Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие предпринимательства на региональном потребительском рынке: на материалах Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Динамичность развития потребительского сектора, появление новых форм предпринимательства обусловливают выявление различных факторов, влияющих на эффективность хозяйственной деятельности. В работе приведена классификация условий, объединенных в пять групп: рыночные, внутренние, производственные, организационно-структурные и регулирующие. В зависимости от формы деятельности факторы были… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования и развития предпринимательства на региональном потребительском рынке
    • 1. 1. Особенности развития потребительского рынка как системообразующего фактора формирования предпринимательства в регионе
    • 1. 2. Условия эффективного развития предпринимательства на региональном потребительском рынке
    • 1. 3. Критерии и показатели оценки развития розничной торговли на потребительском рынке как специфического вида предпринимательской деятельности
  • Глава 2. Экономическая оценка современного развития предпринимательства на потребительском рынке Ставропольского края
    • 2. 1. Объективные условия развития предпринимательства на потребительском рынке в регионе
    • 2. 2. Оценка факторов, влияющих на эффективность ведения коммерческой деятельности
    • 2. 3. Моделирование развития предпринимательства на потребительском рынке
  • Ставропольского края
  • Глава 3. Основные направления повышения эффективности ведения предпринимательской деятельности на потребительском рынке региона
    • 3. 1. Прогноз развития регионального потребительского рынка
    • 3. 2. Перспективы развития и повышения эффективности ведения предпринимательской деятельности на региональном потребительском рынке
    • 3. 3. Совершенствование ведения коммерческой деятельности на основе создания регионального торгово-посреднического объединения

Развитие предпринимательства на региональном потребительском рынке: на материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Преобразования в рыночном секторе привлекли внимание к аспектам регионального экономического развития всей хозяйственной системы и расширения теоретических исследований в данной области. В структуре существующих проблем трансформационного характера важное место занимает функционирование территориальной системы рынков. Современная научная литература раскрывает множество концепций и теорий их формирования, однако в области региональных аспектов уделяется мало внимания проблемам организации и повышения эффективности отдельных локальных систем экономики.

Интеграция России в мировое рыночное хозяйство обусловлена формированием конкурентного потребительского сектора и развитием межхозяйственных связей на макроуровне. Потребительский рынок следует рассматривать как сферу предпринимательской деятельности, проявляющуюся в различных отраслях торговли на основе товарно-денежных и организационно-экономических отношений, формирующихся в процессе купли-продажи, с целью удовлетворения конечных нужд населения.

В мировом и российском опыте исследуемый сегмент рассматривается как целостный механизм, обеспечивающий непрерывный процесс по удовлетворению потребностей в товарах и услугах на определенной территории. Наука и передовая практика показали, что, учитывая масштабность и интенсивность развития региональной экономики, необходимо рассматривать потребительский рынок как составляющую продовольственного и непродовольственного секторов.

Таким образом, необходимость решения рассмотренного комплекса теоретических, методологических и методических проблем обусловливает актуальность диссертационного исследования. Быстрый рост различных организационных структур, неэффективность межрегиональных связей, низкий уровень инфраструктурного обеспечения и недостаточность разработанности проблемы на региональном уровне предопределили выбор темы и содержания исследования и послужили основанием определения цели и задач диссертационной работы.

Степень изученности проблемы. Методологические подходы и теоретические положения работы основаны на исследованиях зарубежных и отечественных специалистов в области предпринимательства и менеджмента. Среди зарубежных ученых, проводивших исследования в данной области, можно выделить С. Брю, Ф. Котлера, К. Макконела, И. Шумпетера, А. Смита, Г. Халькроу, Т. Такаямы и др.

В России вопросам формирования потребительского сектора и развития предпринимательства посвящены исследования И. К. Беляевского, В. В. Бирюкова, В. И. Дергаусова, Д. Ф. Вермеля, В. А. Грачева, С. С. Ильина, О. В. Матвеевой, М. А. Николаевой, А. С. Новоселова, К. И. Плужникова, Б. А. Райзберга, В. Я. Узуна и др.

На региональном уровне данная проблема рассматривалась в научных разработках ведущих отечественных ученых-экономистов: П. В. Акинина, Ю. Г. Бинатова, А. В. Гладилина, С. М. Горлова, Ч. Б. Ионова, Л. И. Кардановой, В. В. Кузнецова, В. Н. Овчинникова, В. Н. Попова, Л. И. Ушвицкого и др.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Диссертация выполнена в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство и соответствует п. 10.1 — «Развитие методологии и теории предпринимательстваразработка методики организации предпринимательской деятельности в различных формах предпринимательства» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (по экономическим наукам).

Целью данной научной работы является обоснование теоретических и методологических положений, направленных на организацию и развитие предпринимательской деятельности в регионе, и разработка практических рекомендаций по их реализации для формирования динамичного и конкурентного потребительского комплекса.

Для достижения намеченной цели сформулированы основные задачи исследования:

— развить и уточнить теоретические основы функционирования предпринимательства с учетом особенностей регионального потребительского рынка;

— выявить и систематизировать существенные факторы, определяющие специфику развития продовольственного и непродовольственного секторов;

— оценить реальное состояние потребительского комплекса, его динамику, структуру и рассчитать емкость;

— создать комплексную систему количественных и качественных показателей развития рынка для последующей оценки эффективности функционирования торговых предприятий;

— разработать рекомендации по дальнейшему развитию оптового продовольственного сектора в регионе, основанные на экономической оценке эффективности его функционирования;

— предложить организационно-структурную модель регионального торгово-посреднического объединения для конкурентного развития предпринимательства на макроуровне.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения субъектов предпринимательства, возникающие на региональном потребительском рынке.

Объектом исследования выступают производственные, перерабатывающие и сервисные предпринимательские структуры и их интегрированные формирования, обеспечивающие производство и сбыт продукции на региональном потребительском рынке.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских и зарубежных ученых-экономистов по проблемам развития предпринимательства, интеграции и кооперации хозяйств, перерабатывающих и торговых предприятий. В ходе исследования использовались общенаучные методы, такие как научная апробация, логический анализ, сравнительный анализ, экономико-математический, расчетно-конструктивный, монографический, а также экономико-статистический метод с его разнообразными приемами (экономические группировки, средние и относительные величины, экономическое сравнение, выборочное наблюдение).

В качестве информационной базы были использованы данные Федеральной службы статистики, материалы органов управления ЮФО, зарубежная статистика, а также личные наблюдения автора. В работе использовались данные Министерства экономического развития и торговли РФ, информационно-аналитического рейтингового агентства «Эксперт РА», выборочных исследований и экспертных оценок научных центров.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на совокупности концептуальных позиций автора, согласно которым приоритетными направлениями развития предпринимательства являются активизация деятельности производителей, повышение конкурентоспособности продукции, выявление и учет взаимосвязи между предпринимательскими рисками, специфики потребительского сектора, состояний и тенденций системы ценообразования и использования эконометрических, математических и альтернативно-сценарных методов.

Научная новизна исследования состоит в обосновании теоретических и методических положений, способствующих повышению эффективности предпринимательской деятельности на региональном потребительском рынке.

Составляющими элементами научного вклада и предметом защиты являются следующие теоретические и практические результаты:

— развиты и уточнены теоретические основы предпринимательства с учетом особенностей регионального потребительского рынка, состоящего из продовольственного и непродовольственного секторов, для удовлетворения нужд конечного потребителя;

— выявлены и систематизированы факторы, определяющие специфику развития потребительского рынка, при этом их индикаторы были сгруппированы по структурным, функциональным и ценовым параметрам для определения тенденций и динамики его развития;

— дана оценка реального состояния потребительского рынка Ставропольского края, на ее основе разработана комплексная система показателей количественных и качественных характеристик данного сектора, что позволило предложить методику расчета комплексной, интегрированной оценки эффективности функционирования предприятий торговли;

— разработаны рекомендации по совершенствованию оптового продовольственного рынка в регионе, основанные на экономической оценке эффективности его функционирования, а также предложена динамическая модель развития инфраструктурного комплекса данного рынка для альтернативно-сценарного прогнозирования;

— обоснована организационно-структурная модель регионального торгово-посреднического объединения для конкурентного развития предпринимательства.

Основные положения, выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Потребительский рынок специфичен, его особенности обусловлены высокой значимостью продовольственных и непродовольственных секторов в жизнеобеспечении населения и существованием объективных факторов, обеспечивающих непрерывность и бесперебойность его функционирования. Потребительские рынки довольно эффективно справляются с разными проблемами, в частности, с недостатком или перенасыщением товарами, легко адаптируются к проводимым реформам. Находясь в тесной взаимосвязи со всей системой рыночных отношений, они выступают необходимым условием функционирования хозяйствующих субъектов.

2. Процесс эффективного развития регионального потребительского рынка осуществляется под воздействием многообразных факторов, которые понимаются как условия, причины, параметры, показатели, оказывающие влияние, воздействие на экономический процесс и его результаты. Их разнообразие требует систематизации и классификации, что имеет большое значение для определения направлений эффективного и сбалансированного развития исследуемого сегмента. Данный подход позволяет глубже разобраться в причинах изменения исследуемых процессов, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании регионального потребительского рынка.

3. Существующую классификацию условий, влияющих на эффективное функционирование территориального продовольственного и непродовольственного секторов, необходимо не только дополнить, но и адаптировать к региональным особенностям, причем оценка их влияния должна производиться в комплексе, поскольку каждый из приведенных компонентов находится в тесной взаимосвязи. В контексте развития предпринимательской деятельности нами предлагается систематизировать их по группам: производственные, организационно-структурные, регулирующие, рыночные и внешние.

4. Потребительский рынок в регионе находится на стадии интенсивного развития, которая и определяет перспективы дальнейшего функционирования. Эффективность его формирования требует обоснования существующих проблем на основе системного подхода, предусматривающего построение целевых программ, включающих в себя общие теоретические принципы развития предпринимательской деятельности и основы математического моделирования. Наиболее важными условиями для построения адекватных результатов прогноза является учет комплекса экономических, организационных, политических и других факторов.

5. Проведенный анализ динамики основных социально-экономических показателей за период с 2000 по 2005 гг. убедил, что функционирование потребительского сектора происходит в условиях неопределенности, связанной с низким уровнем жизни населения и неразвитостью инфраструктурного комплекса, в связи с чем целесообразно провести расчет динамического ряда на ближайшие 3−4 года, что позволит выполнить сравнение прогнозных результатов с фактическими и определить приоритетные направления по совершенствованию рыночного механизма.

Прогнозирование развития продовольственного и непродовольственного рынков в регионе проводилось по следующим показателям: объем производства потребительских товаров, емкость рынка, реализационные цены на продукцию, индекс конъюнктуры. В качестве критериев отбора параметров были использованы объемы товарного предложения, получаемый эффект от ведения коммерческой деятельности и динамика отпускных цен.

6. В диссертации выявлена совокупность факторов, влияющих на потребительский сектор через набор специальных регулирующих механизмов. В условиях рыночной экономики преобладают факторы косвенного регулирования с использованием финансово-кредитных механизмов, ценовой, налоговой политики, которые складываются из рычагов и стимулов повышения эффективности и качества работы торговых предприятий. В работе предпочтение отдается экономическим методам — прямого и косвенного воздействия, которые основываются на безвозвратном финансировании расходов, связанных с использованием бюджетных и внебюджетных средств.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные методические подходы и предложенные направления создают научную основу по активизации потребительского рынка и оживлению предпринимательской деятельности субъектов РФ.

Выполненное диссертационное исследование содержит рекомендации по совершенствованию и развитию различных форм деятельности на региональном потребительском рынке, что имеет важное народнохозяйственное значение.

Разработанные в диссертации положения могут быть реализованы на практике хозяйствующими субъектами для оценки эффективности функционирования предприятий торговли и прогноза развития потребительского комплекса на макроуровне. Предлагаемая организационно-структурная модель регионального торгово-посреднического объединения позволит усилить конкурентные преимущества субъектов предпринимательской деятельности.

Сформулированные в работе предложения и рекомендации, связанные с созданием региональных интегрированных структур, носят универсальный характер и могут найти применение во многих регионах России.

Апробация результатов исследования. Основные результаты выполненного диссертационного исследования изложены и получили одобрение на Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь, образование, экономика» (Ярославль, 2004), Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Камского государственного политехнического института (Набережные Челны, 2005), научно-методических конференциях «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь, 2001;2006), а также на научно-методических семинарах экономического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета и Ставропольского государственного университета.

Публикации. По материалам исследований опубликована 21 работа, общим объемом 5,9 п.л., в том числе авторский вклад — 5,8 пл., из них 3 работы, объемом 1,4 п.л., опубликованы в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных перечнем ВАК.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 180 источников и приложений. Работа изложена на 149 страницах машинописного текста, содержит 18 таблиц, 20 рисунков и 4 приложения.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Развитие предпринимательства в современных условиях во многом зависит от состояния потребительского сектора, который за годы экономических реформ претерпел существенные изменения. Формирование конкурентоспособного рынка продовольственных и непродовольственных товаров является необходимым условием эффективного ведения торговой деятельности в регионе. В связи с чем в работе внимание уделено территориальным аспектам развития экономической системы, приведена классификация рыночных структур, обоснованы принципы и особенности функционирования потребительского комплекса. Определены структурообразующие элементы на основе целостности и организованности, уточнена характеристика рынка.

2. Динамичность развития потребительского сектора, появление новых форм предпринимательства обусловливают выявление различных факторов, влияющих на эффективность хозяйственной деятельности. В работе приведена классификация условий, объединенных в пять групп: рыночные, внутренние, производственные, организационно-структурные и регулирующие. В зависимости от формы деятельности факторы были разграничены по сферам влияния: производственной, среды обращения и потребления. Основными условиями, которые дестабилизируют развитие предпринимательства, являются: инфляционные процессы, отсутствие выгодных хозяйственных связей, ослабление позиций отечественных производителей на рынке, что обосновывает разработку направлений по совершенствованию ведения торговой деятельности в регионе.

3. Развитие предпринимательства в современных условиях хозяйствования обусловило необходимость применения новых методических подходов с позиций количественных и качественных признаков, характеризующих эффективность деятельности субъектов потребительского сектора. Разработана система показателей, включающих в себя оценку структуры, открытости, условий и возможности функционирования, ценовые параметры, масштаб и тип рынка, что позволило провести комплексный анализ развития предпринимательства на потребительском сегменте и выявить направления дальнейшего развития.

4. В работе обоснована методика оценки ведения коммерческой деятельности на основе показателей уровней эффективности. В качестве результатов использованы два критерия оптимальности функционирования торговли и затрат — элементов трудового процесса. На основе выбранных параметров был получен интегрирующий показатель эффективности ведения предпринимательской деятельности в регионе, который может быть использован и для оценки результата отдельно взятого торгового предприятия.

5. Проведенный анализ свидетельствует, что в крае есть все необходимые условия для результативности ведения предпринимательства, однако, негативные изменения, проявляющиеся в неэффективности межрегиональных связей, неналаженности каналов сбыта, требуют решения задач по оптимизации торгового процесса на основе совершенствования рыночной инфраструктуры. Для определения уровня развития обеспечивающего комплекса была проведена классификация исследуемых объектов обслуживающей системы, в результате чего выделено три группы с соответствующими характеристиками.

6. Основой разработки направлений по повышению эффективности ведения предпринимательской деятельности в регионе являются результаты среднесрочного прогнозирования. Расчет индекса конъюнктуры на перспективу, с целью обоснования целесообразности практической реализации мероприятий, показал, что среднее увеличение полученного значения составит 2,8% за 2005;2007 гг. В прогнозный период предполагается увеличение товарооборота более чем на 18%, и сложившаяся конъюнктура будет благоприятствовать для межрегиональных отношений, что скажется на значительном росте экспорта.

7. В настоящее время в регионе сформировались условия, в которых функционирует потребительский рынок продовольственных товаров.

Основным его содержанием является низкая управляемость со стороны государственных органов, преобладание саморегулирования, неразвитость инфраструктуры, что предопределяет его адаптацию к новым условиям хозяйствования на основе создания оптовой структуры. Положительный опыт использования такой системы имеется и в других экономически развитых регионах. Совершенствование оптовой структуры позволит интегрировать в единый процесс субъектов рынка с учетом их экономических интересов и эффективно использовать существующую и созданную инфраструктуру. Локальные оптовые структуры должны формироваться с учетом территориальной специфики, степени развитости транспортной сети и наличия квалифицированных трудовых ресурсов. Выполненные расчеты показывают, что ежегодные объемы составят в среднем за год 70 764,5 т., в том числе овощей и фруктов — 31 210,5 т, мяса и мясопродуктов — 26 513,3 т, значительно меньше места в доле продаж занимает мясо птицы — менее 31,5%.

8. Для повышения эффективности развития предпринимательства необходимо создать в регионе специализированную службу, которая обеспечит на основе коммерческих отношений связь хозяйствующих субъектов. Разработанный проект посреднического объединения представляет собой совокупность предприятий, интегрированных в единый логистический процесс, позволяющих повысить конкурентоспособность потребительских товаров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (по состоянию на 1 января 2004 г.) Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.40 с.
  2. О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002−2010 годы): Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65// http://www.ccc.ru/conference/
  3. Об утверждении положения о министерстве экономического развития и торговли Ставропольского края: Министерство экономического развития и торговли Ставропольского края от 15 июня 2001 г. № 333// http://www.stavinvest.ru/rus/min-pol.html
  4. JI.A. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики, 1997. — № 6. — С. 12−15.
  5. Д., Рязанова JI., Ушаков А., Поварова Е. Разработка прогнозов социально-экономического развития с использованием имитационной модели // Российский экономический журнал, 2000. № 2. — С. 72−79.
  6. В. Государственное регулирование в рыночной экономике // Экономист, 1996. № 5. — С. 22−31.
  7. И.Л., Герченков И. З. Маркетинг: Учебное пособие. М.: Интерпрессервис- Мисанта, 2003. — 397 с.
  8. Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ., под ред. Л. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. — 276 с.
  9. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003. 480 е.- илл.
  10. Басовский J1.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 260 с. (Серия «Высшее образование»).
  11. А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни // Экономист, 2003. № 8. — С. 23−27.
  12. О.Э., Иванова Н. Ю. Применение методов опросов покупателей в анализе и прогнозировании покупательского спроса // Вопросы статистики, 2000. № 10.- С. 28−33.
  13. К.Г. Оценка тенденций развития экспорта и импорта агропродовольственной продукции России со странами дальнего зарубежья // Вопросы статистики, 2001. № 11. — С. 24−28.
  14. А.С. Инфляционные процессы на потребительском рынке Нижегородской области в 1999 году // Вопросы статистики, 2000. -№ 7, -с. 55−61.
  15. С.Н. К вопросу о методике оценки региональной внешнеэкономической деятельности // Вопросы статистики, 2002. -№ 11.- С. 65−67.
  16. В.И., Игнатова В. Г., Кетова Н. Г. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва, Ростов-н/Д., 2000. — 488 с.
  17. Варухина J1.B. Интеграция информационных ресурсов в формирование системы показателей социально-экономического развития Московской области в Мособлкомстате // Вопросы статистики, 2001. № 6. — С. 39.
  18. Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, учет, методология: Учеб. пособие для втузов. 2-е изд., стер. — М.: Высшая школа, 2001. — 208 е.- илл.
  19. А., Смирнов А. Инвестиционная политика: нашим методам государственного регулирования отдать предпочтения // Российский экономический журнал, 2000. № 11. — с. 3−10.
  20. А., Смирнов А. Монетарные или структурные методы государственного регулирования // Российский экономический журнал, 2001, — № 11.- С. 3−10.
  21. А.Г. Актуальные проблемы демографической политики // Вопросы статистики, 2001. № 6. — С. 8−10.
  22. К.К. Динамика относительных цен. Статистическое исследование // Вопросы экономики, 2003. № 3. — С. 55−58.
  23. А. Развитие региональных информационных систем // Международный экономический журнал, 2001.-№ 11, — С. 4−5.
  24. Н. Регулирование развития крупных городских промышленных центров: использование новых организационно-хозяйственных форм // Российский экономический журнал, 2000. № 3. — С. 44−52.
  25. С. Об очередной среднесрочной программе и не только о ней // Российский экономический журнал, 2003. № 3.
  26. О.В., Охрименко С. А. Введение в информационный бизнес. М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 240.
  27. Горелова B. JL, Мельникова Е. Н. Основы прогнозирования систем: Учеб. пособие для инж.-экон. спец. вузов. М.: Высшая, школа, 1986.
  28. Горбачева T. J1. Результаты внедрения и перспективы квартальных обследований населения по проблемам занятости // Вопросы статистики, 2000. № 7. — С. 3−7.
  29. А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства // Экономист, 1998. № 6. — С. 90−94.
  30. И.П., Иванова О. А. Некоторые проблемы учета сезонного фактора при построении индексов потребительских цен // Вопросы статистики, 2000. № 10. — С. 24−28.
  31. А., Зайцева Ю. Производство и использование ВВП // Российский экономический журнал, 2002. № 11. — С. 48−71.
  32. А., Зайцева Ю. Перераспределение ВРП в системе регион -страна мир // Российский экономический журнал, 2003. — № 1. — С. 39.
  33. Г. В. и др. Управление региональной экономикой/ Г. В. Гутман, С.В. Федин/ Под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001. -176 с.
  34. Н. Регулирование развития городских промышленных центров: использование новых организационно-хозяйственных форм // Российский экономический журнал, 2000. № 3. — С. 44−50.
  35. Е.А. Валовой региональный продукт Магаданской области // Вопросы статистики, 2002. № 11. — С. 42−53.
  36. В.И. К вопросу о понятии «регион» // Вопросы статистики, 2001.- № 6.- С. 30−32.
  37. В. Основные направления регулирования продовольственного рынка // Экономист, 2000. № 1. — С. 78−82.
  38. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель/ Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- под общ. ред. Б. Лисовина и В. Лукашевича. -М., 1996.- 496 с.
  39. А. Продовольственная безопасность страны: угроза и факторы нейтрализации // Российский экономический журнал, 2003. № 6. — С. 27−42.
  40. Н.А., Жеребин В. М. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения. // Вопросы статистики, 2001. № 6. — С. 3−10.
  41. О.В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. — 528 с.
  42. В.А. Инфраструктура при социализме // Вопросы экономики, 1977. № 2.
  43. A.M., Шиллер Ф. Ф. Статистический метод оценки влияния поведения населения на изменение социально-экономической ситуации // Вопросы статистики, 2001. № 11. — С. 42−45.
  44. В.М., Ермакова Н. А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни // Вопросы экономики, 2001. № 6. — С. 30- 45.
  45. Т.Е. Уровень жизни Тамбовской области // Вопросы статистики, 2001.- № 6. С. 20−25.
  46. Е.В., Проживина Н. Н. Исследование ценовой эластичности потребительского спроса на продовольствие с применением теста Чоу // Вопросы статистики, 2000. № 7. — С. 41−50.
  47. Е.В., Баканач О. В. Нестабильность сельскохозяйственного производства как фактор угрозы продовольственной безопасности в регионе // Вопросы статистики, 2002. № 2. — С. 64−68.
  48. В.М., Степанова Л. В. Потребительский рынок товаров Тамбовской области в 1999 году // Вопросы статистики, 2000. № 10. -С. 35−43.
  49. И. Факторный анализ. М., 1980. — С. 62−70.
  50. Л.А. Инфраструктура товарного рынка. М.: Издательство ПРИОР, 2001.-256 с.
  51. Л., Хасаев Г. К применению автоматизированных средств прогнозирования регионального развития // Российский экономический журнал, 2000. № 2. — С. 79−78.
  52. Н. Спрос: анализ и управление / Под ред. И. К. Белявского. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  53. С., Маркенков Н. Основы экономики. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-972 с.
  54. Т., Корнилева С. О валовом региональном продукте Камчатской области // Вопросы статистики, 2000. № 7. — С. 53−55.
  55. С. Важное направление совершенствования инфраструктуры экономики образование макрологистических платформ // Российский экономический журнал, 2003. — № 9. — С. 91.
  56. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  57. Е.А., Харькова Т. Л. Международное обследование семьи // Вопросы статистики, 2002. № 11.- С. 21−30.
  58. Г. Экономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия // Российский экономический журнал, 2001. № 11. С. 63−69.
  59. Н.К., Шмелев В. Б. Республика Карелия: уровень и масштабы бедности населения // Вопросы статистики, 2001. № 6. — С. 10−16.
  60. А.Ю., Мхитарян B.C., Шишов В. Ф. Статистические функции MS Excel в экономико-статистических расчетах: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. проф. B.C. Мхитаряна. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. — 231 с.
  61. М.П. Экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей России в условиях рынка // Вопросы статистики, 2000.- № 10. С. 59−68.
  62. И. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуществления // Экономист, 1998. № 1. — С. 25−32.
  63. В.А. Математическая экономика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.-240 с.
  64. Л.Ю. Статистика трехсекторной экономики // Вопросы статистики, 2000. № 7. — С. 86−88.
  65. Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 356 е.- илл. — Паралл. тит. англ.
  66. .Х. Совершенствование регионального планирования в районах Севера СССР. М., 1982.
  67. В.Е., Сивелькин В. А., Мхитарян В. А. Исследование зависимостей макроэкономических показателей региона // Вопросы статистики, 2001.-№ 9. С. 16−20.
  68. Липе фон П. Экономическая статистика. Штудгарт, ФСУ ФРГ, 1995. -Т. 1.-620 с.
  69. Ф. М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Междунар. отношения, 1993.-264 с.
  70. В.В. Межотраслевая экономика.: Пер. с англ. М.: Экономика, 1997.
  71. Р. Рынок потребительских товаров России // Экономист, 1993. -№ 4.- С. 23−33.
  72. Т.П., Мясоедов Л. В., Грамотенко Т. А. Бизнес-план: Учебно-практическое пособие. М.: «Книга-сервис», 2003. — 96 с.
  73. К.Р., Брю С.А. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. Баку: Азербайджан, 1992. — Т. 1. — С. 61.
  74. В.О. О закономерностях становления рынка // Вопросы экономики. 1993. — № 3.
  75. Ю.К. Изменение цен производителей по инвестициям в основной капитал в Чувашской Республике // Вопросы статистики, 2000. № 7. -С. 51−53.
  76. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2, 6. — 4.1.
  77. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 49. — С. 102.
  78. Ю.К., Лукина М. А. Потребительская кооперация, ее роль и место в развитии экономики Чувашской Республике // Вопросы статистики, 2000.- № 10.-С. 33−35.I
  79. А.С., Новоселов А. С. Управление экономикой региона. -Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
  80. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России.-М.: Наука, 1995. С. 221.
  81. М. Формирование экономической политики на региональном уровне // Вопросы экономики, 1999. № 9. — С. 80−88.
  82. Н.П. Политическая регионалистика: Учебник. М.: Гардарики, 2002.- 176 с.
  83. М.Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие: в 3 кн. Книга 3: Система управления организации. М.: Омега-Л, 2003.-464 с.
  84. В., Фролов В. // Формы агропромышленной интеграции. Экономист, 1998. № 4. — С. 89−90.
  85. Михевич. Многофункциональность сельского хозяйства и ее влияние на процесс либерализации мировой торговли // Вопросы экономики, 2003. -№ 3.- С. 117−128.
  86. А. О стратегии государственного регулирования экономики // Экономист, 1998. № 10. — С. 18−29.
  87. И.В., Кутепов Г. К. Региональный аграрно-промышленный комплекс: социально-экономические проблемы: теория и практика. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — 196 с.
  88. А.С. Теория региональных рынков: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 448 с.
  89. А.С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики / Отв. ред. В. В. Кулешов. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 364 с.
  90. А.П. «Правовое регулирование товарного рынка». М.: Сирин, 2002.-216 с.
  91. П.Я. Статистика: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-328 с.
  92. А.В. Рынок товаров народного потребления: социально-экономический аспект.-М.: Знание. 1998.-С.15.
  93. Е.В. Проблемы становления и развития рыночной инфраструктуры в условиях переходного периода. М., 1998.
  94. А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Ось-89», 2003. — 96 с.
  95. П.В., Соломатин А. Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2001. — С. 220 (серия «Высшее образование»).
  96. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: «Ось-89», 1996.
  97. С.И. Демографические проблемы трудового потенциала/ С. И. Пирожков. Киев: Наук. Думка, 1992. — 132 с.
  98. . Условия восстановления государственного регулирования экономики // Экономист, 1998. № 6. — С. 14−24.
  99. В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. М.: Юристъ, 2002. — 456 с.
  100. В.В. Прогнозирование мирового товарного рынка / В. В. Поляков. М.: Экзамен, 2002. — 288 с.
  101. А. Феномен «Новой экономики» и функции государства // Российский экономический журнал, 2002, № 9. — С. 63−73.
  102. В.А. Управления отраслями инфраструктуры в системе региона: Межвуз. сб. Л., 1980.
  103. Н.М. Формирование рынка в переходной экономике. М., 1999. -С. 168.
  104. В. Социальная политика: Какая модель распределения доходов нужна России? // Международный экономический журнал, 2002. № 8. -С. 38−45.
  105. Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2001. — 288 с.
  106. В.Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика: Учебник. М.: Юристъ, 2001. — 461 с.
  107. П., Вильям Д., Нордхаусен. Экономика. Пер. с англ. М.: «БИНОМ». Лаборатория Базовых Знаний, — 1997. — 800 е.- илл. — С. 67.
  108. П. Экономика. Ч. 1,2. Пер с англ. М.: Прогресс, 1992.
  109. М.В. Экономическая безопасность и инвестиции как факторы роста в переходной экономике России // Вопросы статистики, 2001. -№ 11.-С. 50−55.
  110. М.Е., Муратова Н. А. и др. Социально-экономическая значимость личного подсобного хозяйства в экономике Брянской области // Вопросы статистики, 2002. № 2. — С. 18−22.
  111. ИЗ. Сергиенко Я. В. Статистическое исследование ценовых процессов в реальном секторе российской экономики // Вопросы статистики, 2002. -№ 11.- С. 53−60.
  112. В.А. Состояние продовольственного рынка в Оренбургской области //Вопросы статистики, 2000. № 10. — С. 43−49.
  113. В.Н. Экономика инфраструктуры общественного производства: Учеб. пос. Ростов-н/Д., 1989. — С. 5−6.
  114. С. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики / Российский экономический журнал, 2000. № 2. — С. 57−72.
  115. С. Проблемы методического обеспечения конкретных направлений государственной региональной политики // Российский экономический журнал, 2005. -№ 11.- С. 48−71.
  116. B.C. Анализ и прогнозирование народнохозяйственной динамики. М.: Наука, 1992. — 128 с.
  117. И. Состояние и перспективы АПК // АПК: экономика управления, 2000. № 2. — С. 5−9.
  118. В.П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 512 с.
  119. В.П., Федько Н. Г. Поведение потребителей: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебное пособие». Ростовн/Д.: Феникс, 2001. -352 с.
  120. Г. П. Методы и модели линейного программирования в коммерческой деятельности: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.- 128 с.- илл.
  121. А.А., Райская Н. Н., Матвеева О. Н. Прогнозирование роста промышленного производства // Вопросы статистики, 2002. № 2. -С. 10−11.
  122. Хейне Пол. Экономический образ мышления. Пер. с англ. Издание второе. М.: Изд-во «Дело», при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. — 704 е., илл.-С. 441−155.
  123. Дж. Стоимость и капитал: Пер. с англ. М.: Прогресс: Универс, 1993.
  124. В.П. Основы маркетинга М.: «Издательство ПРИОР», 1999. -160 с.
  125. Е.Г., Медведев Б. Г. Прогноз основных тенденций социально-экономического развития субъекта Федерации // Вопросы статистики, 2001. -№ 11.-С. 11−16.
  126. C.JI. Моделирование экономических систем и прогнозирование их развитие: Учебник. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. — 232 е.- илл.
  127. И.М., Ломовцева О. А., Трубиц М. Ю. Теория и практика региональной экономики. Волгоград: Изд-во Волгоград гос. ун-та, 1996.-С. 65.
  128. Е.В., Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении: Учеб. пособ. М.: Дело, 2000. — 440 с. (масштабы бедности населения, с. 10−16).
  129. В.Б., Кобылина Н. К. / Вопросы статистики, 2001. № 6. (Уровень жизни и безработицы).
  130. Р.И., Новоселов А. С. Экономические проблемы формирования региональных рынков. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН., 1990.
  131. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М.: Наука, 1995. — 276 с.
  132. Э.А. Информационная инфраструктура и статистический анализ рынка товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 2004. — 368 е.- илл.
  133. Анализ структуры рынков в российской экономике. С. Авдашева, Н. Розанова. Научный доклад, 1999.
  134. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма / Под ред. проф. В. Е. Рыбалкина. Учебник.- М.: Междунар. отношения, 1999. 304 с.
  135. Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / А. Я. Лившиц, И. Н. Никулина. М.: Высш. шк., 1994. — 447 с.
  136. Внутренняя и внешняя торговля края: Статистический сборник. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. -Ставрополь, 2004. 88 с.
  137. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М.: Наука, 2001.-310 с. (с. 3−12).
  138. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А.- редколл.: Владимрова А.А.и др. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. — 735 с.
  139. Государство и рынок: американская модель / Под ред. д.э.н., проф. М. А. Портного и д.э.н., проф. В. Б. Супяна. М.: Издательство «Анкил», 1999.
  140. Курс экономической теории / Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров, 1997.
  141. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 1997.-720 с.-С. 64.
  142. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. СПб.: Питер, 2004. — 270 с. Илл. — (Серия «Учебное образование»).
  143. Оптимизационные межрегиональные межотраслевые модели/
  144. A.Г. Гранберг, В. Е. Селиверстов, В. И. Суслов и др. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1989.-257 с.
  145. Основы предпринимательства внешней деятельности / Под ред.
  146. B.М. Власовой М.: Финансы и статистика, 1995. — С. 108−111.
  147. Основы социального и экономического прогнозирования: Учеб. для вузов по спец. «Планирование народного хозяйства/ Д. М. Крук, B.C. Лукин, В. Н. Мосин и др.- Под ред. В. Н. Мосина, Д. М. Крука. М.: Высш. школа., 1986. — 287 с.
  148. Основные показатели социально-экономического положения районов и городов Ставропольского края: Статистический сборник. Ставропольский комитет госстатистики. Ставрополь, 2003.
  149. Потребительский рынок // Экономист, 1996. № 6. — С. 3−11.
  150. Политическая экономика / Под ред. В. В. Радаева. М.: Изд-во МГУ, 1992.- 141 с.
  151. Региональная статистика: Учебник. -М., 2001.-380 с.
  152. Рыночная экономика: Учебник: В 3 т. Т. 2. Ч. 1. Основы бизнеса. — М.: Сомин Т. К., 1992.- 155 с. (с. 3−18).
  153. В.А. Ионцева. -М.: Изд-во МГУ, 1995.-269 с.
  154. Совершенствование организационно-экономического механизма управления в сельском хозяйстве: Сб. науч. тр. / Ставроп. ГСХА. -Ставрополь, 1996. 127 с.
  155. Современная экономика. Лекционный курс: Многоуровневое учебное пособие. Изд. 6-е, доп. И перераб. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003 -146 с.(Серия «Высшее образование»).
  156. Состояние и перспективы потребительского рынка.// Экономист, 1997. -№ 1, с. 10−16.
  157. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой. 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. -480 с.: ил.
  158. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. 2-е изд. Перераб. И доп. И. К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, Л. А. Данченок и др.- Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 2003. — 656 е.: ил.
  159. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник. Ставропольский краевой комитет госстатистики. Ставрополь, 1998. -191 с.
  160. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник / Ставропольский краевой комитет государственной статистики СПб., 2001.- 188 с.
  161. Ставропольский край в сравнении с регионами Российской Федерации: Статистический бюллетень. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь, 2003.
  162. Современный рынок: природа и развитие / Под ред. А. П. Дунаева, И. Е. Рудановой. -М.: Изд-во МГУ, 1992.
  163. Практикум по курсу «Статистика» (в системе STATISTIC А). Салин В. Н., Чурилова Э. Ю. М., Издательский Дом «Социальные отношения», Издательство «Перспектива», 2002. — 188 с.
  164. Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие / Под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2001. — 416 с.- илл.
  165. Проблемы совершенствования экономического механизма хозяйствования в АПК: Сб. науч. тр./ Ставроп. СХИ. Ставрополь, 1992. -88 с.
  166. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.
  167. Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие / Под ред. И. П. Николаевой, М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 336 с.
  168. Экономика отрасли. Серия «Высшее образование». Ростов-н/Д.: «Феникс», 2003.-448 с.
  169. Вопросы экономики, 1997, № 7. — С. 67.
  170. Agriculture land reform and economic development. Warsaw, 1984.
  171. Dominguez G. Marketing in a Regulated Environment. N. Y., 1978.
  172. Bulderston F., Hoggatt A. Simulation of market Process. Berkley, 1962.
  173. Clark G., Whiteman J. Regional dynamics. Boston, 1986. — 342 p.
  174. Climatic recourses and economic activity, N. Y., 1984. — 264 p.
  175. Grifen C., Ricky W. Manadment. Boston, 1990. — 884 p.
  176. Leonard P.G., Spender P.A. Contractual & intellectual property protection of databases// Information services and use, 1989. № 9. — P. 33−43.
  177. Lipton Dand Sachs S.P./ Prospects doe Russia Economic Reforms // Broovinds Paptvs on activite, 1992.
  178. Steiner G., Steiner J. Bussines, Government and Society. -N. Y., 1991.
  179. Hance J.E., Reitsch A. G. Understanding business statistics. Boston, 1991. -878 p.
Заполнить форму текущей работой