Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза (на основе духовной культуры народа саха)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе (формирующем) на основании принятых исходных положений была осуществлена реализация технологии формирования нравственных ценностей на основе духовной культуры народа саха. Задачей завершающего периода формирующего эксперимента явились расширение и углубление достигнутых знаний на предшествующих этапах технологии. Для подтверждения эффективности выявленного комплекса педагогических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование процесса формирования у студентов нравственных ценностей
    • 1. 1. Нравственные ценности и их роль в жизнедеятельности человека
    • 1. 2. Нравственный потенциал духовной культуры народа саха
    • 1. 3. Модель педагогической технологии по формированию у студентов нравственных ценностей на основе духовной культуры народа саха
  • Выводы по 1-й главе
  • ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования у студентов нравственных ценностей на основе духовной культуры народа саха85 2.1. Организация, содержание и методика опытно-экспериментальной программы
    • 2. 2. Функционирование модели педагогической технологии по формированию нравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры народа саха
    • 2. 3. Обоснование результатов опытно-экспериментального исследования
  • Выводы по 2-ой главе

Формирование нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза (на основе духовной культуры народа саха) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное российское общество продолжает переживать переходный период, характеризующийся противоречивостью и сложностью социально-экономических, политических, культурных процессов. Происходящий в стране кризис явился толчком для конфликта ценностей, а следовательно, и их переоценки, что повлекло за собой такие явления, как равнодушие, бездуховность некоторой части молодежи, безразличное отношение к этническим и общечеловеческим ценностям [4. С. 3]. В этих условиях формирование нравственных ценностей молодого поколения становится важным практическим условием для решения проблем в системе образования.

Многолетнее отчуждение народов от своей духовной культуры привело к глубокой деформации личности. В силу ярко выраженной гуманистической направленности профессиональной деятельности будущий педагог призван быть носителем общечеловеческих ценностей, образцом высоконравственного поведения и высокой культуры межличностного общения [1. С. 3].

Во все времена ценности обеспечивали духовную ориентацию и избирательную регуляцию предметной деятельности человека и его общения.

Философское учение о ценностях сформировалось сравнительно недавно. Идеи и представления аксиологии стали исследоваться отечественными философами, социологами и культурологами (С.Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, И. Ф. Кефели, В. Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов и др.).

Различные проявления ценностного сознания человека исследовали как отечественные психологи (А.И. Донцов, Г. Е. Залесский, В. П. Зинченко, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев и др.), так и зарубежные (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

Ценностные представления стали проникать и в педагогическую науку: сначала как один из элементов содержания образования, который следует учитывать при выборе методов обучения, а затем в качестве составляющей при формировании и развитии познавательного интереса к научным знаниям. Лишь в последние годы к проблеме ценностей всерьез обратились такие педагоги-исследователи, как Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, Е. А. Рыльская, A.C. Роботова, В. В. Сериков, И. А. Соловцева, E.H. Шиянов, К. Е. Гагарина, Е. К. Иевлев, И. А. Черкашин и др., доказавшие, что ценностный подход должен быть воплощен в повседневный учебный процесс.

В различные исторические периоды развивались сущность и понятия теории нравственного воспитанияпринципы, содержание, формы и методы его реализации (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, JI.H. Толстой, П. Ф. Лесгафт, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. М. Архангельский, Г. Н. Волков, Н. Д. Никандров и другие).

Проблема соотношения общечеловеческого и национального раскрывается в исследованиях В. И. Букреева, М. В. Богуславского, К. Д. Ушинского, Д. Е. Васильевой, Г. Н. Волкова, Б. С. Гершунского, Р. Шейерман, М. М. Рубинштейна, И. С. Портнягина, А. Д. Семеновой и других.

В работах многих ученых (Ю.М. Гордеев, К. Е. Гагарина, Л. П. Гадзаева, М. П. Кибардина и др.) подчеркивается значимость формирования ценностной ориентации в подростковом и юношеском возрасте.

Рассматривают в своих работах особенности социализации подрастающего поколения в условиях сельского образа жизни.

М.П. Гурьянова, И. П. Котова, A.M. Прихожанин, Н. Д. Неустроев и др.

Развернута работа по созданию региональных концепций воспитания, отражающих национальные идеологические доктрины и задачи региональной политики (гг. Москва, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Вологодская, Белгородская, Самарская и другие области). В них выделены ценности активной общественной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, гражданства, ответственности перед собой и другими, имеющие непосредственное отношение к исследуемой нами проблеме.

В последнее время появился ряд педагогических исследований на материале Республики Саха (Якутия). В частности, формирование духовной культуры (К.Е. Гагарина), воспитание толерантности (Л.М. Иванова), актуализация нравственно-духовного аспекта (Е.М. Поликарпова, Е. К. Иевлев, А. Д. Семенова, С. К. Колодезников и др.), в которых проанализирован богатый аксиологический потенциал якутской литературы и народной педагогики, раскрываются пути использования этнокультурных традиций воспитания в практике современной школы.

Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта образовательных учреждений показывает, что гуманизация современного общества, обращение к общечеловеческим ценностям обусловливает необходимость поиска новых решений проблемы нравственного совершенствования человека.

Учитывая тот факт, что имеется четкое представление об единстве физического и духовного развития в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, нами отмечается, что на сегодняшний день все еще в большей степени превалирует ориентация на физическое развитие.

На наш взгляд, в этой ситуации внедрение духовной культуры народа саха в дополнительном образовании (литературный кружок, курс по выбору, практические занятия, читательские конференции и т. д.) является одним из эффективных средств в решении данной актуальной проблемы — педагогического обеспечения духовно-нравственного становления личности студентов.

Опыт показал, что незнание духовной культуры, где так глубоко и красочно отражены национальные особенности и традиции, говорит о пренебрежительном отношении современной молодежи к историческому прошлому своего народа, что ведет к разрушению традиционной связи между поколениями.

Исходя из вышеизложенного, актуализируется ряд факторов и противоречий, среди которых: потребность в разработке и внедрении педагогических условий, систем и технологий, обеспечивающих достижение высокого уровня сформированности нравственных ценностей студентов в физкультурном вузе в духе современных требований общественного развитиянедостаточное использование педагогического потенциала духовной культуры народа как эффективного средства нравственного воспитания молодежипротиворечие между потребностью в формировании нравственных ценностей студентов и недостаточной разработанностью его содержательного и методического аспектов в традиционной системе нравственного воспитания.

Таким образом, актуальность поставленной нами проблемы, злободневность ее практического решения и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы исследования в следующей формулировке: «Формирование нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза (на основе духовной культуры народа саха)».

Объект исследования — учебно-воспитательная работа со студентами в физкультурном вузе.

Предмет исследования — педагогические условия формирования нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза на основе духовной культуры народа саха.

Цель исследования — разработка и научное обоснование системы педагогических условий формирования нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза на основе духовной культуры народа саха.

В соответствии с целью и предметом исследования сформулирована гипотеза, согласно которой формирование нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза будет наиболее эффективным, если: разработана и реализована модель педагогической технологии, обеспечивающая целостное целенаправленное формирование у студентов вуза нравственных ценностей на основе духовной культуры народа саха;

— определены содержание и формы приобщения студентов нравственным ценностям на основе духовной культуры народа саха;

— апробированы критерии и уровни сформированное&tradeнравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры парода саха;

— обоснована система педагогических условий, формирующая у студентов нравственных ценностей в дополнительном образовании на основе духовной культуры народа саха;

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования необходимо решить следующие задачи:

— изучить литературу по проблеме исследованияпроанализировать современное состояние духовно-нравственной воспитанности студентов физкультурного вузаэкспериментально проверить эффективность реализации модели педагогической технологии по формированию нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза в дополнительном образовании на основе духовной культуры народа саха;

— определить критерии и уровни сформированности нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза на основе духовной культуры народа саха;

— обосновать систему педагогических условий по формированию нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза в дополнительном образовании на основе духовной культуры народа саха;

Общую методологическую основу составили философские положения о единстве сознания и деятельностио взаимодействии общечеловеческой и национальной культуро рациональном сочетании общественного и субъективного факторов в развитии личностио формировании личности в конкретной социокультурной среде и жизнедеятельности.

Теоретической основой исследования послужили: достижения классической педагогики, раскрывающие различные аспекты проблемы воспитания (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, J1.H. Толстой и др.) — концептуальные идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Л. Г. Вяткин, В.В. Сериков) — труды якутских ученых-исследователей (A.A. Бурцев, И. Е. Буркова, Д. Е. Васильева, М. Н. Дьячковская, Г. Г. Окороков, С. М. Петрова, Е. М. Поликарпова, JI.H. Романова, А. Д. Семенова, Е. С. Сидоров, Г. С. Сыромятников, П. В. Сивцева, H.H. Тобуроков и др.) — основные положения теории педагогической диагностики (Н.К. Голубев, А. И. Кочетов, Е. А. Михайлычев и др.). Большую роль теоретико-методических позиций нашего исследования сыграли труды С. М. Петровой, Е. М. Поликарповой, С. М. Колодезникова, Е. К. Иевлева и др.

На различных этапах проведения исследования использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ (сравнительносопоставительный, системный, логический), моделирование исходных позиций исследования, анализ собственного и передового педагогического опыта), диагностические методы, включающие: наблюдение, беседу, анкетирование, экспертную оценку, обобщение независимых характеристикконстатирующий и формирующий экспериментыметоды математической статистики.

Экспериментальной базой исследования явился Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. Диссертационное исследование осуществлялось поэтапно, с 2004 по 2008 год.

Первый этап (поисковый — 2004;2005 гг.) включает изучение и анализ методологической, психолого-педагогической, философской литературы, создание практической основы формирования нравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры народа саха. Определялись проблема, цель, гипотеза и задачи исследования.

Второй этап (базовый — 2005;2006 гг.) представляет собой разработку основных теоретических положений, методику опытно-экспериментальной работы. На основе накопленного теоретического и эмпирического материала конструировалась модель педагогической технологии по формированию нравственных ценностей у студентов в дополнительном образовании на основе духовной культуры народа саха, раскрывались сущность, содержание, формы и методы ее реализации.

Третий этап (заключительный — 2006;2008 гг.) содержит в себе констатирующий и формирующий эксперименты, обобщение результатов исследования, обоснование теоретических положений и выводов, разработку методических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснованы представления о сущности нравственных ценностей на современном этапе, уточнено и дополнено содержание понятийно-терминологического аппарата, характеризующее особенности формирования нравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры народа саха, раскрываются пути рационального сочетания личностно-этнических и общечеловеческих ценностейразработана и научно обоснована технология формирования нравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры народа сахаопределены критерии уровня сформированности у студентов нравственных ценностейразработан комплекс учебно-методических материалов, направленный на обеспечение эффективной реализации технологии формирования у студентов нравственных ценностей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что вносится определенный вклад в разработку вариативных подходов к целостной теории формирования личности, речь идет о построении целостного педагогического процесса, об обосновании системы педагогических условий, обеспечивающей формирование нравственных ценностей у студентов в дополнительном образовании на основе духовной культуры народа саха.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных теоретических положений, выводов и практических результатов по формированию нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза на основе духовной культуры народа сахапредложенная система педагогических условий, технологий, форм и методов как целостный инновационный процесс может быть использована в учебно-воспитательной работе со студентами высших учебных заведений, в работе учителей и воспитателей общеобразовательных школ, работников учреждений дополнительного образованияматериалы исследования в целом применимы для профессиональной подготовки будущих педагогов и повышения квалификации работников системы образования.

На защиту выносятся:

1. Модель педагогической технологии по формированию нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза на основе духовной культуры народа саха в рамках дополнительного образования (курс по выбору, лекции, диспуты, литературный кружок, практические занятия), представляющая собой совокупность условий, средств, способов и приемов как целостный педагогический процесс с целью получения желаемых результатов.

2. Система педагогических условий, обеспечивающая формирование нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза на основе духовной культуры народа саха (рациональное сочетание этнического и общечеловеческого в формировании личности, педагогический потенциал духовной культуры народа саха, педагогическая технология).

3. Критериально-диагностический инструментарий по определению сформированности нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза в дополнительном образовании на основе духовной культуры народа саха.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта, докладывались на международной (г.Кемерово, 2008), всероссийской (г.Москва, 2008 г.), республиканской (Якутск, 2005;2008гг.) конференциях. Результаты работы опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК, «Теория и практика физической культуры» (2007. № 12) — «Вестник ЯГУ» (2008. № 3) — «Наука и образование» (2008. № 4) — «Аспирант и соискатель» (2007. № 6).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

Целью экспериментальной работы явилась разработка и научное обоснование системы педагогических условий формирования нравственных ценностей у студентов вуза. Экспериментальная работа осуществилась с 2004 по 2008 год на базе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта.

Экспериментальными (ЭГ1 и ЭГ2) стали 2 группы общей численностью 50 человек, контрольные группы (КГ1 и КГ2) — 50 студентов. В системе дополнительного образования был введен экспериментальный фактор — курс по выбору «Стремление к прекрасному», литературный кружок «Магия слова». Время на проведение литературного кружка выделялось за счет часов воспитательной работы. Дополнительное образование было рассчитано на 132 часа, занятия велись на первом и на втором курсах.

Входная диагностика зафиксировала, что 33,13% студентов обладает низким уровнем, на высоком 7,24% и на среднем находились 49,12%). Анализ результатов реального уровня сформированности нравственных ценностей на начало экспериментальной работы показал практически равные результаты экспериментальных и контрольных групп.

Качественный анализ данных позволяет сделать вывод, что студенты испытывали затруднения в понимании некоторых метафор, интонации, эмоциональных состояний и эмоциональной окраски высказываний, иногда не находили нужные слова для описания конкретных эмоций, чувств и ценностей. Студенты нередко проявляли категоричность, неуступчивость во взаимодействии с товарищами, грубо решали конфликтные ситуации, так как не были способны проявлять толерантность, сочувствие, уважение, что убеждало в необходимости разработки системы педагогических условий формирования нравственных ценностей у студентов вуза.

Формирование нравственных ценностей происходит внутри технологии ее реализации, следовательно, факторы ее формирования могут быть выявлены только при целостном рассмотрении в единстве и взаимодействии структуры деятельности студентов и преподавателя.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила дать научно-практическое обоснование положениям, составляющим суть выдвинутой нами гипотезы.

Духовная культура народа саха предоставляет студентам условия, благоприятные для удовлетворения их многообразных культурно-образовательных потребностей, развития способностей, талантов и дарований с учетом их индивидуальных возможностей, способствуют формированию нравственных ценностей, самоопределению, самопроявлению развивающейся личности. Применение духовной культуры народа саха создает особую ауру, атмосферу доброжелательности, взаимного интереса, партнерских отношений.

Для подтверждения эффективности выявленного комплекса педагогических условий процесса формирования нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза было проведено исследование по методике М. Рокича и Ш. Шварца. Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. В нем указаны номера пунктов обеих частей опросника, соответствующие каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости. При обработке данных высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка проводится отдельно для каждого из типов ценностных ориентаций. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого. Для каждой группы испытуемых на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл. Результаты представлены в таблицах 11 и 12.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотренная проблема формирования нравственных ценностей студентов на основе духовной культуры народа саха позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и делать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.

Приоритетным направлением в образовании является формирование у человека высоких нравственных ценностей. Следует отметить, что на формирование нравственных ценностей студентов в современных условиях в значительной степени влияет изменившаяся социокультурная ситуация. Это диктует необходимость учета ее особенностей в процессе формирования нравственных ценностей студентов в учебно-воспитательном процессе.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выработать концептуальные положения как о целостном процессе формирования нравственных ценностей на основе комплексного воздействия на интеллектуально-познавательную, эмоционально-чувственную и деятельностно-практическую сферы жизнедеятельности студентов с позиций личностно-ориентированной педагогики, индивидуального, культурологического и системного подходов в воспитании.

В соответствии с обозначенными теоретико-методологическими и с психолого-педагогическими основами разработана и апробирована модель педагогической технологии формирования нравственных ценностей на основе духовной культуры народа саха, состоящая из взаимосвязанных компонентов:

— информационно-содержательный, включающий информацию о жизни и творчестве автора, ознакомление с произведением;

— организационно-деятельностный, включающий организацию групповой работы, распределение заданий по группам, выполнение заданий внутри группы, составление вопросов для обсуждения;

— коммуникативно-творческий, включающий диспут, лекцию, постановку вопросов и их обсуждение, творческую работу, обмен мнениями, анализ витагенной информации.

— рефлексивно-мотивационный, включающий защиту творческой работы, рефлексию, выводы, итоги.

Формирование нравственных ценностей достаточно сложный и длительный процесс, эффективность которого зависит от создания преподавателем определенных условий: социальных и педагогических. Первые происходят в естественных жизненных ситуациях, в повседневной жизни. Вторые призваны обеспечить интересным материалом, вызвать мотивацию, обеспечить атмосферу доверия, понимания, принятия на всех этапах образовательно-воспитательного процесса. Важным педагогическим условием, кроме модели педагогической технологии, является экспериментальная программа, содержащая основное средство —духовную культуру народа саха. Апробация модели педагогической технологии и внедрение экспериментальной программы позволили раскрыть потенциальные возможности духовной культуры в решении проблемы формирования нравственных ценностей. Духовная культура уникальна тем что, содержит витагенную информацию, которая раскрывает сложный духовный мир личности, мозаику чувств, жизненный опыт.

Критериями отслеживания сформированности нравственных ценностей студентов выделены:

— когнитивный, который базируется на знаниях, включающих ценности, нормы, регулирующие повседневную жизнь, поведение отдельного человека, обществаэмоционально-чувственный, который базируется на позитивное отношение к жизни, к окружающему миру, уважительное отношение к людям, отношение к любому человеку как к личности;

— деятельностно-поведенческий, обеспечивающий реализацию знаний, ценностей и норм в практических действиях и поступках;

— мотивационно-рефлексивный, отражающий способность к самоанализу, желание самосовершенствоваться, стремление к саморазвитию.

Студенты характеризуются активной жизненной позицией, это свидетельствует, что они интернализировали социально позитивную систему ценностей, причем своим поведением подтверждают ее устойчивость. Студенты проявляют аксиологические знания, доброжелательность, терпение, уважение к взрослым, преподавателям, сокурсникам, умеют слушать критику, наблюдается объективная самооценка.

По данным педагогического эксперимента, констатирующий срез зафиксировал, что 33,13% студентов обладает низким уровнем, на высоком находились 7,24%) и на среднем — 49,12%. Анализ результатов реального уровня сформированности нравственных ценностей на начало экспериментальной работы показал практически равные результаты экспериментальных и контрольных групп. Полученные количественные результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что в традиционной системе образования в высшей школе не придавалось должного внимания нравственному воспитанию, что подтвердило необходимость внедрения разрабатываемой технологии, позволяющей обеспечить процесс формирования нравственных ценностей.

На втором этапе (формирующем) на основании принятых исходных положений была осуществлена реализация технологии формирования нравственных ценностей на основе духовной культуры народа саха. Задачей завершающего периода формирующего эксперимента явились расширение и углубление достигнутых знаний на предшествующих этапах технологии. Для подтверждения эффективности выявленного комплекса педагогических условий процесса формирования нравственных ценностей у студентов вуза было проведено исследование по методике М. Рокича и Ш. Шварца. Динамика роста сформированности нравственных ценностей у студентов вуза в ходе экспериментальной работы подтверждает предварительный вывод об эффективности применения комплекса педагогических условий с целью формирования нравственных ценностей в гуманистической образовательной среде: количество студентов с низким уровнем уменьшилось с 33,13% до 7,14%, с высоким уровнем возросло с 7,24% до 29,46%. Произошли изменения и в динамике среднего уровня: увеличилось количество студентов с 49,12% до 63,35%.

Для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения в нашем эксперименте, статистически достоверно друг от друга использовали критерий Стыодента. Среднее значение до эксперимента равнялось 3,8- после проведения формирующего эксперимента среднее значение равнялось 4,1. Вероятность допустимой ошибки в данном случае равна 0,01%, что позволило сделать вывод о том, что педагогические условия экспериментально подтвердились.

Сравнительный анализ экспериментального исследования динамики формирования нравственных ценностей студентов позволяет говорить об установлении прочных взаимосвязей и взаимодействия между основными компонентами технологии формирования нравственных ценностей экспериментальной группы. Представленный анализ результатов доказывает, что целенаправленная работа по реализации разработанной нами педагогической модели формирования нравственных ценностей и экспериментальной программы в дополнительном образовании обеспечивает формирование нравственных ценностей у студентов и подтверждает достоверность теоретических представлений и гипотетических положений нашего исследования.

В интересах повышения эффективности духовно-нравственного воспитания студентов и реализации результатов исследования в массовой педагогической практике целесообразно:

— совершенствовать планы и программы нравственного воспитания в соответствии с требованиями современной доктрины обучения;

— с учетом особенностей регионов, устоявшихся народных традиций варьировать формы и методы гуманитарного образования.

Отметим, что наше исследование не решает полностью поставленную проблему. Дальнейшие разработки могут идти по следующим направлениям:

— повышение эффективности формирования нравственных ценностей у студентов;

— научное изучение обновления содержания и технологию реализации программного материала по нравственному воспитанию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , ЕА. Развитие нравственного потенциала будущего педагога средствами естественно-научных дисциплин: автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 2006. -3 с .
  2. , М.Н., Гусейнов, А. Воспитание нравственно-волевых качеств у детей средствами физкультуры // Педагогика. 2008. — № 1. — С.67.
  3. , Г. З. Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX начала XX вв.: автореф. дис. канд. пед. наук. — Чебоксары, 2006. — 5−7 с.
  4. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  5. , A.M. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников на основе морально-этических традиций горских народов Северного Кавказа: автореф. дис. канд. пед. наук. -Карачаевск, 2006. 3 с.
  6. , JI.A. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза // Педагогика. 2007. — № 4. — С.63.
  7. , И.С., Каирова, О.С. Ценности и воспитание // Педагогика. -1999.-№−4.-С. 35−37.
  8. Архангельский, J1.M. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. 1983,-№ 11.-С. 88−93.
  9. Ю.Архангельский, JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1987. — 64 с.
  10. , Е.В. Практическая поэтика // Философские науки. 2008. -№ 1.-С.101.
  11. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Просвещение, — 1977. — 243 с.
  12. З.Белякова, Е. Г. Смыслоориентированная педагогическая позиция // Педагогика. 2008. — № 2. -С. 49.
  13. , Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. 2008. — № 5. — С.З.
  14. Бурцев, А. А, Максимова, П. В. На крылатом коне. Якутск, 1995. — 8219 с.
  15. , В.Ф. Место и роль интереса в познавательной деятельности учащихся // Пед. проблемы интересов учащихся. JL: Изд-во ЛГПИ, 1979. -175 с.
  16. , B.C. Личностный фактор в системе теоретической педагогики // Педагогика. 2007. -№ 5. — С. 14
  17. , C.B. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель // Педагогика. 2007. — № 6. — С. 19
  18. , В.И. Человек агрессивный. Истоки международного терроризма. — М., 2007. 55 с.
  19. , В.А. Мир моральных ценностей. М., 1981. — 64 с.
  20. , М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика. — 1998.- № 7. С. 82−84.
  21. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 2007. — № 8. — С. 44
  22. , Е. Организация нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования // Воспитание школьников. 2007. — С. 44
  23. , В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. 2007. — № 8. — С. 71
  24. , Н.И. О нравственном воспитании школьников. М.: Просвещение, 1979. — 216 с.
  25. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36
  26. , H.A. Судьба России. Избранное. Ростов-на-Дону, 1997. -247−256с.
  27. , Н.Е., Тарасов, С.И., Харлампьева, Н. И. Антология якутской поэзии. Якутск, 2000. — 5−307 с.
  28. , Т.Н. Педагогика любви. М., 2002. 351 с.
  29. , В.И. Конструктивная педагогическая аксиология // Педагогика. 2007. — № 4. — С. 15
  30. , К.В., Титовец, Т.Е. Целостность человека как педагогическая категория // Педагогика. — 2007. № 10. — С. 13
  31. , Ю.М. Формирование эмпатической культуры студента в гуманистической образовательной среде: автореф. дис. докт. пед. наук. -Оренбург, 2006.-15 с.
  32. , Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. 2007. — № 10. — С.38
  33. , К.Е. Модель формирования духовной культуры студентов вузов // Наука и образование. 2007. — № 1. — С. 179
  34. , Л.П. Формирование ценностной картины мира у студентов // Высшее образование сегодня. 2007. — № 10. — С.40
  35. , Г. Работы разных лет: в 2-х томах. -Т. 2. М., 1973. — 54−55 с.
  36. , Б.С., Шейерман, Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 3−13.
  37. , Э.Б. Простые нормы нравственности и их роль в воспитании личности. М., 1975. — 63 с.
  38. , М.П. Сельская среда как педагогический фактор. — М.: Педагогическое общество России, 1991. 122 с.
  39. , М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. Минск.: Светоч, 2000. — 220 с.
  40. , М.Н. Проблемы творчества И.М. Гоголева-Кындыл. Поэзия. Проза. Драматургия. Якутск, 2004. 24 с.
  41. , М.Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии. Проблемы эволюции и классификации. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. — 34−96 с.
  42. , В.Д., Махутов, Ф.Н. Основы научно-исследовательской деятельности в физической культуре и спорте. Улан-Удэ, 2003. — 12−17 с.
  43. Д.А., Иванов A.B., Чабыев И. П. Развитие этнического самосознания подростков в педагогическом процессе (на материале якутской школы). -Якутск, 2003.- 4−122 с.
  44. , И. Воспитание спортом: доброта — качество российское // Народное образование. -2001. № 4 — С. 131.
  45. Золотухина-Аболина. Современная этика. М., 2005. — 12−112 с. 54.3иннуров А. К. Формирование нравственной воспитанности уподростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006. — 15 с.
  46. , В.И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования // Образование и наука. 2000. — № 1. — С. 10−15.
  47. Закон Российской федерации «Об образовании». М.: Новая школа, — 1992.-61 с. 57.3инченко, В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. — 1998. № 8. — С. 56−59.
  48. , A.B. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен //Педагогика. 1998. — № 7. — С. 23−24.
  49. , Б.М. Дополнительное профессиональное образование: новые ориентиры развития // Педагогика. 2008. — № 2. — С.44
  50. Е.К. Будь благодарен. Люби. Надейся.- Якутск, 2002.- 67с.
  51. , И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993. 31 с.
  52. , Л.М. Толерантность как системообразующий компонент современного менталитета: педагогические условия и пути формирования средствами обществоведческого образования школьников. Якутск, 2003. — 10 с.
  53. , С. Побеждать зло добром // Воспитание школьников. — 2007.-№−9.-С. 55
  54. , А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. 2007. — № 9. — С. 18
  55. , А.Е. Якутской интеллигенции. Якутск, 1992. — 43 с.
  56. , О.В., Марыганова, Е.А., Петрякова, О. Л. Мониторинг воспитательного потенциала семьи // Педагогика. 2008. — № 3. — С. 53
  57. , Ю.И. Педагогическая позиция учителя как гарант нового содержания образования // Педагогика. — 2008. — № 3. — С. 60
  58. , В.Н. Диалог как средство формирования этической культуры школьников // Педагогика. 2007. — № 1. — С. 39
  59. , A.A. Формирование личности в педагогике // Высшее образование сегодня. 2007. — № 6. — С.49
  60. , B.C. Теория и методика воспитания. Ростов-на-Дону, 2006.- 23−45 с.
  61. , B.C. Общие основы педагогики. Ростов-на-Дону, 2006. -34−56 с.
  62. , М.П. Воспитание нравственной культуры студентов во внеучебной работе колледжа: автореф. дис. докт. пед. н аук. Киров, 2006. -Юс.
  63. , И. Метафизика нравов. М., 1965. — 35 с.
  64. , И. Соч. в шести томах. Т.4. 4.2. М., 1965.- 134−136 с.
  65. , В.А. Стать человеком (общечеловеческие ценности -основа учебно-воспитательного процесса). М., 1993. — 79 с.
  66. , В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1993.- 176 с.
  67. , A.B. Теория ориентаций личности в мире ценностей. — Оренбург, 1996.- 190 с.
  68. , Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. -354 с.
  69. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  70. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Знание, 1085. — 80 с.
  71. Н.К. Избранные произведения. М., 1988.- 13−337 с.
  72. , Л.П. Образование, духовность и нравственность — основа развития общества // Интегральная педагогика. М.: Педагогика, 2001. -С.3−9.
  73. , Л.Н. Гуманистическая система воспитания // Гуманизация воспитательного процесса / Под ред. Н. С. Вощенковой. Калуга: Изд-во Н. Ф. Бочкаревой, 1997.- 20−26 с.
  74. , Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 3−23.
  75. , О.В. О структуре общественных отношений // Очерки методологии познания социальных явлений. -М., 1970.- 4−34 с.
  76. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. — 17 с.
  77. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Педагогика, 1980.-230 е.
  78. , В.Т., Гурьянова, М.П., Козлов, A.A. Жизненные ориентации и профессиональные намерения выпускников сельских школ: Результаты социологического исследования. М.- СПб.: Веды, 2000. — 74−76 с.
  79. , А. Драматическая педагогика. М.: Педагогика, 1983. -С.365
  80. , А.Е. Воспитание и духовность. М.: Педагогика, 2001. — № 3. -С. 33−36.
  81. , В. Одна любовь. Якутск, 1967. — 131 с.
  82. , Г. Народные традиции жизнерадостности // Народное образование. 1998. — № 9−10. — С. 77−78.
  83. , А.Д. Педагогические возможности использования творческого наследия Н.К.Рериха в духовно-нравственном развитии личности: автореф. дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2006. — 13 с.
  84. , A.C. Педагогические сочинения. Т.4. — М.: Просвещение, 1984.- 72 с.
  85. , A.C. Сочинения: в 5 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1960. -С. 234−240.
  86. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Наука, 1983.-236 с.
  87. Мелик-Гайказян. Любовь как этический принцип педагогики // Педагогика. 2008. — № 1. -С. 62.
  88. Мыреева-Баишева, А. Н. Человек и природа в современной якутской прозе. Якутск: Бичик, 2001. — 12−53 с.
  89. , П.В. Жанровая типология якутской поэзии. — Новосибирск: Наука, 2002. 80−163 с.
  90. , H.A. Культура личности. Субъекта научно-исследовательской деятельности // Педагогика. 2008. — № 1. -С. 48.
  91. , Т.Г. Нравственное воспитание студентов в современном техническом вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2006. 11 с.
  92. , В. Человек, мораль, воспитание. -М.: Прогресс, 1975. 166 с.
  93. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, В. О. Николаичева. -М.: МГУ, 1994. 176 с.
  94. , Н.Д. Этнопедагогика народов севера. Якутск, 1999.-3−129с.
  95. , Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. 2007. — № 1. — С.З.
  96. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь. М., 2007. — С.183
  97. Пб.Портнягин, И. С. Этнопедагогика «Кут-сюр». М.: Академия, 1998.-3−166с.
  98. И.Г. Избранные педагогические сочинения.Т.1.-М., 1981.7−295 с.
  99. Е.М. Выразительное чтение.- Якутск, 1992.- 5−24 с.
  100. , A.A. Трансформация ценностно-смысловых ориентиров студентов в процессе профориентационной подготовки // Высшее образование.- 2008. № 4. — С.76.
  101. , Е.А. Воспитание жизнеспособности школьников // Педагогика. 2008. — № 3. -С.23.
  102. , A.C. Г.И.Щукина: нравственные и научные уроки (19 081 994) // Педагогика. 2008. — № 2. — С.58.
  103. , Н.П. Основы научной организации педагогического труда. — М.: Педагогика, 1970. -145 с.
  104. , A.B. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-480 с.
  105. , Т.А. Гуманизация современного образования. М.: Изд-во СО РАН, 2000. — 248 с.
  106. , В.Н. Системный подход к классификации ценностей // Научные исследования и человеческие потребности / ВНИИ системных исследований. -М., 1979. 119 с.
  107. , И.А. Духовное воспитание: система понятий // Педагогика.2008. -№ 4. С. 11.
  108. А.Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности. Якутск, 2005, — 3−113 с.
  109. А. Д. Этнопедагогизация целостного процесса воспитывающего обучения в сельской национальной школе. М., 2003.- 46−69 с.
  110. , Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М.: Народное образование, 2000. — 11 с.
  111. , З.А. Ценность и оценка: Научно-практическое пособие. М., 2006.-35 с.
  112. , А.Р. Условия эффективной реализации воспитательного потенциала народной педагогики на примере Башкортостана // Сб. материалов международной науч.-практич.конф. Уфа: РиоБашГу, 2003 -223−226 с.
  113. , В.А. О воспитании. М.: Педагогика, 1973. 480 с.
  114. , В.А. Сердце отдаю детям. 2-е изд. — Киев., 1972. 565с.
  115. , Н. Вечный поиск волшебства. Якутск, 1981. — 14 с.
  116. , Л.В. Поэзия: объект познания, веры, счастья в педагогии изящной словесности // Мир образования образование в мире. — 2003. — № 2.-7 с.
  117. , В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. ЛГУ, 1956. — 23−44 с.
  118. , В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960. — 156с.
  119. , В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: ЛГУ, 1968. — 124с.
  120. , К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогическая антропология»: Собр. соч. М. — Л., 1950. — 429−530 с.
  121. К.Д. Культура народа саха. Якутск, 1998. — 3−326 с.
  122. , A.A. Сущность педагогической технологии // Педагогика. 2008. — № 2. — С.19.
  123. , И.Р. Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы: автореф. дис. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006. — 4 с.
  124. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1986. -С.590.
  125. , JI.M. Школа и общество. М.: Педагогика, — 1991. — № 10. — С. 43−46.
  126. , В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М, 2005. — 163 с.
  127. , С. А. Воспитание духовно-нравственной культуры учащихся в многонациональном обществе. — М.: РИЦ «Альфа», 2002. — 116 с.
  128. , Х.Б. Роль воспитания в познании человека. // Сб. материалов международной науч.-практической конф. Уфа.: РИО БашГУ, 2003. — 29−31 с.
  129. , Ф. Школа как центр культуры духовной и физической // Воспитание школьников. — 2000. — № 6. — С. 2−5.
  130. К.С. 05ону дьиэ-кэргэннэ иитии. Якутск, 1987.- 56 с.
  131. , Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. — 171 с.
  132. , E.H. Аксиологические основания процесса воспитания // Педагогика. 2007. — № 10. — С. ЗЗ
  133. , С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. — Пятигорск.: ПГЛУ, 1999. 152 с.
  134. , Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания. М.: Академия, 2000. — 205 с.
  135. , Г. И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1982. —82 с.
  136. , Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей (лекция). М.: Знание, 1969. — 35 с.
  137. , М.И. Проблема ценностей и цели воспитания // Классный руководитель. 2001. — № 3. — С. 26−32.
  138. , Н.Е. Воспитание в режиме повседневной жизни // Воспитание школьников. 2007. — № 7. — С. 17
  139. , Н.Е. Этическое воспитание // Воспитание школьников. — 1996.-№−6.-С. 58−59.
  140. , В.Д. Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии // Наука и образование. 2007. — № 1. — С.163.
  141. Rokeach, М. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.P.6.
  142. Schwartz, S.H. Are there universal aspects in the content and structure of values? //Journal of Social Issues, 50, 1993. P. 19−45. with confirmatory factor analysis //Journal of Research in Personaliny.
Заполнить форму текущей работой