Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Моделирование процесса профессиональной подготовки в педагогическом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России демократизация общества, деидеологизация образования в целом обуславливают гуманизацию процесса профессиональной подготовки педагогов, способствуют созданию атмосферы, обращенной к личности студента как будущего специалиста. Эти процессы составляют общетеоретический фундамент педагогического образования, а перед средними специальными учебными заведениями встает задача перехода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы моделирования профессиональной подготовки будущего учителя в современных условиях
    • 1. 1. Анализ системы среднего профессионального образования в современных условиях
    • 1. 2. Проблема моделирования в профессиональной подготовке
    • 1. 3. Создание модели профессиональной подготовки в педагогическом колледже
  • Выводы по первой главе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели профессиональной подготовки в педагогическом колледже 2.1.Организационно-педагогические условия реализации модели профессиональной подготовки в педагогическом колледже.

2.2. Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки.

2.3. Результаты апробации экспериментальной работы по внедрению модели профессиональной подготовки в педагогическом колледже.

Выводы по второй главе.

Моделирование процесса профессиональной подготовки в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Отличительной чертой XXI столетия является динамизм: системы образования переживают серьезные структурные перестройки, происходит интенсивное реформирование учебно-воспитательной практики, разрабатываются и реализуются новые проекты, модифицируются содержание образования, методы и средства обучения.

В России демократизация общества, деидеологизация образования в целом обуславливают гуманизацию процесса профессиональной подготовки педагогов, способствуют созданию атмосферы, обращенной к личности студента как будущего специалиста. Эти процессы составляют общетеоретический фундамент педагогического образования, а перед средними специальными учебными заведениями встает задача перехода от процесса передачи знаний к приоритетности творческого развития личности студента, ее способности к самосовершенствованию. При этом подобная ориентация образования на личность будущего специалиста, его индивидуально-творческое развитие рассматривается как важное средство улучшения подготовки в целом, которая в условиях новой социально-экономической реальности имеет свои особенности: акцентированное внимание на воспитании будущего педагога как неповторимой индивидуальностиразвитие его духовного, интеллектуального и творческого потенциалаформирование профессионально значимых качеств, необходимых современному педагогу и оказывающих непосредственное влияние на эффективность педагогической деятельности (креативность, умения нестандартно решать методические и воспитательные задачи и пр.).

Существующая сегодня система профессиональной подготовки учителей не всегда отвечает необходимым требованиям по ее предметному содержанию, организации, методической реализациине предоставляет возможности последовательного перехода от учебной деятельности студента к профессиональной деятельности учителя, изменению его личностной позиции по отношению к педагогическому процессу. Педагогическая практика выдвигает требования, чтобы подготовка студента в современном колледже была ориентирована на воспроизводство потенциальных творческих возможностей личности, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности.

Вопросы содержания и процесса профессиональной подготовки педагогов рассматривались в работах Марковой А. К., Битяновой Н. Р., Новикова A.M., Симонова В. П., Сластенина В. А., и др. Как показал анализ литературы по теме исследования, вопросы моделирования профессиональной подготовки в условиях среднего специального учебного заведения не достаточно разработаны в педагогической теории.

Посвятили свои диссертационные исследования этим вопросам Малышева О. В. («Моделирование профессионально-педагогического образования в гуманитарно-технологическом колледже»), Иванов Н.А.(«Моделирование педагогической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации»), Маркова С.М.(«Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее»), и др.

Отмечая ценность проведенных исследований необходимо сказать, что научное обоснование подготовки в системе среднего специального образования еще не осуществлено вследствие непрерывно изменяющихся социальных, экономических, психолого-педагогических факторов.

Изменившиеся требования к профессиональной подготовке будущих учителей в колледже обуславливают сложность и значимость г профессиональной деятельности всего педагогического коллектива на основе личностного, системно-содержательного и технологического подходов. Преобладают репродуктивные формы и виды учебной деятельности, недостаточные требования к самостоятельности и творческой активности студентов.

Научный поиск решения проблемы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров направлен на разрешение противоречий, характерных для современной профессиональной подготовки, между: возросшими требованиями к качеству преподавания в подготовке профессионально компетентных, творческих кадров и недостаточным уровнем профессиональной подготовки значительной части учителейвозросшими требованиями к качеству преподавания и отсутствием престижа данной профессии;

— теоретическим и предметным характером обучения и недостаточным обеспечением их взаимосвязи в реальном процессе обучениянеобходимостью организации непрерывного личностно-ориентированного процесса профессионального образования и дискретностью профессиональной подготовки.

Выявленные противоречия обусловили постановку проблемы исследования: какая модель профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа наиболее полно сможет удовлетворить запросы общества и личности в высокопрофессиональных учителях?

Научно-практическая значимость данной проблемы и личный интерес автора определили выбор темы диссертационного исследования: «Моделирование процесса профессиональной подготовки в педагогическом колледже».

Цель исследования: разработать модель профессиональной подготовки в педагогическом колледже и обосновать организационно-педагогические условия ее реализации.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в колледже.

Предмет исследования: моделирование профессиональной подготовки учителей в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования: профессиональная подготовка будущих учителей будет протекать успешно, если: будут определены принципы моделирования профессиональной подготовкипри построении модели подготовки учителей будут осуществляться личностный, системно-содержательный и технологический подходыопределены организационно-педагогические условия, сопровождающие профессиональную подготовкубудет осуществляться психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной подготовки в колледжеактуализируется оценочно-результативный компонент профессиональной подготовки, включающий разнообразные оценочные отношения, самонаблюдение, самооценку и рефлексиюкритериями качества профессиональной подготовки будут выступать ее отношенческий, ценностный и когнитивный критерии.

Реализация поставленной цели и основных положений гипотезы потребовала решения следующих задач:

1. Обосновать основные принципы моделирования профессиональной подготовки.

2. Разработать модель профессиональной подготовки будущих учителей.

3. Определить критерии эффективности профессиональной подготовки в педагогическом колледже.

4. Определить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, способствующие реализации модели в педагогическом колледже.

5. Разработать научно-методическое обеспечение модели профессиональной подготовки.

Теоретическую основу исследования составили:

— психолого-педагогическая теория формирования личности в процессе образования (Б.Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов и др.);

— теория профессиональной педагогики и профессионального образования (А.П. Беляева, C.JI. Батышев, Н. В. Кузьмина, М. Н. Махмутов, A.M. Новиков, М. Т. Громкова и др.);

— теоретические основы развития профессиональной компетентности педагогов (А.П. Беляева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.);

— идеи личностно-ориентированного подхода подготовки педагога (Ш.А. Амонашвили, И. С. Якиманская, И. Я. Лернер, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская и др.);

— современные концепции обучения и профессионально-педагогической подготовки: индивидуально-творческого (В.А. Кан-Калик и др.) и программно-целевого подходов (В.А. Сластенин и др.) — контекстного (A.A. Вербицкий и др.), системно-функционального (Н.М. Таланчук и др.), инновационного (М.С. Бургин, П. И. Подкасистый и др.);

— теория системного, интегративно-модульного подходов к изучению педагогических явлений, теории непрерывного образования, интенсификации обучения (А.П. Беляева, Н. В. Кузьмина, М. И. Махмутов, Е. В. Ткаченко и др.);

— идея глубинного общения (А. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский, Э. Эриксон, Э. Берн и др.).

Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы:

— изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных исследований по изучаемой теме;

— изучение и анализ передового педагогического опыта, нормативно-правовых, учебно-программных документов;

— теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, классификация;

— экспериментальные методы исследования: наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, опрос, тестирование, эксперимент.

База исследования. Основной базой исследования явился Муромский педагогический колледж (Владимирская область). Исследованием было охвачено 95 студентов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2000;2001 г. г.) исследовалось состояние проблемы в теории и практике в среднем профессиональном образовании, изучался передовой педагогический опыт, разрабатывалась программа и методика экспериментального исследования в колледже.

На втором этапе (2001;2002 г. г.) моделировалась система профессиональной подготовки в условиях колледжаосуществлялась систематизация содержания педагогического образования, разрабатывались дидактические условия реализации модели профессиональной подготовкиобобщались результаты теоретического и экспериментального исследования, осуществлялась модернизация педагогического образования в колледжепроводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2002;2003 г. г.) завершался формирующий эксперимент, проводилось обобщение результатов, корректировались модель профессиональной подготовки студента педагогического колледжа и система дидактических условий, осуществлялась проверка модели в других учебных заведениях, формировались выводы, завершалось написание диссертации, разрабатывались методические рекомендацииосновное внимание уделялось повышению качества и эффективности обучения будущих педагогов.

Научная новизна исследования:

1. Разработана и экспериментально обоснована структурно-функциональная модель профессиональной подготовки будущих учителей, адаптированная к условиям и требованиям современной школы и включающая в себя: цели (удовлетворение социальных и профессиональных потребностей современного обществаовладение профессиональными знаниями, умениями, навыкамиразвитие профессионально значимых качеств личностиповышение мотивации к педагогической профессии) — функции (организаторская, социокультурная, коммуникативная, воспитывающая, развивающая, обучающая функции) — принципы организации (научности, гуманизации, системности, технологичности, интегративности, дифференциации, непрерывности) — подходы (личностный, системно-содержательный, технологический) — организационнопедагогические условия реализации модели (личностно-ориентированное содержание подготовки, компьютерная обучающая демонстрационная система, производственная практика, психолого-педагогическое сопровождение) — компоненты профессиональной подготовки (теоретический, дидактический, практический) — критерии профессиональной подготовки (отношенческий, ценностный, когнитивный) — результат (профессиональная компетентность педагога).

2.Определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели профессиональной подготовки в колледже: личностно-ориентированное содержание подготовки, которое основывается на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности обучаемого: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностейкомпьютерная демонстрационная обучающая система (КДОС), повышающая результативность современного образовательного процесса в связи с использованием новых информационных технологийпроизводственная практика, способствующая формированию профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерствапсихолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее максимальную адаптацию студентов, наиболее эффективное обучение и развитие их в колледже, личностный и профессиональный рост будущих учителей.

Теоретическая значимость исследования:

1. Выявлены принципы моделирования профессиональной подготовки: системности, предусматривающий целостное изучение любого объекта как многомерного, полифункциональногонаучности, означающий опору на науку, как источник системы законов, закономерностей, понятий, фактовпринцип соотношения теоретического и предметного характера обучения, обеспечивающий оптимальное использование разного уровня знаний и применения их в практической профессиональной деятельностипринцип информатизации, позволяющий значительно повышать результативность современного образовательного процесса в связи с использованием новых информационных технологийпринцип адекватности социальным и профессиональным потребностям современного учителя.

2. Разработаны и экспериментально апробированы критерии профессиональной подготовки в колледже: отношенческий обеспечивает соответствующий уровень мотивации к процессу обучения, уровня познавательной активностиценностный характеризует направленность личности будущих учителей через ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные) — когнитивный определяет уровень образовательной компетентности.

Практическая значимость определяется использованием материалов диссертации в процессе профессиональной подготовки будущих учителейразработкой и апробацией нового спецкурса «Шаг к успеху» в комплексе психолого-педагогических дисциплин, методической разработки к разделу «Психология влияния» данного спецкурсаразработкой методических рекомендации «Тенденции развития профессиональной подготовки будущих учителей в колледже», «Моделирование профессиональной подготовки в педагогическом колледже», позволивших повысить эффективность и качество профессиональной подготовки.

Теоретические положения и научно-практические рекомендации внедрены в учебно-воспитательный процесс Муромского педагогического колледжа и могут быть использованы в средних специальных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации педагогов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе научно-педагогической деятельности в Муромском педагогическом колледженепосредственного участия в работе областных научно-практических конференций. Основные положения и результаты исследования неоднократно докладывались и публиковались на ежегодных внутриколледжных научно-теоретических конференциях МПК (2000;2004 гг.) — на областных научно-практических конференциях в городе Владимире на базе Института усовершенствования учителей (2001,2002,2004гг.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Структурно-функциональная модель профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже, позволяющая более эффективно достигать результата профессиональной подготовкипрофессиональной компетентности.

2. Организационно-педагогические условия реализации модели, обеспечивающие профессиональную подготовку более высокого уровня исходя из выделенных целей, функций и принципов.

3. Критерии профессиональной подготовки в колледже, позволяющие определить комплексную характеристику современного учителя.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения, списка используемой литературы, приложений. В диссертации имеются схемы, таблицы, графики, диаграммы.

Результаты исследования убедительно доказывают существенное повышение уровня профессиональной компетентности (в части психолого-педагогической подготовки) у студентов экспериментальных групп, чем подтверждают эффективность модели.

В целом данная работа может служить основой для более глубокого и обобщающего исследования проблем профессиональной подготовки учителей. Предложенная модель и механизм ее реализации могут служить базой для организации профессиональной подготовки в любых образовательных учреждениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сегодня общепризнанна проблема достижения нового качества образования, в том числе в среднем педагогическом образовании. В ходе исследования мы еще раз убедились в необходимости создания модели профессиональной подготовки будущих учителей в педагогическом колледже в соответстветствии с целями, функциями, принципами и результатом. Результаты проведенного исследования подтверждают положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1 .Проанализировано современное состояние отечественной системы среднего профессионального образования, выявлены основные тенденции (непрерывность, гуманизация, гуманитаризация, демократизация, интеграция) — подходы (личностный, индивидуальный, культурологический, аксиологический, деятельностный) — принципы среднего профессионального образования в системе непрерывного профессионального образования (вариативности и гибкости, личностной ориентированности, оптимизации, регионализации, непрерывности, автономности, эффективности).

2.Выявлены принципы моделирования профессиональной подготовки: системности, предусматривающий целостное изучение любого объекта как многомерного, полифункциональногонаучности, означающий опору на науку, как источник системы законов, закономерностей, понятий, фактовпринцип соотношения теоретического и предметного характера обучения, обеспечивающий оптимальное использование разного уровня знаний и применения их в практической профессиональной деятельностипринцип информатизации, позволяющий значительно повышать результативность современного образовательного процесса в связи с использованием новых информационных технологийпринцип адекватности социальным и профессиональным потребностям современного учителя.

3.Разработана и экспериментально обоснована модель профессиональной подготовки будущих учителей, адаптированная к условиям и требованиям современной школы на основе подходов: личностного, системно-содержательного, технологического. Она включает в себя: цели (удовлетворение социальных и профессиональных потребностей современного обществаовладение профессиональными знаниями, умениями, навыкамиразвитие профессионально значимых качеств личностиповышение мотивации к педагогической профессии) — принципы организации профессиональной подготовки (научности, гуманизации, системности, технологичности, интегративности, дифференциации, непрерывности) — функциональный компонент, подчеркивающий многоаспектность деятельности учителя (организаторская, социокультурная, коммуникативная, воспитывающая, развивающая, обучающая функции) — основные подходы (личностный, системно-содержательный, технологический) — организационно-педагогические условия реализации модели (КДОС, психолого-педагогическое сопровождение, производственная практика, личностно-ориентированное содержание подготовки) — компоненты профессиональной подготовки (теоретический, дидактический, практический) — критерии профессиональной подготовки (отношенческий, ценностный, когнитивный) — результат (профессиональная компетентность педагога).

4.Определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели профессиональной подготовки в колледже:

• личностно-ориентированное содержание подготовки, которое основывается на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности обучаемого: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей;

• компьютерная демонстрационная обучающая система, которая значительно повышает результативность современного образовательного процесса в связи с использованием новых информационных технологий и рассматривается нами как одно из средств повышения качества образования студентов, в частности развитие исследовательских умений и творческих способностей будущих учителей;

• производственная практика, которая, на наш взгляд, является необходимым условием для реализации модели профессиональной подготовки и способствует формированию профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства;

• психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее максимальную адаптацию студентов, наиболее эффективное обучение и развитие их в условиях колледжа, личностный и профессиональный рост будущих педагогов.

5.Особое значение для реализации модели имеет специально организованное психолого-педагогическое сопровождение процесса, которое мы определили как систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития студента, развитие профессионально значимых личностных качеств специалиста. Сопровождение рассматривается нами как целостная деятельность педагога-психолога во взаимодействии с кураторами групп, зав. отделениями, всем педагогическим коллективом, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса студента в процессе обучения- 2) создание социально-психологических условий для развития личности студентов и их успешного обучения- 3) создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи студентам, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

6.Разработано научно-методическое обеспечение модели профессиональной подготовки. В результате реализации психолого-педагогического сопровождения и опытно-экспериментальной работы были созданы:

• предложения по усовершенствованию учебно-программной документации по психолого-педагогическим дисциплинам;

• программа нового спецкурса «Шаг к успеху» для всех выпускных отделений;

• методическая разработка к разделу «Психологического влияния» в рамках спецкурса «Шаг к успеху»;

• программа занятий «Тренинг личностного роста»;

• «Практикум по основам коммуникаций»;

• методические рекомендации «Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса повышенной интенсивности», «Моделирование профессиональной подготовки в педагогическом колледже».

7.В результате апробации модели зафиксировано повышение:

• уровня педагогической направленности студентов (прирост составил 21% и 6% в экспериментальной и контрольной группах соответственно);

• качества знаний студентов (на 0,3 и 0,4 балла по теоретической и практической подготовке соответственно);

• значимости сферы профессиональной жизни;

• показателей по таким терминальным ценностям, как «развитие себя», «достижения», «креативность»;

• самоотношения как компонента самосознания.

8.Разработаны и экспериментально апробированы критерии профессиональной подготовки в колледже: отношенческий обеспечивает соответствующий уровень мотивации к процессу обучения, уровня познавательной активностиценностный характеризует направленность личности будущих учителей через ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные) — когнитивный определяет уровень образовательной компетентности.

9. Внедрение модели профессиональной подготовки будущих учителей в практику колледжа обеспечивает высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Методическое обеспечение представляет собой практическую ценность для тиражирования в практику других учебных заведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Демократия образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России, 1996. № 1. -С. 23−31.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования.- М., 1990. 141 с.
  3. O.A. Подготовка учителя к реализации личностно-ориентированной технологии обучения: опыт и проблемы // Высшее педагогическое образование в России: традиции, проблемы, перспективы.-М., 1997.-216 с.
  4. Абульханова-Славская K.M. Деятельность и психология личности,-М., 1980- 135 с.
  5. Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1999.-28 с.
  6. H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1996. — 216 с.
  7. H.A. Личностно-ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки. Тюмень, 1996. — 136 с.
  8. Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию. Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.-24 с.
  9. Ш. А. Личностно-гуманизационная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 559 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1969.-339 с. 1. Анисимов Н. М. Общение студентов решению инновационных задач / Педагогика, 1998. № 4. — С. 59−62.
  11. А.Г. Психология личности.- М: изд-во Моск. ун-та, 1990.367 с.
  12. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии, 1992. № 1. — С. 23−25.
  13. П.Ф. Технологии и современное образование // Педагогика. -М., 1996.- 156 с.
  14. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.211 с.
  15. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  16. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура / Профессионализм педагога. Ижевск — СПб., 1992. Ч. 1. — 181с.
  17. C.JI. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи реализации. М.: Высшая школа, 1987. — 343 с.
  18. B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1993. — 312 с.
  19. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования.- СПб., 1997. 225 с.
  20. А.П. Перспективы развития профессиональной школы // Педагогика, 1994. № 4. — С.26−29.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
  22. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: ВГУ, 1970. — 408 с.
  23. E.H. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук.- М., 1995.-27с.
  24. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. -JI., 1975. 326 с.
  25. А.К. Слушать и слышать, или правила компетентности в общении // Преподаватель, 1998. № 2. — С. 7.
  26. E.B. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997. № 4. — С. 11.
  27. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1995. — 32 с.
  28. Вазина K. J1. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. — М.: Педагогика, 1990. — 196 с.
  29. K.JI., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). М.: Педагогика, 1991. — 268 с.
  30. Вариант построения модели выпускника // Классный руководитель. 1999. -№ 1. — С. 4.
  31. Введение в психологию. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Издат. центр «Академия», 1997. — 496 с.
  32. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. — 156 с.
  33. С.Г. Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1985.-36 с.
  34. Вестник ВГПУ. Научно-методический журнал. Выпуск 8. -Владимир: ВГПУ, 2003 г. 310 с.
  35. М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогической вузе (основы теории): Монография. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 136 с.
  36. М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе. Н. Новгород, 2000. — 135 с.
  37. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.- 186 с.
  38. .С. Педагогическая диагностика: методология, теория, практика. Киев: Высшая школа, 1986. — 200 с.
  39. .С. Прогностические проблемы развития педагогики и непрерывного образования // Новые исследования в пед. Науках, 1988. № 2. — С. 3−6.
  40. .С. Философско-методологические основания развития образования в России. М., 1993. — 160 с.
  41. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993. — 160 с.
  42. .С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандартизирования образования//Педагогика, 1993, — № 1. С. 27−29.
  43. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. СПб., прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. — 416 с.
  44. Ги Лефрансуа. Психология для учителя. СПб., прайм -ЕВРОЗНАК, 2002. — 306 с.
  45. Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников. Автореф. дис. д-ра пед. наук.- М., 1979, — 33 с.
  46. М.Г. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  47. М.Т. Психологические аспекты деятельности учителя. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 325 с.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  49. В. Толковый словарь великорусского языка. В 4-х т. М.: Гост, двор, 1882. — 683 с.
  50. Т.П. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения специалиста // Специалист, 2001. № З.-С. 14−15.
  51. В.Я. Некоторые вопросы формирования личности профессионала // Вопросы психологии, 1980. № 4. — С. 174−179.
  52. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1983.- 36 с.
  53. М.Г. Становление субъекта профессиональной педагогической деятельности в педагогическом колледже. Автореф. дис. канд пед. наук. СПб., 1998, — 26 с.
  54. Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры // Педагогика, 1995. № 2. — С. 55 — 56.
  55. Г. И. Развитие педагогической интуиции // Педагогика, 1996.-№ З.-С. 25- 27.
  56. Г. Н. Готовность студентов колледжа к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения. -Кемерово: изд-во Кемер. гос. проф. пед. колледжа, 2000. — 63 с.
  57. Н.М. Совершенствование структуры содержания психолого-педагогической подготовки инженера-педагога. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 26 с.
  58. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987.-80 с.
  59. Л.Н., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование. -Н.Новгород, 1995.- 135 с.
  60. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997. — 245 с.
  61. A.B. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект). Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1996.- 32 с.
  62. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1997. 480 с.
  63. И. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  64. H.A. Моделирование педагогической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации. Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1995.- 17 с.
  65. Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла). Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1991. — 22 с.
  66. Т.А. Развитие концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. М.: Знание, 1984. — 134 с.
  67. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М, 1979. — 48 с.
  68. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1988. — 33 с.
  69. A.A. Понятие гуманитаризации образования: поиски смысла / Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. -Вып. З.-С. 53−64.
  70. И.А. Формирование у будущих учителей умений педагогического целеполагания. Автореф. дис. канд. пед. Наук. Волгоград, гос. пед. ун-т., 1994. — 18 с.
  71. В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1990.- 34 с.
  72. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.-200 с.
  73. Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самоопределению. Дис. д-ра пед. наук. М., 1995.-36 с.
  74. JI.C. Профессиональное становление личности учителя развивающего обучения в педагогическом колледже. Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1999.- 26 с.
  75. В.В. Методологическая рефлексия // Сов. педагогика, 1989.-№ 2.-С. 79−86.
  76. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения ПТУ.- М., 1990. 117 с.
  77. Т.В. Подготовка студентов педагогического вуза к применению личностно-ориентированных технологий обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 22 с.
  78. B.C. и др. Новые информационные технологии обучения: деятельностный подход к проектированию // Народное образование, 1990. -№ 10.-С. 65−68.
  79. Т. П. Подготовка учителей начальных классов к реализации личностного подхода в педагогической деятельности (на материале преподавания педагогических дисциплин). Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1997. — 23 с.
  80. В. А Образовательная среда: от модели к проектированию. -М., 1997.- 132 с.
  81. B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1989.-360 с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  83. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  84. М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1996. 24 с.
  85. В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1994. -36 с.
  86. О.В. Использование метода моделирования в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин / Сборник науч. трудов. Вып. 4. — Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — С. 87−90.
  87. О.В. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Сборник научных трудов. Вып. 4. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001.-С. 90−93.
  88. О.В. Образовательное пространство учебного заведения как психологическая проблема // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н. Новгород: ВГИПИ, 2000. — С. 165−167.
  89. О.В. Профессиональная направленность как мотив учебной деятельности студентов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — С. 145−146.
  90. О.В. Развивающая функция проблемного обучения на занятиях по педагогике // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — С. 179.
  91. О.В. Семинар как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса // Профессиональные способности студента какрезультат педагогического общения. Н.Новгород. ПГГТК, ВГИПИ, 2001. -С. 36−37.
  92. О.В. Тенденции развития профессионально-педагогической подготовки специалиста в колледже, метод, рекомендации. -Н.Новгород: ВГИПИ, 1998. 50 с.
  93. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 1997. — 308 с.
  94. А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 197 с.
  95. С.М. Дидактические основы проектирования процесса обучения в профессиональных учебных заведениях. / Сборник научных трудов. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — С. 26−31.
  96. С.М. Дидактические системы и модели обучения. -Н.Новгород: ВГИПИ, 1998. 100 с.
  97. С.М. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее в условиях непрерывного многоуровневого образования. СПб., дис. к.п.н., 1997. — 192 с.
  98. С.М. Научно-методические основы разработки содержания профессионально-педагогического образования. / Сборник научных трудов. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — С. 16−20.
  99. С.М. Проектирование педагогического процесса в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. 85 с.
  100. С.М. Развитие познавательной деятельности студентов на занятиях по педагогике. Н. Новгород, ВГИПИ, 1997. — 95 с.
  101. А. Самоактуализация. Психология личности. М., 1982.238 с.
  102. М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: метод, рекомендации / АПН СССР. М., 1983. -64 с.
  103. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.215 с.
  104. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 32 с.
  105. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л., 1984. — 136 с.
  106. Н. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  107. А.Л. Исследование учебной деятельности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. // Учебно-методическое пособие. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 59 с.
  108. А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений. Челябинск: Транспорт, 1991. -202 с.
  109. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование. / Под ред. X. Бендрочика. СПб., 1997. — с. 14.
  110. Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе, 1994.-Т. 19.- С.З.
  111. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
  112. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития / Под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. — 248 с.
  113. С.И. Словарь русского языка. Под ред. доктора философских наук, профессора Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. -816 с.
  114. A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика, 1995. -№ 6. С. 63−66.
  115. А.Н. Организационно-педагогические основы управления подготовки учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 36 с.
  116. Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога //Педагогика, 1992. № 34. — С. 53−55.
  117. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии у учащихся общеобразовательных школ. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1984.-31 с.
  118. Педагогическая инноватика как научно-методическая и организационно-управленческая проблема: материалы региональной научно-практической конференции (9−10 апреля 2003 г.) / Редакция: Владимир: ВОИУУ. — В 2-х ч., 2003 г. Ч. 1 — 110 с.
  119. Педагогический энциклопедический словарь. М., Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  120. Ю.Н. Гуманизация непрерывного многоуровневого профессионального образования. Н. Новгород: ВГИПИ, 1994. — 144 с.
  121. Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Новгород, 1994. — 350 с.
  122. Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования (аспект управления): Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1996. — 38 с.
  123. Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования: аспект управления. -Н.Новгород, дис. д.п.н., 1996. 217с.
  124. Ю.Н., Маркова С. М. Особенности педагогической диагностики в системе непрерывного многоуровневого профессиональногообразования. / Сборник научных трудов. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — С. 12−16.
  125. Ю.Н., Маркова С. М. Система подготовки педагогических кадров профессионально-педагогического образования в вузе. / Сборник научных трудов. Н.Новгород. ВГИПИ, 1999. — С. 7−12.
  126. В. А. Феномен субъективности в психологии личности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1993. -41 с.
  127. Пилиповский BJ5. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика, 1997. № 5. — С. 97.
  128. JI.B. Государственный образовательный стандарт и его роль в совершенствовании содержания подготовки на факультете дошкольной педагогики и психологии // Преподаватель, 1998. № 3. — С. 2327.
  129. Поздняк J1.B. О двухступенчатой модели подготовки специалиста дошкольного воспитания в вузе. Сб. научных трудов. Шадринск, 1992. — С. 139−152.
  130. Программа развития среднего педагогического образования (проект). М., 1999. — 18 с.
  131. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 2005 гг., — М., 1999 г. — 42 с.
  132. Профессиональное образование Владимирской области. Информационно-аналитический сборник по итогам 2001 2002 года. -Владимир, 2002 г. — 132 с.
  133. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / А. П. Беляева, СЛ. Баев. Санкт-Петербург, 1995.-227 с.
  134. Психологические основы профессионально-технического обучения. // Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М.: Педагогика, 1988.-144 с.
  135. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М., 1990. 343с.
  136. Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — С. 352,475.
  137. А.И., Вергелес Г. И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности / Подготовка специалиста в области образования. СПб., 1994. — 205с.
  138. В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1973.-36с.
  139. А.И. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке актера. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997.-40 с.
  140. Г. И. Реформа высшего педобразовання и ее научно-методическое обеспечение // Педагогика, 1998. № 4. — С. 54−59.
  141. Сборник материалов для изучения и анализа по модели дистантного образования в системе повышения квалификации. Педагогические технологии гуманитарной педагогики / Под. ред. к. п. н. Шалыгиной И. В. Владимир: ВОИУУ, 2001. — 50с.
  142. Л.Г. Личностно-ориентированные технологии обучения в ссузе // «Среднее профессиональное образование», 2000, № 7. -23с.
  143. Л.Г., Зырянов В. Я., Иванов Г. И. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М.: 1991. — 48 с.
  144. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  145. И.Г. Опросник терминальных ценностей. НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие». -Ярославль, 1991. 19 с.
  146. В.П. Личностно-ориентированная подготовка учителей-воспитателей детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогическом колледже. Дис. канд пед. наук. М., 1997. — 153с.
  147. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. Волгоград, 1994. — 152 с.
  148. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. № 5. — С. 16−20.
  149. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  150. В. А. Принципы формирования содержания педагогического образования и проблемы создания второго поколения государственных стандартов в области образования // Преподаватель, 1998, 1997.- № 2.- С. 7.
  151. В.А. Программно-целевой подход к формированию социально активной личности учителя / Теория и практика высшего педагогического образования.- М., 1984. С. 3 — 7.
  152. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Сов. педагогика, 1990. № 7. — 82 с.
  153. В.А., Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образования теоретическая концепция исследования / Теория и практика высшего педагогического образования. М., 1991. — 132 с.
  154. Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды. Дис. д-ра пед. наук. Казань, 1997. — 172 с.
  155. И.М. Профессионализм кадров. Николаев: Темп, 1981. -232 с.
  156. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  157. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: изд-во Моск. ун-та, 1980. — 49 с.
  158. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. — 344 с.
  159. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  160. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 1994 г., № 1168. 23 с.
  161. А.И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической под готовке учителя. Дис. д-ра пед. наук. Орел, 1996. — 192 с.
  162. С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже. Дис. канд. пед. наук. -Тюмень, 1997.- 196 с.
  163. JI.M. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. М.:ТЦ «Сфера», 2001. — 224 с.
  164. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
  165. JI.A. Формирование гностической профессиональной деятельности учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997. — 38 с.
  166. Т.Н. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно-ориентированного обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1997.- 26 с.
  167. В.Т. Профессиональная готовность педагога. -Н.Новгород, 1998.- 101 с.
  168. М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. Дис. д-ра пед. наук. Казань, 1996. -188 с.
  169. Т.Н. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьника. Дис. д-ра пед. наук. М., 1995. — 168 с.
  170. E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1991. — 41 с.
  171. Шкаликов B. JL, Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения и развития в процессе профессиональной деятельности // Психологический журнал, 1984.-№ 5.- С. 94−103.
  172. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  173. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1982. 176 с.
  174. Ю. Батышев C.JI. Блочно-модульное обучение. М., 1997. — 256 с.
  175. И.М. Профессиональное самосознание педагога // Сов. педагогика, 1989. -№ 12. С. 12−15.
  176. М.М. Воспитание молодежи в современных условиях. Интенсификация: принятие решений: научно-практическое пособие для руководителей. JI.: Лениздат, 1987. — 107 с.
  177. И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопр. психологии. 1995. — С. 31−41.
  178. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. M., 1996. — 206 с.
  179. Н.Г., Гунявина Н. Л., Васильева C.B. Тенденции развития среднего педагогического образования // Среднее педагогическоеобразование: состояние, перспективы развития.- Москва: ИПРСПО, 2001. -С. 3−43.
  180. В.А. Образовательная среда: от модели к проектированию. -М., 1997.-89 с.
  181. Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии, 1990. № 5. — С. 77−81.
  182. И. Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий. Автореф. дис. канд. пед. наук. Астрахань, 1996.-28 с.
  183. Anderson L.W., Block Т.Н. Mastery learning models // The international encyclopedia of teahing and teacher education. Oxford, 1988. — P. 58−67.
  184. Maslow A. Motivation and personally. JfeG, 1954.
  185. Maslow A. Theory of Human Motivation / Human Dynamic in Psychology and Education. Boston, 1972. P. 128.
  186. Savignut A. Orientation professionel ET ordre professionelle. Paris, 1951. P. 18.
  187. Torrance E.P. Teacher creative and gifted learners // Handbook of research on teaching. N.Y.- L., 1986. — P. 630−647.1. Анкета
  188. Цель осознать себя как личность, как педагога.1 .Напишите 10 качеств, которыми должен на ваш взгляд обладать педагог-профессионал.2.0бладаете ли вы этими качествами, какими? 3. Опишите себя как будущего педагога.
  189. Почему вы избрали эту профессию?
  190. Хотели бы вы изучать свою личность как педагога?
  191. Как вы отреагируете в следующей ситуации: закончились занятия в колледже, а преподаватель просит помочь сделать что-то, что вам не нравится, не хочется делать. Вы:-соглашаетесь--просите однокурсников вам помочь- -категорически отказываетесь.
  192. Вы случайно услышали, что про вас сказали что-то справедливое, но вам это сильно не понравилось, вы:-пытаетесь объяснить мотивы своего поведения- -переводите все в шутку- -делаете вид, что это не про вас.
  193. Почему вы выбрали профессию педагога? Каковы ваши перспективы?1. Мотивационная анкета1. Отношение к колледжу11. Как ты относишься:-к колледжу-- к группе-- к преподавателям-
  194. Отметить, что больше всего подходит: очень хорошо, хорошо, безразлично, не нравится, очень не нравится.
  195. Хожу в колледж, группу: с большим удовольствием, с удовольствием, безразлично, без удовольствия.2. Почему ты учишься? (цель)
  196. Что сильнее всего влияет на твою учебу в колледже?31. Интерес к знаниям
  197. Желание получить хорошую оценку
  198. Интерес к учебным предметам34. Пример друга, подруги
  199. Чувствую ответственность перед группой, преподавателями
  200. Желание получить профессию
  201. Знания важны для будущей профессии
  202. Понимаю, что студент должен хорошо учиться
  203. Полученное образование во многом определит дальнейшую судьбу310. Хочу учиться дальше311. Люблю узнавать новое
  204. Хочу быть культурным человеком
  205. Хочу получить одобрение преподавателя
  206. Хочу быть примерным студентом
  207. Люблю слушать рассказы преподавателя
  208. Нравится преодолевать трудности.1.этап1. Терминальные ценности-•-И 3 —^— Д — з1. Жизненные сферы-•—и -3 -*-Д-3
  209. Сфера Сфера обучения и Сфера семейной Сфера Сфера увлеченийпрофессиональной образования жизни общественной жизнижизни1. этап Терминальные ценностило1. Жизненные сферы1. И-3л
  210. Сфера обучения и образования
  211. Сфера семейной Сфера Сфера увлеченийжизни общественной жизни1. I этап ШII этап1. Шкалы
Заполнить форму текущей работой