Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комплексная оценка влияния динамических характеристик автотранспортного потока на уровень загрязнения окружающей среды города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все больше дальновидных государств осознают, что обеспечение необходимого качества жизни на Земле будет требовать повышения промышленной активности, большей зависимости от новых технологий, большего взаимодействия технологии с обществом, пристального внимания к взаимодействию промышленности и окружающей среды. Необходимость в разработке индикаторов устойчивого развития мира была отмечена… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Антропогенное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду
    • 1. 2. Методы и аппаратные средства измерения шумового загрязнения
    • 1. 3. Анализ методов оценки эффективности работы транспортного потока
    • 1. 4. Подходы к решению задач оценки шумового загрязнения
    • 1. 5. Выводы. Цель и задачи исследования
  • 2. РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
    • 2. 1. Общая и частные методики исследования
    • 2. 2. Математическая модель «Уровень шума — динамика транспортного потока»
      • 2. 2. 1. Теоретические предпосылки создания математической модели «Уровень шума — динамика транспортного потока»
        • 2. 2. 1. 1. Связь уровня шума с параметрами транспортного потока
        • 2. 2. 1. 2. Учет структуры транспортного потока
        • 2. 2. 1. 3. Учет временных параметров транспортного потока
        • 2. 2. 1. 4. Учет скорости движения транспортного потока в зависимости от его состава
        • 2. 2. 1. 5. Учет распределения транспортных средств по полосам
    • 2. 3. Обобщенная характеристика эффективности работы транспортного потока
      • 2. 3. 1. Экологический к.п.д. от химического и шумового воздействия транспортного потока
      • 2. 3. 2. Топливный к.п.д. транспортного потока
      • 2. 3. 3. Коэффициент полезного действия транспортного потока
    • 2. 4. Динамика роста автомобильного парка
    • 2. 5. Выводы по второй главе
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Задачи экспериментальных исследований
    • 3. 2. Инструментальные средства исследований
    • 3. 3. Методика экспериментальных исследований параметров и уровня шума транспортного потока
    • 3. 4. Методика экспериментальных исследований уровня шума одиночного автомобиля
    • 3. 5. Определение минимального количества измерений
    • 3. 6. Идентификация экспериментальных исследований
      • 3. 6. 1. Установление зависимости уровня шума от скорости движения одного автомобиля
      • 3. 6. 2. Установление зависимости уровня шума от интенсивности транспортного потока
      • 3. 6. 3. Установление зависимости уровня шума от интенсивности и процентного содержания грузовых автомобилей и автобусов в составе транспортного потока
      • 3. 6. 4. Установление зависимости доли легковых, грузовых автомобилей и автобусов в составе транспортного потока от времени суток
      • 3. 6. 5. Установление зависимости скорости транспортного потока от доли легковых, грузовых автомобилей и автобусов в его составе
      • 3. 6. 6. Установление зависимости распределения легковых, грузовых автомобилей и автобусов на полосах движения дороги от номера полосы дороги
      • 3. 6. 7. Суточный тренд транспортного потока
    • 3. 7. Прогнозирование уровня химического и шумового загрязнения в связи с ростом автомобильных парков крупных городов
    • 3. 8. Выводы по третьей главе
  • 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 4. 1. Принцип построения, назначение и необходимость разработки автоматизированного рабочего места (Шум — 01)
      • 4. 1. 1. Специфика задач предприятий использующих АРМ
      • 4. 1. 2. Принципы построения АРМ
      • 4. 1. 3. Классификация АРМ. Последовательность этапов проектирования
    • 4. 2. Разработка программного обеспечения АРМ-эколога «Шум-01» .104 4.2.1. Информационное обеспечение АРМ
    • 4. 3. Внедрение результатов исследования. Л
    • 4. 4. Оценка экономической эффективности результатов исследования
    • 4. 5. Выводы по четвертой главе

Комплексная оценка влияния динамических характеристик автотранспортного потока на уровень загрязнения окружающей среды города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все больше дальновидных государств осознают, что обеспечение необходимого качества жизни на Земле будет требовать повышения промышленной активности, большей зависимости от новых технологий, большего взаимодействия технологии с обществом, пристального внимания к взаимодействию промышленности и окружающей среды. Необходимость в разработке индикаторов устойчивого развития мира была отмечена в «Повестке дня на 21 век», принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Российская Федерация также не осталась в стороне от всего цивилизованного общества и приняла участие в выборе показателей устойчивого развития городов после Указа Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и принятия Правительством Российской Федерации соответствующего постановления [76].

При разработке системы показателей для крупных урбанизированных территорий, например, для г. Тюмени за основу была принята методика, разработанная под руководством X. Босселя в Международном институте устойчивого развития, г. Тюмень является одним из крупнейших городов Западной Сибири, центром промышленности, нефтегазовых технологий, науки, образования, религии, транспортных коммуникаций и т. д. Одной из первоочередных задач аналитической службы города является оценка устойчивости его развития. Тюменской городской думой в 2003 году была одобрена концепция стратегии развития г. Тюмени [65]. Управленческие решения на уровне исполнительной власти, новая политика не могут быть обоснованными без опоры на систематическую информацию о состоянии города [75].

Экологический аспект является одним из важных показателей устойчивого развития большого города.

Автомобильный транспорт является основным источником негативного воздействия на окружающую среду и человека [82, 69, 8, 51, 47, 85, 10]. Например, в г. Тюмени до 80% всех химических загрязнений приходится на долю автотранспорта. Выброшено загрязняющих веществ в атмосферу за 2003 год всего 11 232 тонны [71]. Антропогенный шум также приводит к загрязнению окружающей среды. Шум от городского транспорта достигает 70−90 дБ, что вызывает у населения различного рода дискомфорт и заболевания различной степени тяжести [61].

Оценка суммарного воздействия химического и параметрического (шумового) загрязнения сложна и мало разработана. Исходя из вышесказанного, снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и человека является приоритетным. В связи с этим были разработаны модель оценки риска и обобщенной эффективности работы транспортного потока, а также инструментарий по отображению результатов и принятию решений.

Целью исследований является разработка комплексной оценки экологического к.п.д. с учетом установления и использования зависимостей уровня шумового загрязнения от динамических характеристик транспортного потока.

Объектом исследований является процесс генерирования шума автотранспортными потоками в городской среде.

Предметом исследований является связь уровня шума с динамическими характеристиками транспортного потока.

Научная новизна. Разработана математическая модель «Уровень шума — динамика транспортных потоков», устанавливающая зависимость уровня шума автотранспортного потока от динамических характеристик (скорости, интенсивности, состава транспортного потока).

Уточнен обобщенный показатель эффективности работы автотранспортного потока. Введено понятие экологического к.п.д. транспортного потока, учитывающего шумовое загрязнения окружающей среды, что в сочетании с ранее имевшимся экологическим к.п.д., учитывающим химическое загрязнение, дает возможность комплексной оценки экологической характеристики транспортного потока.

Разработана математическая модель «Динамика роста автомобильного парка», позволяющая прогнозировать уровень загрязнения окружающей среды города.

Разработан инструментарий, включающий алгоритмическое и программное обеспечение задач оценки шумового загрязнения окружающей среды автотранспортом, для принятия рациональных управленческих решений направленных на сохранение высокой эффективности работы транспортного потока.

Практическая ценность заключается в разработке инструментального средства оценки шумового загрязнения окружающей среды, позволяющего формировать объективную оценку экологической ситуации на улично-дорожной сети города.

Реализация результатов работы. На основе установленных механизмов загрязнения автотранспортом окружающей среды разработано алгоритмическое, программное и аппаратное обеспечение задач оценки качества воздушной среды. При участии автора разработан АРМ «Шум-01» и внедрен в практику работы Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области». Кроме того, результаты исследований используются в учебном процессе ТюмГНГУ (лабораторный практикум по дисциплине «Теория автомобиля» специальности 190 601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»).

На защиту выносится: 1. Математическая модель «Уровень шума — динамика транспортного потока» ;

2. Показатели эффективности работы транспортного потока: экологический (химического и шумового воздействия), топливный, кинетический, обобщенный;

3. Математическая модель «Динамика роста автомобильного парка «;

4. Инструментальное средство оценки шумового загрязнения окружающей среды, позволяющее формировать уровень экологического прессинга на улично-дорожной сети города. Апробация работы. Основные результаты исследования доложены, обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ТюмГНГУ (2001;2005 г. г.), Международной научно-практической конференции «Проблемы эксплуатации транспортных систем в суровых условиях» (Тюмень, 2002 г.), Научно-практическом семинаре Международной выставки — ярмарки «Город -2002», «АЗС комплекс — 2002», «Автосалон — 2002» (Тюмень, 2002 г.), Конференции «Повышение эффективности работы нефтегазодобывающего комплекса Ямала путем применения прогрессивных технологий и совершенствования транспортного обслуживания», г. Салехард (Тюмень, 2002 г.), Научно-технической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В. И. Муравленко «Нефть и газ: проблемы недропользования, добычи и транспортировки» (Тюмень, 2002 г.), Региональной научно-технической конференции «Нефть и газ. Новые технологии в системах транспорта» (Тюмень, 2004 г.), Международной научно-технической конференции «Нефть и газ Западной Сибири» (Тюмень, 2005 г.).

Публикации. Основные положения и результаты диссертационной работы опубликованы в 7 статьях.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, списка использованных источников и приложений. Объем работы составляет 130 страниц машинописного.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

Разработана математическая модель «Уровень шума — динамика транспортного потока» представляющая собой систему уравнений, однозначно связывающих динамические характеристики транспортного потока (интенсивность, плотность, скорость), структуру и временные параметры ТП с уровнем шума, создаваемого множеством машин. В результате экспериментальных исследований определены значения параметров математической модели установленных закономерностей. Значения дисперсионного отношения Фишера, полученные на основе экспериментальных данных, больше табличных значений F — критерия для доверительной вероятности 0,9, что свидетельствует об адекватности модели результатам эксперимента.

Расширено понятия обобщенной оценки эффективности транспортного потока за счет учета структуры транспортного потока. Введено понятие экологического к.п.д. от шумового воздействия транспортного потока, разработанного на основе потенциального риска возникновения заболеваний, что в сочетании с ранее имевшимся экологическим к.п.д., учитывающим химическое загрязнение, даст возможность комплексной оценки экологической характеристики транспортного потока.

Разработана математическая модель «Динамика роста автомобильного парка», которая может быть описана полиномом не выше третьей степени. Экспериментально выявлено, что модель однозначно связывает численность населения, скорость и ускорение покупательной способности с ростом автопарков крупных городов. Использованный подход может быть с успехом применен для построения моделей роста автопарков в крупных городах. На основе этого можно делать выводы о росте негативного влияния на биотическую систему города, а полученные результаты экстраполировать на длительный срок, тем самым давая прогноз экологической обстановки. Численные значения коэффициентов детерминации уравнения роста автопарка составили для мира, России и г. Тюмень — 0,99, для легкового транспорта г. Тюмень -0,99, для грузового — 0,93, для автобусов — 0,95, что указывает на тесную корреляционную связь и достаточную полноту учета факторов в моделях. В результате экспериментальных исследований определены значения параметров математической модели установленных закономерностей. Доказана адекватность полученных моделей экспериментальным данным. Разработанное инструментальное средство может служить основой для имитационного моделирования механизма формирования шумового загрязнения автотранспортными потоками на многополосных дорогах, а также инженерной разработки инструментальных средств контроля и управления качеством атмосферы в городе. Определена экономическая эффективность от внедрения АРМ «Шум-01», применение которого позволило снизить затраты одного замера уровня шумового загрязнения окружающей среды города автотранспортом на 190,76 руб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные информационные технологии в экономике
  2. , Н. В. Вибрация и шум электрических машин Текст. / Н. В. Астахов [и др.] М.: МЭИ, 1984.
  3. , Я.Г. Автоматизированные рабочие места в управлении производством Текст. / Я. Г. Берсуцкий, Жорняк Т. С., Лепа Н. Н. [и др.] Киев: Наукова думка, 1994.
  4. , О.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания и пути ее снижения Текст. / О. А. Богдаевский. М.: Энергия, 1966. -450 с.
  5. Борьба с шумом на производстве Текст.: Справочник / Под ред. Е. Я. Юдина. -М.: Машиностроение, 1985.
  6. , Б. Охрана воздушного бассейна от загрязнений / Б. Бретшнайдер, И. Курфюрст Л. -М.: Химия, 1989. Бучин, В. Н. Обезвреживание дизельного выхлопа с помощью каталитических нетрализаторов Текст. / В. Н. Бучин. М.: Знание, 1969.-247 с.
  7. , А.А. Моделирование природоохранной деятельности / А. А. Быков. М.: Изд-во НУМЦ Госкомэкологии России, 1998.
  8. , С.Д. Влияние выбросов от автотранспортных потоков на население крупных городов России на примере Василеостровского района Санкт-Петербурга Текст. / С. Д. Голощапов, В. Н. Денисов, Г. Ф. Волкова. Изд. РАН. «Региональная экология», 3−4 (17)/2001.
  9. , С.В. Применение CASE-средства Erwin 2.0 для информационного моделирования в системах обработки данных. «СУБД» Текст. / С. В. Горин, А. Ю. Тандоев. 1995, № 3.
  10. Горин, С.В. CASE-средство S-Designor 4.2 для разработки структуры базы данных. «СУБД» Текст. / С. В. Горин, А. Ю. Тандоев. 1996, № 1.
  11. Горчинская, О.Ю. Designer/2000 новое поколение CASE-продуктов фирмы ORACLE. «СУБД» Текст. / О. Ю. Горчинская. -1995, № 3.
  12. ГОСТ 27 818–88. Допустимые уровни шума на рабочих местах и методы определения Текст.19. ГОСТ 17 187–81.
  13. ГОСТ 20 444–85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики Текст. Введ. 1986−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 1986.
  14. Градостроительные меры борьбы с шумом Текст. / (Защита окружающей среды) / Б. Г. Прутков, Шишкин И. А., И. Л. Карагодина, под общ. ред. Г. Л. Осипова. -М.: Стройиздат, 1975. 215 с.
  15. , Т.Е., Алленби Б. Р. Промышленная экология Текст.: Учеб. Пособие для вузов / Т. Е. Гридэл, Б. Р. Алленби — перевод с англ. Под ред. Проф. Э. В. Гирусова. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2004. — 527 с. -(Серия «Зарубежный учебник»).
  16. , Ю.Ф. Исследование токсичных выбросов автомобиля в эксплуатационных условиях Текст. // Проблемы машиностроения. -1983. № 20. -с. 53−57.
  17. , В.Н. Проблемы экологизации автомобильного транспорта Текст. / В. Н. Денисов, В. А. Рогалев. СПб.: МАНЭБ, 2003. — 213 с.
  18. , А.Б. Экологическая безопасность транспортных потоков Текст. / Дьяков, А.Б., Игнатьев Ю. В. М.: Транспорт, 1989.- 128 с.
  19. , В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания Текст. / В.А. Звонов-М.: Машиностроение, 1981. 160 с.
  20. Инженерная экология Текст.: Учебник / под ред. проф. В. Т. Медведева. М.: Гардарики, 2002. — 687 с.: ил.
  21. , А.В., Корочков В. В. Методы и средства снижения шума на производстве Текст. / А. В. Каралюнец, В. В. Корочков. М.: МЭИ, 1992.
  22. , С.П. Оценка влияния динамических характеристик транспортного потока на выбросы загрязняющих веществ автомобилем Текст.: дис.. канд. техн. наук: 05.22.10: / Колесников Сергей Павлович. Тюмень, 2003.
  23. , Г. В. Разработка и исследование имитационной модели механизма загрязнения атмосферы города автотранспортом Текст.: дис.. канд. техн. наук: 25.00.36: / Колесов Глеб Викторович. -Тюмень, 2003.
  24. Главным государственным санитарным врачом России Г. Г. Онищенко: утв. 30.07.1997 г. № 2510/5719−97−32.
  25. Контроль шума в промышленности Текст. / Под. Ред. Дж.Д.
  26. Вебба — перевод с англ. под ред. И. И. Боголепова. Л.: Судостроение, 1961.
  27. Копоти лов, В. И. Автомобили. Теоретические основы Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Копотилов. Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. -403 с.
  28. , Р.Н. Тексты лекций по курсу «информационные системы и технологии на предприятии» (часть 2) Текст.: Кафедра информатики и информационных технологий. Донецкий институт экономики и хозяйственного права, 2001.
  29. Логистика автомобильного транспорта: концепции, методы, модели Текст. / B.C. Лукинский, В. И. Бережной, Б. В. Бережная [и др.]. -М.: Финансы и статистика, 2000.
  30. , В.Н. Снижение шума автомобиля Текст. / В. Н. Луканин, В. Н. Гудцов, Н. Ф. Бочаров. М.: Машиностроение, 1981.
  31. , В.Н. Промышленно-транспортная экология Текст.: учеб. для вузов / Ю. В. Трофименко, под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. Шк., 2001.-273 с.: ил.
  32. , В.Н., Трофименко Ю. В. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе автомобильного транспорта Текст. / В. Н. Луканин, Ю. В. Трофименко [Итоги науки и техники]. ВИНИТИ, Автомобильный транспорт. — 1996. Т. 19.
  33. , Н.В. Градостроительная экология Текст.: учеб. пособие для строит, вузов / Н. В. Маслов, под ред. М. С. Шумилова. М.: Высш. шк., 2002. — 284 е.: ил.
  34. , Н.В. Градостроительная экология Текст.: учеб. пособие для строит, вузов / Н.В. Маслов- под ред. М. С. Шумилова. М.: Высш. шк, 2003. — 284 е.: ил.
  35. Материалы Тюменского областного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Текст.: [Отчет оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха по г. Тюмени в 1994−95 гг.]. -Тюмень, 2004.
  36. , В.Т. Методы и средства защиты от шума Текст. / В. Т. Медведев, [и др.]. М.: МЭИ, 1997.
  37. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения городов, утвержденная приказом Госкомэкологии России № 66 от 16 февраля 1999 года.
  38. Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. М.: НИИАТ, 1993.48. МЭК 60 651 Шумомеры.49. МЭК 60 804 Шумомеры.50. МЭК 61 672 Шумомеры.
  39. , М.В. Экологические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог Текст. / М. В. Немчинов, С. С. Шабуров, В. К .Пашкин [и др.]. В 2-х ч. / Под ред. М. В. Немчинова. -Москва-Иркутск, 1997.
  40. , Ю.Б. Принципы построения подхода к проектированию в технике связи Текст. / Окунев, Ю.Б., В. Г. Плотников. М.: «Связь», 1976.
  41. ОНД-86 Текст. М.: Изд. Стандартов, 1986.
  42. Основы научных исследований Текст.: учеб. для техн. Вузов / В. И. Крутова, И. М. Грушко, В. В. Попов [и др.]. Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. — М.: Высш. Шк., 1989. — 400 с.: ил.
  43. Охрана окружающей среды в Тюменской области (1998−2003)
  44. Текст.: Стат. сборник. / Тюменский областной комитет государственной статистики. Т.: 2004. — 612 с.
  45. , С. А. Разработка информационных систем с использованием CASE системы Silverrun «СУБД» Текст. / С. А. Панащук. -М.: 1995, № 3.
  46. , В.П. Автотранспортное загрязнение придорожных территорий Текст. / В. П. Подольский, В. Г. Артюхов, B.C. Турбин, А. Н. Канищев. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999.
  47. , П.И. Влияние дорожных условий на уровень транспортного шума Текст. / П. И. Поспелов. ТР. МАДИ, 1983.
  48. , В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России Текст.: учеб. и справочное пособие / В. Ф. Протасов. 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 672 с.: ил.
  49. , В.Ф. Экология. Термины, стандарты, нормативы Текст.: учеб. пособие / В. Ф. Протасов. М.: МИСиС, 1999. — 166 с.
  50. , П.Г. Экология и безопасность Текст. / Н. Г. Рабальский [и др.]. М.: ВНИИПИ, 1992.
  51. Радиовещание и электроакустика Текст. / под ред. М. В. Гитлица. -М.: Радио и связь, 1989.
  52. Решение Тюменской городской Думы от 26 июня 2003 г. N 410 «Об информации о ходе разработки плана стратегического развития г. Тюмени»
  53. , В.В. Имитационное моделирование транспортных потоков в проектировании дорог Текст. / В. В. Сильянов, В. М. Еремин, Л. И. Муравьева. М.: МАДИ, 1981.68. СН 2.2.4/2.1.8.562−96
  54. , Г. В. Экология. Текст. / Г. В. Стадницкий, А. И. Радионов. СПб.: Химия, 1995.
  55. , H.XI. Строительная экология Текст.: учеб. пособие для сред. проф. образования / Н. П. Сугробов, В. В. Фролов.' М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
  56. Транспорт в Тюменской области (1999−2003) Текст.: Стат.сб./ Тюменский областной комитет государственной статистики. Т., 2004. — с. 324
  57. , Э.А. Компьютерная поддержка решений Текст. / Э. А. Трахтенгерц. -М.: СИНТЕГ, 1998
  58. , Ю.В. Экологические проблемы при эксплуатации автомобильного транспорта Текст. / Ю. В. Трофименко. Экология и промышленность России, апрель, 2002. — с. 24−27.
  59. , В.Б., Рихтер Л. А. Охрана окружающей среды от шумаэнергетического оборудования Текст. / В. Б. Тупов, Л. А. Рихтер. -М.: Энергоатомиздат, 1993.
  60. Тюмень: показатели устойчивого развития Текст. / В. Р. Цибульский. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2004. 308 с.
  61. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»
  62. , Б. Электроакустика в вопросах и ответах Текст. / Б. Урбанский. М.: Радио и связь, 1981.
  63. Фирма Брюль и Къер Отделение виброакустических измерений Текст.: A/S, 2000.
  64. , А.Н. Совершенствование системы управления дорожно-транспортного комплекса России в рыночных условиях Текст. / А. Н. Шумейко. М.: 2001, 215 с.
  65. Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Тюменской области Текст.: Тюменский областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов. Тюмень: 1994, — 149с.
  66. Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Тюменской области Текст.: Тюменский областной комитет охраны окружающей Среды и природных ресурсов. Тюмень: 1995, — 165с.
  67. Экология Текст.: учеб. пособие / под ред. С. А. Боголюбова. М.: Знание, 1997.
  68. , Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды Текст. /Ю. Якубовский. -М.: Транспорт: 1979, 199 с.
  69. Янг, С., Эллисон А. Измерение шума машин Текст. / С. Янг, А. Эллисон. -М.: Энергоатомиздат, 1998.
  70. Abgas-Tmissionsfaktoren von Nutzenfahrzeugen in der BRD furdas Bezugsjahr Text. /1990 .D. Hassel, P. Jost, F.J. Weber, F. Dursbeck, K.S. Sonnborn // TUV Rheinland Sicherheit und Umweltschutz GmbH, VFO PLAN 10 405 151/02 Berlin: Erih Schmidt, 1995.
  71. ISO 1996 «Акустика Описание параметров и процедуры измерения шума окружающей среды».
  72. ISO 9613 «Акустика Ослабление шума при распространении звуковых волн во внешней среде».
  73. Jonson, D. The evalution of noise from freely flowing road traffic Text. / D. Jonson, E. Saunders.: Sound and Vibrat. № 2, 1968.
  74. Kaumann, O. Physics of Transport and Traffic Text. / O. Kaumann, R. Chrobok, J. Wahle, V. Schrekenberg. Gerhard-Merrator-Unyversitat Duisburg, Germany.
  75. Stephenson, R., Vullcan G. Traffic noise Text. / R. Stephenson, G. Vulkan. J. Sound and Vibrat № 2. 1968
  76. Vulkan, G. Note on the objective measurement of traffic noise. Applied Acoustics Text. / G. Vulkan. vol. 2, 1969, № 2.
Заполнить форму текущей работой