Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Смеси с высокой проникающей способностью для строительства укрепленных оснований автомобильных дорог с использованием отходов КМА

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие дорожной сети России необходимо и должно осуществляться путем перехода на создание сложных композитных конструкций дорожных одежд полифункционального значения, которые обеспечивают повышенную комфортность, долговечность и высокие транспортно-эксплуатационные свойства автомобильных дорог. Такой качественный скачок возможен за счет реализации концепции перехода на строительство укрепленных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
    • 1. 1. Состояние дорожной сети региона
    • 1. 2. Устройство оснований дорожных одежд
    • 1. 3. Анализ научно-исследовательских работ по использованию отходов КМА в дорожном строительстве
    • 1. 4. Состав, строение, классификация и способы получения пластифицирующих добавок
    • 1. 5. Механизм пластифицирующего действия добавок в цементных системах
    • 1. 6. К проблеме снижения расхода цемента
    • 1. 7. Влияние состава и свойств минерального наполнителя (заполнителя) на процессы взаимодействия с вяжущим
  • Выводы к главе 1
  • 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИМЕНЯЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    • 2. 1. Методика отбора проб из хвостохранилища
    • 2. 2. Методы исследований
      • 2. 2. 1. Рентгенофазовый анализ
      • 2. 2. 2. Дифференциальный термический анализ
      • 2. 2. 3. Электронно-микроскопический анализ
      • 2. 2. 4. Изучение свойств бетонных смесей
    • 2. 3. Применяемые материалы
    • 2. 4. Выбор пластифицирующей добавки
  • Выводы к главе 2
  • 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТМЦ
    • 3. 1. Энергия техногенного воздействия и кристаллохимические характеристики кварца отходов ММС. ч
    • 3. 2. Энергоемкость помола и водопотребность в зависимости от вида компонентов ТМЦ
    • 3. 3. Технология производства вяжущих с использованием отходов
  • Выводы к главе 3
  • 4. КОЛЛОИДНО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЦЕМЕНТНЫХ ПАСТ НА ОСНОВЕ ПОРТЛАНДЦЕМЕНТОВ И ТОНКОМОЛОТЫХ ЦЕМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ ММС
    • 4. 1. Адсорбция суперпластификатора СБ-3 на вяжущие
    • 4. 2. Влияние СБ-3 на электрокинетический потенциал вяжущих
    • 4. 3. Предельные напряжения сдвига и пластическая вязкость вяжущих с использованием отходов ММС
    • 4. 4. Седиментационная и агрегативная устойчивость ТМЦ
  • Выводы к главе 4
  • 5. ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЦЕМЕНТНЫХ ПАСТ ^ И ЦЕМЕНТНОГО КАМНЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ ОТХОДОВ ММС И ДОБАВОК
    • 5. 1. Влияние количества микронаполнителей и суперпластификатора СБ-3 на сроки схватывания и нормальную густоту цементных паст
    • 5. 2. Влияние СБ-3 на кинетику твердения вяжущих
    • 5. 3. Влияние микронаполнителей и добавок на водопоглощение и пористость вяжущих
  • Выводы к главе 5
  • 6. РАСЧЕТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ fe КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАРКАСНОЙ СТРУКТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЕСЕЙ С ВЫСОКОЙ ПРОНИКАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТЬЮ
    • 6. 1. Структурные аспекты формирования каркасных композитов
    • 6. 2. Гидравлические аспекты получения каркасных композитов
    • 6. 3. Обоснование использования модельной системы для определения проникающей способности пропиточных композиций
  • Выводы к главе 6
  • 7. ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙВТВА УКРЕПЛЕННЫХ ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ НА ОСНОВЕ ТОНКОМОЛОТЫХ ЦЕМЕНТОВ. П
    • 7. 1. Требования к материалам, используемым для строительства автомобильных дорог
    • 7. 2. Определение проникающей способности цементосодержащих композиций
    • 7. 3. Свойства оснований автомобильных дорог, укрепленных смесями с высокой проникающей способностью
    • 7. 4. Технико-экономическое сравнение и расчет вариантов дорожной одежды
  • Выводы к главе 7

Смеси с высокой проникающей способностью для строительства укрепленных оснований автомобильных дорог с использованием отходов КМА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие дорожной сети России необходимо и должно осуществляться путем перехода на создание сложных композитных конструкций дорожных одежд полифункционального значения, которые обеспечивают повышенную комфортность, долговечность и высокие транспортно-эксплуатационные свойства автомобильных дорог. Такой качественный скачок возможен за счет реализации концепции перехода на строительство укрепленных конструкций дорожных одежд. Снижение материалоемкости и себестоимости строительства подобных дорогих инженерных сооружений до уровня традиционных конструкций возможно за счет применения местных сырьевых ресурсов и, в первую очередь, отходов промышленности. Об этом свидетельствует, в частности, структура себестоимости строительства автомобильных дорог по Белгородской области, где транспортные расходы составляют около 20%.

Решение проблемы комплексного использования минеральных ресурсов КМА позволило начать широкомасштабное использование отходов горнорудного производства для производства дорожно-строительных материалов, тяжелого и легкого бетонов, силикатного кирпича, штукатурных и кладочных растворов и т. д.

В качестве рабочей гипотезы было высказано предположение, что в дорожном строительстве в качестве наполнителя при производстве дорожного бетона могут применяться отходы мокрой магнитной сепарации железистых кварцитов (ММС), содержащие 70−75% кварца. Выполненный авторами анализ сырьевых ресурсов КМА показал, что отходы ММС являются наиболее крупнотоннажным техногенным сырьем, и на их долю ежегодно приходится около 80% добытой из недр горной массы.

В то же время высокая себестоимость устройства дорожных оснований традиционными способами предопределяет необходимость широкого использования для строительства укрепленных оснований смесей с высокой проникающей способностью (СВПС). Для снижения самого дорогостоящего компонента смеси — цемента — актуальной является задача разработки многокомпонентного вяжущего, обладающего необходимыми реологическими и физико-механическими параметрами с повышенной удельной поверхностью.

Применение смесей с высокой проникающей способностью из тонкомолотых цементов (ТМЦ) с использованием отходов ММС железистых кварцитов требует особого регулирования реологических свойств и агрегативной устойчивости этих смесей. Процессы течения и структурообразования в водных минеральных суспензиях и способы их регулирования относятся к числу наиболее актуальных проблем коллоидной химии. Одним из наиболее эффективных способов регулирования этих процессов является применение пластификаторов и суперпластификаторов.

Таким образом, разработка и применение СВПС с использованием отходов ММС и пластифицирующей добавки является актуальной задачей и позволит снизить материалоемкость дорожных одежд и улучшить экологическую обстановку благодаря утилизации отходов ММС.

Работа выполнялась в рамках Российского фонда фундаментальных исследований, проект 03−03−96 426 «Агрегативная устойчивость водных минеральных суспензий с полиэлектролитами» .

Цель и задачи работы. Разработка эффективных смесей с высокой проникающей способностью с использованием отходов ММС железистых кварцитов и технологий их производства и применения в дорожном строительстве.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— исследование вещественного состава и строения техногенных отходов ММС как компонента вяжущего;

— изучение фазового состава новообразований при твердении ТМЦ и влияние отходов ММС на этот фазовый состав;

— изучение коллоидно-химических закономерностей в цементных пастах на основе ТМЦ при использовании суперпластификатора СБ-3;

— разработка технологии производства и изучение физико-механических свойств многокомпонентных вяжущих с использованием отходов ММС;

— разработка методики определения проникающей способности СВПС;

— разработка технологии производства смесей с высокой проникающей способностью на основе ТМЦ с использованием отходов ММС и применения их для устройства оснований автомобильных дорог;

— подготовка нормативных документов для реализации теоретических и экспериментальных исследований.

Научная новизна. Установлена размалываемость компонентов разработанных вяжущих, увеличивающаяся в ряду клинкер—> шлак—ютходы ММС. Выявлен характер зависимости удельной поверхности от времени помола и состава смеси, при этом показано, что введение отходов ММС приводит к увеличению начальной скорости и снижению коэффициента торможения помола.

Установлены зависимости подвижности, водопотребности, прочности, пористости, морозостойкости СВПС с использованием отходов ММС от удельной поверхности и количества суперпластификатора СБ-3. Показано, что с введением 50% отходов ММС в ТМЦ возможно достижение прочности, соизмеримой с прочностью исходного портландцемента, за счет механохимиче-ского модифицирования системы и, как следствие, оптимизации структуры новообразований при твердении.

Установлены закономерности изменения коллоидно-химических свойств цементных паст на основе ТМЦ с использованием отходов ММС и суперпластификатором СБ-3, заключающиеся в снижении прочности контактов в коа-гуляционных структурах за счет образования мономолекулярного адсорбционного слоя суперпластификатора на поверхности дисперсной фазы и позволяющие получить предельно агрегативно устойчивые суспензии с жид-кообразным характером течения.

Разработана математическая модель и методика определения проникающей способности СВПС, позволяющая определить степень проникновения смеси в каркас основания под действием собственной силы тяжести в зависимости от времени и реологических параметров смеси. Установлено, что полное проникновение смеси в каркас достигается при расплыве миниконуса более 120 мм, что соответствует значениям предельного напряжения сдвига менее 25 Па.

Показано, что при твердении системы ТМЦ с использованием отходов ММС введение этих отходов практически не влияет на фазовый состав структуры. При этом образуется скрытокристаллическая структура гидросиликатов кальция, а также гидроалюминаты и гидрофериты кальция.

Практическое значение работы. Предложена рациональная область использования крупнотоннажных отходов железорудных месторождений — отходов мокрой магнитной сепарации железистых кварцитов — в качестве сырьевых компонентов при производстве многокомпонентных вяжущих.

Разработана технология получения и состав смесей с высокой проникающей способностью для строительства укрепленных оснований автомобильных дорог, заключающаяся в получении тонкомолотых цементов с использованием отходов ММС железистых кварцитов и суперпластификатора СБ-3.

Предложена технология устройства оснований автомобильных дорог I-IV категории с использованием смесей с высокой проникающей способностью.

Получены СВПС с прочностью на сжатие 45−62 МПа, позволяющие получать укрепленные основания с прочностью на сжатие 16−25 МПа и морозостойкостью до 150 циклов.

Внедрение результатов исследований.

Проведены опытные испытания СВПС при устройстве укрепленных дорожных оснований, которые подтвердили эффективность данной технологии.

Теоретические положения диссертационной работы, а также результаты экспериментальных лабораторных исследований используются в учебном процессе при подготовке инженеров по специальностям 29.06 и 29.10. На защиту выносятся:

— результаты исследования особенностей минерального состава и гранулометрии отходов ММС железистых кварцитов;

— закономерности изменения коллоидно-химических свойств цементных паст на основе ТМЦ с использованием отходов ММС и суперпластификатора СБ-3;

— зависимости подвижности, водопотребности, прочности, пористости, морозостойкости ТМЦ с использованием отходов ММС от удельной поверхности и количества суперпластификатора СБ-3;

— методика определения проникающей способности СВПС;

— зависимости свойств СВПС от вида и характеристик ТМЦ;

— оптимальные составы и технологии устройства оснований автомобильных дорог I-IV категории с использованием СВПС;

— результаты внедрения.

Публикации. По результатам работы опубликовано 6 научных работ. Объем и структура работы:

Диссертация состоит из введения, 7глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена настраницах машинописного текста, включающего 28 таблиц, 31 рисунок и фотографии, списка литературы из 184 наименований, 2приложений.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Разработана технология получения и состав смесей с высокой проникающей способностью для строительства укрепленных оснований автомобильных дорог, заключающаяся в получении тонкомолотых цементов с использованием отходов ММС железистых кварцитов и суперпластификатора СБ-3.

2. Установлена энергоемкость помола компонентов разработанных вяжущих, уменьшающаяся в ряду клинкер шлак—>отходы—"ММС. Показано, что кинетика помола вяжущих хорошо описывается уравнениями теории переноса, при этом, введение отходов ММС приводит к увеличению начальной скорости и снижению коэффициента торможения помола.

3. Установлены зависимости подвижности, водопотребности, прочности, пористости, морозостойкости СВПС с использованием отходов ММС от удельной поверхности и количества суперпластификатора СБ-3. Показано, что введение 50% отходов ММС в ТМЦ приводит к незначительному снижению прочности по сравнении с исходными портландцементами, что обусловлено механохимической активацией системы и оптимизацией структуры при твердении.

4. Установлены закономерности изменения реологических, седиментаци-онных и электроповерхностных свойств СВПС, заключающиеся в снижении прочности контактов в коагуляционных структурах за счет образования мономолекулярного адсорбционного слоя суперпластификатора и увеличения одноименного заряда частиц. Это позволяет получить предельно агрегативно-устойчивые суспензии с жидкообразным характером течения.

5. Разработана математическая модель и методика определения проникающей способности СВПС, позволяющая определить степень проникновения смеси в каркас основания под действием собственной силы тяжести в зависимости от времени и реологических параметров смеси. Установлено, что полное проникновение смеси в каркас достигается при расплыве миниконуса более 120 мм, что соответствует значениям предельного напряжения сдвига менее 25 Па.

6. Разработана технология устройства оснований автомобильных дорог IIV категории с использованием СВПС, позволяющая уменьшить число технологических операций. Получены СВПС с прочностью на сжатие 45−62 МПа, позволяющие получить укрепленное основание с прочностью на сжатие 16−25 МПа и морозостойкостью до 150 циклов.

7. Результаты экспериментальных исследований подтверждены опытными испытаниями. Технико-экономическое обоснование и расчет вариантов устройства дорожной одежды показали, что за счет изменения конструкции дорожной одежды и снижения материалоемкости экономический эффект составит 516 329 руб на 1 км строящейся дороги. I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.И. Комплексное использование минерального сырья и . экология. М.: Изд-во АСВ, 1994. — 264 с.
  2. Ю.М., Плотников В. В. Активация вяжущих композиций в роторно-пульсационных аппаратах. Брянск.: БГИТА, 2001- 336 с.
  3. Н.Б. Активные кремнеземсодержащие компоненты как ин-тенсификаторы. производства автоклавных материалов и изде-лий//Автореф. дисс. док. техн. наук. М., 1987. — 32 с.
  4. Ю.М. Многокомпонентные бетоны с техногенными отхода-ми//Современные проблемы строительного материаловедения. Материалы международной конференции. Самара, 1995. — Ч. 4. — С.
  5. Ш4акощелочные вяжущие и мелкозернистые бетоны на их основе/Под ред. проф. Глуховского В. Д. Ташкент: Узбекистан, 1980. — 484с.
  6. И.А. Общий курс строительных материалов: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа, 1987. — 584 с.
  7. Г. И., Баженов Ю. М. Строительные материалы. М.: Строй-издат, 1986. — 325 с.
  8. И.А. Открытие закона створа, его сущность и значимость. — Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 1999. № 3−4.-С. 21−23.
  9. П.Г., Грызлов B.C. Структурная механика и теплофизика легкого бетона. Вологда, 1992. — 318 с.
  10. A.M. Асфальтобетон с использованием минерального порошка из промышленных отходов Курской магнитной аномалии. Автореф. дис. .канд. тех. наук. Москва, 1999. — 21 с.
  11. Программа совершенствования и развития автомобильных дорог РФ «Дороги России» на 1995- 2000 гг. М.: Минтранс РФ, 1994. — 78 с.
  12. А.У., Чумаков Ю. Л., Широков С. Д. Строительство, ремонт исодержание автомобильных дорог. Москва: Транспорт, 1985. — 254 с.
  13. И.А. Асфальтовые бетоны. М.: Высшая школа, 1969. — 396 с.
  14. М. А. Эффективная технология использования промышленных отходов в производстве бетона и железобетона// Строительные материалы.-2003.-№ 12.-С. 48−51.
  15. С. В. Бетоны, модифицированные добавками: моделирование и оптимизация// Строительные материалы. 2004. — № 6. — С. 23−25.
  16. Р. К. Процесс схватывания как отражение кинетики контактных взаимодействий в бетоне// Бетон и железобетон. — 2003. № 3. -С.25−27.
  17. А. В., Олейников В. В. Баранов И. М. Модифицированный бетон для ремонта железо’бетонных конструкций транспортных сооружений// Строительные материалы. 2004. — № 4. — С. 50−52.
  18. Р. и др. Исследование влияния некоторых местных добавок на свойства портландцемента// Известия вузов. 2002. — № 3. — С. 41−44.
  19. В. А., Орловский В. М., Погореляк О. А., Чудновский С. М. Расчет оптимальных дозировок пластификаторов бетонных смесей с• учетом минералогического и вещественного состава цемента// Бетон ижелезобетон. 2004. — № 2. — С. 10−12.
  20. . Е. И др. ПАВ в народном хозяйстве. М.: Химия, 1989. -248с.
  21. В. Ю., Вайтехович П. Е. Влияние домола цемента на прочность бетонных изделий// Строительные материалы. 2004. — № 6. — С. 36−38
  22. А. И., Гамов М. Ч. Применение энергоэффективного заполнителя в бетонах// Бетон и железобетон. — 2004. № 5. — С.2−4.
  23. А. М. Морозостойкость и ползучесть высоконаполненного высокопрочного мелкозернистого песчаного бетона// Бетон и железобетон. 2003. — № 5. — С.10−13.
  24. А. А. О возможности использования дисперсных техногенных отходов в мелкозетнистых бетонах// Строительные материалы. -2004. -№ 8.-С. 38−40.
  25. О. JI. Эффективность химических добавок в бетонах // Бетон и железобетон. 2003. — № 4. — С.23−24.
  26. А. В., Хозин В. Г., Морозова Н. Н., Демьянова В. С. Влияние комплексного модификатора на свойства цементного вяжущего// Строительные материалы. 2004. — № 8. — С. 36−38.
  27. А. М., Лесовик В. С. и др. Рекомендации по производству иприменению литых асфальтобетонных смесей на основе сырья КМА. -Белгород, 2001. 35 с.
  28. Ю. М., Агафончева В. П., Исаев В. С и др. Дорожные одежды с основаниями из укрепленных материалов. М.: Транспорт, 1989. -191 с.
  29. П. В. крупнопористый бетон: технология и свойства. М.: Стройиздат, 1977. — 120 с. а
  30. Н. В. Структура ионных кристаллов и металлических фаз. М.: Изд-во АН СССР, 1967. — 243 с.
  31. В. Т., Соломатов В. И., Селяев В. П. Расчет модуля упругости
  32. Ь1-- каркасных композитов// Научные исследования и их внедрение встроительной отрасли. Саранск, 1989. — С 12−14.
  33. Н. Б. Контактирование шероховатых поверхностей. М.: Наука, 1970.-223 с.
  34. В. М. Технология строительства автомобильных дорог: Учебник/ В. М. Сиденко, О. Т. Батраков. 2 части
  35. Дорожные одежды с основаниями из укрепленных материалов. М. Транспорт, 1989. — 192 с.
  36. Р.П., Шестаков В. Н. Температурные деформации и коэффициенты линейного расширения влажного цементогрунта. JI.: Энергия, 1971.-357 с.
  37. Ю. Д., Тарасов А. С. Строительство — формирование среды жизнедеятельности//4-я традиционная научно-практическая конф. молодых ученых, асп. и докт. М., — 2001. — С 193−194.
  38. К.И., Чунзменко Е. В., Ревенко Р. И. Тяжелые бетоны из отходов руд Днепропетровского ГОКа// Комплексное использование нерудных пород КМА в строительстве. М.: МИСИ, БТИСМ, 1975. -Вып. 13.-Т. Г-С. 13−17.
  39. Н.И., Бабин А. Е. Кристаллические сланцы Курской магнитнойуаномалии как заполнители для бетонов// Комплексное использование нерудных материалов пород КМА в строительстве. — М.: МИСИ, БТИСМ, 1975.-Вып. 13.-Т. 1.-С. 100−119.
  40. Н.И., Боровский А. П., Карпов Г. Н. Свойства кристаллических сланцев Старооскольского железорудного района // Комплекс-ное исf пользование нерудных пород КМА в строительстве. — М.: МИСИ,
  41. БТИСМ, 1975.-Вып. 13.-Т. 1.-С. 25−35.
  42. А.с. 867 418 СССР. Способы измельчения дробленого минеральнного материала/ Зощук Н. И., Сопин М. В., Филонич B.C., Шухов В. И. -Опуб. в Б.И., 1981, № 36.
  43. Н.И., Малыхина B.C., Стамбулко В. И. Структура и прочность бетона на заполнителях из кристаллических сланцев КМА// Комплексное использование нерудных пород КМА в строительстве. М.: МИСИ, БТИСМ, 1977. — Вып. 27. — С. 10- 21.
  44. В.И. Дорожные цементобетоны с заполнителями из железистых отходов горнорудной промышленности Курской магнитной аномалии: Автореф. дис. .канд. тех. наук. Харьков, 1990. — 20 с.
  45. A.M., Королев И. В., Шухов В. И. Вскрышные породы КМА в дорожном строительстве. Воронеж: Центрально-Черноземное издательство, 1983. — 95 с.
  46. Требуков A. J1. Применение твердеющей закладки при подземной добыче руд. -М.: Недра, 1981. 172 с.
  47. В.Е., Шелудько В. П., Романкулов М. Р., Тарарин В. К., Ра-химбаев Ш.М. Обжиг сырьевой смеси, содержащей отходы железорудной промышленности/ЛДемент. 1989. № 8. — С. 18−19.
  48. Р.В. Мелкозернистые бетоны для дорожного строительства с использованием отходов мокрой магнитной сепарации железистых кварцитов. Дисс.. к. т. н., Белгород, 2003. — 206 с.
  49. В. А. И др. Портландцементный клинкер на основе хвостов обогащения качканарских руд. Цемент и его применение, 2001. № 4. -с.35−38.
  50. А., Магрунов М. А., Умаров А. В. Расчет расстояния между частицами наполнителя в композиционных материалах// Пластические массы. 1993. — № 9. — С.59−60
  51. И. Г., Коновалов В. М. Цементы из некондиционного сырья. Новочеркасск, Новочеркасский государственный технический университет, 1994.
  52. Ш. М. И др. Использование отходов добычи и обогащения железистых руд КМА в технологии производства портландцемента.//i
Заполнить форму текущей работой