Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогическое обеспечение информационной инфраструктуры в условиях деятельности сельского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение высоких технологий во все сферы жизни и деятельности человека выдвигает перед системой высшего образования новые требования. В условиях глобализации образовательного пространства модернизация образования, намеченная в правительственных и государственных документах (закон РФ «Об образовании», Федеральная программа развития образования, Программа развития педагогического образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы обеспечения информационной инфраструктуры в образовательной деятельности
    • 1. 1. Информация как философская и педагогическая основа обеспечения информационной инфраструктуры в образовательной деятельности
    • 1. 2. Разработка модели обеспечения информационной инфраструктуры в личностно-ориентированном подходе
    • 1. 2. Приоритетные направления развития сельского педагогического вуза в условиях информатизации образования
  • Выводы
  • Глава 2. Процесс реализации обеспечения информационной инфраструктуры в условиях деятельности сельского вуза
    • 2. 1. Педагогические условия создания информационной инфраструктуры для подготовки специалистов в сельском вузе
    • 2. 2. Технологическая и структурно-функциональная модели информационной инфраструктуры в условиях деятельности сельского вуза
    • 2. 3. Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по обеспечению информационной инфраструктуры в подготовке специалистов физкультурного образования
  • Выводы

Организационно-педагогическое обеспечение информационной инфраструктуры в условиях деятельности сельского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внедрение высоких технологий во все сферы жизни и деятельности человека выдвигает перед системой высшего образования новые требования. В условиях глобализации образовательного пространства модернизация образования, намеченная в правительственных и государственных документах (закон РФ «Об образовании», Федеральная программа развития образования, Программа развития педагогического образования России на 2001;2010 гг., Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. и др.), еще более повысила роль использования высоких технологий в подготовке специалистов к профессиональной деятельности. Только обладая достаточным уровнем технологической подготовленности и «информационной культуры и грамотности», будущий специалист способен адекватно действовать в окружающем мире, ориентироваться в быстро изменяющемся и обновляющемся потоке информации (В.П. Беспалько, М. В. Моисеева, C.B. Паню-кова, E.H. Пасхин, Е. С. Полат и др.).

Характерная черта развития образования в XXI в. — интенсивно развивающиеся процессы информатизации во всех его сферах. Все это привело к формированию новых информационной инфраструктуры и образовательной среды, которые связаны с новым типом общественных отношений (информационные отношения), с новой реальностью (виртуальная реальность), с новыми информационными технологиями различных видов деятельности (A.JI. Денисова, В. И. Завгородний, A.A. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, С. П. Плеханов, И. В. Роберт и др.).

Специалисты в области информатизации образования отмечают, что информатизация образования — это необходимое условие успешного развития экономики, науки и культуры и важнейший этап развития общества и государства в целом (Б.С. Гершунский, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, Е. С. Полат, A.B. Хуторской и др.).

В исследованиях по проблемам информатизации общества (В.И. Астафьев, И. Н. Курносов, Г. А. Котельников, М. Ю. Тихонов, А. И. Ракитов и др.) и системы образования (Н.В. Аванесов, Н. В. Апатова, Е. П. Велихов, В. М. Монахов, В. Г. Разумовский и др.) рассматриваются вопросы использования и влияния информации, роль и значение информатизации образования и проблемы использования и внедрения информационных, коммуникационных технологий и программных средств в сфере образования.

Обобщение опыта по реализации концепции информационного общества, разработанной в зарубежных странах (Англия, Франция, США), свидетельствует о необходимости изучать проблему обеспечения информационной инфраструктурой образовательного процесса (Т. Стоуньер, Э. М. Роджерс, Т. Хар-рингтон, Р. Л. Солсо, Д. Квон, И. Хант и др.).

Исследование состояния этой проблемы по научно-педагогическим литературным источникам, а также анализ практической деятельности высших образовательных учреждений и опытно-поисковая работа по обеспечению информационной инфраструктурой образовательного пространства в условиях деятельности сельского вуза позволили установить, что в настоящее время существуют противоречия:

— между осознанием необходимости изучить проблему обеспечения информационной инфраструктурой образовательной деятельности и недостаточностью исследований по данной проблеме в педагогической науке и практике;

— между бурным внедрением высоких технологий в сфере образования и недостаточным уровнем информационной готовности будущих специалистов к реализации её в технологическом и структурно-функциональном направлениях;

— между изучением взаимосвязи информационной инфраструктуры с практическим навыком использования высоких технологий в сфере образования и отсутствием механизмов ее реализации в условиях сельского вуза.

Необходимость разрешить эти противоречия, важность и актуальность рассматриваемой проблемы в сфере высшего образования определили тему исследования: «Организационно-педагогическое обеспечение информационной инфраструктуры в условиях деятельности сельского вуза».

Объект исследования — обеспечение информационной инфраструктурой образовательного процесса в сельском вузе.

Предмет исследования — педагогические условия и факторы, способствующие обеспечению информационной инфраструктуры в образовательной деятельности сельского вуза.

Цель исследования — теоретически обосновать педагогические основы разработки модели информационной инфраструктуры и практически реализовать её в образовательной деятельности сельского вуза.

Гипотеза исследования: организационно-педагогическое обеспечение информационной инфраструктуры в образовательной деятельности сельского вуза будет успешным в следующих случаях:

— если определить содержание и структуру обеспечения информационной инфраструктурой образовательного процесса сельского вуза;

— если разработать технологическую и структурно-функциональную модель информационной инфраструктуры с учетом новых социальных условий и требований государственного образовательного стандарта высшей школы;

— если создать организационно-педагогические условия, необходимые для обеспечения информационной инфраструктурой образовательной деятельности сельского вуза в соответствии с быстро изменяющимися и обновляющимися программными требованиями, средствами обучения и методикой их использования в технологическом и информационном процессах.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы обеспечения информационной инфраструктурой сферы высшего педагогического образования.

2. Определить и обосновать комплекс педагогических условий обеспечения информационной инфраструктурой образовательной деятельности сельского вуза.

3. Разработать технологическую и структурно-функциональную модели информационной инфраструктуры в условиях сельского педагогического вуза.

4. Апробировать указанные модели в практике деятельности сельского вуза и определить их оптимальность и образовательную эффективность в учебно-познавательной деятельности для подготовки будущих учителей и тренеров физической культуры и спорта.

Методологическую основу исследования составляют философские труды В. И. Астафьева, Б. С. Гершунского, И. Н. Курносова, А. Н. Лаврухина,.

A.И. Ракитова и др.- отечественные и зарубежные разработки в области учебных и педагогических технологий (В.П. Беспалько, B.C. Леднев, М. В. Кларин и др.) — концепция информатизации системы образования (A.B. Аванесов,.

B.Н. Апатова, И. В. Роберт, В. В. Кузнецов и др.) — теория и практика использования информации (В.Г. Афанасьев, А. Д. Урсул и др.) — информатизация в области теории профессионального образования (Б.К. Бальсевич, Л.И. Лубыше-ва, С. Д. Неверкович, Ж. К. Холодов и др.) и личностно ориентированного образования (Б.М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, C.B. Панюкова, A.B. Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — исследования региональных авторов по внедрению информационных технологий и программных средств в процессе обучения (Е.А. Барахсанова, В.Г. Сыромятников).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический: — анализ и синтез, теоретическое моделирование и интерпретацияэмпирический: — естественный эксперимент, наблюдение, беседы и интервью, анкетированиестатистическая обработка данных на основе использования коэффициента Крамера-Уэлча, валидности и надежности тестового контролясравнительного анализа эмпирических данных и др.

Базы исследования. Исследование проводилось поэтапно с 1997 г. по 2004 г. на базе Чурапчинской республиканской спортивной средней школы-интерната, Чурапчинского филиала Якутского педагогического училища № 1, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта.

Этапы исследования. Первый этап (1997;1999 гг.). Анализ источников по проблемам информатизации сферы образования, психолого-педагогические условия реализации информационной готовности будущих специалистов, поиск условий и факторов, обеспечивающих информационную инфраструктуру образовательной среды. Определение методологических основ исследования, разработка плана исследования в условиях внедрения высоких технологий в сфере образования.

Второй этап (2000;2002 гг.). Разработка технологической и структурно-функциональной моделей, определение их компонентов, влияющих на информационно-образовательный процесс, а также формирование информационной готовности студентов к учебно-познавательной и учебно-тренировочной деятельности.

Третий этап (2003;2004 гг.). Обработка, обобщение и систематизация экспериментальных данных. Проверка эффективности разработанных моделей по обеспечению информационной инфраструктурой образовательной деятельности сельского вуза. Оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) теоретически обоснована и экспериментально апробирована технологическая и структурно-функциональная модели обеспечения информационной инфраструктурой образовательной деятельности сельского вуза;

2) определены педагогические условия, необходимые для обеспечения информационной инфраструктурой образовательной деятельности и способствующие качественной подготовке будущих учителей физической культуры;

3) выявлены структурные и функциональные компоненты обеспечения информационной инфраструктурой образовательной среды обучения;

4) реализована на практике обеспечение информационной инфраструктурой образовательного процесса в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта;

5) апробирована технология оценивания эффективности использования информационной инфраструктуры в учебно-познавательной и учебно-тренировочной деятельности сельского вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании организационно-педагогических, технологических и информационных подходов к обеспечению информационной инфраструктурой образовательной деятельности сельского вуза.

Практическая значимость исследования в следующем: разработанные технологическая и структурно-функциональная модели информационной инфраструктуры в условиях сельского вуза могут быть использованы в практической работе преподавателей и тренеров высшей школы для подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спортатеоретические положения и выводы исследования могут быть применены в процессе информатизации образовательной среды и повышения квалификации педагогов.

Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, длительностью наблюдений и анализом педагогической практики, разнообразием методов, результатами, полученными в экспериментальной работе, их анализом и обобщением.

Апробация исследования. Основные положения и выводы исследования опубликованы в различных педагогических и научно-методических изданиях в виде статей и учебного пособия, изложены и одобрены на научных конференциях, совещаниях-семинарах руководителей различных подразделений вузов Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова (2002;2004 гг.), Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта (1999;2004 гг.), Якутского государственного инженерно-технического института (2003 г.). Данная диссертационная работа выполнена на базе ЧГИФКиС и педагогического института при ЯГУ. Экспериментальное исследование проведено на базе ЧГИФКиС и ПИ ЯГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обеспечение информационной инфраструктурой образовательной деятельности сельского вуза является одним из приоритетных направлений информатизации образования, в её теоретическом обосновании можно проследить: 1) ведущие тенденции информатизации образования и механизмы протекания информационных процессов в сфере образования- 2) внедрение информационных и коммуникационных технологий и средств обучения в образовательной деятельности- 3) создание информационно-образовательной среды обучения, необходимой для разработки моделей информационной инфраструктуры в образовательном пространстве.

2. Технологическая и структурно-функциональная модели информационной инфраструктуры ориентированы на определение уровня информационной готовности, грамотности и культуры студентов в условиях внедрения высоких технологий в образовательной деятельности сельского вуза.

3. Методика использования критериев определения уровня информационной подготовленности студентов при применении высоких технологий в образовательном процессе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения (с.3−9), 2-х глав (с. 10−102), заключения (с. 103−109), списка использованной литературы (с. 110−119) и приложения (с. 120).

Выводы.

1. В соответствии с логикой и задачами исследования апробация разработанных структурно-функциональной и технологической моделей информационной инфраструктуры проводилась как ряд одновременных и согласованных между собой исследований на разных курсах Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта с целью повышения достоверности и объективности выводов об её эффективности.

2. В качестве критериев эффективности рассмотрены:

— продвижение студентов на более высокий уровень сформированности информационной грамотности, культуры и готовности к использованию различной информации посредством высоких технологий и программных средств на основе личностно-ориентированного обучения как в целом, так и покомпонентно;

— рост качества знаний, умений и навыков студентов, подтверждаемых на основе применения коэффициента Крамера-Уэлча, коэффициентами связи, валидности и надежности тестовых заданий и контроля;

3. Формирование информационной грамотности, культуры и готовности студентов в образовательном процессе было реализовано посредством введения обучающих программ, мультимедийных лекций и компьютерных тестов по учебным дисциплинам ГОС ВПО.

4. Выделенные в структурно-функциональной и технологической модели компоненты подвержены педагогическому воздействию в различной степени:

— положительная динамика развития готовности студентов к использованию информационных и коммуникационных технологий подтверждает эффективность внедрения информационной инфраструктуры в образовательный процесс;

— оценка уровня подготовки в области компьютерных технологий преподавателей, тренеров и студентов подтверждается их практическими навыками по образовательным циклам ГОС ВПО;

— более высокая динамика качественного уровня усвоения знаний студентов в экспериментальных группах отмечается в части усвоения мультимедийной и телекоммуникационной технологий, а также навыков работы в локальной сети.

5. Полученные экспериментальные данные позволили сделать вывод о том, что применение информационной инфраструктуры в образовательном процессе сельского вуза обуславливает более динамичный рост показателей в экспериментальных группах, свидетельствующий о более значительном развитии и формировании информационной культуры, грамотности и готовности студентов, чем в контрольных группах.

Исследование выявило большие возможности информационных и коммуникационных технологий в подготовке будущих специалистов физической культуры, способных адекватно действовать в окружающем мире, ориентироваться в быстро изменяющемся и обновляющемся потоке информации.

Заключение

.

Проблема внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс является актуальной и значимой в современном вузе. Анализ содержания нормативных документов о развитии системы Российского образования показывает, что в настоящее время информатизация сферы образования является одним из основных направлений. Использование новых информационных технологий позволяет субъектам образовательного процесса работать с информационными ресурсами на качественно новом уровне.

Формирование новой информационной инфраструктуры и образовательной среды обучения — характерная черта развития образования в 21 в. Обеспечение информационной инфраструктурой образовательного процесса сельского вуза является одним из приоритетных направлений информатизации образования.

До недавнего времени вузы могли обеспечить доступ к информационным ресурсам на традиционных носителях информации — в виде учебников, справочной и художественной литературы, периодических изданий, аудиои видеозаписей и т. п. Компьютерные и телекоммуникационные технологии значительно расширяют информационное пространство, создавая новую высококачественную и высокотехнологическую информационно-образовательную среду, которая обеспечивает всем субъектам доступ к большим объемам информации, хранящимся в базах и банках данных на серверах сети Интернет.

Современным студентам необходимы знания, умения и навыки работы с новыми информационными технологиями. Освоение информационных и коммуникационных технологий несомненно пригодится в будущей профессиональной деятельности.

Цель нашего исследования заключалась в теоретическом обосновании педагогических основ разработки модели информационной инфраструктуры и практической реализации ее в образовательной деятельности сельского вуза.

Теоретической основой решения пробемы обеспечения информационной инфраструктуры являются философские труды В. И. Астафьева, Б.С. Гершун-ского, И. Н. Курносова, А. Н. Лаврухина, А. И. Ракитова и др.- концепция информатизации системы образования (A.B. Аванесов, В. Н. Апатова, И. В. Роберт, В. В. Кузнецов и др.) — теория и практика использования информации (В .Г. Афанасьев, А. Д. Урсул и др.) — анализ процессов информатизации в рамках теории профессионального образования (Б.К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, С. Д. Неверкович, Ж. К. Холодов и др.) и теории личностно ориентированного образования (Б.М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, A.B. Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Одной из задач исследования было определение и обоснование следующего комплекса педагогических условий обеспечения информационной инфраструктурой образовательной деятельности сельского вуза: ее соответствие нормативно-правовым документамоснащенность системы образования института на уровне современных требованийподготовленность педагогических кадровсовершенствование административно-управленческой деятельности ректората. Проделанная с момента открытия вуза организационная работа по оснащению системы образования института позволила создать современный компьютерный парк с 4 универсальными кабинетами, мини-типографию, телестудию, цифровую автоматическую телефонную станцию. Ведется работа по созданию, распространению и внедрению в образовательный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграции с традиционными учебными пособиями. Заключены договора о приобретении различных обучающих, контролирующих и тестирующих программ по отдельным дисциплинам и видам спорта с ведущими высшими учебными заведениями Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Красноярска, Хабаровска. Так, в образовательном процессе используются обучающие программы по анатомии, физиологии, массажу и английскому языкупрограммы по компьютерному контролю знаний по теории и методике физической культуры и спорта, по педагогике, психологии, гигиене, разработанные группой ведущих ученых России под руководством д.п.н., профессора Ж. К. Холодоваэлектропунктурная диагностика определения функционального состояния организма человека (спортсмена) по методу доктора Накатакиспециализированная программа — система контроля за тренировочной нагрузкой, разработанная кафедрой лыжного спорта Российского государственного университета физической культуры и спорта.

Главное условие широкого внедрения информационной инфраструктуры в обучение — это наличие высококвалифицированных специалистов как в своей профессиональной области, так и в области информационных технологий, обладающих доступными методами и формами организации образовательного процесса с использованием электронно-вычислительной техники. Кадровая проблема должна решаться одновременно в двух направлениях: -подготовка преподавателей по эффективному применению ИКТ в учебном процессе- - формирование групп специалистов — разработчиков компьютерно — учебных программ (их сценарий пишется преподавателем-лектором, а электронную реализацию осуществляют программисты-разработчики).

Высокий уровень фундаментальной подготовки преподавателей в области теории и методики создания и использования средств ИКТ в образовании позволит в полной мере использовать возможности самых лучших, самых современных технологий в целях повышения эффективности обучения, улучшения качества управления образованием. Для этих целей в институте проводятся курсы, семинары, обмен опытом с другими вузами.

Следующей задачей нашего исследования является разработка структурно-функциональной и технологической моделей информационной инфраструктуры в условиях сельского педагогического вуза. Технологическая и структурно-функциональная модели информационной инфраструктуры ориентированы на определение уровня информационной готовности, грамотности и культуры студентов в условиях внедрения высоких технологий в образовательной деятельности сельского вуза.

Мы считаем, что для разработки модели информационной инфраструктуры необходимо опираться на положения личностно — ориентированного обучения в условиях информатизации образовательной среды и пространства, а именно на возможность в соответствии с индивидуальными задатками и способностями достигать максимальных результатов в различных областях знания.

На основе теоретического анализа реализации моделей в сфере высшего образования нами были учтены следующие моменты при разработке структурно-функциональной модели информационной инфраструктуры образовательного процесса в условиях сельского вуза: необходимость создания соответствующих условий для развития информационной инфраструктурыориентация на эффективное применение информационной инфраструктуры в образовательном процессе. С учетом указанных моментов организуется единое образовательное информационное пространство внутри учебного заведения. Через образовательный процесс, который включает в себя учебно-познавательный и учебно-тренировочный процессы, идет формирование следующих компонентов модели: информационной грамотности, культуры и готовности к использованию информационных и телекоммуникационных средств и технологий в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности. Формирование и развитие информационной грамотности, готовности и культуры преподавателей, тренеров и студентов должны отвечать требованиям новых информационных технологий. Мониторинг выполняется на основе сбора и анализа информации о ходе моделирования, создания условий и функционирования экспериментального образовательного процесса. Результатом стало создание условий для подготовки специалистов профессионального образования.

На основании концепции корпоративной фабрики информации нами была разработана технологическая модель информационной инфраструктуры образовательного процесса в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта, которая состоит из трех уровней: оперативный, педагогический и пользовательский. На оперативном уровне осуществляются поиск, первичный сбор, накопление и передача информациина педагогическом уровне — вторичный сбор, обработка, хранение, распределение и распространение информациина пользовательском уровне — передача, переработка и отображение информации.

Мы предполагали, что организационно-педагогическое обеспечение информационной инфраструктуры в образовательной деятельности сельского вуза определяется содержанием и структурой обеспечения информационной инфраструктурой образовательного процесса, разработкой ее структурно-функциональной и технологической модели, созданием педагогических условий.

Основной задачей исследования на констатирующем этапе было изучение степени удовлетворенности подготовкой в области ИКТ у преподавателей, тренеров и студентовуровня готовности к использованию компьютерных технологий. Результаты предварительного исследования показали, что большая часть опрошенного контингента не удовлетворена своей подготовкой в области ИКТ и первоначальный уровень готовности студентов к использованию ИКТ в образовательном процессе соответствует уровню «осведомленности».

Педагогический эксперимент, проведенный на втором (формирующем) этапе исследования решал задачи формирования информационной грамотности, культуры и готовности студентов в образовательном процессе посредством введения обучающих программ, мультимедийных лекций и компьютерных тестов по самоконтролю и контролю знаний по теории и методике физической культуры и спорта, педагогике, психологии, гигиене, анатомии, математике, информатике и иностранным языкам.

На третьем, обобщающем, этапе эксперимента анализировались результаты компьютерных тестов по контролю знаний студентов по дисциплинам: «Теория и методика физической культуры» и «Теория и методика спорта», а также определялся уровень сформированности информационной готовности, грамотности и культуры в условиях современной информационной среды через степень понимания студентами роли, места и назначения образовательной области «Информатика», а также их готовность к использованию средств современных ИКТ в процессе изучения специальных дисциплин.

Следующей задачей исследования был выбор методики использования критериев определения уровня информационной подготовленности студентов при реализации высоких технологий в учебно-познавательном и учебно-тренировочном процессах.

Для определения эффективности применения предложенных нами педагогических программных средств рассматривался итоговый уровень знаний студентов по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта» (по традиционной и экспериментальной методикам).

Сравнительный анализ эффективности обучения по традиционной и экспериментальной методикам показал, что экспериментальная методика обучения позволяет студентам достичь более высокого качественного уровня усвоения знаний.

Достоверность данных результатов, измеренных в шкале отношений, определялась с помощью критерия Крамера-Уэлча.

Обучение по традиционной и экспериментальной методикам показало, что уровень ЗУН у студентов из экспериментальной группы выше, чем у студентов из контрольной. Это свидетельствует о том, что внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно улучшает качество обучения, а также формирует у студентов компоненты структурно-функциональной модели: информационную грамотность, культуру и готовность.

Исследование позволяет утверждать, что цель достигнута посредством разработки модели информационной инфраструктуры образовательного пространства и среды обучения в условиях деятельности сельского вуза. В теоретическом плане его перспективу видим в дальнейшей разработке системной модели для подготовки будущих специалистов на основе личностно-ориентированного подхода к обучению, включающего в себя такие аспекты как воспитание и развитие телекоммуникационной культуры и общения.

Таким образом, разработанные в диссертации технологическая и структурно-функциональная модели представляют собой компоненту обеспечения образовательного процесса информационной инфраструктурой в условиях сельского вуза и организационно-педагогических знаний об информатизации образовательной среды обучения, базирующихся на технологических принципах компьютеризированной образовательной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Форма тестовых заданий: Учеб. пособие для преподавателей. М.: МИСиС, 1991. 36 с.
  2. B.C. Методологические и теоретические основы тестового индивидуального контроля: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1994 339 с.
  3. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994. 228 с.
  4. В.И. Информация и будущее цивилизации: Лекция докл. М.: Изд-во ИЦПКПС, 1999. 44 с.
  5. В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. С. 44.
  6. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  7. Ю.К. Изб. пед. труды. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
  8. Л.Б. Философия: Современные проблемы мира и человека. Уч. пос. М.:МИРЭА, 1995. 142 с.
  9. C.B. Информатика и общество на пороге XXI века. Дис.. канд. соц. наук. Ставрополь, 2000. С. 60−61.
  10. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С.37−41.
  11. В.К., Лубышева Л. И. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта // Теория и практика физ. Культуры. 2001. № 12. С. 18−19.
  12. В.П., Данилова А. И. Компьютер как материальная база и средство обучения в процессе профессионального становления будущих специалистов: Сб. тезисов науч. практ. конф. Якутск, 2003. С. 147−148.
  13. Е.А. Современные подходы на основе использования интеллектуальных игр в образовании: Монография. Москва: Изд-во «Военте-хиниздат», 1998. 152 с.
  14. Е.А. Безопасность использования информационной технологии в образовательных целях // Национально-региональная система образования PC (Я) в условиях нового педагогического мышления: Сб. научных трудов, выпуск II. Якутск, 1999. С.84−85.
  15. Е.А. Возможности применения компьютерной технологии в педагогических исследованиях // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования: Сб. науч. тр. Якутск, 1999. С.6−9.
  16. Е.А. Средства информации и информационная среда // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования: Сб. науч. тр. Якутск, 1999. С. 10−12.
  17. Е.А. Информатизация образования: Проблемы развития творческой индивидуальности школьников: Монография. Якутск: ООО Ком. ФК и С., 2003. 202 с.
  18. Е.А., Данилов Д. А. Актуализация информационной основы деятельности в подготовке педагогических кадров / Наука и образование. № 3. 2002. С.87−92.
  19. Д. Социальные рамки информационного общества // В кн.: Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 355.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  21. А.И., Бирюков Б. В. и др. Управление, информация, интеллект. М.: Мысль, 1976. 383 с.
  22. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. 254 с.
  23. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд. РОУ, 1994. 36 с.
  24. .В. Кибернетика и методология науки. М.: Наука, 1974. С. 370−391.
  25. .П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1980.190 с.
  26. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., Б 79 перераб. И доп. М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: Норинт, 1997. 456 с.
  27. .В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону. РГПУ. 1997. С. 111−128.
  28. Н.Б. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. 512 с.
  29. Т.А., Рыжова Н. И. Методика обучения информатике (специальная методика). Учебное пособие / Под ред. В. В. Лаптева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 132 с.
  30. Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие. Ставрополь: СИМ, 1995. 206 с.
  31. К. Техностресс: человеческая цена компьютерной революции?// Перспективы информатизации общества (реферативный сборник). М.: 1990.
  32. Е.П. Об организации в АП СССР работ по информатике, вычислительной технике и автоматизации: Доклад на годичном собрании АН СССР // Вестник АН СССР. 1983. С.24−31.
  33. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. Изд. 2-е. М.: Наука, 1983. С.201
  34. Т.В. Общая структура учебной деятельности: Автореф. дисс.. д-ра психол. н. М., 2001. 40 с.
  35. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии. М., Педагогика, 1966. С. 236−277.
  36. П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования. // Актуальные проблемы возрастной психологии. М., Педагогика, 1978. С. 92−100.
  37. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопр. психологии, 1982. N 5. С. 80−84.
  38. А.Г. Система понятий информатики и ее отражение в школьных учебниках и пособиях // Информатизация образования: Тез. докл. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1994. С. 117−118.
  39. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
  40. .С. Философия образования для 21 века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  41. .С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике // Политехнический музей. М.: Знание, 1986. 336 с.
  42. В.М. Основы безбумажной информатика. М.: Просвещение, 1968. 112 с.
  43. B.C. Социальная роль информатики. М.: знание, 1987. С.11−12.
  44. М.Д. Инновации и технологии непрерывного физкультурного образования в условиях региона: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002. 26 с.
  45. А.И. Информационно-методическое обеспечение педагогического процесса в институте физической культуры и спорта // Объединенный научный журнал. 2003. № 24. С. 50.
  46. А.И. Информационная поддержка будущего специалиста // Учитель. 2003. № 6. С. 59.
  47. А.И. Математическое моделирование в педагогическом процессе // Сб. тезисов науч.-практ. конф. Якутск, 2003. С. 155−156.
  48. А.И. Учебно-методический комплекс на базе средств новых информационных технологий //Сб. тез. регион, конф. Уссурийск. 2003. С. 107−109.
  49. А.Н. педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность //Народное образование. 2002. № 2. С. 55−60.
  50. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студента на основе информационных технологий: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1994.-36 с.
  51. Л.И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспектива // Информатика и образование. 2003. № 6.
  52. Л.И. Структурно-функциональная модель обучения в условиях использования информационных и коммуникационных технологий //
  53. Информатика и образование. 2003. № 7. С. 114−117.
  54. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2.
  55. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. // Информатика и образование. 1992, № 5, С. 6−7.
  56. Н.И. Философские основания математики. М., 1987.
  57. В.И. Комплексная защита информации в компьютерных системах: Уч. пос. М.: Логос. 2001 264 с.
  58. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  59. И.А. Информатизация важнейший инструмент совершенствования системы образования: (Опыт Пермской обл.) // Информатика и образование. 1999. № 4. С.4−7.
  60. Заир-Бек Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования. СПб., 1994.
  61. И. Познание и информация: Гносеологические проблемы кибернетики. М.: Прогресс, 1966. 254 с.
  62. Информатизация и образование: I Междунар. научн.-метод. конф., 19−20 июня 1996 г.: Сб. докл. и тез.-Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997.158 с.
  63. Информационные технологии в образовании-97. Тез. докл. междунар. конф. М.: ЗАО Изд-во БИНОМ, 1997.
  64. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования: Проблема методологии и теории / Е. В. Баранова, Г. А. Бор-довский, Т. А. Бороненко и др. СПб.: Образование, 1996. 222 с.
  65. Ю.С. От информационной культуры к культуре личности: (В системе доп. образования) // Доп. образование. 2000. № 10. С. 6−10.
  66. Ю., Путилов Г., Тумковский С. Актуальные вопросы информатизации системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи // Внешкольник. 1999. № 2. С.27−30.
  67. В.А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Советская педагогика. 1990. № 4. С. 62−64.
  68. И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 196 Т.5. 654 с.
  69. В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников // Вопросы психологии. 1986, № 5. С.54−64.
  70. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М., 1989. 196 с.
  71. В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли// Изд. Подгот. В. А. Александров. М., Правда. 1990. С. 45.
  72. К.К. Информатика как наука: Роль и место информатики в современной системе научного знания: Лекция-докл. М.: Исслед. центр проблем качества подг. специалистов, 1998. 12 с.
  73. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // «Информатика и образование». М.: Министерство образования России, 1998. 322 с.
  74. Концепция информатизации образования. Роберт И. В. в соавторстве, ВНИК ГКНО СССР. ИНФО. 1990. № 1. С.3−9.
  75. Концепция использования НИТ в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / РОСЦИО- Науч. рук.: Ваграменко Я. А., отв. исп.: Роберт И. В. М., 1992. 17 с.
  76. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  77. Концепции обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) за 5 лет (1991−1996): Спецвыпуск. Якутск: Полиграфист, 1996.
  78. Концепция периода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. 1996. 9 апр.
  79. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года: Сб. официальных документов и материалов
  80. Г. А. Методологические принципы социолого-синергетического подхода к социальному познанию // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Белгород: БелГТАСМ, 1999. С. 6.
  81. Г. А. Синергетическая модель технологизации управления научно-информационным пространством в сфере образования // Синергетика в современном мире: Сб. докл. Международной научной конф. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2000. С. 9.
  82. Г. А. Теоретические основы синергетики: Учебное пособие. Белгород: БелГТАСМ, 1998.С.117.
  83. А.Ю. Опыт использования информационных технологий в школах Великобритании. М.: Информатика и образование, 1997. 23 с.
  84. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд-во «Прогресс Энциклопедия», 1994. 576 с
  85. A.A. и др. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методологический анализ. М., 1987.
  86. A.A. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1988.
  87. A.A. Новая информационная технология и обучение информатике // Проектирование новых информационных технологий обучения. М., 1991. С.31−43.
  88. Э.И. Общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом вузе: Дис. .д-ра пед.наук. М., 1990 277 с.
  89. И.И. Информационное общество и Россия: Особый путь // Информ.-ревю. 1997. № 4(24). С.4−5.
  90. А.И. Информационное общество: надежды и результаты информатизации // Сборник трудов ВНИИСИ. М., 1989. Вып. 12. С. 43.
  91. B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Издание второе, исправленное. М.: МГУА, 2002. 120 с.
  92. Ю.А., Новикова Т. Г., Трухачев В. И. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. М.: Илекса, Ставропольсервисшко-ла, 2002. 416 с.
  93. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10−15.
  94. Лука Пачиолли. Трактат о счетах и записях. М.: 1994.
  95. Г. Г. Математическое моделирование образовательных систем // Синергетика и образование. М., 997.
  96. Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям (для вузов экономического профиля). СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. 135 с.
  97. A.C., Лукина Т. Н., Данилова А. И. Конструирование учебно-познавательной деятельности студентов на основе функционального анализа критерия готовности // Объединенный научный журнал. 2003. № 12. С.52−53.
  98. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  99. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. 198 с.
  100. М.В. Подготовка тьюторов в области новых педагогических технологий для системы дистанционного обучения // Качество дистанционного образования: Концепции, проблемы. Тез. докл. конф. М.: Жуковский, 2001. С. 42−45.
  101. В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований //Школьные технологии. 2001. № 5. С.75−98.
  102. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. 220 с.
  103. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995. 206 с.
  104. И.Б., Мамедов Н. М. Метод моделирования в современной науке. М., 1981.
  105. A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия: Векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
  106. A.M. Методология образования.-М.: Эгвес, 2002. 319 с.
  107. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М.: МЗ-Пресс, 2004. — С. 45 — 57.
  108. A.A. Медиаобразование в США: Программа спецсеминара для студентов пед. вузов. Таганрог: Изд-во Е. А. Кучма, 2001. 24 с.
  109. Образование: Традиции и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Д. Глейзера, М.Вилотиевича. М.: РАО, 1997. 326 с.
  110. Образовательные стандарты в Российской Федерации: Материалы по разработке нац.-регион.компонентов гос.образоват.стандарта / Сост. и ред. В. В. Судаков. Якутск, 1996.
  111. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996.
  112. C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. 225 с.
  113. C.B. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании средств информационных и коммуникационных технологий. М.: Прогресс, 1998. 120 с.
  114. E.H. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития: Филос.-методол. анализ. М.: Изд-во РАГС, 1999. 218 с.
  115. В.И., Савинков В. И. Толковый словарь по информатике. 20 изд., доп. М.: Финансы и статистика, 1995. 544 с.
  116. П.К. Современные информационные технологии в научно-исследовательской работе студентов факультетов физической культуры. М. Ижевск: Удмурский ун-т, 2000. 6 с.
  117. П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информатизации образования: Автореф. дис.. .докт. пед.наук. Ижевск, 2004. 40 с.
  118. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
  119. Н.П. Моделирование как элемент управленческой деятельности //Школьные технологии. 2001. № 3. С.3−22.
  120. JI.C. Подготовка учителя к инновационной деятельности: В 2 ч. М., 1993. 283 с.
  121. Положение о научно-техническом совете по проблемам информатизации образования: Прил. 1 к приказу Минобразования России от 14 мая 1999 г. № 1306 // Бюл. М-ва общ. и проф. образования Рос. Федерации: Высш. и сред. проф. образование. 1999. № 8. С.12−15.
  122. Е.С. Личностно-ориентированный подход в системе школьного образования//Дополн. образование. 2002. № 4. С.24- 31.
  123. Понятие информационной среды процесса обучения: (Сред, шк.) // Школ. Технологии. 2000. № 2. С. 153−182.
  124. А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. 303 с.
  125. А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989.
  126. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. 46с.
  127. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992. № 5. С. 13.
  128. И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
  129. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ.: Общ. ред. и предисл. Е. И. Инесиной. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс». 1994.480 с.
  130. Т.Т., Данилов Д. А., Барахсанова Е. А. Информационные технологии в сфере образования. М.: Академия, 2002. 243 с.
  131. А.Я., Когцов Н. М., Власов В. П. Направление и проблемы информатизации образования // Решение задач управления высшей школой с использованием математических моделей. М.: НИИВШ, 1990. С. 5.
  132. СвириденкоС.С. Современные информационные технологии. М.: «Радио и связь», 1989. С. 22.
  133. В.В. Предисловие к сборнику «Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук» (материалы для сравнительного анализа). М., 1995.
  134. Системообразующая роль информатики в содержании школьного образования / A.A. Кузнецов, С. А. Бешенков, В. Ю. Лыскова и др. // Стандарт и мониторинг в образовании. 2000. № 1. С. 43−47.
  135. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
  136. Словарь иностранных слов. 18-е изд.М.: Русск. яз., 1989. 624 с.
  137. Современные средства телекоммуникации: технологический и политический аспект // Телекоммуникации и информатизация общества. М.: ИНИОН, 1990. С. 73.
  138. Р.Л. Когнитивная психология. / Пер. с англ. Под общей ред. В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1996. 600 с.
  139. Социальные технологии: толковый словарь. Москва-Белгород: Луч -Цент социальных технологий, 1995. С. 219−220.
  140. Т. Информационное богатство: Профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 394.
  141. В.Г. Прогностическое моделирование и мониторинг региональной системы образования. М.: «Информатика и образование», 2001. 208 с.
  142. В.Г., Николаев Н. Е. Применение системного анализа в интенсификации обучения // Теоретические основы и практический опыт организации работы студентов. 4.2. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994.
  143. Н.М. Критерии оценки передового педагогического опыта //Советская педагогика. 1979. № 7. С. 65−68.
  144. Н.Ф. Внедрение компьютеров в учебный процесс научную основу // Сов. Педагогика. 1985. № 12, С. 34−38.
  145. Ф.П., Перегудов Ф. И. Введение в системный анализ: Учеб. пос. для вузов. М.: Высшая школа, 1989. 367 с.
  146. М.Ю. Информатизация управления наукой и образованием: Автореф. Дисс. На соиск. Ученой степени д-ра филос. Наук. М.: 1997.
  147. .Т., Антов H.A., Лацин Н. И. и др. Социальное проектирование. М., 1982.
  148. А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. М.: Науч. мир, 1998.203 с.
  149. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
  150. .С. Самоуправляемые системы и причинность. М.: Мысль, 1972.254 с.
  151. А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. 1993. № 1−2.
  152. А.Д. Становление ноосферного интеллекта и опережающее образование // Синергетика и образование. 1997.
  153. Устойчивое развитие // Информационный сборник. 1996. № 1.
  154. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001−2005 годы».
  155. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002−2010 годы). http:/erussia.minsvyaz/ru/text/.
  156. А.И. Современные технологии в системе высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2000, № 12. С. 56−59.
  157. А.И. Методологические аспекты информатизации высшего физкультурного образования: Уч. пос. Челябинск.: УралГАФК, 2001. 248 с.
  158. Философия образования в процессе становления информационного общества: Пути, средства и технологии устойчивого развития образования: Всерос. конф. «Образование и концепции устойчивого развития общества». Зеленоград: М.: Изд-во МИДА, 2001. 122 с.
  159. Философская энциклопедия. В 5 т. M.: Сов. энциклопедия, 19 651 968.
  160. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
  161. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  162. O.A., Нестеров Ю. М. О программе нормативно-правового обеспечения формирования в России информационного общества / Доклад на Парламентских слушаниях от 10 июня 1997.
  163. К. Страх перед компьютером?// Перспективы информатизации общества (реферативный сборник). М.: 1990
  164. .К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1996. 60 с.
  165. .К., Кузнецов B.C. Тестовая методика оценки .знаний студентов и ее дидактические возможности в системе высшего физического образования. // Теория и практика физической культуры. 1988 № 11, с. 11−14.
  166. A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. 544 с.
  167. О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. M.: Наука, 1989. С.4- 5.
  168. С.И. Статистические модели в инженерных задачах. М.: Мир, 1969. 395 с.
  169. В.А. Моделирование и философия. M.-JL: Наука, 1966.
  170. А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей. Автореф. дис.. д-апед. наук. Казань, 1999. 38 с.
  171. В.А. Познание явлений жизни. М., 1984.
  172. У.Р. Введение в кибернетику. М.: Мир, 1966. 420 с.
  173. И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: «СЕНТЯБРЬ», 2000. 176 с.
  174. Macmilan A. Dictionery of Information Technology // Longley and Spain, 1989.
  175. Matthias Jarke, Manfred F. Jeusfeld, Cristopb Quix, Panos Vassiliadis. Archi-tecture and Quality in Data Warehouse, http:// www. dbnet. ece. ntua. gr/-dwq/publications.html
Заполнить форму текущей работой