Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование методологических и прикладных знаний у студентов технического вуза в процессе изучения курса «Материаловедение»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепции педагогических систем’и оптимизации4 учебного процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, С. И. Архангельский и др.), разработка технологий обучения (Н.Ф. Талызина, И. С, Якиманская, М. Б. Кларин, А. Я. Савельев и др.) — учение о политехническом образовании (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, В. А. Поляков, А. А. Павлова, В. В. Сериков, B.C. Леднев и др.) — психологические аспекты формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические и прикладные знания, их роль и место в системе обучения материаловедению
    • 1. 1. Психолого-педагогический аспект формирования методологических и прикладных знаний у студентов технического вуза
    • 1. 2. Особенности требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к материаловедческой подготовке студента технического вуза в области машиностроения
  • §-1.3.Методологические и прикладные знания как основа инженерного мировоззрения
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. История и практика формирования методологических и прикладных знаний при изучении курса «Материаловедение» для студентов машиностроительных специальностей технического вуза
  • §-2.1.История возникновения науки «Материаловедение» и современные аспекты и направления ее развития
    • 2. 2. Построение лабораторного практикума по материаловедению с применением современных достижений науки и техники
  • §-2.3.Прикладные вопросы материаловедения при обучении студентов на машиностроительных факультетах вуза
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Экспериментальное исследование результатов формирования методологических и прикладных знаний у студентов
    • 3. 1. Задачи и этапы экспериментального исследования
    • 3. 2. Результаты внедрения в преподавание методологических и прикладных вопросов материаловедения
  • Выводы по главе 3

Формирование методологических и прикладных знаний у студентов технического вуза в процессе изучения курса «Материаловедение» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап социально-экономического развития российского общества выдвигает требования качественного обновления образования в сфере профессиональной подготовки специалистов технического профиля. Национальная доктрина образования Российской Федерации в качестве одной из основных задач ставит подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. В соответствии с положениями Государственного стандарта высшего профессионального образования технические вузы должны обеспечить высокий уровень усвоения фундаментальных и специальных знаний и умений обучаемых на основе эффективной организации их учебно-познавательной деятельности. Общая концепция инженерного образования в России в числе требований «к выпускникам вузов предусматривает необходимость знания методологии * научного поиска и методов научного исследования.

В основу исследования положено решение задачи формирования методологических и прикладных знаний студентов на основе фактического материала, так как именно на базе фактического материала в сознание студентов должно проникать ясное представление о научном методе, характерном для материаловедения. Материаловедческое образование сегодня — это реальное образование для реального человека. Поэтому оно должно преследовать две основные цели: формирование у студентов научной картины мира (мировоззренческий аспект) и овладение студентами необходимыми знаниями, умениями и навыками для дальнейшего образования. Если проблемы в достижении последней цели успешно решаются традиционными методами, то для формирования научного мышления необходимы новые подходы, исключающие механическое увеличение и усложнение информации.

Имеющее место противоречие между объемом научных знаний и все возрастающей нагрузкой студентов нами предполагается преодолевать путем синтеза методологии и практики материаловедческой науки. Однако наряду с проблемой отбора материала существует проблема метода преподавания. Идея обучения методам общенаучных и материаловедческих исследований на базе конкретных знаний и научных приложений представляется интересной и с точки зрения развития у студентов повышенного познавательного интереса, и интеллектуальной инициативы.

Изложение прикладных вопросов курса материаловедения представляется важной формой, теоретического обобщения, изучение на занятиях основ фундаментальных научных теорий, применения методов, обобщение прикладных вопросов — все это важные предпосылки для формирования, научного мировоззрения студентов. К числу факторов, определяющих эффективность изучения прикладных вопросов, относится учет соответствия содержанияэтих вопросов содержанию теоретического материала, изучаемого преимущественно в техническом вузе, и учет их научной значимости. Изучение методологических и прикладных вопросов в курсе «Материаловедение» технического вуза может способствовать тому, что дисциплина будет не просто содержательно воспроизводить адекватную науке систему знаний, упрощенную в дидактических целях, а позволит приобщить студентов к самостоятельному познанию, владея таким мощным орудием, как исследовательские методы.

Согласно положениям деятельностного подхода к обучению (Л.С.Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, И. А. Зимняя, И. И. Ильясов, Н. Н. Нечаев и др.) усвоение знаний, овладение умениями, навыками и формирование мышления составляют единый процесс.

В работах С. И. Архангельского, Н. Ф. Талызиной, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунского и др. исследуются вопросы управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых с целью эффективной организации учебного процесса.

Нами обнаружено ограниченное число работ посвященных, теории и методике обучения техническим дисциплинам в вузе. Стайнова Г. Н. посвятила свое исследование проектированию педагогической системы общетехнической подготовки в инженерном-вузе, Нилова В. И. исследовала научно-методические основы формирования конструкторских умений студентов технических вузов средствами инженерной графики. Формированию у студентов технического вуза инженерной культуры посвящено исследование М. В. Лагуновой.

Однако до настоящего времени не проводилось специального исследования, — позволяющего выявить и разработать задачу по формированию методологических и прикладных знаний студентов в условиях технического университета, что и обусловило актуальность нашего диссертационного исследования.

Анализ образовательного процесса в техническом вузе выявил основные противоречия:

•между объемом и сложностью научных знаний, соответствующих современному состоянию материаловедческой науки, и неразработанностью методологических подходов к формированию методологических и прикладных знаний студентов при изучении дисциплины «Материаловедение».

Целью исследования является решение проблемы формирования методологических и прикладных знаний у студентов машиностроительных специальностей технических вузов в процессе изучения курса «Материаловедение» .

Объект исследования — процесс обучения дисциплине «Материаловедение» студентов технических вузов.

Предмет исследования — процесс формирования методологических и прикладных знаний у студентов машиностроительных специальностей в техническом вузе.

Гипотеза исследования в соответствии с объектом и предметом исследования формулируется следующим образом:

Если курс «Материаловедение» в техническом вузе построить на основе концепции, в основе которой заключена логика научного познания — от физического и химического явления через методы комплексного исследования и испытаний материалов к построению модели: состав" <-и<�режим обработки)*-" «структура» <-> «свойства материалов», ее анализу.

Создать дидактический блок «методология — приложения», реализующий следующие педагогические идеи:

•обучение методам общенаучных и специальных материаловедческих исследований студентов технического вуза;

•использование элементов научноисследовательского эксперимента как одного из познавательных методов в материаловеденииТО это будет способствовать:

•формированию у студентов методологических и прикладных знаний- • повышению качества обучения и развитию студентовК основным задачам исследования по проверке выдвинутой гипотезы относятся следующие:

1. Проанализировать содержание существующей программы по курсу «Материаловедение» для студентов машиностроительных специальностей технических вузов в части включения в их состав вопросов методологии, а так же характера изучаемых прикладных вопросов.

2. Обосновать необходимость и актуальность внедрения в практику преподавания методологических и прикладных вопросов при обучении материаловедению и формированию методологических и прикладных знаний у студентов технического вуза.

3. Разработать дидактический комплекс по формированию методологических и прикладных знаний и внедрить. его в лабораторный практикум, по материаловедению для студентов машиностроительных специальностей технических вузов, отражающий, структуру курса в области методологии и приложений.

4. Экспериментально исследовать эффективность формирования методологических и прикладных знаний студентов в процессе и результате внедрения этого дидактического комплекса.

Методологической основой исследования являются:

Концепции педагогических систем’и оптимизации4 учебного процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, С. И. Архангельский и др.), разработка технологий обучения (Н.Ф. Талызина, И. С, Якиманская, М. Б. Кларин, А. Я. Савельев и др.) — учение о политехническом образовании (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, В. А. Поляков, А. А. Павлова, В. В. Сериков, B.C. Леднев и др.) — психологические аспекты формирования и-развития мышления (Д. Брунер, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др) — методологии научного познания (Э.Г. Юдин, А. М, Арсеньев, Н. К. Гончаров, Л. Я. Зорина и др.);

Специальные исследования, посвященные формированию методологических и прикладных знаний студентов в процессе изучения курса «Материаловедение», представлены в недостаточной степени.

Методы исследования: изучение и анализ педагогической, философской, методической литературы и диссертационных исследований по тематике работы, существующих рекомендованных и экспериментальных программ;

•педагогический мониторинг формирования методологических и прикладных знаний студентов, их интеллектуального развития и качества обученности на основе разработанных новых и использовании известных тестов и анкет;

•педагогический эксперимент по внедрению в практику обучения курса «Материаловедение» разработанных дидактических материалов по методологическим и прикладным вопросам материаловедения;

•анализ опыта обучения в различных образовательных учреждениях, обобщение опыта преподавателей материаловедения, использующих идеи, заложенные в данном исследовании.

Экспериментальная база — эксперимент проводился в течение 20 012 004 г. г. на базе Нижегородского государственного технического университета в рамках изучения дисциплины «Материаловедение» для студентов машиностроительных специальностей и Волжской государственной инженерно-педагогической академии в рамках Автомобильного института. Экспериментальным исследованием было охвачено 563 студента.

Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2001;2002 гг.) проводился анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблемам развития личности и мышления, анализ методической литературы по проблеме исследования.

На втором этапе (2002;2003 гг.) были сформулированы основные идеи данного исследования, определена научная проблема и сформулирована гипотеза исследования. Был разработан и апробирован дидактический комплекс по формированию методологических и прикладных знаний студентов в процессе изучения дисциплины «Материаловедение».

На третьем этапе (2003;2004 гг.) была проведена экспериментальная проверка идей, заложенных в данном исследовании, проведен мониторинг формирования у студентов методологических и прикладных знаний и поставлен заключительный педагогический эксперимент на базе Нижегородского технического университета и Волжской государственной инженерно-педагогической академии. Осуществлялось оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработана концепция построения* обучения по курсу «Материаловедение» для студентов технического вуза машиностроительных специальностей, включающая следующие положения:

•ведущей идеей является обучение методам общенаучных исследований, прикладным вопросам материаловедения;

•основным' объектом усвоения при" изучении методологических и прикладных вопросов материаловедения является логика научного познания — от физического и химического явления через методы комплексного исследования и испытаний материалов и их свойств;

•на основе выдвинутой концепции построена модель: состав" <�г> «режим обработки"о"структура"<-««свойства материалов».

2. Разработан дидактический комплекс формирования методологических и прикладных знаний при обучении дисциплине «Материаловедение».

3. Экспериментально доказана эффективность применения модели и концепции в процессе обучения материаловедению студентов машиностроительных специальностей технического вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: •доказана возможность построения обучения по курсу «Материаловедение» для студентов машиностроительных специальностей технического вуза, опирающегося на блоки «методология — приложения», который обеспечивает генерализацию учебного материала на основе модели: «состав"<-""режим обработки"<-««структура» «свойства материалов», и ее анализу;

•сформулирована! концепция построения обучения по курсу «Материаловедение», обеспечивающая сокращение имеющего место разрыва между вузовским предметом «Материаловедение» и соответствующей наукой;

Практическое значение исследования заключается в следующем: •в лабораторный* практикум по курсу «Материаловедение» введены задания, позволяющие сформировать методологические и прикладные знания студентов;

• разработаны дидактические материалы, позволяющие проследить динамику усвоения студентами методологических и прикладных знаний. Апробация работы.

Основные результаты исследования обсуждались на III, IV и V Международных научно-методических конференциях преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе «(Н.Новгород 2002 — 2004 г.г.), IX сессии молодых ученых Нижегородской области «Голубая Ока» (г.Дзержинск 2004 г.), IV и V Всероссийских научно-практических конференциях студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы образования и производства» (Н. Новгород 2003;2004г.), на заседаниях и научных семинарах лаборатории «Проблемы естественнонаучного образования в инженерных вузах», на кафедре «Технология машиностроения» ВГИПА.

Обоснованность и достоверность научных фактов обеспечиваются:

• опорой на фундаментальные положения теории и методики обучения материаловедению, дидактики, философии, психологии;

• анализом существующей проблемы с точки зрения как теории, так и практики преподавания курса «Материаловедение» в техническом вузе;

• комплексом методик исследования, многократной экспертизой основных результатов, внедрением результатов исследования в ряде технических вузов России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепция построения обучения по курсу «Материаловедение», направленная на формирование у студентов методологических и прикладных знаний. В основе концепции — логика научного познания — от физического и химического явления через методы комплексного исследования и испытаний материалов к построению модели: состав" <�г-««режим обработки"*-» «структура» «свойства материалов», затем ее анализу.

2. Методика формирования методологических и прикладных знаний учащихся при выполнении лабораторного практикума по курсу «Материаловедение», основанная на вышеназванных концепции и модели.

3. Педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность формирования методологических и прикладных знаний у студентов машиностроительных специальностей технического университета.

Выводы по главе 3.

1. Материаловедение, как непрерывно развивающаяся система знаний, может быть отнесена к прикладным наукам, однако в этой науке есть разделы, имеющие особенности фундаментальных технических наук. Общетехнический курс «Материаловедение» опирается на знания и умения, полученные студентами на младших курсах при изучении таких естественнонаучных дисциплин, как химия, физика и сопротивление материалов, были проведено исследование начальной подготовленности студентов по химии, физике, сопротивлению материалов.

2. На этапе формирующего эксперимента на основе материалов констатирующего эксперимента была произведена разработка дидактических материалов «Методологические и прикладные вопросы курса Материаловедение». На этом же этапе сравнительному анализу подвергались результаты внедрения элементов дидактических материалов «Методологические и прикладные вопросы материаловедения». В конце этапа отслеживались уровни влияния изучения методологических и прикладных вопросов материаловедения на степень усвоения материала курса «Материаловедение», влияния изучения методологических и прикладных вопросов курса «Материаловедение» на формирование методологических и прикладных знаний студентов технического вуза;

3. На третьем этапе был проведен контролирующий эксперимент. Его основная цель состояла в апробации предложенной модели и концепции в процессе обучения материаловедению студентов машиностроительных специальностей. Обусловленное этим формирование методологических и прикладных знаний студентоводно из направлений теории и методики обучения материаловедению.

Заключение

.

В диссертационном исследовании по формированию методологических и прикладных знаний студентов при изучении курса «Материаловедение» решаются некоторые проблемы современного материаловедческого образования.

Материаловедческое образование должно преследовать две основные цели: формирование у студентов научной картины мира (мировоззренческий аспект) и овладение студентами необходимыми знаниями, умениями и навыками для дальнейшего образования. Для формирования научного мышления необходимы новые подходы, исключающие механическое увеличение и усложнение информации. Имеющее место противоречие между объемом научных знаний и возрастающей нагрузкой студентов нами преодолевалось путем синтеза методологии и практики материаловедческой науки.

В рамках диссертации проведена экспериментальная проверка эффективности формирования методологических и прикладных знаний студентов при изучении курса «Материаловедение».

В результате выполненного исследования решены следующие задачи по педагогическому анализу проблемы:

• обоснована актуальность и необходимость формирования методологических и прикладных знаний у студентов;

• изучено состояние проблемы формирования методологических и прикладных знаний студентов технических вузов;

• проведен анализ существующей программы по курсу «Материаловедение» для студентов машиностроительных специальностей технических вузов в части включения в их состав вопросов методологии, а так же характера изучаемых прикладных вопросов;

• выявлен уровень владения студентами методологическими и прикладными знаниями;

• доказана необходимость разработки концепции построения обучения по курсу «Материаловедение» для студентов технического вуза машиностроительных специальностей, включающая следующие положения:

•ведущей идеей является обучение методам общенаучных исследований, прикладным вопросам материаловедения- •основным объектом усвоения при изучении методологических и прикладных вопросов материаловедения является логика научного познания — от физического и химического явления через методы комплексного исследования и испытаний материалов и их свойств- •на основе выдвинутой концепции построена модель: «состав» <�г> «режим обработки"^>"структура"^>"свойства материалов».

•разработан и внедрен в практику преподавания дидактический комплекс, позволяющий сформировать методологические и прикладные знания при обучении дисциплине «Материаловедение». Проведен педагогический мониторинг — отслежено влияние формирования методологических и прикладных знаний на:

•уровень познавательного интереса и интеллектуальной инициативы- •уровень знаний студентов по курсу «Материаловедение». Педагогический эксперимент подтвердил правомерность сформулированной нами гипотезы и доказал эффективность разработанной концепции построения обучению по курсу «Материаловедение» для формирования методологических и прикладных знаний у студентов технического вуза машиностроительных специальностей.

На основе результатов теоретического исследования, результатов педагогического эксперимента по исследованию сформированное&tradeу студентов методологических и прикладных знаний можно сделать следующие выводы:

• изучение понятий, законов и теорий необходимо осуществлять на основе общенаучных и материаловедческих методов исследований;

• методологические и прикладные знания студентов обуславливают повышение научного уровня знаний студентов, их действенности и системности;

• имеющиеся программы не обеспечивают в полной мере формирование методологических и прикладных знаний у студентов.

На основе решения задач данного диссертационного исследования открываются перспективы для дальнейших исследований:

• исследование методологических и прикладных знаний студентов при выполнении курсового и дипломного проектирования;

• создание учебно-методического комплекса по курсу «Материаловедение», обеспечивающего единый подход к разработке содержания теоретического обучения, лабораторно-практических занятий и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. О проблемах современного человекознания,— Спб.: Изд. Дом Питер, 2000.-272 с.
  2. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод, пособие. М.: Высшая школа. 1981.240 с.
  3. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
  4. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.-384 с.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
  6. Ю.К., Сластенин В. А. и др. Педагогика,— М.: Просвещение, 1998.-479 с.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект).- М.: Педагогика, 1982.-248 с.
  8. В. Научно-техническая гонка XXI века // Инженер. № 9. 2002. С. 10−13
  9. Е.В. Методологические условия перехода от науки к практике в структуре прикладного педагогического исследования. Автореф. дис.. д-ра пед. наук./ Волгоград: ВГПУ, 2003 г.
  10. В.П. Основы теории педагогических систем / Гос. ун-т. Воронеж, 1977.-304 с.
  11. В.П. Слагаемые педагогические технологии. М., 1989.
  12. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988.-160 с.
  13. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Москва «Высшая школа», 1989.-144 с.
  14. JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Педагогика, 1968−384 с.
  15. Н.Ф. Металловедение и термическая обработка М.: Машгиз, 1961. 463 с.
  16. Бондаревский В. Б, Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1985.-144 с.
  17. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии//Педагогика, 1993, № 5. С. 12.
  18. Г. Г. Психические основы обучения: Учебн. Пособие.- Н. Новгород. Гос. Техн. Ун-т. Н. Новгород, 1998.- 129 с.
  19. Дж. Процесс обучения.-М.: Наука, 1973.- 240 с.
  20. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации/ Пер. с англ. К. И. Бабицкого.- М.- Прогресс, 1977.-412 с.
  21. Введение в материаловедение: Учебное пособие / Ф. А. Гарифуллин, Ф.Ф. Ибляминов- Казан, гос. технолог, ун-т. Казань, 2003 г.- 492 с.
  22. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие.-М.: Высш. Шк., 1991.- 207 е.: ил.
  23. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.
  24. Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991−479 с.
  25. Л.Г. Новая парадигма образования. Педагогика: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во «Слово», 1999. -Вып. 1. С. 3.
  26. П.Я., и др. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1966.
  27. Ю.А. Рахштадт Материаловедение. М: Металлургия, 1975 449с.
  28. С. И. Основы педагогики. Введение в практическую философию.- М: Школа-пресс, 1995. 447 с.
  29. .С. Философия образования XXI века, М.: 1998.-310 с.
  30. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по направлению 653 200- Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы, 43с.
  31. Н.Н. Психология инженерного труда. М.: Высшая школа, 1998.-333с.
  32. JI., Кружалин В., Попова Е. Модернизация содержания и структуры инженерного образования // Высшее образование в России: 2003. № 4 С. 46−56.
  33. А.Г. Наследственность в технологическом процессе// Машиностроитель. 2002. № 7. С. 29−34.
  34. А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы. Автореф. дис.. д-ра пед. наук./ Челябинск, 4111 У, 2002 г.
  35. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В, Петровского М.: Педагогика, 1989. -278 с.
  36. В.В. Теория развивающего обучения. М.6 ИНТОР, 1996.- 544с.
  37. О.В. ПГатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие, -М.: Высшая шк., 1990.-191с.
  38. Г. А. Собрание сочинений. М.: Т.2. 1961.
  39. Еженедельная газета научного сообщества «Поиск" — № 28−29 (790−791) от 16 июня 2004 г.
  40. В.М. Теория и практика проектирования инновационных педагогических технологий для педагогических вузов в предметной области технология. СПб.: РГПУ, 2001 г.
  41. В.И. Методология и методика дидактического исследования.-М.: Педагогика, 1981.-160 с.
  42. И.А. Элементарный курс педагогической психологии / М., 1992.
  43. М. Об искусстве благополучно миновать тупики // Инженер. 1996. № 10. С. 1−3, 18−19.
  44. JI. Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. М: Изд-во ИТПИ-МИО, 1993.-163 с.
  45. JI. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М.: Педагогика, 1978. 128 с.
  46. В. Россияне могут стать богатыми. Но не очень. Однако больными вполне // Инженер. 2002. № 10. № 2. С. 2−5.
  47. В. Г. Физика и мировоззрение. JI., 1975.-118 с.
  48. Избранные педагогические сочинения, 1955. -287 с.
  49. Игнатова В. А, Педагогические основы синергетики// Педагогика.-2001.-№ 8.-С.26−30.
  50. А. А. Развитие личности и развивающаяся личность // Гуманизация образования: Методологические аспекты: тез. докл. обл. науч.-практ. конф. — Горький: Изд-во ГТПИ, 1990. С. 11.
  51. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Изд-во «Арена», 1994. — 188 с.
  52. М.Б. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989
  53. Я. JI. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976
  54. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.-568 с.
  55. Краткий психологический словарь / Сост. JI.A. Карпенко. Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- 431с.
  56. Р.П., Е.М. Дубовская психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ.-207с.
  57. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975
  58. В.Ж., Новоднов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России 1994. № 1
  59. И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Изд-во ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с.
  60. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Саратов: Изд-во Саратовский университет, 1982.-274 с.
  61. Т.В. и др. Превращения в железе и стали. М: Наука, 1977- 236 с.
  62. А. А. Вопросы методики педагогических исследований. -Таллинн: Валгус, 1971.-212 с.
  63. Ю. М. Леонтьева В.П. Материаловедение. М: Машиностроение, 1990.- 527 с.
  64. В. Странны аналоги//Инженер. 2002. № 2. С. 11
  65. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М.: Высш. шк., 1991.- 224 с.
  66. А.Н. Мотивы, эмоции и личность/ Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во МГУ им М. В. Ломоносов. 1982.- 282с.
  67. Д.А. Совместная деятельность, общение взаимодействия (к обоснованию «педагогики сотрудничества»). Вестник высшей школы, 1989, № и. С. 39−45.
  68. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
  69. А.Н. О формировании способностей. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: 1981. Ч. II.
  70. И.Я. Основы методов обучения. М.: 1981.
  71. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: «Знание», 1976−64с.
  72. Й. Процесс и структура человеческого учения. М. 1970, — 625 с.
  73. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека / Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. (Труды д. чл. и чл.- кор. АПН СССР) М.: Педагогика 1991.-С.129−156
  74. Г. Ф. М.: Современная высшая школа, 1988, № 4, С. 115−122.
  75. А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя.- М.: Педагогика, 1990.-192 с.
  76. Материалы Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование"// Высшее образование в России.1993. № 1
  77. Материалы Российской научно-методической конференции «Проблемы качества высшего образования». Уфа: УАИ, 1992.-137с.
  78. Материаловедение в схемах конспектах: Учебное пособие / Под ред. И. Ю. Ульяниной.-М.: МГИУ, 1999-ЮЗс.
  79. Национальная доктрина образования МГУП, 2000 г.
  80. Р.С. Психология : Учебн. Для студентов пед. Вузов: В 3 кн.- М.: Изд-во «Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС», 1997.-Т. 1−3.
  81. Р.С. Практическая психология: учебное пособие. М.: ВЛА-ДОС, 1997.
  82. В.И. Научно-методические основы формирования конструкторских умений студентов технических вузов средствами инженерной графики. Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-М.: Mill У, 2001 г.
  83. О.П. Современные технологии обучения в вузе. Сущность, принципы проектирования, тенденция развития // Высшее образование в России. 1994. № 2
  84. А.Ю. Педагогические условия подготовки радиоинженеров к эксплуатационно-технической профессиональной деятельности// автореферат кандидатской диссертации Изд-во БГРАФ, Калининград, 1999 г.
  85. Откуда есть и пошло слово инженер // Инженер. 1998. № 2 С. 44
  86. Педагогика: Учебник/ Л. П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.- Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-432с.
  87. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
  88. К.К. Проблемы способностей. -М., 1972.
  89. И.В. Дидактическая система формирования рационального подхода к учебной деятельности у студентов Вузов. Автореф. дис. канд пед. наук. Саратов, 1998
  90. И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432с.
  91. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений, — М.: Изд. центр «Академия», 2001.-136с.
  92. Понятийно-терминологический словарь по педагогике и образованию.1. Н. Новгород: 1996.-28 с.
  93. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989
  94. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. -М.: Педагогическое общество России, 1999,-354с.
  95. А. Будущее России -общество высоких технологий// Инженер. 1996. № 4. С.1−5.
  96. Д.Н. Аналогии в направлениях развития природы и техники // Вестник машиностроения. 1995. № 2. С. 45−48.
  97. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.423 с.
  98. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.: T.l.-М.: Изд-во АПН СССР, 1989−485 с.
  99. А.Я. Новые информационные техологии в обучении // Современная высшая школа. 1990. № 3−4.
  100. А.Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2.
  101. В. Традиции и современность // Высшее образование в России. 2003. № 1,С.11−18
  102. М.Д. Лабораторные занятия со студентами. Педагогика, 1994, № 3. С.51−54.
  103. О.Л. Структура интеграционных процессов образования, науки и производства // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Технологический аспект. Свердловск: СИПИ, 1991. — С. 48−52.
  104. М.Н., Лернер И. Я. О методах обучения. Советская педагогика, 1965
  105. С.Д. Педагогика и психология высшего образования о деятельности и личности. М.: Аспект-пресс, 1995. -270с.
  106. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001.- 928с.
  107. A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции.-М.: Педагогика, 1988.-128с.
  108. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова.- М.: Машиностроение, 1982−368с.
  109. Г. Н. Проектирование педагогической системы общетехнической подготовки в инженерном вузе. Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-Казань, КГТУ, 2003 г.
  110. Ш. Таланов В. Человек в мире техники //Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 59−60.
  111. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.- Изд-во МГУ, 1969.
  112. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста. Современная высшая школа, 1986, С.75−63.
  113. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высшая школа. 1977. № 1.
  114. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975
  115. .М. Способности и одаренность. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: 1981.4.II.
  116. .М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.-С. 145−148,
  117. Д. М., Малахов А. М. Союз философии и естествознания-методологическая основа формирования инженера. Вестн. высш. школы, 1980, № 3, С. 12−17.
  118. А.В. Формирование обобщенных умений и навыков.- Народное образование, 1974, № 4
  119. К.Д. Собр. соч., М.-Л., 1949, т.6, С. 256.
  120. И., Еркович С. Разумно использовать мировой опыт// Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 39−45.
  121. Д.И. Закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебн. пособ. для студ.:
  122. . JI.M. Семенюк- Под ред. Д. И. Фельдштейна. .: Междунар. пед. академия, 1994.-266 с.
  123. Философский энциклопедический словарь.-М.:СЭ, 1983.-840 с.
  124. Формирование личности инженера в вузе / К. Е. Зуев, В. И. Блохин, В. А. Морозов и др. Киев «Вища школа», 1982.-175 с.
  125. К.В. Основные задачи научной деятельности в области машиноведения в новых условиях // Вестник машиностроения. 1996. № 4. С. 37−40.
  126. Н., Каган В. Основы развития современной высшей школы // Высшее образование в России.- 1998-№ 2.
  127. А.А. Педагогические основы совершенствования преподавания физики в высших учебных заведениях// автореферат докторской диссертации М: 1995 г.
  128. А.А. О результатах анализа вступительных экзаменов. Информационный бюллетень по обмену передовым опытом учебно-воспитательной и методической работы в военных вузах ПВО. М.: Выпуск 6, 1986, — С. 53−53.
  129. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание./Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: «Экспедитор», 1996.- 288 с.
  130. О.Т. Роль и место практических и лабораторных занятий в курсе «Материаловедение» // Высокие технологии в педагогическом процессе:
  131. Труды V Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов- Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2004.-С.463−465
  132. О.Т. К вопросу отбора содержания прикладных задач материаловедения.// Труды IX Нижегородской сессии молодых ученых «Голубая Ока». — Дзержинск: изд-во Гладкова, 2004.-С. 86−87.
  133. Д.И., ЖильцоваЕ.И. Экономика, организация и планирование высшего образования. М.: Высшая школа, 1988
  134. Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы. Обзорная информация НИИ ОП АПН СССР, М.:1976.- 20с.
  135. Шор Ю. М. Человек, образование, культура // Мир человека. 1994.-№ 1.-С.12
  136. С.С. Металловедение // переработанное и дополненное издание под ред. И. Н. Богачева и B.C. Садовского. Свердловск «Металлургиздат», 1961.- 598 с.
  137. В.А. Моделирование и познание. Минск, 1974. -240 с.
  138. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность.-М.: Наука, 1997.-444 с.
  139. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии, 1995. № 2. С. 31.
  140. Ф. Технология обучения в системе высшего образования- М., 1986.
  141. Вопрос 1 Какой тип межатомных связей характеризуется отсутствием направленных сил между атомами?
  142. Вопрос 2 Дайте определение понятия «основания»
  143. Вопрос 3 Что такое донорно-акцепторная и водородная связь?
  144. Вопрос 4 В чем заключается сущность правил фаз Гиббса и правила «рычага»?
  145. Вопрос 5 Какой из типов ковалентной связи преобладает в молекулах следующих соединений: a) NiAS- б) FeSb- в) LaSb- г) CoSn.
  146. Вопрос 6 Выразите формулой следующие группы соединений для двухвалентного металла Me: а) карбиды- б) силиды- в) бориды- г) нитриды.
  147. Вопрос 7 Как изменяются свойства гидроксидов элементов одного периода системы Д. И. Менделеева в высшей степени окисления: а) лития, бериллия, углерода- б) натрия, алюминия, серы- в) кальция, титана, марганца.
  148. Вопрос 8 Пользуясь графиком зависимости энергии Гиббса от температуры, определите примерную температуру, при которой становится возможным восстановление ТЮг углеродом по реакции Ti02 (к)+2С (к)= Ti (к)+ 2СО (г)
  149. Вопрос 9 Пользуясь данными диаграммы плавкости Mg Ge, показать, что соединение магния с германием соответствует формуле Mg2- Ge-тест по «Сопротивлению материалов»
  150. Вопрос 1 Дайте определение понятие «деформация»
  151. Вопрос 2 Составьте классификацию деформаций.
  152. Вопрос 3 Разработайте классификацию известных вам свойств твердого тела.
  153. Вопрос 4 Укажите сходства и отличия понятий «деформация» и «перемещение»
  154. Вопрос 5 Укажите единицы измерения напряжения возникающего в материале под действием внешней нагрузки
  155. Вопрос 6 Заполните блок схему по определению положения осей координат в зависимости от направления действия напряжений tzx (т) *. лл р. О © Vу вертикальная ось Горизонтальная ось
  156. Вопрос 7 Сопостг В чем и шьте эпюры напряжений при изгибе и кручении бруса, х сходство и отличие ?
  157. Вопрос 8 Назовите, факторы влияющие на пластичное и хрупкое состояние.
  158. Вопрос 1 При каких условиях для идеального газа PV=const?
  159. Вопрос 2 Укажите выражение для второго начала термодинамики?
  160. Вопрос 3 Что собой представляет ток в электронно-лучевой трубки?
  161. Вопрос 4 В каком случае ЭДС индукции в замкнутом контуре больше: 1) при изменении пронизывающего его магнитного потока от 10 В б до 0 в течение 5 с или 2) при его изменении от 1 В б до 0 в течение 0,1с ?
  162. Вопрос 5 Какие вещества относят к металлам по ширине запрещенных зон ?
  163. Вопрос 6 Построить график изобарного процесса в координатах Р, Т
  164. Вопрос 7 Вычислить дефект массы ядра изотопа водорода iH.
  165. Вопрос 9 Баллон вместимостью 0,02 м³, содержащий воздух под давлением 4*105 Па соединяют с баллоном вместимостью 0,06 м³, из которого воздух выкачан. Найти давление, установившееся в сосудах. Температура постоянна.
Заполнить форму текущей работой