Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институциональные инструменты развития российского рынка образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третье обстоятельство представляет собой восстановление и развитие мощной вертикали государственной власти современной России. Было бы ошибочно видеть в данной вертикали лишь феномен конъюнктурного порядка, обусловленный кристаллизацией избыточных доходов государственного бюджета от роста цен на энергоносители. В данном случае масштабные бюджетные доходы направляются туда, где они наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические и теоретические аспекты развития рынка образовательных услуг
    • 1. 1. Функционирование и развитие рынка образовательных услуг
    • 1. 2. Специфические характеристики эволюции российского рынка образовательных услуг
    • 1. 3. Возможности и ограничения институционального подхода к развитию рынка образовательных услуг
  • Глава 2. Институциональный анализ развития российского рынка образовательных услуг
    • 2. 1. Анализ институциональной среды
    • 2. 2. Оценка действующих контрактных соглашений
    • 2. 3. Установление институциональных ловушек
  • Глава 3. Обоснование институциональных инструментов развития российского рынка образовательных услуг
    • 3. 1. Институциональные инструменты государственной поддержки
    • 3. 2. Институциональные инструменты рационализации рыночного взаимодействия
    • 3. 3. Институциональные инструменты спецификации рыночной инфраструктуры

Институциональные инструменты развития российского рынка образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость и своевременность исследования институциональных инструментов развития российского рынка образовательных услуг обусловлены рядом взаимосвязанных обстоятельств. Выделим среди них несколько, наиболее значимых.

Первое обстоятельство состоит в особой миссии рынка образовательных услуг по отношению к социально-экономической системе современной России. Устойчивый экономический рост быстро исчерпывает резервы, оставшиеся национальному хозяйству после советского этапа развития, и обусловливает потребность в поиске и включении в рыночный оборот качественно новых ресурсов человеческого фактора, адекватных существенным переменам, произошедшим в системе общественных потребностей. Динамичное развитие сектора высоких технологий тесно связано с формированием и накоплением национального человеческого капитала, что выдвигает соответствующие требования к инструментам развития рынка образовательных услуг.

Второе обстоятельство заключается в запуске совокупности новых для современной России национальных проектов, ориентированных на модернизацию и ускорение развития социальной сферы. Среди указанных проектов выделяется образовательный проект, реализация которого предполагает как инвестиционную активность государства, так и формирование соответствующих институтов рынка образовательных услуг. Развитие социальной сферы, и в том числе ее образовательного сектора, нуждается в последовательной реализации институционального подхода. Значимость своевременных институциональных преобразований была четко обозначена в процессе рыночного реформирования отечественной экономикинеобходимо учесть, что социальная сфера более восприимчива к указанным преобразованиям.

Третье обстоятельство представляет собой восстановление и развитие мощной вертикали государственной власти современной России. Было бы ошибочно видеть в данной вертикали лишь феномен конъюнктурного порядка, обусловленный кристаллизацией избыточных доходов государственного бюджета от роста цен на энергоносители. В данном случае масштабные бюджетные доходы направляются туда, где они наиболее востребованы глубокими институциональными основами социально-экономической системы страны и способны реализовать императивы ее развития. В свою очередь, стратегический фактор мощной вертикали государственной власти обусловливает поиск и обоснование адекватных для страны институциональных инструментов развития национального хозяйства и социальной сферы, в том числе и рынка образовательных услуг. Представляется, что такие институциональные инструменты могут быть установлены при условии расширения пространства научного поиска, использования возможностей комбинирования и переплетения различных исследовательских ресурсов.

Степень разработанности проблемы. Различные теоретические и прикладные аспекты заявленной в данной работе научной проблемы поиска и обоснования институциональных инструментов развития рынка образовательных услуг были изучены многими зарубежными и российскими исследователями. Целесообразно выделить следующие уровни разработки данной проблемы.

Методологические подходы к исследованию рыночных отношений в социальной сфере и основы теории рынка образовательных услуг представлены в классических трудах М. Вебера, Р. Дарендорфа, К. Маркса, К. Мен-гера, А. Мендра, А. Мюллера — Армака, Дж. Ст. Милля, Р. Ликерта, В. Паре-то, Т. Парсонса, А. Пигу, Н. Смелзера, С. Струмилина, А. Турена, Й. Шумпе-тера, Ю. Хабермаса, Ф. Хайека, Л. Эрхарда и др.

Особенности формирования и развития различных секторов социальной сферы в условиях продолжающихся рыночных преобразований и восстановительного роста экономики России исследованы в работах В. Автоно-мова, О. Белокрыловой, С. Берлина, А. Бузгалина, В: Белоусова, Е. Бортник, И. Буздалова, В. Дейнега, Г. Егиазаряна, В. Золотарева, В. Ивантера, В. Игнатова, О. Иншакова, Н. Кетовой, Ж. Кравцовой, Н. Лебедевой, Д. Львова, В. Лазовского, С. Наумова, В. Овчинникова, Е. Петровой, Д. Темирова, Р. Черняевой, И. Шаршова, Т. Хачатурова, В. Эйтингона, Ю. Яременко и др.

Различные аспекты функционирования и развития организаций образовательной сферы, взаимодействия государства и частного бизнеса на рынке образовательных услуг в условиях современной России нашли отражение в работах Л. Абалкина, И. Акперова, С. Бейгуленко, В. Волошина, А. Глухова, Ан. Ермоленко, В. Запольской, А. Колганова, В. Куклина, А. Мелентьева, Г. Мотова, В. Наводного, Г. Попова, И. Рисина, М. Солодкова, С. Слепакова, Б. Савельева, Н. Телегина, Ю. Трещевского, Л. Шульгатого, П. Шульгина, Л. Якобсона, Ю. Яковца и др.

Институциональным аспектам развития различных секторов социальной сферы, в том числе и рынка образовательных услуг, посвящены работы Г. Беккера, О. Бессоновой, Б. Ернзкяна, Р. Капелюшникова, С. Кирдиной, В. Маевского, Г. Мюрдаля, А. Нестеренко, А. Олейника, М. Олсона, Ф. Перру, К. Поланьи, А. Столяровой, О. Сухарева, В. Тамбовцева, А. Шаститко, Т. Шульца, О. Уильямсона, Т. Эггертсона и др.

Вместе с тем многие существенные аспекты проблемы поиска и обоснования институциональных инструментов развития рынка образовательных услуг в условиях современной России еще не получили необходимого отражения в экономической литературе. Среди них необходимо выделить комплексную оценку институциональных параметров рынка образовательных услуг, классификацию институциональных инструментов его развития, а также обусловленность природы и состава указанных инструментов характером институциональной матрицы социально-экономической системы России. Эти обстоятельства обусловили выбор цели и постановку задач диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в адаптации научного потенциала институционального подхода к исследованию развития рынка образовательных услуг, оценке основных институциональных параметров данного рынка, классификации и обосновании институциональных инструментов его развития применительно к условиям современного этапа эволюции социально-экономической системы России.

Выбор данной цели исследования обусловил необходимость постановки и решения комплекса взаимосвязанных задач:

— раскрытие взаимосвязи процессов функционирования и развития рынка образовательных услуг;

— определение специфических характеристик эволюции российского рынка образовательных услуг;

— установление возможностей и ограничений институционального подхода к исследованию отношений рынка образовательных услуг;

— анализ институциональной среды российского рынка образовательных услуг;

— оценка действующих контрактных соглашений российского рынка образовательных услуг;

— установление институциональных ловушек, препятствующих развитию российского рынка образовательных услуг;

— обоснование институциональных инструментов государственной поддержки развития российского рынка образовательных услуг;

— обоснование институциональных инструментов рационализации рыночного взаимодействия на российском рынке образовательных услуг;

— обоснование институциональных инструментов спецификации инфраструктуры российского рынка образовательных услуг.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс развития рынка образовательных услуг в социально-экономической системе современной России. Предметом исследования выступают экономические отношения и институциональные инструменты процесса развития отечественного рынка образовательных услуг. Предметные области исследования по паспорту специальности 08.00.05: 15.111. Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг. 15.116.

Формы государственной поддержки отечественных производителей в сфере услуг.

Теоретико-методологической основой исследования выступают фундаментальные концепции формирования, функционирования и развития рынка услуг, представленные в классических и современных исследованиях зарубежных и отечественных ученых, а также концепции институтов современного общества. Методологической основой диссертационной работы послужили подходы к исследованию экономических отношений, развивающиеся в русле теории социальной экономики, теории государственного регулирования социальной сферы, институциональной теории, теории образовательных услуг, теории рынков.

Инструментарно-методический аппарат исследования включает принципы, обеспечивающие возможность применения системного подхода, в том числе его функционального и структурного аспектов. В работе использованы специальные методы экономического исследования: институционального анализа и проектированиястатистического анализафункционального анализаэкономического прогнозирования.

Информационной и нормативно-правовой базой обеспечения достоверности полученных в работе выводов и рекомендаций стали: фактические данные, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых по проблемам развития рынка образовательных услуг, институциональной экономики, государственного регулирования социальной сферымеждународные договоры и конвенции, законы Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства РФматериалы научных конференцийданные Министерства образования и науки РФстатистические данные федеральных и региональных статистических и налоговых органов, финансовая отчетность ряда российских образовательных организаций.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования исходит из следующих предположений:

— о двойственности природы социально-экономических отношений, складывающихся в пространстве рынка образовательных услуг;

— о принадлежности российского рынка образовательных услуг к системе социально-экономических отношений, в основании которой лежит особая институциональная матрица, обеспечивающая устойчивое воспроизводство специфических институциональных параметров данного рынка;

— о формировании особых институциональных ловушек процесса развития российского рынка образовательных услуг, обусловленных неадекватностью политики его реформирования и развития природе отношений данного рынка;

— о необходимости обоснования особых институциональных инструментов развития российского рынка образовательных услуг, адекватных лежащей в его основании институциональной матрице.

Основные положения работы, выносимые на защиту.

1. Исследование рынка образовательных услуг исходит из факта двойственности природы его социально-экономических отношений, обусловленной: принадлежностью образовательных услуг к социальной сфере, обладающей специальными институциональными ограничениями качественных параметров используемых ресурсов и факторов производства, а также доходности создания услугучастием данных ресурсов, факторов и самих образовательных услуг в рыночном обороте. Указанная двойственность устойчиво воспроизводится в процессах функционирования и развития рынка образовательных услуг.

2. Специфические характеристики эволюции российского рынка образовательных услуг могут быть установлены на основе: выделения основных этапов процесса его формирования и развитияклассификации основных субъектов-участников данного рынкаанализа отношений, складывающихся между указанными субъектами на различных этапах формирования и развития рынка образовательных услуг.

3. Институциональный подход к развитию рынка образовательных услуг позволяет: раскрыть институциональное основание, обеспечивающее устойчивое воспроизводство отношений рынка образовательных услугустановить соответствие параметров институциональной среды потребностям эволюции отношений данного рынкаоценить представительность и эффективность действующих контрактных соглашенийопределить рациональность устойчивых форм экономического поведения и статусов субъектоввыявить институциональные ловушки, препятствующие развитию рынка образовательных услуг.

4. Анализ институциональной среды российского рынка образовательных услуг исходит из принадлежности его отношений к институциональной X — матрице, что обусловливает доминирующую роль государства и подчиненную роль собственников функционирующего на данном рынке социального капитала в процессе установления и регулирования основных параметров институциональной среды.

5. Важнейшие типы контрактов, заключаемых на рынке образовательных услуг, отражают следующие отношения: купли-продажи самих образовательных услугприобретения образовательными организациями технологий, основных средств, материальных ресурсов и рабочей силыотношения образовательных организаций с владельцами человеческого капитала, обладающими уникальной квалификацией в науке и образованииучастия в объединениях по защите интересов субъектов рынка образовательных услугкоординации, соединения своих потенциалов и интеграции участников рынка образовательных услугсовместной инвестиционной или иной развивающей деятельностиаренды или иного использования услуг объектов научно-образовательной инфраструктуры.

6. Институциональные ловушки развития российского рынка образовательных услуг формируются при условии реализации стратегий и инструментов социально-экономической политики, неадекватных природе отношений и институциональному основанию данного рынка. Ресурсы развития при наличии институциональной ловушки трансформируются в ресурсы создания и функционирования специальных институциональных механизмов адаптации рыночных отношений к неадекватной политике. Преодоление институциональных ловушек предполагает коррекцию политики развития рынка, а также реализацию программы ликвидации указанных институциональных механизмов адаптации.

7. Классификация институциональных инструментов развития российского рынка образовательных услуг предполагает использование разграничительного признака принадлежности данных инструментов основным субъектам рынка образовательных услуг: государствуотдельным участникам рынкаобъединениям участников рынка и заинтересованным общественным организациям.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в адаптации и реализации институционального подхода к исследованию развития российского рынка образовательных услуг, определении специфических характеристик и основных институциональных параметров данного процесса, обосновании институциональных инструментов развития рынка образовательных услуг применительно к условиям современного этапа эволюции социально-экономической системы России.

Полученное в работе конкретное приращение научного знания представлено следующими основными элементами:

— раскрыта двойственная природа социально-экономических отношений, складывающихся на рынке образовательных услуг: с одной стороны, принадлежность образовательных услуг к продуктам социальной сферы, с другой стороны, стоимостная форма существования образовательных услуг и участие их в рыночном обращениизнание данной двойственной природы позволяет регулировать и проектировать развитие данного рынка;

— определены специфические характеристики процесса развития российского рынка образовательных услуг: смена первоначального вектора либеральной ориентации развития на вектор усиления государственного регулирования и контроля над рынкомасимметрия в развитии государственных и негосударственных образовательных организацийотсутствие действенного механизма защиты интересов потребителей образовательных услугслабое развитие ассоциированных форм рыночных отношенийотсутствие институциональной основы для интеграции потенциалов участников рынка образовательных услугв своей совокупности данные характеристики позволяют дать оценку эффективности развития рынка образовательных услуг;

— установлен алгоритм реализации институционального подхода к исследованию развития рынка образовательных услуг: раскрытие способа институционального упорядочивания отношений на рынке образовательных услуг, анализ институциональной средыоценка основных форм контрактных соглашенийустановление институциональных ловушек, препятствующих развитию данного рынка;

— раскрыта институциональная ловушка процесса развития российского рынка образовательных услуг — ловушка использования формы некоммерческой организации в качестве доминирующей формы субъектов, предоставляющих образовательные услуги их приобретателямфункционирование данной ловушки обусловливает расширенное воспроизводство нелегитимных отношений и трансформацию ресурсов развития образовательных организаций в частные ресурсы группы контролирующих данные организации лиц;

— обоснованы институциональные инструменты развития российского рынка образовательных услуг: инструменты государственной поддержки рынка (федеральный фонд поддержки образовательных инициативрегиональные венчурные фонды образования) — инструменты рационализации взаимодействия между субъектами рынка образовательных услуг (интеграционные образовательные структурыассоциации потребителей образовательных услуг) — инструменты спецификации инфраструктуры рынка образовательных услуг (федеральная электронная библиотека народного образованиярегиональные инфраструктурные центры образования) — знание указанных инструментов дает возможность формировать эффективную государственную политику развития рынка образовательных услуг.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем положения и выводы развивают и дополняют ряд существенных аспектов теории услуг, теории рынка, теории стратегического управления, теории социальной экономики, институциональной теории.

Отдельные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в целях совершенствования структуры, содержания и методики преподавания ряда учебных курсов высшей школы: «Экономика образования», «Институциональная экономика», «Социальная экономика», «Управление некоммерческими организациями», а также спецкурса по институциональным инструментам развития рынка образовательных услуг.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней основные выводы и рекомендации могут быть использованы в целях оптимизации институциональной среды, совершенствования контрактных соглашений между субъектами рынка образовательных услуг, а также в целях разработки инструментов развития рынка образовательных услуг.

Разработанные в диссертации рекомендации использованы в целях совершенствования содержания и структуры учебной дисциплины «Управление некоммерческими организациями» и спецкурса по теме исследования в НОУ ВПО «Южный институт менеджмента» (г. Краснодар), а также в управленческой деятельности образовательных организаций Краснодарского края.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и практические рекомендации, полученные в ходе исследования, были апробированы в докладах и выступлениях соискателя на международных, межрегиональных и вузовских научно-практических конференциях в городах Владикавказе, Краснодаре, Сочи в 2004;2007 годах.

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 5 научных публикациях соискателя общим объемом 2,0 п.л., в том числе в одной научной статье, опубликованной в научном журнале по списку ВАК.

Структура диссертационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованных источников.

1. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1996.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Стоглавъ, 1998.

3. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» (редакция Закона от 20.07.04 № 68-ФЗ).

4. Абалкин JI. И. Логика экономического роста. М.: ИЭРАН, 2002.

5. Абалкин Л. И. Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения //Абалкин Л. Ч. Избранные труды в 4 т. Т IV. М.: ОАО «НПО» Экономика", 2000.

6. Абалкин Л. И. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993. № 1.

7. Абалкин Л. И. Проблемы и противоречия советской экономики в переходный период // Этот трудный, трудный путь / Рук. авт. Коллектива Л. И. Абалкин, П. Г. Бунич. М.: Мысль, 1989.

8. Автономов B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.

9. Азия и Россия: Экономические связи: Справочник. М.: Международные отношения. 2000.

10. Алле М. Условия эффективности в экономике. М.: Наука для общества, 1998.

11. Альтерглобализм: теория и практика «Антиглобалистического движения»./ Под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Изд-во УРСС, 2003.

12. Андрианов В. Государственное управление: Мировой опыт и российские реалии// Общество и экономика. 2001. № 11−12.

13. Аннан К. Доклад на саммите тысячелетия в ООН// Международная жизнь. 2000. № 10.

14. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Издательство «Питер», 1999.

15. Ахполова В. Б., Ермоленко B.B. Природа, сущность и формы человеческого капитала // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т.5. № 3.4.1.

16. Беккер Г. Человеческий капитал: воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11−12.

17. Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь // Вестник СПбГУ. Сер.Экономика. 1993. Вып.3.

18. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход / Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

19. Бессонова О. Э. Институты раздаточной экономики России: Ретроспективный анализ.- Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1997.

20. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Прогресс, 1999.

21. Белоусов В. М., Бортник Е. М., Фатеева C.B. Некоммерческие институты: закономерности становления и функционирования. Ростов: ИнфоСервис, 2003.

22. Богомолов О. Т. Моя летопись переходного времени. М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000.

23. Бузгалин A.B., Колганов А. И. Глобальный капитал. М.: УРСС, 2005.

24. Бузгалин А., Колганов А. Экономика: «Периодическая система элементов» // Вопросы экономики. 2001. № 2.

25. Бьюкенен Дж. Границы свободы: Между анархией и Левиафаном // Избр. Труды. М.: Таурус Альфа, 1997.

26. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Бьюкенен Дж. Соч./ Пер. с англ. / Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. М.: Фонд экономической инициативы, 1997.

27. Бьюкенен Джеймс. Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т.1./ Фонд экономической инициативыГл. ред. кол.: Нуреев P.M. и др./ М., «Таурус Альфа», 1997.

28. Валентей С., Нестеров JI. Россия в меняющемся мире: Внешние и внутренние вызовы // Вопросы экономики. 2002. № 3.

29. Васильев В. А. Социальные интересы: Единство и многообразие // Социально-политический журнал.-1995.-№ 3.

30. Варшавский А. Социально экономические проблемы российской науки: Долгосрочные аспекты развития // Вопросы экономики. — 1998. — № 12.

31. Воротилов В. А. Интеграция и региональная экономика в России // Региональная экономика. 2001. № 11.

32. Встреча с простотой / Под ред. О. В. Иншакова. Волгоград: Волгоград, научное изд-во, 2006.

33. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

34. Гайдар Е. Т. Государство и эволюция. М.: Экономика, 1995.

35. Гайдар Е. Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Дело, 2005.

36. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: Наука, 2000.

37. Гелбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества/ Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1976.

38. Гельвановский М., Жуковский В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезои макроуровневом измерениях// Российский экономический журнал. 1998. № 3.

39. Говард М. В. Интернет и демократия// Альтернативы. 2003. № 4.

40. Городецкий А. Об основах институциональной трансформации // Вопросы экономики. 2000. № 10.

41. Гончаренко В. А. Факторы и принципы развития социальной инфраструктуры вертикально интегрированной корпорации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Майкоп, 2006.

42. Гринберг P.C. Образованные не требуются // Стратегия России. 2004. • № 8 / Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Одобрена распоряжением правительства РФ № 1756-р от 20.12.2001 г.

43. Гузев М. М. Единое экономическое пространство СНГ: от трансграничного сотрудничества к биосферосовместимому хозяйству // Грани интеграции: Сборник научных статей/ Сост. Е. Г. Русскова. Волгоград: Волгоград, научное издательство, 2005.

44. Гусаков Н. П., Зотова H.A. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М.: Евразийский регион, 1998.

45. Дейнега В. Н. Воспроизводство собственности в системе корпоративных отношений. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.

46. Дейнега В. Н., Ермоленко A.A. Древо экономической науки // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2003, Т.1. № 4.

47. Дементьев В. Е. Основы институциональной теории // Вестник государственного ун-та управления. Сер. «Институциональная экономика». 2001.№ 1(2);

48. Демидова JL, Шейман И. Неприбыльный сектор в системе хозяйственных отношений США // Вопросы экономики. 1994. № 4.

49. Дмитриев A.B. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000. Дмитриева О. Г. Региональная экономическая диагностика. Спб.: Изд.-во СПбУЭФ, 1999.

50. Друкер П. Новые реальности: в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М.: Бук. Чембер. интер., 1994.

51. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Прогресс, 1996.

52. Евстигнеева Л. Новая эпоха новая наука: (О книге Гранберга Р. и Рубинштейна А. «Экономическая социодинамика»)//Вопросы экономики. 2001. № 4.

53. Ермоленко A.A., Зыза В. П., Лазовский В. Ф. Новые кооперативы. Краснодар: Советская Кубань, 1992.

54. Ермоленко Ан.А. Развитие некоммерческих организаций на российском рынке образовательных услуг / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Майкоп, 2007.

55. Ермоленко A.A. Трубы России // Научная мысль Кавказа. 2007. № 1.

56. Зевин JI.3., Стрепетова М. П., Ушакова H.A. Экономическое развитие в эпоху глобализации: Роль внешнего фактора// Россия и современный мир. 2001. № 1.

57. Зотов В. В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Анализ системных функций экономики: институциональный аспект // Экономика и математические методы. 1998. № 2.

58. Ивантер В. В. Об экономических проблемах Юга России// Стратегии и проблемы региональной экономики. Ростов-на-ДонуТерра, 2003.

59. Интрилигейтор М. Д., Брагинский С., Швыдко В. Развитие секторов, базирующихся на потенциале человеческого капитала: шанс возрождения экономики России? // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3.

60. Иншаков О. В. Единство уровней строения объекта, предмета и метода теории хозяйства // Социальная экономика. Международный научно-практический журнал. 2003. № 2.

61. Иншаков О. О стратегии развития Южного макрорегиона России.-Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.

62. Иншаков О. В. О модернизации Федеральной целевой программы «Юг России». Доклад на Международной научно практической конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России». — Волгоград: Изд-во Вол ГУ, 2004.

63. Иншаков О. В. О проблемах интеграции теории хозяйства в условиях глобализации // Грани интеграции: сборник научных статей/Состав. Е.Г. Рус-скова. Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2005.

64. Иншаков О. В. Уровневый анализ объекта, предмета и метода экономической теории //Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2004. № 4.

65. Иншаков О. В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. 2003. № 1.

66. Иншаков О. В., Калинина А. Э. Развитие рынка труда и оценка эффективности обеспечения занятости на Юге России.- ВолгоградИздательство ВолГУ, 2002.

67. Иншаков О. В., Фролов Д. П. Векторы повышения креативного потенциала человеческого капитала в сфере высшего образования / Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 6, Университетское образование. 2003. № 6.

68. Иншаков О. В., Фролов Д. П. Институционализм в российской экономической мысли (IXXXI в.в.): в 2 т. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.

69. Иншаков О. Институционализм в российской экономической мысли (IX XXI вв.): В 2 т. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. Т. 2.

70. Иншаков О. В., Лебедева Н. Н. Знакомая и незнакомая мезоэкономика // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. Вып. 2. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.

71. Институциональная экономика: Учебное пособие/под рук. акад. Д. С. Львова М.: ИНФРА — М, 2001.

72. Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990.

73. Каплински Р. Распространение выгод от глобализации// Вопросы экономики. 2003. № 10.

74. Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: «ПрогрессАкадемия», 1995.

75. Катастрофы и образование / Под ред. Ю. Л. Воробьева.- М.: Эдитори-ал УГСС, 1999.

76. Качалов P.M. Управление хозяйственным риском производственных систем// Экономика и математические методы. 1997. Т.ЗЗ. Вып.4.

77. Кейнс Дж. М. Избранные произведения.- М.: Экономика, 1993.

78. Керашев А. А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов/Д: СКНЦ ВШ, 2005.

79. Кирдина С. Г. Об институциональной матрице России // Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.: Наука, 2000.

80. Кирдина С. Институциональные матрицы и развитие России. М: ТЕ-ИС, 2000.

81. Кирдина С. Г. X и У — экономики: институциональный анализ. М.: Наука, 2004.

82. Князева Е., Туробов А. Единая наука о единой природе. Синергетика значит «совместное действие». Новый мир. 2000. № 3.

83. Клейн Л. Что мы, экономисты, знаем о переходе к рыночной системе? // Реформы глазами американских и российских ученых. М., 1996.

84. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10.

85. Клейнер Г. Б. Современная экономика России как «экономика физических лиц//Вопросы экономики. 1996. № 4.

86. Клейнер Г. Б. Институциональные аспекты реформирования промышленных предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 4.

87. Киргуев А. Т. Социально-экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства. Ростов на — Дону: СКНЦ ВШ, 2006.

88. Клепач А., Яковлев А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка) // Вопросы экономики. 2004. № 8.

89. Князева Е., Туробов А. Единая наука о единой природе. Синергетика значит «совместное действие». Новый мир. 2000. № 3.

90. Колесов Н. Д. Политические и национальные факторы в экономической интеграции и дезинтеграции//Интеграционные процессы в странах СНГ: Межвузов. сб./Под ред. В. Т. Рязанова. СПб.: изд-во СПб ГУ, 1996.

91. Корнай Я. Путь к свободной экономике. М., Научная мысль, 1990.

92. Корнай Я. Честность и доверие в переходной экономике // Вопросы экономики. 2003. № 9.

93. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.

94. Коуз Р. Природа фирмы: Истолкование / Под ред. О. Уильямсона, С. Уитнера. М.: Дело, 2001.

95. Кошкина М. К созданию условий для развития негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры // Российский экономический журнал. 1999. № 11−12.

96. Кузнецов B.C. О стратегической альтернативности // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2.

97. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики. — 2000. № 6.

98. Лазовский В. Ф. Персонификация производственных отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Л,. 1991.

99. Лазовская С. Я Собственность в системе экономических отношений негосударственных высших учебных заведений. Краснодар: ЮИМ, 2002.

100. Ламперт X. Социальная рыночная экономика / Пер. с нем. М.: Дело, 1994.

101. Ласло Э. Рождение слова науки — эпохи // Полис. 1993. № 2.

102. Лексин В. Н, Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1999.

103. Лившиц, А .Я., Новиков A.B., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России // Регион: Экономика и социология. 1994. № 3.

104. Львов Д. С. Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., 2001.

105. Львов Д. С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика, 2001.

106. Львов Д. С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.

107. Маевский В. И. Эволюционная макроэкономическая теория// Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2001.

108. Маевский В. Эволюционная экономическая теория и некоторые проблемы современной российской экономики // Вестник молодых учёных. 2001. № 2.

109. Макаров B.JI. Российская модель общества // Реформы глазами американских и российских ученых. М.:"Рос. Эконом. Журн.": Фонд «За экон. грамотность», 1996.

110. Макаров B.JI. Эволюционная экономика: некоторые фрагменты теории // Эволюционный подход и проблемы переходной экономики. М., 1995.

111. Макаров B.JI. Экономика знаний: уроки для России // Вестник российской Академии наук 2003. № 5.

112. Макаров B.JI. О применении метода эволюционной экономики // Вопросы экономики. -1997. -№ 3.

113. Мамедов О. Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

114. Мамедов О. Ю. Ребюрократизация главный враг юного российского рынка // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Том 3. № 1.

115. Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.46. 4.1.

116. Маркс К. К критике политической экономии.

Введение

/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.- Т. 13.

117. Маркс К. Капитал. Т. 1./ Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд. Т. 23.

118. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1 Пер. с англ.- М.: «Прогресс», 1993.

119. Мизес JI. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М.: Прогресс, 2000.

120. Мониторинг сбережений // Коммерсант. 2007. № 135 от 01.08.2007.

121. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: Экономика, 1999.

122. Мосейко В. О. Управление институциональными изменениями // Человек институциональный / Под ред. О. В. Иншакова. Волгоград: ВолГУ, 2005.

123. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития). М.: Наука, 2001.

124. Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Олимп Бизнес, 2000.

125. Нестеров JL, Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики.2003. № 2.С.49.

126. Нельсон Р. Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002.

127. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики.- 1997.-№ 3.

128. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

129. Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с не-мецк. М.: Прогресс, 1995.

130. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М.: Весь мир, 2000.

131. Олейник А. Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход. М.: Магистр, 1997.

132. Олейник А. Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2000.

133. Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Дело, 1995.

134. Осипов Ю. М. Время философии хозяйства. М.: Экономистъ, 2003.

135. Партылов B.C. Факторы и принципы управления негосударственным учреждением высшего профессионального образования. Краснодар: ЮИМ, 2005.

136. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998.

137. Петров А. Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.: СПГУЭФ, 1999.

138. Перру Ф. Экономика XX века //А. Бейтон, А. Казорла и др. 25 ключевых книг по экономике. Челябинск: «Урал ЬТД» .Урал книга", 1999.

139. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2-х т./Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1985.

140. Портер М. Конкуренция. М.: ЮНИТИ, 2000.

141. Постиндустриальный мир и Россия. М.: Изд-во УРСС, 2001.

142. Полтерович В. М. Институциональная динамика и теория реформ // Эволюционная экономика и мэйнстрим. М.: Наука, 2000.

143. Полтерович В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы// Экономика и математические методы. 1999. № 2.

144. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. Маркс К. Капитал: в 3 т. Т.1. М.: Политиздат, 1968.

145. Пузановский А. Г., Морозов А. П. Государственное регулирование в условиях модернизации азиатских стран. Кострома, 2002.

146. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. Сб./ Росстат. М., 2007.

147. Рисин И. Е. Региональная социально-экономическая политика: содержание и механизмы реализации. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006.

148. Русланов М. Р. Институциональные основы развития местного хозяйства / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Майкоп, 2007.

149. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. Сб./ Росстат. М., 2007.

150. Рэдклифф Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. М.: Восточная литература, 2001.

151. Савченко П., Федорова М., Родченкова Е. Статус некоммерческих организаций // Экономист. 1999. № 4.

152. Самойленко В. П. Формирование социальной ответственности субъектов власти и собственности в процессе глобализации экономических отношений. Ростов-на-Дону: СКНЦВШ, 2005.

153. Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

154. Слезингер Г. Э. Социальная экономика. М.: «Дело и сервис», 2001.

155. Сигов И. И. Управляющая подсистема экономики регионов: цели, принципы, методы и структура управления // Региональная экономика. 2001. № 1.

156. Сото де Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение в остальном мире. М.:ЗАО «Олимп Бизнес», 2001.

157. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М.: НФ «Поддержки Культуры, Образования и новых информационных технологий», 2001.

158. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М.: Прогресс, 1996.

159. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль.- 2003.

160. Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к пост-Вашингтонскому консенсусу // Вопросы экономики. 1998. — № 8.

161. Тейлор Ф. Научная организация труда. М., 1925.

162. Том Н. Управление изменениями// Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.

163. Торчинова О. В. Институциональная асимметрия экономических отношений (на примере образовательного рынка современной России). Владикавказ: СКГМИ, 2005.

164. Тупиха H.A. Бюрократические трансакционные издержки как фактор торможения экономики России / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Краснодар, 2008.

165. Homo institutius Человек институциональный/ Под ред. О. В. Ишако-ва. Волгоград: ВолГУ, 2005.

166. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контракция. СПб.: Лениздат, 1996.

167. Урбан М. Социальные отношения и политические практики в посткоммунистической России // Политические исследования. 2002. № 4.

168. Фридмен М. Капитализм и свобода. Нью — Йорк, 1982.

169. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

170. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: Ермак, 2004.

171. Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода. СПб.: Пневма, 1999.

172. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М., 1992.

173. Хершберг Э. Глобальная реструктуризация знания и обуче-ния//Вопросы экономики. 2004. № 8.

174. Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. 2000. № 1.

175. Чернавский Д. Эволюционная экономика и теория живых систем. // Экономическая трансформация и эволюционная теория И. Шумпетера. Труды 5-го международного симпозиума. М.:ИЭ РАН, 2004.

176. Дурова М. Ю. Механизм защиты отношений собственности в условиях трансформации экономики России / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2007.

177. Шарапов М. В. Функциональное содержание отношений, факторы формирования и стратегии развития финансового рынка макрорегиона. Ростовна Дону: СКНЦ ВШ, 2006.

178. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория.- М.: Изд-во ТЕИС, 2002.

179. Шаш H.H. Развитие человеческого капитала организации: теория, методология, измерение / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Саратов, 2006.

180. Шульц Т. Формирование капитала образования. Н.-И., 1960.

181. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал. Н.-И., 1961.

182. Шумпетер Й. Капитализм, Социализм и Демократия. М.: Экономика, 1995.

183. Шумпетер Й. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер. с нем., М., Прогресс, 1982.

184. Эволюционный подход и проблемы переходной экономики. (Доклады и выступления участников международного симпозиума, г. Пущино, 12−15 сентября, 1994 г.). М., 1995.

185. Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель. М.: Прогресс, 1991.

186. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991 1997. М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998.

187. Экономика общественного сектора / Под ред. E.H. Жильцова, Ж. — Д. Лафея. М.: МГУ, 1998.

188. Эволюционный подход и проблемы переходной экономики. (Доклады и выступления участников международного симпозиума, г. Пущино, 12−15 сентября, 1994 г.). М., 1995.

189. Эволюционная экономика на пороге XXI века. Доклады и выступления участников международного симпозиума (г. Пущино, 23−25 сентября, 1996) — Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.: Наука, 2000 .

190. Эллюль Ж. Политическая иллюзия. М., 2003.

191. Эрхард Л. Благосостояние для всех. M., 1991.

192. Юрьева Т. В. Некоммерческие организации: экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 1998.

193. Якимец В. Устойчивость третьего сектора в России. М.: МГУ, 2000.

194. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. М.: МГУ, 1996.

195. Яковец Ю. В. Социогенетика: содержание, закономерности, перспективы. М.: Институт экономики РАН, 1992.

196. Ясин Е. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. № 4.

197. Arrow К J. Political and economic evolution of social effects and externalities/ In: The analysis of public output. Ed. By Maradolis J., N.Y., 1970.

198. Andreff W. La mutation des economics postsocialistcs. Une analyse economique alternative. Paris, J’Harmattan, 2003.

199. Eggertsson T. Rethinking the Theory of Economic Policy: Some Implications of the New Institutionalism / Ed. By. J. M. Nelson, Ch. Tilley, L. Walker. 1998.

200. Commons J.R. Institutional Economics. Madison, 1934.

201. Commons J.R. Institutional Economics / American Economic Review, 1931.

202. Commons J.R. Institutional Economics / American Economic Review, 1931.

203. Mintzberg, H. Patterns in strategy formation // Management Science. 1978. N№. 24.

204. Polanyi K. The Livelihood of Man. N.Y.: Academic Press Inc., 1977.

205. Walras L. Elements of pure economy. W. Laffe. Tr. Irwin. 1954.

206. Электронный ресурс: Федеральная служба государственной статистики РФ. http://www.gsk.ru/wps/portal.

207. Электронный ресурс: Кутафин О. М. Негосударевы услуги // Независимая газета. 2007. 25.07. /http//www.Telnews.ru.

208. Электронный ресурс: Эффективность государственного управления/ http://fmance.yahoo.com.

209. Электронный ресурс: Объем Стабфонда на 1 августа составил 3,26 трлн. руб. / Экономика / http//www.Top.rbk.ru.

210. Электронный ресурс: Национальные проекты России // http: mine-conom.gov.ru.

211. Электронный ресурс: Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ в ред. Федеральных законов от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ / http://www.gubernia74.ru/m/articles/l 18/119/.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой