Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование конструктивно-технологических характеристик лазерного гироскопа с целью повышения его качества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Набор этих параметров описывает величины систематического дрейфа, при этом первые две составляющие характеризуют нестабильность систематического дрейфа (погрешности а), б), в) таблица 1.З.), а третья составляющая -^ случайную погрешность (погрешность г)). Информативная база, использованная для анализа состоит из вышеперечисленных характеристик, определенных в различных запусках (от одной до трех… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние вопроса и постановка задачи
    • 1. 1. БИНС на лазерных гироскопах и их характеристики
    • 1. 2. Анализ требования к гироскопическим датчикам БИНС
    • 1. 3. Лазерный гироскоп
      • 1. 3. 1. Основные погрешности лазерного гироскопа
      • 1. 3. 2. Анализ способов снижения влияния синхронизации частот на выходной сигнал ЛГ
    • 1. 4. Лазерный гироскоп ЛГ
      • 1. 4. 1. Основные элементы лазерного гироскопа ЛГ
      • 1. 4. 2. Технологический процесс изготовления ЛГ
    • 1. 5. Проблематика повышения качества в технологии ЛГ
    • 1. 6. Постановка задачи исследования
  • Глава 2. Разработка математической модели лазерного гироскопа с вибрационной частотной подставкой
    • 2. 1. Модель выходного сигнала ЛГ с вибрационной частотной подставкой
    • 2. 2. Модель распределения поля в кольцевом резонаторе
    • 2. 3. Модель положительного столба газового разряда
    • 2. 3. Выводы
  • Глава 3. Разработка способа управления вибрационной частотной подставкой, компенсирующего влияние зоны захвата
    • 3. 1. Определение условий для компенсации влияния зоны захвата
    • 3. 2. Формирование компенсационного алгоритма управления вибрационной частотной подставкой
    • 3. 3. Получение исходной информации для управления
    • 3. 4. Результаты математического моделирования
      • 3. 4. 1. Работа ЛГ в режиме вибрационной частотной подставки со случайным ошумлением
      • 3. 4. 2. Работа ЛГ в режиме вибрационной частотной подставки с алгоритмом КУ
      • 3. 4. 3. Учет влияния ошибок получения исходной информации
    • 3. 5. Выводы
  • Глава 4. Модернизация конструкции и технологии изготовления кольцевого резонатора
    • 4. 1. Моделирование распределение поля в кольцевом резонаторе
      • 4. 1. 1. Моделирование распределение поля в резонаторе не возмущенном диафрагмой
      • 4. 1. 2. Моделирование распределения поля в резонаторе с эллиптической диафрагмой
    • 4. 2. Формирование требований к диафрагме
    • 4. 3. Методика комплектования резонатора перед сборкой
    • 4. 4. Модернизация технологии изготовления диафрагмы
    • 4. 5. Экспериментальная оценка параметров кольцевых резонаторов
    • 4. 5. Выводы
  • Глава 5. Индивидуальное прогнозирование ресурса KJI
    • 5. 1. Поиск определяющего параметра
      • 5. 1. 1. Схема установки и описание методики эксперимента
      • 5. 1. 2. Результаты долговременных испытаний KJI
    • 5. 2. Моделирование процессов в положительном столбе разряда
      • 5. 2. 1. Пороговый ток возникновения реактивных колебаний в положительном столбе разряда
      • 5. 2. 2. Релаксация легко ионизированных примесей в разрядном канале
    • 5. 3. Способ индивидуального прогнозирования ресурса KJI
    • 5. 4. Автоматизированное рабочее место для определения ресурса KJI
      • 5. 4. 1. Структура автоматизированного рабочего места
      • 5. 4. 2. Требования к программному обеспечению
    • 5. 5. Выводы
  • Основные результаты работы

Исследование конструктивно-технологических характеристик лазерного гироскопа с целью повышения его качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инсрциальные навигационные системы (ИНС) являются основой навигационных комплексов всех современных летательных аппаратов. Преимуществами ИНС перед другими навигационными системами являются их автономность и помехозащищенность при определении основных параметров движения: координат местоположения, скорости, угловой ориентации, направления движения, ускорения, угловой скорости и др. [1 — 4]. Современные тенденции развития ИНС направлены на применение бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) [3 — 5, 10 — 11, 38 — 39]. БИНС по сравнению с платформенными ИНС имеют ряд преимуществ: простоту кинематической схемы, повышенную надежность, компактность, больший > динамический диапазон, универсальность вычислительных алгоритмов в различных системах координат, уменьшение энергопотребления [5, 6, 10].

Реализация потенциальных преимуществ БИНС потребовала разработки гироскопических датчиков, удовлетворяющих их требованиям. Гироскопические датчики платформенных ИНС работают в контурах стабилизации, как правило, в режиме ноль-индикатора, поэтому к ним предъявляются высокие требования по стабильности собственного дрейфа, а требования по величине измеряемых угловых скоростей и стабильности масштабного коэффициента не являются определяющими. Специфика применения БИНС, характеризующаяся большими угловыми скоростями, измеряемыми при функционировании на борту летательного аппарата, определяет одинаково жесткие требования к гироскопическому датчику, как по стабильности собственного дрейфа — не хуже 0,01 °/час, так и по стабильности масштабного коэффициентана уровне 5- 10−10−6 [4, 5, 11]. Наибольшее распространение в качестве гироскопического датчика БИНС, благодаря своим достоинствам: широкому диапазону измеряемых угловых скоростей — сотни градусов в секунду, стабильности масштабного коэффициента — 1−10 -10″ 6, стабильности собственного дрейфа-0,005. 0,05 °/час, удобству сопряжения с цифровым вычислителемполучил лазерный гироскоп (ЛГ) [4−5, 11 — 12, 14, 41, 43].

БИНС на ЛГ в настоящее время являются одними из самых распространенных средств автономной инерциальной навигации. Перспективы развития мирового рынка этих систем связаны, с одной стороны, с увеличением числа потребителей (малые самолеты, наземный транспорт, малые суда), что требует улучшения их надежности и эксплуатационных характеристик, а также уменьшения габаритно-массовых характеристик, а с другой стороны, с ужесточением требований со стороны традиционных потребителей. Опыт разработки ЛГ показывает, что основной погрешностью этих приборов, определяющей возможность их использования в качестве инерциальных датчиков БИНС, является их случайный дрейф [4, 8 -9, 52, 58]. Повышение точности и улучшение эксплуатационных характеристик БИНС прямо связано с решением проблемы создания ЛГ с улучшенными точностными и эксплуатационными характеристиками. Решение данной задачи невозможно без полного понимания причин возникновения погрешностей ЛГ и механизмов влияния конструкторско-технологических параметров на величины и стабильность случайного дрейфа, на основе которого могут быть разработаны технические решения, направленные на совершенствование конструкции и технологии изготовления ЛГ.

Другой проблемой является улучшение надежности и эксплуатационных характеристик, среди которых одной из важнейших является технический ресурс. Технический ресурс ЛГ, предназначенного для использования в современных БИНС различного назначения, предполагает, как правило, величину порядка 80 — 100 тыс. часов. Спецификой конструкции ЛГ является то, что в этих приборах практически отсутствуют контактирующие при движении друг относительно друга детали и узлы. Основным элементом ЛГ, определяющим его точностные и эксплуатационные характеристики, является кольцевой гелий-неоновый лазер (КЛ), прогнозирование технического ресурса которого необходимо осуществлять на этапе изготовления.

В соответствии с изложенным, исследование факторов, определяющих погрешность ЛГ, разработка на его основе конструкторско-технологических рекомендаций по повышению точности, а также создание эффективной методики, позволяющей оценивать ресурс KJI на этапе его изготовления, является актуальной задачей.

В данной работе рассмотрены вопросы доведения параметров лазерного гироскопа ЛГ-1 с вибрационной частотной подставкой, разработанного в ОАО «Московский Институт Электромеханики и Автоматики», до требований, предъявляемых перспективными БИНС. В связи с этим разработана математическая модель основных параметров прибора, рассмотрены технологические аспекты конструкции гироскопа, на основании анализа которых предложены пути её модернизации и новые методы управления, позволяющие уменьшать случайную погрешность, а также реализована новая методика прогнозирования ресурса КЛ на этапе его изготовления.

Целыо работы является реализация конструктивно-технологических решений, обеспечивающих повышение точности ЛГ с вибрационной частотной подставкой, а также создание новой методики, позволяющей прогнозировать ресурс КЛ гироскопа на этапе его изготовления.

Задачи исследования.

В соответствии с целью работы можно сформулировать следующие задачи исследования:

— выявление параметров точности и надежности серийно выпускаемых ЛГ, не удовлетворяющих требованиям перспективных БИНС;

— исследование конструктивно-технологических причин и анализ физической природы образования доминирующей погрешности ЛГ;

— формализация связи конструктивно-технологических параметров ЛГ с его погрешностями и ресурсными характеристиками;

— разработка алгоритма управления вибрационной системой ЛГ, позволяющего минимизировать накапливаемую составляющую случайного дрейфа;

— разработка и экспериментальная проверка эффективности рекомендаций по совершенствованию конструкции и технологии изготовления ЛГ;

— разработка методики прогнозирования ресурса KJ1 гироскопа, проводимого на этапе его изготовления;

— формулировка и обоснование требований к автоматизированному рабочему месту для оценки ресурса KJI гироскопа по предлагаемой методике.

Положения, выносимые на защиту.

На защиту в соответствии с целью работы выносятся следующие положения:

— уточненная математическая модель ЛГ, учитывающая связь между встречными волнами на диафрагме, дифракцию лазерного излучения на диафрагме, влияние примесей на устойчивость разрядаформализующая связи первичных конструктивно-технологических параметров элементов ЛГ с его погрешностями и техническим ресурсом;

— алгоритм управления вибрационной системой ЛГ, компенсирующий влияние зоны захвата на его выходной сигнал, позволяющий уменьшить накапливаемую составляющую случайного дрейфа ЛГ примерно на порядок;

— конструкторские и технологические рекомендации по совершенствованию конструкции и технологии изготовления ЛГ, а также экспериментальная проверка их эффективности;

— методика определения технического ресурса КЛ, позволяющая по временному дрейфу характеристик реактивных колебаний в цепи разряда проводить индивидуальное прогнозирование на этапе изготовления, эффективность которой подтверждена экспериментально.

Методы исследования. Полученные результаты базируются на комплексном применении основных положений теории кольцевого лазера, теории колебаний, физики газового разряда, теории электрических цепей, теории точности производства, математических методах анализа, методах аппроксимации и линеаризации, а также натурном и математическом моделировании.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— создана уточненная математическая модель ЛГ, описывающая доминирующую погрешность и характеристики разряда ЛГ в его конструктивно-технологических параметрах;

— разработан компенсационный метод управления вибрационной системой, позволяющий минимизировать случайную погрешность, вызываемую связью встречных волн в резонаторе ЛГ;

— разработаны теоретически обоснованные рекомендации по минимизации величин дифракционных потерь и зоны захвата в КЛ;

— разработана методика экспрессного контроля, позволяющая оценивать ресурс КЛ гироскопа на этапе его изготовления;

— сформулированы и обоснованы требования к автоматизированному рабочему месту для оценки ресурса КЛ гироскопа по предлагаемой методике.

Практическая ценность работы заключается в:

— разработке технических решений по совершенствованию конструкции и технологического процесса изготовления ЛГ, обеспечивающих уменьшение его доминирующих погрешностей;

— применении разработанной математической модели для выбора рациональных величин параметров контура управления вибрационной системой и обоснованных допусков на отклонение этих параметров для обеспечения требуемой точности ЛГ;

— разработке новой методики оценки ресурса КЛ гироскопа, обеспечивающей прогнозный контроль на этапе изготовления;

— внедрении разработанных технических решений в конструкторскую документацию и технологический процесс изготовления серийно выпускаемого лазерного гироскопа ЛГ-1.

Апробация работы. Материалы представленные в данной диссертационной работе, докладывались на следующих конференциях: 8-й, 9-й, 10-й, 11-й Санкт-Петербургских Международных конференциях по интегрированным навигационным системам в 2001, 2002, 2003, 2004 годаТематической сессии научного совета по проблемам управления движением и навигацией РАН, Москва 2002 год- 4-й Международной конференции «Физика плазмы и плазменные технологии», г. Минск, 2003 годМеждународном симпозиуме «Аэрокосмические приборные технологии», г. Санкт-Петербург 2004 год- ^ Всероссийская научно-техническая конференция «Новые материалы и технологии», г. Москва — 2004; 15-й Международной конференции «Газовые разряды и их применение», г. Тулуза, Франция 2004 год.

Публикации. Результаты диссертационной работы опубликованы в 15 печатных работах, из них один патент на изобретение.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы из 137 наименований. Материал % изложен на 172 страницах иллюстрированных 75 рисунками, графиками и 26.

ОСНОВНЫБ РЕЗУЛЬТАТЫ II ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

В результате проведенных в рамках данной диссертационной работы исследований получены следующие основные результаты:

1. Проведен анализ параметров серийно выпускаемых лазерных гироскопов, позволивший выявить доминирующие характеристики качества ЛГслучайный дрейф и ресурс, а также определить возможные физические причины, формирующие эти характеристики.

2. Разработана уточненная математическая модель ЛГ, обобщающая модели: выходного сигнала ЛГ, распределения поля в резонаторе и положительного столба разряда. Модель позволила установить, что:

— случайный дрейф ЛГ определяется величиной зоны захвата, которая ^ является обобщенной характеристикой рассеяния лазерного излучения на элементах резонатора. учет дифракции лазерного излучения на диафрагме позволяет уточнять величины дифракционных потерь мод кольцевого резонаторана связь встречных волн в кольцевом резонаторе влияют параметры пе только зеркал, но и диафрагмы;

— временной дрейф порогового тока реактивных колебаний позволяет ^ определять изменения состава газовой смеси, вызванные распылением катода;

— наличие легко ионизируемых примесей в газовом разряде оказывает влияние на величину порога неустойчивости стационарного состояния разряда.

3. В результате исследований, проведенных с помощью разработанной модели, сформированы требований к выбору номинальных параметров функциональных элементов резонатора и осуществлен рациональный выбор допусков на них, которые позволяют обеспечить:

— уменьшение величины дифракционных потерь для основной резонаторной моды в 2 раза и воспроизводимость этой величины на уровне 25%;

— 172- снижение величины зоны захвата в резонаторе на 28%;

4. Найдены условия компенсации влияния зоны захвата на выходной сигнал, позволяющие построить алгоритм управления вибрационной системой ЛГ, уменьшающий накапливаемую составляющую случайного дрейфа ЛГ с 0,031 до 0,0024 Тчас, что обеспечивает повышение точности выставки БИНС с 3−5 у гл. минут до 0,5 угл. минут.

5. Разработана методика определения технического ресурса КЛ, позволяющая проводить индивидуальное прогнозирование на этапе его изготовления. Эффективность разработанной методики подтверждена экспериментально.

6. Разработанные в работе рекомендации по совершенствованию конструкции и технологии изготовления ЛГ внедрены в конструкторскую документацию и технологические процессы серийного производства изделий: лазерного гироскопа ЛГ-1, блока лазерных гироскопов БЛГ.

Золочение.

Проверка по ТУ.

Корпус метал.сб. 2.

Травление экранов.

Приклеивание экранов.

Нанесение покрытия (черная эмаль).

Контроль герметичности.

Заливка вводов.

Приклейка элементов.

Монтаж.

Электрические испытания.

Термостабилизация.

Испытания Контроль параметров.

УИС.

Покупной.

УП.

Покупной.

Колодка.

Опрессовка.

Заливка лепестков.

Гравировка.

КЛ лг.

Установка виброподвеса.

Монтаж (подпайка токосъемников).

Установка ротора ДУСа.

Монтаж.

Подбор резисторов Заливочная регулировка.

Установка крышки.

Обезгажи ванне.

Проверка герметичности.

Заполнение.

Регулировка.

Маркировка.

Контрольная.

ПСИ.

ДУС (ротор).

Сборочная.

Монтаж.

Термостабилизация.

Контроль.

Виброподвес.

Электрой сп ытания.

Установка пьезоэлементов.

Монтажная.

Термотренировка.

Контроль.

Испытания.

Крышка сб.

Травление экранов.

Приклеивание экранов.

Окраска.

Контроль.

7″ .

Экран.

Загото в ител ьн ая.

Термообработка I.

Крышка.

Формовка.

Контрольная.

С.

Рис. 1.6. Схема технологического процесса изготовления ЛГ-1.

Схемы технологических процессов изготовления кольцевого лазера KJI-1 и лазерного гироскопа ЛГ-1 представлены на рис. 1.5 и 1.6 соответственно. Основные технические характеристики лазерного гироскопа ЛГ-1 представлены в таблице 1.5.

1.5. Проблематика повышения качества в технологии ЛГ.

Уровень качества изделия оценивается по следующим групповым показателям: назначение, надежность, технологичность конструкции, стандартизация и унификация, патентно-правовым, экологическим, эстетическим, транспортабельности, безопасности, эргономическим и экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов [66−68].

Техническая документация на лазерный гироскоп ЛГ-1 определяет его технические характеристики (показатели назначения), их величины приведены в таблице 1.5. Приборы, выпускаемые по данной документации, могут обладать совокупностью характеристик, которые либо полностью соответствуют требованиям документации, либо по отдельным характеристикам, в определенных условиях, например, при определенных значениях температур, этим требованиям не соответствуют. Одними из важнейших характеристик ЛГ, с точки зрения потребителя (БИНС), являются его характеристики точности и показатели технического ресурса при заданной надежности. Проанализируем приборы ЛГ-1, выпущенные в серийном производстве, на соответствие их характеристик точности требованиям документации.

Объектом анализа является партия из 60 приборов, выпущенных за период 2000;2002 года. Анализу подвергались следующие характеристики [69]:

— величина вариации (нестабильности) дрейфа гироскопа в запуске и от запуска к запуску при осреднении за один час, Лсоч °/часвеличина готовности по дрейфу на интервале со 2-ой по 10-ю минуту запуска, Асог °/час — величина средне квадратичной ошибки дрейфа на 100 секундных интервалах, (Jm°lчас.

Набор этих параметров описывает величины систематического дрейфа, при этом первые две составляющие характеризуют нестабильность систематического дрейфа (погрешности а), б), в) таблица 1.З.), а третья составляющая -^ случайную погрешность (погрешность г)). Информативная база, использованная для анализа состоит из вышеперечисленных характеристик, определенных в различных запусках (от одной до трех реализаций на каждый прибор) на температурах контроля: -20°С, +20°С, +55°С. Влияние температурной погрешности скомпенсировано алгоритмически. Результаты анализа точностных характеристик представлены в таблице 1.9. и на рис. 1.7. Случайная погрешность в 50% реализаций не соответствует требованиям доку* ментации, в то время как характеристики нестабильности дрейфа этим требованиям удовлетворяют. Причиной повышенной величины случайной погрешности является влияние зоны синхронизации на выходной сигнал ЛГ (раздел 1.3.2.).

На различных этапах эксплуатации ЛГ-1 (сборки, калибровки и юстировки БИНС, специальные испытания, работа на борту объекта), а также в процессе изготовления приборов (схема технологического процесса рис. 1.5, * 1.6, таблица 1.8) имеют место отказы гироскопов. За период с 2000 по 2003 год были проанализированы отказы гироскопов при изготовлении и эксплуатации. Информационная база содержит данные об отказах 34 приборов. Результаты анализа обобщены и представлены на гистограмме рис. 1.8 — по оси ординат отложено количество штук отказавших приборов, по оси абсцисс — виды отказов. Полученные результаты показывают, что наиболее весомыми (35%) среди различных видов отказов оказываются отказы, вызванные изме-ф. нением состава газовой среды КЛ. Данный вид отказа, на настоящем этапе развития технологии, является наиболее типичным и существенно ограничивает технический ресурс ЛГ.

025 °/чаС 4 —^ 0.017 °/час.

45% 50% а) средне квадратичная ошибка дрейфа, сГщо 0,005 7час 11% 5%.

0,015 °/час ^хг-^^^^^И %.

21% ^Нн^нВ^н^^В.

29% 0,010 °/час б) вариация дрейфа в запуске и от запуска к запуску, Л (оч.

0.015 °/час.

Рис. по дрейфу Ло) г при температурах: -20, +20,.

1 разгерметизация КЛ.

2 изменение состава газовой смеси.

3 изменение электромеханических характеристик виброподвеса.

4 нарушение электромонтажа.

5 нарушение условий эксплуатации.

6 выход из строя усилителей.

7 увеличение потерь в резонаторе КЛ.

8 повышенное значение случайной погрешности в) точностная готовность.

1.7 Точностные характеристики ЛГ-1.

55 ° С).

0.005 °/час.

0.010 °/час.

Рис. 1.8. Отказы ЛГ-1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И., Селезнев В. П., Дмптрочснко Л. Л. Навигационные приборы и системы. — М.: Машиностроение, 1983, 456 с.
  2. П.В. Теория инерциальных систем навигации. М.: Наука, 1979, 296 с.
  3. О.А. Интегрированные инерциально-спутниковые системы навигации. //Гироскопия и навигация, 2002, № 1 (36), с. 23−45
  4. Inertial navigation, edited by Morris M. Kuritsky and Murray S. Goldstein // IEEE, October 1983, t. 71, № 10, p.p. 47−74
  5. Л.П., Бесплатформенные инерциальные системы. Обзор состояния и перспектив развития. // Гироскопия и навигация, 2002, № 1 (36), с. 13−22
  6. Mullarkey J. K Performance, reliability, weight and cost advantages of anjembedded GPSflNS // The 2 Saint-Petersburg International Conference on Gyroscopic Technology and navigation. S-Pb., CSRI «Elektropribor», 1994, p. 20−27.
  7. Rodloff R. Physical background and technical realization. // In «Optical gyros and their application» RTO-AG-339, 1999, p.p. 2−1 .2−16
  8. Ф. Лазерные гироскопы. / В «Применения лазеров» пер. с английского под ред. Тычинского В. П., М.: Мир, 1974, с. 182−270
  9. Aronowitz F. Fundamentals of the ring laser gyro. // In «Optical gyros and their application» RTO-AG-339, 1999, p.p. 3−1.3−45
  10. В.Г. Ключевые задачи современной автономной навигации. // Гироскопия и навигация, 1996, № 1 (12), с. 48−54
  11. Barbour Neil M., Elvvcll John M., Scttcrlund Roy II., Shmidt G. Inertial instruments: Where to now?. // The 1st Saint-Petersburg International Conference on Gyroscopic Technology S-Pb., CSRI «Elektropribor», 1994, p. 13−24.
  12. Kumar K., Barbour N., Elwell J. M. Jr. Emerging lovv (er) inertial sensore. // The 2nd Saint-Petersburg International Conference on Gyroscopic Technology and navigation S-Pb., CSRI «Elektropribor», 1994, p. 11−23.
  13. H., Шмидт Дж. Направления развития инерциальных датчиков. // Гироскопия и навигация, 2000, № 1 (28), с. 3−15
  14. В. Э. Панкратов B.M. Математические модели теплового дрейфа гироскопических датчиков инерциальных систем. Санкт-Петербург, ГНЦРФ ЦНИИ «Электроприбор», 2001 г., 149 с.
  15. З.М., Каиушин В. М., Миронов Ю. В., Мохов В.П., Шарыгин
  16. Б.Л. Система инерциальной навигации и стабилизации «Ладога-М»: результаты разработки и испытаний. // Гироскопия и навигация, 2002, № 4(39), с. 29−38
  17. В.П., Темляков Н. А. О некоторых вопросах теории динамически настраиваемого гироскопа (ДНГ). 2. Динамическая настройка ДНГ. // Гироскопия и навигация, 1996, № 1 (12), с. 7−14 Ф 19 Новиков Л. З., Игнатьев А. А., Богатов А. Д., Коповчепко А. А.,
  18. Novikov L.Z., Raikhman O.V., Shumova G.M. Strapdown gyrometric unit based on miniature DTG for space application // Proceedings of the 3 th Saint Petersburg International Conference on Integrated Navigation Systems S-Pb, 28−29 May 1996, pp.21−28
  19. Burlingame Roger F. G2000 miniature gyroscope // Proceedings of the 2 th Saint Petersburg International Conference on Gyroscopic technology and navigation S-Pb, 24−25 May 1995, pp. 65−71
  20. Lynch D., Matthews A. Dual-mode hemispherical resonator gyro operation characteristics // Proceedings of the 3 th Saint Petersburg International Conference on Integrated Navigation Systems S-Pb, 28−29 May 1996, pp. 37−44
  21. Lynch D.D., Matthews A., Varty G. T Innovative Mechanizations to Optimize Inertial Sensors for High or Low Rate Operations. // Symposium Gyro Technology, Stuttgart, Germany, 1997, p. 9.0−9.21
  22. Д. Д., Мэттьюз А., Варти Г. Т. Перенесение технологии создания датчиков, используемых в космических системах, в разработки, предназначенные для .бурения нефтяных скважин // Гироскопия и навигация, 1998, № 4 (23), с. 132−141
  23. Solutions. //Proceedings of the 6 Saint Petersburg International Conference on Integrated Navigation Systems S-Pb, 1999, P. 6−1 — 6−9.
  24. Zhuravlev V.F., Izmailov E.A., Analysis of conditions causing hcmisiLpherical resonator gyro drift. // Proceedings of the 8 Saint Petersburg International Conference on Integrated Navigation Systems S-Pb, 28−30 May 2001, pp.82−88
  25. Bodunov B.P., Bodunov S.B., Lopatin V.M. Development and test ofhemispherical resonator gyro for use in an inclenometer system. //tb
  26. Proceedings of the 8 Saint Petersburg International Conference on Integrated Navigation Systems S-Pb, 28−30 May 2001, pp.75−81
  27. В.Я. Микромеханические приборы. Учебное пособие. Тула, 2002, 392 с.
  28. A.M., Попова И. В. Современное состояние теории и практических результатов разработки микромеханических гироскопов. // 5-я Санкт-Петербургская конференция по интегрированным навигационным системам С-Пб, 25−27 мая 1998, с. 138−148
  29. Д., Маддеп П., Соха М. Разработка микромеханического гироблока с GPS для малых наводимых спутников // Гироскопия и навигация, 1996, № 2(13), с. 16−25
  30. В.Е., Тихонов В. А., Вере.меенко К. К. Интегрированная инерциально-спутниковая навигационная система на микромеханическом модуле. // 5-я Санкт-Петербургская конференция по интегрированным навигационным системам С-Пб, 25−27 мая 1998, с. 73−79
  31. Listvin V., Logozinski V., Solomntin V. Miniature fiber optis gyro. Fizoptika implementation. // In «Optical gyros and their application» RTO-AG-339, 1999, p.p. 9−1.9−6
  32. Sanders G.A., Szafraniec B. Progress in fiber-optic gyroscope application part II. // In «Optical gyros and their application» RTO-AG-339, 1999, p.p. 11−1.11−42
  33. Leach B.W., Rahbari R., Dillon J. Low cost strapdown IMU/DGPSintegrated navigator with fuzzy logic adaptive tuning. // Proceedings of the 9th
  34. Saint Petersburg International Conference on Integrated Navigation Systems S-Pb, 27−29 May 2002, pp.264−273
  35. Lefevre Herve C. Application of the Sagnac effect in the interferometric fiber-optic gyroscope. // In «Optical gyros and their application» RTO-AG-339, 1999, p.p. 7−1. .7−29
  36. Volk С. H., Gillespie S.C., Mark J.G., Tazartes D.A. Multioscillator ring laser gyroscope and their application. // In «Optical gyros and their application» RTO-AG-339, 1999, p.p. 4−1.4−26
  37. Azarova V.V., Golyaev Y.D., Dmitriev V.G., Drozdov M.S., Kazakov A.A., Melnikov A.V., Nazarenko M.M., Svirin V.N., Soloviova T.I., Tikhmenev N.V. Zeeman laser gyroscopes. // In «Optical gyros and their application» RTO-AG-339, 1999, p.p. 5−1.5−29
  38. Д.П. Лазерные и волоконно-оптические гироскопы: состояние и тенденции развития // Гироскопия и навигация, 1998, № 4 (23), с. 20−45
  39. Bakin Y. V., Ziouzev G.N., Lioudomirski M.V. Laser gyros with total reflection prisms.// In «Optical gyros and their application» RTO-AG-339,-1 781 999, p.p. 6−1. .6−29
  40. Волновые и флуктационные процессы в лазерах. Под редакцией Климантовича ЮЛ, М.: Наука, 1974, 416 с.
  41. С.И., Лукьянов Д. П., Бакаляр А. И. Лазерный гироскоп. -М.: Советское радио, 1975, 424 с.
  42. Лазерные измерительные системы. Под редакцией Лукьянова Д. П. — М.: Радио и связь. 1981, 465 с.
  43. П.С., Ларионцев Е. Г. Режимы биений и синхронизации встречных волн во вращающемся кольцевом газовом лазере. // Радиотехника и электроника, 1970, т.15, № 6, с.1214−1226
  44. И.А., Бернштейн И. Л. Экспериментальное исследование обратных связей на работу кольцевого лазера. // Известия Вузов СССР, Радиофизика, 1971, т. 14, № 5, с. 698−704
  45. Шрайбер У, Шнайдер М., Вслнкоссльцев А., Стедман Дж.И., Шлютер В. Очень большие кольцевые лазеры. // Гироскопия и навигация, 2002, № 1(36), с. 88−95
  46. Kataoka I., Kawahara Y. Dependence of lock-in threshold and winking pattern on the phase-interaction of scattering waves in the ring laser. // Japanese journal of applied physics, 1986, v.25, JSC" 9, pp. 1365−1372
  47. Rodloff R. A laser gyro with optimized resonator geometry. // IEEE journal of quantum electronics, 1987, v. QE-23, № 4, pp.438−445
  48. Hutchings Т., Stjern D., IEEE National Aerospace and Electronics Conference, 1978, pp. 549−555
  49. Астахов K. B, Голяев Ю. Д., Махин П. В., Мельников A.B., Тихмснсв Н. В. Повышение точности лазерного гироскопа путем управления связью встречных волн. // Гирорскопия и навигация, 1995, JSfe 2(9), с. 2529
  50. А.А., Павловский М. А. Анализ проблем и тенденций развития лазерной гироскопии на Украине // Гироскопия и навигация, 1995, № 1 (8), с. 27−33
  51. Dovbeshko А.А., Kaminska I.V. Self-adapting laser gyroscope. //Symposium gyro technology, 2001, Stuttgart, Germany, pp.7.0−7.11
  52. C.A. Разработка и исследование методов уменьшения влияния зоны синхронизации на работу лазерного гироскопа: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук: 05.11.03, 05.13.01- М, 2001, 19с.
  53. .В., Ильин С. А., Соболев В. И. Исследование путей повышения точности при работе лазерного гироскопа. // Всероссийская Научно-техническая конференция к 30-летию Арзамасского филиала НГТУ, Арзамас, 1998
  54. .В., Ильин С. А., Соболев В. И. Лазерный гироскоп с обратной связью. // Международный Научно-технический симпозиум «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации, Алушта, 1998
  55. Krobka N.I., Sapozhnicov I.N. Works on laser gyroscopy in SRIAM named V.I.Kuznetsov. // The 1st SPb International Conference on Gyroscopic Technology SPb, CSRI «Elektropribor», 1994, pp. 3−12
  56. Kuryatov V.N., Cheremisinov G.V. KM-11 laser gyro based highaccuracy inertial system with dynamic compensation of errors. // The 1st SPb International Conference on Gyroscopic Technology. SPb, CSRI «Elektropribor», 1994, pp. 25−26
  57. .В., Крсмср В. И., Молчанов A.B., Ремизов Б. П. Лазерный гироскоп для БИНС самолетов гражданской авиации (опыт разработки). // Тематическая сессия «Лазерная гироскопия. Ее проблемы и перспективы развития.», ИПМ РАН, Москва, июнь 2002
  58. Е.А. Полиномиальная модель частотной характеристики медленно вращающегося вибрирующего лазерного гироскопа с неодинаковым усилением встречных волн // Квантовая электроника, 2004, т.34, № 4, с. 27−33
  59. A.M. Обеспечение качества продукции в современных условиях. С-Пб.: Санкт-Петербургская государственная академия аэрокосмического приборостроения, 1994 г. 104 с.
  60. Управление качеством / учебник для вузов/ под редакцией Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 2000, 199 с.
  61. Визит качества. Серия о качестве. Зарубежный опыт. Выпуск 14, 1999 — М.: МТК «Трек», 2000, 23с.
  62. IEEE Standard specification format guide and test procedure for single-axis laser gyros, IEEE Std647−1981, New York, 1981
  63. Гироскопические системы, ч.2, под редакцией Пельпора Д. С. М.: Высшая школа, 1972 г, 472 с.
  64. Асс Б.А., Жукова Н. М., Антипов Е. Ф. Детали и узлы авиационных приборов и их расчет. М.: Машиностроение, 1966 г, 416 с.
  65. В.П., Силичев О. О. Лазерные резонаторы. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003, 320 с.
  66. Э.Е. Дифракционное расщепление частот в газовом кольцевом лазере // Оптика и спектроскопия, 1971, т. 31, вып. 6, с. 952 959
  67. В.В. Принцип Бабине и дифракционные потери в лазерныхрезонаторах // Квантовая электроника, 2000, т. 30, № 9, с. 824−826
  68. Ю.А., Аникичсв С. Г. Приближенный метод решения интегральных уравнений устойчивых резонаторов .// Оптика и спектроскопия, 1985, т. 58, № 6, с. 1331−1336
  69. А. Квантовая электроника. М.: Советское радио, 1980
  70. В.И. Реактивные колебания плазмы в газовых лазерах с многоканальными активными элементами. 1. Реактивные колебания в кольцевом лазере с двуханодным активным элементом // Радиотехника и электроника, 1986, т.31, № 1, с. 108−117
  71. .В., Царьков В. А. Исследование реактивных колебаний в разряде симметричного двуханодного неон-гелиевого лазера // Радиотехника и электроника, 1986, т.31, № 5, с. 938−944
  72. В.П. и др. Пространственно однородные колебания в разряде газового лазера//ЖТФ, 1986, т.56, № 8, с. 1530−1534
  73. И.П. и др. Влияние емкости внешней электрической цепи на реактивные колебания в симметричном разряде He-Ne лазера // Радиотехника и электроника, 1986, т.31, № 10, с. 2042−2045
  74. Г. А. и др. Страты в гелий-неоновых лазерах. Киев: Наукова думка, 1986, 88с.
  75. М.А. и др. Возбуждение плазмы гелий-неонового разряда // Радиотехника и электроника, 1984, т.29, № 12, с. 2403−2408
  76. Shuoker D. Properties and current-voltage characteristics of discharges in waveguide gas lasers. // Appl. Physics, 1977, v. 14, p. 277−282
  77. Shuoker D., Reif W. High-frequency discharge stability of waveguide He-Ne lasers. // Appl. Physics, 1978, v. 17, № 4, p. 405−411
  78. B.E., Шишов С. И. Исследование падающего участка вольт-амперной характеристики газоразрядных лазеров. // Радиотехника и электроника, 1987, т.32, № 8, с. 1678−1685
  79. В.Е., Шишов С. И. Исследование импеданса слаботочного тлеющего разряда в трубках малого диаметра. // ЖТФ, 1989, т.57, № 7,с. 204−207
  80. Г. Н. и др. Ультрафиолетовое излучение возбужденных молекул инертных газов. // Успехи физических наук, 1992, т. 162, № 5, с. 123−159
  81. .М. Возбужденные атомы. М.: Энергоиздат, 1982, 232 е.
  82. Phelps A.V. The diffusion of charged particles in collisional plasmas: free and ambipolar diffusion at low and moderate pressures. // Journal of research of the national institute of standards and technology, 1990, v.95, № 4, p. 407−430
  83. В.П. и др. Исследование пространственно однородных колебаний в разряде неон-гелиевых лазеров. // ЖТФ, 1988, т.58, № 7, с. 1311−1317
  84. Deutsch H.u. a. Zur dynamic des Saulenplasmas. // Wissentschaftliche Zeitschrift, Bd 23, № V2, 1974, s. 9−17
  85. Under H. and oth. A new method for the development of a nonlinear equivalent circuit for a gas discharge // Contrib. Plasma Physics, 1993, v.33, № 3, p. 169−182
  86. E.C., Овчаров JI.A. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения М, Высшая школа, 2000 г., 383 с.
  87. О.Б., Залеткин С. Ф. Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений на ФОРТРАН’е. М.: Изд. МГУ, 1990 г.
  88. В.И., Осипов A.M., Поликовский Е. Ф. Компенсация погрешностей лазерного гироскопа, вызываемых действием вибрационной частотной подставки. // Гироскопия и навигация, 2001, № 1 (32), с. 14−19
Заполнить форму текущей работой