Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изучение природоведения как средство трудового воспитания младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании мы исходили из предположения, что трудовое воспитание младших школьников в процессе изучения природоведения усиливается, если будут выявлены педагогические и методические уеловия, способствующие воспитанию у школьников сознательного отношения к труду, природе, а также интерес к профессиям. Это предусматривает: а) устойчивое взаимодействие всех звеньев учебно-воспитательного… Читать ещё >

Содержание

  • В ВЕДЕ Н И Е
  • Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
    • I. Система трудового воспитания младших школьников
    • 2. Учебный предмет «Природоведение» в системе трудового воспитания младших школьников
  • Глава II. ПУТИ И СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА
  • ЗАНЯТИЯХ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
    • I. Методика формирования трудолюбия на занятиях по природоведению
    • 2. Профессиональная ориентация младших школьников на занятиях и внеклассной деятельности по природоведению
    • 3. Экологическое воспитание младших школьников на уроках и внеклассной деятельности по природоведению. III

Изучение природоведения как средство трудового воспитания младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В решениях ХХУ1 съезда КПСС перед советской школой поставлены задачи: «Повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания,. укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному трудуВот почему в последующих постановлениях ЦК КПСС, положениях, выводах, выдвинутых в решениях июньского (1983 г.) Пленума, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1984 г.), в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы '' указывается на необходимость усиления трудового воспитания и профориентации школьников и формирования у них стержневого качества личности — трудолюбия. Реформа дополняет всеобщее среднее образование молодежи ее профессиональным образованием, что поднимает значение профориентации учащихся неполной средней школы.

Актуальность проблемы определяется требованиями общества развитого социализма к формированию личности нового типа, так как нынешняя постановка обучения, воспитания, профессиональной ориенр тации не соответствует этим требованиям .

В связи с этим становится необходимой потребностью в раннем возрасте оказывать целевое воздействие на школьников по трудовому воспитанию в течение всего периода учебы. Оно направлено на формирование трудолюбия, привычки трудиться, знакомства с профессиями, бережное отношение к природе. Воспитание бережного и ответственного отношения у школьников к природе выступает как необходимый компонент трудового воспитания.

1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 60.

2. Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. — М.: Политиздат, с. 50.

Важную роль в выполнении этой задачи принадлежит начальной школе, где закладывается основа формирования личности будущего труженика, его коммунистического мировоззрения, прививается любовь к труду, развивается стремление работать там, где нужны его знания и умения.

Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности и как средство удовлетворения потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах" '1-. Решение этих задач должно способствовать правильному распределению трудовых ресурсов, пополнению рабочего класса и колхозного крестьянства достойной сменой, раскрытию потенциальных возможностей юной личности, ее всестороннему развитию. Для этого школьник должен иметь определенный запас знаний, умений, идейно-политических, нравственных качеств, которых можно назвать готовностью к труду, к сознательному выбору профессии. Это сознание своего общественного долга, стремление к активному участию в коммунистическом строительстве, уважение к труду, к людям труда.

Экологическое воспитание школьников является одним из составных частей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Экологические знания имеют большое значение в трудовой деятельности человека. Знакомя с ней учащихся начальных классов, необходимо довести до их создания идею бережного отношения к природе, знания о роли природы в жизни человека, о связи между отдельными компонентами природы и между природой и трудом людей. Такой подход к изучению природоведения позволяет уже в начальной школе дать учащимся элементарные знания о природе как основе хозяйственной деятель.

I. Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. — И.: Политиздат, с. 49, ности человека, пониманию гигиенической, эстетической, познавательной ценности природного окружения, что способствует воспитанию у них чувства личной ответственности за состояние окружающей нас природы, убежденности в необходимости выполнения мер по ее охране.

Актуальность данной проблемы возрастает, так как именно в начальных классах у школьников закладываются основы трудового воспитания, формирование идейной убежденности, веры в наши идеалы. В документах о реформе школы указывается, что «следует совершенствовать работу октябрятских групп, всемерно помогать младшим школьникам, вырабатывать умение жить и работать в коллективе, направлять свои усилия на полезные, нужные обществу дела: хорошо учиться, готовиться к труду, примерно вести себя, помогать старшим» * .

Б начальных классах воспитывается понимание того, что трудэто обязанность каждого советского человека, что необходимо воспитывать уважение и интерес к труду, к людям труда, бережное отношение к природе, стремление приносить пользу обществу и быть трудолюбивыми. В этом состоит подготовка к труду младших школьников, и чем раньше будет она начата, тем эффективнее ее результат. Наряду с этим воспитываются определенные трудовые умения и навыки, которые необходимы для последующей трудовой и профессиональной подготовки учащихся.

Изучение природоведения в начальных классах и внеклассная работа по данному предмету — важное средство трудового воспитания, позволяющее совершенствовать общую систему воспитательной работы с младшими учащимися. Усиление трудового воспитания младших школьников в процессе изучения природоведения — один из путей.

I. Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 11−12 апреля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984, с. 61. оптимизации процесса формирования труженика нового типа.

Учебный предмет «Природоведение» в начальной школе раскрывает и устанавливает тесные связи между компонентами неживой и живой природы и также объясняет влияние природных компонентов на трудовую деятельность людей, так как она связана в большей степени с использованием природы и воспитанием бережного отношения к ней, ответственного и разумного использования в трудовой деятельности природных ресурсов. Изучение природоведения начального цикла обогащает учащихся определенными знаниями о влиянии различных природных компонентов по временам года на труд людей в данной местности, его хозяйственную направленность, оказывает воздействие на решение задач трудового воспитания. Поэтому мы рассматриваем в своей работе вопросы воспитания трудолюбия, экологического воспитания и формирования интереса к профессиям в процессе изучения природоведения, как важного средства трудового воспитания учащихся начальных классов.

С момента становления советской школы к вопросам трудового воспитания учащихся уделяли большое внимание Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, П. П. Блонекий, А. С. Макаренко и др.

Идеи классиков марксизма-ленинизма о трудовом воспитании подрастающего поколения нашли свое отражение в «Положении об единой трудовой школе», где было указано, что основой школьной жизни должен служить производительный, общественно полезный труд. Он должен быть связан с обучением и знакомить детей с самыми разнообразными формами производства, вплоть до самых высших1.

А.В.Луначарский разъяснял учителям, которые хотели свести трудовое воспитание к труду по самообслуживанию или к ремеслен.

I. Народное образование в СССР: Сборник документов 19 171 973 гг. — М.: Просвещение, 1974, с. 133. ному труду в школах-коммунах, указывал, что под трудом следует понимать «участие детей и подростков в общем трудовом процессе, которым занято население», чтобы при условии ребенок будет чувствовать себя «маленьким гражданином в великой стихии сотрудничества» *.

H.К.Крупская говорила, что «будем бороться за школу, которая, беря за исходный пункт производительный труд ребенка, сумеет осветить этот труд светом знаний и приведет таким путем к пониманию р явлений природы и жизни человечества» .

Теоретическими практическим вопросам трудового воспитания и профориентации учащихся в современных условиях посвящены труды П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, М. Н. Скаткина, А. Д. Сазонова, А. А. Шибанова, Н. Н. Чистякова и др.

В исследованиях О. С. Богдановой, Т. И. Борковой, А. И. Сорокиной и других показано, что возраст младших школьников — благодатная почва, которая позволяет заложить основы правильного отношения к труду.

В исследованиях А. П. Демидовой, А. М. Гусаковой, М.Н.Радзиев-ской, Я. Ю. Тамошайтене рассматриваются некоторые методы и формы, имеющие значение для взаимосвязи природоведения и труда.

В исследованиях ряда авторов: Й. К. Блиновой, В. М. Вдовиченко, В. С. Перекаловой, Г. П. Логовеевой, Л. П. Салеевой, В. М. Минаевой, Л. Г. Григорьянц, М. А. Ярмолович, А. Е. Тихоновой раскрыты пути повышения качества обучения природоведению в начальных классах. Н. И. Петрова, Л. В. Кирилюк, В. К. Бахир, С. Виникявичус и др. рассма.

I. Луначарский А. В. Речь на Всероссийском съезде по просвещению. О народном образовании. М., 1958, с. 40.

2. Крупская Н. К. Соединение обучения с производительным трудом в единой трудовой школе. — Пед. соч. М., 1959, т. 4, с. 27. тривают формы и методы трудового воспитания младших школьников.

Советские ученые внесли значительный вклад в разработку многих аспектов теории трудового воспитания, что, бесспорно, положительно сказалось на практической подготовке школьников к труду в условиях современного производства.

Вместе с тем, анализ теории и практики показал, что еще недостаточно исследованы возможности учебного предмета «Природоведение» во 2−3 классах для решения задач трудового воспитания.

Не в полной мере выявлены резервы содержания природоведения и методов его изучения в целях формирования трудолюбия, знакомства с профессиями и ответственного отношения к природе, не определены педагогические и методические условия организации учебной и внеклассной деятельности младших школьников в процессе изучения природоведения.

Воспитывающие возможности природоведения используются явно недостаточно, что и обусловило выбор темы и предмета нашего исследования.

Объектом исследования явилась учебная и внеклассная деятельность младших школьников в процессе изучения природоведения, а в качестве его предмета — учебная и внеклассная деятельность младших школьников по природоведению как средство их трудового воспитания.

Цель исследования состоит в выявлении педагогических и методических условий, способствующих трудовому воспитанию в процессе учебной и внеклассной деятельности младших школьников при изучении природоведения.

В исследовании мы исходили из предположения, что трудовое воспитание младших школьников в процессе изучения природоведения усиливается, если будут выявлены педагогические и методические уеловия, способствующие воспитанию у школьников сознательного отношения к труду, природе, а также интерес к профессиям. Это предусматривает: а) устойчивое взаимодействие всех звеньев учебно-воспитательного процесса, а также единство содержательной и процессуальной сторон обучения природоведению для решения задач трудового воспитания — б) более глубокое осмысление природоведческих знаний, предопределяющих отношение младших школьников к труду, профессиям, к природе — в) значительное расширение сферы познания младших школьников о взаимосвязях трудовой деятельности, и природы и закрепление их в общественно полезном, производительном труде.

Исходя из намеченной цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:

— раскрыть содержание учебной и внеклассной деятельности младших школьников в процессе изучения природоведения в целях формирования трудолюбия;

— выявить профориентационные возможности содержания курса природоведения и методические условия их реализации;

— определить пути и средства формирования у младших школьников бережного отношения к природе, стремления к ее охране и ответственного отношения к ней в процессе трудовой деятельности.

Методологической основой нашего исследования являются положения классиков марксизма-ленинизма о решающей роли труда в жизни общества, соединения обучения с производительным трудом и политехнического образования для всестороннего гармонического развития личности. Материалы ХХУ. и ХХУ1 съездов КПСС, основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, постановления партии и правительства, связанные с подготовкой учащихся к жизни и общественно полезному труду. При исследовании проблемы мы исходили из единства и взаимосвязи природы и общества, взаимодействий человека с природой в трудовой деятельности.

Для решения намеченных задач нами были выбраны следующие методы педагогического исследования:

— теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследованияучебных программ, учебников, учебных пособий и методических рекомендаций по природоведению ;

— изучение и обобщение опыта работы учителей по природоведению ;

— анализ школьной документации (календарных и поурочных планов учителей);

— опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление наиболее эффективного содержания, методов и форм работы с учащимися, способствующих воспитанию у них трудолюбия, интереса к профессиям, ответственного и бережного отношения к природе в процессе трудовой деятельности.

На первом этапе (1979;1980 гг.) были изучены труды классиков марксизма-ленинизма, научные исследования в области педагогики, методики, психологии, касающиеся трудового воспитания и интересующих нас его аспектов.

Также изучались руководящие документы Коммунистической партии, Советского правительства. Было определено социально-экономическое значение трудового воспитания и его роли в подготовке школьников к жизни, труду.

На втором этапе (I98I-I982 гг.) анализировался передовой педагогический опыт, соответствующая педагогическая литература книги, монографии, диссертации, статьи из периодики, программы, учебники, учебные пособия).

На данном этапе разрабатывалась методика исследования и выявлялись резервы содержания природоведения и методов его изучения в целях воспитания трудолюбия, интереса к профессиям и бережного отношения к природе у младших школьников.

Также были выявлены наиболее положительные стороны в опыте передовых учителей по исследуемой проблеме. Определены уровни знаний, умений, навыков младших школьников по трудовому воспитанию, полученные в процессе изучения природоведения.

На третьем этапе (1982;1984 гг.) на основе теоретических разработок и результатов, полученных на предыдущих этапах исследования, проводился педагогический эксперимент. Определялось содержание знаний, необходимых для воспитания у школьников трудолюбия, выявлялись профориентационные возможности содержания курса природоведения, а также условия формирования у младших школьников бережного, хозяйского отношения к природе, к сохранению и приумножению ее богатств. Разрабатывались методические рекомендации учителям. Экспериментальная работа проводилась в восьмилетней школе }Ь б г. Улан-Удэ, Нижне-Иволгинской восьмилетней школе Улан-Удэнско-го сельского района, Жемчугской, Толтойской средних школ Тункин-ского района Бурятской АССР, а также в школе № 126 г. Москвы.

Научная новизна исследования: выявлены возможности учебного предмета «Природоведение» для трудового, экологического воспитания и профориентацииопределены педагогические и методические условия организации учебной и внеклассной деятельности младших школьников в процессе изучения природоведения для целенаправленного и систематического формирования у них трудолюбия, а такзвэ для реализации задач профориентации и экологического воспитания.

— 12.

Практическая ценность проведенного исследования состоит в том, что методические рекомендации внедрены в практику учебно-воспитательной работы школ г. Улан-Удэ и сельских школ Бурятской АССР.

В результате повысился познавательный интерес младших школьников к изучению природы, к труду людей, к профессиям, активизировалась деятельность их в общественно полезном труде. Материалы и выводы исследования могут найти применение в курсе лекций по природоведению в педагогических институтах, в системе повышения квалификации учителей начальных классов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

— совокупность педагогических и методических условий, необходимых для целенаправленного и систематического формирования у младших школьников трудолюбия, интереса к профессиям, бережного отношения к природе;

— рациональное сочетание методов, приемов и средств обучения, обеспечивающие прочность, глубину знаний учащихся о труде людей, профессиях, о природе, а также формирующих у школьников качества труженика, гражданина и разумного потребителя.

Апробация работы осуществлялась на научных и методических конференциях в процессе выступлений с докладами по теме исследования перед учителями школ на августовских конференциях (г.Улан-Удэ).

Материалы исследования докладывались на внутривузовской конференции Улан-Удэнского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института имени Д. Банзарова (1982 г.) — научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых в НИИ общих проблем воспитания ШВ СССР (1982 г.)" Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические проблемы всестороннего развития учащихся» (г.Пятигорск, 1982 г.) — всероссийском научно-практическом семинаре «Политехническое образование и трудовое воспитание учащихся в свете решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС» (Сабинский район Татарской АССР, 1983 г.).

Результаты работы по профориентации школьников на сельскохозяйственные профессии: за последние 5 лет школу окончили 260 человек, из них 146 получили квалификационные свидетельства по изучаемым профессиям: тракториста, комбайнера, животновода-механизатора. Около 110 юношей и девушек связали свою жизнь с сельским хозяйством, став механизаторами, полеводами, шоферами, овощеводами, животноводами, продолжая свою учебу в техникумах, училищах, институтах заочно. Те, которые учатся очно, возвращаются в село. Традицией стало у них создание комсомольско-молодежного звена механизаторов для колхозов «Мир» и «Восточные Саяны», где трудятся.

— 106 более 60 выпускников этой школы.

Как мы видим, в результате преподавания природоведения в начальных классах, учеников можно познакомить с трудом людей разных профессий, в основном типа «человек-природа», «человек-техника». Б результате опытно-экспериментального обучения мы ознакомили учащихся с 35 различными специальностями на уроках и во внеклассных занятиях по природоведению (см. таблицу № 2). Это знакомство имело место при работе с текстом учебника, его дидактическим аппаратом, во время проведения практических работ, экскурсий в природу и сельскохозяйственные производства, при встречах с людьми различных профессий на предприятиях. Приведенные конкретные примеры такого знакомства с трудом людей, занятых в сфере материального производства, дополняют содержание труда и трудовое обучение в школе. Это усиливает политехническую направленность изучения природоведения и создает широкую базу выбора профессии учащимися.

План профессиональной ориентации по природоведению для младших школьников был разработан на основе учебной программы. Во-первых, не выделяя специального времени на знакомство с профессиями, придать урокам и внеклассным занятиям профессиональную направленность, во-вторых, согласовать профессиональную работу с возрастными и психическими особенностями учащихся и уровнем их знанийв-третьих, следует учитывать последовательность и концентрирован-ность трудовой профессиональной информации, что не должны заслонять основное содержание, сущность изучаемых вопросов по природоведению, а способствовать их конкретизации, придавать им действенный характер.

Проверка знаний учащихся осуществлялась путем контрольных работ, индивидуальных устных и письменных опросов по пройденным.

— 107 темам. По данным проверки составлялись таблицы.

Б начале учебного года при опросе учащихся 2 и 3 классов знания о сельскохозяйственных профессиях были скудны, особенно у городских учеников. Только трое из 18 учеников Нижне-Иволгинской школы смогли ответить что за профессия «метеоролог», «топограф», и эти ответы были ориентировочными: «люди, которые сообщают о погоде», «топограф — человек, который мерит землю, потом чертит рисунок» и т. д.

Итоги анализа ответов учащихся 3 класса этой же школы подтверждают, что многие ученики не могли применить полученные знания и умения для установления связи между определенными профессиями и природными условиями местности.

Такие вопросы," Как используют люди природные условия области в своей хозяйственной деятельности?" и «Можем ли мы здесь развивать оленеводство?» были заданы ученикам 3 классов школы К 126 г. Москвы, Улан-Удэ, сельского района Бурятии. Отвечая на них, ученики указали: «животноводство, звероводство». Остальные виды занятий населения не были названы. На второй вопрос ответили, что «оленевода можно встретить на БДНХ, оленей можно развести в Подмосковье: если выращивать там ягель или привезти на самолетах корм для них с севера». На вопрос «Какие вы знаете профессии людей, занятых в животноводстве?» многие отвечали «животновод». Скудными были ответы городских детей, более обширные — у сельских.

Проверка осуществлялась в результате сравнения ответов учащихся в начале учебного года и в конце его в экспериментальных и контрольных классах. При проверке были заданы те же вопросы, которые задавались в начале эксперимента для сравнения ответов. Результаты оказались лучше, особенно хорошие результаты были у учеников экспериментальных классов, многие отвечали на «4» и «5» .

— 108.

Оронгойская школа — экспериментальный класс, Нижне-Иволгинская школа — контрольный класс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы диктует необходимость дальнейшего усиления и совершенствования трудового воспитания школьников и формирования у них стержневого качества личности — трудолюбия.

Учебный предмет «Природоведение» предоставляет большие возможности для трудового воспитания младших школьников. Б результате опытно-экспериментальной работы по нему позволяет сделать вывод, что совершенствование трудового воспитания и повышение эффективности профессиональной ориентации и бережного отношения к природе младших школьников при непосредственном изучении программного материала и через внеклассную работу по следующим направлениям:

1) непосредственное знакомство с трудовой деятельностью людей своего краясвоевременное ознакомление их с доступными видами трудовой деятельности;

2) усвоение знаний, раскрывающих элементы связи теории с практикой;

3) изучение элементов связи природных условий своего края с хозяйственной деятельностью людей, опыт трудовой деятельности, направленной на разумное использование природы и приумножение ее богатств;

4) проведение практических работ, формирующих трудовые умения и навыки, применение в дальнейшем в трудовой, профессиональной деятельности.

Как показало наше исследование, изучение природоведения выступает мощным фактором трудового воспитания младших школьников при:

— 140.

— формировании трудолюбия, интереса к профессиям и экологического воспитания младших школьников, выступающих как звенья системы трудового воспитания. При этом каждое звено этой системы, взаимодействуя между собой, осуществляет задачи трудового воспитания, которые не могут быть выполнены каждым звеном в отдельности;

— единстве и взаимодействии всех трех аспектов системы трудового воспитания учащихся, формирующих у них ответственное отношение к труду, к природе, знакомства с профессиями, понимание взаимоотношения человека и природы;

— ознакомлении учащихся с разнообразной общественно полезной деятельностью в природе своего края, посильном участии в общественно полезном и производительном труде младших школьников с учетом особенностей их возраста;

— подборе объектов деятельности в природе с учетом их развивающего и воспитывающего характера, привлечение учащихся к выявлению и обсуждению общественно значимой цели предстоящей работы ;

— взаимодействии школы, семьи, производственных коллективов в учебной, внеклассной работе по природоведерию младших школьников ;

— воспитании уважения к людям труда через показ общественной значимости их трудовой деятельности, через выявление трудностей, с которыми встречаются они при использовании природных ресурсов ;

— включении самих школьников в поисковую деятельность по изучению трудовых биографий родителей, людей, живущих рядом;

— развитии инициативы и способности школьников самостоятельно решать хозяйственные задачи на основе применения трудовых умений и знаний;

— усвоении социальных особенностей производственных коллективов: коллективизма, ответственности и стремления к взаимопомощи.

Проведенная работа не исчерпывает решение сложной и актуальной проблемы трудового воспитания в учебной и внеклассной деятельности младших школьников по природоведению. Необходимо исследовать возможные межпредметные связи, процесс их изучения, виды, характер учебных, внеклассных работ в целях усиления политехнической и практической направленности содержания обучения. Это будет способствовать повышению качества знаний школьников по природоведению и решению стратегической задачи реформы школывоспитанию всесторонне развитой личности учащегося.

— 142.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Инструкция делегатам Временного центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 197.
  2. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 4.
  3. К. Капитал, т. I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 188.
  4. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр.соч., т. 41. — М.: Политиздат, 1963, с. 317.
  5. В.И. Полн. собр. соч., т. 5. М.: Госполитиздат, 1963, с. 103.
  6. В.И. Полн. собр. соч., т. 29. М.: Госполитиздат, 1963, с. 179.
  7. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс §. Соч., 2-е изд. — М.: Политиздат, т. 20, с. 392.
  8. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. — М.: Политиздат, т. 20, с. 486.
  9. П. Официальные документы партии и правительства
  10. Народное образование в СССР.-Сб.документов I9I7-I973 гг. М.: Политиздат, 1974, с. 133.
  11. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, с. 220.
  12. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с. 183−184.
  13. Материалы ХУП съезда профессиональных союзов СССР. -М.: Политиздат, 1982, с. 7.- 143
  14. Материалы первой сессии Верховного Совета одиннадцатого созыва 11−12 апреля. М.: Политиздат, 1984, с. 49−62.
  15. Конституция СССР /Основной закон Союза Советских Социалистических республик/. М.: Политиздат, 1978, с. II.
  16. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1979.
  17. Собрание постановлений правительства Союза Советских Социалистических республик. М., 1978, с. 7−10.
  18. К.У. Речь на предвыборном собрании избирателей. Правда, 1984 г. 3 марта.
  19. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Правда, 16 июня 1983 г.
  20. Об охране окружающей среды. м — ~?издат, 1981. -386 с. ^-ггг^пра5ительства 1917−1981г.г.
  21. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда». Правда, 1984 г., 4 мая.
  22. С.А. Условие повышения образовательного и воспитательного значения общественно полезного труда учащихся младшего возраста: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1965.18 с.
  23. А.К. Организация и содержание сельскохозяйственного труда учащихся и связь его с предметами естественного цикла: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1964. — 20 с.
  24. Г. Н., Клепинина З. А. Дневник наблюдений надприродой и трудовой деятельностью людей. М.: Просвещение, 1981, с. 46.
  25. Л.П., Клепинина З. А., Трайтак Д. И. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии. М.: Просвещение, 1981, с. 7.
  26. П.Р. Дидактические основы связи обучения с производством и трудом. В кн.: Школа и труд. — М.: АПН РСФСР, 1963, с. 66−98.
  27. П.Р. Учение и труд в школе. М.: АПН РСФСР, 1962, с. 191.
  28. П.Р. и др. Связь трудового обучения с основамиIнаук. М.: Просвещение, 1983, с. 127.
  29. П.Р. Вопросы теории и практики политехнического образования в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. В сб. научных трудов. — М.: АПН СССР, 1982, с. 8−9.
  30. .Г. Сенсомоторное развитие и психологическая подготовка детей к труду. В кн.: Вопросы дидактики и психологии начального обучения. — М.: АПН РСФСР, 1959, с. 90.
  31. К.Ш. Трудовое воспитание в сельской школе на современном этапе: Дис.. канд.пед.наук. М., 1974, с. 53.
  32. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  33. С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. И.: Педагогика, 1981, с. 64.
  34. В.К. Формирование интереса к труду людей у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности: Дис.. v канд.пед.наук. Л., 1980. — 35 с.
  35. А.Н. Трудовые ресурсы СССР. M. s Просвещение, 1980. — 125 с.- 145
  36. И.К. Развитие учащихся вторых классов в процессе обучения и воспитания. Л., 1970, с. 284.
  37. Л.Я. Развитие трудолюбия у старшеклассников в условиях осуществления комплексного подхода к воспитанию: Дис.. канд. педг наук. М., 1980, с. 6.
  38. .А. Изучение школьников с целью их профориентации. Школа и производство, 1978, № 4.
  39. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1975, с. 6.
  40. В.М. Преемственность как условие совершенствования процесса обучения природоведению в начальных классах: Дис.. канд.пед.наук. М., 1980, с. 67.
  41. А.К., Низова A.M. Наблюдения природы и труда в начальной школе. М.: Просвещение, 1962, с. 52−53.
  42. С. Уровень знаний о труде у учеников начальных классов и их усовершенствование: Дис.. канд.пед.наук. -Вильнюс, 1971, с. 13.
  43. М.д. Воспитательная работа с подростками по выбору профессии. М., 1961, с. 21.
  44. Вопросы воспитания младших школьников в процессе обучения. М.: Просвещение, 1973, с. 88.
  45. .В. Проблемы дидактики биологии. М.: Просвещение, 1969. — 240 с.
  46. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
  47. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике / Сост. А. В. Чеботарева. М.: Просвещение, 1981. -176 с.- 146
  48. Боепитание коммунистического отношения к труду и профессиональная ориентация учащихся / Сост. А. Н. Соскинова. Улан-Удэ, 1981. — 78 с.
  49. Воспитание школьников во внеучебное время. М.: Просвещение t 1971, с. 62.
  50. Д.Б., Соскинова А. Н. Растет земледельцу достойная смена. Улан-Удэ, 1979. — 19 с.
  51. О.Й., Згобин Л. М. и др. Профессиональная ориентация учащихся советской школы /восьмилетней/. Советская педагогика, I960, № 2, с. 17−20.
  52. М.Н. Воспитание учащихся коммунистического отношения к труду. Л., 1975, с. 64.
  53. Л.Г. Влияние системы краеведческих наблюдений на усвоение природоведческих знаний младшими школьниками /на материале и опыте школ Узбекистана/: Автореф.дис.. канд. пед.наук. Ташкент, 1973. — 23 с.
  54. А.В. Работа воспитателя в группе продленного дня. М.: Просвещение, 1976, с. 160.
  55. A.M. Элементы профессиональной ориентации младших школьников. Начальная школа, 1979, № 9, с. 55.
  56. Город, природа, человек /Проблемы экологического воспитания/. М.: Мысль, 1982. — 29 с.
  57. Ш. Д. Знания о труде и отношение к нему как фактор формирования личности младшего школьника: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1967. — 20 с.
  58. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  59. А.П. Содержание и организация труда младших школьников на учебно-опытном участке: Дис.. канд.пед.наук. М., 1975, с. 13.
  60. Достижения передовых в практику / Сост. Ц. Ж. Намсарано. -Улан-Удэ, 1979. — 167 с.
  61. .С. Методические рекомендации по курсу природоведения. М.: Просвещение, 1974. — 62 с.
  62. С.В., Князева Р. Н. Профориентация учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1982. — 157 с.
  63. И.д. Проблемы методов обучения. М.: Педагогика, 1980, с. 7.
  64. И.Д. Экология в школьном обучении новый аспект образования. — М.: Просвещение, 1980, с. 23.
  65. Й.Д. Формирование ответственного отношения к природе. Советская педагогика, 1983, If? 12, с. 12−19.
  66. И.Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников. В кн.: Изучение в средней школе материалов ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Просвещение, 1981, с. 253−263.
  67. И.Д. Задачи и пути совершенствования экологического образования и воспитания школьников. В кн.: Образование в области окружающей среды. — М.: АПН СССР, 1980, с. 51−52.
  68. К.А. Повышение эффективности трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Смоленск, 1974, с. 22−23.
  69. .Г. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе. М.: Просвещение, 1980, с. 45.
  70. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. — 127 с.
  71. Л.Б. Привлекательность детского труда.
  72. В сб.: Пути совершенствования трудового воспитания учащихся. -Минск, 1980, с. 69.
  73. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г.Са-моруковой. М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
  74. Л.В. Формирование у младших школьников представлений о трудовой деятельности людей начальный этап профориентации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1974. -24 с.
  75. З.А., Мельчаков В. Ф. Природоведение, учебник 2 класса. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  76. КлепиНина З. А. Методика уроков природоведения в 3 классе. М.: Просвещение, 1979. — 69 с.
  77. З.А. Формирование у младших школьников интереса к сельскохозяйственному труду. Начальная школа, № 7,с. 38−41.
  78. П.П. Трудовое воспитание как педагогический процесс: Дис.. канд.пед.наук. Алма-Ата, с. 379−380.
  79. Я.В. Исследование условий воспитания у школьников любви к сельскохозяйственному труду: Дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1978, с. 41.
  80. А.И. Методика исследования проблем трудового воспитания учащихся. Минск, 1982. — 100 с.
  81. А.Т. Социально-педагогические аспекты готовности выпускников школ к труду в сфере материального производства. В сб.: Пути совершенствования трудового воспитания учащихся. — Минск, 1980, с. 18.
  82. А.А. Подготовка школьников к трудовой деятельности задача комплексного подхода к воспитанию. — В сб.: Комплексный подход к воспитанию школьников / Под ред. Л. К. Балясной.
  83. И.: Просвещение, 1982, с. 76−79.
  84. А.Г. Содержание и организация наблюдений за- 149 природой и трудом людей в начальных классах. В сб.: Некоторые вопросы обучения младших школьников. — Магадан, 1980, с. 38−48.
  85. В.А., Цехмистрова. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  86. Н.К. Педагогические сочинения, т. 4. М.: АПН РСФСР, 1959, с. 107.
  87. Н.К. Педагогические сочинения, т. 4. М.: АПН РСФСР, 1959, с. 27.
  88. Н.К. Педагогические сочинения, т. 5. М.: АПН РСФСР, 1957−1963, с. 458.
  89. Н.К. Педагогические сочинения, т. 3. М.: АПН РСФСР, 1969, с. 106.
  90. Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф. С. Озерская. М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
  91. А.В. О народном образовании. М.: АПН РСФСР, 1958, с. 40.
  92. Г. П. Формирование системы знаний о растениях у учащихся 2 класса на основе межпредметных связей: Автореф.дис.. канд. пед. наук. Л., 1976. — 16 с.
  93. Н.Д. Психологические особенности младших школьников. М.: АПН РСФСР, 1955, с. 12.
  94. А.А. О психологической подготовке учащихсяв начальных классах к труду. Начальная школа, I960, № 6, с.15−19.
  95. А.С. Лекции о воспитании детей: Соч. в 7 томах, т. 4. М., 1957, с. 395.
  96. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.- 150
  97. М.И. Теория и практика проблемного обучения.- Казань: Таткнигоиздат, 1972. 551 с.
  98. Методика формирования политехнических знаний в курсе биологии / Под ред. Д. И. Трайтака. М.: Просвещение, 1979. -122 с.
  99. В.Ф. и Скаткин М.Н. Учебник для 3−4 классов.- М.: Просвещение, 1983. 240 с.
  100. В.Ф. Уроки природоведения в 3 классе. М.: Просвещение, 1980. — 128 с.
  101. В.Ф. Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению. В сб.: Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Под ред. В. Ф. Мельчакова. -М.: Просвещение, 1981, с. II-I2.
  102. Методика формирования политехнических знаний в курсе биологии / Под ред. Д. И. Трайтака. М.: Просвещение, 1979. -22 с.
  103. Методы обучения в современной школе / Под ред. Н.И.Куд-ряшова. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  104. В.М. Внеклассная природоведческая работа как средство воспитания бережного отношения к природе у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1982. -21 с.
  105. В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. Минск: Народная асвета, 1980. — 87 с.
  106. А.В. и др. Охрана природы / Факультативный курс/ -М.: Просвещение, 1983.- 142 с.
  107. Н.Е. Воспитание школьников на социалистических традициях сельских тружеников. И.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  108. М.И., Пышкало A.M. Методы обучения младших школь- 151 ников. М.: Просвещение, 1977, с. 40.
  109. Ориентация учащихся на сельскохозяйственные профессии / Под ред. С. П. Шепелева. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
  110. О трудовом воспитании / Сост. Д. Е. Аксенов. М.: Просвещение, 1982. — 336 с.
  111. А.Б. Начальное образование в дореволюционной России. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  112. Педагогические принципы и условия экологического образования / Под ред. А. Н. Захлебного и др. М.: АПН СССР, 1983. -97 с.
  113. .С. По охране природы. Начальная школа, 1981, № 10, с. 46.
  114. .С. Об усилении воспитывающей роли направленности природоведения. Начальная школа, 1979, К 10, с. 51.
  115. .С. Совершенствование обучения младших школьников по природоведению. Б сб.: Совершенствование обучения младших школьников / Под ред. А. М. Пышкало. — И.: Педагогика, 1984, с. II4-II8.
  116. Н.И. Формы и методы трудового воспитания учащихся 1−3 классов /В условиях школы продленного дня/: Дис.. канд. пед. наук. М., 1981, с. 49.
  117. .И. Проблемы взаимосвязи трудового и идейно-нравственного воспитания. Советская педагогика, 1978, № 12, с. 32−37.
  118. Политехнический принцип в обучении основам наук в средней школе / Под ред. Д. А. Эпштейна. И.: Просвещение, 1969. -150 с.
  119. Природа и труд / Под ред. проф. А. А. Шибанова. М.: Просвещение, 1977. — 128 с.- 152
  120. A.M. Совершенствование обучения младших школьников. М.: Педагогика, 1984, с. 7.
  121. М.И. Домашние наблюдения и опыты учащихся начальных классов по природоведению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 21 с.
  122. Развитие интереса к рабочим профессиям в обучении географии / Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1982. — III с.
  123. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1983, с. 40−60.
  124. И.Ф. О воспитании трудолюбия у детей. -М.: АПН РСФСР, 1959, с. 50.
  125. В.Д., Сазонов Л. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
  126. Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 22 с.
  127. Связь воспитания и обучения с трудом в сельской школе / Под ред. А. А. Шибанова. М.: АПН РСФСР, I960. — 136 с.
  128. М.Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М.: Просвещение, 1984. — 188 с.
  129. Система трудового воспитания школьников / Под ред. П. Р. Атутова. М., 1981. — 101 с.
  130. Г. Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской начальной школе. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  131. Г. Ф. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1984. — 41 с.
  132. В.А. Сердце отдаю детям. Минск: Нар. асвета, 1980, с. 35, 239.- 153
  133. Я.Ю. Взаимосвязь обучения природоведению С сельскохозяйственным трудом как условие усовершенствования знаний учащихся начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1979. — 21 с.
  134. А.Е. Система наблюдений природы младшими школьниками и ее образовательное и воспитательное значение: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 22 с.
  135. Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. М.: Просвещение, 1977. — III с.
  136. Д.И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. М.: Просвещение, 1975. — 71 с.
  137. Трудовое и нравственное воспитание в процессе экологического образования школьников / Под ред. И. С. Матрусова и др.- М.: АПН СССР, 1984. 92 с.
  138. К.Д. Полн. собр. соч. М.: АПН РСФСР, т. 5, 1949, с. 129, 252, 355.
  139. К.Д. йзбр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1974, с. 239.
  140. В.Н., Якупов С. З. Методика обучения природоведению в 4 классе. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  141. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983. — 256 с.
  142. Формы и методы повышения качества трудового воспитания учащихся / Под ред. 1.Я. Журкиной. М.: АПН РСФСР, 1983.- 85 с.
  143. А.П., Хальбаева А. А. Пособие по изучению природы родного края / Под ред. М. Н. Мангадаева. Улан-Удэ, 1983. -66 с.- 154
  144. И.д. Трудовое воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1981. 182 с.
  145. Н.М., Былова A.M. Экология. М.: Просвещение, 1981. — 253 с.
  146. С.Т. Советская педагогика, ее теория и практика: Избр. пед. соч., т. 2. М., 1980, с. 180.
  147. С.Т. Избр. пед. соч., т. 2. М., 1980, с. 183 189.
  148. Экологическое образование школьников во внеклассной и внешкольной работе / Под ред. И. Д. Зверева и др. Ташкент, 1982. -97 с.
  149. К.П. Вопросы общей методики естествознания. М.: Учпедгиз, 1954, с. 21−25.
Заполнить форму текущей работой