Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Напряженно-деформированное состояние короткого центрально-сжатого железобетонного элемента при повторном загружении после полной разгрузки на время реконструкции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследований по определению уровня начала микротрещинообразования при одноосном растяжении бетона было установлено, что при использовании значения теоретического коэффициента концентрации напряжений началу процесса образования микротрещин соответствует уровень напряжений равный (0,34.0,35)^. Показана необходимость в проведении специальных исследований по определению коэффициента… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Методологические подходы к оценке напряженно-деформированного состояния бетонных и железобетонных элементов
    • 1. 2. Влияние различных видов нагружений и усиления обоймами на работу бетонных и железобетонных элементов
    • 1. 3. Задачи исследования
  • 2. НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ СЖАТОЙ КОЛОННЫ С УЧЕТОМ ПОЛЗУЧЕСТИ БЕТОНА
    • 2. 1. Существующие подходы к вопросу определения деформации ползучести
    • 2. 2. Напряженно-деформированное состояние железобетонного сжатого элемента при загрузке с учетом деформации ползучести
    • 2. 3. Напряженно-деформированное состояние железобетонного сжатого элемента при полной разгрузке на время проведения реконструкции
    • 2. 4. Учет нелинейной деформации ползучести при полной разгрузке
    • 2. 5. Напряженно-деформированное состояние железобетонного сжатого элемента при повторной загрузке с учетом деформации ползучести
    • 2. 6. Программа и методика проведения численных экспериментов
      • 2. 6. 1. Методологические подходы
      • 2. 6. 2. Программа проведения и результаты численных экспериментов
  • Выводы по главе 2
  • 3. ОБРАЗОВАНИЕ НОРМАЛЬНЫХ ТРЕЩИН В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛНОЙ РАЗГРУЗКИ ДЛИТЕЛЬНО СЖАТОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ЭЛЕМЕНТА
    • 3. 1. Метод определения расстояний между нормальными трещинами
    • 3. 2. Условие образования трещин раскалывания
    • 3. 3. Пример решения задачи
  • Выводы по главе 3
  • 4. ОБРАЗОВАНИЕ ПРОДОЛЬНЫХ ТРЕЩИН В ЖЕЛЕЗОБЕТОННОМ СЖАТОМ ЭЛЕМЕНТЕ
    • 4. 1. Образование микротрещин и развитие трещин при одноосном сжатии бетона
    • 4. 2. Образование микротрещин и развитие трещин при одноосном растяжении бетона
    • 4. 3. Трещинообразование в бетоне при повторной загрузке
    • 4. 4. Образование продольной трещины
  • Выводы по главе 4
  • 5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СНИЖЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНО-СЖАТОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ЭЛЕМЕНТА, В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛНОЙ РАЗГРУЗКИ

Напряженно-деформированное состояние короткого центрально-сжатого железобетонного элемента при повторном загружении после полной разгрузки на время реконструкции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С начала пятидесятых годов и до конца восьмидесятых годов объемы строительства с использованием бетонных и железобетонных конструкций неуклонно возрастали. Несмотря на снижение темпов роста строительства за последнее десятилетие важную роль продолжает играть повышение эффективности методов расчетов и проектирования строительных конструкций, выполняемых при реконструкции и усилении различных элементов существующих зданий и сооружений. В первую очередь это относится к железобетонным конструкциям, которые являются основными элементами зданий и сооружений, построенных как в прошлом, так и строящихся в наше время.

Вертикальными несущими элементами в каркасных зданиях и сооружениях различной модификации в гражданском и промышленном строительстве являются железобетонные колонны. В результате различных видов воздействий при длительной эксплуатации, аварийных ситуаций, а также в связи с перепрофилированием производства может возникнуть необходимость в реконструкции зданий и сооружений, при проведении которой колонны могут быть разгружены. После полной разгрузки несущую способность и устойчивость колонн необходимо определять с учетом структурных изменений в бетоне и реальным уровнем напряжений в бетоне и арматуре, изменение которого обусловлено процессом перераспределения усилий на каждом этапе изменения условий загрузки, вследствие наличия деформации ползучести.

Действующие нормативные документы не позволяют прямо учитывать длительные процессы, происходящие в сжатом железобетонном элементе в процессе эксплуатации и реконструкции. Помимо этого, в СНиП не регламентируется учет образования и развития продольных трещин и их влияние на прочность и устойчивость сжатых железобетонных колонн в процессе эксплуатации и реконструкции. Задача состоит в разработке расчетной модели, позволяющей учитывать возможность образования продольных трещин в бетоне на различных стадиях эксплуатации, с целью повышения точности результатов расчетов. Решение поставленной задачи имеет существенное значение для надежного и рационального расчета и проектирования железобетонных колонн.

Цель диссертационной работы:

1) исследование изменений напряжений в бетоне и арматуре на каждом этапе изменения внешней нагрузки с учетом процесса перераспределения напряжений между бетоном и арматурой вследствие деформации ползучести;

2) выявление условий достижения арматурой предела текучести или предела прочности при сжатии, исходя из значения предельной сжимаемости бетона;

3) определение условий, при которых необходимо усиление железобетонных колонн обоймами при реконструкции;

4) разработка метода определения расстояний между нормальными трещинами, которые могут образоваться в результате разгрузки;

5) разработка качественного описания микротрещино-образования и развития трещин в бетоне при одноосном сжатии;

6) выявление уровня напряжений, соответствующего началу процесса образования микротрещин в бетоне при одноосном растяжении;

7) изучение влияния разгрузки на прочность и устойчивость центрально-сжатого железобетонного элемента при последующем загружении.

Автор защищает:

1) результаты численных экспериментов на ЭВМ с целью определения перераспределения усилий в бетоне и арматуре вследствие деформации ползучести на каждом этапе изменения внешней нагрузки;

2) метод определения расстояний между нормальными трещинами, которые могут образоваться вследствие разгрузки;

3) выявленные условия, при которых железобетонный центрально-сжатый элемент нуждается в усилении обоймами;

4) качественное описание образования микротрещин и трещин в бетоне при одноосном сжатии и растяжении;

5) расчет образования и развития продольных трещин в центрально-сжатом железобетонном элементе.

Научная новизна работы:

1) разработана расчетная модель по определению значений перераспределения усилий между бетоном и арматурой центрально-сжатого железобетонного элемента вследствие деформации ползучести на каждом этапе изменения условий приложения нагрузки. Для определения значений напряжения в арматуре и бетоне составлены алгоритм и программа расчета на ЭВМ;

2) разработан метод определения расстояний между нормальными трещинами, которые могут образоваться при разгрузке;

3) выявлена группа центрально-сжатых железобетонных элементов, нуждающихся в усилении обоймами в случае полной разгрузки при реконструкции;

4) разработана модель образования и развития продольных трещин в центрально-сжатом железобетонном элементе.

Достоверность предложенных методов расчетов и разработанных на их основе рекомендаций подтверждается результатами численных экспериментов и согласованием с данными экспериментов по литературным источникам, использованием апробированных методов механики деформируемого твердого тела и математической статистики.

Практическое значение и внедрение результатов работы.

Разработанная программа расчетов на ЭВМ удобна для использования в научно-исследовательской и проектной деятельности, а также в качестве учебно-демонстрационных программ для студентов ВУЗов.

Использование разработанных автором рекомендаций позволяет более точно оценить напряженно-деформированное состояние центрально-сжатых железобетонных элементов в стадии эксплуатации, разгрузки при реконструкции и последующей эксплуатации.

Апробация работы и публикации. 9.

Основные положения диссертации опубликованы в двух научных статьях:

1. Напряженно-деформированное состояние железобетонной сжатой колонны при повторном нагружении с учетом деформации ползучести;

2. Образование магистральных продольных трещин в центрально-сжатых железобетонных элементах.

Работа была доложена:

1) на Второй Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса России» (Секция 6. Инновационные подходы к развитию инженерной инфраструктуры курортов).

Диссертационная работа выполнена в Сочинском государственном университете туризма и курортного дела под руководством доктора технических наук, профессора Е. Н. Пересыпки-на.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В результате проведенных исследований напряженно-деформированного состояния короткого центрально-сжатого сжатого железобетонного элемента с учетом деформации ползучести в стадии эксплуатации, разгрузки на время проведения реконструкции и последующей повторной загрузки было установлено:

1) предела текучести достигают напряжения в арматуре класса All при среднем изменении влажности окружающей среды W в пределах от 40 до 61.67% и малых и средних процентов армированияпреимущественно предела текучести достигают напряжения в арматуре класса Al 1 при классах бетона В30 и В40, а так же при средних и больших значениях начальной меры ползучести;

2) напряжения в арматуре класса Al 11 могут достигнуть значения предела прочности при сжатии ^с=400МПа, принятого, исходя из предельной сжимаемости бетона ?? l (=2−10″ 3, при малых и средних процентах армирования и относительной влажности среды 40%.

2. В железобетонных центрально-сжатых элементах при определенных уровнях загружения и средних и больших коэффициентах армирования в результате полной разгрузки образуется система нормальных трещин. В результате чего элемент состоит из системы блоков. Образование нормальных трещин может привести к коррозии арматуры в процессе проведения работ по реконструкции и снижению несущей конструкции и снижению несущей способности элемента при дальнейшей эксплуатации.

3. Предложен метод определения расстояния между нормальными трещинами, который основан на представлении распределения касательных напряжений в форме квадратной параболы и суммировании эпюр распределения нормальных напряжений на уровне центрального и среднего волокна железобетонного элемента.

4. Предложено соотношение для определения возможности образования трещин раскалывания.

5. Исследования микротрещинообразования при одноосном сжатии бетона в зависимости от расстояния между порами, пористостью матрицы и процентом содержания зерен крупного заполнителя позволило дать качественное описание процесса микротрещинообразования и развития трещин при одноосном сжатии. Выявлено, что реальными факторами, сдерживающими развитие трещин при одноосном сжатии, является неравномерное распределение пор и наличие зерен крупного заполнителя.

6. В результате исследований по определению уровня начала микротрещинообразования при одноосном растяжении бетона было установлено, что при использовании значения теоретического коэффициента концентрации напряжений началу процесса образования микротрещин соответствует уровень напряжений равный (0,34.0,35)^. Показана необходимость в проведении специальных исследований по определению коэффициента концентрации напряжений. Проведено моделирование возможных значений коэффициента концентрации напряжений путем введения поправочного коэффициента который лежит в пределах от 0,35 до 1. Также было установлено, что расстояние между порами слабо влияет на развитие микротрещин. Единственным сдерживающим фактором роста макротрещины являются зерна крупного заполнителя.

7. Если в случае разгрузки образуеться система нормальных трещин, то будет происходить длительный процесс микро-трещинообразования практически по всей длине блоков, что приведет к разуплотнению структуры бетона, ослаблению площадок контакта матрицы и зерен крупного заполнителя, перпендикулярных направлению действия растягивающих напряжений, которые являлись реальным фактором сдерживания развития макротрещин при одноосном сжатии и образования магистральной продольной трещины. Таким образом, несущая способность центрально-сжатого железобетонного элемента снижается и при повторной загрузке, равной или большей первоначальной, существует возможность образования магистральной продольной трещины, что по существу означает достижение элементом предельного состояния, а именно потерю устойчивости.

8. Предложены расчетные зависимости, позволяющие вычислить напряжения в бетоне, при которых может появиться магистральная продольная трещина при заданном значении коэффициента поперечного расширения или определить степень разуплотнения структуры бетона, предшествующую появлению продольной трещины при заданном уровне напряжений в бетоне.

9. Даны рекомендации по определению снижения несущей способности короткого центрально-сжатого железобетонного элемента в результате полной разгрузки и длительного процесса микротрещинообразования в бетоне при растяжении.

На основании вышесказанного короткие центрально-сжатые железобетонные элементы могут достигнуть предельного состояния при полной разгрузке на время проведения реконструкции и последующем повторном нагружении:

1) в случае армирования арматурой класса Al 1, при малых и средних коэффициентах армирования и относительной влажности среды W от 40 до 61.67%, когда арматура достигает предела текучести;

2) в случае армирования арматурой класса Al 11, при малых и средних коэффициентах армирования и относительной влажности среды 40% < W <60%, когда напряжения в арматуре достигают значения предела прочности при сжатии 7?5С=400МПа, о принятого, исходя из предельной сжимаемости бетона sb>и=2−10″ ;

3) в случае образование системы нормальных трещин и длительного процесса разуплотнения структуры, когда при повторной загрузке высока вероятность образования магистральной продольной трещины.

В этих случаях следует:

1) по возможности, избегать полной разгрузки коротких центрально-сжатых железобетонных элементов;

2) произвести усиление коротких центрально-сжатых железобетонных элементов металлическими или железобетонными обоймами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B., Бондаренко В. М., Прокопо-вич И. Е. Приложение теории ползучести к практическим расчетам железобетонных конструкций // Ползучесть и усадка бетона и железобетонных конструкций. — М., 1976. — С. 256 — 301.
  2. H. X. Некоторые вопросы теории ползучести. М.: Гостехтеориздат, 1952. — 324 с.
  3. H. X., Зевин А. А. Расчет строительных конструкций с учетом ползучести. М.: Стройиздат, 1988. — 256 с.
  4. Д. В. Длительное сопротивление железобетонных стержней с высокими коэффициентами армирования при центральном и внецентренном сжатии // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. 1985. — № 4. — С. 114 — 116.
  5. В. Н. Особенности разрушения бетона, обусловленные его ортотропным деформированием // Бетон и железобетон. 1988, — № 12. — С. 13 — 14.
  6. С. X. Оценка надежности железобетонных конструкций со смешанным армированием. М.: Academia, 1998 — 168 с.
  7. А. Я. Расчет железобетонных конструкций на действие длительных переменных нагрузок. Киев: Бу-дiвeльник, 1977. — 156 с.
  8. В. Я. Некоторые вопросы, связанные с построением общей теории железобетона // Бетон и железобетон. -1979.-№ 11.-С. 35 36.
  9. А. И., Сапрыкин В. Ф. Обследование и реконструкция железобетонных и каменных конструкций эксплуатируемых зданий и сооружений. М.: АСБ, 1995. — 192 с.
  10. О. Я. Физические основы теории прочности бетона и железобетона. -М.: Стройиздат, 1961. -95 с.
  11. В. М. Метод интегральных оценок в теории железобетона // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. -1982. -№ 12.-С. 3−15.
  12. В. М. Некоторые вопросы нелинейной теории железобетона. Харьков, 1968. — 322 с.
  13. В. М., Бондаренко С. В. Инженерные методы нелинейной теории железобетона. М.: Стройиздат, 1982. -287 с.
  14. С. В., Санжаровский Р. С. Усиление железобетонных конструкций при реконструкции зданий. М.: Стройиздат, 1990. — 352 с.
  15. Д. Основы механики разрушения. — М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  16. Г. Д. О применении механики разрушения к практическому расчету бетонных и железобетонных изгибаемых элементов // Труды ЛИСИ: Исследования по механике строительных конструкций и материалов. Л., 1988. — С. 107 -113.
  17. Л. О., Пирадов К. А. Развитие трещин при длительном нагружении // Бетон и железобетон. 1990. — № 11.-С. 29.
  18. Г. И. Изменение напряженно-деформированного состояния железобетонного сечения с трещиной, работающего в упругопластической стадии с учетом деформации ползучести бетона // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. -1989. -№ 9.-С. 3−6.
  19. А. А., Александровский С. В., Багрий Э. Я. Ползучесть бетона при напряжениях, изменяющихся во времени //Бетон и железобетон. 1965. — № 7. — С. 1−8.
  20. А. Б., Полищук В. П., Руденко И. В. Расчет железобетонных стержневых систем с учетом фактора времени. -Киев: Буд1вельник, 1984. 128 с.
  21. В.Т., Теряник В. В. О прочности и деформа-тивности внецентренно-сжатых колонн, усиленных обоймами // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. 1991. — № 2. — С. 7 -10.
  22. В.Т., Теряник В. В. О прочности и деформа-тивности колонн, усиленных обоймами // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. 1989. — № 3. — С. 8 — 11.
  23. Ю. В. Механика разрушения для строителей. М.: Высшая школа, 1991. — 288 с.
  24. Ю. В. Моделирование деформаций и прочности бетона методами механики разрушения. М.: Стройиздат, 1982, — 196 с.
  25. Ю. В., Ковлер К. Л., Красновский Р. О., Кроль И. С., Тахер М. Трещиностойкость бетонов с различной степенью неоднородности структуры // Бетон и железобетон. 1989. — № 11.-С.25 -27.
  26. А. А. О квазилинейной теории ползучести стареющих сред // Труды ЛИСИ: Исследования по механике строительных конструкций и материалов. Л., 1988. — С. 114 — 118.
  27. Н. И. Теория деформирования железобетона с трещинами. М.: Стройиздат, 1976. — 204 с.
  28. Н. И., Судаков Г. Н. Сцепление арматуры с бетоном с учетом развития контактных трещин // Бетон и железобетон. 1984. — № 12. — С.42 — 44.
  29. В. М. Предложения к теории деформирования железобетонных стержней с трещинами // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. 1991. — № 7. — С. 30 — 34.
  30. Ю. К. К вопросу о механизме деформирования растянутого бетона // Бетон и железобетон. 1963. — № 2. -С.80 — 83.
  31. В. М., Алиев Ш. А., Гольдфайн Б. С. Сцепление с бетоном и прочность заделки стержневой арматуры периодического профиля // Бетон и железобетон. 1965. — № 11.-С. 25 -27.
  32. Линке М. Visual Basic 5. Справочник: Пер. с нем. -М.: ЗАО Издательство БИНОМ, 1998. 512 с.
  33. Е. Н. Статистические методы построения эмпирических формул. М.: Высшая школа, 1988. — 239 с.
  34. Р. Л., Маилян Д. Р. Промышленное, гражданское и сельскохозяйственное строительство. М.: Высшая школа, 1995.-320 с.
  35. И. Т. Оценка выносливости нормальных сечений стержневых железобетонных изгибаемых элементов при нестационарном многократно повторяющемся циклическом на-гружении // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. 1994. — № 12. — С. 6- 12.
  36. В. П., Жовнир А. С. Экспериментальное исследование характеристики сопротивления распространению трещин обычного тяжелого бетона // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. — 1976. № 3. — С. 19−23.
  37. В. А., Пелло Й. Э. Прочность сжатых железобетонных колонн по наклонным сечениям // Бетон и железобетон. 1992. -№ 9. — С. 20−21.
  38. Пак А. П. Исследование трещиностойкости бетона с позиции механики разрушения // Бетон и железобетон. 1985. -№ 8. — С. 41 -42.
  39. В. В. Предельное равновесие хрупких тел с трещинами. Киев: Наукова думка, 1968. — 246 с.
  40. Е. Н. Механика разрушения армированных бетонов // Бетон и железобетон. 1984. — № 6. — С. 24 — 25.
  41. Е. Н. Напряженно-деформированное состояние железобетонных стержневых элементов с трещинами при учете физической нелинейности материала // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. 1980. — № 2. — С. 9 — 13.
  42. Е. Н. О расчетной модели в общей теории железобетона // Бетон и железобетон. 1980. — № 10. — С. 28.
  43. Е. Н. Расчет стержневых железобетонных элементов. М.: Стройиздат, 1988. — 168 с.
  44. Е. Н., Крамской В. П. Методика определения критического коэффициента интенсивности напряжений для армированного бетона // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. 1982. — № 9. — С. 22 — 24.
  45. А. Б., Аробелидзе В. И., Хуцишвили Т. Г. Напряженно-деформированное состояние внецентренно-сжатых элементов // Бетон и железобетон. 1988. — № 2. — С. 28 — 29.
  46. К. А., Гузеев Е. А. Подход к оценке напряженно-деформированного состояния железобетонных элементов через параметры механики разрушения // Бетон и железобетон. -1994.-№ 5.-С. 19−23.
  47. К. А., Гузеев Г. А. Физико-механические основы долговечности бетона и железобетона // Бетон и железобетон. 1998. — № 1. — С. 25 — 26.
  48. Проблемы расчета строительных конструкций с учетом физической и геометричекой нелинейности. Л.: ЛИСИ, 1986- 160 с.
  49. И. Е., Щербаков Е. И. О концепции приведенного времени в уравнениях семейства кривых ползучести бетона // Бетон и железобетон. 1995. — № 6. — С. 19 — 24.
  50. Разрушение: Пер. с англ. Под ред. Г. Либовица. -М.: Мир, 1973 — 1977. — Т. 1 — 7.
  51. В., Фельдман Р., Розенберг Т. И. Наука о бетоне: Физико-химическое бетоноведение. Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1986. — 278 с.
  52. . С. Упрощенная методика получения диаграмм деформирования стержневых элементов в стадии с трещинами // Бетон и железобетон. 1993. — № 5. — С. 22 — 24.
  53. Рекомендации по оценке состояния и усилению строительных конструкций промышленных зданий и сооружений НИИСК. -М.: Стройиздат, 1989. 104 с.
  54. Рекомендации по учету ползучести и усадки бетона при расчете бетонных и железобетонных конструкций НИИСК. -М.: Стройиздат, 1988. 120 с.
  55. В. В. Прочность и деформативность внецен-тренно-сжатых усиленных элементов при кратковременном динамическом нагружении // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. 1991. — № 11. — С. 135 — 138.
  56. . Ф. Влияние трещин на напряженно-деформированное состояние железобетонных элементов // Авто-реф. дисс. .канд. техн. наук. Л., 1987. — 24 с.
  57. И. И., Чжан Чжун-яо, Голышев А. Б. Расчет железобетонных конструкций с учетом длительных процессов. -Киев: Госстройиздат УССР, 1960. 495 с.
  58. А. А. Влияние различных режимов немногократно-повторного статического нагружения на свойства бетона и работу железобетонных колонн // Дисс. .канд. техн. наук. -Ростов-на-Дону, 1993.-219 с.
  59. В. Д. О сингулярном критерии прочности // Труды ЛИСИ: Исследования по механике строительных конструкций и материалов. Л., 1990. — С. 82 — 85.
  60. В. Д. Сингулярный критерий прочности // Труды ЛИСИ: Исследования по механике строительных конструкций и материалов. Л., 1989. — С. 58 — 63.
  61. А. А. Трещиностойкость колонн при сложных режимах повторного нагружения // Бетон и железобетон. -1996.-№ 6.-С. 9−10.
  62. М. М. Бетон и железобетон: Деформа-тивность и прочность. М.: Стройиздат, 1997. — 576 с.
  63. М. М. Заделка арматуры в бетоне // Бетон и железобетон. 1965. — № 11. — С. 21 — 25.
  64. М. М. Контакт арматуры с бетоном. -М.: Стройиздат, 1981. 184 с.
  65. М. М. Несущая способность бетона и место линейной механики разрушения в ее прогнозе // Бетон и железобетон. 1984. — № 7. — С. 38 — 40.
  66. М. М. О процессе деформирования бетона и развития одиночных поперечных трещин или разрезов при внецентренном сжатии бетона /У Бетон и железобетон. 1998. — № 3.-С. 15 17.
  67. М. М. О процессе деформирования бетона и развития одиночных поперечных трещин или разрезов при внецентренном сжатии бетона // Бетон и железобетон. 1998. — № 4.-С. 25 -27.
  68. Г. П. Механика хрупкого разрушения. -М.: Наука, 1974.-640 с.
  69. X. Теория инженерного эксперимента. Пер. с англ. Под ред. Н. П. Бусленко. М.: Мир, 1972. — 381 с.
Заполнить форму текущей работой