Регулирование рыночных отношений в строительстве
В условиях рыночной экономики одновременно функционируют рыночные саморегуляторы и методы государственного управления и регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Инвестиционно-строительная деятельность осуществляется на рынках капитальных вложений и подрядных работ, составляющими которых являются сектора (сегменты) проектных работ и инжиниринговых услуг, строительных материалов… Читать ещё >
Регулирование рыночных отношений в строительстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях рыночной экономики одновременно функционируют рыночные саморегуляторы и методы государственного управления и регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Инвестиционно-строительная деятельность осуществляется на рынках капитальных вложений и подрядных работ, составляющими которых являются сектора (сегменты) проектных работ и инжиниринговых услуг, строительных материалов, конструкций, изделий, технологического оборудования. На каждом сегменте рынков капитальных вложений и подрядных работ постоянно действуют законы спроса и предложения, конкуренции, а также меры саморегулирования и государственного регулирования деятельности основных объектов инвестиционно-строительной сферы (инвесторов, заказчиков, подрядных строительно-монтажных предприятий).
Рыночные саморегуляторы (спрос, предложение, конкуренция) наряду с системой саморегулируемых организаций в строительстве и меры государства (налоги, кредиты, субсидии, бюджет, законы) оказались не в силах остановить затянувшийся кризис в инвестиционно-строительной сфере или хотя бы стабилизировать экономику. Сегодня большинство российских специалистов пришли к выводу, что роль государства в рыночной экономике усиливается, и прежде всего в решающих сферах деятельности — промышленном производстве, строительстве, сельском хозяйстве, внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами с целью решения основных проблем экономики страны. Экономическая задача ГРЭ в строительстве — решение проблем инвестиционно-строительной сферы, которая зеркально отображает состояние строительной отрасли.
Мировой опыт свидетельствует, что, как бы ни были распространены методы рыночной саморегуляции и велика доля частного сектора в экономике, государство всегда выступает ключевым фактором социально-экономического развития. В свою очередь, развитие экономики невозможно без роста инвестиций в основной капитал и повышения их эффективности, т. е. без положительного состояния инвестиционно-строительной сферы.
Выделяют две основные группы методов государственного регулирования: административные и экономические. Роль административных методов регулирования экономики значительна в период кризисов, тогда как экономические методы преобладают во время стабильного развития народного хозяйства.
Административные методы — это меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, сфера их действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо защищенных слоев населения.
Экономические методы государственного регулирования экономики подразделяются на средства денежно-кредитной (косвенные) и бюджетной (прямые) политики.
Основные средства денежно-кредитной политики:
- • урегулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
- • установление размеров минимальных резервов, которые финансовокредитные институты обязаны хранить в центральном банке;
- • операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.
Государственное регулирование инвестиционно-строительной сферы — специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования (индикативного, рекомендательного), бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости. Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры общественного хозяйства (структурной реформе) и деятельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики страны, так и отдельных регионов на основе инвестиций в основной капитал.
Выделяют следующие направления регулирования инвестиционностроительной сферы:
- • антикризисное;
- • антимонопольное;
- • антизатратное;
- • направленное на создание организационных структур и системы управления строительной отраслью.
Основные этапы преобразований в системе регулирования деятельности строительной сферы приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Основные этапы преобразований в системе регулирования деятельности строительной сферы.
Состояние строительной сферы. | Реформирование системы регулирования строительной сферы. | Совершенствование системы регулирования строительной сферы. | Алгоритм преобразования. |
Депрессивное (КВ"СМР, г" Эм). |
| КВ, < КВ3, СМР, < СМР3,. Эбз> Эбн Эб2 < Э63. | |
Период стагнации (КВ2, СМР2, Т2, Э62). |
| КВ, > КВ, СМР2>СМР" T2*Tlt Эб2 > Эб,. |
Окончание табл. 3.1.
Состояние строительной сферы. | Реформирование системы регулирования строительной сферы. | Совершенствование системы регулирования строительной сферы. | Алгоритм преобразования. |
Период устойчивого развития (К3, СМР:, Г3,. э63). | СМР3>СМР2,. т,<�т2,. Э/>3 > Эб2. |
Алгоритм преобразования экономических явлений в инвестиционностроительной сфере имеет следующие значения:
- • на этапе стагнации должно прекратиться падение объемов капитальных вложений (КВ2 > КВ,); объемы подрядных работ стабилизируются на определенном уровне (СМР2 > СМР,), возможно даже меньшем, чем при нике кризиса, за счет увеличения доли стоимости технологического оборудования в обшей стоимости капитальных вложений; сроки окупаемости капитальных вложений либо сократятся, либо будут равными периоду пика кризиса (Г2 < Г,); должна вырасти бюджетная эффективность (Эб2 > ^б*)'
- • на этапе развития возрастает инвестиционная активность, увеличатся объемы капитальных вложений, возрастут объемы подрядных работ (СМР3 > СМР2); сроки окупаемости капитальных вложений должны постепенно сокращаться (Г3 < Т2), увеличится бюджетная эффективность капитальных вложений (Эбз > Эб2).
В рыночных условиях система государственного регулирования инвестиционно-строительной сферы разграничена на две подсистемы — управления государственным сектором и координации негосударственного сектора экономики.