Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личностно-профессиональный рост будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа, направленная на диагностику личностно-профессионального роста будущих учителей, позволила сформулировать следующие выводы. Так как большинство испытуемых (37,6%) продемонстрировали низкий уровень готовности к инновационной педагогической деятельности, 45,5% испытуемых продемонстрировали средний уровень личностно-профессионального роста, мы пришли… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности как средства его личностно-профессионального роста
    • 1. 1. Личностно-профессиональный рост учителя как педагогическая проблема
    • 1. 2. Особенности и критерии личностно-профессионального роста будущего учителя
    • 1. 3. Особенности инновационной педагогической деятельности как средства личностно-профессионального роста будущего учителя
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Модель педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности
    • 2. 1. Проектирование и реализация модели педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности
    • 2. 2. Диагностика компонентов личностно-профессионального роста будущего учителя в контексте инновационной деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов внедрения модели педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности
  • Выводы по второй главе

Личностно-профессиональный рост будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования определяется возросшими потребностями в подготовке учителей, активно реагирующих на новые социальные ожидания, мобильных, способных к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к восприятию и созданию инноваций и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики. Ведущими качествами такого педагога являются гуманистическая направленность личности, проявляющаяся в диалогичности по отношению к личности другого, творческая активность, рефлексивность, постоянно развивающаяся потребность в самообразовании и самосовершенствовании, повышении своего когнитивного и креативного потенциала, готовность к инновационной педагогической деятельности.

Анализ сложившейся практики показывает, что сегодняшние учителя не готовы самостоятельно разрабатывать новые учебные программы, внедрять инновационные технологии, выбирать из имеющихся педагогических методов и средств наиболее оптимальные. Широкое распространение инноваций обусловливает изменения в системе подготовки учителя к профессиональной деятельности. Ведущей задачей высшего педагогического образования становится подготовка учителя, обладающего развитыми личностными и профессиональными качествами, способного осуществлять инновационную педагогическую деятельность.

Решение данной стратегической задачи требует организации целенаправленной подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности в условиях системы высшего педагогического образования, способствуя их профессиональному и личностному становлению, формированию инновационного потенциала и инновационной культуры.

Общепедагогические аспекты подготовки учителей к инновационной деятельности исследуются в работах Н. М. Анисимова [13], А. Ф. Балакирева [23], В. И. Загвязинского [70], М. В. Кларина [90], Е. П. Морозова [145], А. Я. Наина [149], Л. С. Подымовой [167], В. А. Сластенина [202], A.A. Солдатовой [207], И. А. Щербаковой [244], Н. Р. Юсуфбековой [248], Н. JI. Яцуковой [250] и др.

Вопросами общей профессиональной подготовки и профессионального становления педагога в нашей стране занимались такие ученые-исследователи как О. А. Абдуллина [2], А. Г. Асмолов [17], A.A. Вербицкий [42], С. Б. Елканов [65], Н. В. Кузьмина [112], К. М. Левитан [119], А. К. Маркова [133], В. А. Сластенин [200], А. И. Щербаков [243] и др. Однако, проблеме подготовки будущего учителя к инновационной деятельности с ориентацией на его личностное и профессиональное развитие уделялось недостаточное внимание.

В работах таких ученых как: К. Ангеловски [9], М. В. Кларин [90], А. И. Пригожин [174], В. А. Сластенин [203], И. Д. Фрумин [229], О. Г. Хомерики [230, 231] инновационная педагогическая деятельность рассматривается как творческий процесс, направленный на созидание нового и преобразование окружающей действительности. Авторы отмечают, что ядром инновационной деятельности является личность учителя, который обладает такими качествами, как активность, инициативность, умение отстаивать свою точку зрения, инновационный стиль мышления и развитые рефлексивные способности. Мы считаем, что одним из средств становления личностных и профессиональных качеств будущего учителя, соответствующих перечисленным характеристикам, может выступать процесс подготовки к инновационной педагогической деятельности.

В нашем исследовании становление личностно и профессионально значимых качеств будущего учителя рассматривается как процесс личностно-профессионального роста. Проблема личностно4 профессионального роста рассматривалась многими педагогами и психологами. К ним относятся исследования А. А. Бодалева [30], В. К. Буряк [41], М. И. Дьяченко [63], С. Б. Елканова [65], И. А. Зязюн [75], Н. В. Кузьминой [113], А. А. Леонтьева [122], Э. А. Максимова [130], А. К. Марковой [133], B.C. Мерлина [138], A.B. Петровского [162], JL С. Подымовой [167], В. А. Сластенина [200], А. И. Щербакова [243] и др.

Однако, несмотря на достаточную широту исследований необходимо отметить, что современное образование находится на таком уровне своего развития, когда возрастает потребность в разработке новых средств и технологий личностно-профессионального роста будущих учителей с учетом достижений педагогических и психологических наук. В исследованиях последних десятилетий личностно-профессиональный рост педагога изучается в рамках проблемы его становления как результат профессиональной деятельности и как процесс формирования профессионально-педагогической компетентности. При этом роль целенаправленной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности как средства их личностно-профессионального роста не рассматривалась. Анализ теории и практики подготовки учителей позволил выявить следующие противоречия:

— между потребностью современной системы образования в учителях, способных самостоятельно разрабатывать и внедрять в школьную практику инновационные технологии обучения и воспитания, и недостаточным вниманием со стороны высшего педагогического образования к подготовке будущих учителей к инновационной деятельности;

— между содержанием подготовки будущих учителей к инновационной деятельности и не использованием в полной мере его возможностей для их личностно-профессионального роста;

— между необходимостью подготовки педагогов с высокоразвитыми 5 личностными и профессиональными качествами и не использованием системы подготовки будущих учителей к инновационной деятельности как средства их личностно-профессионального роста.

В связи с обозначенными противоречиями была сформулирована следующая проблема исследования: при каких педагогических условиях подготовка к инновационной педагогической деятельности выступит средством личностно-профессионального роста будущего учителя?

Становится очевидной необходимость формирования у будущего учителя не только знаний в области инновационных подходов к воспитанию и обучению, но и развития у него мотивационно-ценностного отношения к педагогическим инновациям и собственной инновационной деятельности, формирования творческой активности, способности к самоанализу, саморазвитию и рефлексии и, как результат, формирования инновационной педагогической культуры.

Всё вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследования — «Личностно-профессиональный рост будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности».

Цель исследования: выявить педагогические условия, при которых подготовка к инновационной педагогической деятельности выступит средством личностно-профессионального роста будущего учителя.

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов в образовательном процессе педагогического вуза, а его предметом — подготовка будущих учителей к инновационной педагогической деятельности как средство их личностно-профессионального роста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была сформулирована следующая гипотеза: подготовка будущих учителей к инновационной педагогической деятельности будет выступать средством их личностно-профессионального роста при соблюдении таких педагогических условий как создание инновационно ориентированной педагогической среды, б характеризующейся релевантностью, инновационностью, активностью, комфортностью и изменение стиля взаимоотношений между преподавателем и студентами.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме личностно-профессионального роста учителей и их подготовки к инновационной педагогической деятельности, определить характерные особенности данного процесса.

2. Выявить педагогические условия организации подготовки к инновационной педагогической деятельности будущих учителей как средства их личностно-профессионального роста.

3. Осуществить диагностику личностно-профессионального роста будущих учителей.

4. Разработать модель педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности.

5. Проанализировать результаты внедрения модели педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности.

6. Разработать рекомендации для преподавателей по организации подготовки будущих учителей к инновационной деятельности с ориентацией на их личностно-профессиональный рост.

Методологической основой исследования являются философия образования, основанная на принципах гуманизма и взаимосвязи образования, культуры и социумааксиологический, деятельностный и личностный подходы в образованиисистемный подход к анализу педагогических процессов.

Теоретической основой исследования являются: теории развития личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский и др.);

— идеи психологов-гуманистов о самореализации личности (А. Г. Маслоу, К. Р. Роджерс);

— идеи личностно ориентированного подхода к обучению (И. С. Якиманская, Ш. А. Амонашвили, Г. К. Селевко и др) — принципы профессионального становления личности (Л. И. Анцыферова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, В. Д. Щадриков);

— теории педагогической инноватики (К. Ангеловски, И. Ф. Исаев, М. В. Кларин, Г. В. Мухаметзянова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, В. 3. Юсупов, Н. Р. Юсуфбекова).

Опираясь на выделенные методологические и теоретические основы исследования, мы использовали следующие методы исследования:

— метод теоретического анализа и синтеза общей и специальной психолого-педагогической и философской литературы по проблеме исследования, который позволил сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему, выявить положения, которые легли в основу экспериментальной работы;

— эмпирические методы (беседа, анкетирование, тестирование), позволившие получить количественные данные об уровне личностно-профессионального роста будущих учителей и уровне их подготовки к инновационной педагогической деятельности;

— методы математической статистики, применяемые для обработки полученных в исследовании данных, для вычисления зависимости между уровнем подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности и уровнем их личностно-профессионального роста;

— педагогический эксперимент, который позволил выявить влияние подготовки будущих учителей к инновационной деятельности на динамику их личностно-профессионального роста.

Базой исследования являлся Ставропольский государственный педагогический институт. В экспериментальной работе приняли участие 180 студентов четвертых и пятых курсов психолого-педагогического факультета.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа (с 2005 по 2008 гг.).

На первом этапе (2005 — 2006гг.) осуществлялись изучение и анализ научной литературы по проблеме подготовки к инновационной деятельностиизучался и обобщался материал, посвященный проблемам личностного и профессионального роста будущих учителейбыли определены научная проблема, объект, предмет, цели и задачи исследования, сформулирована его гипотеза, намечена программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2006 — 2007гг.) был собран эмпирический материал, на основании которого была уточнена рабочая гипотезапроведен констатирующий эксперимент, позволивший определить уровень готовности будущих учителей к инновационной деятельности, а также уровень их личностно-профессионального роста. На данном этапе были внесены уточнения в программу экспериментальной работы и разработано учебно-методическое пособие «Инновационные технологии в образовании».

На третьем этапе (2007 — 2008гг.) был проведен формирующий эксперимент по подготовке будущих учителей к инновационной педагогической деятельности с ориентацией на их личностно-профессиональный рост, обобщены его результаты, сделаны выводы, сформулированы практические рекомендации, оформлена рукопись диссертации.

Положения, выносимые на защиту: • личностно-профессиональный рост будущего учителя — это непрерывный, динамичный и поэтапный процесс его личностных и у деятельностных изменений, характеризующих становление, интеграцию и реализацию в учебно-профессиональной деятельности профессионально и личностно значимых качеств и способностей, достижение профессиональной успешности в результате активного саморазвития и самоактуализации;

• в структурном отношении личностно-профессиональный рост будущих учителей раскрывается в следующих компонентах: способность к саморазвитиюстремление к самоактуализацииготовность к инновационной педагогической деятельности как единство личностно-мотивационного, когнитивно-операционального, креативного и рефлексивного компонентовсформированность профессиональных, прежде всего, коммуникативных и организаторских умений;

• модель педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности представлена как органичное единство следующих блоков: цели и задачи личностно-профессионального роста будущего учителяличностно-деятельностный, полисубъектный и индивидуально-творческий подходыгуманистические принципы организации подготовки к инновационной педагогической деятельностипедагогические условия, методы и средства, образующие систему подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности;

• педагогическими условиями реализации модели педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности являются:

1) создание инновационно ориентированной педагогической среды, характеризующейся:

— релевантностью будущей профессионально-педагогической среде, осуществляемой посредством включения в учебный процесс моделирования и проектирования актуальных задач предстоящей педагогической деятельности, установления связи учебного материала с актуальными жизненными проблемами и педагогической практикой;

— инновационностью, реализуемой посредством включения в учебный процесс элементов педагогического исследования, а также использование современных инновационных педагогических технологий, форм, средств и методов обученияактивностью, реализуемой посредством стимулирования самостоятельной работы студентов, актуализации их творческого потенциала, исследовательских умений и навыков;

— комфортностью, предусматривающей создание благоприятных условий обучения в рамках инновационно ориентированной педагогической среды, способствующих формированию ценностного отношения к инновационной педагогической деятельности;

2) изменение стиля взаимоотношений между преподавателем и студентом посредством: организации психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущих учителейосуществления преподавателем роли «консультанта», позволяющей студентам самостоятельно работать над поиском и решением учебных и профессионально-педагогических задач;

— повышения роли самооценки и взаимооценки результатов учебной и научно-педагогической деятельности.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия организации подготовки будущих учителей к инновационной деятельности с ориентацией на их личностно-профессиональный рост;

— разработана модель педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности;

— уточнены критерии и уровни личностно-профессионального роста будущих учителей;

— выявлена, обоснована и проверена зависимость, подтверждающая, что подготовка к инновационной педагогической деятельности может рассматриваться как средство личностно-профессионального роста будущего учителя.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем уточнена сущность понятий «личностно-профессиональный рост» и «инновационная педагогическая деятельность» в рамках данного исследования и определены их структурные компонентыразвиты представления о структурно-содержательных характеристиках комплекса личностных качеств и свойств, формирующихся в процессе подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельностидополнены и уточнены целевые, содержательные и технологические параметры модели педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущего учителя в аспекте его подготовки к инновационной педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в экспериментальной проверке педагогических условий организации подготовки будущих учителей к инновационной деятельности с ориентацией на их личностно-профессиональный ростразработке программы и технологического инструментария спецкурса «Инновационные технологии в образовании», включающего лекционный материал, методические рекомендации к семинарским занятиям, задания для самостоятельной работы студентов, контрольно-измерительных материалы, вопросы для итогового контроля знаний, тематику рефератов и курсовых работ, словарь основных терминов и понятийразработке методических рекомендаций преподавателям по организации подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности с ориентацией на их личностно-профессиональный рост.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе обучения студентов для повышения эффективности подготовки к инновационной педагогической деятельности с целью их личностно-профессионального роста.

Достоверность результатов исследования обеспечивается надежностью теоретико-методологических основанийлогикой построения исследования и применением научных методов, адекватных целям и задачам исследованияэкспериментальной проверкой разработанных положенийсоответствием полученных результатов положениям психолого-педагогической теории и результатам других исследований по данной проблемерепрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-методологических семинарах, заседаниях кафедр, заседаниях аттестационной комиссии, на показательных уроках (2005 — 2006 гг.), аспирантских семинарах и научно-практических конференциях международного, всероссийского и регионального уровней (Ставрополь 2005, 2006, 2007; Волгоград 2005; Самара 2007). Ход и результаты исследования обсуждались на аспирантском семинаре в Ставропольском государственном педагогическом институте (СГПИ).

Автор имеет 11 публикаций, в том числе две из них в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством участия автора в разработке и осуществлении экспериментальной работы на психолого-педагогическом факультете Ставропольского государственного педагогического института.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, выводов, списка литературы,.

Выводы по второй главе.

Во второй главе исследования нами были рассмотрена модель педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущих учителей в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельностирезультаты констатирующего этапа экспериментапрограмма, принципы и процесс осуществления формирующего этапа эксперимента, динамика его результатов.

Подготовка будущего учителя к инновационной педагогической деятельности состоит из трех блоков: теоретической, практической и личностно-профессиональной подготовки. Совокупность трех компонентов подготовки к инновационной деятельности образует систему, включающую цели, задачи, подходы, принципы, методы, условия и средства подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности, направленной на достижение будущим учителем высокого уровня личностно-профессионального роста. Возможность диагностики личностно-профессионального роста будущего учителя заключается в измеряемости основных компонентов данного процесса, таких как: готовность к саморазвитию, способность к самоактуализации, сформированность коммуникативных и организаторских умений, готовность к инновационной педагогической деятельности, представленной единством четырех компонентов: потребностно-мотивационным, креативным, когнитивнооперациональным и рефлексивным.

В модели педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущего учителя поэтапность осуществления подготовки к инновационной деятельности отражена в виде совокупности задач, соответствующих следующим этапам: диагностико-прогностическому, подготовительному, организационному, деятельностному и оценочно-корректировочному.

Во второй главе нашего исследования нами были выделены такие педагогические условия как создание релевантной будущей профессиональной среде активной, комфортной, инновационно ориентированной педагогической среды и изменение стиля взаимоотношений между преподавателем и студентами.

Результатом внедрения модели подготовки будущего учителя к инновационной деятельности с ориентацией на личностно-профессиональный рост, является высококвалифицированный, профессионально-компетентный педагог с высоким уровнем личностно-профессионального роста.

Для экспериментальной проверки гипотезы нашего исследования, нами были организованы констатирующий, формирующий и итоговый этапы эксперимента.

На констатирующем этапе мы продиагностировали уровень развития компонентов личностно-профессионального роста и готовности будущих учителей к инновационной деятельности. Результаты диагностико-прогностического этапа модели подготовки будущего учителя к инновационной деятельности свидетельствуют о преобладании среднего (продуктивного) и низкого (репродуктивного) уровня личностно-профессионального роста и готовности к инновационной педагогической деятельности.

Формирующий этап эксперимента был направлен на внедрение в педагогический процесс Ставропольского государственного педагогического института модели педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущих учителей в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности посредством многоплановой инновационно-педагогической работы. Однако наиболее эффективно этот процесс осуществляется в условиях инновационно ориентированной педагогической среды, созданной в рамках спецкурса «Инновационные технологии в образовании.

Итоговый этап эксперимента явился заключительным, оценочным уровнем диагностики всех четырех компонентов личностно-профессионального роста студентов контрольной и экспериментальных групп. При сопоставлении результатов контрольного эксперимента нами была выявлена положительная динамика личностно-профессионального роста студентов экспериментальной группы, составляющая 35,4% по сравнению с результатами контрольной группы испытуемых.

Полученные результаты свидетельствуют о подтверждении гипотезы о том, что подготовка будущих учителей к инновационной педагогической деятельности будет выступать средством их личностно-профессионального роста.

Таким образом, в качестве рекомендаций по организации подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности с ориентацией на их личностно-профессиональный рост, мы предлагаем следующие положения, которые были сформулированы в ходе теоретического осмысления проблемы и экспериментально проверены в практической части нашего исследования и в ходе учебно-познавательного процесса.

1. Система подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности должна опираться на принципы личностно-ориентированного обучения, которые предполагают соотнесение содержания образования с личностным опытом студента, с актуальными проблемами повседневной жизни, современного образования и педагогической практики. Только такое знание будет иметь личностный смысл, будет усвоено глубоко и надолго, и может в последствие быть использовано для продуктивного, творческого преобразования действительности.

2. Организация процесса подготовки к инновационной педагогической деятельности с ориентацией на личностно-профессиональный рост будущих учителей предполагает тесное взаимодействие педагога и студента, на основе «субъект-субъектных», равнопартнерских отношений, которые будут являться основой для взаимных позитивных изменений в их поведении, деятельности и отношениях. При построении инновационного педагогического процесса, основополагающими принципами должны выступать демократизм, толерантность, диалогичность, способствующие установлению дружеских взаимоотношений, чувства юмора, такта, чувства меры, уважения, доверия и препятствующие отчуждению личности студента.

3. При организации системы подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности с ориентацией на их личностно-профессиональный рост, необходимо использовать активные, развивающие методы и формы организации педагогического процесса, такие как нетрадиционные формы уроков, моделирующая деятельность студентов, научно-исследовательская работа проблемных групп и творческих мастерских, применение достиясений новых информационных технологий, выполнение индивидуальных творческих заданий и групповых исследовательских проектов, оформление «копилок новаторского педагогического опыта», подготовка печатных работ с целью актуализации собственного инновационного педагогического опыта. Данные формы и методы организации педагогического процесса позволяют осуществлять эффективное развитие личностных и профессиональных качеств, познавательных и творческих способностей и необходимых для качественного осуществления инновационной деятельности умений и навыков.

4. Одним из наиболее продуктивных инновационных видов педагогической деятельности является проектирование, направленное на вовлечение педагогов и студентов в порождение замыслов, инициатив и их осуществление в образовательной практике, а также развитие деятельностных компетенций в процессе творческой, исследовательской деятельности. Таким образом, в процессе организации учебной и научно.

128 педагогической деятельности необходимо вовлекать студентов в процессы моделирования и проектирования актуальных задач предстоящей педагогической деятельности.

5. В процессе организации нетрадиционных форм лекций и семинарских занятий необходимо учитывать целесообразность проведения данной формы урока, а также особенности учебной группы в целом и индивидуальность каждого студента в отдельности, уровень готовности студентов и наличие положительного эмоционального настроя к данному виду работы. В подготовке и проведении нетрадиционных форм уроков должны принимать участие все студенты данной учебной группы.

6. В процессе подготовки будущих учителей к инновационной деятельности, одним из главных направлений является создание условий для развития творческой самостоятельности студентов. С этой целью необходимо не просто создать инновационно ориентированную педагогическую среду в образовательном учреждении, но постоянно ее развивать и совершенствовать. Это касается как материально-технической стороны (оснащение учебных классов современным техническим оборудованием, необходимой литературой, методическими пособиями, дидактическим материалом), так и ее содержательного наполнения (насыщенность педагогического процесса проблемными, творческими заданиями, поощрение и стимулирование студенческой инициативы, креативности и оригинальности в решении учебных задач).

7. В процессе подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности необходимо стимулировать студентов не на получение положительной отметки, а на развитие адекватного уровня субъективного контроля и рефлексивных способностей личности, которые актуализируют процессы самонаблюдения, самопознания, самоанализа. Таким образом, главная роль должна отводиться не оценке преподавателя, а самооценке и взаимооценке студентов.

8. При организации системы подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности в рамках лекционных занятий целесообразно сократить время подачи материала «под запись», с целью расширения возможностей студентов для самостоятельного получения знаний, посредством конспектирования, аннотирования, реферирования, использования ресурсов Интернет, а также в ходе учебного диалога, дискуссии. Также необходимо отметить важность разумного чередования видов и форм учебной деятельности студентов, как на протяжении урока, так и всего периода изучения дисциплины.

На наш взгляд, предложенные рекомендации по организации подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности с ориентацией на их личностно-профессиональный рост будут полезны как преподавателям высших учебных заведений, так и будущим учителям, стремящимся к совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств.

Заключение

.

Процессы модернизации образовательной сферы обусловили потребность школы в новых технологиях обучения и воспитания, в применении новых форм, методов и средств образовательного процесса, что поставило перед высшими педагогическими заведениями задачу подготовки учителей к самостоятельной разработке и внедрению в практическую деятельность разнообразных нововведений.

Проведенное исследование показало, что целенаправленная подготовка студентов к инновационной педагогической деятельности, состоящая из трех блоков (теоретической, практической и личностно-профессиональной подготовки) является эффективным средством личностно-профессионального роста будущих учителей.

Теоретическое осмысление проблемы исследования позволило сформулировать выводы о том, что инновационная педагогическая деятельность — это целенаправленный комплексный процесс создания, освоения и использования педагогического новшества, целью которого является развитие личностных и профессиональных качеств будущих учителей, удовлетворение их интересов к новым технологиям, средствам, методам и формам обучения и воспитания. Опираясь на исследования А. М. Моисеева, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, В. 3. Юсупова, мы выделяем такие основные функции инновационной педагогической деятельности, как аксиологическую, познавательно-гносеологическую, регулятивно-коррекционную, оценочно-рефлексивную и личностно-развивающую.

Процесс подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности направлен на достижение высокого уровня потребностно-мотивационного, креативного, когнитивнооперационального, рефлексивного компонентов готовности к инновационной педагогической деятельности. В нашем исследовании готовность к инновационной педагогической деятельности.

131 рассматривается как психологическое качество личности, представляющее собой закономерный результат профессиональной подготовки к осуществлению данной деятельности, в которую входит стремление к осуществлению инновационной педагогической деятельности, саморазвитию и самоактуализации, стремление к творческой самореализации, владение системой инновационных знаний, формирование необходимых личностных свойств и профессиональных умений.

Ядром инновационной деятельности является учитель. Обобщив комплексы требований к личности будущего учителя, мы пришли к выводу, что наиболее общим критерием личности будущего учителяинноватора может выступать ориентация на систематический и планомерный личностно-профессиональный рост, начинающийся в период обучения в педагогическом вузе и получения профессии.

Личностно-профессиональный рост будущего учителя мы определяем как непрерывный, динамичный и поэтапный процесс его личностных и деятельностных изменений, характеризующих становление, интеграцию и реализацию в учебно-профессиональной деятельности профессионально и личностно значимых качеств и способностей, достижение профессиональной успешности в результате активного саморазвития и самоактуализации.

Психологические элементы личностно-профессионального роста могут быть транспонированы на инновационную деятельность. Личностно-профессиональное развитие есть творческий процесс, затрагивающий личностно-мотивационную, креативную, когнитивную и рефлексивную сферы личности будущего учителя. Все эти характеристики являются основой инновационной педагогической деятельности.

В теоретической и практической части нашего исследования обосновано влияние подготовки к инновационной педагогической.

132 деятельности на личностно-профессиональный рост будущих учителей при учете следующих педагогических условий: создание инновационно ориентированной педагогической среды, характеризующейся релевантностью, инновационностью, активностью, комфортностью и изменение стиля взаимоотношений между преподавателем и студентом посредством: организации психолого-педагогического сопровождения, осуществления преподавателем роли «консультанта», повышения роли самооценки и взаимооценки результатов учебной и научно-педагогической деятельности.

Реализация выделенных педагогических условий при подготовке будущих учителей к инновационной педагогической деятельности способствует не только формированию высокого уровня готовности к инновационной педагогической деятельности, но и развитию других компонентов личностно-профессионального роста будущих специалистов: готовности к саморазвитию, способности к самоактуализации, сформированное&tradeпрофессиональных (коммуникативных и организаторских) умений.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа, направленная на диагностику личностно-профессионального роста будущих учителей, позволила сформулировать следующие выводы. Так как большинство испытуемых (37,6%) продемонстрировали низкий уровень готовности к инновационной педагогической деятельности, 45,5% испытуемых продемонстрировали средний уровень личностно-профессионального роста, мы пришли к заключению, что в целом образовательный процесс вуза имеет ориентацию на подготовку будущих учителей к инновационной педагогической деятельности, однако как показывает исследование, она имеет не систематический, а скорее стихийный характер и не в полной мере способствует становлению готовности студентов к такой деятельности и, следовательно, их личностно-профессиональному росту.

При соблюдении разработанных нами педагогических условий, целенаправленная подготовка к осуществлению инновационной педагогической деятельности явилась эффективным средством личностнопрофессионального роста будущих учителей. В ходе экспериментальной работы были получены данные, свидетельствующие о повышении уровня развития компонентов готовности к инновационной педагогической деятельности студентов экспериментальной группы на 25% по сравнению с контрольной группой испытуемых, не проходившим специальную подготовку к данной деятельности. В целом же уровень личностно-профессионального роста будущих учителей экспериментальной группы повысился на 35,4% по сравнению с контрольной группой испытуемых.

Таким образом, мы констатировали положительную динамику личностного и профессионального развития будущих учителей в результате внедрения модели педагогического сопровождения личностно-профессионального роста будущих учителей, представленную как органичное единство цели, задач, подходов, принципов, условий, методов и средств личностно-профессионального роста студентов в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности.

Эмпирическое исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что целенаправленная подготовка учителей к инновационной педагогической деятельности будет являться средством их личностно-профессионального роста, при учете выделенных педагогических условий.

В процессе исследования нами были разработаны рекомендации по организации подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности с ориентацией на их личностно-профессиональный рост, направленные на: стимулирование творческой самостоятельности студентовиспользование нетрадиционных форм и активных методов организации педагогического процессасогласованность содержания образования с личностным опытом студентов и педагогической практикойвовлечение студентов в проектировочную, моделирующую деятельность- «субъект-субъектный» характер взаимоотношений педагогов и студентовсовершенствование инновационной педагогической среды и расширение ее развивающего.

134 потенциалаучет индивидуальности каждого студента и использование дифференцированного подхода в обученииуменьшение роли отметки преподавателя и повышение значимости самооценки и взаимооценки студентов.

Таким образом, представленные результаты исследования свидетельствуют о том, что поставленные задачи исследования и выносимые на защиту положения нашли своё подтверждение и решение.

Исследование позволяет утверждать, что цель достигнута посредством теоретического обоснования и практического подтверждения первоначально выделенных нами предположений относительно процесса подготовки к инновационной педагогической деятельности будущих учителей. Проведённое исследование подтвердило, что личностно-профессиональный рост будущего учителя в значительной степени определяется условиями, созданными в процессе подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности.

Проведенный в ходе диссертационного исследования педагогический эксперимент полностью подтвердил эффективность разработанного и внедренного в учебный процесс спецкурса «Инновационные технологии в образовании». Он показал возможность тиражирования этого спецкурса для других учебных заведений системы высшего педагогического образования.

Предпринятое исследование не претендует на полное освещение проблемы подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности. В ходе работы над проблемой наметились задачи, решение которых выходит за рамки изучаемого вопроса. В русле дальнейшего педагогического поиска предметом изучения могут выступать проблемы соотношения личностно-профессионального роста и общепрофессиональной культуры учителя-инноватора, влияние инновационной культуры на совершенствование личности педагога, взаимозависимость индивидуального стиля деятельности учителя.

135 инноватора и его личностно-профессионального роста, проблема достижения профессионализма и педагогического мастерства в процессе инновационной деятельности, также представляется целесообразным выявление возможностей ориентации учебно-познавательного процесса на личностно-профессиональный рост студентов — будущих учителей при изучении других дисциплин и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , З.А. Подготовка к инновационной педагогической деятельности / З. А. Абасов // Педагогика. 2002. № 3. — С. 106−108.
  2. , О.М. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. М. Абдуллина. -М.: Просвещение, 1990.- 141с., С. 19.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни, А К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. -299с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  5. , И.В. Самоменеджмент в деятельности учителя / И. В. Алехина, Н. В. Матяш, В.Д. Симоненко-Брянск, 1995. 100с.
  6. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили Минск: Университетское, 1 990 559 с.
  7. , Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев. -М.: Просвещение, 1972. 230 с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет воспитания / Б. Г. Ананьев //Сов. педагогика. 1965. -№ 1. — С.34−36.
  9. , К. Учителя и инновации: Кн. для учителя / К. Ангеловски: пер. с макед. -М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  10. Ю.Андреев A.C. Тело и личностный рост на фоне гештальт-подхода// http ://www.etel .dn.ua/psy chology/stat/UchS vet/tel о .htm
  11. П.Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 1994. — 247с.
  12. , Н.М. Современные представления об избирательной и инновационной деятельности / Н. М. Анисимов // Школьные технологии. 1998. — № 5. — С. 12−18.
  13. , Н.М. Инновационная культура педагога / Н. М. Анисимов // Магистр. 1998. -№ 3. — С.46 — 56.
  14. Н.Анисимов, О. С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования / О. С. Анисимов. -М.: 1991. 194 с.
  15. , Л.И. Психология личности как «открытой системы» / Л. И. Анциферова //Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 160−176.
  16. , С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высш.шк., 1976.- 199с.
  17. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Из-во МГУ, 1990.-500с.
  18. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. 416с.
  19. , М.В. Нравственное формирование будущего учителя / М. В. Ачилов. Ташкент, 1979. — 328 с.
  20. , Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения / Ю. К. Бабанский // Народное образование.1986. -№ 11. С. 105−111.
  21. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  22. , А.К. Опыт комплексного изучения личности учителя / А. К. Байметов, A.M. Горфункель, Л. А. Перевощикова // Вопросы психологии личности и труда. Свердловск, 1973. — С.228−230.
  23. , А.Ф. Затруднения учителей в инновационной деятельности: диссерт. на соискание уч. степени канд. пед. наук. / А. Ф. Балакирев.: Шуя 2000 — 221с.
  24. , М.М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984−85г. М.: Наука, 1986. — С.80−160.
  25. , B.C. Директору об исследовательской деятельности школы / B.C. Безрукова. М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.
  26. , H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991 — 446 с.
  27. , Г. Ведущая проблема мастерства / Г. Бермус, А. Бермус // Народное образование. 1997. — № 3. — С.50−52.
  28. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов /
  29. B.П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М., 1989. — 298 с.
  30. , Г. П. Инновации в системе образования зарубежных стран / Г. П. Богуславская // Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний в высшей школе. — Саранск, 1994.-С.4−11.
  31. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328с.
  32. , A.A. О коммуникативном ядре личности педагога / A.A. Бодалев // Сов. педагогика. 1990. — № 5. — С. 77 — 81.
  33. , A.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека / A.A. Бодалев, Л.А. Рудкевич// Педагогика. 1995. — № 3.1. C. 19−23.
  34. , И.К. Социальные проблемы научно-педагогических кадров / И. К. Болотин, Г. В. Джамалудинов // Высшее образование в России. 2002. -№ 4. -С. 21−32.
  35. , Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, A.A. Реан. Спб.: Издательство «Питер», 2000. — 304с.
  36. , П. Д. Самосовершенствование человека как философская проблема: автореферат диссертации кандидата философских наук / Н. Д. Брагина. Москва, 1991. — 16с.
  37. , С.Л. Верим ли мы в ребёнка?! Личностный рост с позиций гуманистической психологии / С. Л. Братченко // Журнал139практического психолога. — 1998, —№ 1. — С.19−30.
  38. Братченко, C. JL Экзистенциальная психология глубинного общения/ С. Л. Братченко. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999.-321с.
  39. , С.Л., Миронова, М.Р. Личностный рост и его критерии// Психологические проблемы самореализации личности / Под ред.
  40. A.A. Крылова, Л. А. Коростелевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. — 418 с.
  41. , Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности / Л. П. Буева. -М., 1971. 48 с.
  42. , М.С. Инновации и новизна в педагогике / М. С. Бургин // Советская педагогика. -1989. -№ 12. С. 36−40.
  43. , В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя /
  44. B.К. Буряк. -М.: Просвещение, 1984. 64с.
  45. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991.-207с.
  46. , М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущих учителей / М. Я. Виленский,
  47. C.Н. Зайцева. М.: Прометей, 1993.-117с.
  48. , М.Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии / М. Д. Виноградова. М., 1961. — 175 с.
  49. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всерос. конфер. / под ред. О. С. Газман. М.: УВЦ «Инновар», 1996. -72с.
  50. , Б.З. Воспитание и рынок в переходный период / Б. З. Вульфов // Педагогика. 1993.- № 2. — С.3−9.
  51. , Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997.- 144 с.
  52. , JI.C. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 533 с.
  53. , И.А. Слово о личности: Философское эссе / И. А. Гайдученок. Минск: Наука и техника, 1990. — 157с.
  54. , Н.С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.-219 с. 51 .Гоноболин, Ф. Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. М., 1968. -260 с.
  55. , Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя / Ф. Н. Гоноболин //Вопр. психологии. — № 1. —1975. С. 100 111.
  56. , Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя / Э. А. Гришин.- М.: 1986. 143 с.
  57. , Е.А. Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к инновационной деятельности / Е. А. Гудков. Оренбург, 2000. — 194с.
  58. , Н.П. Учить учиться / Н. П. Гузик. — М.: Просвещение, 1981. -282 с.
  59. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования / И. Ф. Исаев и др. М.: Прометей, 1999. — 116 с.
  60. , K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / K.M. Гуревич. М.: Наука, 1970. — 231 с.
  61. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Интор, 1996.-544с.
  62. Диагностика самоактуализации личности (A.B. Лазукин в адаптации' Н.Ф. Калина): социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин и др. М.: Наука, 2002. — 156 с.
  63. , И.М. Инновационные педагогические технологии: Пособие / И. М. Дичковская М.: Академия, 2004. — 352с.
  64. , В.Б. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии / В. Б. Дружинин. Спб.: Иматон-М, 2000. — 156с.
  65. Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: диссертация доктора наук / K.M. Дурай-Новакова. М., 1983. — 356с.
  66. , М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Издательство БГУ, 1981. — 383с.
  67. , К.В. Анализ, оценка и способы стимулирования педагогических нововведений / К. В. Елисеев, В. И. Загвязинский. — Тюмень., 1995.-226 с.
  68. , С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1986. — 143с.
  69. , В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики / В. И. Журавлев. М.: Просвещение, 1984. — 164 с.
  70. , Ю.М. Профессиональное становление: от профобразования к профессиональной карьере / Ю. М. Забродин. — Омск, 1993. -267 с.
  71. , Э.Ф. Профессионально-педагогическая направленность как системообразующий фактор становления личности студента / Э. Ф. Зеер. Свердловск: СГПИ, 1987.-416 с. С.3−16.
  72. , И.А. Социальная зрелость и педагогическое мастерство будущего учителя / И. А. Зязюн, Н. П. Лебедин //Советская педагогика. 1991. — № 6. — С. 18−20.
  73. , Л.И. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма / Л. И. Игнатовский. М.: Высшая школа, 1979.- 135с.
  74. Инноватика в обучении и переподготовке педагогов: сб. тез. докл. и выступления на науч.-практ. конф. Инновационные процессы в образовании: опыт, проблемы, решения. Новокузнецк, 1994. — 82 с.
  75. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов/ С. Д. Ильенкова и др. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1997.-327 с.
  76. Инновационное обучение: стратегия и тактика. Материалы Перв.143научн.-практ. семинара. Сочи, 3−10 октября 1993 г. /Под ред. В. Я. Ляудис. -М., 1994. 203 с.
  77. Инновационные процессы в школе: организация и управление / под ред. В. И. Маленкова.-Владимир, 1995. 69 с. 8 5. Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Понамарева. -М.: Наука, 1983. -336с.
  78. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. -144 с.
  79. , И. А. Профессионально-творческое развитие будущих учителей в учебном процессе высшей школы: диссерт. канд.пед. наук / И. А. Карпачева. Елец, 2001. — 176 с.
  80. , В.П. Главное действующее лицо / В. П. Кваша // Нар. образование. 1997. -№ 7. — С.94−98.
  81. , В.П. Нравственное самовоспитание / В. П. Киселев. — М.: Знание, 1977. 64с.
  82. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
  83. , М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 222 с.
  84. , М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной педагогике: автореферат дисс. докт. пед. наук. / М. В. Кларин. М, 1994. — 27 с.
  85. , Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов / Е. А. Климов. -М.: ЮНИТА, 1998.-352 с.
  86. , Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) / Е. А. Климов. — М.: Московский псих-соц. институт, 2003. — 320 с.
  87. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Воронежский институт практ. псих.: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  88. , Т.М. Становление инновационной школы / Т. М. Ковалева //144
  89. Школьные технологии. 2002. — № 20. — С. 74−83.
  90. , Е.Ф. Создаем инновационное пространство / Е. Ф. Комаров, A.B. Черняковская // Народное образование. 1996. — № 7. — С.30−37.
  91. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы / под ред. В. Г. Онушкина и др. СПб., 1996. — 122 с.
  92. , Н.И. Социопрактические аспекты инновационной практической идеи / Н. И. Коршунова // Педагогика. № 10 — 2000. -С. 12−17.
  93. , Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов/ под ред. Р. В. Рывкина. М., 1989. — 231 с.
  94. , И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с профессионально-педагогической квалификацией: монография / под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел». 1998.-169 с.
  95. , И.Б., Шиянов, E.H. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов пед. вузов / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. -М.: Академия, 1999. 488с.
  96. , Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991. — 152с.
  97. , В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для вузов по специальности «Педагогика"/ В. В. Краевский. М. :Академия, 2006. — 254 с.
  98. , В.В. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Внедрение достижений педагогики в практику школы / В. В. Краевский. М., 1981. — 316 с.
  99. , О.Г. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения / О. Г. Красношлыкова // Завуч. 2002. — № 7. с. 16−18.
  100. Краткий психологический словарь / под ред. В. А.145
  101. , М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-512с.
  102. , Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т. В. Кудрявцев // Вопр. психологии. 1981. -№ 2. С. 20−30.
  103. , Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, В.Ю. ШегуроваУ/ Вопр. психологии. 1983—№ 2. — С. 51—59.
  104. , М.Е. Личностно-ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект / М. Е. Кузнецов. -Брянск: Из-во БГПУ, 2000. 375с.
  105. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990.- 119с.
  106. , Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, A.A. Реан. СПб, 1993. — 53с.
  107. , Н.В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. СПб.: Из-во ЛГУ, 1961. — 98 с.
  108. , Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. Хабаровск: ХПГУ, 1997. -315с.
  109. , B.C. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / B.C. Лазарев и др. -М., 1995.-462 с.
  110. , Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Н. И. Лапин. М., 1980. — 196 с.
  111. , Н.И. Социальный механизм инновационных процессов/ под ред. Р. В. Рывкина. М, 1989. — 302 с.
  112. , В.П. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы: автореферат диссерт. канд. пед. наук / В .П. Ларина. Киров, 1999. — 18с.
  113. , K.M. Основы педагогической деонтологии: учебное146пособие для высш. шк. / K.M. Левитан. М.: Наука, 1994. — 190с.
  114. , Н.Д. Психология труда / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1983. — 340 с.
  115. , B.C. Содержание образования / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 246 с.
  116. , A.A. Деятельность. Сознание. Личность / A.A. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 307с.
  117. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 391 с.
  118. , ДА. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. -М., 1993.-284 с.
  119. , В.Т. Личность студента / В. Т. Лисовский, A.B. Дмитриев. Л., 1974. — 184 с.
  120. , P.M. Повышение квалификации педагога в инновационном дошкольном образовательном учреждении: автореферат, диссерт. канд. пед. наук / P.M. Литвинова. -Ставрополь, 2000. 20с.
  121. , Г. Н. Научно-исследовательская деятельность как средство профессионально квалификационного роста учителя: дис. канд. пед. наук / Г. Н. Лицман. — Екатеринбург, 2000. — 189 с.
  122. , Ю.Ю. Педагогические условия развития активной позиции специалиста: автореферат диссерт. канд. пед. наук / Ю. Ю. Логинова. Саратов, 2000. — 21с.
  123. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М, 1984. — 448с.
  124. , В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: автореф. на соискание докт. пед. наук / В. Г. Максимов. М., 1994. — 35с.
  125. , А.К. Педагогические критерии и ступени профессионализма / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6.1471. С.55−63.
  126. , A.K. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Логос, 1996. 309 с.
  127. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова.- М.: Просвещение, 1993.- 151с.
  128. , А.К. Психология развития профессионала / А. К. Маркова, A.A. Деркач. -М.: Академия, 2000. 192 е.,-С. 93.
  129. , А. Новые рубежи человеческой природы/ под ред. Г. А. Балла, А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. — 425с.
  130. , А. Самоактуализация // Психология личности: тексты А. Маслоу. М., 1982. — 1 Юс.
  131. , Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / под ред. В. В. Рубцова. — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 286с.
  132. , B.C. Психология индивидуальности / под ред. Е. А. Климова. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -448с.
  133. Место и роль учителя в инновационных педагогических технологиях: тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф., 26−28 мая 1994 г. -Бирск, 1994.-207 с.
  134. Методическая деятельность. Словарь-справочник. — Л.: 1991. -45 е.,-С. 10.
  135. , Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский. М.: Педагогика, 1991. -152с.
  136. , А.И. Педагогический процесс как целостное явление / А. И. Мищенко. М., 1993. — 174 с.
  137. , В.М. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя / В. М. Монахов. Волгоград: «Перемена», 1999. 54с.
  138. , H.A. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов / H.A. Морева. М.: Просвещение, 2006. — 320 с.
  139. , Е.П. Подготовка учителя к инновационной деятельности / Е. П. Морозов, П. И. Пидкасистый // Сов. педагогика. 1991.-№ 10. — С.88−93.
  140. , Г. В. Инновации в области среднего профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова. — М.: Изд-во МГУП, 2000. 80 с.
  141. Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего и профессионального образования в регионе / Г. В. Мухаметзянова. Казань: ИСПО РАО, 1998. — 128 с.
  142. , А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А. Я. Наин //Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  143. , А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования / А. Я. Наин // Педагогика. 1994. -№ 3. — С. 94−111.
  144. , P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. 1 P.C. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2001. -Кн.З. — 640 с.
  145. , Л.В. Подготовка студентов педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: автореферат дисс. канд. пед. наук/ Л. В. Нечаева. Харьков, 1991. — 18с.
  146. , Э.М. Условия диктует жизнь. Система повышения квалификации в условиях реформирования образования / Э. М. Никитин // Школа. 1998. — № 3. — С. 4−6
  147. Новые ценности образования: тезаурус / под ред. Н. Б. Крыловой. Вып. 1. М.: Инноватор, ИЛИ РАО, 1995. — 113с.
  148. Нравственное самосовершенствование личности. По материалам «Круглого стола». -М.: Знание, 1987. 62с.
  149. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, И. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999.-944с.
  150. , Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. Книга для учителей / Ю. М. Орлов. -М., 1987. -223с.
  151. , А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для вузов / под ред В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. — 362 с.
  152. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др. 3-е издание. — М.: Академия, 1999. — 512с.
  153. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512с.
  154. Педагогические инновации и технологии: Материалы II обл. науч.-практ. конф. Т.1. Белгород. — 211 с.
  155. , Е.А. Неформальное образование как средство формирования готовности старшеклассников к высшему образованию: диссерт. канд. пед. наук / Е. А. Песковский. М., 1997. — 207с.
  156. , В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -512с.
  157. , П.И. Компьютерные технологии в системе дистанционного образования / П. И. Пидкасистый, О.Б. Тищенко// Педагогика. 2000. — № 5. — С. 7−13.
  158. , А.О. О культурно-образовательных инициативах и инновационных школах / А. О. Пинский // Мир образования. 1997. -№ 3.-С. 20−22.
  159. , К. К. Понятие «структура» в учении о личности / под ред. В. М. Банщикова. М., 1969. С. 51 — 62.
  160. , Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности / Л. С. Подымова. -М., 1995. 164 с.
  161. , Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: автореферат доктора пед. наук / Л. С. Подымова. М., 1996, 32с.
  162. , Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат // Информатика и образование. 2001. — № 6. — С.38 — 42.
  163. , С.Д. В поисках педагогической инноватики / С. Д. Поляков. М., 1993. — 112 с.
  164. , Н.И. Может ли каждый быть учителем? / Н. И. Поспелов // Сов. педагогика. 1964. — № 9. — С. 64−68.
  165. , М.М. Развитие школы как инновационный процесс / М. М. Поташник. М., 1994. — 286 с.
  166. , М.М. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / М. М. Поташник. М.: Педагогика, 2000. — 448 с.
  167. , М.М. Управление современной школой. Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования / М. М. Поташник, A.M. Моисеев. М.: Новая школа, 1997 -352 с.
  168. , А.И. Нововведения, стимулы, препятствия. Социальные проблемы инноватики / А. И. Пригожин. М.: Политиздат, 1989.-271с.
  169. , А.И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин. М.: Интерпракс, 1995. — 296 с.
  170. Проектирование систем внутришкольного управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / под ред. A.M. Моисеева. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 284 с.
  171. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учеб. пособие / И. Ф. Исаев. -М.: Везелица, 1992. 102 с.
  172. , К.С. Профессиональное и личностное самоопределение / К. С. Пряжников. М.: НПО «МОДЭК», 1996. -256 с
  173. Психология личности: тесты, опросники, методики / Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова, М.: Геликон, 1995. — 220 с.
  174. Психологические тесты / Коновалов В. Д., М.: Светотон, 1996. -336с.
  175. Психологические тесты / под ред. A.A. Карелина: В 2 т. — М.: ВЛАДОС, 2002.-Т. 1. -312с.
  176. Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя: тез. докл. респ. науч.-практ. конф. Тула, 27−29 сент. 1994 г. 4.1. Тула, 1994. -238 с.
  177. , В. Ищу себя. Сборник тестов / В. Разисом. — СПб.: Питер, 2003.-224 с.
  178. , В.А. Формирование готовности студентов к изучению нового материала- диссерт. канд. пед. наук / В. А. Раутен. Тюмень, 1990.-259с.
  179. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ под ред. Е. И. Есениной. М.: Прогресс. 1994. — 480с.
  180. , Э. Коммуникации в организациях / Э Роджерс. М., 1980.-215 с.
  181. , В.М. Философия образования: предмет, концепции, 152основные темы и направления изучения //Философия образования для XX века / В. М. Розин. М.: Логос, 1992. — 126 с.
  182. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давидов.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 678с. 1 т.
  183. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. М.: «Норма — Инфа», 1998. — 672 с.
  184. , C.JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  185. , С.Л. Человек и мир / Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1976. 412с.
  186. , В.И. Управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона: дисс.канд. пед. наук / В. И. Рыбакова. — Ярославль, 1996. — 49 с.
  187. , В.Г. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) / В. Г. Рындак, Л. В. Мещерякова. — М.: Педагогический вестник, 1998.-116 с.-С. 49−75.
  188. , Б.В. Деятельностный подход к инновациям// Социальные факторы нововведений в организационных системах / Б. В. Сазонов.-М., 1980.-212 с.
  189. , Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
  190. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М., 1986. — 348 с.
  191. , Е.Г. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к профессиональному самосовершенствованию: диссерт. канд. пед. наук / Е. Г. Скворцова. — Кострома, 1996. 181 с.
  192. , В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности / В. А. Сластенин. Барнаул, 1531. Б ПИ, 1996.-С.З-6.
  193. , В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов.3.е изд. М.: Академия, 2004. — 576 с.
  194. , В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / В. А. Сластенин. М., 1993. — 260 с.
  195. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  196. , В.А. Методологическая культура учителя / В. А. Сластенин, В. Э Тамарин // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С.82−88.
  197. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
  198. , В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев М., 1995. -342 с.
  199. Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
  200. , A.A. Творческое самовыражение как средство подготовки учителей к инновационной деятельности: диссерт. канд. пед. наук / A.A. Солдатова. Улан-Удэ, 2000. — 196с.
  201. , B.C. Собрание сочинений: Письма и прилож / B.C. Соловьев. -М.: Фотоип. изд., 1970. -329с.
  202. , Н.Д. Инновационное обучение: сущность и154содержание /Н.Д. Сорокина // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2002. — N4. — С. 159−166.
  203. Социологический энциклопедический словарь/ под ред. Г. В. Осипова. М.: Инфра-м: Норма, 1998. — 488 с.
  204. Среднее педагогическое образование: состояние, перспективы развития / под ред. П. Ф. Анисимова. М.: ИПР СПО, 2001. 105 с.
  205. , М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. М.: Флинта, 1998.-363с.
  206. , Н.Ф. Методика составления обучающих программ / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1980. — 47с.
  207. Творческая самореализация личности в контексте профессионально-педагогической культуры: материалы всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 20−21 нояб. 2001 г. / под ред. И. Ф. Исаева, М. И. Ситниковой. Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 442 с.
  208. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: учеб. пособие / И. Ф. Исаев, М. И. Ситникова. М.- Белгород: Изд-во БГУ, 1999. — 224 с.
  209. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. -М. — Белгород, 1993. -218 с.
  210. Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры: материалы всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 21−22 сент. 1999 г. / под ред. И. Ф. Исаева. Белгород, 1999.-222 с.
  211. , Б.М. Избранные труды: В 2 т./ под ред. Н. С. Лейтес. М.: Педагогика. Т. 2. — 1985. — 359 с.
  212. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. -М.: ОГИЗ, 2005. 1239 с.
  213. , П.И. Управление школой по результатам: Практика155педагогического менеджмента / П. И Третьяков. М.: Новая школа, 2001.-320 с.
  214. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995. 462 с.
  215. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие/ под ред. В. С. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336с.
  216. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова 5 изд. — М.: Политиздат, 1987. — 840с.
  217. , В.Н. Инновационная культура преподавателя ВУЗа: теоретическая модель социологического исследования / В. Н. Фокина // Инновация в образовании. — № 1. — 2001. — С. 38—54.
  218. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности: учеб.-метод. пособие / отв. ред. И. Ф. Исаев. Белгород: БГТТИ, 1992. — 74 с.
  219. Формирование профессиональной культуры учителя: учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. И. Мищенко, И. Ф. Исаев и др. — под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — 178 с.
  220. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: 1990. -367с.
  221. , Э. Бегство от свободы: Человек для себя / пер. с англ. Д. Н. Рудинский. Мн.: ООО «Попури», 1998. — 672с.
  222. , И.Д. Феномены инновационной школы / И. Д. Фрумин // Народное образование. -№ 7. 1995. — С. 11−17.
  223. , О.Г. Инновации в практике обучения / О. Г. Хомерики // Педагогика. 1993. -№ 2. — С.41−44.
  224. , О.Г., Поташник, М.М., Лоренсов, A.B. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М.М.156
  225. Потапшика. — М.: Новая школа, 1994. — 62 с.
  226. , A.B. Методика личностно-ориентированного обучения: Как обучать всех по-разному: Пособие для учителя /A.B. Хуторской. -М.: Владос-Пресс, 2005. 383 с.
  227. , В.М. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому анализу: диссерт. канд. пед. наук / В. М. Чайка. Киев, 1990. — 171с.
  228. , В.В. Психологические проблемы профориентации школьников / В. В. Чебышева // Вопросы психологии. 1971. — № 1. --С. 14−19
  229. , И.А. Формирование готовности будущих педагогов к профессиональному самосовершенствованию / И. А. Чемерилова. Чебоксары, 1999. — 192с.
  230. , С.И. Концепция профессионального самоопределения молодёжи / С. И. Чистякова // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. Омск: Изд-во Гос. пед ун-та, 1993. — С. 17−23.
  231. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Щадриков. -М.: Логос, 1994. 236 с.
  232. , В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Щадриков. М.: Наука, 1987. — 185 с.
  233. , Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н. П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т. И. Шамовой. М.: Владос, 2001. — 320 с.
  234. , Л.И. Ступенька к образу / Л. И. Шкатова //Народное образование, 1998. № 5. — С.34.
  235. , Н.В. Подготовка студентов педвуза к применению инновационных технологий учения (общепедагогический аспект): автореф. диссерт. канд. пед. наук / Н. В. Штых. Саратов 1998. — 23с.
  236. , П.Г. Система педагогических исследований157методологический анализ) / П. Г. Щедровицкий. М., 1993. — 220 с.
  237. , А.И. Формирование личности советского учителя: автореферат дисс. докт. пед. наук / А. И. Щербаков. -Л, 1968. 180 с.
  238. , И.А. Профессионально-педагогическая направленность подготовки студентов к реализации инновационных технологий обучения в школе: автореферат диссерт. канд. пед. наук. Саратов 2000. — 176 с.
  239. , Т.Н. Профессиональный рост учителя / Т. Н. Щербакова. Ростов н/Д, 1994. -78 с.
  240. , В.З. Педагогические инновации в гимназиях и лицеях Кировской области, учеб.пособие по спецкурсу. Киров, 1995.- 62 с.
  241. , В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: дис. док. пед. наук / В. З. Юсупов Киров, 1999. — 330 с.
  242. , Н.Г. О педагогической инноватике / Н. Г. Юсуфбекова // Советская педагогика. 1991. — № 1. — С.21−25.
  243. , Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н. Г. Юсуфбекова. М.: ЦСПО РСФСР, 1991. — 91 с.
  244. , Н.Л. Подготовка будущего учителя к выбору педагогических технологий: автореферат дисс. канд. пед. наук. — Астрахань, 1996. -23с.
  245. Ailes СР., Rushing F.W. Soviet math and science educational reforms during «perestroika» // Technology in soc. N.Y. etc., 1991 — vol. 13, N ½-p. 109−122.
  246. Dewey J. School and Society. Chicago, 1915. P. 420.
  247. ShazpesD. International perspectives on teacher education. L.: Rout ledge. 1988. 157 p.
  248. Wittrock M. The future of educational phychology Hillsdale: Ezlbauin, 1989, -211 p.
Заполнить форму текущей работой