержание принципов развития креативной личности (творческая целенаправленность педагогического процессадемократические взаимоотношенияразвитие мотивации к творческой деятельностиразвитие умений самообразования и самовоспитанияведущая роль методов творческой деятельности) — организационно-педагогические условия развития креативной личности (вовлечение в систематическую поисковую деятельностьобучение на основе вербально-творческой деятельностиприменение современных мультимедийных технологий) — критерии креативной личности старшеклассников (коммуникативные, исследовательские, технологические). Теоретическая значимость исследования заключается: в научно-обоснованном определении содержательных характеристик креативной личности старших школьников, применительно к современным условиям развития школьного образования в обогащении положений дидактики содержанием понятия «средства педагогики сотрудничества" — в раскрытии и теоретическом обосновании значения средств педагогики сотрудничества в развитии креативной личности старшеклассников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработана и апробирована модель, обеспечивающая позитивную динамику развития креативной личности старшеклассников в процессе учебно-воспитательной деятельности. Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в педагогической деятельности преподавателей общеобразовательных учреждений для активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассниковв процессе повышения квалификации учителей в системе дополнительного профессионального педагогического образования при подготовке к работе с учащимися старших классов, по развитию их креативной личности.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечены методологической и теоретической обоснованностью исходных параметров исследования, связанных с личностно-деятельностным, коммуникативным и индивидуально-творческим подходами к решению поставленной проблемыприменением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачам и логике исследования, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, репрезентативностью объема выборок.

Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлена на заседаниях кафедры педагогики Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, в публикациях автора, на педагогических советах и совещаниях в средних общеобразовательных школах.

Результаты исследования докладывались на межвузовской научно-практической конференции «Формирование профессионализма преподавателя высшей школы» (Набережные Челны, 2005) — на региональной научно-практической конференции «Программно-целевое управление системой образования в условиях инновационного социально-экономического развития страны» (Казань, 2006) — на республиканской научно-практической конференции учителей «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование» (Менделеевск, 2008) — на республиканском семинаре по реализации инновационного проекта: «Личностно-развивающее образование в условиях двуязычия» (Набережные Челны, 2009) — на III Всероссийской научно-практической конференции «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань, 2005) — на Международной научно-практической Интернет-конференции (Ставрополь, 2009) — на Международной научной конференции «IV международные Бодуэновские чтения» (Казань, 2009) — на IV Международных Стахеевских чтениях (Елабуга, 2009).

На защиту выносятся: модель учебно-воспитательного процесса развития креативной личности старшеклассников при организации субъект-субъектных отношений, включающая способы организации учебно-воспитательного процесса, особенности взаимодействия участников образовательной деятельностисредства педагогики сотрудничества — дидактический инструментарий, используемый в совместной деятельности в учебно-воспитательном процессе для развития компетентного конкурентоспособного выпускникакритерии определения уровня развития креативной личности старшеклассников (коммуникативныеисследовательскиетехнологические), применительно к оценке организации учебной деятельности. комплекс организационно-педагогических условий, способствующих развитию креативной личности старшеклассников: систематическая поисковая деятельность учащихся старших классовприменение в образовательной деятельности электронных учебных пособий, телекоммуникационных и Интернет-технологийорганизация учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативного обучения.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Общий объем работы составляет 176 страниц машинописного текста, включающего 32 рисунка и 20 таблиц.

Список литературы

включает 190 работ отечественных и зарубежных авторов.

Выводы по второй главе.

В экспериментальном исследовании эффективности модели развития креативной личности средствами педагогики сотрудничества мы использовали три организационно-педагогических условия — вовлечение старшеклассников в систематическую поисковую деятельностьприменение в учебно-воспитательном процессе технологий, позволяющих продуктивно использовать современные информационные технологииобучение учащихся на основе вербально-творческой деятельности.

Под средствами педагогики сотрудничества мы понимали совокупность методов и приемов, используемых в процессе совместной деятельности для всестороннего развития учащихся.

Опыт исследовательской работы показал следующее:

— средства педагогики сотрудничества позволяют построить образовательную деятельность в общеобразовательных школах на основе интеграции образовательных и информационных технологийорганизационно-педагогические условия, созданные нами в образовательном пространстве взаимодействия, привели к личностной самореализации и развитию креативной личности учащихся старших классов и повышению творческого потенциала педагогов.

В ходе исследования нами были разработаны критерии определения уровня развития креативной личности старшеклассников (коммуникативныеисследовательскиетехнологические).

Такие мероприятия как лекции и тематические сообщения, встречи-обсуждения по текущим проблемам, тематические семинары по проблемам реализации программ года, тематические семинары по подготовке к предстоящим программам и их совместной разработке, участие опытных педагогов общеобразовательного учреждения в обучении начинающих коллег, обмен опытом работы (по периодам года или локально по конкретной проблеме), целевые взаимопосещения, накопление личной методической копилки педагога-организатора, индивидуальная работа педагога-организатора с методистами по осмыслению и описанию опыта работы, ведение индивидуальной карты развития педагога, разработка и презентация авторских программ педагогов, активизируют учителей в творческом поиске.

Организация вербально-творческой учебной среды (поиск групповых решений, дискуссии), по нашему мнению, способствует не только повышению учебной мотивации учащихся, но и созданию атмосферы сотворчества, взаимного доверия между ребенком и учителем, когда они выступают в роли равноправных деловых партнеров.

Поисковая деятельность старшеклассников развивает их самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.

Творческая ориентация обучения с применением мультимедийной технологии (электронные учебники, телекоммуникации, Интернет-образование) предполагает развитие фантазии и креативной личности учащихся старших классов.

Диагностика двух академических групп старшеклассников показала, что креативность ребят стала выше в экспериментальной группе на 61%, поскольку с ними проводилась планомерная подготовка, направленная на развитие креативной личности.

Таким образом, комплексное обучение ученика — старшеклассника средствами педагогики сотрудничества приводит к более быстрому и полноценному развитию его креативной личности. Полученный нами коэффициент ранговой корреляции экспериментальной группы по tкритерию Стьюдента на конец нашей опытно-исследовательской работы оказался высоким (2,66), в то время как в контрольной группе этот показатель составил лишь 0,17. Это представляется нам весьма важным, так как дает основание сделать вывод о том, что средства педагогики сотрудничества эффективно влияют на развитие креативной личности учащихся третьей ступени обучения.

Таким образом, подтверждена эффективность предложенной инновационной комплексной модели развития креативной личности старшеклассников средствами педагогики сотрудничества.

Заключение

.

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования развития креативной личности старшеклассников средствами педагогики сотрудничества свидетельствуют о достижении нами цели нашего исследования и позволяют сделать следующие выводы:

1. Получило подтверждение, развитие и конкретизацию в теоретическом анализе и в экспериментальном исследовании основное положение, составляющее сущность темы:

Именно в креативности заключен источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

2. Теоретический анализ проблемы позволил установить: слово «креативность» происходит от латинского «сгеаге», что означает «порождать», «создавать», «творить».

Исследователи рассматривают креативность в виде четырех основных аспектов: креативной среды (Дж. Накамура, М. Чиксентмихайи и др.), креативного процесса (Т. Тардиф и Р. Стернберг, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и др.), креативного продукта (С. Тейлор, Р. Лири, С. Медник и др.) и креативной личности (Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Т. Ашбайл, С. Мартиндейл и др.).

3. Благоприятным фактором для развития креативной личности учащихся старших классов является практическая деятельность в условиях педагогики сотрудничества, учебного взаимодействия.

Проблема учебного сотрудничества широко исследуется как в нашей стране, так и за рубежом (JI. И. Айдарова, В. А. Кольцова, Г. С. Костюк, X. И. Лийметс, И. Ломпшер, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Т. А. Матис, И. П. Негуда,.

В. П. Панюшкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, JI. Дойч, X. Келли, М. Либерман, Р. Селман, Дж. Тибо, Р. Уилер, Ф. Райэн и др.).

В результате проведенного анализа, мы определяем понятие средств педагогики сотрудничества как дидактический инструментарий, используемый в совместной деятельности в учебно-воспитательном процессе для развития компетентного конкурентоспособного выпускника.

4. На основе анализа теоретических и экспериментальных данных было осуществлено следующее: разработана модель развития креативной личности учащихся старших классов на основе обеспечения субъект-субъектных отношений участников образовательного взаимодействия в школе, состоящей из следующих составляющих: содержание принципов развития креативной личностиорганизационно-педагогические условия развития креативной личностикритерии креативной личности старшеклассниковопределены педагогические условия, способствующие развитию креативной личности старшеклассников средствами педагогики сотрудничества (построение учебно-воспитательного процесса на основе вербально-творческой деятельностиорганизация систематической поисковой деятельности учащихся старших классовприменение в образовательной деятельности современных информационных технологий) разработаны критерии сформированной креативной личности учащихся старших классов (умение видеть проблему и предугадать динамику ее развитияумение поиска новых средств для решения возникшей проблемы, в том числе современных информационных технологий, цифрового программного обеспечения и т. п.- защита своей позиции наряду с умением ее трансформироватьконструктивная критика другого мненияумение практического воплощения принятых творческих решений).

Итак, в ходе экспериментальной части исследования было установлено, что средства педагогики сотрудничества оказали позитивное влияние на развитие креативной личности учащихся старших классов.

Таким образом, средства педагогики сотрудничества способствуют развитию креативной личности при наличии специально созданных организационно-педагогических условий, а также гуманистически направленных педагогических кадров.

Результаты экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования, положения, выносимые на защиту. Перспектива дальнейших исследований в данном направлении предполагает углубленное изучение механизмов и факторов развития креативной личности старшеклассников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.П. Руководство по развитию талантов / Ю. П. Азаров. М.: УРАО, 2003. 152 с.
  2. , JI.A. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды / Л. А. Александрова // Образование в современной школе. 2005.- № 5. — С.53−56.
  3. , Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н. А. Алексеев. М.: Феникс, 2006. — 332 с.
  4. , Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е. Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИП РАН, 1991. — С. 717.
  5. Р. И. Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Р. И. Альбеткова. М.: Дрофа, 2007. — 304 с.
  6. , Г. С. Опаляющий разум: Науч.-фантаст, рассказы / Г. С. Альтов // Как стать еретиком / Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1991. -С. 297−364.
  7. , Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. Петрозаводск: Скандинавия, 2004. 205 с.
  8. , Г. С. Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся / Г. С. Альтшуллер // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. М.: Народное образование, 2003. — № 1. — С.3−12.
  9. , В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: Казанский университет, 1988. — 238 с.
  10. Ю.Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина- пер. с англ. и общ. науч. ред. А. А. Алексеева. СПб.: Питер, 2007. — 687с.
  11. П.Архипова, В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса /
  12. B.В. Архипова. СПб.: АОЗТ «Интерс», 1995. — 135с.
  13. , Р. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Байярд, Д.Байярд. М.: Академический Проект, 2005.-208с.
  14. , Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  15. , Б.П. Применение видеотехнологии в развивающем обучении / Б. П. Бархаев. // Педагогика. 1998. -№ 3. — С. 53−57.
  16. , Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 416 с.
  17. , В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. Пособие / В. П. Бедерханова, П. Б. Бондарев. — Краснодар: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2000. 54 с.
  18. , Д.Б. Проблемы диагностики креативности / Д. Б. Богоявленская // Психологическая диагностика. 2004. — № 3. — С. 3−18.
  19. , Д.Б. Творческая работа просто устойчивое словосочетание / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Педагогика.- 1998. — № 3. — С.36.
  20. , Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. — 43 с.
  21. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. — 352 с.
  22. , де. Э. Серьезное творческое мышление / Э. де Боно- пер. Д. Я. Онацкой. М.: Попурри, 2005. — 416 с.
  23. , де. Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении / Э де Боно- пер. с англ. / под общ. ред. и послесл. О. К. Тихомирова. М.: Прогресс, 1976. — 143 с.
  24. , В.А. Развитие творческих способностей у детей / В. А. Борзова,
  25. A.А.Борзова Самара: Самарский Дом печати, 1994. — 315с.
  26. , JT. П. Дидактические игры / JI. П. Борзова // Преподавание истории в школе. 2000. — № 1. — С. 46−47.
  27. , А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: ИзбранныеIпсихологические труды / А. В. Брушлинский. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 406 с.
  28. , Г. Н. Одаренные дети / Г. Н. Бурменская, В.М. Слуцкий- пер. с англ М.: Прогресс, 1991 — 376 с.
  29. , В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества /
  30. B.А. Бухвалов М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 144с.
  31. , П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг- пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 192 с.
  32. , З.И. Проблема сотрудничества педагогов и учащихся как педагогическое явление / З. И. Васильева, Т. К. Ахаян // Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград, 1985. — 136с.
  33. , А.П. Психическое развитие ребёнка в процессе совместной деятельности / А. П. Венгер // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — с. 17−26.
  34. , Н. Е. Еще не поздно / Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко. М.: Знание, 1992.- 128 с.
  35. , Т.В. Развитие креативного мышления на уроках русского языка и чтения у детей начального школьного возраста / Т. В. Верещага. М.: Аспект-Пресс, 2002. — 576 с.
  36. , М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин. М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
  37. , Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н. К. Винокурова. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 144с.
  38. , Н.Ю. Деловая игра «Здоровье нации» / Н. Ю. Волжская // Химия: приложение к газете «Первое сентября». 1998. — № 43. — С. 5−9.
  39. , И.П. Много ли в школе талантов. / И. П. Волков М.: Наука, 1989. -156 с.
  40. , Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи / Л. И. Воробьева // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 19−31.
  41. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  42. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: ACT, 2008. — 671 с.
  43. , Г. Г. Перестройка школы проблемы управления / Г. Г. Габдуллин. — Казань: Татарское книжное издательство, 1990. — 206с.
  44. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С.6 -33.
  45. , И.Б. Можно ли научить творчеству / И. Б. Гайдукова // Образование.- 2001.-№ 1.- С. 101−103.
  46. , Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд- под ред. A.M. Матюшкина // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — 525 с.
  47. Гин, А. А. Приемы педагогической техники / А. А. Гин М.: Вита- Пресс. -2007. -112 с.
  48. , М. А. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики / М. А. Глазунова, М. И. Меерович, JI. И. Шрагина // Педагогика. — 2002. -№ 6.-С. 42−43.
  49. , Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н. М. Гнатко. -М.: ИП РАН, 1994.-309 с.
  50. , P.M. Интуиция и искусственный интеллект / Р. М. Грановская, И. Я. Березная Л.: ЛГУ, 1991.- 272 с.
  51. , Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / Л. К Гребенкина, Н. С. Анциперова. М.: Библиотека администрации школы, 2001. — 160 с.
  52. , Ю.А. Психо лого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей / Ю. А. Грибов // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С.57−62.
  53. , М.Н. Использование социально-психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками / М. Н. Григорьева,
  54. A.Парктал // Вопросы психологии. 1988.- № 5.- С. 100−107.
  55. , В. Г. Педагогические основы личностно-ориентированного образования: Модульное пособие для дистанционного обучения /
  56. B.Г.Гульчевская, Т. П. Лакоценина. Ростов-на-Дону: РОИПКиПРО, 2000. -36 с.
  57. , Л.Л. Психология мышления / Л. Л. Гурова. М: ПЕР СЭ, 2005. -136с.
  58. , А.Г. Как организовать и провести урок-исследование /
  59. A.Г.Данилова // Химия в школе. 1999. — № 7 — С. 21−24.
  60. , Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Р.Декарт. М.: Академия Наук СССР, 1953 — 656 с.
  61. , В.В. Урок-интервью и урок-телемост / В. В. Денисова // Физика в школе. 1991. — № 6. — С. 22−27.
  62. , Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. / Д. Джонсон- пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2001- 253с.
  63. Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник) / Н. П. Фетискин,
  64. B.В.Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Институт Психотерапии, 2002. — С. 59−64.
  65. , А. Руководство к образованию немецких учителей. Избранные педагогические сочинения / А.Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956. — С. 136−203.
  66. , М. Мыслительная деятельность детей /М. Доналдсон- пер. с англ. / под ред. В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1985. — 192 с.
  67. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2002. — 368с.
  68. , В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. М.: Учебник для вузов, 2008. — 320 с.
  69. , В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. М.: Инфра-М, 2007. — 688 с.
  70. , В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2004. — 271с.
  71. , В.Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность / В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова // Психологический журнал. 1994. — № 4. — С. 11−14.
  72. , К. В. Формирование дивергентного мышления старшеклассников на уроках обществознания / К. В. Дрязгунов // Образование и общество 2003.- № 1.- С. 40−49.
  73. , Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи- пер. Н. М. Никольской. М.: Лабиринт, 1999. — 192 с.
  74. , В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах /
  75. B.К.Дьяченко. М.: Народное образование, 2004. — 352 с.
  76. Ермолаева Томина, Л. Б. Креативность — как реализация потенциальных возможностей человека / Л. Б. Ермолаева — Томина // Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам: Сборник. — М.: Прометей, 2001. — 438с.
  77. Ермолаева Томина, Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева — Томина. — М.: Академический Проект, 200 5. — 304 с.
  78. , X. Учитель и ребенок: Книга для родителей и учителей. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 384с.
  79. , Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей / Т. М. Жукова // Одаренный ребенок. 2006.- № 1.- С. 46−51.
  80. , Е.В. Игровой тренинг познавательных процессов школьников: принципы его построения / Е. В. Заика // Обдарована дитина- 1998 № 5−61. C.50−52.
  81. , И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. -М.: Педагогика, 1989. 206 с.
  82. , А.А. Урок-аукцион / А. А. Иванюта. // Среднее специальное образование. -1991. № 8. — С. 9−10.
  83. Исследовательская работа школьников / Сост. Н. С. Криволап. Минск: Красико-Принт, 2005. — 173с.
  84. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  85. , И.П. Психология творческой деятельности / И. П. Калошина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 559 с.
  86. Капустина, Н М. Методика коллективной творческой деятельности / Капустина Н. М., Юсупов В. З. // Педагогика. № 10. — 1990. — С.5−9.
  87. , А.А. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности /А.А.Касаткин. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1989. — 218 с.
  88. , А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырева Пенза:: Научно-метод. центр, 1994. — 344с.
  89. , И. Как организовать интегрированный урок? / И. Коложвари, Л. Сеченикова // Народное образование. 1996. — № 1. — С. 87- 89.
  90. , В. А. Влияние общения на развитие познавательной деятельности / В. А. Кольцова // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С. 173- 176.
  91. , Я.А. Дидактические принципы / Я. А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1940. — С. 86−87.
  92. , В. А. Посвящение в химики / В. А. Комякова, С. Ю. Комякова //Химия. 1998. — № 19. — С. 9.
  93. , Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе / Т. Е. Конникова. — М.: АПН РСФСР, 1957. 400с.
  94. , И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии / И. А. Корепанова // Психологическая наука и образование.-2002.-№ 1, — С. 42.
  95. , В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: Учебн. пособ. / В. В. Коробкова. Пермь: Перм. гос. пед ун-т., 2001. — 176 с.
  96. , Б.И. Учение процесс творческий: Книга для учителя: Из опыта работы / Б. И. Коротяев. — М.: Просвещение, 1989. — 159с.
  97. , В.В. Моделирование в педагогическом процессе / В. В. Краевский // Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988. — 120с.
  98. , В.Г. Творческая природа психики человека / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1993. -№ 3. — С. 113−120.
  99. , В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы / В. Т. Кудрявцев // Психологический журнал. 1997. — № 1. — С. 16−30.
  100. , B.C. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества / В. С. Кузнецов. М.: Просвещение, 1996. -248с.
  101. , П.М. К вопросу о педагогических идеях П.Ф. Каптерева / П. М. Кузьмин // Советская педагогика. 1940. — № 4−5. — С.8−15.
  102. , Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории / Н. И. Кулакова // Преподавание истории в школе. 1999. — № 8. -С. 36−37.
  103. , Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Питер, 2002. — 116 с.
  104. , Ю.Н. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, С. Н. Иванова и др. -М.: Педагогика, 1990.- 104 с.
  105. , Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л.: Знание, 1987. — 38 с.
  106. , В.А. Воспитание творчества / В. А. Левин. М.: Знание, 1977. — 64с.
  107. , Н.С. Возрастная одарённость школьников: Учебное пособие для студентов педвузов / Н. С. Лейтес М.: Академия, 2001. — 320с.
  108. , А.А. Научите человека фантазии (творчество и развивающее образование) / А. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С.32−85.
  109. , А.Н. Педагогические вопросы сознательности учения / А. А. Леонтьев // Избранные психологические произведения. М., 1983 — Т. 1. -С.378.
  110. , И .Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей /Лернер И.Я. // Научное творчество / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1969. — 217с.
  111. , Х.Й. Групповая работа на уроке / Х. Й. Лийметс. М.: Знание, 1975. -64с.
  112. , А.Е. Психология и акцентуация характера у подростков / А. Е. Личко. -М.: Педагогика, 1983.- 163с.
  113. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М.: Политиздат., 1976. -144 с.
  114. Лук, А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей / А. Н. Лук. М.: Прогресс, 1991. — С.48.
  115. Лук А. Н. Психология творчества / Лук А. Н. М.: Просвещение, 1978. -с.50.
  116. , Д. Психология / Д. Майерс- пер. с англ. И. А. Карликов, В.А. Старовойтова- худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 2001. — 848с.
  117. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. М: Просвещение, 1983. — 96 с.
  118. , Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога / Н. В. Мартишина // Педагогика. 2006. — № 3. — С. 48−57.
  119. , A.M. Психологические предпосылки творческого мышления /
  120. A.M. Матюшкин //Мир психологии. 2001.- № 1.- С.128−141.
  121. , В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание /
  122. B.А.Моляко. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  123. , А.В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. М.: Gaudeamus, 2004. — 560с.
  124. , B.C. Общение как фактор воспитания школьников / В. С. Мудрик. -М.: Педагогика, 1984.- 112с.
  125. , А.В. Время поисков и решений, или старшеклассники о них самих/В.С.Мудрик.- М.: Просвещение, 1990. С.58−60.
  126. , З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс / З. Г. Нигматов. Казань: ИССО РАО, 1998. — 130с.
  127. , Н.Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. Л.: ЛГУ, 1979. -151с.
  128. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А. П. Бодалёва, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика. — 1987. — 152с.
  129. , С.И., Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: Азбуковник. 2000 г.- 944 стр.
  130. , В. Основы проблемного обучения / В.Оконь. М.: Просвещение, 1968.-208с.
  131. , Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю. М. Орлов. -М.: Просвещение, 1987. 290с.
  132. , В.И. Активность и самостоятельность учащихся / В. И. Орлов // Педагогика. № 3. — 1998 г. — С.7−14.
  133. , Э. Воспитание и обучение по дальтонскому плану / Паркхерст Э. М.: Академия, 1924. — 372с.
  134. , Т.И. Психологические исследования. Практикум по общей психологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.- 59с.
  135. , К. А. Занимательное путешествие на родину предков культурных растений / К А. Петрова // Биология в школе. 1973. — № 3. — С. 73−74.
  136. , А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия / А. Н. Поддьяков // Психологическая наука и образование. -№ 3 -4. 1998.-С.17−26.
  137. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие / Е. С. Полат. — М.: Academia, 2008. 272 с.
  138. , В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский // Научно-педагогическая информация: Слов.-справ. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  139. , Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. -М.: Педагогика, 1976.- 304с.
  140. , B.C. Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла / В. С. Преображенский. -М., 1915 г.
  141. , О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как фактор креативности / О. М. Разумникова // Вопросы психологии. 2002. -№ 1.-С.111−125
  142. , С.А. Воспитательная ситуация как способ воздействия педагога и учащихся / С. А. Расчетина // Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление: сб. межвуз. трудов. JL, 1985.
  143. , А.З. Психодидактика. Учебное пособие / А. З. Рахимов. Уфа: Творчество, 1996. — 191с.
  144. , Н. Путь к целостности: человеко центрированная терапия на основе экспрессивных искусств / Н. Роджерс // Вопр. психол. — 1995. — № 1. -С. 132−139.
  145. , Е. С. Графические методы в психологической диагностике / Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  146. , Л.С. Планирование и организация КТД / Л. С. Саенко // Классный руководитель. 2004. — № 2. — С. 18−28.
  147. , А. Игровой подход в обучении / А. Сиденко // Народное образование. 2000. — № 8. — С. 7.
  148. , В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Academia, 2005 г. — 576с.
  149. , В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  150. , О.Л. Мы не рассчитывали на тот результат, который получили. / О. Л. Соболева //Школьный психолог.- 2000 г. .№ 13. — С.8.
  151. Е. Л. Креативность в структуре личности (На прим. развития креативности в подростковом возрасте): Дис.. канд. психол. наук: Спб., 1996. 170 с.
  152. , С.Л. Воспитание творчеством / С. Л. Соловейчик. М.: Знание, 1978. — 75 с.
  153. , Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю. Г. Тамберг. -СПб.: Речь, 2002.- 176с.
  154. , С. А. Новая неграмотность в развитых странах / С. А. Тангян // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С.3−17.
  155. Теодот, Д. Welcome to the virtual trip / Д. Теодот // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциациячискусственного интеллекта, 1998. С. 145−172.
  156. , Е.А. О семинарских занятиях и групповой форме работы / Тирская Е. А. // Преподавание истории в школе. -1991. № 3. — С.7−16.
  157. , Дж. Что такое виртуальное обучение: Образование в информационном обществе / Дж. Тиффин, Л.Раджасингам. М.: Лаборатория базовых знаний, 1999. — 312 с.
  158. , О. В. Модульная технология в организации педагогической практики / О. В. Третьякова- сб. «Педагогическая практика». Ростов-на-Дону: РГПУ. — 2000.- Вып. 1.
  159. , О.В. Процессуальное развитие урока персонифицированного образа в личностно-значимой теме / О.В.Третьякова- сб. «Модульная технология личностно-ориентированного образования». Ростов-на-Дону: РГПУ. — 1999,-Вып. 2.
  160. , Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник. СПб.: Речь, 2003. — С.21−25.
  161. , Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: Адаптированный вариант / Е. Е. Туник. СПб: Речь, 2006. — 175с.
  162. , О.Б. Новое средство компьютерного обучения электронный учебник / О. Б. Тыщенко // Компьютеры в учебном процессе. — 1999. — № 10. -С.89−92.
  163. , П.Т. Тест двойного рисунка Типы творческой индивидуальности художников и диагностические возможности Теста двойного рисунка /
  164. П.Т.Тюрин. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. -288с.
  165. , К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе / К. К. Урбан // Иностранная психология. 1999. — № 1. — С. 41−51.
  166. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта образования (проект) // Учительская газета. 2002. — № 33.
  167. Федорец, Г. Ф. Дидактическая игра в процессе изучения биологии / Г. Ф. Федорец // Биология в школе. 1981. — № 3. — С. 31 -35.
  168. , JI.K. Современное образование: проблемы и перспективы / под ред. Г. Г. Габдуллина. Казань: РИЦ «Школа», 2005. — 384с.
  169. , Н. Иоганн Фридрих Гербарт / Н. Хильгенхегер // Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. М, 1994. Т. 2.-№ 1−2 (87−88).
  170. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002 г. — 272с.
  171. , Е.К. Час занимательной биологии / Е. К Хрипунов, JI. Г Ксшм, Р. И. Исурина // Биология в школе. 1988. — № 6. — С. 66.
  172. , А.В. Как обучать творчеству? / А. В. Хуторской // Дополнительное образование. 2001. — № 1. — С. 4−10.
  173. , В.Д. Способности, одаренность, талант / В. Д. Шадрикова,
  174. B.Н. Дружинина // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. — С. 7−21.
  175. , Ю.Ш. Организация воспитательной деятельности в гимназии № 1 / Ю. Ш. Шакирова // Гуманизация процесса обучения. Совместное творчество учителя и ученика. — Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. Институт, 2001. С. 27−34.
  176. , Т.И. Дальтон технология / Т. И. Шамова // Завуч. — 2001. — № 1.1. C.42−61.
  177. , И. М. Урок-КВН в 6 классе / И. М. Шаталов // География в школе. 1998. — № 6. — С. 81.
  178. , Т. Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков / Т. Щербакова // Развитие личности. -2000. -№ 1. С. 102—111.
  179. , Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей / Б. П. Юсов. Магниторгорск: МаГУ, 2002. — 283с.
  180. , И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. -145 с.
  181. , И.Э. Социокультурная направленность педагогического образования / И. Э. Ярмакеев // Материалы Приволжской региональной научно-практической конференции. — Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ленина, 2005. 323с.
  182. , Г. А. Московская школа, ее образовательная программа и обоснование выбранных позиций / Г. А. Яшина, А. С. Сиденко // Завуч. 2001. — № 4. — с.45.
  183. Amabile, Т.М. Beyond Talent: John Irving and the Passionate Craft of Creativity / T.M. Amabile // American Psychologist. 2001. — № 4. — P. 333−336.
  184. Baer, J. Divergent thinking is not a general trait: A multidomain training experiment / J. Baer // Creativity Research Journal. 1994. — №.7. — P. 35−46.
  185. Beane, W. E. Group variables influencing the transfer of conceptual behavior / W. E. Beane, E.A. Lemke // Journal of Educational Psychology. -1971. № 3. -P. 215—218.
  186. Carringer, D. C. Creative thinking abilities of Mexican youth: The relationship of bilingualism / D. C. Carringer // Journal of Cross-Cultural Psychology. -1974.-№ 5.-492−504.
  187. Cook, H. Cooperative behavior in children / H. Cook, S. Stingle // Psychol. Bull. -1974. № 12. — P. 918—933.
  188. Deutch, M. A. A theory of cooperation and competition / M. A. Deutch // Hum. Relat. 1949. — V.2. — P. 129— 152.
  189. Guilford, J.P. Creativity / J.P. Guilford // American Psychologist. 1950. — № 5. — P. — 444−454.
  190. Sefer, J. The effect of play oriented curriculum on creativity in elementary school children / J. Sefer // Gifted Education International. 1995. — № 11. — P. 417.
  191. , R. J., (2000). Guilford’s structure of intellect model and model of creativity: contributions and limitations / R.J. Sternberg // Creativity Research Journal. 2000. — № 13. — P. 309−316.
  192. Urban, К. K. Recent trends in creativity research and theory in Western Europe / K.K. Urban // European Journal for High Ability. 1990. — № 1. — 99 113.
  193. Webb, N.M. Peer interaction and learning in cooperative small groups / N.M. Webb // Psychol. Abstracts. 1983. — V. 69(2). — P. 406.
Заполнить форму текущей работой