Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Закономерности и факторы функционирования и развития регионального рынка бытовых услуг: на материалах Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем зарубежные и отечественные авторы рассматривают в своих работах сферу услуг как отрасль экономики, имеющую сформировавшийся, устойчивый хозяйственный механизм. Они не рассматривают особенности становления данной отрасли и тем более не разбирают действие рыночного механизма отрасли в экономических системах переходного периодахотя при этом большое внимание уделяется выяснению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования и развития сферы бытового обслуживания населения и рынка бытовых услуг
    • 1. 1. сущность, социально-экономические функции и значение бытовых услуг в региональной экономике в системе преобразования региональ- 11 ных социально-экономических систем
    • 1. 2. Эволюция развития сферы бытового обслуживания населения в системе преобразования региональной социально-экономической системы ^
    • 1. 3. Предпосылки государственного регулирования рынка бытовых услуг
    • 2. 2. Методика и инструментарий исследования регионального рынка бытовых услуг
    • 3. 3. Разработка модели управления региональным рынком бытовых услуг
  • Глава 2. Оценка современного состояния регионального рынка бытовых услуг
    • 2. 1. Сфера бытового обслуживания населения как объект социальноэкономического исследования
    • 2. 3. Прогнозирование спроса на рынке бытовых услуг региона
  • Глава 3. Закономерности и направления развития регионального рынка бытовых услуг
    • 3. 1. Закономерности поведения потребителей на региональном рынке 32 бытовых услуг
    • 3. 2. Организационно-экономические императивы и направления развития регионального рынка бытовых услуг

Закономерности и факторы функционирования и развития регионального рынка бытовых услуг: на материалах Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационной работы. Принятая стратегия модернизации национального хозяйства предполагает активное участие региональных социально-экономических систем. Последние одновременно выступают и субъектом, и объектом модернизации национального хозяйства. Позитивное влияние региональных систем на экономическую динамику национального хозяйства определяется наличием в их структурах динамичных элементов и секторов. Наибольшую динамику, в соответствии с постиндустриальной моделью развития, региональным хозяйствам создает сфера услуг. В отраслях сферы услуг наблюдаются концентрация капитала, приток рабочей силы, рост инноваций. Сфера услуг становится фактором модернизации региональных хозяйственных систем. Услуги включаются в единый социально-экономический процесс региональных систем не только косвенно, через формирование рабочей силы, но и непосредственно, как элемент текущих затрат. По концентрации капиталов, материально-техническому обеспечению, обеспечению трудовыми и интеллектуальными ресурсами, инновациями сектор услуг характеризуется наибольшим динамизмом и развитостью. И в связи с этим формирование эффективного сектора услуг является одной из наиболее актуальных задач модернизации региональных социально-экономических систем.

Однако, несмотря на значительную роль сферы бытового обслуживания населения в воспроизводственном процессе, ее потенциал не реализуется. Правовая и нормативная база устарела, слабо развита инфраструктура отрасли, нуждается в реорганизации система управления отраслью и т. п. Остро стоит в настоящее время проблема изучения потребительского поведения на рынке бытовых услуг. Согласно статистике подавляющее большинство услуг бытовой сферы оказывают населению индивидуальные предприниматели или малые предприятия, для которых необходима поддержка государства. Отсутствие четких методов и информационной базы для распределения льгот, субсидий, кредитов является основной причиной неэффективности развития малого бизнеса в этой сфере.

Таким образом, очевидна необходимость практической направленности данной работы. Требуется совершенствование понятийного аппарата, позволяющего более глубоко проникать в сущность явлений сферы бытовых услуг и адекватно выражать тенденции ее развития, уточнение существующих общепризнанных классификаций и введение новых, разработка механизма управления развитием рынка бытовых услуг.

Степень разработанности проблемы. Оценке состояния сферы услуг и ее влиянию на развитие региональных социально-экономических систем в последнее время уделяется большое внимание. Широко известны работы зарубежных ученых А. Фишера, К. Кларка, У. Ростоу, Д. Белла, Ф. Котлера, Дж. Энджела, Р. Блэкуэлла, У. Дойля и др., в которых разработаны методологические и теоретические проблемы участия сферы услуг в развитии национальных и региональных экономических систем. Среди отечественных исследователей, внесших в данный аспект большой вклад, следует указать В. Рутгайзера, А. Кочергу, В. Дмитриева, Я. Ядгарова, В. Яковлева, Ш. Турецкую, Д. Правдина, В. Тюшева, А. Горанина, В. Усоскину, И. Шейнмана, Л. Демидову, А. Дынкина, В. Марцинкевича, С. Комлева, О. Терехову, В. Супя-на, Ю. Бобракову, А. Бабича, Б. Балалова, С. Гайдук, Л. Ерохину, Е. Жильцова, В. Маркову, 3. Мустафаеву, И. Куянцева, С. Махошеву, А. Панкрухина, Е. Песоцкую, В. Стаханова, В. Уколова, М. Энееву, Е. Захарову, В. Котилко, А. Колгушкину, И. Санина, В. Федько, Н. Федько и др.

Чаще всего приходится встречаться с изучением влияния непроизводственной сферы на динамику регионального хозяйства, тогда как имеет место и обратный процесс: уровень развития региональной экономики оказывает существенное влияние на динамику развития сферы услуг. К сожалению, этому аспекту в литературе уделяется недостаточное внимание. Основной акцент в работах отечественных авторов был сделан на функционировании сферы услуг либо в условиях директивной экономики, либо в условиях переходной экономики, изучается так называемый страновой аспект сферы услуг. И в этой части данные исследования представляют преимущественно историко-литературный интерес. Другая важная черта этих исследований — высокий уровень решения теоретических вопросов, связанных с понятиями «услуги», «хозяйственный механизм сферы услуг», «рынок услуг», «особенности управления рынком услуг» и т. п.

Вместе с тем зарубежные и отечественные авторы рассматривают в своих работах сферу услуг как отрасль экономики, имеющую сформировавшийся, устойчивый хозяйственный механизм. Они не рассматривают особенности становления данной отрасли и тем более не разбирают действие рыночного механизма отрасли в экономических системах переходного периодахотя при этом большое внимание уделяется выяснению закономерностей и тенденций развития как в целом сферы услуг, так и отдельных отраслей, входящих в данный комплекс. Другая примечательная черта перечисленных исследований состоит в том, что имеющийся материал имеет преимущественно фрагментарный (по видам услуг), эпизодический (по периодам) и несистемный вид. Третья черта имеющихся работ состоит в том, что исследование особенностей становления рынка услуг в транзитивных экономиках и на региональном уровне в систематическом виде в них практически отсутствует. Между тем сегодня для хозяйственной практики требуется именно систематическое исследование рынка услуг, его влияния на динамику региональных социально-экономических систем. Кроме того, и главным образом, несмотря на столь значимую численность исследований и время исследования, следует признать недостаточно изученными вопросы, связанные с формированием эффективных региональных секторов бытового обслуживания населения, конкурентоспособных региональных рынков бытовых услуг, форм, методов и механизмов государственного регулирования. Очевидно, что решение указанных проблем не может быть реализовано вне контекста разработки теоретических и практических методов управления данной сферой, а также изучения рыночных отношений в сфере бытовых услуг. Все это определяет необходимость и значимость дальнейших исследований в вышеобозначенном контексте.

Целью диссертационного исследования является выявление закономерностей функционирования регионального рынка бытовых услуг, систематизация факторов, влияющих на его динамику и архитектуру, и определение направлений его дальнейшего развития.

Цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:

— уточнить сущность и определить социально-экономические функции и значение бытовых услуг в системе региональной экономики;

— исследовать процесс эволюции сферы бытового обслуживания населения в системе преобразований региональной социально-экономической системы;

— выявить основные динамические и структурные тенденции регионального рынка бытовых услуг;

— обосновать методики и инструментарий исследования регионального рынка бытовых услуг;

— проанализировать поведение потребителей на региональном рынке бытовых услуг, выявить основные потребительские группы населения и определить их влияние на динамику регионального рынка бытовых услуг;

— исследовать и обосновать систему организационно-экономических императивов и направлений развития регионального рынка бытовых услуг;

— разработать модель управления региональным рынком бытовых услуг.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с формированием и развитием регионального рынка бытовых услуг.

Объектом исследования является рынок бытовых услуг Кабардино-Балкарской Республики как подсистема региональной социально-экономической системы.

Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования.

Эмпирическая база исследования определена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Эмпирической базой проверки выдвинутых положений и гипотез послужили данные Федеральной службы государственной статистики России (ФССРФ) и его региональных отделений, субъектов Южного федерального округа (Краснодарского и Ставропольского краев, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик, республик Адыгея и Ингушетия, Чеченской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Калмыкия, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей). Субрегиональный уровень представлен преимущественно районами и муниципальными образованиями Кабардино-Балкарской Республики. Помимо официальных данных органов статистики, использованы данные различных министерств и ведомств (министерства экономики, финансов, налоговой службы), различных комитетов Парламента КБР, а также данные выборочных обследований автора.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством — региональная экономика, 5.9. «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем- 5.18. «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионахрациональное использование природно-ресурсной базы» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки).

Теоретико-методологическая основа и методическая база исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы зарубежных и отечественных экономистов, фундаментальные концепции по теории регионального развития, теории рынка, формирования современных региональных хозяйственных систем. При разработке отдельных разделов диссертации использованы труды по теории систем, экономической кибернетике и экономико-математическому моделированию хозяйственных процессов в региональном хозяйстве, теории вероятностей и математической статистике.

Методологическая основа, предмет, объект, а также эмпирическая база сформировали соответствующую систему методов исследования, в которых предпочтение отдано диалектическому методу. В зависимости от стоявших задач использовались методы: математической статистики, экономико-математического моделирования, графический, индексный, аналитических группировок, сравнительного анализа, вариантных расчетов, корреляционный, регрессионный, анкетирование, контент-анализ и др.

Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей функционирования локального регионального рынка как подсистемы региональной социально-экономической системы в условиях структурных трансформаций последней. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

— уточнена сущность, выявлены социально-экономические функции и этапы эволюции сферы бытовых услуг, позволяющие систематизировать закономерности и тенденции формирования и развития рынка бытовых услуг;

— выявлена зависимость формирующегося регионального рынка бытовых услуг от функционирования основных параметров региональной социально-экономической системы;

— выявлена, формализована и обоснована взаимосвязь уровня развития сферы бытовых услуг и качества жизни населения региона, позволяющая рекомендовать мероприятия для реформирования отрасли и стимулирования развития рыночных процессов в регионе;

— выявлены и формализованы закономерности и факторы, определяющие потребительское поведение на региональном рынке бытовых услуг;

— предложена модель управления региональным рынком бытовых услуг, позволяющая повысить ответственность контрагентов рынка и эффективность развития рыночных процессов.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Рекомендации и выводы, содержащиеся в работе, представляются научно обоснованными, логически вытекающими из теоретико-экономического анализа, базирующегося на использовании структурно-уровневого и системно-функционального подходов, метода сравнительного и факторного анализа, на обобщении репрезентативной базы статистических данных и изучении материалов отечественной и зарубежной литературы по проблеме, на осмыслении государственных нормативных актов.

Практическая значимость полученных результатов заключается в обосновании системы организационно-экономических мероприятий и направлений развития, повышающих эффективность функционирования рынка бытовых услуг населению в региональной экономике.

Помимо этого, практической значимостью, по мнению автора, следует признать проведенный прогноз спроса на рынке бытовых услуг региона, позволяющий определить направления дальнейшего развития рынка услугразработанную модель организационной структуры управления рынком бытовых услуг, внедрение которой способно привести к повышению эффективности функционирования и развития рынка.

Результаты исследования использованы в учебном процессе при разработке программ и учебных курсов по стратегическому менеджменту, маркетингу и маркетингу услуг.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в 7 научных публикациях (общим объемом 13 пл.).

Наиболее важные положения и результаты диссертационного исследования были доложены и обсуждены на межвузовских, всероссийских и международных научно-практических конференциях в г. Москве, г. Нальчике, г. Кирове, г. Ростове-на-Дону, г. Санкт-Петербурге.

Разработанные в диссертации предложения используются в работе Министерства экономического развития и торговли КБР при разработке прогноза социально-экономического развития КБР по разделу «потребительский рынок», а также при составлении и реализации программы развития бытового обслуживания.

По результатам диссертационного исследования опубликовано 7 научных работ общим объемом 13 п. л.

Данная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Работа изложена на 186 страницах машинописного текста, содержит 34 таблицы, 30 рисунков.

Список литературы

состоит из 135 наименований.

Результаты работы центра послужат основой планирования и прогнозирования, позволят моделировать развитие рынка бытовых услуг, разработать концепцию его развития. Также необходимо вовлечь в процесс исследования высшие учебные заведения. Предполагается, что этот центр будет размещать ^ заказы для вузов на конкурсной основе. Это позволит сократить смету расходов на проведение маркетинговых исследований.

Рис. 30 Функции ПОБОН. Авторская разработка.

Для переоснащения материально — технической базы необходимо проведение ряда мероприятий:

1. проведение обследования предприятий бытового обслуживания населения;

2. определение перечня предприятий, нуждающихся в усовершенствовании оборудования;

3. ввод нового оборудования по результатам исследования;

4. приобретение оборудования с помощью лизинговых договоров;

5. определение перечня предприятий, нуждающихся в ремонте зданий;

6. проведение ремонтов предприятий по результатам исследования.

Административно — законодательное регулирование предполагает:

1.

введение

лицензирования на некоторые виды услуг, в частности:

— по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств;

— по ремонту сложной бытовой техники;

— химическая чистка и крашение изделий;

— парикмахерские.

2. изменение законодательной базы, а именно:

— обновить правила бытового обслуживания населения;

— внести изменения в ФЗ РФ от 15.01.93 № 4301−1 «О статусе героев Советского Союза, героев РФ и полных кавалеров ордена Славы»;

— определить перечень бытовых услуг, которые являются социально значимыми.

Необходимо дополнить и обновить отраслевые программы. Это подтверждает и тот факт, что с каждым днем на рынок входят новые виды услуг, а также ежедневное усовершенствование технологий.

В Законе КБР от 03.01.2000 № 1-РЗ «Об основах бытового обслуживания населения» говорится, что бытовое обслуживание должно соответствовать государственным правилам, но эти правила устарели и требуют обновления (статья 7). В этом же законе (статья 9) указывается на общественное объединение потребителей, которое должно осуществлять контроль за качеством бытовых услуг, но таких объединений у нас в республике не существует. В данном нормативном акте в статье 10, пункте 4, говорится о наличии категории граждан, имеющих льготы на получение бытовых услуг, но не указывается, каким именно слоям населения они предоставляются (см. 3.2).

Из вышесказанного следует, что данный закон не отвечает основным требованиям рынка. Перечисленные мероприятия по регулированию законодательной базы для сферы бытовых услуг обеспечат защиту жизни и здоровья граждан, а также позволят определять наиболее социально значимые виды услуг и устанавливать минимальный уровень обеспеченности этими услугами. Законы и подзаконные акты, являющиеся на настоящий момент наиболее используемым инструментом института власти, должны регламентировать выбранное направление и методы административного воздействия с учетом социальных и политических последствий принимаемых решений.

Основные мероприятия по формированию механизмов кредитно — финансовой и инвестиционной поддержки следующие:

1. ввести льготные налогообложения предприятий;

2. снизить арендную оплату;

3. снизить выплаты за коммунальные услуги;

4. предоставить гарантии бюджета республики при получении кредита в банке.

Все вышеперечисленное позволит привлечь инвесторов на рынок бытовых услуг. Основным направлением воздействия денежно — кредитных регуляторов должно стать повышение кредитоспособности предприятий сферы услуг путем восстановления оборотного капитала, наращивания инвестиций, структурной перестройки и модернизации. Инвестиции являются единственным способом развития экономики на базе передовых технологий. Создание инвестиционного климата — это задача государства. Формирование благоприятного инвестиционного климата связано с коренной реконструкцией инфраструктуры, оздоровлением социальной атмосферы, созданием законодательной базы, оптимизацией налоговой системы.

Одной из задач ПОБОН является укрепление межотраслевых и межрегиональных связей за счет:

1. организации совместных тренингов;

2. организации различных выставок;

3. обмена опытом;

4. организации межрегиональных конкурсов.

Контроль за реализацией проекта предполагает проведение следующих мероприятий:

1. определение сроков предоставления отчетов;

2. своевременное предоставление отчетов;

3. контроль за выполнением поставленных задач.

Все эти методы государственного регулирования могут дать возможность развиваться рынку на новом уровне.

Для восстановления рынка бытовых услуг необходимо не только создать новую форму управления, но и привлечь другие структуры, а именно:

1 .предприятия и общественные организации бытового обслуживания населения КБР, которые, в свою очередь, будут проводить «круглые столы», на которых будут обсуждаться актуальные вопросы по развитию сферы услуг республики;

2. Главное управление архитектуры (определение земельных участков для нового строительства);

3.инвестиционные компании (предоставление информации о результатах маркетинговых исследований сферы бытовых услуг, рекомендации по размещению объектов);

4. администрацию города Нальчика и администрации районов (координация действий по реализации стратегического проекта по развитию рынка, оказание поддержки по восстановлению рынка бытовых услуг, содействие, проведение маркетинговых исследований, а также открытие новых предприятий бытового обслуживания, подготовка инвестиционных проектов с указанием характеристик участка);

5. учебные заведения (заключение договоров о совместной деятельности, проведения обучения, курсы повышения квалификации);

6. кредитные учреждения (разработка предложений по привлечению инвесторов к строительству предприятий бытового обслуживания населения, предоставление ссуд для проведения реконструкции, ремонта и модернизации действующих предприятий сферы услуг республики);

7.строительные организации (получение договоров подряда1 на строительство, реконструкцию и ремонт объектов бытового обслуживания населения республики);

8. население республики (средства массовой информации, совместная разработка ТВ — и радиопрограмм).

Все вышеперечисленные мероприятия по развитию рынка бытовых услуг позволят нам удовлетворять потребности населения в услугах, сократить расходы труда в домашнем хозяйстве, увеличить свободное время у населения, увеличить количество занятых в этой сфере, создать новую систему управления предприятиями бытовых услуг, повысить качество жизни населения.

Таким образом, основным недостатком сегодняшней организационной-структуры управления рынком бытовых услуг является ее неэффективность. В результате этого отсутствует оперативное руководство предприятиями сферы БОН, нет четкой законодательной базы, не соблюдаются правила бытового обслуживания. никает необходимость формирования такой системы функционирования рынка, которая бы сочетала рыночные и государственные формы регулирования. Такое сочетание позволит вывести региональный рынок на новый уровень, что будет способствовать решению многих социально-экономических проблем региона, в частности повысит качество жизни населения.

Процессы трансформаций на региональном рынке бытовых услуг повлекли за собой изменение и моделей поведения потребителей. Закономерность потребительского поведения, а также факторы, влияющие на покупку бытовой услуги, были выявлены посредством применения методики, позволяющей в предварительном исследовании выявить информированность потребителей на рынке бытовых услуг региона, и в последующем — потребительские предпочтения на данном рынке.

Отсутствие прозрачности на рынке бытовых услуг региона, неравномерное распределение объектов рынка на территории республики, отсутствие программы развития отрасли, неудовлетворительная материально-техническая база, устаревшая нормативная база, отсутствие санитарного и административного контроля за соблюдением правил бытового обслуживания населения подтверждают несостоятельность существующей системы управления рынком бытовых услуг. Предложенная автором модель позволит повысить ответственность участников рынка и эффективность развития рыночных процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сфера бытовых услуг, являясь базисной и динамической отраслью экономического развития, служит одновременно социальным резервуаром, который поглощает высвобождаемую из материального производства рабочую силу, стимулирует рост образования, обучения рабочей силы, поиск инвестиционных источников, инноваций и институциональных преобразований экономических систем. Анализ эволюционного развития этой отрасли выявил, что основными причинами неудач на рынке бытовых услуг явились отсутствие рациональных нормативных и законодательных актов, не разработанность методических и методологических материалов для определения рациональной структуры собственности по различным видам бытовых услуг, недостаточная укомплектованность квалифицированными кадрами, отсутствие адекватного контроля.

Динамика сферы услуг испытывает влияние, как от общего уровня региональной экономики, так и от отдельных ее параметров, связанных, главным образом, с развитостью инфраструктуры, сильнее зависит от уровня душевых доходов, чем от уровня душевых ВРП. Среди отраслей и видов услуг наблюдается различная реакция на динамику душевых доходов (в частности, расчеты показывают, что по мере роста душевых доходов доля потребления так называемых инновационных услуг растет, быстрее, чем обычных) Уровень развития регионального рынка бытовых услуг является одним из атрибутов качества жизни населения. Эта взаимосвязь подтверждается множеством факторов: эффективность проведения рабочего и нерабочего времени, избавление от необходимости самостоятельно решать существующие потребности в услугах, повышение производительности труда, экономия средств населения, доступность услуг для всех категорий граждан, частичное решение занятости, защита от болезней и т. п.

Ситуация которая сложилась на региональном рынке бытовых услуг, негативно влияет на социальную стабилизацию общества, в связи с этим воз.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Поведение потребителей. — М.: Ф АИР-ПРЕСС.-2000.
  2. Т. Практический маркетинг. СПб.: Питер. -2000.
  3. И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Питер. -2000.
  4. И. Стратегическое управление. М.: Экономика. -1990.
  5. В., Муромкина И., Евтушенко Е., Маркетинговые исследования потребительского рынка.- СПб.: Питер.-2004.
  6. В. Эмпирическая социология. — М.: Академический про-спект.-2003.
  7. Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: Инфра.- 2001.
  8. С.Б. Роль и место маркетинга в формировании цивилизованного потребительского рынка.// Сборник материалов международной конференции «Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы развития». Киров.-2003.
  9. С.Б., Мустафаева З. А. Анализ потребительского поведения на рынке бытовых услуг // Маркетинг.-2006.-№ 3.
  10. А. Социальная сфера в условиях перехода к рынку.- М.: Экономика.- 1993.
  11. Г. Л., Моисеева Н. К., Никифорова С. В. Международный маркетинг. СПб.: Питер.- 2001.
  12. Г., Тарасевич В., Анн X. Маркетинг: учебник для вузов. -М: Экономика.-1999.
  13. М. Экономическая мысль в ретроспективе.-М.: Дело.-1994.
  14. В.Л., Коробейников Т. А., Юрганова Л. А. Диверсификация социальной сферы региона: анализ проблем и организационно-правовое обеспечение. — Екатеринбург: Уро РАН.- 1998.
  15. Г. Четыре ключа к маркетингу услуг/ Пер. с. Англ. М.: Альпина Бизнес Букс.-2004.
  16. Д. Грядущее постиндустриальное общество.- М.: Academia.2004.
  17. И. Статистика товарного рынка: оценка рыночной конъюктуры// Вопросы статистики. — 1997. № 4.
  18. А. Даниел Канеман и Верной Смит: Экономический анализ человеческого поведения//Вопросы экономики.- 2003. -№ 1
  19. И. Распределение доходов населения России в 2001г., социальная стратификация и стандарты потребления// Практический маркетинг. 2001. — № 8.
  20. ., Эванс Дж. Маркетинг. М.: Экономика.-1993.
  21. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М.- 1992.
  22. Д., Пэтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер.- 2000.
  23. Большой коммерческий словарь. Под ред. Т. Ф. Рябовой М.: Редакция «Война и мир».- 1996.
  24. Большой экономический словарь. Под ред. Азрилиана A.M. 4-е изд., доп. и перераб. М.-1999.
  25. Бытовое обслуживание — М. :Приор.-2002.
  26. Бытовое обслуживание в условиях перехода к рыночной экономике. -М.:МДНТП.- 1991.
  27. Бытовое обслуживание населения: Правовое регулирование. Правила. Учет.- Екатеринбург: АМБ.-1998.
  28. М. Маркетинг рыночных сегментов// Проблемы теории и практики управления. — 1997. -№ 2.
  29. А.И. Методические подходы к формированию стратегического планирования в социально-экономических системах. Препринт.-СПб: Изд-во СПбГУЭФ.- 1999.
  30. Д. Принципы и подходы к формированию стратегии социального развития муниципальных образований. Местное самоуправление: проблемы и перспективы/ под ред. М. Б. Горного.- СПб.- 1997.
  31. С. Направления и основные результаты исследования рынка потребительских услуг// Современные аспекты экономики.-2002.-№ 10.
  32. ., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику/ Пер. с англ. Под ред. И. В. Андреевой. — СПб: Питер.-2001.
  33. И. Маркетинг и международное коммерческое дело.- М.: Внешторгиздат.- 1990.
  34. С. Стратегическое значение информации и роль базы дан- ных в маркетинге// Проблемы теории и практики управления.-1997. № 1.
  35. Е.П. Маркетинговые исследования: основные понятия и опыт проведения// Маркетинг в России и зарубежом. — 1997.- № 6.
  36. Е.П. Основы маркетинга. М.: Финпресс.- 1999.
  37. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика-М.: Финпресс, 2000.
  38. А., Букерель Ф. и др. Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика.-1993.
  39. С., Симкин JI. Практическое руководство по сегментирова- нию рынка.- М.: Финпресс.-1998.
  40. П. Управление маркетингом. — М.: Бином.-1998.
  41. В.И. Основы изучения и прогнозирования спроса на бытовые услуги-М.: Легпромбытиздат.-1986.
  42. И. Менеджмент: стратегия и тактика СПб.: Питер.- 2001.
  43. Е. Основы формирования государственного механизма в сфере услуг. М.: КНОРУС.-2004.
  44. Жих Е., Панкрухин А., Соловьев В. Маркетинг: как завоевать рынок. Л.: Лениздат.-1991.4.4 45. Жуков Е. Ю. Личное потребление услуг и экономический рост//1. Восток.-1992.-№ 6.
  45. Л., Башмачникова Е. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса. -М.: Финансы и статистика.-1996.
  46. В.Г., Макридина В. А. Математические методы в политологии и социологии. СПб.-1993.
  47. Е.Ю. Бытовые услуги: реформы и реалии.- Новосибирск: НГАЭиУ.- 1998.
  48. Е. Рынок продовольственных товаров // Маркетинг.-1997. № 4.
  49. В. Поведение потребителей. СПб.: Питер.-2000.
  50. В. Интеграция маркетинга и стратегического менеджмента// Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 6.
  51. P.M., Канаян К. А. Создание упаковки товара//Маркетинг в России и за рубежом.- 2001.- № 6.
  52. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег.- М.-1978.
  53. А.А. Зарубежный опыт проведения рыночных реформ и управления региональной экономикой.-Новосибирск,-1998. .
  54. А., Войленко В. Маркетинговый анализ. Изд. 2-е. М.: Центр экономики и маркетинга.-2000.
  55. В.В., Санин И. И. Стратегия развития сферы услуг.- М.2002.
  56. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер.- 2001.
  57. Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. К.- М.- СПб.: Вильяме. 1998.
  58. . Деловая стратегия. М.: Экономика, — 1999.
  59. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. СПб.: Питер, — 2001.
  60. И. Маркетинг на предприятии. М.: Финстатинфром.1994.
  61. И. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций). М.: Центр.-1998.
  62. П.Д., Соколова М. И. Маркетинг.- М.-1999.
  63. Н.В. Социально-бытовая инфраструктура Сибири (1956−1980г.г.) — Новосибирск.- 1993.
  64. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука.-1996.
  65. .М. Социально-экономические потребности закономерности формирования и развития. М.: Мысль.-1974.
  66. К. Перспективы развития бытовых услуг// Экономист.-1992.-№ 11.
  67. Маркетинг. Учебник./ Под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ.2002.
  68. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ Ноздрерва Р. Б., Крылова Г. Д., Соколова М. И., Гречков В.Ю.-М.: Экономистъ.-2003.
  69. В. Маркетинг услуг.- М.: Финансы и статистика.-1996.
  70. К. Капитал Т. 1//Маркс К., Энгельс Ф. Соч-2-е изд. Т.-23.
  71. Т.Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. СПб: Пи-тер.-2002.
  72. Малый экономический словарь/Под ред. А. Н. Азралияна. — М.: Институт новой экономики.- 2000.
  73. Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции// Маркетинг в России и зарубежом.- -1999.-№ 5.
  74. Менеджмент организаций: Учебное пособие/Под ред. З. П. Румянцевой Н.А., Саломатина, В. Н. Гушина и др. М.: ИНФРА — М. — 1999.
  75. Международный менеджмент /Под ред. Пивоварова С. Э., Баркома Д. И., Тарасевича А. С. СПб.: Питер.- 2001.
  76. З.А. Необходимость государственного регулирования рынка потребительских услуг.// Сборник материалов международной конференции «Региональный потребительский рынок: проблемы и перспектива развития». Киров.-2003.
  77. З.А. Основные тенденции развития сферы услуг.// Материалы международной конференции «Макроэкономические проблемы современного общества». — Пенза.- 2004.
  78. З.А. Закономерности и факторы развития сферы услуг в региональной экономике.- Нальчик: Каб. Балк. Ун-т.-2006.
  79. З.А., Бабаева С. Б. Информированность потребителей на рынке бытовых услуг (контент-анализ).//Вестник КБГУ.- Выпуск 8.- Наль-чик.-2006.
  80. З.А., Бабаева С. Б. Маркетинг услуг: разнообразие подходов.// Современные аспекты экономики — СПб.- 2005.-№ 5(72).
  81. З.А., Бабаева С. Б. Использование контент-анализа для определения информационного поля потребителей бытовых услуг в Кабардино-Балкарской Республике// Практический маркетинг. -2006.- № 107.
  82. З.А., Татуев А. А. Вопросы функционирования и развития сферы услуг. Нальчик: Каб. — Балк. Ун-т.-2004.
  83. М.К. Изучение стиля жизни потребителей и сегментирование рынка на основе психографических типов//Маркетинг в России и зару-бежом.-2000.-№ 3.
  84. С. Потребительский рынок России: стратегия и тактика маркетинга для завоевания рынка// Рекламный мир. — 1997. -№ 11.
  85. Р., Цыгичко JI. Маркетинг, как побеждать на рынке? -М.: Финансы и статистика.- 1991.
  86. А.С. Теория региональных рынков: Учебник.- Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение.-2002.
  87. Общая теория статистики: Учебник /Под ред. И. И. Елисеевой. -М.: Финансы и статистика.- 1998.
  88. В. Маркетинг услуг,— СПб.: Питер.-2000.
  89. Дж. Путь к покупателю. М.: Прогресс.- 1999.
  90. А., Денисов А. Кластерный анализ как инструмент подготовки эффективных маркетинговых решений// Практический маркетинг. 2001.-№ 5.
  91. Н. Бытовое обслуживание как фактор благосостояния населения //Экономист.-1995.-№ 12.
  92. Платные услуги населению РСФС-М.: Респ. информ-издат. центр.1991.
  93. . Конечный спрос и конъюнктура рынка // Проблемы прогнозирования. 1997. — № 2.
  94. Потребительский рынок (по материалам Госкомстата)// Экономист. — 1996. № 6.
  95. Практическое мышление менеджера /Под ред. Бора М. З. М.: Финпресс.- 1999 г.
  96. Причины, ограничивающие потребление бытовых услуг в Восточном административном округе г. Москвы //Практический маркетинг.-2002.-№ 11.
  97. Н.Г. Мэнкью. Принципы экономике. 2-е идз.-СПб. Литер,-2003.
  98. М. Международная конкуренция. М.: Прогресс.- 1999.
  99. Постановление правительства КБР от 18.08.2001 г.№ 296 «О развитии сферы БОН в КБР в 2001—2003 гг.».
  100. Постановление правительства КБР от 26.10.1996 г.№ 134 «Концепция развития бытового обслуживания населения и ремесленничества в КБР».
  101. Э., Траул Дж. Маркетинговые войны. СПб.: Питер.- 2000.
  102. .А., Пекарский JI.C. Качество плановой управленческой работы. М.: Экономика.- 1996.
  103. А., Корлюгов Ю., Красильников С. Маркетинг/ Под общ. ред. А. Романова. М.: ЮНИТИ.- 1995.
  104. Российская Федерация в цифрах- М.: Госком. РФ по статистике.
  105. Словарь — справочник менеджера под ред. М. Лапусты. — М.: ин-фра-М.- 1996.
  106. Современный маркетинг /Под ред. В. Е. Хрущкого. М.: Финансы и статистика.- 1999.
  107. . Основы теории и практики маркетинга.- М.: МИНХ им. Плеханова.-1991.
  108. JI.H. Занятость населения в сфере услуг.- Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та.- 1990.
  109. Ш. Харченко Л. П., Долженкова В. Г. и др. Статистика: Учебное пособие / Под ред. конд. Экон. наук В. Г. Ионина М.: ИНФРА — М.- 2001.
  110. В. Маркетинг сферы услуг.- М.-2001.
  111. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Пер. с франц. СПб.: Наука.- 1999.
  112. Теория маркетинга/ Под. Ред. М. Бейкера. СПб.: Питер.-2002.
  113. Н. Модели и методы прогнозирования рынка.- М.: МИНХ им. Плеханова.-1991.
  114. А., Формби Дж. Экономика фирмы -М.: Бином.- 999.
  115. В. И др. Теория управления, — М.: Экономика.-2004.
  116. Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса.-/Под ред. В. Н. Солоьева и Д. В. Шопенко.- СПб.: Гидрометеоиздат.-1995.
  117. ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  118. ФЗ РФ от 03.01.2000 № 1-РЗ «Об основах бытового обслуживания населения».
  119. ФЗ РФ от 05.01.93 г. № 4301−1 «О статусе героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы».
  120. В.Н., Федько Н. Г. Основы маркетинга.- Ростов-на-Дону.2002.
  121. Г., Йеннер Т. Стратегические факторы успеха на рынках потребительских товаров// Проблемы теории и практики управления.-1997.
  122. X. Маркетинг. Основы профессионального успеха: Учебник для вузов. М.: ИНФРА М. -2000.
  123. В. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика.1991.
  124. Л., Зиглер Д. Теория личности СПб.: Питер.- 2001.
  125. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. — М.: Прогресс.- 1996.
  126. Н. Госкомстат России. Методологические принципы статистической оценки товарных рынков на федеральном, региональном и местном уровнях// Вопросы статистики. — 1996. № 5.
  127. Экономическая стратегия фирмы. Учебное пособие под ред. проф. Градова А. П., СПб.: Питер.- 1999.
  128. Экономика бытового обслуживания. Под. Ред. В. Д. Балалова.- М.: Легкая и пищевая промышленность.- 1993.
  129. Экономика сферы платных услуг/под ред. Е. Н. Жильцова.- Казань.-1996.
  130. Экономико-математическое моделирование региональных комплексов бытового обслуживания. В сб. «Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговой деятельности в сфере услуг». -М.: ГАСБУ.-1994.
  131. Экономический словарь /Сост., предисл. прилож. А. Ф. Никитина.-М. :ОЛМА-ПРЕСС, 0бразование.-2006.
  132. Дж. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей СПб.: Питер Ком.- 2000 г.
  133. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет.- 1998.
Заполнить форму текущей работой