Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление устойчивым развитием малых предприятий в системе их стратегического взаимодействия с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработке стратегий экономической устойчивости предприятий с учетом отраслевой принадлежности, прежде всего, промышленных предприятий, посвящены работы Э. М. Короткова, Е. В. Лютер, А. З. Бобышевой, М. А. Федотовой, С. М. Ильясова, Б. И. Кузина. Поиску путей повышения экономической устойчивости промышленных предприятий отводится место в работах российских и западных экономистов: К. Барроу, С… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 1. 1. Общесистемные и специфические признаки малого предприятия как экономической системы
    • 1. 2. Факторы устойчивого развития малого предприятия как экономической системы
    • 1. 3. Формирование системы взаимодействия малых предприятий с органами власти, крупным бизнесом, некоммерческими организациями как необходимое условие устойчивого развития малого предприятия

    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ, КРУПНЫМ БИЗНЕСОМ, НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.

    2.1. Стратегия управления устойчивым развитием малого предприятия в системе стратегического взаимодействия.

    2.2. Формирование системы управления устойчивым развитием малого предприятия в системе стратегического взаимодействия.

    2.3. Основные направления совершенствования управления устойчивым развитием малого предприятия в системе стратегического взаимодействия.

Управление устойчивым развитием малых предприятий в системе их стратегического взаимодействия с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Конкурентоспособность реального сектора экономики во многом обеспечивается развитием и устойчивым функционированием малых предприятий. Малые предприятия выполняют важные экономические и социальные функции, стимулируя развитие состязательности и предприимчивости у населения, повышение эффективности производственно-экономической деятельности хозяйствующих субъектов в условиях ограниченности ресурсов.

Однако глобализация и динамизм социально-экономических процессов оказывают дестабилизирующее воздействие на функционирование малых предприятий.

Удельный вес малых предприятий, выживших в течение трех лет после их регистрации, невысок. По отдельным субъектам РФ он составляет лишь 10%. Причиной такого состояния в немалой степени является ограниченность финансовых результатов. На стадии организации малым предприятиям необходим основной капитал, а в дальнейшем для осуществления текущей деятельности — оборотный капитал. Собственных средств, полученных за счет прибыли, амортизационных отчислений, от продажи акций, активов, дебиторской задолженности явно не хватает для осуществления воспроизводства на расширенной основе.

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью разработки новых методологических подходов и теоретических обоснований управления устойчивым развитием малых предприятий в целях эффективного их развития и функционирования в базовых отраслях экономики России.

Степень научной разработанности проблемы.

В отечественной экономической литературе проблема устойчивого развития предприятий, с учетом разных форм собственности, нашла свое отражение в работах И. Т. Балабанова, В. В. Ковалева, М. И. Баканова, М. Е. Крейниной.

Разработке стратегий экономической устойчивости предприятий с учетом отраслевой принадлежности, прежде всего, промышленных предприятий, посвящены работы Э. М. Короткова, Е. В. Лютер, А. З. Бобышевой, М. А. Федотовой, С. М. Ильясова, Б. И. Кузина. Поиску путей повышения экономической устойчивости промышленных предприятий отводится место в работах российских и западных экономистов: К. Барроу, С. Баруха, Э. Доллана, Дж.К. Левинсона, Д. Паттена, P.M. Хаджейтса и других. Управление экономической устойчивостью промышленных предприятий увязывается с поиском путей выхода предприятий из кризиса или с управлением несостоятельными предприятиями. Эффективность управления устойчивым развитием предприятия напрямую связана с эффективностью стратегического управления и разработкой стратегий: промышленной, маркетинговой и другими. Управление устойчивым функционированием и развитием малых предприятий при их взаимодействии с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями не нашло своего отражения в экономической литературе.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования являются научное обоснование и разработка теоретико-методологических подходов к управлению устойчивым развитием малых предприятий в системе стратегического взаимодействия с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями.

В соответствии с целью диссертации необходимо было поставить и решить следующие задачи:

— уточнить понятие устойчивого развития малых предприятий в системе стратегического взаимодействия с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями;

— доказать объективную необходимость взаимодействия малых предприятий с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями в целях повышения экономической устойчивости малых предприятий;

— выделить формы взаимодействия малых предприятий с органами государственной власти, коммерческими и некоммерческими организациями;

— разработать алгоритм эффективного взаимодействия малых предприятий с предприятиями крупного бизнеса;

— осуществить анализ экономической устойчивости малых предприятий, позволяющий выявить реальное положение развития и функционирования малых предприятий;

— доказать необходимость системного подхода к управлению экономической устойчивостью малых предприятий;

— показать направления совершенствования управления устойчивым развитием малых предприятий в системе стратегического взаимодействия малых предприятий.

Предмет исследования — организационно-экономические и управленческие отношения, складывающиеся в процессе управления устойчивым развитием малого предприятия в системе стратегического взаимодействия малых предприятий с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями.

Объектом исследования является устойчивое развитие малых предприятий различных форм собственности.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Уточнено понятие устойчивого развития малого предприятия как экономического развития, при котором малое предприятие может осуществлять расширенное воспроизводство независимо от негативного воздействия факторов внутренней и внешней среды.

2. Доказано, что необходимым условием осуществления расширенного воспроизводства на малом предприятии ввиду ограниченности собственных финансовых средств является взаимодействие малого предприятия с коммерческими организациями в целях привлечения дополнительных свободных средств и осуществления расширенного воспроизводства на объединенной финансовой основе для реализации синергетического эффекта и получения дополнительного дохода.

3. Рассмотрена возможность и обоснована результативность взаимодействия малого предприятия с органами власти, некоммерческими организациями, дополняющего взаимодействия малого предприятия с коммерческими организациями в целях формирования системы взаимодействия для эффективности реализации объектов стратегического планирования социально-экономического развития территории, а также наукоемких проектов для продвижения наукоемкой продукции на рынок.

4. Доказана результативность взаимодействия малого предприятия с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями, способствующего устойчивому развитию малого предприятия, о чем свидетельствует стабилизация, а в отдельных случаях рост показателей экономической устойчивости малых предприятий:

— уровня рентабельности малых предприятий в результате привлечения дополнительных средств крупных предприятий и фондов поддержки малого бизнеса для реализации инновационных, наукоемких проектов;

— уровня устойчивости бизнеса вследствие взаимодействия малых предприятий с органами государственной власти, общественными и некоммерческими организациями по нейтрализации макроэкономических рисков, а также разделения макроэкономического риска в структуре делового партнерства;

— уровня инновационной активности при содействии фондов поддержки малого бизнеса и государственной поддержке в различных формах.

5. Доказана необходимость системного подхода к управлению устойчивым развитием малых предприятий в системе стратегического взаимодействия, который реализуется в формировании стратегии взаимодействия наряду с разработкой стратегии производства, маркетинговой стратегии, стратегии управления человеческими ресурсами. Стратегия управления человеческими ресурсами основывается на управлении компетенциями сотрудников.

6. Определены направления совершенствования управления устойчивым развитием малого предприятия в системе стратегического взаимодействия органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций:

— расширение внутриотраслевого и межотраслевого стратегических взаимодействий малых предприятий и крупного бизнеса;

— активизирование участия в реализации проектов в рамках стратегического плана социально-экономического развития территории при взаимодействии с органами;

— развитие взаимодействия малых предприятий с кредитно-банковскими и страховыми учреждениями при использовании приоритетов банков и страховых компаний и их содействие развитию малого предпринимательства;

— стимулирование развития партнерских отношений в системе стратегии взаимодействия малых предприятий.

Теоретическая, методологическая и информационная базы исследования.

Методологической основой диссертационного исследования являются системный подход, сравнительный анализ, метод анализа и синтеза, абстрактно-логический метод. Экономико-статистическую основу диссертационного исследования составляют федеральные законы РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты, статистические данные, статьи в периодической печати и сборниках межвузовских научно-практических конференций, монографии.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Положения и выводы диссертационного исследования были представлены к обсуждению на Первой международной научно-практической конференции «Малый и средний бизнес — веление времени» (Москва, ВВЦ, 2003 г.) — Второй международной научно-практической конференции «Малый и средний бизнес — веление времени» (Москва, ВВЦ, 2004 г.).

Публикации.

Основные теоретические положения и практические выводы диссертации нашли отражение в пяти публикациях общим объемом 6,3 п.л., в том числе в журнале, вошедшем в перечень, рекомендуемый ВАК.

Структура и объем работы.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит таблицы и рисунки.

Выводы:

1. В современной экономической литературе существуют два методологических подхода к управлению предприятием, компанией. Первый основан на детальной разработке стратегических планов для каждой структуры предприятия. Другой основан на определении стратегической цели и назначения предприятия с включением всех сотрудников в процесс управления и решения стратегических задач и управления предприятием и ориентируется на обучение сотрудников и повышение профессиональных навыков и компетенции. В целях достижения устойчивого развития малого предприятия в системе стратегического взаимодействия необходим второй подход к организации управления на предприятии.

2. Стратегия управления устойчивым развитием малого предприятия в системе стратегического взаимодействия требует организационных изменений на предприятии и изменения структуры управления. В организационной структуре предприятия следует предусмотреть отдел по внешним связям и деловому партнерству и экономический отдел с включением структуры стратегического планирования.

20 Peter Sender. The Fifth Distipline: The Art and Practice of Learning Organisations. N.Y.1990. p.127.

2.3. Основные направления совершенствования управления устойчивым развитием малого предприятия в системе стратегического взаимодействия.

Направления совершенствования управления устойчивым развитием малого предприятия в системе стратегического взаимодействия органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций:

— расширение внутриотраслевого и межотраслевого стратегических взаимодействий малых предприятий и крупного бизнеса;

— активизирование участия в реализации проектов в рамках стратегического плана социально-экономического развития территории при взаимодействии с органами;

— развитие взаимодействия малых предприятий с кредитно-банковскими и страховыми учреждениями с использованием приоритетов банков и страховых компаний и их содействие развитию малого предпринимательства;

— стимулирование развития партнерских отношений в системе стратегии взаимодействия малых предприятий.

Расширение внутриотраслевого и межотраслевого стратегических взаимодействий малых предприятий и крупного бизнеса для развития и внедрения инновационных технологий в промышленность. Межотраслевое стратегическое взаимодействие малых предприятий с крупным бизнесом отличают узкоспециализированные заказы, которые при получении положительного результата дают малому предприятию выгодный портфель заказов и повышают уровень рентабельности малого предприятия.

Малое предприятие ЗАО «Электрон», например, в 2000 году разработало систему оптической противодуговой защиты для предприятий энергетического комплекса. Получив положительные результаты промышленных испытаний, изделие было запущено в серийное производство, а в 2005 году ЗАО «Электрон» обеспечивало потребности российских предприятий энергетики на 45%, а также вышло на рынки республики Казахстан и Белоруссии. При этом данное изделие занимает 38% в портфеле заказов при средней рентабельности по изделию 76,2%.

Внутриотраслевое и межотраслевое взаимодействие малого предприятия с крупным бизнесом поддерживается фондами поддержки предпринимательства и содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Проекты, реализуемые малыми предприятиями с участием крупных предприятий и фондов поддержки малого бизнеса, дают двойной положительный эффект. Крупное предприятие, осуществляя совместный проект с малыми предприятиями, решает в короткие сроки, прежде всего, свою проблему критических точек. В то же время малое предприятие, реализовав совместно с крупным предприятием проект, получает опытно-промышленный образец (технологию), который малое предприятие может тиражировать и продвигать на рынок, имея положительный отзыв крупного предприятия.

Так, например, малое предприятие ООО НПП «Лисскон», реализовав проект тонкой очистки химических стоков для предприятия «БОШ-Саратов», сейчас имеет стабильный портфель заказов от других предприятий Саратовской области. Малые предприятия Саратовской области взаимодействуют с крупными предприятиями — РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «Лукойл».

Положительный опыт взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом показывает реальный путь выживания малого бизнеса и его развития в современных условиях, однако со стороны государственных органов необходима ресурсная и финансовая поддержка деятельности малых предприятий, а для более результативной реализации стратегического взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом и фондами необходимо совершенствовать законодательное обеспечение малых предприятий. Совершенствование законодательного обеспечения малых предприятий возможно путем внесения изменений в действующие законы и разработки новых законодательных актов, в том числе по вопросам взаимодействия малых предприятий с коммерческими, некоммерческими организациями и органами власти. В этих целях необходимо осуществить следующее: продолжить работы по совершенствованию налогообложения малых предприятий и внести изменения в Налоговый Кодекс РФ по снижению налогового бремени на хозяйствующие субъекты малого бизнеса. Поправки должны касаться главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового Кодекса РФ. Необходима поддержка со стороны общественности и представителей малого бизнеса проекта Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в новой редакции, разработанного Торгово-промышленной палатой РФ. Интерес представляют предложения ТПП РФ о перераспределении налогов, поступающих от субъектов малого бизнеса в региональные и местные бюджеты, которые бы стимулировали создание новых форм поддержки малого бизнеса в регионах. Следует, на наш взгляд, использовать опыт привлечения представителей малого бизнеса к разработке концепции по развитию малого бизнеса, имеющийся в различных регионах РФ.

Малые предприятия нуждаются в информационном обеспечении и разъяснении правил и норм вступления России во Всемирную торговую организацию. Это, в свою очередь, потребует рассмотрения и внедрения новых форм государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях. Серьезную помощь и содействие малым предприятиям может оказать привлечение их к выполнению государственных и муниципальных заказов при условии внесения дополнений в законодательно-нормативные документы о размещении заказов на поставки товаров, услуг и выполнения работ для государственных нужд. Нуждается в серьезной доработке федеральное законодательство в области установления порядка формирования тарифов и цен на товары и услуги монополий. Существующие сроки периодичности изменения законодательства существенно влияют на деятельность малых предприятий. Необходимо на федеральном уровне законодательно установить порядок формирования цен на товары, ограничив сроки периодичности изменения законодательства.

В целях активного участия малых предприятий в инновационных разработках Правительству РФ, органам власти субъектов РФ, органам местного самоуправления муниципальных образований следует стимулировать формирование внебюджетных фондов для поддержки инновационных проектов малых предприятий. Наряду с вышесказанным необходимо стимулировать взаимодействие малых и крупных предприятий, обобщать и внедрять опыт взаимодействия малых и крупных предприятий различных регионов. Важно разработать законодательно-правовую базу взаимодействия малого и крупного бизнеса, его методику и идеологию, рассматривая развитие форм взаимодействия как стратегическое направление содействия развитию малого бизнеса и решения важной народнохозяйственной задачи. Развитие взаимодействия малого и крупного бизнеса требует научного обоснования развития модификации форм взаимодействия и направления его дальнейшего развития, что предполагает разработку научно-методологического сопровождения его внедрения. В этой связи торгово-промышленной палате следует создавать центры по консультированию и внедрению передового опыта взаимодействия.

Как показывает опыт взаимодействия отдельных малых предприятий, функционирующих в научно-производственной сфере, с крупным бизнесом и фондами поддержки малого бизнеса результатами взаимодействия являются не только повышение эффективности производства малых предприятий и укрепление их финансово-экономического потенциала, но и совершенствование научно-технической и инновационной деятельности. Так, проекты четырех саратовских предприятий, реализуемые при участии Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере на малых предприятиях г. Саратова, получили семь патентов РФ, два из которых получили международное признание. Они были реализованы как в России, так и в Германии и в Японии.

В результате реализации проектов при поддержке фондов малые предприятия получают опытный образец (технологию), который могут продвигать на рынок как самостоятельно, так и реализуя права на его использование другими участниками рынка. Учитывая опыт взаимодействия малого и крупного бизнеса Правительству РФ следует предусмотреть меры содействия малым предприятиям в улучшении качества продукции и оформлении соответствующих сертификатов и лицензий посредством оказания технической и консультативной помощи. Необходимо стимулировать малое предприятие к вложению средств в развитие и использование инновационных технологий. В этой связи крайне важно для дальнейшего развития взаимодействия привлекать крупный бизнес совместно с союзом предпринимателей, ассоциацией промышленников, торгово-промышленной палатой к формированию бизнес-инкубаторов.

Бизнес-инкубатор может принимать участие в инвестиционных программах своих членов и, в том числе, в получении лизингового кредита. Участие малого предприятия в бизнес-инкубаторе дает ему возможность заключить с бизнес-инкубатором договор, в соответствии с которым малое предприятие может по лизингу приобрести оборудование, внося лизинговые платежи по льготным процентам. В бизнес-инкубаторе у малого предприятия созданы более благоприятные условия для новых бизнес-направлений.

Торгово-промышленной палате следует осуществлять консультирование малых предприятий по упреждению и нейтрализации макроэкономических рисков, оказывающих негативное воздействие на деятельность малых предприятий.

Усиление финансово-кредитной поддержки малых предприятий с целью их устойчивого развития будет в большей мере способствовать, на наш взгляд, развитию взаимодействия малых предприятий с кредитно-банковскими и страховыми учреждениями. Взаимодействие малых предприятий с банками возможно в различных формах. Малые предприятия в целях привлечения банковских кредитов взаимодействуют с коммерческими, инвестиционными, ипотечными банками и банками с участием иностранного капитала. Расширение системы кредитования малых предприятий возможно за счет предоставления займов малым предприятиям коммерческими банками, путем приобретения у них долговых обязательств, используя коммерческие векселя. Банки могут оказывать услуги предприятиям малого бизнеса, осуществляя поиск хозяйствующих субъектов для приобретения активов этих фирм и слияния. Кроме того, могут оказываться услуги по хеджированию риска, который возникает в связи с колебанием процентных ставок и курсов ценных бумаг.

Важное значение для устойчивого развития малых предприятий имеет их взаимодействие с банками по поводу финансового консультирования. Следует расширять возможности получения малыми предприятиями финансово-консультативных услуг и, прежде всего, в обработке бизнес-планов. Практика подсказала банкам возможность оказания малым предприятиям услуг по управлению потоками денежной наличности. Банки принимают на себя инкассацию платежей и осуществляют выплаты по операциям фирмы, а также инвестирование избытков наличности в краткосрочные ценные бумаги и кредиты.

Взаимодействие банков с малыми предприятиями способствует устойчивости хозяйственных связей малых предприятий, активизирует производственную и инновационную деятельность малых предприятий. В дальнейшем банкам следует активизировать выдачу кредитов для малых предприятий в целях их приведения в соответствие с законодательством, а также кредитов на мероприятия по защите окружающей среды и кредитов для малых предприятий, которые занимаются социально-экономическим развитием на локальном уровне. Настало время серьезного обоснования и внедрения «обеспеченных» кредитов малым предприятиям под гарантии и поручительства субъектов РФ и других государственных и муниципальных организаций. В целях стимулирования выдачи кредитов малым предприятиям следует усовершенствовать порядок отчисления в фонд обязательных резервов банков, приняв следующее условие: если в портфеле банков кредиты для малых предприятий составляют 50% и более, то они имеют более низкую ставку отчисления в фонд обязательных резервов.

Наряду с расширением взаимодействия малых предприятий с банками необходимо расширять взаимодействие малых предприятий с крупным и средним бизнесом на условиях субконтракции. Учитывая опыт Торгово-промышленной палаты Ярославля, следует Торгово-промышленным палатам других регионов рекомендовать разработку и внедрение методик создания центров субконтракции.

Развитие взаимодействия малых предприятий с органами власти возможно при активизации со стороны органов власти участия малых предприятий в реализации проектов в рамках стратегического плана социально-экономического развития территории. Прежде всего, это возможно при реализации проектов в области коммунальной сферы.

Взаимодействие малых предприятий с крупным бизнесом, с некоммерческими организациями, органами власти может иметь долговременную основу только при условии стимулирования развития отношений, которые складываются в системе взаимодействия.

Стимулирование может иметь как характер материального стимулирования, так и нематериального стимулирования. Материальное стимулирование может быть реализовано в форме предоставления льгот. Выводы.

Взаимодействие малых предприятий с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями позволит сохранить на высоком уровне, а в отдельных случаях повысить показатели экономической устойчивости малых предприятий:

— уровень рентабельности в результате взаимодействия с крупным бизнесом и привлечения дополнительных средств крупных предприятий, фондов поддержки малого бизнеса для реализации наукоемких проектов народно-хозяйственного значения, прикладных проектов высокой и невысокой стоимости с целью изготовления опытных образцов и продвижения их на рынок. Объединение собственных и привлечение дополнительных средств позволит получить высокий доход в результате синергетического эффекта;

— уровень устойчивости бизнеса вследствие взаимодействия малого предприятия с органами государственной власти, общественными организациями и коммерческими организациями по нейтрализации макроэкономических рисков при содействии органов власти и общественных организаций, а также разделения макроэкономических рисков в структуре делового партнерства с участием государственных органов власти;

— уровень инновационной активности при содействии фондов поддержки малого бизнеса и государственной поддержки малого бизнеса в различных формах, в том числе и создание гарантийного фонда для субъектов малого бизнеса по продвижению их товаров на внешний рынок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Устойчивое развитие малых предприятий — важнейшая народнохозяйственная задача экономики России на современном этапе, особенно на пути вступления в ВТО. Устойчивое развитие малых предприятий позволяет стабилизировать деятельность реального сектора экономики, обеспечить занятость населения, внедрять и развивать в более короткие сроки инновационные проекты с гораздо меньшими издержками, чем это могут сделать представители среднего и крупного бизнеса. Малые предприятия, интегрируясь в деловую среду крупного и среднего бизнеса, овладевают передовым опытом в технологии процессов управления и организации производства, транслируя и прививая новые формы организационной культуры, организационного поведения хозяйствующим субъектам. Малый бизнес оживляет деловую среду, способствует развитию конкурентных отношений. Это повышает конкурентоспособность реального сектора экономики, обеспечивает динамизм хозяйственной жизни общества.

Однако слабые конкурентные преимущества малых предприятий в условиях ужесточения конкурентной борьбы и усложнения хозяйственных связей в реальном секторе экономики не способствуют их устойчивому и поступательному развитию. В этой связи крайне важно определить факторы устойчивого развития малого предприятия и условия обеспечения его устойчивости во внешней и внутренней среде. Анализ обеспечения устойчивости малых предприятий предполагает, прежде всего, анализ малого предприятия как экономической системы, что малое предприятие как экономическая система обладает общесистемными и специфическими свойствами. К общесистемным свойствам относятся целостность, адаптивность, надежность, экономичность, коммуникативность. Общесистемные свойства малого предприятия позволяют рассматривать его как микроэкономическую систему. Специфические свойства малого предприятия как экономической системы характеризуют его с позиций налаживания связей и определяют условия согласования хозяйственных интересов, что свидетельствует об управляемости малого предприятия. В то же время малое предприятие стремится к внесистемным потребностям, что дает основание предполагать его высокую организованность. Специфические свойства малого предприятия как экономической системы предопределяют его потенциальные возможности функционировать в системе взаимодействия с другими хозяйствующими субъектами в условиях активного влияния факторов внешней среды на его хозяйственную деятельность. К специфическим свойствам малого предприятия как экономической системы относятся мобильность и приспособляемость к межотраслевой интеграции, способность осуществлять воспроизводство на расширенной основе за счет привлечения дополнительного капитала от хозяйствующих субъектов как внутри отрасли, так и за счет межотраслевого взаимодействия.

Негативное воздействие внешней и внутренней среды обусловливают необходимость анализа факторов устойчивого развития малого предприятия как экономической системы.

На устойчивое развитие малых предприятий оказывает существенное влияние макроэкономическая ситуация и социально-экономическая ситуация в регионе, где малые предприятия расположены. Воздействие региональных факторов значительное. В связи с этим важное значение имеет для развития малого предприятия его локализация в регионах-лидерах или депрессивных регионах. Немаловажную роль играет место региона в общественном разделении труда и его региональная специализация, а также сложившиеся региональная и отраслевая структуры хозяйства региона, традиции.

В экономической литературе существуют различные методологические подходы к анализу факторов развития малых предприятий как экономической системы. В диссертации рассматриваются два методологических подхода к анализу устойчивого развития предприятия.

Устойчивое развитие малого предприятия рассматривается как основа анализа факторов устойчивого развития, которые подразделяются на технологические, финансово-экономические, организационные.

Технологические факторы характеризуют производственно-технический потенциал малого предприятия, степень загрузки его производственных мощностей.

Финансово-экономические факторы свидетельствуют о наличии оборотных средств у малых предприятий и о движении оборотного капитала.

Организационно-управленческие факторы определяют кадровую стратегию, систему мотивации, направленную на достижение конечных результатов.

Второй методологический подход к устойчивому развитию малого предприятия основан на анализе факторов, наоборот обусловливающих неустойчивость развития малого предприятия или приближение его кризисного состояния. Учет факторов неустойчивого развития важен для мониторинга текущего состояния предприятия на предмет появления симптомов кризиса и разработки стратегии антикризисного управления и оздоровления предприятия.

В целях устойчивого развития малых предприятий рассмотрены формы государственной поддержки малых предприятий с учетом их отраслевой направленности. Выделены формы и приоритеты финансовой, имущественной, информационной поддержки малых предприятий.

В диссертации доказана необходимость мониторинга внешней и внутренней среды малого предприятия, который позволяет своевременно выявить неустойчивость функционирования малого предприятия на основе изменения основных показателей его производственно-хозяйственной деятельности. Анализ изменений показателей хозяйственной деятельности малых предприятий свидетельствует о том, что проблема устойчивости малых предприятий требует новых подходов к ее решению.

Достижение устойчивого развития малого предприятия в условиях относительной обособленности функционирования крайне сложно, в связи с чем предполагается устойчивое развитие малого предприятия рассматривать в системе взаимодействия его с крупным бизнесом, некоммерческими организациями, органами власти.

Поскольку резервы устойчивого развития малого предприятия заложены не только во внутриорганизационном взаимодействии малого предприятия и упорядочивании элементов внутри него как экономической системы, но и во взаимодействии малого предприятия с экономическими агентами внешней среды и органов власти, постольку необходимо рассматривать его функционирование в системе взаимодействия. Формирование системы стратегического взаимодействия малого предприятия способствует устойчивому развитию его, о чем свидетельствует рост основных экономических показателей деятельности малых предприятий, характеризующих устойчивое развитие: рост уровня рентабельностирост уровня устойчивости бизнесарост инновационной активности.

Базовым элементом, ядром системы взаимодействия выступает малое предприятие, инсценирующее и разрабатывающее стратегию взаимодействия с хозяйствующими субъектами крупного бизнеса, с крупными экономическими агентами внешней среды, некоммерческими организациями, органами власти. Структура стратегических партнеров, формы и способы взаимодействия должны разрабатываться малым предприятием, так как именно оно заинтересовано, прежде всего, в формировании системы взаимодействия. Именно малое предприятие осуществляет поиск проектов, для реализации которых нужны совместные усилия и действия нескольких хозяйствующих субъектов, результатом совместной реализации проектов является повышение результативной деятельности малого предприятия и увеличение его экономического потенциала.

Сотрудничество малого предприятия с представителями крупного бизнеса делает менее рискованным взаимодействие малых предприятий с фондами государственной поддержки инновационного развития малых предприятий, которые оказывают малым предприятиям содействие, выделяя финансовые средства, что, в свою очередь, расширяет базу взаимодействия и привлечения дополнительного капитала под реализацию инновационных проектов.

Система взаимодействия малого предприятия с крупным бизнесом позволяет на практике реализовывать дифференцированный подход к оказанию государственной поддержки малым предприятиям в соответствующих формах как хозяйствующим субъектам реального сектора экономики, иллюстрирующим положительную динамику результатов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.

Наряду с контактами малого предприятия с крупным бизнесом, фондами государственной поддержки, малые предприятия должны взаимодействовать с предприятиями некоммерческого сектора экономики, органами государственного управления и местного самоуправления.

Взаимодействие малых предприятий осуществляется в активных и пассивных формах. К активным формам взаимодействия относится непосредственное соучастие в производственной реализации промышленных образцов продукции малыми предприятиями в научно-технической сфере.

В отличие от активных форм взаимодействия пассивные формы взаимодействия малых предприятий с крупными представляют косвенное опосредованное участие крупных предприятий в организации совместного производства. Это касается, главным образом, поиска новых партнеров, предоставления гарантий малым предприятиям, введения их в союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации.

Система стратегического взаимодействия рассматривается как открытая экономическая система с присущими ей системными признаками: комплексности, адаптивности, иерархичности, коммуникативности.

Коммуникативность свидетельствует о возможности свободного вхождения в систему взаимодействия других хозяйствующих субъектов, принявших правила функционирования взаимодействий.

Адаптивность характеризует степень приспособляемости к изменениям внешней среды при условии сохранения устойчивости ее базовых элементов и главным образом базового элемента — малого предприятия.

Комплексность системы взаимодействия свидетельствует о сложной структуре элементов системы взаимодействия, их принадлежности к разным секторам экономики и участии органов власти в составе элементов системы взаимодействия.

Иерархичность системы взаимодействия — это порядок функционирования элементов в системе взаимодействия, степень их взаимосвязи с базовым элементов — малым предприятием.

Стратегическое взаимодействие осуществляется на принципах добровольности, взаимной ответственности, равноправия.

Выделяют базовый и транзитный типы стратегического взаимодействия, которые реализуются в формах делового партнерства и институциональных формах.

Формирование системы стратегического взаимодействия важно как с позиции закрепления устойчивого развития малого предприятия, так и с позиции улучшения макроэкономической ситуации в стране.

В экономической литературе выделяются различные методологические подходы к анализу сущности стратегии: с позиции первого подхода стратегия рассматривается как система последовательных действий организации для достижения избранной цели в долгосрочной перспективе. С позиции второго подхода стратегия означает последовательное изменение положения организации с учетом коррекции при функционировании во внешней среде, что означает, в конечном итоге, переход организации на новую траекторию экономического развития.

Стратегия взаимодействия малого предприятия с крупным бизнесом выстраивается на равноправных и взаимовыгодных партнерских отношениях, в которых малому предприятию отведена роль полноправного участника партнерства, участвующего на долевой основе в процессе производства и реализации продукции.

Миссия взаимодействия — поиск путей устойчивого развития малого предприятия в составе партнерства и поиск малозатратного и быстрого способа технических и технологических нововведений в промышленности.

Стратегическая цель взаимодействия конкретизируется при постановке определенных задач на разных этапах взаимодействия.

Управление стратегическим взаимодействием предполагает разработку управленческой стратегии при распределении прав, полномочий, обязанностей по управлению на определенном этапе стратегического взаимодействия.

Управленческая стратегия, в свою очередь, предполагает разработку производственной стратегии, маркетинговой, или рыночной, стратегии и стратегии управления персоналом для малого предприятия в системе стратегического взаимодействия.

При разработке производственной стратегии обращается особое внимание на анализ конкурентной среды и действия конкурентов, выбор альтернативных стратегий.

При разработке маркетинговой, или рыночной, стратегии необходимо осуществить анализ емкости и сегментов рынка, используя методику анализа неучтенных и нереализованных возможностей отрасли промышленности на соответствующем рынке и вхождения ее с новой продукцией в сегменты рынка.

В современной экономической литературе существует два методологических подхода к управлению предприятием, компанией. Первый основан на детальной разработке стратегических планов для каждой структуры предприятия. Другой основан на определении стратегической цели и назначения предприятия с включением всех сотрудников в процесс управления и решения стратегических задач и управления предприятием и ориентируется на обучение сотрудников и повышение профессиональных навыков и компетенции. В целях достижения устойчивого развития малого предприятия в системе стратегического взаимодействия необходим второй подход к организации управления на предприятии.

Стратегия управления устойчивым развитием малого предприятия в системе стратегического взаимодействия требует организационных изменений на предприятии и изменения структуры управления. В организационной структуре предприятия следует предусмотреть отдел по внешним связям и деловому партнерству и экономический отдел с включением структуры стратегического планирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. М.: Спарк, 1995. 52 с.
  2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ (в ред. от 02.02. 2006 года). / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  3. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 02 07 2005 г.) / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  4. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 174-ФЗ от 11 июня 2003 г. / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  5. Указ Президента РФ от 30.11.1992 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  6. Указ Президента РФ от 04.04.1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» (в ред. От 06.01. 1999 года) / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  7. Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ» / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  8. Указ Президента РФ от 29.06.1998 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  9. Постановление Правительства РФ от 29.12.1994 г. № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  10. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 г. № 121 «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000−2001 годы» / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  11. Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» (в ред. от 03.04.2006 года) / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  12. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002−2004 гг.)». (в ред. от 06.06.2002 года) / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  13. Постановление Правительства РФ «О фонде содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 года № 65 (с изменениями от 26 декабря 2000 года) / Система ГАРАНТ, версия от 21.02.2006.
  14. Программа развития промышленности Саратовской области на 20 062 008 годы. Саратов, 2005.- 79 с.
  15. В. Путь к успеху или курс бизнеса / Абчук В. /- СПб., 1998 765 с.
  16. , С. Соотношение промышленной и конкурентной политики / С. Авдашева / под ред. А. Е. Шастико // Информационно-аналитический бюллетень № 39.- М.: Бюро экономического анализа, 2003.- 31 с.
  17. АгурбашП.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах / П. Г. Агурбаш /- М., 2000, 55 с.
  18. О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О. Ю. Акимов /- М: Финансы и статистика -2004.-191 с.
  19. Аммельбург Герд. Предприятие будущего: структура, методы и стиль руководства / Герд. Аммельбург / (Перевод с английского В.А. Чекмарев) М: Международные отношения, 1997 г.
  20. Г., Ритчи Дж, Мода К. Организация производства и управление в американских корпорациях: Пер с англ. / Г. Амрин, Дж Ритчи, К. Мода /-М.: Экономика, 1991 г.
  21. Аналитическое обозрение Главного управления Центрального Банка по Псковской области за январь июнь 2004 года
  22. В.К., Степанюк Л. П., Остроухова В. И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности / В. К. Андреев, Л. П. Степанюк, В. И. Остроухова / Учебное пособие. М., 1996 г.
  23. Г. И. Практикум по оценке интеллектуальной собственности / Г. И. Андреев /Учебное пособие для ВУЗов: М: Финансы и статистика-2003 — 173 с.
  24. АнсоффИ. Стратегическое управление / И. Ансофф / (перевод с английского) -М.: Экономика 1989 г.
  25. , В. Об условиях экономического развития в 2004—2007 гг.. / В. Архангельский // Экономист.- 2004.- № 7.-С. 15−20.
  26. , К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост / К. Астапов // Экономист.- 2002.- № 6.-С. 44−51.
  27. С.П. Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действительность / С. П. Аукциненок / РАН: Институт мировой экономики М.: Наука, 2000.139 с.
  28. В.Н., Комановский В. Б., Носов В. Р. Математическая теория конструирования систем управления / В. Н. Афанасьев, В. Б. Комановский, В. Р. Носов / Учебник для ВУЗов- 2-е издание доп. М.: Высшая школа 1998 г. — 574 с.
  29. , Ф.А. Инновационный фактор оценивания результативности управления в промышленности / Ф. А. Бабаев, В. Н. Борисов // Проблемы прогнозирования.-2005.- № 4.- С. 136−142.
  30. Ю.К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по ведению бизнеса / Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов /М., 1999.- 103 с.
  31. , Н. Государственная политика инноваций /Н. Бекетов // Экономист.- 2004.- № 9.-С. 64−70.
  32. , Н. Тенденции развития сферы науки и инноваций в России на фоне международных сопоставлений / Н. Бекетов // Проблемы теории и практики управления, — 2004.- № 4.-С. 76−81.
  33. , Н.Ф. Совершенствование методов стратегического управления предприятием как экономической системой: автореф. дис. .канд. экон. наук: защищена 8.06.2004 / Н. Ф. Беляков.- Н. Новгород: Изд-во НКИ.- 22 с.
  34. З.И. Предпринимательство в российской экономике / З. И. Благова /Монография. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. 102 с.
  35. О.А. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности / О. А. Блинов / М., Ось-89, 1997 г. -336 с.
  36. А.А., Чередникова JI.E. Интеллектуальная собственность: экономический аспект / А. А. Бовин, JI.E. Чередникова / Учебное пособие для ВУЗов, Новосибирск: Инфра-М, 2001. 216 с.
  37. БогаткоА.Н. Система управления развитием предприятия (СУПР) / А. Н. Богатко /М: Финансы и статистика 2001 г.
  38. БоувенР. Организационные инновации и пути их реализации / Р. Боувен // Проблемы Г теории и практики управления. 1991 г. — № 41.
  39. А.В. Предпринимательство / А. В. Бусыгин / Учебное пособие для ВУЗов. 2-е издание, исправленное. — М: Дело, 2000. 640 с.
  40. , А. Инновационные процессы в интегрированных структурах / А. Бутаков // Экономист.- 2005.- № 7.- С. 39−51.
  41. БухвальдЕ. Развитие и поддержка малого бизнеса (Опыт Венгрии и уроки для России) / Е. Бухвальд // Вопросы экономики, 2002. № 7. С.109−114.
  42. П.И. Инновационное управление и управленческие инновации: концептуальные предпосылки и основы системного моделирования / П. И. Ваганов / СПб. Гос. Ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002 г.
  43. А. Этапы развития малого предпринимательства в России / А. Виленский // Вопросы экономики 1996 г. -№ 7
  44. В.М., Волков Д. Л., Кулаков С. Н. и др. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория / В. М. Власова, Д. Л. Волков, С. Н. Кулаков и др. / Учебное пособие для ВУЗов: М: Финансы и статистика — 2004 г.
  45. , А. Анализ Российской инновационной системы / А. Влащевский // Деловая Губерния.- 2006.- апрель.-№ 5(62).- С. 5−7.
  46. , А. Анализ Российской инновационной системы / А. Влащевский // Деловая Губерния.- 2006.- апрель.-№ 5(62).- С. 5−7.
  47. Выбор реализации приоритетов научно-технического прогресса: Учебное пособие: Под ред. А. И. Муравьева. СПбГУЭФ, 1993 г.
  48. В.М. Вехи экономической мысли Т2: Теория фирмы / В. М. Гальперин / СПб: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Высшая школа экономики, 1999. 534 с.
  49. ГенкинБ.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук / Б. М. Генкин /Курс лекций. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002. 368 с.
  50. А., Майкл Е. Создание предприятия, которое работало бы! Предпринимательство: Миф и реальность перевод с английского / А. Гербер, Е. Майкл / М: Филинъ 1996 г.
  51. И.Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова / Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 г. — 501 с.
  52. , С. Промышленная политика и государство / С. Губанов // Экономист.- 2004.- № 7.-С. 3−14.
  53. СЛ. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования для малых предприятий с учетом региональных условий хозяйствования / СЛ. Гуляев // Менеджмент, 2001 г., № 3
  54. Ю.В. Управление и адаптация к экономическим циклам / Ю. В. Гусаров / Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1994. -112 с.
  55. , А.А. Государственные гарантии для малого инновационного бизнеса / А. А. Дагаев // Проблемы теории и практики управления.-2006.-№ 2 .-С. 81−88.
  56. Де Боно Э. Латеральное мышление / Э. Де Боно / СПб: Питер Паблишинг, 1997 г.
  57. Де Боно Э. Рождение новой идеи / Э. Де Боно / Пер с англ. М.: 1976 г.
  58. Де Боно Э. Шесть шляп мышления / Э. Де Боно / СПб: Питер Паблишинг, 1998 г.
  59. , И.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок / И. Г. Дежина, Б. Г. Салтыков. М.: ИЭПП, 2004.- 152с.
  60. П. Менеджмент: стратегия и тактика / П. Дойль /Пер. с англ.-СПб.: Питер, 1999 г., 560с.
  61. П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер / Пер. с англ.: Учебное пособие М.: Издательский дом «Вильяме», 2001 г.
  62. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы /П. Друкер/ М.: Book Chamber International, 1992 г.
  63. Н.Е., Майн Р. Е. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование / Н. Е. Егорова, Р. Е. Майн // Институт социально-экономических проблем народонаселения. М: Центр экономико-математический институт, 1997 г.
  64. С.М. Устойчивое развитие предприятия: автореферат дис. .канд. экон. наук. / С. М. Жигулина. Саратов, 2006.
  65. М.М., Колупаева С. Р., Кочетков Г. Б., США: управление наукой и нововведениями / М. М. Иванов, С. Р. Колупаева, Г. Б. Кочетков / М.: Наука, 1990 г.
  66. Инновации и инвестиции в предпринимательстве: Учебное пособие для вузов // Под ред. А. Б. Крутика. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -927 с.
  67. Инновационный менеджмент / Под ред. Н. Ю. Круглова. М.: Изд-во РДЛ, 2001.-352 с.
  68. Инфраструктура малого предпринимательства в научно-технической сфере // Под ред. Ю. А. Евдокимова, Г. В. Козлова, Ю. П. Тимошенко. М.: Наука, 1996.- 133 с.
  69. , В.В. Общая теория социально-экономических систем: Учеб. Пособие /В.В. Исаев, A.M. Немчин. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2002.- 176 с.
  70. , В. Противоречия промышленного роста / В. Карачаровский // Экономист.- 2005.- № 11.-С. 35−44.
  71. А.В. Управление устойчивым развитием промышленного предприятия: автореферат дис. .канд. экон. наук. / А. В. Касперов. -Саратов, 2005.
  72. КейнсДж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс /М.: Прогресс, 1978. -307 с.
  73. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России В.В. Кистанов, Н. В. Копылов / Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. -584 с.
  74. , B.C. Проблемы развития наукоемкого сектора российской экономики / B.C. Клебанер // Проблемы прогнозирования.- 2005.- № 2.-С. 161−165.
  75. , Г. Микроэкономические факторы и ограничения экономического роста / Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления.- 2004.- № 5.-С. 28−33.
  76. , Г. Предприятие как фактор институциональной стабильности / Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления.- 2001.- № 3.-С. 108−112.
  77. Т. Стратегия и структура японских предприятий / Т. Конно / М.: Прогресс, 1987.
  78. .Г. Национальная инновационная способность США: опыт формирования в 1980—2000 гг. / Б. Г. Кочетков // США, 2001. № 5
  79. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материале 120 российских компаний) / Ю. Д. Красовский / Практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1997 г.
  80. , П.В., Развитие саморегулирования бизнеса и государственное вмешательство в экономику / П. В. Крючкова / под ред. А. Е. Шастико // Информационно-аналитический бюллетень № 59.-М.: Бюро экономического анализа, 2004.2 33 с.
  81. В.М. Научно-технический прогресс: заметки о мировом опыте / В. М. Кудров // Общество и экономика, 1993. С.7−8.
  82. А.А. Искусство быть новатором (мировой опыт «рискованного бизнеса») / А. А. Кутейников /М.: Знание, 1990.
  83. Ю.Н. Инвестиции через реструктуризацию / Ю. Н. Кучеров // РЦБ, 2000. № 7. С. 59−61.
  84. М.Г. Предпринимательство / М. Г. Лапуста / Учебное пособие. М: ИНФРА-М, 2002. 223 с.
  85. ЛидякаЗ. Трансформация экономических систем: моделирование состояний равновесия / 3. Лидяка // Общественные науки и современность, 1998. № 6. С.179−185.
  86. Е.А. Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого функционирования малых наукоемких предприятий вусловиях неопределенности и риска: автореферат дис. .канд. экон. наук. / Е. А. Лисина. Москва, 2006.
  87. Е.А. Особенности анализа инвестиционных рисков инновационной деятельности малых и средних наукоемких предприятий на основе метода Монте-Карло. / Е. А. Лисина // Микроэкономика и предприятие. XXXI Тагаринские чтения. М.: МАТИ. 2005.
  88. Лисовский, С. М. Современная региональная промышленная политика: проблемы формирования и механизм реализации / С. М. Лисовский и др. -Саратов: ПАГС, 2004.- 204 е.- ISBN 5−8180−0175-Х
  89. , К.В. Итоги и точки роста Саратовской промышленности / К. В. Лушпинин // Промышленность Поволжья, — 2005.- № 1.-С. 2−9.
  90. М.В. Финансы и кредит: популярно о сложном / М. В. Лычагин / Новосибирск: НГУ, 1992. 198 с.
  91. А.И. и др. Предпринимательские структуры в рыночной экономике / Майзель А. И. и др. / СПб: Издательство университета экономики и финансов 1995 г.
  92. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю / Пер. с 13-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 1999.-974 с.
  93. А.С. Исследование систем управления / А. С. Малинин / М.: Учебник для ВУЗов, 2002.
  94. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы. М., 2000. 25 с.
  95. Малое предпринимательство: опты, проблемы, перспективы. СПб, 1997.-89 с.
  96. Малый бизнес в паутине обещаний // Малое предприятие, 2003. № 5.
  97. В.М., Синов В. В., Тучков А. И. Управление человеческими ресурсами в инновационной сфере / В. М. Маневич, В. В. Синов, А. И. Тучков / СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997 г.
  98. А. Принципы политической экономии / А. Маршалл / М.: Прогресс, 1983 г.
  99. Н., Ненадышин В. Персонал в обеспечении инновационной стратегии предприятия / Н. Маусов, В. Ненадышин // Проблема теории и практики управления, 1994 г. № 5.
  100. Г., Куинн Дж, Гошал С. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Куинн, С. Гошал / СПб: Питер, 2001 г.
  101. А.И. Предпринимательство / А. И. Муравьев / Учебник. -СПб.: Изд-во «Лань», 2001 г. 696 с.
  102. НадеевА.Т. Основы системного анализа / А. Т. Надеев / Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993.- 136 с.
  103. P.M. Курс микроэкономики / P.M. Нуреев / Учебник для вузов. 2-е изд., изм. М.: Издательство НОРМА, 2003. 572 с.
  104. , У. Современные основания общей теории систем / У. Партер: пер. с англ. М.: Наука, 1971.- 164 с.
  105. Пер лаки И. Нововведения в организациях / И. Пер лаки / М.: Экономика, 1990.
  106. Перспективы развития малого предпринимательства в России / А. Орлов // Вопросы экономики. 2002.- № 7. — 119−126 с.
  107. С.Э. Методология комплексного прогнозирования развития отрасли / С. Э. Пивоваров / Л: Наука, 1984 г. 193 с.
  108. , Н.Н. Исследование систем управления: учебное пособие /
  109. Н.Н. Ползунова, В. Н. Краев. М.: Академический проект, 2004.- 176 с.-ISBN 5−8291−0381−8
  110. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку / А. Г. Поршнев / М.: РИЦЛО «Мегаполис-контакт» № 11,1993 г.
  111. Предпринимательские структуры в рыночной экономике / Под ред. С. Э. Пивоварова и Л. С. Тарасевича СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1995 г. — 206 с.
  112. В. Малый бизнес: поддержали и хватит / В. Радаев // Эксперт. -2000 г.- № 36 с. 2
  113. Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблемы занятости / Под редакцией А. Ю. Чепуренко М.: 1995 г.
  114. Разрушение системы платежей в России // Вопросы экономики, 2000. № 3. С. 30−45.
  115. РайзбергБ.А. Курс управления экономикой / Б. А. Райзберг / СПб.: Питер, 2003. 528 с.
  116. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» // Эксперт. 1996 г. — № 43- 1997 г. -№ 47,1999 г. -№ 39- 2000 г. -№ 41- 2001 г. -№ 41- 2002 г. -№ 45
  117. , А. Необходимые условия организации стратегического планирования промышленных предприятий / А. Речкалов, Н. Пучнин // Экономика и управление.- 2003.- № 5.-С. 71−75.
  118. М.В., Сазонова Е. А. Экономика предприятия / М. В. Решетова, Е. А. Сазонова / Учебное пособие СПб.: Изд-во РТУиЭ, 2003 г.
  119. М.А. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001 г. -с.12
  120. Российская экономика в 2005 году: тенденции и перспективы //www.iet.ru. 644 с.
  121. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика / В. А. Рубе / М.: ТЭИС, 2000 г. 231 с.
  122. В.Н. Гибкое развитие предприятий: анализ и планирование / В. Н. Самочкин / М: Дело 1999 г.
  123. К., Сосин М. Проблемы кредитования реального сектора экономики российских регионов и пути их решения / К. Сеняников, М. Сосин // Аналитический банковский журнал, № 06(73), 2001 г., с.74
  124. Современный экономический словарь / П. А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 1998.
  125. Е.Б. Основы управления рисками / Е. Б. Супронович // Банковское дело. 2001. — № 12 — 12 с.
  126. А.Б., Горенбургов М. А. Малый бизнес и инфраструктура / А. Б. Титов, М. А. Горенбургов / учебное пособие СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1995 г.-161 с.
  127. Т.Н., Уланова Е. М. Оценка риска инвестирования с учетом специфики предприятия и региональных особенностей. / Т. Н. Толстых, Е. М. Уланова // Финансы, № 10,2001 г, 11 с.
  128. , Ф. Теоретико-методический аспект формирования системы управления производством на промышленном предприятии / Ф. Удалов, О. Удалов // Экономика и управление.- 2005.- № 1.-С. 84−87.
  129. О.А. Без кредитов работать сложно / О. А. Фролова // Деньги и кредит-№ 10−2001 г. с. 26
  130. , М. Предприятие как открытая система / М. Хазан // Проблемы теории и практики управления.- 2005.- № 3.- С. 108−116.
  131. Р., Питере М. Предпринимательство или как завестисобственное дело и добиться успеха: Выпуск 1 Предприниматель и предпринимательство / Р. Хизрич, М. Питере: пер с англ. / Под ред. B.C. Загашвили. М. Прогресс, 1992 г. — 160 с.
  132. Дж. Р. Стоимость и капитал / Дж. Р. Хикс: перевод с английского М.: Издательская группа «Прогресс» — 1993 г.
  133. К. Малое предпринимательство / К. Ховард: пер с англ. М.: ИНФРА-М, 1998 г. — 168с.
  134. Хоскинг Алан. Курс предпринимательства: практическое пособие. / Алан. Хоскинг: пер. с англ. / М.: «Международные отношения» 1993 г.
  135. Е.Ф. Обеспчечение устойчивости развития малых предприятий на региональном уровне: автореферат дис. .канд. экон. наук / Шайагзамова Е. Ф. Великий Новгород, 2005.
  136. Шор К. Б. Банки и бизнес: пути сотрудничества / К. Б. Шор // Деньги и кредит № 11 2001 г. — 3 с.
  137. К.П. Введение в инновационное предпринимательство / К. П. Янковский / СПб.: Питер, 2004 г. — 189 с.
  138. Cornells A. de Kluver., John A. Pearce Strategy a view from the Top / Cornells A. de Kluver. John A. Pearce. / N-Y, 2003.
  139. Cristopher Bartleft and Samanta Johal Changing the Role of Top. Management: From Strategy to Purpose / Cristopher Bartleft and Samanta Johal // Harvard Business Review, November. 1994. p.82−83.
  140. KirschW. Strategic management / W. Kirsch // Handbook of German business management/ Ed. By E. Grohla, E. Gaugler. Stuttgard etc.: Poeshel Springer, 1990. — P. 2283−2292
  141. Lewandowski R. Prognose- und Informationssysteme und ihre Andwendungen. Berlin: deGruyter, p 1974−1978 гг.
  142. Porter M.E. Competitive strategy / M.E. Porter / N-Y, 1980
  143. Sender P. The Fifth Discipline. The Art and Practice of learning Organizations / P. Sender / N-Y. 1990. 127 p.
Заполнить форму текущей работой