Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностика и оценка подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном педагогическом образовании активно разрабатывается и реализуется компетентностный подход, предполагающий формирование способности и готовности специалиста к профессиональной деятельности (Г.А. Бордовский, И. А. Бочкарева, С. Н. Горычева, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, Е. Н. Соловова и др.). Однако, применительно к подготовке педагогических кадров для технических военных вузов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Теоретический анализ проблем педагогической диагностики и оценки в высшей военной школе
    • 1. 2. Содержание и структура педагогической деятельности преподавателя военного вуза
    • 1. 3. Факторы успешности профессиональной деятельности преподавателя ввуза
    • 1. 4. Состояние диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических ввузов
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДЪЮНКТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВОЕННОГО ВУЗА
    • 2. 1. Организация и методы исследования проблемы диагностики и оценки подготовленности адъюнктов технических военных вузов к педагогической деятельности
    • 2. 2. Модель системы диагностики и оценки подготовленности адъюнктов технических военных вузов к педагогической деятельности
    • 2. 3. Критерии и методика диагностики и оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности
    • 2. 4. Динамика уровня подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности
    • 2. 5. Условия эффективной реализации системы диагностики и оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности

Диагностика и оценка подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Образование относится к тем социальным институтам общества, в которых удельный вес высокопрофессионального интеллектуального труда особенно велик и где качество научно-педагогических кадров объективно имеет решающее значение. Это в полной мере относится и к системе военного образования.

Преобразования, происходящие в Вооруженных Силах Российской Федерации, требуют непрерывного совершенствования знаний, профессиональных и личностных качеств у выпускников военно-учебных заведений. Решение данной проблемы, в значительной, а часто и в решающей, степени зависит от преподавательского состава, уровня его педагогического мастерства, творческого подхода к решению учебных и воспитательных задач.

Сегодня главной ценностью высшего, в том числе и военного, образования становится развитие у учащихся потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к самореализации творческого потенциала, формирование направленности на саморазвитие и самообразование. Образование же, построенное на манипулятивной педагогической технологии, узком прагматизме, таит серьезную угрозу деформации человека, превращая его в слепого функционера, умеющего, но не мыслящего, а значит — безответственного. Смысл педагогической деятельности сегодня состоит в том, чтобы создать условия для саморазвития обучаемых, их самовоспитания и самореализации. Это в полной мере относится и к деятельности педагогов в военно-учебных заведениях. Решать педагогические задачи на таком уровне под силу только педагогу — профессионалу, постоянно совершенствующему педагогическую деятельность.

Понятие «педагогический профессионализм» с полным правом можно считать категорией педагогической науки. Он отражает существенные свойства и отношения всех ее составляющих. Интегрируя эти свойства, он становится ее обобщающим понятием. Когда мы говорим о профессионализме, возникает много проблемных вопросов. Как преподаватели, передавая курсантам, содержание образования, сочетают его общегосударственную и военную составляющую? Насколько они умеют в процессе обучения реализовать творческое начало учащихся, сообразуясь с личными особенностями каждого? Какова эффективность проводимых воспитательных воздействий? Каков их культурно-нравственный уровень? Занимаются ли они самообразованием, самосовершенствованием? И ряд других. Объект педагогических воздействий многогранен, следовательно, и профессиональная деятельность педагога должна быть многогранной. Преподаватель военно-учебного заведения — это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью уникальных качеств. Он должен иметь способности организатора, оратора, аналитика, психолога, владеть строгой логикой педагогического процесса, речью, быть высококомпетентным специалистом в своей области и эрудитом в других областях знаний. Все это выдвигает проблему подготовки профессионалов в области образования в число первостепенных задач высшей военной школы.

В современных условиях значительное число преподавателей военных вузов составляют офицеры, прошедшие обучение в адъюнктуре данных учебных заведений. Сегодня адъюнктуре, как достаточно новому образовательному институту в многоуровневой системе высшего военного образования, отводится особое место. Окончание адъюнктуры предполагает сегодня получение ее выпускником диплома «Преподаватель высшей школы», свидетельствующего о том, что он способен и готов к преподавательской деятельности, а соответственно, и права на ее ведение. В связи с этим, качество подготовленности к педагогической деятельности данной категории преподавателей приобретает большое значение.

Однако надо признать, что за период своего существования (мы будем вести отсчет с приказа Минобразования России от 24.01.2002 «О введение в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и вышедших на его основе в августе 2002 года указаний Начальника главного управления кадров — Заместителя Министра обороны по кадрам) далеко не все проблемы деятельности адъюнктуры в военных вузах нашли свое решение. Одна из них — оценка эффективности и качества деятельности адъюнктуры, которая складывается, прежде всего, из успешности педагогической деятельности выпускников, предопределяемой уровнем их профессиональной компетентности, подготовленности к данной деятельности. Как справедливо отмечает Г. А. Бордовский: «Особая роль образования в современном мире, превращение ее в самую важную сферу человеческой деятельности делает проблему подготовки будущих педагогов одной из приоритетных. Вместе с тем вопросы оценки качества подготовки специалистов, способствующих формированию их конкурентноспособности, остаются малоисследованными» [97, С. 5].

Проблеме оценки подготовленности педагогов к профессиональной деятельности, свойствам и качествам, обусловливающим успешность педагогической деятельности, уделялось значительное внимание в трудах отечественных педагогов (А.П. Акимова, Н. А. Аминов, В. П. Беспалько, Н.В. Бор-довская, И. А. Бочкарева, З. Ф. Есарева, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Г. Б. Скок, Г. И. Хозяинов, Якунин В. А. и др.). Определенное внимание данной проблеме уделено в исследованиях военных педагогов (И.А Алехин, А. В. Барабанщиков, О. Ю. Ефремов, В. Н. Герасимов и др.). Однако в прямой постановке вопросы диагностики и оценки готовности выпускников адъюнктуры военного вуза к будущей деятельности в научных трудах не рассматривались.

В современном педагогическом образовании активно разрабатывается и реализуется компетентностный подход, предполагающий формирование способности и готовности специалиста к профессиональной деятельности (Г.А. Бордовский, И. А. Бочкарева, С. Н. Горычева, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, Е. Н. Соловова и др.). Однако, применительно к подготовке педагогических кадров для технических военных вузов, проблема реализации данного подхода в научном плане не разработана, что отражается на эффективности и качестве профессиональной подготовки и деятельности военных педагогов. Также не разработаны критерии оценки подготовленности и профессиональной компетентности преподавателей военных вузов. Особенно эта проблема актуальна для технических военных вузов, поскольку основное внимание в период обучения в адъюнктуре уделяется подготовке специалиста, будущего ученого, в технической области. Подготовка адъюнкта как преподавателя при таком подходе является в определенной степени второстепенной задачей. В связи с этим у адъюнктов формируется отчасти пренебрежительное отношение к приобретению знаний, формированию умений и навыков в образовательной сфере, что отрицательно сказывается на конечном результате — уровне подготовленности к педагогической деятельности.

Это определяет необходимость научного обоснования системы диагностики и оценки подготовленности выпускников адъюнктуры к предстоящей педагогической деятельности на основе реализации компетентностного и системного подходов.

Анализ требований к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение в адъюнктуре по отрасли 20.00.00 — военные науки, показывает, что они представлены в форме того, что должен знать, уметь и чем владеть ее выпускник. Изложенные положения выступают как требования к содержанию учебных программ для подготовки специалиста в области высшего образования. При этом основное количество требований относятся к научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности. В качестве критериев их рассматривать вряд ли возможно, так как: во-первых, они трудно измеримыво-вторых, реализацию большей части из них можно действительно оценить только непосредственно в процессе педагогической деятельности, но не в ходе обучения в адъюнктуре.

Оценка подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности производится, в большинстве случаев формально, по результатам сдачи зачетов и экзаменов, выводам о прохождении педагогической практики. Последствиями такой формальной оценки становятся: трудности вхождения в педагогическую деятельность, адаптации к нейнизкое качество учебной, методической и воспитательной работынеправильное построение отношений с курсантами, о чем свидетельствуют частые педагогические конфликты, негативные эмоции, связанные с переживанием неудач в данной деятельности, и т. п.

Таким образом, имеют место противоречия между потребностью высших военно-учебных заведений в квалифицированных педагогических кадрах и недостаточной эффективностью деятельности адъюнктур, между необходимостью объективной оценки готовности выпускников адъюнктуры к педагогической деятельности и формальным ее проведением. Одним из направлений разрешения данных противоречий является разработка и реализация в практической образовательной деятельности системы диагностики и оценки подготовленности адъюнктов технических военных вузов к педагогической деятельности.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования, его объекта, предмета, цели и задач.

Цель исследования — теоретическое обоснование и практическая разработка модели системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов.

Объектом исследования является процесс подготовки преподавателей для высшей военной школы в адъюнктуре высшего технического военно-учебного заведения.

Предмет исследования — диагностика и оценка подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технического военного вуза.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что уровень профессиональной компетентности и подготовленности адъюнктов технических военных вузов повысится, если:

— диагностика и оценка подготовленности адъюнктов технических военных вузов к педагогической деятельности, являясь частью образовательного процесса, будет осуществляться на основе компетентностного подхода, как система;

— будут разработаны, обоснованы и реализованы критерии, позволяющие с высоким уровнем достоверности оценить уровень подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности и выработать рекомендации по его повышению;

— будут определены условия эффективной реализации системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов.

Цель и сформулированная гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблем диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности в высшей военной школе.

2. Разработать модель системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов.

3. Обосновать критерии оценки подготовленности адъюнктов технических военных вузов к педагогической деятельности, позволяющие судить об уровне их профессиональной компетентности как преподавателей высшей военной школы.

4. Определить условия эффективной реализации системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических ввузов, разработать рекомендации по внедрению результатов исследования в образовательный процесс вузов Министерства обороны Российской Федерации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— фундаментальные положения философии, психологии и педагогики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, развитии личности, единстве сознания и деятельности;

— системно-структурный подход к изучению личности (Б.Г. Ананьев), содержательно-функциональный подход к анализу психолого-педагогических знаний (А.В. Барабанщиков), структурно-функциональный подход к анализу педагогических систем (Н.В. Кузьмина);

— педагогические идеи о роли образования, педагогики (Ю.К. Бабан-ский, Н. В. Бордовская, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, Н. В. Кузьмина, В. В. Лаптев, Н. Д. Никандров, Н. Ф. Талызина, А. П. Тряпицына, К.Д. Ушин-ский и др.);

— научные подходы к структуре педагогической деятельности и факторам, обусловливающим ее успешность, формированию и развитию педагогического мастерства (В.И. Вдовюк, В. И. Гинецинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. В. Мелетичев, Л. М. Митина, А. В. Петровский, А. А. Реан, В. А. Сластенин, В. Я. Слепов, Л. Д. Столяренко, В. А. Якунин и др-);

— основные положения компетентностного подхода в подготовке педагогических кадров (Г.А. Бордовский, И. А. Бочкарева, С. Н. Горычева, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, Е. Н. Соловова и др.);

— положения об оценке качества педагогической деятельности (В .П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, Г. Б. Скок, Г. И. Хозяинов, Р. Х. Шакуров и др.);

— исследования в области педагогической диагностики и прогнозирования (А.В. Барабанщиков, Б. П. Битинас, П. П. Дерюгин, О. Ю. Ефремов, К. Ин-генкамп, И. А. Липский и др.);

— положения личностно-деятельностного подхода и его реализации в педагогике высшей военной школы (А.В. Барабанщиков, В. И. Герасимов,.

П.Н. Городов, В. П. Давыдов, М. А. Лямзин, В. Я. Слепов, Л. С. Узун, В. И. Хальзов, В. А. Щегол ев и др.);

— акты законодательной и исполнительной власти Российской Федерации в сфере высшего профессионального и послевузовского профессионального образованияприказы, нормативные и методические документы Министерства обороны в области подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Для решения задач исследования использовалась комплексная методика, представляющая совокупность следующих основных методов: теоретические — анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизацияэмпирические — наблюдение, опросы, анализ результатов деятельности, экспертное оценивание, педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных результатов.

Исследовательская работа проводилась с 2003 по 2008 год на базе Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института), Военного инженерного технического университета, Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Санкт-Петербургском высшем военном училище радиоэлектроники (военном институте).

Задачи исследовательской работы решались в ходе трех взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) изучались и обобщались литературные источникиопределялась степень разработанности проблемыразрабатывалась программа и методика опытно-экспериментальной работыготовились необходимые материалы и документация для ее проведения. В ходе данного этапа, в соответствии со специально разработанной программой, с начальниками, профессорами и доцентами кафедр, должностными лицами научно-исследовательского отдела — участниками опытно-экспериментальной работы был проведен цикл методических занятий.

На втором этапе (2004 — 2007 гг.) осуществлялось дальнейшее углубленное изучение проблемы и проведение опытно-экспериментальной работы. Ее основу составляло проведение формирующего эксперимента по практической реализации системы диагностики и оценки подготовленности адъюнктов технических военных вузов к педагогической деятельности. В ходе этапа изучались условия, определяющие эффективность данной работы, формулировались предварительные выводы и рекомендации, которые нашли применение в образовательной деятельности по подготовке адъюнктов.

Третий этап (2008 г.) включал в себя обобщение накопленного фактического материала, анализ результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций, их дальнейшую апробацию, оформление материала диссертационного исследования.

Общий объем проведенной исследовательской работы характеризуется следующими данными:

— изучено и проанализировано более 150 литературных источников, документов по проблемам подготовки преподавателей для высшей, в том числе высшей военной, школы;

— в исследовательской работе приняли участие 120 адъюнктов Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института), Военного инженерного технического университета, Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского и 50 экспертов из числа руководящего и профессорско-преподавательского состава;

— в формирующем эксперименте приняли участие 40 адъюнктов Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института);

— проведено более 100 индивидуальных и групповых бесед.

Материалы исследования отражены в публикациях, учебнометодических пособиях.

На защиту выносятся следующие научные результаты, полученные автором диссертации в ходе исследования:

1. Подготовка адъюнктов технических военных вузов к педагогической деятельности представляет собой процесс формирования у адъюнктов профессиональной компетентности как будущих преподавателей высшей военной школы, достижения ими высокого уровня подготовленности к педагогической деятельности в техническом военном вузе. Особенностями данной подготовки являются: диагностика и оценка организуется с людьми, имеющими определенный опыт управленческой и воспитательной деятельностив ходе диагностики и оценки изучаются качества, обуславливающие готовность к специфическому виду профессиональной деятельностидиагностика и оценка проводится с людьми, подготовка которых ориентирована, прежде всего, на деятельность в технической, а не педагогической сфере.

2. Диагностика и оценка подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технического военного вуза понимается как совместная познавательно-преобразующая деятельность участников процесса подготовки адъюнктов по распознаванию, оценке и использованию для совершенствования профессиональной подготовки преподавателей технических военных вузов достоверной информации об уровне профессиональной компетентности и подготовленности адъюнктов к предстоящей педагогической деятельности. Она является составной, но относительно самостоятельной, со своей сущностью и спецификой, частью процесса профессионального образования в техническом военно-учебном заведении.

3. Модель системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов, представляющая совокупность следующих компонентов: цель, задачи, субъекты, объекты, условия, методы, методики и средства, результат:

— целью системы является — выявление проблем и достижений подготовки к педагогической деятельности адъюнктов технического военного вуза, прогнозирование успешности данной деятельности и корректировка процесса подготовки будущих преподавателей;

— задачами системы являются: определение профессиональной пригодности адъюнктов к педагогической деятельностивыявление мотивации педагогической деятельностиизучение коммуникативных и организаторских способностейвыявление степени удовлетворенности педагогической деятельностьюопределение учебной успешности адъюнктов по курсу подготовки преподавателя высшей школыопределение уровня сформированное&tradeпедагогических уменийопределение активности участия в научной работепрогнозирование успешности педагогической деятельности;

— условиями функционирования системы диагностики и оценки являются материальные и социально-психологические. К материальным условиям относятся: условия организации и проведения диагностики и оценки (материальная база, методическое обеспечение и т. д.) — условия для совершенствования и самосовершенствования адъюнктов, как будущих преподавателейвозможности по стимулированию формирования и развития адъюнктами качеств, детерминирующих успешность педагогической деятельности. К социально-психологическим условиям относятся: межличностные и групповые взаимоотношениясоциально-психологический и педагогический статус субъектов системы;

— к методам диагностики и оценки относятся: методы сбора информации об уровне подготовленности адъюнктов к педагогической деятельностиметоды накопления и представления информацииметоды анализа информацииметоды организационных и психолого-педагогических воздействийметоды оценки эффективности воздействий;

— методики и средства диагностики и оценки: опросники, программы наблюдения, планы бесед, алгоритмы анализа действий, математические средства;

— результатом диагностики и оценки выступают данные о подготовленности адъюнктов к предстоящей педагогической деятельности, уровне их профессиональной компетентности.

4. Критерии оценки подготовленности адъюнктов технических военных вузов к педагогической деятельности: внутренние критерии (профессиональная пригодность к педагогической деятельностимотивация педагогической деятельностикоммуникативные и организаторские способностиудовлетворенность педагогической деятельностью) — внешние критерии (учебная успешность по курсу подготовки преподавателя высшей школыпедагогические уменияучастие в научной деятельности), позволяющие судить об уровне его компетентности как преподавателя высшей военной школы.

5. Основные условия эффективной реализации системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов, включающие: теоретическое и методическое обеспечение организации и проведения диагностики и оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельностиуправление системой диагностики и оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельностисовершенствование должностных лиц вуза, как субъектов диагностики и оценкиформирование у адъюнктов профессиональной мотивации педагогической деятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— разработана и апробирована модель системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов;

— определены и обоснованы критерии оценки подготовленности адъюнктов технических военных вузов к педагогической деятельности, позволяющие судить об уровне их компетентности как будущих преподавателей высшей военной школы;

— выявлены условия эффективной реализации системы диагностики и оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности в технических военных вузах.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем:

— выявлены проблемы современного состояния диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности будущих преподавателей технических военных вузовобоснована необходимость реализации компетентностного и системного подходов к совершенствованию диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов;

— уточнена сущность понятия «диагностика и оценка подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов»;

— разработаны алгоритм и этапы проведения диагностики и оценки подготовленности адъюнктов технических военных вузов к педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в образовательный процесс технического военного вуза диагностического инструментария и системы оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности, способствующих совершенствованию процесса подготовки преподавателей для высшей военной школы, повышению их профессионально-педагогической компетентности.

Материалы проведенного исследования могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса в высших военно-учебных заведениях с учетом их специфики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются системным подходом к описанию и изучению объекта исследованиястрогой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями исследованияприменением комплексной методики исследованиясочетанием качественного и количественного анализа эмпирических данных, полученных в ходе исследованиявсесторонней апробацией результатов диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались на протяжении всего хода опытно-экспериментальной работы. Основные положения, выводы и рекомендации исследования докладывались и обсуждались на научно-практической конференции с международных участием в г. Прага (2008 г.) межвузовских научно-методических и научно-практических конференциях Военного института ВВ МВД России, Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института) (2006 — 2008 гг.), учебно-методических сборах командного и профессорско-преподавательского состава военных вузов, заседаниях ученого совета и кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института) (2005 — 2008 гг.), в ходе инструкторско-методических занятий. Материалы исследования использовались при организации и проведении образовательного процесса с адъюнктами Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она включает введение, две главы, объединяющие девять параграфов, заключение, библиографию и приложения. Содержание работы проиллюстрировано 18 рисунками и 7 таблицами.

Выводы по главе.

Изложенный в главе материал позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Система диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технического военного вуза представляет собой целостную совокупность компонентов (цель, задачи, субъекты, объекты, условия, методы, методики и средства, результат), которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой и подчинены цели системы.

В процессе диагностики и оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности выделяется пять этапов, содержание которых определяется по ведущему виду деятельности и решаемым задачам: первый этап — диагностический, второй — аналитический, третий — прогностический, четвертый — рекомендательный, пятый — оценочный. Первые три этапа носят познавательный характер, четвертый и пятый — преобразовательный.

2. В научной литературе не сформулировано общепринятых критериев, которые бы позволили провести в необходимой степени полную и объективную оценку уровня готовности выпускников адъюнктуры технического военного вуза, получающих квалификацию «Преподаватель высшей школы», к предстоящей педагогической деятельности, их профессиональной компетентности.

3. В качестве критериев оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технического ввуза правомерно рассматривать совокупность внутренних и внешних критериев. Группу внутренних критериев составляют: профессиональная пригодность к педагогической деятельностимотивация педагогической деятельностикоммуникативные и организаторские способностиудовлетворенность педагогической деятельностью. К внешним критериям относятся: учебная успешность по курсу преподавателя высшей школыпедагогические уменияучастие в научной деятельности.

Предложенные критерии и математический аппарат определения их значений позволяют оперативно и в достаточной степени объективно оценить уровень подготовленности адъюнктов технического военного вуза к предстоящей педагогической деятельности, их профессиональную компетентность.

4. Исходя из этапов реализации системы диагностики и оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности, проводить оценку, используя представленные критерии* целесообразно в четыре этапа: исходный уровень подготовленности — в начале первого года обучения, промежуточные уровни — после первого и второго годов обучения, итоговый уровень — в период сдачи итоговой аттестации. Это позволит: во-первых, повысить объективность осуществляемой диагностики и оценки подготовленности адъюнкта к предстоящей педагогической деятельностиво-вторых, иметь ясное представление о динамике развития будущего преподавателя как профессионалав-третьих, оперативно оценивать качество образовательного процесса в адъюнктуре и вносить, при необходимости, коррективы в его ход и содержание.

5. Практическая реализация в ходе опытно-экспериментальной работы системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов позволила достигнуть положительных результатов, которые заключаются в увеличении количества будущих преподавателей, имеющих высокий уровень профессиональной пригодности, оптимальную структуру мотивации педагогической деятельности, развитые коммуникативные и организаторские способности, высокую степень удовлетворенности педагогической деятельностью, высокий уровень учебной успешности^ сформированные педагогические умения, активно участвующих в научной работе. У будущих преподавателей — участников формирующего эксперимента, отмечен более высокий общий уровень подготовленности к предстоящей педагогической деятельности, профессиональной компетентности.

6. Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают эффективность разработанной системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технических военных вузов. Ее реализация в образовательном процессе в высшем военно-учебном заведении позволяет совершенствовать процесс подготовки преподавателей для высшей военной школы, повышать уровень профессиональной компетентности адъюнктов в сфере педагогической деятельности.

7. Эффективность системы диагностики и оценки подготовленности к педагогической деятельности адъюнктов технического военного вуза обеспечивается при соблюдении ряда условий. Основными из них являются: теоретическое и методическое обеспечение организации и проведения диагностики и оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельностиуправление системой диагностики и оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельностисовершенствование должностных лиц ввуза, как субъектов диагностики и оценкиформирование у адъюнктов профессиональной мотивации педагогической деятельности.

8. Теоретическое и методическое обеспечение организации и проведения диагностики и оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности является одним из важнейших условий ее эффективности, особенно на этапе становления и адаптации системы диагностики и оценки в военно-учебном заведении.

Управление системой диагностики и оценки включает: определение целей диагностики и оценки и конкретизация их в задачахпринятие решенияпланирование диагностики и оценкиорганизация этой деятельностисбор, обработка и анализ результатов диагностики и оценкиопределение эффективности диагностики и оценки, выработка, при необходимости, мер по ее совершенствованию. Такой механизм позволяет реализовать все функции управления образовательными системами: информационно-аналитическуюмотивационно-целевуюпланово-прогностическуюорганизационно-исполнительскуюконтрольно-диагностическуюрегулятивнокоррекционную.

Эффективная реализация системы диагностики и оценки подготовленности адъюнктов к педагогической деятельности в инженерном военно-учебном заведении возможна при наличии у субъектов этой системы высокого уровня компетентности в вопросах педагогической диагностики. В связи с этим важным условием является совершенствование должностных лиц ввуза* как субъектов диагностики и оценки, которое реализуется посредством проведения ряда мероприятий. Важным фактором совершенствования должностных лиц ввуза, как субъектов диагностики и оценки является формирование у них педагогической культуры.

Важным условием результативности педагогической деятельности преподавателя военного вуза является наличие у него профессиональной мотивации, в которой ведущими являются внутренние мотивы педагогической деятельности. Это определяет необходимость организации и проведения целенаправленной, систематической работы по формированию у будущих преподавателей профессиональной мотивации педагогической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980
  2. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М., 1989.
  3. А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов — мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы, Вьшуск 1 / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1973.
  4. Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1998.
  5. .Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: в 2 т. М., 1980. Т.2. 128 — 268.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  7. Архангельский С И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М., 1980.
  8. А.В., Дерюгин П. П. Военно-педагогическая диагностика. М., 1995.
  9. А.В., Муцинов С. Педагогическая культура преподавателей высшей военной школы. М., 1985.
  10. Ю.Г. Педагогическая система оценки социально- психологического состояния учебных коллективов в вузах МЧС России. Автореф. дис.докт. пед. наук. СПб., 2005.
  11. СП., Иваницкий А. Т., Кикоть В. Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность. СПб., 1996.
  12. Л. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М., 1969.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  14. В.П., Татур Ю. Г. Систет^шо-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
  15. Большая советская энциклопедия. 3-е издание. М., 1974.
  16. Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб., 2001.
  17. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.
  18. И.А. Профессиональная практическая подготовка студентов в педагогическом вузе // Инновации в подготовке учителя / Под общ. ред. И. А. Бочкаревой, Е. Н. Солововой, М. — СПб., 2002, 20−33.
  19. Н.Л., Ефремов О. Ю. Психология и педагогика высшей школы. СПб., 2006,
  20. А.А., Бакшаева Н. А. Трансформация мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1997, № 3.
  21. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1986.
  22. Военная педагогика: Учебник. М., 2001.
  23. Военно-педагогическая диагностика: теория и практика // Краткий курс лекций по социальной педагогике. М., 1996. 82 — 88.
  24. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
  25. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
  26. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
  27. Гоноболин Ф. Н- Книга об учителе. М., 1965.
  28. Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Объявлены приказом Министерства образования РФ № 180 от 24 января 2002 года.
  29. П.П. Педагогическая диагностика межличностных отношений в военно-морских коллективах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1991.
  30. Диагностика способностей и личностных свойств зд1ащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов, 1990,
  31. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1981.
  32. А. Избр. пед. соч. М., 1956.
  33. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1978.
  34. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1974.
  35. З.Ф. Взаимодействие на)^ной и педагогической деятельности преподавателя университета. Автореф, дисс… д-ра пед. наук. Л., 1975.
  36. О.Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе России: Монография. СПб., 1998.
  37. О.Ю., Мелетичев В. В. Психолого-педагогическая диагностика в деятельности преподавателя ввуза. СПб., 2000.
  38. О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. Автореф. дис.докт. пед. наук. СПб., 2001.
  39. В., Приходько В., Федоров И, Вузовский преподаватель сегодня и завтра // Высшее образование в России. 2000, № 3.
  40. В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
  41. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266−1 «О^ образовании» (с изменениями).
  42. Е.А. Влияние нормативно-деятельностных ориентации педагогов на успешность их деятельности. Автореф. дисс... канд. пед. наук. Л., 1989.
  43. Зимняя И^А. Педагогическая психология- Ростов-на-Дону, 1997.
  44. А.Ф. Идеализированная модель как основа научной теории // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке: М-, 1976. i
  45. В. Моделирование педагогической деятельности // Высшее образование в России. 1998, № 4 .
  46. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
  47. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000:
  48. Г. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  49. Иоч Э. В. Основы педагогического мастерства преподавателей высшей школы // Совершенствование педагогической работы в вузе. Челябинск, 1977.
  50. Р.У., ПалагинаЕ.П- Анализ деятельности преподавателя. Уфа, 1989.
  51. К, а л м ы к о в е, Языков. Hi Готовим педагогические кадры // Высшее образование в России, 1998, № 4 .
  52. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. М., 1977.
  53. Кан-Калик В А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  54. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. Пед. соч. М., 1982.
  55. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб-, 1996.
  56. Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.
  57. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  58. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  59. А.Г. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности. Автореф. дисс... канд. псих. наук. Л., 1977.
  60. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М., 1991.
  61. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970, № 9.
  62. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  63. В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство // Педагогика. 2000, № 1 .
  64. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.
  65. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  66. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.
  67. Н.В., Григорьева Е. А., Якунин В. А. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.
  68. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск, 1993.
  69. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  70. И.М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов// Педагогика. 1998, № 3.
  71. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М., 1983.
  72. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  73. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  74. В.И., Герасимов В. Н., Алехин И. А. Педагогика. М., 2002.
  75. В.В. Мотивация профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов: Монография. СПб., 2005.
  76. Методические рекомендации по разработке средств диагностики соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС. М., 1995.
  77. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  78. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М., 1971.
  79. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  80. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 751 от 4 октября 2000 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2000. № 1 1 .
  81. Ожегов С И. Словарь русского языка. М., 1981.
  82. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Под ред. Бабанского Ю. К. М., 1982.
  83. Основы вузовской педагогики / Под ред. Кузьминой Н. В. Л., 1972.
  84. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
  85. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989.
  86. Е.Г. Проблемы стандартизации высшего педагогического образования. Круглый стол // Педагогика. 2001. № 6.
  87. Оценивание и прогнозирование педагогической деятельности. Л., 1984.
  88. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П. И. М., 1996.
  89. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. А. Смирнова. М., 1999.
  90. Педагогика высшей школы / Под ред. Н. Д. Никандрова Л., 1974.
  91. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998.
  92. Педагогическая диагностика в школе / Кочетов А. И., Коломенский Я. Л., Прокопьев И. И. и др. Минск, 1987.
  93. Подготовка специалиста в области образования. Научно- организационные проблемы подготовки кадров высшей классификации. Выпуск IX. СПб., 2000.
  94. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации. Объявлено приказом Министра обороны РФ № 310 от 15 июля 1999 года.
  95. В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000.
  96. Практическая психология образования / Под ред. И. В, Дубровиной. М., 1997.
  97. Н.Ф. Диагностика качества преподавания. Автореф. дисс… канд. пед. наук. Таганрог, 1997.
  98. Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности. Усть-Каменогорск, 1998.
  99. А., Проворова О., Сенаторова П. О роли магистратуры и аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 1999. № 2.
  100. Программа диагностики и формирования личности и коллектива. Курск, 1987.
  101. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996,
  102. Психология. Словарь / Под ред. В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  103. Психология и педагогика в высшей военной школе / Под ред. Барабанщикова А. В. М., 1989.
  104. Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб., 2003.
  105. Психология труда и личности зрителя / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1977.
  106. Пзгги совершенствования методического мастерства преподавателя: Методические рекомендации. М., 1983.
  107. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996
  108. А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.
  109. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  110. А.А., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  111. З.А. Психологические основы профессионального о^чения. М., 1985.
  112. В.М. Азбука педагогического труда. М., 1990.
  113. Е. И. Личность 5Д1ителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.
  114. Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации. Объявлено приказом Министра обороны РФ № 80 от 12 марта 2003 года.
  115. А., Голованов Л. В. Прогнозирование развития больших систем. М., 1975.
  116. B.C., Казарин Л., Кузнецова В. А., Сенаторова Н. Р. О подготовке преподавательских кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 1996. № 3.
  117. В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999, № 5.
  118. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971,
  119. Г. Б. Аттестация преподавателей: подготовка и проведение. Новосибирск, 1993.
  120. Г. Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей вузов. М., 1986.
  121. Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей: Учебное пособие / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. Новосибирск, 1992.
  122. Р.П. Учиться быть учителем. М., 1986.
  123. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
  124. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
  125. Н. Мотивационная основа педагогической деятельности // Высшее образование в России. 1999, № 4.
  126. Е.Н. Концепция педагогической практики в курсе бакалавриата // Инновации в подготовке учителя / Под общ ред. И. А. Бочкаревой, Е. И. Солововой, М. — СПб., 2002. 10−20.
  127. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Основы педагогического анализа. Ярославль, 1985.
  128. Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.
  129. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.
  130. Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования. Утверждено постановлением Правительства РФ № 650 от 18 июня 1999 года (с изменениями).
  131. А. Педагогическая диагностика профессиональной деятельности командиров учебных подразделений вузов ГПС МЧС России. Автореф. дис… канд. пед. наук. СПб., 2005.
  132. Философский словарь. М., 1975.
  133. М.Ф. Воспитание специалиста. Казань, 1990.
  134. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями).
  135. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1998.
  136. В.В., Скражинский М. И. Критерии эффективности послевузовского образования // Подготовка специалиста в области образования. Научно-организационные проблемы подготовки кадров высшей классификации. Выпуск IX. СПб., 2000, 18−28.
  137. А.А. Динамика профессионально-педагогической мотивации студентов в процессе ее формирования. Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1982.
  138. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  139. Л. Подготовка менеджеров образования // Высшее образование в России. 1999, № 5.
  140. М.П. Проблемы подготовки специалистов в области образования: история и современность // Подготовка специалиста в области образования. Научно-организационные проблемы подготовки кадров высшей классификации. Выпуск IX. СПб., 2000. 36−44.
  141. О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999, № 1 .
  142. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., 1967.
  143. Экономика и организация управления вузом. СПб., 2001.
  144. П.И. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция суцидального поведения военнослужащих. Автореф. дис… канд. пед. наук. СПб., 1997.
  145. В.А. Обз^ение как процесс зшравления. Психологические аспекты. Л., 1988.
  146. В.А. Психологические аспекты формирования педагогического мастерства // Вестник ЛГУ. 1979, № 11.
  147. М.Г. О внеишей и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971.
Заполнить форму текущей работой