Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В дошкольной олигофренопедагогике необходимым условием, обеспечивающим максимальное развитие умственно отсталого дошкольника, является организация целенаправленного процесса воспитания и обучения (О.П.Гаврилушкина, 1980, 1984, 1985, 1991; Н. Д. Соколова, 1972, 1984; Е. А. Стребелева, 1982, 2001 и др.). Только при специально выстроенном коррекционного-педагогическом процессе для ребенка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Игровая деятельность в системе дошкольного воспитания
  • Глава 2. Особенности игры детей с тяжелой умственной отсталостью
    • 2. 1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью
    • 2. 2. Состояние игровой деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью в возрасте 5−8 лет (Констатирующий эксперимент)
  • Глава 3. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по формированию игровой деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью в возрасте 5−8 лет
    • 3. 1. Формирование игры на первой ступени обучающего эксперимента
    • 3. 2. Динамика формирования сюжетно-игровых действий в процессе обучения первому сюжету
    • 3. 3. Динамика формирования сюжетно-игровых действий в процессе обучения детей второму сюжету
    • 3. 4. Формирование игры на второй ступени обучающего эксперимента
    • 3. 5. Особенности развития игры детей с тяжелой степенью умственной отсталости (Контрольный эксперимент)

Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее десятилетие в России происходят существенные изменения в отношении к лицам с отклонениями в развитии, отражающие новое понимание мировым сообществом их прав — уважение к людям с проблемами в развитии и признание за ними прав, равных с другими гражданами. Ратификация нашей страной в 1991 г. ряда международных документов: Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц (1971г.), Всемирной декларации о правах инвалидов (1975г.), Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.), принятие нового Закона «Об образовании» (1991г.) открывает новые возможности развития, как самой системы специального образования, так и проведения научных исследований малоизученных категорий детей с нарушениями. На сегодняшний день к таким детям относятся дети с тяжелой умственной отсталостью дошкольного возраста.

Проблема помощи лицам с выраженными нарушениями развития получила широкое публичное освещение только в последнее десятилетие. До этого времени считалось, что попытки адаптации таких лиц являются малоэффективными, вследствие чего не велись научные разработки в области теории и методики обучения и воспитания детей с тяжелой умственной отсталостью.

На данном этапе развития отечественной специальной педагогики, как указывается в проекте Концепции Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, «преодоление ограниченности в понимании образовательных потребностей и возможностей» (60, с. 8) детей с тяжелой умственной отсталостью рассматривается как актуальная проблема, требующая дальнейшего изучения этой категории детей и определения направлений коррекционно-педагогической работы, в том числе и в период дошкольного развития.

Несмотря на значительное количество исследований в области теории и практики обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях специальной коррекционной школы существует дефицит научных разработок, посвященных проблемам воспитания детей дошкольного возраста с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Программа обучения детей с глубокой умственной отсталостью" школьного возраста, которой до сих пор руководствуются в своей работе многие практические учреждения, была опубликована в 1984 году. В период ее разработки учитывались только возможности детей, не прошедших организованное дошкольное обучение.

С начала 60-х годов дошкольное воспитание и обучение детей с нарушениями развития начинает рассматриваться как первоначальное звено единой системы непрерывного специального образования. В 1993 г. с нашим участием была создана «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью», по которой работают детские дома-интернаты Министерства социальной защиты населения.

Фундаментальным положением системы специального образования является признание важной роли раннего и дошкольного возрастов в развитии человека, как сензитивных периодов, в процессе которых начинает формироваться личность ребенка.

Опираясь на принятую в отечественной науке периодизацию психического развития (Л.С.Выготский, 1956, 1984; А. Н. Леонтьев, 1983, 1995; Д. Б. Эльконин, 1988 и др.), возраст детей до 3 лет и от 3 до 7 лет в специальной психологии и педагогике (Г.Л.Выгодская, 1963; Н. Г. Морозова, 1976; Е. А. Стребелева, 1998 и др.) рассматривается как наиболее важный не только для созревания всех психических функций и процессов, но также для целенаправленного формирования и коррекции нарушенных.

В дошкольной олигофренопедагогике необходимым условием, обеспечивающим максимальное развитие умственно отсталого дошкольника, является организация целенаправленного процесса воспитания и обучения (О.П.Гаврилушкина, 1980, 1984, 1985, 1991; Н. Д. Соколова, 1972, 1984; Е. А. Стребелева, 1982, 2001 и др.). Только при специально выстроенном коррекционного-педагогическом процессе для ребенка с нарушением интеллекта создаются условия для развития его потенциальных возможностей, расширения «зоны ближайшего развития» и формирования ведущих видов детской деятельности.

Данные отечественной психологии и педагогики (Л.С.Выготский, 1956, 1966; А. В. Запорожец, 1966, 1965, 1978; А. Н. Леонтьев, 1972; Д. Б. Эльконин, 1978; Р. Г. Жуковская, 1975; Н. Я. Михайленко, 1987; А. П. Усова, 1976 и др.) подтверждают, что особо важное значение в подготовке перехода ребенка дошкольника на следующую возрастную ступень имеет игровая деятельность.

Таким образом, можно предположить, что только специальная организация коррекционно-развивающей среды и включение в нее умственно отсталого дошкольника обеспечат формирование структурных компонентов игровой деятельности и создадут необходимые предпосылки к развитию ребенка на последующих возрастных этапах.

Изучение игры детей с тяжелой умственной отсталостью, как ведущей деятельности дошкольного возраста, определение ее роли в их психическом развитии и содержании коррекционно-педагогической работы в дошкольный период представляется малоизученной и остро актуальной проблемой для развития современной коррекционной педагогики.

Цели исследования — педагогическое изучение особенностей игры детей с тяжелыми нарушениями интеллекта и определение путей ее формирования.

Объект исследования — игра детей в возрасте от 5 до 8 лет с тяжелой умственной отсталостью.

Предмет исследования — коррекционно-педагогический процесс формирования игровой деятельности детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Методологическую основу исследования составили.

— теория Л. С. Выготского о культурно-историческом развитии психики ребенка, согласно которой высшие психические функции человека формируются прижизненно, под влиянием условий социальной среды, воспитания и обучения;

— теоретические положения дошкольной специальной психологии и педагогики, о единстве закономерностей нормального и аномального развития;

— понимание дошкольного возраста как сензитивного периода в развитии ребенка и поэтому наиболее благоприятного для коррекции нарушенных функций, эффективность которой зависит от раннего начала целенаправленной работы и ее содержания;

— фундаментальное положение о том, что ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игровой деятельности.

Гипотеза исследования. Игра дошкольников с тяжелой умственной отсталостью характеризуется качественным своеобразием, которое выражается в отсутствии сюжетно-игровых действий, в стереотипном и неадекватном использовании игрушек, в отсутствии логики и последовательности совершаемых действий. Включение детей в специально организованную игровую деятельность позволит выявить их потенциальные возможности, будет способствовать положительной динамике в овладении игровыми действиями и создаст благоприятные условия для психического развития.

Для подтверждения гипотезы и реализации целей исследования были поставлены следующие задачи:

1. разработать и апробировать методику изучения игры детей с тяжелой умственной отсталостью;

2. охарактеризовать состояние игры и динамику ее развития у детей с тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 5 до 8 лет на основе экспериментального изучения;

3. выявить возможности развития игровой деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 5 до 8 лет в условиях специально организованного обучения;

4. разработать и опытно-экспериментальным путем апробировать условия и методы обучения игре детей с тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 5 до 8 лет.

Организация исследования. Исследования проводились в течение 15 лет на базе детских домов-интернатов Министерства социальной защиты населения г. Москвы (№№ 15, 24, И, 28), Уваровского, Загорского детских домов Московской области, детских домов-интернатов г. Самары и.

Похвистниского Самарской обл. В ходе исследования на различных его этапах принимали участие 275 детей в возрасте 5−8 лет с тяжелой умственной отсталостью. В педагогическое наблюдение было вовлечено 230 детей, в экспериментальную работу — 45 детей.

Методы исследования:

— анализ и обобщение теоретических положений по проблеме исследования;

— педагогическое наблюдение;

— экспериментальное изучение и обучение;

— качественно-количественный анализ экспериментальных данных;

— обобщение 15-летнего собственного опыта работы с тяжело умственно отсталыми детьми.

Научная новизна определяется тем, что в диссертационном исследовании впервые.

— изучены и описаны специфические особенности формирования игры детей 5−8 лет с тяжелой умственной отсталостью;

— проведен сравнительный анализ динамического развития игры в трех возрастных группах;

— определены факторы, оказывающие влияние на развитие игровой деятельности у детей с тяжелой умственной отсталостью;

— разработаны содержание и методы формирования игровой деятельности у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Теоретическая значимость определяется тем, что в работе выявлены общие закономерности развития игровой деятельности у нормально развивающихся детей и у детей с тяжелой степенью психического недоразвития. Это подтверждает положение отечественной коррекционной психологии и педагогики о том, что нормальное и аномальное развитие подчинено общим законам (Л.С.Выготский, 1983; В. И. Лубовский, 1989; Н. Г. Морозова, 1969; Е. А. Стребелева, 1998 и др.).

Впервые описаны особенности и динамика развития игры детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Определены параметры оценки уровня сформированности игры и охарактеризованы группы умственно отсталых детей с разным уровнем ее развития.

Практическая значимость. Определены пути формирования игры у детей с тяжелой умственной отсталостью, что позволит на качественно новом уровне решать задачи дошкольного воспитания, обучения и социальной адаптации этой категории детей.

Разработанная на основе исследования программа обучения игре существенно повысит эффективность дошкольной подготовки детей с тяжелой умственной отсталостью.

Разработаны практические предложения и методические рекомендации для воспитателей дошкольных отделений детских домов-интернатов и родителей, имеющих детей с тяжелой умственной отсталостью.

Предложена методика изучения игры, которая может использоваться с целью дифференциальной диагностики дошкольников с нарушениями развития.

Полученные данные об особенностях игры и путях ее формирования нашли отражение в читаемом спецкурсе «Реабилитация детей с тяжелой умственной отсталостью» и курсе специальной дошкольной коррекционной педагогики при подготовке специалистов на дефектологических факультетах педагогических ВУЗов, а также на факультетах социальной работы. Часть материалов послужила основой для разработки «Программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью», а также может быть использована для создания нормативных документов как по дошкольному, так и школьному образованию умственно отсталых детей.

Достоверность работы обеспечивается комплексным использованием методов научного исследования, качественным и количественным анализом теоретического и практического материала репрезентативной выборкой испытуемых.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие ребенка с тяжелой умственной отсталостью подчинено общим закономерностям онтогенетического развития детей, но имеет специфические особенности, обусловленные структурой нарушений познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

2. Игре дошкольников с тяжелой интеллектуальной недостаточностью при ее спонтанном развитии присущи специфические особенности, проявляющиеся в хаотичном поведении, отсутствии сюжетно-ролевых действий, неумении использовать образец в качестве наглядной опоры, низком уровне самостоятельности и неадекватном использовании игрового материала, значительных нарушениях анализа игровых действий, отсутствии их целенаправленности.

3. Формирование игровой деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью является эффективным в возрасте до 5−7 лет и только при наличии специально созданных условий: учета выраженности и специфики нарушенийраннего начала коррекционнопедагогической работыорганизации обучающей средывключения ребенка в процесс обучения при создании ситуаций активного взаимодействия, сотрудничества и общения со взрослым.

4. В условиях целенаправленного процесса формирования игровой деятельности в поведении ребенка происходят позитивные изменения, раскрываются потенциальные возможности, совершенствуются психические процессы и становится осуществимым перевод ребенка с манипуляций и кратковременных процессуальных действий к предметно-игровым, а в некоторых случаях и к сюжетно-игровым действиям.

Заключение

.

Проведенная экспериментальная работа позволила установить возможность обучения детей с тяжелой умственной отсталостью, ставя ее в зависимость не столько от возраста, сколько от выраженности психического недоразвития.

Организованное обучение привело к положительным изменениям в игре всех детей. Исчезла хаотичность в реагировании на игрушки, появилась направленность в действиях, в выборе игрушек, увеличилась длительность занятий с игрушками, сократилось количество неадекватных действий, манипуляций. Дети дошкольного возраста овладели предметно-игровыми и отобразительными действиями, усвоили последовательность игровых действий. Речь стала эмоциональной и в некоторых случаях предваряла игровые действия. Все это позволяет говорить о том, что игра может быть использована как средство коррекционно-педагогической работы с тяжело умственно отсталыми детьми.

На основании полученных экспериментальных данных, были подтверждены теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии и педагогике.

Исследование выявило общие закономерности в развитии игры детей с тяжелыми нарушениями психического развития и детей с нормой.

Подводя итоги проведенной работы можно сделать общие выводы:

1. Дошкольники с тяжелой умственной отсталостью характеризуются разнообразием нарушений и неравномерностью развития психических функций.

2. Игре дошкольников с тяжелыми интеллектуальными нарушениями при ее спонтанном развитии присуще качественное своеобразие, которое характеризуется проявлениями хаотичности в поведении, неумением использования образца в качестве наглядной опоры, низким уровнем самостоятельности и стереотипностью в использовании игрового материала, значительными нарушениями анализа игровых действий и их планированием. Фактически самостоятельно игра у этой категории детей не формируется.

3. Целенаправленное формирование игры показало возможности ее развития у детей с тяжелой умственной отсталостью при условии вовлечения детей в организованный процесс совместной деятельности со взрослым, при использовании показа и демонстрации способов обыгрывания игрушек и при разъяснении смысла совершаемых действий, с обязательным речевым сопровождением их последовательности.

4. По уровню овладения игровыми действиями выделяются три группы детей: с предметно-игровыми действиями, с сюжетно-отобразительными действиями и с элементами сюжетно-ролевой игры. Возможности овладения игрой у детей с тяжелой умственной отсталостью находятся в зависимости от общего уровня психического развития. Возраст 6−7 лет является наиболее благоприятным для формирования игры детей всех трех групп.

5. Формирование игровой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями интеллекта должно осуществляться в специально организованных условиях, которыми являются:

— выявление и учет имеющихся нарушений развития;

— раннее начало коррекционно-педагогической работы;

— включение ребенка в процесс обучения при создании ситуаций активного взаимодействия, сотрудничества и общения со взрослым. В структуре учебно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении педагогу отводится ведущая роль в организации коррекционно-образовательной среды. Учитывая большое своеобразие в развитии данной категории детей, повышаются требования к профессиональной квалификации педагога, его личности.

Не менее важным условием, обеспечивающим эффективность социального вхождения ребенка в окружающую среду, является проведение последовательной работы, направленной на обучение семьи способам оптимального взаимодействия с ребенком вне дошкольного учреждения. Подобная работа должна преследовать цель соблюдения единства требований, предъявляемых ребенку семьей и педагогами.

6. Исследование показало, что обучение, направленное на формирование игры детей с тяжелой умственной отсталостью, целесообразно проводить последовательно в три этапа. Каждый этап имеет свои задачи, наиболее эффективные методы и приемы обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Особенности развития и организации игры и других форм деятельности детей 3-го года жизни в яслях и домах ребенка -М.: Институт санитарного просвещения, 1948. 46 с.
  2. В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. -СПб., 1909.-39 с.
  3. М.В. Роль игры в воспитании детей-имбецилов дошкольного возраста // Дефектология. 1971. — № 3. — С. 68−72.
  4. З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. //Известия АПН РСФСР. 1955. — вып. 64. -С. 32−43.
  5. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  6. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С. 7−23.
  7. К. Очерк духовного развития ребенка. Пер. с нем. -М., 1930. -222 с.
  8. А. Психическое развитие ребенка. -М.: АПН РСФСР, 1968. -208 с.
  9. А.А., Зелингер И И. Пособие по воспитанию и обучению глубоко умственно отсталых детей в детских домах Министерства социального обеспечения РСФСР. -М.: ЦИЭТИН, МСО РСФСР, 1962.-90 с.
  10. А. А., Малинкин H.C. Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет. -М.: ЦИЭТИН, 1971. -78 с.
  11. JI.A. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Спецкурс: Воспитание детей в игре. -М.: Профессиональное образование, 1994. -С. 4−7.
  12. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта /Под ред. М. И. Кузьмицкой. -М.: Просвещение, 1974. -135 с.
  13. Г. Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей // Психология и педагогика игры дошкольника. -М.: Просвещение, 1966. -С. 172−188.
  14. Г. Л. Развитие сюжетно-ролевых игр глухих детей и руководство ими в детском саду. Дис.. канд. пед. Наук. -М., 1963. -487с.
  15. Г. Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1964. -155 с.
  16. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. -1966. -№ 6. -С.62−76.
  17. Л.С. Собр. соч. в 6 т. -М.: Педагогика, 1984. -Т.4. -С. 244 268.
  18. Л.С. Собр. соч. в 6 т. -М.: Педагогика, 1983. -Т 5. -С. 368.
  19. Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФР, 1956. -С. 377−426.
  20. О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. -М.: Просвещение, 1991. -94 с.
  21. О.П., Соколова Н. Д. Роль дошкольного воспитания в развитии умственно отсталого ребенка // Ж. неврологии и психиатрии им. Корсакова. 1980. -т. LXXX. -вып. 3. -С 426−431.
  22. О.П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. -М.: Просвещение, 1985. -72 с.
  23. П.Я. Психология. -М.: Книжный дом «Университет», 2000. -112с.
  24. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1978. -118с.
  25. Е.М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., -1985. -20с.
  26. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект. -М., Министерство общего и профессионального образования РФ, 1999. -С. 240−268.
  27. К. Душевная жизнь ребенка. Пер. с нем. -Киев, :Киевское Фребелевское Общество, 1881.
  28. Г. М. Дошкольная помощь умственно отсталым детям за рубежом // Вопросы олигофренопедагогики. -М., 1972. -С. 53−55.
  29. В.В. Проблемы возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии. -1976. -№ 4. -С. 3−15.
  30. Н.Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. -М.: Институт социальной работы, 1996. -65 с.
  31. Н.Ф., Поперечная Л. Ф., Устинова Э. В. Совершенствование организационных форм социальной адаптации умственно отсталых детей в домах-интернатах. -М.: ЦИЭТИН, 1984. -33с.
  32. Н.Ф., Поперечная Л. Н., Черненкова (Исаева) Т.Н. В помощь родителям умственно отсталых детей, находящихся в домах-интернатах. Методические рекомендации. -М.: ЦИЭТИН, 1987.-18с.
  33. Н.Ф., Цикото Г. В., Исаева Т. Н. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. -1994. -№ 6. С. 63−67.
  34. А.И. Система обучения глубоко умственно отсталых детей бытовым навыкам. :Дисс. .канд. пед. наук. -М. -1995. -148с.
  35. Дошкольное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л. Н. Носковой. -М.: Просвещение, 1993. -224с.
  36. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -200с.
  37. Душевная жизнь детей. / Очерки по педагогической педагогике под ред. профессора Лазурского А. Ф., 1910.
  38. Т.В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. -1954. -вып. 14. -С 57−73.
  39. А.А. К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью дошкольного возраста продуктивной деятельности // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1994. -С. 72−73.
  40. А.А. Формирование продуктивных видов деятельности у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста. Дисс. .канд. пед. наук. -М. -1995. -187с.
  41. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. -М: Педагогика, 1975.-111 с.
  42. Р.И. Руководство творческими играми дошкольников. -М.: АПН РСФСР, 1953. -96 с.
  43. С. Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. -М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1979. -76 с.
  44. С.Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках: Книга полезная для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех». — М.: Новая школа, 2000. -160 с.
  45. Закон Российской Федерации «Об образовании» -М., 1991 -ст. 50. -п.10.
  46. А.В. Некоторые психологические моменты детской игры. // Дошкольное воспитание. -1965. -№ 10. -С. 72−79.
  47. А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1 Психологическое развитие ребенка. -М.: Педагогика, 1986. -320с.
  48. А.В. Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов деятельности. //Известия АПН РСФСР. -1948. вып. 14. -С. 49−64.
  49. А.В. Некоторые психологические моменты детской игры //Дошкольное воспитание. -1965. -№ 10. -С. 5−10.
  50. А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1978. -С. 3−7.
  51. А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка дошкольного возраста // Вопросы психологии. -1974. -№ 6. -С. 35−42.
  52. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Нисневич J1.A. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. -СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. -96 с.
  53. Е.К. Динамика формирования пониженной обучаемости и возможности ее изменения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М. -1979. -26 с
  54. Т.Н. Система работы по формированию словарного запаса у глубоко умственно отсталых детей. Дисс.. канд. пед. наук. -М. -1984.-148с.
  55. Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. / Под ред. А. Р. Маллера, Г. В. Цикото. -М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1978. -вып. III. -67с.
  56. А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. -М.: Бук-Мастер, 1993.-191 с.
  57. А.А., Стребелева E.A. Дошкольная олигофренопедагогика. -M.: Просвещение, 1998. -205с.
  58. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России (Материалы первоначального доклада РФ комитета по правам ребенка) / НИИ детства: -М.: Информпечать, 1993. -69 с.
  59. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ. :Справочник./ Министерство труда и социального развития РФ- Департамент по делам семьи, женщин и детей- НИИ семьи. -М.: НИИ семьи, 1998. -215 с.
  60. Концепция государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект. / Под ред. В. И. Лубовского. -М.: Министерство общего и профессионального образования РФ, -М., 1997. -130с.
  61. П.Ф. Детская педагогическая психология. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. -С. 205−211.
  62. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. Н. Носковой. -М.: Просвещение, 1989. -176с.
  63. Г. Г. Психологические проблемы начального образования. -Красноярск: Красноярский университет, 1994. С. 30−52.
  64. М.И., Нудельман М. М. Игра как средство коррекции недостатков развития учащихся вспомогательных школ //Дефектология. 1970. -№ 4. — С. 86−90.
  65. Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. -М.: ВЛАДОС, 1998. -224 с.
  66. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983.
  67. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. -М.: Медгиз, 1949. -73 с.
  68. Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. -М.: Гном-Пресс, 2001.-279 с.
  69. М.И. Проблемы онтогенеза общения. -М.: Просвещение, 1986.-144 с.
  70. М.И., Галигузова Л. Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста // Психолого-педагогические проблемы общения. -М.: Педагогика, 1979. С.60−70.
  71. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. -М.: Педагогика, 1989. -104с.
  72. Г. Д. Об осознании ребенком речи в процессе игры. Дисс. .канд. наук. -М. -1937. -237с.
  73. Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. -М.:Просвещение, 1972. -54 с.
  74. А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. -М.: АРКТИ, 2000. -204с.
  75. А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей и подростков в специальных учреждениях. (Методические рекомендации). -М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1987.-91с.
  76. А.Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. -М.: Педагогика, 1988. -128 с.
  77. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. -М&bdquo- 1996.
  78. З.В. О генезисе произвольных движений // Вопросы психологии. -1951. -№ 6. -С.3−19.
  79. Д.В. Воспитателю о детской игре. -М.: Просвещение, 1982. -128 с.
  80. Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве: Дисс.. канд. пед. наук. -J1. -1975. -132 с.
  81. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. -М.: Просвещение, 1969. -280с.
  82. B.C. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985. -272 с.
  83. Я.З. Овладение предметными действиями в преддошкольном и дошкольном возрасте. // Известия АПН РСФСР, -1948.-вып.14.-С. 43−58.
  84. C.JI. Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. 1983. -№ 10. -С.38−46.
  85. СЛ. Зворыгина Е. В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ее в раннем возрасте // Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. -М.: Педагогика, 1979. -С. 38−43.
  86. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. М. Бгажноковой, Д. И. Бойковой, А. П. Зарина.
  87. Псков: Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, 1999. -166 с.
  88. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями (Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра) / Под ред. А. М. Царева. -Псков, 1999. -136 с.
  89. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии / Под ред. Л. Б. Баряевой, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой. -СПб., 1996. -95 с.
  90. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носовой. -М.: Педагогика, 1984. -144с.
  91. Н.С. Процесс возникновения сюжетной игры и его значение для умственного развития детей раннего возраста // Доклады АПН РСФСР. -1962. -№ 5. -С. 91−94.
  92. Н.С. К характеристике исследования игры как формы детской деятельности // Психология и педагогика игры дошкольника. -М. Просвещение, 1966. С.78−91.
  93. . Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. -М., 1932. -412 с.
  94. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды: Пер. с фр. -М.: Международная педагогическая академия, 1994.-С. 51−226.
  95. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект /Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. -М.: Педагогика, 1987. -192 с.
  96. Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. -М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1991. -157с.
  97. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. -М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1984. -97с.
  98. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. -М.: Министерство социальной защиты населения РФ ЦИЭТИН, 1993. -68с.
  99. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стреблевой. -М.: Полиграф сервис, 1998. -226 с.
  100. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. -М.: Просвещение, 1966. -348 с.
  101. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. -М.: Просвещение, 1966. -351 с.
  102. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Под ред. Н. М. Аксариной. -М.: Просвещение, 1965. -243 с.
  103. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. -М.: Педагогика, 1974. -288 с.
  104. Т. Творческое воображение. Пер с фр. -СПб., 1901. -318 с.
  105. С.Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  106. Д. Очерки по психологии детства: Пер. с анг. -М., 1901. -456с.
  107. Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте // Известия АПН -1948. -вып 14. С. 11−29.
  108. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1990. -96с.
  109. Е.С. Особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. -Минск, 1985.
  110. Н.Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста. Дисс.. канд. пед. наук. -М. -1972. -196 с.
  111. Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения. // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. -М.: Педагогика, 1984. -С. 30−47.
  112. Л.И. Воспитание слепого ребенка в игре. //Воспитательная работа в школе слепых. -М.: Просвещение, 1964. -74с.
  113. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. -М.: Издательский центр Академия, 2001. -312с.
  114. Специальная педагогика. / Под ред. М. Н. Назаровой. -М.: Издательский центр Академия, 2001. -С. 51−58.
  115. А.С. Психологическое исследование игровой деятельности детей, страдающих шизофренией. Автореф. дисс. канд. -М. -1974. -26 с.
  116. А.С. Нарушение игровой деятельности. -М.: Из-во МГУ, 1980. -132с.
  117. Г. Основы психологии. -СПб., 1897.
  118. Е.А. Формирование наглядно-действенного мышления умственно отсталых дошкольников в процессе специального обучения. Автореф.. дисс. канд. пед. наук. -М. -1982. -15 с.
  119. В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями. Практикум по формированию адекватных отношений. -М.: Гном-Пресс, 1999. -64с.
  120. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1990. -184с.
  121. А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. -М.: Просвещение, 1966. -С.38−58.
  122. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение, 1976. -96с.
  123. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. т.8. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1950.
  124. Ф.И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства//Психология и педагогика игры дошкольника. -М. Просвещение, 1966. -С. 49−56.
  125. Ф.И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни ролевой игры. Дисс.. канд. наук. -Л. -1946. -348 с.
  126. Ф.И. Этапы развития игры в раннем детстве // Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. -М., 1949. -С. 2−45.
  127. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Пер. с нем. -М.: Современные проблемы, 1925. -110 с.
  128. Г. В. Из опыта работы с группой детей в условиях специального детского сада // Специальная школа. -1966. -Вып. 1. I-С 48−56.
  129. Г. В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов // Дефектология. -1979. -№ 1. -С. 14−19.
  130. Г. В. О семейном воспитании умственно отсталого ребенка раннего возраста // Дефектология. -1970. -№ 1. -С. 78−83.
  131. Г. В. Особенности выполнения умственно отсталыми детьми дошкольного возраста игровых задач, требующих восприятия цвета //Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. -М., 1972. -С. 92−113.
  132. Г. В. Особенности учебно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми в начальных классах // Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихсяw вспомогательной школы. -М., -1979. -Вып.II. -С. 4−13.
  133. Г. В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. -М.: НИИ Дефектологии, 1976. -С.158−168.
  134. Г. В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста. -М: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1991. -50 с.
  135. Г. В. Проблемы умственного развития детей с глубокими формами олигофрении в начальном их обучении // Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. -М.: НИИдефектологии, 1974. -С.32−70.
  136. Черненкова (Исаева) Т. Н. Роль игры в речевом развитии глубоко умственно отсталых детей дошкольного возраста // Проблемы медико-социальной помощи инвалидов и престарелых в домах интернатах. -М.: ЦИЭТИН, 1986. -С.57−59.
  137. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста: Пер. с нем. -Пг., 1915. -309 с.
  138. Н.М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. -М., 1935. -132 с.
  139. Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. -304с.
  140. Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -М.: Изд-во Международного образовательного и психологического колледжа, 1995. -С. 27−28
  141. Я.Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе / Дефектология. -1981.-№ 3. -С. 51−57.
  142. Axline Verginia Мае. Play Therapy. Cambridge, 1947.
  143. Bruner J., Jolly A., Sylva K. eds. Play, its Role in Development and Evolution. -N.Y., 1976. 716 p.
  144. Buytendijk F.J.J. Wesen und Sinn des Spiels. Berlin, 1933.
  145. Chateau J. Le jei de l’enfant. «Psychologie de Г enfant» sur la direction de Maurice Debesse. -Paris, 1956.
  146. Chateau J. Le leu de l’enfant apres trios ans, sa nature, sa discipline. -Paris, 1955.
  147. Garvey C. Properties of Social Play // Play, its Role in Development and Evolition. -N.Y., 1976. -P. 570−583
  148. Garvey C. Play. Cambridge, 1977. -133 p.
  149. Groos K. Wesen und Sinn des Spiels. Zeitschrift Psychologie, 1934, B. -133 p.
  150. Hartley Rush E., Frank Lawrence K., Goldersson Robert M. Understanding Children’s Play. -N.Y., 1952.
  151. Piaget J. La formation du symbole chez l’enfant. Paris. 1945.
  152. Schwartzman H.B. Transformations: The Anthropology of Children’s Play. -London, 1978. -380p.Ф
Заполнить форму текущей работой