Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика профессиональной подготовки студентов педвуза к обучению школьников русской интонации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ лингвистической литературы по теме исследования позволил выявить возросший интерес к проблемам интонации в отечественной науке. В последние десятилетия наиболее активно разра-бнтываюся теоретические проблемы интонации, предпринимаются многочисленные попытки ее системного описания, создания различного рода интонационных классификаций русского языка. Хотя единства во взглядах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Лингвометодические основы изучения русской интонации
  • Часть I. Лингвистический аспект исследования
    • I. Проблема изучения интонации в отечественном языкознании
    • 2. Общая характеристика лингвистических подходов к изучению интонации
    • 3. Определения интонации, ее компоненты и функции
    • 4. Синтагматическое членение и типы меж-синтагменных связей
    • 1. Определение синтагмы
    • 2. Критерии синтагматического членения
    • 3. Интонационные характеристики расчлененного высказывания
  • Часть 2. Методический аспект исследования
    • I. Школьная методика
    • 2. Вузовская методика
    • 3. Теоретико-методическая база исследования
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Экспериментальный аспект исследования. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов
    • I. Организация и проведение эксперимента
    • 2. Сравнительный анализ уровней интонационных знаний, умений и навыков студентов до и после обучения
  • Выводы по 2 главе
  • Глава III. Система работы со студентами-филологами над интонацией как составная часть их профессиональной подготовки (обучающий эксперимент)
    • I. Организация обучения (спецпрактикум по русской интонации)
    • 2. Учебный материал для работы со студентами над русской интонацией
    • 1. Постановка дыхания и голоса — предпосылка усвоения интонации
    • 2. Работа над отдельными просэдемами
    • 3. Работа над синтагматическим членением и типами межсинтагменных связей в расчлененном высказывании
    • 3. Обучение студентов методике работы над интонацией со школьниками

Методика профессиональной подготовки студентов педвуза к обучению школьников русской интонации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Июньским 1983 года Пленумом ЦК КПСС был остро поставлен вопрос об улучшении подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства. В Постановлении Пленума, в частности, подчеркнута необходимость больше заботиться о квалификации учителя, повышать его авторитет и престиж. Принятые в апреле 1984 года «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» выдвинули перед всей системой народного образования страны ряд новых задач, требующих совершенствования профессиональной подготовки современного учителя. «Неотъемлемая часть реформы системы народного образования — значительное улучшение подготовки учительских кадров. Будущим учителям, воспитателям нужно дать самые современные знания и хорошую практическую подготовку, — подчеркивается в тексте реформы. — В этих целях переработать учебные планы и программы педагогических вузов и училищ, теснее увязать их с требованиями жизни» (4). Это значит, что каащый педагогический вуз должен серьезно подойти к поиску путей и средств, позволяющих решить поставленные партией задачи, всесторонне совершенствовать профессиональную подготовку специалистов для школы, и в том числе — учителей русского языка. Подготовить высококвалифицированного учителя-словесника, не только владеющего современными лингвистическими и педагогическими знаниями, но и умеющего применять эти знания на практике в процессе формирования личности ученикавот задача, которую необходимо решить в первую очередь. Основной путь ее решения — создание и использование современной, глубоко научной методики обучения студентов. Как известно, вузовская методика преподавания русского языка как наука еще складывается, перед ней стоит много нерешенных проблем." Когда высшая школа будет иметь действительно научную методику, отражающую самый современный уровень развития знания. можно быть уверенным в высоком качестве подготовки практически. всех выпускников" (19, 16).

Наше исследование входит в круг проблем вузовской методики русского языка, разрабатываемых кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской. Предлагаемая в диссертации система обучения служит улучшению одного из аспектов профессиональной подготовки студентов-филологов: способствует совершенствованию их произносительных (интонационных) знаний, умений и навыков, с одной отороны, и знакомит их с практикой обучения школьников русской интонации, с другой стороны.

Значимость разработки данной темы объясняется важностью той роли, которую играет в школе речь учителя-словесника. Речь учителя является средством создания развивающего потенциала искусственной речевой среды, без которой, как уже доказано, усвоение учащимися родной речи невозможно. Речь учителя должна быть образцовой не только с точки зрения грамматической (что не вызывает сомнений), но и с точки зрения интонационной, поскольку основной путь усвоения речи детьми — это имитация речи взрослых, речи учителей. Однако, как показал специально поставленный констатирующий эксперимент, не все студенты-филологи выпускного курса имеют уровень интонационных знаний, умений и навыков, достаточный для работы над интонацией со школьниками. Необходимость повышения этого уровня, обусловленная требованиями действующих школьных программ, определяет актуальность нашего диссертационного исследования.

В своей работе мы опирались на данные современной лингвистики (на труды В. А. Артемова, Л. Р. Зиндера, М. В. Панова, Е.А.Брызгуно-вой.Л. В. Бондарко, Т. М. Николаевой, Н. В. Черемисиной, И. Г. Торсуевой,.

Н.Д.Светозаровой и др.), а также на идеи классиков отечественного языкознания в области интонации (А.М.Пешковского, А. Л. Реформатского, В-В. Виноградова, Л. В. Щербы, А.Н.Гвоздева). Исследование проводилось в русле традиций Московской фонологической школы, рассматривающей интонацию с наиболее приемлемой для методики русского языка функциональной точки зрения, которая позволяет учитывать коммуникативную направленность речевой деятельности. Трактовка интонации как относительно автономного языкового средства, носящего дискретный характер, позволила организовать обучение интонации через постановку у студентов отдельных просодем, к числу которых относятся: мелодика, интенсивность, теш и просодический тембр.

В области методики научной базой исследования является теория закономерностей усвоения русского языка профессора Л.П.Федо-ренко, используются достижения Г. П. Фирсова, С. Ф. Ивановой, Н. П, Беляевой и др. в области методики интонации.

Объектом нашего исследования является совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов-филологов за счет повышения уровня их интонационных знаний, умений и навыков. В качестве предмета исследования избрана профессионально направленная методика обучения студентов русской интонации в процессе организации спецпрактикума. Цель исследования состоит в определении эффективных путей совершенствования интонационной подготовки студентов-филологов и создание на основе экспериментальных данных научно-обоснованной методики подготовки студентов к работе над интонацией в школе.

Приступая к исследованию, мы выдвинули следующую рабочую гипотезу: I. Для успешного совершенствования интонационной подготовки студентов необходима не только работа по изучению лингвистических основ русской интонации, но и тренировка артикуля-ционно-дыхательной базы, совершенствование голоса каждого будущего учителя-словесника. В основу этой работы целесообразно положить два общих принципа методики русского языка: принцип внимания к материи языка и принцип оценки выразительности речи, — а также частный принцип осознанности речевых действий,.

2. Работа со студентами должна строиться так, чтобы они одновременно усваивали и интонацию, и методику обучения интонации.

3. В качестве организационной формы обучения студентов-фил о-логов интонации целесообразно использовать спецпрактикум, поскольку он позволяет осуществлять практическую направленность обучения.

В целях проверки гипотезы были поставлены следующие задачи, отражающие этапы нашего исследования: а) определение критериев оценки интонационных знаний, умений и навыков студентов (разведывательный эксперимент) — б) выявление уровня интонационных знаний, умений и навыков студентов-филологов педвуза путем организации и проведения констатирующего экспериментав) теоретическое обоснование научными данными лингвистики, психологии и методики необходимости создания системы обучения студентов-филологов русской интонацииг) разработка цикла экспериментальных занятий для спецпрактикума по изучению интонации в вузед) подготовка звуко-технической базы для повышения эффективности разработанной методикие) экспериментальная проверка дидактической целесообразности предлагаемой методики обучения студентов в ходе проведения спецпрактикума и организации контрольного эксперимента.

При решении поставленных задач нами использованы следующие методы исследования: изучение лингвистической, психологической и педагогической литературы по вопросам, связанным с темой диссертации, дедуктивное моделирование гипотезы исследования и системы работы над интонацией со студентами, двухступенчатая экспериментальная проверка уровня интонационной подготовки студентов, сравнительный (качественный и статистический) анализ результатов, полученных в ходе экспериментов, а также опытное обучение студентов по разработанной методике в процессе спецпрактикума по русской интонации.

Новизна исследования состоит в том, что на основе теории закономерностей усвоения русского языка и вытекающих из нее принципов обучения нами разработана профессионально направленная методика обучения студентов-филологов русской интонации, эффективность которой проверена экспериментально. В диссертации разработан спецпрактикум для обучения студентов русской интонации, материалы которого могут быть использованы методистами, преподавателями выразительного чтения, а также студентами в период педагогической практики в школе. В этом заключается практическая значимость нашего исследования.

Экспериментальной базой послужили Московский ордена Трудового Красного Знамени областной педагогический институт имени Н.К. 1фупской, Красноярский ордена Знак Почета государственный педагогический институт и средняя школа № 551 г. Москвы.

Апробация работы. Результаты нашего исследования обсуждены на заседании кафедры методики преподавания русского языка и литературы МОПИ им. Н. К. Крупской. Ход и результаты экспериментального обучения одобрены преподавателями кафедры русского языка Красноярского госпединститута, где проводилась основная часть экспериментов (констатирующий, обучающий, контрольный). По теме диссертации сделаны сообщения на координационном совещании кафедр русского языка высших учебных заведений Сибири, Урала и Дальнего Востока в апреле 1982 г., на 10-ой научно-практической конференции «Наглядность на уроках русского языка» в НИИ школ МП РСФСР в июне 1983 г. и на научно-теоретической конференции сотрудников и аспирантов МОПИ им. Н. К. Крупской, посвященной 115-ой годовщине со дня рождения Н. К. Крупской, в апреле 1984 г.

ШВА I. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ИНТОНАЦИИ.

Часть I.

Лингвистический аспект исследования.

§ I, Проблема изучения интонации в отечественном языкознании.

Интонация как предмет изучения берет свое начало от теории публичной речи античного мира. Первые серьезные наблюдения над русской интонацией были предприняты деятелями театра и способствовали постепенному накоплению фактического материала (13,38,39, 109,158,159). В 1922 году театровед В.Н.Всеволодский-Гернгросс выпустил в свет «Теорию русской речевой интонации», где подробно описал два типа интонации: повествовательный и вопросительный, вычленив 16 интонаций (вопросительную, восклицательную, удивления, звательную, утвердительную, убедительную, положительную, просительную, пригласительную, увещевательную, повелительную, сопоставительную, интонацию перерыва или связи, перечислительную, повествовательную, индифферентную) и определив интонацию как вокально-музыкальную фонико-фонетическую сторону человеческой речи (39,6), как речь вне смыслового и эмоционального значений.' Он писал: «.законы, управляющие интонацией, общее, общечеловеч-нее.#. законов лингвистических,. здесь дело в биологических отправлениях, в психофизиологических процессах,. интонация должна быть изучаема именно с этой последней точки зрения. все прочее составляет только обстановку, в которой ее следует изучать, так как нельзя отрицать влияния и лингвистических условий и законов, однако второстепенных по значению (39, 12)» .

Что касается интереса к интонации в связи с изучением русского языка, то он наметился еще в трудах М.В.Ломоносова" 1″, а затем ярко проявился у многих русских и советских лингвистов, в частности: у А. Х. Востокова, И. И. Давыдова, А. В. Добиаша, В.А.Богородицко-го, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, Л. А. Булаховского, В. В. Виноградова, В. А. Артемова, А. А. Реформатского, А. Н. Гвоздева, М. М. Матусевич, Л. Р. Зиндера (9−12, 22, 17, 44−47, 60, 65, 69, 97, 98, 118−120, 130−132, 204−206).

Развитие специальных исследований интонации в языкознании условно деляг на два периода. Первый охватывает последние десятилетия прошлого века и первые сорок лет нашего века. Он характеризуется поиском объекта изучения и методов его анализа. Во втором периоде — с 40-х годов 20 века до наших дней — происходит бурное расширение интонационных исследований, связанное с развитием как лингвистической теории, так и техники инструментальной фонетики (Цеплитис, 192, 14),.

Исследования активизировались, когда для изучения интонации стала использоваться звукоанализирующая аппаратура — осциллографы, интонографы. «Аппарата помогли различить детальные черты интонации. появилось стремление найти у каждой грамматической конструкции как можно больше интонационных особенностей, уловить все ее „нюансы“ и „оттенки“, выделить максимальное количество интонационных типов» (Панов, 116, 84).

В 60-е годы нашего века внимание исследователей направляется на поиски дискретных единиц интонации, ее структурных харакТ.

Уже в «Российской грамматике» говорится, что изменение голосового звучания зависит от «выходки», «напряжения», «протяжения» и «образования» голоса, т. е. от высоты, темпа, силы и тембра голосового звучания. геристик, на построение интонационных систем языка. Возникают многочисленные интонационные классификации (25, 28, 44, 105, 145, 197).

70-е годы характеризуются развитием фоностилистики, о необходимости выделения которой писал еще Н. С. Трубецкой (171- 35, 286−299). В ней основное место получает исследование интонации как компонента различных видов текста — ораторского, сценического, радиопередач и т. д. И. Г. Торсуева, например, считает, что интонация является неотъемлемым компонентом текста, и ее изучение может пролить свет на нерешенные вопросы лингвистики текста (167- 160).

В настоящее время изучение интонации достигло такого уровня, что интонология получила статус самостоятельного раздела языкознания (работы Л. В. Бондарко, Е. А. Брызгуновой, Т. М. Николаевой,.

Н.Д.Светозаровой, И. Г. Торсуевой, Л. К. Цеплитиса, Н. В. Черемисиной и мн.др.). Однако в различных пособиях по русскому языку сведения об интонации по-прежнему помещаются в разные разделы курса — либо в раздел фонетики, либо в раздел синтаксиса, либо и туда, и туда. Это объясняется различной трактовкой понятия «интонация» авторами этих пособий, преимущественным вниманием либо к звуковой, материальной, стороне, либо к стороне содержательной. Сама же возможность различной трактовки определяется спецификой интонации, явления «слитком живого, конкретного и вместе с тем трудно уловимого по сравнению с другими синтаксическими явлениями, условными по своему характеру, и слишком непосредственно связанного со значением в отличие от других фонетических средств языка» (Светозарова, 145, 13).

Совершенно очевидно, что характерной чертой современного этапа исследования интонации является возросший интерес к теории, к обобщению и осмыслению богатого материала, накопленного в описаниях отдельных частных вопросов, а также включение вопросов интонации в круг важнейших языковедческих проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование содержит научное обоснование необходимости специально организованного профессионального обучения студентов-филологов педвуза русской интонации.

Анализ лингвистической литературы по теме исследования позволил выявить возросший интерес к проблемам интонации в отечественной науке. В последние десятилетия наиболее активно разра-бнтываюся теоретические проблемы интонации, предпринимаются многочисленные попытки ее системного описания, создания различного рода интонационных классификаций русского языка. Хотя единства во взглядах ученых-лингвистов по-прежнему не наблюдается, современный уровень развития интонологии позволяет использовать научные достижения ее многочисленных исследований для разработки прикладных аспектов интонации и, в частности, -для создания научной методики обучения интонации студентов-филологов педвуза. Данным целям более всего отвечает функциональная концепция Московской лингвистической школы, в традициях которой выполнено наше исследование.

Необходимость использования такой методики в процессе профессиональной подготовки учителей-словесников объясняется низким уровнем интонационных знаний, умений и-навыков студентов, что в дальнейшем отрицательно скажется на создании развивающего потенциала искусственной речевой среды при обучении школьников русскому языку, снизит воспитательные возможности речи учителя.

В качестве организационной форды работы экспериментального обучения нами был использован спецпрактикум с разработанной для него программой (40 часов) обучения. Данный выбор обосно.

— 174 вывается с точки зрения невозможности выработки у студентов интонационных умений и навыков в процессе использования традиционных для филфаков форм работы — спецкурса и спецсеминара, -которые отвечают решению других учебных задач.

Основными принципами, с учетом которых производился отбор учебного материала и осуществлялось обучение, явились:

1) принцип внимания к материи языка,.

2) принцип оценки выразительности речи и.

3) принцип осознанности речевых действий.

Отобранный с этих позиций материал был использован для упражнений следующих типов:

1) упражнения в восприятии чужой звучащей речи;

2) упражнения — тренировки речетворческой системы (трансформации и имитации);

3) упражнения в анализе роли интонации в высказывании;

4) упражнения-правки, заключающиеся в исправлении интонационных ошибок.

Система практической работы в спецпрактикуме построена с учетом дискретности интонации как языкового средства, что дает возможность изолированного изучения отдельных интонационных компонентов, просодем.

Разработанная нами методика учитывает 3 основных аспекта подготовки студентов:

1) обучение будущих учителей-словесников интонационной теории (в соответствии с современным уровнем ее развития),.

2) выработка интонационных умений и навыков на основе укрепления дыхательного аппарата и тренировки речетворческой системы каждого обучаемого,.

3) обучение студентов необходимым методам и приемам работы над интонацией со школьниками.

— 175.

Проведение серии лабораторных экспериментов, проверявших эффективность разработанных упражнений, убедило нас в перспективности изучаемой проблемы, в ее дидактической и практической целесообразности.

Обучение садентов в спецпрактикуме по русской интонации дало положительные результаты, послужило улучшению состояния интонационной подготовки студентов к работе со школьниками.

Одним из аспектов дальнейпей разработки нашей проблемы может стать исследование обучающих возможностей интонации текстов различной стилистической и жанровой принадлежности.

Важную практическую задачу мы видим также в создании методического пособия для работы над интонацией в спецпрактикуме и фонохрестоматии, содержащей материал для слухового анализа.

Материала диссертации предназначены для обучения студентов интонации в курсе спецпрактикума на филологических факультетах педвузов. Кроме того, они могут быть использованы преподавателями выразительного чтения и студентами в период педпрактики в школе, а также лечь в основу (как было на третьем этапе нашего обучающего эксперимента) факультативной работы над интонацией со школьниками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч. Изд-е 2-е, т.З. -М.: ГосПолитиздат, 1955, с. 7−544.
  2. Ленин В. И. Философские тетради. Полн.собр.соч. Изд-е 5 —ое, т.29. — М.: Гос. Политиздат, 1969. — 782 с.
  3. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  4. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля.
  5. .Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. -455 с.
  6. A.M. Характер взаимосвязи ритма и других компонентов интонации. В кн.: Фонология, фонетика, интонология. Материалы к IX Международному конгрессу фонетических наук. -М., 1979, с.22−30.
  7. Д.Н., Щетинкина М. И. Фонетика. М.: Русский язык, 1982. — 114 с.
  8. Н.И. Применение магнитофона в преподавании русского языка. Ташкент: Учитель, 1966. — 42 с.
  9. В.А. Об интонации. В кн.: Труды военного института иностранных языков. Кн. 3−4. — М., 1953, с.3−35.
  10. В.А. Об интонеме и интонационном инварианте. -В кн.: Интонация и звуковой состав. М.: Изд-во МГУ, 1965, с.3−20.
  11. В.А. Метод сгрувдрно-функционального изучения речевой интонации. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1974. — 160 с.
  12. В.А. Психология речевой интонации (Интонация ипросодия.). Лекции к спецкурсу. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1976, ч.1,2. — 162 с.
  13. Г. В. Художественное чтение. М.: Просвещение, 1978. — 240 с.
  14. .В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1965.136 с.
  15. О.С. Словарь лингвистических терминов. -М.: Советская энциклопедия, 1966. 608 с.
  16. О.С. Фонология. Морфонология. Морфология. -М.: Изд-во МГУ, 1966. 108 с.
  17. К.К. О просодических единицах речи. В кн.: Экспериментальная фонетика. — Минск, 1972, с.3−18.
  18. Н.П. Проблемы совершенствования произносительной культуры учащихся 4−8 классов. Канд.дисс.- М., 1974.- 174 с.
  19. А.И. Творческий специалист и адаптивное обучение.-Вестник высшей школы, 1971, № 3, с.15−17.
  20. С.И. Вопросы обучения произношению (применительно к преподаванию русского языка иностранцам). В сб.: Вопросы фонетики и обучение произношению. — М.: Изд-во МГУ, 1975, с.5−62.
  21. И.Я. Выразительное слово учителя-словесника. -М.: Учпедгиз, 1963. 70 с.
  22. В.А. Очерки по языковедению и русскому языку. Изд-е 4-е, перер. М.: Учпедгиз, 1939. — 224 с.
  23. Бодуэн де Куртенэ И. А. Фонетические законы. В кн.: Избранные груды по общему языкознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1963, т.2, с.189−208.
  24. Д. Интонация как универсалия. В сб.: Принципы типологического анализа языков различного строя. — М.: Наука, 1972, с.214−230.
  25. Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.: Просвещение, 1977. — 175 с.- 178.
  26. JI.В. О псевдоизоморфизме между фонетикой и фонологией. В сб.: Вопросы фонологии и фонетики. — М.: Изд-во АН СССР, 1971, ч.1, с.42−46.
  27. Е.А. Вводный фонетико- разговорный курс русского языка. М.: Русский язык, 1982. — 158 с.
  28. Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: Русский язык, 1981. — 279 с.
  29. Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1963. — 306 с.
  30. Е.А. Смысловое взаимодействие предложений. -В сб.: Синтаксис текста. М.: Наука, 1979, с.78−90.
  31. Л.Л. Фонетика современного русского языка. -М.: Высшая школа, 1970. 206 с.
  32. В.И. Вводные слова в аспекте актуального членения. Вопросы языкознания, 1984, № I, с.101−105.
  33. .А. Курс на мастерство. Киев: Радянська школа, 1974. — 222 с.
  34. Н.И. Роль звукотехнической наглядности в раз-, ," витии речевого слуха учащихся при изучении фонетики в 5 классе.-В сб.: Вопросы методики русского языка в высшей и средней школе. Красноярск, 1965, с.139−167.
  35. . Аффективный язык. В кн.: Язык. Лингвистическое введение в историю. — М.: Соцэкгиз, 1937, с.134−150.
  36. В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. — 240 с.
  37. В.В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка. В кн.: Вопросы синтаксиса современного русского языка /Под. ред. В. В. Виноградова. — М.: Изд-во МП РС? СР, 1950, с.183--256.
  38. С.М. Выразительное слово. Спб.: тип.1. Сириус", 1913. 215 с.
  39. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Теория русской речевой интонации. Ш.: Госиздат, 1922. — 128 с.
  40. Л.С. Мышление и речь. В кн.: Избранные пси- I/ хологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956, с.38--7З86.
  41. В.Н. Интонационно-смысловые упражнения при изучении предложений с однородными членами в 7 классе. Русский язык в школе, 1974, с.32−36.
  42. В.Н. Обучение учащихся 4-го класса интонационной выразительности. Русский язык в школе, 1972, № 3, с.32−36.
  43. В.Н. Работа над интонацией при изучении предложений с обращениями и вводными словами. Русский язык в школе, 1983, № 6, с.18−21.
  44. А.Н. К вопросу о фонологических средствах русского языка. В кн.: Избранные работы по орфографии и фонетике. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, с.141−182.
  45. А.Н. К.С.Станиславский о фонетических средствах языка. Лекция для учителей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 23 с.
  46. А.Н. О фонологических средствах русского языка. М.-Л.:Изд-во АПН РСФСР, 1949. — 168 с.
  47. А.Н. Очерки по стилистике русского языка. Изд-е 3-е. М.: Просвещение, 1965. — 408 с.
  48. .Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1980. — 335 с.
  49. Л.К. Из истории русского красноречия. Учение М. В. Ломоносова. Русская речь, 1983, № 5, с.47−53.
  50. Л.П. Особенности формирования некоторых речевых действий. В сб.: Практическая направленность в преподавании русского языка. — М.: Изд-во НИИ школ РСФСР, 1983, с.60−63.
  51. М.П. Об интонационном членении некоторых видов монологических высказываний (на материале французского языка). В сб.: Экспериментальная фонетика. — Минск, 1972, с.68−85.
  52. А.В. Опыт семасиологии частей речи и их форм на почве греческого языка. Прага: тил. Грегра, 1897. — 544 с.
  53. А.В. Русский язык: Учебное пособие для гуманитарных групп подготовительных отделений пединститутов, М: Просвещение, 1983. — 352 с.
  54. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  55. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 160 с.
  56. Л.Н. Методика работы над интонацией при изучении осложненного предложения. Кэнд.дисс. I., 1982. — 195 с.
  57. Е.А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. М.: Наука, 1981. — 276 с.
  58. И.А. Речь как интермодальный процесс. В сб.: Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. -М.: Изд-во МГУ, 1970, с.54−58.
  59. Л.Р. Общая фонетика. Изд-е 2-е. М.: Высшая школа, 1979. — 312 с.
  60. Л.В. Интонация и просодия в организации текста. В сб.: Звучащий текст. — М.: ИНИОН АН СССР, 1983, с.11−22.
  61. Золотова Г, А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. — 368 с.- IbJL
  62. С.Ф. Речевой слух и культура речи. М.: Просвещение, 1970. — 96 с,
  63. Иванова-Лукьянова Г. Н. Чтение вслух с опорой на пунктуацию. М.: Русский язык, 1980. — 136 с.
  64. Из трудов А. А. Шахматова по современному русскому языку. М.: Изд-во МП РСФСР, 1952. — 272 с.
  65. С.Г. Основы синтагматического членения и мелодики при чтении научного текста. В кн.: Чтение. Перевод. Устная речь. Методика и лингвистика. Л.: Наука, 1977, с.155−162.
  66. Интонация. Киев: Вища школа, 1978. — 240 с.
  67. С.Ш. Опыт интонационночмелодического анализа русской речи: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГИТМИК, 1979. -- 97 с.
  68. Е.С. Вопросы учения о предложении по материалам архива А.А.Шахматова. В кн.: А. А. Шахматов. 1864−1920. Сборник статей и материалов / Под ред.С. П. Обнорского. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947, с.317−339.
  69. Л.Д., Данилова З. П. Пособие по фонетике и интонации русской речи. Казань, 1973. — 60 с.
  70. Т.А. К вопросу об интонации и грамматике. -В сб.: Законы семантического развития в языке / Под ред. Т. А. Дегтеревой. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1961, с.121−139.
  71. В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности. Русский язык в школе, 1978, № 4, с.58−66.
  72. И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: Просвещение, 1976.239 с.
  73. А.Н., Крылова О. А., Одинцов А. В. функциональныетипы русской речи. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  74. С.Н. Интонация эмоциональной речи. Одесса, 1973. — 44 с.
  75. А.Е. Педагогический вуз и общеобразовательная школа. Советская педагогика, 1983, В 10, с.68−71.
  76. Т.В. Обучение выразительному чтению учащихся 1У-У классов. Русский язык в школе, 1983, № 3, с.24−29.
  77. Н.К. О преподавании русского языка в школах для взрослых. Педагогические соч. Т.9. — М.: Изд-во АШ РСФСР, I960, с.7−13.
  78. П.С. О фонологической системе сербохорватского языка. В кн.: Реформатский А, А, Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. — М.- Наука, 1970, с.336−354.
  79. П.С. К вопросу о фонематической системе французского языка. В кн.: Реформатский А, А, Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. -М.: Наука, 1970, с. 163−208.
  80. Ю.Г. Пособие по фонетике русского языка. -М.: Высшая школа, 1971. 128 с.
  81. Леонтьев А, А. Высказывание как предмет лингвистики, психолоингвистики и теории коммуникации. В сн.: Синтаксис текста. — М.: Наука, 1979, с.18−36.
  82. Леонтьев А, А. Описание фонетической системы языка для целей обучения. В кн.: Звуковой строй языка. — М.: Наука, 1979, с.179−184.
  83. Леонтьев А. А, Психолингвистические единицы и пороаде-ние речевого высказывания. М.- Наука, 1969. — 305 с.
  84. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. -М.: Просвещение, 1969. 214 с.
  85. А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. М.: Просвещение, 1968. — 143 с.
  86. А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе. М.: Педагогика, 1975. — 160 с.
  87. А.Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. М.: Просвещение, 1975. — 143 с.
  88. М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия. Полн. собр. соч. Т.7. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952, с.19−80,
  89. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. — 271 с.
  90. М.Р. Некоторые вопросы обучения русскому языку в свете теории речевой деятельности. В сб.: Лингвистические основы преподавания языка. — М.: Наука, 1983, с.74−93.
  91. М.Р. Тенденции развития речи учащихся: Пособие для студентов пединститута. Вып.1. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. — 80 с.
  92. М.В. Применение звукозаписи в обучении ино- ^ странным языкам. М.: Высшая школа, 1979. — 133 с.
  93. М.В. Работа с магнитофоном при обучении иностранным языкам: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1965. — 80 с.
  94. М.В. Теория и практика применения технических средств в обучении иностранным языкам. Киев: Вища школа, 1979. — 255 с.
  95. А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Педагогические соч. Т.4 — М.: Педагогика, 1984, с. 230−248.
  96. М.И. Введение в общую фонетику. М.: Учпедгиз, 1959. — 135 с.
  97. М.И. Современный русский язык. Фонетика.- М.: Просвещзние, 1976. 288 с.
  98. Ч.Г. Дыхание и голос драматического актера. -М.: Изд-во ГИТИС, 1974. 162 с.
  99. И.Л. Пособие по интонации (для студентов-филологов старших курсов): Учебное пособие. М.: Русский язык, 1983. — 239 с.
  100. .С. Физиологические и психологические основы устной речи и чтения. В сб.: Выразительное чтение в школе и в вузе. — Иркутск, 1976, с.5−17.
  101. Т.М. Интонация сложного предложения в славянских языках. М.: Наука, 1969. — 286 е.
  102. Т.М. О синтаксических отношениях единиц интонационного уровня и о соотношении фразовой интонации и синтаксиса языка. В кн.: Теоретическая фонетика и обучение произношению. — М.: Изд-во УДН, 1975, c. III-118.
  103. Т.М. Три интонационных слоя звучащей фразы.-В кн.: Звуковой строй языка. М.: Наука, 1979, с.219−225.
  104. Т.М. Фразовая интонация славянских языков.-М.: Наука, 1977. 278 с.
  105. Т.М. Функции акцентного выделения и семанти-ко-синтаксическая структура высказывания. В кн.: Фонология, фонетика, интонология. Материалы к IX Между нар одному конгрессу фонетических наук. — М., 1979, с.98−106.
  106. Т.М. Языковые функции фразовой интонации иее лингвистический статус. В сб.: Вопросы фонологии и фонетики. — М.: Изд-во АН СССР, 1971, ч.2, с.169−175.
  107. С.Т. Культура речи и речевое мастерство. -Русский язык в школе, 1982, № I, с.55−62.
  108. Основы методики русского языка в 4−8 классах / Под ред. А. В. Текучева и др. М.: Просвещение, 1978, — 381 с.
  109. Павловские среды. М.: Изд-во АН СССР, 1949. Т.2, с.576−590.
  110. .Т. Интонационно-смысловой анализ на уроках ри-тературы в старших классах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.46 с.
  111. М.В. О стилях произношения (в связи с общими проблемами стилистики). В кн.: Развитие современного русского языка / Под ред.С. И. Ожегова и М. В. Панова. — М.: Изд-во АН СССР, 1963, с.5−39.
  112. М.В. Русская фонетика, М.: Просвещение, 1967.439 с.
  113. М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.: Высшая школа, 1979. — 256 с.
  114. А.Н. Сценическая речь. М.: Искусство, 1981,191 с.
  115. A.M. Интонация и грамматика. В кн.: Избранные груды. -М.: Учпедгиз, 1959, с.177−191.
  116. A.M. Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания. В кн.: Избранные труды. — М.: Учпедгиз, 1959, с.19−32.'
  117. A.M. Русский синтаксис в научном освещении. Изд-е 7-е. М.: Изд-во МП РСФСР, 1956. — 511 с.
  118. Н.А. Критерии хорошей речи. Русский язык в школе, 1977, № 6, с.60−67.
  119. Г. Г. Некоторые данные экспериментального изу-, чения интонации. В кн.: Вопросы теории и методики русского языка. Труды XI зональной научной конференции кафедр русского языка вузов Среднего и Нижнего Поволжья. — Ульяновск, 1969, с.298−304.
  120. Программы восьмилетней и средней школы на 1983/1984 учебный год. Русский язык. М: Просвещение, 1983. — 48 с,
  121. Программы педагогических институтов. Сборник 3. М.: Просвещение, 1980, с.5−32.
  122. И.Ю. Интонационная выразительность актера, -В кн.: Культура сценической речи. М.: Изд-во ВТО, 1979, с.159−265.
  123. Психология / Под.ред.А. А. Смирнова и др.- М.: Учпедгиз, 1956. 576 с.
  124. Пыж Е. М. Взаимодействие интонационных и лексико-грам-матических компонентов в разговорной речи. Автореферат канд. дисс. Саратов, 1981, — 16 с.
  125. М.Г. О мелодической структуре вопросительных и незаконченных повествовательных предложений в русском языке. В сб.: Синтаксис и интонация. — Уфа, 1976, с.147−151.
  126. М.Г. Проблема бинарного описания интонационных характеристик речи. Автореферат канд.дисс. Л., 1973.19 с.
  127. А.А. Введение в языкознание. Изд-е 4-е, исправ. и доп. М.: Просвещение, 1967. — 542 с.
  128. А.А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. М.: Наука, 1970. 527 с.
  129. А.А. Пролегомены к изучению интонации. -В кн.: Фонологические эткщы. М.: Наука, 1975, с.5−73,
  130. P.M. Сравнительная характеристика мелодики итемпа вводных и вставных предложений. В сб.: Вопросы фонетики и обучение произношению. -М.: Изд-во МГУ, 1975, с.167−188.
  131. Г. А. К вопросу о сверхфразовом единстве в речи. В кн: Экспериментальная фонетика. — Минск: Изд-во МГПИИЯ, 1972, с.146−163.
  132. М.К. Тон и интонация в современном китайском языке. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 196 с.
  133. Русская грамматика. T.I. М.: Наука, 1980, с.96−122.
  134. Русская грамматика. Т.2. -М.: Наука, 1980, с.188−190, 231−237, 386, 397−401, 650−656.
  135. Русский язык: Пособие по синтаксису / Под ред.Л.П.Фе-доренко. М.: Высшая школа, 1983. — 128 с.
  136. Русский язык. Учебник для 4 класса / Под ред.Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 1984. — 304 с.
  137. Русский язык. Учебник для 5−6 классов. М.: Просвещение, 1984. — 368 с.
  138. Русский язык. Учебник для 7−8 клаосов. М.: Просвещение, 1984. — 278 с.
  139. Русский язык. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1979. — 432 с.
  140. Е.Ф. Сценическая речь. М.: Искусство, 1955. — 251 с.
  141. Е.Ф. Сценическое слово. М.: Советская Россия, 1963. — 114 с.
  142. Н.Д. Интонационная система русского языка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — 175 с.
  143. Н.Д. К вопросу о функциях интонации. -В кн.: Звуковой строй языка. М.: Наука, 1979, с.252−255.
  144. Н.Д. Характеристика основных мелодических типов в интонации немецкого языка. Автореферат канд.дисс.- Л., 1970. 19 с.
  145. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 647 с.
  146. В.Н. О московской фонологической школе. В кн.: Развитие фонетики современного русского языка. — М.: Наука, 197I, с.7−20.
  147. В.А. Опыт построения профессиограммы учителя советской школы. В сб.: Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогического вуза. 4.1.-Владимир, 1972, с.13−14.
  148. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  149. В.А. и др. Теоретико-методологический аспект формирования активной личности учителя. Советская педагогика, 1983, № II, с.80−84.
  150. Н.М. Цели, задачи и пути исполнительского анализа. В кн.: Выразительное чтение в школе и в вузе. — Иркутск, 1976, с.18−30.
  151. Н.И. Развитие и закрепление произносительных навыков при обучении чтению. В сб.: Теоретическая фонетика и обучение произношению. — М.: Изд-во УДН, 1975, с.237−243.
  152. Ф. Курс общей лингвистики. В кн.: Труды по языкознанию. — М.:Прогресс, 1977, с.31−285.
  153. М.Г. О состоянии интонационной грамотности студентов-узбеков и задачах обучения русской интонации. В сб.: Вопросы русской лингводидактики в национальной школе / Под ред. Н. В. Черемис иной. — М.: Изд-во НИИ СШО АПН СССР, 1976, с.16−23.
  154. К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1951. — 668 с.
  155. К.С. Речь и ее законы. В кн.: Об искусстве театра. Избранное. -М.: Изд-во ВТО, 1982, с.345−362.
  156. С.П. Опыт работы над интонационно-произносительной культурой речи студентов-филологов. В сб.: Выразительное чтение в вузе и школе. — Иркутск, 1976, с.100−116.
  157. Сценическая речь / Под ред.И. П. Козляниновой. М.: Просвещение, 1976, — 336 с.
  158. Н.Н., Кривонос И. Ф. Обучение студентов основам педагогического мастерства. Советская педагогика, 1983, № 7, с.89−92.
  159. А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
  160. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 270 с.
  161. .В. О стихе. Я.: Прибой, 1929.- 326 с.
  162. И.Г. Интонация и смысл высказывания. М.: Наука, 1979. — III с.
  163. И.Г. Интонация как компонент текста. В кн.: Фонология. Фонетика. Интонология. Материалы к IX Meвдународному конгрессу фонетических наук. — М., 1979, с.160−168.
  164. И.Г. Современная проблематика интонационных исследований. Вопросы языкознания, 1984, № 4, с.116−126.
  165. И.Г. Теория интонации. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1974. — 207 с.
  166. И.Г. Эмоциональность в речи. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения.чМ.: Наука, 1976, с. 228 231.
  167. В.Я. Интонационно-стилистический анализ индивидуальных особенностей речи. Русский язык за рубежом, 1984, № 2, с.36−43.
  168. Т.Н. и др. Психологические исследования семантики речи. Вопросы психологии, 1983, № 5, с.30−41.
  169. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  170. Л.П. Методическое руководство по русскому языку для преподавателей. М.: Высшая школа, 1983. — 96 с.
  171. Л.П. Методы обучения русскому языку в вечерней (сменной) школе. М.: Изд-во Ш РСФСР, 1961. — 120 с.
  172. Л.П. Пособие для самостоятельного обучения правил русской орфографии учащимися средних профтехучилищ. -М.: Высшая школа, 1982. 159 с.
  173. Л.П. О структуре речевых навыков, Русский язык в школе, 1971, № 2, с.12−17.
  174. Л.П., Лотарев В. К. Практикум по орфографии и пунктуации. М.: Просвещение, 1979. — 208 с.
  175. Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1964. — 255 с.
  176. Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. — 160 с.
  177. Л.П. Русский язык. 7 класс / Под ред.Ф. П. Филина и М. В. Панова. М.: Просвещение, 1971. — 152 с.
  178. Л.П. Русский язык. 8 класс. М.: Просвещение, 1972. — 96 с.
  179. Л.П. Теоретическое обоснование практической направленности в обучении русскому языку в школе. В сб.: Практическая направленность в преподавании русского языка. -М.: Изд-во НИИ школ, 1983, с.12−18.
  180. Л.П. Теория и опыт как источник развития методической науки. Русский язык в школе, 1983, № I, с.31−38.
  181. Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаиче-ва А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Изд-е 2-е, дораб, М.: Просвещение, 1984. — 240 с.
  182. Физиология речи. Восприятие речи человеком / Под ред. Л. А. Чистович. М.: Наука, 1976. — 386 с.
  183. Г. П. Выразительное чтение на уроках русского языка. Лекция для учителей. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. — 20 с.
  184. Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе / Под ред.В. В. Виноградова. М.- Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 447.с.
  185. Д.Л. Анализ, синтез и восприятие речи. М.: Связь, 1968. — 396 с.
  186. И.А. Фонетический разбор и развитие речевого слуха учащихся. Русский язык в школе, 1980, № 5, с.23−30.
  187. Л.К. Анализ речевой интонации. Рига: Зинатне, 1974. — 272 с.
  188. Л.К., Катлапе Н. Я. Теория публичной речи. -Рига: Зинатне, 1971. 119 с.
  189. Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. Киев: Вища школа, 1981. — 240 с.
  190. Н.В. Мелодика и синтаксис русской синтагмы.-Веб.: Синтаксис и стилистика. М.: Наука, 1976, с.65−85.
  191. Н.В. Ритм и интонация русской художественной речи. Автореферат докт.дисс. М., 1971. — 48 с,
  192. Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Русский язык, 1982. — 207 с.
  193. Н.В. Строение синтагмы в русской художественной речи. Ригмико-интонационная структура предложения врусской художестввниой речи. В кн.: Синтаксис и интонация.- Уфа, 1969, с.3−248.
  194. В.И. В защиту живого слова. В кн.: Избранные труды. Т.2. -М.: Просвещение, 1970, с.516−529,
  195. В.И. Азбука выразительного чтения (Первые указания и советы учащимся), В кн: Избранные труды. Т.2.
  196. М.: Просвещение, 1970, с.475−507.
  197. Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1973. — 265 с.
  198. Р.Л. К анализу механизмов возникновения паузв речи. В сб.: Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. — М.-Л.: Наука, 1966, с.31−44.
  199. С.В. Ритм и смысл. М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 272 с.
  200. Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1958, T.I. 182 с.
  201. Л.В. Фонетика франоузского языка. М.: Высшая школа, 1963. — 309 с.
  202. Л.В. Языковая система и речевая деятельность.- Л.: Наука, 1974 -427 с.
Заполнить форму текущей работой