Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль музыкальной предметно-развивающей среды в воспитании ребенка дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить различные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят… Читать ещё >

Роль музыкальной предметно-развивающей среды в воспитании ребенка дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст — первоначальная ступень, на которой происходит знакомство детей с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества. Окружающая музыкальная предметно-развивающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый период его детства. Музыкальная предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашних условиях и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для детей социальных условий жизни, обучающих музыкальных игр, развивающего влияния музыкальной окружающей среды — всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: музыкальные инструменты, мебель, игрушки, музыкальные пособия для детей, рассматриваются как необходимые составляющие музыкальной предметно-развивающей среды.

При построении музыкальной предметно-развивающей среды несомненно берут во внимание различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, методические разработки, нормы СанПиН требования программы воспитания и обучения, методические разработки и т. д. Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10−20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.

Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить различные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Современные исследователи утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая задача в настоящее время современной педагогики, внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.

Гармоничное музыкальное воспитание достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. Музыкальная среда, ее особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

  • 1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • 2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  • 3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  • 4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  • 5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • 6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой