Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях востребован конкурентоспособный специалист, способный мобилизовать свой личностный потенциал для решения социальных и профессиональных задач. Современное высшее образование должно быть нацелено не только на обеспечение будущего специалиста системой знаний, умений, компетенций, но и на развитие личностной профессиональной зрелости будущего специалиста. Однако существует… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере
    • 1. 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы профессиональной карьеры в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Ссодержание понятия психологической готовности личности к профессиональной карьере
    • 1. 3. Психологические новообразования студенческого возраста как фактор формирования личности будущих специалистов
    • 1. 4. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности студентов к профессиональной карьере
  • Выводы по I главе
  • Глава. «II Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию психологической готовности студента к профессиональной карьере в образовательном процессе вуза
    • 2. 1. Организация и методы исследования психологической готовности к профессиональной карьере
    • 2. 2. Определение уровня сформированности психологической готовности студента к профессиональной, карьере
      • 2. 2. 1. Изучение стремления студентов к профессиональной карьере
      • 2. 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента по изучению уровня сформированности психологической готовности студентов к профессиональной карьере
      • 2. 2. 3. Результаты факторного анализа структурных компонентов психологической готовности студента к профессиональной карьере
    • 2. 3. Программа по формированию психологической готовности студентов к профессиональной карьере
      • 2. 3. 1. Обоснование программы по формированию психологической готовности студентов к профессиональной карьере
      • 2. 3. 2. Содержание тренинга формирования психологической готовности студентов к профессиональной карьере
      • 2. 3. 3. Методический семинар для преподавателей вуза
    • 2. 4. Результаты исследования динамики психологической готовности студентов к профессиональной карьере
    • 2. 5. Обобщение и анализ результатов исследования психологической готовности студентов к профессиональной карьере
  • Выводы по II главе

Формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном российском обществе продолжается период активных социально-экономических преобразований, что обуславливает изменение характера требований, предъявляемых к будущему специалисту. В этой связи одной из важнейших проблем высшего образования становится поиск новых подходов к подготовке компетентных, высококвалифицированных специалистов, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, ответственных, целеустремленных, умеющих мобилизовать себя для решения профессиональных задач, готовых к профессиональной карьере.

Успешная профессиональная карьера предполагает, прежде всего, психологическую готовность личности к её построению. В научной литературе накоплен обширный материал о феномене готовности человека к различным видам деятельности: определено содержание, обоснована структура, способы ее формирования, параметры готовности к деятельности и условия, влияющие на динамику, длительность и устойчивость её проявлений (Д.И. Водзинский, A.A. Ухтомский, А .Г. Асмолов, Д.Н. Узнадзе). > Установлено, что формирование психологической готовности строится через обучение приемам анализа (М.М. Кашапов), через формирование профессиональной направленности (В.Г. Кузнецов, М. А. Паламарчук, С.Ф. Ступницкая).

Проблема профессиональной карьеры, карьерного роста — это сравнительно новая научная проблема. Поставленная зарубежными авторами (Т. Парсонс, Д. Холланд, Д. Д. Сьюпер), она получила развитие в работах отечественных исследователей. Так, в работах В. Г. Игнатова, В. К. Белолипецкого, A.B. Понеделкова, А. И. Турчинова обосновываются теоретические предпосылки исследования карьеры в рамках процессного, статусного, ценностного подходовА.И. Пригожина, И. Д. Ладанова выявляется специфика карьерного пути в организационной иерархии. А.Я.

Кибанов определяет содержание целей карьеры. В работах А. П. Егоршина и В. Л. Романова представлены модели карьеры и карьерные стратегии. Типологии социальных карьер разрабатываются Н. С. Слепцовым, Т. М. Рысковым, И. В. Куколевым.

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что проблема формирования психологической готовности к профессиональной карьере в педагогической психологии в полной мере не осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования. Среди проблем, возникающих при изучении проблемы формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере, на наш взгляд, следует исследовать такие, которые связаны с уточнением содержания понятия «психологическая готовность студента к профессиональной карьере», с обоснованием структурных компонентов психологической готовности, с выявлением психолого-педагогических условий формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере.

Источником этих проблем являются противоречие между потребностью общества в специалисте, готовом к реализации собственных-способностей в условиях профессиональной деятельности, и недостаточной представленностью в педагогической психологии теоретических оснований для разработки психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере.

Стремление найти пути разрешения названных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане — это проблема определения психолого-педагогических условий формирования психологической готовности к профессиональной карьере у будущих специалистов. В практическом плане — это проблема разработки программы формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере.

Объект исследования: психологическая готовность студента к профессиональной карьере.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере в процессе профессиональной подготовки.

Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере.

Гипотеза исследования: Если психологическая готовность студента к профессиональной карьере как личностное образование есть единство мотивационно-ценностного, оценочно-ориентационного, эмоционально-волевого компонентов, то её формирование становится возможным тогда, когда в практику профессионального обучения будет внедрена программа формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере, обеспечивающая развитие:

— ценностного отношения к выбранной профессии, интереса к ней, потребности в карьерных достижениях, ценностных ориентаций;

— адекватной самооценки, уверенности в собственных силах для успешной профессиональной карьерыэмоциональной устойчивости, навыков самоконтроля и целеустремленности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «психологическая готовность студента к профессиональной карьере»;

2. Обосновать структуру психологической готовности студента к профессиональной карьере и раскрыть содержание её компонентов;

3. Разработать программу формирования психологической б готовности будущих специалистов к профессиональной карьере и осуществить её опытно-экспериментальную проверку.

4. Разработать методические рекомендации по формированию психологической готовности студента к профессиональной карьере.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современных условиях востребован конкурентоспособный специалист, способный мобилизовать свой личностный потенциал для решения социальных и профессиональных задач. Современное высшее образование должно быть нацелено не только на обеспечение будущего специалиста системой знаний, умений, компетенций, но и на развитие личностной профессиональной зрелости будущего специалиста. Однако существует противоречие между потребностью общества в успешном специалисте и недостаточной разработанностью научно-обоснованных рекомендаций для формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере. Структурными компонентами психологической готовности студента к профессиональной карьере являются: мотивационно-ценностный, оценочно-ориентационный и эмоционально-волевой.

2. Эффективность формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере обеспечивают психолого-педагогические условия:

— формирование и поддержание устойчивой профессиональной направленности личности студента на успешную карьеру в выбранной профессиональной деятельности осуществляется посредством стимулирования их положительного отношения к будущей профессии, развития ценностного отношения к ней, интереса, стремления проявлять свои способности, потребности в карьерных достижениях;

— развитие и совершенствование рефлексивных умений, сочетаясь с формированием образа «Я» как субъекта, ориентированного на профессиональную карьеру, обеспечивает адекватное самовосприятие студентом через средства познания себя и путем сопоставления своих притязаний с достигаемыми результатами в выбранной сфере деятельности на этапе профессиональной подготовкиформирование эмоциональной устойчивости и целеустремленности базирующееся на развитии навыков самоконтроля, обеспечивает осознание студентами значимости профессиональной карьеры в достижении успеха в будущей профессиональной деятельности.

3. Стратегия деятельности психолога по формированию психологической готовности студента к профессиональной карьере основывается на внедрении в образовательный процесс программы формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере. Программа включает в~ себя два направления: работа с преподавателями (семинар «Профессиональная карьера как фактор успешности будущих специалистов») и работа со студентами, включающая в себя теоретическийпрактический и консультационный разделы. Теоретический раздел, проводимый вформе лекций и семинарских занятий с помощью разнообразных методов (дискуссия, беседы, «мозговой штурм», теоретический анализ научной литературы) способствует развитию интереса и ценностного отношенияк выбранной профессии, знаний об индивидуальной траектории профессионального развития, осознанию значения карьеры в достижении успеха в профессиональной деятельности. Практический раздел (психологический тренинг), проводимый в форме интенсивной групповой работы, работы в парах, микрогруппах, обеспечивает развитие умений осуществлять адекватную самооценку, навыков самоконтроля, разрабатывать индивидуальную стратегию, направленную на создание успеха в будущей профессиональной деятельности. Консультационный раздел программы ориентирован на оказание помощи студентам, испытывающим трудности в процессе тренинга, в осмыслении характера и причин возникновения проблем, связанных с психологической готовностью к профессиональной карьере.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— конкретизировано научное представление о содержании понятия «психологическая готовность студента к профессиональной карьере» (личностное образование, характеризующееся осознанием личностью возможности реализации собственных способностей в условиях профессиональной деятельности, намерением осуществления профессиональной карьеры);

— обоснована структура психологической готовности к профессиональной карьере и раскрыто содержание её компонентов (содержание мотивационно-ценностного компонента образуют: ценностное отношение к профессии, интерес к ней, потребность в карьерных достижениях, ценностные ориентациисодержание оценочно-ориентационного компонента — адекватная самооценка, уверенность в себесодержание эмоционально-волевого компонента — эмоциональная устойчивость, самоконтроль, целеустремленность);

— определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере (формирование и поддержание устойчивой профессиональной направленности личности студента на успешную карьеру в выбранной сфере деятельности, развитие ценностного отношения к будущей профессии, интереса к ней, развитие потребности в карьерных достиженияхразвитие и совершенствование рефлексивных умений, направленных на анализ и оценку собственной деятельности, своих возможностей, формирование образа «Я» как субъекта, ориентированного на профессиональную карьеру, формирование уверенности в себеформирование эмоциональной устойчивости, целеустремленности, развитие навыков самоконтроля);

— разработана программа формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере [программа включает в себя два направления: работа с преподавателями (семинар «Профессиональная карьера как фактор успешности будущих специалистов») и работа со студентами, включающая в себя теоретический (исходные теоретические положения), практический (формирование и закрепление навыков и умений, обеспечивающих психологическую готовность студента к профессиональной карьере) и консультационный (оказание помощи студентам, испытывающим трудности в процессе тренинга, в осмыслении характера и причин возникновения проблем, связанных с психологической готовностью к профессиональной карьере) разделы].

Теоретическая значимость исследования. Обоснование структуры психологической готовности студента к профессиональной карьере и раскрытие содержания её компонентов составляет основу для новых научных представлений о явлении профессиональной карьеры специалистов. Его результаты позволяют на теоретической основе определять подходы и принципы формирования психологической готовности студента к профессиональной карьереспособствуют повышению теоретического уровня преподавания педагогической психологии в вузе в той её части, которая относится к способам включения знания о профессиональной карьере в учебный процесс и во внеаудиторную работу студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование деятельности психолога высшей школы в аспекте формирования психологической готовности студентов к профессиональной карьере. Прошедшая экспериментальную проверку программа формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере составляет научную базу для совершенствования практической деятельности психолога по развитию субъектных качеств студента в аспекте оказания психологической помощи студентам в выборе индивидуальной траектории в будущей профессиональной карьере. Разработано и реализовано содержание семинара «Профессиональная карьера как фактор успешности будущего специалиста».

Методологической основой исследования являются философские, психологические концепции, раскрывающие психологические особенности личности, теории личностного развития в образовательной среде и подготовки будущих специалистов, становления и развития их профессионализма.

Источниками исследования являются фундаментальные положения о единстве личности и деятельности положения личностно-деятельностного подхода к изучению личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. П. Буева, В. П. Зинченко, Д. И. Фельдштейн, В. А. Ядов и другие) — о рефлексивной природе сознания и мышления человека (A.B. Карпов, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Лекторский, В. А. Лефевр, Д. В. Ушаков, И. Н. Семёнов, Г. С. Сухобская и другие) системного похода (В.Г. Афанасьев, Э. Г. Юдин, И. В. Блауберг, Д. М. Гвишиани и другие) — о направленности личности (Л.И. Божович, A.A. Бодалев, С.Л.

Рубинштейн, В. Н. Мясищев, Э. Ф. Зеер, В. П. Бездухов и другие) t

Существенное значение в концептуальном плане имеют: концепции профессионального становления и формирования личности специалиста (A.A. Реан, Л. И. Фишман, А. Л. Бусыгина, Л. М. Митина, В. А. Маликова, В.М. Минияров) — концепции личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, C.B. Кульневич, И.С. Якиманская) — психологические концепции о психологической готовности личности (A.A. Деркач, Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин, А. Ц. Пуни, Б. Ф. Ломов, В. А. Сластёнин, A.A. Смирнов, К.Д. Левитов) — теоретические подходы к содержанию понятия «профессиональная направленность» (Н.С. Пряжников, Е. А. Климов, Н. Д. Левитов, В. А. Сластёнин, В. Д. Шадриков, B.C. Сахаров, Г. В. Акопов) — психологические концепции карьерного роста (Т.Г. Бортникова, А.К. п

Маркова, P. JL Кричевский, A.A. Бодалев, И. Д. Ладанов, А.Я. Кибанов).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использован следующий комплекс методов, адекватных предмету исследования: теоретические методы (анализ философской, психологической, психолого-педагогической литературытеоретический анализ монографий, диссертационных исследований, авторефератов диссертаций, статей и других научных публикаций, отражающих состояние изученности проблемы психологической готовности к профессиональной карьере) — эмпирические методы (опрос, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование) — методы обработки данных (ранжирование, факторный анализ, методы математической и статистической обработки) — методы коррекции (групповые тренинговые занятия, индивидуальные консультации, семинар).

Были использованы методики: методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, ориентационная анкета Б. Басса (Определение направленности личности), анкета коммуникативных и организаторских склонностей Б. А. Федоршина (Опросник КОС), тест уверенности в себе В. Г. Ромека, тест на оценку самоконтроля в общенииМ. Снайдера, метод изучения уровня субъективного контроля (УCK) Дж. Роттера, методика Г. Шуберта (Склонность к риску), тест-опросник потребности в достижениях (ГТД) Ю. М. Орлова, многофакторный опросник личности Р. Б. Кэттелла (16PF — опросник)

Исследование проводилось в несколько этапов.

1 этап (2006;2007гг.) На основе изучения и анализа отечественной и зарубежной философской, психологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучалось современное состояние проблемы, формировались методологические основы, а затем концепция исследования, определялись объект, предмет, цели и задачи исследования. Проведенное пилотажное исследование позволило определить проблему исследования.

2 этап (2007;2008гг.). Проведенный констатирующий эксперимент позволил выявить уровень сформированности психологической готовности к профессиональной карьере у студентов экономической специальности.

3 этап (2008;2009гг.). Реализована опытно-экспериментальная работа по апробации программы по формированию психологической готовности к профессиональной карьере в процессе обучения в вузе.

4 этап (2009;2010гг.). Осуществлены систематизация и обобщение полученных результатов, сформулированы выводы.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный аграрный университет». Общая численность участников эксперимента составила 320 человек (студенты 1,2,5 курсов экономического факультета)

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии и ее соответствием поставленной проблемесодержательным анализом исходных теоретических предположенийприменением комплекса экспериментальных и диагностических методов, адекватных целям и предмету исследованиявнедрением результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на Международных научно-практических конференциях: VI Международной научно-практической конференции «Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов» (Пенза, 2008 г.), XV Международная научно-практическая конференция «Система ценностей современного общества» (Новосибирск 2010) — Межрегиональных научно-практических конференциях «Бизнес, политика и образование в России: история, современное состояние, будущее.» (Оренбург, 2008 г.), «Перспективы развития гуманитарных наук XXI века: теория и практика.» (Владимир, 2007 г.) — на

Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра» (Москва, 2009) — на VI Всероссийской конференции «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2007 г.) — на Межвузовской научно-практической конференции «Негосударственное образование: опыт, проблемы, перспективы» (Оренбург, 2005 г.).

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В тексте диссертации приводятся таблицы, рисунки и схемы.

Выводы по II главе

1. Результаты изучения отношения студентов к профессиональной карьере показали, что студентов характеризует интерес к информации о карьерном росте, желание строить в дальнейшем карьеру, заинтересованность в успешности своей профессиональной карьеры. Однако данный интерес не всегда обладает достаточной силой для того, чтобы стать руководством к действию, к переходу от желания к непосредственной работе по подготовке к дальнейшей успешной профессиональной карьере, так как существуют такие проблемы, как неуверенность в своих силах, в успехе дальнейшего построения профессиональной карьеры, недостаточное осознание своих особенностей, недостаточное знание о том, как и каким образом можно осуществить подготовку к успешной профессиональной карьере.

2. Изучение содержательных характеристик психологической готовности студента к профессиональной карьере позволило выделить нам те проблемы, которые стали предметом развивающей работы. Это, прежде ¦ всего: формирование и поддержание устойчивой профессиональной направленности личности студента на успешную карьеру в выбранной сфере деятельности, развитие ценностного отношения к профессии, интереса к ней, желания проявлять в ней свои способности, развитие потребности в карьерных достиженияхразвитие и совершенствование рефлексивных умений, направленных на анализ и оценку собственной деятельностиформирование образа Я, как субъекта, ориентированного на профессиональную карьеру, развитие адекватного самовосприятия студента, формирование уверенности в себе, формирование эмоциональной устойчивости, целеустремленности, развитие навыков самоконтроля.

3. Реализация программы формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере в нашем исследовании решала проблему определения карьерных планов студента. Данная программа

155 включала в себя два направления: работа с преподавателями (семинар «Профессиональная карьера как фактор успешности будущих специалистов») и работа со студентами, включающая в себя теоретический (лекции, семинары), практический (психологический тренинг) и консультационный разделы.

В основу всей программы положены принципы гуманизации образования, диктующие необходимость бережного отношения к каждому обучающемусяинтеграции различных видов деятельности, так как профессиональная карьера является синтетическим феноменом, сочетающим в себе личностное самоопределение, мировоззрение, особенности взаимодействия в социуме и представления о собственном будущемдифференциации и индивидуализации влияния, предусматривающие изучение личности, ее отношений в группе для наилучшей социальной адаптации, максимального раскрытия творческих способностей в формировании психологической готовности студента к профессиональной карьере. Предметным содержанием программы являлось обучение навыкам планирования собственного профессионального будущего в условиях учебной деятельности, формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере.

4. Результатом программы формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере стала динамика в уровне развития всех трех компонентов структуры психологической готовности к профессиональной карьере у студентов, принимавших участие в исследовании. У студентов контрольной группы видимых изменений не обнаружено.

Полученные данные подтверждают эффективность программы формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере.

Заключение

Серьезные изменения социальной ситуации в нашей стране предъявляют особые требования к уровню профессионализма специалистов. Объективно назрела потребность в компетентных, высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные решения и руководить трудовыми коллективами по окончании вуза, то есть в полной мере готовых к профессионально-практической деятельности. Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование профессиональной карьеры.

В современном российском обществе претерпели изменения цели образования, а, следовательно, и критерии егоэффективности. Главной целью образования стало развитие личности и реализация её уникальных человеческих возможностей, критерием оценки эффективности образования стало построение успешной профессиональной карьеры.

Среди проблем, возникающих при изучении проблемы формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере, на наш взгляд, следует исследовать такие, которые связаны с уточнением содержания понятия «психологическая готовность студента к профессиональной карьере», с обоснованием структурных компонентов психологической готовности, с выявлением психологических условий формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере.

Источником этих проблем является противоречие между потребностью общества в специалисте, готовом к реализации собственных способностей в условиях профессиональной деятельности, и недостаточной представленностью в педагогической психологии теоретических обоснований для разработки психолого-педагогических условий,

157 обеспечивающих формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере.

Нами был проведен теоретико-методологический анализ различных теоретических подходов к содержанию понятия «профессиональная карьера». На основе проделанного анализа, мы в своей работе остановились на понимании профессиональной карьеры как процесса реализации человеком собственных способностей в условиях профессиональной деятельности.

Формулирование понятия «психологическая готовность студента к профессиональной карьере» составило первую задачу нашего исследования. Психологическая готовность студента к профессиональной карьере — это личностное образование, которое характеризуется осознанием личностью возможности реализации собственных способностей в условиях профессиональной деятельности, намерением осуществления профессиональной карьеры, в" единстве мотивационно-ценностного (ценностное отношение к профессииинтерес к нейпотребность в карьерных достиженияхценностные ориентации), оценочно-ориентационного (адекватная самооценкауверенность, в себе), эмоционально-волевого (эмоциональная устойчивость, самоконтроль, целеустремленность) компонентов. Содержание структурных компонентов психологической готовности студента к профессиональной карьере, было раскрыто и обосновано в соответствии со второй задачей нашего исследования.

Наше исследование показало, что студенческий возраст является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости исубъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности, а значит, для формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере.

Исходя из этого, учитывая характеристики компонентов психологической готовности, нами были определены психолого-педагогические условия формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере. Формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере обеспечивается совокупностью следующих психолого-педагогических условий: формирование и поддержание устойчивой профессиональной направленности личности студента на успешный карьерный рост в выбранной сфере деятельности, развитие ценностного отношения' к профессии, интереса к ней, развитие потребности в карьерных достиженияхразвитие и совершенствование рефлексивных умений, направленных на анализ и оценку собственной деятельности, своих возможностей, формирование образа «Я» как субъекта, ориентированного на профессиональную карьеру, формирование уверенности в себеформирование эмоциональной устойчивости, целеустремленности, развитие навыков самоконтроля.

Результаты эмпирического исследования проведенного на основе выводов, сделанных нами в теоретической части нашего исследования, и подобранного комплекса методик показали, что реальный' процесс становления психологической готовности студента к профессиональной карьере далек от идеального: наблюдается недостаточная сформированность структурных компонентов, недостаточность связей между ними.

Опираясь на теоретические положения о понимании структуры психологической готовности студента к профессиональной карьере и ее формировании, а так же основываясь на данных статистического анализа полученных результатов, мы определили следующие уровни психологической готовности студента к профессиональной карьере: высокий, средний и низкий. На основании выделенных уровней все студенты обследуемой выборки были разделены на соответствующие группы.

В соответствии с третьей задачей нашего исследования, нами была разработана программа формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере. Данная программа включает в себя два направления: работа с преподавателями (семинар «Профессиональная карьера как фактор успешности будущих специалистов») и работа со

159 студентами, состоящая из трех разделов. Теоретический раздел (исходные теоретические положения) проводится в форме лекций и семинарских занятий с помощью разнообразных методов (дискуссия, беседы, «мозговой штурм», теоретический анализ научной литературы) и обеспечивает интерес и ценностное отношение к выбранной профессии, знание об индивидуальной траектории профессионального развития, осознание значения карьеры в достижении успеха в профессиональной деятельности. Практический раздел (формирование, развитие и закрепление навыков и умений, обеспечивающих психологическую готовность студента к профессиональной карьере) проводится в форме психологического тренинга и обеспечивает развитие рефлексивных умений, умения осуществлять адекватную самооценку, навыков самоконтроля, умения разрабатывать индивидуальную стратегию, направленную на. создание успеха в будущей профессиональной деятельности. Консультационный раздел (оказание помощи студентам, испытывающим трудности в процессе тренинга, в осмысление характера и причин возникновения проблем, связанных с психологической готовностью к профессиональной карьере) проводится в форме индивидуального психологического, консультирования. Эти три раздела в совокупности обеспечивают формирование у студентов устойчивой мотивации к построению успешной профессиональной карьеры, субъективной готовности к данному процессу.

Результатом программы формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере стала динамика в уровне развития всех трех компонентов структуры психологической готовности к профессиональной карьере у студентов, принимавших участие в эксперименте. У студентов контрольной группы видимых изменений не обнаружено.

Полученные данные подтверждают эффективность использованной программы формирования психологической готовности студента к профессиональной карьере.

На основании этого нами были разработаны методические рекомендации по формированию психологической готовности студента к профессиональной карьере, что составляло четвертую задачу нашего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. — М.: РАГС, 1995. С. 85−9, 108с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — С. 110−134
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Мысль, 1980, 336с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М: Мысль, 1991. — 299с.
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Прогресс, 1995.-291с.
  7. Г. В. Диагностика уровня профессиональной подготовки студента. Диагностика профессионального сознания / Г. В. Акопов // Психология в вузе.-2004.-№ 4.-С. 3−38.
  8. A.A. Современная психотерапия. Курс лекций. — СПб.: «Академический проект», 1997. — 335с.
  9. К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии, — № 2. — 1996. — С.73−85
  10. Ю.Алмазова Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному, языку в неязыковом вузе. Автореф. дис. док-ра пед.наук. СПб, 2003 г. — 47с.
  11. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т., М.: Педагогика, 1980. Т.2.- 178с.
  12. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т., М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 230с.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания. — М: Наука, 1997. -384с.
  14. Н.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969.-339с.
  15. АЛ. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. — 2005. № 4. — С. 19−27
  16. Г. М. Психология социального познания — М.: Слово, 2000. — 456с.
  17. Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высш.пед.учеб. заведений/ под редакцией В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 264с.
  18. . Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблемы непрерывного образования // Психологический журнал. — 1980. — № 2. С.52−60
  19. В.А. Нравственное воспитание учащихся средних учебных заведений. Учеб. пособие. — Вильнюс, 1989.- 320с.
  20. Р. Психосинтез: теория и практика. — M.:"REFL- Book", 1994.-517с.
  21. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Плитиздат, 1981, — 432с.
  22. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. 3-е изд. — М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый университет, 2003. -128 с.
  23. P.M. О тенденциях и изменениях в образовании и переходе к компетентностному подходу // Инновации в образовании. — 2007. № 1. — С.10−15.
  24. A.B. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские способности и коммуникативные качества личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176с.
  25. В.П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 192 с. 21
  26. Н.П. Менеджмент. Деловая карьера. Минск: Высшая школа, 2001, С. 42.-302с.
  27. В. Карьера суперигра. — М.: АО «Интерэксперт», 1998. — 272с.
  28. Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994. — 314с.
  29. П., Тренинг. СПб: Нева, М: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. 153с.
  30. Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития, как личностное новообразование критических периодов. Автореф. дис. д-ра психол.наук. М1, 1999
  31. В.П. Слагаемые пед.технологии. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
  32. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 64с.
  33. Л.В., Недорезова В. Л. Социально-профессиональная компетентность личности — продукт межкультурного взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 1. — С.52−56.
  34. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. — Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с
  35. E.H., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга: Калужский ГПУ им. К. Э. Циалковского, 2001. — 96с.
  36. A.A. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998. — 166с.
  37. A.A., Рудкевич Я. А. О содержательном наполнении понятия «карьера» и ее вариантах// Как становятся великими или выдающимися? — М.: КВАНТ, 1997. С.53−57
  38. О.О. Психологические предпосылки карьерного роста. // Вопросы психологии. 2008. — № 3. — С.92−110
  39. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  40. Божович J1. И., Морозова Н. Г., Славина JI. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. — С. 45 -53.
  41. Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.тр. — М.: Ин-т практ. Психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352с.
  42. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // СОцис — 2002. № 1 — С.78−83
  43. В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. — СПб: «Социально-психологический центр», 1996. — 380с.
  44. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия- СПб: Норинт, 1997. — 1456с.
  45. А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). Киев: КГПИИЯ, 1991. — 187с.
  46. Е.М., Логинова Г. П., Мдивани МЮ. Диагностика некоторых профессиональных способностей управленческих кадров// Мир психологии. 1997, № 3. С. 166−172
  47. Н.М. Пространство воспитания. Педагог в пространстве современного воспитания: Монография. Волгоград: Перемена, — 2001. -214с.
  48. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412с.
  49. Л.Ф., Морозов M.G. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 517с.
  50. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход. (2-е изд., пер. идоп.) — М.: ИП РАН, 2002.-256с.
  51. Е., Малыгина А. Активность студентов как показатель их социализации и социальной компетенции. // Aima mater. — 2007. № 7. С. 18−22.
  52. О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999, С. 359−372.
  53. ОС., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии- человека // Вопросы психологии. — 2002. № 2, С. 77.
  54. И.В. Введение в тренинговые технологии.// Психологическое сопровождение выбора профессии- / Под ред. Л. М. Митиной. М.- Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998., С.66−78
  55. И.В. Основные виды тренинговых групп в западной практической психологии. Деп. в ИТОП РАО, № 20−96. — М., 1996. — 24с.
  56. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. (2-е изд., пер. и доп.) -М.: «Ось-89», 2001.- 224с.
  57. Вачков И-В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов. // Школа здоровья. — 1995. — № 3., С.73−84
  58. Введение в практическую социальную психологию. / А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская и др. / Под ред. Ю. М. Жукова. М.: «Смысл», 1996. -384с.
  59. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  60. А.А. Педагогические технологии контекстного обучения в системе непрерывного образования/ Непрерывное образование как педагогическая система. М.: НИИ ВШ, 1989.- 157с.
  61. M.JI. Мотивационные характеристики карьеризма. // Российский психологический журнал. 2009. — № 3. — С.77−79.
  62. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М: Изд МГУ, 1990. — 228 с.
  63. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика. / пер. с англ. М.: Дело, 1991. 320с.
  64. Л.С. Психология. М.: ЭКСМО — Пресс, 2002. — 1008с.
  65. JI.C. Собр. соч.: В 6 т. -М.: Педагогика, 1982−1984.
  66. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1996. -152с.
  67. Высокиньска-Гонсер Т. Поведение группового психотерапевта.// Групповая психотерапия./ Под ред. В. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990., С. 160−171
  68. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26
  69. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. № 3. С.43−52
  70. Т.Г. Динамики карьерных ориентаций-личности руководителя. Автореф. дис. канд. психолог, наук. — Хабаровск, 2006
  71. . Что такое психология. В 2 т. Т.2. М.: Мир, 1992. — 370с.
  72. С.И. Психолого-педагогические условия формирования готовности студентов вуза к профессиональной адаптации./ Автореф. дисс. канд.пед.наук. Екатеринбург, 2005
  73. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. / АН УССР/ ин-т философии. Киев, 1986. -142с.
  74. Н.Ф. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы. М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1962. — 258с.
  75. Н.Г. «Игры для мальчиков (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний» // СОцис № 1, М.: Наука, 2003. С.83−91
  76. Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. -208с.
  77. Е.А. Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к инновационной деятельности. Афтореф. дис. канд.пед.наук Оренбург, 2000
  78. A.A., Исаев A.A. Педагогика и психология- деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985. — 308с.
  79. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: РАГС, 1993. 23с.
  80. A.A., Москаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. -М.: РАГС, 1999. 578с.
  81. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1−2. М.: Луч, 1993.-72с.
  82. Д., Дэвид П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. — СПб.: Б.С.К., 1997. 235с.
  83. М., Джонгвард. Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1995. 336с.
  84. О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол .наук. М., 1997
  85. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. — № 5., С. 18−29
  86. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. — М.: Просвещение, 1987. — 245с.
  87. М.И. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. — 416с.
  88. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн: Изд-во БГУ, 1975. 173с.
  89. М.И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1990. — № 1., С. 106−113
  90. О.В. Практика психологического тренинга. СПб: Речь, 2005. -256с.
  91. А.П. Модель рабочего места и карьеры // Кадры. 1996. — № 12., С. 21−22.
  92. А.П. Расстановка персонала//Управление персоналом. — Н. Новгород: НИМБ, 1997. С. 97−114.
  93. Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985.- 120с.
  94. Н.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: Экзамен, 1999. — 512с.
  95. В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 56с.
  96. Зеер Э. Ф Психология профессионального образования. — Екатеринбург: издательство Урал. гос. проф. пед. ун-та, 2000. — 397с.
  97. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. -Свердловск: издательство Урал, ун-та, 1988. 120с.
  98. Э.Ф. Психология профессии: учебное пособие для студентов вузов. / Э. Ф. Зеер. -М.: Фонд «Мир», 2004. 336с.
  99. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -2006.-20с.
  100. Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. // Воспитание. Образование. Педагогика. -2007. № 6. — 32с.
  101. Д.М., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993−274с.
  102. Игры — обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. М.: Новая школа, 1994. — 368с.
  103. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1991.-136с.
  104. В.А. К программе исследования трудовой карьеры // Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск: Наука, 1974., С. 238−348.
  105. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М: Педагогика, 1982.,-704с.
  106. A.A. Большая энциклопедия тестов. М: Эксмо, 2007., 416с.
  107. П.Ф. Психодрама крупным планом. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.-240с.
  108. А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С. 281
  109. Д. Клинические ролевые игры и Психодрама. М.: Класс, 1993. — 222с.
  110. П. Справочное руководство по конструированию тестов. — Киев: ПАН ЛТД, 1994.-283с.
  111. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1998 -295с.
  112. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224с.
  113. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-510с.
  114. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск: Принтер, 1993.-344с.
  115. Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 221с.
  116. Е.В. Между двух стульев. — М.: Педагогика, 1989. — 160с.
  117. А.Г. Психология личности. (3-е изд., пер. и доп.) М., 1970. -391с.
  118. В. И. Мотивы поведения и деятельности /Отв. ред. A.A. Бодалев- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1988. — 191с.
  119. Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психол. журнал: Т. 2, 1989, № 1., С.127−136
  120. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. 139с.
  121. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). М.: Просвещение, 1979 — 175с.
  122. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. М: Изд-во ВШЭ, 2002. — С.263−282
  123. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности. / Вестник Ленинградского ун-та. Сер.6., 1989, Вып.4, № 27., С. 23−31
  124. Е. В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1995. — 31с.
  125. Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. -М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. 224с.
  126. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — 992с.
  127. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. — 350с.
  128. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты- М.: Изд. МГУ, 1991. -205с.
  129. Л. М. Психология развития: Учебное пособие. — М.: Психолог, 1997.-447с.
  130. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. -214с.
  131. Ю.Н. Карьерный рост, государственных служащих в России: социологический анализ. Ростов-на-Дону: Антей, 2007. — 276с.
  132. .В. Основы профессиональной психодиагностики.— Л.: Медицина, 1984. 215с.
  133. И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. — М: УЦ «Перспектива», 1997. 321с.
  134. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. 339с.
  135. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -352с.
  136. К. Акцентуированные личности. — Киев: Выща школа, 1981. — 390с.
  137. А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975.-304с.
  138. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х тт. -М.: Педагогика, 1983
  139. Лингвистический энциклопедический словарь. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 686с.
  140. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Просвещение, 198 — 444с.
  141. H.A. Региональный вуз и рынок труда: Проблема адаптации.// СОцис. 2003, № 1 — С.68−72
  142. И.П. Психолого-акмеологические основы профессиональной карьеры гос.служащих: Монография. М., 2001 -288с.
  143. А., Роуз Э. Развитие кадрового потенциала // Государственная служба: вопросы совершенствования работы с кадрами. Зарубежный опыт. М.: РАГС, 1995. — 118с.
  144. Ю.В., Исаков В. В. Тренинг как объект психологического анализа. СПб: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, вып. 1, 1996. — 18с.
  145. А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2003. — 592с.
  146. С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика: Монография. СПб: Образование, 1997. — 238с.
  147. С.И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть 1. СПб: Образование, 1993. 104с.
  148. В.А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога: Монография. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. — 236с.
  149. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. — Киров: Новая школа, 2000. — 204с.
  150. М.Ю. Статус профессиональной идентичности и проблема профессионального выбора студентов-выпускников // Психология обучения. 2009. — № 1. С.74−81.
  151. B.JI. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Автореф. докт. пед. наук Л., 1982.
  152. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308с.
  153. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  154. О.Ю. Личностное развитие студента как ценность в образовании. // Педагогическое образование и наука. 2009. — № 1. — С.9−14.
  155. А. Очерки психологии бытия. — М.: Евразия, 1997. 430с.
  156. В.Ю. Введение в психологическое консультирование. -М.: Смысл, 2000.-109с.
  157. М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — Спб: Питер, 2001, — 208с.
  158. B.C. Индивидуальный стиль общения // Вопросы психологии -1982, № 4. С.26−36
  159. Миклин.А. М. Системность развития в свете законов динамики // Вопросы философии. 1975, № 8. — С.94−95
  160. X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и живая среда. Таллинн: ТГПИ, 1986. — С.7−27
  161. В.М. Педагогическая психология: Учебно-методическое пособие. В 3-х частях. Самара: Изд-во СГПУ. Факультет психологии, 2004.- 172с.
  162. JI.M. Учитель как личность и профессионал. — М: Флинта, 1994.-215с.
  163. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии № 4, 1997.- С.28−38
  164. Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителей: Учебное пособие для практических психологов. -М: Педагогика, 1992. 140с.
  165. Е.А. Карьерный рост: диагностика, технология, тренинг.: Монография. СПб: Речь, 2007 — 336с.
  166. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.- 153с.
  167. A.C. Преемственность в формировании профессиональной направленности студентов // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание. Серия 3: Психология и Педагогика. 2008. — № 4. — С.53−55
  168. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов 6-е изд., стереотип М: Издательский центр «Академия», 2000. — 456с.
  169. В.Т. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности. М: 1991. — 121с.
  170. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. — М: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-356с.
  171. О.В. Терапевтическая роль групповой динамики. // Московский психотерапевтический журнал. № 3, 1993. С. 5−25
  172. В.И., Каневская М. Е., Пахомова О. Н., Барцалкина В. В., Рубцова С. Н., Музе Э. Н. Ценность как центральный компонент175психологической структуры личности // Вопросы психологии. № 1, 1980. С.22−30
  173. С.А. Теоретические основы психологии субъектогенеза. — Воронеж: ВФ РАГС, 1997. 121с.
  174. С.И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведова. М.: Русский язык, 1991. — 221с.
  175. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 80 ООО слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. 944с.
  176. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под редакцией академика АПН СССР А. В. Петровского М: Издательство Московского университета, 1986. — 303с.
  177. Е.В. Политическая элита и российская действительность. -М.: РАГС, 1996.- 138с.
  178. И.П. Полное собрание сочинений. Т. З, кн.2 M., JL: Изд-во АН СССР, 1951. -439с.
  179. В.Э. Групповой психологический тренинг. СПб: Питер, 2006. 224с.
  180. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд. МГУ, 1989. 216с.
  181. A.B. Личность в психологии.: парадигмы субъектности -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509с.
  182. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. -659с.
  183. В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. — Т.7, № 5. — С.62−72
  184. В.Г. Становление университетского образования в условиях филиала: Автореф. дис. док. пед. наук. Оренбург, 2003
  185. К.К. Структуры и развитие личности / Отв. ред. Глаточкин А. Д. М.: АН РФ, ин-т психологии, 2006. — 254с.
  186. В.А. Технология карьеры. — М: Дело ЛТД., 1995. — 128с.
  187. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 298с.
  188. В.А., Коржуев A.B. Учебный процесс в Вузе: состояние, проблемы, решения, М.: Высшее образование, 2000. 452с.
  189. Проблемы психологии образования: Сб. статей / Под ред. A.A. Вербицкого. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 131с.
  190. А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. -М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 140с.
  191. Н. С, Профессиональное и личностное самоопределение М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. -246с.
  192. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 480с.
  193. Психологическая диагностика профессиональных и карьерных ориентаций // Справочник практической психологии. Психодиагностика. М: 2006. 563−567.
  194. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М: Педагогика-Пресс, 1996. — 439с.
  195. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под ред. Л. М. Митиной. М: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.- 184с.
  196. Психология управления: Курс лекций / Под редакцией Удальцовой М. В. -Новосибирск: «Сибирское соглашение», М: ИНФРА-М, 2001 150с.
  197. Психология. Словарь. / Под общей ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. (2-еизд., испр. и доп.) — М: Политиздат, 1990. — 494с.
  198. А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. — М: Физкультура и спорт, 1980. 88с.
  199. Д.Я. Психодиагностика персонала. Методика и тесты. Учебное пособие. М: Бахрах-М, 2008.- 672с.
  200. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. — 656с.
  201. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып 2. — М: Деловое содействие, 1995.- 316с.
  202. Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М: Прогресс, 1992. — 240с.
  203. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М: МГУ, 198.-207с.
  204. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб пособие -М: ВЛАДОС, 1996. 529с.
  205. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М: Прогресс, 1994.-480с.
  206. К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, Серия 14. Психология. 1990, № 2. С. 58−65.
  207. В.И. К вопросу о проявлении силы нервной системы при разных видах монотонной работы // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т.9. М: Педагогика, 1977. — С.96−107
  208. Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. -536с.
  209. Е.С. 99 популярных профессий СПб: Питер, 2003. — 464с.
  210. А. Т. Формирование профессиональной пригодности.-Минск: ВШ, 1984. 176 с.
  211. С.К. Психология успешного предпринимательства в США// Психологический журнал, № 5, 1993 С.98−109
  212. JI.C. Основы общей психологии. — СПб: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. —720с.
  213. Л.С. Проблемы общей психологии. М: Академия, 1976 -424с.
  214. С.Л. Бытие и сознание. — М: Педагогика, 1957. 328с.
  215. С.Л. Основы общей психологии.(2-е изд.) — СПб: Питер, 2002. 720с.
  216. П. А. Мотивы поведения деятельности. М: Наука, 1988. 136с.
  217. Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л: Изд-во ЛГУ, 1990. — 256с.
  218. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: КубГУ, 1995. — 170с.
  219. Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста//Вестник высшей школы. № 8, 1969 С.20−21
  220. Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М: Аспект Пресс, 2001 — 460с
  221. М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: Автореф. дис. канд. психол. наук СПб, 1999
  222. А.П. Профессиональная направленность личности. — Алма-Ата: Наука. Каз. ССР, 1990. 333с.
  223. H.H. Карьера специалиста начинается в вузе. // Юридическое образование и наука. 2002. — № 3. — С.38−41.
  224. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
  225. И.Н. Взаимосвязь обучения и труда старшеклассника как средство формирования положительной мотивации изучения предметов естественно-математического цикла: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1982
  226. Е. В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с людьми: Методические описания и комментарии. -СПб: изд-во «Речь», 1992. 90с.
  227. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М: Международная педагогическая академия, 1965. — 192с.
  228. В. А. Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М: Магистр, 1997 — 159с.
  229. Словарь иностранных слов: Актуальная лексика, толкования, этимология / Сост. H.H. Андреева, Н. Г. Арапова. — М.: Цитадель, 1997. 320с.
  230. Современный философский словарь. М, Бишкек, Екатеринбург: 1996. С.391
  231. С.И. Управление карьерой. М.: ИНФРА-М, 2001.- 408с.
  232. Д. «Да» или «Нет». СПб: Питер Пресс, 1996. — 128с.
  233. Станкин.М. И. Психология управления: Практическое пособие (2-е изд., доп. и пер.) М: «Бизнес-школа «Интелсинтез», 2000. — 344с.
  234. А.Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и тендерный аспекты // Журнал прикладной психологии. 2003, № 6. — С.21−39
  235. И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования: Учеб.-метод. пособие. М: Наука, 1996. -132с.
  236. A.B. Психологические критерии' профессионального самоопределения: Автореф. дис. канд. психолог, наук. М., 1987
  237. .М. Избранные труды: В 2 т. Т.1 -М.: Педагогика, 1985. 328с.
  238. Д.А. Профессиональная карьера современной молодежи- Автореф. дис. канд. соц. наук, Саратов, 2004.
  239. А. Возрасты жизни. М: «Молодая гвардия», 1988. — 223с
  240. Э., Бриджмен Э., Тилтон Н., Вудъярд Э. Психология обучения взрослых. М: Учпедгиз, 1931. — 156с.
  241. A.A. Психология управления: Учебное пособие Мн.: Харвест, 2005. — 640с.
  242. Е.Б. Об одном методическом подходе в исследовании мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. — 1992, № 1. С.107−113
  243. Д.И. Психология развивающейся личности. — Москва-Воронеж, 1996. 512с.
  244. Д.И. Психология становления личности. — М.: Владос, 1994.-290с.
  245. Ф.Р. Карьера // Энциклопедический социологический словарь. М: РАН ИСПИ, 1995. — С.262−263.
  246. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии — 1997, № 2 С.88- 93
  247. Формирование личности старшеклассников / Под ред. И. В. Дубровиной. М: Педагогика, 1989. — 168с.
  248. В. Человек в поисках смысла. М: Прогресс, 1990.- 356с.
  249. Э. Иметь или быть. М: Прогресс, 1990. — 336с.
  250. Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. — 253с.
  251. Л. Н. Социализация учителя. Кузбасс: Кузбассвузиздат, 1995.- 128 с.
  252. В. Н. Педагогическая импровизация // Советская педагогика. -1989, № 9.-С. 54−60.
  253. X. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1986. 392 с
  254. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: из-во Томского гос. ун-та., 1997. 392с
  255. К. Наши внутренние конфликты. СПб: Лань, 1997. — 237с.
  256. Я.А. Образование в профессиональной карьере // Философия образования. 2008. — № 4. — С.81−88.
  257. А.Е. Женщины и мужчины как топ-менеджеры российских компаний. Образ женщины и мужчины-менеджера в оценках руководителей предприятий. // СОцис 2002, № 1 — С.73−82
  258. С.И. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. — М.: Институт профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993. С. 3−10.
  259. В.Э. Смысл жизни и судьба. М: Изд-во «Ось-89», 1997. -208с.
  260. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М: Педагогика, 1981. — 95с.
  261. В.Д. Деятельность и способности. М: Логос, 1994. — 320с.
  262. В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М: Наука, 1982. — 185с.
  263. В.Д. Психология деятельности и способности человека.: Учебное пособие. М: Логос, 1996. — 320с.
  264. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. — М, Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 1998. 192с.
  265. С.В. Планирование персонала и прием на работу. — М: Интел-синтез, 1997. 80с.
  266. Школьный словарь иностранных, слов: Пособие для учащихся / В. В. Одинцов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова, И.А. Василевская- Под ред.В. В. Иванова. — М: Просвещение, 1983 207с.
  267. А.Г., Соловейчик A.C., Гребенюк Г. А., Лепеха Т. Р. Разработка экспресс-теста менеджерского потенциала // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1993, № 3. — С. 23−33
  268. Л.И. Социализация студенческой молодежи. Мн.: БГУ, 2001.-249с.
  269. З.А. Образование человека в контексте современных социальных изменений // Философия образования. — 2009. № 1. С. 152 158.
  270. Е.П. Функциональная структура воли. — Омск: ОГИФК, 1990.-256 с.
  271. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560с.
  272. Энциклопедия психологических тестов: личность, мотивация, потребность / Под ред. А.Карелина. М: ACT, 1997. — 300с.
  273. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -342с.
  274. Юнг К. Психологические типы. / Под ред. В.Зеленского. СПб.: Ювента, М: Прогресс-Универс, 1995. — 716 с.
  275. A.B. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе. // Вопросы психологии 1995., № 4. — С. 50−56.
  276. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М: Наука, 1975.- С.86−106
  277. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / Отв.ред. В. Н. Иванов. (2-е изд., пер. и доп.) — М: Наука, 1972. -245с.
  278. В.А., Здравомыслов А. Г. Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. -М: Мысль, 1967. 39с.
  279. В.А., Ядов Н. В. Социальные и индивидуальные факторы изменений в диспозиционной структуре личности // Социологические очерки: Ежегодник. — М: Мысль, 1991.
  280. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 203с.
  281. Н.Н., Безумова Л. Г. Изменение ценностей в смысловой сфере личности студентов в процессе их обучения в ВУЗе. // Вестник Самарской гуманитарной Академии, 2008. № 1. — Самара: СаГА, 2008.
  282. Mann L. Harmoni R., Power С., Adolescent Decision Making: The Development op Competence // Journal of Adolescence., 1989 — p. 265−278
  283. Mann L. Harmoni R., Power C., Adolescent Decision — Making: The Development op Competence // Journal of Adolescence., 1989 — p. 265−278
  284. Mann L., Harmoni R., Power C., Adolescent Decision Making: The Development op Competence // Journal of Adolescence., 1989 — p. 265−278
  285. McCormack M.N. Never Wrestle with a Pig, And 90 Other Ideas to Build Your Business and Career. -N.Y., 2001
  286. Richards D. Is Intellectual development: Psychometric and information processing approaches. New York: Erlbaum, 1988 — 94p.
  287. Richards D. Is Intellectual development: Psychometric and information processing approaches. New York: Erlbaum, 1988 — 94p.
  288. Super D.E. Synthesis. Or is it distillation // Personnel and Guidance Journal 1983. — Vol. 61. — P. 508−512.
Заполнить форму текущей работой