Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интеграционная стратегия развития потребительской кооперации в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказано, что потребительская кооперация Владимирской области играет значительную роль в организации торгового обслуживания сельского наг I селения, в развитии заготовительной, производственной деятельности и^ сфере услуг, является фактором снижения социальной напряженности на селе. Однако, ее потенциал в достаточной степени не используется, что негативно отражается на социальных составляющих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы и актуальные проблемы развития потребительской кооперации в системе региональной экономики
    • 1. 1. Теоретические аспекты и методологические подходы к формированию стратегии развития региона
    • 1. 2. Теоретические аспекты интеграции организаций как фактора обеспечения конкурентоспособности
    • 1. 3. Развитие системы потребительской кооперации как специфической социально-экономической системы и специфического института в региональной экономике (на примере Владимирской области). ^
  • Глава 2. Место, роль и задачи потребительской кооперации в региональной социально-экономической системе
    • 2. 1. Потребительская кооперация как фактор развития региональных экономических систем
    • 2. 2. Стратегический анализ деятельности организаций потребительской кооперации региона: факторы стимулирующие, факторы тормозящие
    • 2. 3. Оценка потенциала развития организаций потребительской кооперации
  • Глава 3. Методические основы определения стратегического направления развития потребительской кооперации на региональном уровне
    • 3. 1. Методика формирования видов деятельности для интеграционной структуры
    • 3. 2. Формирование интеграционной структуры: кластера органического земледелия и сельского туризма с участием организаций потребительской кооперации
    • 3. 3. Методические подходы к организации реализации предложений и оценка их эффективности

Интеграционная стратегия развития потребительской кооперации в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость модернизации экономики России, связанная с потребностью в переходе на инновационный путь развития, требует от хозяйствующих субъектов уже на региональном уровне существенного повышения эффективности стратегического управления, направленного на реализацию потенциала точек роста региона. При этом возникает ряд новых проблем, связанных с переориентацией центра тяжести экономической политики на внутренние источники развития и переходом к сценарию регионально-ориентированного развития.

Важным институциональным элементом региональной экономики является потребительская кооперация, обладающая организационной целостностью, многоуровневым управлением и играющая важную роль в решении социально-экономических проблем сельского населения региона. Однако, как показало исследование, потребительская кооперация, являясь важным субъектом развития сельских территорий, медленно реагирует на новые возможности, появляющиеся во внешней среде и слабо использует свои специфические сильные стороны. Факторами, существенно ограничивающими возможности развития системы потребительской кооперации в настоящее время, вследствие принижения значимости и ослабления внимания со стороны вышестоящих органов, являются:

1) отступление от кооперативных принципов,.

2) пренебрежение интересами членов-пайщиков,.

3) неэффективная или малоэффективная хозяйственная деятельность в ряде потребительских кооперативов.

Исторически сложившаяся и обусловленная специфическим статусом замкнутость системы потребительской кооперации является причиной слабой интеграции структур потребительской кооперации с другими хозяйствующими субъектами рыночных отношений, что также ограничивает возможности развития. Определенный консерватизм, присущий системе потребительской кооперации объясняет положение, когда использование современных принципов и методов стратегического управления в потребкооперации не носит целостного и последовательного характера, особенно на уровне регионов и субъектов хозяйствования. В частности, слабо разработаны вопросы применения стратегий диверсификации деятельности и интеграции потребительской кооперации с другими рыночными субъектами.

В условиях экономического кризиса (2008;2010 гг.) внимание к развитию потребительской кооперации повысилось: вопросы развития потребительской кооперации стали предметом обсуждения в Правительстве Российской Федерации1. В Москве и других центрах кооперативного движения в 2010 году запланировано проведение форума Европейского отделения Международного кооперативного Альянса с участием 35 европейских стран: На парламентские слушания 2006—2010 годов неоднократно выносились вопросы повышения роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии села.

Вместе с тем за последние десять лет численность пайщиков, в системе Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюза) сократилась в четыре раза и на 1 января 2010 года-составила 3,8 млн. человек, во Владимирской области за этот же период произошло более значительное снижение (в 5,6 раза) и на начало 2010 года численность пайщиков достигла 53,5 тыс. человек.

Несмотря на достаточное количество исследований, в теоретическом аспекте актуальность темы диссертации обусловлена нерешенностью вопросов внешней и внутренней интеграции деятельности потребительской кооперации, недостаточно полной разработкой методического инструментария для решения проблем функционирования интеграционных структур с участием потребительской кооперации, включающего построение интеграционных моделей в форме кластерных образований, взаимоотношения хозяйствующих субъектов (в пер

1 В I квартале 2010 года на совещании у вице-премьера Председателя Правительства РФ В. Л. Зубкова с участием Правления Центросоюза шел разговор о повышении роли потребительской кооперации в развитии интеграционных процессов на селе. вую очередь на селе), формирование и реализацию стратегических планов нацеленных на повышение конкурентоспособности региона в целом.

Таким образом, актуальность проблемы, состоящей в определении механизма разработки и реализации стратегии интеграции кооперативных организаций с другими хозяйствующими субъектами, определила выбор темы исследования, ее целевую направленность и структуру.

Степень разработанности проблемы. Основы теоретических подходов в сфере управления кооперацией как хозяйствующей системой, «в качестве всеобщего свойства природного мира и человеческого общества», разработаны классиками экономической науки: Н. Д. Кондратьевым, М. И. Туган-Барановским, А. В. Чаяновым, Г. Спенсером, П. JI. Лавровым, П. А. Кропоткиным, JT. И. Мечниковым, Н. Л. Мещеряковым и др.

Теоретические подходы к стратегическому управлению субъектами рыночных отношений содержатся в работах И. Ансоффа, Р. Блейки, Д. Бхагвати, Б. Гомес-Кассереса, Г. Минцберга, М. Портера, Р. Кантера и др. Однако их опыт не учитывает специфических условий функционирования российской экономики, что накладывает определенные ограничения на прямое заимствоваг ние при разработке методологических подходов исследования.

В отечественной науке идеи и теории стратегического управления обоснованы в фундаментальных работах и прикладных исследованиях Л. И. Абалкина, Ю. Б. Винслава, О. С. Виханского, И. Н. Герчиковой, С. Ю. Глазьева, К. Т. Джурабаева, М. П. Першукевича, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова, А. П. Черникова, Ю. В. Яременко и других. В трудах этих ученых раскрываются пути и методы совершенствования стратегического управления экономикой на макрои микроуровнях. На региональном уровне эти проблемы исследовали Б. Д. Бабаев, Г. В. Гутман, Ю. А. Дмитриев, Ю. Н. Лапыгин, В. А. Кретинин, К. В. Хартанович и другие.

Вопросы развития кооперативного движения на селе разрабатывали И. Н. Буздалов, А. В. Гордеев, А. Г. Папцов, А. В. Петриков, А. В. Ткач и др.

В' числе научных работ, посвященных проблемам управления и развития потребительской кооперации, в том числе в регионах России, широко известны труды А. Р. Бернвальда, А. П. Балашова, И. Г. Дахова, О. Б. Дигилиной, О. П. Зайцевой, Е. В. Исаенко, В. В. Калмыкова, 3. А. Капелюк, М. П. Лебедко, Л. П. Наговициной, М. В. Намхановой, Ю. А. Новоселова, В. П. Прижигалин-ского, В. В. Салия, М. В. Сероштан, Л. А. Сипко, Е. Е. Тарасовой, М. В. Хай-руллиной, Т. Г. Храмцовой, Н. И. Чукина, Н. В. Шаланова и др. В трудах названных авторов исследованы методы совершенствования систем управления экономикой потребительской кооперации, ее участия в решении региональных проблем.

Однако при наличии значительного числа, работ по совершенствованию управления кооперативной системой, недостаточно исследований, посвященных проблемам кооперативных организаций, реализующих интеграционные" ' стратегии в составе региональных социально-экономических систем.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы — разработка и научное обоснование методических основ стратегического развития потребительской кооперации как подсистемы социально-экономической системы региона на базе интеграции хозяйствующих элементов на селе.

В соответствии с целью исследования автором поставлены и решены следующие задачи:

— выявить тенденции, проблемы и перспективные направления развития региональной экономики и одной из ее значимых подсистем — потребительской кооперации на основе' анализа современного отечественного и зарубежного опыта формирования и развития интегрированных структур;

— оценить место, роль, функции и задачи потребительской кооперации в региональной социально-экономической системе, с учетом имеющейся стратегии развития Владимирской области, и разработать подходы к построению эффективной интегрированной структуры, учитывающей, с одной стороны, внутренние связи системы потребительской кооперации, а с другой стороны — ее взаимодействие с другими структурными составляющими экономики региона;

— разработать методику формирования эффективного набора видов деятельности потребительской кооперации с учетом региональных особенностей (ресурсов, специфики развития потребительской кооперации) и возможностей интеграции с другими хозяйствующими субъектами;

— определить направления формирования модели интегрированной структуры в виде кластера органического земледелия и сельского туризма с участием организаций потребительской кооперации, реализующих дополняющие функции в рамках региональной интегрированной социально-экономической системы;

— разработать методические основы совершенствования организаций потребительской кооперации как значимого территориального комплекса региональной экономики;

— разработать и научно обосновать стратегию развития потребительской кооперации как социально-экономической подсистемы региона.

Объектом исследования является система потребительской кооперации Владимирской области.

I.

Предметом исследования является стратегия развития потребительской кооперации на региональном уровне на основе формирования интегрированных структур как совокупности целей и задач ее развития.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные положения теории потребительской кооперации, представленные в трудах классиков экономической науки, ведущих отечественных и зарубежных ученых. Информационной базой диссертационной работы послужили нормативные акты РФ, Стратегия развития России до 2020 года, Концепция стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2015 года, Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстата), материалы зарубежной, общероссийской и региональной печати, электронных источников Интернета. Кроме того широко использовались материалы ведомственных источников: информация Центросоюза Российской Федерации, региональных союзов потребительской кооперации, резолюции научно-практических конференций, а также материалы анкетирования работниковкооперативных организаций Владимирской области, выполненного автором в процессе проведения исследования.

При решении поставленных в работе задач использовалась совокупность следующих научных методов: диалектический метод познания, системный и институциональный подходы, прикладные экономико-статистические методы (группировка данных, изучение динамики и взаимосвязей элементов). При обосновании основных положений использовались методы: экспертно-аналитический, факторный, сравнительный и др. Для обработки исходной информации, проведения аналитических расчетов и графического представления результатов использованы встроенные функции стандартного пакета программы Microsoft Excel.

Логика исследования отражает последовательность основных стадий исследования. На первых этапах работы определяется понятие роли потребительской кооперации как подсистемы в региональной экономике. Исследуются стратегические изменения, закладывающие основу для создания условий, направленных на повышение конкурентоспособности как потребительской кооперации, так и региона в целом, рассматриваются основные подходы и методы управления потребительской кооперацией как социально-экономической системой и специфическим институтом. В следующих разделах потребительская кооперация рассматривается как один из факторов развития региональных социально-экономических систем, проводится стратегический анализ деятельности организаций потребительской кооперации области и потенциала ее развития, обосновываются дополнительные виды деятельности, согласующиеся с интересами пайщиков, и предлагается модель интегрированной структуры.

Область исследования. Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности ВАК РФ 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика». Содержание диссертации соответствует п.п. 5.9. «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем" — 5.17. «Региональное стратегическое планированиерегиональные программы развитияэкономические проблемы местного самоуправления».

Научная новизна полученных результатов и работы в целом определяется тем, что разработаны и научно обоснованы методические основы стратегического развития потребительской кооперации как подсистемы социально-экономической системы региона на базе интеграции хозяйствующих элементов на селе.

Основные результаты, обладающие научной новизной, заключаются в следующем:

1. Структурированы определения категории «потребительская кооперация», которая представлена как многофункциональная система, и выявлены содержательные элементы кооперации как общественного института (форма труда, хозяйственное предприятие, общественное движение), проанализировано их содержание и приведены основные школы.

2. Расширено и дополнено содержание основных функций потребительской кооперации, в него включены гармонизация развития населения, содействие экологическому благополучию, достижение социальной защищенности общества за счет введения новых видов деятельности, таких как органическое земледелие и сельский туризм. Последние определены с учетом актуальных в стратегической перспективе направлений развития региона и целей достижения социального развития. Потребительская кооперация нами рассматривается как фактор отраслевого роста в условиях экономического кризиса и как фактор снижения социальной напряженности на селе.

3. Разработана методика формирования набора видов деятельности для развития и функционирования потребительской кооперации с учетом согласованности целей и задач потребительской кооперации со стратегией развития региона, включающая следующие этапы: анализ состояния потребительской кооперации, выявление ее потенциальных возможностей с учетом решения общих социально-экономических задачопределение целевых установок организаций потребительской кооперации с учетом интересов всех сторонанализ соответствия существующих видов деятельности организаций потребительской кооперации целям и задачам развития региона в целом и организаций потребительской кооперации в частностианализ новых перспективных направлений развития потребительской кооперации, способных вывести потребительскую кооперацию на новый уровень развития, при сохранении принципов и имеющихся возможностейформирование сбалансированного набора видов, деятельности организаций потребительской кооперации.

4. Определены приоритетные направления структурных преобразований потребительской кооперации в регионе с учетом точек роста развития региона. Они отличаются от традиционных для потребительской кооперации ориентацией на взаимодействие и интеграцию с хозяйствующими субъектами на селе, инновационными структурами, учреждениями образования и науки, что позволит эффективно реализовать достраивающую функцию потребительской кооперации как социально-экономической подсистемы и общественного института при формировании и функционировании агропромышленного и туристского кластера в регионе.

5. Разработана и обоснована интеграционная стратегия развития системы потребительской кооперации Владимирской области, в основу которой заложена модель интегрированной структуры в виде кластера органического земледелия и сельского туризма, основанная на системном взаимодействии, балансе целей и задач его участников, с внедрением новых интегрированных структурных звеньев. На основе разработанных технологических циклов и анализа внешней и внутренней среды, определены недостающие сегменты для реализации стратегии (инфраструктура, мощности по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, кадры, средства размещения туристов и т. д.), что позволило сформировать механизм взаимодействия потребительской кооперации и субъектов хозяйствования.

Теоретическое значение результатов исследования заключается в обобщении основ теории интеграции и выработке методического подхода к формированию интеграционной структуры в виде кластера органического земледелия и сельского туризма с участием организаций потребительской кооперации, выступающих в качестве дополняющей функции к региональным агропромышленному и туристскому кластерам.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности применения научных результатов проведенного исследования в практической деятельности потребительской кооперации Владимирской области, применении интеграционной стратегии для формирования конкурентоспособной интеграционной структуры, направленной на развитие экономики региона. Авторские предложения нашли отражение в Программе экономического и социального развития потребительской кооперации области на 2008;2012 годы, Программе развития системы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на кооперативной основе на 2010;2012 годы.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические результаты докладывались и обсуждались на четырех международных конференций в г. Владимире и г. Москве, пяти Всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, проходивших во Владимирском государственном университете (2005 г.), Владимирском филиале «Российского университета кооперации» (2006, 2008, 2009 гг.), Владимирском филиале Российской академии государственной службы при Президенте РФ (2007 г.) и др.

По отдельным направлениям диссертационного исследования опубликовано 12 научных работ общим объемом 5,3 печатных листа, из них одна научная статья в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Список литературы содержит 149 источников. Работа иллюстрирована 20 таблицами, 36 рисунками.

Результаты работы 8207 дней 11.08.2013 9:00 06.02.2021 1:00 26.

Создание единого бренда торговых сетей для товаров, производимых организациями потребительской кооперации 360 дней 11.08.2013 9:00 09.12.2013 9:00.

Создание ориентированных на различные группы потребителей сетей предприятий питанияобеспечивающих организацию корпоративного, семейного досуга 700 дней 11.08.2013 9:00 31.03.2014 17:00;

Формирование сети придорожных предприятий общественного питания 1000 дней 31.03.2014 17:00 28.02.2015 1:00- 42.

Развитие сети магазинов «Кулинария» с созданием при них мини-пекарен, кондитерских, пирожковых цехов, вырабатывающих и реализующих широкий ассортимент собственной продукции 1000 дней 28.02.2015 1:00 27.01.2016 9:00 43 мобильный комплекс по заморозке, очистке и сортировке дикорастущих ягод 1000 дней 11.08.2013 9:00 09.07.2014 17:00 создание крупного холодильного хозяйства со складами хранения, линией переработки 7207 дней 09.07.2014 17:00 06.02.2021 1:00 45.

Взаимосвязанность задач и их выполнение отражает диаграмма Ганта (Прил. 23), что позволяет оптимально распределить время, как самый ценный резерв, который в отличие от других никогда и ни при каких обстоятельствах не восстанавливается. Такое распределение времени — залог успешной реализации намеченного плана.

Таким образом, используя проектное управление, как одно’из ключевых компетенций организации и эффективное средство достижения организацией своих стратегических целей, мы построили проект внедрения-кластера органического земледелия и сельского туризма в систему потребительской кооперации, следование которому позволит максимизировать ресурсы и минимизировать препятствия.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать некоторые выводы.

Определены приоритетные направления развития потребительской* кооперации в регионе с учетом стратегии развития региона: органическое земледелие и сельский туризм. Они отличаются от традиционных направленностью на взаимодействие и интеграцию с хозяйствующими субъектами на селе, инновационными структурами, учреждениями образования и науки путем создания-территориальных кластеров. Это позволяет интенсифицировать развитие многоотраслевого кооперативного хозяйства на основе аккумулирования новых идей, экономических ресурсов и социального партнерства.

Разработана методика формирования набора видов деятельности для* развития потребительской кооперации с учетом согласованности целей и задач потребительской кооперации со стратегией развития региона, которая* состоит из пяти взаимоувязанных этапов: анализа состояния потребительской кооперации, выявления ее потенциальных возможностей с учетом решения общих социально-экономических задачопределения целевых установок организаций потребительской кооперации с учетом интересов всех заинтересованных сторонанализа соответствия существующих видов деятельности организаций потребительской кооперации целям и задачам развития региона в целом и организаций потребительской кооперации в частностианализа новых перспективных направлений развития потребительской кооперации, способных вывести потребительскую кооперацию на новый уровень развития, с учетом сохранения принципов и имеющихся возможностейформирования сбалансированного набора видов деятельности организаций потребительской кооперации.

Разработана и обоснована стратегия интеграционного развития системы потребительской кооперации Владимирской области, в основу которой положена модель интегрированной структуры в виде кластера органического земледелия и сельского туризма. Эта модель основана на системном взаимодействии, балансе целей и задач его участников, на внедрении новых интегрированных структурных звеньев, ответственность за реализацию функций в которых распределена при помощи матрицы RACI. Взаимные интересы сторон — участников кластера учтены в матрице целей. Разработаны технологические циклы внедрения новых видов деятельности — органического земледелия и сельского туризма, при анализе внедрения которых выявлены недостающие сегменты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В результате исследования установлено, что потребительская кооперация в своем развитии по основному конечному показателю — товарообороту — отставала от темпов роста экономики и страны, и региона, несмотряна имеющийся потенциал и значительное количество пайщиков. Выявлено, что в стратегии развития потребительской кооперации не учитываются «точки роста» региональной экономики. Анализ тенденций развития показал, что потребительская кооперации, как социально-экономическая система находится в стадии «спада деловой активности», которая предшествует стадии подъема, согласно модели циклического развития, а организации потребительской кооперации находятся в начале стадии «реинкарнации», для успешной реализации которой необходим переход в новое качество развития.

2. Доказано, что потребительская кооперация Владимирской области играет значительную роль в организации торгового обслуживания сельского наг I селения, в развитии заготовительной, производственной деятельности и^ сфере услуг, является фактором снижения социальной напряженности на селе. Однако, ее потенциал в достаточной степени не используется, что негативно отражается на социальных составляющих развития региона. Расширение и дополнение содержания основных функций потребительской кооперации, направленных на развитие «точек роста» и потенциала региона, обусловленного, в частности, географическим положением, способствует защите интересов членов-пайщиков, гармонизации развития населения, содействию экологического благополучия, за счет введения новых видов деятельности. Выявлено, что для обеспечения^ устойчивого развития потребительской кооперации как общественного института перспективным направлением является интеграция, а наиболее гибкими и эффективными интеграционными структурами в рыночной экономике являются кластеры.

3. Выбраны и обоснованы такие новые виды деятельности, как «органическое земледелие» и «сельский туризм» по следующим факторам: наличие материально-технической базы, наличие кадрового потенциала, объем капиталовложений, природно-климатические условия, экологическая составляющая, а также по соответствию требованиям: сохранение принципов потребительской кооперации, перспективность, устойчивость, востребованность, эксклюзивность, рентабельность, конкурентоспособность.

Доказано, что существующий потенциал потребительской кооперации региона недостаточен для реализации новых видов деятельности, поэтому потребительская кооперация, как социально-экономическая подсистема и общественный институт должна реализовать достраивающую функцию при формировании и функционировании агропромышленного и туристского кластера в регионе.

4. Разработана методика формирования сбалансированного набора видов деятельности для развития потребительской кооперации с учетом взаимосвязи р" целей и задач потребительской кооперации со стратегией* развития региона, с учетом региональных особенностей. Определены критерии оценки уровня синергизма видов деятельности: экономия за счет увеличения масштабов деятельностиснижение издержек, связанных с изменчивостью денежных потоков, устранение негативных эффектов цикличностисоответствие процессу интеграциидополнительный денежный потоксоциальная обусловленностьпредоставление новых рабочих местудовлетворенность потребителей в качестве продукции. Сформирован сбалансированный по стадиям жизненного цикла, синергии и ряду экономических факторов эффективный набор1 видов деятельности для потребительской кооперации Владимирской области. Доказано, что предложенный набор соответствует кооперативным принципам и интересам членов-пайщиков и делает организации потребительской кооперации привлекательными для современных интегрированных структур.

5. Предложена интеграционная стратегия роста потребительской кооперации региона, основной составляющей которой является модель интегрированной структуры в виде кластера органического земледелия и сельского туризма с участием организаций потребительской кооперации. Выделены недостающие в потребительской кооперации сегменты для реализации стратегии, которые восполняются за счет интеграции с другими хозяйствующими субъектами. Разработан механизм взаимодействия потребительской кооперации и субъектов хозяйствования (инфраструктура, мощности по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, кадры, средства размещения туристов и т. д.) в рамках кластера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Инфра-М., 2005.— 39 1. с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 1. от 30.11.1994 № 51-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).
  3. Закон Российской Федерации № 3085−1 «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19.06.1992 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992-№ 30.
  4. Федеральный закон от. 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  5. Федеральный закон № 97-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11.07.1997 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 28.
  6. Федеральный закон № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 28.04.2000 // Собрание законодательства РФ2000: № 18.
  7. Федеральный закон № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) ^ Российской Федерации» от 21.03.2002.
  8. Постановление Правительства РФ № 24. «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации» от 24 .01. 1994 (с изменениями от 5 мая, 17 июля 1995 г., 20 февраля 2002 г.).
  9. Постановление Правительства Москвы № 83-ПП («О' целевой программе интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России на 2007−2009 года» от 13.02.2007.
  10. Закон Владимирской области N 60−03 «О целевой программе «Воспроизводство плодородия почв Владимирской области на 2008−2012 годы» от 4 мая 2008 г. (с изменениями от 23 сентября 2008 г.).
  11. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года // Деловой вестник «Российской кооперации» (спец. вып.). 2008. № 4(88).
  12. JI. И. Проблема выбора стратегии на XXI век // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. — С. 49−54.
  13. Т. Е. Кооперативы-как субъекты гражданского права / В кн.: Субъекты гражданского права: Сб. статей / Под ред. Т. Е. Абовой. М., 2000.
  14. Т. А. Теория организации. М.: ЮНИШ-ДАНА,.2003. — 367 с.
  15. М.А. Организационно-экономические особенности крупных хозяйственных комплексов, и проблемы их отражения в российском законодательстве // Гражданин и право. 2007. — № 8. — С. 23. t
  16. И. Стратегическое управление / И. Ансофф.- М.: Экономика, 1989.-519 с.
  17. . Д., Берендеева А. Б. Мобилизация потенциалов дотационного региона в решении социальных проблем // Экономика региона. 2007. № 18. Электронная версия. http://journal:vlsu.ru/index.php?id=873.'
  18. А. П., Видрашко О. В. К вопросу формирования эффективного лидерства в организациях потребительской кооперации // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2009. -№Т 1. — С. 32−34.
  19. А. Р. Новые тенденции в социально-экономическом развитии потребительской кооперации / А. Р. Бернвальд, JI. П. Наговицина // Регион: экономика и социология. 2007. — № 3. — С. 121−131.
  20. Р. Научные методы управления / Р. Блейк, Д. Моутон. Киев: Наукова Думка, 1990. — 240 с.
  21. Буздалов' И. Н. Возрождение кооперации / И. Н. Буздалов — под ред. Ю. В. Чесалина. -М.: Экономика, 1990. 175 с.
  22. И. Н., Попова Е. А. Развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 12. — С. 12−15.f
  23. С. М., Дорошенко Ю. А. Количественная оценка потребительской и общественной эффективности социальных инвестиций // Экономический анализ: теория и практика. 2006. — 10(67). — С. 14—22.
  24. К. И. История потребительской кооперации России : учебник / К. И. Вахитов. 2-е изд. (ГРИФ). — М.: Дашков и К, 2009. — 400 с. f
  25. К. И. Кооперация: теория, история, практика: избранные изречения, факты, материалы, комментарии / К. И. Вахитов — авт.-сост. М.: Дашков и К, 2009.-556 с.
  26. К. И. Потребительская кооперация СССР : учебник для кооперативных техникумов / К. И. Вахитов. 3-е изд., перер. — М.: Экономика, 1991. -175 с.
  27. Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. 2001. — № 2. — С. 15−28.
  28. Ю. Б. О принципах корпоративного управления // Бизнес, менеджмент и право. 2003. — № 3. — С. 34—40.
  29. О. С., Наумов А. И. «Другой» менеджмент: время перемен// Российский журнал менеджмента. — 2004. — № 3. — С. 105−126.
  30. М. К. К вопросу о дефинициях понятия «кластер» // Электронный ресурс.: http://lomonosov.econ.msu.ru/2007/24/vishnevskaya @i.ua.doc. pdf.
  31. И. Н. Менеджмент : учебник для вузов / И. Н. Герчикова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 499 с.
  32. С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист. 2007. — № 5. — С. 3 -16.
  33. К. М. Старопромышленные регионы: проблемы и перспективы развития. Проблемы федерализма // Регионология. — 2008. — № 4. С 27−40.
  34. А. М. Форма взаимовыгодного сотрудничества-/ А. М. Гордеев // Деловой вестник. 2006. — № 12. — С. 24−27.
  35. А. В. «Сельскохозяйственный рынок должен быть номинирован как форма организации на кооперативной основе» // Защита растений. Электронный ресурс. http://www.zrast.ru/news/page32/2518.
  36. Г., Дигилина О, Старостин В., Чукин Н. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. М.: Дашков и К0, 2002. v
  37. Г. В., Чукин Н. И., Калмыков^. В*. Взаимосвязь экономической и социальной функций потребительской кооперации. М.: Маркетинг, 2002'.
  38. Г. В., Чукин Н. И., Калмыков В. В. Потребительская кооперация в системе некоммерческого сектора экономики. В.: ВФ МУПК, 2001.
  39. Ч. Б. Подходы к определению категории «Региональные социально-экономические системы» // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. — № 2. — С. 14.
  40. JI. И. Наговицина Л.'П. Механизм управления собственностью потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2008. — № 3.
  41. И. Г. Кооперативы как особая форма предпринимательской деятельности / И. Г. Дахов. М.: Институт оценки природных ресурсов, 2001. — 156 с.
  42. И. Г. Развитие кооперативов в современной России : монография / И. Г. Дахов, В. И. Теплов. — Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 2008. 247 с.
  43. К. Т. Производственный менеджмент / К. Т. Джурабаев, А. Т. Гришин, Г. К. Джурабаева. М.: КНОРУС, 2005. — 406 с.
  44. Ю. А., Кретинин В. А., Максимов С. А., Хартанович К. В. Развитие социальной сферы экономики России. Владимир: Собор, 2007. 632 с.
  45. Ю. А. Развитие и оценка эффективности инновационного потенциала региона / Ю. А. Дмитриев, А. С. Арсентьев. — Владимир: Собор, 2008. 264 с.
  46. Ю. А. Социальные аспекты устойчивого развития региона : монография / Ю. А. Дмитриев, В. А. Кретинин, А. Е. Исаев. Владимир: Русская оценка, 2004. — 221 с.
  47. Ю. А. Формирование инновационной региональной экономики: монография / Ю. А. Дмитриев, А. В. Смирнов, К. В. Хартанович — под ред. К. В. Хартановича. Владимир: Собор, 2008. — 320 с.
  48. Я. Н. Практика экономического развития территорий: опыт EG и России. Москва: Сканрус, 2001. Электронный ресурс. http://www.rttn.ru/files/files library.
  49. Ерохина^ Е. А. Теория экономического развития: системно-синергети-ческий подход Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 160 с.
  50. О. П. Антикризисное управление в потребительской кооперации / О. П. Зайцева — Центросоюз России, Сиб. ун-т потреб, кооп. Новосибирск: СибУПК, 2001.-226 с.
  51. О. П. Антикризисное управление в потребительской кооперации: учебное пособие / О. П. Зайцева, Ю. В. Самойлова. — Новосибирск: СибУПК, 2002.-93 с.
  52. С. А. Регион как организованная социально-экономическая система // Вестник ТГУ. Вып. 11 (67). — 2008. — С.501−504.
  53. Ильенков^ Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. — М.: РОССПЭН, 1997. 476 с.
  54. Е. В. Направления устойчивого развития организаций потребительской кооперации : монография / Е. В. Исаенко, А. Ю. Скрипченко — Белгор. ун-т потреб, кооп. — Белгород, 2006. 210 с.
  55. С. Г. Интеграционные процессы в кооперации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. Белгородский университет потребительской кооперации. 2008'. — № 4. — С. 245−249.
  56. В. В. Кооперация работников-собственников как социально-экономический уклад (Теория, методология. Социально-трудовой аспект). Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Москва, 2008.
  57. Капелюк 3. А., Капелюк С. Д. Уровень жизни как социально-экономическая категория // Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция (республиканский журнал). — 2005. — июнь.
  58. А. В. Кооперация в системе общества: Монография /А. В. Кизилевич, С. В. Ксензов. — Гомель: БТЭУ, 2006. — 110 с.
  59. Н. Д. Основные вопросы промышленной деятельности сельскохозяйственной кооперации // Вестн. с.-х. кооперации. 1919. — № ¾. — С. 3−8.
  60. Кооперация. Страницы истории вып.7. / отв. ред. Фигуровская Н. К. -М., 1999.-272 с.
  61. Корецкая JL К. Механизм формирования инновационного процесса в рет гионе: монография / Корецкая JI. К., Шабанов И- А. Владимир: ВГПУ, 2005.-116 с.
  62. Л. К. Социальная инфраструктура региона : монография- / Корецкая Л. К., Кошкина Д. И., Святышева Л. Л. — Владимир, 2006. — 336 с.
  63. Э. Б., Нинциева Г. В., Шетов В. X. Научный менеджмент: Российская история / Под общ. ред. Э. Б. Корицкого. СПб.: Питер, 1999. — 384 с.
  64. А. Д., Блистер В. И., Казанцева Н. В., Моторина Н. К. Внешнеэкономические связи потребительской кооперации М.: ЦУМК Центросоюза, 1992.- 147 с.
  65. В. М. Необходимость совершенствования статистических наблюдений системы потребительской кооперации // Вопросы статистики. — 2004.-№ 6.-С. 84−85.
  66. В. А. Региональная экономика и управление: переход к устойчивому развитию. Монография. Владимир: Собор, 2007. — 332 с.
  67. В. И. Траектории экономических трансформаций / В. И. Кушлин. М.: Экономика, 2004. 310 с.
  68. Е. А. Региональная система как объект и субъект управления региональным развитием // Известия Томского политехнического университета. 2008. — Т. 312. — № 6. — С. 19−23.
  69. Ю. Н. Стратегические системы в управлении : монография / Ю. Н. Лапыгин, Н. В. Чайковская. Муром: МИ ВлГУ, 2007. — 431 с.
  70. Дж. К. Теория организации : учеб. пособие. — М.: Велби, Проспект, 2003. 416 с.
  71. М. П. Менеджмент в потребительской кооперации : учебное пособие в 2-х частях. / М. П. Лебедко, Л. М. Корчагин. — Новосибирск: СибУПК, 2001.- 180 с.
  72. С. О пользе кластеров для российской экономики // Невское время. 2008. 30 октября, http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art= 139 936 760.
  73. А. Л. Теория и история кооперативного движения. — М., 2000.-327 с.
  74. А. П. Взаимодействие кооперативов различных видов / А. П. Макаренко, И. В. Захаров. М., 2006. — 146 с.
  75. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16. М.: Политиздат, 1968.
  76. А. Принципы экономической науки : В 3 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.84: Мещеряков Н. Л. Современная кооперация. 4-е изд. М.: Гос. изд-во, 1924.-173 с.
  77. А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой. -http://subcontract.ru/Docum/DocumShowDocumIDl 71 .html.
  78. . 3. Теория организации. М.: ИНФРА-М* 2009. — 864 с:
  79. Л. П1, Сипко Л. А., Зайцева Л. В. Анализ причин убыточности потребительских обществ и союзов и рекомендуемые меры по обеспечению рентабельной работы потребительской кооперации / Центросоюз РФ: Новосибирск- Белгород, 1998.
  80. Л. П., Сипко Л. А., Храмцова Т. Г. Совершенствование статистического наблюдения в потребительской кооперации для контроля за социальной и финансово-хозяйственной деятельностью потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 2000.
  81. В. И., Папцов-А. Г. Сельское хозяйство-России и зарубежных стран. М., 2001.-187 с.
  82. В. И.- Папцов А. Г.- Приходько Т. С.- Коган М. Ю. ВНИИ-ТЭИагропром. Кооперация в сельском хозяйстве за рубежом. М., 1996 57 с.
  83. М. В. Стратегическое управление в потребительской кооперации: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2000: — 19 с.
  84. Л. Судьба кооперации в современнойv России Текст. / Л. Никифоров, Т. Кузнецова // Вопросы экономики. — 1995. — № 1. С. 86−96.
  85. А. В. Экономические и социальные функции сельскохозяйственной кооперации: теоретические и практические аспекты /А. В. Петриков // Кооперация и интеграция АПК России. Ростов н/Д: ГИНГО, 1999. — С. 11.
  86. А. Сельскохозяйственной кооперации государственную поддержку Текст. / А. Петриков // Экономика сельского хозяйства России. -2005. — № 2. — С. 5.
  87. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.-896 с.
  88. Региональные альянсы и кластеры / под ред. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: Владимирская «книжная типография, 2006. — 315 с. -
  89. В. В. Стратегия рыночной конкуренции. Программа. Образовательный курс авторизованного изложения. Новосибирск: 1995. — 61* с.
  90. Е. В. Сочетание форм кооперации в учении А. В. Чаянова и кооперативное строительство в СССР // Вестник сельскохозяйственных наук. -1988.-№ 4.
  91. М. В. Преимущества кооперации и пути их реализации // Российская кооперация. — 2001. — № 35.
  92. М. В., Ткач А. В. и др. Потребительская кооперация: учебное пособие / Под общ. редакцией Ткача А. В. — М.: Московский университет потребительской кооперации, 2004. — 218 с.
  93. JI. А. Международный опыт экономического участия пайщиков и кооперативных выплат / JI: А. Сипко, Е. В. Наговицина. Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2000. — 32 с.
  94. Совершенствование системы управления АПК в современных условиях/ РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ- подгот. П. М. Першукевич, М. П. Гриценко, Г. М., Гриценко, И. В. Щетинина, Н. Ф. Вернигор. Новосибирск, 2000. — 142 с.
  95. Д. А. Влияние макроструктуры рынка на формирование конкурентных отношений // Вестник Челябинского государственного унйверситета. —2006. -№ 1(74).-С. 61.
  96. Е. Кооперация основная форма взаимодействия в АПК // АПК: экономика, управление. — 1996. — № 10. — С. 17−19.
  97. Г. Синтетическая философия / Г. Спенсер. К.: Ника-Центр, 1997.-512 с.
  98. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1998.-440 с.
  99. В. Тектология А. Богданова и неоклассическая теория организаций предвестник эры Реинжиниринга // Проблемы теории и практики управления. — 1998. -№ 4. — С. 70.
  100. Т. Социальная миссия потребительской кооперации как фактор повышения эффективности ее хозяйственной деятельности // Деловой вестник «Российской кооперации». — 2005. — № 6. — С. 34—36.
  101. Т. Ф. Управление текущими затратами организаций потребительской кооперации : учеб. / Т. Ф. Тарасова, Э. А. Гомонко М.: Проспект, 2007. 236 с.
  102. И. В. Особенности формирования и развития регионального потребительского рынка // Вестник Северо-Кавказкого ГТУ. — 2006. — № 4 (8).
  103. JI. Е. Кооперативное движение: На русском и английском языках. 2-е изд. / Л. Е. Теплова, Л. В. Уколова, Н. В. Тихонович. — М.: РДЛ, 2003. -304 с.
  104. Творцы кооперации Текст.: сборник / Сост. Л. А. Самсонов. М.: Московский рабочий, 1991. — 300 с.
  105. В. П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования // Электронный ресурс. http:// subcontract.ru/ Docum/ DocumShow DocumID 133. html.
  106. Туган-Барановский M. И. Социальные основы кооперации. Перепечатано с 3-го доп. изд. М.: Экономика, 1989. — 496 с.
  107. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002. 892 с.
  108. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ / Г. В. Гутман и др. 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2006. — 376 с.
  109. М. В. Потребительская кооперация республики Бурятия: проблемы и перспективы развития / М. В. Хайруллина // Регион: экономика1 и социол. 2003. — № 1.-С. 36−44.
  110. Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. — 2003. № 5.
  111. А. В. Избранные труды. М*., 1991.
  112. А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: Наука, 1991.
  113. А. П. Подход к обоснованию стратегии развития региона // Тр. 12-й Байкал, междунар. конф. Методы оптимизации и их приложения. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2001. С. 38−42.
  114. А. П: Стратегия развития региона: мифы и догмы // ЭКО. -2000--№ 9.-С. 52−60.
  115. Г. П. Очень, крупные транснациональные корпорации и современный мир / Г. П. Черников, Д. А. Черникова. М.: Экономика, 2008. 399 с.
  116. Н. В. Исследование развития региональной системы торговли/ Н. В. Шаланов. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. — 150 с.
  117. Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием // Электронный ресурс. subcontract.ru / Docum / DocumShow DocumID 17.html.
  118. Ю. В. Прогнозы.развития народного хозяйства и варианты экономической политики. — М.: Наука, 1997. — 479 с.
  119. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации области за 1970−1973 годы. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 1974.
  120. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации области за 1973−1978 годы. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 1979.
  121. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации области за 1979−1983 годы. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 1984.
  122. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской-кооперации1 области за 1986−1988 годы. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 1989.
  123. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации области за 1991 год. Материалы Владимирского облаетIного союза потребительских обществ. Владимир, 1992.
  124. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности' потребительской кооперации области за 1994 год. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир,-1995.
  125. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности' потребительской кооперации области за 1995 год. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 1996.
  126. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации области за 1996 год. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир- 1997.
  127. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации-области за 1997 год. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 1998.
  128. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации области за 1998 год. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 1999.
  129. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации области за Л 998−2002 год. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 2003. Ь
  130. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации области за 2003 год. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир^ 2004.
  131. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации области за 2006 год. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 2007.
  132. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации области за 2007 год. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 2008.
  133. Основные показатели социально-хозяйственной деятельности потребительской кооперации области за 2008 год. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 2009.
Заполнить форму текущей работой