Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложности начинаются в момент формирования важнейших компонентов профессионального самоопределения — профессиональной направленности и профессионального самосознания. В это время у умственно отсталых учащихся возникает сложность при соотнесении своих интересов, желаний, трудовых навыков и способностей со своими реальными возможностями. Особенности проявления отдельных структур направленности… Читать ещё >

Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На профессиональное самоопределение умственно отсталого выпускника в современном мире влияет различное множество факторов и критериев. Можно выделить как минимум четыре их группы (21):

  • · социально-экономические факторы;
  • · социальные факторы;
  • · психологические;
  • · индивидуально-личностные.

Социально-экономические факторы раскрывают перед молодым человеком полный спектр профессий, доступных для освоения, перспективы профессионального развития. Опираясь на данные факторы, умственно отсталый выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида также учитывает такие критерии, как престиж профессии, уровень оплаты труда, другие виды поощрения и стимуляции и пр. Данные факторы опираются на современные нужды общества, удовлетворяют потребность в тех или иных специалистах. Именно поэтому, при выборе будущей профессии, умственно отсталый выпускник может столкнуться с невостребованностью для общества профессии, которой он отдал свое предпочтение, также могут возникнуть сложности при выборе той или иной профессии, связанные с недостаточностью профессиональных навыков и умений у умственно отсталого молодого человека.

К социальным факторам относится окружение молодого человека: семья, друзья, коллектив в школе, кружках и т. д. Именно под влиянием окружения у умственно отсталого школьника будут формироваться ценностные ориентации личности и специфические ожидания от каждой профессии, будет складываться определенное отношение к тому или иному виду труда. Также нередко именно под давлением социальных факторов умственно отсталый выпускник выбирает свою будущую профессию. Нередки случаи, когда семья или учителя в школе определяют за школьника его дальнейший профессиональный маршрут, не учитывая его профессиональных возможностей и личностных особенностей.

К третьей группе, которую составляют психологические факторы, можно отнести личностные интересы, склонности, различного рода потребности ученика, а также его уровень интеллектуального и личностного развития, особенности памяти, внимания, моторики и пр. Данные критерии учитываются при разработке профессионального маршрута ученика и могут существенно повлиять на выбор дальнейшей профессии. Четвертая группа включает в себя индивидуально-психологические особенности учащегося. Она учитывает характеристики психических процессов и выражается в виде различных темпераментов, которые могут либо помешать, либо, наоборот, поспособствовать развитию трудовых навыков у выпускника специальной (коррекционной) школы.

В ряде исследований (14;15) широко рассматриваются все четыре вида факторов, однако особое внимание автор заостряет именно на психологических факторах.

Как известно — общие закономерности развития ребенка с нормальным интеллектом присутствуют и в ходе развития детей с умственной отсталостью, однако они обладают своеобразными чертами и особенностями. Такое своеобразие проявляется также и в профессиональном становлении умственно отсталых учащихся специальной (коррекционной) школы, и недостаток интеллекта составляет главную часть нарушенного механизма, мешающего ученику грамотно подобрать для себя будущую профессии.

Первые два фактора, перечисленные выше, будут одинаково влиять на формирования профессионального самоопределения как у учеников с нормальным интеллектом, так и у учеников с умственной отсталостью.

Сложности начинаются в момент формирования важнейших компонентов профессионального самоопределения — профессиональной направленности и профессионального самосознания. В это время у умственно отсталых учащихся возникает сложность при соотнесении своих интересов, желаний, трудовых навыков и способностей со своими реальными возможностями. Особенности проявления отдельных структур направленности и самосознания у умственно отсталых были предметом исследования Н. Л. Коломинского, Н. Г. Морозовой, Ж. Н. Назамбаевой, К. М. Турчинской (18;19;25;26;39) и других авторов (21). Данные исследователи доказали, что профессиональная направленность и самосознание умственно отсталых учащихся имеет свои специфические черты и особенности (20). Проблему формирования трудовой направленности личности следует рассматривать с точки зрения формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, а также положительного отношения к трудовой деятельности (40). Исследования показывают, что знания умственно отсталых учеников специальной (коррекционной) школы о различных видах профессиях существенно ограничены. Ученики не могут четко разграничить профессии на промышленные, сельскохозяйственные, творческие и т. д. Умственно отсталые школьники не имеют достаточно четких, конкретных представлений о тех отраслях производства, в которых они могли бы трудиться. Им не известны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Так, многие умственно отсталые учащиеся не проявляют устойчивого интереса к профессии, которую они изучают, у большинства существенно завышены профессиональная самооценка и уровень притязаний. Зачастую, ученики выбирают для себя даже те профессии, которые связанны с интеллектуальным трудом, что говорит о высоком уровне притязаний и о сильно завышенной самооценке. Данные расхождения приводят к конфликтам, между желаемой профессией и реальными способностями к овладению той или иной профессией учеником специальной (коррекционной) школы.

Исследования К. М. Турчинской широко раскрывают особенности проявления профессиональных интересов у умственно отсталых учащихся на разных этапах их обучения в специальной (коррекционной) школе (39). Так, у учащихся 5-го класса наблюдается широкий диапазон интересующих (в плане желания работать в будущем по данной специальности) их профессий — от конструктора и космонавта до грузчика и дворника. Автор объясняет это низкой критичностью данных учащихся, недостаточными знаниями в области профессий, небогатым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и осознаваемыми возможностями. Устойчивость интересов у этих учеников будет невелика. Интересы поверхностны. Если обратить на заинтересованность в той или иной профессии, то мы можем заметить, что таких учеников будет интересовать либо широкий круг профессий, либо ни одна. В ряде случаев возникновение неосознанного негативного отношения к профессиональному трудовому обучению связано как с особенностями психофизического развития, так и с внешними факторами (обстановка в учебных мастерских, непривлекательность работы). У учащихся старших классов диапазон интересующих их профессий будет существенно сужаться и охватывать, чаще всего, известные им профессии или те, о которых они имеют конкретное представление. Речь теперь идет (за некоторыми исключениями) о доступных им профессиях, о которых они узнают от родителей и во время обучения в школе. Это профессии производственного характера и сферы обслуживающего труда. Умственно отсталые ученики старших классов обнаруживают интерес к тем условиям работы, в которых они будут находиться после окончания школы; практические занятия им нравятся больше на производстве, чем в школе (46).

Существенным компонентом при выборе будущей профессии умственно отсталыми школьниками будет выступать мотивация. Ученики 5−7 классов специальной (коррекционной) школы зачастую испытывают сложности при мотивации личностного интереса к той или иной профессии. Большинство учеников будет указывать на отдельные, привлекательные для них, но не существенные стороны. Также, в качестве другого мотива может выступать желание работать с родственниками, в частности с родителями. Только единицы среди учащихся с умственной отсталостью указывают на существенные признаки профессии, а также ее значимость для современного общества. У многих учащихся специальной (коррекционной) школы обнаруживается значительное несоответствие между названными профессиональными интересами и содержанием профессионального обучения в школе, что говорит о качестве проводимой профориентационной работы. Ученики не имеют широких представлений о необходимости обучения профессии, которую они осваивают за годы обучения в школе. Зачастую, суть профессии для них раскрывают поверхностно, не рассказывая о дальнейших перспективах развития в данной области. Такое преподнесение профессии существенно снижает уровень интереса и, как следствие, мотивации у учащихся специальной (коррекционной) школы.

В области профессиональных интересов, у умственно отсталых школьников наблюдается незрелость, неустойчивость и недостаточная осознанность (10,17). Это свидетельствует о достаточно низком уровне сформированности профессиональной направленности. Зачастую, на выбор будущей профессии могут влиять случайные факторы.

Одной из основных трудностей в приспособлении выпускников специальных (коррекционных) школ к самостоятельной жизни является несоответствие их возможностей (профессиональных, физических, интеллектуальных и пр.) той оценке, которую они себе дают, их уровню притязаний. В подобном случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей.

Зачастую, как показывают исследования (34;37) умственно отсталый ученик с низкой успеваемостью, оценивает свои возможности намного выше, чем это есть на самом деле. У такого ученика может возникать негативная реакция на задания, уровень которых, по его мнению, существенно занижен. Однако у учеников с хорошей успеваемостью может наблюдаться обратное явление — если они не будут уверены в своих знаниях и возможностях, то, чаще всего, любая трудность будет вызывать у них неуверенность и робость. Исследования различных авторов свидетельствуют о том, что учащиеся специальной (коррекционной) школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7−8 годах обучения (11,35).

Именно в этот период у учеников специальной (коррекционной) школы возникает потребность обсуждать вопросы своего профессионального будущего. Под влиянием трудового обучения в школе и уже приобретенных трудовых навыков и умений, представления о выбираемой учениками профессии будут носить, как правило, практическую направленность. При этом, умственно отсталые учащиеся будут отдавать наибольшее предпочтение недоступным для их освоения профессиям, таким как водитель и пр. Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, маляр и др.). Также к концу обучения будет наблюдаться тенденция к объективизации самооценки по мере взросления умственно отсталого ученика.

Бедность жизненного опыта, ограниченность знаний и умений, неточность понятий, представлений, незрелость чувств и интересов, а также неадекватная самооценка будут существенно влиять на профессиональное самоопределение умственно отсталого выпускника специальной (коррекционной) школы. Из этого следует, что оно должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества. Чаще всего, из-за низкого уровня самопознания, выпускники специальной (коррекционной) школы не способны самостоятельно объективно соотнести свои желания и предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой