Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Приоритетные направления социально-экономической политики региона в условиях трансформации экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Необходимость исследования проблем формирования и реализации региональной социально-экономической политики обусловлена возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, усилением влияния территориальных организаций на социально-экономическое развитие государства в целом. В условиях перехода российской экономики к системе рыночных отношений объективно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования региональной социально-экономической политики
    • 1. 1. Социально-экономическая политика региона: сущность, цели, задачи
    • 1. 2. Принципы, методы и функции социально-экономической политики региона
    • 1. 3. Содержание социально-экономической политики региона
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Анализ социально-экономической политики Оренбургской области
    • 2. 1. Анализ концепции социально-экономической политики Оренбургской области
    • 2. 2. Итоги реализации и особенности экономической и социальной политики Оренбургской области за 2000−2003г.г
    • 2. 3. Оценка эффективности социально-экономической политики региона
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Направления совершенствования формирования и реализации социально-экономической политики региона
    • 3. 1. Совершенствование организационного механизма формирования социально-экономической политики региона
    • 3. 2. Формирование эффективной промышленной и инвестиционной политики региона
    • 3. 3. Совершенствование региональной социальной политики
  • Выводы по третьей главе

Приоритетные направления социально-экономической политики региона в условиях трансформации экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость исследования проблем формирования и реализации региональной социально-экономической политики обусловлена возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, усилением влияния территориальных организаций на социально-экономическое развитие государства в целом. В условиях перехода российской экономики к системе рыночных отношений объективно осуществляется процесс суверенизации республик, краев, областей Российской Федерации, связанный с укреплением их политического статуса, ростом экономической самостоятельности и становлением основ финансово-бюджетной независимости.

Обеспечение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, достижение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими задачами современного российского государства. Осуществление этой стратегии требует не только адекватной региональной политики федерального центра, но и, прежде всего, совершенствования социально-экономической политики, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации. Потребность в научном исследовании этих проблем определяет актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследованием социально-экономической политики занимались выдающиеся представители зарубежной экономической мысли: А. Смит, Д. Рикардо, Э. Хекшер, Б. Олин, Й. Тюнен, В. Кристаллер, А. Вебер, У. Алонсо, У. Изард, В. Леонтьев, С. Поллард, Г. Мюрдаль и др.

Вопросы социально-экономической политики региона рассматриваются также в работах российских ученых: И. Т. Посошкова, М.В.

Ломоносова, В. Н. Татищева, Д. И. Менделеева, С. Ю. Витте, Г. М. Кржижановского, Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского, Р. А. Шнипера, А. Г. Гранберга, В. Н. Лексина, Р. А. Фатхутдинова, Н. Н. Некрасова, В. Бильчака и др.

Однако, в трудах зарубежных и отечественных ученых региональные аспекты социально-экономической политики не получили достаточного научного обоснования. Актуальность проблемы формирования и повышения эффективности региональной социально-экономической политики, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная степень ее разработанности определили выбор темы исследования и его цель.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании приоритетных направлений социально-экономической политики региона.

Для достижения поставленной цели намечено решить следующие задачи:

1. Исследовать сложившиеся в мировой и отечественной науке подходы к определению сущности региональной социально-экономической политики, ее целей, задач, формирования и реализации;

2. Сформулировать принципы региональной социально-экономической политики в трансформируемой экономике, выделить и дополнить функции регионального социально-экономического развития;

3. Провести анализ социально-экономической политики Оренбургской области, определить особенности ее реализации и эффективность;

4. Разработать организационный механизм управления социально-экономической политикой региона;

5. Разработать и обосновать рекомендации по реализации приоритетных направлений экономической и социальной политики Оренбургской области.

Теоретической и методологической основой исследования являются положения, представленные и обоснованные в научных трудах российских и зарубежных ученых, посвященных теоретическим и практическим проблемам региональной социально-экономической политики. Методологическую базу диссертации составили также нормативно-правовые акты Российской Федерации и Оренбургской области.

Для достижения цели диссертационного исследования автором использовались методы: системный, исторический, статистический, анализа и синтеза.

Информационную базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, нормативно-правовые акты Российской Федерации и Оренбургской области, а также отчеты организаций Оренбургской области.

Область исследования. Исследование проведено в рамках: п.п. 5.15. «Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (национальный, крупные экономические районы, субъекты федерации, муниципальный)» специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика Паспортов специальностей ВАК (экономические науки).

Предметом исследования выступают условия и механизмы формирования, реализации и совершенствования социально-экономической политики региона в условиях трансформации экономики России.

Объектом исследования является региональная социально-экономическая политика.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в решении актуальной научной задачи, связанной с разработкой приоритетных направлений формирования социально-экономической политики региона.

1. Выявлены и теоретически обоснованы приоритетные направления социально-экономической политики региона в условиях трансформации экономики: формирование новых принципов и функций управленияиспользование интегральной оценки региональной политикипреобразование организационного механизма управления социально-экономической политикойопределение приоритетных направлений реализации социально-экономической политики региона и структурной перестройки экономики на основе развития конкурентоспособных производствразработка мероприятий по совершенствованию социальной защиты населения с учетом особенностей регионального развития;

2. Сформулированы принципы региональной социально-экономической политики в трансформируемой экономике: учет потребностей населения, интересов производителей и общества в целомсоциальное партнерствосубсидиарная ответственность административных органов управлениярегулирование экономических и социальных процессов на основе региональных интересов. Выделены и дополнены функции региональной социально-экономической политики: институциональная, экономическая, социальная, экологическая, культурная;

3. Предложена система показателей оценки эффективности социально-экономической политики региона, включающая показатели: прогрессивность отраслевой и технологической структуры хозяйства региона, доля расходов на науку и научное обслуживание в ВРП, численность занятых в науке и научном обслуживании на 10 тыс. экономически активного населения региона, сформированность регионального рынка, интегральный показатель эффективности региональной социально-экономической политики;

4. Разработан организационный механизм управления социально-экономической политикой региона, включающий процесс формирования и обоснования социально-экономической политики региона, формирование новой организационной структуры — Комиссии по разработке стратегии регионального развития с привлечением научных и общественных организацийраспределение полномочий и ответственности, разработку ряда нормативных положений по организации деятельности;

5. Определены приоритетные направления социально-экономической политики региона на примере Оренбургской области. Выявлены точки экономического роста региона и разработана структура региональной инвестиционной программы с учетом развития конкурентоспособных производств. Предложен и экономически обоснован комплекс мероприятий по трансформации экономической и социальной политики: разработка инновационной стратегии развития региона, нацеленной на модернизацию основных фондов и технологий, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей, формирование производственной инфраструктуры, связанной с приграничным положением области, совершенствование социальной инфраструктурысоздание регионального геронтологического центравнедрение социального партнерства как прогрессивной формы ' взаимодействия региональных государственных структур и общественных объединенийразработка комплексной региональной программы социальной защиты населения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявленные и теоретически обоснованные приоритетные направления социально-экономической политики региона;

2.Сформулированные принципы региональной социально-экономической политики в трансформируемой экономике, а также выделенные и дополненные функции региональной социально-экономической политики;

3. Предложенная система показателей оценки эффективности социально-экономической политики региона;

4. Разработанный организационный механизм формирования социально-экономической политики региона;

5. Определенные и обоснованные рекомендации по совершенствованию формирования и реализации социально-экономической политики Оренбургской области.

Научная и практическая значимость исследования. Научная значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем положения могут быть использованы в ходе дальнейших исследований проблем социально-экономического развития региона.

Практическая значимость состоит в том, что его результаты могут быть использованы при формировании стратегии и программ социально-экономического развития региона, а также в учебном процессе для преподавания экономических дисциплин на экономических специальностях высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на различных международных, всероссийских и региональных конференциях: Региональная научно-практическая конференция: «Социально-экономическое развитие Оренбурга: итоги, проблемы, перспективы», Оренбург, 2003; 1-ая международная конференция «Формирование конкурентоспособности региона», Оренбург, 2003; Всероссийская научно-практическая конференция «Экономическое и социальное развитие регионов России», Пенза, 2004; Всероссийская научно-практическая конференция «Особенности постсоветских трансформационных процессов», Пенза, 2004; Международная научная конференция «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики», Тольятти, 2004; П-ая всероссийская научно-техническая конференция «Вузовская наука — региону», Вологда, 2004; Международная конференция «Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление», Оренбург, 2004; XXI-ая международная научно-практическая конференция «Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти», Челябинск, 2004; VII-й всероссийский форум молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире», Екатеринбург, 2004.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 работ общим объемом 8,4 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений на 170 страницах основного текста. Содержит 18 рисунков, 13 таблиц, 8 приложений, библиографический список источников из 162 наименований.

Выводы по третьей главе.

1. В Оренбургской области необходимо разработать стратегию социально-экономической политики Оренбургской области на долгосрочную перспективу — до 2025 г. В целях обеспечения интересов общества мы считаем целесообразным создание при администрации Оренбургской области специальной комиссии (расширенной рабочей группы), которая займется разработкой концепции социально-экономической политики Оренбургской области. В состав комиссии необходимо включить представителей общественных организаций, населения, бизнеса, науки.

2. Мы предлагаем следующую структуру стратегии социально-экономической политики региона:

— анализ социально-экономического положения Оренбургской области, его преимущества и недостатки, оценка имеющихся ресурсов, внешних и внутренних факторов;

— цели и задачи региональной социально-экономической политики Оренбургской области до 2025 г.;

— основные направления социально-экономической политики Оренбургской области, их содержание.

— механизм реализации социально-экономической политики.

3. Определены точки экономического роста Оренбургской области. Это такие отрасли экономики региона, как топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, электроэнергетика, строительство, пищевая промышленность.

4. Сформулированы основные направления промышленной политики Оренбургской области:

— необходимо активно содействовать реализации комплекса мер по повышению эффективности промышленного производства, сокращению числа убыточных предприятийосуществлять поддержку конкурентоспособных производств, выпускающих продукцию с большой долей передела, способствовать выравниванию отраслевой структуры промышленности в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей;

— стимулировать развитие регионального рынка стройматериалов в целях развития стройиндустрии области;

— способствовать развитию малого предпринимательства для создания более устойчивой и мобильной экономики области и обеспечения занятости населения;

— оказывать государственную поддержку на региональном уровне предприятиям через программы инвестирования и размещения региональных заказов.

5. Выработаны меры для дальнейшего развития потребительского рынка Оренбургской области:

— проведение органами власти обязательной сертификации услуг розничной торговли продовольственными товарами, общественного питания и бытового обслуживания населения;

— создание единой областной информационной системы в сфере торговой деятельности и оказания услуг;

— развитие потребительской кооперации в сельской местности, восстановление комплексных приемных пунктов бытового обслуживания в сельской местности и организация передвижных приемных пунктов для социально незащищенных категорий населения Оренбургской областисовершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, организация областных конкурсов профессионального мастерства.

— вследствие приграничного расположения Оренбургской области необходимо организовать грузопотоки продовольственных товаров и сельхозпродукции из Средней Азии в регионы России через г. Оренбург и Оренбургскую область.

6. Предложено в целях стимулирования жилищного строительства и обеспечения доступности жилья для различных категорий населения внедрение на местах ссудосберегательных механизмов строительства жилья, включая организационную форму некоммерческого строительства жилья в виде товариществ собственников жилья «Ссудосберегательное строительное товарищество».

7. В целях совершенствования социального обслуживания населения предложено создать региональный геронтологичекий центр. Для улучшения взаимодействия региональных государственных структур и общественных объединений необходимо развивать социальное партнерство. Предложено разработать комплексную региональную программу социальной защиты населения. В целях дальнейшего совершенствования региональной социальной политики необходимо:

— развивать новые формы социального обслуживания — волонтерское движение, внедрять инновационные технологии,.

— привлекать дополнительные средства из внебюджетных источников путем предоставления налоговых льгот.

Заключение

.

Реформирование экономики и государственного устройства России обусловили необходимость изменения содержания региональной социально-экономической политики. Децентрализация и демократизация управления способствовали формированию специфических интересов на уровне субъектов Федерации и на уровне муниципальных образований, возросло значение региональной социально-экономической политики для населения регионов.

В целях диссертационного исследования автор придерживается следующего определения региона: регион — территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда.

Для достижения целей диссертационного исследования уточнено определение региональной социально-экономической политики: система целей и задач органов региональной государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием региона, а также механизм их реализации, представляющий собой комплекс организационно-экономических мероприятий, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона в соответствии с поставленными целями и задачами.

Сформулирована основная стратегическая цель региональной социально-экономической политики: обеспечение благоприятных условий для социального развития регионального сообщества, соблюдение и охрана прав и свобод человека и гражданина на основе устойчивого экономического роста в регионе за счет эффективного использования региональных ресурсов.

К основным принципам региональной социально-экономической политики отнесены: учет запросов и потребностей населения, интересов производителей и общества в целомсоциальное партнерствосубсидиарная ответственность административных органов управлениярегулирование экономических и социальных процессов на основе региональных интересов.

Определены методы социально-экономической политики:

— создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;

— регулирование деловой активности;

— прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Выделены группы функций социально-экономической политики региона: институциональная, экономическая, социальная, экологическая, культурная.

Исследован механизм формирования и реализации региональной социально-экономической политики Оренбургской области.

Проведен анализ экономического развития Оренбургской области. Последние четыре года (2000 — 2003 г.г.) экономика региона развивалась в целом успешно. Объем производства за этот период увеличен более чем на 25% (в целом по России — на 18,6%). Темпы развития промышленности и уровень наполняемости бюджета области обеспечены, главным образом, за счет таких отраслей, как топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия.

Выявлены проблемы предприятий промышленности практически всех отраслей. Сокращение спроса на продукцию вследствие ее недостаточно высокой конкурентоспособности, как по качеству, так и по цене. В значительной мере это связано с использованием в производстве основных фондов с высокой степенью физического и морального износа.

Износ основных фондов в промышленности превышает 50%, на предприятиях отдельных отраслей (электроэнергетика, черная металлургия, промышленность стройматериалов) он еще выше.

Большинство предприятий не имеет достаточных инвестиционных ресурсов для проведения технологического перевооружения в необходимых объемах. Это не позволяет многим предприятиям наладить выпуск конечной продукции, способной выдержать высокую конкуренцию на рынках аналогичной продукции. Рост инвестиций сдерживает отсутствие активного процесса перелива капитала из экспортоориентированного сектора в обрабатывающую промышленность, недостаточность собственных средств для комплексной реконструкции предприятий, низкая активность участия банковского капитала в долгосрочных инвестициях.

Индекс физического объема произведенной продукции сельского хозяйства области всех сельхозпроизводителей в 2003 г. по сравнению с 2000 г. составил 116,1%.

В агропромышленном комплексе региона актуальными остаются проблемы финансовой состоятельности предприятий, организации труда, кредиторской задолженности. Слабо внедряются система устойчивого ведения сельского хозяйства, хозрасчет на предприятиях, неоправданно упрощаются технологии возделывания сельскохозяйственных культур, падает плодородие почв, низка производительность труда на селе. Не решена проблема повышения доходов сельского населения, проблема подбора, подготовки и повышения квалификации кадров.

Проведен анализ социальной политики Оренбургской области. Начиная с 2000 г. в Оренбургском регионе растут реальные располагаемые доходы населения за счет увеличения выплаты заработной платы, пенсий и пособий темпами, опережающими темпы инфляции. Прирост реальных доходов населения составил в 2003 г. к 2000 г. 44,3%.

Разрыв в уровнях оплаты труда работников низкооплачиваемых и высокооплачиваемых отраслей составляет 10 раз. Этот разрыв, не связанный с особенностями труда, трудовыми затратами, снижает трудовую мотивацию и усиливает социальную апатию.

Выявлено, что потребительский рынок региона недостаточно обеспечивается товарами местного производства. Оборот розничной торговли был обеспечен товарами местного производства лишь на 28%.

Данная ситуация приводит к вывозу денежных средств за пределы региона на приобретение недостающих продовольственных и непродовольственных товаров.

Исследована демографическая ситуация в регионе. Неблагоприятная возрастная структура (доля лиц старше пятидесяти лет и населения моложе трудоспособного возраста в среднем составляет около 49% от численности населения области), а также низкая рождаемость и высокая смертность характеризуют демографическую ситуацию в Оренбургской области. В 2004 г. прогнозируется дальнейшее снижение численности населения (99,1% к уровню 2002 г.). Основным фактором сокращения численности населения являются естественная и миграционная убыль населения.

Проведена оценка социально-экономического развития региона. Интегрированный показатель социально-экономической эффективности выражает степень соответствия уровня продолжительности жизни человека уровню благосостояния и развития каждого члена общества, достигнутому региональной экономикой на определенный момент времени. По данным 2003 г. Оренбургская область занимает четвертое место среди регионов Приволжского федерального округа по уровню социально-экономической эффективности развития. За последние восемь лет (1995 — 2003 г.г.) уровень этого показателя вырос в 5,7 раз благодаря росту ВРП на душу населения (почти в 6 раз).

В Оренбургской области необходимо разработать концепцию социально-экономической политики Оренбургской области на долгосрочную перспективу — до 2025 г. В целях обеспечения интересов общества мы считаем целесообразным создание при администрации Оренбургской области специальной комиссии (расширенной рабочей группы), которая займется разработкой концепции социально-экономической политики Оренбургской области. В состав комиссии необходимо включить представителей общественных организаций, населения, бизнеса, науки.

Предложена структура концепции социально-экономической политики региона.

Определены точки экономического роста Оренбургской области. Это такие отрасли экономики региона, как топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, электроэнергетика, строительство, пищевая промышленность.

Сформулированы основные направления промышленной политики Оренбургской области:

— необходимо активно содействовать реализации комплекса мер по повышению эффективности промышленного производства, сокращению числа убыточных предприятийосуществлять поддержку конкурентоспособных производств, выпускающих продукцию с большой долей передела, способствовать выравниванию отраслевой структуры промышленности в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей;

— стимулировать развитие регионального рынка стройматериалов в целях развития стройиндустрии области;

— способствовать развитию малого предпринимательства для создания более устойчивой и мобильной экономики области и обеспечения занятости населения;

— оказывать государственную поддержку на региональном уровне предприятиям через программы инвестирования и размещения региональных заказов.

Выработаны меры для дальнейшего развития потребительского рынка Оренбургской области:

— проведение органами власти обязательной сертификации услуг розничной торговли продовольственными товарами, общественного питания и бытового обслуживания населения;

— создание единой областной информационной системы в сфере торговой деятельности и оказания услуг;

— развитие потребительской кооперации в сельской местности, восстановление комплексных приемных пунктов бытового обслуживания в сельской местности и организация передвижных приемных пунктов для социально незащищенных категорий населения Оренбургской областисовершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, организация областных конкурсов профессионального мастерства.

— вследствие приграничного расположения Оренбургской области необходимо организовать грузопотоки продовольственных товаров и сельхозпродукции из Средней Азии в регионы России через г. Оренбург и Оренбургскую область.

Предложено в целях стимулирования жилищного строительства и обеспечения доступности жилья для различных категорий населения внедрение на местах ссудосберегательных механизмов строительства жилья, включая организационную форму некоммерческого строительства жилья в виде товариществ собственников жилья «Ссудосберегательное строительное товарищество».

В целях совершенствования социального обслуживания населения предложено создать региональный геронтологичекий центр. Предложено разработать комплексную региональную программу социальной защиты населения. В целях дальнейшего совершенствования региональной социальной политики необходимо:

— развивать новые формы социального обслуживания — волонтерское движение, внедрять инновационные технологии,.

— привлекать дополнительные средства из внебюджетных источников путем предоставления налоговых льгот.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , JI. И. Диалектика социалистической экономики / J1. И. Абалкин. М.: Мысль, 1981.
  2. Абалкин, JL И. Многообразие видов собственности и управление / JI. И. Абалкин //ЭКО.- 1996.- № 1.-С. 3−10.
  3. , JI. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики / JI. И. Абалкин // Вопросы экономики. 1997. — № 6.-С. 4−12.
  4. , А. Г. Экономико-математический анализ межотраслевого баланса СССР / А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг. М.: Мысль, 1968.
  5. , Н. Т. Демографическая обстановка и ее связь с производственно-территориальной структурой районов / Н. Т. Агафонов // Проблемы размещения трудовых ресурсов. М.: Экономика, 1977. — С. 105−118.
  6. , Н. Т. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития / Н. Т. Агафонов, Р. А. Исляев. СПб.: Центр регионально-политических исследований и проектирования, 1995. — 117 с.
  7. , А. Региональные программы: перспективные вопросы / А. Адамеску, В. Кистанов // Экономист. 1997. — № 4. — С. 34−45.
  8. Комплексные региональные исследования производительных сил СССР: научно-исторический очерк: в 2 ч. / А. Адамеску и др. М.: СОПС, 1991.
  9. , А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации / А. Адухов // Вопросы экономики. 1999. -№ 6.-С. 113−118.
  10. , А. Б. Эффективность комплексного развития экономического района / А. Б. Алаев. М.: Наука, 1965.
  11. , А. Б. Социально-экономическая география : понятийнотерминолог. слов. / А. Б. Алаев. — М., 1983. 367 с.
  12. , Д. Г. Экономика человеческой жизни / Д. Г. Александров. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экон. и фин., 1999. — 423 с.
  13. Анализ и прогнозирование экономики региона / отв. ред. В. П. Чичканов, П. А. Минакир. М.: Наука, 1984. — 271 с.
  14. , В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал / В. Д. Андрианов. М.: Экономика, 1999. — 662 с.
  15. , М. А. Региональная конкурентная политика: опыт и проблемы / М. А. Анисимова, А. Г. Мокроносов, Н. П. Ужегов. — Екатеринбург: УрОРАН, 1999. 78 с.
  16. , Е. Г. Регионализация социально-экономических преобразований в России / Е. Г. Анимица // Размещение производительных сил Урала: сб. науч. тр. Екатеринбург: УрИНХ, 1999. — С. 3−15.
  17. , А. Адаптация экономической структуры к требованиям рынка / А. Анисимов // РЭЖ. 2003. — № 2. — С. 54−61.
  18. , И. Стратегическое управление / И. Ансофф. — М.: Экономика, 1999.-519 с.
  19. , Е. В. Циклические закономерности структурного развития экономики / Е. В. Балацкий // РЭЖ. — 1993. № 7.
  20. , М. К. Государственная региональная экономическая политика: вехи, задачи и пути ее реализации в Сибири / М. К. Бандман // Регион: экономика и социология. — 2002. № 2. — С. 34−58.
  21. , М. В. Системный кризис экономики России / М. В. Барабанов // МЭ и МО. 1995. — № 3. — С. 17−24.
  22. , Н. Н. Избранные труды: Становление советской экономической географии / Н. Н. Баранский. М.: Мысль, 1980. — 287 с.
  23. , Т. Планирование и финансирование экономического развития регионов : сб. науч. исслед. / Т. Басе, Р. Вон, С. Редберн. Н. Новгород, 1993.- 160 с.
  24. , А. В. Экономические методы в системе управления / А. В. Бачурин. М.: Мысль, 1988. — 109 с.
  25. , В. С. Региональная экономика / В. С. Бильчак, В. Ф. Захаров. Калининград: Янтарсказ, 1998. — 22 с.
  26. , О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов / О. Богачева // Вопросы экономики. — 2003.-№ 6.-С. 100−112.
  27. , В. В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций / В. В. Бочаров. М.: Финансы и статистика, 2003. — 144 с.
  28. , Т. Г. Сбалансированность регионального воспроизводства / Т. Г. Бродская. JI.: ЛФЭИ. — 148 с.
  29. , В. И. Теория и методология исследования устойчивого роста экономики региона / В. И. Бувальцева, В. С. Сурнин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.
  30. , В. К. Территориальная структура экономического района / В. К. Бугаев. Л.: Наука, 1986.
  31. , А. В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии / А. В. Бузгалин. М.: Таурус: Просперус, 1997. — 472 с.
  32. , М. К. Национальная экономика : учеб. пособие / М. К. Бункин. — М.: Дело, 1999.
  33. , М. О. Право социального обеспечения : учеб. пособие / М. О. Буянова, 3. А. Кондратьева, С. И. Кобзева. М.: Нолидж, 2001.
  34. Введение в рыночную экономику: учеб. пособие для экон. спец. вузов / А. Я. Лившиц и др. — под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. -М.: Высш. шк., 1998. 447 с.
  35. Введение в экономику региона / пер. с англ. Н. А. Образцовой и др. СПб.: Судостроение, 1999. — 232 с.
  36. , Е. Н. Социально эффективная экономика / Е. Н. Ведута. -М.: Экономика, 1999. 164 с.
  37. , Ю. Государственное регулирование и проектированиекорпоративных структур / Ю. Винслав // РЭЖ. 1999. — № 1. — С. 35−44.
  38. , В. А. Управление регионом в условиях развития территориально-производственного комплекса / В. А. Витязева, Э. Н. Кузьбожев. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та., 1989. — 144 с.
  39. , О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: МГУ, 2001. — 416 с.
  40. , О. С. Стратегическое управление: учеб. / О. С. Виханский. М.: МГУ, 1998. — 252 с.
  41. , В. А. Эффективность производства в регионе: методология, планирования, нормирования, управления / В. А. Воротилов. J1.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1985. — 208 с.
  42. , С. Экономико-правовой аспект реформирования собственности на природные ресурсы / С. Гаврилов, С. Ивановский // Вопросы экономики. 1996. — № 9. — С. 107−112.
  43. , А. Л. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления / А. Л. Гапоненко, В. Г. Полянский. М.: РАГС, 1999. — 310 с.
  44. , В. Н. Методология экономической оценки природных ресурсов / В. Н. Герасимович, А. А. Голуб. М.: Наука, 1988. — 144 с.
  45. , X. Н. Переход к экономическим методам регионального управления / X. Н. Гизатуллин, Р. Ф. Гатаулин // Совершенствование управления и хозяйственного механизма территории: сб. науч. тр. Свердловск: УрО АН СССР, 1991. — Вып. 2. — С. 3−14.
  46. , X. М. Ресурсный потенциал Башкирии / X. М. Гизатуллин, Ф. Ф. Калимуллина — Рос. акад. наук, ИЭС УНЦ. Уфа, 1998. -150 с.
  47. , X. Н. Проблема выбора оптимальной структурной политики региона / X. Н. Гизатуллин, Н. И. Климова // Общество и экономика. 2001. — № 8. — 1994. — С. 87−96.
  48. , X. Н. Региональная политика и стратегия социально-экономических преобразований / X. Н. Гизатуллин. Уфа: Восточныйуниверситет, 2002. 91 с.
  49. , С. Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования / С. Ю. Глазьев, Д. С. Львов, Г. Г. Фетисов. М.: Наука, 1992. — 208 с.
  50. , Э. П. Региональная экономика с позиций хозяйственной реформы / Э. П. Горбунов, А. В. Мартынов // Изв. АН СССР. Сер. экон. -1990.-№ 2.-С. 8.
  51. Город и отрасль: концепция эффективности производства / под ред. В. А. Вороти лова. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986.
  52. , Е. В. Социально-экономическое состояние региона / Е. В. Горшенина. Тверь: ТГСХА, 1999. — С. 6−7.
  53. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 01.03.1996 г. М.: ИНФРА-М НОРМА, 1996. — 560 с.
  54. , А. Комплексные региональные исследования : в связи с 80-летием КЕПС СОПС. / А. Гранберг // РЭЖ. — 1996. — № 3. — С. 85−91.
  55. , А. Г. Региональная экономика / А. Г. Гранберг. М., 2003. — 543 с.
  56. , О. В. Центр и периферия в региональном развитии / О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиш. М.: Наука, 2001. — 168 с.
  57. , К. Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата / К. Гусева // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С. 90−99.
  58. , О. Г. Региональная экономическая диагностика / О. Г. Дмитриева. СПб.: Ун-т экономики и финансов, 1997. — 273 с.
  59. , Н. И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности / Н. И. Дорогов. Иваново: ИвГУ, 1998. — 237 с.
  60. , В. М. Уровень жизни населения / В. М. Жеребин, А. Н. Романов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 — 592 с.
  61. Российская Федерация. Закон. Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета. — 1995. 30 авг.
  62. Российская Федерация. Закон. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета. 1997. — 30 сент.
  63. , Е. Формирование оптового продовольственного рынка в регионе / Е. Злобин // АПК: экономика, управление. 1998. — № 1. — С. 52−56.
  64. , У. Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах / У. Изард. М.: Прогресс, 1966. — 335 с.
  65. , Е. Н. Социальная политика в регионе: теория и практика (на материалах Челябинской области) / Е. Н. Икингрин и др. Челябинск, 1998.
  66. , Б. JI. Балансы межотраслевых финансовых связей / Б. JI. Исаев. М.: Наука. — 1973. — 278 с.
  67. Как оздоровить местную экономику. Ориентиры для российских должностных лиц: сб. ст. / под ред. Т. Басса, Э. Хилла. М.: Дело ЛТД, 2001.- 152 с.
  68. , В. Государственное и местное регулирование территориального развития / В. Кирюшин // Экономист. — 2003. № 8. — С. 63−74.
  69. , В. В. Комплексное развитие и специализация хозяйства экономических районов / В. В. Кистанов. М., 1998. — 283 с.
  70. , А. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга / А. Е. Когут, В. Е. Рохчин. СПб.: ИСЭП, 1999.- 142 с.
  71. , Г. А. Методические основы оценки эффективности и интенсификации общественного производства в регионе : препринт / Г. А. Ковалева, Н. С. Соловьева. Свердловск: УрО АН СССР, 2001.- 187с.
  72. , Ф. Д. Процесс управления (системное исследование и разработка на примере региона) / Ф. Д. Кожурин. М.: Мысль, 1998. — 239 с.
  73. , Н. Н. Теория экономического районирования / Н. Н. Колосовский. М.: Мысль, 1969.
  74. Комплексное региональное планирование: Вопросы методологии / Р. И. Шнипер и др. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1999. — 336 с.
  75. Концепция комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998 2005 годы // Российская газета. — 1996. — 12 окт.
  76. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому разви-тиюи: утв. Указом Президента РФ от 01.04.96 г. № 440 // Российская газета. -1996.-9 апр.
  77. , Ф. Основы маркетинга : пер. с англ. / Ф. Котлер — общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1993. — 736 с.
  78. , Н.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения / Н. Д. Кремлев // Вопросы статистики. 2000. — № 8. — С. 18−23.
  79. Методические основы выделения депрессивных и отсталых регионов / В. JI. Куперштох и др. // Регион: экономика и социология. -1996.- № 2. -С. 3−33.
  80. А. М. Реформирование экономики: региональные аспекты / А. М. Лавров, В. С. Сурнин // Региональный маркетинг и тенденции его развития. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — Ч. 2. — 146 с.
  81. , В. Н. Методология государственного регулирования территориального развития на уровне субъекта Федерации / В. Н. Лаженцев. Сыктывкар, 1998. — 21 с.
  82. , В. Н. Территориальной развитие: методология и опыт регулирования / В. Н. Лаженцев. СПб.: Наука, 1999. — 109 с.
  83. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: пер. с фр. / Жан-Жак. Ламбен. СПб.: Наука, 1998. — 589 с.
  84. , X. Социальная рыночная экономика: германский путь / X. Ламперт. М.: Дело ЛТД, 1997. — 224 с.
  85. , В. И. Социальная политика переходного периода: теория, методология, практика / В. И. Левашов, В. И. Староверов. М., 2000. — 257 с.
  86. , В. Н. Программные методы регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // РЭЖ. 1998. — № 2 — С. 62−69.
  87. , В. Н. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // РЭЖ. 1999. — № 3. — С. 32−46.
  88. , В. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н Лексин
  89. A. Н. Швецов. М.: УРСС, 2000. — 24 с.
  90. , А.Я. Региональная стратегия России / А. Я Лившиц, А. В. Новиков, Л. В. Смирнягин // Регион: экономика и социология. 1998. — № 3. -С. 27−56.
  91. , Р. Основы американской экономики : пер. с англ. / Р. Маккэн, М. Перлман. М.: ППП, 1993.
  92. , В. Д. Сбережения населения как инвестиционный ресурс /
  93. B. Д. Маршак // Регион: экономика и социология. 2000. — № 1. — С. 172−182.
  94. , А. С. Основы теории регионального воспроизводства / А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. М.: Экономика. — 1998. — 14 с.
  95. , В. В. Эволюция концептуальных основ российского регионального развития / В. В. Маслаков // Регион: экономика и социология. -2000.-№ 3.-С. 151−156.
  96. Межрегиональный анализ переходных социально-экономических процессов / под ред. Р. А. Галиахметова, К. В. Павлова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1999.
  97. , М. X. Основы менеджмента : пер. с англ. / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  98. Методологические положения подготовки региональных программразличного уровня / Р. И. Шнипер и др. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989.-98 с.
  99. Методологические положения разработки крупных территориальных программ / Р. И. Шнипер и др. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986. — 307с.
  100. , П. А. Экономическое развитие региона: программный подход / П. А. Минакир. М.: Наука, 1983. — 224 с.
  101. , П. А. Системные трансформации в экономике / П. А. Минакир. М.: Экономика, 2001. — 507 с.
  102. , В. И. Организационное развитие и управление / В. И. Некрасов. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1999.
  103. , Н. Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы / Н. Н. Некрасов. 2-е изд. — М.: Экономика, 1978. — 343 с.
  104. , В. С. Экономико-математические методы и модели / В. С. Немчинов. М.: Изд-во соц.-экон. лит., 1962. — 89 с.
  105. , О. Н. Концепция маркетинга территории в разработке схемы развития и размещения производительных сил области / О. Н. Нестеренко // Региональная экономика и региональная политика: сб. науч. тр. Екатеринбург: УрГЭУ, 1999. — С. 29−40.
  106. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 // Регионология. 1996. — № 2. — С. 11−26.
  107. Областной статистический ежегодник: стат. сб. / Облкомстат. — Оренбург, 2003.-430 с.
  108. , М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ / М. Николаев, М. Махотаева // Проблемы планирования и прогнозирования. 2003. — № 2. — С.126−136.
  109. Российская Федерация. Законы. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 1995. — 26 июля.
  110. , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1993. — 960 с.
  111. , А. К. Методические подходы к разработке концепции комплексного развития экономики региона (на примере Удмуртии): препринт / А. К. Осипов, Н. В. Кочкуров. Екатеринбург — Ижевск: УрО РАН, 1998.
  112. , А. К. Научные основы комплексного развития регионов : препринт / А. К. Осипов. Екатеринбург — Ижевск: УрО РАН, 1999.
  113. , А. К. Моделирование и оценка динамики комплексного развития региона / А. К. Осипов, Ю. Н. Эйсснер // Изв. С.-Петерб. ун-та экон. и фин. 2000. — № 1. — С. 30−44.
  114. , С. Регионы и региональная политика / С. Павленко // Вопросы экономики. — 2001. № 10. — С. 11−16.
  115. , Ю. В. Методологические основы формирования полюсов роста инновационного профиля в регионе (на базе конверсии) / Ю. В. Перевалов, В. А. Ятнов. Екатеринбург: Ин-т экон. УрО РАН, 1996.
  116. , В. М. Территория: воспроизводство, управление, рынок: методол. экон. исслед. / В. М. Пищулов. Екатеринбург: УрГЭУ, 1998. -127 с.
  117. , А. Е. Проблемы размещения социалистической промышленности / А. Е. Пробст. М.: Экономика, 1982. — 216 с.
  118. Региональные диспропорции: оценка и пути их преодоления / Н. М. Ратнер и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1996. — 112 с.
  119. Региональная экономика: учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова и др.- под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. — 304 с.
  120. Региональная экономика: учеб. пособие / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: Инфра-М, 2001. — 432 с.
  121. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / подред. А. Гранберга. М.: Экономика, 2000. — 459 с.
  122. , Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем / Г. Рузавин // Вопросы экономики. 1999. — № 3. — С. 103−114.
  123. , В. М. Региональные особенности общественного воспроизводства / В. М. Рутгайзер. М.: Мысль, 1972.
  124. , М. А. Региональная экономика и закономерности ее развития / М. А. Сергеев, И. А. Пыхова, А. И. Деменев. М.: Наука, 1985. -159 с.
  125. , Е. Д. Эффективность экономики региона / Е. Д. Силаев. -М.: Наука, 1987.
  126. , Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов / Е. Скатерщикова, JI. Вардомский. М., 2002. — 378 с.
  127. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит // Антология экономической классики. М., 1997. — Т. 1. — С. 79 305.
  128. Словарь современной экономической теории Макмиллана: пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002. — 428 с.
  129. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Сов. энцикл., 1983. 1600 с.
  130. Социальная политика: учеб. / под общ. ред. Н. А. Волгина. — М.: РАГС, 2002. 503 с.
  131. Социальная политика: учеб. / под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2002. — 629 с.
  132. , Jl. Н. Социальное управление: опыт философского анализа / JI. Н. Суворов, А. Н. Аверин. М., 1994. — 121 с.
  133. , И. М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества / И. М. Сыроежин. М.: Экономика, 2000. — 190 с.
  134. Экономическая безопасность как объект регионального исследования / А. Татаркин // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С. 78−89.
  135. Территориально производственные комплексы: совершенствование процесса формирования / отв. ред. М. К. Бандман. М.: Наука, 1986. — 265 с.
  136. Территориальное управление экономикой / под ред. А. П. Сысоева, Д. Г. Черника, В. С. Шупыро. М: Финансы, 1998. — 224 с.
  137. , Н. Ф. Город и район: регулирование комплексного развития / Н. Ф. Тимчук. М.: Экономика, 1980. — 160 с.
  138. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман и др. — под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 с.
  139. , Р. А. Стратегический менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. 2-е изд., доп. — М.: Бизнес-школа: Интел-Синтез, 1998.
  140. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. J1. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983.
  141. , С. Экономика : пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. 2-е изд. — М.: Дело ЛТД, 1998. — 864 с.
  142. Формирование региональной системы организации и управления экономикой в условиях рыночных отношений (на примере Оренбургской области). М.: Интерэкон, 1999.
  143. , С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике / С. Хавина // Вопросы экономики. — 1999. № 1. — С. 80−91.
  144. , Р. И. Конкурентные позиции регионов и их оценка / Р. И. Шнипер // Регион: экономика и социология. — 2000. № 1. — С. 3−24.
  145. , Р. И. Экономические методы управления / Р. И. Шнипер. — Новосибирск, 1991.
  146. , К. Эффективная экономика шведская модель: экономика для начинающих и не только для них.: пер. со швед. / К. Эклунд — авт. предисл. В. В. Попов, Н. П. Шмелев — науч. ред. А. М. Волков. — М., 2001.
  147. Экономика переходного периода: учеб. пособие / под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: МГУ, 2001. — 410 с.
  148. Экономическая теория / под ред. В. Д. Камаева. М.: Владос, 1998.
  149. Экономическая статистика / под ред. Ю. Н. Иванова. М.: Инфра-М, 1998.
  150. Экономика и статистика / под ред. А. С. Булатова. М.: ВЕК, 2001.
  151. Экономическая энциклопедия / гл. ред. JI. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999.- 1055 с.
  152. Экономические основы экологии: учеб. / В. В. Глухов и др. -СПб.: Спец. лит., 1998. 280 с.
  153. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г. В. Осипова. М.: ИСПИ, 1995. — 633 с.
  154. , Ю. В. Современная экономика России: анализ и стратегия / Ю. В. Яременко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6, Экономика. -1999. -№ 6.-С. 11−18.
  155. , В. А. Совершенствование инфраструктуры региона (на примере Урала): препринт / В. А. Ятнов, С. В. Носачева. Свердловск: УрО РАН, 2000.
  156. JI. Карьера менеджера : пер. с англ. / JI. Якокка. М., 1991.542 с.
  157. Я.Я. Самоуправление и проблемы природопользования в регионе. Региональная экономика и экология (на примере штатов США и регионов России) Материалы IV общеурал. росс.-америк. семинара, Екатеринбург, 4−6 октября 1994.
  158. Gore A. Earth in the Balance: Ecology and human spirit. New York, 1992.
  159. Solomou S. Phases of Economic Growth. Cambridge, 1993.
  160. Quality of the Environment in Japan. Tokyo, 1993.
Заполнить форму текущей работой