Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рынок труда и отрасль культуры в регионе: социокультурный анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому штатное расписание в данном случае не может быть объективным источником информации. Нас в рамках рыночной экономики интересует не фактическая занятость специалистов в том или ином регионе, а спрос и потребность (обеспеченная финансированием) в специалистах. 6. Сложившаяся в советское время система регулирования потребности в кадрах культуры перестала действовать, хотя, безусловно, она… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел
  • Теоретические основы исследования рынка труда в отрасли культуры региона
    • 1. 1. Регион как социокультурное и образовательное пространство
    • 1. 2. Рынок труда и основные подходы его исследования в отрасли «культура»
  • Раздел
  • Особенности формирования образовательного пространства региона
    • 2. 1. Характеристика образовательного пространства отрасли культуры региона
    • 2. 2. Краснодарский государственный университет культуры и искусств в образовательном пространстве региона

Рынок труда и отрасль культуры в регионе: социокультурный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Образование — важнейший компонент развития общества, определяющий его социальную эффективность. Поскольку, получая то или иное образование, молодой человек стремится найти свое место в обществе, можно констатировать его место в экономическом и нравственном состоянии этого общества. Следовательно, престиж образования, его статус и уровень влияют на состояние общества. Труд в жизни человека — способ обеспечения его жизнедеятельности, средство познания, общения и преобразования окружающего мира, условие развития, формирования и проявления психической активности. Он требует от человека определенных способностей, заинтересованности, функциональных возможностей по обеспечению необходимого уровня активности в достижении профессиональных целей. Одновременно, трудовая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ее характер соответствовал особенностям человека, функциональным возможностям его психологических и физиологических систем.

В новых экономических условиях государство пока не нашло оптимального механизма организационных, экономических и финансовых связей, не выработало модели экономических и финансовых взаимоотношений с отраслью культуры, хотя в развитых странах такие модели успешно функционируют. Все они имеют одно главное отличиероль (экономическую и финансовую), которую выполняет государство по отношению к отрасли культуры: «помощник», «меценат», «партнёр».

Актуальной остается и необходимость разработки стратегии регулирования рынка труда в отрасли культуры, эффективного использования имеющегося трудового потенциала. Без этого невозможны дальнейшее продвижение России по пути рыночных реформ и ее полноценная интеграция в систему международных научных отношений образовательных программ, где решающей предпосылкой конкурентоспособности являются высококвалифицированные кадры культуры искусства, заинтересованные в результатах роста культурного потенциала страны.

Актуальность выбранной проблемы обусловлена еще и тем, что перед Россией встает задача выработки, по существу новой, политики регулирования рынка труда в отрасли культуры, которая может быть адекватной избранному курсу реформ. Таким образом, проблема формирования концептуальных основ государственной политики на рынке труда работников культуры и искусства является для России фундаментальной, требует теоретического осмысления и методических разработок.

В отрасли культуры, таким образом, возникли сложные вопросы, связанные с отсутствием чёткого вектора необходимых изменений: разрушение традиционной системы ценностных норм и ориентаций в условиях формирования новых «культурных установок», бюджетное недофинансирование отрасли, снижение уровня жизни большей части населения, недостаточность правовой базы, и другие.

В этих условиях без мониторинга, без сформулированной культурной и кадровой политики, не обойтись. В рыночных условиях кадровая политика в сфере культуры должна соответствовать, с одной стороны, концептуальным изменениям в культурной политике России в целом, с учётом особенностей отдельных регионов страны, с другой стороны, изменениям в номенклатуре и объёмах потребностей населения в услугах отрасли культуры и смежных отраслей, а значит и в системе подготовки и переподготовки профессиональных кадров, осуществляющих эти услуги.

Всё это говорит о том, что во многих случаях отсутствуют эффективные скоординированные действия между учебными заведениями отрасли культуры не только в научном, методическом, организационном плане, но и в согласованном кадровом планировании, в системе размещения и открытия новых отделений, факультетов, специальностей и специализаций. Такая несогласованность лишает возможности планомерно сокращать кадровый дефицит и вырабатывать верные стратегические и тактические направления развития профессионального образования. В этой ситуации разработка эффективной региональной кадровой политики становится задачей первостепенной важности, как для отрасли культуры, так и для всех типов учебных заведений Министерства культуры Российской Федерации.

Степень изученности проблемы. Теоретические разработки и публикации многих авторов в области отраслевого рынка труда показали, что любая формирующаяся в рыночных условиях региональная кадровая политика в отрасли культуры является сложной динамической системой, изучение и формализованное описание которой, одновременно по многим параметрам, практически невозможно.

Теория занятости за многие десятилетия эволюционно развивалась в следующей последовательности: классическая теория А. Смита, неоклассическая школа (Д. Гилдер, А. Лафдер, М. Фелдстайн, Р. Холл и др.), кейнсианское направление теории, монетаристская школа (М. Фридман), институционально — социалистическая школа (Т. Веблер, Дж. Данлоп, Дж. Гелбрейт, JI. Ульман, Э. Хелпс и др.), а также контрактная теория занятости (М. Бейли, Д. Гордон, К. Азариадис) и концепция гибкого рынка (Р. Буаэ, Г. Стэндинг).

Основу региональной парадигмы в социально-гуманитарных' науках заложила теория районирования XIX века (Гумбольдт, Риттер, Арсеньев и др.). В середине 50-х годов нашего века возникло комплексное научное направление, порожденное необходимостью синтеза знаний на региональном уровне. Появился концепт «региональная наука» (У. Айзард).

При этом нами одновременно используются отечественные и зарубежные научные подходы: теория и методика областных культурных гнезд (Н. Пиксанов, И. Гревс, Н. Анциферова и др.), изучение пространственно-культурной многоликости провинций Франции (Ф. Бродель), современная концепция географии русской культуры и искусства (С. Сущий, А. Дружинин, Ю. Веденин).

Применение моделирования для исследования закономерностей формирования системы учебных заведений и оценки ее эффективности стало возможным с появлением работ С. Архангельского, Р. Аткинсона, В. Беспалько, П. Гальперина, JI. Ительсона, В. Мизинцева, Н. Талызиной, JL Турбовича, В. Штоффа, позволивших выделить дискретные элементы процесса обучения: теорий поэтапного формирования умственных действий и опорных элементов знаний. Большинство из них, являясь сторонниками функционального подхода к моделированию, выполнили теоретические исследования, непосредственно связанные с моделированием системных объектов различного характера и сложности, в которых содержится обоснование общих концептуальных начал моделирования, предложены различные варианты количественных интерпретаций системных и процессуальных объектов.

В понимании художественного образования как культуротворчества, где человек делает себя во всех отношениях духовным существом, основываясь на приоритете ценностей культуры, мы опирались на исследования М. Вебера, Х.-Г. Гадамера, С. Гессена, Э. Дюркгейма и др.

Определение региона и регионального подхода основывалось на работах А. Субетто, А. Каппелера, А. Маркузена, У. Айзарда, П. Юкарайнена, В. Лексина, А. Швецова.

В диссертации использован целый пласт научных исследований И. Горловой по вопросам развития региональной культуры и образования, формирования культурной политики, подготовки кадров культуры и искусства.

Объект исследования — рынок труда в отрасли культуры.

Предмет исследования — особенности формирования рынка труда в отрасли культуры в конкретном регионе.

Цель — социокультурный анализ рынка труда в отрасли культуры в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда исследовательских задач:

1. Обосновать теоретические основы исследования рынка труда в отрасли культуры региона.

2. Дать характеристику региону как социокультурному и образовательному пространству.

3. Обозначить основные подходы исследования рынка труда.

4. Определить методы и инструменты изучения рынка труда в сфере культуры.

5. Выявить особенности формирования образовательного пространства региона.

6. Выделить моделирование как инструмент совершенствования отраслевого образовательного пространства региона.

7. Определить место Краснодарского государственного университета культуры и искусств в образовательном пространстве региона.

Теоретические и методологические основы исследования. Методологическую основу исследования составили культурологические идеи и теории Н. Бердяева, И. Ильина, Д. Лихачева и др. ученыхсовременные образовательные теории Е. Бондаревской, В. Борзенкова, В. Розина, Г. Щедровицкого, Б. Юдина и др. Теоретическими ориентирами культурологического анализа стали работы А. Арнольдова, М. Бахтина, JI. Буевой, И. Быховской, М. Кагана, Ю. Лотмана, С. Иконниковой, Э. Маркаряна, В. Межуева, Э. Соколова, В. Суртаева и других. Исследование региона как социокультурного и образовательного пространства осуществлялось в рамках междисциплинарного подхода. В качестве основного методологического приёма использован системный анализ, метод дескриптивного моделирования. Кроме того, использовался нормативный подход, который дал возможность на базе полученной информации определить основные параметры и построить информационную модель образовательного пространства, сформулировать основные требования к структуре возможной модели отраслевого рынка труда, разработать практические рекомендации.

Многогранность и сложность изучаемой системы и её отдельных подсистем и блоков, территориальная распределённость образовательных учреждений позволили (а в некоторых случаях и потребовали) использовать достаточно широкий набор исследовательских инструментов, таких как: изучение документальных источников (в том числе, сбор государственной статистики и внутриведомственной информации), изучение плановых и отчетных документов, положений, инструкций и других подобных материаловразработка социологического инструментария и на его основе проведение анкетных опросов, формализованных интервью, опросов экспертовиспользование методов общей теории статистики, в том числе графических способов изображения статистических данных, выборочных совокупностей, результатов регрессионного и корреляционного анализаметода наблюдений, системного анализа и когнитивного структурирования.

Цель когнитивной структуризации состоит в формировании и уточнении гипотезы о функционировании исследуемого объекта, рассматриваемого как сложная система, которая состоит из отдельных, но взаимосвязанных между собой элементов и подсистем. Для того чтобы проанализировать поведение сложной системы, необходимо построить структурную схему причинно-следственных связей, адекватно отражающих внутренний состав и содержание этой системы.

В диссертации использовались ценностно-нормативный (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и аксиологический подходы, которые направили внимание исследователя на изучение ценностей образования.

Новизна и положения, выносимые на защиту:

1. В современной науке провинция рассматривается как региональная, географическая единица и как особая социокультурная система. Мы исходим из тесной взаимосвязи провинциального — регионального — географического — территориального. Принципиальным для определения понятийного аппарата и соотношения ключевых понятий для нас является идея диалога культур как основы цивилизации будущего.

2. Регион — существенное смысловое ядро культурологии, определяющее стратегию этой отрасли знания. Понимание антропологических истоков регионализма, его интегративной функции выражения фундаментальных свойств человеческой природы позволило определить его как региональную культурологию. Они скрыты в двуединстве человека как индивидуального и социального существа. История человека слагалась в конкретных региональных пространствах и представляла собой становление, развитие и смену таких инвариантов жизнедеятельности как автономизация и интеграция. Чем больше усложняется культурно-цивилизационная деятельность человека, тем настоятельнее она требует обособления в пределах единства. Перед региональной культурологией стоит задача изучить глубокие изменения в ее историко-культурных зонах, понять, прояснить конкретный характер духовных процессов, смену ценностных ориентаций. Необходимы глубокие и широкоплановые исследования духовной культуры в регионах России, больших и малых городах, селах и поселках.

3. Законом Российской Федерации «Об образовании» каждому субъекту федерации была предоставлена возможность строить образовательную модель с учетом национально-культурных особенностей своего региона. При этом акцентировалось внимание на включение в содержание образования национально-регионального компонента, предусматривающего реализацию учебных курсов по истории, географии, культуре родного края, национальному языку и литературе, традициям и обычаям народа. Этнорегиональная ориентация современного российского образования требует своего теоретического и исторического осмысления, упорядочения различных подходов к пониманию этногенеза как закономерного процесса развития социума. Образование, развивающееся на основе указанной парадигмы, приобретает глобально-исторический, социокультурный характер, обеспечивает воспроизводство культурного многообразия, выступает источником саморазвития общества. Гуманно-ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных аксиологических блоков: образование как ценность государственнаяобразование как ценность общественнаяобразование как ценность личностная. Содержание аксиологических блоков приобретает конкретизацию при построении социокультурной типологии образовательных систем, изучении проблемы влияния социообразовательных макротенденций и социально-этнологических региональных процессов на образовательную политику в субъектах Федерации.

4. При этом закономерно возникает вопрос о том, каким образом данный процесс соотносится с тенденцией глобализации в культурно-образовательной сфере? С точки зрения теории этногенеза и концепции пассионарности, тенденция глобализации понимается как объективный процесс создания единого надэтнического поля, необходимого для поддержания устойчивого развития цивилизации. Поэтому на современном этапе всем субъектам федерации следует определить стратегические ориентиры образовательной политики, среди которых могут быть выделены следующие: развитие этнорегиональных образовательных систем с учетом основополагающих принципов «Национальной доктрины образования.

Российской Федерации" — сбалансированное отражение в содержании образования федерального и национально-регионального компонентовпроблемы и перспективы развития национальной школы в республиках Российской Федерациинаправления и механизмы поликультурного и полиобразовательного взаимодействия в XXI векетехнологии интеграции в европейское и мировое образовательное сообществопути обновления содержания образования в современной высшей и средней школе в рамках сохранения единого образовательного пространства страны. 5. Решение вопросов создания эффективного рынка труда в отрасли культуры невозможно, без теоретических разработок и практического понимания его структуры, механизмов его реального функционирования. Учитывая сложность изучения или создания эффективного рынка труда в отрасли культуры, в качестве исследовательского инструментария можно использовать системный анализ, который во многом определяет методологию и методы изучения данной проблемы.

Кроме того, достоверные показатели, характеризующие фактическую занятость специалистов сферы культуры, получить практически не возможно. Такие показатели не являются обязательной, статистической отчетностью и не подаются в территориальные отделы и управления культуры. Получать информацию о фактической занятости можно, если собирать ее в каждом клубе, библиотеке, парке, музее и т. д. Это невозможно регулярно делать из-за большой трудоемкости. Основным источником может быть штатное расписание и информация о замещении штатных должностей. Наличие вакансий в штатном расписании не дает необходимой и достоверной информации для определения фактической занятости специалистов в том или ином учреждении культуры. Низкая заработная плата в клубах, ДК, библиотеках и других учреждениях подобного типа вынуждает многих руководителей позволять квалифицированным специалистам совмещать с оплатой 1,25- 1,5- 1,75 ставок за счет вакансий.

Поэтому штатное расписание в данном случае не может быть объективным источником информации. Нас в рамках рыночной экономики интересует не фактическая занятость специалистов в том или ином регионе, а спрос и потребность (обеспеченная финансированием) в специалистах. 6. Сложившаяся в советское время система регулирования потребности в кадрах культуры перестала действовать, хотя, безусловно, она имела свои достоинства и недостатки. Сегодня сложно решается проблема распределения, трудоустройства, закрепления молодых специалистов. Профессиональные учебные заведения различных уровней, выпуская тех или иных специалистов, больше ориентированы на спрос населения в образовательных услугах, чем на потребности отрасли культуры. Занятость — это проблема местных руководителей, а не вышестоящего руководстваадминистраций субъекта федерации или Министерства культуры, так как сегодня мы уже не работаем в жесткой плановой системе. Информацию о спросе и потребностях того или иного района можно иметь только в том случае, если будут работать соответствующие службы занятости. Накапливаясь из года в год, такая информация, в конечном итоге, может быть использована при решении «прогнозных» задач.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется научной новизной работы и заключается в постановке и решении выбранной проблемы в теории и истории культуры. Социокультурный анализ рынка труда в отрасли культуры региона позволил определить теоретические основы исследования рынка труда и основные подходы его изучения в отрасли культуры региона, выделить особенности формирования региона как социокультурного и образовательного пространства отрасли культуры и осуществить характеристику деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств в образовательном пространстве региона.

Результаты данного исследования являются базой для дальнейшего изучения социокультурного и образовательного пространства отрасли культуры в регионе.

Практическое значение данного исследования связано с необходимостью анализа кадровой политики в регионе в отрасли культуры.

Отдельные положения и выводы могут быть использованы в учебном процессе в рамках таких дисциплин как «Культурология», «Культурная политика», «Социология культуры» и других.

Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на научно-практических и научно-теоретических конференциях: на международной научной конференции «Семиотика культуры и искусства" — южнороссийской научной конференции «Проблемы взаимодействия национальных культур в региональной многоуровневой системе музыкального образования" — региональных научных конференциях «Вторые аспирантские чтения» и «Третьи аспирантские чтения». Основные положения диссертации опубликованы в виде статей в научных изданиях различного характера общим объемом 1,3 печатных листа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения и списка источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Медленно меняющаяся в лучшую сторону экономическая ситуация в стране, формирование рыночных отношений, модернизация высшего образования и ускоренный переход на двухуровневую систему, бюджетное недофинансирование отрасли, значительное имущественное расслоение общества, снижение уровня жизни большей части населения, недостаточность правовой базы, разрушение традиционной системы ценностных норм и ориентаций в условиях формирования новых «культурных установок» — все это приводит к возникновению в отрасли культуры сложных проблем, заставляет отрасль реформироваться в системе слабовыраженных социальноэкономических координат, при этом, не имея в сфере культуры чёткого вектора необходимых изменений.

В этих реалиях без прогноза, без сформулированной культурной и кадровой политики отрасль обойтись не может. С сожалением приходится признать, что сегодня нет обозначенных выше системных компонентов политики в отрасли культуры ни в отдельных субъектах Северного Кавказа, ни во многих других российских регионах. В рыночных условиях кадровая политика в сфере культуры должна соответствовать, с одной стороны, концептуальным изменениям в культурной политике российского государства (с учётом особенностей отдельных регионов страны, таких как Северный Кавказ, Дальний восток, Северо-запад, Черноземье, Сибирь, Урал и др.), с другой, — изменениям в номенклатуре и объёмах потребностей населения в услугах отрасли культуры и смежных отраслей, а значит и в системе подготовки и переподготовки профессиональных кадров, производящих эти услуги. Одна из кардинальных и центральных проблем, с которой столкнулась сегодня отрасль культуры — это её затянувшееся реформирование в связи с введением в действие Федеральных законов № 131 и № 129 о разграничении полномочий и условий финансирования между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

Определённые проблемы возникают и с реформированием образовательных учебных заведений Министерства культуры РФ в связи с подписанием Болонского соглашения, введением единого государственного экзамена (ЕГЭ), переходом на двухзвенную систему подготовки квалифицированных кадров (бакалавр —" магистр). Это вызывает определённую несбалансированность внутри самой отрасли и потерю устойчивых организационных и экономических связей между вертикальными и горизонтальными структурными управлениями. Сложившиеся за многие годы внутриотраслевые связи были чётко определены и жёстко структурированы существовавшей в то время, при всех имевшихся в ней недостатках, социально-экономической системой управления. В первую очередь, централизованным планированием финансовых и материально-технических средств и принудительной системой кадрового обеспечения всех структурных подразделений отрасли. С переходом экономики на рыночные отношения, государство и отрасль культуры пока не нашли оптимального механизма организационных, экономических и финансовых связей, не выработали наиболее приемлемой модели экономических и финансовых взаимоотношений. Существующая практика отношений отрасли культуры и государства в развитых странах выработала ряд эффективных и успешно функционирующих моделей. Достаточно назвать, отличающиеся между собой, такие модели как французская, немецкая, английская, американская [Горлова, И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. — Краснодар, 1998. — С. 319].

Все эти типы моделей имеют одно главное отличие — роль (экономическую и финансовую), которую выполняет государство по отношению к отрасли культуры: «помощник», «меценат», «партнёр». Если государство располагает собственной материальной базой в сфере культуры, оно действует по преимуществу как «инженер», заботясь об использовании имеющейся инфраструктуры. Опыт показывает, такой тип модели в России и в странах СНГ пока работает малоэффективно. Действующий финансовый и экономический механизмы взаимоотношений государства и отрасли культуры ещё находятся в итеративной стадии своего развития. Поэтому на формирование кадровой политики и на текущее обеспечение отрасли культуры высококвалифицированными специалистами значительно влияет отсутствие эффективной организационной и экономической системы взаимоотношений между отраслью и региональным образовательным комплексом Министерства культуры РФ.

Анализ реальных взаимоотношений между отраслью культуры и учебными заведениями свидетельствует, что сегодня политика учебных заведений по выпуску квалифицированных специалистов существует сама по себе и предполагает, в первую очередь, собственное экономическое выживание. В то же время, политика административных органов управления отраслью в регионах — также существует сама по себе и решает, как правило, неотложные оперативные, в том числе и кадровые вопросы — например, сиюминутную нехватку тех или иных специалистов. Всё это говорит о том, что во многих случаях отсутствуют эффективные скоординированные действия между учебными заведениями отрасли культуры не только в научном, методическом, организационном плане, но и в согласованном кадровом планировании, в системе размещения и открытия новых отделений, факультетов, специальностей и специализаций. Такая несогласованность лишает возможности (как министерские органы управления образовательными учреждениями, так и органы управления отраслью культуры) планомерно сокращать кадровый дефицит и вырабатывать верные стратегические и тактические направления развития профессионального образования, как в отдельных субъектах Федерации Северокавказского региона, так и в Южном Федеральном округе. В этой ситуации разработка эффективной региональной кадровой политики становится задачей первостепенной важности, как для отрасли культуры, так и для всех типов учебных заведений Министерства культуры РФ.

Разумеется, решение этой комплексной проблемы в отрасли культуры дело весьма сложное, требующее не только финансовых вложений в течение нескольких лет, но и внедрение системных организационно-экономических, маркетинговых и управленческих мероприятий, возможно в рамках региональной целевой комплексной программы. Для того, чтобы такая программа была наиболее реалистичной и дала практический эффект от внедрения, в неё должны войти как минимум такие мероприятия как: выработка стратегии формирования системы стабилизации внутриотраслевого кадрового состава, с учётом приёма на работу молодых специалистов — выпусков ссузов, вузов, в т. ч. бакалавров и магистров искусств. Эта стратегия должна предусматривать более конкурентные (по отношению к другим отраслям) экономические, социальные, трудовые и жилищно-бытовые условия работникам отрасли культуры, и, в первую очередь, молодым высококвалифицированным специалистамсоздание механизма взаимодействия и координации органов управления отраслью культуры с образовательными учреждениями и формирующимся отраслевым рынком трударазработка экономически обоснованных вариантов реконструкции действующих и размещения вновь открывающихся отраслевых учебных заведенийвыработка механизма взаимного согласования региональными административными органами управления отраслью культуры и отраслевыми учебными заведениями МК РФ открытия отдельных факультетов, специальностей и специализаций культурологического профиляразработка оптимальной стратегии подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов региональными образовательными учреждениями отрасли в связи с переходом на двухзвенную систему подготовки кадров и внедрением единого государственного экзаменасоздание региональных конкурентных рынков образовательных услуг и конкурентного рынка труда в отрасли культуры и искусствасистемное реформирование отрасли культуры (сети и учебных заведений) в связи с введением ФЗ № 131с изменениями и дополнениями, Болонского соглашения и других правовых и нормативных документов.

Сегодня для отрасли культуры проблема стабилизации кадрового состава и обеспечения квалифицированными кадрами своих сетевых учреждений и организаций становится очень актуальной. Казалось бы, пути решения этой проблемы в целом в стране, да и в Северокавказском регионе вполне очевидны — надо максимально увеличить выпуск в учебных заведениях МК РФ специалистов с различным уровнем образования. Собственно, этов последние годы и происходит. Но дефицит в отрасли культуры, в квалифицированных кадрах, по крайней мере, в Южном Федеральном округе, не снижается. Более того, в некоторых субъектах Федерации Северного Кавказа он увеличивается.

Комплексные исследования в рамках проекта «Формирование региональной кадровой политики в отрасли культуры Северного Кавказа: принципы и процедуры», выполненного при финансовой поддержке РГНФ исследовательской группой под руководством профессора И. Горловой, показали, что высокая текучесть кадров, низкая закрепляемость молодых специалистов, активный переход наиболее квалифицированных кадров в 1 другие смежные отрасли во многом вызван низким уровнем заработной платы, нерегулярностью выплат льгот на жильё и коммунальные услуги, У невозможностью иметь совместительство и дополнительный заработок, невозможностью получения мест в общежитиях и отсутствие семейного жилья и рядом других не менее важных условий.

Во многом благодаря изменениям у населения культурных запросов, в отрасли культуры появилась потребность в таких специалистах, как социальный психолог, педагог-реабилитатор, менеджер социально-культурной сферы, специалист в области маркетинга социально-культурной. 174' сферы и ряде других. Кадровые проблемы сегодняшнего дня заключаются не только внедостаточной подготовке, в количественном и качественном отношении, специалистов' новых профессий. Не менее важно работников^ традиционных^ специальностейнаучить в системе повышения* квалификации-пользоваться* новымитехнологическимиметодамииз области прикладной социологии-, информатики и компьютерной: техники, маркетинга и менеджмента, педагогике.

В то же время, отсутствие скоординированной образовательной политики в отрасли культуры приводит зачастую к неоправданному дублированию тех-или иных начинаний. Каждая республика, каждый субъект Федерации стремится расширить соответствующую учебную базу в своем регионеоткрыть новые специальностиВ ряде регионов существует остраяпотребность, в работниках отдельных специальностей и, одновременно, в других. — перепроизводство тех же специалистов. В учебных заведениях одних регионов есть материальная и кадровая 'базы для подготовки специалистов в сфере культуры, в других ее: нет. В одних случаях мы сталкиваемся с отсутствием конкурсов на отдельные специализации, в других регионах руководство пытается открыть эти же специальности, просит у Министерства культуры РФ и у местных административных органов, финансовые средства для их открытия. Чаще всего спонтанное открытие новых специальностей приводит к нарушению установившегося-баланса выпуска специалистов во всём регионе, к сокращению спроса на вновь открываемые специальности и как результат — сокращение, конкурсов-, закрытие этих специальностей и специализаций,. неэффективное использование выделенных и освоенных на эти' цели финансовых средств. Системное решение, этих вопросов лежит в области разработки соответствующих организационных и=, методических материалов, математическихмоделей и других исследовательских инструментов. •Обеспечение отрасли культурывысококвалифицированными кадрами может осуществлятьсянетолько за счёт эффективной деятельности — отраслевых образовательных учреждений, но и за счёт эффективной деятельности региональных отраслевых рынков труда. К сожалению, конкурентоспособного рынка труда в отрасли культуры, как в отдельных регионах, так и в целом на Северном Кавказе, да и в ЮФО практически нет. Известно, что рынок труда может эффективно функционировать при таких условиях как: свободное1 передвижение рабочей силы, в том числе и из региона в регионналичие действующей конкурентной средыформирование рыночной цены на рабочую силувозможность выбора специалистами наиболее приемлемых условий труданаличие баз данных для заключения контрактов между работодателями и потенциальными работниками, включая и тех, кто закончил специальные учебные заведения Министерства культуры РФ.

Инфраструктура Краснодарского государственного университета культуры и искусств сложилась таким образом, что он является кузницей кадров практически для всего Южного Федерального округа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. Смена ориентиров в современной системе образования // Духовно-культурные процессы в современной России. — М., 1998. С. 92−97.
  2. , В. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.
  3. , Е., Быховская, И. Культурологические опыты. М., 1996.
  4. , С. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.
  5. , И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование. 2002. — № 4. — С. 115−119.
  6. , А. Культура: современный портрет. М., 1997.
  7. , В. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
  8. , Г. Теория распределения времени // США: Экономика, политика, идеология. 1996. — № 1, 2.
  9. , В. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М., 1997.-440 с.
  10. Бим-Бад, Б. Антропологическое основание теории и практики современного образования // Очерк проблем и методов их решения. — М., Изд-во рос. открытого ун-та, 1994.
  11. , Л. Культурологическое образование: состояние и перспективы// Высшее образование в России. -1993. -№ 3. -С.28−36.
  12. , Ф. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988.
  13. , Ф. Что такое Франция? Пространство истории. Кн. 1. М., 1994.
  14. Бромберг, Г.-Розов, А. Интеллектуальная собственность. М., 1998.
  15. , JI. Методологические проблемы общественной- детерминации развития личности // Проблемы психологин личности: (советско-финский симпозиум). М.: Наука. 1982. -С.31−37.
  16. Буева, JL Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. М., -1995. -С.76−91.
  17. , А. Новые модели и старый принцип // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С. 123−125.
  18. , М. Избранные произведения. М., 1990.
  19. , Ю. Очерки по географии искусств. СПб., 1997.
  20. , В. Эвристические возможности синергетического подхода в философии образования //Синергетика и образование. М., 1999. — С.204.
  21. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Материалы Всемир. конф. по высш. образованию ЮНЕСКО, Париж, 5−9 окт. 1998 г.: Электрон, ресурс. URL: http://dod.miem.edu.ru/ NPTYNPT OO/declar.html.
  22. , Н. О культурологической подготовке студентов в контексте времени // Высшее образование в России. — 1995. — № 4. — С. 67−69.
  23. , Г. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. -№ 3−6. -С. 16−32.
  24. , Б. О проблеме оснований экономической теории // Гуманитарные науки. 1999. — № 1.
  25. , Б. Эффективность труда и качество жизни. СПб., 1997.
  26. , Г., Джаримов Н. Региональная система образования методология комплексных исследований. Майкоп: 2002.
  27. , И. К вопросу о создании отраслевых университетских комплексов культуры и искусства в Южном Федеральном округе // Культурная жизнь Юга России. 2002. — № 1. — С. 3 — 8.
  28. , И. Кадровый дефицит на Северном Кавказе. Образовательное пространство отрасли культуры и искусства северо-Кавказского региона: проблемы подготовки кадров // Экономика и образование сегодня. — 2004. -№ 8. С.53−55.
  29. , И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Майкоп, 2002.
  30. , И. Непрерывное педагогическое образование и отраслевые университетские комплексы // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Ч. 2. — Сочи, 2003.-С. 146−148.
  31. , И. Художественная культура и художественное образование: Учеб. пособие. Краснодар, 2001.
  32. , И., Григорьева, В., Слуцкий, А. К вопросу о профессиональной социализации молодежи в отрасли культуры // Социализация и адаптация молодежи в условиях полиэтничного региона. -Краснодар, 2003. С. 8 — 15.
  33. , И., Слуцкий, А. Проблемы непрерывного образования и отраслевые университетские комплексы // Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона. Краснодар, 2003. — С. 9 — 16.
  34. Государственная программа стабилизации и развития образования в отрасли культуры и искусства Южного федерального округа на 2001−2005 гг. -Майкоп, 2001.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 авг. 1994, № 940 / Экономика и жизнь. -1994. -№ 37.
  36. , М. Современные тенденции формирования рынков труда в странах с развитой рыночной экономикой // Вопросы экономики. 1991. — № 9. С. 84.
  37. , М. Суперкадры. М., 1993.
  38. , Дж., О’Дейл, К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.
  39. , В., Наменатов, Р. Учреждения культуры и сельское население Кубани: социологический аспект // Вестник Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Краснодар. — 2002. -№ 2 (3). — С. 69 — 74.
  40. , Ю., Давыдов, В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития // Вопр. методологии. — 1992. — № 1 -2. — С. 68−92.
  41. , Н. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. Краснодар. 1999.
  42. , Н. Культура: стратегия социально-экономического развития. -М., 1990.
  43. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, -М., 1998.
  44. , О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Alma Mater // Вести высшей школы. 1996. — № 2. — С. 15−24.
  45. , Э. О разделении общественного труда. М., 1991.
  46. , Э. Социология образования. М., 1996.52. • Ерасов, Б. Социальная культурология. М., 1994.
  47. , Б. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1998.
  48. , В. Российское образование: перспективы и проблемы развития. -М., 1998.
  49. , В. Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале» // Социс. 1996.-№ 4.
  50. Закон Российской Федерации «Об образовании»: Утв. Верховным Советом РФ 10 июня 1992 г. // Бюллетень Комитета по высшей школе, М-ва науки, высшей школы и технической политики РФ. -1993.
  51. , А. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. -СПб, 1996.
  52. , А. Образование: философия, культурология, политика. -М, 2002.-С. 302−328.
  53. , И. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.
  54. , И. Стратегия регулирования рынка труда в условиях глобализации // Проблемы теории практики управления. 2007. — № 7. — С.40−47.
  55. , С. Этницизм и универсализм в образовании и проблема формирования единого образовательного пространства в. регионе / С. Иванова // Известия Вузов Сев. Кавк. Регион. Обществ. Науки. — 2000. — № 4. -С. 68−73.
  56. , С. Образовательная культура в аспекте ценностно-нормативного подхода // Вопросы культурологи. 2007. — № 9.
  57. , И. Путь духовного обновления // Путь к очевидности." — М.', 1993. —С. 285−300.
  58. , JI. Основания социокультурного анализа // Учеб. пособие / Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1995.
  59. , М. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. Л.: ЛГУ, 1991.
  60. Кадровая политика в отрасли культуры. Состояние отраслевого рынка труда: проблемы и перспективы. Отчет отдела социально-информационных технологий НИЦ КГУКИ. Краснодар, 2004 — 2006.
  61. , А. Системное проектирование модели современного специалиста // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы 3-й междунар. науч. метод, конф. — Сочи, 2000.
  62. , Т. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. М., 1994, — С. 3−4.
  63. , Н. Политические аспекты самоорганизации в культуре Теоретические основания культурной политики. М., 1993.
  64. , И. Методологические проблемы обществознания или о культурном пространстве существования наций: Национальная проблема: философско-психологические подходы: Удмурт, гос. ин-т человека. -Ижевск, 1997.
  65. , И. Межпарадигмальный подход в гуманитарном познании // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Материалы конф. / СПб ГУП. — СПб., 1998. — С. 236−238.
  66. Концепция региональной политики в области образования на Кубани. Программа развития образования в Краснодарском крае на 2000−2005 гг. -Краснодар, 2000.
  67. , Б., Сергеев, О., Татур, Ю. Концепция высшего образования // Концептуальные вопросы развития высшего образования. М., 1991.— С. 8.
  68. , В. Современная экономическая ситуация в образовании // Педагогика. -1996. С. 59.
  69. , Л. Несколько слов о кризисе образования // ВВШ. -1998. -№ 7. -С.47−48.
  70. , В. Стандарты общего образования: от идеи к реализации // Известия Российской Академии образования. 1999.
  71. , Е. Введение в теорию экономической мысли. М., 1996.
  72. , К., Брю, С. Экономикс. М., 1992.
  73. , А. Принципы экономической науки. М., 1993.
  74. , Е. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П. Шеметова. М.- Новосибирск, 1999.
  75. , Е. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П. Шеметова. М- Новосибирск, 1999.
  76. , В. Преодоление кризисных явлений в системе образования (1980−1990 гг.): Методология и результаты: Обзор, информ. / НИИВО., 1995. — (Пробл. зарубеж. высш. шк.- Вып. 1). —
  77. , Ф. Образование и культура // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 9. — С. 16−21.
  78. , И. Исследование и классификация профессий с целью эффективного использования и развития кадрового потенциала (опыт США) // Управление персоналом. 2000. — № 9. -С. 40 — 49.
  79. , В., Молчанов, И. Развитие высшего профессионального образования на региональном уровне // Известия высш. учеб. завед. Сев. -Кав. регион. Сер. Обшеств. науки. 1997. — № 4. — С.87−91.
  80. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования РФ. Высш. и сред. проф. образование. — 2000, — № 11. — С. 3−13.
  81. Нейман, фон Дж., Моргенштерн, О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970.
  82. , В. Экономико-математические методы и модели. Избранные произведения. — М., — т. 3.
  83. , Н. Формирование личности молодого человека в школе и вузе: ценностный подход // Формирование личности молодого человека в
  84. Школе и вузе (материалы научно-практической конференции). Владивосток, 2000.
  85. , Д., Соколовский, М. «Воспитательное пространство» как открытая система: (Педагогики и синергетика) // Обществ, науки и современность. — 1998. —№ 1. —С. 132−143.
  86. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1995 г. и задачах на 1996 г. М., 1996.
  87. , Г. Культура и рынок за рубежом // Ориентиры культурной политики. М., 1993. -№ 5. -С.30−53.
  88. , Б. Гуманитаризация научно-технической деятельности и образование // Инновац. деятельность в образовании. — 1994. — № 1.
  89. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. М., 1990. -224 с.
  90. , М. Россия региональная: теоретико-методологические аспекты изучения / Под ред. Г. Зверевой. М, 2000.
  91. Орлова, 3. Культурная политика в контексте модернизированных процессов. Теоретические основания культурной политики. М., 1993.
  92. , Э. Социальная политика в сфере культуры // Ориентиры культурной политики. М., 1995. -№ 5. -С.3−19.
  93. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М, 1991. -С.218−259.
  94. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. М, 1992.
  95. Очерки сравнительной культурологии. Ростов-н/Д, 1993. -Вып.1.
  96. , Н. Профессионально-педагогическая культура в контексте культурологического образования. Краснодар, 2003.
  97. Панорама культурной жизни. Вып.6. М, 1993. — С.51−59.
  98. Перестройка сознания или сознательная перестройка // Вопросы философии. 1989. — № 4. — С.28−48.
  99. Перестройка учебно-воспитательного процесса в вузах культуры: опыт, проблемы, перспективы: Межвуз. сб. науч.тр. / Моск. гос. ин-т культуры. -М., 1988. -Вып.80.
  100. Платон. Пир // Платон. Соч. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993.
  101. Плотников, J1. Организационно-педагогические средства и условия развития муниципальной системы образования: Автореф. диск.. канд. пед. каук. Тюмень, 1998.
  102. Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры. М, 1990.
  103. , В. Гуманитарная культура и современное общество: Целостность, самопознание, самоорганизация // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф.. — СПб., 1996.
  104. , В. Социологические подходы к анализу рынка труда: Предложение труда // Российский экономический журнал. 1995. — № 4.
  105. , В. Социологические подходы к анализу рынка труда: Спрос на труд // Российский экономический журнал. 1995. — № 3.
  106. Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования. Сб. статей / Отв. ред. В. Жураковский. Саранск, 1993.
  107. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление / Под ред. Р. Тихонова- Рос. Акад. упр. М&bdquo- 1993.
  108. Рекомендации второго регионального совещания ректоров вузов Северного Кавказа «Роль высшей школы в становлении и развитии новыхсоциально-экономических отношений» (Нальчик, 25−25 мая /996 г.) //i
  109. , Л. Цена рабочей силы в условиях рынка. М., 1993.
  110. , Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
  111. , И., Шишкин, С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах // Вопросы экономики. -1996. -С. 33−46.
  112. , В. Философия образования: Предмет, концепция, основные темы и направления изучения. В. Розин // Философия образования для XXI века. — М., 1992.— С. 31−49.
  113. , В. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. М., 1991.
  114. , Н. Философия гуманитарного образования. М., 1993.
  115. Россия на пороге XXI века. М., 1996.
  116. , А. Культурологический смысл содержания образования // Соц.-полит, журн, — 1995. —№ 3. —С. 173−178.
  117. , В. Развитие педагогического кадрового потенциала современного инновационного университета в процессе диверсификации образования: Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2007.
  118. , В. И.М. Гревс культуролог, педагог, родиновед // Мир историка: идеалы, традиции, творчество. — Омск, 1999. — С.250 — 269. <
  119. , Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопр. философии. — 1990. — № 5. — С. 61−75.
  120. , И. Философия глобального образования // Философия образования для XXI века. — М., 1992. — С. 9−18.
  121. , Н. Проблемы оценки 1 качества образования в России: Состояние и перспективы, пути решения: Науч. докл. — М.: Исслсд. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.
  122. , Д. Управление производительностью. М., 1989.
  123. , В. Россия на рубеже времен: новые пути и старые вехи. — Екатеринбург, 1997.
  124. , В. Гуманитарная составляющая модернизации высшего профессионального образования // Модернизация профессиональной подготовки молодежи в системе учреждений образования: Матер. Всероссийской научн.-практ. конференции. Ч. 1, 2001. С. 9−22.
  125. Смысл жизни: Антология / Под ред. Н. Гаврюшина. М., 1994.
  126. , А. Содержание национального образования как элемента русской культуры // Славянские чтения: Духовн. культура и история рус. народа.—Омск, 1995, —Вып. 4. —С. 182−186.
  127. Состояние системы образования Российской Федерации: (Стат. материалы). М., 1992.
  128. Стратегия модернизации содержания среднего образования. М., 2001.
  129. Теория фирмы / Под ред. В. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995.
  130. , В. Символ и ритуал. М., 1983.
  131. , А. Единое образовательное информационное пространство // Вестник образования. 2003, № 2. — С. 52−60.
  132. , А. Реформа образования и духовное обновление России // Магистр. — 1998. — № 3. — С. 1−7.
  133. , Н. Институт образования в социальном пространстве России: к проблеме межэтнической интеграции Н. Томашевская // Альма-матер: Вестник высш. шк. 2004. — С. 56−59.
  134. , X. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования.- Нальчик, 1997.
  135. , Ю. 'Социокультурное и педагогическое проектирование: проблемы взаимодействия // Изв. вузов. Сев. Кавк. регион, обществ, науки. -2000.-С. 100−104.
  136. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Кибанова. -М., 1997.
  137. , И., Вотенко, В. Проблемы образования и научные парадигмы XXI века // Философия образования. — М., 1996. — С. 227−245.
  138. , И. Провинциализм и провинциальность как два проявления российской ментальности // Регионология. 1995. — № 3. — С.174 — 180.
  139. , С. Реформа высшей школы: Наследие и диктат традиций Текст. С. Чернозуб // Обществ, науки и современность. — 1998. — № 2. — С. 41−51.
  140. , В. Гуманитарная культура между прошлым и будущим // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф. — СПб., 1996. —С. 101−104.
  141. Чунин-Русов, А. Культурный плюрализм // Обществ, науки и современность. — 1996. — № 2. — С. 165−175.
  142. , В. Структурно-содержательные реформы и качество образования // Высш. образование в России. — 1996. — № 1. — С. 65−73.
  143. , В. Знание как феномен культуры: Актуал. пробл. филос. осмысления //Инновац. обучение: Стратегия и практика. —М., 1994.
  144. , М. Избр. произв. М., 1994.
  145. , А. Культура и рынок // Общественное сознание в условиях перехода к рынку. М., 1991. -С.58−69.
  146. , Г. Синтез знаний: Пробл. и методы // На пути к теории научного знания. —М., 1984. — С. 67−109.
  147. Экономические отношения в социально-культурной сфере. СПб., 1992. -148 с.
  148. , Дж. Ф. и др. Поведение потребителей. СПб., 1999.
  149. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. с--ш
  150. , Р., Смит, Р. Современная экономика труда. М., 1996.
  151. , Н. Социокультурные основы модернизации системы переподготовки педагогических кадров: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2007.
  152. Fuchs, J. Karriere ohne Hierarchie / Personal. 1998. — № 12.
  153. Geer de H. (Ed.) Business Ethics in Progress? Springer-verlag. Berlin— Heidelberg, 1994.
  154. Kruger, W. Organisation der Unternehmung 3., verb. Aufl.-Stutgart- Berlin- Koln: Kohlhammer, 1994.
  155. Leipzig- Zurich: Bl-Wiss.-Verl., 1993.
  156. Lippens, W., Schmitz-Ohlstedt, F. Jm Kreislauf der Wirtschaft. Bank-verlag. Koln, 1988.
  157. Luczak, H. Arbeitswissenschaft. Berlin: Technische Universitat, 1990.
  158. Militky, H.-J., Jacob, K., Rossel, G. Durch Fraktalbildung zu neuen Arbeits-und Verchaltenweisen // Personal. 1998. — № 12.
  159. Olfert, K., Steinbuch, P. Rersonalwirtschaft. Friechlrich Kiel Verlag GmbH. -Kiel, 1990.
  160. Samuelson, P., Nordhaus, W. Economics. N. Y. MacGrau-Hill, Inc., 1989.
  161. Scholz, C. Personalmanagement. Munchen: Verlag F. Vahlen, 1993. Verantwortung in der Technik: ethische Aspect der Ingenieur-wissenschaften / hrsg. von S. M. Daecke, K. Henning-Mahneim.
Заполнить форму текущей работой