Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурные особенности развития масс-медиа Йемена

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роль национальной культуры, развитие которой в йеменской науке о СМИ ассоциируют с появлением телекоммуникаций и с расцветом толстых литературных журналов, а также с участием СМИ в межкультурном арабском диалоге, возросла с приходом медиаглобализации и наступлением технотронной эры. В XX веке процессы глобализации получили новый импульс с появлением Интернета. На развитие арабской культуры и СМИ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исторические корни развития йеменских СМИ и их современное развитие
    • 1. 1. Арабские и западные ученые о развитии медиакультуры на Ближнем Востоке в условиях глобализации
    • 1. 2. Формирование национальной модели СМИ в Йемене в прошлом и на современном этапе
    • 1. 3. Современный этап развития йеменских СМИ и развитие телекоммуникаций
    • 1. 4. Развитие партийной прессы после объединения страны
  • Глава 2.
  • Культура и СМИ Йемена в эпоху глобальной медийной революции: путь от конфронтации к диалогу
    • 2. 1. Влияние глобализации на развитие культурного диалога Восток- Запад
    • 2. 2. Роль толстых журналов в налаживании диалога культур
    • 2. 3. Ислам и культура в зеркале йеменских и арабских СМИ
    • 2. 4. Арабский язык и СМИ в эпоху глобализации
  • Йеменские СМИ 2000-х гг. и влияние новейших технологий на функционирование медиаинформации
    • 3. 1. Новейшие технологии и развитие арабских СМИ в условиях глобального культурного диалога
    • 3. 2. Роль телесети «Аль-Джазира» в укреплении межарабских телекоммуникационных связей
    • 3. 3. Интернет-коммуникации в Йемене и в арабском мире

Социокультурные особенности развития масс-медиа Йемена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Йеменские газеты и журналы, радио и ТВ — это важная часть культуры Арабского Востока, стремительно развивающейся в эпоху интенсивного международного сотрудничества во всех областях, особенно в медиасфере. Современные СМИ стали пространством, где исчезают национальные границы и набирает силу взаимовыгодный диалог между странами. СМИ арабских стран, сохраняя лучшие традиции арабо-мусульманской цивилизации, сегодня входят в новую фазу своей эволюции, вступают в эпоху интенсивного сотрудничества со всем миром. Наблюдается стремительный прогресс в технологии и культуре, в способах информирования масс.

Культура международных коммуникаций, все больше тяготеющая к глобальным унифицированным телекоммуникациям, с каждым годом ближе и ближе приближается к стандартам и нормам Запада, поэтому для политиков и деятелей культуры в Йемене важно, чтобы глобализационные процессы не испортили, а тем более не уничтожили национальную традицию. Йемен принадлежит к числу развивающихся «южных» стран, которые, как правило, отстают в технологическом отношении от «северных» стран, давно идущих по пути научного и технологического прогресса. Йеменские СМИ последних лет активно призывают власти к модернизации экономики на основе «северного» (раньше более популярным понятием было слово «западный») опыта. Обмен ценностями между Севером и Югом планеты, к сожалению, осложнен рядом цивилизационных столкновений, например, террористическими атаками исламистских фундаменталистов или вторжением США и их союзников в Ирак. Изучение СМИ Йемена как комплекса традиционных и инновационных технологий, как совокупности идей и проектов независимого, но не изолированного национального развития, обусловленного распространением в арабском мире западных стандартов и повсеместным наступлением либерально-демократических ценностей, в нашей стране, как и в России, только начинается.

Актуальность работы связана с необходимостью изучить культуру информирования масс в Йемене как часть духовной культуры современного арабского мира, как единое медийное целое, т. е. как 'целостное информационное пространство с его противоречиями, достижениями и неудачами, в развитии которого прошлое не стало ушедшим и потерянным опытом, но было переосмыслено, нередко под влиянием западной культуры. Актуально в теоретическом плане изучение тесной связи традиции и новаторства в журналистике, более тесной, по сравнению с Европой, связи экономики, политики и журналистики в современном арабском мире. Столь же важно вписать в контекст общеарабской традиции современные йеменские.,-электронные СМИ, меняющие свои приоритеты, но сохраняющие память о религиозно-этнических корнях, о долгом историческом движении~ национальной журналистики к демократии. Участие йеменских журналистов и редакторов в международных симпозиумах, свободная продажа периодики из стран Запада, постоянный обмен творческими силами, профессиональными кадрами с ведущими арабскими СМИ, чему способствовала эмиграция многих деятелей культуры, способствовали повышению профессионального уровня йеменских масс-медиа.

V-/.

Йеменская Республика, как известно, является одним из древнейших государств мира. Формируясь в эпицентре мировой цивилизации, арабская (в том числе — и йеменская) пресса опиралась и опирается на глубинные традиции — религиозные, этнические, эстетические, этические, предопределенные характером развития арабской национальной культуры в целом, ядром которой и сегодня остается исламская традиция1. Йеменская Республика была образована 22 мая 1990 г. в результате объединения Йеменской Арабской.

1 См.: Грюнебаум Г. Э.Ф Основные черты арабо-мусульманской культуры / Г. Э.Ф. ГрюнебаумМ.: Наука, 1981.-227 с.

Республики и Народной Демократической Республики Йемен. Короткая история нового Йемена — чуть более двух десятилетий — не стала примером стремительного научно-технического прогресса, но и у нас был очевидный прогресс в искусстве и масс-медиа. Йеменское кино и литература, искусство танца и пения, музыка дают много примеров динамичного развития художественной мысли. Можно упомянуть и общественно-политические и литературно-художественные журналы «Аль-Маара аль-Йемания», «Аль-Фунун», «Ас-Сакафа аль-Джадида», «Аль-Иеман аль-Джадид» и другие. Журналы «Ас-Сакафа аль-Джадида», «Аль-Хикма» и т. п. стали объективным фактором ускоренного развития искусства, фактором культурной революции конца XX века, они стали средством образования, просвещения широких слоев населения. Искусство и масс-медиа всегда были важнейшей частью национальной жизни, поэтому изучение массовой арабской культуры в ее связи с миром масс-медиа тоже имеет существенное значение для раскрытия темы нашей диссертации.

Однако и научная жизнь в стране существовала давно, она опиралась в последние десятилетия на гуманитарные программы ЮНЕСКО, на арабскую культурную традицию. Конечно, массовые коммуникации в нашей стране подчинены в первую очередь политическим целям, они обычно подчинены политэкономическим обстоятельствам, а основные материалы в масс-медиа, как и в других странах, посвящены у нас общезначимым событиям, новостям из мира бизнеса. Качественные СМИ Йемена имеют официальный характер, но нельзя считать, что в годы политических кризисов люди не читают массовых развлекательных газет и журналов или не смотрят телевизионные развлекательные программы. Экономические и политические проблемы Йемена не способствовали, но и не особенно мешали развитию прессы, особенно женских и детских изданий, власти не препятствовали внедрению информационных технологий.

Изученность темы и ее новизна. Тема развития СМИ Арабского Востока, а также тема медиаглобализации уже стали достоянием как арабской, так и российской науки. Актуальность изучения медийной культуры современного арабского мира отметили и арабские, и российские ученые, которые констатировали уменьшение, но не исчезновение политического противостояния в регионе, наличие цензуры и в то же время идущую либеральную модернизацию в разных отраслях медийной деятельности. Вопросы развития современного арабского литературного языка, арабизации науки и образования, а также переводов с арабского и на арабский привлекают внимание таких арабских исследователей, как Кайс Абу Айяш, Абдалла Мухаммед аль-Хумейдан, Ахмед ад-Дабиб, Тамам Хасан, Омран Мухаммед Джихад и др. Их работы стали надежным фундаментом настоящего исследования.

Уровень арабских СМИ достаточно высок, чтобы они могли активно участвовать в обсуждении международной жизни, в переговорном процессе по конфликту между Израилем и Палестинской Автономией, в развитии культуры всего мира. Названные авторы подчеркнули роль медиаобразования для стран так называемого «третьего мира». Просветительская функция арабских СМИ (и особенно газетно-журнальной публицистики) выражалась чаще всего в пропаганде идей всеобщей грамотности и высшего образования, о чем писали недавно Фейсал аль-Хусейни, Э. Сайд и другие аналитики. Ученые, которые посвятили данной проблеме свои труды (Авад Ахмед Мохаммед, Адеб Юсеф, Феррас Омран Джихад, Кайс Абу-Айяш, Махмуд Нехад, А. Ахмет Али, X.

2 Архарова И. Глобализация на современном этапе /Архарова И. // Акцешы. новое в массовой коммуникации. № 3−4, Воронеж, 2006. — с. 90−91. Аль-Наггар Салим Омар. Пресса Йемена в XX веке: основные этапы «и тенденции развития / Салим Омар Аль-Наггар // Дисс. канд. политич. наук. — СПб., 2001.

Ибрагимов, В. Хорольский, Ю. Галустов и другие), постоянно подчеркивали значение диалога Востока и Запада для понимания современных арабских медиа, особое место в которых принадлежит «толстым» журналам («Аль-Хикма аль-Йемания», «Аль-Калям аль-Адени», «Аль-Кармель», «Аль-Йеман аль-Джадид», «Аль-Фунун» и т. п.).

Медийные трансформации представляют особый интерес, т.к. они укрепляют возрождающийся Новый международный информационный порядок (НМИП). Именно благодаря глобализации масс-медиа, как отметили названные ученые, в частности Авад Ахмед Мохаммед в своей диссертации «Особенности развития СМИ арабских стран в условиях глобализации на рубеже XX — XXI вв.», исламский мир стал не только союзом стран, где наблюдается распространение мусульманской религии, но и «мировым социально-культурным и религиозно-политическим феноменом, не имеющим границ"3. Он верно подчеркнул: «280-миллионый арабский мир вне зависимости от своего желания столкнулся с этим новым явлением, которое не только необходимо осмыслить, но и к условиям которого необходимо приспосабливать все стороны экономической, политической, культурной жизни арабских стран, осуществлять деятельность средств массовой информации, системы образования и просвещения"4. Автор диссертации справедливо рассматривает глобализирующиеся медиа как следствие «интернетизации» всей западной и восточной культуры, связывая ускорение темпов развития телекоммуникаций с деятельностью ЮНЕСКО и необходимостью приобщиться к достижениям мировой культуры. Он упоминает в своей диссертации ряд коллективных трудов, посвященных социально-политическим последствиям глобализации на Арабском Востоке, опубликованных под редакцией Абд аль.

3 Авад Ахмед Мохамед. ОсобенноеIи развития СМИ арабских стран в условиях глобализации на рубеже XX — XXI вв.: Дис.. канд. филол. наук: 10.01.10/ Мохамед Авад Ахмед, — М., 2003.-С. 46.

4 Там же.

Басета Абд аль-Муты, Мухаммеда Ибрахима Мабрука и др. Арабские исследователи Ахмед Абд ар-Рахман, Ибрахим Нафиа, Мухаммед Али аль-Увейни, Мухаммед Али Хават, Мухаммед Рауф Хамед, Сихам Ан-Нассар, Турки аль-Хамад и другие изучали арабские СМИ как часть мировых, причем последний в диссертации «Арабская культура в эпоху глобализации» (1999) достаточно подробно рассмотрел данную проблему в русле культурологических знаний. Данные авторы отметили связь газетно-журнальной публицистики с литературой, с многовековой арабо-мусульманской культурной традицией3. Журналисты и писатели, как показал Абу-Айяш Кайс, «всегда шли рядом"6.

Важным теоретическим трудом, в котором содержатся интересные '' статистические данные, стала «Энциклопедия йеменской журналистики». Редактором ее является Абдульвахаб Али Аль-Муайед — одновременно теоретик и практик в журналистике, который много знает о реальном положении журналистов в обществе, много писал о культурных аспектах работы масс-медиа, рассматривая их как принципиально важную часть коммуникологии. Он много размышлял о политической роли газет. Свои данные о прессе Йемена и других арабских стран он изложил в предисловии к энциклопедии. Он делит историю СМИ Йемена на несколько этапов: а) ранний этап формирования газет, б) период 1990;2000;е годы и в) новейший этап. Особенно важна третья часть труда. Здесь авторы рассматривают политику как.

5 См: диссертации Махмуда Нехада и Омрана Джихада Ферраса, а также диссертации Хамдана Субхи Мустафы («Гассан Канафани ~ выдающийся п>блицист Арабского Востока». Минск, 1994), Набиля Аль-Хатиба («Современная палестинская пахриошческая печать' Минск, 1990) и другие. Ясир Аль-Фахд. Современная арабская пресса и ее перспективы /Аль-Фалд Ясир, — Дамаск. 1980 — С 20−21. (на араб, языке) — См. также: Ибрагимов А. Х. Средства массовой информации арабских стран / А. Х. Ибрагимов //Вестник МГУ, сер. «Журналистика» ., — М., 1987, N1. С 49−62, Короченский АП Преимущества междисциплинарности / Короченский А. П. // Акценты новое в массовой коммуникации. № 3−4, Воронеж, 2004. — С. 35−39.

6Кайс, А А Национальное своеобразие современной палестинской публицистики/ Абу Айяш Кайс. Акценты Новое в массовой коммуникации. Альманах.- Воронеж, 2000. Вып. 1−2. — С. 32−36. ядро социальной жизни. Их интерес сосредоточен на анализе политической проблематики в газетах и на анализе роли СМИ в формировании политического самосознания, в формировании грамотного читающего общества как устойчивой и саморазвивающейся структуры. С одной стороны, общественное мнение формируется газетами, а с другой стороны, газеты отражают уже существующие традиции и в этом плане испытывают влияние окружающего общества на себя, т. е. получается диалектическое взаимодействие двух сторон. Что важнее — масс-медиа с их законом самовоспроизведения, или стремительно меняющийся социум? Показано сложное взаимоотношение журналистики и других социальных институтов — права, власти (исполнительная и законодательная), системы образования, все они тесно связаны с журналистикой. Журналистика, по мнению Абдульвахаба Али Аль-Муайеда, является связующим звеном в социуме. Он говорит о том, что без журналистики ни одна из структур общественных организаций не могла бы существовать, потому что журналисты работают всюду, их функция заключается «в соединении и связывании в узлы всех структур общества"7. Журналист, по его мнению, точно должен определять, «что фактично, что реально, а что вымышлено"8, т. е. он обязан разделить, разграничить установленные и проверенные факты и мнения.

Цель работы: проанализировать и продемонстрировать на примерах глубину и многообразие связей йеменских СМИ 2000;х годов с традициями и проблемами национальной и общеарабской жизни, уделив особое внимание отражению в СМИ социокультурных проблем и политических вопросов в условиях глобализирующегося мира. В задачи работы входит:

6 Аль-Муайед. Абдульвахаб Али Энциклопедия йеменской журналистики / Абдульвахаб Али Аль.

Муайед.- Сана: Союз йеменских журналистов. -2003 -С Ю2.(на араб яз.).

8 Аль-Муайед Абдульвахаб Али. Энциклопедия йеменской журналистики.- С. 109.

— анализ исторических и функциональных особенностей формирования национальной модели печати и ТВ в условиях глобализации;

— рассмотрение информационного диалога Восток-Запад сквозь призму особенностей развития йеменских СМИ в информационном поле арабской уммы;

— анализ роли газет и журналов в освещении современных политических и культурных проблем, таких, как развитие культуры после объединения страны, терроризм, культурные и социально-политические конфликты в стране, улучшение системы образования;

— характеристика основных особенностей освещения в СМИ событий, — связанных с развитием мусульманской религии, культуры и языка.

Особое внимание было уделено анализу культурного процесса в арабском мире последних лет, потому что искусство всегда было оружием моего народа в борьбе за свободу и просвещение нации. Ядром искусства и масс-медиа Йемена всегда был арабский язык, как правило, литературный, хотя встречаются и диалектные слова. В других странах Востока соотношение литературной нормы и диалектов было иным, поэтому сравнение йеменских публицистов с другими авторами-арабами полезно.

Положения, выносимые на защиту.

1. Арабские СМИ, в том числе и йеменские, являются активными участниками медиаглобализации, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны: с одной стороны, Йемен получил импульс технологической революции, но с другой, — «вестернизация» все же подавляет национальное начало. История СМИ Йемена отражает борьбу за государственный суверенитет, за диалектическое единство «глобального» и «локального» в йеменской журналистике.

2. События каждодневной жизни йеменцев составляют основу «медийности» текстов в национальных СМИ, при этом событийный аспект медиаглобализации нередко связан с углублением межкультурной кооперации. Изучение медийных дискурсов Ближнего Востока позволяет сравнить «восточную» (арабо-мусульманскую) журналистику с «западной» (атлантической) и российской.

3. Диалог йеменской журналистики с Западом можно выразить формулой «сотрудничество — противостояние», где последний элемент всё чаще уступает место позитивным тенденциям. Функционирование СМИ на английском языке в Йемене доказывает это.

4. Опора на национальную традицию и частичный возврат к истокам исламской духовности не противоречат лозунгам медиаглобализации и модернизации. Диалектика соотношения социокультурных традиций и новаторства в масс-медиа Йемена такова, что ислам помогает сохранить самобытность СМИ, языковую основу журналистики, а модернизация помогает интенсифицировать коммуникативные процессы.

Эмпирическая база работы определялась ее целями. В моей работе рассматриваются документы, связанные с историей арабской культуры, монографии ученых, статьи журналистов из текущей периодики. В качестве главных источников информации были взяты газеты «Арбааташр октобр», «Аль-Аям», «Ар-Рай», англоязычные издания «Йемен тайме» (Yemen Times) и «Йемен обзервер» (Yemen Observer) и некоторые журналы («Аль-Хикма аль-Йемания», «Аль-Калям аль-Адени» и другие). На основе публикаций в ведущих изданиях («Аль-Айям», «Аль-Йеман аль-Джадид», «Аль-Кармель», «Аль-Хикма аль-Йемания», «Аль-Фунун» и др.) проанализированы темы и проблемы национальной публицистики с точки зрения взаимовлияния традиционного и нового в культуре арабов.

Объект изучения в данной работе — медийные, в частности журналистские и публицистические тексты, проливающие свет на историю и культуру Йемена после, объединения в контексте эволюции ближневосточных СМИ. Предмет работы — закономерности развития СМИ Йемена в эпоху глобализации и повсеместного распространения западных норм журналистского труда, закономерности кооперации в сфере арабских СМИ, особенности функционирования института масс-медиа в эпоху доминирования массовой культуры и законов медиаглобализации.

Гипотеза исследования.

СМИ Йемена последних лет, рассматриваемые сквозь призму глобализационных процессов, в равной мере зависят от взаимодействия традиционного сознания и вестернизации ближневосточной журналистики. Диалектика глобализационных изменений в масс-медиа Йемена связана с вовлечением страны в систему межарабских связей, что предполагает более активное, по сравнению с серединой, прошлого века, сотрудничество с западным миром. Эта диалектика «замкнутости-вовлеченности» связана также с решением сложных задач, характерных для большинства развивающихся стран. Унификация канонов журналистики составляет ведущую тенденцию в медиаглобализации на Арабском Востоке, ориентация на мировые стандарты делает сегодняшнюю йеменскую журналистику более качественной, менее ортодоксальной, хотя и не делает ее полностью либеральной.

Хронологические рамки работы — конец XX — начало XXI вв. -определены значимостью данного периода для развития культуры Йемена, важностью перемен, порожденных информатизацией и компьютеризацией СМИ в эти годы. Но необходимо говорить и о более ранних периодах истории СМИ арабских стран, особенно СМИ Машрика, с тем, чтобы показать прочнейшую связь прошлого и настоящего, без чего нельзя понять специфику медиаглобализации на Ближнем Востоке.

Апробация. Работа была апробирована на заседаниях кафедры истории журналистики ВГУ и на ежегодных конференциях 2005;2010 гг., а также на конференциях ВКИ.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, Заключения и Списка литературы. В первой главе речь идет о теории, и истории национальной медийной культуры Йемена, прежде всего — о газетно-журнальной составляющей национальных СМИ. Глава 2 посвящена о рассмотрению социокультурных аспектов современных СМИ Йемена и других арабских стран, анализу конкретных публикаций в газетах и журналах Йемена, тематически связанных с развитием национальной культуры в условиях глобализации. Третья глава посвящена анализу новейших телекоммуникаций и рассмотрению Интернет-материалов о новейших событиях в арабском мире как отражению глобализационных процессов в СМИ. В «Списке литературы» указаны только наиболее значительные работы по теме исследования.

Основные положения диссертационного исследования отражены в восьми публикациях:

Публикации в рецензируемых печатных изданиях, включенных в список Высшей аттестационной комиссии РФ:

1. Абу Талеб Х.Х. А. Йеменские теоретики о развитии национальной журналистики на современном этапе / Х.Х. А. Абу Талеб // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. Филология, журналистика. -2010. — № 2. С.102−110.

Статьи, тезисы докладов, опубликованных в иных изданиях:

2. Абу Талеб Х.Х. А. Современная йеменская культура и журналистика как часть культуры Арабского Востока / Х.Х. А. Абу Талеб // Коммуникация в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации», 10−1-2 мая 2007 г.- под ред. проф. В. В. Тулупова. — Воронеж, 2007.-С. 144.

3. Абу Талеб Х.Х. А. Политическая миссия канала «Аль-Джазира». / Х.Х. А. Абу Талеб // Коммуникация в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации», 12−13 мая 2008 гпод ред. проф. В. В. Тулупова. — Воронеж, 2008. -4.2. — С. 12−13.

4. Абу Талеб Х.Х. А. Возникновение культурософской прессы в Йемене" / Х.Х. А. Абу Талеб // Коммуникация в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации 2008», 31 октября-1 ноября 2008 г.- под ред. проф. В. В. Тулупова. — Воронеж, 2008. -4.1. — С. 111.

5. Абу Талеб Х.Х. А. Йеменские СМИ как источник сведений о национальной культуре и факторе медиаобразования / Х.Х. А. Абу Талеб // Гуманитарные знания в современном образовательном процессе: сборник научных статей. — Воронеж, 2009. — С. 301−302.

6. Абу Талеб Х.Х. А. Роль арабского языка в развитии СМИ Йемена / Х.Х. А. Абу Талеб // Коммуникация в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации», 11−13 мая 2009 г.- под ред. проф. В. В. Тулупова. — Воронеж, 2009. -4.1. — С. 118−119.

7. Абу Талеб Х.Х. А. Медиаглобализация и СМИ арабских стран на современном этапе / Х.Х. А. Абу Талеб // Коммуникация в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации». -Воронеж, 2009. -4.1. — С. 121−122.

8. Абу Талеб Х.Х. А. Развитие СМИ Йемена в условиях диалога культур севера и юга планеты / Х.Х. А. Абу Талеб // Коммуникация в современном мире: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации». -Воронеж, 2010. — 4.1. — С. 98−99.

Заключение

.

Йеменские СМИ часто показывают трудности и проблемы населения, сравнивая ситуацию дома и за рубежом. Уровень грамотности взрослого населения остается низким и характеризуется большим разрывом между мужчинами и женщинами: в 1995 он составлял 32% (среди женщин 26%, среди мужчин 38%), в 2003 — 50,2% (среди женщин 30% и среди мужчин 70,5%). Почти треть трудоспособного населения безработная. Есть коррупция, насилие. Но есть и замечательные исторические места, привлекающие туристов со всех краев земли. Йемен начинает привлекать особое внимание мирового сообщества, озабоченного ростом насилия. Нищета — это брат-близнец терроризма в Йемене, где членство в «Аль-Каиде» является работой с привлекательным уровнем оплаты, ведь уровень безработицы в стране превышает 30%. Доходы от нефти, составляющие 90% доходов страны, за последние годы упали на 75%.

Изучив масс-медиа Йемена в контесте эволюции СМИ Ближнего Востока, мы убедились в многообразии культурных связей с Западом, в том, что глобализация становится фактом каждодневной деятельности тысяч арабских журналистов. Нами были сделаны следующие выводы.

1. Роль национальной культуры, развитие которой в йеменской науке о СМИ ассоциируют с появлением телекоммуникаций и с расцветом толстых литературных журналов, а также с участием СМИ в межкультурном арабском диалоге, возросла с приходом медиаглобализации и наступлением технотронной эры. В XX веке процессы глобализации получили новый импульс с появлением Интернета. На развитие арабской культуры и СМИ в XX — XXI вв. очень сильное влияние оказали новейшие технологии, особенно мобильные телефоны и спутниковое ТВ. Сегодня, в эпоху набирающей скорость медийной глобализации, страны Юга планеты, в том числе страны арабского мира, взаимодействуя с Севером, вышли на мировую арену, поддержав идеи Нового международного (мирового) информационного порядка. Йемен, как и другие арабские страны, будучи государством со своей самобытной и древней культурой и религией, не сразу поддержал предложения западных глобалистов. В СМИ 1990;х — 2000;х годов отголоски многолетних споров, усиливаемые экономическими противоречиями и военно-политическими конфликтами, определяли пафос многих публицистических материалов, принадлежавших перу йеменских политиков и журналистов. Но сегодня отчуждение преодолевается. Функционирование йеменских газет и сайтов на английском языке подтверждает данное положение.

2. Развитию СМИ Йемена, как и СМИ других стран-соседей, мешает множество факторов: долгие экономические и политические кризисы, борьба между кланами, нищета крестьян, коррупция, цензура, информационная война. Еще одна сторона развития арабской медиакультуры в XX веке — ее столкновение с авторитарными режимами, обусловленной активностью исламских фундаменталистов, политических вождей и кланов. Это также породило серьезные противоречия, усиленные глобальным политическими конфликтами и сложностью международной жизни.

История СМИ Йемена показывает, что без сотрудничества с миром, особенно с Россией, Китаем, Англией и США, без кооперации журналистов прогресс невозможен. Трудный диалог арабских публицистов и западных журналистов, который особенно активно проходит в редакциях толстых журналов на протяжении последних 10 лет, убеждает нас в том, что журналистика Йемена сегодня находится на подъеме, хотя этот подъем нельзя считать стремительным развитием. Нет быстрого рывка, но есть сдвиги в лучшую сторону, динамика есть, хотя прогресс этот мог бы быть больше, если бы не экономические и финансовые трудности, если бы не кадровые проблемы, если бы не цензура. Можно заявить, что дальнейшая перспектива масс-медиа Йемена — это эволюция в сторону свободной демократической прессы в сторону технологических средств массовой коммуникации. О йеменских теоретиках сегодня знают в мире, особенно в арабских странах, но их роль в изучении национальных СМИ нельзя преувеличивать. Как правило, это преподаватели университетов и медиакритики, которых волнует больше современная журналистика, а не ее история.

3. Рассмотрев влияние исламской культуры на масс-медиа Йемена и других стран, можно сделать вывод, что крайности мусульманской идеологии в Йемене фактически отсутствуют. Однако приуменьшать влияние ислама на масс-медиа нельзя, так как мы знаем, что фундаментальные взгляды, крайние и экстремистские взгляды в исламе, иногда встречаются. Политизация ислама происходит и в некоторых неарабских странах.

В Йемене мусульманство не отвергается, но авторитаризм, диктатура религии критикуются в СМИ, журналисты выступают за большую либерализацию общественной жизни, которая позволяет им общаться с западными журналистами, с западными организациями, ездить на запад, эти контакты как раз говорят о том, что наступили новые времена в мусульманском мире. Современным арабским исследователям и практикам средств массовой информации отчасти удалось осмыслить роль и место религиозных СМИ • арабских стран в контексте бурного процесса глобализации, кооперации и модернизации. Вопросы развития современного арабского литературного языка, арабизации науки и образования, эволюции литературных журналов и телекоммуникаций постоянно обсуждались на страницах йеменских газет начала нового тысячелетия.

В XX веке, когда Йемен боролся против колонизаторов, национальные традиции были оружием в борьбе за независимость. Сегодня средства массовой информации стали зеркалом информационно-культурной борьбы цивилизаций. В частности, журналисты всех стран знают традиции арабского Востока, в том числе и Йемена. Многие из них принимают участие в развитии йеменской культуры сегодня. Главным преимуществом арабских стран в споре с западной цивилизацией является вековая художественная традиция и массовая культура, ориентированная на воспитание ответственных законопослушных граждан. Арабо-мусульманская культура несет на себе печать ислама, и поэтому ее можно назвать религиозной культурой, которую часто противопоставляют западной атеистической.

4. Изучение средств массовой коммуникации Йемена в широком социокультурном контексте убедило нас в актуальности обобщающего подхода к арабской журналистике последних десятилетий. Медийный модуль национальной культуры характеризуется повышенным вниманием к политическим событиям. Его развитие также определяет состояние массовой культуры. Обзор тенденций в развитии национальной культуры убеждает в неразрывной связи политических и собственно культурных процессов. История и особенности йеменской прессы, как и развитие системы средств массовой коммуникации в целом, убеждают в том, что арабские страны не изолированы от остального мира, стараются развивать культурные связи с различными регионами мира. Дальнейшая перспектива масс-медиа Йемена — это эволюция в сторону свободной демократической прессы в сторону технологических средств массовой коммуникации. О йеменских теоретиках сегодня знают в мире, особенно в арабских странах, но их роль в изучении национальных СМИ нельзя преувеличивать. Как правило, это преподаватели университетов и медиакритики, которых волнует больше современная журналистика, а не ее история.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Газеты и журналы А) На русском языке
  2. Азия и Африка сегодня. -2000- 2009.
  3. Известия. 1990−2010. Б) На арабском языке1. Аль-Аям. 2000−2009.
  4. Аль Баядер ас-Сияси. 2005−2009.
  5. Аль-Йеман аль-Джадид,-2001−2005.4. Аль-Кармель. 2005−2009.
  6. Аль-Маара аль-Йемания. 2005−2009.6. Аль-саура. 2000−2009.7. Аль-Хадаф. 2005−2009.8. Аль-Фунун. 2005−2009.
  7. Саут аль-Ватан. 2005−2009.10. Ан-Нахр. 2005−2009.11. Ар-Рай, 2008−2010.
  8. Ас-Сакафа аль-Джадида. 1998−2008.13. Ас-Саура,-2000−2009.14. 26 сентября. 2000−2009.15. 14 октября. 2000−2009.1. В. На английском языке
  9. Yemeni Observer.-2009−2010.
  10. Times of Yemen. 2009−2010.
  11. Абдалла Салех Мохаммед Мусана. Система средств массовой информации Южного Йемена: проблема формирования и функционирования / Мохаммед Мусана Абдалла Салех // Автореф. дисс. М., 1991. — С. 10.
  12. Авад Ахмед Мохамед. Особенности развития СМИ арабских стран в условиях глобализации на рубеже XX XXI вв.: Дис.. канд. филол. наук / Ахмед Мохаммед Авад. — Москва, 2003. — 128 с.
  13. А. Модус арабской ментальности как фактор восстановления исламской этнокультурной традиции: историко-культурологический аспект / Аднан Амер // Автореферат дис. канд. филос. наук: 24.00.01. Тамбов, 2007. -17 с.
  14. К. 3., Захаров A.B., Кагарлицкая С. Я. и др. Массовая культура / К. 3. Акопян, A.B. Захаров. С. Я. Кагарлицкая и др.// Учебное пособие. М.: Альфа/ИНФРА, 2004. — 268 с.
  15. Аль-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере / Абу Хамид Аль-Газали. М., Наука, 1980.-301 с.
  16. Аль-Наггар Салим Омар. Пресса Йемена в XX веке: основные этапы и тенденции развития / Салим Омар Аль-Наггар // Дисс. канд. политич. наук.-СПб., 2001.
  17. Аль-Хатиб Набиль. Современная палестинская патриотическая печать / Набиль Аль-Хатиб // Дис. канд. филол. наук. Минск, 1990.
  18. И. Глобализация на современном этапе /Архарова И. // Акценты: новое в массовой коммуникации. № 3−4, Воронеж, 2006. с. 90−91.
  19. И. Народная Демократическая Республика Йемен / И. Асадов. М., 1991.- 218 с.
  20. Бакер Неман Абдалла. Газета «Ан-Нида» и проблема урегулирования ближневосточного кризиса / Неман Абдалла Бакер // Автореф. дисс. уч. ст. канд. филол. наук. М., 1994. -21 С.
  21. Бен Ламлас Абдулла Салем. История культурного сотрудничества между Йеменом и Советским Союзом (начало 30-х конец 80-х годов XX века) / Абдулла Салем Бен Ламлас // Дисс. канд. ист. Наук. -М., 2003. — 374 с.
  22. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма, ответы на глобализацию / У. Бек. М.: Прогресс, Традиция, 2001. — 431 с.
  23. Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл // Опыт социального прогнозирования. М., 1999. — 578 с.
  24. А.Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., и др. История мировой журналистики / Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., и др. Ростов-на-Дону, 2000. -. 331с.
  25. В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация./ В. Ю. Борев, A.B. Коваленко. М., «Наука», 1986. — 320 с.
  26. JI. Современные исламские течения: цели, стратегия, тактика //Азия и Африка сегодня / JI. Борисов М., 1997. — № 10. — С.34 — 46.
  27. Ф., Пру С. Взрыв коммуникации. Рождение новой идеологии // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход / Ф. Бретон, С. Пру. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. -374 с.
  28. A.B. «Постиндустриальное общество» тупиковая модель социального развития? / A.B. Бузгалин // Вопросы философии. — 2002. -№ 5.-186 с.
  29. Л. Английская колониальная политика в Адене и аденских протекторатах / JT. Валькова. М., 1968.
  30. Васильев J1.C. История Востока / Л. С. Васильев // Учебник для студентов вузов: в 2 т. М.: Высш. шк., 2003. — 511 с.
  31. A.B. В поисках альтернативы / A.B. Вебер // Свободная мысль. -2003, — № 1. С. 19.
  32. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. СПб., 2001. — 253 с.
  33. О. Йеменская революция 1962−1975гг. / О. Герасимов. -М., 1979.-211с.
  34. Грюнебаум Г. Э. Ф. Основные черты арабо-мусульманской культуры / Г. Э. Ф. Грюнебаум II Статьи разных лет М.: Наука, 1981. — 227 с.
  35. П. Философия культуры / П. Гуревич. М., 1994. — 362 с.
  36. Г. Общество спектакля / Г. Дебор. М.: Изд-во «Логос», 2000.- 184 с.
  37. Д., Тоби Л.Учебник по рекламе/ Д. Денисон, Л.Тоби.1. Минск, 1997. 257 с.
  38. Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества / Л. М. Землянова // Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во МГУ. — 301 .с.
  39. А.Х. Средства массовой информации арабских стран./ А. Х. Ибрагимов // Вестник МГУ, сер. «Журналистика». М., 1997, N1. — С. 62 -67.
  40. В.Л., Кузнецова Е. С. Глобальный конфликт XXI века (Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий) / В. Л. Иноземцев, Е. С. Кузнецова. Полис, 2001. — № 6. — С. 159 -167.
  41. Кайс Абу Айяш. Национальное своеобразие современной палестинской публицистики/ Абу Айяш Кайс. Акценты. Новое в массовой коммуникации. Альманах. Вып. 1−2. Воронеж, 2000. — С. 32−36.
  42. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / М. Кастельс // Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М., 2000. — 608 с.
  43. М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология- под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 505 с.
  44. Ю.Б., Лебедева Т. Ю. Информационное взаимодействие / Ю. Б. Кашлев, Т. Ю. Лебедева. Прага, 1990. — 176 с.
  45. А.И. Культурология / А. И. Кравченко // Учебное пособие для вузов, 3-е изд. М: Академический Проект, 2002. — 496 с.
  46. Г. Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX-первая половина XX вв.) / Г. Э. Кучерова. Ростов-на-Дону, 2000.
  47. П. Ислам / П. Ланд // пер. с англ. И. А. Бочкова. М. 2003.192 с.
  48. С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004−2008 гг.) / С. Г. Лузянин. М., 2007. — 402 с.
  49. А. В поисках альтернативы. Арабские концепции путей развития / А. Малашенко. М., 1991.- 328 с.
  50. В. Перед вызовами постиндустриализма / В. Медведев // Свободная мысль. 2003. — № 2. -226 с.
  51. И.С. Информационное общество / И. С. Мелюхин // Истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999. — 208 с.
  52. А. Межкультурная коммуникация и глобальная экономика: риски и шансы культурных различий / А. Моосмюллер // Глобализация: Контуры XXI века. М., 2002. — Ч. I. — 220с.
  53. ИЛ. Информационная безопасность политической системы / И. Л. Морозов // Полис. 2002. — № 5. — 186 с.
  54. М.М. Массовая коммуникация в современном мире / М. М. Назаров // методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2003. -239 с.
  55. Новейшая история Йемена 1917−1982 гг. / ред. Л.Валькова. -М., 1984. С. 23
  56. Махмуд Нехад. Система колониального контроля над прессой Палестины / Нехад Махмуд. Ростов-на Дону, 1996.
  57. Д. Тайны рекламного двора. Советы старого рекламиста /
  58. Д.Огилви. М., 1996. — 344 с.
  59. В.В. Глобальные телесети новостей на информационномрынке / В. В Орлова. Москва 2003. — с. 11.
  60. В. Глобализация и/или глобализаторство? / В. Ошеров // Новый мир. 2001. — № 1.- 236 с.
  61. A.C. Глобальное политическое прогнозирование / А. С. Панарин // Учебник для студентов вузов. М.: Алгоритм, 2002 г. — 352 с.
  62. A.C. Искушение глобализмом / А. С. Панарин. М., 2002. -413 с.
  63. В.В. Современная реклама / В. В. Песоцкий // Теория и практика. Ростов-на Дону, 2001. — 315 с.
  64. Почепцов Георгий. Информационные войны / Георгий Почепцов // Основы военно-коммуникативных исследований. Москва, 1999. — 576 с.
  65. Почепцов Георгий. Психологические войны / Георгий Почепцов. -Москва, 1999.-528 с.
  66. Е. Новейшая история арабских стран Азии / Е. Примаков. М., 1988.
  67. Райе Монро. Телевидение, телекоммуникации и переходный период. Право, общество и национальная идентичность / Монро Райе. М.: МГУ, 2000. — 334 с.
  68. В.М. Философия техники. От египетских пирамид до виртуальных реальностей: учебник для вузов/ В. М. Розин. M.: NOTA BENE 2001.-456 с.
  69. Т. Сакайя // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология- под ред. Иноземцева В. Л. М., 1999. — 370 с.
  70. В.И. Мировые информационные агентства: системное влияние на аудиторию / Сапунов В. И. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. — 240 с.
  71. Сердце женщины // Повести и рассказы современных арабских писателей. Л., 1988. — 464 с.
  72. Дж. Мыло, секс и сигареты / Дж. Сивулка // Пер. С англ. под ред. Л. А. Волковой. СПб.: Питер, 2002. — 205 с.
  73. ДА. Культурология / ДА. Силичев. М., 1999. — 285 с.
  74. Э.А. Управление качеством рекламы: учебное пособие для студентов / Э. А. Смирнов. М.: РИП-холдинг, 2001. — 263с.
  75. А. В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов // Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с.
  76. А.И. Коммуникация и культура: Противоречия поля политики / А. И. Соловьёв // Полис. 2002. — № 6. — 195 с.
  77. Схемы решения коммуникационных задач с применением Интернет-технологий // Мир Интернет. 2002. — № 4. — 120 с.
  78. Гречихин А. А. Типология изданий. М. Л 990. — С. 189.
  79. А. Футурошок / А. Тоффлер. СПб.: Лань, 1997. — 464 с.
  80. В.В. Реклама в коммуникационном процессе: Курс лекций / В. В. Тулупов. Воронеж: Изд-во «Кварта», 2003. — 143с.
  81. А.И. Глобализация: Процесс и осмысление / А. И. Уткин. -М., 2001.- 162 с.
  82. В.Г. Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории / В.Г. Федотова// Вопросы философии. 2002. -№ 12.-189 с.
  83. Хамдан Субха Мустафа. Гассан Канафани выдающийся публицист Арабского Востока / Субха Мустафа Хамдан // Дис.. канд. филол. наук. — Минск. 1994.- 114 с.
  84. С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка / С. Хантингтон // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999. — 650 с.
  85. Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.-448 с.
  86. В.В. Социокультурные аспекты глобализации масс-медиа Запада / В. В. Хорольский // Курс лекций. Воронеж: ВГУ, 2009. — 247 с.
  87. Чекала-Муха Г. В кругу пустого полумесяца / Г. Чекала-Муха. -М., 1981. -294 с.
  88. A.B. Перспективы развития в России «информационного общества» / A.B. Чугунов // Полис. 2002. — № 5. — С. 184- 190.
  89. Фарук Шараф. Негосударственная пресса в Объединенных Арабских Эмиратах / Шараф Фарук // Восточная коллекция. № 6. — Москва, 2001.-С. 49.
  90. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  91. Абдуль-Азиз Мухаммад Хасан. Язык современной журналистики / Мухаммад Хасан Абдуль-Азиз. Бейрут, 2001. — 88 с.
  92. Абдуль-Рахман А. Л. Исследования в журналистике: египетская и арабская журналистика, задачи в настоящее время / А.Л. Абдуль-Рахман. -Каир: Аль-Араби, 1989.
  93. Абдуль-Рахман А. Л. Образ женщины в арабской журналистике / А.Л. Абдуль-Рахман. Кувейт, 1981.
  94. Аль-Абиди Джабар, Салам Мухаммад Абдуль-Джабар. Журналистские темы / Джабар Аль-Абиди, Мухаммад Абдуль-Джабар Салам. -Сана, 1995.-192 с.
  95. Аль-Ауни Аль-Масиа Мухаммад. Понятие информационного воспитания/ Мухаммад Аль-Масиа Аль-Ауни // Арабское телевидение. -Тунис, 2002, № 3.
  96. Аль-Баасыр Абд ар-Раззак. Коран крепчайшая крепость для защиты арабского языка / Абд ар-Раззак аль-Баасыр //Аль-Лисан аль араби. -1989, N6. — С. 249.
  97. Аль-Вазир Ибрахим Ибн Али. Постижение Бога через молитву / Ибрахим Ибн Али Аль-Вазир. Бейрут, 1982.
  98. Аль-Джауи Омар. Союзная журналистика в Адене / Омар Аль-Джауи. Аден, 1967. — 124 с.
  99. Аль-Масмуди М. Новый информационны порядок / М. Аль-Масмуди. Кувейт, 1985. — С. 283
  100. Аль-Муайед Абдульвахаб Али. Энциклопедия йеменской журналистики / Абдульвахаб Али Аль-Муайед. Сана: Союз йеменских журналистов, 2003. — 688 с.
  101. Аль-Муайед Абдульвахаб Али. Революция в йеменской журналистики / Абдульвахаб Али Аль-Муайед // Анализ и документация 19 902 000. Сана: Маркиз Драсат Аль-Мустагбаль, 2001. — 298 с.
  102. Аль-Муайед Абдульвахаб Али. На улицах йеменской журналистики / Абдульвахаб Али Аль-Муайед. Сана: Дар Аль-Хикма Аль-Йемания, 1990. -100 с.
  103. Аль-Муайед Абдульвахаб Али. Союзная журналистика в Йемене / Абдульвахаб Али Аль-Муайед. Сана: Дар Аль-Хикма Аль-Йемания, 1990. -272 с.
  104. Аль-Хамдани Ахмед Али. Аден от временного успеха до творческого успеха / Ахмед Али Аль-Хамдани. Сана, 2005. — 174 с.
  105. Аль-Хамд Турки. Арабская культура в эпоху глобализации / Турки Аль-Хамд. Бейрут: Дар ас-Сакий, 1999.
  106. Аль-Шаами Аббас Али. Документальная журналистика / Аббас Али Аль-Шаали. Дамаск, 2002. — 296 с.
  107. Аль-Шаами Аббас Али. Демоны журналистики / Аббас Али Аль-Шаали. Сана, 1990. — 280 с.
  108. Аль-Шаами Аббас Али. Современные коммуникации / Аббас Али Аль-Шаали. Сана, 2001. — 278 с.
  109. Аль-Фахд Ясир. Современная арабская пресса и ее перспективы / Ясир Аль-Фахд. Дамаск, 1980. — С. 20−21.
  110. Аль-Уэйни Мухаммад Али. Международные исламские СМИ / Мухаммад Али Аль-Уэйни. Каир, 1987. — 303 с.
  111. Ara Тауфик Хасан. Женская журналистика в Йемене после революции 26 сентября 1962 г. / Хасан Ara Тауфик. Дамаск: Аль-Джалил, 1992.
  112. Агават Ахмед Мутахар. Международная журналистика /, Ахмед Мутахар Агават. Сана, 2008. — с.4.
  113. Агабат Ахмед Мудахар. Дипломатизм и СМИ / Ахмед Мудахар Агабат. Сана, 2008. — 229 с.
  114. А., Ахмад Мухаммад и др. Влияние средств массовойинформации на ребенка / А. Азайяди, Мухаммад Ахмад. Амман, 1989.
  115. Аз-Зейн Абдалла Яхья. Йемен и его средства информации / Абдалла Яхья Аз-Зейн. Каир, 1985. — 438 с.
  116. Аз-Зубейр Михдад. Телевидение и воспитание / Михдад Аз-Зубейр // Эль-Кувейт. 1990, № 30.
  117. Асаф Абуд. Женская пресса в Сирии / Абуд Асаф // Захрат аль-Халидж. 1984. — № 407. — С.18.Ашшамери Мухаммад Абдульвахаб. Роль СМИ в успехах Йемена в арабском мире / Мухаммад Абдульвахаб Ашшамери. — Сана, 2004.
  118. Ашшамери Фуад Абдуль-Гани. История Йемена. Политика и журналистика / Фуад Абдуль-Гани Ашшамери. Сана, 2004. — 256 с.
  119. Баазиб Абдалла. Избранные произведения / Абдалла Баазиб. -Бейрут, 1978/
  120. Баасалим Хуссейн Омар. Справочник йеменской журналистики / Хуссейн Омар Баасалим. -Сана: Министерство информации, 1992. 160 с.
  121. Буржи Абду. Журналистские колонки / Абду Буржи. Сана: 26 септамбер, 2005. — 207 с.
  122. Журналистика в Йемене. Нарушения и цензура / под ред. Тафкиль Абдусаллам Карман- 4.1. Сана: Женщины в журналистике без цепей, 2006. — 404 с.
  123. Журналистика в Йемене. Нарушения и цензура / под ред. Тафкиль Абдусаллам Карман- 4.2. Сана: Женщины в журналистике без цепей, 2006. -344 с.
  124. Ф. Современное исламское движение: реальность и иллюзии / Ф. Закария. Каир, 1986.
  125. Заки Сапах. Телевидение строит будущее детей / Сапах Заки // Эль-Кувейт. 1987, № 14.
  126. Ибрагим Мухаммад Саад. Журналистика и Интернет / Мухаммад Саад Ибрагим. Каир, 2007. — 235 с.
  127. Корам Джан Джебран. Язык СМИ / Джан Джебран Корам. Сирия. -Дамаск, 1992.-е. 59.
  128. Лаузи Хассан. Слово в номер / Хассан Лаузи // Новый Йемен. -2001., март-апрель. С. 5.
  129. Марокканская журналистика / под ред. Абдуль-Рахим Мухаммад // Марокканский альманах. Аль-Ребат, Марокко, 1997. — 205 с.
  130. Мутлак Фадел. Очерки истории радио и телевидения НДРЙ / Фадел Мутлак. Сана, 1985. — С. 11.
  131. Мутаваккиль М.А. М. Зарождение и развитие Йеменской печати / М.А. М. Мутаваккиль. Каир, 1983. — С. 5.
  132. Мутлак Фадел. Очерки истории радио и телевидения НДРЙ / Фадел Мутлак. Сана, 1985.-С. 11.
  133. Мутлак Фадел. Очерки истории радио и телевидения Йемена / Фадел Мутлак. Сана, 2006. — 230 с.
  134. Мутаваккиль М.А. М. Зарождение и развитие Йеменской печати / М.А. М. Мутаваккиль. Каир, 1983. — 401 с.
  135. Роль СМИ в успехах йеменской инициативы в общеарабской реформе / под ред. газеты «26 сентября». Сана, 2005. — 95 с.
  136. Ханнан Юсеф. Журналистика в образовательных и воспитательных учреждениях / Юсеф Ханнан. Каир, 2006. — 190 с.
  137. D.F., Anderson J.W. (ed.). New Media in the Muslim World. The Emerging Public Sphere./ D.F. Eickelman, J.W. Anderson. Bloomington, Indiana UP, 1999(2003).- 412 p.
  138. Jing, D.Y. The Telecom Crisis and Beyond. Restructuring of the Global Telecommunications System / Jing, D.Y. // International Communication Gazette, 2005. Vol. 67 (3). pp. 289−304.
Заполнить форму текущей работой