Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гидродинамические аспекты теории судовождения на внутренних водных путях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В четвертом разделе рассмотрена физическая сущность кинематического и динамического взаимодействия ДРК и корпуса судна. Приведены результаты экспериментальных исследований попутного потока и скоса потока за корпусом судна в районе расположения движителей при его маневрировании (кинематическое взаимодействие). Предложен практический метод расчета этих характеристик. Рассмотрены и экспериментально… Читать ещё >

Содержание

  • Основные обозначения
  • 1. Проблемы современной науки об управляемости судна
    • 1. 1. Основные этапы развития теории управляемости судна
    • 1. 2. Экспериментальная база НГАВТ
    • 1. 3. Экспериментальная проверка системы допущений при составлении уравнений движения судна на течении
    • 1. 4. Структурная математическая модель движения водоизмещающе-го судна
    • 1. 5. Обзор существующих нормативных документов различных классификационных обществ и организаций, регламентирующих навигационные качества судна
    • 1. 6. Результаты анкетирования судоводителей по выявлению ситуаций, предъявляющих повышенные требования к управляемости судов
    • 1. 7. Проблемы идентификации математических моделей по данным натурных испытаний судов
    • 1. 8. Цели и задачи настоящего исследования
  • 2. Исследование гидродинамических усилий на корпусах водоизме-щающих судов
    • 2. 1. Теоретико-экспериментальные методы определения гидродинамических усилий на корпусе судна
    • 2. 2. Анализ экспериментальных методов определения гидродинамических усилий на корпусе судна
    • 2. 3. Разработка метода расчета гидродинамических корпусных усилий на глубокой воде
    • 2. 4. Исследование гидродинамических корпусных усилий в условиях стесненного фарватера
  • 3. Исследование усилий на ДРК судов
    • 3. 1. Обзор теоретических методов определения усилий на ДРК
    • 3. 2. Анализ экспериментальных методов определения усилий на ДРК различных типов
    • 3. 3. Разработка методов расчета усилий на ДРК различных типов
  • 4. Исследование взаимодействия движителя и корпуса судна
    • 4. 1. Физическая сущность взаимодействия движителя с корпусом судна
    • 4. 2. Экспериментальное исследование взаимодействия движителя с корпусом судна
  • 5. Дополнительная конкретизация математической модели движения водоизмещающего судна
    • 5. 1. Исследование усилий инерционной природы
    • 5. 2. Определение аэродинамических усилий
  • 6. Исследование общей математической модели движения водоизмещающего судна
    • 6. 1. Расчетный вид математической модели движения водоизмещающего судна
    • 6. 2. Оценка достоверности математической модели
    • 6. 3. Уточнение математической модели движения конкретного судна по данным натурных испытаний
    • 6. 4. Разработка общих принципов нормирования управляемости во-доизмещающих речных судов

Гидродинамические аспекты теории судовождения на внутренних водных путях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика условий плавания по внутренним водным путям — стесненные габариты судового хода по радиусу, ширине и глубине, частота привально — отвальных операций у причалов и в шлюзах, маневрирование на рейдах и при расхождении со встречными и попутными судами зачастую в условиях ограниченной видимости оказывает определяющее влияние на безопасность судовождения и предъявляет повышенные требования к управляемости судов.

Задача аналитического исследования управляемого движения водо-измещающих судов внутреннего плавания является наиболее сложной из общих задач теории корабля вследствие многообразия выполняемых судами маневров, многочисленности параметров, определяющих характеристики этих маневров, влияния разнообразных внешних факторов. Эта многовариантность затрудняет создание надежных методик расчета и прогнозирования маневренных качеств судов.

В науке об управляемости судна практически не осталось «белых пятен», однако «туманных» еще очень много. Много вопросов, не выясненных до конца, решение которых отложено до накопления новых данных, много задач, решение которых только намечено, есть задачи, методы решения которых физически недостаточно обоснованы.

Для разрешения этих задач необходимо создать математическую модель, наиболее реально и физически обоснованно описывающую параметры маневрирования судов в различных условиях их эксплуатации. Совершенно очевидно, что абсолютной точности расчетов по математической модели добиться невозможно как в силу сложности рассматриваемых задач, так и в силу недостаточно полной информации об условиях и точности проведения как модельных, так и натурных исследований.

Задачи большой сложности, как правило, решаются поэтапно по мере совершенствования аппарата исследований и накопления их результатов. В настоящей работе предпринята попытка анализа современного состояния науки об управляемости судов и обобщения результатов многолетних исследований, проведенных автором в процессе выполнения научно-исследовательских работ в Новосибирской государственной академии водного транспорта.

В настоящее время различными исследователями, и автором в том числе, разработаны математические модели, в различной степени отвечающие основному требованию их адекватности натурным судам, так как обязательным условием при их разработке является идентификация по данным натурных исследований. Степень адекватности различных математических моделей существенно зависит как от качества имевшихся в распоряжении разработчиков результатов натурных и модельных экспериментов, так и от возможности качественного анализа и интерпретации этих результатов.

Возможность такого качественного анализа существенно зависит от наличия в распоряжении разработчика доступной и совершенной вычислительной техники. В 70-х годах основным инструментом исследователя были логарифмическая линейка и арифмометр, сейчас в его распоряжении быстродействующие персональные ЭВМ и пакеты исследовательских программ, что позволяет провести более глубокий анализ применяемых расчетных методов.

В НИИВТ в 1980;90-х годах при участии автора была разработана математическая модель движения речных судов и составов, идентифицированная по результатам имевшихся в распоряжении разработчиков натурных циркуляционных испытаний, частично опубликованная в /122/ и примененная при составлении проекта «Норм управляемости речных судов и составов» /ИЗ/. При обсуждении «Норм» было составлено три проекта /114/,/115/,/116/, последовательно учитывающих замечания, высказанные учеными и работниками служб эксплуатации пароходств, судоходных инспекций и Речного Регистра. Анализ и обсуждение высказанных замечаний побудили автора к необходимости проведения более глубокого анализа расчетных методов, примененных при разработке проектов «Норм».

Объективный анализ математической модели показал, что она может быть значительно уточнена как путем более критического подхода к применяемым методам определения усилий различной природы, так и путем проведения дополнительных экспериментальных исследований. Расчеты по уточненной математической модели могут при этом привести не только к количественным уточнениям характеристик различных маневров, но, вероятно, и качественным выводам, упущенным при использовании более грубой математической модели.

Принципиальной основой выполненных автором исследований является отказ от бессистемного эмпиризма при разработке и алгоритмизации расчетных методов и синтез результатов детального анализа теоретических и эмпирических методов определения величин, составляющих основные гидродинамические аспекты математической модели движения судна.

Уточнению математической модели движения судов путем теоретического и экспериментального исследования гидродинамических усилий на их корпусах и движителях, а также кинематики и динамики взаимодействия движителей с корпусом в реальных условиях эксплуатации, то есть созданию надежного инструмента для расчета маневренных характеристик судов, обеспечивающих безопасность плавания, посвящена настоящая диссертационная работа, состоящая из шести разделов, заключения и приложений.

В первом разделе кратко освещены основные этапы развития теории управляемости судов, описана экспериментальная база НГАВТ и методика проведения испытаний, приведены результаты экспериментальной проверки системы допущений, применяемой при составлении уравнений движения судов на течении, приведена структурная математическая модель движения судна на течении, выявлены ситуации, предъявляющие повышенные требования к управляемости судов, рассмотрены проблемы идентификации математических моделей и предложен путь решения этих проблем, сформулированы задачи настоящего исследования.

Второй раздел посвящен анализу теоретических и экспериментальных методов исследования гидродинамических усилий на корпусах судов и составов. Особое внимание уделено вопросу теоретического и экспериментального определения абсциссы точки приложения главного вектора гидродинамических корпусных сил. Теоретически эта точка для судна с прямоугольной формой ДП располагается на его форштевне и смещается в корму при подрезе форштевня.

Расчеты по нескольким проанализированным практическим методам определения гидродинамических корпусных характеристик показали, что у отечественных исследователей при прямолинейном движении судна с малыми углами дрейфа эта точка расположена далеко впереди форштевня, а у зарубежных — за форштевнем в районе 1/3 длины корпуса. При прямолинейном движении с большими углами дрейфа расхождения в оценке точки приложения главного вектора гидродинамических корпусных сил нивелируются.

Указанное противоречие побудило автора к разработке метода прямого экспериментального определения абсциссы этой точки. Результаты эксперимента, проведенного этим методом, названного методом нулевого момента зарыскивания, убедительно показали, что данная точка находится в пределах длины судна при любом сочетании кинематических характеристик его движения. Учет этого факта, а также объективный анализ точности результатов экспериментальных исследований, проведенных автором различными методами, позволил разработать новый практический метод расчета гидродинамических усилий на корпусах судов и толкаемых составов на глубокой воде и в стесненных по габаритам судового хода условиях.

Третий раздел содержит результаты анализа теоретических и экспериментальных методов исследования усилий на движительно — рулевых комплексах судов. Анализ теоретических методов показал возможность разработки принципиально нового практического метода расчета усилий на ДРК различных типов. Метод основан на использовании теоретико — экспериментальных зависимостей для осевой вызванной скорости движителя. Результаты экспериментальных исследований автора, в том числе на крупномасштабной самоходной модели, показали физическую обоснованность и большую точность этого метода. Раздел содержит новый метод расчета осевых вызванных скоростей движителей и практический метод расчета усилий на ДРК различных типов.

В четвертом разделе рассмотрена физическая сущность кинематического и динамического взаимодействия ДРК и корпуса судна. Приведены результаты экспериментальных исследований попутного потока и скоса потока за корпусом судна в районе расположения движителей при его маневрировании (кинематическое взаимодействие). Предложен практический метод расчета этих характеристик. Рассмотрены и экспериментально проверены теоретические методы определения продольной силы засасывания (динамическое взаимодействие). Приведены результаты проведенных экспериментов. Разработан принципиально новый метод практического определения продольного коэффициента засасывания при маневрировании судна. Предложены приближенные формулы для практического расчета поперечной силы засасывания. Приведены результаты теоретического и экспериментального исследования влияния корпуса судна на величину осевой вызванной скорости движителей, предложены формулы для практического учета этого влияния.

В пятом разделе приведен анализ методов расчета усилий инерционной природы, в разработке которых автор принимал участие, и предложен упрощенный метод их расчета. Раздел содержит анализ методов расчета аэродинамических характеристик, разработанных различными исследователями для водоизмещающих судов и толкаемых составов, и основные выводы проведенного анализа.

Шестой раздел посвящен разработке расчетного вида математической модели движения судов и составов. Предлагаемая исследовательская математическая модель апробирована путем сравнения результатов расчетов с результатами натурных испытаний. Результаты систематических расчетов использованы автором для разработки предложений к методике нормирования управляемости судов и составов. При использовании в математической модели судоводительского тренажера исследовательскую математическую модель предлагается дополнительно идентифицировать по данным специально проведенных натурных испытаний по предлагаемой автором методике. В разделе детально рассмотрен алгоритмизованный метод такой идентификации.

В заключении излагаются основные результаты и выводы, полученные в настоящей работе.

На защиту выносятся:

• анализ теоретических решений, полученных исследователями при определении усилий различной природы, действующих на корпус судна и его движители, выявление их физической сущности и возможности использования для решения практических задач;

• анализ методик проведения модельных испытаний в опытовых бассейнах по исследованию усилий, действующих на корпус судна, и оценка точности результатов, получаемых при этих испытаниях;

• анализ различных современных методов расчета усилий, действующих на корпус судна, с учетом точности методик их определения и систематизации;

• несколько оригинальных методов проведения испытаний несамоходных и самоходных моделей в опытовых бассейнах и на открытой акватории;

• новый перспективный метод нулевого момента зарыскивания, дающий возможность непосредственно определять абсциссу точки приложения главного вектора гидродинамических сил на корпусе модели;

• уточненный метод определения гидродинамических усилий, действующих на корпус судна при его маневрировании, в том числе в условиях стесненного фарватера;

• приближенный метод определения гидродинамических усилий, действующих на корпуса судов толкаемых составов при их маневрировании, в том числе в условиях стесненного фарватера;

• анализ различных современных методов расчета усилий на движи-тельно-рулевых комплексах судна с учетом точности методик их определения и систематизации;

• принципиально новый метод расчета осевых вызванных скоростей винтов и комплексов винт-насадка и метод учета влияния корпуса судна на величину осевых вызванных скоростей;

• принципиально новый метод определения усилий на ДРК судна при его маневрировании;

• метод определения скорости попутного потока и скоса потока за корпусом судна при его маневрировании;

• принципиально новый метод определения продольной силы засасывания, возникающей в кормовой части судна в результате работы движителей при маневрировании судна;

• приближенный метод определения поперечной силы засасывания при маневрировании судна;

• общая математическая модель движения судна, составленная на основе вновь разработанных методов расчета усилий неинерционной природы и методов расчета характеристик взаимодействия движителя с корпусом судна;

• методика идентификации общей математической модели по данным испытаний конкретного судна в реальных условиях его эксплуатации;

• алгоритм программы судоводительского планшетного тренажера;

• предложения к проекту «Норм управляемости водоизмещающих речных судов».

Диссертационная работа выполнена на кафедре теории и устройства корабля Новосибирской государственной академии водного транспорта. Систематические экспериментальные исследования проведены в прямом и циркуляционном опытовых бассейнах НГАВТ, на крупномасштабной самоходной модели, на руслах рек и судах Сибири и Европейской части России.

Автор выражает искреннюю признательность д.т.н., профессору Б. В. Палагушкину за организационно-методическую помощь, к.т.н., доценту Ю. С. Березенцеву за консультации в разработке РВК, инженеру кафедры ТУК A.A. Девяткину за помощь в проведении экспериментов, начальнику лаборатории дистанционного обучения О. Ю. Лебедеву и инженеру — программисту С. Ф, Клименко за помощь в освоении компьютера.

Основные результаты доложены, обсуждены и одобрены на научно-технических конференциях Новосибирской государственной академии водного транспорта (1976;1999 г. г.), на всесоюзных конференциях НТО им. акад. А. Н. Крылова и НТО СП (1977;1987 г. г.), международной научно-технической конференции «Проблемы комплексного развития регионов Казахстана» (1996), научно-технической конференции, посвященной памяти В. А. Тронина (1999 г.).

Автору, совместно с В. Г. Павленко, присуждена премия и диплом II степени на конкурсе работ по экспериментальной гидродинамике судна, проведенного ЦП НТО им. акад. А. Н. Крылова в 1978 г., за работу «Метод определения угла дрейфа судов и составов на циркуляции по испытаниям несамоходных моделей в циркуляционном бассейне».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важнейшими результатами выполненной диссертационной работы автор считает следующее.

1.Проведен анализ теоретических решений по определению усилий различной природы, действующих на корпус судна и его движители, выявлена их физическая сущность и основополагающие закономерности изменения при маневрировании суднаопределена возможность использования теоретических решений для конструирования практических методов расчета.

2.Выполнен анализ точности и физической обоснованности существующих практических методов определения усилий, действующих на корпус судна и его движители при его маневрировании.

3.Сформулирован общий принцип перехода от бессистемного эмпиризма при разработке и алгоритмизации расчетных методов к синтезу теоретических и эмпирических методов определения величин, составляющих основные гидродинамические аспекты математической модели движения судна.

4.Выполнен анализ методик проведения модельных испытаний в опы-товых бассейнах по исследованию усилий, действующих на корпус судна, и оценка точности результатов, получаемых при этих испытаниях;

5.Разработано несколько оригинальных методов проведения испытаний несамоходных моделей, позволяющих более детально анализировать процесс управляемого движения судна. Наиболее продуктивными из них являются метод нулевого момента, метод комплексного момента, экспресс метод и метод нулевого момента зарыскивания.

6.Результаты модельных экспериментов, проведенных методами нулевого момента и комплексного момента, позволили установить основные закономерности изменения угла дрейфа судна в зависимости от кривизны траектории, глубины фарватера, направления и скорости течения;

7.Результаты модельных экспериментов, проведенных методом нулевого момента зарыскивания, позволили убедительно доказать, что точка приложения главного вектора гидродинамических корпусных сил расположена в пределах корпуса судна при любых сочетаниях кинематических параметров движения судна и любой глубине фарватераэти результаты предоставили возможность разработки более корректного метода расчета гидродинамических корпусных усилий.

8. Разработан уточненный метод определения гидродинамических усилий, действующих на корпус судна при его маневрировании, в том числе в условиях стесненного по глубине и ширине фарватера.

9.Предложен приближенный метод определения гидродинамических усилий, действующих на корпуса толкаемых составов при их маневрировании, в том числе в условиях стесненного фарватера.

10.Путем анализа различных современных методов теоретического и практического расчета усилий на движительно-рулевых комплексах судна с учетом точности методик их определения и систематизации и в результате проведения систематических модельных испытаний разработан принципиально новый метод определения усилий на ДРК судна при его маневрировании.

11.В результате проведения систематических модельных испытаний и анализа теоретических решений разработаны принципиально новые методы определения коэффициентов взаимодействия движителя с корпусом судна при его маневрировании.

12.На основе разработанных автором методов расчета усилий неинерционной природы и методов расчета характеристик взаимодействия движителя с корпусом судна составлена общая математическая модель движения судна, в том числе на течении. Общая математическая модель движения судна проверена по данным натурных испытаний судов и признана соответствующей современным представлениям о физической сущности процесса управляемого движения судна.

13.Путем проведения систематических расчетов по разработанной автором исследовательской математической модели показано, что положение второй критической точки на диаграмме управляемости существенно уточняется в соответствии с ее физическим смыслом.

14.Систематическими расчетами доказано, что расчеты по предлагаемой математической модели адекватно отражают изменение параметров циркуляций судна, оборудованного ДРК различных типов, что подтверждает возможность отказа от необходимости введения в математическую модель идентификатора, условно называемого коэффициентом спрямления потока корпусом судна.

15.Путем систематических расчетов параметров циркуляций судов при их движении на мелководье найдено новое, отличное от классического, объяснение физической природы явления ухудшения управляемости судов на мелководье.

16.Предложены условия и методика проведения натурных испытаний судна, результаты которых могут дать объективную информацию для возможности уточнения общей математической модели в соответствии с особенностями конструкции корпуса и характеристик ДРК данного конкретного судна. Разработан алгоритм идентификации общей математической модели, исходя из опыта, накопленного автором при проведения такой работы. Алгоритм идентификации включен в программы судоводительских тренажеров.

17.Анализ существующих нормативных документов различных классификационных обществ и организаций, регламентирующих навигационные качества судна, в том числе и его управляемость, опыт практического применения таких нормативных документов и проекта «Норм управляемости судов и составов внутреннего и смешанного плавания», разработанного НИИВТ в 1991 г при участии автора, результаты систематических расчетов по разработанной автором математической модели позволили наметить обшие принципы нормирования управляемости водоизмещающих судов и составов.

Результаты экспериментально-теоретического исследования управляемости водоизмещающих речных судов и математическая модель, разработанная диссертантом, использованы:

• при выполнении ряда научно-исследовательских работ по заказу па-роходств, МРФ, Речного Регистра России и научных организаций- •при разработке «Норм управляемости» РР России- •в качестве математической модели планшетного тренажера на ЭВМ- •для корректировки математической модели судоводительского тренажера ВГАВТ;

•для корректировки математической модели судоводительского тренажера НГАВТ;

•при выполнении дипломных работ студентами НГАВТ. Основные материалы диссертационной работы опубликованы в пятидесяти трех авторских публикациях, включая монографию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Я. Ходкость и управляемость судов.-М.: 1967. 344 с.
  2. B.C., Вьюгов В. В. и др. Испытания изгибаемого состава с носовыми рулями. Ж. «Речной транспорт». № 7. 1975.-С. 14−15.
  3. B.C., Вьюгов В. В. и др. Гидродинамические характеристики носовых опускающихся рулей. Труды НИИВТ, вып. 132, 1978.- С. 5559.
  4. Д.М. Нелинейная теория прямоугольного крыла весьма малого удлинения в стационарном потоке. Матер. По обм. опытом ВНТО им. акад. А. Н. Крылова. Вып. 18. «Математическое и физическое моделирование в вопросах гидродинамики судна». Л.: 1989. -С.4−10.
  5. Н.И. Позиционные гидродинамические характеристики судов при произвольных углах дрейфа. Ж. Судостроение, № 5, 1968. — С. 18−23.
  6. В.Н., Ваганов Г. И., Павленко В. Г. Судовые тяговые расчеты. М.: Транспорт, 1978.- 216 с.
  7. Атлас гидродинамических характеристик судовых рулей. Труды НИИВТ, вып. 72, 1972, — 55 с.
  8. В.Ф., Завадовский Н. Ю., Левковский Ю. Л., Мишкевич В. Г. Гребные винты. Современные методы расчета. Л.: Судостроение, 1983. -296 с.
  9. A.M. Ходкость и управляемость судов. М.: Транспорт, 1977, -455 с.
  10. A.M. Теория устойчивости на курсе и поворотливости судна. Л.-М.: Гостехиздат, 1949, — 228 с.
  11. A.M., Степанюк Е. И. Руководство по расчету и проектированию гребных винтов судов внутреннего плавания. -Л. Транспорт, 1977.272 с.
  12. A.M., Веледницкий И. О., Ляховицкий А. Г. Гидродинамика судов на мелководье. Л.: Судостроение, 1976, — 320 с.
  13. Э.Д., Гиневский A.C. О движении систем тел в идеальной жидкости. Труды НТО СП им. акад. А. Н. Крылова. Качка и управляемость судна. Л., 1963. вып. 47, С. 131−143.
  14. Г. И. Эксплуатация секционных составов. М.: Транспорт, 1974. -192 с.
  15. Г. И. Секционные составы. М.: Транспорт, 1966. -144 с.
  16. A.B. Управляемость судов. Л.: Судостроение, 1989.327с.
  17. ФД. Циркуляционное движение судна при разных режимах работы судовых движителей. Проектирование, теория и прочность судов, плавающих во льдах. ГПИ, Горький, 1990. -С. 137−142.
  18. Н.С. Теория вероятности. М.: Физматгиз. 1962. -564 с.
  19. ВНИГЛ. Материалы русловых исследований на р. Полометь, -выпЛУ, 1973. -289 с.
  20. Я.И., Першиц Р. Я., Титов H.A. Справочник по теории корабля. Л.: Судпромгиз. 1960. -688 с.
  21. П.С., Павленко В. Г., Рудин С. Н. Анализ и метод определения коэффициентов присоединенных масс, используемых в расчетах управляемости судов на ограниченной глубине. -Труды НИИВТ, вып. 44, 1970.-С. 3−51.
  22. Ю.Л., Смирнова Т. И. Влияние мелководья на характеристики взаимодействия судов, расходящихся параллельными курсами. -«Актуальные проблемы судостроения и судоремонта». М., 1987. -С. 64−68.
  23. В.В. Экспериментальное исследование влияния стесненности русла на гидродинамические характеристики речных судов. Труды НИИВТ, вып. 105, 1976. -С. 77−82.
  24. В.В., Павленко В. Г. Метод определения угла дрейфа судов и составов на циркуляции по испытаниям несамоходных моделей в циркуляционном бассейне. Труды НИИВТ, вып. 105, 1976. -С. 67−76.
  25. В.В. О поперечном уклоне свободной поверхности воды в излучинах реки. Труды НИИВТ, вып. 132, 1978. -С. 20−24.
  26. В.В. Эффективность носовых рулей на мелководье. Труды НИИВТ, вып. 132, 1978. — С. 25−28.
  27. В.В. Методика нормирования габаритов однониточных кильватерных составов- Труды НИИВТ, вып. 132, 1978, -С. 29−38.
  28. В.В. Инструкция по нормированию габаритов изгибаемых составов. -МРФ. Новосибирск, 1978. -20 с.
  29. В.В., Врублевская Л. Н. Обобщение метода нулевого момента на случай движения судна на течении. Труды НИИВТ, вып. 147, 1979. -С. 45−49.
  30. В.В., Врублевская Л. Н. Влияние соотношения плановых размерений грузовых судов внутреннего плавания на углы дрейфа на циркуляции. Труды НИИВТ, вып. 152, 1980. -С. 19−23.
  31. В.В. Определение безопасных габаритов изгибаемых составов. -Автореф. дисс. канд. техн. наук. -Ленинград, 1980. -22 с.
  32. В.В., Врублевская Л. Н. Влияние соотношений плановых размерений грузовых судов внутреннего плавания на углы дрейфа. Труды НИИВТ, вып. 152, 1980. -С. 81−83.
  33. В.В., Павленко В. Г. Метод определения угла дрейфа судов и составов на циркуляции по испытаниям несамоходных моделей в циркуляционном бассейне. -Л.: НТО СП «Экспериментальная гидродинамика судна», вып. 322, 1980. -С. 22−24.
  34. В.В., Павленко В. Г. Экспериментальное исследование гидродинамических характеристик речных судов в мелководном канале. -Л.: НТО СП «Экспериментальная гидродинамика судна», вып. 322, 1980. -С. 25−26.
  35. В.В. и др. Инструкция по нормированию габаритов судов и толкаемых составов. -МРФ. Горький, 1980. -38 с.
  36. В.В., Павленко В. Г. Математическая модель движения судна в речном потоке и расчет предельных размерений. -НРБ, Варна.: Матер. IV нац. Конгресса по теоретической и прикладной механике, 1981. -С. 30−35.
  37. В.В., Витавер Л. М. Исследование управляемости толкаемых составов. Труды НИИВТ, вып. 159, 1982. -С. 135−141.
  38. В.В., Бондарчик В. М. Экспериментальное исследование моделей катамаранных судов в опытовом бассейне. Труды НИИВТ, вып. 159, 1982. -С. 19−24.
  39. В.В., Павленко В. Г. Требования к управляемости толкаемых составов из условия прохождения затрудняющих движение поворотов реки. -Л.: НТО СП «Проблемы повышения ходкости судов», 1983. -С. 1516.
  40. В.В., Павленко В. Г. и др. Экспериментальные исследования и метод расчета движения судов на течении. -Л.: НТО СП «Экспериментальные методы исследования способов активного воздействия на мореходные качества судов», 1984. -С. 24−26.
  41. В.В., Дмитров В. Е., Руднев A.A. Моделирование течения в циркуляционном бассейне. -Труды НИИВТ «Совершенствование ходовых и маневренных качеств судов», 1984. -С. 3−7.
  42. В.В., Руднев A.A. Поворотливость пассажирских судов. -Труды НИИВТ «Движение судов и составов в речных условиях», 1985. -С. 86−93.
  43. В.В., Деревянченко Н. Т., Манин В. М. Гидродинамические характеристики толкаемых составов. -Труды НИИВТ «Движение судов и составов в речных условиях», 1985. -С. 97−100.
  44. В.В., Павленко В. Г. Выбор критерия начальной поворотливости и определение его нормативного значения. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидродинамических качеств судов и составов на внутренних водных путях», 1986. -С. 7−12.
  45. В.В. Экспресс метод проведения модельных испытаний в циркуляционном бассейне. -Труды НИИВТ «Ходкость и управляемость речных судов», 1987. -С. 69−72.
  46. В.В., Слижевский С. Н. Экспериментальное исследование гидродинамического взаимодействия корпуса судна и гребных винтов в поворотных насадках. -Труды НИИВТ «Ходкость и управляемость речных судов», 1987. -С. 135−138.
  47. В.В., Павленко В. Г. Принципиальные основы разработки норм управляемости Речного Регистра РСФСР. Тезисы докл., НТО СП «Проблемы совершенствования мореходных качеств судов», 1987, — С. 5.
  48. В.В., Горбачев Ю. Н. Исследование управляемости толкаемого состава с воздушной прослойкой на днище баржи. Труды ЛИВТ «Гидромеханические и технико-экономические качества судов речного флота и смешанного плавания», 1987. С. 80−85.
  49. В.В., Павленко В. Г. Основные принципы нормирования управляемости судов и составов внутреннего плавания. -Труды НИИВТ
  50. Совершенствование гидродинамического комплекса речных судов и составов", 3 988. -С. 93−95.
  51. В.В., Токарев П. Н. Позиционные характеристики грузовых судов внутреннего плавания при произвольных углах дрейфа. Труды ГИИВТ, вып.234, 1988. -С. 11−14.
  52. В.В., Павленко В. Г. Приближенный метод расчета присоединенных масс речных судов. -Труды НИИВТ «Вопросы гидродинамики речных судов и составов», 1989. -С. 4−7.
  53. В.В. К вопросу о необходимой скорости перекладки рулевых органов речных судов. -Труды НИИВТ. «Вопросы гидродинамики речных судов и составов», 1989. -С. 57−60.
  54. В.В., Девяткин A.A., Павленко В. Г. Нормирование поворотливости речных судов. -Труды НИИВТ «Совершенствование флота для малых рек», 1990, -С. 57−60.
  55. В.В., Девяткин A.A. Исследование усилий, возникающих на комплексе винт поворотная насадка при испытаниях в прямом бассейне. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидромеханических качеств речных судов и составов», 1991. -С. 4−6.
  56. В.В., Девяткин A.A. Исследование динамики движитель-но-рулевого комплекса на крупномасштабной самоходной модели. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидромеханических качеств речных судов и составов», 1991. -С. 62−69.
  57. В.В. Опыт применения регистрационно вычислительного комплекса на натурных испытаниях. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидромеханических качеств судов», 1993. -С. 77−80.
  58. В.В., Павленко В. Г. Методика расчета боковых сил на рулевом комплексе Энкеля. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидромеханических качеств судов и составов», 1995. -С. 83−86.
  59. В.В., Палагушкин Б. В. Экспериментальное определение присоединенных масс пассажирских и грузовых судов. -Труды НИИВТ
  60. Совершенствование гидромеханических качеств судов и составов", 1995.- С. 87−98.
  61. В.В., Манаков B.C., Палагушкин Б. В. Справочник маневренных качеств судов и составов. Изд. НГАВТ, 1996.- 36 с.
  62. В.В., Палагушкин Б. В. Присоединенные массы транспортных судов при криволинейном движении. -Матер, междунар. научн.-техн. конф. «Проблемы комплексного развития регионов Казахстана», 1996. С. 211−216.
  63. В.В., Палагушкин Б. В. Об адекватности математической модели движения судна. -Матер, междунар. научн.-техн. конф. «Проблемы комплексного развития регионов Казахстана», 1996. С. 217−222.
  64. В.В., Палагушкин Б. В. Присоединенные массы транспортных судов при прямолинейном движении. -Матер, междунар. научн.-техн. конф. «Проблемы комплексного развития регионов Казахстана», 1996. С. 223−228.
  65. В.В. Метод расчета усилий на рулях за открытым винтом.- Труды СПГУВК «Судостроение и судоремонт», 1998. -С.75−80.
  66. В.В. Уточнение метода расчета гидродинамических характеристик корпусов речных судов. В сб. тезисов докладов на XXXIII науч. конф. проф. преп. состава НГАВТ, 1998. — С.44−45.
  67. В.В. Метод расчета усилий на рулях за открытым винтом.- В сб. тезисов докладов на XXXIII науч. конф. проф. преп. состава НГАВТ, 1998. С.45−47.
  68. В.В. К вопросу об относительном плече зарыскивания. -Сибирский научный вестник, вып. II, 1999. С. 180−186.
  69. В.В. Метод расчета усилий на многоперьевых комплексах Энкеля. Сибирский научный вестник, вып. И, 1999. — С. 195−203.
  70. В.В., Лебедев О. Ю. Исследование влияния формы носовой оконечности корпуса судна на плечо действия главного вектора гидродинамических сил. Сибирский научный вестник, вып. II, 1999. — С. 204 207.
  71. В.В. Экспериментально-теоретическое исследование управляемости водоизмещающих речных судов. Материалы науч.-техн. конференции «Обеспечение безопасности плавания судов», Н. Новгород, 1999.
  72. В.В. Метод расчета гидродинамических корпусных усилий водоизмещающих судов. Труды НГАВТ «Судовые энергетические установки речных судов», 1999.
  73. В.В., Девяткин А. А., Лебедев О. Ю. Исследование усилий на комплексах винт поворотная насадка. -Труды НГАВТ «Судовые энергетические установки речных судов», 1999.
  74. В.В. Экспериментально-теоретическое исследование управляемости водоизмещающих речных судов. -Материалы науч. тех. конф. «Обеспечение безопасности плавания судов», вып. 284, Н. Новгород, 1999, — С.21−23.
  75. В.В. Управляемость водоизмещающих речных судов. -Новосибирск, изд. НГАВТ, 1999.- 200 с. (монография).
  76. О.И. Метод расчета управляемости толкаемых составов при больших углах дрейфа. Труды НИИВТ, вып. 45, 1970. -С. 29−44.
  77. О.И. Математическое моделирование движения речных судов для судоводительских тренажеров. -НГАВТ, 1996. 178 с.
  78. А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. Л.: Судостроение, 1988.- 360 с.
  79. А.Д. Теория и расчет поворотливости судна. -Л.: Судостроение, 1971, — 298 с.
  80. А.Д., Зайков В. И., Семенова Тянь-Шанская А.В. К расчету управляемости при ветре. -Труды ЛИВТ, вып. 81, 1965, — С. 27−39.
  81. А.Д., Зайков В. И., Семенова Тянь-Шанская A.B. О действии ветра на надводную часть грузовых судов внутреннего плавания. -Труды ЛИВТ, вып. 92, 1968. -С. 11−22.
  82. А.Д., Коган В. И. Исследования гидродинамических характеристик грузовых судов на глубокой и мелкой воде. -Труды ЛИВТ, вып. 118, 1968. -С. 50−59.
  83. А.Д. Основы теории управляемости судна. СПГУВК, 1999. — 99 с.
  84. Н.Т., Сандлер Л. Б., Горнушкина Т. В. Анализ поля скоростей в районе гребных винтов под днищем двухвинтового судна. -Труды НИИВТ «Совершенствование ходовых и маневренных качеств судов», 1984. -С. 93−99.
  85. Н.Е. Полное собрание сочинений. T. II, Гидродинамика. -М.: 1935.-648 с.
  86. А. М. Идентификация упрощенных моделей управляемости поисковыми методами. -Экспериментальные методы исследования способов активного воздействия на мореходные качества судов. Одесса, 1984. -С. 78−80.
  87. В.И. Прогнозирование движения судов в системах управления и обеспечения безопасности судоходства. Автореф. дисс. докт. техн. наук. -Ленинград, 1990. -48 с.
  88. Д.К. Устойчивость движения и рыскливость судов. -М.: Транспорт, 1976.- 266 с.
  89. Г. И., Красницкий А. Д. Управляемость судна. Л.: 1986.88 с.
  90. Г. И., Тер-Захарьянц A.A. Идентификация гидродинамических коэффициентов уравнений управляемости как задача многокритериальной оптимизации. -Навигация и управление судном, вып. 433. J1.: Транспорт, 1986. -С. 94−99.
  91. A.B. Сравнительные циркуляционные испытания судов пр. 576, оборудованных тремя и двумя рулями. -Труды НИИВТ «Совершенствование ходовых и маневренных качеств судов», 1984. -С. 146−148.
  92. Г. И. и др. Анализ гидродинамического качества обводов корпусов судов. Тез. докл. на всесоюзной конф. «Методы прогнозирования и способы повышения мореходных качеств судов и освоение океана». 25 Крыловские чтения. -Л., 1991. -С. 15−16.
  93. А.И. Присоединенные массы судна. Л.: Судостроение, 1986, — 312 с.
  94. С.Н. Повышение безопасности плавания судов и составов по ограниченным фарватерам. Автореф. дисс. докт. техн. наук. -Н. Новгород, 1995. — 36 с.
  95. Н. Е. Кибель И.А., Розе Н. В. Теоретическая гидромеханика. 4.1. -М.: Физматгиз, 1963, — 584 с.
  96. Ю.А., Элис Е. Я. Аэродинамические характеристики речных пассажирских судов. -Труды НИИВТ Совершенствование ходовых и маневренных качеств судов, 1984. -С. 91−92.
  97. А.Н. Теория корабля. 4.1. Поворотливость корабля. -М.: АН СССР, 1948. -284 с.
  98. Ю.Н. Исследование управляемости многозвеньевых изгибаемых составов. -Автореф. дис. канд. техн. наук. -Горький, 1973.-17с.
  99. В.М. Расчет судовых гребных винтов. -Учебн. Пособие. ЛКИ, 1975. -118 с.
  100. М.П., Николаев Е. П. Пашин В.М. Особенности отрывного течения около корпуса судна, движущегося по криволинейной траектории. -«Численные методы механики сплошной среды», № 3. Новосибирск, 1986. -С. 108−114.
  101. В.А. Использование метода наименьших квадратов и теоремы Дезарга в задачах обработки навигационных измерений. -М.: Мортехформреклама, 1991. С. 28−41.
  102. В.А. Вероятность принадлежности истинной точки фигуре погрешности. М.: Мортехформреклама, 1993. — С. 48−56.
  103. Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1970,-С. 399−413.
  104. В.М.- Автореф. дисс. к. техн. наук. Горький, 1967.-30 с.
  105. Ю.М. Управляемость промысловых судов. ЛПП, 1981. -232 с.
  106. Г. А., Орлов О. П., Пустошный А. Ф. Эффективный попутный поток. Состояние вопроса и направление исследований. В сб. ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова «Гидродинамика транспортных судов», 1981. — С. 3−26.
  107. Наставление по штурманской службе на судах МПФ РСФСР. Часть III (НШСМ-86). Л.: Транспорт, 1987. — 144 с.
  108. В.И. Динамика двигателя в системе корпус судно -винты-двигатели. Л.: Судпромгиз, 1961. — 374 с.
  109. В.И. Динамика судовых комплексов. Л.: Судостроение, 1967. — 295 с.
  110. О.П., Пустошный А. Ф. Приближенный метод определения масштабного эффекта номинального попутного потока на одновальных судах. Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, вып. 285, 1975. — С.85−98.
  111. Отчет НИИВТ. Разработка норм управляемости судов и составов внутреннего и смешанного плавания и эффективности средств управления. -Новосибирск, 1986. -64 с.
  112. Отчет НИИВТ. Пояснительная записка к 1 редакции «Норм управляемости «. -Новосибирск, 1989. -26 с.
  113. Отчет НИИВТ. Пояснительная записка ко 2 редакции «Норм управляемости «. -Новосибирск. 1990. -10 с.
  114. Отчет НИИВТ. Пояснительная записка к 3 редакции «Норм управляемости «. -Новосибирск, 1991. -17 с.
  115. Отчет ГИИВТ. Натурные испытания судов пароходства «Волготанкер». -Горький. 1988. -96 с.
  116. Отчет ГИИВТ. Натурные испытания судов и составов ВОРПа. -Горький. 1988. -109 с.
  117. Отчет ГИИВТ. Комплексные натурные испытания. управляемости. головных судов. -Горький. 1988. -157 с
  118. Отчет ГИИВТ. Информация об управляемости судна (18 проектов) -Горький. 1986 1990 г.
  119. В.Г. Универсальные характеристики управляемости судов внутреннего плавания. Труды НИИВТ вып. 115, 1978. — С. 3−32.
  120. В.Г., Бавин В. Ф. и др. Ходкость и управляемость судов. Транспорт, 1991, — 400 с.
  121. В.Г. Основы механики жидкости. JL: Судостроение, 1988, — 240 с.
  122. В.Г. Маневренные качества речных судов. М.: Транспорт, 1979.- 184 с.
  123. В.Г. Элементы теории судовождения на внутренних водных путях. Ч. Ш -.М.: Транспорт, 1971.- 144 с.
  124. И.Г., Элис Е. Я. Метод определения гидродинамических характеристик речных пассажирских судов. Труды НКИ «Гидродинамика корабля», 1983. — С. 13−17.
  125. В.Г., Гордеев О. И. Математические методы обработки экспериментальных данных. -Новосибирск, 1972. -138 с.
  126. В.Г. Об аналитическом сращивании эмпирических зависимостей. -Труды НИИВТ «Совершенствование гидромеханических качеств судов», 1993, -С. 74−76.
  127. Р.Я., Юдин Е. Б. Выбор кормового подзора и площади руля судна с помощью второй критической точки диаграммы управляемости. Ж. Судостроение, № 6, 1968. -С. 5−10.
  128. Р.Я. Управляемость и управление судном. JI.: Судостроение, 1983, — 272 с.
  129. Р.Я., Немзер А. И. Об управляемости судна на течении. -Труды НТО СП, вып. 169, 1971, — С. 4−8.
  130. A.C. Теоретическое исследование поперечного взаимодействия движителя с корпусом судна, движущегося с малым углом дрейфа. Труды ЛИВТ, 1976. — С. 152−168.
  131. А.Ф., Титов И. А. Некоторые особенности взаимодействия гребного винта с корпусом судна. В сб. ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова «Гидродинамика транспортных судов», 1980. — С. 9−13.
  132. А.Ю., Ремез В. Ю. Определение гидродинамических характеристик управляемости морских судов. Труды НКИ «Гидродинамика корабля», 1986. — С. 62−74.
  133. Руководящий технический материал. Нормы управляемости грузовых и пассажирских судов внутреннего и смешанного «река-море» плавания, РТМ 212.0137−86. -МРФ РСФСР, ЛИВТ, 1986. -100 с.
  134. Л.М., Соларев Н.Ф, Маневренность речных судов и составов. -М.: Транспорт, 1967. -140 с.
  135. Л.М. Управляемость толкаемых составов. -М.: Транспорт, 1969. -128 с.
  136. A.A., Прищемихина Т. Ю. Расчет гидродинамических характеристик гребных винтов в процессе маневрирования. -В сб.: Гидродинамика транспортных судов. ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, 1981. С. 45−52.
  137. Н.Б. Результаты теоретического исследования ГДХ и.)-! криволинейном движении, (корпус- винт- руль) Труды НКИ, № 176, 1981. — С. 8−19.
  138. С.Н. К исследованию гидродинамического взаимодействия движительно рулевого комплекса с корпусом судна. -Труды НИИВТ «Движение судов и составов в речных условиях, 1985. -С. 69−77.
  139. С.Н. Определение гидродинамического взаимодействия движительного рулевого комплекса и корпуса судна на циркуляции. -Труды НИИВТ «Ходкость и управляемость речных судов», 1987. -С. 117−126.
  140. Н.Б. Теоретический метод расчета углов скоса потока на ДРК при маневрировании судна. Труды НКИ «Гидродинамика корабля». Николаев, 1990. — С. 38−44.
  141. Г. В. Управляемость корабля и автоматизация судовождения. -Л.: Судостроение, 1976. -480 с.
  142. Г. В. Управляемость корабля. -Изд. ЛКИ, 1959. -224 с.
  143. Н.Ф. Безопасность маневрирования речных судов и составов. -М.:Транспорт, 1980. -215 с.
  144. Справочник по теории корабля. T.I. Под ред. Я. И. Войткунского. Л.: Судостроение, 1985. -768 с.
  145. Справочник по теории корабля. Т. Н. Под ред. Я. И. Войткунского. Л.: Судостроение, 1985. -440 с.
  146. Справочник по теории корабля. T.III. Под ред. Я. И. Войткунского. Л.: Судостроение, 1985. — 544 с.
  147. Справочник по серийным транспортным судам. В 12 т. Изд. МРФ РСФСР.
  148. Справочник маневренных характеристик судов. Изд. МРФ РСФСР, 1989. — 318 с.
  149. В.Б. Анализ результатов испытаний масштабной серии моделей речного судна на мелководье. -Вопросы гидродинамики, прочности и проектирование судов речного флота. Л., 1989. С. 121−126.
  150. А.Н. Влияние мелководья на прямолинейное движение судна при действии ветра. Ж. «Судостроение» № 10, 1987. -С. 7−9.
  151. C.B. Расчеты управляемости на ЭЦВМ. -J1.: ЛКИ, 1986,62 с.
  152. C.B. Об устойчивости неустановившегося движения во-доизмещающего судна. -Л.: Средства и методы повышения мореходных качеств судов, 1989. -С. 48−53.
  153. В.А., Пушкарев Л. В. Управление речными судами при плавании в ледовых условиях. -М.: Транспорт, 1973. -112 с.
  154. В.А. Повышение безопасности и эффективности ледового плавания судов на внутренних водных путях. -Автореф. дис. докт. техн. наук. Горький, 1990. -46 с.
  155. А.П. Расчет гидродинамических характеристик судна при маневрировании. Ж. «Судостроение», № 5, 1978. — С. 18−20.
  156. В.П. Определение поля за судовыми движителями, работающими в швартовном режиме. -Автореф. дис. канд. техн. наук. Горький, 1986. -38 с.
  157. К.К., Соболев Г. В. Управляемость корабля. -Л.: «Судпромгиз», 1963. -376 с.
  158. К.К. К обоснованию гипотезы стационарности для определения гидродинамических сил и моментов, действующих на корабль, движущийся в горизонтальной плоскости. -Труды НТО СП, т.7, вып.2, 1957. -С. 18 -24.
  159. М.Н., Чиркова М. Н. О существовании области пониженной управляемости для судов, неустойчивых на курсе. -«Изв. АН СССР Механика твердого тела», № 2,1985. -С. 73−78.
  160. В.М. Систематические данные по аксиальной составляющей попутного потока за корпусом одновальных транспортных судов. В сб.: Вопросы судостроения, вып. 26, 1980. — С. 81−89.
  161. П. Н. Соларев Н.Ф. Щепетов И. А. Управление судами и составами. М.: Транспорт, 1971. -352 с.
  162. П.Н., Рыжов JIM., Соларев Н. Ф. Щепетов И.А., Бе-логлазов В. И. Управление судами и составами на внутренних водных путях. М.: Транспорт, 1966. -184 с.
  163. Е.Б. Гидродинамические характеристики моделей судов, определяющие поворотливость и устойчивость на курсе. -Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, вып. 126. 1358. -С. 68−72.
  164. Baumgarten Bodo. Bestimmung der Rudercrafte in Zusammenwirken von Schiff. «Z. Binnerschiffart und Wasserstrasse», 1989, № 6, — S. 233−240.
  165. Froude W. On Experiments with H.M.S."Greyhound». «Transactions of the Institution of Naval Architects», vol. 15, 1874. 46 P.
  166. Gohler Ulf. Anderung des Schiffswiderstandes infolge Gierwinkel -«Wiss. Z. Wilgelm Pieck Uniw., Rostock, Math.-Naturwiss.» 1981, № 7, S. 63−71.
  167. Gohler Ulf. Untersuchungen zur Anderung des Schiffs wiederstandes Schiffbauforschung. «Schiffbauforschung», 1984, № 2, — S. 72−80.
  168. Grollins W. Reachionen des Schiffes fur Maschinenmanover bei begrenzen Wasser. «Z. Binnenschiffart und Wasserstrom», 1973, № 1,12−16. -S. 21−23.
  169. Horre K.G. Scale effekts bei beschrankter Wassertife. «Schiff und Hafen», 1974, № 5. — S. 425−427.
  170. Heuser H. Selbstausrichtende, gelenkige Schubverbande. Hansa, № 24, 1964. — S. 2519−2520.
  171. Inoue S., Hirano M., Kijima K. Hydrodynamic derivatives on ship manoeuvring. «Int. Shipbuilding Progress». 1981, V. 28, № 321. — S.112−125.
  172. Kieinan D. Steuerbarkeit von Schiffen bei beschrankter Wassertife.- «Wiss. Z. Wilgelm Pieck Uniw., Rostock, Math.- Naturwiss. R», 1983, № 6, — S. 1−8.
  173. Kieiman D. Der Einfluss beschrenkter Wassertiefe. «Schiffbauforschung», 1986, № 2, S. 79−90.
  174. Kieiman D. Hjdodinamische Untersuchungen Mehr-flachenrudern.
  175. Schiffbauforschung», 1987, № 4. S. 192−196.
  176. Klingbeil Klaus. Die Berechnung des effektiven Standrucks am Ruder. «Wissen. Z. Univ. Rostock. Math.-naturwiss», R., 1973, № 4−5, — S. 409−417.
  177. Koseki N., Yamanouschi Y. Some Model Experiments jn Shallow Water Effekts upon Turning Abiliny. Journ. Of Zosen Kiokai, 1965, vol. 117.
  178. Martin H. Der Einflus des Propellers auf Krafte und Momente an gestenrften Schiffen bei flachem Wasser. «Schiffbauforschung», 1987, № 26. — S. 67−76.
  179. Melchior A. Selbstausrichtende, gelenkige Schubverbande. Hansa, № 20, 1964. — S. 2021−2031.
  180. Muller E. Manovriren bei Fahrwasserbeschrenkung. «Handbuch Werften. 18 Bd», Hamburg, 1986. — S. 95−102.
  181. Mutzke Andreas. Untersuchung des Einflusses von Tiefgang. -«Schiffbauforschung», 1990, № 3, S. 122−130.
  182. Naruto Kashiwagi Masfshi «Oepukuraku», «Buul. Res. Inst. Appl. Mech», 1987, № 63. — S. 173−178.
  183. Raabe Jorg. Hydrodinamische Krafte und Momente. «Schiffbauforschung», 1987, № 1. S. 3−14.
  184. Schmidt-Stibits H. Untersuchungen uber den Einfluss der Hauptspantform auf das Drehkreisverhalten von Flachwasserschiffen. Schifftechnik, 1958. № 32.18 6. Volker A. Gelenkige Schubagregate in Binnenschiffart? «Schiff und Hafen», 1960. — S. 579−582.
  185. Рис. П1. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) на глубокой воде
  186. Рис. П2. Относительное плечо зарыскивания т/х пр. 576 (ПН) на глубокой водех0, м300
  187. Рис. ПЗ. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) при ~Т
  188. Рис. П7. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) при th =0,60за р
  189. Рис. П8. Относительное плечо зарыскивания т/х пр. 576 (ПН) при к =0,60
  190. Рис. П9. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) при th =0,70гsap05 >-i-i---i-0 50 100 150 200 250 300 350
  191. Рис. П10. Относительное плечо зарыскивания т/х пр. 576 (ПН) при к =0,70×0,м200 I1. У о, м-5 050 100 150 200 250
  192. Рис. П11. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) при =0,80зар05 Г100 150 200 250 300и С350
  193. Рис. П12. Относительное плечо зарыскивания т/х пр. 576 (ПН) при *А =0,80
  194. Рис. П13. Циркуляция т/х пр. 576 (ПН) при th =0,90---¦---- с100 150 200 250 300 350
  195. Рис. П14. Относительное плечо зарыскивания т/х пр. 576 (ПН) при и =0,90
  196. Циркуляция с КВН и рулем в ДП на течении
  197. Исходные данные пр 2188 р = 1 tkh = О1.= 100 В 12.2 Т = 2.8 8 — 0.818а = 0.903 ст — 0.893 xg = 0 — 0.008 IR = 48.8 ¦5п -0.8 5k «0.84 ак — 0.91
  198. TI = I Lb = Bt — - B1 = - Tb .= 1 Lt = — L В T L В Txp =2 Dp = 1.54 PpD = 1.24 Ps = 381 nc = 5.83 (i. 1.595)
  199. КВПН aD = 1.32 ln .= 0.8 pD := 1.12
  200. Руль zR = 1 tR = 0.2 bs .= 0.27 AR 6.3 La = 0.8kx = 0.5 ky = 0.5 hs .= 10 ТЕЧЕНИЕ С =-0.4 ус O CxOG := C-cos (yc)vO = 5.561. V = L-B'T'5 m p-V1. АО := 0.25-Ti-Dp2x •= i1. Начальные условия
  201. Коэффициенты присоединенных масс kll = '• 5.91-В12 7.7&-В1 — 0.269'—516 V000 p000) юi 0.00 X0 xo1. Уо5R01. Tt -35 180 5R (t) =6R1 =1. X -2780
  202. Коэффициент попутного потока1. := m-—-10.463+ 0.574−63'9 + Bl2) 12.4 'v-cos (p)/
  203. Pk (5.33,0.01, 0.05) -57.3 = 25.072sf5xp- i?'V1. Wt := 0.043−5 + 0.16'i Dp
  204. Коэффициент попутного потока в ДП Д ействительныйугол др ейфа внутренний бортхр1. WtD 0.043−5 + 0.16−1. Wt = 0.197-i Dp
  205. PrP (v, p,<0.5-j 0k (v, p,(c)) |)°'5)наружный борт
  206. Коэффициент попутного потока при маневрировании внутренний борт WrnP (v, ?, и) = Наружный борт
  207. WmL (v, p,(c)) = Wt-cos (?k (v,?, ю))• 1 (sin (| 0.5-?k (v,?,(c)) |))
  208. WmP (v,ß-, и) Wt-cos{?k (v,?,(c)))• 1 — (sin (| 0.5'?k (v,?, ra) j))3J0.5
  209. B ДП WmD (v,?, o) = WtD-cos (?k (v.?))•' 1 (sin (| 0.5-?k (v-?, a) !))L25j
  210. WmPI5.16.0.0) = 0.197 WmL (5.16.0,0) = 0.197 ,"4v, n ¦ cos ?1. M v, ?, e>)
  211. Коэффициент изменения скорости в районе ДРК cos (pk (v, p са)) :
  212. Расчетная скорость правого ДРК Расчетная скорость левого ДРКvaP (v, р, а) = v-i 1 WmP (v, p,(c)))-K (v, p,(c)) vaL (v, p,(c)) .= v-< 1 — WmL (v, p,(c)))-K (v, P,(c))
  213. ВДП vaD (v, p, o) = v-(l-WmD (v, p, ffl))-K (v, p,(c))
  214. Упор правого ДРК TpP (v, P .со): = 96.5 14.65vaP (v, 0, ю) -t- 0.745vaP (v, P ,© Г
  215. Упор левого ДРК TpL (v, p, © ) = 96.5 14.65 vaL (v, P, © ) + 0.745vaL (v, p, и f i
  216. TpP (5.43,0,0) = 46.793 TpL (5.43,0,0) = 46.793 —
  217. Суммарный упор STp (v,?,(c)) = TpP (v,?,(c)) + TpL (v,?,(c)) STp (5.43,0,0) = 93.5861. Тяга
  218. TeP (v,? , о) = TpP (v,?,(c))-(l tkmP (v,?,(c))) правого TeP (5.33,0,0) = 40.109
  219. TeL (v,?, o) = TpL (v,?,(c)).(1- tkmL (v,?, o>)) левого TeL (5.33,0,0) = 40.1091. Суммарная тяга
  220. STe (v,?,(c)) = TeP (v,?,(c)) + TeL (v, p,(c)) STe (5.4,0,0) = 79.4081. Сопротивление воды
  221. R (v) = 2.18-v + 1.43(v)2 + 0.00036(v)6 56 CR (v) = 2 R
  222. Продольная гидродинамическая корпусная сила аа = 0.0014-ЬЬ ЬЬ = 0.2'ТЬ сс .= 28-(5к 6п) а р = 0.0. Е- з1? п (0)=0
  223. Схг (V. р. <о) = у)-соз (Р) ЬЬ-5т (р) ~31п (2р) М 1 — ОЛ-бЫтс + сс-Р Р))
  224. СхШ, у. р-сэ) = О. О^Ш.у^сО'сШ.у.Р.ш) + С2-(1,у, Р, и))3 + 0.0Яз21Ш, у, Р, ш))4 5ХЩ}, у. р, га) = 0.5-р-СхИ (1, у, р, ю)•! гИ-АК-С уаО (у, р, со)): I
  225. Уточнение скорости БТе (5.43.0,0) = 79.063 Хг (5.43,0,0) = 77.801 БХЖ 1, 5.43.0. 0) = 0.1485Те (5.56,0,0) БХН (1,5.56,0,0) Хг (5.56,0,0) =-6.691
  226. Суги.Р, о) у1 -5т (2-Р)-соб (Р) + у2-Бт (р)3±уЗ-БЫр)4^^) + <�э-Ь-(у4ч- у5-| $т (р) |)
  227. VI = 0.102 у2 = 0.883 уЗ = 0.015 у4 = 0.029 у5 = 0.237
  228. Стг (у. р, о) = ш1 ¦ 51 п (2 р) — т'2 ¦ б! п (р) + шЗ-з1п (2-р)3 + т4-бт (2-р)4−31^п (р) + 00(у, р, о)
  229. Мг (у, р, о) = 0.5-р-(у)2-Стг (У.р)-Ь2-Тл о Сгпг (у, р,<�а)
  230. Относительное плечо заоыскивания Ьл (,», Р, о) ' =--у1. Суг (5.33,0.1,0.1) = 0.12
  231. Уг (у, р, о) = 0.5-р-(у)2-Суг (у, р, е>)-Ь-Т
  232. Уг (5.33,0.1,0.1) = 478.4635ВР (1-, у, р, е>) := 5Ш) ргР (у, р, о) 5БШ, у, р, а) := I) — ргЦу, р, ш)1. Коэффициенты Сп =5.1п г. 0.2- 1п1. Сп = 1.5891. Сп1 = 0.064
  233. РЭ (1 ч- 1.561п) рО-(1 + 1.56−1п)1. Скорость струи от КВНуеРи, у, р, о) = уаР (у, р, ш) + waP (v, p,(й) уеЦ (, у, р,<�з) .= уаЦу, р, ю) + waL (v, p,(D)1. Реакция КВПН
  234. УТ)Ри, у, р, а) = 0.5-р-А0-уаР (у, р, е>)2-(Сп-зіп (2−50Р (1,V, р, о)) Спі-зіп (2-ЗЛІ 1)))
  235. УЭЦ і.у.р.о) = 0.5-р-А0^аЦ V, р, ш)2-(Сп-зіп (2−60Ь (1.V, р, ю)) + Спі-эт* 2−5Ш і)))
  236. Поперечная сила рулей Эффективный угол атаки УОІДО 5 56 0 0) -13 5735Э (і, V. р. со) = 5Ш) 0.38-ргО (у. Р, ю) 4- 0.26-рг0(V. р. ш)3 УБР (0,5.56. 0,0) = 13.573
  237. Коэффициент поперечной силы руля
  238. СуЛ := 2'7с -ку-(1 ^ 1апЬ (0.8-Ьб))• | 1 ч- Ьб • (0.28 + .1.' и/1. Поперечная сила руля в ДП22 -1•І 11.10 667 I
  239. YRD (t, v, р, о) = 0.5-p'CyR'zR-AR-(vaD (v, p, а))2.-5Э (t, v, p .о)1. Суммарная поперечная сила
  240. YP (t, v. р .С9) YDP і t, v. р. ю) + YRP (t.v.p, o>) YP (0, 5.33.0,0) = 13.929
  241. YL (t, v, p, a) .= YDL (t, v, p, ej) YRL (t, v. p,
  242. SYR (t, v. p .о) = YP (t, v, p, e>) + YL (t, v, p, co) + YRD (t, v, p,®)
  243. SYR (10, 5.33,0.5,0.1) =-3.327 SYR (10,5.33,-0.5,-0.1) = 414.615SYR (100,2.33,0.2, 0.1) = 198.314
  244. Поперечная сила засасывания
  245. YZP (t. v, p, a) := 0.15-pA0-waP (v, p, o)2-sin (5R (t)) YZP (60,5.61,0.5,0) =0.912
  246. YZL (l, v, p. o) = 0.15p-AOwaL (v.p,(a)2'Sin (8R (t)) YZL (120,5.61.0., 0.) = 0.952 YZ < t, v, p) = YZP (t, v, p, a) ^ YZL (t, v, p ,© )
  247. Кажущаяся скорость vc (v, p. x) =, jC2 -± (v)2 2>v-C-cos (vc p1. Кажущийся угол дрейфаv’Cos (p) C-cos (yc — x))1. P<:(v, P, X) = acosivc (v, P, x)
  248. Проекции скорости течения на подвижные оси координат
  249. СхО (х) СхОО соз (х) СуО (х) — -Сх0а-зт (х) Сх0(0)=-0.4 Суй (О) = 0
  250. Правая часть 1-го уравнения
  251. ХШ, у, р,© = 5Те (V, р) Хг (у, р, о) — т-у (c)-зт (р) + т-(1 + к11) е>-СуО (х) ху1(р) = т (1 ^ к11)-соз (р) ху2(у, р) := т-у-(I к11 > 51п (р) Правая часть 2-го уравнения
  252. У1 (1, V, р, о, х) = Уг (у, р, ш) БУН (1,V, р, оэ) — ш-у-<�о .соб*р) - У2(1,у,р,а>) — ш-(1 ±к22)-а>-СхО^) ууИр) := ш-(1 — к22)-эш (р) уу2(у, р) := ш-(1 к22) 'У-соб (р) ууЗ := 0
  253. Правая часть 3-го уравнениямк) = мг (у, р,®) ^т-зу^иу,^,®) +¦ о. э-тугнл^р,(c))1Г-1 0 ту2 О шуЗ Ы. 1 * кбб) туЗ = 2.499−106
  254. М К 0.1,5.33,0,0) = 61.339 Мг (х0,х1,0»») = 339.941 Ю-БУШОЛ, 5.33, 0,0) = 60.7591. Обозначенияа!, Х) = Ху1(р)-У1(1,у, р,<�»,х) + ХЮ,у,р,в>, х)-ууКР) а (1,5.56, О, 0, 0) = -3.755.104
  255. БУЯ -, 1Ш л, л, гзоо>3^ 133.9192 300 .0 ' 2 300, 1 ' 2300, 2 ' 2300, з) ~ 28 131. Поперечные корпусные силы2300,1 ' 2300,2 '2300,3,/ «««» 199.36 920 001 ««10−6 000 350
  256. Мг Z 300, 1 ' Z 300, 2 ' 2 300, 3) = ««6−911 M0501001502002503003501. Z1. Z Z350, 1 ' 350, 2 '350, 3 J- -0.164
Заполнить форму текущей работой