Моделирование процесса профессиональной подготовки в педагогическом колледже
В России демократизация общества, деидеологизация образования в целом обуславливают гуманизацию процесса профессиональной подготовки педагогов, способствуют созданию атмосферы, обращенной к личности студента как будущего специалиста. Эти процессы составляют общетеоретический фундамент педагогического образования, а перед средними специальными учебными заведениями встает задача перехода… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы моделирования профессиональной подготовки будущего учителя в современных условиях
- 1. 1. Анализ системы среднего профессионального образования в современных условиях
- 1. 2. Проблема моделирования в профессиональной подготовке
- 1. 3. Создание модели профессиональной подготовки в педагогическом колледже
- Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели профессиональной подготовки в педагогическом колледже 2.1.Организационно-педагогические условия реализации модели профессиональной подготовки в педагогическом колледже.
2.2. Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки.
2.3. Результаты апробации экспериментальной работы по внедрению модели профессиональной подготовки в педагогическом колледже.
Выводы по второй главе.
Моделирование процесса профессиональной подготовки в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Отличительной чертой XXI столетия является динамизм: системы образования переживают серьезные структурные перестройки, происходит интенсивное реформирование учебно-воспитательной практики, разрабатываются и реализуются новые проекты, модифицируются содержание образования, методы и средства обучения.
В России демократизация общества, деидеологизация образования в целом обуславливают гуманизацию процесса профессиональной подготовки педагогов, способствуют созданию атмосферы, обращенной к личности студента как будущего специалиста. Эти процессы составляют общетеоретический фундамент педагогического образования, а перед средними специальными учебными заведениями встает задача перехода от процесса передачи знаний к приоритетности творческого развития личности студента, ее способности к самосовершенствованию. При этом подобная ориентация образования на личность будущего специалиста, его индивидуально-творческое развитие рассматривается как важное средство улучшения подготовки в целом, которая в условиях новой социально-экономической реальности имеет свои особенности: акцентированное внимание на воспитании будущего педагога как неповторимой индивидуальностиразвитие его духовного, интеллектуального и творческого потенциалаформирование профессионально значимых качеств, необходимых современному педагогу и оказывающих непосредственное влияние на эффективность педагогической деятельности (креативность, умения нестандартно решать методические и воспитательные задачи и пр.).
Существующая сегодня система профессиональной подготовки учителей не всегда отвечает необходимым требованиям по ее предметному содержанию, организации, методической реализациине предоставляет возможности последовательного перехода от учебной деятельности студента к профессиональной деятельности учителя, изменению его личностной позиции по отношению к педагогическому процессу. Педагогическая практика выдвигает требования, чтобы подготовка студента в современном колледже была ориентирована на воспроизводство потенциальных творческих возможностей личности, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности.
Вопросы содержания и процесса профессиональной подготовки педагогов рассматривались в работах Марковой А. К., Битяновой Н. Р., Новикова A.M., Симонова В. П., Сластенина В. А., и др. Как показал анализ литературы по теме исследования, вопросы моделирования профессиональной подготовки в условиях среднего специального учебного заведения не достаточно разработаны в педагогической теории.
Посвятили свои диссертационные исследования этим вопросам Малышева О. В. («Моделирование профессионально-педагогического образования в гуманитарно-технологическом колледже»), Иванов Н.А.(«Моделирование педагогической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации»), Маркова С.М.(«Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее»), и др.
Отмечая ценность проведенных исследований необходимо сказать, что научное обоснование подготовки в системе среднего специального образования еще не осуществлено вследствие непрерывно изменяющихся социальных, экономических, психолого-педагогических факторов.
Изменившиеся требования к профессиональной подготовке будущих учителей в колледже обуславливают сложность и значимость г профессиональной деятельности всего педагогического коллектива на основе личностного, системно-содержательного и технологического подходов. Преобладают репродуктивные формы и виды учебной деятельности, недостаточные требования к самостоятельности и творческой активности студентов.
Научный поиск решения проблемы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров направлен на разрешение противоречий, характерных для современной профессиональной подготовки, между: возросшими требованиями к качеству преподавания в подготовке профессионально компетентных, творческих кадров и недостаточным уровнем профессиональной подготовки значительной части учителейвозросшими требованиями к качеству преподавания и отсутствием престижа данной профессии;
— теоретическим и предметным характером обучения и недостаточным обеспечением их взаимосвязи в реальном процессе обучениянеобходимостью организации непрерывного личностно-ориентированного процесса профессионального образования и дискретностью профессиональной подготовки.
Выявленные противоречия обусловили постановку проблемы исследования: какая модель профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа наиболее полно сможет удовлетворить запросы общества и личности в высокопрофессиональных учителях?
Научно-практическая значимость данной проблемы и личный интерес автора определили выбор темы диссертационного исследования: «Моделирование процесса профессиональной подготовки в педагогическом колледже».
Цель исследования: разработать модель профессиональной подготовки в педагогическом колледже и обосновать организационно-педагогические условия ее реализации.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в колледже.
Предмет исследования: моделирование профессиональной подготовки учителей в педагогическом колледже.
Гипотеза исследования: профессиональная подготовка будущих учителей будет протекать успешно, если: будут определены принципы моделирования профессиональной подготовкипри построении модели подготовки учителей будут осуществляться личностный, системно-содержательный и технологический подходыопределены организационно-педагогические условия, сопровождающие профессиональную подготовкубудет осуществляться психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной подготовки в колледжеактуализируется оценочно-результативный компонент профессиональной подготовки, включающий разнообразные оценочные отношения, самонаблюдение, самооценку и рефлексиюкритериями качества профессиональной подготовки будут выступать ее отношенческий, ценностный и когнитивный критерии.
Реализация поставленной цели и основных положений гипотезы потребовала решения следующих задач:
1. Обосновать основные принципы моделирования профессиональной подготовки.
2. Разработать модель профессиональной подготовки будущих учителей.
3. Определить критерии эффективности профессиональной подготовки в педагогическом колледже.
4. Определить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, способствующие реализации модели в педагогическом колледже.
5. Разработать научно-методическое обеспечение модели профессиональной подготовки.
Теоретическую основу исследования составили:
— психолого-педагогическая теория формирования личности в процессе образования (Б.Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов и др.);
— теория профессиональной педагогики и профессионального образования (А.П. Беляева, C.JI. Батышев, Н. В. Кузьмина, М. Н. Махмутов, A.M. Новиков, М. Т. Громкова и др.);
— теоретические основы развития профессиональной компетентности педагогов (А.П. Беляева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.);
— идеи личностно-ориентированного подхода подготовки педагога (Ш.А. Амонашвили, И. С. Якиманская, И. Я. Лернер, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская и др.);
— современные концепции обучения и профессионально-педагогической подготовки: индивидуально-творческого (В.А. Кан-Калик и др.) и программно-целевого подходов (В.А. Сластенин и др.) — контекстного (A.A. Вербицкий и др.), системно-функционального (Н.М. Таланчук и др.), инновационного (М.С. Бургин, П. И. Подкасистый и др.);
— теория системного, интегративно-модульного подходов к изучению педагогических явлений, теории непрерывного образования, интенсификации обучения (А.П. Беляева, Н. В. Кузьмина, М. И. Махмутов, Е. В. Ткаченко и др.);
— идея глубинного общения (А. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский, Э. Эриксон, Э. Берн и др.).
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы:
— изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных исследований по изучаемой теме;
— изучение и анализ передового педагогического опыта, нормативно-правовых, учебно-программных документов;
— теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, классификация;
— экспериментальные методы исследования: наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, опрос, тестирование, эксперимент.
База исследования. Основной базой исследования явился Муромский педагогический колледж (Владимирская область). Исследованием было охвачено 95 студентов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2000;2001 г. г.) исследовалось состояние проблемы в теории и практике в среднем профессиональном образовании, изучался передовой педагогический опыт, разрабатывалась программа и методика экспериментального исследования в колледже.
На втором этапе (2001;2002 г. г.) моделировалась система профессиональной подготовки в условиях колледжаосуществлялась систематизация содержания педагогического образования, разрабатывались дидактические условия реализации модели профессиональной подготовкиобобщались результаты теоретического и экспериментального исследования, осуществлялась модернизация педагогического образования в колледжепроводился формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2002;2003 г. г.) завершался формирующий эксперимент, проводилось обобщение результатов, корректировались модель профессиональной подготовки студента педагогического колледжа и система дидактических условий, осуществлялась проверка модели в других учебных заведениях, формировались выводы, завершалось написание диссертации, разрабатывались методические рекомендацииосновное внимание уделялось повышению качества и эффективности обучения будущих педагогов.
Научная новизна исследования:
1. Разработана и экспериментально обоснована структурно-функциональная модель профессиональной подготовки будущих учителей, адаптированная к условиям и требованиям современной школы и включающая в себя: цели (удовлетворение социальных и профессиональных потребностей современного обществаовладение профессиональными знаниями, умениями, навыкамиразвитие профессионально значимых качеств личностиповышение мотивации к педагогической профессии) — функции (организаторская, социокультурная, коммуникативная, воспитывающая, развивающая, обучающая функции) — принципы организации (научности, гуманизации, системности, технологичности, интегративности, дифференциации, непрерывности) — подходы (личностный, системно-содержательный, технологический) — организационнопедагогические условия реализации модели (личностно-ориентированное содержание подготовки, компьютерная обучающая демонстрационная система, производственная практика, психолого-педагогическое сопровождение) — компоненты профессиональной подготовки (теоретический, дидактический, практический) — критерии профессиональной подготовки (отношенческий, ценностный, когнитивный) — результат (профессиональная компетентность педагога).
2.Определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели профессиональной подготовки в колледже: личностно-ориентированное содержание подготовки, которое основывается на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности обучаемого: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностейкомпьютерная демонстрационная обучающая система (КДОС), повышающая результативность современного образовательного процесса в связи с использованием новых информационных технологийпроизводственная практика, способствующая формированию профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерствапсихолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее максимальную адаптацию студентов, наиболее эффективное обучение и развитие их в колледже, личностный и профессиональный рост будущих учителей.
Теоретическая значимость исследования:
1. Выявлены принципы моделирования профессиональной подготовки: системности, предусматривающий целостное изучение любого объекта как многомерного, полифункциональногонаучности, означающий опору на науку, как источник системы законов, закономерностей, понятий, фактовпринцип соотношения теоретического и предметного характера обучения, обеспечивающий оптимальное использование разного уровня знаний и применения их в практической профессиональной деятельностипринцип информатизации, позволяющий значительно повышать результативность современного образовательного процесса в связи с использованием новых информационных технологийпринцип адекватности социальным и профессиональным потребностям современного учителя.
2. Разработаны и экспериментально апробированы критерии профессиональной подготовки в колледже: отношенческий обеспечивает соответствующий уровень мотивации к процессу обучения, уровня познавательной активностиценностный характеризует направленность личности будущих учителей через ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные) — когнитивный определяет уровень образовательной компетентности.
Практическая значимость определяется использованием материалов диссертации в процессе профессиональной подготовки будущих учителейразработкой и апробацией нового спецкурса «Шаг к успеху» в комплексе психолого-педагогических дисциплин, методической разработки к разделу «Психология влияния» данного спецкурсаразработкой методических рекомендации «Тенденции развития профессиональной подготовки будущих учителей в колледже», «Моделирование профессиональной подготовки в педагогическом колледже», позволивших повысить эффективность и качество профессиональной подготовки.
Теоретические положения и научно-практические рекомендации внедрены в учебно-воспитательный процесс Муромского педагогического колледжа и могут быть использованы в средних специальных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации педагогов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе научно-педагогической деятельности в Муромском педагогическом колледженепосредственного участия в работе областных научно-практических конференций. Основные положения и результаты исследования неоднократно докладывались и публиковались на ежегодных внутриколледжных научно-теоретических конференциях МПК (2000;2004 гг.) — на областных научно-практических конференциях в городе Владимире на базе Института усовершенствования учителей (2001,2002,2004гг.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Структурно-функциональная модель профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже, позволяющая более эффективно достигать результата профессиональной подготовкипрофессиональной компетентности.
2. Организационно-педагогические условия реализации модели, обеспечивающие профессиональную подготовку более высокого уровня исходя из выделенных целей, функций и принципов.
3. Критерии профессиональной подготовки в колледже, позволяющие определить комплексную характеристику современного учителя.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения, списка используемой литературы, приложений. В диссертации имеются схемы, таблицы, графики, диаграммы.
Результаты исследования убедительно доказывают существенное повышение уровня профессиональной компетентности (в части психолого-педагогической подготовки) у студентов экспериментальных групп, чем подтверждают эффективность модели.
В целом данная работа может служить основой для более глубокого и обобщающего исследования проблем профессиональной подготовки учителей. Предложенная модель и механизм ее реализации могут служить базой для организации профессиональной подготовки в любых образовательных учреждениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Сегодня общепризнанна проблема достижения нового качества образования, в том числе в среднем педагогическом образовании. В ходе исследования мы еще раз убедились в необходимости создания модели профессиональной подготовки будущих учителей в педагогическом колледже в соответстветствии с целями, функциями, принципами и результатом. Результаты проведенного исследования подтверждают положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1 .Проанализировано современное состояние отечественной системы среднего профессионального образования, выявлены основные тенденции (непрерывность, гуманизация, гуманитаризация, демократизация, интеграция) — подходы (личностный, индивидуальный, культурологический, аксиологический, деятельностный) — принципы среднего профессионального образования в системе непрерывного профессионального образования (вариативности и гибкости, личностной ориентированности, оптимизации, регионализации, непрерывности, автономности, эффективности).
2.Выявлены принципы моделирования профессиональной подготовки: системности, предусматривающий целостное изучение любого объекта как многомерного, полифункциональногонаучности, означающий опору на науку, как источник системы законов, закономерностей, понятий, фактовпринцип соотношения теоретического и предметного характера обучения, обеспечивающий оптимальное использование разного уровня знаний и применения их в практической профессиональной деятельностипринцип информатизации, позволяющий значительно повышать результативность современного образовательного процесса в связи с использованием новых информационных технологийпринцип адекватности социальным и профессиональным потребностям современного учителя.
3.Разработана и экспериментально обоснована модель профессиональной подготовки будущих учителей, адаптированная к условиям и требованиям современной школы на основе подходов: личностного, системно-содержательного, технологического. Она включает в себя: цели (удовлетворение социальных и профессиональных потребностей современного обществаовладение профессиональными знаниями, умениями, навыкамиразвитие профессионально значимых качеств личностиповышение мотивации к педагогической профессии) — принципы организации профессиональной подготовки (научности, гуманизации, системности, технологичности, интегративности, дифференциации, непрерывности) — функциональный компонент, подчеркивающий многоаспектность деятельности учителя (организаторская, социокультурная, коммуникативная, воспитывающая, развивающая, обучающая функции) — основные подходы (личностный, системно-содержательный, технологический) — организационно-педагогические условия реализации модели (КДОС, психолого-педагогическое сопровождение, производственная практика, личностно-ориентированное содержание подготовки) — компоненты профессиональной подготовки (теоретический, дидактический, практический) — критерии профессиональной подготовки (отношенческий, ценностный, когнитивный) — результат (профессиональная компетентность педагога).
4.Определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели профессиональной подготовки в колледже:
• личностно-ориентированное содержание подготовки, которое основывается на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности обучаемого: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей;
• компьютерная демонстрационная обучающая система, которая значительно повышает результативность современного образовательного процесса в связи с использованием новых информационных технологий и рассматривается нами как одно из средств повышения качества образования студентов, в частности развитие исследовательских умений и творческих способностей будущих учителей;
• производственная практика, которая, на наш взгляд, является необходимым условием для реализации модели профессиональной подготовки и способствует формированию профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства;
• психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее максимальную адаптацию студентов, наиболее эффективное обучение и развитие их в условиях колледжа, личностный и профессиональный рост будущих педагогов.
5.Особое значение для реализации модели имеет специально организованное психолого-педагогическое сопровождение процесса, которое мы определили как систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития студента, развитие профессионально значимых личностных качеств специалиста. Сопровождение рассматривается нами как целостная деятельность педагога-психолога во взаимодействии с кураторами групп, зав. отделениями, всем педагогическим коллективом, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса студента в процессе обучения- 2) создание социально-психологических условий для развития личности студентов и их успешного обучения- 3) создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи студентам, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
6.Разработано научно-методическое обеспечение модели профессиональной подготовки. В результате реализации психолого-педагогического сопровождения и опытно-экспериментальной работы были созданы:
• предложения по усовершенствованию учебно-программной документации по психолого-педагогическим дисциплинам;
• программа нового спецкурса «Шаг к успеху» для всех выпускных отделений;
• методическая разработка к разделу «Психологического влияния» в рамках спецкурса «Шаг к успеху»;
• программа занятий «Тренинг личностного роста»;
• «Практикум по основам коммуникаций»;
• методические рекомендации «Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса повышенной интенсивности», «Моделирование профессиональной подготовки в педагогическом колледже».
7.В результате апробации модели зафиксировано повышение:
• уровня педагогической направленности студентов (прирост составил 21% и 6% в экспериментальной и контрольной группах соответственно);
• качества знаний студентов (на 0,3 и 0,4 балла по теоретической и практической подготовке соответственно);
• значимости сферы профессиональной жизни;
• показателей по таким терминальным ценностям, как «развитие себя», «достижения», «креативность»;
• самоотношения как компонента самосознания.
8.Разработаны и экспериментально апробированы критерии профессиональной подготовки в колледже: отношенческий обеспечивает соответствующий уровень мотивации к процессу обучения, уровня познавательной активностиценностный характеризует направленность личности будущих учителей через ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные) — когнитивный определяет уровень образовательной компетентности.
9. Внедрение модели профессиональной подготовки будущих учителей в практику колледжа обеспечивает высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Методическое обеспечение представляет собой практическую ценность для тиражирования в практику других учебных заведений.
Список литературы
- Абдуллина O.A. Демократия образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России, 1996. № 1. -С. 23−31.
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования.- М., 1990. 141 с.
- Абдуллина O.A. Подготовка учителя к реализации личностно-ориентированной технологии обучения: опыт и проблемы // Высшее педагогическое образование в России: традиции, проблемы, перспективы.-М., 1997.-216 с.
- Абульханова-Славская K.M. Деятельность и психология личности,-М., 1980- 135 с.
- Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1999.-28 с.
- Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1996. — 216 с.
- Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки. Тюмень, 1996. — 136 с.
- Алферова Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию. Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.-24 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманизационная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 559 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1969.-339 с. 1. Анисимов Н. М. Общение студентов решению инновационных задач / Педагогика, 1998. № 4. — С. 59−62.
- Асмолов А.Г. Психология личности.- М: изд-во Моск. ун-та, 1990.367 с.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии, 1992. № 1. — С. 23−25.
- Атутов П.Ф. Технологии и современное образование // Педагогика. -М., 1996.- 156 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.211 с.
- Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура / Профессионализм педагога. Ижевск — СПб., 1992. Ч. 1. — 181с.
- Батышев C.JI. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи реализации. М.: Высшая школа, 1987. — 343 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1993. — 312 с.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования.- СПб., 1997. 225 с.
- Беляева А.П. Перспективы развития профессиональной школы // Педагогика, 1994. № 4. — С.26−29.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: ВГУ, 1970. — 408 с.
- Богданов E.H. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук.- М., 1995.-27с.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. -JI., 1975. 326 с.
- Болотова А.К. Слушать и слышать, или правила компетентности в общении // Преподаватель, 1998. № 2. — С. 7.
- Бондаревская E.B. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997. № 4. — С. 11.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1995. — 32 с.
- Вазина K. J1. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. — М.: Педагогика, 1990. — 196 с.
- Вазина K.JI., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). М.: Педагогика, 1991. — 268 с.
- Вариант построения модели выпускника // Классный руководитель. 1999. -№ 1. — С. 4.
- Введение в психологию. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Издат. центр «Академия», 1997. — 496 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. — 156 с.
- Вершловский С.Г. Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1985.-36 с.
- Вестник ВГПУ. Научно-методический журнал. Выпуск 8. -Владимир: ВГПУ, 2003 г. 310 с.
- Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогической вузе (основы теории): Монография. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 136 с.
- Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе. Н. Новгород, 2000. — 135 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.- 186 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая диагностика: методология, теория, практика. Киев: Высшая школа, 1986. — 200 с.
- Гершунский Б.С. Прогностические проблемы развития педагогики и непрерывного образования // Новые исследования в пед. Науках, 1988. № 2. — С. 3−6.
- Гершунский Б.С. Философско-методологические основания развития образования в России. М., 1993. — 160 с.
- Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993. — 160 с.
- Гершунский Б.С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандартизирования образования//Педагогика, 1993, — № 1. С. 27−29.
- Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. СПб., прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. — 416 с.
- Ги Лефрансуа. Психология для учителя. СПб., прайм -ЕВРОЗНАК, 2002. — 306 с.
- Гришин Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников. Автореф. дис. д-ра пед. наук.- М., 1979, — 33 с.
- Громкова М.Г. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
- Громкова М.Т. Психологические аспекты деятельности учителя. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 325 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
- Даль В. Толковый словарь великорусского языка. В 4-х т. М.: Гост, двор, 1882. — 683 с.
- Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения специалиста // Специалист, 2001. № З.-С. 14−15.
- Димерский В.Я. Некоторые вопросы формирования личности профессионала // Вопросы психологии, 1980. № 4. — С. 174−179.
- Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1983.- 36 с.
- Ермолаева М.Г. Становление субъекта профессиональной педагогической деятельности в педагогическом колледже. Автореф. дис. канд пед. наук. СПб., 1998, — 26 с.
- Железовская Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры // Педагогика, 1995. № 2. — С. 55 — 56.
- Железовская Г. И. Развитие педагогической интуиции // Педагогика, 1996.-№ З.-С. 25- 27.
- Жуков Г. Н. Готовность студентов колледжа к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения. -Кемерово: изд-во Кемер. гос. проф. пед. колледжа, 2000. — 63 с.
- Жукова Н.М. Совершенствование структуры содержания психолого-педагогической подготовки инженера-педагога. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 26 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987.-80 с.
- Захарова Л.Н., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование. -Н.Новгород, 1995.- 135 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997. — 245 с.
- Зеленцова A.B. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект). Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1996.- 32 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1997. 480 с.
- И. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
- Иванов H.A. Моделирование педагогической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации. Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1995.- 17 с.
- Иванова Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла). Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1991. — 22 с.
- Ильина Т.А. Развитие концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. М.: Знание, 1984. — 134 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М, 1979. — 48 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1988. — 33 с.
- Касьян A.A. Понятие гуманитаризации образования: поиски смысла / Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. -Вып. З.-С. 53−64.
- Кларин И.А. Формирование у будущих учителей умений педагогического целеполагания. Автореф. дис. канд. пед. Наук. Волгоград, гос. пед. ун-т., 1994. — 18 с.
- Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1990.- 34 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.-200 с.
- Коджаспирова Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самоопределению. Дис. д-ра пед. наук. М., 1995.-36 с.
- Кошкарова JI.C. Профессиональное становление личности учителя развивающего обучения в педагогическом колледже. Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1999.- 26 с.
- Краевский В.В. Методологическая рефлексия // Сов. педагогика, 1989.-№ 2.-С. 79−86.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения ПТУ.- М., 1990. 117 с.
- Лаврикова Т.В. Подготовка студентов педагогического вуза к применению личностно-ориентированных технологий обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 22 с.
- Лазарев B.C. и др. Новые информационные технологии обучения: деятельностный подход к проектированию // Народное образование, 1990. -№ 10.-С. 65−68.
- Лакоценина Т. П. Подготовка учителей начальных классов к реализации личностного подхода в педагогической деятельности (на материале преподавания педагогических дисциплин). Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1997. — 23 с.
- Левин В. А Образовательная среда: от модели к проектированию. -М., 1997.- 132 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1989.-360 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1996. 24 с.
- Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1994. -36 с.
- Малышева О.В. Использование метода моделирования в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин / Сборник науч. трудов. Вып. 4. — Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — С. 87−90.
- Малышева О.В. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Сборник научных трудов. Вып. 4. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001.-С. 90−93.
- Малышева О.В. Образовательное пространство учебного заведения как психологическая проблема // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н. Новгород: ВГИПИ, 2000. — С. 165−167.
- Малышева О.В. Профессиональная направленность как мотив учебной деятельности студентов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — С. 145−146.
- Малышева О.В. Развивающая функция проблемного обучения на занятиях по педагогике // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — С. 179.
- Малышева О.В. Семинар как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса // Профессиональные способности студента какрезультат педагогического общения. Н.Новгород. ПГГТК, ВГИПИ, 2001. -С. 36−37.
- Малышева О.В. Тенденции развития профессионально-педагогической подготовки специалиста в колледже, метод, рекомендации. -Н.Новгород: ВГИПИ, 1998. 50 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 1997. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 197 с.
- Маркова С.М. Дидактические основы проектирования процесса обучения в профессиональных учебных заведениях. / Сборник научных трудов. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — С. 26−31.
- Маркова С.М. Дидактические системы и модели обучения. -Н.Новгород: ВГИПИ, 1998. 100 с.
- Маркова С.М. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее в условиях непрерывного многоуровневого образования. СПб., дис. к.п.н., 1997. — 192 с.
- Маркова С.М. Научно-методические основы разработки содержания профессионально-педагогического образования. / Сборник научных трудов. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — С. 16−20.
- Маркова С.М. Проектирование педагогического процесса в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. 85 с.
- Маркова С.М. Развитие познавательной деятельности студентов на занятиях по педагогике. Н. Новгород, ВГИПИ, 1997. — 95 с.
- Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М., 1982.238 с.
- Махмутов М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: метод, рекомендации / АПН СССР. М., 1983. -64 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.215 с.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 32 с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л., 1984. — 136 с.
- Н. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Наин А.Л. Исследование учебной деятельности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. // Учебно-методическое пособие. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 59 с.
- Наин А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений. Челябинск: Транспорт, 1991. -202 с.
- Непрерывное многоуровневое профессиональное образование. / Под ред. X. Бендрочика. СПб., 1997. — с. 14.
- Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе, 1994.-Т. 19.- С.З.
- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
- Образование в современном мире: состояние и тенденции развития / Под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. — 248 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. доктора философских наук, профессора Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. -816 с.
- Орлов A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика, 1995. -№ 6. С. 63−66.
- Орлов А.Н. Организационно-педагогические основы управления подготовки учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 36 с.
- Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога //Педагогика, 1992. № 34. — С. 53−55.
- Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии у учащихся общеобразовательных школ. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1984.-31 с.
- Педагогическая инноватика как научно-методическая и организационно-управленческая проблема: материалы региональной научно-практической конференции (9−10 апреля 2003 г.) / Редакция: Владимир: ВОИУУ. — В 2-х ч., 2003 г. Ч. 1 — 110 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. М., Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
- Петров Ю.Н. Гуманизация непрерывного многоуровневого профессионального образования. Н. Новгород: ВГИПИ, 1994. — 144 с.
- Петров Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Новгород, 1994. — 350 с.
- Петров Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования (аспект управления): Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1996. — 38 с.
- Петров Ю.Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования: аспект управления. -Н.Новгород, дис. д.п.н., 1996. 217с.
- Петров Ю.Н., Маркова С. М. Особенности педагогической диагностики в системе непрерывного многоуровневого профессиональногообразования. / Сборник научных трудов. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — С. 12−16.
- Петров Ю.Н., Маркова С. М. Система подготовки педагогических кадров профессионально-педагогического образования в вузе. / Сборник научных трудов. Н.Новгород. ВГИПИ, 1999. — С. 7−12.
- Петровский В. А. Феномен субъективности в психологии личности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1993. -41 с.
- Пилиповский BJ5. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика, 1997. № 5. — С. 97.
- Поздняк JI.B. Государственный образовательный стандарт и его роль в совершенствовании содержания подготовки на факультете дошкольной педагогики и психологии // Преподаватель, 1998. № 3. — С. 2327.
- Поздняк J1.B. О двухступенчатой модели подготовки специалиста дошкольного воспитания в вузе. Сб. научных трудов. Шадринск, 1992. — С. 139−152.
- Программа развития среднего педагогического образования (проект). М., 1999. — 18 с.
- Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 2005 гг., — М., 1999 г. — 42 с.
- Профессиональное образование Владимирской области. Информационно-аналитический сборник по итогам 2001 2002 года. -Владимир, 2002 г. — 132 с.
- Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / А. П. Беляева, СЛ. Баев. Санкт-Петербург, 1995.-227 с.
- Психологические основы профессионально-технического обучения. // Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М.: Педагогика, 1988.-144 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М., 1990. 343с.
- Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — С. 352,475.
- Раев А.И., Вергелес Г. И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности / Подготовка специалиста в области образования. СПб., 1994. — 205с.
- Разумовский В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1973.-36с.
- Савостьянов А.И. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке актера. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997.-40 с.
- Саранцев Г. И. Реформа высшего педобразовання и ее научно-методическое обеспечение // Педагогика, 1998. № 4. — С. 54−59.
- Сборник материалов для изучения и анализа по модели дистантного образования в системе повышения квалификации. Педагогические технологии гуманитарной педагогики / Под. ред. к. п. н. Шалыгиной И. В. Владимир: ВОИУУ, 2001. — 50с.
- Семушина Л.Г. Личностно-ориентированные технологии обучения в ссузе // «Среднее профессиональное образование», 2000, № 7. -23с.
- Семушина Л.Г., Зырянов В. Я., Иванов Г. И. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М.: 1991. — 48 с.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
- Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие». -Ярославль, 1991. 19 с.
- Сергеева В.П. Личностно-ориентированная подготовка учителей-воспитателей детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогическом колледже. Дис. канд пед. наук. М., 1997. — 153с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. Волгоград, 1994. — 152 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. № 5. — С. 16−20.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Сластенин В. А. Принципы формирования содержания педагогического образования и проблемы создания второго поколения государственных стандартов в области образования // Преподаватель, 1998, 1997.- № 2.- С. 7.
- Сластенин В.А. Программно-целевой подход к формированию социально активной личности учителя / Теория и практика высшего педагогического образования.- М., 1984. С. 3 — 7.
- Сластенин В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Сов. педагогика, 1990. № 7. — 82 с.
- Сластенин В.А., Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образования теоретическая концепция исследования / Теория и практика высшего педагогического образования. М., 1991. — 132 с.
- Соловьева Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды. Дис. д-ра пед. наук. Казань, 1997. — 172 с.
- Стариков И.М. Профессионализм кадров. Николаев: Темп, 1981. -232 с.
- Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: изд-во Моск. ун-та, 1980. — 49 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. — 344 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 1994 г., № 1168. 23 с.
- Уман А.И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической под готовке учителя. Дис. д-ра пед. наук. Орел, 1996. — 192 с.
- Фокеева С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже. Дис. канд. пед. наук. -Тюмень, 1997.- 196 с.
- Фридман JI.M. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. М.:ТЦ «Сфера», 2001. — 224 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
- Чепляева JI.A. Формирование гностической профессиональной деятельности учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997. — 38 с.
- Чечет Т.Н. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно-ориентированного обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1997.- 26 с.
- Чичикин В.Т. Профессиональная готовность педагога. -Н.Новгород, 1998.- 101 с.
- Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. Дис. д-ра пед. наук. Казань, 1996. -188 с.
- Шалавина Т.Н. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьника. Дис. д-ра пед. наук. М., 1995. — 168 с.
- Шиянов E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1991. — 41 с.
- Шкаликов B. JL, Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения и развития в процессе профессиональной деятельности // Психологический журнал, 1984.-№ 5.- С. 94−103.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1982. 176 с.
- Ю. Батышев C.JI. Блочно-модульное обучение. М., 1997. — 256 с.
- Юсупов И.М. Профессиональное самосознание педагога // Сов. педагогика, 1989. -№ 12. С. 12−15.
- Юсханов М.М. Воспитание молодежи в современных условиях. Интенсификация: принятие решений: научно-практическое пособие для руководителей. JI.: Лениздат, 1987. — 107 с.
- Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопр. психологии. 1995. — С. 31−41.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. M., 1996. — 206 с.
- Ярошенко Н.Г., Гунявина Н. Л., Васильева C.B. Тенденции развития среднего педагогического образования // Среднее педагогическоеобразование: состояние, перспективы развития.- Москва: ИПРСПО, 2001. -С. 3−43.
- Левин В.А. Образовательная среда: от модели к проектированию. -М., 1997.-89 с.
- Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии, 1990. № 5. — С. 77−81.
- Яцукова И. Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий. Автореф. дис. канд. пед. наук. Астрахань, 1996.-28 с.
- Anderson L.W., Block Т.Н. Mastery learning models // The international encyclopedia of teahing and teacher education. Oxford, 1988. — P. 58−67.
- Maslow A. Motivation and personally. JfeG, 1954.
- Maslow A. Theory of Human Motivation / Human Dynamic in Psychology and Education. Boston, 1972. P. 128.
- Savignut A. Orientation professionel ET ordre professionelle. Paris, 1951. P. 18.
- Torrance E.P. Teacher creative and gifted learners // Handbook of research on teaching. N.Y.- L., 1986. — P. 630−647.1. Анкета
- Цель осознать себя как личность, как педагога.1 .Напишите 10 качеств, которыми должен на ваш взгляд обладать педагог-профессионал.2.0бладаете ли вы этими качествами, какими? 3. Опишите себя как будущего педагога.
- Почему вы избрали эту профессию?
- Хотели бы вы изучать свою личность как педагога?
- Как вы отреагируете в следующей ситуации: закончились занятия в колледже, а преподаватель просит помочь сделать что-то, что вам не нравится, не хочется делать. Вы:-соглашаетесь--просите однокурсников вам помочь- -категорически отказываетесь.
- Вы случайно услышали, что про вас сказали что-то справедливое, но вам это сильно не понравилось, вы:-пытаетесь объяснить мотивы своего поведения- -переводите все в шутку- -делаете вид, что это не про вас.
- Почему вы выбрали профессию педагога? Каковы ваши перспективы?1. Мотивационная анкета1. Отношение к колледжу11. Как ты относишься:-к колледжу-- к группе-- к преподавателям-
- Отметить, что больше всего подходит: очень хорошо, хорошо, безразлично, не нравится, очень не нравится.
- Хожу в колледж, группу: с большим удовольствием, с удовольствием, безразлично, без удовольствия.2. Почему ты учишься? (цель)
- Что сильнее всего влияет на твою учебу в колледже?31. Интерес к знаниям
- Желание получить хорошую оценку
- Интерес к учебным предметам34. Пример друга, подруги
- Чувствую ответственность перед группой, преподавателями
- Желание получить профессию
- Знания важны для будущей профессии
- Понимаю, что студент должен хорошо учиться
- Полученное образование во многом определит дальнейшую судьбу310. Хочу учиться дальше311. Люблю узнавать новое
- Хочу быть культурным человеком
- Хочу получить одобрение преподавателя
- Хочу быть примерным студентом
- Люблю слушать рассказы преподавателя
- Нравится преодолевать трудности.1.этап1. Терминальные ценности-•-И 3 —^— Д — з1. Жизненные сферы-•—и -3 -*-Д-3
- Сфера Сфера обучения и Сфера семейной Сфера Сфера увлеченийпрофессиональной образования жизни общественной жизнижизни1. этап Терминальные ценностило1. Жизненные сферы1. И-3л
- Сфера обучения и образования
- Сфера семейной Сфера Сфера увлеченийжизни общественной жизни1. I этап ШII этап1. Шкалы