Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. Ф. Виноградова отмечает, что концептуальная группа, которая создана при Министерстве образования для разработки обсуждаемой сегодня проблемы, предлагает рассматривать преемственность между указанными звеньями как одно из условий непрерывного образования ребенка. В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение… Читать ещё >

Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям», — утверждал великий педагог В. А. Сухомлинский. Эти слова актуальны и сегодня.

Первой ступенькой познания ребенка является период дошкольного детства. В настоящее время в системе дошкольного образования работа ведется по нескольким направлениям. В первую очередь — это обновление содержания и качества дошкольного образованя; во вторую, работа по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений; и в третью — решение проблемы преемственности между дошколным образованием, которая становиться все более актуальной.

Ни для кого не является открытием, что именно дошкольное и начальное образование обеспечивают качество образования во всех последующих звеньях[9,18].

Преемственность — это не что иное, как опора на пройденое использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков. Она означает расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного, но на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего.

Еще К. Д. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». Он считал, что систематическому обучению в школе должно предшествовать подготовительное обучение в дошкольном возрасте; начало методического обучения в школе рекомендовал определять индивидуально, опираясь на уровень развития ребенка, его подготовленность к усвоению знаний. В процессе обучения, как считал педагог, необходимо учитывать личный опыт ребенка, его знания и развитие в целом. Любое новое упражнение должно сочется с предыдущим, опираться на него и делать шаг вперед[34,231].

А.М. Леушина отмечает, что преемственность — это внутренняя органическая связь общего, физического и духовного развития на грани дошкольного детства, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени формирования личности к другой. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развивать у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развивать эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой[10,32].

Проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием рассматривается в работах Н. Ф. Виноградовой, Т. С. Комаровой, В. Н. Просвиркина, В. И. Слободчикова и других, а также нашло свое отражение в концепции преемственности дошкольного и начального образования в Приднестровской Молдавской Республике. В психолого-педагогической литературе преемствееность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка[17, 116].

Несомненно, преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны — дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет «радость детства"(Н.Н. Подъяков). С другой — школа как преемник подхватывает достижения ребенка-школьника и развивает накопленный им потенциал. Однако анализ педагогического опыта позволяют говорить о том, что ключевые моменты преемственности остаются декларативным и требуют перехода из концептуальных положений в практическую плоскость[1,101].

Преемственность — на первый взгляд, достаточно простое и доступное понятие. И если раньше акцент делался на процессе передачи «эстафетной палочки», т. е. фиксировался момент стыковки двух степеней обучения, то, естественно, высказывались и претензии одной системы к другой. Сейчас преемственность трактуется как непрерывность процесса на всех этапах, у которых могут быть как общие, так и специфические цели. Специфические цели реализовать проще, поставить и осуществить общие — сложнее[6,29].

Понятию преемственность дается множество определений, приведем несколько из них:

  • — Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания (В.Я. Лыкова, Смоленск, 1999).
  • — Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опоры школы на знания, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся (Ф.А. Ядешко и др., Москва, 1978).
  • — Главной задачей обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не стремление к единству в содержании и методах обучения, а одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенностей их поведения, развития, опора на них (В.У. Кузьменко, Киев, 1999).
  • — Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а опирается на достижения ребенка — дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал, что позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системе (Л.А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Г. Арушанова, Москва, 1998).
  • — При соответствующем обогащении содержания игровой и практической деятельности у ребенка — дошкольника складываются качественно новые формы мыслительной деятельности, а также виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего развития, для достижения высокого уровня общего развития и полноценной подготовки детей к школе (Н.И. Титова, Смоленск, 1999).

Известно, что важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы. Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в начальную школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы нужно:

  • — выбрать общие взгляды на ребенка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в будущей школе;
  • — согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
  • — найти общий язык, на котором могут говорить о ребенке — будущем первокласснике — все заинтересованные участники преемственной цепочки.

По мнению Л. С. Выготского если содержание школьного образования выстраивается в «школьный логике» — логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе [5,73].

По словам популярного пособия по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста В. И. Стаховской, иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы — сформулированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желание учиться, создание прочной базовой основы. Но в школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.)[27].

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

По словам Сохиной, ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям, также необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других[28,90].

Главным в преемственности является согласование целей на начальном и дошкольном уровнях образования. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образователно-воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка: развитию его компетентности (коммукативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопастности поведения, самосознания и самооценки[30,34].

Формы работы дошкольного учреждения и школы по реализации преемственности в обучении математики:

  • · Функционирование координационного совета по преемственности.
  • · Педагогические советы, методические объединения, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы по актуальным вопросам преемственности.
  • · Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов дополнительного образования и учителей — предметником с детьми дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования).
  • · Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей.
  • · Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы.
  • · Проведение «дней выпускников» в ДОУ.
  • · Совместное со школой комплектование первых классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе.
  • · Встречи родителей с будущими учителями.
  • · Анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка в период адаптации к школе.
  • · Игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста.

Основаниями преемственности между детским садом и школой являются:

  • · Развитие любознательности (это основа познавательной активности, интереса к учебе у будущего ученика).
  • · Развитие способностей ребенка самостоятельно решать творческие задачи.
  • · Формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка (использование конструирования, сюжетно-ролевых игр, детского экспериментирования).
  • · Развитие коммуникативности (умения обращаться со взрослыми, сверстниками).

В настоящее время проблема преемственности дошкольного и начального образования. Ее решение потребовало объединения усилий управленческой науки, методистов, ведущих педагогов-практиков.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формировыния личности ребенка. От того, что заложено в содержании дошкольного воспитания, зависит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие ребенка. Дошкольные учреждения ПМР гарантируют полноценное, разностороннее развитие и качественную подготовку детей к школе, что составляет основу нормального перехода ребенка к школьному обучению.

Цели начального школьного образования традиционно не совпадают с целями дошкольной ступени. В ДОУ основное внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья, общему психологическому и физическому развитию ребенка, становлению его как личности, а в начальной школе основным становится формирование практических навыков чтения, письма, счета, школьного типа поведения.

Проблема преемственности дошкольного и начального образования может быть успешно решена при условии существенного обновления содержания образования на принципах гуманизации и демократизации образовательного процесса. Нецелесообразно осуществлять преемственность по предметом, так как на этапе дошкольного образования основной акцент делается на интеграцию предмтных областей знаний, обеспечивающих формировние базовой культуры личности. Это позволит ребенку на других ступенях образования успешно овладевать разными знаниями и видами деятельности[30,33].

Осуществление преемственности дошкольного и начального образования является одной из приорететных задач модернизации образования, решение которой требует объединения усилий методистов и педагогов-практиков. С психологической точки зрения преемственность выступает как проявление потребности в познании, развитии и самосовершенствовани личности. Преемственность базируется на законах отрицания и перехода количественных изменений в качественные. Отметим, что в педагогике действие закона отрицания не должно абсолютизироваться. Процесс обучения представляет собой последовательный переход количественных изменений в качественные с неизбежным переосмыслением знаний, их включением в новые связи и с обеспечением гармонии при переходе от одной ступени образовательной системы к последующей. Для каждой ступени обучения можно указать соответствующую меру, которая характеризовала бы уровень развития, обеспечивающий возможность оптимального перехода обучаемого на следующую ступень[3].

Н.Ф.Виноградова отмечает, что концептуальная группа, которая создана при Министерстве образования для разработки обсуждаемой сегодня проблемы, предлагает рассматривать преемственность между указанными звеньями как одно из условий непрерывного образования ребенка. В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента системы образования. Такое понятие преемственности обеспечивает:

  • — на дошкольной ступени — сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовности к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода;
  • — на начальной ступени — опору на наличный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования младшего школьного возраста и перспективное развитие экс-ведущей деятельности и форм взаимодействия с окружающим миром[4,7].

В нашем регионе вопросы преемственности дошкольного и начального образования возникли с началом реформирования системы образования, когда ДОУ и начальные школы стали работать по новым программам, когда начальная школа перешла на работу по системе 1−4 и изменился возраст первоклассника с 6 лет, на 6,6 месяцев, 7 лет.

Решению проблемы преемственности дошкольного и начального образования в Приднестровской Молдавской республике уделяется большое внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что на уровне Министерство просвещения (МП) разработаны все нормативные документы, определяющие концептуальные подходы в вопросах преемственности, проводятся семинары, совещания, конференции.

На основании муниципиальных программ составлены координационные планы ее реализации, в которых предусмотренно решение следующих проблем преемственности:

  • — обеспечение преемственности в содержании образования;
  • — повышение компетентности педагогов в вопросах реализации преемственности;
  • — создание условий для равного старта детей при поступлении в школу (организация групп кратковременного пребывания детей, создание комплексов «начальная школа — детский сад»); и улучшение программно-методического и материально-технического оснащения, а также другие мероприятия[9,18].

Таким образом, можно сделать вывод, что под преемственностью на данном этапе мы понимаем целостный процесс, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе. Осуществлению непрерывности дошкольного и школьного образования организовать не просто, но работу в этом направлении вести необходимо для полноценного развития личности ребенка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой