Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема воспитания личности, обладающей культурой педагогической деятельности, тесно связана с ее творческими особенностями и имеет фундаментальное значение для будущего страны. В зависимости от того, насколько творчески развит педагог, настолько его педагогическая деятельность культу-росообразна. Скудный багаж творческих умений и навыков не позволяет современному учителю подняться до уровня… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СООТНОШЕНИЕ СОЗДАНИЯ АВТОРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗДЕЛИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Содержание и структура понятия «культура педагогической деятельности»
    • 1. 2. Педагогический потенциал процесса создания авторской куклы
    • 1. 3. Модель формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторской куклы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ АВТОРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗДЕЛИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи опытно-поисковой работы по формированию культуры педагогической деятельности студента
    • 2. 2. Педагогические условия формирования культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторской куклы
    • 2. 3. Динамика результатов опытно-поисковой работы
  • Выводы по второй главе

Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема воспитания личности, обладающей культурой педагогической деятельности, тесно связана с ее творческими особенностями и имеет фундаментальное значение для будущего страны. В зависимости от того, насколько творчески развит педагог, настолько его педагогическая деятельность культу-росообразна. Скудный багаж творческих умений и навыков не позволяет современному учителю подняться до уровня человека культуры, обладающего культурой педагогической деятельности. Среди причин данного явления — недостатки вузовской подготовки, серьезно ограничивающие возможности совершенствования творческого потенциала будущего учителя. Творческая компонента личности является слабым звеном в образовательном процессеона либо представлена недостаточно, либо вовсе выпадает из его содержания.

Восполнить данный недостаток позволяют элективные курсы, направленные на развитие художественно-творческой деятельности, активно побуждающие творческое воображение, отражающие ценностное отношение студента к культуре педагогической деятельности, позволяющие формировать знания, умения и навыки кулыуросообразной деятельности. Художественное изделие как элемент культуры несет в себе традиции, обычаи, мировоззрение народа, а процесс его создания выступает в качестве значимой деятельности, оказывающей влияние на нравственное, эстетическое, эмоциональное и коммуникативное развитие личности будущего педагога.

Включение студентов в процесс создания авторского художественного изделия позволяет им вырабатывать способность к целеполаганию, рефлексии, развивает эстетический вкус и художественное воображение, формирует открытость к диалогу культур, национально-этническому взаимодействию.

Для изучения творческости в культуре педагогической деятельности имеются социокультурные, психолого-педагогические, научно-методические, практические предпосылки.

Социокультурные предпосылки связаны с раскрытием смысла и значения культуры педагогической деятельности (JL А. Волович, В. А. Сластенин, JI. Б. Соколова) — с общей теорией культуры (В. JI. Бенин, JI. Н. Коган), воспитанием человека культуры, ядром которого являются субъективные свойства, определяющие меру его свободы, гуманности, жизнетворчества (В. С. Биб-лер, JI. П. Буева, В. И. Конев, Э. С. Маркарян).

Психолого-педагогические предпосылки включают разные точки зрения на феномен культуры и ее роль в формировании личности (Е. В. Бондарев-ская, Н. Е. Щуркова). Целенаправленно исследуются в данном аспекте культурологический подход (Н. Б. Крылова), проблемы качества подготовки учителя (Н. В. Кузьмина, В. Г. Рындак, Ф. Ш. Терегулов), вопросы активизации творческого потенциала учителя (В. И. Андреев, И. И. Зарецкая, Н. Д. Никандров, А. П. Тряпицына) — роль деятельности и особенности развития личности в учебном процессе (И. А. Зимняя, И. А. Колесникова, А. Н. Ксе-нофонтова, Г. И. Щукина). Получили развитие психология эстетической потребности (Ю. Б. Гиппенрейтер, И. А. Джидарьян), психология творчества (В. С. Кузин), психология художественного восприятия (Р. Арнхейм, Т. Липпс). Аксиологический аспект искусства представлен в трудах философов и искусствоведов (Г. Г. Гадамер, Н. М. Мышьякова, JI. Н. Столович, М. Хайдеггер), педагогов (С. М. Каргапольцев, А. В. Кирьякова, Б. М. Йеменский).

В научно-методических исследованиях (Е. А. Коссаковская, А. А. Савка, Ф. В. А. Фребель, В. В. Юртайкин) расширен круг средств воспитания личности и формирования культуры педагогической деятельности. Внимание ученых обращено на воспитательный потенциал игрушки (Е. А. Аркин, Н. Г. Богораз-Тан, Ю. О. Голубева, М. Мид, П. М. Оберталлер, А. Н. Рейнсон-Правдин), что связано с рядом факторов: возрастающей знаковостью социокультурного мирамногомерностью социализации и открывающимися ныне возможностями для творческого развития личностиновыми формами визуальной коммуникации, в которых познавательные, коммуникативные сюжеты-дискурсы опосредованы общением со знаковым персонажем (виртуальной куклой) — новым коммуникативным пространством, в котором кукла-образ вводится в познавательный процесс.

К числу практических предпосылок относятся: введение вариативности в стандарт высшего образования, увеличение перечня курсов по выбору, внедрение культуротворческих технологий в образовательный процесс. На передний план выходят личностно ориентированная парадигма образования и культуросообразность как один из ключевых ее принципов.

Вместе с тем вопрос формирования культуры педагогической деятельности в процессе создания студентом авторского художественного изделия специально не рассматривался.

Остаются неразрешенными противоречия между:

— объективной потребностью общества в личности учителя, творчески исполняющего свое дело, и недостаточной обращенностью системы высшего образования к подготовке выпускников, обладающих культурой педагогической деятельности;

— педагогическим потенциалом, заложенным в опыте создания авторской куклы как художественного изделия, и отсутствием рекомендаций по его использованию в качестве средства формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя;

— потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования культуры педагогической деятельности средствами прикладного искусства и неразработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Поэтому проблема исследования заключается в теоретическом обосновании, поиске содержания, методов и форм использования художественно-творческого опыта в формировании культуры педагогической деятельности будущего учителя.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия».

В исследовании введено ограничение: формирование культуры педагогической деятельности происходило на основе создания авторской куклы.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования культуры педагогической деятельности студента средствами авторского художественного изделия.

Объект исследования: в образовательный процесс вуза.

Предмет исследования: формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторской куклы.

В основу исследования была положена гипотеза: формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторской куклы в образовательном процессе вуза будет успешным, если:

— обосновано содержание понятия «культура педагогической деятельности студента», обеспечивающее направленность процесса на формирование личностного качества;

— разработана и экспериментально проверена модель формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторского художественного изделия на основе культурологического подхода;

— определены педагогические условия формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторской куклы.

Задачи исследования:

1. Уточнить понятие «культура педагогической деятельности студента» с позиций художественного творчества.

2. Обосновать педагогический потенциал опыта создания авторской куклы в формировании культуры педагогической деятельности студента.

3. Создать поливариативную модель формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторского художественного изделия.

4. Разработать научно-методические рекомендации для преподавателей, учителей, студентов, аспирантов по формированию культуры педагогической деятельности на основе создания авторской куклы.

Методологической основой исследования являются: диалектическая теория познания, заключающаяся в целостном и всестороннем рассмотрении явлений и процессов в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленностипринципы единства теории и практики, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов. Философский уровень исследования базируется на подходах философов к определению культуры (И. Хей-зинга, А. Швейцер) — к структуре, анализу, характеристике социокультурной среды (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Э. В. Ильенков, А. Ф. Лосев, М. К. Мамар-дашвили) — к значению образа в культуре (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, О. Каламбре-зе, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Лотман, Ю. Хабермас) — концепции философии и методологии образования (В. В. Краевский, В. М. Розин, В. Н. Сагатовский, Г. П. Щедровицкий). Общенаучный уровень исследования составляют: теория педагогической культуры (В. А. Сластенин) — общая теория деятельности и развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) — теория личностно ориентированного образования (Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская) — представления о роли искусства в воспитании (С. С. Аве-ринцев, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, В. А. Сухомлинский) — теория рефлексивной природы сознания и мышления (О. С. Анисимов, Г. В. Ф. Гегель, Дж. Дьюи, И. Кант, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Лефевр, Г. С. Сухобская) — историко-культурная теория деятельности Л. С. Выготскогопринцип культуро-сообразности (А. Дистервег). Технологический уровень исследования: эвристический метод в образовании как способ усвоения культуры (И. И. Ильясов, И. Я. Лернер) — культуротворческие технологии (В. Г. Селевко).

База исследования: Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, факультет «Декоративное искусство и культура» (145 человек), 42 преподавателя. Исследование проходило поэтапно с 2000 по 2004 год.

Первый этап (2000—2001 гг.) включал изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследованиябыли определены его теоретико-методологическая основа, объект, предмет, цель, гипотеза и задачиизучена педагогическая практикаразработана программа исследованияуточнены дидактические условия и этапы формирования у студентов культуры педагогической деятельности.

Использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение (непосредственное, сплошное, открытое и скрытое), тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа, изучение документов, обобщение передового педагогического опыта, экспертная оценка.

На втором этапе (2001—2003 гг.) проведены констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента, апробация и коррекция модели формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторской куклы, определены педагогические условия взаимодействия этих процессов.

Методами исследования были тестирование, анкетирование, моделирование, наблюдение, изучение документов, творческих работ, статистическая обработка данных.

Третий этап (2003—2004 гг.) предусматривал анализ результатов эксперимента, теоретическое осмысление и уточнение отдельных положений проделанной работы, литературное оформление диссертационного исследования.

На данном этапе были использованы следующие методы: анализ и синтез (теоретический, количественный, качественный), обобщение и систематизация материала, сравнительный анализ экспериментальных данных, методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в углублении педагогического знания за счет:

1. Обоснования содержания понятия «культура педагогической деятельности студента» как основы культуросообразного образовательного процесса.

2. Разработанной модели, отличающейся поливариативностью, широким использованием педагогических средств и методов, в том числе регионального содержания, как универсальных способов формирования культуры педагогической деятельности.

3. Выявления педагогических условий, способствующих эффективному формированию культуры педагогической деятельности на основе создания авторской куклы, к которым относятся: направленность мотивов студентов на культуру педагогической деятельностивключение студентов в творческую деятельность по созданию авторской куклыразвитие рефлексии творческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит во внесении вклада в теоретическую разработку проблемы формирования культуры педагогической деятельности:

— раскрыты теоретические основы (педагогические подходы, принципы) конструирования поливариативной модели формирования культуры педагогической деятельности в процессе создания студентом авторского художественного изделия как эффективного воспитательного средства;

— выявлен педагогический потенциал опыта создания авторской куклы, заключающийся в сотворчестве преподавателя и студента по созданию индивидуального художественного изделия, отражающего ценностное отношение студента к культуре педагогической деятельностипреобразовании художественно-творческой деятельности студента (от исполнительской до творчески самостоятельной) на основе развития умений целепола-гания, моделирования, конструирования, рефлексии творческой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит:

— в разработке культуротворческой технологии обучения студентов, основанной на создании авторской куклы;

— в обосновании и апробации научно-методического комплекса (программа элективного курса «Становление культуры педагогической деятельности студента в процессе работы над созданием куклы», культуротворче-ские технологии обучения, научно-методические рекомендации), позволяющего успешно внедрять поливариативную модель формирования культуры педагогической деятельности в образовательный процесс и совершенствовать его. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе всех типов учебных заведений профессионального, общего и специального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уточнение содержания понятия «культура педагогической деятельности студента» как совокупности культуротворческих педагогических технологий детерминировано инновационными целями образования, предполагающими воспитание педагогического мастерства, эмоциональной восприимчивости к новаторству. Такой подход позволяет формировать культуру педагогической деятельности как интегративное качество личности, характеризующееся креативностью, критичностью, эстетическим вкусом, активацией ценностей и смыслов в художественно-творческой деятельности соответственно мотивационному, интеллектуальному, деятельностному, эмоциональному критериям.

2. Поливариативная модель формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторского художественного изделия, основанная на культурологическом подходе и единстве принципов целенаправленности, целостности, культуросообразности, сотворчества, субъ-ектности, рефлексии, региональное&trade-, определяет выбор индивидуальной программы деятельности студента. Конструирование деятельности обеспечивает интериоризацию элементов культуры педагогической деятельности. Обучение в структуре этой модели подразумевает переход от традиционного предметного к продуктивному, личностно ориентированному образованию.

3. Эффективность формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторской куклы обеспечивается совокупностью педагогических условий: направленность мотивов студентов на культуру педагогической деятельностивключение студентов в творческую деятельность по созданию авторской куклыразвитие рефлексии творческой деятельности.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, применением совокупности методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации, практическим подтверждением основных положений в опытной работе и статистической значимостью данных, личным участием диссертанта в экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова. Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на региональной научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы и перспективы» (Оренбург, 2002) — «В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири» (Оренбург, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции «Образование для 21 века: доступность, эффективность, качество» (Москва, 2002) — Республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 200-летию М. Утемисова, «Махамбет и национальное наследие» (Уральск, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал учебных дисциплин общепрофессионального цикла в формировании личности будущего учителя» (Казань, 2003) — Второй Международной конференции «Образование через всю жизнь: становление и развитие непрерывного образования» (Санкт-Петербург, 2003) — X Международной научно-практической конференции «Гуманистические традиции и инновации в педагогике» (Казань, 2003) — Международной научно-практической конференции «Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность, традиции и перспективы» (Оренбург, 2004).

Личный вклад автора состоит:

— в обосновании положения о том, что процессы создания авторского художественного изделия и формирования культуры педагогической деятельности учителя объективно взаимосвязаны и принципиально значимы в образовательном процессе;

— организации и проведении опытно-поисковой работы в вузах;

— в обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих формированию культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторского художественного изделия.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (257 источников) и приложения.

Выводы по второй главе.

Опытно-поисковая работа была направлена на реализацию модели процесса использования опыта создания авторской куклы в формировании культуры педагогической студента. Целью опытно-поисковой работы стала апробация модели и экспериментальная проверка эффективности формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя в процессе создания авторской куклы.

В ходе опытно-поисковой работы были решены следующие задачи: составлена программа и план ее реализации, организовано педагогическое на.

Начало ОПР Конец ОПР Экспериментальная группа высокий уровень I средний уровень.

Начало ОПР Конец ОПР Контрольная группа щ допустимый уровень низкий уровень блюдение за формированием культуры педагогической деятельности студентов, разработан инструментарий социолого-педагогического исследования, выявлен исходный уровень сформированности культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторского художественного изделия, проведен формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлена апробация разработанной модели формирования культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторской куклы. Полученные результаты обработаны методами математической статистики.

Реализация модели осуществлялась при определенных условиях. На основе теоретического анализа, результатов анкетного опроса, педагогической экспертизы были выявлены педагогические условия формирования культуры педагогической деятельности студента: направленность мотивов студентов на культуру педагогической деятельностивключение студентов в творческую деятельность по созданию авторской куклыразвитие рефлексии творческой деятельности.

В ходе констатирующего эксперимента был сделан вывод о недостаточном соответствии уровня подготовки студентов педагогических вузов современным требованиям к учителям. Ранжирование причин этого несоответствия составило следующий ряд по убыванию: недостаточная теоретическая подготовка будущих учителей в области педагогической наукислабая методическая подготовленностьнизкий уровень творческой активности студентов и учителейотсутствие увлечений у большинства учителей и студентов вузанедостаточное обеспечение учителей методической литературойнизкий уровень использования произведений искусства в профессиональной подготовке будущих учителей.

Проведенный опрос студентов выявил, с одной стороны, достаточно высокий интерес к новому виду искусства — авторской кукле, а с другой — невысокий уровень информированности о педагогическом потенциале опыта создания авторской куклы, о видах куклы и ее влиянии на нравственное, эстетическое, коммуникативное и эмоциональное развитие личности будущего учителянизкий уровень сформированности практических умений и навыков, необходимых для самостоятельного изготовления авторской куклы, творческой активности.

В целом по результатам констатирующего эксперимента 18,7% студентов экспериментальной группы имели высокий уровень сформированности практических умений и навыков, необходимых для изготовления авторской куклы, 37,3% — средний, 26,7% — достаточный и 17,3% — низкий (в контрольной соответственно 15,7- 34,3- 30,0 и 20,0%).

Формирующий эксперимент проходил в естественных условиях образовательного процесса Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова. Он был направлен на апробацию модели и реализацию педагогических условий ее функционирования и доведение наших разработок до уровня практического использования.

В ходе исследования в содержание педагогических дисциплин были введены темы, рассматривающие педагогические возможности куклы как средства формирования личности, ее эмоционального, нравственного, коммуникативного развитияапробирован элективный курс «Становление культуры педагогической деятельности студента в процессе работы над созданием куклы».

Реализация модели в ходе эксперимента дала позитивные результаты, анализ которых позволяет сделать вывод о повышении уровня культуры педагогической деятельности студентов экспериментальной группы в процессе создания авторского художественного изделия. Полученные экспериментальные данные подтверждают, что определение и реализация педагогических возможностей опыта создания авторской куклы, введение в содержание спецдисциплин тем, рассматривающих влияние куклы на нравственное, эстетическое, коммуникативное развитие личности, использование системы индивидуальных и коллективных форм творческой деятельности в учебном процессе и внеучебной работе обеспечивают приобщение личности будущего учителя к традициям, обычаям и нормам культуры, повышение уровня культуры педагогической деятельности студента педагогического вуза, позволяют реально повысить уровень профессиональной подготовки будущих учителей для работы в общеобразовательных учебных заведениях.

Использование методов математической статистики показало наличие статистически значимых различий между экспериментальной и контрольной группами в конце опытно-поисковой работы, существенное повышение уровня сформированности культуры педагогической деятельности по всем критериям и показателям в экспериментальной группе.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, задачи, поставленные в диссертационной работе, решены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование носит теоретико-прикладной характер и направлено на решение одной из актуальных проблем высшего профессионального образования — формирование культуры педагогической деятельности студента.

На основании результатов, полученных в ходе исследования, представляется возможным сделать ряд выводов.

Поскольку культура педагогической деятельности учителя представляет интегративное качество личности (креативность, критичность, эстетический вкус, активация ценностей и смыслов в художественно-творческой деятельности), она проявляется в осознанной реализации будущим учителем смыслов, значений и нормативов педагогической культуры в форме личностных, профессиональных и художественных ценностей и развивается по основным критериям: мотивационному, интеллектуальному, деятельностному, эмоциональному.

Творчество как базовый инвариант культуры педагогической деятельности обеспечивает развитие направленности мотивов студента быть профессионалом, компетентным в различных областях культуры, сформированность систематизированных умений педагогической деятельности (целеполагание, рефлексияэмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность).

Оценить эффективность деятельности по формированию культуры педагогической деятельности в процессе создания студентом авторского художественного изделия с учетом задач каждого этапа позволяет поливариативная модель.

Обосновано, что эффективность реализации модели обеспечивают следующие педагогические условия: направленность мотивов студентов на культуру педагогической деятельностивключение студентов в творческую деятельность по созданию авторской куклыразвитие рефлексии творческой деятельности.

Полученные в ходе формирующего эксперимента результаты указывают:

— поэтапность создания авторской куклы (воплощение замысла в эскизе, разработка композиции, моделирование и конструирование костюма, воплощение образа в материале) соотносится с этапами формирования культуры педагогической деятельностив бинарном процессе деятельность носит преобразующий характер;

— формирование культуры педагогической деятельности происходит более интенсивно в случае культурного самоопределения студента, стремления стать человеком культуры при наличии умений художественно-творческой деятельности, культурных потребностей и интересов;

— так как выбор ценностей деятельности осуществляется в «коридоре культуры» (Н. Е. Щуркова), восхождение студента к культуре педагогической деятельности требует педагогической под держки в вузе, выражающейся в создании культуротворческой воспитательной среды;

— при составлении образовательных программ, направленных на формирование культуры педагогической деятельности, следует учитывать индивидуальные особенности и задатки способностей студентов: пространственное и образное мышление, оригинальность, гибкость, декоративно-прикладные умения, эстетический вкус, чувство цвета, формы, композиции, так как авторское художественное изделие (коллаж, картина, скульптура, гобелен, ювелирное изделие и др.) обладает идентичными с авторской куклой возможностями для формирования культуры педагогической деятельности.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер. Дальнейшая разработка проблемы предполагает исследование педагогических основ формирования культуры педагогической деятельности на основе авторского художественного изделия, его функций, закономерностей развития в историко-педагогическом аспекте, что позволит более корректно определить методологию культуры педагогической деятельности, творчества как ее инварианта. Специальной задачей выступает исследование регионально-муниципальных особенностей культуры педагогической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — 2-е изд., переработ, и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 217 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 229 с.
  3. С. С. Мировоззренческий стиль // Вопр. философии. — 1993. — № 9. — С. 16—22.
  4. В. С. Влияние факторов культуры на воспитание человека человеком // Вопр. психологии. — 1985. — № 3. — С. 135—140.
  5. Е. А. Культура в системе образования личности // Материалы междунар. науч.-практ. конф., проведенной в рамках фестиваля гуманитарных наук. Ч. 2. — М.- Оренбург, 2003. — С. 165—168.
  6. . Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980.
  7. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань: Университет, 1988. — 236 с.
  8. О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. — М.: Экономика, 1991. — 415с.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. —392 с.
  10. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. — М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  11. А. Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2001. —360 с.
  12. В. Г. Человек как система и система деятельности человека // Социологические исследования. — 1996. — № 4. — С. 30—39.
  13. В. А. Наука как самопознающая система. — Казань: Изд-воКГУ, 1991. —181 с.
  14. М. М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. трудов / Примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  15. М. М. Что такое культура. — М., 1990. — 54 с.
  16. В. А. Формирование у учащихся понятия «система познавательной деятельности» // Совершенствование процесса формирования научных понятий: Тез. докл. — Челябинск, 1986. — С. 26—27.
  17. А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М.: Просвещение, 1991, — 176 с.
  18. Е. М., Штейнбах Е: Е. Игрушки Сергеева Посада // Панорама искусств. — М., 1980. — Вып. 3. — С. 53—73.
  19. В. Л. Педагогическая культура: Философско-социальный анализ. — Уфа, 1997. — 131 с.
  20. Н. А. Воля к культуре и воля к жизни // Творчество. —1990. — № 4. — С. 14—16.
  21. Е. В. Методологические условия перехода науки к практике в структуре прикладного педагогического исследования. — Волгоград, 2003. —41 с.
  22. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. — М.: Фаир-пресс, 2003. — 473 с.
  23. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 423 с.
  24. В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  25. В. С. От наукоучения к логике культуры. — М.: Прогресс, 1991, —161с.
  26. . П. Структура процесса воспитания: Методологический аспект, — Каунас, 1984. — 190 с.
  27. Г. Народная игрушка Каргополья // Дошкольное воспитание. — 1972. — № 10.
  28. П. П. Значение среды и учителя для изучения ребенка // Избранные педагогические произведения. — М.: Педагогика, 1961. — 695 с.
  29. П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971. — 544 с.
  30. И. Я. Творческие проблемы современных художественных промыслов. — Л.: Искусство, 1981. — 374 с.
  31. Богораз-Тан Н. Г. Чукчи. — Л., 1934. — Ч. 1.
  32. А. А. Личность и общение. — М., 1995. — 328 с.
  33. . Система вещей. — М.: Рудомино, 2001. — 224 с.
  34. Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Ин-т практич. психол., 1995. — 352 с.
  35. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. — СПб.: Норинт, 2000. — 1535 с.
  36. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — 863 с.
  37. Е. В. Педагогика личностно ориентированного образования. — Ростов-на-Дону, 2000.
  38. Е. В. Теоретические вопросы личностно ориентированного образования // Инновационная школа. — 2000. — № 1. — С. 19—26.
  39. Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2001. —304 с.
  40. . С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психологии.— 1997.— № 5.
  41. А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — № 6.
  42. Будьте широки и внутренне диалогичны: Интервью Д. С. Лихачева и О. И. Карпухина. // Культура и перестройка. — М., 1990. — С. 26—34.
  43. JI. П. Духовность и проблемы нравственной культуры. (Круглый стол: «Духовность, художественное творчество, нравственность») // Во-пр. философии. — 1996. — № 2. — С. 3—9.
  44. К. Я. Модель саморазвития человека. — Н.-Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. — 256 с.
  45. П. Об искусстве. — М.: Искусство, 1993. — 622 с.
  46. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  47. С. И. Культура как полагание смысла // Одиссей, 1989: Человек в истории. — М., 1989. — С. 17—20.
  48. Э. А. Эстетическая культура школьника как педагогическая проблема: Дис. в виде науч. доклада. д-ра пед. наук. — СПб., 1997. — 47 с.
  49. С. Г. Образование как ценность // Перспективы развития системы непрерывного образования. — М.: Просвещение, 1990. — С. 18—28.
  50. М. А. Педагогическая синергетика: Монография. — Курган: ЮГУ, 2001. —405 с.
  51. Взаимодействие и интеграция искусства в художественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г. П. Шевченко и Ю. П. Юсова. — Луганск: ЛГПИ, 1990. — 200 с.
  52. Л. Г. О педагогических системах. — Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. — 101 с.
  53. В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации (А. Н. Леонтьев и современная психология) / Под ред. А. В. Запорожца, В. И. Зинченко, Р. В. Овчинниковой, О. К. Тихомирова. — М.: МГУ, 1983. — С. 191— 200.
  54. Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. — 2-е изд., доп. и испр. — Екатеринбург, 1997. — 211 с.
  55. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  56. И. П. Приобщение школьников к творчеству. — М.: Просвещение, 1982. —144 с.
  57. Волович J1. А. Педагогическая культурология: Программа интегра-тивного учебного курса для высших педагогических заведений. — Казань, 1995. —40 с.
  58. Н. Е., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. — 1992. — № 7—8.
  59. Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы: Сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Оренбург, 26—27 мая 2004 г.: В 3 ч. — Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2004.
  60. . 3., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. — М., 1995. —78 с.
  61. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
  62. Л. С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1965. — 572 с.
  63. Выступление министра образования и науки Республики Казахстан Беркимбаевой на коллегии 28 февраля 2002 г. // Учитель Казахстана. — 2002.—№ 7—8.
  64. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры: Материалы международной конференции ЮНЕСКО. Париж, 5—9 октября 1998 г. // Alma mater. — 1998. — № 2.
  65. Гадамер Х-Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991. — 367 с.
  66. В. А. Системные описания в психологии. —Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1984. — 176 с.
  67. Г. Д. Само- и миропознание // Лит. газета. — 2004. — № 9 (38). —С. 11.
  68. Г. В. Ф. Философия религии: В 2 т. — М.: Мысль, 1977.
  69. . С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. — 1998. — № 2. — С. 49—57.
  70. Ю. Б. Психология эмоций и мотиваций. Хрестоматия. — М.: ЧеРо, 2002. — 752 с.
  71. . А. Моделирование сложных систем. — М.: Моск. горный ин-т, 1978. — 83 с.
  72. Ю. О. Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 2000. —18 с.
  73. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  74. Т. Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Грушевицкая, М. А. Гузик, А. П. Садохин- Под ред. А. П. Садохина. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 408 с.
  75. П. С. Философия культуры: Учебник для вузов. — М.: Nota Bene, 2001. —352 с.
  76. В. В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление // Перспективы. — 1992. — № 1—2.
  77. Ю. Н. Человек — культура — природа // Проблема теории культуры / НИИ культуры. Вып. 55. — М., 1977. — С. 101—129.
  78. Г. Древнейший вид игрушки // Декоративное искусство СССР. — 1974. — № 8. — С. 39—44.
  79. Г. Ж. Поликультурный учитель — учитель которого ждут // Интеграция образования. — 2003. — № 1. — С. 116—118.
  80. Г. Общество спектакля. — М.: Логос, 2000.
  81. . Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность.— Томск, 1998.
  82. Е. С. Призвание — кукольник. — JL: Искусство. 1986. — 197 с.
  83. И. А. Эстетическая потребность. — М.: Наука, 1976. — 191 с.
  84. А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. — 290 с.
  85. Г. Д. Многокультурное образование. — М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
  86. Доклад Президента Республики Казахстан на съезде работников образования РК // Учитель Казахстана. — 2001. — № 6—7.
  87. О. В. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования // Альма Матер. — 2000. — № 10. — С. 24—30.
  88. И. В. и др. Ориентирование студентов вуза на ценностное осмысление лидерского потенциала. — Красноярск, 2003. — 65 с.
  89. Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Пер. с англ. Н. М. Никольской- Под ред. Ю. С. Рассказова. — М.: Лабиринт, М., 1999. — 192 с.
  90. В. В. Мир художественной культуры. — М.: Мысль, 1987. —237 с.
  91. В. И., Алексеева М. Н. Формы и методы логического мышления в педагогических исследованиях // Методология педагогических исследований: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. — М., 1998. —С. 10—47.
  92. Заир-Бек Е. С. Опыт деятельности центра педагогических технологий // Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика: Материалы науч.-практ. конф. — Оренбург, 1993. — С. 224—227.
  93. Закон об образовании // Официальные документы в образовании. —2000. — № 14. — С. 2—59.
  94. JI. В. Дидактика и жизнь. — М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  95. И. И. Профессиональная культура педагога. — М., 2001. —97 с.
  96. Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. — 1999. — № 3. — С. 69—73.
  97. Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование как социологическая проблема // Социологические исследования. — 1997. — № 10. — С. 78—87.
  98. Н. С. Человек — субъект культурно-исторического процесса // Проблемы философии культуры. — М.: Мысль, 1984.
  99. Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  100. В. С. Целостный педагогический процесс (Формирование личности школьника). — М., 1984. — 122 с.
  101. Исламова 3. Ф. Народное искусство как средство формирования эстетической культуры будущего учителя начальных классов (На материаледекоративно-прикладного искусства народа Баппсорстана): Дис.. канд. пед. наук. — Уфа: УГПИ, 1999. — 181 с.
  102. М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.
  103. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
  104. И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. — М.: Мысль, 1964. — 327 с.
  105. П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования: Избр. соч. — М.: Педагогика, 1982. — 471 с.
  106. А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. — Оренбург, 1996. — 187 с.
  107. Е. В. Мир кукол. — Калининград: Янтарный сказ, 2002. — 64 с. — (Библиотека «Авроры»).
  108. Е. И. Театральная кукла — форма, функция, образ. На примере кукол театра Н. Я. и И. С. Ефимовых: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1999. — 24 с.
  109. JI. Н. Теория культуры. — Екатеринбург: Уральский гос. унт, 1989. —212 с.
  110. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 176 с.
  111. И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии. — СПб., 1999. — 242 с.
  112. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1999. — 255 с.
  113. В. А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопр. философии. — 1996. — № 10. — С. 46—58.
  114. Концепция модернизации российского образования // Внешкольник. — 2002. — № 6. — С. 15.
  115. Е. В. Педагогика взаимодействия в современном образовательном процессе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2000. — 39 с.
  116. Н. JI. Единство и различие значения терминов «условие» и «средство» в педагогике // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 (57). —М.: Педагогика, 1991. — С. 6—12.
  117. Е. А. Игрушки в жизни ребенка. — М.: Просвещение, 1980. —61 с.
  118. А. И. Педагогическое исследование: Учебное пособие для аспирантов, студентов-дипломников, учителей. — Рязань, 1975. — 178 с.
  119. В. В. Методология педагогического исследования. — Самара, 2001. — 122 с.
  120. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  121. Краткий словарь по эстетике / Под ред. М. Ф. Овсянникова. — М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  122. Н. Б. Горизонты культуры для школьника // Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 75—79.
  123. В. С. Психология / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
  124. Ф. А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистров. — М.: Ось-89, 2000. — 320 с.
  125. Культура педагогической деятельности учителя: методология, теория, опыт и перспективы развития: Монография / JI. Б. Соколова, Г. В. Белая, В. М. Пустовалов и др.- Под ред. JI. Б. Соколовой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. —256 с.
  126. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г. В. Драча. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 575 с.
  127. Ю. Н. Психологическая природа деятельности педагога // Творческая направленность деятельности педагога: Сб. науч. ст. — JL, 1978. —С. 7—10.
  128. Ю. Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985. — 128 с.
  129. А. Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы. — СПб., 2000.
  130. А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  131. Леви-Стросс К. Печальные тропики. — М., 1984.
  132. А. Н. Потребность, мотивы и эмоции. — М.: Политиздат, 1971. —40 с.
  133. В. Н. Эстетическая культура и личность. — М.: Знание, 1987.— 123 с.
  134. А. Ф. Дерзание духа. — М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. —84 с.
  135. Ю. Беседы о русской культуре. — СПб.: Искуство-СПб., 1994. — 399 с.
  136. Ю. М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи: В 3 т. — Таллинн: Александра, 1992. — Т. 1.
  137. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. — 128 с.
  138. Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учит. — 3-е изд., перераб. и доп. —М.: Просвещение, 1992. — 110 с.
  139. В. Я. Формирование учебной деятельности студентов. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
  140. А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.
  141. Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. — М.: Просвещение, 1983. — 157 с.
  142. В. А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога: Монография. — Оренбург, 1999. — 236 с.
  143. М. Как я понимаю философию. — М., 1990. — 415 с.
  144. Ю. С. Средовый подход в воспитании // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 36—А1.
  145. Э. С. Теория культуры и современная наука. — М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  146. А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  147. А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психологии. — 1989. — № 6. — С. 29—33.
  148. В. М. Культура как объект познания // Проблемы философии культуры. — М.: Мысль, 1984.
  149. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопр. психологии. — 1989. — № 1. — С. 15—23.
  150. Мид М. Культура и мир детства. — М.: Нация, 1983.
  151. Мир человека: Научно-информационное издание. Вып. 1—3. — Красноярск: СибГТУ, 2003—2004.
  152. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  153. Модернизация образования: проблемы и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. Оренбург, 28—29 ноября 2002 г. Ч. 4. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. — 504 с.
  154. А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. — М.: Прогресс, 1993. —201 с.
  155. А. История декоративно-прикладного искусства. — М.: Искусство, 1982. — 577 с.
  156. О. В. Выявление и педагогическая интерпретация социального заказа системе образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Тюмень, 1996. —18 с.
  157. В. С. Феноменология развития бытия личности. — М.- Воронеж, 1999.
  158. В. Н. Способности и потребности // Психологические способности и потребности: Учен. зап. Ленингр. ун-та — Л., 1962. — 172 с.
  159. Н. В. Периодизация историко-педагогического процесса как компонент деятельности исследователя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.—М., 1995. —36 с.
  160. А. Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. — Челябинск: УралГАФК, 2000. — 187 с.
  161. Народы мира. Историко-этнографический справочник / Под ред. Ю. В. Бромлей. — М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 624 с.
  162. Научные работы: Методика подготовки и оформление / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Амалфея, 2000. — 544 с.
  163. . М. Моя цель — очеловечить человека. — М.: Педагогический вестник, 1995. — 79 с.
  164. Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
  165. А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Деловые советы. — М.: АЛО РАО, 1996. — 130 с.
  166. JI. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система (педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. — 1998. — № 1. — С. 132—134.
  167. П. М. Материалы о хантыйских куклах // Сов. этнография. — 1935. — № 3.
  168. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополн. — М., 1998. — 944 с.
  169. С. И. Диалог культуры и образования // Искусство и образование— 2001. — № 1(15). — С. 10—14.
  170. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Шиянов — М.: Школа-Пресс, 1998. —512 с.
  171. Т. Игрушки 20-х годов // Декоративное искусство СССР. — 1986. — № 5. — С. 48—52.
  172. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 452 с.
  173. К. К. Структура развития личности. — М.: Наука, 1986. —255 с.
  174. М. Л. Педагогические условия ориентации учащихся на культурное самоопределение: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Самара, 2004. —24 с.
  175. Э. А. Философия культуры. — М., 1999. — 576 с.
  176. Я. А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. — 303 с.
  177. Примерная программа дисциплины «Декоративно-прикладное искусство» для специальности 0311 «Изобразительное искусство и черчение». — М.: НМЦ СПО, 1998. — 17 с.
  178. А. Г., Прокофьева В. Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: Монография. — Оренбург, 2000. — 160 с.
  179. В. А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия // Русское богатство. — М.: Изд-во МПА. — 1997. — № 1,2.
  180. Рейнсон-Правдин А. Н. Игра и игрушка народов Обского Севера // Советская этнография. — 1949. — № 3.
  181. Ю. Г. Интегративное самообучение: Монография. — М.: Логос, 2004. — 248 с.
  182. В. В. Три главных принципа образования // Сумерки просвещения. — М., 1990. — С. 92—101.
  183. В. М. Введение в культурологию. — М., 1994.
  184. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993—1999.
  185. С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. —720 с.
  186. В. Г. Методологические основы образования: Учебное пособие к спецкурсу. — Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2000. — 192 с.
  187. В. Г. Творчество: Краткий педагогический словарь. — Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2001. — 108 с.
  188. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопр. философии. — 1990. — № 5. — С. 61—62.
  189. А. Дети и взрослые в мире современных игрушек // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 74—76.
  190. В. Н. Антропологическая целостность: статус и структура. Очерки социальной антропологии. — СПб, 1995.
  191. С. В. Теория и практика профессионального самоопределения школьника в учреждениях дополнительного образования: Монография. — Оренбург, 1996. — 179 с.
  192. А. И. Развитие творческого потенциала в учебно-воспитательном процессе. — Пермь: ПГПУ, 2000. — 153 с.
  193. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  194. В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. — М.: Логос, 1999. — 272 с.
  195. М. Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). — М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  196. В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М.: Школа пресс, 1995. — 384 с.
  197. Н. И. Искусство играющих кукол. — М.: Искусство, 1983. —271 с.
  198. Современные технологии образования: Сб. тр. 1-й межрегиональной заочной науч.-практ. конф. — Магнитогорск, 2004. — 255 с.
  199. Л. Б. Обновление педагогического образования: культура педагогической деятельности будущего учителя // Credo new. — СПб., 2003. — № 1. — С. 59—74.
  200. Л. Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: Монография. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. — 352 с.
  201. Способности и интересы: Сборник статей / Под. ред. Н. Д. Левито-ва. — М.: АПН РСФСР, 1962. — 307 с.
  202. Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерки истории эстетической аксиологии. — М., 1994. — 464 с.
  203. В. А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1990. — 286 с.
  204. Н. М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. — Казань: ИССО РАО, 1993. — 96 с.
  205. Ф. Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. — М.: Слово, 2000. — 624 с.
  206. М. X., Саар Э. А. Молодое поколение. — М.: Мысль, 1986. —254 с.
  207. Л. В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика. — 1999. — № 8. — С. 3—11.
  208. А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. — Л., 1989. — 91 с.
  209. В. П. О ценностях жизни и культуры. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. —124 с.
  210. А. Традиционная кукла Японии // Азия и Африка сегодня. — 1982. — № 2. — С. 64.
  211. И. Н. Царские игрушки // Юный художник. — 1990. — № 12. —С. 17—19.
  212. К. Д. Человек как предмет воспитания // Пед. соч.: В 6 т. — М., 1990. —Т. 5, 6.
  213. Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  214. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова и др. — СПб., 1998. — 443 с.
  215. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С. С. Аверин-цев, Э. А. Араб-Оглы, JI. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  216. Философия образования для XXI века. — М., 1992. — 207 с.
  217. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Просвещение, 1993. — 177 с.
  218. Ф. Избранные сочинения. Т. 1. — М., 1906.
  219. Э. Искусство любви. — Минск, 1990. — 80 с.
  220. С. Ю. Философский дискурс о модерне: Пер. с нем. — М.: Весь мир, 2003. — 416 с.
  221. М. Бытие и время. Статьи и выступления. — М.: Республика, 1993. — 447 с.
  222. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс, 1992. — 464 с.
  223. Е. Н. Керамическая игрушка: Сборник статей НИИХП. Вып. 1. —М., 1962.
  224. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. — 447 с.
  225. Художественная культура и гармоническое развитие личности. — Киев: Наукова Думка, 1982. — 239 с.
  226. В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1989. — 150 с.
  227. Ю. В. Психолого-педагогические основы формирования качества творческой личности в системе непрерывного образования. -— М.: Просвещение, 1998. — 321 с.
  228. С. Т. Педагогические сочинения: В 4 т. / Под ред. И. А. Каирова. — М.: Просвещение, 1964. — Т. 2. — 476 с.
  229. А. Культура и этика. — М., 1993.
  230. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч.: В 7 т. — М., 1957. — Т. 6. — С. 251—358.
  231. Н. Русское народное творчество: Экспериментальная программа // Искусство в школе. — 1994. — № 4. — С. 50—55.
  232. О. А. Дидактические условия самоопределения будущих учителей в профессионально-педагогической культуре: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1999. —¦ 22 с.
  233. Т. Я. Народное искусство в художественном образовании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М.: МГУ, 1988. —34 с.
  234. В. А. Моделирование и философия. — JL: Наука, 1986. — 302 с.
  235. Г. П. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1986. — М., 1987.
  236. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. —144 с.
  237. Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. — М., 1997. —78 с.
  238. Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998. —250 с.
  239. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
  240. Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1989. — 560 с.
  241. Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — 360 с.
  242. Этнодидактика народов России: практико-ориентированный подход к обучению: Материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. (Нижнекамск, 13—14 мая 2003 г.) / Под. ред. Ф. Г. Ялалова. — Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2003. — 228 с.
  243. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 (250. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Со-циол. журн. — 1994. — № 1. — С. 35—58.
  244. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  245. Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психологии. — 1997. — № 4. — С. 20—27.
  246. В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. — М.: Сентябрь, 2000. — 125 с.
  247. Closel du Е. Poupees de porcelaine И Connaisance des Arts. — 1991. — № 475. —P. 122—123.
  248. Golubeva Y. The Carnival Games of Children and the Role of Dolls in Overcoming Estrangement // Lo straniero. — Naples, Italy, 1999. — № 30.
  249. Guilliaumin J. Quand les poupees ne sont plus des jouets // Connaisance des Arts. — 1981. — № 375. — P. 56—57.
  250. Maslow A. H. Toward a Psychology of Being / Ed. by R. H. Lowry. — John Wiley & Sons, 1998. — 320 p.
Заполнить форму текущей работой