Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические способности. 
Педагогическая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Надо помнить, — пишет Б. М. Теплов, — что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей". Исходя из этих соображений, утверждает далее Б. М. Теплов, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей… Читать ещё >

Педагогические способности. Педагогическая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема педагогических способностей и одаренности

Проблема педагогических способностей разрабатывалась и продолжает разрабатываться в отечественной и зарубежной психологии в русле изучения проблем общей и специальной одаренности. Педагогические способности относятся к числу специальных способностей, а педагогическая одаренность — к числу видов специальной одаренности.

В нашей стране на протяжении всего советского периода изучение этих вопросов шло в рамках теории деятельности, интенсивно развивавшей идею наличия специальных способностей и фактически отрицавшей существование одаренности (и специальной, и тем более общей) как психического явления. Однако совсем избавиться от понятия «одаренность» не могла даже советская психология. Объяснить причины сверхвысоких достижений в одной или даже многих видах деятельности ряда выдающихся людей, минуя понятие «дар», оказалось невозможно. Однако и признать, что в психике есть то, что человеком не заслужено, не выучено, не заработано, не приобретено, а даровано природой (и уж тем более Богом) советская психология категорически не могла.

Один из самых крупных советских специалистов в области психологии способностей Б. М. Теплов, отмечал, что в представлении о «способностях» традиционно заключаются три признака:

  • 1) под способностями подразумеваются индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • 2) способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
  • 3) понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека, под ними обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков.

Таким образом, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет связанную с ней деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс этого овладения и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение и работа в той сфере, к которой он способностей не имеет.

В 1990;е гг., уточняя представления о проблеме способностей, В. Н. Дружинин предложит их наглядные, схематические описания. По его утверждению, формулу способностей можно выразить в объективной форме:

Педагогические способности. Педагогическая психология.

или же в субъективной форме:

[1]

Определяя способности как индивидуально-психологические особенности индивида, являющиеся условием успешного выполнения деятельности, основатели деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) постоянно подчеркивали, что способности врожденными быть не могут. Таковыми могут быть лишь анатомо-физиологические особенности или задатки, которые лежат в основе развития способностей. Методология исследования данной проблематики с позиций общей и специальной одаренности (в число видов специальной одаренности входит и педагогическая одаренность), утвердившаяся в европейской и американской психологии, советской психологией не принималась, более того, подобного рода подходы вызывали жесткую критику. «Понятие одаренность лишается смысла, — пишет Б. М. Теплое, — если его рассматривать как биологическую категорию»[2].

Но, отказавшись от понимания способностей как врожденных особенностей человека, Б. М. Теплов отмечает, что не отвергает тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности или задатки. Значительно позже, развивая эту мысль, российский психолог В. Д. Шадриков предложит рассматривать задатки как системные качества, введя дополнительную градацию, поделив их на «общие» и «специальные». Кроме того, он отметит: «Возможно, конечно, и другое понимание задатков — их можно рассматривать как генетические программы, определяющие развитие функциональных систем в структуре мозга и в целом человека как индивида, однако в этом случае задатки перестают быть предметом изучения психологии»[3].

Одной из принципиально важных идей, развиваемых в отечественной психологии советского периода и, безусловно, принятых современной психологией способностей и одаренности, является утверждение о том, что способность по своему существу есть понятие не константное, а динамическое, и существует она только в движении, в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, что она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей полного развития или закончившей развитие. Приняв утверждение о том, что способность существует только в развитии, советская психология предлагает не упускать из вида того, что развитие осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности.

Ключевой идеей Б. М. Теплова, значительно обогатившей представление о психологии способностей и одаренности, является утверждение о том, что одаренность — это «…качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[4]. Говоря о том, что способностями можно называть лишь индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности, Б. М. Теплов особенно подчеркивает, что эту возможность создают не отдельные способности как таковые, а лишь их своеобразное сочетание, характеризующее данную личность.

Отсюда вытекает еще одна из идей Б. М. Теплова — мысль о возможности компенсации одних способностей другими. Выдвигая ее, Б. М. Теплов солидаризируется с рядом зарубежных психологов и, прежде всего, с В. Штерном, которого обычно жестко критикует. Б. М. Теплов пишет о том, что существует «…возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью»[5].

" Надо помнить, — пишет Б. М. Теплов, — что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей"[6]. Исходя из этих соображений, утверждает далее Б. М. Теплов, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или иной деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое — более синтетическое понятие — одаренность. Он подчеркивает, что именно в этом контексте понимает под одаренностью — качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении человеком той или другой деятельности.

С точки зрения Б. М. Теплова, своеобразие понятий одаренность и способности заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с позиции тех требований, которые предъявляет та или иная практическая деятельность. Поэтому Б. М. Теплов считает, что нельзя говорить об одаренности вообще. Можно говорить только об одаренности к чему-либо, к какой-нибудь деятельности.

Концепция способностей и одаренности Б. М. Теплова построена с учетом достижений многих его предшественников. Критикуя их, а, где-то с ними соглашаясь, он формулирует собственную позицию в этом вопросе. Разработанная Б. М. Тепловым концепция одаренности как комплекса способностей стала базовой для многих отечественных исследователей и практиков конца XX в. Ее основными характеристиками являются:

  • 1. Отрицание механистического представления о наследственном характере способностей.
  • 2. Вместо положения о константности уровня одаренности, принятого большинством исследователей первой половины XX в., работавших в рамках тестологической парадигмы, Б. М. Теплов говорит о том, что это динамическая характеристика личности. В настоящее время и в российской, и в зарубежной психологии данное утверждение принято, безусловно.
  • 3. Под одаренностью Б. М. Теплов предлагает понимать качественно своеобразное сочетание способностей, каждая из которых изменяется, приобретает принципиально иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.
  • 4. Возможность компенсации одних способностей другими.

По мнению Б. М. Теплова нельзя говорить об одаренности вообще, можно говорить лишь об одаренности к определенному виду деятельности. В этом русле проблематика педагогических способностей разрабатывалась многими советскими и российскими учеными — Ф. Н. Гоноболиным, И. А. Зимней, В. А. Куртецким, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитовым, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, А. В. Мудриком, В. А. Сластениным.

  • [1] Дружинин В. Н. Указ. соч. С. 12−13.
  • [2] Теплое Б. М. Указ. соч. С. 22.
  • [3] Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд., перераб, и доп. М., 1996. С. 12.
  • [4] Теплов Б. М. Указ. соч. С. 22.
  • [5] Теплое Б. М. Указ. соч. С. 21.
  • [6] Там же. С. 22.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой