Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Поликультурная среда клуба как средство социального воспитания старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поликультурная среда клуба, являясь местом пересечения множества культур, обладает следующими потенциалами: способствует формированию таких значимых качеств, как толерантность, эмпатия, социальная активность, мобильность, гибкость, саморегуляция и т. д.- обеспечивает накопление опыта жизнедеятельности в рамках определенного культурного и социального пространства, поиск вариантов… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
    • 1. 1. Теоретические подходы к разработке проблем поликультурного образования в рамках социальных наук
    • 1. 2. Поликультурная среда клуба как социально-воспитательный феномен
    • 1. 3. Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи как средство их социального воспитания
  • ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ КЛУБА
    • 2. 1. Анализ организационно-педагогических условий эффективности социального воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба
    • 2. 2. Методика социального воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментального исследования социального воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба

Поликультурная среда клуба как средство социального воспитания старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования заключается в том, что современная ситуация в стране характеризуется многообразием социальных, экономических, политических, психологических изменений в обществе, что в свою очередь отражается на положении молодежи. Особо остро эта проблема затрагивает тех, кто только вступает во взрослую жизнь, — молодежь четырнадцати-семнадцати лет. Вопрос о содержании их воспитания в условиях свободы выбора, плюрализма мнений волнует практиков и теоретиков в области педагогики.

Процессы демократизации и гуманизации в образовании способствовали распространению идей воспитания подрастающего поколения в духе мира и ненасилия, толерантности, сотрудничества взрослых и детей, стимулировали разработку в теории педагогики проблем, связанных с формированием у молодежи навыков бесконфликтного общения, миролюбия, что потребовало пересмотра многих подходов к средствам и методам воспитания, воспитательным технологиям.

Своеобразие современного этапа развития российского общества, трудности и проблемы социализации молодого поколения, которые с этим связаны, ставят педагогическую науку и практику перед необходимостью переосмысления социальных потенциалов отдельных средств и институтов общественного воспитания, уточнения их функций и содержания.

В сложившейся социально-экономической ситуации традиционные институты воспитания и социализации подрастающего поколения (семья, школа) оказались не в полной степени готовы к работе в новых условиях, что привело к резкому скачку правонарушений несовершеннолетних, причинами которых являются незанятость подрастающего поколения, коммерциализация досуговой сферы, а также то, что молодые люди не владеют информацией о возможных вариантах свободного времяпрепровождения, самореализации. Одним из институтов социализации, который может способствовать решению данных затруднений, является клуб.

За последние два года государственные структуры стали рассматривать молодежные клубы и клубы по месту жительства как один из важных социальных институтов, нацеленных на воспитание и социализацию подрастающего поколения. Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ определяет в качестве одного из приоритетных направлений президентской программы «Молодежь России» организацию работы с молодежью по месту жительства.

Значимыми становятся исследования, посвященные клубам для детей, подростков, молодежи, возможностям их поликультурной среды для формирования опыта социального поведения личности, ее жизненного самоопределения.

Анализ научной литературы, педагогической теории и практики свидетельствует о том, что проблема влияния клубного объединения на подрастающее поколение занимала важное место в трудах отечественных ученых K. XIX — н.ХХвв. П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, Н. К. Вентцеля, П. Д. Каптерова, A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого и др. Проблемами организации жизнедеятельности школьников во внеурочное время по месту жительства занимались: М. Н. Ахметова, Г. П. Бурса, Д. И. Водзинский, B.C. Доценко, С. А. Шмаков и др. Весьма ценным для исследования представляется аспект современного подхода к клубной деятельности, разработанный в трудах современных отечественных ученых: Н. К. Беспятовой, И. З. Гликман, Г. Н. Кудашова, О. Ф. Кукуевой, Т. И. Лагутиной, С. Л. Паладьева, В. В. Полукарова, H.A. Смирновой и др.

В связи с тем, что Россия является многонациональной страной, создаются специфические условия адаптации и социализации подрастающего поколения, что определяет развитие в педагогике идей поликультурного образования.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопросы приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитание культуры межличностного взаимодействия, поддержки и защиты личности в ее нравственном становлении и самовыражении занимали важное место в трудах отечественных и зарубежных ученых прошлого (П.Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, Г. И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, JI.H. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкого и др.) и настоящего (И.И. Булычев, О. В Гукаленко, Г. Д. Дмитриев, И. Ф. Исаев, З. А. Малькова,.

A.B. Мудрик, Т. И. Пороховская, М. И. Рожков, JI.JI. Супрунова и др.). В работах указывалось на необходимость развития национальной школы, в которой одной из важнейших задач являлось бы воспитание духовно-нравственной, свободной личности, способной к взаимодействию с представителями других национальных культур.

В известной мере к решению данной проблемы в истории советской школы подходили с позиции интернационального воспитания Г. П. Бурса, Н. К. Крупская, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. В их наследии представлен оригинальный опыт такого воспитания.

В 90-е гг. заметно активизировалось исследование народной педагогики, изучение традиций, культуры, этики народов, их влияние на социализацию ребенка (С.Г. Айвазова, А. К. Бабурина, JT.M. Дробижева, Г. Н. Волков, И .С. Кон, Д. С. Лихачев, В. К. Шаповалов и др.). В данном контексте стало уделяться внимание и проблеме поликультурного образования. Определенный вклад в решение проблемы поликультурного образования за рубежом внесли Д. Бэнкс, Р. Гарсия, Д. Голлник, К. Ирвин,.

B. Миттер, Т. Рюлькер, Д. Хоуп и др.

Весьма ценным для нашего исследования представляется педагогический аспект поликультурного образования, разработанный в трудах О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриева, М. Н. Кузьмина, В. В. Макеева, З. А. Мальковой, JI.JI. Супруновой и др., в диссертационных исследованиях последних лет (P.JI. Агишева, О. В. Аракелян, В. А. Ершов, И. В. Колоколова, Т. Ф. Борисова, В. К. Шаповалов и др.). Из анализа работ видно, что основной акцент сделан на характеристику вопроса поликультурности в контексте содержательных и функциональных направлений поликультурного пространства образовательного учреждения. В то же время прослеживается разрозненность теоретических идей, отсутствие работ, посвященных структурно-функциональным характеристикам поликультурного пространства в других молодежных учреждениях, помимо школы, недостаточно исследованы аспекты воспитания детей и подростков в поликультурной среде образовательных и социальных учреждений, занимающихся подготовкой подрастающего поколения к жизни в современном обществе.

Отсутствие работ, посвященных проблеме использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания молодежи, подтверждает актуальность данного диссертационного исследования.

Можно констатировать наличие ряда противоречий:

— между потребностью воспитания молодого поколения в духе толерантности, ненасилия, миролюбия, принятия людей иных культур и уровнем разработанности данной поблемы в педагогической теории;

— между необходимостью теоретического осмысления роли поликультурной среды клуба в социальном воспитании и недостаточной изученностью данного вопроса в психолого-педагогической и социально-педагогической науке;

— между значимостью для развития личности приобретения опыта поликультурного общения в условиях процесса глобализации и мерой готовности воспитательных институтов реализовывать данную потребность;

— между наличием оригинального опыта в учреждениях клубного типа по работе с подрастающим поколением в условиях поликультурного пространства и отсутствием его осмысления в науке и практике.

Данные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: при каких условиях поликультурная среда клуба будет являться средством социального воспитания.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать педагогические условия использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания старшеклассников.

Объект исследования: процесс социального воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба.

Предмет исследования: педагогические условия использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что поликультурная среда клуба, являясь динамической системой разновеликих и разносодержательных культурных элементов, взаимовлияний субъектов воспитательной деятельности, способствует приобщению старшеклассников к общечеловеческим и национальным ценностям, различным социальным и культурным традициям, расширяет и обогащает их жизненный опыт при соблюдении следующих условий:

— при разработке содержания клубных воспитательных программ учитываются особенности этой среды, происходит вовлечение старшеклассников в процесс разработки и реализации программ деятельности;

— полученный старшеклассниками опыт поликультурного взаимодействия находит свое применение в социальной практике за рамками клубного учреждения;

— организуемая деятельность ориентирована на формирование рефлексивной позиции старших школьников, воспитание у них терпимого отношения к иным формам мировосприятия.

С учетом выдвинутых целей и гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

— охарактеризовать особенности использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания старшеклассников;

— определить и обосновать педагогические условия эффективного использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания старших школьников;

— выявить и в ходе опытно-экспериментальной работы определить потенциалы поликультурной среды клуба в социальном воспитании старшеклассников.

Методологическую основу исследования составили: культурологический (К.А. Абульханова-Славская, М. М. Бахтин,.

H.A. Бердяев, И. И. Булычев, И. Ф. Исаев, Т. И. Пороховская, И. Р. Ставская и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Сластенин, Е. И. Хоменко, В. Д. Шадриков и др.), средовой (Ю.Г. Абрамова, Б. З. Вульфов, Ю. С. Мануйлов, A.B. Мудрик, Л. И. Новикова, С. Т. Шацкий и др.), личностно-ориентированный (Н.И. Алексеев, Т. И. Власова, C.B. Кульневич, К. Роджерс и др.) подходы, которые провозглашают уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение, учет индивидуальных особенностей, гуманное и толерантное отношение к личностиформирование ценностных ориентаций, изменение самого человека, его становление как творческой личности в процессе освоения культуры.

Теоретическую основу исследования составили:

— идеи социального воспитания и социализации (Л.В. Байбородова, В. Г. Бочарова, Ю. В. Василькова, М. А. Галагузова, Н. И. Закатова, В. А. Мудрик, Л. Е. Никитина, М. И. Рожков, В. А. Фокин и др.);

— теория поликультурного образования (Т.Ф. Борисова, Д. Бенкс, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриев, В. А. Ершов, И. В. Колоколова, Е. Ю. Литвиненко, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова, Г. И. Рогалева и др.);

— концепции клубной деятельности (М.Н. Ахметова, Н. К. Беспятова, И. З. Гликман, О. Ф. Кукуева, Б. В. Куприянов, Т. И. Лагутина, С. Л. Паладьев, В. В. Полукаров, А. П. Романов, H.A. Смирнова, В. Е. Триодин, В. В. Туев, Г. И. Фролова и др.);

— идеи возрастной педагогики (A.C. Белкин, Л. И. Божович, JT.C. Выготский, И. С. Кон, A.B. Мудрик, X. Ремшмидт, Д. И. Фельдштейн и ДР-).

Решение поставленных задач осуществлялось посредством использования различных взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования: теоретических (анализ психолого-педагогической литературы, моделирование) — эмпирических (ретроспективный анализ собственной деятельности, включенное наблюдение, тестирование, анкетирование, авторская методика интервью с подкрепленным визуальным материалом, формирующий и констатирующий эксперименты) — статистических (ранжирование, контент-анализ, методы математической статистики).

Базой исследования являлись Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи (ГКСУМ г. Костромы), Клуб юных летчиков, космонавтов и десантников (КЮЛКИД г. Костромы), муниципальная общеобразовательная школа № 13 (г.Кострома), муниципальный общеобразовательный лицей № 34 (г. Кострома). Исследованием было охвачено 200 старшеклассников.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (2000;2001 гг.) уточнялся понятийный аппарат, изучалась научная и учебно-методическая литература по избранной теме, определялись методологические подходы к проблеме, разрабатывалась концептуальная идея исследования.

На втором этапе (2001;2002 гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы проводилось пилотажное исследование, уточнялась методика, организовывалась опытно-экспериментальная работа, осмысливались ее результаты, вносились коррективы, обеспечивающие практическую реализацию педагогических условий.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) обрабатывались и теоретически обобщались полученные результаты исследования, литературно оформлялось содержание диссертации, внедрялись в практику научно-методические рекомендации.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов, адекватных цели, задачам, логике исследованияколичественным и качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работывоспроизводимостью выводов и рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— охарактеризована поликультурная среда клуба и особенности ее влияния на эффективность социального воспитания старшеклассников;

— разработаны и обоснованы потенциалы поликультурной среды клуба в социальном воспитании старшеклассников;

— определены и обоснованы педагогические условия использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания старших школьниковразработана и апробирована методика воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба;

— разработаны теоретические положения, которые способствуют решению проблемы подготовки старшеклассников и учащейся молодежи к жизни и деятельности в поликультурной среде, теоретически обогащают социальную педагогику и закладывают основу ее новой области — поликультурного воспитания.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в его ходе данные и результаты могут быть использованы при разработке программно-методических материалов для клубов и клубных объединений, позволят более содержательно готовить социальных педагогов и специалистов по работе с молодежью, вести переподготовку и осуществлять повышение квалификации педагогов дополнительного образования, корректировать образовательно-воспитательную работу в молодежно-подростковых клубах, в клубных объединениях и учреждениях дополнительного образования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе публикации промежуточных результатов, в выступлениях автора на заседаниях кафедры социальной педагогики, в школе молодых ученых Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова в 20 002 003 гг., на всероссийском симпозиуме «Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии» (Кострома, 2000) — городском семинаре работников образования «Основы развития самоуправления и самодеятельности старшеклассников» (Кострома, 2000) — международной научно-практической конференции «Учимся и учим культуре мира: российско-белорусский проект» (Кострома, 2001) — всероссийской конференции «Гражданское общество детям России» (Москва, 2001) — на всероссийском семинаре-совещании по вопросам развития молодежного добровольческого движения антинаркотической направленности (Самара, 2003) — всероссийском семинаре «Клубное кольцо России» (ВДЦ «Орленок», 2003) — международном конгрессе «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений» (Кострома, 2003). Материалы исследования легли в основу программы экспериментально-методической работы Городского клуба старшеклассников и учащейся молодежи г. Костромы на 2000;2003 гг., получившего статус опорно-экспериментального центра по социоклубной работе Министерства образования Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Клуб — это специально создаваемое учреждение с целью организации подростково-молодежной деятельности и общения, решающее проблему индивидуализации в социализации ребенка, дополняющее воспитательные потенциалы традиционных институтов социализации. Клуб — это объективная часть образа жизни молодого человека, интегрирующая многие виды социально-ориентирующей деятельности молодежи, ее интересы, потребности, ожидания.

2. Поликультурная среда клуба — это динамическая система разновеликих и разносодержательных культурных элементов, взаимовлияний субъектов воспитательной деятельности, которая обеспечивает приобщение молодых людей к общечеловеческим и национальным ценностям, различным социальным и культурным традициям, тем самым расширяя и обогащая жизненный опыт старшеклассников.

3. Поликультурная среда клуба, являясь местом пересечения множества культур, обладает рядом потенциалов:

— способствует формированию таких социально значимых качеств, как толерантность, эмпатия, социальная активность, мобильность, гибкость, саморегуляция;

— обеспечивает накопление опыта жизнедеятельности в рамках культурного и социального пространства, поиск вариантов сотрудничества;

— способствует подготовке старшеклассников к активной и эффективной деятельности в социальной среде, взаимодействию с представителями иной культуры и людьми с иными взглядами на мир, иными социальными статусами.

4. Поликультурная среда клуба становится средством социального воспитания старших школьников при соблюдении следующих условий:

— при разработке содержания клубных воспитательных программ учитываются особенности этой среды, происходит вовлечение старшеклассников в процесс разработки и реализации программ деятельности;

— полученный старшеклассниками опыт поликультурного взаимодействия находит свое применение в их социальной практике за рамками клубного учреждения;

— организуемая деятельность ориентирована на формирование рефлексивной позиции старших школьников, воспитание у них терпимого отношения к иным формам мировосприятия.

Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложений. Кроме текстовых материалов, в диссертацию включены схемы и таблицы.

Заключение

.

В заключении работы, на основании проведенного исследования и результатов опытно-экспериментальной работы, можно подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы и сделать следующие выводы:

1. Сегодня существует большое количество исследователей, обращающихся к теме поликультурного образования и учету ее принципов в процессе социального становления старшеклассников в институтах социализации. В нашей работе мы рассматривали педагогические условия социального воспитания в поликультурной среде клуба. Под клубом мы понимаем специально создаваемое учреждение с целью организации подростково-молодежной деятельности, общения, решающее проблему индивидуализации в социализации ребенка, дополняющее воспитательные потенциалы традиционных институтов социализации. Клуб — это объективная часть образа жизни молодого человека, интегрирующая многие виды социально-ориентирующей деятельности молодежи, ее интересы, потребности, ожидания.

2. В основе каждого института социализации существует поликультурная среда. Под поликультурной средой клуба мы понимаем динамическую систему разновеликих и разносодержательных культурных элементов, взаимовлияний субъектов воспитательной деятельности, которая способствует приобщению старшеклассников к общечеловеческим и национальным ценностям, различным социальным и культурным традициям, расширяет и обогащает их жизненный опыт. Поликультурная среда имеет следующие структурные компоненты:

— когнитивный — знание и понимание норм, принципов и традиций разнообразных культур;

— мотивационный — желание познакомиться с многообразием культур и субкультур, интерес к общению с другими людьми, представителями других культур;

— эмоционально-коммуникативный — способность к идентификации, эмпатии, сопереживанию, соучастию, толерантности, рефлексии;

— поведенческо-деятельностный — умение объективно оценивать ситуации, непримиримость к дискриминации, выработка моделей поведения.

3. Поликультурная среда клуба, являясь местом пересечения множества культур, обладает следующими потенциалами: способствует формированию таких значимых качеств, как толерантность, эмпатия, социальная активность, мобильность, гибкость, саморегуляция и т. д.- обеспечивает накопление опыта жизнедеятельности в рамках определенного культурного и социального пространства, поиск вариантов сотрудничестваспособствует подготовке старшеклассников к активной и эффективной деятельности в любой социальной среде, общению с представителями иной культуры, с иными взглядами на мир, иными социальными статусами.

4. В ходе реализации опытно-экспериментальной работы были определены и на практике получили подтверждение педагогические условия использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания старшеклассников:

— при разработке содержания клубных воспитательных программ учитываются особенности этой среды, происходит вовлечение старшеклассников в процесс разработки и реализации программ деятельности;

— полученный старшеклассниками опыт поликультурного взаимодействия находит свое применение в социальной практике за рамками клубного учреждения;

— организуемая деятельность ориентирована на формирование рефлексивной позиции старших школьников, воспитание у них терпимого отношения к иным формам мировосприятия.

5. Процесс подготовки старшеклассников к деятельности в поликультурной среде клуба проходит несколько этапов.

1 этап — ознакомление старших школьников с многообразием культур и субкультур.

2 этап — реализация социально-ориентированной деятельности посредством участия в волонтерском движении.

3 этап — самостоятельная социальная активность старшеклассников.

Таким образом, можно констатировать, что в результате исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, экспериментально были подтверждены педагогические условия использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания.

В то же время за рамками исследования остались такие аспекты, как:

1) Разработка и адаптация форм и методов подготовки педагогов, клубных работников к использованию поликультурной среды клуба;

2) специфика социального воспитания младших школьников и подростков в поликультурной среде клуба;

3) затруднения в процессе социального воспитания старших школьников в поликультурной среде клуба и пути их преодоления.

Все это позволяет определить дальнейшие перспективы для теоретической и практической разработки темы диссертационного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития// Вопросы психологии. — 1995 № 2 — С. 130−135.
  2. Агишева P. JL Поликультурный аспект содержания образования в дошкольных учреждениях Республики Башкортостан: Дис. канд. пед. наук. -М., 2001.-224 с.
  3. Д. Концепция культуры мира// Учимся и учим культуре мира. Материалы из опыта осуществления российско-белорусского проекта. Выпуск 2. М., 1999. — 120 с.
  4. О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: Дис.канд. пед. наук. — М., 1997. — 135 с.
  5. А.И. Ведение в культурологию. Учебное пособие. М., 1993. -352 с.
  6. Ю.В. Социокультурные аспекты развития и сближения наций// Советская этнография. — 1972 № 3. — С. 3−19.
  7. М.Н. Клуб «Бригантина»: Учебное пособие. — Чита, 1993. — 94 с.
  8. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 502 с.
  9. A.C. основы возрастной педагогики. М., 2000. — 192 с.
  10. H.A. Судьба России. М., 1983. — 272 с.
  11. Н.К. Историко-педагогические проблемы становления и развития молодежного объединения клубного типа в 1920—1930 гг.: Дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 171 с.
  12. П.П. Педология: Кн. для препод, и студ. высш. пед. уч. завед. / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1999. — 288 с.
  13. П.П. Мои воспоминания. М., 1971. — 175 с.
  14. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. — 1536 с.
  15. Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: Дис. канд. пед. наук. -М., 1999. -204 с.
  16. В.П. Педагогика социальной работы. М., 1994. — 207 с.
  17. БрагоЕ. Родимушкин «Стрелку» надо сохранить. // Правда. 1985, 24 июня. — С. 8.
  18. Большой толковый социологический словарь / Под ред. Девид Джери, Джулия Джери в 2 т. Т.1. М., 1999. — 650 с.
  19. С.К. Образование: цели, идеи, методология. Научное издание. Кострома, 2000. — 180 с.
  20. С.К. Социально-философские основания образования: Научное издание. Кострома, 2000. — 290 с.
  21. Г. П. Основы морально-политического воспитания подростков в процессе внеурочной деятельности: Автореферат дис. канд. пед. наук. — М., 1965.-24 с.
  22. Р.Р. Толерантность как этническая проблема: Дис. канд. фил. наук. М., 1997.-159 с.
  23. H.H. Личностно-ориентированная межкультурная коммуникативная технология обучения студентов: Дис.канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2000. 240 с.
  24. Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. — 160 с.
  25. В.П. Основы новой педагогики. М., 1913. — 584 с.
  26. В.П. Избранные педагогические сочинения./ Сост. JI.H. Литвин, Н. Т. Бритаев. М., 1987. — 400 с.
  27. Введение в культурологию: Уч. пособие для ВУЗов. М., 1995. — 336 с.
  28. Н.К. К вопросу о детском самоуправлении. Воронеж, 1921. — 75 с.
  29. В.И. Идеал народного учителя Избр. Пед. соч. — М., 1958. — 613 с.
  30. Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов A.B. Социология: Учеб. пособие / Под ред. Ю. Г. Волкова М., 2000. — 474 с.
  31. М.С. Педагогические основы профессиональной инкультурации студентов: Автореферат дис. .канд. пед. наук. Омск, 2001. — 23 с.
  32. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М, 1981. -96 с.
  33. .З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994. — 79 с.
  34. .З., Харкин В. Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. — 112 с.
  35. .Л. Западноевропейское пространство ХХ1в.: прогностические модели. // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 103−112.
  36. З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: Дис. .д-ра пед. наук. — Махачкала, 1998. — 538 с.
  37. Э. Нация и национализм. М., 1991. — 251 с.
  38. С.И. Основы педагогики. Ведение в прикладную философию. — М., 1995.-448 с.
  39. И.З. Клуб старшеклассников как средство воспитания. // Педагогика 1999. — № 5 — С. 39−44.
  40. И.А. Введение в философию истории. М., 1993. — 307 с.
  41. . Что такое психология. Т.2. М., 1992. — 376 с.
  42. Государственный архив костромской области Ф.Р. — 2523. Оп. 1. Д. 241 Л. 1.43. ГАКО Ф.Р. -2478. Оп.2.
  43. ГАКО Ф.Р. 76. Оп. 1. Д. 104.
  44. ГАКО Ф.Р. 76. Оп. 1. Д. 135.
  45. ГАКО Ф.Р. 76. Оп. 1. Д. 261.
  46. Р., Крижановская Ю. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб, 1994.- 192 с.
  47. Т.Г., Попков В.Д, Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. / Под ред. А. П. Садохина. М., 2002. — 352 с.
  48. О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: Автореферат дис. д-ра. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2000.-35 с.
  49. П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных ВУЗов М., 1994. — 137 с.
  50. Ю., СупруноваЛ. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы. // Педагогика 1998 — № 3. — С. 122−124.
  51. Г. В. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01. -Спб., 1997. -223 с.
  52. Г. Д. Много культурное образование. M., 1999. — 208 с.
  53. Г. Д. Многокультурность, как дидактический принцип. // Педагогика 2000 — № 10. — С. 3−11.
  54. Доклад о положении молодежи в городе Костроме. Кострома, 2001. — 86 с.
  55. Дом, который построим мы. Итоги специализированной смены представителей подростково-молодежных клубов по месту жительства./ Информационно-методический сборник. Автор-составитель М. Р. Мирошкина -M., 2002.-87 с.
  56. B.C. Клуб во дворе. M., 1956. — 102 с.
  57. JI.M. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР. // Советская этнография. 1977 — № 3. — С. 3−15.
  58. А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. M., 1999. — 216 с.
  59. .С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х частях. Ч. И M., 1994. — 240 с.
  60. В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Дис.канд. пед. наук. М., 2000.-185 с.
  61. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практике. — М., 1984.-176 с.
  62. А.Я. Трудовое воспитание школьников во внеурочной деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук. M., 1988. — 16 с.
  63. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -М., 1995. 155 с.
  64. В.И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова O.A., Строков Ю. П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. -М., 2002.- 160 с.
  65. В.К., Семенов Н. И., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект решения творческих задач. // Вопросы психологии. — 1980. — № 5. -С. 112−117.
  66. А.Г. Социология конфликтов: Россия на пути преодоления кризиса. М., 1995. — 317 с.
  67. Д.В. Социокультурная толерантность ее сущностные характеристики. // Парадигма. — 1998. — № 1. — С. 50−61.
  68. И.И. Педагогическая психология: учебное пособие. — Ростов-на-Дону, 1997. 480 с.
  69. И. Молодежь и молодежная политика. М., 2001. — 696 с.
  70. Л.Г. Социология культуры. Учебное пособие. М., 1991. — 280 с.
  71. Как работает центральный рабочий клуб. // Красный мир. 1924, 26 июня.
  72. Е.М. Роль клуба старшеклассников в формировании жизненного опыта молодежи // Материалы науч.-практ. конф. студентов и аспирантов Костром, гос. ун. им. H.A. Некрасова / Отв. ред. А. Р. Наумов. — Кострома, 2001. С. 96−98.
  73. Е.М. Клуб старшеклассников и учащейся молодежи как средство их социального воспитания // Проблемы теории и методики социального воспитания: Сб. науч. ст. аспирантов / Под ред. Н. Ф. Басова. — Кострома, 2001. С. 35−44.
  74. Е.М. Развитие социальной активности молодежи: опыт межрегионального сотрудничества. // Материалы учредительной конф. «Гражданское общество детям России». — М., 2002. — С. 39—41 (в соавторстве).
  75. Е.М. Поликультурность как фактор развития личности ребенка во временном объединении. // Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы: Сб. науч. ст. аспирантов и молодых ученых / Под ред. Н. Ф. Басова. Кострома, 2003. — С. 68−70.
  76. Е.М. Влияние клубной деятельности на социальное становление старшеклассников. // Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы: Сб. науч. ст. аспирантов и молодых ученых / Под ред. Н. Ф. Басова. Кострома, 2003. — С. 72−74.
  77. Е.М. Развитие клубной деятельности в России. // Свет науки молодой: Сб. науч. тр.: В 2 ч. / Под ред. В. В. Чекмарева. Кострома, 2003. — 4.2.-С. 93−99.
  78. А. Г. Ижицкий В.П. Летнее объединение старшеклассников. -М., 1984.-80 с.
  79. Клубное дело в Костромском уезде. // Красный мир. 1923, 1 апреля.
  80. Клубные объединения: Уч. пособие. М., 1977. — 158 с.
  81. В.Е. Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтнического города: на примере г. Казань: Дис.канд. ист. наук. Уфа, 2000. — 195 с.
  82. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 1980. — 191 с.
  83. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  84. И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося: Дис.канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001. — 185 с.
  85. П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов ВУЗов: Дис.канд. пед. наук. — Курган, 2000. 191 с.
  86. М.Б., Ланцберг В. И. Технология группы. Одесса-Туапсе, 1996.-144 с.
  87. П.В. Жизненный опыт личности. М., 1985. — 128 с.
  88. Костромской губернский отдел Народного образования (отчет за 1919 г.). Кострома, 1920. — 423 с.
  89. КругловаН.В. Толерантность: Генезис и типология: Дис.канд. филос. наук. Спб., 1998.- 148 с.
  90. Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. — М., 1994 96 с.
  91. Н.Б. Культурные модели образования с позиции посмодернистской педагогики. // Новые ценности образования: культурные модели школы. М., 1997. — Вып.7. — С. 185−204.
  92. Г. Н. Довузовская подготовка педагога-организатора детского молодежного движения на базе подросткового клуба: Дис.канд. пед. наук. — Тюмень, 2000. 250 с.
  93. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России. // Педагогика. — 1999 № 6. — С. 31−34.
  94. О.Ф. Клуб старшеклассников в системе общего образования малого города: Дис.канд. пед. наук. Омск, 2000. — 199 с.
  95. Культорология. XX век. Словарь. Спб., 1997. — 640 с.
  96. Культура, культурология и образование. // Вопросы философии 1997 — № 2. — С. 3.
  97. .В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. Кострома, 2001. — 65 с.
  98. .В., Подобии А. Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. Кострома, 1998. — 56 с.
  99. .В., Подобии А. Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. Кострома, 2003. — 104 с.
  100. М.О. Культура межличностного общения.// Педагогика. — 1992 -№ 7−8.-С. 41−44.
  101. Т.И. Формирования культурного досуга городских старшеклассников в условиях клубного объединения: Дис.канд. пед. наук. — Л., 1988.-187 с.
  102. Латгалов. Детская опера. // Красный мир. 1923, 3 февраля.
  103. Д.Н. Социально-педагогические основы формирования этнокультуры молодежи: Дис. д-ра. пед. наук. Спб., 2001. — 477 с.
  104. В.А. О толерантности, плюрализме, критицизме.// Вопросы философии. 1997 — № 11. — С. 46.
  105. Летняя досуговая педагогика: из опыта работы лагеря «Мир людей». — Кострома, 1999.-78 с.
  106. Е.Ю. Современный билингвизм как доминанта мультикультурной модели социализации: Автореферат дис. д-ра. соц. наук.- Ростов-на-Дону, 2000. 64 с.
  107. A.B. Детские клубы в Костроме. // Советская газета. — Кострома. 1919, 29 июня.
  108. Ю.Луначарский A.B. О воспитании и образовании. — М., 1976. — 284 с.
  109. А.И., Сняцкий A.A. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. Екатеренбург, 1997. — 396 с.
  110. МагомедоваЕ. В. Толерантность как принцип культуры: Дис.канд. фил. наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 133 с.
  111. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. А. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 1999-№ 4.-С. 3−10.
  112. Н.Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. Челябинск, 1988.- 264 с.
  113. А. Некоторые методологические подходы к проектированию деятельностно-педагогической концепции культуры мира // Учимся и учим культуре мира. Материалы из опыта осуществления российско-белорусского проекта. Выпуск 2. — М., 1999. — 120 с.
  114. В.И. Проблемы национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул, 1999. — 328 с.
  115. В.М. Культура и развитие человечества//Марксистско-ленинская теория исторического процесса. — М., 1982.
  116. Местная жизнь. // Красный мир. 1919, 12ноября.
  117. Мид М. Культура и мир детства. -М., 1988. 145 с.
  118. O.B. Ситуационно-ролевая игра как средство педагогического регулирования социальных ожиданий подростков: Дис.канд. пед. наук. Кострома, — 2002. — 202 с.
  119. М.Р. Как составить программу работы клуба по месту жительства. Методические материалы для клубных работников. М., 2002. — 85 с.
  120. МиттерВ. Многокультурное образование и междисциплинарный подход// Перспективы: вопросы образования. — 1993. — № 1. — С. 37−48.
  121. Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы: Дис.канд. псих. наук. -М., 2001. 195 с.
  122. A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997. 365 с.
  123. A.B. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 192 с.
  124. A.B. О воспитании старшеклассников. М., 1981. — 176 с.
  125. A.B. Общение в процессе воспитания. М., 2001. — 320 с.
  126. C.B. Интернационализм истинный и показной.// Педагогика. -1991-№ 12.-С. 12−18.
  127. Народное образование в СССР. -М., 1957. 144 с.
  128. Народы России: Энциклопедия. М., 1994. — 479 с.
  129. С.У. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике. // Педагогика. 1993 — № 1. — С. 104−110.
  130. C.B., Пилатов С. Г. Дети андеграунда: Приглашение к разговору. Л., 1990. — 113 с.
  131. В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда. // Педагогика. 1997 — № 4. — С. 83−87.
  132. Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978. — 143 с.
  133. Л.И. Школа и среда. — М., 1985. — 80 с.
  134. Образование в поисках человеческих смыслов. / Сб. под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995. — 216 с.
  135. Д.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 2000. 196 с.
  136. С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992. — 901 с.
  137. К.О. Проблемы поликультурного образования в Дагестане// Педагогика. 2003 — № 3. — С. 101−102.
  138. Е. Молодежные культуры и субкультуры. — М., 2000. 264 с.
  139. Основы социологии. Курс лекций. 4.1. /Под ред. А. Г. Эфендиева М., 1994.-192 с.
  140. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин и др. — М., 1989. 479 с.
  141. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995. 637 с.
  142. Педагогическая антропология: Учеб. пособие//автор-составитель Б.М. Бим-Бад. -М., 1998. 576 с.
  143. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. / Под ред. А. И. Каирова, Ф. Н. Петрова. М., 1964. — Т.2.
  144. Перспективы: вопросы образования (ЮНЕСКО). — М., 1993 № 1.
  145. С.Ф. Мультикультурное образование младших школьников: Дис.канд. пед. наук. Якутск, 2000. — 197 с.
  146. А.П. Педагогика: в 2 т.Т.2. М., 1929. — 264 с.
  147. По клубам. // Красный мир. — 1920, 9 мая.
  148. Н.В. Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков: Дис.канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 187 с.
  149. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы (Материалы Всероссийской научной конференции. 16−18 сентября 1997 г.). Пятигорск, 1997. — 207 с.
  150. В.И. Мировая и отечественная культура. — Екатеринбург, 1993. -165 с.
  151. B.B. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — 405 с.
  152. М.М. Социально-педагогические основы организации досуга учащейся молодежи: Дис. д-ра пед. наук. — Л., 1990. 360 с.
  153. Права человека и культура мира: проблемы обучения и воспитания М., 1999.-248 с.
  154. Проблемы поликультурного образования в Дагестане/ Под. ред. С. И. Муртузалиева, Г. И. Кисловой. — Махачкала, 2002. 223 с.
  155. Проект среднесрочного плана (1984 1989): Первая часть. -М., 1983.
  156. Рабочий социалистический клуб. // Советская газета. 1918, 19 марта.
  157. A.A., Радугин К. А. Социология: курс лекций. М., 1995. — 192 с.
  158. О.В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи: Дис. .д-ра фил. наук. M., 1997. — 340 с.
  159. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., 1994. — 319 с.
  160. Г. И. Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде: Дис.канд. пед. наук. -М., 1997. 135 с.
  161. М. И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000. — 256 с.
  162. М.И., Байбородова Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика. Ярославль, 2002. — 282 с.
  163. А.П. Становление и развитие детских клубов в СССР как организационных форм общественного воспитания. // Советская педагогика. 1982. — № 7. — С. 102−105.
  164. А.П. Детские и подростковые клубы в системы общественного воспитания в СССР: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1990. — 57 с.
  165. А.П. Детские клубы в СССР как педагогическая проблема: История. Теория. Практика. — М., 1974. 28 с.
  166. Российской Педагогической Энциклопедии: В 2 т./Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993.-Т.1.-635 с.
  167. Российская Педагогическая Энциклопедия: В 2 т. Т.2/Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1999. — 672 с.
  168. Р. Поликультурное образование: реформы учебных программ. // Перспективы: вопросы образования. — 1993. — № 1. С. 64−80
  169. Е.А. Игра как метод экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Автореферат дис.канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 187 с.
  170. О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: Дис.канд. пед. наук. — Кострома, 2000. -210с.
  171. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Авт.-сост. JI.B. Мардахаев. М., 2002. — 368 с.
  172. Социализм и прогресс человечества: Глобальные проблемы цивилизации. / Под ред. И. Т. Фролова М., 1987. — 447 с.
  173. Социальная педагогика. Курс лекций./ Под ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000.-416 с.
  174. A.B. Социальное пространство ученического класса: Дис.канд. фил. наук. Красноярск, 1998. — 184 с.
  175. Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры. // Вопросы философии 1997. -№ 1. — С. 154.
  176. Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации// Введение в практическую социальную психологию. — М., 1994.-187 с.
  177. Ю. А. Педагогические основы работы с клубным коллективом: Учебное пособие. М., 1979. — 88 с.
  178. В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: Дис. д-ра. пед. наук.-Спб., 1995.-332 с.
  179. A.A. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты. // Советская этнография. — 1973. № 5. — С. 73−78.
  180. В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975. — 240 с.
  181. В.А. Родина в сердце. — М., 1980. 175 с.
  182. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонацианальном обществе. // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 31−34.
  183. Технологии досуговой педагогики в работе со старшеклассниками: Сб. статей. Кострома, 1999. — 120 с.
  184. .А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества: Дис. д-ра пед. наук. — Спб., 1994. -332 с.
  185. Толерантность в России: свои и чужие. М., 2001 .-58 с.
  186. В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1984. — 152 с.
  187. ТуевВ.В. Феномен клуба: историко-педагогический анализ: Дис. д-ра пед. наук. М., 1998. — 547 с.
  188. Учет национальных особенностей детей в практической деятельности социального педагога. / Сост. Е. О. Афракова. ВДЦ «Орленок», 1999. — 64 с.
  189. Учимся и учим культуре мира: материалы из опыта российско-белорусского проекта. Выпуск 3. М., 2000. — 124 с.
  190. Философия: Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, 1996. — 576 с.
  191. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова М., 1987. — 590 с.
  192. С.С. Социология: Учеб. пособие. -М., 2000.-344 с.
  193. Формирование личности старшеклассника./ Под ред. В. Дубровиной. — М., 1989.- 168 с.
  194. Г. И. Клубы для детей их место в воспитании подрастающего поколения (1917 -1929).- JL, 1969.-123 с.
  195. Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. — М., 1986. 162 с.
  196. Р. Прлюрализм и толерантность: к легитимизации в современном мире. //Философия науки. 1991. -№ 12. — С. 16−18.
  197. В.Д. Деятельность и способность (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»). М., 1994. — 287 с.
  198. ШамсутдиноваЕ.В. Формирование досуговой культуры студентов ВУЗа в условиях клубного объединения: Дис.канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.-172 с.
  199. A.B. Клубная деятельность как средство социально педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в России в XX в: Дис.канд. пед. наук. Великий Новгород, 2000. — 185 с.
  200. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. — М., 1997. 175 с.
  201. A.B. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: Дис.канд. пед. наук. Казань, 1999. — 186 с.
  202. С.Т. Что такое клуб? / Педагогические сочинения в 4хт. Т.2. -M., 1968.-476 с.
  203. С.Т. Мой педагогический путь. / Педагогические сочинения в 4хт. Т.2. М., 1968.-476 с.
  204. С.Т. Работа для будущего. / Педагогические сочинения в 4хт. Т.2.-М., 1968.-476 с.
  205. Шмаков С.Т. .Потехе час.-М., 1975.-96 с.
  206. С.А. Волшебное слово «сам». -М., 1988. 124 с.
  207. С.А. Игры учащихся феномен культуры. М., 1994. — 240 с.
  208. Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996. — 154 с.
  209. Энциклопедия психологических тестов. М., 1999. — 155 с.
  210. К. Смысл и назначение истории. М., 1994. — 527 с.
  211. М.М. О конфликтных ситуациях в коллективе старшеклассников. // Советская педагогика. 1979. — № 3. — С. 22−31.
  212. Cooper С. The house as symbol of the self. California, 1971.
  213. Didaktik, Methodik der sozial padagogik: Gesundlagen und Konzpte/Hrsg.von G.Schilling. Neuwied, 1995 — 292 s.
  214. Gallagher J. Multiculturalism at a crossroads. // The Education digest. 1998. -Vol.63. № 8. -P.23−28.
  215. Guy T. Multicultural education: students' belief and attitudes. // Curriculum and teaching. 1997. — Vol.12. № 2. — P.3−13.
  216. Hall E. The hidden dimension. N.Y.: Dubleday, 1966.
  217. Lewin K. Principles of topological psychology. N.Y., 1936.221.0'Neil J. Why are all the black kids sitting together? // Educational leadership. 1997. Vol.55. № 4.-P. 12−17.
  218. Oxford advanced dictionary English. A.S. Hornby Oxford Universe Press. 1974
  219. Patterson M. Personal space: Time to burst the bubble?// Man Environment Systems. 1975. V.5.,№ 2. P.67.
  220. Rotter J. Social dearning and clinical psychology. Englewood, 1954. 225. Searles H. The non-human environment: In normal development and in schizophrenia. N.Y., 1960.
  221. Sommer R. Personal space: Behavioral basis of design. N.Y., 1968
Заполнить форму текущей работой