Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка и применение инструментов мониторинга развития экономических систем народного хозяйства России с использованием показателей качества человеческого потенциала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зарубежные и российские ученые посвятили большое количество фундаментальных работ проблемам концепции устойчивого развития, оценки качества человеческого потенциала, применения индексов и индикаторов устойчивого развития для оценки фактического состояния и перспектив развития экономики, промышленных отраслей, предприятий и комплексов. Необходимо отметить труды отечественных ученых: академика В… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ И ИНСТРУМЕНТОВ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ -ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
    • 1. 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И СИСТЕМ ИНДИКАТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 3. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОГРЕССА В ДОСТИЖЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 4. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ РАСЧЕТА КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
    • 1. 5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

    ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПО СТАТИСТИЧЕСКИМ ДАННЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННОЙ ЭКОЛОГО-ДЕМОГРАФО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.

    2.1 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ БАЗОВЫХ И КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПО СТАТИСТИЧЕСКИМ ДАННЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН МИРА.

    2.2. ОЦЕНКА ВКЛАДА БАЗОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ДИНАМИКУ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

    2.3. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИМИТАЦИОННОЙ ЭКОЛОГО-ДЕМОГРАФО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВИРТУАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.

    2.4 МЕТОДИКА РАСЧЕТА БАЗОВЫХ И КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ОСНОВЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ИМИТАЦИОННОЙ ЭКОЛОГО-ДЕМОГРАФО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.

    2.4 ВЫВОДЫ.

    ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

    3.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ БАЗОВЫХ И КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ.

    3.2 СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН МИРА ДЛЯ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

    3.3 ВЫВОДЫ.

    ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Разработка и применение инструментов мониторинга развития экономических систем народного хозяйства России с использованием показателей качества человеческого потенциала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

В повестке дня социально-экономического развития России возникают и становятся все более актуальными проблемы, связанные с глобальной и приоритетной задачей — формированием общества, основанного на знаниях. Речь идет о проникновении знаний во все сферы жизни общества и экономики, о существенном изменении социально-экономической структуры общества. В новом социуме, в условиях «новой экономики», или «экономики знаний», знания должны не только создаваться, но и эффективно и продуктивно использоваться для интеллектуального обеспечения устойчивого развития. Очевидно, что главным фактором формирования такой новой экономики должно стать развитие человеческого потенциала1 и повышение качества человеческого капитала. Определения «развития человеческого потенциала» сформулированы в докладах, издаваемых ежегодно под эгидой Программы развития ООН (ПРООН) с 1990 года. В опубликованном ПРООН в 1990 году «Глобальном докладе о человеческом развитии» говорилось: «Человеческое развитие есть процесс расширения возможностей выбора. В принципе, выбор может быть беспредельным, а его параметры меняются со временем. Но на всех уровнях развития наиболее существенными для человека являются возможность вести долгую здоровую жизнь, приобретать знания и иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного существования. Без этого многие другие возможности остаются нереализованными. В соответствии с такой концепцией человеческого развития, доход — хотя и важное, но не единственное направление человеческих притязаний. Им не исчерпывается его жизнь. Поэтому развитие не может быть ограничено ростом дохода и благосостояния. В его центре — человек». Данная трактовка человеческого развития выходит за рамки представлений об экономическом росте как универсальном средстве решения всех общественных проблем и о человеке лишь как о факторе этого роста. В предисловии академика JI. И. Абалкина к «Докладу о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации» за 1996 год говорится: «Сегодня же речь идет. именно о том, что развитие человеческого потенциала становится главным и определяющим фактором самого экономического роста».

Этот подход был дополнен концепцией устойчивого развития. В «Докладе о развитии человеческого потенциала» 1994 года «устойчивое развитие» было определено.

1 Термины «развитие человеческого потенциала», «развитие человека» и «человеческое развитие» являются синонимами и соответствуют англоязычному термину «human development». как «развитие., которое не только порождает экономический рост, но справедливо распределяет его результаты, восстанавливающее окружающую среду в большей мере, чем разрушающее ее, увеличивающее возможности людей, а не обедняющее их. Это развитие, которое отдает приоритет бедным, расширению их возможностей и обеспечению участия их в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Это развитие, в центре которого человек, ориентированное на сохранение природы, направленное на обеспечение занятости, предполагающее реализацию прав женщин».

Зарубежные и российские ученые посвятили большое количество фундаментальных работ проблемам концепции устойчивого развития, оценки качества человеческого потенциала, применения индексов и индикаторов устойчивого развития для оценки фактического состояния и перспектив развития экономики, промышленных отраслей, предприятий и комплексов. Необходимо отметить труды отечественных ученых: академика В. А. Коптюга, академика Н. Н. Моисеева, академика Н. П. Лаверова, академика Г. И. Марчука, академика П. Д. Саркисова, академика РАО, члена-корреспондента РАН Г. А. Ягодина, члена-корреспондента РАН Н. П. Тарасовой, члена-корреспондента РАН Ю. Н. Павловского, члена-корреспондента РАН В.И. Данилова-Данильяна, профессора В. П. Мешалкина, профессора С. Н. Бобылева и др., а также зарубежных ученых: Дж. Форрестера, Д. Медоуза и др.

В последние годы в России возрос интерес к вопросам совершенствования научной и инновационной деятельности, разработке и практическому использованию в оценке экономического роста показателей устойчивого развития. Начиная с 1996 года, в России приняты такие базовые документы в области науки, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Доктрина развития российской науки, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Концепция реформирования российской науки на период 1998;2000 годов, Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. В 2002 г. принята Экологическая доктрина Российской Федерации.

Анализируя в целом готовность России перейти к созданию экономики знаний, можно отметить, что, несмотря на трудности, связанные с переходом от одной модели развития к другой, экономика страны имеет значительные возможности адаптироваться к новым условиям. Эти возможности обусловлены, в первую очередь, традиционно высоким качеством человеческого потенциала и высоким образовательным уровнем граждан России, значительными возможностями для инновационного процесса и достаточно развитой материально-технической базой национальной инновационной системы. В то же время своеобразным тормозом, сдерживающим продвижение России к экономике знаний, остаются нерешенные экономические и организационно-управленческие проблемы развития институциональной среды, в том числе дальнейшего совершенствования системы высшего образования, непрерывной профессиональной подготовки и повышения квалификации работников как важнейших факторов качества человеческого капитала, что в значительной степени обусловлено низкой эффективностью государственного управления и регулирования экономики, высокими административными барьерами.

Для решения задач, перечисленных выше, необходимо развивать количественные методы анализа и мониторинга экономических систем. К одному из таких методов можно отнести построение традиционных экономических индексов. Однако традиционные экономические индексы отражают тенденции только экономического роста, но не социально-экономического развития, поэтому в качестве альтернативы в последнее время в мире активно ведется разработка критериев и индикаторов, охватывающих экономические, экологические, социальные и институциональные аспекты человеческого развития. Организационно-экономический анализ мирового опыта в области разработки индикаторов устойчивого развития показывает, что существует два подхода к их построению: построение систем индикаторов и построение интегрированного (комплексного) показателя. В настоящее время общепринятым комплексным показателем устойчивого развития, включающим три основных аспекта развития человека, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который был разработан в рамках Программы развития ООН (ПРООН) и успешно используется более чем для 170 стран мира с 1990 г.

Эффективным методом анализа и мониторинга национальных экономических систем может служить имитационное моделирование. Использование имитационных моделей социально-эколого-экономических систем является перспективным научным организационно-экономическим инструментом анализа проблем устойчивого развития, который позволяет научно обоснованно прогнозировать различные варианты развития человечества.

Цель работы.

Цель работы — разработать методические основы мониторинга национальных экономических систем с использованием показателей качества человеческого потенциалапредложить методику прогнозирования развития национальных экономических систем по показателям человеческого потенциала, с использованием эколого-демографо-экономической модели (ЭДЭ-модели).

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие логически взаимосвязанные задачи:

• Систематизировать, обобщить и дополнить современные методики и инструменты мониторинга национальных экономических систем на основе оценки человеческого потенциала как важнейшего интеллектуального фактора устойчивого развития.

• Предложить инструменты для оценки влияния образовательного уровня населения на качество человеческого капитала и на развитие национальных экономических систем в целом.

• Идентифицировать общие черты в динамике показателей человеческого потенциала по статистическим данным социально-экономического развития России и стран мира за период 1992;2002 гг.

• Предложить методику применения имитационной эколого-демографо-экономической модели (ЭДЭ-модели) для расчета показателя качества человеческого потенциала.

• Разработать методику расчета базовых и комплексного показателей человеческого потенциала с использованием ЭДЭ-модели.

• Предложить прогноз развития национальных экономических систем на основании анализа комплексного и базовых показателей человеческого потенциала.

• Оценить вклад базовых показателей в динамику комплексного показателя человеческого потенциала.

Объектом исследования являются экономические системы народного хозяйства России и стран мира, «компьютерная экономическая система» в виде имитационной эколого-демографо-экономической модели (ЭДЭ-модели) государства.

Предметом исследования являются социально-экономические процессы развития человечества, организационно-экономические процессы роста, обусловливающие тенденции изменения базовых и комплексного показателей человеческого потенциала по статистическим данным социально-экономического развития России и стран мира и по результатам имитационного моделирования в различных режимах функционирования ЭДЭ-модели.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата России, экономико-статистические сборники, результаты аналитических исследований отечественных информационных агентствежегодные глобальные и национальные доклады ПРООН, ежегодные корпоративные отчеты компаний BASF и Bayer.

Теоретической и методологической базой исследования являются концепция устойчивого развитиясистемный анализ экономических процессов и явленийосновные законы рыночной экономикиметоды математического моделирования экономических и социальных процессовметоды кластерного анализаметоды экономики природопользованияметодология экономики знанийнаучные положения и выводы, сформулированные в трудах российских и зарубежных ученых по проблемам развития человечества и устойчивого развития.

В качестве основного методического инструмента использован системный подход и методы экономико-математического моделирования.

Актуальность исследования определяется малой изученностью организационно-экономических инструментов мониторинга национальных экономических систем с использованием показателей человеческого потенциала.

Учет показателей качества человеческого капитала и оценки человеческого потенциала во многом определяет экономическую устойчивость национальных экономических систем. Однако в настоящее время научно-методические основы использования показателей человеческого потенциала для мониторинга экономических систем не проработаны, что подтверждается результатами анализа литературных источников.

Обоснованность научных результатов и выводов определяется корректным применением концепции устойчивого развития, методов экономической теории и экономико-математического моделирования, метода кластерного анализа.

Достоверность научных результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, заключается в непротиворечивости известным теоретическим и практическим положениям, опубликованным в отечественной и зарубежной литературе по экономике, устойчивому развитию.

Основные результаты диссертации используются в лабораторном практикуме при обучении студентов по специальности 13 400 «Природопользование» в Высшем колледже рационального природопользования Института химии и проблем устойчивого развития РХТУ им. Д. И. Менделеева (научный руководитель колледжа академик РАН Н.П. Лаверов).

В диссертации получены следующие основные результаты, имеющие научную новизну:

1. Проведен организационно-экономический анализ современных методов и инструментов мониторинга национальных экономических систем по показателям человеческого потенциала, который позволил выявить тенденции развития оценки качества человеческого капитала как важнейшего условия перехода к устойчивому развитию.

2. Проведен анализ статистических данных социально-экономического развития России и стран мира за период 1992;2002 гг., который позволил выявить общие черты и тенденции динамики комплексного и базовых показателей человеческого потенциала.

3. Предложены инструменты оценки влияния образовательного уровня населения на качество человеческого капитала и на развитие национальных экономических систем в целом, в условиях формирования экономики знаний, или новой экономики.

4. На основании статистических данных социально-экономического развития России и стран мира проведен кластерный анализ изменения показателей человеческого потенциала, позволивший проанализировать развитие национальных экономических систем по классам базовых и комплексного показателей человеческого потенциала.

5. Проведена оценка вклада базовых показателей человеческого потенциала в динамику комплексного показателя человеческого потенциала на примере статистических данных социально-экономического развития России и стран СНГ, Европы и Африканского региона, что позволило оценить прогресс в достижении устойчивого экономического развития и устойчивого развития в целом по показателям качества человеческого капитала для России и других стран мира.

6. Предложена методика применения имитационной ЭДЭ-модели виртуального государства для оценки качества человеческого потенциала, которая позволяет осуществлять оценку на основании базовых и комплексного показателей человеческого потенциала.

Исследованы режимы функционирования ЭДЭ-модели для воспроизведения типичных динамических характеристик изменения человеческого потенциала.

7. Разработана методика использования имитационной ЭДЭ-модели для расчета комплексного и базовых показателей человеческого потенциала и прослеживания их динамики на временах порядка жизни поколения (25 лет).

8. Предложен прогноз динамики показателей человеческого потенциала для России, выполненный с использованием ЭДЭ-модели.

Практическая значимость работы: разработаны и применены инструменты мониторинга развития национальных экономических систем России с использованием показателей человеческого потенциала, а также выполнен прогноз развития национальных экономических систем России и ряда стран мира, учитывающий динамику показателей качества человеческого капитала.

Основные выводы и рекомендации диссертации могут найти применение при мониторинге развития региональных экономических систем России. Разработанная методика прогнозирования развития национальных экономических систем может найти практическое применение при научно-практическом прогнозировании развития как региональных, так и национальных экономических систем.

Реализация результатов работы. Основные методические и теоретические результаты работы используются при обучении студентов Высшего колледжа рационального природопользования Института химии и проблем устойчивого развития РХТУ им. Д. И. Менделеева, могут быть использованы административными органами для планирования стратегии развития регионов и экономики государства.

Апробация работы.

Полученные в диссертации результаты докладывались и обсуждались на Московском межвузовском семинаре студентов и молодых учёных «Экологическая безопасность и устойчивое развитие» (г. Москва, Московский государственный горный университет и РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2002 г.) — Международной научно-методической конференции «Научно-методические и практические аспекты подготовки специалистов в современном техническом ВУЗе» (Белгородский государственный университет, 2003 г.) — VII Международной экологической конференции студентов и молодых ученых «Экологическая безопасность как ключевой фактор устойчивого развития» (г. Москва, Московский государственный горный университет, 2003 г.) — II Международной конференции «Образование и устойчивое развитие» (г. Москва, РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004 г.).

Основные результаты диссертации докладывались на научно-методических семинарах кафедры проблем устойчивого развития РХТУ им. Д. И. Менделеева.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы 2 научные работы общим объемом 4,3 усл. печ. л.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. На основе обобщения и организационно-экономического анализа современных методов и инструментов мониторинга национальных экономических систем по показателям человеческого потенциала научно обоснована актуальность разработки и применения показателей человеческого потенциала для мониторинга национальных экономических систем России.

2. Проведен анализ методов измерения показателей человеческого потенциала, который позволил определить особенности их построения и применения для оценки качества человеческого капитала.

3. Предложены инструменты оценки влияния образовательного уровня населения на качество человеческого капитала и на развитие национальных экономических систем в целом, которые учитывают специфику условий формирования экономики знаний.

4. Проведен анализ статистических данных социально-экономического развития России и стран мира, который позволил выявить общие черты и тенденции динамики комплексного и базовых показателей человеческого потенциала, сравнить российские тенденции с общемировыми. Полученные результаты позволяют повысить эффективность принятия решений по наиболее приоритетным направлениям развития человеческого потенциала.

5. Оценка вклада базовых показателей в динамику комплексного показателя человеческого потенциала проведена по статистическим данным социально-экономического развития России, Европейских и Африканских стран, что позволило оценить прогресс в достижении устойчивого экономического развития и устойчивого развития в целом по показателям человеческого развития для России и других стран мира.

6. Разработана методика применения ЭДЭ-модели для оценки качества человеческого потенциала, как важнейшего фактора устойчивого экономического развития.

7. Впервые разработана методика расчета комплексного и базовых показателей человеческого потенциала на основе ЭДЭ-модели. Предложена методика расчета комплексного и базовых показателей человеческого потенциала на основе эколого-демографо-экономической модели, которая позволяет рассчитать показатели человеческого потенциала при различных режимах функционирования модели на характерных временах порядка жизни поколения.

8. Выполнен прогноз развития национальных экономических систем на основании анализа базовых и комплексного показателей человеческого потенциала. Анализ проводился по статистическим данным социально-экономического развития России и стран мира, а затем сравнивался с результатами имитационного моделирования в различных режимах функционирования ЭДЭ-модели, что позволило выявить причины сложившихся тенденций развития показателей человеческого потенциала и предложить прогноз дальнейшего развитие показателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Доклад о развитии человеческого потенциала В Российской Федерации. Год 2004/ Под общей редакцией С. Н. Бобылева. М.: Права человека, 2004.
  2. В.П. Логистика и электронная экономика в условиях перехода к устойчивому развитию. Москва-Генуя, 2004.
  3. Э.А. Инновационный менеджмент. М.: «Акамис», 1996.
  4. В.П., Гунин В. Н., Ляпина С. Ю., Онищенко С. И., Устинов В. А. Инновационный менеджмент. ЗАО «Финанстатинформ», 2000.
  5. Constructing Knowledge Societies: New Challenges for Tertiary Education. Washington, DC: The World Bank, 2002. p. vii.
  6. B.B. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации, 2002. № 4, (51).
  7. Е.А. Глобальные тенденции в высшем образовании и их влияние на институциональный дизайн, /под ред. Е. А. Князева. Казань: Унипресс, 2001.
  8. Высшее образование в России. Некоторые цифры // Отечественные записки, 2002.№ 2
  9. И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. Академии, 2002. — 592 с.
  10. World Bank. 1990. World Development Report 1990. New York: Oxford University Press
  11. Индикаторы конкурентоспособности и качества жизни: инструмент оценки результативности госплитики. ИКСИ. Рабочие материалы. 2004. № 1. С. 36−37
  12. Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию (http://www.economy.gov.ru/nat report/index.htm) (http://www.summit.priroda.ru/
  13. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1996 год./ Под общей редакцией Г. Стендинга. М.: Academia, 1997.
  14. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1997 / Под общей редакцией проф. Ю. Е. Федорова. М.: Права человека, 1998.
  15. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1998 / Под общей редакцией проф. Ю. Е. Федорова. М.: Права человека, 1998.
  16. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 2000 L Под общей редакцией проф. С. Н. Бобылева. М.: Права человека, 2001
  17. Знания на службе развития. Отчет о мировом развитии. 1998/99. Включая выборочные показатели мирового развития. М.: Издательство «Весь мир», Всемирный банк, 1999.-320 с.
  18. Качество роста. 2000/ В. Томас и др./ Пер. с англ. М: Издательство «Весь Мир», 2001.-352 с.
  19. World Bank. 1999 a. Education Sector Strategy. Washington, D.C.
  20. Россия: образование в переходный период. Всемирный банк. Управление Европы и Центральной Азии. Депртамент III, Отдел социальных ресурсов. Декабрь 1995.
  21. Human Development Report 2003. UNDP, New York: Oxford University Press, 2003.
  22. Human Development Report 2002. UNDP, New York: Oxford University Press, 2002.
  23. Human Development Report 2001. UNDP, New York: Oxford University Press, 2001.
  24. Human Development Report 2000. UNDP, New York: Oxford University Press, 2000.
  25. Human Development Report 1999. UNDP, New York: Oxford University Press, 1999.
  26. Human Development Report 1998. UNDP, New York: Oxford University Press, 1998.
  27. Human Development Report 1997. UNDP, New York: Oxford University Press, 1997.
  28. Human Development Report 1995. UNDP, New York: Oxford University Press, 1995.
  29. Human Development Report 1994. UNDP, New York: Oxford University Press, 1994.
  30. Human Development Report 1993. UNDP, New York: Oxford University Press, 1993.
  31. Human Development Report 1992. UNDP, New York: Oxford University Press, 1992.
  32. Human Development Report 1991. UNDP, New York: Oxford University Press, 1991.
  33. Human Development Report 1990. UNDP, New York: Oxford University Press, 1990.
  34. Е.Ф. Основы экономической теории. М.: Высшая школа, 2000. — 240 с.
  35. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие под общей редакцией проф. В. П. Колесова (экономический факультет МГУ) и Т. Маккинли (ПРООН, Нью-Йорк)-М.: Права человека, 200.-464 с.
  36. А.Э., Добрецов H.JL, Лаверов Н. П., Коджубаев А. Г., Лившиц В. Р. энергетическая стратегия России в XXI веке// Вестник РАН. 1999. № 3.
  37. Ядерная энергетика и устойчивое развитие: Пособие для учителей/ П. Д. Саркисов, A.M. Чекмарев, М. Б. Розенкевич, Ю. В. Сметанников, Н.П. Тарасова- РХТУ им. Д. И. Менделеева. М., 2001. — 98 с.
  38. А.А., Фортов. Тенденции развития мировой энергетики// Вестник РАН. 2004. № 3.
  39. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
  40. А.А. Природный фактор в национальном достоянии страны. М.: МИРЭА, 2002. — 172 с.
  41. Данилов-Данильян В. И. Бегство к рынку: десять лет спустя. М.: Издательство МНЭПУ, 2001.
  42. С.Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А., Крецу Н. С. Экономика устойчивого развития: Учебное пособие. М.: Ступени, 2004. — 304 с.
  43. Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник). Отв. ред. Н.Н. Марфенин/ Под общей редакцией: В.И. Данилова-Данильяна, С. А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2002. — 336 с.
  44. В.М. Стратегический потенциал России. Природные ресурсы. М.: ЗАО «Геоинформмарк» 1999.
  45. Попов В. В. Минеральные ресурсы и экономика России. Природные ресурсы и экономика России на рубеже XX-XXI столетий: Проблемы и пути их решения. М.: ОИФЗ РАН, 2000.
  46. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты. Под редакцией В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. Изд. 2-е. М.: Academia, 2000. 416 с.
  47. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)/Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко М.: ЦПРП, 2001. — 220 с.
  48. Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа 4 сентября 2002 г., UN/A/Conf. 199/20 http://www.un/org/russian/conferen/wssd/
  49. Л.Г. Экологическая экономика: Учебник. Сумы: Университетская книга, 2001.-350 с.
  50. Little Green Data Book. 2000. World Bank. 2000.
  51. Н. Экономика стран Содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. 2002. № 3. С. 113−123.
  52. А.Н. 10 лет СНГ: накопленный опыт и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1. С. 93−100.
  53. Устойчивое развитие: ресурсы России. Под общей редакцией академика РАН Н. П. Лаверова. М.: Издательский центр РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004, 212 с.
  54. World Bank. 1999e. World Development Indicators. Washington, D.C.
  55. World Bank. 2000c. World Development Indicators. Washington, D.C.
  56. Indicators of Sustainable Development, UN Department for Policy Coordination and Sustainable Development, December, 1997.
  57. Ю., Рябушкин Б., Итоги развития экономики стран-членов СНГ в 2001 г. // Вопросы экономики. 2002. № 3. С. 124−137.
  58. Россия, СНГ в мировой экономике: содружество и соперничество // «Круглый стол» Совета Федерации. М., 1999. Выпуск 9. С. 19.
  59. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под редакцией А. Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2002. — 414 с.
  60. Россия в окружающем мире: 2001 (Аналитический ежегодник). Отв. ред. Н.Н. Марфенин/ Под общ. ред.: В.И. Данилова-Данильяна, С. А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.-332 с.
  61. .Б. Здоровье населения России в XX веке. М.: Изд. МНЭПУ. 2001. 276 с.
  62. Россия в окружающем мире: 2003 (Аналитический ежегодник). Отв. ред. Н.Н. Марфенин- под общ. ред.: Н. Н. Марфенина, С. А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.-336 с.
  63. OESD Environmental Data Compendium 1999. Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). Paris: 2000. p. 159.
  64. Россия и страны мира: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. 325 е.,
  65. Н.Г., Елкина В. Н., Лбов Г. С. Алгоритмы обнаружения эмпирических закономерностей. // Новосибирск. Наука. 1985.
  66. JI. Статистическое оценивание. // М.: Статистика. 1976.
  67. Манд ель Н. Д. Кластерный анализ // М.: Финансы и статистика. 1998.
  68. ., Оделл П. Кластерный анализ. М.: «Статистика», 1977.
  69. Немцов А.В.,. Судаков С. А Смерти при отравлении алкоголем в регионах Российской Федерации в 1991—1997 гг. //Вопросы наркологии. 2002. № 5. С. 64−69.
  70. С.А., Лебедева И. С., Коледа В. Г. Применении кластерного анализа при исследовании клинико-нейрафизиологических корреляций. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова 2003. № 7. С. 40−43.
  71. Н.Н. Идеи естествознания в гуманитарной науке: о единстве естественно-научного и гуманитарного знания//Человек. 1992. Вып. 2. С. 5−16.
  72. Дж. Мировая динамика. М.:Наука, 1978. 168 с.
  73. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рендерс Й., Беренс В. В. Пределы роста: Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». М.:Изд-во МГУ, 1991. 208с.
  74. Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987.303 с.
  75. Н.В., Бродский Ю. И., Оленев Н. Н., Павловский Ю. Н., Тарасова Н. П. Проблема устойчивого развития: естественно-научный и гуманитарный анализ. М.: ФАЗИС, 2004. 108 с.
  76. Н.П., Кручина Е. Б. «Индексы и индикаторы устойчивого развития». В кол. монографии Устойчивое развитие: ресурсы России. Под общей редакцией академика РАН Н. П. Лаверова. М.: Издательский центр РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004, с. 43−79
  77. Ю.Н. Имитационные модели и системы. М.: Фазис, 2000, 131с.
  78. Н.В. Устойчивое развитие и интегрированные модели. //Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Зеленоград: Изд-во МИЛ, 1999. С.64−65.
  79. Ю.И. Эколого-социально-экономическая имитационная модель, технология реализации/УМоделирование, декомпозиция и оптимизация сложных динамических процессов. М.:ВЦ РАН, 2001.
  80. Ю.И. Проблемы создания центра имитационного моделирования в 1Шегпе1//Моделирование, декомпозиция и оптимизация сложных динамических процессов. М.:ВЦ РАН, 1998. С.29−35.
  81. В.Ф. Управленческие имитационные игры и АСУ. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1979. 234с.
  82. Н.Н., Павловский Ю. Н. Информатика как отрасль народного хозяйства: особенности, темпы и тенденции развития// Экономика и математические методы. 1986. № 5. С 31−45.
  83. Т. Машинные эксперименты с моделями экономических систем. М.: Мир, 1975. 397 с.
  84. Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука. М.: Мир, 1978. 297 с.
  85. А.А., Поспелов И. Г., Шананин А. А. Опыт математического моделирования экономики. М.: Энергоатомиздат, 1996. 544 с.
  86. Н.Н., Решетцева Е. В., Саранча Д. А. Модель взаимодействия демографических и экономических процессов (рождаемость, образованность, благосостояние). М.: ВЦ РАН, 1997. 26 с.
  87. Н.Н., Александров В. В., Тарко A.M. Человек и биосфера. Опыт системного анализа и экспериментов с моделями. М.: Наука, 1985. 385 с.
  88. А.С., Павловский Ю. Н. Устинов В.А. Опыт имитационного моделирования исторического процесса. М.: Наука, 1984, 98 с.
  89. Ю.Н. Экологический контроль — составная часть индустрии// Вестник РАН. 1993.№ 2. С.29−38.
  90. Ю.Н. Математический и гуманитарный анализ механизма ядерного сдерживания// Вестник РАН. 2000.№ 4. С. 195−202.
  91. Н.Н. Агония России: Есть ли у нее будущее. Попытка системного анализа проблемы выбора //Зеленый мир. 1996. № 12. С. 6−15.
  92. С.П. Общая теория роста человечества. М.: Наука, 1999. 190 с.
  93. О.В. Азы математической демографии. М.: Наука, 1997. 159 с.
  94. World Science Report Paris: UNESCO Publishing, 1996. 356 pp.
  95. D.H., Meadows D.L. (eds.), «Toward Global Equilibrium», collected papers. Cambridge, Mass. Wright Allen Press Inc., 1973.
  96. Meadows D.L. et al, «Dynamics of Growth in a Finite World». Cambridge, Mass. Wright Allen Press Inc., 1974.
  97. И.Г. Моделирование экономических структур. М.: ФАЗИС. ВЦ РАН, 2003, XIV+194 с. (Математическое моделирование. Вып. 6)
  98. С.М. Модель формирования сбережений и спроса на деньги: I. -Математическое моделирование, 1994, 6 (7), 25−40.
  99. М.С. Производительные деньги сберегательные деньги (теория и механизм неинфляционного запуска экономического роста посредством восстановления сбережений населения. — Российский экономический журнал, 1994, № 10.
  100. М.С., Гуриев С. М., Оленев Н. Н., Петров А. А., Поспелов И. Г. Механизм стимулирования экономического роста посредством восстановления сбережений населения. Экономика и математические методы, 1996,32 (3), 31−54
  101. С.М., Поспелов И. Г. Уровень качества продукции как экономический регулятор. Математическое моделирование, 1992,4 (4), 22−46.
  102. И.Г. Модели экономической динамики, основанные на равновесии прогнозов экономических агентов. М.: ВЦ Ран, 2003.
  103. В.А., Горелов М. А., Кононенко А.Ф.Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. Радио и связь, М.: 1991, —288 с.
  104. Н.Н. Математик ставит эксперимент. М.: Наука, 1979. С. 223.
  105. В.Н. «Приложение системного анализа к экологии, социологи и экономике» / Проблемы современной экономики. М.: Диалог-МГУ, 1997.
  106. И.Г., Поспелова ЛЛ. ИНДЕКС система исчисления агрегированных показателей потребительского спроса. Сообщения по прикладной математике. — М.: ВЦ РАН, 1995.
  107. А.А. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент. Вестник АН СССР, 1979, № 5, 38−49.
  108. П.С., Петров А. А. Принципы построения моделей. М.: МГУ, 1983- М.: ФАЗИС, 2000. С. 411.
  109. В.Н. Системная динамика.-М.: Экономический факультет МГУ- ТЕИС, 1998.-205 с.
  110. Стол ерю J1. Равновесие и экономический рост (принципы макроэкономического анализа). Пер. с франц. под ред.Б. И. Исаева.-М.:Статистика, 1974.
  111. А.А., Шрейдер Ю. А. Системы и модели М.: Радио и связь, 1982.
  112. Социально-экономическое положение России. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 1999.
  113. Bayoumi, Tamim A. GEM: a new international macroeconomic model/Tamim Bayoumi- with assistance from Douglas Laxton at al. Washington, D.C.: International Monetary Fund, 2004. p. 29
  114. Federal Reserve System, USA
  115. Federal Statistical Office, Germany127. www.un.org/depts/unsd/social/inc-eco.htm
  116. Дж.К. Экономические теории и цели общества. Пер. с англ. Под ред. А. Г. Милейковского.-М.:Прогресс. 1976
  117. В.М. Кризис экономической теории http://www.cemi.rssi.ru/rus/publicat/e-pubs/d9702t/d9702t.htm
  118. Экономическая статистика./Под ред.Ю. Н. Иванова.-М.:ИНФРА, 2000.-480с.
  119. К. Введение в эконометрику. -М.:ИНФРА, 1999.
  120. Я.Р., Катышев П. К., Пересецкий А. А. Эконометрика. Начальный курс. -М.:Дело, 2002.
  121. Р., Холден К. Введение в прикладной экономический анализ. -М.:Финансы и статистика, 1981.
  122. Edgeworth F.Y. The plurality of Index Numbers. // Economic Journal, 1995, V.35.P. 379−388.
  123. Afriat S.N. The Construction of Utility Functions from Expenditure Data // International economic review, 1967. V.8, N1. P. 67−77.
  124. Afriat S.N. On a system of inequalities in demand analysis and extension of the classical method // International economic review, 1973. V.14, N2. P. 460−472.
  125. А. А., Шананин А. А. Системный анализ экономики: проблема агрегированного описания экономических отношений // Математическое моделирование. Методы описания и исследования сложных систем. М.: Наука, 1989. С. 125−143.
  126. World development Indicators 2002. World Bank. Washington, D.C. 2002. pp. 268−270
  127. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. проф. Д. Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-430 с.
  128. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части 1,2). М.: ЮР-КНИГА, 2004. -416 с.
  129. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития: Монография.-М.: ВлаДар, 1993.-310с.
  130. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989. 526 с.
  131. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  132. Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н. Б. Баркалова и С. Ф. Иванова. М.: Права человека, 1998.
  133. А.А. Индекс человеческого развития: опыт применения. М.: МАКС Пресс, 2000.
  134. А.А. Россия и индекс человеческого развития / Население и общество, № 48, 2000.
  135. Динамика основных показателей состояния экономики, декабрь 2001. Рабочий центр экономических реформ при правительстве России. М., 2001.
  136. Оценка социально-экономической ситуации и использование бюджетов субъектов российской Федерации в 2001 г. М.: 2001, ноябрь.
  137. Выражаю благодарность научным руководителям: член-корреспонденту РАН, профессору, д.х.н. Тарасовой Н. П., к.ф.-м. н., доценту Белотелову Н. В. за неоценимую помощь и поддержку в ходе работы над диссертацией.
  138. Выражаю глубокую признательность научному консультанту заслуженному деятелю науки РФ, д.т.н., профессору Мешалкину В. П. за обсуждение вопросов эффективности экономических систем народного хозяйства России.
  139. Автор благодарит Судакова С. А. и Мясоедова С. Н. (лаборатория математических методов обработки данных НЦПЗ РАМН) за совместно проведенный кластерный анализ и содействие в интерпретации его результатов.
Заполнить форму текущей работой