Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-педагогическая работа в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными предпосылками становления системы социальной помощи и социальной защиты детей России в к. XIX — н. XX века являлись: исторические предпосылки (менталитет русского народа, природно-климатические условия, геополитическое положение страны), определившие выделение институтов помощи в зависимости от хозяйственной деятельности населения, саму функцию помощи, с одной стороны, как проявление… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические аспекты исследования социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века
    • 1. 1. Состояние исследования проблемы социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века

    1.2. Основные понятия исследования социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века.43 1.3. Предпосылки становления системы социальной помощи и социальной защиты детей в России до конца XIX века.50

    Выводы по I главе.72

    Глава II. Сущность социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX-н. XX века.76

    2.1. Становление системы социальной помощи и социальной ' ' защиты детей и её учреждений в России в к. XIX — н. XX вв.76

    2.2. Специфика социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России в к. XIX -н. XX вв.87

    Выводы по II главе.114

Социально-педагогическая работа в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социальная помощь и социальная защита детства в современном мире является одним из важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, определяющего его гуманистическую направленность. Право на получение социальной помощи и социальной защиты стало одним из важнейших компонентов правового статуса ребёнка, и в таком качестве закреплено как в международных правовых документах, так и в Конституциях большинства развитых стран. Так, в Преамбуле Конвенции ООН «О правах ребёнка» (1989 г.) выделено положение о том, что ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

Современный этап развития российского общества отличает высокий процент детей, оставшихся без попечения родителей. Этот показатель является признаком неблагополучия страны. Дети, воспитывающиеся без должного внимания общества, пополняют его асоциальные ряды. Проблемой государственных интернатных учреждений (так же как и всех учреждений системы образования) является проблема социализации выпускников.

В начале XXI века в России продолжается процесс развития системы социальной помощи и социальной защиты населения, в том числе и социально неблагополучных детей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в относительно новых для страны условиях демократических реформ и рыночной экономики.

Одними из средств решения данной проблемы рассматривается система социальной помощи и социальной защиты детей, учитывающая потенциал отечественного опыта, а также организация социально — педагогической работы в учреждениях этой системы, направленная на их развитие, воспитание и социализацию в новых социокультурных условиях.

Интенсивный поиск перспективных моделей решения существующих проблем в социально-педагогической сфере в настоящее время актуализирует историко-педагогическое знание, которое рассматривается необходимым условием научно обоснованных подходов к их разработке. Поиск моделей решения на основе принципов целостности и преемственности предполагает их детерминацию историко-педагогическим знанием, позволяющим сохранять отечественную специфику в синтезе с зарубежными теориями и опытом.

Развитие системы социальной помощи и социальной защиты в настоящее время определяется переносом акцента на семейные формы устройства детей. Вместе с тем объективная потребность в существовании государственных учреждений в рамках данной системы продолжает оставаться востребованной. Понимание специфики деятельности учреждений системы социальной помощи и защиты детей, создаваемых как государством, так и обществом, церковью, частными лицами дает отечественный социально-педагогический опыт к. XIX — н. XX в.

В исследовании данного периода в настоящее время можно выделить три направления: историческое, историко-педагогическое и собственно социально-педагогическое. В рамках исторических исследований (JT.B. Бадя,.

B.В. Беляков, Н. Ф. Басов и В. М. Басова, П. В. Власов, A.M. Нечаева, П. И. Нещеретный, Т. С. Просветова, Г. Н. Ульянова, Я. Н. Щапов, М.В. Фирсов), рассматриваются вопросы детского призрения в контексте становления российской системы призрения в целом. Историко-педагогические исследования (С.В. Агулина, С. П. Бабинская, Т. Г. Деревягина, Ю. В. Пыльнев,.

C.В. Сергеева, Н. В. Соловьёва, Н.П. Иванова), характеризуют дидактические аспекты деятельности благотворительных учреждений для детей в России к. XIX — н. XX века. Социально-педагогические исследования (В.В. Морозов, Т. Ю. Купач, М. М. Плоткин, Т. С. Просветова, С. Л. Расчётина, Т. А. Ромм,.

Л.М. Щипицына) выделяют социальные аспекты обучения и воспитания в России к. XIX — н. XX века. Вместе с тем до настоящего времени нет целостного историко-педагогического исследования социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века, определяющего понимание специфики отечественных учреждений этой системы и организации социально-педагогической работы в них, направленной на развитие, воспитание и социализацию, а также социальную защиту.

Однако, значимость на современном этапе решения проблемы социализации подрастающего поколения, в том числе и в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты, необходимо предполагает поиск моделей ее решения с учетом отечественного опыта. Наличие данного противоречия обусловило выбор темы исследования: «Социально-педагогическая работа в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы предпосылки, основные этапы становления системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века и специфика социально-педагогической работы в них.

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — система социальной помощи и социальной защиты детей в России.

Предмет исследования — специфика социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века.

Цель, объект, предмет исследования определили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Проанализировать состояние исследования проблемы социальнопедагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века.

2. Уточнить сущность использования основных понятий исследования.

3. Выделить предпосылки становления системы социальной помощи и социальной защиты детей в России до к. XIX века.

4. Охарактеризовать процесс становления системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к концу XIX — н. XX века.

5. Определить специфику социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в Россци к. XIX — н. XX века.

Хронологические рамки исследования определяются периодом к. XIX — н. XX в., характеризующимся не только становлением системы социальной помощи и социальной защиты детей, но и выделением социально-воспитательной функции учреждений этой системы.

Общая методология исследования определяется концептуальными философскими и общенаучными идеями, положениями и принципами: идеей развития как фундаментальной мировоззренческой и методологической константыположением о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, принципами единства исторического и логического, преемственности и изменчивости, теоретического и эмпирического, необходимости и достаточности.

Специальную методологическую основу исследования составляют: системный подход (И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.), определивший выделение основных компонентов системы социальной помощи и социальной защиты на каждом этапе и интегративные свойства, присущие целостной системе на к. XIXн. XX вв.- аксиологический подход (Н.Д. Никандров, З. И. Равкин,.

В.А. Сластёнин и др.), позволивший соотнести условия становления системы, цели, содержание социально-педагогической работы в учреждениях этой системы с традиционными для российского общества к. XIX — н. XX века ценнрстямигерменевтический подход (В. Шлейермахер, А. Дильтей, Г. Гадамер, А. Ф. Закирова и др.), позволивший интерпретировать содержание исторических, историко-педагогических нормативно-правовых законодательных актов, историко-педагогических источников исследуемого хронологического периодасущностный подход (А.В. Коржуев, В. И. Загвязинский и др.), ориентирующий на выделение внутренних особенностей и связей, предпосылок становления системы социальной помощи и социальной защиты детей, уточнение понятийного аппарата в соответствии с объектом и предметом исследования, раскрытие содержания, методов, форм социально-педагогической работыисторический подход (З.И. Равкин, В. И. Загвязинский и др.)> позволивший проследить генезис системы социальной помощи и социальной защиты, представленный в компонентах этой системы и конкретных этапах её развития.

Решение поставленных задач обеспечивалось использованием совокупности методов исследования: анализа, синтеза, конкретизации, сопоставления, систематизации, обобщения, помогающих интерпретировать и объединять информацию по исследуемой темесравнительно-исторического и историко — логического методов, направленных на осмысление историко-педагогических источников в соотнесении с современными социально-педагогическими концепциямиисторико-ретроспективного метода, требующего синтетического осмысления прошлого, раскрытия сложности социально-педагогического процессааспектного анализа, определяющего структуризацию материала в логике раскрытия темы исследования, обобщающего анализа, помогающего выделить сущность исследуемой проблемыметода исторической актуализации проблемы, выделяющего те события прошлого, которые имеют наибольшую практическую значимость для социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей России на современном этапе.

Теоретической основой исследования являются:

1. исторические работы, раскрывающие генезис системы призрения в России (JI.B. Бадя, Н. Ф. Басов, В. М. Басова, В. В. Беляков, М.В. Фирсов);

2. историко-педагогические концепции, характеризующие дидактические аспекты деятельности детских благотворительных учреждений (С.В. Агулина, Т. В. Деревягина, Ю.В. Пыльнев);

3. педагогические концепции (И.А. Колесникова, В.А. Сластёнин), раскрывающие основные педагогические категории;

4. социально-педагогические концепции, выделяющие социальные, социально-воспитательные аспекты обучения и воспитания в России к. XIX — н. XX вв., определяющие основные социально-педагогические понятия и категории (Ю.В.Василькова, А. В. Мудрик, М. М. Плоткин, Т. С. Просветова, С. В. Расчетина, Т. А. Ромм, JI.M. Шипицына).

Источниковую базу исследования составляют опубликованные источники: документы, исходящие от правительственных учреждений (своды законов, доклады комиссии, учреждённой для обсуждения вопросов призрения нищих в сельских и городских обществах и способов призрения лиц, не приписанных ни к каким обществам) — уставы и отчёты учреждений системы призренияинструкции и циркуляры правительственных органов управления ! образованием (Св. Синода, канцелярии Ведомства учреждений императрицы.

Марии, Труды Первого съезда по общественному призрению) — дидактические.

I! I материалы XIX — начала XX века, научная историко-педагогическая литературасправочная и библиографическая литературапериодическая печать.

Неопубликованные источники: фонды государственного архива Российской Федерации, фонды государственного архива Воронежской области (ГАВО): доклады Воронежскому Губернскому Земскому Собранию за 1903 год, отчёты по призрению покинутых детей Воронежского Губернского Земства за 1904 — 1912 год, отчёт о деятельности Совета Общества попечения о бесприютных детях за 1903 год, отчёты о состоянии воронежских педагогических курсов за 1868 — 1869 год.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2004 — 2005) — изучалась и анализировалась историческая, историко-педагогическая, педагогическая, социально-педагогическая литература по проблеме исследованиявыявлялся и анализировался архивный материалпроводился сравнительно-сопоставительный анализ литературы и архивного материала, разрабатывались основные положения исследования, понятийный аппарат, определялась методология и логика исследования.

Второй этан (2005 — 2006) — проводился сравнительно-сопоставительный, аспектный, обобщающий анализ результатов исследования и их апробация (выступление на конференциях, публикации,' введение полученных результатов в содержание учебных курсов, учебных программ). Уточнялась методология, структура исследования.

На третьем этапе (2006 — 2007) — конкретизировалась структура, выводы исследования, проводилось внедрение его результатов в образовательный процесс высшей школы и литературное оформление текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

• уточнена сущность использования основных понятий исследования («призрение», «детское призрение», «социальная помощь», «социальная защита», «учреждения социальной помощи и социальной защиты», «система социальной помощи и социальной защиты», «развитие», «воспитание», «социализация», «адаптация», «трудовые навыки», «профессионально-трудовая подготовка», «социально-педагогическая работа»), необходимых и достаточных как для характеристики системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века, так и для выделения специфики социально-педагогической работы в учреждениях этой системы;

• определена совокупность предпосылок, обусловивших становление системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века, среди которых исторические, социокультурные, педагогические;

• охарактеризован процесс становления системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века: направления, основные этапы, компоненты и интегративные характеристики;

• определена специфика социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты, отражающаяся в ее цели, содержании, методах, формах, функциях;

• введены в научный оборот новые малоизвестные документы и материалы, расширяющие научные представления о социально-педагогической работе в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей России к. XIX — н. XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

• совокупность основных понятий рассматривается необходимой и достаточной для понимания как сущности системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIXн. XX века («призрение», «детское призрение», «социальная помощь», «социальная защита», «учреждения социальной помощи и социальной защиты», «система социальной помощи и социальной защиты»), так и специфики социально-педагогической работы в учреждениях этой системы («развитие», «воспитание», «социализация», «адаптация», «трудовые навыки», «профессионально-трудовая подготовка», «социально-педагогическая работа»);

• основными предпосылками становления системы социальной помощи и социальной защиты детей России в к. XIX — н. XX века являлись: исторические предпосылки (менталитет русского народа, природно-климатические условия, геополитическое положение страны), определившие выделение институтов помощи в зависимости от хозяйственной деятельности населения, саму функцию помощи, с одной стороны, как проявление ментальное&tradeрусского народа и, с другой стороны, как реализацию духовных ценностей. Вместе с этим исторически выделялась лидирующая роль государства в решении социальных проблем, рассматривавшихся необходимым условием укрепления самого государства. Исторически было обусловлено становление системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к концу XIX — н. XX века. Этот процесс был представлен к концу XIX века в двух этапах: (X — XVII в.) — этап церковно-частного призрения, (XVIII — 1 п. XIX в.) — этап государственного призрения. Социокультурные предпосылки (урбанизация, выделение новых социальных категорий детей, нуждавшихся в помощи и защите, этнокультурные традиции), обусловившие структуризацию не только институтов помощи и защиты детей, но и формы этой помощи, а также определявшие ценностную основу и нормы отношения к тем, кто нуждался в помощи. Педагогические предпосылки (общественно-педагогическое движение России 2-ой п. XIX — н. XX векавыделение социально-педагогического, психолого-педагогического направлений в общем процессе развития педагогики в конце XIX — н. XX века, выделение общественно-государственной подготовки педагогических кадров для учреждений системы социальной помощи и социальной защиты), определявшие вопросы помощи и защиты обездоленных детей в сферу общественного внимания, что, в свою очередь, обусловило необходимость разработки вопросов социальной направленности воспитания и обучения данных категорий детей;

• становление системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века проходило по трем направлениям (институты помощи — учреждения, источники финансирования, законодательство) и оформилось в к. XIX — н. XX в. — этапе государственно-общественного, церковного, частного призрения. Итогом целостного процесса в выделенный период становится система социальной помощи и социальной защиты детей, включавшая 4 основных института (государство, общество, церковь, частная инициатива), открывавших различные типы учреждений. Характеристикой оформившейся системы социальной помощи и социальной защиты детей в к. XIX — н. XX века являлась структуризация административной и финансовой помощи и защиты, проявляющаяся в выделении, как централизованных органов управления, так и территориальных форм помощи (земских, волостных, городских), а также оформлении правового поля деятельности этой системы. Вместе с этим тенденцией оформившейся системы становится преобладание институционального характера помощи;

• специфика социально-педагогической работы в учреждениях социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — начала XX века отражалась, во-первых, в цели, предполагающей социально-педагогическую помощь и защиту, во-вторых, в содержании, представленном общеразвивающим, прикладным характером обучения, религиозно-нравственным воспитанием детей, адекватным ментальное&tradeроссийского обществаорганизацией свободного времени, содержательно представленного развитием коммуникативных навыков воспитанников, развивающими, воспитывающими и социализирующими играмипрофессионально — трудовой подготовкой и взаимодействием с обществом, осуществляющимися посредством выполнения воспитанниками трудовых заказов, их участия в — 14 праздниках, подготовке и проведении концертовв-третьих, в формах работы (прогулка, урок, экскурсия, практические занятия) и методах работы (различные виды бесед, рассказов, комментированное чтение, выполнение упражнений, игры). Социально-педагогическая работа в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей была направлена на их развитие, воспитание, социализацию и социальную защиту.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что результаты и выводы исследования расширяют имеющие теоретические представления об исторической обусловленности организации и развития различных типов учреждений системы социальной помощи и социальной защиты детей, о социально-педагогической работе в этих учреждениях в её содержательной и процессуальной характеристиках.

Новое знание, полученное в результате исследования, дополнит содержание курса «История социальной педагогики».

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы направлены на совершенствование общепедагогической и профильной подготовки студентов педагогических учебйых заведений на основе расширения и конкретизации содержания учебных курсов и спецкурсов по истории педагогики, истории социальной педагогики. Вместе с тем, результаты и выводы диссертационного исследования могут быть положены в основу разработки спецкурсов для системы повышения квалификации социальных педагогов и социальных работников, также могут составить содержательную базу педагогического краеведения для студентов педагогических образовательных учреждений.

Достоверность и надёжность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью исходных положений работыисточниковедческой базой исследованиясоответствием комплекса методов историко-педагогического исследования его целям и задачам, непротиворечивостью полученных выводов. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в научных статьях, докладах, тезисах. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных межвузовских научно-практических конференциях в г. Пензе (Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная подготовка учительства: история, современность, перспективы» (2005, 2006, 2007 гг.), научно-практическая конференция «Подготовка специалистов социального воспитания молодёжи: традиции, трансформации, инновации» в г. Костроме (2007 г.), IV — ая Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и персйективы» в г. Воронеже (2006 г.), научно-практические конференции студентов, аспирантов, преподавателей исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета (2005, 2006, 2007, 2008 гг.), на заседаниях кафедры социальной педагогики Воронежского Государственного Педагогического Университета (ВГПУ) (2004 — 2008 г.). Внедрение результатов исследования осуществлялось в педагогическом процессе (учебные программы, учебные курсы) Воронежского государственного педагогического университета на базе исторического и психолого-педагогичес кого ф акультетов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, включающего 264 наименований использованных источников и литературы, в том числе материалов архивных фондов Государственного архива Российской Федерации, архивных фондов Воронежской области (ГАВО), а также приложений.

Выводы по второй главе.

Проведённое исследование позволило выявить сущность социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей, которая определяется, прежде всего, оформившейся в к. XIX — н. XX века в России системой, представленной в её основных этапах, компонентах, типах учреждений, отражавших отечественную специфику. Становление системы социальной помощи и социальной защиты детей в России оформилось к концу XIX — н. XX — этап государственно-общественного, церковного, частного призрения.

Итогом этого процесса становится система социальной помощи и социальной защиты детей, включавшая 4 основных института: государство, общество, церковь, частная инициатива. Основными интегративными характеристиками, отражавшими становление системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века явились структуризация административной и финансовой помощи, проявлением которой было выделение центральных и территориальных органов управления и форм помощи, а также преобладание институционального характера помощи.

Специфика социально-педагогической работы в учреждениях социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — начала XX века отражалась в её цели, содержании, методах, формах, функциях.

Целью деятельности учреждений системы социальной помощи и социальной защиты детей России, согласно документам к. XIX века [3, 16, 19, 64, 69] являлось «призрение совсем бесприютных детей-сирот или заброшенных родителями по крайней бедности, нерадению и т. п., сохранение или поправление их здоровья соответственным жизненным условиям помещением, достаточное питание и внимательный ухода также, посредством школы, преподавание им первоначального обучения, а посредством внимательного воспитания и постоянного надзора пробуждение, развитие и укрепление нравственных чувств, любви к труду, порядку, послушаниюнаконец, обучением какому-либо мастерству или определением в другие училища, мастерские или на места службы предоставление возможности материального обеспечения в течение последующей жизни, по выходе из приютов» [2, с. 25].

Специфика социально-педагогической работы определилась во-первых целью, предполагавшей оказание социально-педагогической помощи и защиты нуждающихся, содержанием, представленным общеразвивающим, прикладным характером обучения, направленным на получение таких знаний, которые давали понимание окружающего мира и адаптацию к немурелигиозно-нравственным воспитанием детей, адекватным менталъности российского общества, основывающимся на традиционных морально-нравственных ценностях православияорганизацией свободного времени, осуществлявшейся через развивающие, воспитывающие и социализирующие игры и направленной на развитие навыков общенияпрофессиональнотрудовой подготовкой, целью которой являлось не только формирование трудовых навыков, содействующих жизнесуществованию воспитанников, но и получение специальности, пользовавшейся спросом на рынке труда и дающей возможность самостоятельного заработкавзаимодействиелг с обществом, организованным путём выполнения трудовых заказов и участия воспитанников в праздниках. Основными формами выступали прогулка, урок, экскурсия, практические занятия. Распространёнными методами являлись различные виды бесед, рассказов, комментированное чтение, выполнение упражнений, игры. Функциональная роль социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты была направлена на развитие, воспитание и социализацию.

Проведенное исследование даёт основание констатировать, что выделение социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты, во-первых, объективно определяло необходимость разработки её теории и, во-вторых, отражало объективную общественную потребность разработки отечественной социальной педагогики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

'.

Проведенное исследование проблемы социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты в России к. XIX — н. XX века позволяет выделить основные результаты в соотнесении с поставленными задачами.

Состояние исследования проблемы характеризуется 3 основными этапами: дореволюционным, советским, постсоветским.

Особенностью дореволюционного этапа был акцент на исторические, историко-теоретические исследования (В.М. Бензин, В. И. Герье, С. К. Гогель, П.И. ' Георгиевский, В. Ф. Дерюжинский, Н. В. Исаков и др.), в которых рассматривается становление отечественной системы призрения и выделяется вопрос детского призрения (П.А. Кропоткин, Г. Г. Швиттау, Н. Н. Жеденев, Н.А. Якоби). Педагогические исследования этого этапа (И.И. Бецкой,.

Е.О. Гугель, В. Ф. Одоевский, Ф. С. Салтыков, В. Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский) отличало стремление осмыслить педагогический опыт работы в этих учреждениях, а также теоретизировать его и методически обосновать.

Советский этап отличается минимизацией внимания исследователей к данной проблематике, что объяснялось фактическим запретом на исследование вопросов благотворительности, призрения. Этот запрет был обусловлен системой действующего государственного социального обеспечения.

Постсоветский период характеризуется разноплановыми исследованиями. Выделяются исторические исследования (Л.В. Бадя, В. В. Беляков, Н. Ф. Басов и В. М. Басова, П. В. Власов, A.M. Нечаева, П. И. Нещеретный и др.), осмысливающие вопросы детского призрения в целостном контексте становления российской системы призренияисторико-педагогические исследования (С.В. Агулина, С. П. Бабинская, Т. Г. Деревягина,.

Ю.В. Пыльнев, С. В. Сергеева, Н. В. Соловьёва, Н.П. Иванова), делающие акцент на дидактических аспектах деятельности благотворительных учреждений и собственно социально-педагогические исследования (Ю.В. Василькова, В. В. Морозов, М. М. Плоткин, Т. С. Просветова, Т. Ю. Купач, C.JI. Расчётина,.

Т.А. Ромм, J1.M. Шипицына), в которых, во-первых прослеживается стремление учёных (Ю.В. Василькова, C.JI. Расчётина, Т. С. Просветова, JI.M. Шипицына) описать опыт деятельности учреждений детского призрения в терминах современной социально-педагогической науки, что находит отражение в соотношении понятий «учреждения системы детского призрения» с современным понятием «учреждения системы социальной помощи и социальной защиты». В данном стремлении мы видим действие принципа преемственности и целостности в поиске моделей решения современных социально-педагогических проблем и привлечении для этого историко-педагогического знания как необходимого условия.

Понятийный аппарат исследования проблемы социальнопедагогической работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX —н. XX века представлен совокупностью основных понятий, рассматривающихся нами необходимыми и достаточными для понимания системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX —н. XX века и ее учреждений («призрение», «детское призрение», «социальная помощь», «социальная защита», «учреждения социальной помощи и социальной защиты», «система социальной помощи и социальной защиты»), а также совокупностью понятий, определяющихся нами необходимыми и достаточными для осмысления специфики социально-педагогической работы в учреждениях рассматриваемой системы («адаптация», «социальная адаптация ребёнка», «развитие», «воспитание», «социализация», «трудовые навыки», «профессионально-трудовая подготовка», «социально-педагогическая работа»). При этом, под социально-педагогической работой мы понимаем как вид деятельности, направленный непосредственно на детей с целью их развития, воспитания, социализации и характеризующуюся институциональными рамками.

В результате проведенного исследования выявлены основные предпосылки становления системы социальной помощи и социальной защиты детей в России в к. XIX — н. XX века: исторические предпосылки (менталитет русского народа, природно-климатические условия, геополитическое положение страны), определившие выделение институтов помощи в зависимости от хозяйственной деятельности населения, саму функцию помощи с одной стороны как проявление ментальности русского народа и, с другой стороны, как реализацию духовных ценностей православия. Вместе с этим исторически выделялась лидирующая роль государства в решении социальных проблем, рассматривавшихся необходимым условием укрепления самого государства. Исторически было обусловлено становление системы социальной помощи и социальной защиты детей России к концу XIX века, оформившееся в два этапа: Гэтап — церковно — частного призрения — (X — XVII вв.) — II этапгосударственного призрения — (XVIII — 2 п. XIX в.).

Социокультурные предпосылки (урбанизация, выделении социальных категорий детей, нуждавшихся в помощи и защите, этнокультурные традиции) обусловившие структуризацию не только институтов помощи и защиты детей, но и формы этой помощи. Наряду с этим данная группа предпосылок определяла ценностную основу и нормы отношения к тем, кто нуждался в помощи.

Педагогические предпосылки (общественно-педагогическое движение России 2-ой п. XIX — н. XX векавыделение социально-педагогического, психолого-педагогического направлений в общем процессе развития педагогики в конце XIX — н. XX века, выделение общественно-государственной подготовки педагогических кадров для учреждений системы социальной помощи и социальной защиты), определившие вопросы помощи и защиты, обездоленных детей в сферу общественного внимания. Это, в свою очередь, обусловило необходимость разработки вопросов социальной направленности воспитания и обучения данных категорий детей, и создание институтов подготовки педагогов для работы с такими детьми;

Результатом проведённого исследования явилось выделение этапа оформления системы: — к. XIX — н. XX в. — государственно-общественного, церковного, частного призрения. Итогом этого процесса становится система социальной помощи и социальной защиты детей, включавшая 4 основных института: государство, общество, церковь, частная инициатива, каждый из которых учреждал свои институты помощи и защиты детей. Характеристикой оформившейся системы социальной помощи и социальной защиты детей в к. XIX — н. XX века являлась структуризация административной и финансовой помощи и защиты, проявляющаяся в выделении территориальных форм помощи (земских, волостных, городских), а также оформлении правового поля деятельности этой системы. Вместе с этим тенденций сформировавшейся системы становится преобладание институционального характера помощи.

Анализ источников и литературы позволил выявить специфику социально-педагогической работы в учреждениях социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — начала XX века. Данная специфика определялась, во-первых, целью, предполагающей социально-педагогическую помощь и защиту, во-вторых, содержанием, представленным общеразвиваюъцим, прикладным характером обучения, направленным на получение таких знаний, которые давали понимание окружающего мира и адаптацию к немурелигиозно-нравственным воспитанием детей, адекватным менталъности российского общества, основывающимся на традиционных морально-нравственных ценностях православияорганизацией свободного времени, осуществлявшейся через развивающие, воспитывающие и социализирующие игры и направленной на развитие навыков общенияпрофессионально — трудовой подготовкой, целью которой являлось не только формирование трудовых навыков, содействующих жизнесуществованию ' воспитанников, но и получение специальности, пользовавшейся спросом на рынке труда и дающей возможность самостоятельного заработкавзаимодействием с обществом, организованным путём выполнения трудовых заказов и участия воспитанников в праздниках. Основными формами выступали прогулка, урок, экскурсия, практические занятия. Распространёнными методами являлись различные виды бесед, рассказов, комментированное чтение, выполнение упражнений, игры. Социально-педагогическая работа в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века была направлена на их развитие, воспитание и социализацию и социальную защиту.

Проведенное исследование не является исчерпывающим и позволяет наметить перспективы дальнейшей работы: проблема восприятия детьми и подростками ценностей, содержания, форм, методов социально-педагогической работы в контексте этапов развития системыизучение профессиональной подготовки педагогов для работы в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX — н. XX века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.В. Становление и развитие воспитательно-благотворительных учреждений для детей в России (сер. XIX — нач. XX в.): автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Агулина. М.: МГПУ, 1996. — 22 с.
  2. Антология социальной работы / Сост. М. В. Фирсов: в 5 т. // История социальной помощи в России М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1994. -Т. 2. — 288 с.
  3. Антология социальной работы. / Сост. М. В. Фирсов: в 5 т. // История социальной помощи в России М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1994. —Т. 2. — 544 с.
  4. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / сост. А. В. Овчинников, JI.H. Беленчук, С. В. Лыков. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 384 с.
  5. Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы /Под ред. М. В. Фирсова. М.: Подвиг, 2001.- 305 с.
  6. , С.П. Сельские воспитательные учреждения приютского типа в дореволюционной России: автореф. дис.. канд. пед. наук /С.П. Бабинская М.: МГПИ, 1967. — 16 с.
  7. Бадя, J1.B. Благотворительность и меценатство в России: краткий исторический очерк / JI.B. Бадя — М.: Богатырь, 1993. 112 с.
  8. , JT.B. Исторический опыт социальной работы в России / Л. В. Бадя, Л. И. Егошина, Н. В. Елфимова, И. В. Курукин. М.: ХОЗО МВД Республики Коми, 1994. — 255 с.
  9. , Л.В. Прогрессивные идеи педагогики и социальной работы в 'России: история и современность / Л. В. Бадя. М.: АСОПиР, 1995. — 23 с.
  10. , Н.Ф. История социальной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Н.Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-256с.
  11. Бесплатная школа для беспризорных детей // Трудовая помощь. 1900. -№ 1. — С. 48 -53.
  12. , В.В. Сиротские детские учреждения в России /В.В. Беляков. -М.: Дом, 1993. 24 с.
  13. , В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси /В.М. Ъензин // Трудовая помощь. 1906. — № 5−6. — С. 12−17.
  14. , И.И. Генеральный план воспитательного дома /И.И. Бецкой // Генеральное учреждение о воспитании обоего пола, конфирмованное Ея императорским Величеством 1764 года марта 12-го дня. СПб.: Тип. П. П. Рябушинского, 1766. — 110 с.
  15. Благотворительные организации социальной направленности / под ред. Л. А. Бадя. -М.: АСОПиР, 1998. 345 с.
  16. Благотворительные учреждения для слепых в России / Сост. М. В. Фирсов //Антология социальной работы: В 5 т. М.: Сварог — НВФСПГ, 1994. -Т. V- С. 124−132.
  17. Благотворительные учреждения Российской Империи / Сост. Собственною Е.И. В. Канцелярией по учреждениям императрицы Марии. Т.1. СПб.: Тип. П. П. Рябушинского, 1900. — 300 с.
  18. , В.В. Сиротские детские учреждения России / В. В. Беляков. М.: Дом, 1993.-21 с.
  19. , М.В. Становление подготовки педагогов для учреждений социальной — защиты и социальной помощи в России (н. XX в.) / М. В. Боброва. // Профессиональная подготовка учительства: История, современность и перспективы. Пенза: ПГПУ, 2005.- С. 141−144.
  20. , М.В. Социализация воспитанников учреждений системы социальной помощи и социальной защиты в России (к. XIX н. XX века) /М.В. Боброва // Научные труды преподавателей и студентов исторического факультета. Выпуск 2. — Воронеж: ВГПУ, 2007. — 375 с.
  21. , Ю.В. Лекции по социальной педагогике / Ю. В. Василькова. -М.: Академия, 1997. С. 86 — 125.
  22. , Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций. Учебное пособие / Ю. В. Василькова. М.: Академия, 1999. — 440 с.
  23. , Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова 2-е изд. Стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 440 с.
  24. , Б.И. История земства за сорок лет / Б. И. Веселовский в 4 Т. Т.1.- СПб: Изд-во О. Н. Поповой, 1909.- 724 с.
  25. , Б.И. История земства за сорок лет / Б. И. Веселовский в 4 Т. T.3-V./ СПб: Изд-во О. Н. Поповой, 1911, — 708 с.
  26. Вопросы и нужды учительства: первый сборник статей и справок / под ред. Е.А. Звягинцева—М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1909. 16с.
  27. Мариинский детский приют // Вестник благотворительности. — СПб., 1902. -№ 3. С. 72.
  28. Приют цесаревны Марии // Вестник благотворительности. СПб., 1900. -№ 4, № 10. — С.114 — 152.
  29. Приюты уезда // Вестник Воронежского Уездного Земства Воронеж, 1916. — № 19 (12 августа). — С.45.
  30. Воронежский юбилейный сборник в память 300-летия города Воронежа: в 2 т. Воронеж: ВГИ, 1886. — т. 1. — С.35 — 67.
  31. Воспитание и гигиена в воспитательных домах // Трудовая помощь V-год- 1902. № 5- 6 (май- июнь).
  32. Воспитание и гигиена в воспитательных заведениях // Трудовая помощь. 1902. — № 5.-С. 640 -652.
  33. , П.В. Обитель милосердия: о дореволюционных московских благотворительных учреждениях / П. В. Власов. М.: Академия, 1991. -145 с.
  34. Высочайше утверждение Нормальное Положение о низших сельскохозяйственных школах: Утв. 27 декабря 1883 г // Полное собрание законов Российской Империи. 1883 г. Собр. 3-е. — Спб.: Тип. П. П. Рябушинского, 1886. — Т. З — С. 491−496.
  35. Государственный архив Российской Федерации: Записка сенатора Унковского о работе комиссии по пересмотру существующих положений, о порядке управления учреждениями Ведомства императрицы Марии (ГАРФ). Ф. 642. on. 1. ед. хр. 199. л. 59 61.
  36. Государственный архив Российской Федерации: Циркуляра Главного управления Ведомства учреждений Императрицы Марии (ГАРФ). Ф. 6787. on. 1. ед. хр. 68. л. 64, 65.
  37. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Ф. 3. оп.1. д. 686 л. 34−45.
  38. ГАВО ф. 20 оп.1 д. 2763 л.53.
  39. ГАВО ф. 20 оп.1 д. 6646 л. 131, 404.
  40. ГАВО ф. 20 оп.1 д. 4390 л. 19,27,35, 112, 117, 123, 140, 147, 151.
  41. ГАВО ф. 20 оп.1 д. 8334 л. 75.
  42. ГАВО ф. 19 оп.1 д. 2188 л. 11−12.59/ГАВО ф. 20 оп.1 д. 4391 л. 3−4, 8−9.
  43. ГАВО ф. 20 on. 1 д. 1 л. 88, 89, 90, 92, 113.
  44. ГАВО ф. 20 оп.1 д. 2413 л. 5 14.
  45. ГАВО ф. 20 оп.1 д. 2899 л. 76.63/ ГАВО ф. 20 оп.1 д. 2543 л. 25.
  46. ГАВО ф. 20 оп.1 д. 2769 л. 1, 6, 9−11.
  47. , Ю.Н. Профессиональная подготовка социальных педагогов / Ю. Н. Галагузова. // Социальная работа. 1992. — № 6. — С. 79 — 85.
  48. Генеральный план Императорского Воспитательного дома // Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985. — С. 151 -155.
  49. , В.И. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки /В.И. Герье. СПб.: Тип. П. П. Рябушинского, 1897. — 117 с.
  50. , В.И. О способах помощи безработным / В. И. Герье. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1898. — С.З.71.'Герье- В. И. Попечительства о бедных в Москве в 1895 г. /В.И. Герье. -М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1895. 63 с.
  51. , П.И. Призрение бедных и благотворительность /П.И. Георгиевский. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1894. — 47 с.
  52. , С.К. Всероссийский Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению /С.К. Гогель // Трудовая помощь. — 1909. -№ 3, — С. 275 -285.
  53. , Е.А. Воспитательные дома и приюты в Российской империи: 60−70-е.rr.XVIII в. н. XX в. / Е. А. Горшкова // Педагогика. — 1995. -№ 1. — С. 117−119.
  54. Горохова, Е. А. Воспитательные дома и приюты в Российской империи
  55. Е. А Горохова // Педагогика.- 1995.-№ 1.- С. 117 119.
  56. , Е.О. Детский сад до детского сада: Сочинения Е. О. Гугеля о школе для малолетних детей при Гатчинском Воспитательном доме / Е. О. Гугель. СПб.: Наука, 2004 — 80 с.
  57. , JI.B. Сельская община в средневековой Руси /JI.B. Данилова. -М.: Академия, 1994. 423 с.
  58. , Т.Г. Социальное партнёрство: исторический опыт благотворительной помощи сельской школы: (по материалам Тамбовской губернии второй пол. XIX — начала XX века): учеб. пособие / Т. Г. Деревягина. -Тамбов: ТГПУ, 2003. 193 с.
  59. Детские трудовые сельскохозяйственные колонии / под ред. Н. Н. Жеденова. — М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1915. — 30 с.
  60. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / под науч. ред. J1.M. Шипицыной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 144 с.
  61. Доклад Воронежского Губернскому Земскому собранию сессия 1903 года. — Воронеж: ВГИ, 1903 г. — 15 с. 86.'Дорожкина, О. А. Сиротство в России: историко-педагогический анализ: учебно-методическое пособие / О. А. Дорожкина. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.- 50 с.
  62. , В.Н. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России/В.Н. Егошина, Н. В. Ефимова. -М.: Наука, 1993. 158 с.
  63. , Н.Н. Детские сельскохозяйственно-кустарные приюты самопомощи. История их устройства и жизнь / Н. Н. Жеденов. СПб.: Из-во О. Н. Поповой, 1896. — 212 с.
  64. , Н.Н. Земледельческие приюты-самопомощи / Н. Н. Жеденов. // Труды Первого съезда русских деятелей по общественному призрению, 813 марта 1910 г. С. 620 — 630.
  65. Заметки об общественном призрении / под ред. В. И. Герье. М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1893. — С. 24.
  66. , Н.П. Из истории детского призрения на селе / Н. П. Иванова // Социальная работа. 1999. — № 2 / 13. — С. 65 — 67.
  67. , Н.П. Историко-педагогические предпосылки развития социальной работы в России: (Вторая половина XIX- нач. ХХв.): автореф. дис.. канд. пед. наук. / Н.П. Иванова-М.: МГПУ, 1999. 18 с.
  68. , Н.В. По вопросу об отношении государства к общественному призрению / Н. В. Исаков. М.: РАОУСП, 1894. — 56 с.
  69. Исследование о воспитательных домах: Извлечение. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1898. — 124 с.
  70. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России / под ред. И. Небольсина. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1884. -219 с.
  71. Исторический опыт социальной работы в России / под. ред. JI.B. Бадя.-М.: РАОУСП, 1994 .-255 с.
  72. , А.О. История России /А.О. Ишимова // М.: Изд-во Владос, 1997 г.-543 с.
  73. , Г. А. Москва и беспризорные дети. Пилотный опыт / Г. А. Карелова // Социальная работа. 2003, — № 2.- С. 20−23.
  74. , O.K. Известия по народному образованию Воронежской губернии // Летние подготовительные школы Воронежской губернии. -1915.-№ 1−2.-С. 290−319.
  75. , Т.Н. Педагогическая подготовка учителя в России: историографический анализ / Т. Н. Курилова // Советская педагогика.-1991.-№ 11.- С. 81 -86.
  76. , В.Г. Исторический обзор проблемы сиротства в России / В. Г. Кобелева, Т. Д. Тетерина // Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. — Пермь: ПГИ, 1995. С. 5 — 10.
  77. Конвенция ООН «О правах ребёнка» / под ред. М.В. Шакуровой// Социальный педагог: Альманах. № 2. — Воронеж: ВГПУ, 2000. — 60 с.
  78. , Н.А. Очерки по истории начального образования в России / Н. Я. Константинов, В. Я. Струминский. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Наука, 1953.-272 с.
  79. Корф, Н. А Наши педагогические вопросы / Н. А. Корф. М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1882. -410 с.
  80. , Н.А. Наши учительские семинарии / Н. А. Корф // Вестник Европы. 1883. — кн. 4 (апрель). — С. 787−794.
  81. , Н.Н. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы: лекция по истории педагогики / ред. Н. В. Таранников / Н. Н. Кузьмин. Курск: Курган, 1970. — 102 с.
  82. Кулинарные школы при детских приютах // Правительственный Вестник, — 1897.-№ 145.-С. 118−129.
  83. , Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях:: автореф. дис.. доктора пед. наук / Т. Ю. Купач М.: МИСР, 2000. — 51 с.
  84. , А.А. Местное самоуправление в России. IX XIX вв. /А.А. Кизеветтер. -М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1917. — 245 с.
  85. , А.А. Девятнадцатый век в истории России /А.А. Кизеветтер. Ростов — на — Дону: Изд-е Н. Парамонова, 1905. — 48 с. 114.' Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций: В 3 КН. /В.О. Ключевский //КН. 1. -М.: Мысль. 1933. 572 с.
  86. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / под ред. B.C. Мухиной. -М.: Флинта: Наука, 1991. 157 с.
  87. , Е. Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения / Е. Д. Максимов // Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварог — НВФСПГ, 1994. — С. 29 -43.
  88. , Е. Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения / Е. Д. Максимов СПб.: Изд — е Н. Парамонова, 1895. — 105 с.
  89. , Е. Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России / Е. Д. Максимов СПб.: Изд — е Н. Парамонова, 1894. — 277 с.
  90. , Е. Д. Законодательные основы общественного попечения о бедных / Е. Д. Максимов // СПб.: Изд — е Н. Парамонова, 1897. — 24 с.
  91. , Е. Д. Из истории государственного призрения в России / Е. Д. Максимов СПб.: Изд — е Н. Парамонова, 1901. — 65 с.
  92. , JI.B. Введение в социальную педагогику /Л.В. Мардахаев. М.: Академия, 1996. — 136 с.
  93. , Л.В. Методика и технология работы социального /Педагога /Л.В. Мардахаев // Учебно — методическое пособие М.: Союз, 1999. — 154 с.
  94. , Т. И. Итоги первого всероссийского съезда деятелей по общественному и частному призрению / Т. И. Матвеев // Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварог — НВФСПГ, 1994. — С. 185 — 198.
  95. , Т.И. Первый съезд по благотворительности / Т. И. Матвеев. // Трудовая помощь. 1910. — № 4. — С. 29 — 35.
  96. Монографии учреждений Ведомства императрицы Марии: Приложение к изданию «50-летия IV Отделения Собственной Е.И. В. Канцелярии 1828−1878» СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1880. — 767 с.
  97. Московский воспитательный дом: Отчет по Императорскому Московскому Воспитательному дому за 1872 год — М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1873. 164 с.
  98. Московское общество сельского хозяйства: Доклад комиссии по разработке вопроса об организации сельскохозяйственных приютов в связи с указом 7 июля 1915 г — Б.М., Б.Г. 30 с.
  99. , В.В. Антология реабилитационно педагогического опыта: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей /В.В. Морозов — М.: Академический проект- Королев: Парадигма, 2005. -288 с.
  100. , А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. — М.: Институт практической психологии, 1997. 365 с.
  101. , А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие /-.А. В. Мудрик. -М.: Академия, 1999. 184 с.
  102. , А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластёнина. — 5-е изд., доп. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 200 с.
  103. , Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф. А. Мустаева. — Екатеринбург: Наука, 2002. 178 с.
  104. , А.В. Природно — климатичесий фактор и особенности российского исторического процесса /А.В. Милов // Вопросы истории. 1992 г. № 4/5.
  105. Народный детский сад // Трудовая помощь. — 1898. № 7. — С. 82- 96.
  106. , П. Социальная педагогика / П. Наторп. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1911. — 117 с.
  107. , A.M. Охрана детей-сирот в России: (История и современность) / A.M. Нечаева. М.: Мысль, 1994. — 95 с.
  108. , JT.E. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / JI.E. Никитина М.: Академический Проект, 2003. — 272 с.
  109. О задачах Воронежской сельско-хозяйственной колонии и о ее деятельности в 1914 году // Вестник Воронежского Уездного Земства. — 1916.-№ 19 (12 августа).-С. 1−7.
  110. Общественное частное призрение в России: сб. статей. Спб.: Изд-, во О. Н. Поповой, 1907. — 436 с.
  111. , Д.Е. Общественные детские игры и их воспитательное значение /Д.Е. Обнин. Киев: Мысль, 1896. — 45 с.
  112. , В.Ф. Разговоры с детьми / В. Ф. Одоевский // Антология педагогической мысли России пер. пол. XIX века. М.: Педагогика, 1987. — С.361- 369.
  113. , В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами / В. Ф. Одоевский // Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1955. С. 61 — 68.
  114. , Д.И. История возникновения и развития вопросов о *** и подкидышах // Журнал общества русских врачей в память Н. И. Пирогова. -М., 1980. № 2 е. — 191с.
  115. Отчет Воронежского попечительного о бедных комитета и состоящих при нем учреждений за 1886 год. Воронеж: ВГИ, 1887. — 12 с.
  116. Отчет о состоянии Московской земледельческой школы и учебно-практического Бутырского хутора Императорского Московского общества сельского хозяйства за 1896 1897 года. М.: Изд-е Н. Парамонова, 1898. -45 с.
  117. Отчет по Ведомству детских приютов, состоящих под непосредственным их Императорских Величеств покровительством и принадлежащих Ведомствам учреждений Императрицы Марии за 1913 г. '4.1. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1915. — 101 с.
  118. Отчет по Ведомству детских приютов, состоящих пол непосредственным их Императорских Величеств покровительством за 1910 год. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1910. — 110 с.
  119. Отчет по призрению детей за 1869 год. Воронеж: Типолитография Н. Кравцова и К. — Краеведческий архив Воронежской областной библиотеки. — 1869 г. — 47 с.
  120. Отчет по призрению детей за 1904 год врача А. А. Романова. -Воронеж: Б.и., б.г. Краеведческий архив Воронежской областной 'библиотеки. — 1904 г. — 87 с.
  121. Отчет по призрению детей за 1912 год. Воронеж: Типолитография Н. Кравцова и К. — Краеведческий архив Воронежской областной библиотеки. — 1912 г. — 76 с.
  122. Отчет по призрению детей за 1914 год. — Воронеж: Типолитография Н. Кравцова и К. Краеведческий архив Воронежской областной библиотеки. — 1914 г. — 56 с.
  123. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и авт. предисл. Л. В. Мардахаев. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 384 с.
  124. , М.О. О призрении покинутых детей / М. О. Ошанин. -Ярославль: ЯООКПТ, 1912. С. 11.156. ' Памятная книга Воронежской губернии 1899 г.- Воронеж: ВГУ, 1898. Отд. И. С. 114.
  125. Памятная книжка Воронежской губернии на 1910 г.- Воронеж: ВГУ, 1910. Отд. 2. С. 69.
  126. , А.А. Жизнь и труды Принца Петра Григорьевича Ольдебургского /А.А. Папков. — СПб.: Изд-е Н. Парамонова, 1885. 184 с.
  127. Памятная книжка Воронежской губернии на 1912 год / под ред. Члена-секретаря губернского статистического комитета Д. Г. Тюменева. — Воронеж: ВГИ, 1912. 215 с.
  128. , Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки / Ф. Г. Паначин. — М.: Педагогика, 1979. 210 с.
  129. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современность: Тезисы межвузовской научно-практической конференции / отв. ред. доктор, пед. наук. И. Ф. Исаев. Белгород: БГУ, 1994. — С. 130 — 131.
  130. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. — М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1866. С. 2 — 4.
  131. , В.Ф. Трудовая колония как средство воспитания / Е. Ф. Пекарский // Труды Первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению, 8−13 марта 1910 г. СПб.: Изд-е Н. Парамонова, 1910.-С.41 -50.
  132. Первое 25 летие Болыневского ремесленно-исправительного приюта для нищенствующих девочек. Исторический очерк. — М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1899. — 235 с.
  133. Петербургский дом призрения и ремесленного образования бедных детей: Отчет о деятельности окончивших в училище курс воспитанников 'за 1880 г. СПб.: Изд-е Н. Парамонова, 1881. — 32 с.
  134. Предметные беседы на весенних и летних прогулках с детьми школьного возраста / сост. М. Шорин, под.ред. Е. А. Звягинцева // Вопросы и нужды учительства: Первый сборник статей и справок. М.: Изд-е Н. Парамонова, 1909. — С. 47 — 64.
  135. Приюты Ведомства учреждений Императрицы Марии в городе Казани // Вестник благотворительности. — 1904. — № 4. С. 65 — 78.
  136. Проект ремесленного училища // Трудовая помощь. 1898. — № 9. -?-284 — 287.
  137. , Т.С. История Социальной работы в России (X XIX вв.) Пособие для студентов исторического факультета // Т. С. Просветова. -Воронеж: ВГПУ, 2001. — 292 с.
  138. , Т.С. Становление социальной педагогики России в начале XX века: предпосылки и факторы / Т. С. Просветова. Воронеж: ВГУ, 2002. — 196 с.
  139. , Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России / Т. С. Просветова. М.: Прометей, 2003. — 344 с.
  140. , Т.С. Исторические предпосылки становления социальной педагогики в России (начало XX века) / Т. С. Просветова // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 6. — С. 192 — 202.
  141. , Т.С. Интернатная педагогика / Т. С. Просветова. — Воронеж: ВГПУ, 2005 года. с. 4 — 20.
  142. , Т.С. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Т. С. Просветова. — Воронеж: ВГПУ, 2006. 209 с.
  143. Т.С. Культура представления и оформления научного текста: учебно-методическое пособие / Т. С. Просветова. — Воронеж: ВГПУ, 2008. 80 с.
  144. Утв. Министром Народного Просвещения 7 февраля 1897 года / А. С. Пругавин // Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. 2-е изд. знач. доп. — СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1904. — С. 138 — 154.
  145. , Ю.В. История школы и народного просвещения Воронежского края XVIII начала XX века / Ю. В. Пыльнев., С. А. Рогачев. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, Л999. — 528 с.
  146. , С.А. Социальная педагогика — развивающая область образования: Учебное пособие / С. А. Расчетина. — Псков: ПГУ, 1998. 180 с.142
  147. Развитие, социализация и воспитание личности: Материалы к научно-практической конференции. Выпуск II. — Ставрополь: СППРД, 1993.-С. 42−46.
  148. Раннее социальное сиротство: учебно-метод. пособие (Медико-социально-психологические проблемы). — М.: Педагогика, 1994. — 54 с.
  149. , Т.А. Исторические очерки российской социальной работы: учебное пособие / Т. А. Ромм, М. В. Ромм, И. А. Скалабан. Новосибирск: НГПУ. — 133 с.
  150. , Т.А. Становление и развитие социальной педагогики в России н. XX века: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук /Т.А. Ромм. -М.: МГПУ, 1995. 16 с.
  151. , Т.А. Развитие социальной педагогики в России (начало XX 'века) /Т.А. Ромм //дети в меняющемся мире: Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы. — Омск: ОГПУ, 1998. С. 5 -13.
  152. , Т.А. История социальной педагогики: учебное пособие /Т.А. Ромм. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — 370 с.
  153. Рукавишниковский приют // Детская помощь. 1892. — № 19. — С. 45−65.
  154. , С.Г. Приходская благотворительность в Петербурге /С.Г. Рункевич. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1914. — 10 с.
  155. , Е.М. Положение детей в России / Е. М. Рыбинский // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 3 — 12.
  156. , Т.В. Основные направления развития социальной педагогики в России конца XIX начала XX вв: автореф. дис.. пед. наук / Т. В. Самсонова — Н. Новгород: ННПДОТ, 1997. — 21 с.
  157. Сведения о приказах общественного призрения / Сост. М. В. Фирсов // Антология социальной работы: В 5 т. — М.: Сварог — НВФСПГ, 1994. -С. 49 56.
  158. Сведения о состоянии богоугодных заведений в Воронежской губернии // ГАВО. ф. И- 21 № 1. — д. — 62. — л. 1.
  159. , А. Воспитательные, сиропитательные и сиротские дома, приюты для подкидышей и приюты для малолетних / А. Селиванов //Антология социальной работы.: В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварог -НВФСПГ, 1994. — С. 140 — 159.
  160. , А.Ф. Учреждения по призрению детей (Воспитательные дома, ясли, приюты) / А. Ф. Селиванов. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1900.- 32 с.
  161. , В.Д. Социальная педагогика: история и современность / В. Д. Семенов. Екатеринбург: ЦГЛ, 1995. — 178 с.
  162. , М.В. Мы славяне /М.В. Семенова // С — П.
  163. Издательство «Азбука», 1997 г. стр. 15.
  164. , С.В. Теория и практика частного образования в России (последняя четверть XVIII в. первая половина XIX в.): Монография /, С. В. Сергеева. — Москва: МПГУ- Пенза: ПГПУ, 2003. — 308 с.
  165. , В. А. Формирование личности как социально-педагогическая проблема /В.А. Сластёнин // Вопросы психологии развития личности подростка и юноши. Ученые записки. Сб. 43. Вып. 10. -Тюмень, 1969. С. 3 — 20.
  166. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт. сост. JI.B. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  167. Словарь по социальной педагогике и социальной работе / под ред. И. П. Ивановой. Омск: Грайфсвальд, 1998. — 119 с.
  168. Состоящее под Высочайшим Их Императорских Величеств покровительством ведомство детских приютов и его задачи. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1897. — 235 с.
  169. , И.В. Жестокое обращение с детьми в России на рубеже XIX—XX вв.. // Педагогика, № 3, 2004. с. 34 — 37.
  170. , А.Д. История общественных организаций в дореволюционный России /А.Д. Степанский. — М.: Педагогика, 1979. 81 с.
  171. , А.Д. Об общественном призрении в России /А.Д. Стог '//Антология социальной работы.: В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварог -НВФСПГ, 1994.-С. 5−31.
  172. , А.Д. Об общественном призрении в России: В 4 частях (6 кн.) /А.Д. Стог. Мин-во полиции. — Министерство внутренних дел. — СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1818 — 1831 г. — 234 с.
  173. , В.Я. Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома / В. Я. Стоюнин // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. — С. 104 — 110.
  174. , В.Я. Основы и система дидактики К.Д. Ушинского /В.Я. Струминский. — М.: Педагогика, 1957. 456 с.
  175. , В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского /В.Я. Струминский. М., 1960. — 345 с.
  176. Рябушинского, 1915. С. 210 — 212.
  177. Теория и история социальной педагогики: Хрестоматия / сост. М. Д. Горячев. Самара: СПИИРГ, 2000. — 242 с.
  178. Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. Межвузовский сборник научных трудов. — Пермь: ПГПУ, 1995.-98 с.
  179. Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков: Разраб. департамент пробл. семьи, женщин, и детей М-ва социал. защиты населения Рос. Федерации // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. -№ 1. — С. 76 — 83.
  180. Труды Первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению, 8—13 марта 1910 г. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, '1910.-485 с.
  181. Труды съезда по общественному призрению, созванного Министерства Внутренних Дел 11—16 мая 1914 года: В 2-х т. Т. 1. Доклады и журналы заседаний. Пг.: Ш 11 111 Т, 1914. — 746 с.
  182. , Г. Н. Специальная периодика по благотворительности в России (1870 1907) /Т.Н. Ульянова // Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. — М., 1992. — С.118.
  183. , С. Призрение глухонемых / С. Уманц // Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварог — НВФСПГ, 1994. — С. 111 — 116.
  184. Устав об общественном призрении // Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварог — НВФСПГ, 1994. — С. 77 -93.
  185. Устройство общественного призрения в России // Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. — М.: Сварог НВФСПГ, 1994. — С. 56 — 72.
  186. , К. Д. Мнение К.Д. Ушинского о проекте реорганизации Гатчинского института // Собр. сочин. в 11 т. М.: Педагогика, 1948. — Т.З.-С. 627- 660.
  187. Учебные заведения Ведомства учреждений Императрицы Марии: Краткий очерк. Спб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1906. — 477 с.
  188. , М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России: Учебное пособие. / М. В. Фирсов. М.: МГУ, 1992. — 287 с.
  189. , М.В. История социальной работы в России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /М.В. Фирсов. — М.: Изд-во ВЛАДОС, 1999. 256 с.
  190. , М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика / М. В. Фирсов. М.: Союз, 1996. — 448 с.
  191. , Н.П. Первые опыты создания дошкольных учреждений в России / Н. П. Флегантова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 1. С. 42 -48.
  192. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 31 300 «Социальная педагогика». Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2003. — 338 с.
  193. Хроника-благотворительность в России // Трудовая помощь. 1898. -№ 8. — 18 с.
  194. Хроника-благотворительность в России // Трудовая помощь. 1900. — № 2. — 45 с.
  195. Г. Г. Трудовая помощь в России /Г.Г. Швиттау. Петроград: Типогр. А. Э. Коллинса, 1915. — 660 с.
  196. , Е. Ведомость учреждений императрицы Марии / Е. Шумигородский //Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов.-М.: Сварог НВФСПГ, 1994.-С. 143 — 153.
  197. , А.Т. Роль яслей-приютов в деревне с точки зрения взаимопомощи / А. Т. Шенгиридзе // Антология социальной работы: В 5 т. VCoct. М. В. Фирсов.-М.: Сварог НВФСПГ, 1994.-С. 54 -58.
  198. , JI.M. Социальная педагогика: Учебное пособие /JI.M. Шипицына. -М.: Мысль, 1998. 245 с.
  199. , JI.M. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта /JI.M. Шипицына. — М.: МППГУ, 2005. 480 с.
  200. , Я.Н. Государство и церковь Древней Руси (X XIII вв.) /Я.Н. Щапов. -М.: Наука, 1989. — 232 с.
  201. Энциклопедический словарь. Т.25 / Изд. Ф. А. Брокгауз. И. А. Ефрон. — Т.49. Спб.: Б.И., 1892.-478 с.
  202. Энциклопедический словарь. Т.6. СПб.: Б.И., 1991. — 567 с.
  203. Энциклопедический словарь. Т.7 / Изд. Ф. А. Брокгауз. И. А. Ефрон. -Т.13. Спб.: Б.И., 1892.-482 с.
  204. , С.В. Феодальные отношения и Киевская Русь / С. В. Юшков. -Саратов: Вахран, 1925. 643 с.
  205. , Н.В. Призрение детей в воспитательных домах: из журнала «Трудовая помощь» (март, апрель и июнь 1901 года) / Н. В. Яблоков. -СПб.: Б.И., 1901.- 65 с.
  206. , Н.В. Условия призрения детей в наших воспитательных домах/Н.В. Яблоков. М.: Б.И., 1896. — 57 с.
  207. , А.О. О работе малолетних в ремесленных заведениях / А. О. Ядров // Детская помощь. 1892. — № 2. — С.23 -27.
  208. , Н.А. Призрение детей / Н. А. Якоби. М.: Б.И., 1896. — 465 с.
  209. Ясли-приюты для детей в деревнях // Вестник благотворительности. — 1894. -№ 5,6. -С. 12- 18.
  210. , К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
Заполнить форму текущей работой