Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации учащихся: На материалах учреждений начального и среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В.Д.Шадриков) — общая теория развития профессионального образования (В.В.Анисимов, Л. П. Беляева, В. В. Краевский, И. П. Смирнов, Е.В.Ткаченко) — теория непрерывного образования (С.Я.Батышев, О. Г. Грохольская, В.Ф.Кривошеев) — проблемы подросткового и юношеского возраста (Л.И.Божович, И. С. Кон, Д.И.Фельдштейн) — адаптация как фактор оптимизации и регуляции общения (Г.М.Андреева, И.И.Зарецкая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы социально-профессиональной адаптации учащихся подросткового и юношеского возраста
    • 1. 1. Теоретический анализ понятия «социально-профессиональная адаптация» в психологической, социологической и педагогической литературе и исследованиях
    • 1. 2. Социально-профессиональная адаптация как этап и составная часть профессионального самоопределения учащихся подросткового и юношеского возраста
    • 1. 3. Содержание, формы и методы педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся профессиональных училищ и техникумов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Реализация модели педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования
    • 2. 1. Разработка модели педагогического сопровождения социальнопрофессиональной адаптации учащихся
    • 2. 2. Комплексная групповая и индивидуально ориентированная помощь учащимся в социально-профессиональной адаптации
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы по реализации модели социально-профессиональной адаптации учащихся
  • Выводы по второй главе

Педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации учащихся: На материалах учреждений начального и среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новые условия, связанные с развитием страны и преобразованием в экономике, определили необходимость формирования у молодежи способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К психологическим трудностям подросткового и юношеского возраста добавляется сегодня высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития, экономические трудности, что приводит к повышению тревожности молодежи. В этих условиях задачи помощи в развитии способности видеть перспективу будущей жизни, в освоении практических социальных и профессиональных навыков становятся все более актуальными. Процессы демократизации и гуманизации образования приводят к необходимости создания непрерывной системы педагогической поддержки социальной и профессиональной адаптации учащихся на основе преемственности адаптационной работы в школе и учреждениях профессионального образования. Педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации учащейся молодежи направлено на содействие в выявлении профессиональных интересов и склонностей, определение реальных возможностей в овладении выбранной профессией или специальностью, построение профессиональных перспектив, вхождение в новый учебный и трудовой коллективы, закрепляемость выпускников на производстве.

Поиск вариантов создания непрерывно функционирующей педагогической работы, направленной на социально-профессиональную адаптацию учащихся, подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности, социальному и производственному общению, требует научно обоснованных педагогических условий ее организации, объективного анализа роли основных участников данной работы, определения критериев ее эффективности.

Исследование ориентировано на решение актуальной задачиорганизации педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся подросткового и юношеского возраста как условия их эффективной интеграции в общество и проявлений самостоятельности посредством самореализации в трудовой деятельности и межличностном общении.

Актуальность темы

исследования определяется противоречиями между необходимостью осуществления целенаправленной подготовки учащихся к реальным условиям обучения и будущей трудовой деятельности и недостаточным научно-методическим обеспечением непрерывной адаптационной работы на этапе перехода учащихся из неполной средней школы в старшую школу (профильные классы), профессиональные училища, техникумы, на этапе профессионального обучения и этапе вхождения в трудовую деятельность.

Поиск путей решения проблемы определил выбор темы исследования «Педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации учащихся (на материалах учреждений начального и среднего профессионального образования)». Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально апробировать модель педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся.

Объект исследования: процесс социально-профессиональной адаптации учащихся.

Предмет исследования: педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации учащихся подросткового и юношеского возраста.

Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, на основе анализа психолого-педагогической литературы и имеющегося опыта работы сформулирована гипотеза: социально-профессиональная адаптация учащихся будет эффективна при: осуществлении непрерывного педагогического сопровождения обучающихся на всех этапах профессионального самоопределения подростков: от выбора дальнейшего обучения (перехода в старшую школу или поступления в профессиональные образовательные учреждения, адаптации к новым условиям обучения) до трудоустройства и производственно-трудовой адаптации на рабочем местереализации программ социально-профессиональной адаптации учащихся в образовательном процессе посредством приобщения их к проявлению активности в совместной учебной и внеучебной деятельности по интересам, расширения социального опытаорганизации индивидуально ориентированной (специальной) помощи дезадаптивным подросткам по разным направлениям в зависимости от типа затруднения (в профессиональном самоопределении, вхождении в новый коллектив и установлении отношений с окружающими и др.) — проведении мониторинга социально-профессиональной адаптации обучающихся.

На основе гипотезы сформулированы задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы социально-профессиональной адаптации в психолого-педагогической теории и практике и выявить особенности социально-профессиональной адаптации учащихся подросткового и юношеского возраста в современных условиях.

2. На основе изучения позитивной практики совместной работы школ и профессиональных образовательных учреждений разработать модель педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся, определить этапы и направления групповой и индивидуально ориентированной адаптационной работы.

3. Определить критерии социально-профессиональной адаптации обучающихся.

4. Провести экспериментальную апробацию разработанной модели педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся.

Методологическая основа исследования: философские положения о системном подходе к процессу познания (Б.Г.Ананьев, Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, Л. В. Занков, И. А. Зязюн, В.В.Краевский) — деятельностная теория обучения (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин) — концепция гуманизации и гуманитаризации образования (А.А.Леонтьев, А. М. Новиков, В. И. Слободчиков,.

В.Д.Шадриков) — общая теория развития профессионального образования (В.В.Анисимов, Л. П. Беляева, В. В. Краевский, И. П. Смирнов, Е.В.Ткаченко) — теория непрерывного образования (С.Я.Батышев, О. Г. Грохольская, В.Ф.Кривошеев) — проблемы подросткового и юношеского возраста (Л.И.Божович, И. С. Кон, Д.И.Фельдштейн) — адаптация как фактор оптимизации и регуляции общения (Г.М.Андреева, И.И.Зарецкая) и как процесс вхождения человека в производственный коллектив (К.А.Абульханова-Славская, Л. П. Буева, С. В. Кинелев, И. А. Милославова, Б. Д. Парыгин, Л. М. Растова, В.А.Тамарин) — профессиональное самоопределение личности (Е.А.Климов, Н. С. Пряжников, М. С. Савина, Э. И. Сокольникова, С.Н.Чистякова) — развитие личности в профессиональной деятельности (Б.П.Ананьев, М. П. Будякина, Я. Г. Гальперин, О. И. Жданов, А. Н. Леонтьев, АК. Маркова, А. В. Петровский, А.А.Русалинова) — основы социальной (К.А.Абульханова-Славская, Д. А. Андреева, Т. А. Степанова, Ю.О.Яблонская) и профессиональной адаптации (Т.Н.Вершинина, О. И. Зотова, А. А. Кирильцева, И. К. Кряжева, М. А. Кузнецов, З. Х. Мадрахимова, Е. А. Михалычев, М.Ф.Стрельников) — профессиональное самоопределение учащихся начального и среднего профессионального образования (Г.В.Безюлева, Л. Н. Голуб, Р. П. Жданов, Л. И. Лепилина, Е. Е. Пашохонова, С.В.Степашкин).

Методы исследования.

В ходе исследования в соответствии с его задачами применялись: теоретические методы (изучение, отбор и систематизация социально-педагогических материалов по данной проблеме, анализ, педагогическое моделирование, системный подход) — эмпирические и экспериментальные методы (наблюдение, собеседование, эксперимент, метод экспертной оценки, изучение литературы и документациидиагностические (анкетирование, тестирование) — математические методы обработки полученных результатов (методы обобщения результатов исследования, определение количественных и качественных показателей). В процессе исследования проводился констатирующий, формирующий и сравнительный эксперименты.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1999;2000 гг.). Организационно-подготовительный. Изучение и анализ теоретических основ проблемы социально-профессиональной адаптации в области педагогики и психологии, определение гипотезы, цели и задач исследования. Разработка методики экспериментальной работы. Проведение констатирующего эксперимента и обработка его результатов. Разработка материалов для формирующего эксперимента.

Второй этап (2000;2003 гг.). Экспериментальный. Проведение формирующего эксперимента, анализ его результатов, подготовка методических рекомендаций и публикаций по проблеме исследования.

Третий этап (2003;2004 гг.). Заключительно-обобщающий. Систематизация полученных данных, обобщение результатов работы, анализ и уточнение выводов формирующего эксперимента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования. Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, исходных теоретических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования, анализом и обобщением результатов экспериментальной работы, проводимой в течение нескольких лет, репрезентативностью количества участников констатирующего и формирующего эксперимента.

Экспериментальное исследование осуществлялось в 2000;2003 гг. Всего в эксперименте участвовало 635 человек: экспериментальная группа составила 217 учащихся школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, контрольная группа — 212 человек, 174 родителя обучающихся и 32 педагогических работника.

Научная новизна исследования состоит в том, что — проведена оценка основных факторов, влияющих на процесс социально-профессиональной адаптации учащихся при переходе из школы в учреждения начального и среднего профессионального образования, в условиях профессионального обучениявыявлены затруднения учащихся при профессиональном самоопределении, вхождении в новую образовательную среду, адаптации в условиях производственной практики и начале самостоятельной трудовой деятельности на производстверазработана модель педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся, представленная тремя взаимосвязанными организационно-методическими этапами: подготовка к профессиональному самоопределению и выбор профессиипрофессиональное обучениеподготовка к трудоустройству и дальнейшая профессионально-производственная адаптация на рабочем месте;

— определены критерии социально-профессиональной адаптации учащихся (осознанность профессионального самоопределенияпроявление активности в учебной и внеучебной деятельностиэмоциональная удовлетворенность процессом обучения, деятельностью и общениемвыраженность волевого самоконтроляориентация на совместную деятельность), выявлены показатели, свидетельствующие об эффективности адаптационной работы, разработана методика проведения педагогического мониторинга социально-профессиональной адаптации обучающихся (по критериальным основаниям) на всех этапах обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически доказана эффективность реализации непрерывной педагогической групповой и индивидуально ориентированной адаптационной работы и ее влияние на процесс продуктивного (быстрого и бесконфликтного) вхождения молодежи в новый коллектив, учебную и производственную деятельностьсформулированные в исследовании положения теоретически и методически обеспечивают решение в практике актуальной проблемыповышения готовности учащихся к трудовой деятельности и интеграции в обществоопределена совокупность педагогических условий, способствующих формированию социально-профессиональной адаптации обучающихсяподтверждена целесообразность использования личностно-ориентированного и деятельностного подходов в процессе адаптационной работы с учащимися в образовательном процессе, позволяющие развивать мотивационную направленность обучающихся и формировать социально-профессиональные качества.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Разработаны методические рекомендации по каждому этапу и направлению адаптационной работы с учащимися, которые могут использоваться педагогическими работниками школ и учреждений начального и среднего профессионального образования.

2. Разработана технология индивидуальной ориентированной помощи подросткам в профессиональном самоопределении, которая может использоваться психологами, социальными педагогами и педагогическими работниками приемных комиссий образовательных учреждений.

3. Разработаны методические материалы педагогического мониторинга процесса адаптации учащихся в условиях образовательного учреждения и производственной деятельности на предприятии.

4. Разработаны методические рекомендации по проведению групповых занятий по социально-профессиональной адаптации учащихся, которые могут использоваться педагогическими работниками (классными руководителями, кураторами), педагогами-психологами и социальными работниками образовательных учреждений.

5. Модель педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся может быть положена в основу воспитательной работы в ресурсных центрах.

На защиту выносятся: 1. Модель педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся, включающая три этапа: формирование готовности к осознанному выбору профессии (специальности) и адаптации в условиях нового образовательного учрежденияреализацию активности в образовательном процессеподготовку к дальнейшему профессиональному самоопределению и профессионально-производственной адаптации на рабочем месте.

2. Технология групповой и индивидуально ориентированной помощи учащимся в социально-профессиональной адаптации, ориентированной на повышение осознанности учащихся в процессе первичного выбора профессиональной деятельности и определения направления работы внутри профессии, проявление активности в педагогически организованных и самостоятельно создаваемых видах деятельности, овладение навыками делового общения и сотрудничества, расширение опыта социального общения и профессиональной деятельности.

3. Критерии социально-профессиональной адаптации учащихся, включающие: осознанность профессионального самоопределения, проявление активности в учебной и внеучебной деятельности, эмоциональную удовлетворенность процессом обучения, деятельностью и общением, выраженность волевого самоконтроля, ориентацию на совместную деятельность. Экспериментальная база исследования. Центр коррекционной педагогики,.

Техникум управления и информационных технологий (профессиональное училище № 30), Центр образования (технологический) Северного административного округа г. Москвы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе практической работы, обсуждения на методических, административных и педагогических советах и заседаниях цикловых комиссий в Центре коррекционной педагогики, Техникуме управления и информационных технологий (ПУ-30), Центре образования (технологический) (1999;2003 гг.) — научно-практических конференциях педагогов школ, учреждений начального и среднего профессионального образования Северного административного округа г. Москвы (2003 г.), в ходе выступлений на семинаре в МИОО (2002 г.), проведения занятий со слушателями ФПК ИРПО по проблеме «Проблема социально-профессиональной адаптации учащихся в условиях модернизации системы образования в России» (2002;2003 г.), в опубликованных статьях и методических рекомендациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

В исследовании проведена оценка основных факторов, влияющих на процесс социально-профессиональной адаптации учащихся при переходе из школы в учреждения начального и среднего профессионального образования, в условиях профессионального обучениявыявлены затруднения учащихся при профессиональном самоопределении, вхождении в новую образовательную среду, адаптации в условиях производственной практики и начале самостоятельной трудовой деятельности на.производстве.

Нами разработана и апробирована модель педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся, представленная тремя взаимосвязанными организационно-методическими этапами: подготовка к профессиональному самоопределению и выбор профессиипрофессиональное обучениеподготовка к трудоустройству и дальнейшая профессионально-производственная адаптация на рабочем месте.

В исследовании выделены принципы педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся: партнерство — вовлечение учащихся в адаптационный процессразноплановость усилий — направленность адаптационного процесса на различные сферы жизнедеятельности учащихся (личную, социальную и трудовую) — комплексность воздействия согласованность действий педагогов, классных руководителей, кураторов групп, руководителей кружков, психологов, социальных работников и социальных партнеровнепрерывность — создание этапов, «переходов» адаптационной работы от школы к профессиональному образовательному учреждению и трудовой деятельности на производствепедагогического оптимизма, основанного на гуманистическом мировоззрении, признании права каждого молодого человека вне зависимости от его индивидуальных особенностей и адаптивных затруднений быть включенным в образовательный процесс и трудовую деятельность.

На основе теоретического анализа и опыта практической работы нами выявлены критерии социально-профессиональной адаптации учащихся: уровень осознанности профессионального самоопределенияуровень проявления активности в учебной и внеучебной деятельностиуровень эмоционального удовлетворения учебной (трудовой) деятельностью и общениемуровень волевого самоконтроляуровень ориентации на совместную деятельность.

В работе доказано, что успешность педагогической работы по социально-профессиональной адаптации учащихся возможна при реализации следующих педагогических условий:

— усилении фасилитационной направленности адаптационной деятельности образовательных учреждений — содействие всем обучающимся (реализация групповых адаптационных программ) и отдельным учащимся, имеющим индивидуальный спектр адаптационных затруднений (индивидуальных программ) — непрерывном мониторинге адаптационной динамики учащихся в образовательном процессе, выявлению и учету дезадаптивных обучающихся, нуждающихся в специализированной индивидуальной помощи;

— привлечении к адаптационной работе специалистов различного профиля и социальных партнеров по оказанию помощи в адаптации обучающихся;

— создании вариативных педагогически организованных видов деятельности для реализации активности учащихся в учебном и внеучебной процессах.

Уточнено понятие «педагогическое сопровождение» социально-профессиональной адаптации учащихся, под которым нами понимается система содействия учащимся со стороны педагогических работников образовательного учреждения с привлечением к ней всех заинтересованных лиц (социальных партнеров), направленная на оказание помощи в профессиональном самоопределении, адаптации к условиям и требованиям обучения в профессиональном образовательном учреждении, установлении деловых отношений с коллегами, прохождении производственной практики на предприятии и адаптации к самостоятельной трудовой деятельности после окончания обучения.

Для проведения формирующего эксперимента нами были разработаны:

— методические рекомендации по каждому этапу и направлению адаптационной работы с учащимися;

— технологии индивидуальной ориентированной помощи подросткам в профессиональном самоопределении;

— методические материалы педагогического мониторинга процесса адаптации учащихся в условиях образовательного учреждения и производственной деятельности на предприятии;

— рекомендации по проведению групповых занятий по социально-профессиональной адаптации учащихся.

Модель педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся может быть положена в основу воспитательной работы в ресурсных центрах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ понятия «адаптация» с позиций педагогики, психологии, социологии подтвердил его сложность и многоаспектность, необходимость применения системного подхода к определению сущности и содержания социально-профессиональной адаптации учащихся. Мы пришли к выводу, что адаптация не просто приспособление, а сложный процесс, направленный на включение личности в социальную среду и отношения, на освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие учащимися себя, своего окружения, на снятие травмирующего воздействия внешней среды. Причем человек не просто включается в новую среду, он изменяется сам в этой среде (перестраивается система поведения и деятельность), изменяется в свою очередь и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. Поэтому адаптация стала одной из важнейших общенаучных категорий, изучение которой в современной ситуации приобретает огромное практическое значение.

Доказано, что процесс социально-профессиональной адаптации учащихся предполагает реализацию принципов непрерывности, поэтапности и системности, единства социальных, педагогических и производственных требований. Выявлена корреляция между проведением комплексной педагогической адаптационной работы с привлечением всех субъектов образовательного процесса и социальных партнеров и эффективностью вхождения учащихся в новые условия учебной и трудовой деятельности, принятия социально-профессиональных норм и требований, трудоустройства и закрепляемостью выпускников на рабочих местах. Показатель закрепляемости выпускников экспериментальных групп техникума и училища от общего количества (100%) трудоустроившихся составил 48 и 39% (14 и 11% в контрольных группах), что свидетельствует об успешности их социально-профессиональной адаптации на производстве.

Доказано, что целенаправленная педагогическая работа по адаптации учащихся оказывает влияние на развитие социально-профессиональной активности и получение эмоционального удовлетворения от процесса общения и совместной деятельности.

Выявлены затруднения выпускников неполной средней школы при вхождении в новую образовательную среду старшей школы и профессиональных учреждений, установлена динамика качественных изменений в профессионально-трудовой, социальной и индивидуально-личностной сферах, на основе которых определены и систематизированы критерии и показатели социально-профессиональной адаптации учащихся.

Определены и апробированы на практике педагогические условия, включающие: интеграцию совместных действий школы и профессиональных образовательных учреждений, способствующих построению осознанного профессионального выбора деятельности и образовательного учреждения, эффективной социально-профессиональной адаптации учащихся к новым условиям обученияиспользование групповых и индивидуальных (личностно-ориентированных) подходов к адаптации учащихсясоздание благоприятной среды обучения, комфортной деловой обстановки на занятиях и во внеучебной деятельности.

Определены и экспериментально проверены основные направления педагогического исследования адаптации учащихся, включая мониторинг (по критериальным основаниям) уровня осознанности профессионального самоопределения, проявления активности в учебном процессе и внеучебной деятельностиэмоционального удовлетворения учебной (трудовой) деятельностью и общениемволевого самоконтроляориентации на совместную деятельность. Мониторинг проводился на всех этапах адаптационной работы и включал использование диагностических процедур и методов педагогического наблюдения за групповой и индивидуально-личностной адаптацией обучающихся.

Доказана эффективность реализации трехэтапной модели педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся как условия интеграции молодежи в общество посредством проявления самостоятельности в социальной сфере, профессиональной деятельности и трудовом общении. Таким образом, результаты проведенного экспериментального исследования подтверждают необходимость реализации модели в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Перспективы дальнейшего исследования могут состоять: в выявлении профессиональных и специальных компетенций и разработке методических материалов по их формированию в образовательном процессев разработке программ повышения квалификации педагогических работников, направленных на подготовку педагогов к реализации работы по социально-профессиональной адаптации учащихсяв апробации модели педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации студентов вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Активность и создание личности как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. — 183 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. -М.: Наука, 1973.-243 с.
  4. A.A. Цели и задачи психотерапии при основных типах делинквентного поведения у подростков // Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. JI., 1988.
  5. Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 112 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. В 2-х т. — М., 1980. Т. I. — 229 с. Т. II. — 287 с.
  7. .Г. Индивидуальное развитие человека. М.: Просвещение, 1968.-334 с.
  8. Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. // Человек и общество. JI., 1973. -Вып. 13. -С. 15−25
  9. О.С. Основы методологии (учебное пособие). М.: РАМиА, 1994. т. 1 -306с., Т.2.-292 с.
  10. С.Д. Социальные проблемы адаптации молодых рабочих на промышленных предприятиях. В кн.: Молодежь и труд. — М.: Молодаягвардия, 1970. -201с.
  11. Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации подростков. // Вопросы духовной культуры советских рабочих. Свердловск, 1969. — С. 3
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М: Мысль, 1976.- 157 с.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. 105 с.
  14. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопр. психологии, № 1, 1992. С. 6−13.
  15. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1975. -386 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  17. Ю. К. Поташкин М.М. Оптимизация педагогического процесса. Киев: Рад. Школа, 1982. — 200 с.
  18. Т.А. Школа и начало трудового пути. М.: Знание, 1985. — 16 с.
  19. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. -М., 1993.
  20. С.Я. Методология прогнозирования профессионального образования // Профтехобразование России. Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. / Под ред. И. П. Смирнова. М., 1999. Т. 1. — 230 с.
  21. Г. В., Горькова О. В. Комплексная психологическая диагностика абитуриентов УПО // Профессиональное образование. № 2, 2000. С. 2829.
  22. Г. В., Лепилина Л. И. Профессиональное становление и саморазвитие личности: программа курса. -М.: ИРПО, 1999. 51 с.
  23. Г. В., Чиркова М. А. Развитие коммуникативных качеств учащихся. М.: Издательский центр АПО, 2001. — 119 с. 25.
Заполнить форму текущей работой