Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование рыночных отношений в строительстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях рыночной экономики одновременно функционируют рыночные саморегуляторы и методы государственного управления и регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Инвестиционно-строительная деятельность осуществляется на рынках капитальных вложений и подрядных работ, составляющими которых являются сектора (сегменты) проектных работ и инжиниринговых услуг, строительных материалов… Читать ещё >

Регулирование рыночных отношений в строительстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях рыночной экономики одновременно функционируют рыночные саморегуляторы и методы государственного управления и регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Инвестиционно-строительная деятельность осуществляется на рынках капитальных вложений и подрядных работ, составляющими которых являются сектора (сегменты) проектных работ и инжиниринговых услуг, строительных материалов, конструкций, изделий, технологического оборудования. На каждом сегменте рынков капитальных вложений и подрядных работ постоянно действуют законы спроса и предложения, конкуренции, а также меры саморегулирования и государственного регулирования деятельности основных объектов инвестиционно-строительной сферы (инвесторов, заказчиков, подрядных строительно-монтажных предприятий).

Рыночные саморегуляторы (спрос, предложение, конкуренция) наряду с системой саморегулируемых организаций в строительстве и меры государства (налоги, кредиты, субсидии, бюджет, законы) оказались не в силах остановить затянувшийся кризис в инвестиционно-строительной сфере или хотя бы стабилизировать экономику. Сегодня большинство российских специалистов пришли к выводу, что роль государства в рыночной экономике усиливается, и прежде всего в решающих сферах деятельности — промышленном производстве, строительстве, сельском хозяйстве, внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами с целью решения основных проблем экономики страны. Экономическая задача ГРЭ в строительстве — решение проблем инвестиционно-строительной сферы, которая зеркально отображает состояние строительной отрасли.

Мировой опыт свидетельствует, что, как бы ни были распространены методы рыночной саморегуляции и велика доля частного сектора в экономике, государство всегда выступает ключевым фактором социально-экономического развития. В свою очередь, развитие экономики невозможно без роста инвестиций в основной капитал и повышения их эффективности, т. е. без положительного состояния инвестиционно-строительной сферы.

Выделяют две основные группы методов государственного регулирования: административные и экономические. Роль административных методов регулирования экономики значительна в период кризисов, тогда как экономические методы преобладают во время стабильного развития народного хозяйства.

Административные методы — это меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, сфера их действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо защищенных слоев населения.

Экономические методы государственного регулирования экономики подразделяются на средства денежно-кредитной (косвенные) и бюджетной (прямые) политики.

Основные средства денежно-кредитной политики:

  • • урегулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
  • • установление размеров минимальных резервов, которые финансовокредитные институты обязаны хранить в центральном банке;
  • • операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

Государственное регулирование инвестиционно-строительной сферы — специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования (индикативного, рекомендательного), бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости. Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры общественного хозяйства (структурной реформе) и деятельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики страны, так и отдельных регионов на основе инвестиций в основной капитал.

Выделяют следующие направления регулирования инвестиционностроительной сферы:

  • • антикризисное;
  • • антимонопольное;
  • • антизатратное;
  • • направленное на создание организационных структур и системы управления строительной отраслью.

Основные этапы преобразований в системе регулирования деятельности строительной сферы приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Основные этапы преобразований в системе регулирования деятельности строительной сферы.

Состояние строительной сферы.

Реформирование системы регулирования строительной сферы.

Совершенствование системы регулирования строительной сферы.

Алгоритм преобразования.

Депрессивное (КВ"СМР, г" Эм).

  • 1) Усиление государственного вмешательства в деятельность субъектов строительной сферы:
  • 2) разработка и осуществление антикризисной программы;
  • 3) создание и внедрение в практику прогрессивных показателей при проектировании, строительстве

КВ, < КВ3, СМР, < СМР3,.

Эбз> Эбн Эб2 < Э63.

Период стагнации (КВ2, СМР2, Т2, Э62).

  • 1) Внедрение правил регламентированной конкуренции;
  • 2) повышение эффективности инвестиционных проектов;
  • 3) сокращение мер урегулирования

КВ, > КВ, СМР2>СМР" T2*Tlt Эб2 > Эб,.

Окончание табл. 3.1.

Состояние строительной сферы.

Реформирование системы регулирования строительной сферы.

Совершенствование системы регулирования строительной сферы.

Алгоритм преобразования.

Период устойчивого развития (К3, СМР:, Г3,.

э63).

СМР3>СМР2,.

т,<�т2,.

Э/>3 > Эб2.

Алгоритм преобразования экономических явлений в инвестиционностроительной сфере имеет следующие значения:

  • • на этапе стагнации должно прекратиться падение объемов капитальных вложений (КВ2 > КВ,); объемы подрядных работ стабилизируются на определенном уровне (СМР2 > СМР,), возможно даже меньшем, чем при нике кризиса, за счет увеличения доли стоимости технологического оборудования в обшей стоимости капитальных вложений; сроки окупаемости капитальных вложений либо сократятся, либо будут равными периоду пика кризиса (Г2 < Г,); должна вырасти бюджетная эффективность (Эб2 > ^б*)'
  • • на этапе развития возрастает инвестиционная активность, увеличатся объемы капитальных вложений, возрастут объемы подрядных работ (СМР3 > СМР2); сроки окупаемости капитальных вложений должны постепенно сокращаться (Г3 < Т2), увеличится бюджетная эффективность капитальных вложений (Эбз > Эб2).

В рыночных условиях система государственного регулирования инвестиционно-строительной сферы разграничена на две подсистемы — управления государственным сектором и координации негосударственного сектора экономики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой