Разработка и исследование конструкций направляющих аппаратов с устройствами для интенсификации дробления влаги в целях борьбы с эрозией рабочих лопаток последних ступеней мощных паровых турбин
В этом случае можно ожидать снижение каплеударного износа рабочих лопаток в 1,5−2 раза при сохранении или даже небольшого снижения уровня потерь в ступени. Увеличивать число надрезов на профиле больше одного не следует. д) Выполнение на вогнутой поверхности профиля у выходной кромки регулярного рельефа в виде сетчатого рифления глубиной 0,2−0,3 мм по эффективности близко к одинарному надрезу… Читать ещё >
Содержание
- Глава. М>1. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА)
- 1. 1. Развитие активных методов защиты от эрозии во влажнопаровых ступенях турбин
- 1. 1. 1. Технические системы для воздействия на пленочную и крупнодисперсную капельную влагу
- 1. 1. 1. 1. Системы для отвода влаги из проточной части. л
- 1. 1. 1. 2. Системы испарения пленочной влаги
- 1. 1. 1. 3. Дробление и разгон пленочной влаги
- 1. 1. 2. Предотвращение осаждения влаги на поверхность направляющего аппарата
- 1. 1. 1. Технические системы для воздействия на пленочную и крупнодисперсную капельную влагу
- 1. 2. Выбор исследуемых вариантов противоэрозионных систем. Цели и задачи исследования
- 1. 3. Обзор литературы
- 1. 1. Развитие активных методов защиты от эрозии во влажнопаровых ступенях турбин
- Глава. ЛГо 2. РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ ДИАФРАГМЫ ДЛЯ ВЫДУВ, А И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МЕТОДОВ БОРЬБЫ С ВЛАГОЙ
- 2. 1. Разработка конструкции диафрагмы с выдувом для последней ступени мощных паровых турбин
- 2. 2. Объект исследования и экспериментальная установка
- 2. 3. Методика измерений дисперсности влаги и обработки результатов эксперимента
- 2. 4. Соотношение процессов испарения и разгона влаги за направляющим аппаратом с выдувом перегретого пара
- 2. 5. Моделирование процессов дробления пленочной влаги
- 2. 6. Выбор места замера параметров капельной влаги за экспериментальной решеткой
- 2. 7. Выводы по главе 2
- Глава. № 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ФАКТОРОВ НА ИНТЕНСИФИКАЦИЮ ДРОБЛЕНИЯ КАПЕЛЬ В ГАЗОЖИДКОСТНОМ ПОТОКЕ ЗА НАПРАВЛЯЮЩЕЙ РЕШЕТКОЙ
- 3. 1. Структура капельного потока за исходным направляющим аппаратом
- 3. 2. Структура капельного потока за решеткой с выдувом
- 3. 3. Решетка лопаток с продольными надрезами
- 3. 4. Решетки профилей с регулярным микрорельефом на поверхности лопаток
- 3. 5. Решетки профилей с перепуском влаги на выпуклую поверхность лопаток
- 3. 6. Выводы по главе 3
- Глава. М? 4. ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДУЕМЫХ ВАРИАНТОВ
- 4. 1. Обзор результатов опубликованных исследований газодинамических характеристик исследуемых вариантов
- 4. 2. Цель и объект исследования
- 4. 3. Методика измерений и обработки результатов экспериментов
- 4. 3. 1. Обзор методик расчета и критериев оценки потерь энергии с учетом выдува
- 4. 3. 2. Методика обработки экспериментальных данных
- 4. 4. Газодинамические характеристики исходного варианта решетки
- 4. 5. Газодинамические характеристики решетки профилей, выполненных для I" организации выдува
- 4. 6. Газодинамические характеристики решетки с выдувом
- 4. 7. Газодинамические характеристики модельной ступени с выдувом рабочего тела
- 4. 8. Газодинамические характеристики решетки с продольными надрезами
- 4. 9. Газодинамические характеристики решеток с регулярным микрорельефом на поверхности лопаток
- 4. 10. Профильные потери решеток с перепуском влаги с вогнутой на выпуклую поверхность профиля
- 4. 11. Выводы по главе 4
- Глава. № 5. СРАВНЕНИЕ ИССЛЕДОВАННЫХ ВАРИАНТОВ
- 5. 1. Сравнение исследованных вариантов по эффективности снижения эрозионной опасности капельных потоков
- 5. 1. 1. Характеристики капельных потоков на входе в рабочее колесо
- 5. 1. 2. Методика оценки эрозионной опасности капельных потоков
- 5. 1. 3. Сравнение эрозионной опасности парокапельных потоков в ступенях с различными противоэрозионными системами
- 5. 2. Изменение экономичности влажнопаровой ступени
- 5. 2. 1. Увеличение потерь в направляющих аппаратах с выдувом, рифлением и надрезами
- 5. 2. 2. Снижение потерь от влажности в ступени при изменении структуры влажнопарового потока
- 5. 1. Сравнение исследованных вариантов по эффективности снижения эрозионной опасности капельных потоков
Разработка и исследование конструкций направляющих аппаратов с устройствами для интенсификации дробления влаги в целях борьбы с эрозией рабочих лопаток последних ступеней мощных паровых турбин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие атомной энергетики, большая величина единичных мощностей турбин на органическом топливе продолжают привлекать внимание к проблеме обеспечения надежности и экономичности влажно-паровых ступеней.
Практические вопросы создания и совершенствования технических систем, направленных на борьбу с вредным влиянием влаги на работу паровых турбин, прежде всего — с эрозионным износом лопаточного аппарата, решаются на основании широких исследований процессов возникновения и движения жидкой фазы в проточных частях, образования крупных капель и их воздействия на эрозию лопаток, на экономичность турбин и т. п. В Советском Союзе такие исследования были начаты в БИТМ и ХТЗ и развиты в ЦКТИ, ЛПИ, МЭИ и на ЛМЗ, КТЗ, других научных организациях и заводах, и освещены в ряде монографий ([24], [26], [39], [50], [78], [79], [80]) и в многочисленных статьях. Отметим здесь основные результаты, необходимые для анализа конструктивных решений, направленных на снижение или ликвидацию эрозионного износа.
Как показали исследования, в процессе спонтанной конденсации выпадает влага в виде капель диаметром (2 — 8) хЮ" 10 м, которые имеют практически такую же скорость, что и пар, и образуют с паровой фазой однородную в аэродинамическом отношении среду. Вместе с тем, в проточной части движутся капли жидкости размером в десятки и в сотни микрон, источником которых являются пленки жидкости на поверхности деталей турбоагрегата, в первую очередь — на поверхности направляющих аппаратов и рабочих лопаток. Механизмы образования этих пленок на поверхностях направляющих аппаратов, особенности их течения и срыва влаги из них подробно описаны в указанных выше монографиях. Укажем только, что течение пленок сопровождается развитой волновой структурой на границе взаимодействия пара с жидкостью. При этом, как установлено, с вершин капиллярных волн с ростом скорости пара относительно жидкости начинают срываться капли так, что над поверхностью пленки формируется пар о-капельный слой. Однако наиболее крупнодисперсная влага образуется в зоне кромочных следов за направляющими лопатками, куда с выходных кромок сходит пленка жидкости.
Таким образом, в пределах направляющего аппарата влажно-паровой ступени имеется спектр крупных капель влаги, движущихся со значительным скольжением относительно потока пара. Это приводит к высокоскоростному соударению таких капель с выпуклой частью входных кромок рабочих лопаток, что вызывает эрозионный износ. Кроме эрозии, отрицательное влияние влаги на работу влажно-паровых ступеней проявляется в значительном снижении экономичности турбоагрегата.
Для борьбы с отрицательным влиянием влаги на работу таких ступеней предложено большое количество различных технических систем. Большая часть таких систем сводится к применению различных сепарационных устройств. Имеются технические решения, направленные на испарение влаги в ступени или на интенсификацию ее дробления.
Несмотря на большое число исследований и опытно-конструкторских работ, сепарационные устройства в проточной части не решили проблемы, связанные с присутствием капельной влаги в потоке, прежде всегопроблему эрозионного износа. Внедрение систем, направленных на испарение или дробление влаги, сдерживается сложностью конструктивного выполнения таких систем и недостаточной экспериментальной и теоретической их проработкой.
Выше сказанное определяет важность и актуальность рассматриваемой темы диссертационной работы.
Цель работы — дать конструктивное и исследовательское обоснование новых систем борьбы с каплеударной эрозией во влажнопаровых ступенях паровых турбин большой мощности.
Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ПРОТИВОЭРОЗИОННЫХ СИСТЕМ В ПОСЛЕДНИХ СТУПЕНЯХ МОЩНЫХ ПАРОВЫХ ТУРБИН.
По результатам выполненных исследований можно сделать следующие выводы и рекомендации. а) Наиболее эффективным методом борьбы с влагой является выдув пара у выходных кромок. Этот метод позволяет снизить эрозионную опасность образующихся за сопловой решеткой капельных потоков в 3−4 раза (см. рис. 5.6). При этом дополнительные потери экономичности турбоагрегата для обеспечения пара на выдув существенно зависят от места отбора пара в термодинамическом цикле турбоагрегата. Так для турбины типа К-1000−60/3000 наименьшие потери (около 0,35% на ступень) получены при отборе за третьей ступенью ЦНД.
Выдув должен выполнятьсяв верхней трети направляющих лопаток. Скорость выдуваемой струи Св должна быть более чем в 1−1,2 раза больше скорости пара за сопловой решеткой Сь.
Конструктивно выдув можно обеспечить через направляющие сварно-штампованные лопатки — см. главу 2. б) Из исследованных вариантов для практического использования не следует принимать следующие:
— регулярный микрорельеф поверхности типа III по [84], выполняемый вибронакаткой, так как он не оказывает заметного влияния на процессы во влажно — паровой ступени;
— перепуск влаги через щели сквозь перо лопатки (рис. 2.5) ввиду их малой эффективности и больших газодинамических потерь в ступени. Показано, что изменение структуры капельного потока в этом варианте главным образом связано не с перепуском влаги, а с разрывом пленочного течения со стороны вогнутой поверхности на входе в щель перепуска. в) Регулярный рельеф, значительно превосходящий толщины водяной пленки на направляющих лопатках, дает эффект снижения максимальных и средних модальных размеров капель. Это менее эффективно снижает эрозионный износ во влажнопаровой ступени, чем вдув, но эффективнее с точки зрения газодинамических потерь. Максимум массового расхода влаги сдвигается в сторону вогнутой поверхности лопатки. При этом интенсификация дробления пленочной влаги зависит, главным образом, не от формы рельефа, а от уровня скоростей газового (парового) потока, омывающего участок вогнутого профиля лопатки с нанесенным на него регулярным рельефом. г) В натурной ступени рекомендуется выполнить один надрез глубиной 0,4−0,5 мм параллельно выходной кромке, на вогнутой поверхности лопатки на расстоянии, максимально возможном из условий толщины лопаткиформа надреза — см. рис. 2.3.
В этом случае можно ожидать снижение каплеударного износа рабочих лопаток в 1,5−2 раза при сохранении или даже небольшого снижения уровня потерь в ступени. Увеличивать число надрезов на профиле больше одного не следует. д) Выполнение на вогнутой поверхности профиля у выходной кромки регулярного рельефа в виде сетчатого рифления глубиной 0,2−0,3 мм по эффективности близко к одинарному надрезу. Снижение каплеударного износа рабочих лопаток в этом случае можно ожидать в 1,5−2 раза по сравнению с гладкими лопатками при том же уровне потерь, как в решетке с надрезами. При этом такой рельеф ослабляет лопатку меньше, чем надрезы, и может быть выполнен непосредственно у выходной кромки лопатки. Это делает использование сетчатого рифления предпочтительнее надрезов. е) В ступенях без внутриканальной сепарации влаги сетчатое рифление или надрез целесообразно выполнять также на выпуклой поверхности лопаток в той же зоне, где по условиям образования пленки на лопаточных поверхностях целесообразно организовывать отсос влаги. ж) Надрезы и рифление хорошо сочетаются с другими методами влагоудаления в ступени, и прежде всего — с внутриканальной сепарацией влаги и с периферийными влагоуловителями. Рифления и надрезы располагаются ближе к выходной кромке лопатки, чем щели отсоса влаги, и дополняют внутриканальное влагоудаление. з) Выдув требует существенного изменения конструкции и технологии изготовления направляющих лопаток и диафрагм. Этот метод следует применять во влажнопаровых ступенях с особенно высокой опасностью каплеударного эрозионного износа.
Надрезы и рифление сравнительно просто реализуются в традиционных конструкциях диафрагм последних ступеней паровых турбин и рекомендуются для применения в ступенях со значительной и умеренной эрозией рабочих лопаток.
Список литературы
- A.c. 189 446 СССР. МПК FOld. Направляющий аппарат турбинной ступени. Авт. изобр. Крышев В. В., Ширков Б.А.- 1967,4 стр.
- A.c. 194 106 СССР. МПК FOld. Способ уменьшения влияния влажности на работу турбинной ступени. Авт. изобр. Крышев В. В., Ширков Б.А.- 1966- 2 стр.
- A.c. 261 396 СССР. МПК FOld. Направляющий аппарат турбинной ступени. Авт. изобр. Крышев В. В., Ширков Б. А- 1970- 2 стр.
- A.c. 273 214 СССР. МПК FOld. Направляющий аппарат турбинной ступени. Авт. изобр. Кириллов И. Й., Носовицкий А. И, Шпензер Г. Г., Наумчик Б.В.- 1970- 2 стр.
- A.c. 300 641 СССР. МПК FOld 25/32. Сопловая лопатка турбомашины. Авт. изобр. Кириллов И. И., Носовицкий А. И., Шпензер Г. Г.- 1970- 2 стр.
- A.c. 330 253 СССР. МПК FOld 25/32. Направляющая полая лопатка турбомашины. Авт. изобр. Беркович A. JL, Завадовский A.M., Яблоник P.M.- 1969- 2 стр.
- A.c. 354 166 СССР. МПК FOld 25/32. Направляющая лопатка турбомашины. Авт. изобр. Беркович A. JL, Кочуринер Ю. Я., Яблоник P.M.- 1970- 2 стр.
- A.c. 411 763 СССР. МПК FOld 25/32. Диафрагма турбинной ступени. Авт. изобр. Косяк Ю. Ф. и др.- 1976- 2 стр.
- A.c. 681 197 СССР. МПК FOld 25/32. Направляющий аппарат влажнопаровой турбины. Авт. изобр. Безюков О. К.- 1978- 3 стр.
- A.c. 771 350 СССР. МПК FOld 25/32. Направляющая лопатка влажнопаровой турбины. Авт. изобр Кириллов И. И., Наумчик Б. В., Безюков O.K.- 1980- 5 стр.
- A.c. 817 272 СССР. МПК FOld 25/32. Сопловой аппарат влажнопаровой турбины. Авт. изобр. Мячин Е. В, Бережецкий В. М., 1981- 4стр.
- A.c. 819 368 СССР. МПК FOld 25/32. Направляющая лопатка влажнопаровой турбины. Авт. изобр. Хаимов В. А., Храбров П. В., Шварцман Г. С., Кириллов В. И., Матвиенко В. А., Нахман Ю.В.- 1979- 2 стр.
- A.c. 958 662 СССР. МПК FOld 25/32. Направляющая лопатка паровой турбины. Авт. изобр. Хаимов В. А., Храбров П.В.- Шварцман Г. С.- 1981- 2 стр.
- A.c. 996 735 СССР. МПК FOld 25/32. Направляющий аппарат влажнопаровой турбины. Авт. изобр. Безюков O.K., Забелин H.A., Шпензер Г. Г.- 1981-.3 стр.
- A.c. 1 485 788 СССР. МПК GOln 15/02. Способ определения состава капельной электропроводной жидкости в газожидкостном потоке. Авт. изобр. Епифанов В. К., Назаров В.В.- 1986- 3 стр.
- A.c. SU 1 693 932 СССР. МПК FOld 5/28 25/32. Направляющий аппарат влажнопаровой турбины. Авт. изобр. Мосенжник Б. Ю. и др.- 1988-. 4 стр.
- A.c. SU 1 745 982 СССР. МПК FOld 5/28. Устройство для снижения влажности в проточной части паровой турбины. Авт. изобр. Хлебалин Ю. М. и др.- 1992,2 стр.
- Абрамович Г. И. Теория турбулентных струй. М.: Госфизматиздат, 1960.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск. Наука, 1986.
- Амелюшкин В. Н. Способы активного воздействия на эрозионноопасные потоки влаги. // Энергетическое машиностроение. № 44. Харьков. «Вища школа». 1987. С. 88 91.
- Амелюшкин В.Н. Эрозия лопаток паровых турбин: прогноз и предупреждение. СПб.: Энерготех, 2000.
- Анаников C.B., Таланов A.B. О движении испаряющейся капли топлива в факеле механической форсунки. // Изв. ВУЗов. Авиационная техника. 1974. № 3. С. 9−14.
- Венедиктов В.Д. Газодинамическое исследование турбины с открытым воздушным охлаждением сопловых лопаток. // Изв. вузов. Авиационная техника. 1972. № 2. С. 84−91.
- Венедиктов В.Д. Турбины и реактивные сопла на двухфазных средах. М.: Машиностроение, 1969.
- Вольфсон И.М. Некоторые результаты экспериментального исследования решеток профилей турбинного облопачивания. Исследование элементов паровых и газовых турбин и осевых компрессоров. /Труды JIM3. Вып. 6. Машгиз. 1960. С. 65−90.
- Дейч M. Е., Филиппов Г. А. Двухфазные течения в элементах теплоэнергетического оборудования. М.: Энергоатомиздат, 1987.
- Дейч М.Е., Лазарев Л. Я. Исследование сопловых решеток с выпуском охлаждающего воздуха через выходную кромку. // Изв. вузов. Авиационная техника. 1972. № 2. С. 107−112.
- Дерзкие формулы творчества. (Сост. А. Б. Селюцкий). Петрозаводск. Карелия, 1987.
- Долинский А. А., Малецкая К. Д. Методика определения кривых испарения и сушки единичных капель различных рассолов. Тепломассообмен (межведомственный сборник). // Наукова думка. 1966. С. 51 56.
- Епифанов В. К., Мосенжник Б. Ю., Цзы В.И. Влияние выдува в кромочный след на характеристики плоской решетки. // Тяжелое машиностроение. 1991. № 1., С. 17−19.
- Санкт-Петербургского института машиностроения (ВТУЗ-ЛМЗ). 2003. С. 104−112.
- Исследование способов повышения эрозионной стойкости лопаток паровых турбин для АЭС. Часть 1. Исследование движения крупнодисперсной влаги в коротких каналах. Работа № 111 103/0 7025. Яблоник P.M., Хаимов В. А. ЦКТИ.
- Кириллов В.И. и др. Исследование внутриканального влагоудаления в последней ступени ЦНД с рабочей лопаткой длиной 960 мм. // Теплоэнергетика. 1981. № 2. С. 55−57.
- Кириллов И. И. и др. Усовершенствованные способы влагоудаления. / Труды ЦКТИ. Вып. 122. JI. 1974. С. 40−45.
- Кириллов И. И. Теория турбомашин. Л.: Машиностроение, 1972.
- Кириллов И. И., Носовицкий А. И., Шпензер Г. Г. Некоторые способы снижения эрозии влажнопаровых турбин. // Теплоэнергетика. 1970. № 4. С. 24−27.
- Кириллов И. И., Носовицкий А. И., Шпензер Г. Г. Сепарационно-испарительное влагоудаление в ступенях влажно-паровых турбин. // Теплоэнергетика. 1970. № 8. С. 40−41.
- Кириллов И.И. и др. Дробление пленок влаги на сходе с кромок сопловых лопаток паровых турбин- // ИФЖ. 1968. т.15. № 1. С. 85 -90.
- Кириллов И.И., Яблоник P.M. Основы теории влажнопаровых турбин. Л.: Машиностроение, 1968.
- Кириллов Н.Г. и др. Применение противоэрозионной защиты рабочих лопаток паровых турбин на Ириклинской ГРЭС. // Теплоэнергетика. 2003. № 6, С. 26−28.
- Кириллов Н.Г. и др. Снижение эрозии входных кромок рабочих лопаток последних ступеней паровых турбин. // Электрические станции. 1998. № 9. С. 4−5.
- Лазарев Л.Я. Исследование влияния формы выходной кромки наэффективность охлаждаемых профилей сопловых и рабочих лопаток. // Изв. вузов. Авиационная техника. 1973. № 1. С. 112−114.
- Лаптева З.А., Лопатицкий А. О. Экспериментальная воздушная турбина ЭТВ-1 и ее стенд. Исследование элементов паровых и газовых турбин и осевых компрессоров. / Труды ЛМЗ. Вып. 6. Машгиз. 1960 г. С. 471 476.
- Локай В.И., Кумиров Б. А. К вопросу обобщения опытных данных по исследованию влияния выпуска охлаждающего воздуха в проточную часть на КПД турбинной решетки. // Изв. вузов. Авиационная техника. 1971. № 4. С. 129−136.
- Мухтаров М.Х. Газодинамическое исследование решеток турбинпри воздушном охлаждении лопаток. / Труды ЦИАМ. № 719. М. 1976.
- Наумчик Б. В. Исследование сепарационного и испарительного способов удаления влаги в ступенях паровых турбин. Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук. JI. 1977.
- Носовицкий А. И., Шпензер Г. Г. Газодинамика влажнопаровых турбинных ступеней. Л.: Машиностроение, 1977.
- Основы практической теории горения. Ред. В. В. Померанцев. Л.: Энергия, 1973.
- Патент 948 293 (Великобритания) Improvements in or relating to Steam Turbines, 1964, FOld.
- Патент 995 643 (Великобритания) Improvements in or relating to Multistage Steam Turbines and Installations thereof, 1965, FOld.
- Патент 1 074 762 (Великобритания) Improvements in and relating to Steam Turbines and methods of operating the same, 1967, FOld.
- Патент 1 084 302 (Великобритания) Improvements in or relating to Steam Turbines, 1967, FOld.
- Патент 1 401 176 (Великобритания) Steam turbine installation, 1975, F01D 5/08 5/28 9/02.
- Патент 2 399 009 (США) Elastic fluid turbine, 1946, CI. 253−76.
- Патент 3 697 191 (США) Erosion control in a steam turbine by moisture diversion, 1972, FOld 1/00.
- Патент 3 724 967 (США) Moisture removal device for a steam turbine, 1973, FOld 25/32, FOld 15/00.
- Патент 3 923 415 (США) Steam turbine erosion reduction by ultrasonic energy generation, 1975, F01D 5/28- F01D 17/08.
- Патент 3 997 758 (США). Moisture control device for steam turbines, 1976, H05B 1/00- F01D 5/08- F04D 29/58.
- Патент 1 340 752 (Франция) Procede de rechauffage d’aubes creuses de turbine, 1963, FOld.
- Патент 1 393 506 (Франция) Prosede pour obtenir un meilleur fonctionnement des turbines a vapeur, et aube de turbines a vapeur pour la mise en oeuvre de ce procede, 1965, FOld.
- Патент 1 399 801 (Франция) Aube de turbine a vapeur, 1965, FOld.
- Патент 1 409 464 (Франция) Prosede pour ameliorer le fonctionnement des turbines a vapeu, 1965, FOld.
- Патент 125 219 (Чехословакия) Zpusob snizovani erose obeznych lopatek stupnu tepelnych turbin a zarizeni k provadeni tohoto zposobu, 1967, FOld.
- Патент 58−49 681 (Япония) Эрозионная защита лопаток паровой турбины, 1983, FOld.
- Паровая турбина К-300−240 ХТГЗ. Под общей ред. Ю. Ф. Косяка. М.: Энергоиздат, 1982.
- Перельман Р. Г. Эрозионная прочность деталей двигателей и энергоустановок летательных аппаратов. М.: Машиностроение. 1980.
- Перельман Р.Г., Пряхин В. В. Эрозия элементов паровых турбин. М.: Энергоатомиздат, 1986.
- Ронкин JI.M. О влиянии выпуска охлаждающего сопловые лопатки воздуха в проточную часть на КПД плоской решетки охлаждаемых профилей. // Изв. вузов. Авиационная техника. 1971. № 2. С. 59−66.
- Руэлас Г. Б. Применение внутриканального наддува в сопловых решетках влажнопаровых ступеней турбин. Автореф. дис. на соискание учен, степени канд. техн. наук. М. 1983.
- Свидетельство на полезную модель 13 395 (Россия). Диафрагма ступени влажнопаровой турбины. 2000. FOld.
- Спринжер Дж. С. Эрозия при воздействии капель жидкости. М.: Машиностроение, 1981.
- Терентьев И. К. Ермашов Н.Н. Влагоудаление в паровых турбинах. / Энергетическое машиностроение. (НИИ Информтяжмаш). 1970. № 13.
- Трухний А.Д. Стационарные паровые турбины. М.: Энергоатомиздат, 1990.
- Уоллис Г. Одномерные двухфазные течения. М.: Мир, 1972.
- Фаддеев И.П. Эрозия влажнопаровых турбин. Л.: Машиностроение, 1974.
- Филиппов Г. А., Поваров О. А. Сепарация влаги в турбинах АЭС. М.: Энергия, 1980.
- Филиппов Г. А., Поваров О. А., Пряхин В. В. Исследования и расчеты турбин влажного пара М.: Энергия, 1973.
- Хлебалин Ю.М. и др. Тепловая защита проточной части паровой турбины от влажно- паровой эрозии. // Изв. вузов. Энергетика. 1994. № 7−8. С. 61−66.
- Чернухин В.А. Экспериментальное определение толщины жидкостной пленки и величины «капельного уноса», возникающего под воздействием скоростного газового потока. // Изв. вузов. Машиностроение. 1965. № 4. С. 107−112.
- Шелобасов И.А. и др. Экспериментальное исследование пленочных течений и способы активного воздействия на них. Труды МЭИ, Вып. 260. МЭИ. 1972.
- Шнейдер Г. Г. Эксплуатационные свойства деталей с регулярным микрорельефом. Л.: Машиностроение, 1982 г.
- Яблоник P.M., Хаимов В. А. Устойчивость пленочного течения в коротких каналах. // ИФЖ. 1973. т. XXV. № 4. С. 641−647.
- Akhtar M.S., Black J.,. Swanston M. J. C. Prevention of Steam Turbine Blade Erosion Using Stator Blade Heating. J. Mech. E. 17/77, vol. 191. p. 355−361.
- Krzyzanowski J., Springiel Z., The Influence of Droplet Size on the Turbine Blading Erosion Hazard. Trans. ASME., v. 100. № 4.1978.
- Heyman F, J. Toward Quantitative Prediction of Liquid Impact Erosion. ASTM Special Technical Publication 474. Philadelphia, 1969.
- Ruml Z., Orna M., Liska A. The Evaluation of Erqsion Resisten of Steam Turbine Blade Materials. Proc. 6th Int. Conf. on Erosion by Liquid Impact.
- Schwerdtner Q. A., Yjsenfeld H.-G. Entwicklung zur Vermeidung von Schaufelerosionen in ND-Endstufen. VGB Kraftwerkstechnick, 1977, 57. № 4, p. 227−235.
- The battle against blade erosion. Engineering. 1967.204. №. p. 804 806.
- Wezorek B. Konstrukcja kola kierowniczego z modifikacja przepliwu paru. Prace IMP, 29−31, 1966. p. 359- 376. if