Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Персональная идентичность в современном обществе: Концепция Э. Г. Эриксона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая все вышесказанное, понятие персональной идентичности имеет ряд точек приложения к некоторым теоретическим и практическим проблемам социологии. Прежде всего, к прояснению этапов социализации человека, раскрытие с помощью этого понятия нормо-типических особенностей жизненного цикла, каждой его стадии и нормативных кризисов развития. Жизнь общества предстает как континуум жизненных циклов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Концепция пенальной идентични Э. Г. Эрина и еециологичий 17. 1. Теоретичие оки понятия пенальной идентични. Отношение концепции Эрина к фрейдизму и эго-хологии
    • 2. Понятие пенальной идентични вете теории развития лични Э. Эрина
    • 3. ользование понятия пенальной идентични вциально-хологичих ледованиях
      • 3. 1. Возможни применения понятия пенальной идентични вциологичой теории
      • 3. 2. Попытки операционализации понятия пенальной идентични
  • Глава 2. Социально-филие и религиозные екты концепции пенальной идентични Э. Г. Эрина
    • 1. Феноменологичий и экзенциальный анализ пенальной идентични 79. 2. Психоисторический метод исследования персональной идентичности. 90. 3. Роль религии в формировании персональной идентичности

Персональная идентичность в современном обществе: Концепция Э. Г. Эриксона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Категория персональной идентичности отражает не только целостность психической жизни человека, но ее и органичную связь с социокультурным миром, с которой связана возможность продуктивной, социально значимой деятельности человека в мире и саморазвития человеческой личности. Данное понятие ввел в поле социальных наук американский социальный мыслитель Э. Г. Эриксон (1902 — 1994)1. Исследуя психологические нормы развития человеческой личности в современном мире, Эриксон опирался на теорию 3. Фрейда и психоаналитическую эго-психологию (А. Фрейд, Г. Гартман). При этом он в значительной мере трансформировал методологические принципы психоанализа в направлении экзистенциально-феноменологической интерпретации личности. Эриксон выбран нами в качестве центральной фигуры не только потому, что он ввел в научный оборот понятие персональной идентичности, но и потому, что в его творчестве представлены все те положения и проблемы, которые дают возможность рассматривать данное понятие в социологическом смысле.

Понятие персональной идентичности явилось результатом разносторонней многолетней деятельности Э. Эриксона: клинических, психоаналитических, биографических, исторических, социологических и социально-антропологических исследований поведения человека. В самом общем смысле персональная идентичность рассматривается Эриксоном как продукт социального взаимодействия, закрепляющийся во внутренней структуре личности и выражающийся в осознании человеком своего места в обществе, признании своей индивидуальности, обретении смысла своей жизни. Персональная идентичность фиксирует психосоциальное здоровье человека, целостность его личности, возможные в своем социально-культурном окружении и своем историческом времени. В связи с этим выделяются следующие основные аспекты понятия «персональной идентичности»: 1) «психосоциальная идентичность», которая имеет два измерения: функционально-ролевое (социально-объективное) и самореализационное (социально-субъективное) — 2) «экзистенциальная идентичность», формирующаяся в результате усвоения социальных ценностей и норм общества и связанная с религиозностью и религией, с измерением смысла существования общества и личности. В таком понимании персональная идентичность оказывается принципиально связанной с воспроизводством и обновлением отдельных социальных институтов и общества в целом.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что мы живем в эпоху «кризиса идентичности». Он связан с тем, что природа сознания современного человека сильно изменилась. Произошел качественный сдвиг в восприятии социального пространства, — возросло институциональное многообразие социальной организации. Социальное символическое пространство стало многомерным и человеку все труднее ориентироваться в таком поле социального взаимодействия, тем более, что каждая сфера деятельности предъявляет к человеку свои требования. Эти требования зачастую противоречивы и несут в себе угрозу его внутреннему равновесию, личностной интеграции. В такой ситуации поведение человека немыслимо без глубокой рефлексии о его месте в этом мире, поиска принципов внутренней гармонии и гармонии со своим окружением, ответа на вопрос, кем же человек является за бесконечным многообразием социальных ролей. Этот поиск задает тон социально-философским и социологическим исследованиям. В последнем каталоге книжной выставки «Новая зарубежная литература по социологии», «демонстрирующем мировой уровень социологической рефлексии», можно найти огромное количество работ по методологии и результатам качественных.

1 Identity — идентичность, тождественность, подлинность, индивидуальность. социологических исследований по проблеме идентичности современного человека: половой, профессиональной, религиозной и др.2.

В этом отражается западноевропейский кризис философского и научно-теоретического осмысления человеческого существования. Итальянский философ В. Хесле писал: «. всякий, кто хочет понять современный мир, едва ли достигнет своей цели, не постигнув логики кризиса идентичности"3. Кризис идентичности в сознании современного человека выражается прежде всего в борьбе за гармонию индивидуального Я и социального Я. При этом зрелость характеризуется реалистичной оценкой того, что человек достиг и еще может достигнуть в обществе, умением в интересах целого примириться с более низким положением ради гармонии с другими людьми и с самим собой. Поэтому каждый находится в поиске значимых принципов социального устройства, которые могут быть сформулированы идеологией или религией. С этим связан кризис коллективной идентичности, который выражается в ослаблении идентификации индивидов с коллективной реальностью, которую они прежде переживали и поддерживали. Это происходит вследствие ослабления роли традиции, утраты веры в будущее, кризиса индивидуальной идентичности. Отсюда отсутствие действенных ценностей и норм, утрата предсказуемости поведения, ослабление психического и социального здоровья. Сегодня наблюдается резкое возрастание аффективных, тревожных и депрессивных расстройств. Как отмечают исследователи4, именно эмоциональная сфера становится наиболее патогенной зоной в современной.

2 Новая зарубежная литература по социологии. Каталог книжной выставки. — М., 1999, с. III, с. 61, 62.

3 В. Хесле Текст доклада, прочтенного на Всемирной конференции «Травма и трагедия» (Амстердам, июнь 1992 г.), организованной Международной организацией стрессов//Вопросы философии, 1994, № 10, с. 112.

4 Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии, № 2, 1999, с. 61−74. западной культуре вследствие утраты внутреннего равновесия, характеризующего психическое здоровье человека.

Именно потому, что проблема персональной идентичности находится в прямой связи с проблемой психического и социального здоровья современного человека, Э. Эриксон писал, что «изучение идентичности столь же значимо сегодня, как изучение сексуальности во времена Фрейда"5. Исследование такого феномена как персональная идентичность позволяет выяснить, насколько человек, учитывая свой прошлый опыт, способен справиться с трудностями в условиях ценностно-нормативного вакуума, способен выработать новые мировоззренческие ориентиры и достойно воспитать подрастающее поколение.

Актуальность исследования феномена идентичности для людей нашей страны возрастает, поскольку может задать направление в многомерном поиске себя в изменяющемся мире. По словам В. А. Ядова, сегодня Россия переживает становление новой социальной субъектности, которое отражается и в индивидуальном поиске новой идентичности каждым россиянином6. Неудивительно, что такой поиск сопровождается неудовлетворенностью людей своей жизнью, острым чувством тревоги, страха, одиночества, опустошенности, утратой способности к эмоциональному общению с другими людьми. С этими проблемами связано нарушение нормального воспитательного процесса, социализационных норм, увеличение отклоняющегося поведения (особенно молодежи).

5 Erikson Е.Н. Life-history and Historical Moment, N.Y., 1975, p. 282.

6 Ядов B.A. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социологический журнал, 1994, № 1, с. 36.

Категория персональной идентичности, разработанная Э. Эриксоном, помогает понять причины одновременно социальных и психологических проблем современного общества, а также полно обрисовать современного человека, его индивидуальные особенности и способ связи со своим социокультурным сообществом. Теория Эриксона помогает избежать крайностей, характерных для большинства социологических и психологических теорий. Например, западноевропейская социология, начиная с Э. Дюркгейма, утверждала, что общество вырабатывает определенные принципы и нормы, регулирующие человеческие отношения и поведение, но не отвечала на вопрос о том, какой смысл и значение имеют для индивида эти нормы. Преимущественное внимание к социальным характеристикам индивидов оставляло за рамками рассмотрение личности как конечного, конкретного, эмпирического, телесного существа, сформированного обстоятельствами своего рождения, своей семьей, своим ближайшим окружением, а также особенностями его культуры. В свою очередь, акцент на субъективности, характерный для экзистенциализма и многих психологических теорий, приводит к невыразимости личностной неповторимости, индивидуального поиска себя.

В связи с этим возникает проблема поиска оснований и методов, которые дают возможность исследовать феномен идентичности, избегая указанных крайностей, демонстрируя изменчивость и постоянство реальной личности, обосновать значимость для личности интерсубъективных или межличностных отношений. Теоретическая разработка проблемы персональной идентичности позволяет содержательно раскрыть сущность конструирования личности интерсубъективными или межличностными отношениями, а также реальные пути преодолекия объективистских и натуралистических подходов к социальной реальности и личности.

Степень разработанности проблемы. Научное наследие Э. Г. Эриксона высоко оценено на Западе, а с недавнего времени и в России. На русском языке вышли самые известные из его работ только в 90-х годах — «Детство и общество" — «Молодой Лютер», «Идентичность. Юность и Кризис"7. В 70-х годах на Западе увидели свет несколько монографий (Р. Коулса, П. Роазена), в которых концепция Эриксона рассматривается в перспективе его биографии и на фоне исторических событий, происходящих в жизни Америки. Однако, для этих крупных работ характерно чрезмерное увлечение биографией ученого и его профессиональной деятельностью как психоаналитика, тогда как сама концепция представлена фрагментарно. Это связано с тем, что в творчестве самого Эриксона мы не находим строгой и завершенной теоретической системыэто скорее набор взаимосвязанных идей, понятий и инсайтов8 о человеческом развитии, которые выглядят как некий «способ смотреть на вещи"9. Это ставит перед исследователем дополнительную задачу адекватной реконструкции концепции персональной идентичности и ее представления в систематизированном виде.

Критике концепции Эриксона посвящено наибольшее количество работ в отечественной и зарубежной критической литературе по психологии10. Работ, посвященных собственно понятию идентичности в теории Эриксона, практически нет. Во.

7 Э. Г Эриксон Проблема эго-идентичности// Реферативный журнал, серия: «Социология», 1991, № 1, с. 173−200- № 2, с. 155−172-Э.Г. Эриксон Идентичность: Юность и Кризис. М., «Прогресс», 1996; Э. Г. Эриксон Детство и Общество. — СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996; Э. Г. Эриксон Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. — М., «Медиум», 1996.

8 Инсайт (insight) — мгновенный акт понимания («озарения») и переструктурирования пережитого опыта по поводу какого-либо явления, предполагающий свое выражение в теории.

9 Erikson Е. Н. Childhood and Society, N. Y., 1963, p. 363. многих работах, в отличие от целостного подхода Эриксона, исследуются отдельные аспекты персональной идентичности — религиозные, социальные, половые и др. В работах И. С. Кона представлена интересная попытка освободить теорию Эриксона от психоаналитического содержания. Однако, эти работы не свободны от идеологического груза своего времени, поэтому критика концепции персональной идентичности Эриксона не всегда объективна. В работах Л. И. Анцыферовой мы находим самое удачное использование научных открытий Эриксона в области изучения психического развития. Но в дальнейшей разработке нуждаются положения о возрастных кризисах и их особенностях (этому посвящена в частности работа Слободчикова В.И.). Необходимо отметить также диссертации Е. А. Спиркиной по истории «эго-психологии» и Г. Г. Горнева о философских основах творчества Эриксона, в которых осмысливаются теоретические источники творчества Эриксона и определяется его место в западной социально-философской мысли.

Однако все вышеуказанные работы в основном выполнены в рамках психологической науки. Проблема персональной идентичности как таковая в российской социологической литературе не рассматривалась. Только недавно появилась докторская диссертация Е. Г. Трубиной, где персональная идентичность представлена как социально-философская проблема. В последнее время также появилась попытка концептуализации социологии индивидуальности (докторская диссертация Коломиец В.П.), которая близка к кругу проблем, связанных с концепцией персональной идентичности. Концепция.

10 См., например: Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М., 1996, ДайджестКле М. Психология подростка, М., 1991; Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона/ Принцип развития в психологии (ред. Л.И. Анцыферова). — М.: Наука, 1978, с. 212−242- Maier Y.W. Three Theories of Child Development. The Contributions of Erik H. Erikson, Jean Piaget and Robert R. Sears, and Their Applications, N. Y., 1965; Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. — М.: Институт молодежи, 1996; Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1996; Берне Р. Развитие Я-концепции. — М.: Прогресс, 1986; Кле М. Психология подростка. — М.: Педагогика, 1991. и мн. др.

Эриксона только начинает использоваться в отечественных социологических исследованиях практического и теоретического характера (см. работы Ковалевой А. И. и Солодниковой И.В.). В отечественной теоретической социологии недостаточно разработаны проблемы разных возрастных групп, практически не описаны типичные характеристики, кризисы таких социально незащищенных групп как дети и старики, а также особенности подросткового и юношеского возраста.

Теория Эриксона дала мощный толчок для эмпирических исследований персональной идентичности, особенно ее формирования в подростковом возрасте. Наибольшую известность получили исследования Дж. Марсия. Эмпирические исследования идентичности проводились не только в Америке, во Франции, проводились также кросс-культурные европейские исследования (например, исследования X. Томе11). Российские эмпирические исследования идентичности (под руководством Ядова В.А.) связаны в основном с социальной идентичностью человека и включают в себя все разнообразие эмпирических методов социологического исследования. Результаты всех этих исследований не только подтверждают положения концепции Эриксона, но и выявляют трудности, связанные с ее эмпирическим применением. Действительно, персональная идентичность в смысле Эриксона трудно поддается наблюдению и измерению. Едва ли возможно определить идентичность как четко фиксируемое состояние. Понятие персональной идентичности существует скорее как методологический принцип, имеющий, с одной стороны, познавательное, а с другойпсихотерапевтическое значение.

11 См. об этом Кле М. Психология подростка. — М.: Педагогика, 1991, с. 152−155.

Обширная западная (П. Хоманс, П. Роазен, Д. Браунинг и др.) и немногочисленная отечественная литература посвящена психоистории Эриксона (Могильницкий Б.Г., Якимова Е.В.). В ней подробно проанализированы биографические исследования Эриксона о М. Лютере и М. Ганди. Вместе с тем остается недостаточно выявленным социологическое видение проблемы взаимоотношений выдающегося исторического лидера и массне уделяется должного внимания эволюции взглядов Эриксона в направлении феноменологического понимания исследуемых проблем, а также его концепции религии. Среди немногочисленных работ, посвященных изучению религиозной проблематики в творчестве Эриксона (Д. Кэппс, Е. Райт, В. Конн и др.) следует отметить монографию голландской исследовательницы Т. Х. Зок.

Цель и задачи исследования

Цель данной диссертации — проанализировать концепцию персональной идентичности Э. Эриксона и обозначить границы и возможности применения этой концепции в социологии. Реализация цели диссертации предполагает решение следующих задач: проанализировать основные теоретические положения теории Эриксона и выявить ее теоретические истокирассмотреть теорию развития личности Эриксона, отражающую процесс формирования персональной идентичности, выделяя те ее аспекты, которые значимы для более глубокого понимания социализациираскрыть связь проблем адаптации и социального контроля с понятием персональной идентичности и рассмотреть понятия «психосоциальной идентичности», «нормативного кризиса идентичности», «психосоциального моратория» и другиепрояснить вопрос о возможности применения понятия персональной идентичности в конкретных социологических и психологических исследованиях, обозначить проблемы операционализации этого понятияраскрыть зависимость персональной идентичности от исторической ситуации и идеологического кризиса конкретной эпохиоценить ценность концепции Эриксона для объяснения социальных изменений на примере работ «Молодой Лютер» и «Истина Ганди" — разобраться в том, какую роль отводит Эриксон институту религии и религиозной вере в формировании персональной идентичности, и определить влияние религиозного самоопределения на ценностную систему общества.

Методологической основой работы служит историко-социологический метод с опорой на анализ основных методологических понятий социологической теории и анализ источников (научных трудов Эриксона), теоретических работ по психологии и социологии.

Новизна исследования. В данном исследовании рассматривается возможность использования концепции персональной идентичности Э. Г. Эриксона в социологической теории, социологических исследованиях и для решения некоторых социальных проблем. Конкретно это выражается в следующем: показано, что творчество Эриксона должно рассматриваться в русле экзистенциально-феноменологической трактовки социальной реальности и личностив ходе анализа теории развития личности Эриксона выделяются аспекты его теории, которые необходимы для более глубокого понимания социализации индивидаконцепция персональной идентичности Эриксона рассматривается в ее целостности, включая психоисторическую перспективу рассмотрения личности, специфическую концепцию религии и теорию полного жизненного циклавыделяется в качестве отдельной темы концепция религии Э. Г. Эриксона, необходимая для более полного рассмотрения теории персональной идентичности.

Положения, выдвигаемые на защиту:

Эриксон как самобытный социальный мыслитель в ходе идейной эволюции в поздних научных работах переходит с позиций психоаналитической «эго-психологии» в русло экзистенциально-феноменологического подхода в исследовании личностиперсональная идентичность, закрепляющаяся во внутренней структуре личности, формируется в процессе межличностного взаимодействия, свойственного данной культурно-исторической эпохе, и выступает как его результат, включая развивающееся Я самого человека и его биологическую природуперсональная идентичность в теории Эриксона выступает как целостность личности, как условие психического здоровья, успешной адаптации индивида в обществе, как основа слаженного функционирования социальных институтов и как условие индивидуальной самореализации человеческой личностиконцепция персональной идентичности Эриксона раскрывает связь между развитием человеческой личности и ценностно-нормативной системы общества: идентичность современного человека играет важную роль в поддержании и обновлении ценностей и норм обществаконцепция персональной идентичности Эриксона помогает в объяснении причин социальных изменений, которые отчасти коренятся в нормативных кризисах идентичности выдающихся исторических личностей;

Эриксон раскрывает основы функционирования социального института религии на основе анализа экзистенциальной идентичности, жизненно необходимой для поддержания целостности человеческой личности и ценностной системы обществаконцепция персональной идентичности Эриксона оказывается достаточно эвристичной в области социологии личности и может быть использована для раскрытия механизмов связи между внутренней структурой индивида и современными социальными структурами, описания динамики социализации современного человека (критических этапов жизни) — с применением концепции персональной идентичности Эриксона в социологической теории и эмпирических социальных и психологических исследованиях связан ряд трудностей, которые коренятся в недостаточной разработанности и систематизированности теории Эриксона.

Научно-практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке теоретических специальных курсов по психоаналитической ориентации в социологии, по проблемам социальной психологии, социологических практикумов. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы при разработке междисциплинарных проблем в русле тематики «Личность и культура». Понятия Эриксона возможно использовать в конкретных социологических исследованиях. Изучение личности в контексте проблемы персональной идентичности может способствовать в профилактике социальных неврозов, а также помочь современному человеку избавиться от драматических внутренних конфликтов.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории социологии социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертации определяется в соответствии с целью и задачами исследования и состоит из двух глав, шести параграфов, введения и заключения, библиографии и приложения. В первой главе выявляется социологический смысл концепции персональной идентичности Эриксона. Во второй главе понятие персональной идентичности раскрывается в контексте теории социокультурного изменения на примере психоисторических исследований Эриксона. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы диссертации и намечаются направления дальнейших перспектив в исследовании теории Эриксона и его концепции персональной идентичности. В приложении представлены таблицы, расшифровывающие содержание полного жизненного цикла в теории Эриксона.

Основные выводы.

Итак, творчество одного из оригинальных социальных мыслителей XX века, Э. Г. Эриксона, предлагает нам интересную концепцию персональной идентичности, которая во многом обусловила дальнейшее развитие социально-психологической и культурологической мысли столетия. По мнению Е. А. Спиркиной, концентрация научных проблем на изучении Эго, персональной идентичности, которая характерна для научной деятельности Эриксона, является возвратом, ответом на проблемы начала XX века — потерю веры в позитивные возможности человека (см.: 58, с. 104−105). Подход Эриксона к идентичности носит ярко выраженный междисциплинарный характер, содержит множество понятий, важных для изучения полного жизненного цикла человека. Это обуславливает огромный исследовательский потенциал данной концепции в частности и для социологии.

Творческое наследие Эриксона, по наблюдениям многих исследователей, характеризуется отсутствием строгой системы понятий. В значительной мере это обусловлено тем, что взгляды Эриксона постоянно эволюционировали, зачастую существенно меняя общее представление о природе человека. В первый период своей творческой эволюции Эриксон находится в границах эго-психологии, в последний период он сближается с экзистенциально-феноменологическим направлением в социальной мысли. Поначалу Эриксон отказался от углубленного изучения неврозов, считая их в конечном счете «острыми кризисами идентичности», что стало отличительной чертой его как неопсихоаналитического мыслителя и привело к изучению нормального, а не патологического развития личности. Это обусловило отличие его концепции и от общего течения неофрейдизма в Америке, поскольку Эриксон сосредоточился на возможностях слаженного взаимодействия личности и общества, свойственного данной культуре.

Эриксон «вышел» из клинической лаборатории, из кабинета психоаналитика, пытаясь применить положения своей теории к разнообразию культурных феноменов. Он прошел путь от биографии выдающейся исторической личности, деятелей культуры к биографии религиозного харизматического лидера, открывшей пути построения новой социально-психологической перспективы, включающей экзистенциальные смыслы человеческой жизни и общества. Как было показано, Эриксон развивает герменевтический потенциал психоанализа, учитывая символическое содержание человеческого поведения. И только, учитывая эту сложную эволюцию взглядов, можно до конца понять эриксоновскую концепцию персональной идентичности.

Персональная идентичность в понимании Эриксона — понятие чрезвычайно широкое, поскольку одновременно обозначает и характеристику человека, и индивидуальное переживание, и способ познания. В самом общем смысле оно включает в себя психосоциальную, то есть личную и социальную (групповую) идентичность, складывающиеся в процессе социализации и обозначающие смысл существования конкретного индивида с точки зрения обществаи экзистенциальную идентичность, которая выражает глубоко индивидуальную сторону идентичности — результат решения проблемы конечных смыслов существования. Можно сказать, что первая отражает жизнь человека как индивида, а вторая — как личности. Без этих двух составляющих невозможно, как считает Эриксон, нормальное развитие человека.

При этом персональная идентичность для Эриксона — продукт межличностного взаимодействия и одновременно условие его слаженного протекания, а также результат и условие нормального полного жизненного цикла отдельного человека и целых поколений. Это понятие четко схватывает интерсубъективную природу человеческой реальности, можно сказать, что, по Эриксону, нет идентичности без Другого (значимого другого, обобщенного другого, Абсолютного Другого). Понятие персональной идентичности позволяет прояснить проблему связи индивида с обществом, не теряя при этом его индивидуальности и не сводя эти две реальности друг к другу. В этом понятии отразилась и природа отношения человека к социокультурным ценностям, необходимым для воспроизводства общественного порядка. Кроме того, персональная идентичность у Эриксона предстает как открытое и развивающееся понятие, которое может быть осмыслено в рамках социальных наук. В современной социально-философской мысли есть концепции, которые продолжают изучение этого феномена, используя диалогическую традицию в понимании самосознания человека и привлекая такую его составляющую, как язык. Именно всеми вышеперечисленными причинами обусловлена возможность использования данного понятия в социологической теории.

Вместе с тем налицо и ряд существенных ограничений. Широкий охват состояний одновременно снижает ясность обсуждаемого понятия. Попытка Эриксона тотально охватить процесс развития личности приводит к распылению на частные проблемы, к использованию часто несовместимых понятий из экзистенциальных, теологических концепций и эволюционно-биологических теорий. Эриксон стремился приблизиться к целостному раскрытию существования человека во всем многообразии жизненных явлений. Это поставило его в пограничное положение между психологией и социологией, психоанализом и философией, теологией и психологией, религией и идеологией, терапевтической практикой и проповедничеством, а в конечном итоге — между наукой и идеологией.

Необходимо учитывать при использовании данного понятия в социальных науках то, что представление идентичности как реальной характеристики личности может влиять на сознание людей и обуславливать некоторые, возможно и нежелательные, процессы в психике как отдельного человека, так и социальных общностей. При этом понятие «коллективной (или групповой) идентичности» действительно можно признать лишь способом осмыслить поведение, например, этнических групп и др. Само появление различных теорий идентичности отчасти обусловлено проблемами успешности социализации в данной культуре. Поэтому интерес социолога преимущественно должен быть связан с выяснением возникновения той или иной концепции идентичности. И здесь Эриксон также ставит себя в пограничное положение. С одной стороны, идентичность используется как инструмент познания человека, способ размышлять о нем, который обуславливает эффективность терапевтического процессано с другой стороны — это субъективное чувство и наблюдаемое качество, чрезвычайно важное для нормальной адаптации в обществе. Хотя при этом Эриксон осознает важность данной проблемы, говоря о том, что идентичность — чувство, осознаваемое только частично, что о его нормативной природе можно судить по реальным следствиям, которые можно наблюдать в поведенческих стратегиях индивида.

Следующая трудность связана с тем, что операционализация понятия персональной идентичности искажает его первоначальный смысл и может отразить только отдельные ее аспекты, которые можно проверить в эмпирическом исследовании. Обобщение результатов таких исследований (в основном зарубежных) дает основание утверждать, что методология таких исследований нуждается в совершенствовании, как нуждается в нем сама концепция идентичности, которую предлагает Э. Эриксон. В отечественных социологических исследованиях главное внимание уделяется социальной идентичности, а точнее изучению разных социальных идентификаций. Тем не менее, исследователи активно стремятся расширить сферу своих интересов, вводя в свои работы и личностный смысл понятия идентичности.

Учитывая все вышесказанное, понятие персональной идентичности имеет ряд точек приложения к некоторым теоретическим и практическим проблемам социологии. Прежде всего, к прояснению этапов социализации человека, раскрытие с помощью этого понятия нормо-типических особенностей жизненного цикла, каждой его стадии и нормативных кризисов развития. Жизнь общества предстает как континуум жизненных циклов, связанных между собой для воспроизводства и изменения социальной структуры. В связи с этим поднимаются многие проблемы — проблема адаптации, проблема социального контроляболее частные проблемы — проблема отклоняющегося поведения, адаптации разных возрастных групп, проблема взаимодействия поколений. Концепция персональной идентичности Э. Эриксона позволяет прогнозировать поведение разных возрастных групп по типу идентичности, целостности, конфигурации идентификаций, которые складываются на каждой стадии развития в зависимости от социальных факторов. Возрастные рамки при этом представляются достаточно условно, поскольку необходимо учитывать при этом социокультурные детерминанты и исторический период, котором протекает жизненный цикл и совокупность жизненных циклов. Главное — это содержание кризисов идентичности, которые отражают не только индивидуальные задачи данного индивида, а совокупное требование социального окружения, культуры, исторической ситуации. Поэтому наряду с главным механизмом адаптации по Эриксонуидентификацией, появляется главная движущая сила развития — «жажда социального признания», «жажда глубокого смысла в каждом производимом действии». Таким образом, на каждой стадии развития достигается определенный социально-личностный смысл каждого индивидуального действия. Общество не только не встречает индивида враждебно, а наоборот — создает условия для нормального развития индивида.

Особенно критическим является подростковый возраст. Эриксон описывает виды девиантного поведения в этом возрасте и их причины. При этом девиантное поведение может быть как конструктивным (в виде психосоциального моратория), так и деструктивным (делинквентное, аддиктивное, сиуцидальное поведение). Эриксон предлагает методологию изучения переходного возраста и обрисовывает возможности выхода из юношеского кризиса идентичности. Таким же критическим можно назвать по Эриксону и поздний возраст жизни, когда также необходимы осмысление предыдущего опыта и способность справляться с трудностями. Эти периоды жизненного цикла выделяются Эриксоном еще и потому, что их протекание во многом зависит от идеологической системы общества и обуславливает многие социальные процессы (такие как формирование преступных и альтернативных молодежных группировок и политических организаций). Множество отечественных исследований по этим социальным проблемам имеют точки соприкосновения с концепцией персональной идентичности и нуждаются в категоризации некоторых ее аспектов для своего методологического аппарата. Поэтому для дальнейшего изучения деструктивного поведения необходимо изучать связь персональной идентичности, кризиса идентичности, психосоциального моратория и таких феноменов, как личностный смысл, родительские модели поведения, способность преодолевать трудности, продуктивные и непродуктивные жизненные стратегии.

Осознание Эриксоном органической связи индивида и общества, предполагает исследование связи персональной идентичности и исторической ситуации, которая особенно очевидна в периоды социальных кризисов и влечет за собой осмысление причин социальных изменений. Эриксон находит свой интерес в особой зависимости кризиса идентичности исторической личности от социально-психологического и идеологического кризиса ее эпохи. Харизматический лидер, благодаря своему особому складу характера, является «двигателем» социально-исторического процесса. Этот особый склад определяется не только незаурядными индивидуальными характеристиками, но и чрезвычайно острым переживанием кризиса идентичности (на той или иной стадии развития: юношеский кризис идентичности у Лютера, кризис генеративности в зрелости у Ганди), который в свою очередь предопределятся необыкновенной моральной и психологической чувствительностью к проблемам эпохи. Таким образом, решая свой кризис, выдающийся человек решает кризис целых поколений, формулируя новую идеологическую систему, диктующую новый образ жизни, более конструктивный в данных условиях.

Рассматривая социальные измерения как необходимо связанные с харизматическим лидером, Эриксон отчасти ограничивает свой взгляд на историю и теорию социальных процессов, однако предлагает и реальную методологию для изучения лидеров, деятелей, которые стоят у власти или могут прийти к власти. Такое исследование исторических лидеров характерно для развития общей традиции неофрейдизма (например, в лице Э. Фромма). Однако, особенность эриксоновской концепции в том, что он не просто предлагает типологию лидеров, разделяя их на деструктивных и конструктивных, а намечает пути изучения целого континуума жизненных циклов эпохи, социально-психологической атмосферы исторического момента, отражающейся в каждом конкретном кризисе идентичности, возможностей поиска конструктивных идеологий, применения социальной терапии во времена тяжелых социальных потрясений.

Кроме того, социально-исторические изменения, согласно Эриксону, часто связаны, особенно в современном мире, с поведением молодежи, поскольку именно молодые люди чувствительны к идеологическим ценностям и кризисам общества. В это обновляющая сила общества и одновременно потенциальная опасность, поскольку подросток, юноша не способен еще ориентироваться в мире ценностей, не способен их вырабатывать и его выбор может пасть на тоталитарную доктрину, которой он может самоотверженно следовать. С преодолением юношеских комплексов также связана и «псевдовидовая ментальность» у взрослого населения целых наций, основанная на признании своей исключительности, тогда как нормативная социальная идентичность должна обладать объединяющей людей силой. Поведение молодых и взрослых людей можно скорректировать по мнению Эриксона с помощью мудрой идеологии и политики, направленной на эффективную «ритуализацию» социального взаимодействия и подкрепленной психоаналитической терапией.

С поисками идеи-силы, которая укрепила бы персональную идентичность каждого человека и объединила бы национальные сообщества, связана концепция религии Эриксона, к которой его приводят биографические исследования религиозных лидеров. Базисное доверие и Надежда, как основополагающие силы, рождающиеся в детстве и имеющие важное значение в формировании психосоциальной идентичности, нуждаются в укреплении на протяжении всей жизни человека и находят свое подтверждение в религиозных институтах. Каждый человек сталкивается с проблемой «конечных» смыслов своего существования и, решая ее, формирует экзистенциальную идентичность, в которую входит и «общение» с Абсолютным Другим. В религии человек обретает смысл жизни, преодолевает «ностальгию» по отцу и матери, страх перед жизнью и перед смертью, перед социальными отношениями, и становится способен к свободному выбору и принятию на себя ответственности. В концепции религиозного самоопределения теория персональной идентичности находит свое завершение, свое индивидуальное содержание. Здесь Эриксон характеризует уже зрелого, психически здорового человека, обладающего развитым самосознанием («I» есть его центр). Такая постановка вопроса сближает Эриксона со многими современными концепциями религии (например, с концепцией П. Бергера, М. Йингер и др.), когда религия выполняет защитную функцию перед страхом смерти, хаосом. Однако, по мере развития своих взглядов, Эриксон частично отказывается от чисто функционального подхода к религии и уже само формирование человека становится до определенной степени религиозным процессом. Так, в поздних работах научный потенциал концепции Эриксона отчасти теряет свою обоснованность и тем более ослабевает возможность применения таких понятий в социологии.

Таким образом, в данном случае Эриксон опять-таки ставит себя в пограничное положение: он находится под влиянием собственного предмета исследования и изменяет свою концепцию в соответствии с взглядами религиозных мистиков в исследовании о Лютере, с положениями Сатьяграхи, как в случае с Ганди. Более того, он становится проповедником этих идей. Эриксон восхищается выдающимися людьми, способными сознательно изменять символическую среду (коллективные представления) общества. В своем творчестве Эриксон последовательно применяет герменевтический метод познания социальной реальности, постигая и переживая значимые смыслы человеческого существования, используя при этом анализ повседневного языка, текстов, биографий, нарративов своих пациентов. Естественно, что при этом исследователь оказывается в сложной ситуации, поскольку очень трудно не вовлечься в жизнь исследуемых феноменов. И здесь Эриксон, опытный психоаналитик, не выдерживает испытания и часто встает на сторону своих «героев». Но наивно полагать, что сам ученый не осознавал эту проблему. Он всячески старается осмыслить свой научный интерес с позиций собственной персональной идентичности, своих личных кризисов и проблем, проявляя при этом мужество и честность и предоставляя ученым богатый материал для решения проблемы субъективности в научной деятельности.

В целом концепция Э. Г. Эриксона, незаурядного социального мыслителя, представляет комплексный, междисциплинарный подход к проблеме персональной идентичности. И хотя данная теория является методологически маргинальной, такой подход содержит, как было показано, ряд плодотворных идей для применения в социологических исследованиях, для решения некоторых социальных проблем. Но для эффективного использования понятий Эриксона они нуждаются в дальнейшем изучении и адаптации к методологии социологии.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. — М.: Прогресс, 1972.
  2. Н.В. Проблема личностной идентичности в западной психологии// Вопросы психологии № 1, 1996, с. 131−143.
  3. Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона/ Принцип развития в психологии (Отв. Ред. Л.И. Анцыферова). М.: Наука, 1978, с. 212−242.
  4. Л.И. Психология формирования и развития личности/ Человек в системе наук. М.: Наука, 1989, с. 426−433.
  5. Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы?// Психологический журнал, т. 15, № 3,1994, с. 99−105.
  6. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал, том 15, № 1, 1994, с. 3−18.
  7. Л.И. Поздний период в жизни человека, типы старения и возможности поступательного развития личности// Психологический журнал, т. 17, № 6, 1996, с. 60−71.
  8. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995.
  9. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  10. М. История жизни. Рассказывание и поиск себя// Вопросы социологии, 1992, т. 1, № 2, с. 123−130.
  11. Буржуазные психоаналитические концепции общественного развития. Реферативный сборник (Ред. Д.Н. Ляликов). М.: ИНИОН РАН, 1980.
  12. Н. С. Внутренний диалог в структуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии. М.: МГУ, дис. канд. психол. н., 1996.
  13. Вах И. Социология религии/ Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1994, с. 118−258.
  14. В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996.
  15. Г. П. Критика философско-методологических основ неопсихоаналитической концепции Э. Эриксона. М.: Институт философии АН СССР, дис. канд. филос. н., 1978.
  16. Де Гольжак В. Клиническая социология// Социологические исследования, 1994, № 5,с. 51−60.
  17. В.И. Неофрейдизм в поисках «истины» (Ил люзии и заблуждения Эриха Фромма). М.: «Мысль», 1974.
  18. В.И. В поисках свободы и справедливости. Послесловие/ Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990, с. 309−319.
  19. Ф. На стороне подростка. СПб.: «Петербург — XXI век», 1997.
  20. Камилл ери К. Идентичность и управление культурными несоответствиями: попытка типологии//Вопросы социологии, 1993, № ½, с. 103−117.
  21. Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен. М.: МГУ, дис. канд. психол. н., 1989.
  22. Ю. Л. Шматко Н.А. Семантические пространства социальной «идентичности/ Социальная идентификация личности (ред. Ядов В.А.). М.: Институт социологии РАН, 1993, с. 50−65.
  23. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.
  24. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996.
  25. Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла/ Социальная идентификация личности. М.: ИС РАН, 1993, с. 107−123.
  26. Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?»// Социологические исследования, 1995, № 5, с. 102−110.
  27. В.П. Становление индивидуальности: социологический аспект. М.: МГУ, дис. док. социол. н., 1994.
  28. Кон И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе// Социологические исследования, № 3. 1978, с. 76−86.
  29. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
  30. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  31. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности// Психологический журнал. -1987-Т. 8.-№ 4.-С. 126−137.
  32. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988.
  33. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: «Просвещение», 1989.
  34. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп, 1998.
  35. Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности: критерии их определения. Автореф. дис. канд. психол. н., М., МГУ, 1988.
  36. Ч. Социальная самость/Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994, с.316−329.
  37. Ч. Первичные группы/ Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994, с. 330−334.
  38. Н.В. Концепция психически разумного общества Э. Фромма. М.: МГУ, дис. канд. социол. н., 1997.
  39. Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению// Психологический журнал, т. 17, № 3,1996, с. 149−152.
  40. Г. И. Я как Я: клинико-феноменологические методики измерения свойств личности. Брест: БГУ, 1996.
  41. Мид Дж. Интернализованные другие и самость/ Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994, с. 224−226.
  42. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
  43. .Г., Николаева И. Ю., Гульбин Г. К. Американская буржуазная «психоистория». Томск: ТГУ, 1985.
  44. Мэнюэл Франк Е. О пользе и вреде психологии для истории/ Философия и методология истории. М.: «Прогресс», 1977, с. 262−288.
  45. И.Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности// Психологический журнал, т.17, № 6, 1996, с. 119−122.
  46. М. Исторические ориентиры психосоциологии// Социологические исследования, 1995, № 3, с.128−138.
  47. Преемственность поколений как социологическая проблема. М.: Наука, 1973.
  48. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности// Социологические исследования, 1995, № 12, с. 100−105.
  49. Д. Некоторые типы характера и общество// Социологические исследования, 1993, № 3, с. 121−129, № 5, с. 125−132.
  50. И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. Введение в теорию, практику и историю психоанализа. М.: Интерпракс, 1994.
  51. Саморазрушающее поведение подростков. Сборник научных трудов (ред. Кабанов Ш. М.)., т. 128, Л.: ЛНИПИ им. Бехтерева В. М., 1991.
  52. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития// Вопросы психологии, № 2, 1991, с. 37−49.
  53. И.В. Принципы понимающей социологии в анализе социализации личности. М.: Институт молодежи, дис. канд. социол. н., 1992.
  54. Социальная идентификация личности (ред. Ядов В.А.). М.: Институт социологии РАН, 1993.
  55. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социальной идентичности. Информационные материалы. М.: ИСАН, 1992.
  56. Е.А. История развития и современное состояние эго-психологии. М.: МГУ, дис. канд. психол. н., 1987.
  57. П. История жизни и анализ социальных изменений// Вопросы социологии, 1993, № 1−2.
  58. Е.Г. Персональная идентичность как социально-философская проблема. Екатеринбург, дис. док. филос. н., 1996.
  59. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  60. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925.
  61. Фрейд 3. Я и Оно. М., 1990.
  62. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.
  63. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
  64. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
  65. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.
  66. Ю. Понятие индивидуальности// Вопросы философии, 1989, № 2, с. 3540.
  67. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности// Вопросы философии, 1994, № 10.
  68. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье// Вопросы психологии, № 2, 1999, с. 61−74.
  69. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс Универс, 1993.
  70. Шюц А. Структура повседневного мышления// Социологические исследования, 1988, № 2, с. 112−128.
  71. Э. Г. Проблема эго-идентичности// Реферативный журнал, серия: «Социология», 1991, № 1, с. 173−200- № 2, с. 155−172.
  72. Э.Г. Детство и общество. СПб: Фонд «Университетская книга», 1996.
  73. Э. Г. Идентичность: Юность и Кризис. М.: «Прогресс», 1996.
  74. Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М.: «Медиум», 1996.
  75. Н.С. Проблема человека и общества в американском неофрейдизме. М.: МГУ, дис. канд. филос. н., 1986.
  76. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: «Ренессанс», 1991.
  77. Юнг К. Г. Сознание, бессознательное и индивидуация/ Структура психики и процесс индивидуации.- М.: Наука, 1996, с. 197−222.
  78. В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное// Социологические исследования, № 3,1985, с. 66−74.
  79. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности (программа проекта)/ Социальная идентификация личности (ред. Ядов В.А.). М.: Институт социологии РАН, 1993, с. 14- 21.
  80. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социологический журнал, 1994, № 1,с. 35−52.
  81. Е.В. Критика психоисторической методологии социального познания. Анализ некоторых концепций в современной американской философии и синологии. М.: МГУ, дис. канд. филос. н., 1982.
  82. Adulthood, (ed. by Erikson E.H.), N. Y.: Norton, 1978.
  83. Berger P. L. Some Second Thoughts on Substantive versus Functional Definitions of Religion// Journal for the Scientific Study of Religion, № 13,1974, p. 125−133.
  84. Browning D. Erikson E.H. and The Search for Normative Image of Man/ Childhood and Selfhood, 1978, p. 264−292.
  85. Childhood and Selfhood. Essays on Tradition, Religion and Modernity in the Psychology of Erik H. Erikson, (Homans P., ed., Lewisburg), Pa.: Bucknell University Press, 1978.
  86. D., Capps W. H., Bradford M.G. (eds): Encounter with Erikson. Historical Interpretation and Religious Biography, Santa Barbara, California: Scholarpress for the American Academy of Religion, and the Institute for Religious Studies, 1977.
  87. Coles R. Erik H. Erikson. The Growth of his Work, Boston: Little, Brown and Company, 1970.
  88. Coles R. Erik Erikson The Quest for Identity// Newsweek, 1970, vol. 76, № 12, p. 4656.
  89. Crain W. Theories of Development (3d ed.), N. Y.: Prentice Hall, 1992.
  90. Elhard L. Living Faith: Some Contributions to the Concept of Ego Identity to the Understanding of Faith/ Childhood and Selfhood, Homans P. (ed.), p. 135−161.
  91. Erikson E. H. Hitler’s Imagery and German Youth// Psychiatry, Baltimore, 1942, vol. 5, № 2, p. 475−493.
  92. Erikson E. H. Young Man Luther. A Study in Psychoanalysis and History, N. Y.: Norton, 1958.
  93. Erikson E. H. Identity and the Life-Cycle, N. Y.: International University Press, 1959.
  94. Erikson E. H. The Roots of Virtue/ Julian H. Huxley (ed.), The Humanist Frame, London: Allen & Unwin, 1961, p. 145−165 108.
  95. Erikson E.H. Psychoanalysis and Ongoing History// The Journal of Psychiatry, N. Y., 1965, v. 122, № 3, p. 245−247.
  96. Erikson E.H. Ontogeny of Ritualization/ Rudolf M. Loewenstein (ed.), Psychoanalysis A General Psychology. Essays in Honor of Heinz Hartmann, N. Y.: International University Press, 1966, p. 601−621.
  97. Erikson E. H. Identity: Youth and Crisis, N. Y.: Norton, 1968.
  98. Erikson E. H. On the Nature of psychohistorical Evidence. In Search of Gandhi// «Daedalus», Summer, 1968, p. 695−730.
  99. Erikson E. H. Gandhi’s Truth. On the Origins of Militant Nonviolence, N. Y.: Norton, 1969.
  100. Erikson E. H. Dimensions of New Identity. The 1973 Jefferson Lectures in the Humanities, N. Y.: Norton, 1974.
  101. Erikson E. H. Life History and Historical Moment, N. Y.: Norton, 1975.
  102. E. H. «The Galilean Sayings and the Sense of 'I'»// The Yale Review, 1981, № 70, p. 321−362.
  103. Erikson E. H. The Life Cycle Completed, N. Y.: Norton, 1982.
  104. Erikson E. H. Childhood and Society, London: Triad/Paladin books, 1 984 109.
  105. Erikson E. H., Erikson J. M., Kivnick H. Q. Vital Involvement in Old Age, N. Y., L.: Norton, 1986.
  106. Erikson E. H. A Way of Looking at Things. Selected Papers from 1930 to 1980, S. Schlein (ed.), N. Y.: Norton, 1987.
  107. Evans R. I. Dialogue with Erik Erikson, N. Y.: Norton, 1981.
  108. Fine R. A History of Psychoanalysis, N. Y.: Columbia University Press, 1979.
  109. Gutman D. Ego-psychological and Developmental Approaches to the «retirement crisis» in Men/ Retirement (Ed. F. M. Carp.), N. Y.: Behavioral Publications, 1972.
  110. Hartmann H. On Rational and Irrational Action/ Psychoanalysis and Social Sciences. An Annual, vol. 1, part 6, London, 1947, p. 354−399.
  111. Hartmann H. Ego-Psychology and the Problem of Adaptation/ Organization and Pathology Thought, N. Y.: Norton, 1920.
  112. Identity in Adolescence. Process and Contents// Waterman A. S.(ed.), San-Francisco/London, 1985.
  113. James W. The Principles of Psychology, N. Y.: Norton, 1989.
  114. Klessmann M. Identitat und Glaube. Zum Verhaltnis von psychischer Struktur und Glauber, Inauguraldissertation, Westfalische Wilhems-Universitat, Munster, 1978.
  115. Kris E. Psychoanalytic Explorations in Art, N. Y.: Shockenbooks, 1967.
  116. Leites N. The Men Ego: Psychoanalysis Concepts, N. Y.: Norton, 1971.
  117. Lichtenstein H. The Dilemma of Human Identity, N. Y.: Norton, 1977.
  118. Lifton R. Revolutionary Immortality Mao Tse-tung and the Chinese Cultural Revolution, N. Y.: Random House, 1968.
  119. Maier H.W. Three Theories of Child Development. The Contributions of Erik H. Erikson, Jean Piaget and Robert R. Sears, and Their Applications, N. Y.: Harper & Row Publishers, 1965.
  120. Marcia J. Development and validation of ego-identity status// Journal of Personality and Social Psychology, 1966, № 3, p. 56−67.
  121. Ю9 Первое издание этой работы New York: Norton, 1950- второе издание, переработанное и дополненное: New York: Norton, 1963.
  122. Marcia J. Ego-identity status: relationship to change in self-esteem, general maladjustment and authoritarianism// Journal of Personality, 1967, 35 1., p.99−115.
  123. Marcia J. Identity in Adolescence/ J. Andelson (Ed.) Handbook of Adolescent Psychology, N. Y.: Norton, 1980.
  124. Meachem J. A. Autonomy, despair and Generativity in Erikson’s Theory/ Psychological Perspectives Helplessness and Control in the Elderly (Ed. P. S. Ery.), Amsterdam: North Holland, 1989.
  125. Mead G. H. Mind, Self and Society, Chicago: University of Chicago Press, 1934.
  126. O’Dea T.F. The Sociology of Religion, Englewood Cliffs, N. Y.: Prentice-Hall, 1966.
  127. Offer D., Ostow E., Howard R. J. The Adolescent: A Psychological Self-Portrait, N. Y.: Norton, 1981.
  128. Parsons T. Social Structure and Personality (A collection of essays), N. Y.: Free Press, 1964.
  129. Rapaport D. A Historical Survey of Psychoanalytic Ego Psychology/ Erikson E.H. Identity and Life-Cycle, 1959, p. 5−17.
  130. Rapaport D. The Points of View and Assumptions of Metapsychology// The International Journal of Psychoanalysis, vol. XL, 1959, Parts 3−4, p. 153−162.
  131. Ricouer P. Freud and Philosophy. An Essay on Interpretation, New Haven and London: Yale University Press, 1970.
  132. Riesman D. The Lonely Crowd, New Haven: Yale University Press, 1961.
  133. Roazen P. Erik H. Erikson The Power and Limits of Vision, N. Y.: The Free Press, 1976.
  134. Roazen P. Erik H. Erikson: Psychohistorian as Mythologist// Review in European History, № 2, 1976, p. 457−466.
  135. Strasser St. Phenomenologie et Sciences de ГНопппе. Vers un Nouvel Esprit Scientifique, Louvain: Publications Universitaires de Louvain, 1967.
  136. Sullivan H. S. The Collected Works, N. Y.: Norton, 1965.
  137. Tillich P. On the Boundary, N. Y.: Norton, 1966.
  138. Wright E. J. Erikson: Identity and Religion, N. Y.: Seabury Press, 1982.
  139. Yankelovich D., Barret W. Ego and Instinct. The Psychoanalytic View of Human Nature, revised, N. Y.: Random House, 1971.
  140. Yinger J .M. Religion, Society and the Individual. An Introduction to the Sociology of Religion, N. Y.: Macmillan, 1970.
  141. Zock Т. H. A Psychology of Ultimate Concern. E.H. Erikson’s contribution to the psychology of religion, Amsterdam-Atlanta, GA, 1990.159
Заполнить форму текущей работой