Разработка рациональной структуры эксплуатационно-ремонтного цикла дизелей Д-12
Значительная доля затрат и простоев в ремонте приходится на цилиндро-поршневую группу и подшипники коленчатого вала (до 77%). Одна из основных причин — сложившаяся структура эксплуатационно-ремонтного цикла двигателей, при которой затраты на устранение отказов в среднем в 10−12 раз выше, чем на их предупреждение. О преобладании стратегии устранения отказов при ремонте двигателей свидетельствуют… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ состояния вопроса по структурам ЭРЦ и методам их формирования. Задачи исследования
- 1. 1. Изменение технического состояния двигателей в процессе эксплуатации
- 1. 2. Особенности сложившейся структуры эксплуатационно-ремонтного цикла дизелей
- 1. 3. Выводы и задачи исследования
- Глава 2. Аналитическое исследование изменения технического состояния основных элементов дизеля в процессе эксплуатации
- 2. 1. Конструктивные особенности и режимы работы дизеля
- 2. 2. Цилиндро-поршневая группа
- 2. 2. 1. Сопряжение кольцо — гильза
- 2. 2. 2. Сопряжение торец поршневого кольца — канавка поршня
- 2. 3. Подшипники коленчатого вала
- 2. 3. 1. Коренные подшипники
- 2. 3. 2. Шатунные подшипники
- 2. 4. Технико-экономическая методика определения ресурса элементов двигателя
- 2. 5. Выводы
- Глава 3. Методика проведения работы
- 3. 1. Общая методика и программа исследования
- 3. 2. Методика аналитического исследования
- 3. 3. Методика экспериментального исследования
- 3. 3. 1. Методика сбора и обработки данных о надежности элементов дизеля Д
- 3. 3. 2. Методика измерения износа и макрогеометрии деталей
- 3. 3. 3. Методика измерения диагностических параметров
- 4. 1. Изменение технического состояния цилиндро-поршневой группы двигателей Д-12 в процессе эксплуатации
- 4. 2. Изменение технического состояния подшипников коленчатого вала двигателей Д-12 в процессе эксплуатации
- 4. 3. Выводы
- 5. 1. Обоснование сроков и объемов проведения предупредительного ремонта двигателей
- 5. 1. 1. Определение наработки до ремонта двигателей
- 5. 2. Формирование структуры эксплуатационно-ремонтного цикла двигателей Д
- 5. 3. Технико-экономическая оценка эффективности совершенствования структуры и нормативов ЭРЦ двигателей
- 5. 4. Выводы
Разработка рациональной структуры эксплуатационно-ремонтного цикла дизелей Д-12 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дизели типа Д-12 широко применяются во всех отраслях экономики страны, в том числе и на предприятиях агропромышленного комплекса. Такие дизели используются на передвижных электростанциях (ДГ-200-Т/400А (У96А)), насосных станциях (ДНУ 300/180), буровых установках (БРДИ, БУ-80), автомобилях-самосвалах (БелАЗ-540), тягачах (MA3−538, K3KT-538), в составе дизель-генераторов ДГФ2А-200/1500М, АДГФ-200/1500м, ДГ-200-Т/400(Р), АДВЭ-200-Т/400М, АСДА-0200, У96А, У96Н и на других машинах.
Применение автономных источников в качестве резервных или аварийных необходимо в производствах с непрерывным технологическим циклом, где длительный перерыв в питании приводит к авариям или убыткам. Достаточно сказать, что перерывы в подаче электроэнергии на птицефабриках в течение 15 мин. приводят к гибели птицы. Во время аварии на подстанции «Чагино» 24 мая 2005 г. прямые потери на подмосковной Петелинской птицефабрике составили 14 млн руб. — погибло 278,5 тыс. гол. птицы. Большое количество дизель-генераторов используется в качестве мобильных источников электроэнергии в местах временного пребывания (отгонные пастбища, участки леспромхозов) [7].
В связи с серьезными количественными и качественными изменениями сельскохозяйственных потребителей электроэнергии значительно возросла актуальность задачи обеспечения надежного электроснабжения. Это связано с появлением сельскохозяйственных предприятий промышленного типа, в первую очередь животноводческих комплексов [12].
В соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) все электроприемники делят на три категории по обеспечению надежности электроснабжения (табл. В.1) [12].
Таблица B.l.
Нагрузка электроприемников сельскохозяйственных предприятий, подлежащая резервированию от автономных источников (потребители первой категории).
Тип предприятия Производственная мощность Резервируемая нагрузка, кВт.
Комплексы и фермы молочного направления 800 коров 130.
Комплексы и фермы молочного направления 1200 160.
Комплексы и фермы молочного направления 1600.2000 200.
Комплексы и фермы по выращиванию КРС по выращиванию нетелей до 6−8-месячного возраста 6 тыс. ското-мест 60 по выращиванию нетелей до 6−8- месячного возраста 4 тыс. ското-мест 100.
По выращиванию и откорму молодняка 5 тыс. гол. в год 100.
По выращиванию и откорму молодняка 10 тыс. гол. в год 200.
По выращиванию коров мясного направления- 2000;3000 коров 60.
Свиноводческие комплексы и фермы по откорму 6 тыс. свиней в год 100.
Свиноводческие комплексы и фермы по откорму 12 тыс. свиней в год 200.
Свиноводческие комплексы и фермы по откорму 24 тыс. свиней в год 300.
Птицефабрики и птицефермы 100 тыс. кур-несушек 200.
Птицефабрики и птицефермы 200 тыс. кур-несушек 400.
Птицефабрики и птицефермы 300 тыс. кур-несушек 600.
Определение ущерба сельскохозяйственному производству от перерывов в электроснабжении является достаточно сложной задачей, требующей учета большого количества различных факторов (табл. В.2) [148].
По данным ОАО ХК «Барнаултрансмаш», выпуск дизелей Д-12 для сельского хозяйства составляет 8% и 15% запасных частей от выпускаемой продукции без учета оборонного заказа.
Из 17 наименований дизель-генераторов (ДГ) 14 (80%) мощностью 200 кВт выпускают на базе двигателя Д-12. Кроме того, из 20 наименований ДГ мощностью 100 кВт 12 (60%) выпускаются с дизелем Д-6, имеющим высокую унификацию по цилиндро-поршневой группе и подшипникам коленчатого вала с двигателем Д-12.
Таблица В.2.
Составляющие ущерба от перерывов в электроснабжении сельского хозяйства.
Составляющая ущерба Содержание.
Первая составляющая Недоиспользование основных фондов предприятий (простой оборудования, рабочей силы), а также недоиспользование животных, составляющих значительную часть стоимости животноводческих ферм.
Вторая составляющая Порча сырья и оборудования, порча или евозвратимая потеря готовой продукции и полуфабрикатов, а также гибель животных или снижение их продуктивности в дальнейшем.
Ущерб в энергосистемах, системный ущерб Недоиспользование оборудования и снижение производительности труда персонала электрических станций.
В процессе эксплуатации затраты на обеспечение работоспособности дизелей за весь срок службы в 6−8 раз превышают затраты на их изготовление. Основными причинами этого являются высокие затраты труда, времени и средств на обеспечение работоспособности двигателей вследствие невысокого уровня технического обслуживания и ремонта. Особенно актуально это для двигателей, работающих в сельском хозяйстве, где условия работы технического сервиса тяжелее, чем на городских предприятиях из-за несовершенства производственно-технической базы.
Значительная доля затрат и простоев в ремонте приходится на цилиндро-поршневую группу и подшипники коленчатого вала (до 77%). Одна из основных причин — сложившаяся структура эксплуатационно-ремонтного цикла двигателей, при которой затраты на устранение отказов в среднем в 10−12 раз выше, чем на их предупреждение. О преобладании стратегии устранения отказов при ремонте двигателей свидетельствуют высокие значения коэффициента вариации наработки до ремонта и износа деталей. Для снижения коэффициента вариации и затрат на ремонт целесообразна профилактическая стратегия.
Таким образом, задача повышения надежности двигателя Д-12 путем совершенствования структуры эксплуатационно-ремонтного цикла является актуальной.
Работа выполнялась в соответствии с планом развития Саратовской области по направлению 1.2.9 — Комплексная региональная программа научно-технического прогресса в агропромышленном" комплексе Поволжского экономического региона на 20 лет до 2010 года, комплексной темой № 5 НИР СГАУ им. Н. И. Вавилова «Повышение надежности и эффективности использования мобильной техники в сельском хозяйстве».
Цель работы — разработка ресурсосберегающей структуры эксплуатационно-ремонтного цикла двигателей на основе анализа изменения технического состояния в процессе эксплуатации.
Предмет исследования — двигатель Д-12.
Объект исследования — процессы изменения технического состояния подшипников коленчатого вала (ПКВ) и цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) в условиях эксплуатации.
Научная новизна. Впервые аналитически обоснованы зависимости овальности коренных опор блока цилиндров и нижней головки шатуна от наработки с учетом конструктивных особенностей и действующих нагрузок.
Предложено выражение для определения рациональной наработки до ремонта элементов двигателя на основе взаимного влияния их технического состояния. Сформулировано условие целесообразности одновременного ремонта ПКВ и ЦПГ.
Практическая ценность. Разработанная структура эксплуатационно-ремонтного цикла двигателя с использованием обоснованных технологий предупредительного ремонта и восстановления деталей меняет структуру эксплуатационно-ремонтного цикла и снижает затраты труда, времени и средств на поддержание их в работоспособном состоянии в процессе эксплуатации не менее чем в два раза.
Научные положения и результаты работы, выносимые на защиту:
• теоретическое обоснование зависимостей овальности коренных опор и нижней головки шатуна от наработки;
• обоснование взаимного влияния технического состояния и отказов элементов двигателя с учетом его конструктивных особенностей;
• обоснование структуры эксплуатационно-ремонтного цикла двигателей по результатам эксплуатационных исследований;
• обоснование размерного износа при дефектации основных деталей в технологии предупредительного ремонта и их восстановления.
Реализация результатов работы. Результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработанное устройство (патент № 59 234), рекомендации по повышению ресурса использованы в эксплуатационном и ремонтном производстве НТЦ «Механик-Т», ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие», ООО «ТехСнабИнвест» при дефектации деталей в технологиях восстановления деталей двигателей.
Апробация. Основные материалы диссертационной работы были доложены, обсуждены и получили положительную оценку:
• на межгосударственных постоянно действующих научно-технических' семинарах «Проблемы экономичности и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания» (г. Саратов, СГАУ, 2007, 2008, 2009 гг.);
• на научно-технических конференциях СГТУ в 2004;2009 гг.;
• на юбилейной научно-практической конференции, посвященной 75-летию кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» СГТУ (г. Саратов, 2005 г.);
• на Международной научно-технической конференции «Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения предприятий» (СГТУ, г. Саратов, 2007 г.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ, в том числе одна статья в издании, включенном в Перечень ВАК РФ, получен патент на полезную модель. Общий объем публикаций составляет 2,68 печ. л., 0,5 печ. л. принадлежит лично соискателю.
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО СТРУКТУРАМ ЭРЦ И МЕТОДАМ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. В результате анализа литературных источников и патентов на изобретения было определено, что эффективность сельскохозяйственного производства во многом определяется надежностью энергообеспечения. Для предприятий первой категории требуется резервное электроснабжение, основным источником которого являются дизель-генераторы (ДГ). Основная доля их отказов приходится на дизельную установку. Значительная часть ДГ в качестве базового дизеля оснащена дизелем Д-12. Основная доля отказов и затрат труда, времени и средств на устранение отказов дизелей Д-12 приходится на подшипники коленчатого вала и цилиндро-поршневую группу. В процессе эксплуатации происходит закономерное изменение технического состояния их основных элементов. Сложившаяся структура эксплуатационно-ремонтного цикла дизелей Д-12 содержит различные виды технического обслуживания, а также текущий и капитальный ремонты, которые проводятся в основном по стратегии устранения отказа. Это обусловливает значительные затраты на обеспечение работоспособности дизелей в процессе эксплуатации, которые в 6—8 раз превышают затраты на их изготовление.
2. В теоретических расчетах определено, что овальность коренной опоры увеличивается не вследствие действия газовых сил и инерционных нагрузок, а из-за процесса фреттинг-изнашивания. Овальность возрастает по экспоненциальной зависимости (формула (2.22)). Вследствие взаимного влияния технического состояния и отказов элементов двигателя наработка до ремонта в процессе эксплуатации снижается. С учетом этого рассчитана оптимальная наработка до ремонта (формула (2.31)). Определено также условие одновременного ремонта различных элементов двигателя (формула (2.37)).
3. Проведннные экспериментальные исследования с высокой степенью достоверности подтвердили аналитические зависимости образования овальности коренной опоры и нижней головки шатуна (формула (2.22)), а также условие целесообразности одновременного ремонта элементов двигателя (формула (2.37)) и оптимальную наработку до ремонта. Эти зависимости необходимы для определения ресурса двигателя. Они могут быть использованы также при дефектации во время проведения ремонта при обоснованной структуре эксплуатационно-ремонтного цикла двигателя.
4. Определены наработки до предупредительного (4750 ч) и капитального (8500 ч) ремонтов двигателей Д-12, а также значения показателей технического состояния подшипников коленчатого вала и цилиндро-поршневой группы перед этими видами ремонта (см. табл. 5.2). Разработаны схемы технологических процессов предупредительного и капитального ремонтов двигателей Д-12, определены их объемы. Усовершенствованы технологические процессы восстановления верхнего картера, коленчатого вала, главного шатуна. Разработана рациональная структура эксплуатационно-ремонтного цикла двигателей Д-12, включающая в себя первый предупредительный ремонт — 4750 чпервый капитальный ремонт — 8500 чвторой предупредительный ремонт — 12 300 чсписание или второй капитальный ремонт — 15 500 ч.
5. Усовершенствованная структура эксплуатационно-ремонтного цикла двигателей Д-12 позволила снизить удельные затраты на ремонт, простои в ремонте, что обеспечило снижение себестоимости работ на 12%, повышение производительности на 8% и позволило получить годовой экономический эффект 27 400 руб. на один двигатель Д-12.
Список литературы
- Авдонькин, Ф. Н. Изменение технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации / Ф. Н. Авдонькин. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1973. -191с.
- Авдонькин, Ф. Н. Основы методики инженерного эксперимента / Ф. Н. Авдонькин. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. — 121 с.
- Авдонькин, Ф. Н. Текущий ремонт автомобилей / Ф. Н. Авдонькин. — М.: Транспорт, 1978. 269 с.
- Авдонькин, Ф. Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей / Ф. Н. Авдонькин. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. -288 с.
- Авдонькин, Ф. Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобиля / Ф. Н. Авдонькин. М.: Транспорт, 1985. — 215 с.
- Авдонькин, Ф, Н. Оптимизация изменения технического состояния автомобиля / Ф. Н. Авдонькин. М.: Транспорт, 1993. — 352 с.
- Средства малой энергетики с поршневыми двигателями внутреннего сгорания / С. А. Антошкин и др. — Агентство рекламных технологий. -Барнаул, 2008.-369 с.
- Андриенко, В. Г. Снижение потребности в дизельных запасных частях с внедрением средств технической диагностики : реферат / В. Г. Андриенко // Техническая диагностика двигателей внутреннего сгорания: сб. науч. тр. / НИИинформтяжмаш. М., 1977. — С. 1−4.
- Ахназарова, С. Л. Оптимизация эксперимента / С. Л. Ахназарова, В. В. Кафаров. -М.: Высш. шк., 1978.
- Басков, В. Н. Эксплуатационные факторы и надежность автомобиля / В. Н. Басков, А. С. Денисов / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2003. — 269 с.
- Бриллинг, Н. Р. Быстроходные двигатели / Н. Р. Бриллинг, М. М. Вихерт, И. И. Гутерман. М.: Машгиз, 1951. — 320 с.
- Будзко, И. А. Электроснабжение сельского хозяйства / И. А. Будзко, Т. Б. Лещинская, В. И. Сукманов. М.: Колос, 2000. — 563 с.
- Буше, Н. А. К вопросу о процессах, происходящих на поверхности трения металлических материалов / Н. А. Буше // О природе трения твердых тел.-Минск, 1971.-С. 18−21.
- Брук, М. А. Режимы работы судовых дизелей / М. А. Брук, А. А. Рихтер. М.: Судпромгиз, 1963.
- Ванштейд, В. А. Судовые ДВС (теория) / В. А. Ванштейд. М.: Судпромгиз, 1958.
- Ванштейд, В. А. Дизели : справочник / В. А. Ванштейд. М.: Машиностроение, 1964.
- Ванштейд, В. А. Судовые двигатели внутреннего сгорания / В. А. Ванштейд. М.: Судпромгиз, 1956.-455 с.
- Ванштейд, В. А. Судовые двигатели внутреннего сгорания /
- B. А. Ванштейд. Л.: Судпромгиз, 1962. — 544 с.
- Васильев, Б. В. Надежность судовых дизелей / Б. В. Васильев,
- C. М. Ханин. -М.: Транспорт, 1989. 184 с.
- Васильев, Б. В. Диагностирование технического состояния судовых дизелей / Б. В. Васильев, Д. И. Кофман, С. Г. Эренбург. Л.: Транспорт, 1982.- 144 с.
- Вешкелъский, С. А. Монтаж, эксплуатация и ремонт двигателей внутреннего сгорания / С. А. Вешкельский, М. Н. Светличный. М. — Л.: Машиностроение, 1966.-275 с.
- Техническая эксплуатация судовых дизельных установок / В. С. Гаврилов и др. М.: Транспорт, 1967. — 328 с.
- Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В. Е. Гмурман. М.: Высш. шк., 1972. — 368 с.
- Гнеденко, Б. В. Курс теории вероятностей / Б. В. Гнеденко. М.: Наука, 1969.-400 с.
- Гнеденко, Б. В. Математические методы теории надежности / Б. В. Гнеденко, Ю. К. Беляев, А. Д. Соловьев. М.: Наука, 1965. — 524 с.
- Гогин, А. Ф. Дизели речных судов : атлас конструкций / А. Ф. Гогин. М.: Транспорт, 1973. — 130 с.
- Гогин, А. Ф. Судовые двигатели внутреннего сгорания / А. Ф. Гогин, А. А. Богданов. -М.: Транспорт, 1983.-280 с.
- Гогин, А. Ф. Судовые дизели / А. Ф. Гогин, Е. Ф. Кивалкин. М.: Транспорт, 1978.-478 с.
- Говорущенко, Н. Я. Диагностика и прогнозирование -перспективный путь развития технической эксплуатации автомобилей / Н. Я. Говорущенко // Автомобильный транспорт. 1989. — № 12. — С. 1−3.
- Говорущенко, Н. Я. Новая тактика управления техническим состоянием автомобилей / Н. Я. Говорущенко // Автомобильный транспорт. -1980.-№ 4.-С. 22−25.
- Говорущенко, Н. Я. Техническая эксплуатация автомобилей / Н. Я. Говорущенко. Харьков: Вища школа, 1984. -312 с.
- Голинкевич, Г. А. Прикладная теория надежности : ГОСТ 27 503–87. Надежность в технике: система сбора и обработки информации. Планирование наблюдений / Г. А. Голинкевич. М.: Изд-во стандартов, 1987.-23 с.
- Голего, Н. А. Схватывание в машинах и методы его устранения / Н. А. Голего. — Киев: Техшка, 1965. -218 с.
- Голего, Н. Л. Фреттинг-коррозия металлов / Н. JI. Голего, А. Я. Алябьев, В. В. Шевеля. Киев: Техшка, 1974. — 268 с.
- Гогоберидзе, Д. Б. К вопросу об изменении состояния слоя у поверхности’при полировке / Д. Б. Гогоберидзе, Н. А. Копацкий // Тр. совещ. по микротвердости, 21−23 ноября 1950 г. -М.: Изд-во АН СССР, 1951.
- Горелова, А. А. Запасные части для речных судов : планирование, производство, распределение / А. А. Горелова, В. А. Кутыркин. М.: Транспорт, 1991. — 88 с.
- Григорьев, М. А. Износ и долговечность автомобильных двигателей / М. А. Григорьев, Н. Н. Пономарев. М.: Машиностроение, 1976.-248 с.
- Григорьев, М. А. Исследование критериев предельного состояния двигателей / М. А. Григорьев, Е. П. Слабов // Автомобильная промышленность. 1972. — № 12. — С. 8−10.
- Гулас, А. Д. Влияние переменной нагрузки на накопление железа в картерном масле двигателя / А. Д. Гулас, И. А. Кулаков // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1956. — № 4. — С. 26−28.
- Гурвич, И. Б. Долговечность автомобильных двигателей / И. Б. Гурвич. М.: Машиностроение, 1967. — 104 с.
- Гурвич, И. Б. Износ и долговечность двигателей / И. Б. Гурвич. — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1970. 176 с.
- Гурвич, И. Б. Эксплуатационная надежность автомобильных двигателей / И. Б. Гурвич, П. Э. Сыркин. М.: Транспорт, 1984. — 141 с.
- Демьянов, Л. А. Пути повышения надёжности и долговечности автотракторных двигателей / Л. А. Демьянов, С. К. Сарафанов. М.: Военное изд-во, 1967. — 152 с.
- Дерягин, Б. В. Трение и смазка / Б. В. Дерягин. М.: ГТТИ, 1937. — 171 с.
- Денисов, А. С. Режим работы и ресурс двигателей / А. С. Денисов, В. В. Неустроев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. — 112 с.
- Денисов, А. С. Основы формирования эксплуатационно-ремонтного цикла автомобилей / А. С. Денисов — Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 1999. — 352 с.
- Денисов, А. С. Эффективный ресурс двигателей / А. С. Денисов. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. 108 с.
- Денисов, А. С. Анализ организационных форм автосервиса в России / А. С. Денисов, В. В. Савельев // Восстановление деталей машин: межвуз. науч. сб. / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2000. — С. 120−128.
- Дюмин, И. Е. Ресурс автомобильных двигателей и повышение эффективности его использования / И. Е. Дюмин // Автомобильный транспорт. 1983. — № 2. — С. 34−37.
- Ефремов, Л. П. Практика инженерного анализа надежности судовой техники / JI. П. Ефремов. Л.: Судостроение, 1980. — 176 с.
- Ермаков, В. Ф. Экономичность работы судовых дизелей / В. Ф. Ермаков. -М.: Транспорт, 1982. 160 с.
- Определение износа поршневого кольца с помощью радиоактивных индикаторов / Б. А. Захаренко и др. // Автомобильная промышленность. — I960.-№ 6.-С. 14−16.
- Иванов, Л. В. Методика расчета норм расхода запасных частей ДВС / Л. В. Иванов. Л.: Судостроение, 1967. — С. 55−53.
- Канарчук, В. Е. Метод расчета на долговечность деталей автомобильных двигателей, работающих при неустановившихся режимах /
- B. Е. Канарчук // Автомобильный транспорт. 1985. -№ 3 — С. 30−34.
- Кане, А. Б. Судовые двигатели внутреннего сгорания / А. Б. Кане. -Л.: Судостроение, 1982.-288 с.
- Кузнецов, Е. С. Исследование эксплуатационной надёжности автомобиля / Е. С. Кузнецов. М.: Транспорт, 1969. — 152 с.
- Кузнецов, Е. С. Управление технической эксплуатацией автомобилей / Е. С. Кузнецов. М.: Транспорт, 1982. — 224 с.
- Кузнецов, Е. С. Управление технической эксплуатацией автомобилей / Е. С. Кузнецов. М.: Транспорт, 1990. — 272 с.
- Кузнецов, Е. С. Техническая эксплуатация автомобилей в США / Е.
- C. Кузнецов. — М.: Транспорт, 1992. 352 с.
- Клетнев, Ю. П. Спектральный анализ процессов нагружения двигателей на рыбопромысловых судах / Ю. П. Клетнев, Л. И. Двойрис // Проектирование и эксплуатация судовых энергетических установок: сб. Л.: Транспорт, 1975.-С. 112−117.
- Конаков, Г. А. Судовые энергетические установки и техническая эксплуатация флота / Г. А. Конаков, Б. В. Васильев. М.: Транспорт, 1980. -423 с.
- Кондратьев, Н. М. Отказы и дефекты судовых дизелей / Н. М. Кондратьев. М.: Транспорт, 1985. — 152 с.
- Костецкий, Б. И. Износостойкость деталей машин / Б. И. Костецкий.- Киев. М.': Машгиз, 1950. — 123 с.
- Крагелъский, И. В. Трение и износ / И. В. Крагельский. М.: Машиностроение, 1968. -480 с.
- Крылов, Е. И. Совершенствование технической эксплуатации судовых дизелей / Е. И. Крылов. М.: Транспорт, 1983. — 216 с.
- Леонтъевский, Е. С. Справочник механика и моториста теплохода / Е. С. Леонтьевский. -М.: Транспорт, 1981. 350 с.
- Ликвер, Л. А. Комплектация судовых малооборотных дизелей сменно-запасными частями / Л. А. Ликвер // Тр. ЦНИИМФ. М., 1969. -С. 87−93. •
- Лоханин, В. В. Условия надежности судового дизеля при заданном периоде эксплуатации между заводскими ремонтами // Судостроение и морские сооружения / В. В. Лоханин, Э. А. Барецкий, Г. А. Иванов. -Харьков, 1971. С. 76−82.
- Марков, О. Д. Автосервис : рынок, автомобиль, клиент / О. Д. Марков.- М.: Транспорт, 1999. 270 с. ч
- Марковский, Е. А. Радиоактивный контроль износа деталей двигателей внутреннего сгорания / Е. А. Марковский, В. И. Тихонович. Киев: Техшка, 1965.
- Маркетинг: учебник / А. Н. Романов и др. — под ред. А. Н. Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. 560 с.
- Мартинюк, В. И. Перспектива развития системы технического обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта в Российской Федерации : обзор, информ. / В. И. Мартинюк, Л. А. Рошаль, А. М. Лисковец
- Минавтотранс РСФСР. М.: Информавтотранс, 1992. — Вып. 7. Автомоб. трансп. Сер. 4. Техн. эксплуатация и ремонт автомобилей. — 41 с.
- Матерков, В. А. Повышение ресурса коренных вкладышей / В. А. Матерков // Автомобильный транспорт. 1985. — № 1.-С. 4243.
- Мате, Э. Послепродажное обслуживание : пер. с фр. / Э. Мате — под общ. ред. В. С. Загашвили. М.: Прогресс, 1993. — 160 с.
- Сопротивление материалов / Г. Д. Межецкий и др. -М., 2007.-416 с.
- Мишин, И. А. Долговечность двигателей / И. А. Мишин. М.: Машиностроение, 1966. — 260 с.
- Михлин, В. М. Прогнозирование технического состояния машин / В. М. Михлин. М.: Колос, 1976. — 288 с.
- Мирошников, Л. В. Теоретические основы технической диагностики автомобилей / JI. В. Мирошников. М.: Высш. шк., 1976. — 123 с.
- Мирошников, Л. В. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотранспортных предприятиях / JL В. Мирошников, А. П. Болдин, В. И. Пал. М.: Транспорт, 1977. — 263 с.
- Надёжность и ремонт машин / В. В. Курчаткин и др. — под ред. В. В Курчаткина. — М.: Колос, 2000. 776 с.
- Наумов, С. Л. Исследование сопротивления металлов абразивному изнашиванию / С. JI. Наумов — Киев, ин-т инж. гражд. авиации. Киев, 1960.-24 с.
- Нормы времени на слесарно-монтажные работы при ремонте двигателей внутреннего сгорания марки Д-12 (агрегатный ремонт) / В. Я. Муннер и др. -М.: Транспорт, 1976. 87 с.
- Нормы расхода смазочных масел для теплоходов речного флота / Минречфлот РСФСР. М.: Транспорт, 1978. — 24 с.
- Николаенко, А. В. Расчет и экспериментальная оценка надежности автотракторных дизелей / А. В. Николаенко, В. Н. Хватов. JI.: Агропромиздат, 1985. — 136 с.
- Овсянников, М. К. Эксплуатационные качества судовых дизелей / М. К. Овсянников, В. А. Петухов. Л.: Судостроение, 1982. -208 с.
- Денисов, А. С. Основы маркетинга транспортных и сервисных услуг : учеб. пособие / А. С. Денисов — Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 1997. — 84 с.
- Петровский, Н. В. Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация / Н. В. Петровский. М.: Транспорт, 1966. — 502 с.
- Петухов, С. И. К вопросу обоснования потребного количества запасных частей / С. И. Петухов, О. А. Новиков // Стандарты и качество. -1967.-№ 6.-С. 40−44.
- Пономарев, И. А. Судовые двигатели внутреннего сгорания / И. А. Пономарев. Л.: Речной транспорт, 1957. — 552 с.
- Положение о профилактическом обслуживании и ремонте / Министерство автомобильного транспорта РСФСР. М.: Транспорт, 1943. — 54 с.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте автомобилей / Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. М.: Транспорт, 1949. — 67 с.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте автомобилей / Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. М.: Транспорт, 1954. — 69 с.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. М.: Транспорт, 1963. — 76 с.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомобильного транспорта РСФСР. М.: Транспорт, 1972. — 67 с.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомобильного транспорта РСФСР. М.: Транспорт, 1986. — 73 с.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте автомобилей, принадлежащих гражданам / Минавтопром СССР. М.: НАМИ, 1987. — 58 с.
- Правила технической эксплуатации дизелей судов речного флота / Минречфлот РСФСР. М.: Транспорт, 1989. — 102 с.
- Приёмка в ремонт, ремонт и выпуск из ремонта кузовов автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания: ТУ 4538−14 000 232 934−98. Тольятти: ИТЦ «АвтоВАЗ техобслуживание», 1998. — 29 с.
- Радчик, А. С. О деформации поверхностных слоев при трении скольжения / А. С. Радчик, В. С. Радчик // Докл. АН СССР. М., 1958. -Т. 19.
- Райкин, А. Л. Элементы теории надежности технических систем / A. JL Райкин. М.: Сов. радио, 1972. — 136 с.
- Рукавишников, И. Ф. Ремонт судовых тихоходных дизелей / Н. Ф. Рукавишников. М.: Транспорт, 1965. — 310 с.
- Руководство по теплотехническому контролю серийных теплоходов / Министерство речного флота РСФСР. М.: Транспорт, 1969. — 264 с.
- Руководство по анализу износов деталей и надежности дизелей / Минречфлот РСФСР. JI.: Транспорт, 1982. — 49 с.
- Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. Автомобили ВАЗ-2110, 2111, 2112. М.: За рулём, 1999.-216 с.10 В. Ржепецкий, К. Л. Дизель в судовом пропульсивном комплексе / К. J1. Ржепецкий, А. А. Рихтер. JI.: Судостроение, 1978. — 253 с.
- Савицкий, К. В. Влияние скорости и нормальной нагрузки на изменение механических свойств поверхностных слоев трущихся тел.
- Повышение износостойкости и срока службы машин / К. В. Савицкий. Киев -М.: Машгиз,' 1956. — 97 с.
- Семенов, В. С. Долговечность цилиндро-поршневой группы судовых дизелей / В. С. Семенов, П. С. Трофимов. — М.: Транспорт, 1969. 216 с.
- Свирский, Г. Э. К вопросу статистической теории трения и износа / Г. Э. Свирский // Теория трения и износа. М., 1965. — С. 115−117.
- Сборник нормативных документов по техническому обслуживанию дизелей / Минречфлот РСФСР. J1.: Транспорт, 1972. — 72 с.
- Смирнов, 77. Техническое обслуживание автомобилей в США / П. Смирнов//Автомобильный транспорт. 1991. -№ 10. -С. 34−35.
- Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок / О. Р. Смирнов, Ф. J1. Юдицкий. JT.: Судостроение, 1974. — 280 с.
- Сомов, В. А. Повышение моторесурса и экономичности дизелей / В. А. Сомов. J1.: Машиностроение, 1967. — 194 с.
- Спандарьян, В. Б. Автомобильная промышленность Японии / В. Б. Спандарьян, М. В. Спандарьян. М.: Наука. Гл. ред. восточн. лит., 1989.-200 с.
- Спичкин, Г. В. Диагностика технического состояния автомобилей / Г. В. Спичкин. М.: Высш. шк., 1975.-305 с.
- Мотовилин, Г. В, Автомобильные материалы : справочник / Г. В. Мотовилин, М. А. Масино, А. М. Суворов. М.: Транспорт, 1985. — 464 с.
- Старосельский, А. А. Долговечность трущихся деталей машин / А. А. Старосельский, Д. Н. Гаркунов. М.: Машиностроение, 1967. — 154 с.
- Суковицин, В. И. Технический осмотр автомобилей / В. И. Суковицин. М.: Транспорт, 1992. — 159 с.
- Сукоеицин, В. И. Технический осмотр транспортных средств : обзор / В. И. Суковицин, Н. Д. Милешкина, JI. В. Семибратова // Автомобильная промышленность США. 1996. -№ 1. — С. 16−21.
- Суковицин, В. И. Организация техосмотра транспортных средств в ряде стран : обзор / В. И. Суковицин, Н. Д. Милешкина, JI. В. Семибратова // Автомобильная промышленность США. 1996. — № 2. — С. 21−24.
- Степанов, С. В. Профилактические работы и сроки их проведения / С. В. Степанов. М.: Сов. радио, 1972. — 136 с.
- Тартаковский, И. Б. Капитальный ремонт быстроходных дизелей / И. Б. Тартаковский. М.: Машиностроение, 1971. — 480 с.
- Техническая эксплуатация автомобилей / под ред. Г. В. Крамаренко.- М.: Транспорт, 1983. 484 с.
- Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. для вузов / Е. С. Кузнецов и др. — под ред. Е. С. Кузнецова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1991. — 416 с.
- Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. для вузов / Е. С. Кузнецов и др. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 2001. -535 с.
- Техническая эксплуатация автомобилей / под ред. П. А. Колесника.- М.: Транспорт, 1976. 325 с.
- Техническая эксплуатация автомобилей / под ред. М. Н. Бедняка. -М.: Техника, 1979. 295 с.
- Типовые методические положения по нормированию расхода запасных частей на техническое обслуживание и ремонт машин, оборудования и приборов. -М., 1985. 19 с.
- Точильников, Д. Г. Исследование радиоиндикаторным методом износа чугунных цилиндровых втулок при приработке дизеля / Д. Г. Точильников // Энергомашиностроение. 1965. -№ 6. — С. 20−23.
- Трикозюк, В. А. Повышение надёжности автомобиля / В. А. Трикозюк. М.: Транспорт, 1980. — 88 с.
- Ханин, С. М. Исследование потока отказов дизелей в период допервой переборки / С. М. Ханин // Тр. ЛИВТ. Л., 1969. — С. 50−65.
- Хандов, 3. А. Судовые двигатели внутреннего сгорания / 3. А. Хандов. М.: Транспорт, 1968. — 320 с.
- Хандов, 3. А. Судовые среднеоборотные дизели / 3. А. Хандов, И. JI. Браславский. Л.: Судостроение, 1975. — 320 с.
- Харазов, А. М. Диагностирование и эффективность эксплуатации автомобилей / А. М. Харазов. — М.: Высш. шк., 1986. 63 с.
- Харазов, А. М. Диагностическое обеспечение технического обслуживания и ремонта автомобилей / А. М. Харазов. М.: Высш. шк., 1990.-208 с.
- Хастингс, Н. Справочник по статистическим распределениям / Н. Хастингс, Д. Пинок. М.: Статистика, 1980. — 85 с.
- Хлявич, А. И. Обслуживание автомобилей населения : организация и управление / А. И. Хлявич. М.: Транспорт, 1989. — 239 с.
- Хрущев, М. М. Закономерности абразивного изнашивания / М. М. Хрущев //Износостойкость. -М., 1975.-С. 5−15.
- Хрущев, М. М. Абразивное изнашивание / М. М. Хрущев, М. А. Бабичев. М.: Наука, 1970. — 252 с.
- Хрущев, М. М. Исследование изнашивания металлов / М. М. Хрущев, М. А. Бабичев. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 264 с.
- Хрущев, М. М. Точное определение износа деталей машин / М. М. Хрущев, Я. С. Беркович. М.: Изд-во АН СССР, 1953. — 116 с.
- Шор, Я. Б. Таблицы для анализа и контроля надежности / Я. Б. Шор, Ф. И. Кузьмин. -М.: Сов. радио, 1968.-283 с.
- Шумик, С. В. Основы технической эксплуатации автомобилей / С. В. Шумик. Минск: Вышэйш. шк., 1981. -286 с.
- Шторм, Р. Теория вероятностей. Математическая статистика. Статистический контроль качества / Р. Шторм. М.: Мир, 1970. — 368 с.
- Щукин, Г. Теплонапряженность ЦПГ можно снизить / Г. Щукин, В. Кучеров // Морской флот. 1979. — № 9. — С. 37−38.
- Шештокас, А. М. Гаражи и стоянки / А. М. Шештокас, В. П. Адомавичус, П. В. Юшкавичус. Вып. 1. — М.: Знание, 1977. — 60 с.
- Электротехнический справочник: в 3 т. Т. 3. 2 кн. Кн. 1. Производство и распределение электрической энергии / под общ. ред. проф. МЭИ И. Н. Орлова (гл. ред.). 7-е изд., испр. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1988.-880 с.
- Яценко, В. С. Техническая эксплуатация морского флота/ В. С. Яценко. -М.: Транспорт, 1971.
- Allzeit berait // Verkehrsrundschau. 1990. — N. 17. — S. 10−11.
- Bosch-Dienste bieten Servise-Mehrwert // AMZ: Auto, Mot., Zubehor.- 1998.-N. 7−8.-S. 10.
- Ganz schon flexibel // KFZ-betrieb. 1990. — N. 3. — S. 60, 62, 64.
- Preis ist heifi// KFZ-betrieb. 1991.- N. 3.-S. 23−25.
- Recycling am Mercedes. Teil 2 von Guntram Huber und Kurt Oblander // ATZ. 1991.-N. l.-S. 40−48.
- Ressourcenschonung durch Recycling von Gans-Giinther Handenwanger und Siegfeld Schaper Braess // ATZ. 1991. — N. 11. — S. 676−686.
- Von der Handelsmarke zur Servicemarke // AMZ: Auto, Mot., Zubehor.- 1997. 85.-N. 5.-S. 28−29.
- Werkstattarbeitsplatz der Zukunf // Autohaus Spezial. 1990. — N. 3. -S. 146−149.
- Kunststoffe im Automobilbau von Anton Weber Braess // ATZ. 1991. -N.3.-S. 138−146.
- Zum Management materieller und immaterieller Ressourcen im Verkehr von Hans-Hermann Braess // ATZ. 1991. — N. 11. — S. 664−672.
- BeiAnruf Servise // AMZ: Auto, Mot., Zubehor. 1999. -N. 1−2. — S. 26.