Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационное обеспечение образовательного процесса обучающихся в профессиональном колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учетом результатов проведения формирующего эксперимента нами выстроена следующая последовательность реализации компонентов готовности в практике осуществления управленческого содействия направленности деятельности педагогов на пользование информацией в образовательных процессах: а) формирование положительного отношения к деятельности по пользованию информации в процессе реализации своих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретическое обоснование условий информационного обеспечения образовательного процесса колледжа
    • 1. 1. Роль информации в деятельности педагогов профессионального колледжа
    • 1. 2. Распределение информации между участниками образовательного процесса в колледже
    • 1. 3. Педагогические условия осуществления направленности деятельности педагогов колледжа на использование информации в образовательных процессах
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности информационного обеспечения образовательного процесса профессионального колледжа
    • 2. 1. Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация на практике педагогических условий осуществления направленности деятельности педагогов профессионального колледжа на использование в образовательных процессах
    • 2. 3. Анализ результатов эксперимента и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Информационное обеспечение образовательного процесса обучающихся в профессиональном колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования.

Образование выступает средством освоения мира, формируя универсальную типовую для данной культуры картину, аксеологические, когнитивные, поведенческие и иные стереотипы. Сегодня стало очевидно, что образование предполагает наличие субъект — субъектных отношений, которые опосредуют субъект — объектные связи, ее формой (устной, письменной, формальной, неформальной, государственной, негосударственной, официальной, оппозиционной), качеством (непосредственное, опосредованное, косвенное, личностное, индивидуальное, коллективное), характером передаваемой информации, ее назначением и уровнем развития субъектов.

В условиях демократизации общественных отношений образование призвано перейти на государственно — общественную форму управления. Это предполагает расширение самостоятельности субъектов управления образованием на различных уровнях. Однако субъекты, осуществляющие управление часто ориентированны на указания «сверху» и не имеют своих личных представлений о том, что первостепенно для изменений в условиях конкретно своего образовательного учреждения, что необходимо сделать для повышения эффективности, качества образовательного процесса.

Своеобразие профессионального образования связано с инновационными идеями: гуманистической направленностью образования (отказ от функциональной заданности этого процесса, самоопределение личности, формирование личностной позиции, переход от «культуры.

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографии. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится • точка с запятой. полезности — к культуре достоинства") — иерархии педагогических целей, построения индивидуализированных систем обучения, превращения знания в инструмент освоения мира, включения научно-исследовательской деятельности в процессе образования.

Существующие в практике профессионального образования целесообразные тенденции на индивидуализацию, личностно-ориентированный подход обостряют необходимость появления, накопления и эффективного использования информации о профессиональном становлении личности, освоении той или иной профессии, развития профессионально значимых качеств.

В связи с этим, существует потребность в осуществлении различных мероприятий, способствующих повышению готовности педагогов к реализации образовательных программ на новом уровне, а именно, наблюдать развитие, становление каждой личности в отдельности. Возможно это только при условии высокого уровня информационной культуры педагога, достаточной готовности его к пользованию и получению информации о процессах, происходящих с личностью в ходе ее профессионального образования. Информационная насыщенность сложного процесса профессионального образования должна быть понятна и доступна педагогу, при этом личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход приобретают свое истинное назначение и исполнение.

В педагогических теориях существует ряд наработок, раскрывающих различные аспекты, значимые с точки зрения выявления и обоснования мер по формированию готовности педагогов к использованию информации о личности.

Педагогические обоснования дифференцированного и индивидуализированного обучения представлены в работах Ю.К.

Бабанского, B.C. Безруковой, Р. Б. Вендровской, Е. Я. Голанта, В. К. Дьяченко, М. М. Поташника, Г. И. Щукиной и др. Психологические теории личности и личностного подхода нашли отражение в работах А. Г. Асмолова, JT.C. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, И. С. Якиманской. Основатели собственных подходов и технологий — В. В. Давыдов, Э. Д. Эльконин, Л. В. Занков (развивающее обучение), В. Ф. Шаталов, Н. П. Гузика, С. Н. Лысенковой (оптимизация и интенсификация в русле традиционного обучения), Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, М. П. Щетинин (гуманистические подходы), Е. А. Ямбург (адаптационная школа), В. Библер, С. Ю. Курганов (школа диалога культур), Б.П. и Л. А. Никитины (свободное воспитание), И. С. Якиманская, В. В. Сериков, Н. А. Алексеева (личностно-ориентированное обучение) и др.

Вопросы активизации деятельности педагогического коллектива как научно-педагогической проблемы рассматривали в своих трудах С. Г. Вершловский, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н. Ф. Талызина, Р. Ф. Шакуров и др.

Основы системного подхода в образовании, а также различные идеи управления образовательными системами отражены в научных трудах Е. Н. Князева, Г. Н. Серикова, Н. С. Сунцова и др.

В свете новых социально-экономических отношений и научно-технического развития возникает необходимость тщательного анализа управления, как научной проблемы, пересмотра и совершенствования теории управления, структуры и функций органов управления, создания механизма процесса организации и управления для повышения эффективности управленческих решений и актов. Эти проблемы рассматривали в своих трудах В. Г. Афанасьев, И. Л. Бачило, Е. Е. Вендров, В. Н. Глушко, Г. М. Добров, В. Кинг, Д. Клиланд, И. Кхол, Б. Ф. Полуботко, Г. Х. Попов, Г. Н. Сериков, В. И. Терещенко, Г. Фрон и др.

В связи с тем, что речь идет о повышении квалификации педагогических кадров, определенную важность приобретают для нас различные аспекты проблемы педагогического образования. Среди них следует отметить труды О. А. Абдуллиной, В. А. Беликова, В. П. Беспалько, А. Г. Гостева, Н. В. Кузьминой, А. Я. Найна, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, П. И. Чернецова.

Педагогические условия, в которых разрабатывается новое содержание, организационные методы, направленные на формирование приемов и навыков совместной деятельности с учащимися в учебном процессе, рассматриваются в работах Ю. К. Бабанского, Г. К. Кириловой, И. Я. Лернера, Г. И. Щукиной и др.

В то же время, несмотря на многочисленные исследования в данных областях, в осуществлении непосредственной готовности педагогов к использованию информации в образовательных процессах имеется ряд неразрешенных вопросов. Так, например, существует малое количество работ по индивидуализации образовательных процессов в учреждениях среднего профессионального образования. Недостаточно уделено внимания роли руководителя в осуществлении информационного обеспечения образовательных процессова так же его роли в повышении данного вида готовности кадров и повышения их информационной культуры.

Вследствие этого возникли некоторые противоречия, например, между необходимостью осуществлять индивидуальный, личностно-ориентированный подходы в образовательных процессах личности и низким уровнем готовности педагогов, в частности профессиональных колледжей, к пользованию информации (ее сбору, накоплению, интерпретации и т. д.) в образовательных процессах, недостаточным уровнем информационной культуры педагогов профессионального образования.

Выделенное противоречие подтверждает актуальность проблемы исследования, заключающееся в необходимости разработки педагогических условий, способствующих повышению уровня готовности педагогов учреждений среднего профессионального образования к использованию информации в профессиональной деятельности, а также способствующих становлению информационной культуры педагогов в условиях развития и совершенствования профессионального образования.

С учетом проблемы нами определена следующая тема исследования: «Информационное обеспечение образовательного процесса обучающихся в профессиональном колледже».

Объект исследования — образовательный процесс в профессиональном колледже.

Предмет исследования — информационное обеспечение образовательного процесса в профессиональном колледже.

Цель исследования — теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия, направленные на активизацию деятельности педагогов по использованию информации в образовательном процессе профессионального колледжа.

Гипотеза исследования: образовательный процесс профессионального колледжа становится более эффективным, если в нем реализуются следующие педагогические условия:

1) осуществлено оптимальное распределение информации между участниками образовательного процесса в профессиональном колледже;

2) методическая работа, система повышения квалификации и аттестация служат стимулом использования информации для педагогов в образовательном процессе;

3) разработаны и действуют нормативно-регламентирующие, перспективно-целевые, деятельностно-стимулирующие и коммуникативноинформационные предпосылки профессиональной деятельности преподавателей колледжа.

Задачи исследования:

1) выявить состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практике, уточнить понятийный аппарат исследования;

2) теоретически обосновать и апробировать педагогические условия, способствующие активизации деятельности педагогов по использованию информации в образовательном процессе;

3) экспериментально проверить возможности реализации выделенных педагогических условий в их единстве.

Методологической основой исследования явились: концепция личностно-деятельного подхода (ЛИ. Божович, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, Э. А. Фарапонтова, Д. Б. Эльконин и др.) — философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о детерминированности развития личности содержанием и способами осуществления его деятельностио единстве психики и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — о связи теории и практики в подготовке и повышении квалификации педагогических кадров (А.Я. Найн) — идеи реализации системного подхода в образовании (Ю.А. Конаржевский, Г. Н. Сериков) — исследования о структуре педагогический деятельности (Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.) — об исследовательском подходе в управленческой деятельности (Т.И. Шамова, Н.В. Сычкова) — учение о структуре и содержании творческой деятельности и управлении педагогической деятельностью (В.И. Загвязинский).

Источниками исследования выступают фундаментальные положения теории личности, деятельности и общения, в частности, идеи:

— касающиеся интегративного подхода к личности, индивиду и субъекту деятельности, единства личности, сознания и деятельности, разработанные.

К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьевым, Л. И. Анциферовой, В. Т. Афанасьевым, П. Б. Балтесом, Б. С. Братусь, И.В. Бестужевым-Ладой, Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, М. С. Каганом, А. Н. Леонтьевым, В. А. Петровским, В. А. Ядовым и др;

— о развитии личности в деятельности и общении: К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Анаьевым, Г. Гиро, В. В. Давыдовым, А. Н. Леотьевым, Т. Н. Шамовой, Д. Б. Элькониным и др.

Существенное значение в концептуальном плане для нас имели:

— теория ценностей: С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, В. Брожик (Чехия), Р. Вэбэр (Германия), А. А. Гусейнов, Я. Легович, А. Ф. Лосев, B.C. Соловьев и др.;

— современные концепции гуманизма и гуманистического мира: Л. П. Буева, И. Войнах (Голландия), В. Волошин, Я. Леговичус (Литва), А.А. Мелик-Пашаев, X. Квятковска (Румыния), В. Оконь (Польша), Ц. Форлес (Словения) и др.

Этапы и методы исследования На первом этапе (1999;2000 гг.) — осуществлялся ретроспективный анализ литературы, изучались философские, социальные, педагогические, медико-биологические основы, анализировался передовой опыт руководителей учреждений среднего профессионального образования. Проводились пилотажные исследования.

На данном этапе применялись следующие методы: анализ теоретических источников (монографический), изучение документации, анализ результатов деятельности, анкетирование, наблюдение, интервьюирование.

На втором этапе (2000;2001 гг.) — сформулирована тема исследования, цель, гипотеза, уточнены понятия информационная культура педагога, готовность использовать информацию. Проведен констатирующий этап эксперимента, повторные пилотажные исследования.

Наряду с основным методом — педагогическим экспериментом — были использованы и другие: матричный метод отбора и структурирования информации, тестирование, изучение статистической информации, документов, анкетирование, опытная экспериментальная работа и др.

На третьем этапе (2001;2003 гг.) — выявлены и обоснованы организационные условия повышения квалификации и готовности педагогов профессионального образования. Осуществлен формирующий эксперимент. Проведена работа по внедрению результатов исследования в широкую практику, осуществлено диссертационное оформление работы.

На данном этапе использовались методы: наблюдение, беседа, анализ экспериментальных данных, сравнение, сопоставление полученных данных их интерпретация и др.

База исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе профессионального колледжа г. Муравленко, педагогического колледжа г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа, индустриально-педагогического колледжа г. Магнитогорска и Курганского технологического колледжа.

Формирующий этап осуществлялся на базе колледжей г. г. Муравленко, Ноябрьска.

Научная новизна исследования: Теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, способствующий активизации деятельности педагогов по использованию информации в образовательном процессе профессионального колледжа. Разработаны признаки информационной адресности субъектов образовательного процесса колледжа в соответствии с их функционалом.

Обосновано единство методической работы, системы повышения квалификации и аттестации кадров с нормативно-правовыми, информационно-коммуникативными, перспективно-целевыми, деятельностно-стимулирующими предпосылками профессиональной деятельности педагогов в колледже.

Теоретическая значимость уточнены признаки понятий: «информация», «Информационная культура педагога», определены их содержание, структура и механизм формирования информационной культуры.

Практическая значимость исследования состоит в реализации педагогических условий, в осуществлении направленности деятельности педагогов профессионального колледжа на использование информации в образовательном процессе, способствующих активизации творческих потенциалов педагогов на поиске индивидуальных методов работы и на реализацию личностно-ориентированного образования. Разработан оценочно-критериальный инструментарий диагностики сформированное&tradeинформационной культуры педагогов. Материалы исследования могут быть использованы при модернизации действующих учебных планов и программ подготовки студентов в профессиональном колледже.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс педагогических условий, позволяющий активизировать деятельность педагогов по использованию информации в образовательном процессе колледжа;

2. Признаки информационной адресности субъектов участников образовательного процесса колледжа.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров исследованияадекватностью изучаемого явления целям и задачам исследованиявоспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностьюиспользованием средств математической статистикиколичественным и качественным анализом полученных в ходе исследования данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались: на 6-ой региональной научно-методической конференции молодых ученых (Челябинск, 2000 г.), на заседаниях «Школы молодого педагога-исследователя» (Курган, Челябинск, 2001;2003 гг.), на заседаниях кафедры педагогики Уральской государственной Академии физической культуры (г. Челябинск), на всероссийском совещании по проблемам развития профессионального образования в малых городах (Самара, 2003 г.), на заседании совета директоров учреждений профессионального образования ЯНАО (Салехард, 2004 г.), на выездном совещании Министерства образования в Уральском федеральном округе (Ханты-Мансийск, 2004 г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы Ноябрьского педагогического и Курганского технологического колледжей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы по второй главе.

Во второй главе нашей работы осуществлялось экспериментальное исследование эффективности управленческого содействия развитию готовности педагогов профессионального колледжа к осуществлению деятельности по использованию информации в своей профессиональной деятельности. На основании проведенных экспериментов и полученных в процессе исследования результатов мы можем сделать следующие выводы:

1. В практике деятельности педагогов и руководителей колледжа возникло противоречие, обусловленное, с одной стороны, наличием потребности в пользовании информацией о процессе развития личности, а с другой — неготовностью педагогов пользоваться и собирать информацию об этих процессах. В результате педагоги оказались не в состоянии реализовать некоторые потребности студентов и родителей. Возникла необходимость в управленческом содействии со стороны руководителя колледжа в развитии данной готовности у педагогов. Это подтвердили результаты констатирующего эксперимента (параграф 2.1. диссертации).

2.По результатам эксперимента мы можем подтвердить предположение, высказанное в гипотезе, о необходимости уточнения содержания методической работы и деятельности по повышению квалификации в рамках развития готовности педагогов к пользованию информации. А результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о необходимости повышения фактического уровня состояния готовности, что обусловило разработку педагогических условий развития соответствующей готовности и их реализации на практике. Соответственно, содержание формирующего эксперимента явилось опытно-экспериментальная проверка разработанных нами педагогических условий по содействию методической работе и повышению квалификации, росту профессионального мастерства педагогов профессионального колледжа с целью определения возможностей их использования в качестве средств повышения готовности педагогов к осуществлению грамотной деятельности по использованию информации.

В рамках программы эксперимента нами были выделены три этапа.

Характерным признаком первого этапа эксперимента является не осознанная деятельность педагогов по сбору, интерпретации информации об участниках образовательного процесса, при положительном в целом отношении к этой деятельности, понимание ее необходимости.

На втором этапе педагоги переходят от неосознанной деятельности к целенаправленной работе по формированию своей профессиональной готовности, составляют индивидуальный план работы, который ориентирован на программу и концепцию развития колледжа. Направлен каждый из них на формирование готовности к пользованию информацией в различных образовательных процессах, имеющих место в профессиональном колледже.

Как показали проводимые нами наблюдения, срезы уровня готовности, последовательность формирования готовности на третьем этапе происходит осознанная реализация знаний и умений в области содержания, форм, методов работы по сбору, хранению, обработке и интерпретации информации, а также активное их использование в процессе своей деятельности.

Все этапы протекают на фоне положительного отношения к деятельности вообще и при наличии атмосферы психологического комфорта в коллективе.

С учетом результатов проведения формирующего эксперимента нами выстроена следующая последовательность реализации компонентов готовности в практике осуществления управленческого содействия направленности деятельности педагогов на пользование информацией в образовательных процессах: а) формирование положительного отношения к деятельности по пользованию информации в процессе реализации своих профессиональных обязанностейб) активизация индивидуальной педагогической деятельности и деятельности всего педагогического коллектива по оказанию помощи и поддержкив) формирование у педагогов необходимого объема умений и навыков в осуществлении деятельности по сбору, обработке, хранению и интерпретации информацииг) накопление индивидуального и коллективного опыта и системы знаний, необходимых для эффективного осуществления деятельности по информационному обеспечению образовательных процессов.

4. Ключевым моментом в решении проблемы развития готовности педагогов к осуществлению деятельности по информационному обеспечению образовательных процессов в профессиональном колледже является разработка системы, которая была апробирована нами в ходе формирующего эксперимента. Данная система включает в себя следующие компоненты: комплекс педагогических условий, содействие руководителя колледжа деятельности педагогов и методическую работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование является одной из попыток решения изучаемой проблемы, в нем предлагаются теоретические основы и практическая программа для ее решения. В результате исследовательской работы получены следующие выводы:

1. Состояние проблемы исследования на сегодняшний день нуждается в дальнейшем изучении, так как этот процесс можно охарактеризовать как стихийный, бессистемный, что порождает многочисленные проблемы, как у студентов, педагогов так и у общества в целом. В теории педагогики практически не существует законченной теории управления процессом повышения готовности педагогов к использованию информации в своей профессиональной деятельности, хотя теоретические предпосылки для ее создания имеются. Это актуализирует проблему исследования.

2. Характер проблемы и анализ теорий управления образованием обусловили выбор системного подхода в качестве методологической основы нашего исследования.

3. Доказана целесообразность интеграции методической работы, повышение квалификации и аттестации педагогических кадров в направлении стимулирования использования информации в образовательных процессах в учреждениях среднего профессионального образования, в частности в профессиональном колледже.

4.Доказано, что охарактеризованное в работе содержание методической работы педагогов в рамах повышения готовности к пользованию информации и деятельность педагогов в повышении собственной квалификации в данном аспекте следует учитывать при определении управленческого содействия, обеспечивающего эффективное информационное обеспечение образовательного процесса.

5.Установлено, что педагогические условия, способствующие повышению квалификации педагогов в аспекте содействия повышения информационной культуры педагогов целесообразно создавать по четырем направлениям: нормативно-регламентирующему, перспективно-целевому, деятельностно-стимулирующему и коммуникативно-информационному.

6. В ходе экспериментальной работы подтверждено, что уточненные признаки готовности педагогов профессионального колледжа к использованию информации в образовательных процессах целесообразно использовать при определении показателей для оценки уровней соответствующей готовности.

7. По результатам формирующего эксперимента можно судить о том, что разработанные нами педагогические условия развития готовности педагогов к использованию информации в образовательных процессах профессионального колледжа способствуют существенному повышению соответствующего уровня готовности педагогов.

8.По итогам исследования можно констатировать, что в рассматриваемой области остается достаточно проблем, требующих дополнительных изысканий.

В целом опытно-экспериментальная работа подтвердила высказанную гипотезу.

Таким образом, поставленная нами цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

Нам представляется, что исследовательская работа в данном направлении может быть продолжена. В частности, уже сегодня актуальны проблемы подробной разработки содержания управления, выявления его специфики, преемственности между образовательными учреждениями, повышения профессионально-педагогической квалификации педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общечеловеческая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов. 2-е изд., пере-раб. и допол. — М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методол. проблемы. -М.: Политиздат, 1985.-256 с.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социал.-психол. проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.-312 с.
  4. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах /Пер. с англ.-М.: Сов. радио, 1974.-215 с.
  5. В.П. Историческая антропология и этногенез /АН СССР, отделение истории, — М.: Наука, 1989.-276 с.
  6. Н.Ф. Педагогическая культура преподавателя //Актуальные проблемы совершенствования подготовки инженеров педагогов. — Свердловск: СИПИ, 1991. — С. 55−63.
  7. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах /С.В. Игнатьев, В. А. Мелехин.- Л.,/АПН СССР, НИИ проф.-тех. образования, 1991.-328 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания,— М.: Наука, 1977.-516 с.
  9. В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов, — М.: Народное образование, 1995.-236 с.
  10. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. -223 с.
  11. И. Стратегическое управление /Пер. с англ.- (Науч. Ред. и авт. вступ. ст., с. 11−32, Л.И. Евенко).- М.: Экономика, 1989.-519 с.
  12. Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: МГУ, 1971, — 152 с.
  13. А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание /РАН, Дальневост. отд-ние, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.- СПб: Наука. С.- Петербург, отд-ние, 1992 -176с.
  14. А.Г. Психология личности,— М.: МГПИ, 1990.-315с.
  15. И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника /Сокращ. Пер. с англ.- 2- е изд.- М.: Экономика, 1988.-276с.
  16. А.А., Ковалев А. Г. Психологические трудности общения и их преодоление //Педагогика, 1992. № 5 — 6. — С. 65−70.
  17. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  18. Л.И. А в народе говорят.: (О пробл. взаимоотношений руководителя и подчиненных).- М.: Россия, 1987.-316с.
  19. Бенин B. J1. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: Дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург: УрГППУ, 1996. — 274 с.
  20. В. Модель на выбор (о современной методической службе) // Народное образование. 1995. — № 1. — С. 17−20.
  21. Т.Г. Современная аттестация учителя: цели и тенденции //Педагогика. 1995. — № 3. — С. 69−73.
  22. А.Н. Воспитание положительной мотивации учебной деятельности студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург: УГППУ.-1996.- 18 с.
  23. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 1989. — 108 с.
  24. Н.М. Педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации // Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования. Сб. науч. тр. /Под. ред. Б.С. Гершунско-го (отв. ред.) и др. М.: АПН СССР, 1987. — С. 113−120.
  25. П. Искусство менеджмента, — Пер. с англ./ И. Б. Козыревой,-М.: Изд-во «Новости», 1993.-311с.
  26. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М.: МО РФ, 1995. — № 2. — С. 1−123.
  27. Возрастная психология. Курс лекций //Под ред. Н. Ф. Дибрынина. М.: Просвещение, 1965. — 296 с.
  28. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990.-329с.
  29. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации: Сб. науч. тр. / НИИ теории и истории педагогики, (Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИ ОП, 1992.-516с.
  30. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления, — Казань, 1990.-320с.
  31. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.-511с.
  32. Б. С. Никандров Н.Д. Методологическое значение в педагогике. Основы методики информационного обеспечения, — М.: Знание, 1986.-396с.
  33. B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985.-501с.
  34. Т.И. Педагогическое наставничество: Содержание, формы и методы работы. Л.: Знание, 1986. — 16 с.
  35. Н.Ф. Осознание трудностей проблемного обучения как психологическое условие самообразования учителей // Психол. проблемы самообразования учителя: Сб. науч. тр. /Ред. кол.: Г. С. Сухобская (отв. ред.) и др. М.: АПН СССР, 1986. — С. 63−68.
  36. Диагностика познания сложных систем /Под ред. B.C. Тюхтина.-М.: Мысль, 1988.-276с.
  37. И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления.- Киев: Лыбидь, 1990.-314с.
  38. Документационное обеспечение и эффективность управленческого труда: Метод, пособие /Под общ. Ред. С. И. Тюльпанова, — М.: Высш. Шк., 1974.-276с.
  39. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты Пер. с анг.-М.: Психолог. Школа бизнеса, 1994.-217с.
  40. А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1989. 207 с.
  41. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994.-329с.
  42. O.K. Управленческое консультирование: Воспр. Теории и практики.- Ижевск: Удмуртия, 1989.-216с.
  43. Ю.В. Путь к диалогу: Психология делового общения /Под ред. Р. Х. Тугушева, — Саратов: Из-во Сарат. ун-та, 1989.-63с.
  44. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  45. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.-211с.
  46. Н.Н. Культура управления : (Учебн. пособие для вузов по спец. 05.25.00 «Культ, — просвет, работа и орг. самодеят. творчества»),-Мн.: Высш. шк., 1990.-214с.
  47. Г. Е., Орлов Г. П. Введение в социологию: Учебн. пособие, — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992,-129с.
  48. В.И. Организационно педагогическая деятельность руководителя школы. — М, 1992.214с.
  49. Э.Ф., Глуханюк Н. С. Аттестация руководителей: Теория и практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1994.219с.
  50. В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов / Сокр. Пер. с нем./ (науч. Ред. И авт. Предисл. А.л. Журавлев).- М.: Экономика, 1990,-146с.
  51. М.С. Педагогический поиск и педагогическая техника // Метод, указания. Пермь: Свитязь, 1995. — 58 с.
  52. Д.Ф. Программно целевой принцип в палнировании,-Челябинск.: 0бразование, 2000.-217с.
  53. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  54. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия /Сост. Лозовский Б. Н. М.: Высш. шк., 1993.-314с.
  55. Информация и управление: философско-методические аспекты /Отв. ред. Л. Г. Антипенко, В. И. Кремянский. М.: Наука, 1985.-276с.
  56. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  57. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. / ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-316с.
  58. Д.М. Экономические методы в управлении/Отв. Ред. А.Г. Аганбегян- АНСССР, Сиб. отд-ние, ин-т экономики и орг. пром. пр-ва,-2-е изд. перераб. и доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992.-217с.
  59. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 84 с.
  60. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  61. Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: Дисс. канд. псих. наук. Алма-Ата: АГПИ, 1984.-213 с.
  62. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1979. — 246 с.
  63. А.Е. Организация внутришкольного управления.- М.: Знание, 1991.-126с.
  64. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  65. .К. Комплексная оценка и аттестация преподавателей учебных заведений. Концептуальные положения. М.: Б.и., 1991.-137с.
  66. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. Введение в информатику с позиции математического моделирования / АВТ. Пред. А. И. Самарский. М.: Наука, 1988.-214с.
  67. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. М.: Знание, 1966. -48 с.
  68. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.-316с.
  69. М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонификации //Психология развития личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — С. 191−211.
  70. А.И. Преобразователи формы информации компьютерного типа,— Киев.: ИК, 1990.-216с.
  71. .Б. типологические особенности стиля деятельности руководителя разной эффективности //Вопросы психологии.-1983.№ 5.-С.26−27.
  72. И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально- педагогической квалификации/Под ред. Г. Н. Серикова, — Челябинск: Факел, 1998.-112с.
  73. P.JI. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседн. работе /Акад. Нар. Хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, — М.: Дело, 1993.-215с.
  74. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  75. Краткий психологический словарь // Сост. Л.А. Карпенко- Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  76. .А. Системный подход к управлению социально трудовой адаптации воспитанников детских домов /Научн.-метод, пособие,-Шадринск: ПО «Исеть», 1997.-64с.
  77. .А. Правовые аспекты организации взаимодействия субъектов областного и муниципального уровней управления образованием.-Курган: Глав УО, 2000.-129с.
  78. Н.В., Гинецианский В. И. Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя //Сов. Педагогика, 1982. № 3. — С. 1827.
  79. Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. -32 с.
  80. Н.В. Очерки психологии труда учителя / Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. — 182 с.
  81. В.Н. Психология внушения. Иваново: ИГПИ, 1977.136 с.
  82. Унц Г., О. Доннел С. Управление: Системный и ситуативный анализ управленческих функций .- в 2-х т.- М., 1981.-266 с.
  83. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 21−30.
  84. Г. Л. Социальная сфера: проблемы управления, — М.: О-во «Знание» РСФСР, 1988.-315с.
  85. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психод-рамма Я. Л. Морено. Пер. с нем. /Общ. ред. и предис. Е. В. Лопухиной и А. Б. Холмогоровой. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994.-211с.
  86. В.Л. Цвет судьбы. СПб: Питер, 1993. — 256 с.
  87. К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов: СГУ, 1990.- 168 с.
  88. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979, — 48 с.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-259 с.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  91. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  92. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-314 с.
  93. А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989.211с.
  94. А.Ю., Михайлов А. С. Введение в синергетику: Учебн. руководство. М.: Наука, 1990.-126с.
  95. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, — М., 1993.-316с.
  96. B.C. Содержание образования: Учебн. пособие, — М.: Высш. школа, 1989.-311с.
  97. И.Д. Практический менеджмент : Пособие для руководителей, менеджеров и предпринимателей: (В 3 ч.). Под ред. Сергесона П. И., — М.: Коммерч.- произв. Фирма «НИКА», 1992.-126с.
  98. Т.м. Управление школой: Задачи и деловые игры.-Минск: Нар. Асвета, 1988.-217с.
  99. Г. Л. Социальная сфера : проблемы управления, — М.: О-во «Знание» РСФСР, 1988.-217с.
  100. М. Технология и эффективность социального управления,-М., 1983.-319с.
  101. С.Х. Профессионалы в управлении, — М., 1990.-276с.
  102. А.С. Педагогическая поэма. Кишинев: Лумина, 1979. — 600 с.
  103. Т.Н. Учитель ученик,— М.: Знание, 1977. — 64 с.
  104. Менеджмент в управлении школой /Науч. Ред. Т. И. Шамовой.-М" 1992.-315с.
  105. А.Н., Мансуров Н. А. О матричном методе отбора и структурирования научной информации //Педагогика, 1992. № 11 — 12. -С.20−22.
  106. М. и др. Основы менеджмента: Пер. с анг. ./Майкл Мес-кон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури — Общ. Ред. И вст. Ст. ЛИ. Евенко.-М.: Дело, 1994.-315с.
  107. А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. 1992. — № 9−10. — С. 65−67.
  108. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  109. А.К. Психология профессионализма. М.: РАО, 1996.308с.
  110. Материалы региональной конференции по итоговой деятельности студентов в учебной работе. Волгоград: ВГПУ, 1995. — 116 с.
  111. Материалы научно-практической конференции по проблеме педагогических инноваций в образовании. Барнаул: БГПУ, 1997. — 136 с.
  112. К. Применение теории систем к проблемам управления /Пер. с анг. В. Б. Тарасова, — М.: Мир, 1981.-196с.
  113. Методическая работа в школе: Организация и управление /Отв. ред. М. М. Поташник. — изд. 2-е, — М.: АПН СССР, 1990. — 192 с.
  114. А.В., Захаревич В. Г. Самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция в учебном процессе: Учебн. пособие.- Таганрог: ТРГИ, 1989.-223с.
  115. Методические рекомендации для руководителей школ по аттестации школьных учителей //Сост.: Н. В. Кузьмина, Г. И. Михалевская. JL: Пед об-во РСФСР, 1987. — 79 с.
  116. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г. М. Андреевой, Я Яноушек, — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. -215с.
  117. Моделирование педагогических ситуаций //Под ред. Ю.Н. Ку-люткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.-222с.
  118. Основы внутришкольного управления /Под. Ред. П.В. Худомин-ского.-М., 1987.-213 с.
  119. Мышление учителя: Личностный механизм и понятийный аппарат //Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобсткой. М: Педагогика, 1990. -104 с.
  120. А.Я. Методология научного исследования: Учебное пособие для педагогических работников образовательных учреждений. Курган: КурОНО, 1996. — 56 с.
  121. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований //Педагогика, 1995. № 5. — С. 44−49.
  122. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144 с.
  123. А.Я. Учебные заведения нового типа: сущностные характеристики. В кн.: Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи. — Челябинск: ЧГИФК, 1994. — С. 4−12.
  124. Основы теории системного подхода/Колесников Л. А, — Киев: Наука Думка, 1988.-327 с.
  125. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990.-289 с.
  126. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности //МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. повышения квалификации. М.: Изд-во МГУ, 1988.-325 с.
  127. В.с. Теоретические основы управления: (Школовед-ческий аспект).- М.: Высш. школа., 1990.-287 с.
  128. И.Б. О моделировании сложных систем: философский очерк. М.: Мысль, 1965. — 335 с.
  129. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: РАО, 1996. — 134 с.
  130. В.А. Воля субъекта в учебном процессе. Душанбе: ДГПИ, 1983. — 146 с.
  131. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский словарь, 1986. — С. 460−461.
  132. В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. школа, 1990. — 389 с.
  133. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей //Под ред. В. И. Андреева. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1989.-129с.
  134. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования в 1996 году. М.: МО РФ, 1996. — 158 с.
  135. Педагогическая диагностика в школе. Минск: МГПИ, 1987.-184с.
  136. Педагогика: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов /ЛО.К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. — 497 с.
  137. Педагогическая энциклопедия //Гл. ред. А. И. Кабиров, Ф. Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т. 1. — 831 с.
  138. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления, — М., 1986.-312с.
  139. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк., 1984. — 176 с.
  140. M.JI. Азбука школьного управления. М.: Просвещение, 1991.-226с.
  141. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справ.: Учителю, директору, классному воспитателю, методисту, науч. сотруднику, студенту и аспиранту. М.: Новая шк., 1995.-211с.
  142. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ //Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1987.-213с.
  143. Проблемы аттестации управленческих и педагогических кадров: Сб. науч.тр. //Отв. ред. А. И. Прохоров, Ю. Л. Василевский. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-156с.
  144. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школы /Под ред. Е. П. Тонконогой, — М.: Педагогика, 1987.-127с.
  145. Т. и др. Управление по результатам /Пер. с финск.: -М.: Прогресс, 1988.-290с.
  146. Психология развивающейся личности //Под ред. А.В. Петровского- Научн.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  147. Психология. Словарь //Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  148. Пути интенсификации становления профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе вуза //Под ред д.п.н. Н. Н. Нечаева. -М.: Знание, 1990.-222с.
  149. Ю.П. Методы анализа и интерпретации эксперимента. -М.: Изд-во МГУ, 1990.-214с.
  150. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды,— М.: Педагогика, 1986, — (ОПН: Образование, пед. науки. Общ. педагогика).-276с.
  151. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: из-во Иркут. ун-та, 1991.-316с.
  152. Реализация системного подхода к проектированию программ развития образования: Научно-методические рекомендации //Под ред. Г. Н. Серикова: сост. С. А. Репин, В. В. Давиденко, В. Д. Гунченко. Челябинск: ГлавУНО — ЧИПКРО, 1996. — 188 с.
  153. Справочник менеджера образования: В 2-х т.- М.: Новая школа, 1995.-196с.
  154. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  155. А .Г. Развитие общения со взрослыми и сверстниками //Дошкольное воспитание, 1988. № 2. — С. 44−49.
  156. С.Г. Дошколята учатся считать //Воспитание школьников, 1989.-№ 6.-С. 23−26.
  157. В.К. Решение проблем подготовки дошкольников к учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед наук, — Л.: ЛГУ, 1987.-21 с.
  158. Н.В. Педагогика. Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1972. — 303 с.
  159. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» //Вопр. философии, 1990. № 5. — С. 14−21.
  160. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. Часть 5. Осуществление процесса. Челябинск: ЮУрГУ, 1998. — 181 с.
  161. Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения. -Курган: изд- во «Зауралье», 1997. 464 с.
  162. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду (педагогическая наука реформа школы). М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  163. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МГУ, 1995. — 188 с.
  164. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 84 с.
  165. С.П., Алферов Ю. С. Управление школой в федеративном государстве.- М., 1992.-215с.
  166. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школников: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  167. П.И. Управление: Школа район — город. Учебное пособие для слушателей ФППК организаторов народного образования. — М.: Изд-во «Прометей», МПГУ им. В. И. Ленина, 1991.-421с.
  168. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева.- М.: Новая школа, 1995.-316с.
  169. .Г. Подготовка управленческих кадров образования.-М.: Сентябрь, 1997.-224с.
  170. С.А. Управление областной образовательной системой: Научно методическое пособие /Под ред. Г. Н. Серикова, — Челябинск.: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997.205с.
  171. Е.А. Эта «скучная» наука управления. М.: АПН УИТП, 1992.-176с.
  172. Н.С. Записки директора школы,— М.: Педагогика, 1987.152с.
  173. Управление системой образования: Проблемы и решения. М.: МО РФ, 1996. — 123с.
  174. Д. Введение в теорию планирования экспериментов // Пер. с англ. М.: Наука, 1970.
  175. Философский энциклопедический словарь //Гл. редакция: Л. Ф. Ильичева, Н. П. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  176. А.А. Общая логика соотношения «Я» и общества //Я и общество //Сост. Г. Г. Акмамбетова, А. А. Хамидов. Алма — Ата: Казахстан. 1989.-С. 13−79.
  177. Г. А. Школьные трудности благополучных детей. М.: Знание, 1989. — 192 с.
  178. П.Т. Школа молодого директора,— М.: Просвещение, 1988.-214с.
  179. Г. Синергетика /Пер. с анг.- М.: Мир, 1980.-362с.
  180. С.Е. Директор школы. М.: Просвещение., 1989.-115с.
  181. Р.Х. Творческий рост педагога,— М.: Знание, 1985.-80 с.
  182. Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990, — 208 с.
  183. А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992.-479 с.
  184. JI.C. Особенности управления психологическим климатом педагогического климата в коллективе: Межвуз. сб. науч. тр.// Отв ред. И. С. Шварц. Пермь: ПГПИ, 1985. — С. 94−102.
  185. JI.C. Ролевые игры как метод профессиональной адаптации будущего учителя // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе: Респ. сб. науч. тр. //Отв. ред. И. С. Шварц. Пермь: ПГПИ, 1979. — С. 37−47.
  186. И.К. Программно целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. — М., 1987.-321с.
  187. Е.Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск: ИУУ, 1990. — 118 с.
  188. Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика/ Р. К. Юксвярав, М. Я. Хабакук, Я.А. Лейманн- Авт. Предис. А. Г. Аганбегян, — М.: Экономика, 1988.-280с.
  189. Л.И. Экономические методы управления в социально -культурной сфере.- М.: Экономика, 1991.-356с.
  190. Becker G. Human capctal: A theoretical and empirical reference to education. N.Y., 1975.
  191. Kiker B. Investment in Human Capital. Columbina Press, 1971.
  192. Ltjntiet W., Duchin F. The future impact of autamation on workers, p.
  193. Tlurjw L. Investmen in Human Capital. Belmont, 1970. p. 47.
Заполнить форму текущей работой