Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе на основе интегративного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования являются: диалектика, рассматривающая процессы и явления во всеобщей связи, целостности и взаимообусловленностиидеи, раскрывающие проблему взаимосвязи общества и 6 человека, признающие человека ценностью и целью общественного развитиядиалектическое единство общего, особенного и единичного. Специальную методологию составляют: системный подход (Ю.К. Бабанский… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в контексте интегра-тивного подхода
    • 1. 1. Сущность, содержание и структура поликультурной компетентности будущих педагогов
    • 1. 2. Интегративный подход как методологический принцип формирования поликультурной компетентности будущих педагогов
    • 1. 3. Концепция и модель формирования поликультурной компетентности будущих педагогов на основе интегративного подхода
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию поликультурной компетентности будущих педагогов в образовательном процессе вуза на основе интегративного подхода
    • 2. 1. Характеристика технологического комплекса формирования поликультурной компетентности будущих педагогов
    • 2. 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию поликультурной компетентности будущих педагогов на основе интегративного подхода
    • 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы по формированию поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе
  • Выводы по главе 2

Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе на основе интегративного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход к компетентностной, личностью ориентированной образовательной парадигме во второй половине XX столетия явился следствием процессов глобализации и интеграции всех сфер человеческой деятельности. Данные процессы происходят в мировом сообществе, отличительной особенностью которого является поликультурность среды. Изменение характеристик и условий образовательного пространства в современном поликультурном мире формирует социальный заказ на подготовку педагогов — компетентных специалистов, умеющих вести диалог, находить содержательные компромиссы, терпимых к чужому мнению, стремящихся к взаимопониманию, сотрудничеству и неконфликтному сосуществованию с представителями разных культур. Таким образом, система образования сегодня требует подготовки специалистов с высоким уровнем поликультурной профессионально-педагогической компетентности.

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации" (2010 г.) определяет его цель как социализацию новых поколений в условиях нарастающей изменчивости современного мира, их подготовку к «функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба». При этом магистральным направлением развития поликультурной школы является полилингвальная образовательная модель. В Концепции также отмечается необходимость организовать подготовку и переподготовку кадров для развития поликультурного образования в России. Поэтому задача формирования поликультурной компетентности будущих педагогов представляется весьма актуальной и значимой в современных условиях.

Вместе с тем, на сегодняшний день образовательный процесс в высшем учебном заведении, где закладываются основы поликультурной компетентности студентов, не в полной мере реализует потенциал, имеющийся для решения данной проблемы. Возможные причины такой ситуации заключаются в том, что существующие подходы и, как следствие, педагогические технологии не предполагают постановку данной проблемы в качестве задачи образовательного процесса либо не учитывают интегративную природу поликультурной компетентности.

Анализ трудов, посвященных формированию поликультурной компетентности, в том числе на основе интегративного подхода, показывает, что в разное время учеными рассматривались различные аспекты данной проблемы: теория непрерывного образования и педагогической интеграции (А.С.Асмолов, А. Я. Данилюк, В. Н. Максимова, В. Ф. Тенищева, Н. К. Чапаев и др.) — поликультурное образование подрастающего поколения (О.В. Гука-ленко, Г. Ж. Даутова, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, JI.JI. Супрунова и др.) — работы, в которых анализируется феномен компетентности и поликультурной компетентности (В.А. Болотов, И. В. Васютенкова, Б.С. Гершун-ский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Л. П. Костикова, Ю. Г. Татур, A.B. Хуторской, Е. М. Щеглова и др.).

Анализ научной литературы показал, что, несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время проблема интегративного подхода к формированию поликультурной компетентности у студентов педагогических специальностей в вузе остается недостаточно разработанной.

В ходе исследования были выявлены противоречия между:

— поликультурной реальностью в современном российском социуме, где востребованы педагоги, обладающие высоким уровнем поликультурной компетентности, и недостаточным уровнем подготовки студентов в данной области;

— потенциальными возможностями повышения эффективности формирования поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей в вузе, реализацию которых обеспечивает применение интегративного подхода, и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы в педагогике профессионального образования.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему ис4 следования, которая заключается в определении теоретических и методических основ формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов в вузе, и обосновать актуальность исследования на тему: «Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе на основе ин-тегративного подхода».

Объект исследования — процесс обучения в вузе, способствующий формированию поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей.

Предмет исследования — теоретические и организационно-методические основы формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов в контексте интегративного подхода.

Целью исследования является разработка научно-теоретических и организационно-методических основ формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе в контексте интегративного подхода.

Гипотеза исследования: Поликультурная компетентность будущих педагогов носит интегративный, надпредметный характер, что позволяет предположить ведущую роль интегративного подхода в процессе ее формирования. Процесс формирования поликультурной компетентности будущих педагогов будет эффективным, если:

— образовательный процесс разворачивается в логике интегративного подхода, ориентированного на проектирование и реализацию когнитивного, деятельностного и аксиологического компонентов поликультурной компетентности, с учетом значимости проявления субъектности студентов и преподавателей в диалоге культур, что выражается в адекватном межкультурном, межэтническом, межличностном взаимодействии и культуросообразном поведении и выстраивается на основе педагогической модели, включающей совокупность взаимодополняющих и взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, субъектного, содержательного, инструментально-технологического и результативного, в каждом из которых действуют интеграционные механизмы;

— интеграционные механизмы реализуются на всех уровнях: стратегическом, целевом, субъектном, содержательном, процессуальном, инструментально-технологическом, что предполагает осуществление всех видов деятельности в рамках целостного смыслового пространства;

— специальный технологический комплекс, интегрирующий возможности традиционных и инновационных педагогических технологий, программно-методическое обеспечение внутридисциплинарной и междисциплинарной интеграции, диагностическая карта для определения уровня сформированно-сти поликультурной компетентности выстроены с учетом определенных педагогических принципов и условий, ориентированных на реализацию субъ-ектности, автономности, рефлексивной деятельности студентов и фасилита-торской роли преподавателя.

Задачи исследования:

1) раскрыть содержание и структуру поликультурной компетентности будущих педагогов;

2) обосновать концептуальные положения, определяющие процесс формирования поликультурной компетентности у студентов педагогических специальностей в вузе на основе интегративного подхода;

3) спроектировать педагогическую модель формирования поликультурной компетентности будущих педагогов на основе интегративного подхода, определив принципы и условия успешного осуществления данного процесса;

4) разработать технологический комплекс, ориентированный на субъ-ектность, автономность и рефлексивную деятельность студентов при фаси-литаторской роли преподавателя;

5) доказать в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность спроектированной педагогической модели формирования поликультурной компетентности будущих педагогов на основе интегративного подхода.

Методологической основой исследования являются: диалектика, рассматривающая процессы и явления во всеобщей связи, целостности и взаимообусловленностиидеи, раскрывающие проблему взаимосвязи общества и 6 человека, признающие человека ценностью и целью общественного развитиядиалектическое единство общего, особенного и единичного. Специальную методологию составляют: системный подход (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. А. Сластенин и др.) — гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, A.A. Леонтьев, С. И. Маслов и др.) — компетентностный подход (В.А. Болотов, Г. С. Вяликова, Б. С. Гершунский, И. А. Зимняя и др.) — интегративный подход (А.Я. Данилюк, Л. Л. Редько, В. Ф. Тенищева, Н. К. Чапаев и др.) — культурологический подход (М.М. Бахтин, В. С. Библер, Е. И. Пассов, В. А. Сластенин и др.) — личностно-деятельностный подход (О.С. Анисимов, B.C. Лазарев, А. Н Леонтьев, В. В. Сериков и др.) — технологический подход (В.П. Беспалько, Л. К. Гребенкина, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и др.).

Теоретической основой исследования являются труды философов, социологов, психологов, педагогов по общей теории культуры (З.А. Баллер, Н. С. Злобин, В. М. Межуев, Л. М. Челидзе и др.) — по проблемам поликультурного образования (Е.В. Говердовская, З. А. Малькова, E.H. Матюхин, A.A. Рахкошкин и др.), формирования компетентностей и компетенций личности (В.А. Болотов, И. А. Зимняя, A.M. Новиков, A.B. Хуторской и др.), формирования поликультурной компетентности личности (И.В. Васютенкова, Л. Ю. Данилова, М. А. Маннанова, И. С. Медникова и др.) — теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.) — теории управления педагогическим процессом (Ю.К. Бабанский, B.C. Лазарев, И. И. Легостаев, A.A. Орлов и др.) — сущности целостного педагогического процесса (Л.С. Выготский, B.C. Ильин, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — педагогической интеграции (A.C. Асмолов, B.C. Безрукова, И. Д. Зверев, B.C. Леднев и др.).

Методы исследования. С целыо проверки выдвинутой гипотезы и для решения поставленных задач в работе использовались: теоретические методы исследования: изучение и анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследованияизучение те7 зауруса по теме исследованиясинтез, сравнение, обобщение, моделирование, проектированиеэмпирические методы исследования: изучение опыта работы по формированию поликультурной компетентности студентов в образовательных учрежденияхнаблюдение, анкетирование, тестирование, беседы со студентами, учителями, преподавателями вузаанализ продуктов деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа, математическая и статистическая обработка результатов исследования.

База исследования: ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» (до 2010 г. — ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт»), студенты 1−5 курсов педагогического факультета (специальность «Начальное и дошкольное образование» с дополнительной специальностью «Английский язык»), психологического факультета (специальность «Педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Английский язык») и факультета иностранных языков (специальность «Иностранный язык с дополнительной специальностью»). Всего в эксперименте приняли участие 187 студентов, в том числе 56 участников экспериментальной и 55 участников контрольной групп, а также 25 преподавателей вуза и 87 учителей общеобразовательных школ юго-восточного региона Московской области.

Этапы исследования:

Первый этап (2004;2006 гг.) — проведен анализ отечественной и зарубежной философской, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследованияосуществлены изучение и обобщение педагогического опытавыявлены противоречия в исследуемой областиопределены методологические и теоретические основы, цель и задачи исследованиясформулированы объект и предмет исследованияконкретизированы основные понятиявыдвинута рабочая гипотезаразработана программа опытно-экспериментальной работыосуществлена диагностика, направленная на выявление представлений субъектов образовательного процесса о поликультурной компетентности.

Второй этап (2006;2011 гг.) — уточнена гипотеза исследованиясконструирована педагогическая модель, разработаны принципы, условия, а также технологический комплекс формирования поликультурной компетентности у студентов на основе интегративного подходаопределены критерии и показатели для оценки уровня сформированное&tradeисследуемого профессионально-личностного свойствапроведена опытно-экспериментальная работа по внедрению спроектированной модели в образовательный процесс вуза.

Третий этап (2011;2012 гг.) — осуществлена обработка результатов опытно-экспериментальной работыуточнена критериально-уровневая характеристика сформированное&tradeполикультурной компетентностисистематизированы и обобщены результаты опытпо-экспериментальной работысформулированы общие выводызавершено оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнены сущность, содержание и структура пол и культур пой компетентности как интегративного ценностно-смыслового профессионально-личностного свойства, объединяющего в когнитивном, деятельностном и аксиологическом компонентах личную и профессиональную культуру будущего педагога;

— теоретически обосновано использование интегративного подхода как методологической основы эффективного формирования поликультурной компетентности у студентов педагогических специальностей;

— разработана авторская модель формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе на основе интегративного подхода;

— на основе базовых педагогических принципов (целостности, культу-росообразности, диалога культур, толерантности, креативности, рефлексивности, вариативности) определены условия (создание стимулирующей культурно-образовательной средыинтеграция всех видов деятельности студентовстимулирование автономности студентов на основе выстраивания их личностных образовательных траекторий и др.) формирования поликультур9 ной компетентности будущих педагогов в контексте интегративного подхода.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

— углублении и конкретизации теории профессионально-педагогического образования за счет приращения и систематизации знаний по проблеме формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе;

— подтверждении научной и практической целесообразности применения интегративного подхода к процессу формирования поликультурной компетентности будущих специалистов.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования сконструированной авторской модели и разработанного технологического комплекса в процессе формирования поликультурной компетентности студентов на основе интегративного подхода, диагностической карты для выявления уровня ее сформированности, методических рекомендаций по формированию поликультурной компетентности в ходе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов.

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается опорой на современные научно-педагогические концепции, применением методов научного исследования, соответствующих его целям и задачам, подтверждением гипотезы исследования в результате проведения опытно-экспериментальной работы, статистической обработкой результатов на основе стандартных методик, соответствующими отзывами, актами и публикациями.

Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялись в процессе:

— организации образовательной деятельности студентов факультета иностранных языков, педагогического и психологического (с 2010 г. — социально-психологического) факультетов ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт» (с 2010 г. — ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»);

— разработки учебных программ и учебно-методических пособий для студентов педагогических специальностей;

— разработки вариативного модуля для учителей английского языка юго-восточного региона Московской области на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт».

Основные положения и результаты исследования отражены в 43 публикациях автора, докладывались на конференциях. В их числе международные: Тамбов (2001) — Москва (2002) — Коломна (2005, 2009, 2010, 2012) — Рязань (2009) — всероссийские: Коломна (2000 — 2009) — Москва (2009) — Рязань (2010, 2011) — региональные: Коломна (2000) — Москва (2006) — Воскресенск (2009) — Люберцы (март 2010, ноябрь 2010, апрель 2011, ноябрь 2011) — Коломна (март 2011, апрель 2011) — внутривузовские: Коломна (2004;2012).

На защиту выносятся следующие положения:

— Поликультурная компетентность будущих педагогов — это ценностно-смысловое профессионально-личностное свойство, интегрирующее системные научные знания, творческие умения, навыки, опыт деятельности, мотивы и ценности, характеризующее способность и готовность будущего учителя к осуществлению функционального сотрудничества с представителями других культур и к обеспечению межкультурного, межэтнического и межличностного взаимодействия учащихся в поликультурном мире, в том числе в поликультурном образовательном пространстве.

— Поликультурная компетентность будущих педагогов объединяет содержание когнитивного (системные культуроведческие и языковые знания), деятельностного (умения, навыки, опыт деятельности в поликультурной образовательной среде и культуросообразного поведения) и аксиологического (ценности, установки, мотивы, способности и качества личности, готовой к жизни и педагогической деятельности в поликультурном сообществе) компонентов в целостную структуру в результате интеграции всех видов деятельности субъектов образовательного процесса (учебной, внеучебной, науч.

11 но-исследовательской, учебно-профессиональной) и их самодетерминацион-ных аналогов (самообразования, самообучения, самовоспитания).

— Методологической основой формирования поликультурной компетентности будущих педагогов, определяющей направленность, содержание и организацию данного процесса, является интегративный подход, объединяющий его элементы и уровни в целостное смысловое пространство для получения нового, оптимального качества при условии обеспечения субъектно-сти, автономности, рефлексивной деятельности студентов и фасилитаторской роли преподавателя. Процесс формирования поликультурной компетентности на основе интегративного подхода обеспечивает динамику перехода будущих педагогов от элементарного и порогового к продвинутому уровню владения данной компетентностью, которые оцениваются на основании комплекса взаимосвязанных критериев — гностического, праксиологического, ценностно-ориентировочного — и их показателей.

— Модель формирования поли культурной компетентности у студентов педагогических специальностей на основе интегративного подхода включает в себя совокупность взаимодополняющих и взаимосвязанных блоков (целевого, методологического, субъектного, содержательного, инструментально-технологического и результативного), в каждом из которых действуют интеграционные механизмы. Педагогическая модель задает общее направление, логику данного процесса и реализуется на протяжении всего периода вузовского обучения через технологический комплекс, который использует возможности традиционных и инновационных педагогических технологий (активного, проблемного, модульного, проектного обучения, расширяющегося круга культур, оценки и самооценки, командной работы и др.) в организации учебной, внеучебной, учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности студентов, а также их самообразования, самообучения и самовоспитания.

— Успешность реализации разработанной модели формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в вузовской практике пре.

12 допределяется соблюдением принципов целостности, культуросообразности, диалога культур, толерантности, креативности, рефлексивности, вариативности, а также комплекса педагогических условий (создание стимулирующей культурно-образовательной средыотбор дисциплин, содержание которых максимально направлено на формирование исследуемой компетентности, разработка соответствующего программно-методического обеспеченияинтеграция всех видов деятельности студентовстимулирование автономности субъектов на основе выстраивания их личностных образовательных траекторий и др.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Основной текст диссертации изложен на 177 страницах, работа содержит 9 рисунков, 2 таблицы и 19 приложений.

Список использованных источников

включает 214 наименований.

Выводы по главе 2.

Практическая реализация авторской педагогической модели, проектирующей процесс формирования поликультурной компетентности у студентов педагогических специальностей в вузе в контексте интегративного подхода, потребовала разработки соответствующего технологического комплекса, интегрирующего традиционные и инновационные педагогические технологии и ориентированного на субъектность, автономность, рефлексивную деятельность студентов и фасилитаторскую роль преподавателя. Основным его назначением являлось предоставление адекватного инструментария и алгоритмов решения локальных задач исследуемого процесса, не противоречащих его принципам и условиям и способствующих формированию поликультурной компетентности в единстве всех ее компонентов.

В состав представленного технологического комплекса были включены следующие педагогические технологии: технологии активного, проблемного, модульного обучения, оценки и самооценки, обучения в сотрудничестве, информационно-когнитивные и информационно-коммуникационные технологии, проектные технологии, технология практико-ориентированных действий, технология соизучения языка и культуры — «расширяющегося круга культур».

Для проверки эффективности педагогической модели, сконструированной на базе авторских концептуальных положений, осуществлялась опытно-экспериментальная работа по формированию поликультурной компетентности у будущих педагогов на основе интегративного подхода в образовательном процессе вуза, предполагавшая три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Эмпирическое изучение представлений субъектов образовательного процесса о поликультурной компетентности, диагностика ее исходного уровня у студентов-первокурсников, проведенные на констатирующем этапес помощью комплекса методов психолого-педагогического исследования (вклю.

145 ченное наблюдение, анкетирование, тестирование, математическая и статистическая обработка данных), выявили наличие ряда оптимистических предпосылок для ее формирования, но и ряд недостатков, обедняющих когнитивную, деятельностную и особенно аксиологическую составляющие исследуемой компетентности.

Определение исходного и итогового уровней поликультурной компетентности у будущих педагогов производилось на основе разработанного критериально-уровневого комплекса, отраженного в диагностической карте, описывающей показатели гностического, праксиологического и ценностно-ориентировочного критериев для каждого из уровней (элементарного, порогового и продвинутого).

Целенаправленная работа со студентами экспериментальной группы на формирующем этапе осуществлялась на основе предложенной педагогической модели формирования поликультурной компетентности в контексте ин-тегративного подхода с использованием разработанного технологического комплекса по программе, интегрирующей потенциал ряда гуманитарных дисциплин ГОС ВПО, а также учебную, внеучебную, учебно-профессиональную и научно-исследовательскую деятельность будущих педагогов.

Соблюдение выдвинутых педагогических принципов и условий позволило добиться значительных положительных преобразований в личностной сфере и поведении студентов экспериментальной группы, связанных с проявлением поликультурной компетентности в единстве ее когнитивного, дея-тельностного и аксиологического компонентов.

Итоговая диагностика достигнутых студентами результатов на контрольном этапе работы засвидетельствовала положительную уровневую динамику в экспериментальной группе, а сравнение с результатами участников контрольной группы на основании применения статистического метода позволило сделать вывод об эффективности разработанной педагогической модели и подтверждении гипотезы исследования.

Интерпретация итогов опытно-экспериментальной работы по формированию поликультурной компетентности у студентов педагогических специальностей вуза на основе интегративного подхода дала возможность сформулировать основные методические рекомендации для преподавателей высшей школы по организации данного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Глобализационные процессы, вызванные рядом политических, социокультурных, экономических и технологических предпосылок, изменили современный облик мирового сообщества, для которого сегодня характерен культурный плюрализм. Интернационализация образовательных систем и рынка труда, интенсивные миграционные процессы обусловили необходимость подготовки молодых поколений к жизни и трудовой деятельности в условиях поликультурности. Особенно актуальна эта проблема для системы высшего профессионального образования, в частности, для подготовки будущих педагогов, которым предстоит не просто адекватно социализироваться в новых условиях взаимодействия разнообразных культур, но и быть готовыми к трансляции целей и ценностей поликультурного образования в своей будущей профессионально-педагогической деятельности.

Современные реалии требуют от педагога готовности к эффективному участию в диалоге культур, обеспечению межкультурного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности, особенно в образовательной. В связи с этим профессиональное и личностное становление будущих учителей как субъектов диалога культур, носителей ценностей поликультуризма не мыслится сегодня без овладения ими поликультурной компетентностью.

Переход к компетептностной образовательной парадигме обусловил актуальность изучения вопросов, связанных с формированием у студентов педагогических специальностей способности и готовности осуществлять успешное межкультурное взаимодействие при учете культурных отличий его участников в личной, социальной и профессиональной сфере. Проведенное исследование представляет собой попытку найти решение этих вопросов в теоретическом и практическом аспектах, ставя своей целью научное обоснование и разработку педагогической модели формирования поликультурной компетентности у будущих учителей в вузе на основе интегративного подхода, а также опытно-экспериментальную проверку ее эффективности.

Достижение поставленной цели потребовало решения комплекса задач, в число которых входил анализ сущности, содержания и структуры поликультурной компетентности будущих педагогов, ее профессиональной специфики.

Осмысление различных подходов к определению понятия «поликультурная компетентность» как цели и результата поликультурного образования, как одной из ключевых европейских образовательных компетенций, как неотъемлемой составляющей профессионально-педагогической компетентности учителя позволило уточнить ее сущность, структуру и содержание. Поликультурная компетентность была охарактеризована как ценностно-смысловое профессионально-личностное свойство, представленное совокупностью когнитивного, аксиологического и деятельностного компонентов, которое свидетельствует об интеграции общей и профессиональной культуры личности будущего педагога, способной и готовой к осуществлению эффективного межкультурного взаимодействия в личной, социальной и профессиональной сферах.

В ходе исследования была установлена необходимость опоры на инте-гративный подход как ведущий методологический принцип, способный стать решающим фактором успешности процесса формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов. Определяя направленность, организацию и содержание данного процесса, интегративный подход дает возможность объединить все его аспекты и элементы в целостное смысловое пространство, получив при этом новое качество — оптимальный результат подготовки будущих педагогов к жизни и профессиональной деятельности в условиях плюрализма культур.

Проведенное исследование зафиксировало необходимость создания эффективных интеграционных механизмов, действующих на всех уровнях процесса формирования поликультурной компетентности — целевом, содержательном, личностном, стратегическом, организационном, технологическом и др. Для решения данной задачи была построена педагогическая модель.

149 формирования поликультурной компетентности у студентов педагогических специальностей, исходя из реализации интегративного подхода как методологической основы этого процесса.

Разработка такой модели, включающей в себя совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных блоков (целевого, методологического, субъектного, содержательного, инструментально-технологического и результативного), в каждом из которых действуют интеграционные механизмыа также эмпирическое изучение субъектов образовательного процесса и определение исходного уровня их поликультурной компетентности легли в основу проектирования технологического комплекса, направленного на достижение поставленной цели — овладения будущими педагогами продвинутым уровнем исследуемой компетентности.

Внедрение разработанной модели в вузовскую практику посредством применения интегративного комплекса педагогических технологий подтвердило ее эффективность при соблюдении выдвинутых педагогических условий: обеспечение фасилитаторской функции преподавателя в процессе формирования поликультурной компетентности будущих педагоговсоздание стимулирующей культурно-образовательной средывыбор учебных дисциплин в рамках ГОС ВПО, содержание которых в максимальной степени нацелено на формирование исследуемого профессионально-личностного свойстваразработка адекватного программно-методического обеспечения педагогического процессаорганизация педагогического взаимодействия на основе межличностной интеграции и сотрудничества при равноправных, партнерских взаимоотношениях субъектовстимулирование автономности студентов при формировании поликультурной компетентности на основе выстраивания личностных образовательных траекторий будущих педагоговинтеграция всех видов их деятельности: учебной, внеучебной, научно-исследовательской, учебно-профессиональной.

Для решения взаимосвязанных задач интеграции общей и профессиональной культуры личности будущего педагога, комплексного формирования.

150 когнитивного, деятельностного и аксиологического компонентов его поликультурной компетентности на основе интегративного подхода использовались оптимальные для каждой из локальных задач традиционные и инновационные педагогические технологии, ориентированные на обеспечение субъ-ектности, автономности, рефлексивной деятельности студентов и усиление фасилитаторской функции преподавателя.

В ходе целенаправленной работы происходило расширение и углубление когнитивной базы будущих педагогов в сфере поликультурного образования, укрепление их мотивационно-ценностного отношения к продуктивному диалогу культур, формировался опыт межкультурных интеракций (на родном и иностранном языках), развивались практические умения и навыки, совершенствовались качества личности, способствующие успешному межкультурному взаимодействию (толерантность, эмпатия, общительность, бесконфликтность и др.). Постепенно усложнялись стоявшие перед студентами задачи, развивались предпосылки для их творческой активности в профессионально ориентированных ситуациях, изменялся характер общения и стиль поведения. От курса к курсу возрастали познавательный интерес к языкам и культурам, мотивация к их изучению, проявление субъектности — активной позиции в отношении изучаемого тематического материала, принятие на себя ответственности за планирование и реализацию индивидуальной траектории поликультурного образования, рефлексия хода и результатов этого процесса. Будущие педагоги приобретали опыт творческой, исследовательской, коммуникативной, контрольно-оценочной учебно-профессиональной деятельности, командной работы в условиях контакта представителей разных культурных сообществ.

Регулировать процесс, вести мониторинг динамики формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов, отражающей переход от элементарного через пороговый к продвинутому уровню, позволяли специально организованные диагностические процедуры. В основу диагностики был положен критериально-уровневый комплекс: показатели гностического,.

151 праксиологического и ценностно-ориентировочного критериев в их совокупности, характеризующие три уровня поликультурной компетентности будущих педагогов (элементарный, пороговый продвинутый). В результате было отмечено расширение субъектных функций студентов в образовательном процессе (проявление ценностного отношения к содержанию поликультурного образования, автономности, рефлексии).

Итоговая диагностика, результаты которой подтвердили правильность выбранного направления работы и эффективность сформулированных педагогических принципов и условий формирования поликультурной компетентности у будущих учителей в вузе на основе интегративного подхода, зафиксировала значительную разницу в показателях, характеризующих уровень сформированности исследуемого феномена у студентов экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы. Это позволило сделать вывод о верности выдвинутой гипотезы.

Важным представляется тот факт, что проведенная научно-исследовательская работа во многом предвосхитила положения нового поколения отечественных стандартов образования — Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), реализующих двухуровневую систему вузовской подготовкибакалавры и магистры. Это касается компетентностной трактовки результатов поликультурного образования, эксплицитного отражения социального заказа к системе высшего педагогического образования о подготовке будущих учителей, готовых к педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности в условиях культурного плюрализма.

Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы выражалась также в разработке методических рекомендаций, которыми могут руководствоваться преподаватели высшей школы в процессе формирования поликультурной компетентности у студентов вуза.

Таким образом, в результате проведенного исследования:

— Уточнено понятие поликультурной компетентности будущих педагогов, которая трактуется как интегративное ценностно-смысловое профессионально-личностное свойство, объединяющее системные научные знания, творческие умения, навыки и опыт деятельности, мотивы и ценности, характеризующее способность и готовность будущего учителя к обеспечению межкультурного, межэтнического и межличностного взаимодействия учащихся в поликультурном мире, в том числе в поликультурном образовательном пространстве.

— Определены содержание и структура поликультурной компетентности будущего педагога в рамках ее когнитивного, деятельностного и аксиологического компонентов как результат интеграции общей и профессиональной культуры личности.

— Теоретически обоснована и практически подтверждена эффективность применения интегративного подхода как фактора результативного формирования поликультурной компетентности у студентов педагогических специальностей.

— Осуществлено моделирование процесса формирования исследуемой компетентности у будущих педагогов в вузе, послужившее основой разработки технологического комплекса, ориентированного на обеспечение субъ-ектности, автономности и рефлексивной деятельности студентов и фасилита-торской роли преподавателей, применение которого позволяет существенно повысить эффективность данного процесса.

— Охарактеризованы педагогические принципы (целостности, культуро-сообразности, диалога культур, толерантности, креативности, рефлексивности, вариативности) и условия (создание стимулирующей культурно-образовательной средыинтеграция всех видов деятельности студентовстимулирование автономности субъектов на основе выстраивания их личностных образовательных траекторий и др.) формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов на основе интегративного подхода.

— Разработано и апробировано программно-методическое обеспечение процесса формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов в рамках внутридисциплинарной и междисциплинарной интеграции содержания гуманитарных дисциплин ГОС ВПО, дополненных авторскими курсами «Языковая политика Совета Европы» и «Культура англоязычного речевого общения».

— Определены критерии (гностический, праксиологический, ценностно-ориентировочный) и показатели, позволившие охарактеризовать уровни сформированное&tradeполикультурной компетентности (элементарный, пороговый, продвинутый) в соответствии с анализом ступеней овладения будущими педагогами данным профессионально-личностным свойством.

— Сформулированы методические рекомендации для преподавателей высшей школы по проблеме формирования поликультурной компетентности у студентов педагогических специальностей.

Проведенное исследование позволяет наметить перспективные направления дальнейшей работы над решением задач транслирования идей и ценностей поликультурного образования в современном обществе. К ним относятся: изучение влияния поликультурной компетентности на успешность профессиональной адаптацииисследование потенциала интеграции вне-учебного опыта межкультурного диалога в целенаправленную вузовскую подготовку, реализация акмеологического подхода в процессе совершенствования поликультурной составляющей профессионализма педагогадальнейшая разработка закономерностей и принципов эффективного формирования поликультурной компетентности у студентов вуза в условиях перехода на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура) по ФГОС ВПО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. М. Поликультурная компетентность студентов Электронный ресурс. / Т. М. Абдрахманова. Режим доступа: Ы1р://у?ш. rusnauka.com/1№ 2 011/РзіЬо1о§іа/77 331 .doc.htm (дата обращения -10.11.2011).
  2. , М. А. Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников: автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст. / М. А. Абсатова. Республика Казахстан, Алматы, 2009. -44 с.
  3. , Р. Р. Поликультурная профессиональная компетентность современного учителя Электронный ресурс. / Р. Р. Агадуллин. Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal /8ос§ иш/р8ро/200 351 (дата обращения — 13.10.2009).
  4. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -494 с.
  5. , Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев- Под ред. А. А. Бодалева и др. Текст. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2.-287 с.
  6. , О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления Текст. / О. С. Анисимов. М.: Экономика, 1991. -415 с.
  7. , С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  8. , А. Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства Текст. / А. Г. Асмолов // Воспитание школьников. -2005,-№ 5.-С. 2−5.
  9. , Ю. К. О дидактических основах повышения эффективности обучения Текст. / Ю. К. Бабанский // Народное образование. -1986. -№ 11. С. 105−111.
  10. Бал л ер, Э, А. Культура. Творчество. Человек Текст. / Э. А. Бал-лер. М.: Наука, 1970. — 153 с.
  11. , М. М. Что такое культура Текст. / М. М. Бахтин. М., 1999.-54 с.
  12. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  13. , В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике : монография Текст. / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Гос. инж. проекта, ин-т, 1994. — 152 с.
  14. , Д. С. Национальные культуры / Д. С. Берестовская Электронный ресурс. Режим доступа: http://pidruchniki.ws/16 280 414 /ки1Шго1о§іуа/паІ5Іопа1пуеки1Шгу (дата обращения — 18.01.2010).
  15. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  16. , И. С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США: автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст. / И. С. Бессарабова. Волгоград, 2009. — 40 с.
  17. , В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) Текст. / В. С. Библер // Вопросы философии. — 1989. № 6. — С. 31−42.
  18. , В. С. Школа «диалога культур» Текст. / В. С. Библер // Советская педагогика. 1989. — № 2. — С. 27−31.
  19. Большой энциклопедический словарь Текст. / под ред. А. М. Прохорова. Изд. 2-е, переработ., доп. М.: Большая российская энциклопедия, 1998, — 1456 с.
  20. , В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования Текст.: монография / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. — 464 с.
  21. , Е. И. Становление поликультурной компетентности будущих педагогов в условиях магистерского образования Электронный ресурс. / Е. И. Бражник. Режим доступа: fit-herzen-conf.ru/brajnik.html (дата обращения-31.08.2010).
  22. , Е. И., Лаврентьева, О. Г., Лебедева, Л. И. Магистерскоеобразование в системе университетского образования Франции и России.
  23. Коллективная монография Текст. / Е. И. Бражник, О. Г. Лаврентьева, Л. И.
  24. Лебедева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.-127 с.157
  25. , О. Н. Идеи поликультурного образования в классической зарубежной педагогике: дис.. канд. пед. наук Текст. / О. Н. Будняя. Пятигорск, 2006. — 180 с.
  26. , А. А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка в условиях поликультурного пространства вуза: дис.. канд. пед. наук Текст. / А. А. Васильева. Казань, 2009. — 226 с.
  27. , Л. В. Формирование поликультурной коммуникативности в процессе подготовки преподавателей вуза: дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. В. Васильева. М., 2009. — 196 с.
  28. , И. В. Развитие поликультурной компетентности учителя в условиях последипломного педагогического образования: дис.. канд. пед. наук Текст. / И. В. Васютенкова. СПб., 2006. — 160 с
  29. , И. В. Современные проблемы поликультурного образования Электронный ресурс. / И. В. Васютенкова. Режим доступа: www.loiro.ru (дата обращения -01.11.2008).
  30. , Л. Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур Текст. / Л. Г. Веденина //Межкультурная коммуникация: Тезисы докладов. Иркутск, 1993. — 279 с. — С. 18−21.
  31. , И. Г. Whole Language («Язык как целое») современная гуманистическая философия образования и обучения английскому языку Текст. / И. Г. Винокурцева // Иностранные языки в школе. — 2005. -№ 1.-С. 61−64.
  32. , Л. А. Поликультурное образование и воспитание как способ оптимизации межкультурного общения в современной России Текст. / Л. А. Волова // Вестник ПГЛУ. 2007. — № 3−4. — С. 217−231.
  33. , Л. С. Психология развития как феномен культуры Текст. / Л. С. Выготский / ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Института практической психологии, 1996. — 512 с.
  34. , Л. С. История развития высших психических функций / Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 3. Проблемы развития психики Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  35. , Г. С. Педагогическое стимулирование профессиональной компетентности учителя в условиях заочной формы обучения: автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст. / Г. С. Вяликова. Рязань, 2006. — 40 с.
  36. , Г. С. Профессиональная компетентность современного учителя : учебное пособие Текст. / Г. С. Вяликова. Коломна: КГПИ, 2008. — 125 с.
  37. , О. К. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание Текст. / О. К. Гаганова // Педагогика. 2005 -№ 1. — С. 86−95.
  38. , О. К. Понятие «поликультурное образование» в американской педагогике: этапы становления и дефиниции Текст. / О. К. Гаганова // Мир образования образование в мире. — 2002. — № 4. — С. 175−180.
  39. , П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. -М.: Кн. дом «Университет», Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 330 с.
  40. , Б.С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1997. 608с.
  41. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов Европейского фонда образования Текст. / ЕФО. Турин: ЕФО, 1997.
  42. , Е. В. Развитие высшего профессионального образования в пол и культур ном регионе (на материалах Северного Кавказ): автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст. / Е. В. Говердовская. СПб., 2009. — 40 с.
  43. , Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: монография Текст. / Л. К. Гребенкина- Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. 2-е изд., испр. и доп. — Рязань, 2006. — 224 с.
  44. , О. В. Поликультурное образование: теория и практика Текст.: монография / О. В. Гукаленко. -Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. -512 с.
  45. , О. В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст. / О. В. Гукаленко. Ростов н/Д, 2000. — 34 с.
  46. , Т. Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов : на материале обучения иностранному языку: дис.. канд. пед. наук Текст. / Т. Ю. Гурьянова. Чебоксары, 2008. — 220 с.
  47. , Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский Текст. М.: Школа, 1994.- 184 с.
  48. , В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения Текст. / В. В. Давыдов. Томск: Пеленг, 1992. -111с.
  49. , Л. Ю. Формирование поликультурной компетентности студента: дис. канд. пед. наук Текст. / Л. Ю. Данилова. Оренбург, 2007.- 163 с.
  50. , А. Я.Теоретико-методологические основы интеграции в образовании: Опыт теоретической дидактики: дис. канд. пед. наук Текст. / А. Я. Данилюк. Ростов н/Д, 1997. — 232 с.
  51. , А. Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств : дис.. докт. пед. наук Текст. / А. Я. Данилюк. Ростов н/Д, 2001. — 347 с.
  52. , А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Серия «Стандарты второго поколения» Текст. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. — 23 с.
  53. , Г. Ж. Поликультурная компетентность учителя Текст. / Г. Ж. Даутова // Высшее образование в России: Науч.-пед. журн. 2004. -№ 3. — С. 173−175
  54. , Г. Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: дис.. докт. пед. наук Текст. / Г. Ж. Даутова. Казань, 2004. -438 с.
  55. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО Электронный ресурс. Режим доступа: 1шр://р8. 1 september.ru/2000/66/6−2.htm (дата обращения — 14.09.2009).
  56. , А. H. Интернационализация высшего образования в современном мире Текст. / А. Н. Джуринский // Педагогика. 2004. — № 3. -С. 83−92.
  57. , А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография Текст. / А. Н. Джуринский. М.: Прометей, 2006. — 160 с.
  58. , А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития Текст. / А. Н. Джуринский // Педагогика. 2002. — № 10. -С. 93−96.
  59. , А. Избранные педагогические сочинения Текст. / А. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  60. , Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г. Д. Дмитриев Текст. // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 3.
  61. , Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев Текст. -М.: Народное образование, 1999. 208 с.
  62. , Дж. Педагогическая энциклопедия. Т.1. / Под ред. А. Г. Калашниковой. М.: Работник просвещения, 1929. — 424 с.
  63. Европейский языковой портфель. Предложения по разработке / I. Christ, F. Debyser, A. Dobson, R. Scharer, G. Schneider, В. North, J. Trim. Пер. с англ. -M.: Еврошкола, 1999. 155 с.
  64. , Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. -СПб.: КАРО, 2005. 352 с.
  65. , А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Б. Есин Текст. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -216с.
  66. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.
  67. , А. Б. Формирование поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / А. Б. Закирова. Ижевск, 2011. — 20 с.
  68. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М.: Юрайт-Издат, 2007. — 59 с.
  69. , И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема Текст. / И. Д. Зверев // Советская педагогика. 1974. -№ 12. — С. 10−16.
  70. , Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузовТекст. / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2005. -336 с.
  71. , И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И. А. Зимняя М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 20 с.
  72. , И. А., Земцова, Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов / И. А. Зимняя, Е. В. Земцова Текст. // Высшее образование сегодня. 2008. — № 5.-С. 14−19.
  73. , В. П. Гуманитаризация образования Электронный ресурс. / В. П. Зинченко // Российская педагогическая энциклопедия. Библио163тека Гумер Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Pedagog /гиБзрепсЛМ.рЬр (дата обращения — 29.07.2011).
  74. , Н. С. Культура и общественный прогресс Текст. / Н. С. Злобин. М.: Смена, 1970. — 134 с.
  75. , Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. А. Иванов // Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика. 2007. — Вып. 6 (12). -32 с.
  76. , В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс).-М., 1984.-43 с.
  77. , М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 2001. — 315 с.
  78. , М. С. Философия культуры. Становление и развитие Текст. / М. С. Каган. СПб.: Лань, 1998. — 434 с.
  79. , П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева Текст. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  80. Каримов, 3. Ш. Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов: автореф. дис.. д-ра пед. наук / 3. Ш. Каримов Текст. Уфа, 2009. — 453 с.
  81. , М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании Текст. / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14 — 21.
  82. , Т. И. Воспитание поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений: дис.. канд.пед. наук Текст. / Т. И. Ковалева. Волгоград, 2008. — 218 с.164
  83. , Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура Текст. / Л. Н. Коган. М.: Знание, 1981. — 63 с.
  84. , Г. М. Педагогический словарь. 2-е изд., стер. Текст. / Г. М. Коджаспирова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.
  85. , Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  86. , Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 Текст. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982.-576 с.
  87. , Я. А. Панпедия (Искусство обучения мудрости) Текст. / Отв. ред. Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2003. -317с.
  88. , Я. А., Локк, Д., Руссо, Ж.-Ж., Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие Текст. / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1989. -416 с.
  89. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Текст. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 1. — С. 3−16.
  90. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. Проект. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mon.gov.ru Могк/уоБр/ёок/6988/ (дата обращения — 02.05.2010).
  91. , Л. П. Мультиплицитное видение культуры как тенденция развития образования Текст. / Л. П. Костикова // Высшее образование. -2008, — № 3. С. 16−19.
  92. , Л. П. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза: дис.. д-ра пед. наук Текст. / Л. П. Костикова. Рязань, 2011. — 320 с.
  93. , В. В. Методология педагогики : новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. В. Краевский, Е. В. Береж-нова. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
  94. Краткий словарь иностранных слов Текст. / С. М. Локшина. М.: Советская энциклопедия, 1971. — 384 с.
  95. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 117 с.
  96. Культурология: учебное пособие / Д. А. Лалетин Текст. Воронеж: ВГПУ, 2008. — 264 с.
  97. И. Н. Компоненты поликультурной компетентности иностранных студентов Электронный ресурс. // Вестник ХНУ. № 13. — С. 7378. — Режим доступа: http://www-center.univer.kharkov.ua/vestnik/full/49.pdf (дата обращения — 25.12.2011).
  98. , B.C. Деятельностный подход к целям высшего образования Текст. / В. С. Лазарев // Образовательная политика. 2007. — № 4. — С. 4 -8.
  99. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений Текст. / М. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  100. , И. И. Педагогические основы стандартизации и оперативной диагностики подготовки учителя: дис. докт. пед. наук. М., 1996. -351 с.
  101. , В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. Текст. / В. С. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  102. , А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабар-дова. 2-е изд., перераб. и дополн. Текст. / А. А. Леонтьев. — М. — Нальчик, 1996.-76 с.
  103. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983 .-318 с.
  104. , И. Я. Философия дидактики и дидактика как филосо-фияТекст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1995. — 81 с.
  105. , А. П. Интеграционные тенденции в мировом образовании Текст. / А. П. Лиферов // Педагогика. 2009. — № 6. — С. 3−10.
  106. , А. П. Культурологическая составляющая интернационализации мирового образования Текст. / А. П. Лиферов. Рязань: РГПУ, 1996.-31 с.
  107. , Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, 1995.-282 с.
  108. , Ю. В. Особенности формирования поликультурной компетентности будущего учителя начальных классов Текст. / Ю. В. Ломакина // Среднее профессиональное образование. 2010. -№ 5. — С. 19−21.
  109. , А. Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев Текст. М.: Политиздат, 1988.-366 с.
  110. , Ю. М. Культура и взрыв Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Политиздат, 1992. -258 с.
  111. , И. С. Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / И. С. Лунюшкина. Томск, 2009. — 25 с.
  112. , В. В., Малькова, 3. А., Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы Текст. / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. 1999. № 4. — С. 3−10.
  113. , В. В., Малькова, 3. А., Супрунова, Л. Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России Текст. / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова. Пятигорск: ПГЛУ, 1999.-14 с.
  114. , В. Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема Текст. / В. Н. Максимова // Проблемы интеграции в естественно-научном образовании: тезисы докладов. Ч. 2. СПб., 1994. -С. 8−11.
  115. , В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения Текст. / В. Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1988- 191 с.
  116. , JT. И., Ковалева, Т. A. Writing Across Cultures: учеб.-метод. пособие по культуре письменной речи для студ. мл. курсов ф-та иностр. языков Текст. / JI. И. Максимова, Т. А. Ковалева. Коломна: КГПИ, 2008.- 108 с.
  117. Малькова, 3. А. Поликультурное образование как глобальная задача современной школы Текст. / 3. А. Малькова // Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы. Пятигорск, 1997. — С. 3−4.
  118. , М. А. Воспитание межкультурной толерантности студентов университета в лингвистическом образовании: дис.. канд. пед. наук Текст. / М. А. Маннанова. Оренбург, 2010. — 242 с.
  119. , А.К. Психология профессионализмаТекст. / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
  120. , С. И.Дидактические основы реализации эмоционально ценностного компонента в начальном образовании Текст. / С. И. Маслов: дис.. докт. пед. наук. М., 2000. — 302 с.
  121. , Е. Н. Культура как основа коммуникации Текст. / Б. Н. Матюхина //Language and Literature. Вып.20. — 2004. — С. 24−28.
  122. , В. М. Культура и история Текст. / В. М. Межуев. М.: Советская Россия, 1977. -212 с.
  123. , В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход Текст. / В. Миттер // Перспективы. Вопросы образования: ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. 1993. -№ 1. — С. 37−46.
  124. , С. У. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бэнкса) Текст. / С. У. Наушабаева// Педагогика. 1993. — № 1. — С. 104 -110.
  125. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrinl .htm (дата обращения -15.01.2011).
  126. , Н. Д. Проблема ценностей в подготовке учителя Текст. / Н. Д. Никандров // Магистр. 1994. — № 6. — С. 41−43.
  127. , А. М. Профессиональное образование в России перспективы развития Текст. / А. М. Новиков. — М.: ИЦПНПО РАО, 1997. -254 с.
  128. , JI. А. Педагогические условия поликультурного образования учащихся учреждений начального профессионального образования: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / J1. А. Новикова. Томск, 2009. — 24 с.
  129. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку Текст. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004.
  130. , Ю. О. Формирование приемов самоконтроля в процессе обучения Текст. / Ю. О. Овакимян: автореф. дис.. докт. пед.наук. М., 1969.-24 с.
  131. , A.A. Педагогика: концепция и учебная программа курса для студентов пед. вуза Текст. / A.A. Орлов. Тула: Изд-во ТГПУ им. JI.H. Толстого, 2001. — 34 с.
  132. , Е. И. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты Текст. / Е. И. Пассов. Воронеж, 2002. — 157 с.
  133. , Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур Текст. / Е. И. Пассов. -Липецк, 2000.- 154 с.
  134. Педагогический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: www.pedpro.ru. (дата обращения — 19.09.2009).
  135. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад [и др.]. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  136. , И. В. Формирование поликультурных компетенций учащихся старших классов общеобразовательной школы: дис.. канд. пед. наук Текст. / И. В. Песков. Тверь, 2009 — 234 с.
  137. , И. Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.
  138. Текст. / И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1981. — 336 с.
  139. И. Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.
  140. Текст. / И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1981. 416 с.
  141. , Е. С. Портфель ученика Текст. / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2002. — № 1. — С. 22 — 27.
  142. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации Текст. // Стандарты и мониторинг в образовании. -2005.-№ 4. -С. 3−7.
  143. , В. А. Интегративная педагогика: обретенный смысл (отрывок) / В. А. Разумный Электронный ресурс. М., 2000. — 74 с. — Режим доступа: http://www.litera.inst-et.ru/admin/pdf/20 110 221 103 544 file, pdf (дата обращения — 05.11.2010).
  144. , А. А. Открытость образовательного процесса (на примере западноевропейской педагогики): монография Текст. / А. А. Рахкошкин. Великий Новгород, 2005. -139 с.
  145. , Л. Л., Джегутанова, Н. И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя (интегративный подход): Монография / Л. Л. Редько, Н. И. Джегутанова Текст. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010.- 170 с.
  146. , Н. К. Культура и цивилизация / Сост. С. А. Пономаренко. Текст. / Н. К. Рерих. М.: МЦР, 1994. — 148 с.
  147. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. Текст. -М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 670 с.
  148. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
  149. , С. Л. Человек и Мир / С. Л. Рубинштейн Текст. -М.: Педагогическая наука, 1997. 191 с.
  150. , В. Н. Философия развивающейся гармонии: (Философские основы мировоззрения): авт. курс: В 3 ч./ В. Н. Сагатовский Текст. -СПб., 1999. -Ч. 3.-Антропология. 154 с.
  151. , В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций Текст. / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.-237 с.
  152. , В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования Текст. / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. -2001, — № 3.-С. 17−21.
  153. , В. В. Культуроведческое образование в вузе: проблемы и перспективы развития Текст. / В. В. Сафонова // Современные проблемы языкового образования. Часть 1. М.: Еврошкола, 2001. — С. 10−17.
  154. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  155. , М. Н. Поликультурное образование студентов будущих педагогов в условиях лингвистического клуба: дис.. канд. пед. наук Текст. / М. Н. Сираева. — СПб., 2009. — 235 с.
  156. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю) Текст. / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. -150 с.
  157. , В. А. Аксиологические основания образования Текст. / В. А. Сластенин// Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практ. конференции. Ч. I. -М. :МПГУ, 2000.-С. 26−31.
  158. , В. А. Формирование профессиональной культуры учителя : учеб. пособие Текст. / В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1993. — 177с.
  159. Словарь по общественным наукам Электронный ресурс. Режим доступа: Глоссарий.ру. (дата обращения — 30.10.2010).
  160. , Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности Текст. / Е. Н. Соловова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 2. — С. 11−17.
  161. , Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Текст. / Е. Н. Соловова: Монография. М.: Глосса-Пресс, 2004. — 336 с.
  162. , Л. Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии Текст. / Л. Л. Супрунова // Magister. 2000. — № 3. — С.77−81.
  163. , В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания): Педагогическое наследие Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. — 286 с.
  164. , П. В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США) Текст. / П. В. Сысоев: Монография. -М.: Еврошкола, 2003. 401 с.
  165. СиС, 2004. Режим доступа: http://www.rmpi.ru/userfiles/2 010 031 1 090 844.pdf (дата обращения — 11.03.2010).
  166. , Б. А., Богатых, Н. А. Поликультурная компетентность -фактор развития толерантности студентов Текст. / Б. А. Тахохов, Н. А. Богатых // Высшее образование сегодня. 2008. — № 3.- С. 24−26.
  167. , В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: автореф. дис.. докт. пед. наук Текст. / В. Ф. Тенищева. М., 2008. — 44 с.
  168. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) Текст. / С. Г. Тер-Минасова. М.: Слово / Slovo, 2000. — 624 с.
  169. , А. Дж. Цивилизация перед судом истории Текст. / А. Тойнби. М.: Айрис-пресс, 2003. — 592 с.
  170. , К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский // Пед. сочинения. Т. 5. -М.: Педагогика, 1990. 402 с.
  171. , А. Я. Культурологический словарь Электронный ресурс. /
  172. A. Я. Флиер. Режим доступа: www.terme.ru (дата обращения — 22.11.2010).
  173. , В. Ю. Становление поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности Текст. /
  174. B. Ю. Хитинец // Образование и наука: Изв. Урал. отд. Рос. акад. образования. 2009. — № 10. — С. 59−69.
  175. , А. М. Содержание поликультурной компетентности педагога Электронный ресурс. / А. М. Хупсарокова. Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-l .html (дата обращения — 29.05.2009).
  176. , А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. —1. C. 55−62.
  177. , JI. М. Интегративный подход к организации эстетического воспитания студентов в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / JI. М. Царева. Рязань, 2009. — 20 с.
  178. , Н. К. Теоретико методологические основы педагогической интеграции: дис.. д-ра пед. наук Текст. / Н. К. Чапаев — Екатеринбург, 1998.-524 с.
  179. , М. А., Чапаев, Н. К. Технология интеграции в педагогике США Текст. / М. А. Чошанов, Н. К. Чапаев // Школьные технологии. -2012.-№ 2. -С. 72−84.
  180. , С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т. 1 Текст. / С. Т. Шацкий. -М.: Педагогика, 1980. 304 с.
  181. , И. Е. Формирование поликультурной компетентности руководителей образовательных учреждений: дис.. канд. пед. наук. Текст. / И. Е. Шолудченко. Тольятти, 2011. — 340 с.
  182. , Е. М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов (на примере курсантов академии МВД): дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. М. Щеглова. Омск, 2005. — 213 с.
  183. ЮНЕСКО и воспитание в духе мира Текст. // Перспективы. -1986. -№ 2. С. 31−41.
  184. , П. А. Формирование поликультурной грамотности старшеклассника в образовательном процессе: дис.. канд. пед. наук Текст. / П. А. Якимов. Оренбург, 2007. — 193 с.
  185. , К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991. — 528 с.
  186. Banks, J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching Текст. / J. Banks. Boston, 2001. — 269 p.
  187. Bennet, M. J. Overcoming the Golden Rule: sympathy and empathy Текст. / M. J. Bennet // Bennet, M. J. (ed.) Basic concepts of intercultural communication: Selected readings.- Intercultural Press Inc., 1998. 272 p. — P. 191 214.
  188. Byram, M., Morgan, C. Teaching and learning language and culture Текст. / M. Byram, С. Morgan. Clevedon, Philadelphia, Adelaide: Multicultural Matters Ltd., 1994. — 219 p.
  189. Common European Framework of reference for language learning and teaching: Draft 1 of a Framework proposal. Strasbourg: Council of Europe, 1996.-264 p.
  190. Garcia, R. Teaching in a Pluralistic Society Текст. / R. Garcia. N.Y.: Harper & Row, 1979. — 347 p.
  191. Gollnick, D., Chinn, P. Multicultural Education in a Pluralistic Society Текст. / D. Gollnick, P. Chinn. Upper Saddle River, N.Y.: Merrill, 1998. — 384 P
  192. International Dictionary of Education Текст. / Ed. by A. Terry Page and J. B. Thomas. London: Longman, 1997. — 210 p.
  193. Living Together. Combining Diversity and Freedom in 21st Century Europe» Электронный ресурс. URL: http://www.coe (дата обращения -19.10.2011).
  194. The International Encyclopedia of Education, 2nd Edition. V. 1−12. -Oxford: OUP, 1994.
  195. UNESCO and the Issue of Cultural Diversity Текст. / Ed. by K. Stenou. Paris: UNESCO, 2000. — 22 p.
  196. UNESCO Universal Declaration on Cultural Diversity / Adopted by the 31st session of UNESCO’s general conference on November 2, 2001 Электронный ресурс. URL: http://www.inst.at.kulturen/unesco/declarationenglish.htm (дата обращения — 27.10.2009).
Заполнить форму текущей работой