Изучение природоведения как средство трудового воспитания младших школьников
В исследовании мы исходили из предположения, что трудовое воспитание младших школьников в процессе изучения природоведения усиливается, если будут выявлены педагогические и методические уеловия, способствующие воспитанию у школьников сознательного отношения к труду, природе, а также интерес к профессиям. Это предусматривает: а) устойчивое взаимодействие всех звеньев учебно-воспитательного… Читать ещё >
Содержание
- В ВЕДЕ Н И Е
- Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
- I. Система трудового воспитания младших школьников
- 2. Учебный предмет «Природоведение» в системе трудового воспитания младших школьников
- Глава II. ПУТИ И СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА
- ЗАНЯТИЯХ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
- I. Методика формирования трудолюбия на занятиях по природоведению
- 2. Профессиональная ориентация младших школьников на занятиях и внеклассной деятельности по природоведению
- 3. Экологическое воспитание младших школьников на уроках и внеклассной деятельности по природоведению. III
Изучение природоведения как средство трудового воспитания младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В решениях ХХУ1 съезда КПСС перед советской школой поставлены задачи: «Повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания,. укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному трудуВот почему в последующих постановлениях ЦК КПСС, положениях, выводах, выдвинутых в решениях июньского (1983 г.) Пленума, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1984 г.), в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы '' указывается на необходимость усиления трудового воспитания и профориентации школьников и формирования у них стержневого качества личности — трудолюбия. Реформа дополняет всеобщее среднее образование молодежи ее профессиональным образованием, что поднимает значение профориентации учащихся неполной средней школы.
Актуальность проблемы определяется требованиями общества развитого социализма к формированию личности нового типа, так как нынешняя постановка обучения, воспитания, профессиональной ориенр тации не соответствует этим требованиям .
В связи с этим становится необходимой потребностью в раннем возрасте оказывать целевое воздействие на школьников по трудовому воспитанию в течение всего периода учебы. Оно направлено на формирование трудолюбия, привычки трудиться, знакомства с профессиями, бережное отношение к природе. Воспитание бережного и ответственного отношения у школьников к природе выступает как необходимый компонент трудового воспитания.
1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 60.
2. Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. — М.: Политиздат, с. 50.
Важную роль в выполнении этой задачи принадлежит начальной школе, где закладывается основа формирования личности будущего труженика, его коммунистического мировоззрения, прививается любовь к труду, развивается стремление работать там, где нужны его знания и умения.
Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности и как средство удовлетворения потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах" '1-. Решение этих задач должно способствовать правильному распределению трудовых ресурсов, пополнению рабочего класса и колхозного крестьянства достойной сменой, раскрытию потенциальных возможностей юной личности, ее всестороннему развитию. Для этого школьник должен иметь определенный запас знаний, умений, идейно-политических, нравственных качеств, которых можно назвать готовностью к труду, к сознательному выбору профессии. Это сознание своего общественного долга, стремление к активному участию в коммунистическом строительстве, уважение к труду, к людям труда.
Экологическое воспитание школьников является одним из составных частей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Экологические знания имеют большое значение в трудовой деятельности человека. Знакомя с ней учащихся начальных классов, необходимо довести до их создания идею бережного отношения к природе, знания о роли природы в жизни человека, о связи между отдельными компонентами природы и между природой и трудом людей. Такой подход к изучению природоведения позволяет уже в начальной школе дать учащимся элементарные знания о природе как основе хозяйственной деятель.
I. Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. — И.: Политиздат, с. 49, ности человека, пониманию гигиенической, эстетической, познавательной ценности природного окружения, что способствует воспитанию у них чувства личной ответственности за состояние окружающей нас природы, убежденности в необходимости выполнения мер по ее охране.
Актуальность данной проблемы возрастает, так как именно в начальных классах у школьников закладываются основы трудового воспитания, формирование идейной убежденности, веры в наши идеалы. В документах о реформе школы указывается, что «следует совершенствовать работу октябрятских групп, всемерно помогать младшим школьникам, вырабатывать умение жить и работать в коллективе, направлять свои усилия на полезные, нужные обществу дела: хорошо учиться, готовиться к труду, примерно вести себя, помогать старшим» * .
Б начальных классах воспитывается понимание того, что трудэто обязанность каждого советского человека, что необходимо воспитывать уважение и интерес к труду, к людям труда, бережное отношение к природе, стремление приносить пользу обществу и быть трудолюбивыми. В этом состоит подготовка к труду младших школьников, и чем раньше будет она начата, тем эффективнее ее результат. Наряду с этим воспитываются определенные трудовые умения и навыки, которые необходимы для последующей трудовой и профессиональной подготовки учащихся.
Изучение природоведения в начальных классах и внеклассная работа по данному предмету — важное средство трудового воспитания, позволяющее совершенствовать общую систему воспитательной работы с младшими учащимися. Усиление трудового воспитания младших школьников в процессе изучения природоведения — один из путей.
I. Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 11−12 апреля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984, с. 61. оптимизации процесса формирования труженика нового типа.
Учебный предмет «Природоведение» в начальной школе раскрывает и устанавливает тесные связи между компонентами неживой и живой природы и также объясняет влияние природных компонентов на трудовую деятельность людей, так как она связана в большей степени с использованием природы и воспитанием бережного отношения к ней, ответственного и разумного использования в трудовой деятельности природных ресурсов. Изучение природоведения начального цикла обогащает учащихся определенными знаниями о влиянии различных природных компонентов по временам года на труд людей в данной местности, его хозяйственную направленность, оказывает воздействие на решение задач трудового воспитания. Поэтому мы рассматриваем в своей работе вопросы воспитания трудолюбия, экологического воспитания и формирования интереса к профессиям в процессе изучения природоведения, как важного средства трудового воспитания учащихся начальных классов.
С момента становления советской школы к вопросам трудового воспитания учащихся уделяли большое внимание Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, П. П. Блонекий, А. С. Макаренко и др.
Идеи классиков марксизма-ленинизма о трудовом воспитании подрастающего поколения нашли свое отражение в «Положении об единой трудовой школе», где было указано, что основой школьной жизни должен служить производительный, общественно полезный труд. Он должен быть связан с обучением и знакомить детей с самыми разнообразными формами производства, вплоть до самых высших1.
А.В.Луначарский разъяснял учителям, которые хотели свести трудовое воспитание к труду по самообслуживанию или к ремеслен.
I. Народное образование в СССР: Сборник документов 19 171 973 гг. — М.: Просвещение, 1974, с. 133. ному труду в школах-коммунах, указывал, что под трудом следует понимать «участие детей и подростков в общем трудовом процессе, которым занято население», чтобы при условии ребенок будет чувствовать себя «маленьким гражданином в великой стихии сотрудничества» *.
H.К.Крупская говорила, что «будем бороться за школу, которая, беря за исходный пункт производительный труд ребенка, сумеет осветить этот труд светом знаний и приведет таким путем к пониманию р явлений природы и жизни человечества» .
Теоретическими практическим вопросам трудового воспитания и профориентации учащихся в современных условиях посвящены труды П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, М. Н. Скаткина, А. Д. Сазонова, А. А. Шибанова, Н. Н. Чистякова и др.
В исследованиях О. С. Богдановой, Т. И. Борковой, А. И. Сорокиной и других показано, что возраст младших школьников — благодатная почва, которая позволяет заложить основы правильного отношения к труду.
В исследованиях А. П. Демидовой, А. М. Гусаковой, М.Н.Радзиев-ской, Я. Ю. Тамошайтене рассматриваются некоторые методы и формы, имеющие значение для взаимосвязи природоведения и труда.
В исследованиях ряда авторов: Й. К. Блиновой, В. М. Вдовиченко, В. С. Перекаловой, Г. П. Логовеевой, Л. П. Салеевой, В. М. Минаевой, Л. Г. Григорьянц, М. А. Ярмолович, А. Е. Тихоновой раскрыты пути повышения качества обучения природоведению в начальных классах. Н. И. Петрова, Л. В. Кирилюк, В. К. Бахир, С. Виникявичус и др. рассма.
I. Луначарский А. В. Речь на Всероссийском съезде по просвещению. О народном образовании. М., 1958, с. 40.
2. Крупская Н. К. Соединение обучения с производительным трудом в единой трудовой школе. — Пед. соч. М., 1959, т. 4, с. 27. тривают формы и методы трудового воспитания младших школьников.
Советские ученые внесли значительный вклад в разработку многих аспектов теории трудового воспитания, что, бесспорно, положительно сказалось на практической подготовке школьников к труду в условиях современного производства.
Вместе с тем, анализ теории и практики показал, что еще недостаточно исследованы возможности учебного предмета «Природоведение» во 2−3 классах для решения задач трудового воспитания.
Не в полной мере выявлены резервы содержания природоведения и методов его изучения в целях формирования трудолюбия, знакомства с профессиями и ответственного отношения к природе, не определены педагогические и методические условия организации учебной и внеклассной деятельности младших школьников в процессе изучения природоведения.
Воспитывающие возможности природоведения используются явно недостаточно, что и обусловило выбор темы и предмета нашего исследования.
Объектом исследования явилась учебная и внеклассная деятельность младших школьников в процессе изучения природоведения, а в качестве его предмета — учебная и внеклассная деятельность младших школьников по природоведению как средство их трудового воспитания.
Цель исследования состоит в выявлении педагогических и методических условий, способствующих трудовому воспитанию в процессе учебной и внеклассной деятельности младших школьников при изучении природоведения.
В исследовании мы исходили из предположения, что трудовое воспитание младших школьников в процессе изучения природоведения усиливается, если будут выявлены педагогические и методические уеловия, способствующие воспитанию у школьников сознательного отношения к труду, природе, а также интерес к профессиям. Это предусматривает: а) устойчивое взаимодействие всех звеньев учебно-воспитательного процесса, а также единство содержательной и процессуальной сторон обучения природоведению для решения задач трудового воспитания — б) более глубокое осмысление природоведческих знаний, предопределяющих отношение младших школьников к труду, профессиям, к природе — в) значительное расширение сферы познания младших школьников о взаимосвязях трудовой деятельности, и природы и закрепление их в общественно полезном, производительном труде.
Исходя из намеченной цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:
— раскрыть содержание учебной и внеклассной деятельности младших школьников в процессе изучения природоведения в целях формирования трудолюбия;
— выявить профориентационные возможности содержания курса природоведения и методические условия их реализации;
— определить пути и средства формирования у младших школьников бережного отношения к природе, стремления к ее охране и ответственного отношения к ней в процессе трудовой деятельности.
Методологической основой нашего исследования являются положения классиков марксизма-ленинизма о решающей роли труда в жизни общества, соединения обучения с производительным трудом и политехнического образования для всестороннего гармонического развития личности. Материалы ХХУ. и ХХУ1 съездов КПСС, основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, постановления партии и правительства, связанные с подготовкой учащихся к жизни и общественно полезному труду. При исследовании проблемы мы исходили из единства и взаимосвязи природы и общества, взаимодействий человека с природой в трудовой деятельности.
Для решения намеченных задач нами были выбраны следующие методы педагогического исследования:
— теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследованияучебных программ, учебников, учебных пособий и методических рекомендаций по природоведению ;
— изучение и обобщение опыта работы учителей по природоведению ;
— анализ школьной документации (календарных и поурочных планов учителей);
— опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление наиболее эффективного содержания, методов и форм работы с учащимися, способствующих воспитанию у них трудолюбия, интереса к профессиям, ответственного и бережного отношения к природе в процессе трудовой деятельности.
На первом этапе (1979;1980 гг.) были изучены труды классиков марксизма-ленинизма, научные исследования в области педагогики, методики, психологии, касающиеся трудового воспитания и интересующих нас его аспектов.
Также изучались руководящие документы Коммунистической партии, Советского правительства. Было определено социально-экономическое значение трудового воспитания и его роли в подготовке школьников к жизни, труду.
На втором этапе (I98I-I982 гг.) анализировался передовой педагогический опыт, соответствующая педагогическая литература книги, монографии, диссертации, статьи из периодики, программы, учебники, учебные пособия).
На данном этапе разрабатывалась методика исследования и выявлялись резервы содержания природоведения и методов его изучения в целях воспитания трудолюбия, интереса к профессиям и бережного отношения к природе у младших школьников.
Также были выявлены наиболее положительные стороны в опыте передовых учителей по исследуемой проблеме. Определены уровни знаний, умений, навыков младших школьников по трудовому воспитанию, полученные в процессе изучения природоведения.
На третьем этапе (1982;1984 гг.) на основе теоретических разработок и результатов, полученных на предыдущих этапах исследования, проводился педагогический эксперимент. Определялось содержание знаний, необходимых для воспитания у школьников трудолюбия, выявлялись профориентационные возможности содержания курса природоведения, а также условия формирования у младших школьников бережного, хозяйского отношения к природе, к сохранению и приумножению ее богатств. Разрабатывались методические рекомендации учителям. Экспериментальная работа проводилась в восьмилетней школе }Ь б г. Улан-Удэ, Нижне-Иволгинской восьмилетней школе Улан-Удэнско-го сельского района, Жемчугской, Толтойской средних школ Тункин-ского района Бурятской АССР, а также в школе № 126 г. Москвы.
Научная новизна исследования: выявлены возможности учебного предмета «Природоведение» для трудового, экологического воспитания и профориентацииопределены педагогические и методические условия организации учебной и внеклассной деятельности младших школьников в процессе изучения природоведения для целенаправленного и систематического формирования у них трудолюбия, а такзвэ для реализации задач профориентации и экологического воспитания.
— 12.
Практическая ценность проведенного исследования состоит в том, что методические рекомендации внедрены в практику учебно-воспитательной работы школ г. Улан-Удэ и сельских школ Бурятской АССР.
В результате повысился познавательный интерес младших школьников к изучению природы, к труду людей, к профессиям, активизировалась деятельность их в общественно полезном труде. Материалы и выводы исследования могут найти применение в курсе лекций по природоведению в педагогических институтах, в системе повышения квалификации учителей начальных классов.
На защиту выносятся следующие основные положения:
— совокупность педагогических и методических условий, необходимых для целенаправленного и систематического формирования у младших школьников трудолюбия, интереса к профессиям, бережного отношения к природе;
— рациональное сочетание методов, приемов и средств обучения, обеспечивающие прочность, глубину знаний учащихся о труде людей, профессиях, о природе, а также формирующих у школьников качества труженика, гражданина и разумного потребителя.
Апробация работы осуществлялась на научных и методических конференциях в процессе выступлений с докладами по теме исследования перед учителями школ на августовских конференциях (г.Улан-Удэ).
Материалы исследования докладывались на внутривузовской конференции Улан-Удэнского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института имени Д. Банзарова (1982 г.) — научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых в НИИ общих проблем воспитания ШВ СССР (1982 г.)" Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические проблемы всестороннего развития учащихся» (г.Пятигорск, 1982 г.) — всероссийском научно-практическом семинаре «Политехническое образование и трудовое воспитание учащихся в свете решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС» (Сабинский район Татарской АССР, 1983 г.).
Результаты работы по профориентации школьников на сельскохозяйственные профессии: за последние 5 лет школу окончили 260 человек, из них 146 получили квалификационные свидетельства по изучаемым профессиям: тракториста, комбайнера, животновода-механизатора. Около 110 юношей и девушек связали свою жизнь с сельским хозяйством, став механизаторами, полеводами, шоферами, овощеводами, животноводами, продолжая свою учебу в техникумах, училищах, институтах заочно. Те, которые учатся очно, возвращаются в село. Традицией стало у них создание комсомольско-молодежного звена механизаторов для колхозов «Мир» и «Восточные Саяны», где трудятся.
— 106 более 60 выпускников этой школы.
Как мы видим, в результате преподавания природоведения в начальных классах, учеников можно познакомить с трудом людей разных профессий, в основном типа «человек-природа», «человек-техника». Б результате опытно-экспериментального обучения мы ознакомили учащихся с 35 различными специальностями на уроках и во внеклассных занятиях по природоведению (см. таблицу № 2). Это знакомство имело место при работе с текстом учебника, его дидактическим аппаратом, во время проведения практических работ, экскурсий в природу и сельскохозяйственные производства, при встречах с людьми различных профессий на предприятиях. Приведенные конкретные примеры такого знакомства с трудом людей, занятых в сфере материального производства, дополняют содержание труда и трудовое обучение в школе. Это усиливает политехническую направленность изучения природоведения и создает широкую базу выбора профессии учащимися.
План профессиональной ориентации по природоведению для младших школьников был разработан на основе учебной программы. Во-первых, не выделяя специального времени на знакомство с профессиями, придать урокам и внеклассным занятиям профессиональную направленность, во-вторых, согласовать профессиональную работу с возрастными и психическими особенностями учащихся и уровнем их знанийв-третьих, следует учитывать последовательность и концентрирован-ность трудовой профессиональной информации, что не должны заслонять основное содержание, сущность изучаемых вопросов по природоведению, а способствовать их конкретизации, придавать им действенный характер.
Проверка знаний учащихся осуществлялась путем контрольных работ, индивидуальных устных и письменных опросов по пройденным.
— 107 темам. По данным проверки составлялись таблицы.
Б начале учебного года при опросе учащихся 2 и 3 классов знания о сельскохозяйственных профессиях были скудны, особенно у городских учеников. Только трое из 18 учеников Нижне-Иволгинской школы смогли ответить что за профессия «метеоролог», «топограф», и эти ответы были ориентировочными: «люди, которые сообщают о погоде», «топограф — человек, который мерит землю, потом чертит рисунок» и т. д.
Итоги анализа ответов учащихся 3 класса этой же школы подтверждают, что многие ученики не могли применить полученные знания и умения для установления связи между определенными профессиями и природными условиями местности.
Такие вопросы," Как используют люди природные условия области в своей хозяйственной деятельности?" и «Можем ли мы здесь развивать оленеводство?» были заданы ученикам 3 классов школы К 126 г. Москвы, Улан-Удэ, сельского района Бурятии. Отвечая на них, ученики указали: «животноводство, звероводство». Остальные виды занятий населения не были названы. На второй вопрос ответили, что «оленевода можно встретить на БДНХ, оленей можно развести в Подмосковье: если выращивать там ягель или привезти на самолетах корм для них с севера». На вопрос «Какие вы знаете профессии людей, занятых в животноводстве?» многие отвечали «животновод». Скудными были ответы городских детей, более обширные — у сельских.
Проверка осуществлялась в результате сравнения ответов учащихся в начале учебного года и в конце его в экспериментальных и контрольных классах. При проверке были заданы те же вопросы, которые задавались в начале эксперимента для сравнения ответов. Результаты оказались лучше, особенно хорошие результаты были у учеников экспериментальных классов, многие отвечали на «4» и «5» .
— 108.
Оронгойская школа — экспериментальный класс, Нижне-Иволгинская школа — контрольный класс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы диктует необходимость дальнейшего усиления и совершенствования трудового воспитания школьников и формирования у них стержневого качества личности — трудолюбия.
Учебный предмет «Природоведение» предоставляет большие возможности для трудового воспитания младших школьников. Б результате опытно-экспериментальной работы по нему позволяет сделать вывод, что совершенствование трудового воспитания и повышение эффективности профессиональной ориентации и бережного отношения к природе младших школьников при непосредственном изучении программного материала и через внеклассную работу по следующим направлениям:
1) непосредственное знакомство с трудовой деятельностью людей своего краясвоевременное ознакомление их с доступными видами трудовой деятельности;
2) усвоение знаний, раскрывающих элементы связи теории с практикой;
3) изучение элементов связи природных условий своего края с хозяйственной деятельностью людей, опыт трудовой деятельности, направленной на разумное использование природы и приумножение ее богатств;
4) проведение практических работ, формирующих трудовые умения и навыки, применение в дальнейшем в трудовой, профессиональной деятельности.
Как показало наше исследование, изучение природоведения выступает мощным фактором трудового воспитания младших школьников при:
— 140.
— формировании трудолюбия, интереса к профессиям и экологического воспитания младших школьников, выступающих как звенья системы трудового воспитания. При этом каждое звено этой системы, взаимодействуя между собой, осуществляет задачи трудового воспитания, которые не могут быть выполнены каждым звеном в отдельности;
— единстве и взаимодействии всех трех аспектов системы трудового воспитания учащихся, формирующих у них ответственное отношение к труду, к природе, знакомства с профессиями, понимание взаимоотношения человека и природы;
— ознакомлении учащихся с разнообразной общественно полезной деятельностью в природе своего края, посильном участии в общественно полезном и производительном труде младших школьников с учетом особенностей их возраста;
— подборе объектов деятельности в природе с учетом их развивающего и воспитывающего характера, привлечение учащихся к выявлению и обсуждению общественно значимой цели предстоящей работы ;
— взаимодействии школы, семьи, производственных коллективов в учебной, внеклассной работе по природоведерию младших школьников ;
— воспитании уважения к людям труда через показ общественной значимости их трудовой деятельности, через выявление трудностей, с которыми встречаются они при использовании природных ресурсов ;
— включении самих школьников в поисковую деятельность по изучению трудовых биографий родителей, людей, живущих рядом;
— развитии инициативы и способности школьников самостоятельно решать хозяйственные задачи на основе применения трудовых умений и знаний;
— усвоении социальных особенностей производственных коллективов: коллективизма, ответственности и стремления к взаимопомощи.
Проведенная работа не исчерпывает решение сложной и актуальной проблемы трудового воспитания в учебной и внеклассной деятельности младших школьников по природоведению. Необходимо исследовать возможные межпредметные связи, процесс их изучения, виды, характер учебных, внеклассных работ в целях усиления политехнической и практической направленности содержания обучения. Это будет способствовать повышению качества знаний школьников по природоведению и решению стратегической задачи реформы школывоспитанию всесторонне развитой личности учащегося.
— 142.
Список литературы
- Маркс К. Инструкция делегатам Временного центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 197.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 4.
- Маркс К. Капитал, т. I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 188.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр.соч., т. 41. — М.: Политиздат, 1963, с. 317.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 5. М.: Госполитиздат, 1963, с. 103.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29. М.: Госполитиздат, 1963, с. 179.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс §. Соч., 2-е изд. — М.: Политиздат, т. 20, с. 392.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. — М.: Политиздат, т. 20, с. 486.
- П. Официальные документы партии и правительства
- Народное образование в СССР.-Сб.документов I9I7-I973 гг. М.: Политиздат, 1974, с. 133.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, с. 220.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с. 183−184.
- Материалы ХУП съезда профессиональных союзов СССР. -М.: Политиздат, 1982, с. 7.- 143
- Материалы первой сессии Верховного Совета одиннадцатого созыва 11−12 апреля. М.: Политиздат, 1984, с. 49−62.
- Конституция СССР /Основной закон Союза Советских Социалистических республик/. М.: Политиздат, 1978, с. II.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1979.
- Собрание постановлений правительства Союза Советских Социалистических республик. М., 1978, с. 7−10.
- Черненко К.У. Речь на предвыборном собрании избирателей. Правда, 1984 г. 3 марта.
- Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Правда, 16 июня 1983 г.
- Об охране окружающей среды. м — ~?издат, 1981. -386 с. ^-ггг^пра5ительства 1917−1981г.г.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда». Правда, 1984 г., 4 мая.
- Абдуллина С.А. Условие повышения образовательного и воспитательного значения общественно полезного труда учащихся младшего возраста: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1965.18 с.
- Адилов А.К. Организация и содержание сельскохозяйственного труда учащихся и связь его с предметами естественного цикла: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1964. — 20 с.
- Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Дневник наблюдений надприродой и трудовой деятельностью людей. М.: Просвещение, 1981, с. 46.
- Анастасова Л.П., Клепинина З. А., Трайтак Д. И. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии. М.: Просвещение, 1981, с. 7.
- Атутов П.Р. Дидактические основы связи обучения с производством и трудом. В кн.: Школа и труд. — М.: АПН РСФСР, 1963, с. 66−98.
- Атутов П.Р. Учение и труд в школе. М.: АПН РСФСР, 1962, с. 191.
- Атутов П.Р. и др. Связь трудового обучения с основамиIнаук. М.: Просвещение, 1983, с. 127.
- Атутов П.Р. Вопросы теории и практики политехнического образования в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. В сб. научных трудов. — М.: АПН СССР, 1982, с. 8−9.
- Ананьев Б.Г. Сенсомоторное развитие и психологическая подготовка детей к труду. В кн.: Вопросы дидактики и психологии начального обучения. — М.: АПН РСФСР, 1959, с. 90.
- Ахияров К.Ш. Трудовое воспитание в сельской школе на современном этапе: Дис.. канд.пед.наук. М., 1974, с. 53.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. И.: Педагогика, 1981, с. 64.
- Бахир В.К. Формирование интереса к труду людей у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности: Дис.. v канд.пед.наук. Л., 1980. — 35 с.
- Белов А.Н. Трудовые ресурсы СССР. M. s Просвещение, 1980. — 125 с.- 145
- Блинова И.К. Развитие учащихся вторых классов в процессе обучения и воспитания. Л., 1970, с. 284.
- Бондарев Л.Я. Развитие трудолюбия у старшеклассников в условиях осуществления комплексного подхода к воспитанию: Дис.. канд. педг наук. М., 1980, с. 6.
- Бородин Б.А. Изучение школьников с целью их профориентации. Школа и производство, 1978, № 4.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1975, с. 6.
- Вдовиченко В.М. Преемственность как условие совершенствования процесса обучения природоведению в начальных классах: Дис.. канд.пед.наук. М., 1980, с. 67.
- Верзина А.К., Низова A.M. Наблюдения природы и труда в начальной школе. М.: Просвещение, 1962, с. 52−53.
- Виникячус С. Уровень знаний о труде у учеников начальных классов и их усовершенствование: Дис.. канд.пед.наук. -Вильнюс, 1971, с. 13.
- Виноградова М.д. Воспитательная работа с подростками по выбору профессии. М., 1961, с. 21.
- Вопросы воспитания младших школьников в процессе обучения. М.: Просвещение, 1973, с. 88.
- Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии. М.: Просвещение, 1969. — 240 с.
- Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
- Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике / Сост. А. В. Чеботарева. М.: Просвещение, 1981. -176 с.- 146
- Боепитание коммунистического отношения к труду и профессиональная ориентация учащихся / Сост. А. Н. Соскинова. Улан-Удэ, 1981. — 78 с.
- Воспитание школьников во внеучебное время. М.: Просвещение t 1971, с. 62.
- Вулнаев Д.Б., Соскинова А. Н. Растет земледельцу достойная смена. Улан-Удэ, 1979. — 19 с.
- Галкина О.Й., Згобин Л. М. и др. Профессиональная ориентация учащихся советской школы /восьмилетней/. Советская педагогика, I960, № 2, с. 17−20.
- Глявин М.Н. Воспитание учащихся коммунистического отношения к труду. Л., 1975, с. 64.
- Григорьянц Л.Г. Влияние системы краеведческих наблюдений на усвоение природоведческих знаний младшими школьниками /на материале и опыте школ Узбекистана/: Автореф.дис.. канд. пед.наук. Ташкент, 1973. — 23 с.
- Гурвич А.В. Работа воспитателя в группе продленного дня. М.: Просвещение, 1976, с. 160.
- Гусакова A.M. Элементы профессиональной ориентации младших школьников. Начальная школа, 1979, № 9, с. 55.
- Город, природа, человек /Проблемы экологического воспитания/. М.: Мысль, 1982. — 29 с.
- Дадабаева Ш. Д. Знания о труде и отношение к нему как фактор формирования личности младшего школьника: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1967. — 20 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Демидова А.П. Содержание и организация труда младших школьников на учебно-опытном участке: Дис.. канд.пед.наук. М., 1975, с. 13.
- Достижения передовых в практику / Сост. Ц. Ж. Намсарано. -Улан-Удэ, 1979. — 167 с.
- Дорбжицкий Б.С. Методические рекомендации по курсу природоведения. М.: Просвещение, 1974. — 62 с.
- Дьякович С.В., Князева Р. Н. Профориентация учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1982. — 157 с.
- Зверев И.д. Проблемы методов обучения. М.: Педагогика, 1980, с. 7.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении новый аспект образования. — М.: Просвещение, 1980, с. 23.
- Зверев Й.Д. Формирование ответственного отношения к природе. Советская педагогика, 1983, If? 12, с. 12−19.
- Зверев И.Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников. В кн.: Изучение в средней школе материалов ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Просвещение, 1981, с. 253−263.
- Зверев И.Д. Задачи и пути совершенствования экологического образования и воспитания школьников. В кн.: Образование в области окружающей среды. — М.: АПН СССР, 1980, с. 51−52.
- Иванович К.А. Повышение эффективности трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Смоленск, 1974, с. 22−23.
- Иоганзен Б.Г. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе. М.: Просвещение, 1980, с. 45.
- Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. — 127 с.
- Касперская Л.Б. Привлекательность детского труда.
- В сб.: Пути совершенствования трудового воспитания учащихся. -Минск, 1980, с. 69.
- Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г.Са-моруковой. М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
- Кирилюк Л.В. Формирование у младших школьников представлений о трудовой деятельности людей начальный этап профориентации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1974. -24 с.
- Клепинина З.А., Мельчаков В. Ф. Природоведение, учебник 2 класса. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
- КлепиНина З. А. Методика уроков природоведения в 3 классе. М.: Просвещение, 1979. — 69 с.
- Клепинина З.А. Формирование у младших школьников интереса к сельскохозяйственному труду. Начальная школа, № 7,с. 38−41.
- Костенков П.П. Трудовое воспитание как педагогический процесс: Дис.. канд.пед.наук. Алма-Ата, с. 379−380.
- Котик Я.В. Исследование условий воспитания у школьников любви к сельскохозяйственному труду: Дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1978, с. 41.
- Кочетов А.И. Методика исследования проблем трудового воспитания учащихся. Минск, 1982. — 100 с.
- Короткевич А.Т. Социально-педагогические аспекты готовности выпускников школ к труду в сфере материального производства. В сб.: Пути совершенствования трудового воспитания учащихся. — Минск, 1980, с. 18.
- Ковалев А.А. Подготовка школьников к трудовой деятельности задача комплексного подхода к воспитанию. — В сб.: Комплексный подход к воспитанию школьников / Под ред. Л. К. Балясной.
- И.: Просвещение, 1982, с. 76−79.
- Кузнецова А.Г. Содержание и организация наблюдений за- 149 природой и трудом людей в начальных классах. В сб.: Некоторые вопросы обучения младших школьников. — Магадан, 1980, с. 38−48.
- Кулько В.А., Цехмистрова. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения, т. 4. М.: АПН РСФСР, 1959, с. 107.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения, т. 4. М.: АПН РСФСР, 1959, с. 27.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения, т. 5. М.: АПН РСФСР, 1957−1963, с. 458.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения, т. 3. М.: АПН РСФСР, 1969, с. 106.
- Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф. С. Озерская. М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
- Луначарский А.В. О народном образовании. М.: АПН РСФСР, 1958, с. 40.
- Логовеева Г. П. Формирование системы знаний о растениях у учащихся 2 класса на основе межпредметных связей: Автореф.дис.. канд. пед. наук. Л., 1976. — 16 с.
- Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. М.: АПН РСФСР, 1955, с. 12.
- Люблинская А.А. О психологической подготовке учащихсяв начальных классах к труду. Начальная школа, I960, № 6, с.15−19.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей: Соч. в 7 томах, т. 4. М., 1957, с. 395.
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.- 150
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения.- Казань: Таткнигоиздат, 1972. 551 с.
- Методика формирования политехнических знаний в курсе биологии / Под ред. Д. И. Трайтака. М.: Просвещение, 1979. -122 с.
- Мельчаков В.Ф. и Скаткин М.Н. Учебник для 3−4 классов.- М.: Просвещение, 1983. 240 с.
- Мельчаков В.Ф. Уроки природоведения в 3 классе. М.: Просвещение, 1980. — 128 с.
- Мельчаков В.Ф. Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению. В сб.: Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Под ред. В. Ф. Мельчакова. -М.: Просвещение, 1981, с. II-I2.
- Методика формирования политехнических знаний в курсе биологии / Под ред. Д. И. Трайтака. М.: Просвещение, 1979. -22 с.
- Методы обучения в современной школе / Под ред. Н.И.Куд-ряшова. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Минаева В.М. Внеклассная природоведческая работа как средство воспитания бережного отношения к природе у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1982. -21 с.
- Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. Минск: Народная асвета, 1980. — 87 с.
- Михеев А.В. и др. Охрана природы / Факультативный курс/ -М.: Просвещение, 1983.- 142 с.
- Мойсеюк Н.Е. Воспитание школьников на социалистических традициях сельских тружеников. И.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Моро М.И., Пышкало A.M. Методы обучения младших школь- 151 ников. М.: Просвещение, 1977, с. 40.
- Ориентация учащихся на сельскохозяйственные профессии / Под ред. С. П. Шепелева. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
- О трудовом воспитании / Сост. Д. Е. Аксенов. М.: Просвещение, 1982. — 336 с.
- Ососков А.Б. Начальное образование в дореволюционной России. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
- Педагогические принципы и условия экологического образования / Под ред. А. Н. Захлебного и др. М.: АПН СССР, 1983. -97 с.
- Перекалова Б.С. По охране природы. Начальная школа, 1981, № 10, с. 46.
- Перекалова Б.С. Об усилении воспитывающей роли направленности природоведения. Начальная школа, 1979, К 10, с. 51.
- Перекалова Б.С. Совершенствование обучения младших школьников по природоведению. Б сб.: Совершенствование обучения младших школьников / Под ред. А. М. Пышкало. — И.: Педагогика, 1984, с. II4-II8.
- Петрова Н.И. Формы и методы трудового воспитания учащихся 1−3 классов /В условиях школы продленного дня/: Дис.. канд. пед. наук. М., 1981, с. 49.
- Петрова Б.И. Проблемы взаимосвязи трудового и идейно-нравственного воспитания. Советская педагогика, 1978, № 12, с. 32−37.
- Политехнический принцип в обучении основам наук в средней школе / Под ред. Д. А. Эпштейна. И.: Просвещение, 1969. -150 с.
- Природа и труд / Под ред. проф. А. А. Шибанова. М.: Просвещение, 1977. — 128 с.- 152
- Пышкало A.M. Совершенствование обучения младших школьников. М.: Педагогика, 1984, с. 7.
- Радзиевская М.И. Домашние наблюдения и опыты учащихся начальных классов по природоведению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 21 с.
- Развитие интереса к рабочим профессиям в обучении географии / Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1982. — III с.
- Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1983, с. 40−60.
- Свадковский И.Ф. О воспитании трудолюбия у детей. -М.: АПН РСФСР, 1959, с. 50.
- Сахаров В.Д., Сазонов Л. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
- Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 22 с.
- Связь воспитания и обучения с трудом в сельской школе / Под ред. А. А. Шибанова. М.: АПН РСФСР, I960. — 136 с.
- Скаткин М.Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М.: Просвещение, 1984. — 188 с.
- Система трудового воспитания школьников / Под ред. П. Р. Атутова. М., 1981. — 101 с.
- Суворова Г. Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской начальной школе. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
- Суворова Г. Ф. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1984. — 41 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Минск: Нар. асвета, 1980, с. 35, 239.- 153
- Тамошайтене Я.Ю. Взаимосвязь обучения природоведению С сельскохозяйственным трудом как условие усовершенствования знаний учащихся начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1979. — 21 с.
- Тихонова А.Е. Система наблюдений природы младшими школьниками и ее образовательное и воспитательное значение: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 22 с.
- Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. М.: Просвещение, 1977. — III с.
- Трайтак Д.И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. М.: Просвещение, 1975. — 71 с.
- Трудовое и нравственное воспитание в процессе экологического образования школьников / Под ред. И. С. Матрусова и др.- М.: АПН СССР, 1984. 92 с.
- Ушинский К.Д. Полн. собр. соч. М.: АПН РСФСР, т. 5, 1949, с. 129, 252, 355.
- Ушинский К.Д. йзбр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1974, с. 239.
- Федорова В.Н., Якупов С. З. Методика обучения природоведению в 4 классе. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
- Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983. — 256 с.
- Формы и методы повышения качества трудового воспитания учащихся / Под ред. 1.Я. Журкиной. М.: АПН РСФСР, 1983.- 85 с.
- Чайванов А.П., Хальбаева А. А. Пособие по изучению природы родного края / Под ред. М. Н. Мангадаева. Улан-Удэ, 1983. -66 с.- 154
- Чернышенко И.д. Трудовое воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1981. 182 с.
- Чернова Н.М., Былова A.M. Экология. М.: Просвещение, 1981. — 253 с.
- Шацкий С.Т. Советская педагогика, ее теория и практика: Избр. пед. соч., т. 2. М., 1980, с. 180.
- Шацкий С.Т. Избр. пед. соч., т. 2. М., 1980, с. 183 189.
- Экологическое образование школьников во внеклассной и внешкольной работе / Под ред. И. Д. Зверева и др. Ташкент, 1982. -97 с.
- Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. М.: Учпедгиз, 1954, с. 21−25.