Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Биография писателя как теоретико-литературная проблема: на материале жизни и творчества Д. С. Мережковского с 1865 по 1919 год

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методологической основой диссертации явилось признание автора биографического и автора-творца неотъемлемыми понятиями литературоведения, без учета которых анализ художественного произведения не может представляться законченным. С этой точки зрения опорными для теоретической части стали исследования С. С. Аверинцева («Плутарх и античная биография»), М. М. Бахтина («<�Автор и герой… Читать ещё >

Содержание

  • ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТ
  • Глава 1. Биография писателя как объект научного познания
  • Раздел 1. Жанровая классификация
  • Раздел 2. О границах художественной биографии писателя
  • Раздел 3. Из истории научного интереса к биографическому жанру в России
    • 1. Предыстория
    • 2. «Биографический институт» Н.А. Рыбникова
    • 3. «Биография и культура» Г. О. Винокура
    • 4. Ю.Н. Тынянов и Б. В. Томашевский: взгляд на проблему
    • 5. В.М. Жирмунский и М. М. Бахтин: взгляд на проблему
  • Раздел 4. О границах научной биографии писателя
  • Глава 2. Научная биография как способ познания писателя
  • Глава 3. Предисловие к научной биографии Д.С. Мережковского
  • ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО С 1865 ПО 1919 ГОД
  • Вместо предисловия
  • Глава 1. Детство (1865 — 1875)
  • Глава 2. Гимназия (1875 — 1883)
  • Глава 3. Университет (1883 — 1888)
  • Глава 4. Литературная «карьера» (1888 — 1901)
  • Глава 5. Религиозно-общественные проекты (1901 — 1906)
  • Глава 6. Пребывание в Париже (1906 — 1908)
  • Глава 7. Последние годы перед эмиграцией (1908 — 1919)

Биография писателя как теоретико-литературная проблема: на материале жизни и творчества Д. С. Мережковского с 1865 по 1919 год (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Молчи, поэт, молчи: толпе не до тебя До скорбных дум твоих кому какое дело?1.

В начале XXI века мы заново открываем для себя творчество М. А. Алданова, З. Н. Гиппиус, Б. К. Зайцева, С. Я. Надсона и многих других. Тех, к кому по праву относятся строки:

Их участь умирать в отчаянье немом, Им гибнуть суждено, едва они блеснули, От злобной клеветы, изменнической пули Или в изгнании глухом2.

Автор этих слов — Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865 — 1941) -долгие годы оставался на задворках литературы. Стоит ли говорить, что в советское время облик писателя искажался до неузнаваемости. Между тем с литературной и общественной деятельностью Мережковского связано становление русского символизма, а значит — развитие духовной культуры нашей страны. При некогда ошеломляющей популярности у современников (как на родине, так и за рубежом), жизнь и творчество этого замечательного, исключительного по своим достоинствам и недостаткам человека до сих пор остаются не полностью исследованными.

Мережковский жил навстречу времени, в бесконечном вихре литературных, гражданских и мировых войн, но так до конца и не примирился с мучившей его грубостью жизни3.

1 Мережковский Д. С. Поэту наших дней // Он же. Стихотворения и поэмы. СПб., 2000. С. 132.

2 Мережковский Д. С. Смерть Надсона // Он же. Стихотворения и поэмы. С. 198. (Здесь и далее при повторном упоминании часто цитируемых в работе изданий используется сокращенное библиографическое описание, а в других случаях — обозначение «Указ. изд.» (в том числе для диссертаций) — А.Х.).

Доброе, злое, ничтожное, славное, -Может быть, это все пустяки, А самое главное, самое главное, То, что страшней даже смертной тоски, —.

Грубость духа, грубость материи, Грубость жизни, любви — всегоГрубость зверихи родной, Эсэсэрии, -Грубость, дикость — и в них торжество.

Может быть, все разрешится, развяжется? Господи, воли не знаю Твоей, Где же судить мне? А все-таки кажется, Можно бы мир создать понежней!4 V.

Актуальность заявленной темы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, недостаточной разработанностью теории жанра научной биографии писателя по сравнению с биографиями художественными, популярными и даже научно-популярными. Последние несколько десятилетий в трудах ученых все реже встречаются построения общей теории биографического жанра. Исключением является работа A.JI. Валевского «Основания биографики» (Киев, 1993). Избегая создания собственных классификаций, исследователи либо идут по пути обобщения некогда выделенных подтипов (Е.В. Ушакова), либо обозначают тенденции развития биографики (В.В. Полонский). Большая часть современных изысканий носит конкретно-исторический характер (работы.

3 Среди «Маленьких мыслей» Мережковского читаем: «Я бы вынес все муки жизни, но как вынести грубость жизни?» {Мережковский Д. С. Было и будет. Дневник. 1910 — 1914 // Он же. Было и будет. Дневник. 1910 -1914; Невоенный дневник. 1914 — 1916. М&bdquo- 2001. С. 276).

4 Мережковский Д. С. Главное // Он же. Стихотворения и поэмы. С. 642.

К.Н. Грома, В. Д. Лопатиной, Т. Е. Комаровской и других). Теоретизирование осуществляется в рамках отдельно взятого периода развития литературы или творчества избранного автора. Во-вторых, до сих пор отсутствует полное научное жизнеописание Д. С. Мережковского. Между тем изучение литературного наследия писателя в полной мере невозможно без обращения к фактам его биографии. Недавно появившаяся книга Ю. В. Зобнина «Дмитрий Мережковский: Жизнь и деяния» (М., 2008) по ряду причин не отвечает критериям научности. В ней отсутствует четкое композиционное построение, а значит не всегда обнаруживается связь между событиями внешней и внутренней жизни писателя, между жизнью (бытовой стороной) и творчеством. В книге Ю. В. Зобнина довольно много субъективных и неуместных в ученом 1 труде оценок человеческих поступков Д. С. Мережковского. Ю. В. Зобнин не всегда производит концептуальный отбор биографических источников, отдавая предпочтение посторонним фактам, игнорируя более ценные материалы (например, письма самого Д.С. Мережковского). Наконец, работе Ю. В. Зобнина свойственен пафос разоблачения сложившихся вокруг фигуры писателя «мифов», который оказывается неподкрепленным убедительным анализом материала.

Главным предметом нашего исследования является биография Д. С. Мережковского. А объектом аналитического рассмотрения становятся работы, касающиеся специфики изучения биографических жанров (среди них труды A.JI. Валевского, К. Н. Грома, С. В. Панина, Г. Е. Померанцевой, Н. А. Рыбникова, J.L. Clifford, Р.Н. Kendall и других ученых, а также диссертации Н. Н. Жуковой, В. В. Полонского, Т. Н. Потницевой, Е.В. Ушаковой), образцы различных видов писательских биографий («В .А. Жуковский: Поэзия чувства и «сердечного воображения» «А. Н. Веселовского, «Жуковский: Литературная биография» Б. К. Зайцева, «Дмитрий Мережковский: Жизнь и деяния» Ю. В. Зобнина, «Розанов» А. Н. Николюкина, «Жизнеописание Михаила Булгакова» М. О. Чудаковой и другие), а также жизнь и творчество Мережковского с 1865 по 1919 год, отразившиеся в слове. Автор остановился на 1919 годе, потому что эмигрантский период жизни и творчества писателя охватывает более двух десятилетий (1919 — 1941) и нуждается не только в специальном исследовании уже известных источников, но и в поиске еще не открытых биографических сведений в зарубежных архивах и частных коллекциях, поэтому его рассмотрение не входит в рамки диссертации.

Цели и задачи исследования. Целями настоящей диссертации являются: в теоретической части — разработка теории жанра научной биографии писателя, а в практической — написание научной биографии Мережковского с 1865 по 1919 год. Достижение поставленных целей не представляется возможным без решения следующих задач: 1) изучение истории и выявление тенденций научного исследования биографических жанров (прежде всего, в отечественном литературоведении) — 2) определение сущности и границ жанра научной биографии писателя- 3) формулирование общих принципов написания научной биографии писателя- 4) разработка частных принципов написания научной биографии Мережковского.

Теоретической и методологической основой диссертации явилось признание автора биографического и автора-творца неотъемлемыми понятиями литературоведения, без учета которых анализ художественного произведения не может представляться законченным. С этой точки зрения опорными для теоретической части стали исследования С. С. Аверинцева («Плутарх и античная биография»), М. М. Бахтина («<�Автор и герой в эстетической деятельности>»), Г. О. Винокура («Биография и культура»), Л. Я. Гинзбург («О лирике»), В. М. Жирмунского («Введение в литературоведение»), А. Компаньона («Демон теории»), Ю. М. Лотмана («Биография — живое лицо», «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя»), Б. В. Томашевского («Литература и биография», «Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения»), Ю. Н. Тынянова («Литературный факт», «О литературной эволюции»), а также общетеоретические труды В. Е. Хализева, JI.B. Чернец, А. Я. Эсалнек и работы по Серебряному веку русской литературы О. А. Клинга, JI.A. Колобаевой, М. В. Михайловой, Н. М. Солнцевой.

Материалом для практической части работы стали, прежде всего, архивные материалы (НИОР РГБ. Фонды: 25, 331, 359, 386, 620, 746- ОР РНБ. Фонды: 150, 352, 481, 847- РО ИР ЛИ. Фонд 39- РО ИРЛИ. №№ 24. 161, 24. 269, 24. 271, 24. 272, 24. 360 (б) — РГАЛИ. Фонд 419- ОРФ ГЛМ. Фонд 2), а также опубликованное эпистолярное наследие (письма Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, A.M. Горького, А. П. Чехова и других), мемуаристика (А. Белого, А. Н. Бенуа, Н. А. Бердяева, З. Н. Гиппиус, В. А. Злобина, П. П. Перцова и других), дневники (В.Я. Брюсова, З. Н. Гиппиус, К.И. Чуковского), автобиографии (З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского), научные исследования.

М.Н. Золотоносова, М. А. Колерова, А. Ф. Лосева, О. Матич, Е. А. Андрущенко, К. А. Кумпан, А. В. Лаврова, З. Г. Минц, А. Л. Соболева и других), диссертации историков Ю. В. Прокопчука и Г. И. Щетининой. Особое место принадлежит научно-популярной биографии Ю. В. Зобнина «Дмитрий Мережковский: Жизнь и деяния», критика которой позволила отчетливее сформулировать частные принципы написания научной биографии Мережковского. Отличие нашей работы от книги Ю. В. Зобнина сводится к разному решению следующих проблем: разграничения уровней познания творческой личности, совмещения общего и крупного планов ее изображения, преимуществ эпистолярного наследия писателя, разоблачения сложившихся вокруг его фигуры «мифов».

Методами исследования, используемыми в диссертации, являются биографический (берущий начало от Ш.-О. Сент-Бева, но освобожденный от крайностей импрессионизма и психологизма, трактуемый как вспомогательный, при котором биография рассматривается как один из источников художественного образа, значение и смысл которого шире «материала», использованного в произведении), традиционный историко-литературный, а также методы интерпретации, сравнения, структурносемантического, мотивного, стилистического и контекстуального анализа текста. Из общетеоретических методов применяются: описательно-аналитический, индуктивный, дедуктивный, абстрагирование как метод построения и исследования идеализированного объекта (жанра научной биографии писателя), а также собственно гуманитарные: сравнительно-исторический, историко-философский, аксиологический.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в теоретической части впервые произведен комплексный анализ работ, рассматривающих биографию как объект научного познания, сопоставлены жанровые классификации, выявлены тенденции изучения биографических жанров, прослежена история научного интереса к биографическому жанру в России (начиная с XVIII столетия), сформулированы задачи, стоящие перед ученым-биографом, определена сущность и обозначены границы жанра научной биографии писателя (в качестве иллюстрации сопоставлены художественная и научная биографии В.А. Жуковского), кроме того, определены критерии творческой личности писателя, разграничены уровни ее познания (бытовой, сверхбытовой, сущностный), произведен критический анализ научно-популярной биографии Ю. В. Зобнина «Дмитрий Мережковский: Жизнь и деяния», указаны основные проблемы жанра и сформулированы частные принципы создания научной биографии Д. С. Мережковского.

В практической части создается научная биография Д. С. Мережковского за период с 1865 по 1919 год на основе не только известных, но и непубликовавшихся ранее архивных источников. Использованы материалы пяти российских архивов: НИОР РГБ, ОР РНБ, РО ИР ЛИ, РГАЛИ, ОРФ ГЛМ. Особое внимание автор уделил рассмотрению малоизученных тем, которые касаются: участия Д. С. Мережковского в истории отлучения Л. Н. Толстого от церкви, а также эволюции взглядов писателя на религиозное учение автора «Войны и мира" — отношений Д. С. Мережковского с Андреем Белымроли К. И. Чуковского в судьбе Д. С. Мережковскогоблизости стиля критических выступлений Д. С. Мережковского и В. И. Ленинаи некоторых других. По-новому вычерчена биография Д. С. Мережковского, определены ее основные вехи.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы и выводы нашего исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по теории литературы, истории русской литературы конца XIX — начала XX столетия, философии религии.

Структура работы, в соответствии с кафедральной традицией, состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении определяются предмет и объект исследования, объясняется актуальность темы, формулируются цели и задачи работы, оговаривается ее теоретическая и методологическая основа, материал, научная новизна, уточняются методы научных поисков и описывается структура диссертации.

В теоретической части рассматривается история и выявляются тенденции научного изучения биографических жанров. На материале известных жизнеописаний определяется специфика внутрижанровых разновидностей типа писательской биографии, сущность и границы жанра научной биографии писателя, формулируются общие и частные принципы написания научной биографии Мережковского.

В практической части на основе выдвинутых в первой части положений предпринимается попытка написания научной биографии Мережковского за период с 1865 по 1919 год. Описываемый период представлен следующими этапами: детство (1865 — 1875), гимназия (1875 — 1883), университет (1883 -1888), литературная «карьера» (1888 — 1901), религиозно-общественные проекты (1901 — 1906), пребывание в Париже (1906 — 1908), последние годы перед эмиграцией (1908 — 1919).

В заключении подводится итог всей работе, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.

Завершает диссертацию список использованной литературы и приложение, которое содержит библиографию работ Мережковского (за рассматриваемый период, то есть до 1919 года), а также богатый иллюстративный материал. Многие фотокопии приводятся впервые по архивным источникам.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под биографией писателя предполагается понимать один из способов познания и реконструкции творческой личности в ее становлении и развитии.

2. При выделении критериев творческой личности допускается, что она обладает определенной структурой, ее жизнь мотивирована, выстроена и выражена (а под пером биографа еще и упорядочена). Предполагается, что творческая личность свободна и ответственна в своей деятельности, ориентирована в ценностном плане, постоянно развивается, а значит нацелена на самореализацию, обладает развитым самосознанием, восприимчивостью и открытостью окружающему миру, находится в диалогических отношениях с культурой, кроме того, обладает артистическим (игровым) началом.

3. Основная задача ученого-биографа — получение целостного знания творческой личности.

4. Личность писателя может быть познана как минимум на трех уровнях: бытовом, сверхбытовом и сущностном. Бытовой уровень подразумевает изучение биографических фактов в отрыве от творческой деятельности личности. На сверхбытовом уровне биограф исследует жизнь писателя в ее отношении к творчеству. Бытовой и сверхбытовой уровни предполагают условное разделение двух авторов: биографического, выраженного в мемуарах, письмах, дневниках, публицистике, философских трудах, а также имманентного, автора-творца. На сущностном уровне творческая личность неделима и представлена во всех своих текстах независимо от их жанровой принадлежности (от жанра может зависеть только степень проявленности творческой личности писателя).

5. Жизненный и творческий путь Мережковского за период с 1865 по 1919 год может быть представлен следующими этапами: детство (1865 — 1875), гимназия (1875 — 1883), университет (1883 — 1888), литературная «карьера» (1888 — 1901), религиозно-общественные проекты (1901 -, 1906), пребывание в Париже (1906 — 1908), последние годы перед эмиграцией (1908 — 1919). Такое членение позволяет точнее выстроить переход к этапам внутреннего развития личности Мережковского: начальному (1865 — начало 1880-х), народническому (1880-е), декадентско-символистскому (конец 1880-х — 1890-е), периоду формирования и развития идей «нового религиозного сознания» (с конца 1890-х). Предлагаемая периодизация заметно отличается от той, которая предложена Ю. В. Зобниным, прежде всего, тем, что в ней последовательно обнаруживается связь между фактами жизни и творчества писателя. Кроме того, в основе нашей периодизации лежат ключевые события деятельности Д. С. Мережковского, а в книге Ю. В. Зобнина этот принцип нарушается, есть главы, повествующие о частной (даже интимной) стороне жизни З. Н. Гиппиус, в которой писатель не всегда принимал участие.

Апробация основных теоретических и практических положений диссертационного исследования:

I. Выступления на научных конференциях: 1. 15−18 апреля 2003 года: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2003" — секция «Филология», подсекция «Теория литературы». Тема: Поэтика сборника Д. С. Мережковского «Стихотворения».

2. 12−15 апреля 2004 года: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004" — секция «Филология», подсекция «Сравнительное литературоведение». Тема: Д. С. Мережковский и У. Б. Иейтс (к вопросу о типе художественного мышления).

3. 12−16 апреля 2005 года: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005" — секция «Филология», подсекция «Теория литературы». Тема: Д. С. Мережковский — критик (1890-е годы.).

4. 12−15 апреля 2006 года: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2006" — секция «Филология», подсекция «Теория литературы». Тема: Биография как теоретико-литературная проблема (Д.С. Мережковский).

5. 10- 12 октября 2006 года: Брюсовские чтения — 2006 (РГТУ-ЕГЛУ им. В. Я. Брюсова, секция «В. Я. Брюсов и мировая культура»). Тема: В. Я. Брюсов и Д. С. Мережковский.

6. Декабрь 2006 года: конференция, посвященная изучению творчества Д. С. Мережковского (ИМЛИ им. A.M. Горького РАН). Тема: О письмах Д. С. Мережковского к А. Белому.

7. А) 11−14 апреля 2007 года: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007" — секция «Филология», подсекция «Сравнительное литературоведение». Тема: О переписке русских писателей-эмигрантов первой волны с М. Ф. Хандамировым (к вопросу о русско-шведских культурных связях) — Б) 11−14 апреля 2007 года: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007" — секция «Филология», подсекция «Теория литературы». Тема: Д. С. Мережковский и В. Я. Брюсов (в спорах о Л.Н. Толстом).

II. Научные публикации в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Д. С. Мережковский и У. Б. Йейтс (опыт сопоставительной характеристики) // Русская словесность. 2005. № 8. С. 28 — 32.

2. «Боря, Боря, мальчик мой любимый, единственный.» Письма Д. С. Мережковского Андрею Белому / Вступительная статья, публикация и комментарии А. Холикова // Вопросы литературы. 2006. № 1. С. 135- 185.

3. Ответ на письмо Н. Богомолова // Вопросы литературы. 2006. № 6. С. 335−339.

4. Серебряный век русской поэзии на уроках литературы (XI класс) // Русская словесность. 2007. № 5. С. 32 — 42.

5. Серебряный век русской поэзии на уроках литературы (XI класс) // Русская словесность. 2007. № 6. С. 27 — 34.

6. О письмах русских писателей — эмигрантов первой волны к М. Хандамирову (К вопросу о русско-шведских культурных связях) // Вопросы литературы. 2008. № 3. С. 335 — 345.

7. Биография глазами биографа (По материалам круглого стола) / Вступительная статья, подготовка публикации и послесловие А. Холикова // Вопросы литературы. 2008. № 6. С. 31 — 40.

8. Писательская биография: жанр без правил // Вопросы литературы. 2008. № 6. С. 41−62.

III. Другие научные публикации:

1. Д. С. Мережковский и У. Б. Йейтс (к вопросу о типе художественного мышления) // Материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Выпуск 12. М., 2004. С. 327−328.

2. Брюсовские чтения 2002 года: Сб. статей // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: РЖ / РАН ИНИОН. М., 2005. № 3. С. 114 — 121.

3. А. Н. Веселовский и Б. К. Зайцев — биографы В. А. Жуковского // Сравнительное и общее литературоведение: Сборник статей молодых ученых. М., 2006. Вып. 1. С. 205 — 214.

4. Д. С. Мережковский и В. Я. Брюсов (в спорах о Л.Н. Толстом) // Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». М., 2007. С. 304 — 307.

5. Д. С. Мережковский и В. Я. Брюсов (в спорах о Л.Н. Толстом) // Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том III. М., 2007. С. 472−473.

6. Смирнов Александр Александрович // Русские писатели. 1800- 1917: Биограф, словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. — М.: Большая Российская энциклопедия. — (Русские писатели 11−20 вв.). Т. 5: П — С. — 2007. -С. 670 — 672. [в соавторстве с М.Ю. Эделыптейном].

7. Научная биография писателя как способ познания творческой личности // Материалы XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». М., 2008. С. 438−441.

8. Зайцев Борис Константинович // Русские писатели, XX век: биогр. слов.: АЯ / сост. И. О. Шайтанов. — М.: Просвещение, 2009. С. 219 220.

9. Мережковский Дмитрий Сергеевич // Русские писатели, XX век: биогр. слов.: А-Я / сост. И. О. Шайтанов. — М.: Просвещение, 2009. С. 354−356.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования сделаны научные выводы, которые позволили реализовать поставленные во введении к данной диссертации задачи:

1. Изучить историю и выявить тенденции научного исследования биографических жанров (прежде всего, в отечественном литературоведении). Было доказано, что основанием к выделению тех или иных подвидов биографического жанра для большинства исследователей служит соотношение художественного и документального начал, правды и вымысла. Большая часть современных изысканий носит конкретно-исторический характер. Теоретизирование осуществляется в рамках отдельно взятого периода развития литературы или творчества избранного автора.

2. Определить сущность и границы жанра научной биографии писателя по сравнению с художественными, научно-популярными и академическими жизнеописаниями. Под научной биографией писателя было предложено понимать один из способов познания и реконструкции творческой личности в ее становлении и развитии. Кроме того, доказано, что перед ученым-биографом встают те же вопросы, что и перед художником-биографом: поиск, отбор и обработка материалапостроение композициивыбор языка повествованияреконструкция «белых пятен" — включение творческого наследия героя в канву повествованияинтерпретация. Однако сопоставительный анализ художественного и научного жизнеописаний В. А. Жуковского показал, что «творческий домысел», или интуиция, ученого-биографа проявляется в большей степени — в композиции, языке, интерпретации, а в меньшей (или совсем отсутствует) — при реконструкции «белых пятен», поиске, отборе и обработке материала.

3. Сформулировать общие принципы написания научной биографии писателя. Первое, к чему должен стремиться ученый-биограф, — установить, имеет ли он дело с творческой личностью, а уже после объяснить ее с точки зрения истории формирования и развития. Предполагалось, что творческая личность обладает определенной структурой, ее жизнь мотивирована, выстроена и выражена (а под пером биографа еще и упорядочена). Творческая личность свободна и ответственна в своей деятельности, ориентирована в ценностном плане, постоянно развивается, а значит нацелена на самореализацию, обладает развитым самосознанием, восприимчивостью и открытостью окружающему миру, находится в диалогических отношениях с культурой, кроме того, обладает артистическим (игровым) началом. Познание творческой личности должно быть нацелено на получение целостного знания о ней. Принципиально, что личность писателя может быть познана как минимум на трех уровнях: бытовом, сверхбытовом и сущностном.

4. Разработать частные принципы написания научной биографии Мережковского. Личность Д. С. Мережковского интересовала нас не только на бытовом, но и на сверхбытовом уровне (то есть в ее непосредственном отношении к литературному творчеству). При этом мы не могли ограничиваться реконструкцией фактов, непосредственно влиявших на творчество. Жизнь писателя самоценна во всех проявлениях, равно как жизнь любого иного жившего (или живущего) человека. Критический анализ самого полного на сегодняшний день научно-популярного жизнеописания Д. С. Мережковского (Зобнин Ю. В. Дмитрий Мережковский: Жизнь и деяния. М., 2008) позволил остановиться на общих проблемах, с которыми может столкнуться биограф писателя: разграничение уровней познания творческой личности, совмещение общего и крупного планов ее изображения, преимущества эпистолярного наследия писателя, разоблачение сложившихся вокруг его фигуры «мифов».

Следуя частным принципам написания научной биографии Д. С. Мережковского, мы смогли: 1) снабдить ссылками на источники цитируемый материал, указать дополнительную литературу по уже изученным темам (например, касающимся отношений Д. С. Мережковского с.

А.П. Чеховым, А. А. Блоком, В. В. Розановым и другими), сосредоточиться на менее изученных темах (участие Д. С. Мережковского в истории отлучения JT.H. Толстого от церкви, а таюке эволюция взглядов писателя на религиозное учение автора «Войны и мира" — отношения Д. С. Мережковского с Андреем Белымроль К. И. Чуковского в судьбе Д. С. Мережковскогостилистическое сходство критических выступлений Д. С. Мережковского и В. И. Ленинаи некоторые другие) — 2) выстроить повествование в хронологической (с незначительными отклонениями) последовательности, опираясь на события внешней жизни (детство, гимназия, университет и т. д.), соотнося их с этапами внутреннего развития писателя (увлечение позитивизмом, народничеством и проч.) — 3) избежать реконструкции исторических реалий безотносительно к документальным источниками- 4) сопоставить факты жизни и творчества;

5) интерпретировать ключевые для биографии Мережковского тексты («Символы», «О причинах упадка.», «Вечные спутники», «Павел I» и другие);

6) представить этическую оценку деятельности писателя, данную современниками (к примеру, А. П. Чеховым, С. Н. Булгаковым, В. В. Розановым, К.И. Чуковским), литературно-бытовые отношения с некоторыми из которых были специально реконструированыкроме того, удалось рассмотреть участие Д. С. Мережковского в периодических изданиях того времени («Отечественные записки», «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь» и др.) и литературно-общественных объединениях (кружках, салонах) — 7) высветить точку зрения Д. С. Мережковского по основным вопросам общественно-политической и культурной жизни (отлучение Л. Толстого, выход сборника «Вехи», «дело Бейлиса» и проч.).

Таким образом, можно утверждать, что успешное решение поставленных задач позволило нам достичь основных целей: в теоретической части — детально разработать теорию жанра научной биографии писателя, а в практической — написать научную биографию Д. С. Мережковского с 1865 по 1919 год.

Напомним, что автор не ставил целью настоящей диссертации написание полной научной биографии Д. С. Мережковского, поскольку эмигрантский период жизни и творчества писателя охватывает более двух десятилетий (1919 — 1941) и нуждается не только в специальном исследовании уже известных источников, но и в поиске еще не открытых биографических сведений в зарубежных архивах и частных коллекциях. Достижение этой цели видится нам в перспективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  2. НИОР РГБ. Фонды: 25, 331, 359, 386, 620, 746.
  3. ОР РНБ. Фонды: 150, 352, 481, 847.1. РО ИРЛИ. Фонд 39.
  4. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках С. А. Асколъдоеа, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, В. Ф. Эрна и др. М., 1997.
  5. Н.В. Собрание сочинений в восьми томах. М., 1984. Т. 8.
  6. М. Полное собрание сочинений. Письма в 24-х тт. Т. 1. М., 1997.
  7. М. Полное собрание сочинений. Письма в 24-х тт. Т. 2. М., 1997.
  8. М. Полное собрание сочинений. Письма в 24-х тт. Т. 3. М., 1997.
  9. М. Полное собрание сочинений. Письма в 24-х тт. Т. 6. М., 2000.
  10. М. Полное собрание сочинений. Письма в 24-х тт. Т. 7. М., 2001.
  11. М. Полное собрание сочинений. Письма в 24-х тт. Т. 9. М., 2002.
  12. М. Полное собрание сочинений. Письма в 24-х тт. Т. 10. М., 2003.
  13. М. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. 28. М., 1954.12. «Заграничные связи нам тоже слишком дороги»: письма 3. Гиппиус, Д. Мережковского, Д. Философова к Б. Савинкову. 1912−1913 годы /
  14. Из Архива А. Г. Достоевской / Публ. Э. Гарэтто // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 9. М., 1992.
  15. А.В. Письма Андрея Белого и Валерия Брюсова в собрании Амхерстского центра русской культуры // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1996. М., 1998.
  16. Д.С. Мережковский. Письма к О Л. Костецкой / Предисл. и публ. А.В. Лаврова// Лица: Биографический альманах. Вып. 1. М. СПб., 1992.
  17. Т.А. Страницы из прошлого: Переписка З. Н. Гиппиус, Д. В. Философова и близких к ним в «Главном» // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1997. М., 1998.
  18. Д. С. Мережковского А.В. Амфитеатрову / Публ., вступит, заметка и примеч. М. Толмачева и Ж. Шерона // Звезда. 1995. № 7.
  19. Д.С. Мережковского к Л.Н. Вилькиной / Публ. В.Н. Быстрова// Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1991 год. СПб., 1994.
  20. А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Письма. Т. 3. М., 1976.
  21. А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Письма. Т. 5. М., 1977.
  22. МЕМУАРИСТИКА, ДНЕВНИКИ, АВТОБИОГРАФИИ
  23. А. Воспоминания о Блоке // Он же. О Блоке. М., 1997.
  24. А. Начало века. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 2. М., 1990.
  25. А. Мои воспоминания. В 5 кн. М., 1980. Кн. 4.
  26. Н. Самопознание. (Опыт философской автобиографии.) Париж, 1949.
  27. В.Я. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. М., 2002.
  28. С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 2006.
  29. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993.
  30. Гиппиус 3. Дмитрий Мережковский // Она же. Ничего не боюсь. М., 2004.
  31. Гиппиус 3. Дневники. В 2-х кн. М., 1999.
  32. Гиппиус 3. Живые лица // Она же. Ничего не боюсь. М., 2004.
  33. Д.С. Записная книжка 1891 г. / Публ. М.Ю. Кореневой// Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994.
  34. И. На берегах Сены // Она же. Избранное. М., 1998.
  35. JI.H. Полное собрание сочинений. Т. 55. М., 1937.
  36. А.П. <3аписная книжка 1> // Он же. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения. Т. 17. М., 1980.
  37. К.И. Дневник. 1901 1969. В 2-х тт. М., 2003. Т. 1: Дневник. 1901 — 1929.
  38. Чукоккала: Рукописный альманах Корнея Чуковского. М., 2006.
  39. МОНОГРАФИИ (в том числе коллективные)
  40. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  41. B.C. Между мистикой и политикой. Русские масоны начала XX века. СПб., 2005.
  42. A.JT. Основания биографики. Киев, 1993.
  43. А.Н. В.А. Жуковский: Поэзия чувства и «сердечного воображения». М., 1999.
  44. И.В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. М., 2008.
  45. П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.
  46. Л. О лирике. Л., 1974.
  47. Л. О психологической прозе. Л., 1977.
  48. К.Н. Роман-биография в творчестве Стефана Цвейга: Курс лекций. Ташкент, 1990.
  49. Ю.В. Дмитрий Мережковский: Жизнь и деяния. М., 2008.
  50. М.Н. Братья Мережковские. Кн. 1. М., 2003.
  51. М.А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902 1909. СПб., 1996.
  52. Т.Е. Творчество Ирвинга Стоуна. Минск, 1983.
  53. А. Демон теории. М., 2001.
  54. А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2009.
  55. НО. История русской философии. М., 1991.
  56. О. Эротическая утопия: Новое религиозное сознание и fin de siecle в России. М., 2008.
  57. АН. Розанов. М., 2001.
  58. Г. Е. Биография в потоке времени. ЖЗЛ: замыслы и воплощения серии. М., 1987.
  59. В.М. Личность и ее изучение. М., 2004.
  60. Н. Биографии и их изучение. М., 1920.
  61. Н. Биографический институт. М., 1918.
  62. А.И. История русского масонства. 1845 1945. СПб., 1997.
  63. В.М. Социология искусства. М., 2003.
  64. М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.
  65. А. Борис Зайцев и его беллетризованные биографии. N.Y., 1971.
  66. Clifford J.L. From puzzles to portraits: problems of literary biographer. Chapel Hill, 1970.
  67. Kendall P.H. The art of biography. N.Y., 1965. ДИССЕРТАЦИИ
  68. Н.Н. Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б.К. Зайцева М., 1993.дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук.
  69. В.В. Биографический жанр в творчестве Д.С. Мережковского 1920 1930-х годов. М., 1998.дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук.
  70. Ю.В. Религиозно-философские собрания 1901 1903 годов и русское общество. М., 2003.дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук.
  71. Г. И. Университетский вопрос в 1870 1880-х гг. и Устав 1884 г. М., 1965.дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук.1. СТАТЬИ, СБОРНИКИ СТАТЕЙ
  72. С.С. Плутарх и античная биография // Он же. Образ античности. СПб., 2004.
  73. Г. В. Борис Зайцев // Он же. Одиночество и свобода. СПб., 2002.
  74. Г. В. Мережковский // Он же. Одиночество и свобода. СПб., 2002.
  75. Е.А. «Безнадежный плач о Боге.» // Мережковский Д. С. Драматургия. Томск, 2000.
  76. Е.А. Д.С. Мережковский против «Вех» // Сборник «Вехи» в контексте русской культуры. М., 2007.
  77. Н.В. Значение наследия B.C. Соловьева в формировании религиозно-философских взглядов Д. С. Мережковского // B.C. Соловьев: жизнь, учение, традиции. Екатеринбург, 2000.
  78. М.М. <�Автор и герой в эстетической деятельности> // Он же. Собрание сочинений. Т. 1. М., 2003.
  79. М.М. К философским основам гуманитарных наук // Он же. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1997.
  80. А. Достоевский // Золотое руно. 1906. № 2.
  81. А. Ибсен и Достоевский // Весы. 1905. № 12.
  82. А. А. Академик А.Н. Веселовский. В. А. Жуковский // Он же. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 5. М. Л. 1962.
  83. Г. Мережковский // Он же. Собрание сочинений. Т. 19. СПб., 1913.
  84. С.Н. Письма из России // Он же. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895 1903. М., 2006.
  85. В.В. Личность // Он же. История слов. М., 1994.
  86. Г. О. Биография и культура // Он же. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М., 1997.
  87. И. В. Участие А.В. Карташева в религиозном движении «неохристиан» и эволюции его взглядов на «историческую» Церковь: по письмам 1906−1907 гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М., 2006. Вып. 20.
  88. М. Заметки о мещанстве // Он же. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. 23. М., 1953.
  89. М. О цинизме // Он же. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. 24. М., 1953.
  90. Евгенъев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: Статьи и материалы. Л., 1930.
  91. Еще о Мережковском // Новое время. 1914. 31 янв. № 13 610.
  92. Е. Об исключении В.В. Розанова из Религиозно-философского общества // Наш современник. 1990. № 10.
  93. г. Мережковский // Новое время. 1914. 29 янв. № 13 608.
  94. Казанский Старожил. Проф. Мережковский, его сподвижники и покровители // Русские ведомости. 1914. 2 апреля. № 76.
  95. Л. «Дело Бейлиса» в контексте «серебряного века» // Вестник Еврейского университета в Москве. 1993. № 4.
  96. О. Большевизм и человечество. Посмертная статья Д. С. Мережковского //Независимая газета. 1993. 23 июня. № 115.
  97. Кто такой г. Мережковский? // Новое время. 1914. 27 янв. № 13 606.
  98. КА. Д.С. Мережковский-поэт (у истоков «нового религиозного сознания») // Мережковский Д.С. Стихотворения и поэмы. СПб., 2000.
  99. А.В. Достоевский в творческом сознании Андрея Белого (1900-е годы) // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. М., 1988.
  100. В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции // Он же. Полное собрание сочинений. Т. 17. М., 1968.
  101. В.И. Социализм и религия // Он же. Полное собрание сочинений. Т. 12. М., 1968.
  102. Ю. Биография живое лицо // Новый мир. 1985. № 2.
  103. Т. Русская антология // Он же. Художник и общество: Статьи и письма. М., 1986.
  104. А.А. Мысли про себя // Он же. Философские сочинения. Париж, 1982.
  105. А.А. Петербургское Религиозно-философское Общество // Вопросы философии. 1992. № 7.
  106. Д.С. Мережковский. Мысль и слово. М., 1999.
  107. Д.С. Мережковский: pro et contra. СПб., 2001.
  108. З.Г. А. Блок в полемике с Мережковскими // Блоковский сборник. Вып. 4. Тарту, 1981.
  109. Мозговая Э.Я. B.C. Соловьев и Д. С. Мережковский: грани соприкосновения // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. 19. М., 1996.
  110. Т. Восторги и скорби поэта прозы (Мемуарно-биографические книги Бориса Зайцева) II Зайцев Б. К. Далекое. М., 1991.
  111. В. А.С. Суворин и Д. С. Мережковский. Письмо в редакцию // Новое время. 1914. 25 янв. № 13 604.
  112. С.Н. Послесловие // Мережковский Д. «Больная Россия». Л., 1991.
  113. Соболев A. J1. «Грядущее» Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус // De visu. 1993. № 2.
  114. Т. Здесь начинался Мережковский // Санкт-Петербургская панорама. СПб., 1993. № 3.
  115. И.С. Гамлет и Дон Кихот // Он же. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения. Т. 5. М., 1980.
  116. Г. М. Д.С. Мережковский и Достоевский // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1992.
  117. В.Ф. Конец Ренаты // Он же. Некрополь. М., 2006.
  118. Хроника. В обществах и собраниях. Израиль и Христос // Новое время. 1913.22 окт. № 13 511.
  119. Р. Предисловие // Винокур Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М., 1997.
  120. А.П. Чехов и Мережковский: два типа художественно-философского сознания // Чеховиана: Чехов и «серебряный век». М., 1996.
  121. Г. Болящий дух // Он же. Наши спутники. 1912 1922. М., 1922.
  122. Л.В. .А.Щ.). Мережковский: Публичная лекция, прочитанная в феврале 1909 г. в С.-Петербурге, в зале Соляного Городка. СПб., 1910.
  123. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (кроме текстов Д.С. Мережковского)
  124. Н.А. «Внимая ужасам войны.» // Он же. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1979. Т. 1.
  125. А. Путешествие из Петербурга в Москву // Он лее. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность: Ода- Проза. JL, 1984.
  126. Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. М., 1984.
  127. А.П. Дама с собачкой // Он же. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения. Т. 10. М., 1977.
  128. СЛОВАРИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ И ДРУГИЕ СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ
  129. Большой толковый словарь русского языка. М., 2004.
  130. А.А. Религиозно-философское общество в Петербурге (1907 -1917): Хроника заседаний. СПб., 2007.
  131. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901 -1903 гг.). М., 2005.
  132. Личная библиотека A.M. Горького в Москве. Описание. Книга I. М., 1981.
  133. Русские писатели. 1800 1917: Биографический словарь. Т. 1. М., 1989.
  134. Русские писатели. 1800 1917: Биографический словарь. Т. 4. М., 1999.
  135. Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположенный. Часть 2. СПб., 1809.
  136. Словарь русского языка XVIII века. Вып. 2. Л., 1985.
  137. Словарь русского языка XVIII века. Вып. 7. СПб., 1992.
  138. Словарь русского языка XI XVII вв. Вып. 5. М., 1978.
  139. Энциклопедия Ума, или Словарь избранных мыслей авторов всех народов и всех веков. М., 1998.
Заполнить форму текущей работой