Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Очерк второй половины 19 века: Жанрово-стилевая характеристика; на материале очерков о российском Дальнем Востоке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конечно, трудно сказать, что Максимов и Стахеев, Пржевальский и Елисеев, преследовавшие в своих книгах специфические цели, ставили задачу осмысленного обогащения литературного процесса второй половины 19 века. Более того, они также сознательно не стремились к тому, чтобы изменить внутреннюю систему очеркового жанра, хотя у некоторых из названных писателей заметен диалог с предшественниками… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ПРОБЛЕМА НАРОДОЗНАНИЯ В ПУТЕВЫХ ОЧЕРКАХ С. В. МАКСИМОВА И Д. И. СТАХЕЕВА. ЖАНР ОЧЕРКА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО РЕАЛИЗМА XIX ВЕКА
    • 1. 1. Очерки Максимова C.B. «На Востоке. Путь на Амур». От «путешествия» к очерковому циклу
    • 1. 2. Очерки Д. И. Стахеева (проблема быта, самосознания народа, очерк и поэтика сказа)
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ЖАНР ОЧЕРКА И ПОЭТИКА ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.М. ПРЖЕВАЛЬСКОГО И A.B. ЕЛИСЕЕВА
    • 2. 1. Очерки Н. М. Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае в 1867 — 1869 годах»: поэтика пейзажа, времени и пространства- художественное и документальное в стиле,
    • 2. 2. Очерки A.B. Елисеева. Художественно-научная философия природы

Очерк второй половины 19 века: Жанрово-стилевая характеристика; на материале очерков о российском Дальнем Востоке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационное исследование обращено к изучению очерковой прозы второй половины 19 века, посвященной Дальнему Востоку. Данная тема важна в двух аспектах: во-первых, большой интерес представляет изучение художественной специфики жанра очерка, представленного большим разнообразием жанровых и тематических разновидностейактуальность жанра в современной литературе возрастает, и литературоведение нуждается в материале для теоретического и историко-литературного осмысления этого явленияво-вторых, богатый пласт русской очерковой, мемуарной и художественной литературы, посвященной Дальнему Востоку, мало изучен и ждет своего описания и изучения в русле единого историко-литературного процесса русской литературы.

Очерк — жанр документально-художественной литературы. Он представлен разнообразными произведениями, различными по соотношению факта и художественного вымысла, сюжетно-композиционному строению: от отдельных зарисовок и сценок до сложных очерковых циклов. Разнообразна тематика и проблематика, к которой обращается очерк: от публицистики и социологии до сокровенного сложного внутреннего мира человека. Несмотря на то, что этот жанр разносторонне изучен, единого подхода к пониманию художественной специфики очерка нет, ждут своего дополнения и уточнения теоретические аспекты (проблема жанровой специфики, жанровой эволюции очерка) и историко-литературные (изучение особенностей поэтики очерка в индивидуальном воплощении у конкретных писателей). Проблемно-тематическое и идейно-художественное разнообразие очерков послужило причиной создания различных подходов к изучению очерка как жанра. Существующие определения очерка, системы классификации пытаются охватить все видовое многообразие произведений этого жанра. Сопоставление и анализ подходов к изучению очерка ярко показывает, что художественная специфика очерковой литературы не поддается однозначному истолкованию. Из большого количества определений очерка мы в своей работе опираемся на те, в которых учитывается эстетическое начало очерка, близость этого жанра и жанров художественной эпической литературы.

Так, исследователь В. А. Богданов (46) специфическими признаками очерка видит аналитическое начало этого жанра, описательность и публицистичность. Он определяет очерк как эпический жанр, в котором описательно-повествовательное изображение складывается в основном из наблюдений «рассказчика», составляющего композиционный центр произведения. Специфическими жанровыми признаками очерка называются установка на документальность, свободная композиция, единство частей которой создается аналитической мыслью автора-повествователя (46,515). Исследователь указывает, что наряду с документальными очерками, в которых очеркист не «создает заново ни связей между героями, ни характеров, ни событий,.а своё обобщающее понимание выражает. непосредственно публицистически» (46,517), существуют художественные очерки, близкие к тому виду рассказов, «в которых интриги и коллизии лишены остроты, а развитие сюжета. внешней динамики» (46,517).

Неоднозначность эстетической природы очерка, близость его художественным жанрам литературы подчеркивается Г. Н. Поспеловым (129- 125). Очерк рассматривается ученым как эпическая форма, близкая к рассказу. Специфику этого жанра исследователь видит в отсутствии острого и быстро разрешающегося конфликта и большей, по сравнению с рассказом и новеллой, развитостью описательных изображений, в которых предметом исследования является не становление характера личности в ее конфликтах с общественной средой, а само описание, анализ гражданственного, нравственного состояния среды. Отсюда следует значительная роль автора в очерках, «активность его обобщающей мысли, выразительность и колоритность его речи». Г. Н. Поспелов обращает внимание на жанровое, сюжетнокомпозиционное разнообразие очерковой литературы. Он разделяет очерки на художественные, публицистические и документальные. В публицистических и документальных большое место занимают рассуждения автора, в них ярче выражено аналитическое начало. В художественных очерках (к ним Г. Н. Поспелов относит очерки И. С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, К. Г. Паустовского и др.) факты и явления жизни творчески типизированы, обобщены, эмоционально заострены. Функционирование очерка, его актуальность ученый связывает с состоянием общественной мысли, замечая, что очерк как жанр становится востребован тогда, когда «в обществе в связи с кризисом общественных отношений, с возникновением нового уклада возрастают „нравоописательные“ интересы» (129, 47−48).

Целостное осмысление очерковой литературы, во всем ее жанровом и тематическом разнообразии, предпринято в работах Н. И. Глушкова (56- 57- 58). Вслед за Г. Н. Поспеловым исследователь считает очерк одним из жанров эпической литературы. Отличие очеркового повествования от беллетристического исследователь видит в композиционной свободе, в более ярко выраженном аналитическом начале. «Вторжение логики в рассказ, повесть и роман трансформирует жанры, заставляет нас искать определения, указывающие на сходство их с очерками. И наоборот, заметный интерес беллетристического начала над аналитическим в очерках сближает их с рассказом, повестью, романом» (57, 153). Определяя, что специфика очерка по сравнению с другими эпическими жанрами заключается в более ярко выраженном аналитическом начале, в большей роли автора, в установке на документальность, исследователь отмечает, что ни одна из этих характеристик, взятая в отдельности, не может служить жанровой характеристикой очерка. Существование в очеркистике таких имен как Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин — Сибиряк показывает, что документальность не является ведущим жанровым признаком очерка. «Фактическая достоверность не определяет специфики очерка и не может считаться его жанровой чертой», -пишет исследователь (57, 45). Публицистическое начало также не может быть названо определяющим в жанровой природе очерка. Выделение публицистичности как ведущего начала очерковой литературы, обедняет и упрощает художественную природу очерка. «Публицистический очерк — только одна из разновидностей, цитирует Глушков исследователя очеркового жанра А. Лежнева, — Гете, Пушкин, Андрэ Жид означают другой его путь. Это проза, размышляющая и умеренная в интонациях, интимная и сдержанная одновременно. Журналистская острота и горячность здесь преобразованы в раздумье, в живой, но не очень громкий отзыв на всю многообразность проявлений действительности. Это умение думать вслух» (57, 68).

Таким образом, в работах Н. И. Глушкова очерк понимается как форма с трудноопределимыми жанровыми очертаниями, в которой не всегда можно четко разграничить эпическое и лирическое начало, публицистику и описательность и т. д. Отсюда в работах ученого следует очень важная, на наш взгляд, мысль, что систематизировать жанровые формы, очерковой литературы возможно, только исходя сразу из нескольких критериев: литературнородового деления литературы, сюжетно — композиционной организации материала и, наконец, предметно — тематических признаков. Соответственно этому подходу, выделяются объективно — повествовательные и лиро-эпические очеркиочерки-статьи, очерки-рассказы, циклы очерков, зарисовки, репортажии, наконец, портретные, проблемные, путевые, литературно-критические очерки.

Интересный подход к классификации очерковых жанров предложен в исследовании Э. Н. Быкони (48). Важно, что она также исходит из того, что очерковые жанры близки собственно художественным жанрам эпической литературы. В классификации исследователя учтены сюжетно-композиционные особенности очерков, а также взаимовлияние художественных эпических жанров и очерков. Последние Э. Н. Быконя разделяет на две большие группы: собственно-очерковые формы и «сложные жанровые образования». К первой группе исследователь относит физиологические, эскизы, этнографические, бытовые, пейзажные, а также «формы динамического повествования»: публицистические и философско-лирические и их варианты. Ко второй группе сложные жанровые образования", относятся очерки, образованные в результате соединения типов и форм очерка и новеллистических жанров: путевой очерк, новеллистический очерк, новелло-публицистический очерк, цикл очерков. Ценность данной классификации в том, что она позволяет проследить иерархию очерковых жанров и отражает эволюцию жанра очерка от простых форм к сложным, прослеживает видоизменение очерковых жанров как результат взаимодействия очерков и других эпических жанров, взаимовлияния их структурных особенностей.

Обобщая наблюдения, сделанные исследователями по теории и истории очерка, сделаем ряд выводов, которые послужат теоретическими предпосылками для исследования очерков в данной диссертации. Определяя место очерка в системе литературных жанров, необходимо учитывать его «двойственную» природу: очерк находится на стыке документальной и художественной литературы, обладает особыми средствами эстетического воздействия. Документальная литература вносит на страницы произведений саму жизнь, «стремится показать связи жизни, не опосредованные фабульным вымыслом художника» (55, 29). Очерк связан с жизненным фактом. Но документальность, подлинность в нем, как и в других документально-художественных жанрах, далеко не всегда равна фактической точности, для того, чтобы в «жизненном факте» возникло «качество художественного образа», чтобы он приобрел эстетические характеристики, в нем «обязательна организация — отбор и творческое сочетание элементов, отображенных и преображенных словом» (55, 8,10). «При всей отрывочности, точечности его предмета очерк должен быть внутренне завершен. В нем не обязателен сюжет, но есть система доказательств, логика развертывания материала» (92, 115). Таким образом, хотя, в сравнении с «чисто художественными» эпическими жанрами очерк структурно менее организован, он все-таки тяготеет к эстетической завершенности.

Настоящее исследование построено с учетом специфики развития очерковой литературы во второй половине 19 века. Актуализация очерковых жанров в этот период объясняется, по меньшей мере, двумя моментами: во-первых, стремлением литературы к объективности и документальности, сближением искусства и науки и, во-вторых, изменениями в жанровой системе литературы, поисками новых литературных форм, которые, не будучи стесненными жанровыми канонами, могли бы отражать меняющуюся действительность пореформенного периода. Реалистической литературой 19 века были осознаны эстетические возможности документальных жанров, их значительность и историческая необходимость. Становление реализма, задачи художественного освоения действительности, стоящие перед литературой, выдвигали новый тип писателя, который бы активно вторгался в самые животрепещущие проблемы современности, требовали новых литературных форм, не связанных строгими жанровыми канонами. Таковым стал очерк, его форма позволяла вместить все многообразие народной жизни. Гибкая природа очерка, его оперативность позволяли писателям откликаться на животрепещущие вопросы времени. Жанр очерка наилучшим образом подходил для выполнения задачи, которая была поставлена Белинским перед литературой: знакомить читателя с «различными частями беспредельной и разнообразной России, которая заключает в себе столько климатов, столько народов и племен, столько вер и обычаев, и которой народонаселение представлено такой огромной массой» (40, 129). В очерках, «сценках», «зарисовках» создавалось художественное исследование разнообразных сторон народной жизни.

Очерковая литература 19 века явилась подготовительным этапом для появления художественно-обобщенных повествований о жизни русского народа. В художественно-документальных очерках разрабатывался круг социальных, философских проблем, актуальных для современного общества. Не претендуя на создание целостных, художественно завершенных картин, писатели-очеркисты, тем не менее, в своих идейно богатых, художественно многообразных произведениях создавали широкую эпическую картину русской народной жизни. Для выявления значения очерковых жанров в развитии литературы необходимо учитывать, что именно в рамках очерковой литературы вызревают зачастую те приемы, которые позже «канонизируются крупными писателями. и служат источником новых, неожиданных и глубоко оригинальных эстетических эффектов» (150, 209).

Можно сказать, что, начиная с 40-х годов 19 века, очерк с периферии литературного ряда выдвигается в самый центр литературного процесса, становится «программным» жанром, в котором идет активное художественное освоение темы русского народа. В русском очерке середины — второй половины 19 века отразилась общая тенденция русской литературы — стремление изобразить «судьбу человеческую» и «судьбу народную» в их единстве и исторической взаимосвязанности (159, 609). В очерковой литературе тенденция к эпическому изображению народной жизни, к полному охвату всех ее сторон воплотилась в создании оригинального жанра — очеркового цикла. Практически все писатели второй половины века обращались к очерковому циклу. В очерковых циклах И. Левитова, Г. Успенского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева и других писателей создавался целостный образ русской народной жизни. Очерковые циклы позволяли воссоздать многообразие народных типов, народные идеалы, движение народной жизни, сохраняя контуры единой художественной концепции.

В диссертации исследуется идейно-художественное своеобразие очерков второй половины 19 века на примере произведений, тематика которых обращена к Дальнему Востоку России. Это тем более обоснованно, что указанная область русской очеркистики все еще остается почти вне внимания исследователей. Между тем, тема Дальнего Востока разрабатывалась во второй половине 19 века писателями, путешественниками, побывавшими здесь в то время. Имена многих из них мало говорят современному читателю. Но историю литературы представляют не только крупные, значительные имена, но и, так называемые, писатели второго ряда. Историко-литературный процесс представлен как ведущими, признанными жанрами, так и «второстепенными», находящимися на периферии литературы. Их произведения отражают те же, идейно-художественные искания, которые более выпукло и ярко проявляются в творчестве известных писателей-современников.

Проблема Дальнего Востока, Амура во второй половине 19 в. находилась в самом центре внимания русской общественности, наряду с Крымской войной и крестьянской реформой, не уступая им в актуальности и злободневности. В 50-е годы 19 в. с освоением Амура был связан целый комплекс проблем дальневосточной внешней и внутренней политики России. 50-е — начало 60-х годов тяжелый период для России. Страна переживает острый хозяйственно-политический кризис. Выход России по Амуру к Тихому океану открывал новые экономические возможности, усиливал положение России на Тихом океане. Экономическое и военно-политическое освоение Амура, развернутое H.H. Муравьевым и Г. И. Невельским, привлекло к Амуру много инициативных, порядочных людей, для которых престиж России, упрочение ее на Восточных рубежах, ее экономическое и политическое развитие стояли превыше всего. Амурский вопрос вызвал в российском обществе широкий резонанс. В представлении передовых людей с Амуром и Восточной Сибирью связывались надежды на блестящее будущее.

В этот период тема Дальнего Востока становится достоянием русской художественно-документальной литературы. Своеобразие Дальнего Востока становится в центре внимания очерковой, мемуарной литературы, документально-художественной маринистики, писем. Обобщая наблюдения над очерками второй половины 19 века, в которых шло литературное освоение Дальнего Востока, можно выделить несколько направлений: очерки, темой которых становится человек: изображение переселения, героизм людей, осваивающих Дальний Восток, тема каторги и ссылки. Это очерки А. П. Чехова, С. В. Максимова, Д. И. Стахеева, Г. И. Невельского, М. И. Венюкова, В.А.

Римского-Корсакова. Другое тематическое направление — это художественное описание природы Дальнего Востока. Подлинным героем, предметом и целью повествования становится природа у Н. М. Пржевальского, A.B. Елисеева. Таким образом, очерковая документально-художественная литература второй половины 19 века, посвященная теме Дальнего Востока, охватывала все стороны географического, экономического и политического освоения края. Выстраивая художественный образ дальневосточной природы, осмысливая героические характеры русских крестьян и казаков, политиков, военных, осваивающих край, очерковая литература закладывала основы для художественного обобщения темы Дальнего Востока, получившей широкое развитие в литературе 20 века.

Объектом исследования диссертации стало идейно-художественное своеобразие очерков о Дальнем Востоке и их место в истории русской литературы 19 века. Материалом для исследования послужили путевые очерки Сергея Васильевича Максимова «На Востоке. Путь на Амур» (Спб. 1864), Николая Михайловича Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае в 1867 — 1869 гг.» (Спб. 1870), а также не исследованные ранее очерки Дмитрия Ивановича Стахеева «В Забайкалье и на Амуре» (Спб.1866), и Александра Васильевича Елисеева — главы из книги «По белу свету» (1893−98) и очерк «В тайге» (Спб.1900). Указанные произведения являются образцами очерковой литературы второй половины 19 века, тесно связаны с историко-литературной ситуацией этого периода, отражают ее основные тенденции, вносят достойный вклад в развитие реалистической прозы второй половины 19 века. Сами авторы очерков C.B. Максимов, Д. И. Стахеев, Н. М. Пржевальский, A.B. Елисееввыдающиеся для своего времени люди, разносторонне образованные, талантливые, ярко характеризующие культурную атмосферу своего времени. Многие мысли, высказанные в их очерках, и сегодня кажутся не лишенными актуальности. Совершенно несправедливо, что они оказываются как бы исключенными из истории литературного процесса.

Творчество писателя-этнографа C.B. Максимова сегодня находится в центре внимания исследователей, а еще несколько лет назад его имя можно было бы отнести к «забытым именам» в русской литературе. Во второй половине 19 века — это известный писатель-этнограф, автор многих книг о жизни русского народа: «Год на Севере» (1859), «Сибирь и каторга» (1871), «Бродячая Русь. Христа — ради» (1868), «Лесная глушь» (1871), «Куль хлеба» (1873), «Крылатые слова (1890), «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1899), большой интерес представляет мемуарная проза. В последнее время творчество писателя вновь привлекает интерес: переиздаются его книгижизненный и творческий путь писателя, идейно-художественное своеобразие его творчества становятся предметом исследований. Из последних работ, посвященных творчеству писателя, наибольший интерес, на наш взгляд, представляют исследования Ю. В. Лебедева (180- 181- 182) и С. Н. Плеханова (189- 190), а также диссертационные исследования A.B. Сафронова (199, 200), A.B. Фокеева (158), Павлова A.B. (187). В работах Ю. В. Лебедева и С. Н. Плеханова творчество C.B. Максимова поставлено в широкий контекст историко-литературного процесса второй половины 19 века. Указывается, что в начале творческого пути на формирование взглядов писателя оказали большое влияние А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, что взглядам писателя были близки славянофильские идеи о национальной самобытности русского народа, и что этот интерес к духовной и социальной самобытности русского крестьянина определил позицию писателя на протяжении всего его творчества. С. Плеханов, на наш взгляд, совершенно справедливо, выделил тему странничества как сквозную в творчестве писателя. Он отметил, что эта тема проявлялась в произведениях писателя даже тогда, когда он не обращался к жанру путевого очерка. Интересным кажется наблюдение исследователя о том, что Максимов часто использует эзопов стиль в своих очерках и часто, говоря об общественных явлениях, использует природные аналогии (189, 9). Работа Сафронова «Художественно-документальная проза Максимова» является первым монографическим исследованием прозы писателя. В работе показано, что, разрабатывая жанр очерка, писатель преодолевал ограниченные возможности физиологического очерка и стремился в своих произведениях к созданию крупных эпических циклов о жизни народа. В указанной работе Сафронова и книге В. М. Гуминского «Открытие мира или путешественники и странники» (63) рассматривается жанровая специфика книг писателя, доказывается, что очерки наследуют традиции жанра «литературного путешествия», и являются разновидностью «путевых» очерков. Исследование ранних очерков Максимова «Сергач», «Крестьянские посиделки в Костромской губернии» и др. в работе A.B. Фокеева «Этнографическое направление в литературном процессе» представляет большую ценность в том отношении, что здесь творчество писателя рассматривается как явление определенного этапа развития русского реализма. Максимов рассматривается как представитель этнографического направления в русской литературе. На формирование этого направления в русском реализме было указано еще А. И. Пыпиным (133, 134). В работе A.B. Фокеева определяются специфические стилевые характеристики очерковой прозы Максимова — использование фольклорного и этнографического материала как элемента художественной структуры произведений. Таким образом, в литературоведении накоплен определенный материал по осмыслению творчества Максимова: оно принадлежало к этнографическому направлению, для которого характерен интерес к национальной культуре, к народному быту, ремеслам, к особенностям физического и психического склада крестьян разных местностей. Художественными средствами выражения становятся фольклорные и этнографические материалы. Жанровым своеобразием очерковых книг писателя является то, что в них писатель стремится к созданию больших эпических циклов. Стараясь преодолеть сюжетную незавершенность очерков, он объединяет их в идейно-художественное целое.

Амурские очерки Д. И. Стахеева продолжают традицию этнографического очерка. Д. И. Стахеев начинает свою литературную деятельность в начале 60-х годов 19 века как писатель-очеркист. В 70−90-е годы он известный беллетрист, автор более двух десятков романов, в 1902;1903 годах выходит 12-томное собрание его сочинений. В 20 веке имя этого писателя было почти забыто. С начала 80-х годов 20 века большая работа по возвращению имени Д. И. Стахеева в историю русской литературы была проделана литературоведом Н. М. Валеевым. Этому ученому принадлежит честь открытия забытого писателя. Обширность материала не позволила исследователю обратиться к Амурским очеркам, которые к тому же, будучи первым литературным опытом писателя, получили невысокую оценку современной Стахееву критики. А между тем, на наш взгляд, эти ранние произведения интересны тем, что в них уже проявились особенности таланта Д. И. Стахеева: духовность, поиски идеала, нравственных ценностей в народной жизнитонкое чутье к основным проблемам и противоречиям современности. Совершенно справедливо оценивая своеобразие прозы Стахеева исследователь начала века писал, что в беллетристических произведениях писателя «столько метко схваченных типов, столько верно переданных фактов, столько наблюдательности, что ему, безусловно, принадлежит место среди тех художников-историков русской жизни,.по творениям которых можно восстановить и сердце, и душу, и жизнь, идеалы и стремления многих слоев русского общества» (171, 219). В амурских очерках писателя проявились и особенности художественной манеры писателя: использование возможностей живой речи, внимание к сказовым элементам. Об очерках «За Байкалом и на Амуре» упоминает С. Ф. Крившенко (88,120−121). Он отметил, что в очерках «бьется живая мысль автора с горячим сочувствием к народным страданиям» (86, 120).

A.B. Елисеев, Н. М. Пржевальский известны как путешественники, ученые, но литературный талант этих исследователей остался почти вне внимания исследователей (о художественных достоинствах очерков Н. М. Пржевальского пишет С. Ф. Крившенко — 88,147−155- об A.B. Елисееве как путешественнике-исследователе написана книга В. Н. Мощанской — 180). Между тем, их произведения, как и очерки П. П. Семенова Тян-Шанского, В. И. Роборовского, П. К. Козлова и других ученых-путешественников принадлежат к географической, этнографической очерковой прозе. Это интересные публицисты, художники слова, в их произведениях складывались принципы реалистического изображения природы. Пейзажная проза этих писателей глубока по мысли, художественна, предвосхищает пейзажи М. Пришвина, К. Паустовского. Дневники их путешествий и сегодня интересны читателям описанием приключений, лиризмом. По замечанию С. Ф. Крившенко, произведения этих авторов ценны тем, что перед нами «живописные зарисовки природы, личные впечатления,. живой человеческий рассказ с авторским отношением к фактам и людям» (88, 157).

Таким образом, научная новизна исследования, прежде всего, заключается в том, что в историко-литературный процесс вводятся «забытые» произведения малоизученных писателей С. В. Максимова и Д. И. Стахеева, которые занимали достойное место в очерковой литературе второй половины 19 века. Также в диссертационном исследовании ставится задача выявить жанрово-стилевое своеобразие географических очерков Н. М. Пржевальского и A.B. Елисеева.

Актуальность данной работы определяется тем, что изучение очеркового творчества C.B. Максимова, Д. И. Стахеева, Н. М. Пржевальского, A.B. Елисеева позволит дополнить представление о художественной специфике жанра очерка, уточнить художественное своеобразие документальной литературы вообще, обогатить новыми фактами наше восприятие русского реализма 19 века. Актуальность работы также связана с усилением внимания к региональному компоненту, что обязывает литературоведческую науку внимательно рассматривать литературные факты, которые так или иначе можно отнести к явлению региональной литературы, исследовать их как в плане историко-литературном, так и в плане теоретическом.

Целью работы является изучение жанрово-стилевого своеобразия указанных очерков. Достижению цели способствовало решение следующих задач:

1. Изучить тематику и художественное своеобразие очерковой литературы, посвященной Дальнему Востоку.

2. Провести анализ идейно — художественного и жанрово-стилевого своеобразия очерков C.B. Максимова, Д. И. Стахеева, Н. М. Пржевальского, A.B. Елисеева.

3. Выявить взаимосвязь очерковых произведений этих писателей с литературным процессом второй половины 19 века.

Методологической основой исследования послужили работы об очерке и документально-художественной литературе JI. Гинзбург, Б. М. Эйхенбаума, Г. И. Поспелова, Н. И. Глушкова, Б. Костелянца,.

Степень неизученности материала определила преобладание описательно-аналитического метода в работе, который сочетается с историко-литературным анализом. Цитирования в работе обусловлены тем, что исследуемые произведения, кроме очерков «Путешествия в Уссурийском крае» Н. М. Пржевальского не переиздавались. Этим же обусловлено наличие «Приложения», в которое вошли некоторые очерки из книги Б. И. Стахеева «За Байкалом и на Амуре», не переиздававшейся с 1869 года, и отрывки из очерков A.B. Елисеева «По белу свету».

Источниковедческую базу исследования составили очерки указанных писателей, литературная критика второй половины 19 века, работы по истории русской литературы второй половины 19 века, монографии и сборники научных статей, посвященные вопросам теории и истории литературы.

Структура диссертации связана с целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении дается анализ работ о жанре очерка, отмечается необходимость обращения к творчеству C.B. Максимова, Д. И. Стахеева, Н. М. Пржевальского, A.B. Елисеева, обосновывается предмет, объект и задачи исследования. Основное содержание диссертации отражают две главы. Распределение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование ставило цель показать исключительно важную роль очерка и в целом документально-художественной литературы в процессе становления художественно-эстетического сознания русского реализма. Трудно представить и осмыслить богатство русской литературы, не учитывая эти формы, трудно понять и внутренние закономерности ее развития. Значение документальной литературы определяется ее необычайной подвижностью, соответствием ее внутренних возможностей процессам изменяющейся действительности. А ведь динамизм — это необходимое условие обогащения жанров, появления новых художественных форм и новых способов освоения жизненных ситуаций.

Конечно, трудно сказать, что Максимов и Стахеев, Пржевальский и Елисеев, преследовавшие в своих книгах специфические цели, ставили задачу осмысленного обогащения литературного процесса второй половины 19 века. Более того, они также сознательно не стремились к тому, чтобы изменить внутреннюю систему очеркового жанра, хотя у некоторых из названных писателей заметен диалог с предшественниками. И вместе с тем жанрово-тематическое поле очерка, именно в силу его постоянного непосредственного взаимодействия с действительностью, постепенно расширялось и углублялось. Здесь первичной, «смыслопорождающей» функцией наделялись не творческое воображение, не вымысел, как следовало бы ожидать от художественной литературы, а сама реальная действительность, отличавшаяся чрезвычайной активностью и требующей от повествователя, очеркиста наблюдательности, живого вслушивания в органичную жизнь людей и природы. Важно и другое. Русская реалистическая литература, вдохновленная пространственным восприятием действительности, как следует из логики ее развития и как показывают очерки названных писателей (кстати назовем и прозу Короленко, Чехова, Горького), двигалась по пути создания целостного образа России, стремилась к охвату ее бескрайних просторов. А это, в свою очередь, имело огромное влияние на искусство пейзажа, на создание типов и характеров, на стиль произведений в целом. Таким образом, взятые здесь очерки о российском Дальнем Востоке хорошо характеризуют особенности развития, как документальной литературы, так и художественной.

Художественный талант C.B. Максимова, Д. И. Стахеева, конечно, не может быть поставлен на один уровень с великими писателями-современниками. Фактическая достоверность продолжает оставаться отличительной чертой их очерков, но, тем не менее, вклад очеркистов в историко-литературный процесс своего времени значителен. Очерки Максимова, Стахеева, Пржевальского, Елисеева заставляют исследователей пристально вглядываться в этот жанр как особый художественный феномен. В изучении жанра важным представляется не только обращение к современным явлениям документально-художественной литературы, но и к истории его развития. Именно через исторические аналогии наиболее конкретно выявляются достижения этой литературной формы.

Очерковая литература, стоящая на стыке художественной и документальной прозы, всегда тесно связана с развитием именно литературы художественной. Более того, она активно вовлекает в свой круг наиболее значительные философско-этические проблемы времени. При этом не обязательно, чтобы эти проблемы были освещены публицистически: в очерках Елисеева, например, мы сталкиваемся с типом повествования, соединяющим в себе художественность, научность и философские размышления автора, что представляется новаторским явлением в русской очеркистике. Очерки C.B. Максимова, Д. И. Стахеева, Н. М. Пржевальского, A.B. Елисеева, таким образом, отражают тенденции, связанные с появлением в русском реализме художественно-философской прозы. Яркое выражение аналитико-исследовательской мысли, заботливое отношение к самой реальности, отсутствие ненужной «выдумки», внимание к фактам и установка на документальность, а через них — стремление осмыслить основания, порождающие те или иные факты, — все это также находится в русле художественно-эстетических исканий русской литературы. И даже объединение в рамках единой художественной структуры документального начала с художественными обобщениями — все это соответствовало потребностям реалистической литературы в новых способах художественного освоения действительности.

В середине 19 века очерковая литература прежде всего была направлена на изучение социальных проблем, связанных с русским крестьянством, и шире, с дальнейшими путями развития России. Обратившись к проблемам переселения крестьянства на Дальний Восток, C.B. Максимов и Д. И. Стахеев «выходили» в своих произведениях к общенациональным проблемам. Для поэтики очерков характерно тяготение к этнографизму, что проявлялось в подробном описании обычаев и жизненного уклада переселенцев, внимательном отношении к деталям быта, художественной конкретности в воспроизведении действительности. Все это питало передовую литературу, помогало ей в создании целостного образа национальной жизни, художественном осмыслении русского национального характера. Непреходящее значение, на наш взгляд, имеют «натурфилософские» очерки о природе, в данной работе представленные произведениями Н. М. Пржевальского и А. И. Елисеева. В очерках расширялись масштабы восприятия русской земли, выстраивалась концепция взаимоотношений человека и природы.

Анализ очерков позволяет не только представить индивидуальное художественное мастерство названных писателей, но и увидеть некоторые общеэстетические закономерности, проявившиеся в их произведениях. Так, в сопоставлении разных очерков отчетливо выделяется проблема пейзажа. C.B. Максимов, Д. И. Стахеев, Н. М. Пржевальский изображают природу в соответствии с эстетическими задачами демократической литературы второй половины 19 в, существенной чертой которой является материалистический взгляд на природу, что отчасти проявилось в стремлении к ее депоэтизации: («Природа — не храм, а мастерская.»). В очерках Максимова и Стахеева мир природы изображен как бы в осмыслении русского крестьянина и отмечен некоторым прагматизмом. У Пржевальского взгляд на природу определяется материалистическими представлениями. Природа в его очерках гармоничный мир, но в нем нет ничего неподвластного человеческому уму и силе. Вместе с тем поэзия и гармония, присущие самой природе, не могли не проявиться в произведениях названных авторов, их восприятие природы не оказалось ограничено рамками материалистических представлений. К символическим обобщениям некоторых образов обращается Максимов («река-судьба», — что в свою очередь восходит к фольклорной символике), тонким лиризмом окрашены некоторые пейзажные фрагменты очерков Стахеева, к философскому пониманию мира природы как целостного гармоничного единства со своими категориями времени и жизни подходит Пржевальский. Наиболее сложное восприятие природы воплотилось в очерках Елисеева. Он подошел к изображению Уссурийской тайги совсем иначе. Природа для него — загадочная и великая тайна, в которой человек часть, звено, она вмещает в себя и человека, давая ему успокоение и жизнь.

Исследование творчества названных авторов позволило показать многообразие жанровых разновидностей очерка. Использование в очерках традиций и сюжетно-композиционных приемов других жанров («литературное путешествие»), введение «чужой речи» (сказа, диалога), расширение возможностей пейзажной прозы — все это позволило создать в рамках одного жанра — очерка — художественно разнообразные произведения. Наблюдения над жанрово-стилевыми особенностями позволило показать, что очерк при кажущейся безыскусности довольно сложный жанр, в рамках которого создается целостная, эстетически завершенная картина мира.

На основе синтеза очерка и других жанров документальной и художественной литературы (мемуаров, путешествий и т. д.) создается более сложный художественный организм, о чем свидетельствует литература XX века. Очерк расширяет свои жанровые очертания, перерастая в «книгу-память», «документальную повесть», «историю в документах», «хронику будущего», «политический роман» и др. Этот процесс является общей тенденцией современной художественной практики, что в конечном итоге служит «более емкому воплощению действительности в контексте истории и культуры всего человечества» (55, 23).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. В. По белу свету: В 4 т. -Изд. 1-е, — СПб., 1893 1898.
  2. A.B. В тайге. -Изд. 3-е. -СПб., 1910.
  3. A.B. Из истории культуры: Очерк доктора Елисеева,-СПб., 1895.
  4. A.B. Картины доисторической жизни человека: Очерк доктора Елисеева.- СПб., 1914.
  5. A.B. Львиные ночи. СПб., 1900.
  6. A.B. Отчет о поездке на Дальний Восток // ИРГО. Т.26.-Вып. 5. — СПб., 1890.
  7. A.B. Южно-Уссурийский край и его русская колонизация. -СПб., 1891.
  8. C.B. Год на Севере. Архангельск, 1984, — 605 с.
  9. C.B. Избранные произведения в 2 т. М., 1987.- 447 с.
  10. C.B. На Востоке. Путь на Амур. Изд. 1-е. — СПб., 1864. Изд. 2-е.-СПб., 1871.
  11. C.B. По русской земле. М., 1989. — 528 с.
  12. Н.М. Инородческое население в южной части Приморской области // ИРГО. Т.5.- Отд.2, 1869. — С. 185−201.
  13. Н.М. АГО АН СССР. ф.137, 40 ед. хр, 1867 — 1939.
  14. Н.М. Путешествие в Уссурийском крае в1867 69. Изд. 1-е. — СПб., 1870. Переизд.: Владивосток, 1990.- 328 с.
  15. Д.И. Благовещенск в 1862−63 гг. // Дело.- 1866, № 3.- С. 1−28.
  16. Д.И. Группы и портреты. Листочки из воспоминаний. // Историч. вестн.- 1907, № 1−35 № 7−8.
  17. Д.И. За Байкалом и на Амуре. Путевые картины.- СПб., 1869.-347 с.
  18. Д.И. На память многим: Рассказы из жизни в России, Сибири и на Амуре. СПб., 1867.
  19. Д.И. Очерки бурятской жизни. // Русское слово. -1865, № 911.
  20. Д.И. Собр. соч. в 12 т. СПб., М., 1902.
  21. С.Т. Записки ружейного охотника. Записки об уженьи рыбы // Собр. соч. в 3 т. Т. 1. М., 1986. — 574 с.
  22. М.И. Путешествие по Приамурью, Китаю и Японии.-Хабаровск, 1970.- 240 с.
  23. В.М. Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811 — 1813 гг. Переизд. Хабаровск, 1972.
  24. . И.А. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия в двух томах, М., 1976.-608 с.
  25. Г. И. Подвиги русских морских офицеров на Дальнем Востоке России. Хабаровск, 1969.- 424 с.
  26. М. Незабудки. Отрывки из дневниковых записей. 1914−1954.-Вологда, 1980.
  27. Римский-Корсаков В. А. Балтика Амур. — Хабаровск, 1980.
  28. Русский охотничий рассказ. М., 1991. — 429 с.
  29. Г. И. Власть земли. М., 1984, — 400с.
  30. А.П. Остров Сахалин. Хабаровск, 1981.- 368с.
  31. В.К. Арсеньев путешественник, писатель.// Арсеньев
  32. B.К. Жизнь и приключения в тайге. М. 1957.
  33. М.К. История русской фольклористики в 2 т. Т. 2. М., 1963.- 363 с.
  34. Н.С. О смысле культуры // Русские философы. М., 1993.1. C. 41−48.
  35. А. Природа в произведениях Аксакова. М., 1916.
  36. В.Г. От фольклора к народной книге. JI., 1983.- с. 356.
  37. В.Г. Русские революционные демократы и народознание.-Л., 1974.- С. 557
  38. В.Г. Полн.собр. соч. В 13 т. М. Т. 1. М., 1953.-.267.
  39. Ю.А. Г. Успенский. (Мастерство революционных демократов публицистов). — М., 1979. -151 с.
  40. Г. П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. 3-е изд., дораб.-М., 1984.-511 с.
  41. М.Н. Джеймс Фенимор Купер. Очерк жизни и творчества. -Саратов, 1967.
  42. В.А. Очерк // Кратк. лит. энц. Т. 5. М., 1968. С. 518−519.
  43. Е.Я. Культура и жанр. Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов, 1987.- 165 с.
  44. Э.Н. Русские очерки 1880−1890 годов о Сибири. Автореферат. М., 1974.
  45. Л.И. Магия: старое зло или новое благо? // Вопросы философии.- 1994, № 2.
  46. В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981. — 320 с.
  47. Вопросы сюжета и композиции. Межв. сб. Горький, 1985. — 114 с.
  48. А.И. Письма об изучении природы. Дилетантизм в науке // Собр. соч. в 30 т. Т.З. М., 1954. — 363 с.
  49. . Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.- 448 с.
  50. Н.И. Очерковая проза. Ростов н /Д., 1979.- 215 с.
  51. Т.Я. Вл. Соловьев, М. Пришвин. Понимание красоты в природе. Сыктывкар, 1995.- 23 с.
  52. Гринфельд-Зингурс З. Я. Природа в художественном мире Пришвина. Саратов, 1989. — 194 с.
  53. В.М. Открытие мира или путешественники и странники. (Статьи о русских писателях 19 века).- М., 1987. -284 с.
  54. Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. СПб., 1885.
  55. Н. А. Собр. соч. в 9 т. Т.З.М.- Л., 1962.
  56. Ф. М. Рассказы Н.В. Успенского. // Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973.- С. 154−156.
  57. А.И. К характеристике путевых очерков Г.Успенского // Филол. сб. Каз. ГУ им. С. М. Кирова. Алма-Ата, 1976.- 74 с.
  58. Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. -М., 1969.- 399 с.
  59. Д.И. Амур // Вестн. промышл.- 1859, № 9.
  60. И.А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина. М., 1982. — 80 с.
  61. С.С. Фенимор Купер. М., 1990.-267 с.
  62. Е.С. Мотив путешествия в русской прозе начала 19 века // Вопросы сюжета и композиции. Межв. сб. Горький, 1985.- С. 51 -59.
  63. П. И. Амурский вопрос. Благовещенск, 1959.-256.
  64. В.Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1973.- 543 с.
  65. . Русский очерк // Русские очерки. М., 1956. — Т.1. — С.5.80.
  66. С.Ф. Дорогами землепроходцев. Хабаровск, 1984.-192с.
  67. С.Ф. Типология народного характера и жанровые искания в русской советской прозе, посвященной истории Дальнего Востока. (1917 1980).- Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора филологических наук. -М. 1991.
  68. И. Писатель Арсеньев: Личность и книги. Л., 1977. -237с.
  69. Л.А. К. Паустовский. Очерк творчества. 2-е изд., доп. -М., 1977, — 408 с.
  70. Ю.М. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Лотман Ю. М. Карамзин. СПб., 1997. -С. 484−565.
  71. . Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.-384.
  72. B.C. В.А. Слепцов писатель «Трудного времени» // Слепцов В.А. Трудное время: Очерки, рассказы, повесть. — М., 1986, — С. 5−16.
  73. В.М. Человек в романах Тургенева. Л., 1975. — 152 с.
  74. Н.М. Путевые записки как публицистическая форма. М., 1977.- 115 с.
  75. Мастерство очеркиста. Сб. ст. Вып. 1. Казань, 1970. — 64 с.
  76. Е.Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа. -Воронеж, 1978.-287 с.
  77. Натурфилософия // Кратк. филос. энц. М., 1994. — С. 286.
  78. М.В. Русский демократический очерк 60-х гг. Минск, 1971.
  79. В.А. Тема природы в демократической русской прозе 60-х годов 19 века. (Н. Помяловский, Н. Успенский, Ф. Решетников, В. Слепцов) // Уч. зап. Калинин, гос. пед. ин-та им. М. И. Калинина, том 43. Калинин, 1965.
  80. В.А. Тема природы в русском устном народном творчестве. По публикациям 50 -60-х годов 19 века // Уч. зап. Калинин, гос. пед. ин-та им. М. И. Калинина. Калинин, 1969.
  81. М.М. Русский охотничий рассказ 19 века // Русский охотничий рассказ. М., 1991. — С. 5−14.
  82. M.B. Творчество Д. В. Григоровича 1850-х годов. Автореферат. JI. 1978.
  83. С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы 18 века. Саратов, 1974, -225 с.
  84. JI.M. Русский очерк 80 90-х годов. — Казань, 1978. V
  85. Пивоварова JIM. Шелгунов очеркист. — Казань, 1990.-128 с. v
  86. С., Пискунов В. Между быть или не быть. Натурфилософский роман: опыт прочтения // Новый мир. 1986.- № 5
  87. Г. Н. Очерк //БСЭ.-М., 1975, — Т. 19. -С. 47−48.
  88. Проза писателей-демократов шестидесятых годов 19 века. М., 1962.
  89. А.И. Новый этнографический стиль // Вестник Европы.- у 1877.-№ 8.- С. 822−828.
  90. А.Н. История русской этнографии в 4 томах.- СПб., 1891.
  91. Д.И. Присоединение Амура к России. Исторический очерк // Русское слово. 1859.- №№ 4, 6, 8.
  92. В. Л. Очерки А.П. Чехова и русский путевой очерк второй половины 19 века. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. филол. наук.- Л., 1984.
  93. Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20 т.- М., 1970.- Т. 9.
  94. Л.М. Фольклор славянского населения Приамурья и приморья второй половины 19 века. // Этнография и фольклор народов Дальнего Востока.
  95. СемановаМ.Л. В. А. Слепцов художник и публицист. — Л., 1968.
  96. Н.Л. О своеобразии жанра путевого очерка «ВладимиркаVи Клязьма» Слепцова // Проблемы метода и жанра.- Томск, 1978.
  97. Сивков. Путешествия русских людей за границу в 18 веке.- СПб., 1914.
  98. А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русской классике. М.- 543 с.
  99. Е., Клейменова Г. Человек и природа в современной советской прозе: Уч.пос.к спецкурсу. Иркутск, 1990.
  100. А.И. Не то, что мните вы, природа. Русская натурфилософская проза 1960−1980 годов. Волгоград, 1995.- 192с.
  101. Н. И. Мастерство Г.Успенского.- Л., 1958.-255 с.
  102. А.Г. Проблемы жанровой эволюции художественно-документальной прозы 1970−1990-х годов. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. М., 1999.
  103. И.С. «Записки ружейного охотника» //Тургенев И. С. Собр. соч. в 12 т.- М., 1980. -Т.12.- С. 150 173.х'
  104. Факт и художественный образ. Иваново, 1989. у
  105. В.П. Живой космос// Вопр.филос.- 1994.- № 2.
  106. Г. М. Национальное своеобразие и мировое значение русского романа // История русского романа. М., 1962. -Т.2.
  107. Художественное время и художественное пространство // Лит. энц. словарь. М., 1987.- С. 487 — 489.
  108. K.B. Русские народные социально-утопические легенды 1719 вв. -М., 1967.-341 с.
  109. А.П., Чудакова М. О. Сказ. // Кратк. лит. энц.- М., 1971.- Т. 6, — С. 875−876.
  110. В.Б. О теории прозы. М., 1983.
  111. Шувалов Природа в творчестве Тургенева // Творчество Тургенева. Сб. ст.- М., 1920.
  112. М.Н. Природа, мир, тайник вселенной. М., 1990.-303 с.
  113. Т.К. Французский реалистический очерк 1830 1848 гг.-М., 1963.-319 с.
  114. Н. Старейший русский романист //Вестн. литер.-1915. -№ 2, — с. 38.
  115. В. Критический этюд // Д. И. Стахеев. Собр. соч. в 12 т.-СПб., 1902.- Т.1.- С. 15.
  116. Н.М. Д. Стахеев. Очерк жизни и творчества // Стахеев Д.И. Духа не угашайте. Избранные произведения. Казань, 1992. — С. 3 -32.
  117. Н.М. Дмитрий Стахеев. Творческий путь писателя.- Казань, 1995.-176 с.
  118. И. Забытый писатель // Историч. вести. 1914.- № 9.- с. 155, 166−167.
  119. A.B. «Год на Севере» C.B. Максимова // Библ. для чтения. -I860.- № 7.
  120. В.А. //Русское слово. 1865.- № 9.- Отд. 9, — С. 53.
  121. Касторский В. C.B. Максимов // Касторский В. Писатели -костромичи. -1958.- С. 83−98.
  122. П.К. В азиатских просторах. Книга о жизни и путешествиях Н. М. Пржевальского. Хабаровск, 1971.- 240 с. Предисл. Таксами Ч. М.: H. М. Пржевальский — исследователь Дальнего Востока. — С. 7−26.
  123. И.М. Писатель-этнограф C.B. Максимов// Уч. зап. ЛГУ, — 1968.- Вып.72.- С.40
  124. Лебедев Ю.В. C.B. Максимов и H.A. Некрасов // Рус. лит.- 1982.- № 2.
  125. Мартынова А.Н. C.B. Максимов //Максимов C.B. Куль хлеба, — Л., 1987.-С. 5−16.
  126. В. Н. Путешествия A.B. Елисеева «По белу свету».- М., 1956.- 111 с.
  127. М. Биография Д. И. Стахеева // Стахеев Д. И. Собр. соч. в 12 т.-СПб., 1902.-Т.1.-С.4.
  128. A.B. Проблемы народознания в творчестве C.B. Максимова 50−60-х годов 19 века. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. -Кострома, 1995.
  129. И.И. Современные заметки нового поэта //Современник.-1854.-Т.48.- № 12. С.37−60.
  130. С.Н. Охота за словом. М., 1982.
  131. С.Н. Свидетель неложный //Максимов C.B. По русской земле. -М., 1989, — С. 3−16.
  132. И. Путь к Синаю 1881 A.B. Елисеева // Правосл. Палестин. сб.- СПб., 1884.- Т.2. -Вып.1. То же: Журн. мин. нар. проев.- Июль 1884.
  133. А.И. Дорожные заметки и воспоминания С. Максимова. //Современник, 1864.- № 9.- С. 64.
  134. Рецензия «На Востоке. Путь на Амур». СПб., 1864 // Голос. -1864,-№ 341.
  135. Рецензия на очерки «За Байкалом и на Амуре"// Вестн. Европы.-1869.- Т.2.- № 3,4.- Стлб.510−512.
  136. Рецензия на сб. «Стахеев Д. И. Глухие места» //Вестн. Европы.-1868.- Июнь, — Кн.6.- Стлб. 901−902.
  137. Рецензия на сб. Стахеева Д. И. «За Байкалом и на Амуре» //Отеч. зап. -1869.- Т. 18.- № 2, — С.343−344.
  138. A.B. С.В.Максимов в оценке русской критики 50−60 годов 19 века. -Рязань, 1985.
  139. А.В. Художественно-документальная проза Максимова. Автореферат на соиск. уч. степени канд. фил. наук. М., 1986.- 16 с.
  140. К.И. Фоменко «Путешествия в Святую Землю» по кн. «С русскими паломниками на Св. земле весною 1884» Елисеева 1885 // Киев, 1886 (Оттиски из журн. «Труды киевской духовной Академии».- Июнь 1886.)
  141. А. Рец. «На Востоке. Путь на Амур» // Рус. инвалид.-1864,-№ 218.
  142. А. Рец. «За Байкалом и на Амуре. Путевые картины», «Драматические сочинения Стахеева» //Вестн. Европы.- 1869.-Т. 2.- № 3.
  143. Н.В. «Год на Севере» Максимова // Рус. слово.- I860.- № 2.
  144. М.А. Н. Пржевальский. Его жизнь и путешествия.-СПб., 1891.-79 с.
  145. .В. Н.М. Пржевальский, — М., 1985.
Заполнить форму текущей работой