Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональный туристский кластер как форма пространственной организации туризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведено зонирование регионального туристского кластера Калининградской области. Выделена активная зона (внутрирегиональные кластеры: Калининградский, Светлогорский, Зеленоградский, Пионерский Куршской косы), зона роста (внутрирегиональные кластеры Балтийский, Янтарный), зона развития (внутрирегиональный кластер Черняховский) и пассивная зона (территории, не входящие в состав регионального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЯМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА
    • 1. 1. Подходы отечественных ученых к изучению пространственной организации туризма
    • 1. 2. Зарубежные подходы, применяемые к изучению пространственной организации туризма
    • 1. 3. Применение концепции промышленного кластера для сферы туризма
    • 1. 4. Факторы пространственной организации туризма
  • ГЛАВА 2. КЛАСТЕР КАК ФОРМА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА
    • 2. 1. Туристский кластер как территориальная система
    • 2. 2. Специфика пространственной организации туризма в форме кластеров
    • 2. 3. Инновационная среда туристского кластера как фактор социально-экономического развития территории
    • 2. 4. Понятие «региональный туристский кластер» и его характеристика
  • ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Процесс формирования регионального туристского кластера
    • 3. 2. Метод интегрального показателя территории в оценке развития регионального туристского кластера
    • 3. 3. Современное состояние регионального туристского кластера
    • 3. 4. Кластерный анализ Светлогорского внутрирегионального туристского кластера
    • 3. 5. Прогноз развития регионального туристского кластера

Региональный туристский кластер как форма пространственной организации туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена положением, которое туристская деятельность занимает в социально-экономических системах. В условиях модернизации экономики, постиндустриальной трансформации очевиден сдвиг к сервисной экономике и туризму. В структуре экономики России все больше возрастает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность и т. д.). Изучение пространственной организации туризма и закономерностей размещения объектов индустрии туризма представляет практический и теоретический интерес. В процессе регионализации и глобализации особое значение приобретают региональные исследования туризма.

Отечественные подходы к изучению пространственной организации туристской деятельности, как правило, не учитывают такие характеристики как конкурентоспособность, инновации, слабо раскрывают самоорганизующийся характер деятельности и такую особенность, как состав из малых и средних предприятий. Прямое заимствование западного опыта также неприемлемо, в силу того, что рыночные отношения в ряде регионов России все еще находятся на стадии становления. Сопоставление отечественных и зарубежных подходов к анализу пространственной организации туризма способствовало появлению идеи выделения особого вида территориальных производственных систем в сфере сервиса и туризма «регионального туристского кластера».

Цель работы состоит в исследовании и выявлении закономерностей формирования и функционирования регионального туристского кластера как конкурентоспособной формы пространственной организации туристской деятельности.

Для поставленной цели решались следующие задачи:

1. Уточнить понятие «региональный туристский кластер», его признаки, структуру, механизмы и этапы формирования, положение среди понятий, характеризующих пространственную организацию туризма;

2. Разработать и применить методику оценки процесса формирования регионального туристского кластера и стадий его развития;

3. Выявить факторы и закономерности пространственной организации туризма в виде кластеров;

4. Разработать классификацию и методику зонирования регионального туристского кластера на примере Калининградской области;

5. Определить признаки, элементы, интенсивность связей, иерархическую структуру, факторы формирования регионального туристского кластера Калининградской области, оценить его современное состояние и дать прогноз развития.

Объект исследования — региональный туристский кластер Калининградской области.

Предмет исследования — пространственные закономерности формирования и функционирования регионального туристского кластера.

Теоретическая и методологическая база исследования.

В ходе подготовки диссертации учитывались отечественные разработки теоретических основ территориальной производственной организации (Э. Б. Алаев, В. И. Азар, Ю. Г. Саушкин, А. А. Ткаченко, Э.Л. Файбусович) — традиционные для региональной науки подходы к пространственным исследованиям социально-экономических систем (Н. Н. Колосовский, Н. Н. Баранский) — методологические концепции (В. С. Преображенский, Н. С. Мироненко, И. Т. Твердохлебов, Ю. А. Веденин, Д. В. Николаенко, И. В. Зорин, Е. А. Кот-ляров, М. А. Абрамов, Э. М. Эльдаров, С. Р. Ердавлетов, И. И. Пирожник, А. Ю. Александрова, А. И. Зырянов, Е. Г. Кропинова, Л. Ю. Мажар, Л. Бенса-эль, И. Самсон, К. Ганн, Ф. Веллас, Л. Вечерел, Д. Ионидес, А. Макиавелли).

Важное значение имели теория кластеров и другие подходы к развитию территорий (М. Портер, А. Маршал, А. Мальмберг, С. Шамански, Д. Майлат, Д. Вассерот, А. Вебер, Т. Хагерстранд, Ж. Фридман, Ф. Перу, Д. Дарвент, С. Лонгти, К. Инман, М. Энрайт, С. Розенфильд). Применением кластерной концепции к области туризма занимались М. Монфорд, М. Бени, А. Родригес,.

С. Нордин, Т. Альтенбург, В. Гиллегранд, С. Стамер и С. Смит, Д. Рушман, С. Соколенко.

Основные методы исследования: картографический, типологии и ранжирования, зонирования, сравнительно-географический, описательный, математический анализ (кластерный, статистический анализ, балльная оценка, интегрированных показателей, построение матрицы), экспертной оценки, социологический (фокус-групп с участниками туристического бизнеса и представителями координирующих институтов).

Информационная база исследования: статистические данные Федеральной службы госстатистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, Федерального агентства по туризму РФ, Отдела туризма Министерства промышленности Правительства Калининградской области, научные публикации, туристические справочники, средства массовой информации, источники сети Интернет.

Научная новизна.

1. Уточнено понятие «региональный туристский кластер», под которым понимается форма пространственной организации туризма, представленная совокупностью предприятий сферы туристского обслуживания и сопряженных отраслей, объединенных горизонтальными связями, синергия которых приводит к повышению эффективности функционирования совокупности в целом и ее отдельных предприятий, возникновению эффекта инновационности, способствует усилению внутрии межрегионального разделения труда.

2. Выявлена функциональная структура регионального туристского кластера (институциональная среда, инновационная среда, среда производства турпродукта) и его компонентная структура (хозяйствующие субъекты в сфере туризма, сопряженные отрасли и вспомогательные учреждения). Определены факторы, влияющие на формирование кластера (ресурсные и деятельностные) и факторы, лимитирующие его развитие (экономические, географические (включая геоэкологические), институциональные, социальные, инфраструктурные).

3. Разработана и применена специальная методика изучения процесса формирования регионального туристского кластера на основе балльной оценки по совокупности признаков: географических (включая геоэкологические), экономических, социальных, институциональных, инфраструктурных, идентификации кластера и его особенностей, типологии по генетическим признакам (пре-кластер, зарождающийся, развивающийся, зрелый, угасающий). Апробация методики проведена на территории Калининградской области.

4. Установлены закономерности формирования регионального туристского кластера, как совокупности внутрирегиональных туристских кластеров (узлов), связанных в общую сеть взаимодополняющими видами деятельности. Наиболее развитый центральный узел связующее звено в общей сети, выполняет координирующую и объединяющую функцию, характеризуется высоким уровнем развития инфраструктуры, сосредоточением научно-исследовательских институтов и финансовых организаций. На периферии узлы, по сравнению с центром, обладают наиболее выраженным и привлекательным туристским потенциалом.

5. Предложена и применена авторская методика зонирования регионального туристского кластера. Зонирование выполняется с помощью составления и анализа матрицы туристских маршрутов, отражает уровень взаимодействия между внутрирегиональными туристскими кластерами, динамику их формирования и развития: активная зона, зона роста, зона развития и пассивная зона. Прогноз дальнейшего развития регионального туристского кластера целесообразно увязывать с появлением новых внутрирегиональных кластеров и их интеграцией в состав регионального туристского кластера: зона первой, второй и третьей очереди освоения. В зависимости от региональных особенностей, таких зон может быть больше.

6. Определена иерархическая структура туристского кластера: микроуровень (внутрирегиональный туристский кластер), мезоуровень (региональный туристский кластер), макроуровнь (межрегиональный, трасграничный туристский кластер).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «региональный туристский кластер», его функциональная структура, компоненты, факторы формирования и факторы, лимитирующие развитие.

2. На основе предложенной авторской методики региональный туристский кластер Калининградской области идентифицирован и классифицирован как существующий, динамично развивающийся.

3. Выделены существующие и потенциальные внутрирегиональные туристские кластеры Калининградской области. Существующие кластеры классифицированы по генетическим признакам на основе оценки характера внутренних связей: развивающиеся (Калининградский, Светлогорский), зарождающиеся (Янтарный, Куршская коса, Черняховский), пре-кластеры (Пионерский и Балтийский).

4. Установлены закономерности формирования регионального туристского кластера Калининградской области. Наибольшее развитие получил центральный узел внутрирегиональный туристский кластер Калининградский, а также периферия, которая имеет наиболее выраженный и привлекательный туристский потенциал по сравнению с центром (внутрирегиональные туристские кластеры Приморской зоны, Куршской косы, Черняховский).

5. Проведено зонирование регионального туристского кластера Калининградской области. Выделена активная зона (внутрирегиональные кластеры: Калининградский, Светлогорский, Зеленоградский, Пионерский Куршской косы), зона роста (внутрирегиональные кластеры Балтийский, Янтарный), зона развития (внутрирегиональный кластер Черняховский) и пассивная зона (территории, не входящие в состав регионального туристского кластера на современном этапе). Прогноз дальнейшего развития регионального туристского кластера Калининградской области, связан с появлением новых внутрирегиональных кластеров на неиспользуемых территориях Приморской зоны — зона первой очереди освоения, Куршского и Калининградского заливов — зона второй очереди освоения, внутренних периферийных районах области (восточная и юго-восточная часть области) зона третьей очереди освоения.

6. Определена иерархическая структура регионального туристского кластера Калининградской области (микроуровень — внутрирегиональные туристские кластерымезоуровень — региональный туристский кластер Калининградской области) и его место на макроуровне (интеграция в формирующийся туристский кластер российского Северо-Запада и трансграничный международный туристский кластер Юго-Восточной Балтики).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов региональными и федеральными органами власти, консультационными и инвестиционными компаниями, научными организациями при создании программ развития территории разного уровня. Кластерная концепция развития туризма в Калининградской области может быть выбрана в качестве приоритетного направления развития данной сферы в регионе, что позволит повысить конкурентоспособность Калининградской области, как туристского центра, на национальном и международном уровне.

Выявленная форма пространственной организации туризма позволяет планировать и прогнозировать развитие данной отрасли в рамках региональной социально-экономической системы Калининградской области с учетом устойчивого развития территории, поможет решить проблемы трудовых ресурсов, приведет к улучшению демографической ситуации и повышению социально-экономических показателей в целом.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс при чтении автором специализированных курсов для гидов-экскурсоводов, организованных Отделом туризма Правительства Калининградской области, и дисциплин федерального и регионального компонента на факультете сервиса Российского государственного университета имени И. Канта («География туризма», «Организационные аспекты развития туризма»).

Апробация и публикации. Основные положения диссертации были использованы при разработке и реализации Стратегии сохранения культурного и природного наследия зоны Куршского и Вислинского заливов на 2009;2018 гг. Результаты работы были изложены на региональных и международных практических конференциях «Курорты Балтийского побережья: прошлое, настоящее, будущее» (Зеленоградск, 2008), «Образование в интересах устойчивого развития» (РГУ им. Канта, 2009), «Приморский культурный ландшафт» (Исто-рико-художественный музей, Калининград, 2009), «Развитие совместной стратегии ревитализации для управления приморским культурным наследием территорий Куршского и Вислинского заливов» (РГУ им. Канта, 2009), Международный туристический семинар VII (Калининград 2009), «Подведение итогов туристического сезона 2009 года и планирование основных направлений развития въездного и внутреннего туризма на период до 2014 года» (Светлогорск, 2010), «Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития» (Ростов-на-Дону, май 2010).

Результаты исследования опубликованы в 9 научных статьях общим объемом 4,7 п.л. (личный вклад автора 3,7 п.л.) Среди них 2 публикации в изданиях из перечня ВАК.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, библиографического списка из 174 источников и 9 приложений. Основной текст изложен на 141 странице, содержит 26 рисунков и 30 таблиц.

1. Абрамов М. А. География сервиса. М: Мысль, 1985. 235 с.

2. Абрамов М. А. Производство и сфера обслуживания. М: Мысль, 1977. 236 с.

3. Азар В. И. Экономика и организация туризма. М.: Профиздат, 1993. 214 с.

4. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. 350 с.

5. Александрова А. Ю. География мировой индустрии туризма. М.: Изд-во МГУ, 1998. 400 с.

6. Алексеев А. И., Ковалев С. А., Ткаченко A.A. География сферы обслуживания: основные понятия и методы. Тверь, 1991. 173 с.

7. Алексеев А. И., Мироненко Н. С. Территориальная организация и интеграция в мировое хозяйство России на рубеже веков // Известия АН/ Сер. Геогр. 2000. № 8.

8. Амирханов М. М., Татаринов A.A. Экономические проблемы развития рекреационных районов. М.: Экономика, 1997. 142 с.

9. Арманд А. Д. Саморегулирование и самоорганизация географических систем. М.: Наука, 1988. 256 с.

10. Бандман М. К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. Новосибирск, 1980. 77 с.

11. Баранский H.H. Избранные труды. Научные принципы географии. М.: Мысль, 1980. 239 с.

12. Баранский H.H. Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана. M.-JL, 1955.294 с.

13. Бильчак B.C. Региональное развитие в условиях рыночных структур. СПб.: Изд-во СПУЭФ, 1993. 306 с.

14. Бугаев В. К. Социально-экономическая регионалистика: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «ВВМ», 2007. 263 с.

15. Вебер А. Теория размещения промышленности. JL, 1926. 380 с.

16. Веденин Ю. А. Рекреационные ресурсы СССР: Проблемы рационального использования. М.: Наука, 1990.168 с.

17. Владимиров О. В. В России нет регионов непригодных для туризма // Российская газета. 16 марта 2006.

18. Волкова И. И., Корнеевец В. С., Федоров Г. М. Вислинская (Балтийская) коса: потенциал возможностей. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.71 с.

19. ГезгалаЯ. Туризм в народном хозяйстве. М.: Прогресс, 1974. 212 с.

20. География международного туризма: Зарубежные страны: Учеб. Пособие/ под. ред. Л. М. Гайдукевич, С. А. Хомич, В. А. Клицунова. Минск: Аверсэв 2003. 304 с.

21. География туризма: учебник / кол. авторовпод ред. А. Ю. Александровой. М.: Кнорус, 2008, стр. 70.

22. Геоэкологические основы территориального проектирования и планирования/ Под. ред. Преображенского В. С. И Александровой Т. Д. М.: Наука, 1989. 144 с.

23. Геоэкология: Учебное пособие/ Егоренков Л. И, Кочуров Б. И.М.: Финансы и статистика, 2005. 320 с.

24. Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002—2006 гг. // Российская газета. 2002. 12 июня.

25. Гранберг А. Г. Современная ситуация в региональном экономическом развитии и региональной политике России // Российские регионы и Центр: взаимодействие в экономическом пространстве / Под ред. Ю. Г. Липеца. М.: ИГ РАН, 2000. С. 28—45.

26. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.

27. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. М.: Нолидж, 1996. 312 с.

28. Дудов А. Российские курорты в условиях становления рыночных отношений// Российская экономическая жизнь. 1994. № 8. С. 105—108.

29. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2002. 200 с.

30. Зимоглядова В. В., Кропинова Е. Г. Туризм // Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 г. Калининград, 2003. С. 72—75.

31. Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2001. 368 с.

32. Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М.: Едиториал УРСС, 2003.264 с.

33. Зырянов А. И. Регион: пространственные отношения природы и общества/ А. И. ЗыряновГОУ ВПО «Пермский государственный университет». Пермь, 2006. З72.с.

34. Кабушкин Н. И. Государственное регулирование туристической деятельности в РФ. Минск: БГЭУ, 2002. 614 с.

35. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Минск.: Новое изд-во, 2001. 432 с.

36. Калининградская область в цифрах / Облкомстат. Калининград, 2002. 124 с.

37. Калининградская область в цифрах / Облкомстат. Калининград, 2009. 124 с.

38. Калининградский эксклав: оценка условий и результатов развития / Ин-т экономики РАН. М.: 1999.156 с.

39. Карпова И. Как будет развиваться российский бизнес гостеприимства// Российская газета. 16 марта 2006.

40. Кашина И. Ю., Нефедова И. Б. Методические аспекты исследования Территориальной организации рекреации// Вестник МГУ. Сер. 5. География. 1995. № 3. С. 31—35.

41. Квартальное, В. А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999.490 с.

42. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.

43. Клемешев А. П., Люейер П. Н., Федоров Г. М. Управление региональным развитием. Калининград, 1999. 243 с.

44. Ко л осовский H.H. Теория экономического районирования. М., 1958. 353 с.

45. Колотиевский A.M. Вопросы теории и методики экономического районирования. Рига: Зинатне, 1967. 268 с.

46. Концепция развития курортно-туристического и рекреационного комплекса Калининградской области // Калинингр. ун-т. Калининград, 1993.152 с.

47. Котляров Е. А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. М.: Мысль, 1978. 236 с.

48. Краснов Е. В., Блажчипшни Е. И., Шкицкий B.C. Экология Калининградской области. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 188 с.

49. Кропинова Е. Г., Митрофанова А. В., Регионально-географический подход к понятию «туристско-рекреационный кластер» / Вестник Российского государственного университета им. И.Канта. 2009. № 1. С. 70−75.

50. Кропинова Е. Г. Регионально-экономический анализ формирования территориальных рекреационных систем. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 237 с.

51. Кропинова Е. Г. Эколого-географический анализ территориальных рекреационных систем Калининградской области и перспективы их развития: Авто-реф. дис. канд. геогр. наук. Калининград, 1997. 24 с.

52. Кусков А. С., Голубева В. А., Одинцов Т. И. Рекреационная география. М.: Изд во Флинта, 2005. 493 с.

53. Леш А. Географическое размещение хозяйства. М., 1959. 321 с.

54. Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992. 428 с.

55. Лис Л. С. Анализ пространственной структуры природных и техногенных элементов территории административных районов/ Л. С. Лис// Вестник БГУ. Сер. 2. 2005. № 3. с.77−82.

56. Литовка О. П. Проблемы пространственного развития урбанизации. Л.: Наука, 1976. 301 с.

57. Мажар Л. Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы: Монография / Л. Ю. Мажар. Смоленск: Универсум, 2008. 212 с.

58. Международный туризм, экономика и география./Под ред. С. А. Щербаковой. М.: Финансы и статистика, 2007. 144 с.

59. Международная энциклопедия туризма, отдыха и развлечений. Т. 2. М., 1998.

60. Менеджмент территории: стратегия развития района рекреационного типа. / Под ред. В. Ивановой, Т. Безденежных, Ю. Гузова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 180 с.

61. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. 288 с.

62. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. 272 с.

63. Мересте У. И., Ныммик С. Я. Современная география: вопросы теории. М.: Мысль, 1984. 304 с.

64. Мироненко НС, Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М.: Изд-во МГУ, 1981.207 с.

65. Мироненко Н. С., Эльдаров Э. М. Гуманитарные аспекты исследования рекреационных систем // Вест. МГУ. Сер. 5. Геогр. 1998. № 1.

66. Митрофанова А. В. Формирование туристско-рекреационного кластера «Светлогорск-Отрадное"//Регион сотрудничества. 2009. Вып. 2 (54). С. 91−100.

67. Митрофанова А. В. Формирование регионального туристского кластера Калининградской области // Вестник Института Балтийского региона. 2009. № 2. С. 37−40.

68. Николаенко Д. В. Рекреационная география. Киев: Владос, 2003. 228 с.

69. О деятельности туристских фирм в Калининградской области в 2009 году II Обл. комитет гос. статистики. Калининград, 2008.

70. Орлов A.C. Социология рекреации. М.: Наука, 1995. 148 с.

71. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000. 208 с.

72. Пилясов А. Н. Рецензия на работу И. В. Пилипенко. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы.//Известия русского географического общества. 2008. Том 6. Выпуск 3. С.81−86.

73. Пирогов В. В., Жданов В. П., Федоров Г. М. Калининградская область: видение и перспективы развития // Вопросы экономики. 2001. № 1. С. 87- 95.

74. Пирожник И. И. Структурно-функциональные особенности рекреационного пространства и формирование туристского продукта Беларуси. Туризм и региональное развитие: сборник научных статей. Вып. 5. Смоленск: Универсум, 2008. С. 124−136.

75. Преображенский B.C. (ред.). Теоретические основы рекреационной географии. М.: Наука, 1975. 224 с.

76. Пустовгаров В. И., Федоров В. И. Приморская зона: Экономико-демографические аспекты пространственного планирования: Монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2005.195 с.

77. Регионоведение: учебник для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, С. С. Шишов, P.A. ИсляевПод ред. Проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. 424 с.

78. Рекреационные системы / Под ред. Н. С. Мироненко, М. В. Бочварова. М.: Изд-во МГУ, 1986. 130 с.

79. Рекреационный комплекс Калининградской области: К разработке программы развития / Калининград: Изд. Балт. науч. центр. Калининград, 1993.155 с.

80. Руководство по формированию курортно-рекреационных систем. М.: Стройиздат, 1984. 325 с.

81. Саушкин Ю. Г.

Введение

в экономическую географию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. 298 с.

82. Соколенко С. Производственные системы глобализации: Сети. Альянсы. Партнерство. Кластеры. Киев.: Изд-во Логос, 2002 646 с.

83. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 г. Калининград.: Изд. Дом «Европа», 2003. 98 с.

84. Теоретические основы рекреационной географии / И. П. Герасимов, В. С. Преображенский, А. С. Абрамов и др. под ред. В. С. Преображенского. М.: Наука, 1975. 224 с.

85. Ткаченко А. А., Файбусович Э. Л. Территориальная организация общий предмет исследования географии и регионологии // Регионология. 1994. № 4. стр. 160−167.

86. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон // Российская газета. 1996. № 231.

87. Федоров Г. М., Зверев ЮМ., Корнеевец ВС. Российский эксклав на Балтике. Калининград: Изд-во КГУ, 1997. 311 с.

88. Федоров Г. М., Зверев Ю. М., Корнеевец B.C. Россия на Балтике: 1990;2007 годы. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. 224 с.

89. Хаггет П. Пространственная диффузия — путь к слиянию районов // География: синтез современных знаний. М: Прогресс, 1979. с. 340—366.

90. Шаститко А. Е. Кластеры как форма пространственной организации экономической деятельности: теория вопроса и эмпирические наблюдения // Балтийский регион. 2009. № 2. С. 7—25.

91. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. Монография./Ред.-сост. Е. Ю. Дедовских, Н. В. Моралева, А. В. Дроздов. Тула, 2002.

92. Экономическая и социальная география: основы науки: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. 400 с.

93. Энциклопедия туриста/Под. ред. Т. Тамм. М.: Большая советская энциклопедия, 1993. 607 с.

94. Altenburg Т., Gillegrand W. & Stamer J.M. Building system competitiveness. Berlin.: German Development Institute GDI, 1998. 403 p.

95. Asheim В., Isaksen A. Regional Innovation Systems: The Integration of Local «Sticky» and Global «Ubiquitous Knowledge». Journal of Technology Transfer. 2002. № 27. P.36−57.

96. Beni M. C. Globazacao do turismo: megatendencias do setor e a realidade bra-sileira. Sao Paolo: Aleph, 2003. 280 p.

97. Bensahel L., Ditter J-G., Donsimoni M, Kropinova E., Tatarinov A., Tschuykin A. Market services and tourism: trends, perspectives and strategies // Grobal development plan for the Kaliningrad Oblast. GrenobleKaliningrad: Tacis-PROMETEE-2, 1998.

98. Bergman E. M., Feser E. J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications. Regional Research Institute, West Virginia University, 1999. 345 p.

99. Clark G. L., Feldman M. P., Gertler M. S. The Oxford Handbookof Economic Geography, Oxford.: Oxford University Press, 2000. 276 p.

100. Courlet C, Samson I. The tipology of competitive advantage of regions/ Kaliningrad 2010. GrenobleKaliningradMoscow, 2000. 112 p.

101. Crouch G. I., Ritchie J. R. Tourism competitiveness and Societal Prosperity. Journal of Business Research. 1999. № 44. P.43−62.

102. Czamanski, S., Ablas, L. A. Identification of Industrial Clusters and Complexes Comparison of Methods and Findings //Urban Studies. 1979. vol. 16, no. 1 P. 6180.

103. Davies H., Ellis P. Porter’s Competitive Advantages of Nations: time for final judgement? Journal of management Studies. 2000. № 37. P. 16−30.

104. Enright M. J., Roberts B. N. Regional clustering in Australia. Australian Journal of Management. August 2001. Vol. 26. P.56−74.

105. Enright M. Survey on the Characterization of Regional Clusters, University of Hong Kong, 2000. 236 p.

106. Friedmann J. Regional Development Policy. BostonA Mass. Inst. Techn, 1966. 240 p.

107. Gunn C. A. Tourism planning. Washington.: Taylor and Francis, 1994. 442 p.

108. Gunn C. A. Vacationscape, Developing Tourist Areas. Washington.: Taylor and Francis, 1997. 398 p.

109. Hagerstrand T. Spatial diffusion as an Innovation Process. Lund, 1953. 356 p.

110. Hjalager A. M. Innovation patterns in sustainable tourism. Tourism Management. 1997. Vol. 18 № 1. P. 78−94.

111. Hjalager, A. M. Tourist Destinations and the Concept of Industrial Districts. Tourism and Hospitality Research .2000. 2 (3). P. 199−213 .

112. Inskeep E. Tourism Planning: An Integrated and Sustainable Development Approach. New York: VanNostrand Reinhold, 1991. 342 p.

113. Ionnides D., Debbage K. G. (eds) The Economic Geography of the Tourist Industry, a Supply-side Analysis. London.: Routledge. 1998. 295 p.

114. Kaczmarek S., Kaczmarek J. Tourism and spatial planning: a challenge for Geographers // Planning and environment in transforming Europe. 1993. 14—15 July. p. 95.

115. Kozak M, Rimmington M. Measuring tourist destination competitiveness conceptual considerations and empirical finding. Hospitality Management. 1999. № 18 P.24−40.

116. Krugmann P. Geography and Trade. Lenven University Press and MIT Press, 1996. 201 p.

117. Lemer M. and Haber S. Performance Factors of Small Tourism Ventures: The interface of Tourism, Entrepreneurship and the Environment. Journal of Business Venturing. 2000. № 16. P. 79−96.

118. Longhi C. Territory and Industrial Organization //Industrial Economics and Post Socialism in Russia (ed. Eric Brunat et Ivan Samson). Cahiers de I’Espace Europe, 1998. N 12. P. 14−38.

119. Lundgren J. O. J. The tourist frontier of Nouveau Quebec: functions and regional linkages // Tourist Review. 1982. V. 37. No. 2.

120. Machiavelli A. Tourist Destinations as integrated Systems. Tourism Review. 2001. Vol. 56, № y4. P. 35−52.

121. Marshall A. Principles of Economics. Eighth editionMacmillan Press Ltd. 1974. 731 p.

122. Mytelka L. E., Farinelli F. From local clusters to innovation systems. In: System of innovation and development: evidence from Brazil. Cheltenham, UK, Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 2004. P. 249−272.

123. Pechlaner H. A., Smeral E. B., Matzler K. C. Customer Value Management as a determinant of the competitive of Tourism Destinations. Tourism review. 2002. Vol. 57. № 4. P. 15−22.

124. Perroux F. 'Economie du XXeme siecle. Presses Universitaires de Grenoble, 1991,510 p.

125. Plog S. C. Leisure Travel: Making it a Growth Market. Again! N.Y.: Willey, 1991 302 p.

126. Porter M. E. Clusters and the New Economics of Competition. Harvard Business Review. Nov/Dec 1998. Vol. 76, Issue 6. P. 77−90.

127. Porter M. E., Bond G. C. The California Wine Cluster, Boston: Harvard Business School Publishing, 1999, revised October 2002.

128. Porter M. Competitive Advantage Agglomeratoin Economies and Regional Policy, Int-1 Regional Science Review. 1996 P. 85−90.

129. Porter M. E. The Competitive Advantages of Nations. New York: The Free Press. 1990. 896 p.

130. Rodrigues A.B. Turismo rural: praticas e perspectivas. Sao Paulo: Contexto. 2003.242 p.

131. Ruschmann D. V. M. Turismo e planejamento sustentavel: a protecao do meio ambeente (7th ed.). Campinas: Papirus. 2001. 120 p.

132. Smeral E. The impact of globalization on small and medium enterprises: new challenges for tourism policies in European countries // Tourism Management. 1998. Vol. 19.№ 4. p. 371−380.

133. Smith S. Tourism analysis. A handbook. New York/London: Longman, 1991.367 p.

134. Staber U. H., Schaefer N. V., Sharma B. Business Networks, Prospects for Regional Development. New York and Berlin, Walter de Gruyter, 1996.

135. Stamboulis Y., Skayannis P. Innovation strategies and technology for experience-based tourism. Tourism Management 2003. № 24.

136. Storper M. The regional World, territorial development in a global economy. New York and London: The Guilford Press. 1997.

137. Thuermer К. E. Companies and Regional Enhance Their Strengths by Building Clusters. Keller International Publishing. 2000.

138. Tinsley R., Lynch P. Small tourism Business networks and destination development. Hospitality Management. 2001. № 20.

139. Tourism Market Trends: World-2000. Madrid: WTO, 2001.

140. Vanhove N. Tourism Policy Between Competitiveness and Sustainability: The Case of Bruges. Tourism Review. 2002. Vol. 57. № 3.

141. Vellas F., Becherel L. The International Marketing of Travel and Tourism, A strategic Approach. Great Britain: MacMillan Press Ltd., 1999.

142. Vasserot J. Y., Maillat D. Economic and territorial Conditions for Indigenous Revival in Europe s Industrial Regions // High Technology Industry and Innovative environments, Andover: Routledge, 1988. P. 83−163.

143. Young I. Public-Private Sector Cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness, Annals of Tourism Research. 2002. Vol. 29. № 2.th.

144. Zacarelli S. B. Estrategia e sucesso nas empresas. (4 ed.). Sao Paulo: Saraiva. Электронные справочные ресурсы.

145. Интернет портал Агентства регионального экономического развития Калининградской области. {Ключевые факты о регионе. URL: http://www. Kali-ningrad-rda.org. /index.php?option=com. (дата обращения 2.02.2010).

146. Интернет портал администрации Светлогорского городского округа. Статистика Светлогорского района. URL: http://www.svetlogorsk-admin.ru/economics/stat/. (дата обращения 6.07.2009).

147. Интернет портал Правительства РФ. Аналитическая справка к проекту Концепции развития туризма в Российской Федерации. URL: http:// http://government.ru/gov/results/11 368. (дата обращения: 11.04.2008).

148. Интернет портал туристической компании «Правда». Туризм в Балтийском регионе. URL: http://www. balt-tourism.ru/kaliningrad.

149. Интернет портал «Город Канта». Тенденции развития регионального туризма в современных условиях. URL: http://tourism.gorodkanta.ru/index.php?type=501&newsid=1174. (дата обращения 11.05.2010).

150. Интернет портал туристической библиотеки «Всео туризме». Кусков A.C., Арсеньева Е. И. Современный экотуризм: основные концепции, направления и формы. URL: ht1p://tourlib.net/sta^J-ourism/kuskovecotourism.htm. (дата обращения 4.03.2010).

151. Интернет портал Правительства Калининградской области. Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007;2016 годы. URL: http://www.gov39.ru/index.php? =7019&Itemid=lll. (дата обращения 25.10.2009).

152. Интернет портал Правительства Калининградской области. Федеральная целевая программа «Развитие Калининградской области на период до 2010 г.». URL: http://www.gov39.ru/index.php?option=7019&Itemid=7690. (дата обращения 14.02.2009).

153. Интернет портал Отдела туризма Министерства промышленности Правительства Калининградской области. Информация о состоянии туристической сферы Калининградской области. URL: http://www.tourismkaliningrad.ru/department/figures (дата обращения 25.05.2010).

154. Интернет портал Федерального агентства по туризму РФ. Проекты создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа. URL: http://www. russiatourism.ru.

155. Интернет портал территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Основные социальные и экономические показатели. URL: http://users.gazinter.net/statistic39/pokazateli.htm. (дата обращения 26.04.2010).

156. Интернет портал Федеральной службы государственной статистики РФ. Центральная база статистических данных Федеральной службы госстатистики РФ. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi (дата обращения 15.06.2009).

157. Интернет портал информационно-правовой системы «Гарант». Программа развития туризма города Калининграда на период до 2020 года. URL: http://www.garant.ru/doc/23 865 490 (дата обращения 2.06.2008).

158. Интернет портал European Commission «Regional clusters in Europe». Observe of European SMes № 3, 2002. URL: http://ec.europa.eu/regionalpolicy/inno-vation/pdf71ibrary/regionalclusters.pdf (дата обращения 25.01.2010).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой