Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-философские аспекты исследования национального характера русского этноса в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понимание национального характера как духовного образования, представляющего собой совокупность идей, интересов и ценностей, чувств и настроений, отражающих место нации как субъекта истории, специфики ее языка, особенностей психологического склада, морали и религии, имеющего стадии зарождения, становления, торможения, дисперсии, кризисы. Причем, с изменением социально-политических условий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
    • 1. 1. Понятие и содержание национального характера
    • 1. 2. Генезис проблемы национального характера
    • 1. 3. Морфологические особенности национального характера
  • ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА РУССКОГО ЭТНОСА
    • 2. 1. Истоки национального характера русского этноса
    • 2. 2. Ценностные основания национального характера русского этноса
    • 2. 3. Взаимосвязь национального характера русского этноса и современной российской государственности

Социально-философские аспекты исследования национального характера русского этноса в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сегодня в социально-политической сфере в четко выраженной форме проявляются те тенденции социального развития, которые обусловлены более глубинными причинами. К их числу можно отнести этнический фактор. Не вдаваясь в теоретические споры о степени адекватности онтологической трактовки этнической реальности, отметим, что опыт социального развития последнего десятилетия XX века показывает, что этнический фактор выступает одним из тех факторов, которые вызвали распад таких федеративных государств как СССР, Югославия, Чехословакия, то есть он способен изменить существующее социальное и геополитическое пространство.

Особенностью современного развития этнических и национальных отношений в мире является то, что объективная логика социокультурных процессов приводит к нарастанию интегративных тенденций между народами, одновременно усиливаются стремления народов к сохранению и укреплению своего национального и культурного достояния, в то время как деструктивные процессы межнациональной вражды нарушают международную обстановку, подталкивая человечество к войнам, развитию терроризма и насилия.

Практика показывает, что отсутствие научно обоснованной концепции национальной политики при наличии в обществе деструктивных сил, противодействующих консолидации и сотрудничеству народов в той или иной степени, приводит к тому, что решение межнациональных проблем приобретает не только конфликтный характер, но и становится эпицентром разнообразных социальных потрясений, которые не получая мирного политического разрешения становятся источником гражданских войн.

Изучение особенностей национального характера является сегодня крайне актуальной проблемой и предполагает социально-философский анализ существующих наиболее известных концепций национального характера в различных исследованиях, где рассматривается национальное бытие, социокультурные этнические базовые ценности, нормы, стандарты поведения, анализируется ментальность и то коллективное бессознательное, которое составляет интуитивно понимаемую постоянно ускользающую сущность «души этноса».

В последнее время Россия переживает глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. С одной стороны, завершается существование определенной общественно-экономической формации, с другой, идет болезненный и не проясненный по целям процесс становления качественно новой социальной системы. Трансформация российского общества к иному состоянию осуществляется через стремительную дезинтеграцию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, а кристаллизация новой системы ценностей до сих пор проблематична.

Такая ситуация находит отражение не только в распаде прежней ценностной картины личности, но также в активном поиске, столкновении вновь возникающих различных ценностных систем, характеризующих вероятностный ход развития российского общества. Особенно неопределенными, размытыми и неустойчивыми являются ценностные основания национального характера.

В поисках путей выхода из кризисного состояния российского общества в общественном сознании укореняется идея, что одним из основополагающих средств преодоления кризиса является совершенствование духовного мира человека. Сегодня идея духовно-нравственного воспитания, одухотворения человека приобретает новый смысл.

Осмысление исторического опыта ушедшего столетия, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили вновь интерес к проблеме национального характера, которая волнует сегодня как зарубежных, так и отечественных исследователей, опирающихся в дискуссиях по этому поводу на философское наследие прошлого.

Действительно, что может быть естественней, нежели желание человека осознать свои потребности и пути их удовлетворения, смысл собственного бытия, свои способности, свое отличие от другого? «Смешно будет, — говорил Сократ в одном из платоновских „Диалогов“, если Я, не зная самого себя (чудовище ли Я, замысловатее и яростнее Тифона), или же Я существо более кроткое и простое и хотя скромное, но по своей природе причастное какому-то божественному уделу, примусь исследовать нечто мне чуждое».1.

Степень разработанности проблемы. Исследуемая проблема находится в центре внимания представителей различных специальностей: философии, истории, социологии, политологии, юриспруденции, этнологии, этнопсихологии, философской антропологии, культурологии. В наибольшей степени проблема особенностей формирования национального характера разработана этнографами и психологами, что объясняется предметными областями данных наук.

Изучение проблемы национального характера не имеет достаточно подробного освещения в социально-философской литературе. Ее. исследование напрямую связано с процессом разработки в истории социальной философии теории наций вообще и соотношения «этнического», «национального», «народного» в частности. На разных этапах развития общественно-политической мысли разработкой теории наций занимались:

Дж. Вико, Ш. Монтескье, Г. В. Ф. Гегель, К. Каутский, О. Бауэр, В. И. Ленин, КВ. Сталин, B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин.

В отечественной науке этническая проблематика нашла достаточно подробное освещение в работах этнографов, историков, философов Н. М. Могилянского, С. М. Широкогорова, П. А. Сорокина, Ю. В. Бромлея, Ю. В. Арутюняна, Ю. И. Семенова и других. Достижения в этой области, прежде всего, относятся к разработке категориального аппарата, методологии и методики исследования этнических процессов.

Первой группой источников, которые были использованы автором для обоснования своих выводов, являются философские исследования классиков европейской мысли: И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, И. Фихте, Д. Юма, К. Гельвеция, Ш. Монтескье, в которых заложены философские основы исследования проблемы национального характера. Для выяснения социально-психологических особенностей национального характера наиболее интересны были работы по этнической психологии Г. Г. Шпета, А. Н. Леонтьева, П. Ковалевского, Л. Н. Гумилева.

Проблема национального характера в отечественной социально-философской литературе разработана слабо. Одной из причин этого явилась длительная изоляция отечественного обществоведения от многих достижений зарубежной и русской философско-исторической мысли. В отечественной научной литературе первые крупные монографические исследования национального характера русского народа появились к середине сороковых годов в работах Д. С. Лихачева, В. В. Мавродина, П. И. Кушнера, где обосновывалась консолидирующая роль национального характера в исторической памяти народов.

О взаимосвязи русского национального характера и российской государственности множество глубоких идей было внесено М. А. Бакуниным, Н. А. Бердяевым, Н. Я. Данилевским, И. А. Ильиным, П. А. Кропоткиным, С.М.

Соловьевым, И. Л. Солоневичем, П. А. Сорокиным, Г. П. Федотовым, П. Я. Чаадаевым и другими. В настоящее время эта тема вновь осваивается отечественной наукой.

Только начиная с середины семидесятых годов, появились работы, посвященные проблеме национального характера. Это работы С. А. Арутюнова, Ю. В. Бромлея, В. И. Козлова, Н. Н. Чебоксарова, JI. M, Дробижевой, П. Г. Евдокимова, НИ. Гнатенко, А. О. Бороноева, П. И. Смирнова, Э. А. Орловой, К. Касьяновой, З. В. Сикевич, А. В. Селиверстова, А. Крахера, которые внесли значительную лепту в разработку вопроса.

Одними из первых, кто посвятил свои работы проблеме национального возрождения были Д. С. Лихачев, Э. А. Баграмов, В. Н. Иванов, М. Н. Губогло, В. А. Печенев, Э. А. Паин, А.А. Кара-Мурза, Л. В. Поляков. В начале 90-х годов в научной публицистике, а затем в академических изданиях, тема национального возрождения рассматривалась все более углубленно, прежде всего, в контексте сопоставления этнонациональных, региональных и общероссийских проблем. Наиболее ценный материал, в этом плане, содержится в работах: А. С. Ахиезера, А. С. Панарина, В. Г. Федотовой, Г. Д. Гачева, К. С. Гаджиева, К. Х. Делокарова, Г. Г. Дилигенского, Н. Н. Моисеева, В. А. Тишкова, Ж. Т. Тощенко, Э. В. Тадевосяна, С .Я. Матвеевой, К. Касьяновой, З. В. Сикевич и других.

По мнению соискателя, в идеолого-психологическом контексте наиболее интересны работы Р. Г. Абдулатипова, К. С. Гаджиева, Л. А. Гордона, Л. Н. Гумилева, А. А. Зиновьева, И. М. Клямкина, Н. А. Косолапова, В. Н. Сагатовского и других, которые фиксируют и анализируют современную динамику изменений в установках, ценностных ориентаций русских и россиян в отношении своего государства.

В рамках исследуемой темы представляют немалый интерес и современные подходы к разработке проблем межэтнической интеграции на.

Северном Кавказе, изложенные в работах: В. А. Авксентьева, AT. Агаева, А. Ф. Дашдамирова, Э. И. Скакунова, М. Д. Напсо, В. Ш. Нахушева, М. М. Кучукова, А. Ю. Коркмазова, Г. С. Денисовой, С. А. Абдокова, А. А. Магомедова, Н. П. Медведева, В. Х. Болотокова, М. Б. Беджанова и других.

В диссертационном исследовании использовались труды авторов современных зарубежных направлений философии и социологии, это работы П. Бурдье, Э. Геллнера, Э. Кассирера, К. Манхейма, В. Тэрнера, Дж. Арммгронга, Э. Смита, П. Монсона и другие.

Исследования национального характера неразрывно связаны рядом базовых концепций современной зарубежной социологической и социально-психологической областей знания. В диссертационном исследовании анализируются теоретические позиции, раскрывающие существо социальных представлений, стереотипов сознания, которые помогают понять доминантные составляющие национального характера. Соискатель опирался в своих исследованиях на труды Г. Лебона, К.-Г. Юнга, С. Москвичи, К. Хорни, обращался к произведениям других авторов.

Большое значение для работы имели труды современных философов и социологов, преимущественно тех, кто исследовал ментальность народов, современные массовые процессы и их влияние на становление национального характера. Это работы X. Ортега-и-Гассета, Т. Адорно, В. Райха, чьи труды способствовали пониманию причин эволюции национального характера, выявлению роли и значения массового общества, «человека-массы» и «одномерного человека» в этом процессе.

Объектом исследования является русский этнос и особенности его национального характера.

Предметом исследования выступает национальный характер во всем многообразии его элементов, как с точки зрения современного философского знания, так и на основе теоретического анализа наиболее значимых культурологических, социологических, социально-психологических концепций, раскрывающих феномен национального характера и его детерминации.

Цели и задачи исследования. Цель настоящей работы заключается в том, чтобы исследовать проблему национального характера. Показать его зависимость от форм межэтнического бытия, выявить его содержательные параметры и наиболее значимые. .социокультурные доминанты, которые обеспечили бы возможность формирования научно-обоснованной политики в области межэтнических отношений и создание эффективных, основанных на знании особенностей национального характера, социальных технологий, способных обеспечить позитивное разрешение возникающих межэтнических напряжений.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, главными из которых являются следующие:

• осуществить анализ содержания работ отечественных и западноевропейских авторов, исследующих проблему национального характера, для выявления методологически эффективных подходов к изучению данного социокультурного феномена;

•рассмотреть генезис проблемы национального характера;

• выявить морфологические особенности национального характера;

• обосновать процессы ценностных изменений национального характера под воздействием современной политической системы в сфере межнациональных отношений;

• исследовать базовые концепции социально-философского знания, которые обеспечивают адекватное понимание особенностей становления национального характера;

• рассмотреть теоретические основы и практические следствия стереотипизации сознания, показать, что на смену исторически сложившимся особенностям национального характера русского этноса приходят формы сознательно сфабрикованные;

• определить механизм фабрикации стереотипов национального характера русского этноса, который превращает истинные ценностные характеристики национального характера русского этноса в «предвзятые мнения», упрощенные модели, унифицирующие процесс мышления;

• выявить теоретико-методологические основы анализа национального характера русского этноса и современной российской государственности, генезиса и истоков их взаимовлияния;

• раскрыть взаимосвязи национального характера русского этноса и современного российского государства.

Методология исследования и источники. Проблема формирования национального характера исследуется философами, социологами, этнографами, культурологами, психологами. Эта особенность, а также многоаспектность исследуемой проблемы обусловили разнообразие источников и выбор методологии. Теоретико-методологической основой исследования являются общефилософские концепции, сформулированные классиками новоевропейской мысли Г. В. Ф. Гегелем, И. Кантом, Д. Юмом.

В своей работе соискатель опирался на традиции анализа особенностей национального характера в работах русских и зарубежных философов, социологов, психологов, главным образом, второй половины XIX — конца XX века, а также современных отечественных и зарубежных исследований разных направлений. За основу были взяты работы наиболее значимых направлений: марксистского, позитивистского, феноменологического. При рассмотрении проблемы национального характера в контексте русской философии использовались труды B.C. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Н. О. Лосского, C.JI. Франка, И. А. Ильина.

Работы М. К. Мамардашвили, В. В. Ильина, А. С. Панарина, Э. А. Баграмова, JI.M. Дробижевой, В. Н. Иванова, Г. В. Осипова, Э. Н. Ожиганова, Э. А. Паина, С. В. Лурье, Ж. Т. Тощенко, В. Г. Федотовой, В. И. Молчанова, В. А. Горшкова, А. А. Магомедова, В. А. Подороги были использованы соискателем в качестве источника теоретико-методологических идей.

Понимание национального характера как духовного образования, представляющего собой совокупность идей, интересов и ценностей, чувств и настроений, отражающих место нации как субъекта истории, ее особенностей её языка, культуры, религии, морали, развиваемое в исследовании, потребовало сочетания исторического и логических подходов. При изучении материала автор использовал принципы сравнительного анализа, системности и конкретности. Особое значение имело применение диалектических принципов анализа, объективного изучения ценностных оснований национального характера в конкретно-исторических формах его проявления.

Научная новизна исследования состоит в изучении специфики национального характера и связана с актуальной потребностью в более достоверной информации о состоянии и тенденциях его динамики. Научная новизна исследования обосновывается сформулированными целью и задачами, в ходе реализации которых были получены следующие результаты:

• понимание национального характера как двуединой субъективно-объективной социальной реальности особого рода, проявляющейся как явление психическое, так и социокультурное явление;

• определены ценностные основания национального характера, которые не являются раз и навсегда данными, находясь в процессе постоянного изменения, испытывают влияние объективных факторов социально-экономического, политического и культурного уровня;

• обоснована необходимость взаимосвязи и взаимовлияния национального характера русского этноса и российской государственности;

• показано, что на смену исторически сложившихся особенностей национального характера русского этноса приходят формы сознательно сфабрикованные, с помощью которых идеологи складывающегося господствующего класса стремятся сохранить свою властную позицию;

• доказано, что именно на негативных последствиях приоритетности национальных целей, на фетишизации национального своеобразия, переделе собственности и сфер влияния рождаются межэтнические столкновения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Понимание национального характера как духовного образования, представляющего собой совокупность идей, интересов и ценностей, чувств и настроений, отражающих место нации как субъекта истории, специфики ее языка, особенностей психологического склада, морали и религии, имеющего стадии зарождения, становления, торможения, дисперсии, кризисы. Причем, с изменением социально-политических условий меняются содержание и структурные элементы национального характера. Его основаниями выступают экономические, политические, правовые, межэтнические связи. Онтологический анализ национального характера позволяет выйти на совершенно новые возможности аксиологических и социологических исследований данного феномена, которые способны обосновать как целостность национального характера, так и целостность национального бытия.

2. Проявление в обществе национального характера универсально, оно существует тогда, когда человек целенаправленно поворачивает внимание на самого себя, на свои мысли, поступки и действияэто особое деятельностное состояние национального характера. При таком подходе национальный характер и деятельность выступают не только как субъективность духовной сферы, но и как способы ее существования.

3. В отличие от политически стабильных государств, в России необходимым условием процесса формирования национального характера русского этноса является импульс к утверждению оснований действительной духовной власти, способной вернуть чувство национального достоинства и самоуважения ее граждан. По мнению соискателя, духовные начала определяют бытие не меньше, чем экономика, а в определенных критических ситуациях духовный настрой общества может оказаться первопричиной глубочайших обновлений общественного организма.

4. В истории иерархии ценностных оснований национального характера русских центральное место занимают соборность, всеединство, софийность и с этой точки зрения ценности российской духовности непреходящи, они останутся в качестве одного из великих достижений человеческой цивилизации. Формирование новых ценностных приоритетов, обращенных к лучшим областям российской философской традиции, естественным образом связаных со всем духовным укладом русского народа, его интересами и идеалами, верованиями в какой-то мере помогут воспрепятствовать сползанию нашей отечественной духовности к катастрофе.

5. В настоящее время в России в силу слабой горизонтальной интегрированности населения по этнокультурному основанию, достаточно большой социальной дистанцией между этногруппами, развитие социально-политического процесса носит идеократический характер, что предъявляет-высокие требования к организующей роли федерального центра с одной стороны, и функции государственного строительства политической элиты краев и областей России с другой. По мнению автора, центральная власть не должна передавать в регионы функцию идеологической интеграции, ей крайне необходимо восстановить свое значение в качестве доминирующего властного ресурса, опираясь на базовые ценности национального характера государственно-образующего русского этноса.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение работы определяется потребностью осмысления социокультурных оснований национального характера, оно восполняет пробел, существующий в изучении особенностей национального характера в социально-политическом контексте. Результаты работы могут служить основой для последующей разработки проблем, связанных с осмыслением особенностей национально-государственного строительства России, с прояснением обратного влияния фетишистских установок национального характера на выработку социально-политических стратегий различных групп и слоев современного общества.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке и чтении курсов по социальной философии, этносоциологии, этнопсихологии, этноконфликтологии, религоведения. Некоторые выводы, содержащиеся в исследовании, могут помочь при разработке программ по этническому возрождению, при организации социологических исследований, при прогнозировании социально значимых реакций на те или иные политические инициативы в решении межэтнических проблем.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования докладывались автором и обсуждались на ряде республиканских, региональных, межвузовских научных конференциях. Обобщенные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в разработке концепции научного проекта «Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений на Северном Кавказе», — осуществляемого в рамках программы «Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты.

России".

Объём и структура работы. Диссертационные исследования состоят из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов и заключения. Общий объём работы — 156 страниц.

В конце работы помещён список использованной литературы, включающий в себя 270 источников.

По теме исследования опубликовано 5 научных работ, общим объемом 3,1 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Россия издавно является полноправным членом мирового сообщества. Ее геополитический и цивилизационный статус предполагал вовлеченность в мировое социальное пространство. Следует отметить, однако, что за последниее десятилетие место России в мировом сообществе существенно изменилось. После распада СССР из второй по своей значимости супердержавы, Россия превратилась. в общество, находящееся в процессе перманентной нестабильности, с неопределенными целями и перспективами дальнейшего исторического развития.

Ситуация усложняется еще и тем, что к экономическому, социально-политическому и национально-государственному кризису добавляется кризис духовно-идеологический. Происходит крушение традиционных для России нравственных ценностей, насаждение зарубежных, главным образом американских стандартов культуры, снижение образованности, физическая и моральная деградация личности.

Разорванность" российской истории XX века на противоположные по своей социально-экономической, политической и идеологической направленности этапы развития привело общество к отходу от социально-экономической идентификации в сторону этносоциальной. В стремлении понять Россию, в поисках коренных причин трагических обстоятельств, сопутствующих ее истории, современные исследователи все чаще обращаются к изучению роли национального характера, этнической идентичности, национального самосознания.

Актуализация этничности сегодня в России, как групповой характеристики, обусловлена определенными социальными отношениями и задает восприятие действительности самим участникам политического процесса, следовательно, воздействует на их мотивацию и практические установки национального характера.

Проблема этнической специфики политического процесса проявляется сегодня в России в качестве доминирующей характеристики, поэтому изучение особенностей проявления национального характера русского этноса, как правило, с опорой на историю становления и проявления его интересов достаточно нова и востребована насущными потребностями развития социальной реальности.

Представляется необходимымвыделить те объективные социальные структуры, существующие на российском и региональном уровне, которые порождают и закрепляют как схемы восприятия политического процесса в этнической форме, так и практику этномобилизации русского этноса.

Следует признать, что русский этнос благодаря долгой ассимиляции с представителями других этносов, включая советский период, имеет сегодня особенности проявления русского национального характера уже не те, что были характерны для него ранее. Автор полагает, что для обретения одухотворяющей национальной идеи православным русским стоило бы вообще отказаться от догмата противостояния веры и денег. Причем, начиная еще с Рюрика, управители не раз убеждались в невозможности надолго установить на Руси твердый государственный порядок и воспитать устойчивый материализм.

Склонность к творчеству, к постоянной и быстрой перестройке связей между людьми, как наиболее адекватному отклику на меняющиеся обстоятельства жизни, незаметность жития делают национальный характер русского этноса вообще трудным для силового управления сверху. Самоорганизующиеся процессы здесь неизменно сводят на нет любую формализацию, законы, очевидно, не успевают за динамичной жизнью социальных общностей, коллективов, общин и группировок.

Такая жизнь затрудняет пристрастие к стабильным материальным ценностям, таким как уважение к деньгам и страх перед ними. С другой стороны, известны анархизм и противоречивость мятущейся русской души, особенностей ее национального характера, разделяемых стремлением к свободе и поиску каких-то неясных внутренних законов, склонности ко всякого рода метафизичности, раздвоенности в широком смысле.

Сегодня поэтому так часто говорят о постоянном внутреннем и внешнем саморазрушении национального характера русских, их неспособности к правопорядку и выживанию. По мнению автора, это происходит и во имя нового созидания, так как именно русские представляют собой в определенном смысле наиболее инновационно ориентированную нацию.

Таким образом, сегодня трансформация общественного устройства обнажила всю глубину национальной и государственной катастрофы, перед лицом которой оказались народы России, и прежде всего русский народ. Сегодня перед русскими стоит задача выживания их как нации в мировой истории. Духовной силой народа определяются все другие сферы выживания: экономическая, социальная, политическая и другие. Драматизм сегодняшнего положения состоит в том, что особенности национального характера русского народа, по одним определениям «утрачены», по другим еще «не проснулись», по третьим, «находятся в состоянии шока».

На границах Российской Федерации кипят страсти, а в самой России царствует молчание, причину которого возможно необходимо искать в русской истории. Трудно назвать такой народ среди крупных народов мира, на долю которого в новейший период истории выпало бы столько испытаний. Каждое из них грозило самому его существованию: две мировые войны, три революции, гражданская война, индустриализация с невиданно быстрыми в истории темпами, коллективизация, перевернувшая устоявшийся уклад жизни. Новая общественная трансформация уже сегодня оборачивается таким очередным испытанием с такими грандиозными по.

132 воздействию на этническое воспроизводство русских негативными последствиями, перед которыми бледнеют и 1917, и 1933, и 1941 годы. Генофонд русского народа почти уничтожен, причем, дело здесь не только в войнах, айв терроре по отношению к дворянству, технической интеллигенции, офицерству, казачеству, крестьянству.

В этих условиях зловещее значение приобретают распространяемые «мифы» о рабском и ленивом характере русского народа, о темной и кровавой его истории, о культурной отсталости, об отсутствии демократической традиции в России и тому подобное. Очевидно, что подобные утверждения несут большую идеологическую направленность, не способствуют процессу возрождения национального самосознания, а наоборот, ослабляют его, внушают народу комплекс неполноценности и вины за происшедшее в истории.

У русского народа сегодня существуют большие национальные проблемы и трудности. И решать их нужно самим русским. «Нам, русскимпишет Д. С. Лихачев, — необходимо наконец обрести право и силу самим отвечать за свое настоящее, самим решать свою политику и в области экономики, и в области государственного права, и в области культуры, опираясь на реальные факты, на реальные традиции, а не на различного рода предрассудки, связанные с русской историей, на мифы"136.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.: Мысль, 1991.
  2. А.В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.
  3. Американский характер. Очерки культуры США. М.: Наука, 1995.
  4. Антология мировой философии. В 4-х томах. М.: «Мысль». 1969−1971.
  5. Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х томах. Т.4. — М.: Мысль, 1983.
  6. Ю.В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.
  7. Э. Нация, национальная идея и национальная политика // Евразия. 1997. № 1−2 (5−6). С.48−52.
  8. А.С. и др. Русский вопрос в национальной политике XX века. -М.: Московский рабочий, 1993.
  9. Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969.
  10. О. Национальный вопрос и социал-демократия. С.-Пб: Серп, 1909.
  11. М.М. К философии поступка // «Философия и социология науки и техники»: Ежегодник 1984−1985. М.: Наука, 1986.
  12. .Х. Очерки этнографического общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.
  13. Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. М.: ИФ РАН, 1997.
  14. Н.А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России Европы. -М.: Феникс, 1991.
  15. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, .1993.
  16. Н.А. Психология русского народа // Судьба России. М.: Философское общество СССР. 1990.
  17. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века//Вопросы философии. 1990. № 1. С.122−129.
  18. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). Париж: YMCA-PRESS, 1989.
  19. Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Философское общество СССР, 1990.
  20. Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-ПРЕСС, 1990.
  21. .Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. -М., 1993.
  22. Бестужев-Рюмин К. Н. Теория культурно-исторических типов // Русский вестник. 1888. — № 5. — С. 210−270.
  23. B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.
  24. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. С.-Пб.: Лениздат, 1992.
  25. О.Н. Русское мировоззрение: восстановимы ли традиции? (Книга вопрос). — Мурманск, 1997.
  26. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
  27. П. Начала. М.: Социо-Логос, 1994.
  28. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
  29. С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. С.-Пб.: Изд-во РХГИ.1997.
  30. С.Н. Размышления о национальности. Соч. В 2-х томах. М., 1993. Т.2. С. 435−457.
  31. С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994.
  32. . Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом"//Логос. 1994. № 6. С.77−94.
  33. А.И. «Российская нация»: Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М.: Либрис, 1995.
  34. А.И., Зорин В. Ю., Никонов А. В. Русский народ в национальной политике XX века. М.: «Русский мир», 1998.
  35. М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.
  36. Г. В. Начертание Русской истории // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.
  37. Вехи. Из глубины. М.: «Правда», 1991.
  38. В. Избранное: Дух и история. Пер. с. нем. М.: Юрист, 1995.
  39. В. Прелюдии. С.-Пб., 1904.
  40. Э. Судьба русской нации судьба России // Молодая гвардия. 1995. № 4. С.3−16.
  41. В. Вопросы психологии народов. М.: «Космос», 1912.
  42. .П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6.
  43. .П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.
  44. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
  45. К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990.
  46. Г. Наука логики: Пер. с нем. В 3-х томах. М.: Мысль, 1970−1972.
  47. Г. Работы разных лет. В 2-х томах. М.: Мысль, 1972.
  48. Г. Феноменология духа. Соч. T.I. М.: АН СССР. 4.1−2, 1959.
  49. Г. Философия истории // Сочинения. Т.VIII. М.-Л.: Соцэкгиз, 1935.
  50. Г. Философия права: Пер. с нем. М.-Л. Ин-т филос. коммунис. академ., 1934. Т.VII.
  51. Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. ,
  52. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.
  53. И.Г. Письма для поощрения гуманизма. Изб. произв. M.-JL, 1959.
  54. П.И. Национальный характер. Днепропетровск, 1992.
  55. А.Д. Современные воззрения на государство и национальность. М., 1872.
  56. А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995.
  57. JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989.
  58. Л.Н. От Руси до России. М.: ЛИ-ДИК, 1995.
  59. Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993.
  60. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
  61. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х томах. -М.: Рус. яз., 1978.
  62. Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. ГУ: Глаголъ, 1995.
  63. А.Ф. Национальная идея и этничность. (Азербайджанская идея в этнокультурном интерьере). М.: РАН Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1996.
  64. В. Региональные угрозы глобальному порядку. Кавказ в международно-геополитической системе ХУ1-ХХ вв. / Независимая газета. 16.10.1997.
  65. X., Фрейда Н. Национальный характер и национальный стереотип // Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979.
  66. Т.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д, РГУ, 1996.
  67. Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1978.
  68. Довнар-Запольский М. В. Исторический процесс русского народа в русской исторической науке. М., 1905.
  69. А.И. Русские между прошлым и будущим // Социально-политический журнал. 1993.- № 4. — С. 11−20.
  70. Ф.М. Поли. собр. соч. в 30 т. Л., 1978.
  71. Л.М. Национальное самосознание русских в условиях трансформации тоталитарного общества /У Новое российское зарубежье: проблемы, перспективы. С.-Пб., 1992. С.2−3.
  72. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. М. Л. Наука, 1966.
  73. Египтяне и их характер // Ковтухович О. В. Вечный Египет. М., 1989. -С.23−32.
  74. Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. -Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1995.
  75. А.В. Идеология. В поисках оснований. М.: Изд-во Mill У, 1997.
  76. И. Национальные идеи разъединяют народы, духовные ценности объединяют // Независимая газета. 1998. № 9. С. 6.
  77. Т.И. Социальная структура современного российского общества//Общественные науки и современность. 1997. № 2. С.5−23.
  78. В.В. История русской философии. Т.1. — Париж, Имка-Пресс, 1989.
  79. А.И. Европоцентризм и русское национальное самосознание // Социологические исследования. 1996. — № 2.
  80. Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. М: Юристъ, 1996.
  81. Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996.
  82. В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.
  83. А.А., Пухликов В. К. Становление русского философского самосознания. М.: АН кафедра философии, 1993. T.l. 174с. Т.2.
  84. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
  85. В.В. Национально-государственная идеология энтелехия отечественных реформ // Вестник Московского университета. Серия 12. 1994. № 1.
  86. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
  87. Ильин И. А О России. М.: Российский архив, 1991.
  88. И.А. Наши задачи. Статьи 1948−1954гг. // Собр. соч. в Ют. М.: Русская книга, 1993.
  89. И.А. О русском национализме: Что сулит миру расчленение России. Сб. ст. Новосибирск: Рус. арх., 1991.
  90. В. Идея субъектов федерации взорвет Россию. Великороссы являются государственнической нацией РФ // Независимая газета. 1998. № 9. С.З.
  91. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М.: Аргус, 1995.
  92. В. Русские, какие мы? // Свободная мысль, 1998. № 2.
  93. Р. Дух римского права. С.-Пб. 1875.
  94. К. Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989.
  95. М.С. Философская теория ценности. С.-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.
  96. Э. Масса и власть. М.: «Философия по краям», 1997.
  97. И. Сочинения: В 6-ти томах. М.: Мысль, 1961−1966.
  98. Н.М. История государства Российского. Т.6. С.-Пб., 1842.
  99. Кара-Мурза А. Между Евразией и Азиопой // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М.: Аргус, 1995. С. 163−184.
  100. Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы //Культурология XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.
  101. К. Представляем ли мы, русские, нацию // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М.: Аргус, 1995.
  102. К. Этапы развития национального самосознания в России // О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики. 1994.
  103. К.О. О русском национальном характере. М.: Московский институт национальной модели экономики, 1994.
  104. К. Борьба национальностей и государственное право в Австрии. Киев: С. И. Иванов и К, 1906.
  105. И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России //Критика и эстетика. М., 1979.
  106. П.И. Психология русской нации. Петроград, 1915.
  107. М.Е. О значении национального элемента в историческом развитии христианства. Труды Киевской духовной академии, 1880.
  108. В.И., Шелепов Г. В. «Национальный характер» и проблемы его исследования // Советская этнография. 1973. № 2. С.69−82.
  109. Кон И.К. К проблеме национального характера // История и психология. -М.: Наука. 1971. С.122−158.
  110. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  111. Н.И. Собр. соч. Т. З. Кн. 1. С.-Пб., 1904.
  112. М.О. История самосознания русского народа. С.-Пб.: тип. А. С. Суворина, 1884.
  113. Ксенофонт. Киропедия. Киев., 1878.
  114. А.Г. Истоки русского национального характера // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1993. — № 5.
  115. М.М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик: Эльбрус, 1992.
  116. С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.
  117. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества//Социологические исследования. 1997. № 3. С. 14−24.
  118. М., Штейнталь Г. Мысли о национальной психологии. -Воронеж, 1865.
  119. Г. Психология народов и масс. С.-Пб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1896.
  120. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.
  121. В.И. Полн. собр. соч. Т.42.
  122. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  123. Д.С. Культура как целостная динамическая среда // Вестник Российской Академии наук. 1994. Т.64. № 8.
  124. Д.С. Национальное самосознание древней Руси. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945.
  125. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3−5.
  126. Д.С. О национальном характере русского народа // Вопросы философии, 1991. № 4. С.3−6.
  127. А.Ф. Бытие имя — космос. — М.: Мысль, 1993.
  128. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  129. Н. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа. М., 1991.
  130. Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.
  131. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995.
  132. А. А. Особенности русского культурного архетипа // Социология и общество. Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». Санкт-Петербург, 2000.
  133. С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применение к анализу исторического и этнографического материала. С.-Пб.: типография имени Котлякова, 1994.
  134. В.В. Проблема развития национального самосознания на Руси в конце XIII начале XVb. / Польша и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши XII—XIV вв. — М.: Наука, 1974. С.165−171.
  135. В.В. Происхождение русского народа. Л.: ЛГУ, 1978.
  136. В.В. Формирование русской нации. Л., 1947.
  137. М.К. Как я понимаю философию. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992.
  138. М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Языки рус. культуры, 1997.
  139. К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 86.
  140. К. Идеология и утопия. В 2-х кн. М.: ИНИОН АН СССР, 1976.
  141. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1.- С. 602. Т.З.- С.ЗО. Т.8. С. 54. Т.9.
  142. Г. Одномерный человек. М.: «REFL- book», 1994.
  143. А. Мотивация и личность // Вестник Московского университета. Сер .7. Философия. 1991. № 3. С.66−75.
  144. .В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической мысли И Полис. 1997. № 1. С.5- 31.
  145. Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990.
  146. П.Н. «Исконные начала» и «требования жизни» в русском государственном строе. Ростов-на-Дону: Донская речь, 1905.
  147. П.Н. Национальный вопрос (Происхождение национальностей и национальный вопрос в России). Прага, 1925.
  148. В.В., Новикова О. С. К вопросу о роли национального характера в судьбах России (социально-философские построения Н.А. Бердяева) // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. М.: «Прометей», 1998. Вып.2.
  149. . Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955.
  150. Т. Есть ли у нас патриотизм?: «Проблема возрождения русского национального самосознания» // Москва, 1993. № 8. С. 140−142.
  151. В.И. О русском национальном самосознании. С.-Пб., 1907.
  152. Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL book, 1994.
  153. П.И. Сочинения. М.: Паритет, 1995.
  154. О.С. Национальное самосознание как «форма превращенная» социальных отношений. М.: «Прометей», 1998.
  155. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. — С.309−350.
  156. Г. В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
  157. Г. Слепое пятно (Сведения о беловежских людях) // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М.: Аргус, 1995. Т.З.
  158. А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.
  159. Д. Конфликт ценностей в странах традиции // Социологические исследования. 1997. № 6. С.24−36.
  160. В. «Русский нацмен» как новое историко-социальное явление: некоторые этнополитические аспекты проблемы // Новое российское зарубежье: проблемы, перспективы. С.-Пб., 1992. — С.57−61.
  161. Д., Шмелев А., Андреев М., Граменицкий А. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект//Вопросы психологии. 1993. — № 3.
  162. Платон. Государство. Сочинения в 3-х томах. М., 1971. Т.З. 4.1.
  163. Г. В. Избранные философские произведения: В 5-ти томах. -М.: Госполитиздат, 1956−1958.
  164. К.П. Курс гражданского права. С.-Пб., 1896. Ч.И. С. 8.
  165. В.А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. М.: AdMarginem, 1995.
  166. Г. М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX начала XX вв. Автореф. .дис. .докт. филос. наук. — М., 1996.
  167. Разделит ли Россия участь Союза ССР? (Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная политика). Коллективная монография / Руководитель авторского коллектива Э. А. Баграмов. -М., 1993.
  168. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Соч. В 4-х томах. С.-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.
  169. Г. О системе ценностей // Логос, 1914. -183 с.
  170. Г. Ценности жизни и культурные ценности // Логос: Международный ежегодник по философии и культуре. М.: «Мусагет», 1912−1913. С.1−35.
  171. В. Уединенное. М., 1990.
  172. Русская идея (Сост. М.А. Маслин). М.: Республика, 1992.
  173. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. Сб. Стат. Рук. Е. С. Троицкий. М.: АКИРН, 1995.
  174. Русская цивилизация и соборность/ Составитель статей Е. С. Троицкий. -М., 1994.
  175. Русские кто мы? //Родина. — 1994. -№ 8. — С. 10−18.
  176. Русские. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992.
  177. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. М., 1990.
  178. Руссо Ж.-Ж. Проект Конституции для Корсики // Трактаты. М., 1969.
  179. Р.В. Социальные корни криминализации российского общества //Социологические исследования. 1997. № 4. С.73−83.
  180. В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? С.-Пб.: Петрополис, 1994.
  181. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  182. А.В. Национальный характер русских и его влияние на становление современной российской государственности (этносоциологический аспект). Автор, дис. .канд. филос. наук. М., 1997.
  183. В.А., Головин Н. А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социологические исследования. 1998. № 3.
  184. З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное пособие. М.: Механик, 1996.
  185. З.В. Русские: «образ» народа (социологический очерк). С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996.
  186. И.А. О психологических основах национализма. Киев: типография Товарищества И. Н. Кушнеров и К., 1910.
  187. Э.И. Социокультурный анализ осетино-ингушского конфликта //Социологические исследования. 1997. № 7. С.124−130.
  188. Э.И. Чеченский конфликт// Международные исследования. 1996. № 10.
  189. Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. С.-Пб., 1997.
  190. В.В. По ту сторону марксизма. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.
  191. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.
  192. Современная Русская Идея и Государство. М.: «РАУ — Корпорация», 1995.
  193. С.В. Топология русскости: исторические, географические и социальные измерения // Школа и мир культуры этносов. Вып.2. М., 1995.
  194. B.C. Русская идея // Русская идея / Сост. М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — С. 185−204.
  195. B.C. Национальный вопрос в России // Соч. в 2 т. Т.1. Вып.2. -М.: Правда, 1989.
  196. И.Л. Дух народа // Русская идея. В 2-х томах. Т.2. М.: Искусство, 1994.
  197. П.А. Дальняя дорога. М., 1992.
  198. П.А. О русской нации. Россия и Америка. М.: АПКИРН, 1992.
  199. П.А. Основные черты русской нации в XX столетии // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.
  200. П.А. Проблема социального равенства // Этнополитический вестник России. 1992. № 2.
  201. П.А. Существенно важные черты русской нации в двадцатом веке // Молодая гвардия. М., 1990. № 10.
  202. П.А. Современное состояние России // Новый мир. 1992. № 4. С. 181−203.
  203. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.
  204. Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997.
  205. Теофраст. О свойствах нравов человеческих. С.-Пб., 1772.
  206. В.А. Что есть Россия? (перспективы нациестроительства). Гражданское общество и проблемы безопасности в России (материалы «круглого стола») /У Вопросы философии. 1995. № 2. С.3−17.
  207. В.А., Беляев E.JL, Марченко Г. В. Чеченский кризис. ЦКСИ и М. М., 1995.
  208. Е.С. О Русской Идее. Очерк теории возрождения. М., 1994.
  209. Н.С. К проблеме русского самопознания. Париж: Евразийское издательство, 1927.
  210. Н.С. Об истинном и ложном национализме // Исход к Востоку. Кн. 1.-София, 1921.
  211. Н.С. Общеевразийский национализм // Евразийство: Опыт систематического изложения. Париж. 1926.
  212. Н.Н. Духовное производство и жизнеспособность общества // Философия и разум. М.: Институт философии АН СССР, 1990.
  213. Г. П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. М.: Прогресс, 1990.
  214. Г. П. О святости, интеллигенции и большевизме. С.-Пб.: С.-Пб. университет, 1994.
  215. Г. П. Россия, Европа и мы. Париж: YMCA-PRES 8, 1974.
  216. Г. П. Судьба и грехи России. В 2-х томах. С.-Пб., 1992. Т.2.
  217. В.Г. Модернизация другой Европы. М.: ЦОП Института философии РАН, 1997.
  218. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991.
  219. И.Г. Назначение человека. С.-Пб.: «Жизнь для всех», 1913.
  220. Франк C. J1. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
  221. C.JI. Предмет знания. Душа человека. С.-Пб.: Наука, 1995.
  222. C.JI. Реальность и человек. М.: Республика, 1997.
  223. C.JI. Русское мировоззрение. С.-Пб.: Наука, 1996.
  224. C.JI. Этика нигилизма // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
  225. В. Человек в поисках смысла: Пер. с. англ., М.: Прогресс, 1990.
  226. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. М.: Просвещение, 1990.
  227. Фридрих Ницше и русская религиозная философия: Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века». В 2-х томах. Минск-Москва: «Алкиона» — «Присцелье», 1996.
  228. Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод П. С. Гуревича. М.: Республика, 1994.
  229. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989.
  230. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
  231. Э. Иметь или быть? Пер. с. англ. М.: «Прогресс», 1990.
  232. Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.
  233. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М.: Касталь, 1996.
  234. М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
  235. М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 336.
  236. Н.И. О влиянии общества на организацию государства в царский период русской истории. С.-Пб.: Тип. A.M. Котомина, 1869.
  237. А.С. Поли. собр. соч. М., 1900−1914.
  238. К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Универс», 1993.
  239. П.Я. Апология сумасшедшего// Русская идея. М.: Республика, 1992. С.42−43.
  240. Л.И. К вопросу о менталитете русского народа // Социс. 2000. № 7. С. 138−140.
  241. .Н. О польском и еврейском вопросах. Варшава: «Правда», 1906.
  242. Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. универс., 1996.
  243. А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: «Прометей», 1993.
  244. М. Избранные произведения: Пер. с нем / Пер. Денежкина А. В., Малинкина А. Н., Филиппова А.Ф.- Под ред. Денежкина А. В. М.: «Гнозис», 1994.
  245. С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923. XVIII. Т. 1.
  246. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.. Гештальт и действительность / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993.
  247. Г. Введение в этническую психологию/ Сочинения. М.: «Правда», 1989.
  248. Р. Национальная проблема (Борьба национальностей в Австрии). С.-Пб.: Изд-ва «Общественная польза», 1909.
  249. П. Социология социальных изменений/ Пер. с англ. Под ред. В. А. Ядова. -М.: Аспект Пресс, 1996.
  250. .П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социологические исследования. 1999. № 12.
  251. Юм Д. О национальных характерах// Юм Д. Собр. соч. в 2-х т. Т.2. -М.: Мысль, 1965. С.702−721.
  252. В.В. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых социальных перемен// Проблемы теоретической социологии. С.-Пб.: Петрополис, 1994.
  253. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат. 1991.
  254. Anderson S.P., Glomm G. Alienation, indifference and choice of idiological position // Social choice a. Welfare. N.Y., 1992. — Vol.9, № 1. P. 17−31.
  255. Connor W. Enthonationalism: The Quest for understanding. -Princeton:Princeton U. Press, 1994.
  256. Fromm E. The revolution of Hope. Toward a humanizied Technology. N.Y., 1968.156
  257. Jongkind F. Ethnic identity, societal integration and migrants alienation: state policy and academic research in the Netherlands // Ethnic a. Racial studies. L., 1992. Vol.15. № 3. — P.365−380.
  258. Smith A. The ethnic origin of nations. Oxford: basil Blackwell. 1986.
  259. Smith M.E.G. Alienation, exploitation and abstract labor: A humanist defense of Marx’s theory of value // Rev. Of radical polit. Economics. N.Y., 1994. Vol.26, № 1.-P.l 10−133.
  260. Smith M.P. Postmodernism, urban ethography and the new social of ethnic identity.- Theory and Sosiety, 1992. Vol.21. P.597.
  261. Wood R.C. The alienated self and the absent community in the work of Walker Percy // Morphologies of faith.- Atlanta.1990. P.359−376.
Заполнить форму текущей работой