Вопросы и задания для самоконтроля
Сначала детям дают цветные карандаши или фломастеры и предлагают «порисовать осьмипожек» на чистых листах формата А4, АЗ или А2 (чем меньше малыш, тем больше должен быть сам лист). В центре листа обозначается тема для «рисования» (например, «Я», «Мои друзья», «Моя жизнь», «Мои интересы» и др.) или обобщающие категории, философские понятия, которые изучаются детьми (жизнь, движение и рост и т… Читать ещё >
Вопросы и задания для самоконтроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Что такое модель? Назовите признаки модели. Представьте классификацию моделей в виде схемы.
- 2. Дайте определение модели образовательного процесса. Представьте разные подходы к пониманию данного понятия в виде таблицы.
- 3. Изучите таблицу, разработанную В. И. Хуторским[1] (табл. 6.14). Как, на ваш взгляд, соотносятся описанные в ней базовые метапроцессы, происходящие на протяжении жизни человека, с воспитанием и обучением детей дошкольного возраста, с методами организации педагогического процесса? Сформулируйте свое мнение в виде эссе.
Соотнесение базовых метапроцессов с этапами становления личности
Базовый мета процесс | Суще ствование | Функцио нирова ние | Развитие | Становление | Творче ство |
Модаль ность | Надо | Должен | Буду | Могу | Хочу |
Цель | Описать ситуацию | Заставить выпол нить действие | Изменить представ ление | 11рийти к согласию | Самовы разиться |
Единицы содержа ния | Эйдос, образ | Нормы, стан дарты, образцы | Схемы | Отношения и отнесения | Акт творчества |
Логика взаимо действия | Исключенного первого — «Здравый смысл» | Исключенного второго — только «Да» | Исключенного третьего — «Да» или «Пет» | Включенного третьего и т. д. — «Да" — «Пет» — «Возможно» | Бесконечнозначная логика — «Все возможно» |
Смысл взаимо действия | Мы все свои | Ты — другой | Он — чужой | Мы — разные | Я сам иной |
Формы воспроиз водства | Традиция | Регла менты | Проектирование и программирование | Формы организации коммуника ции | Инсайт |
4. Ознакомьтесь с мнением Б. М. Островского[2]. Как связаны описываемые им логики с методами воспитания и обучения? Подготовьте тезисы для дискуссии.
«Можно проиллюстрировать… различения разных… логик «на пальцах».
Большой Палец ладони руки — логика тождественности совместного существования в общем социальном мифе — «Мы с тобой одной крови! И у нас все вот так — на пятьГ. В таком случае для общающихся существует только МИФ, как МИГ стоящего «настоящего», МИР, зависший между прошлым и будущим, — «именно он называется жизнь». Но солнце входит и заходит, резервы заканчиваются и Большой Палец, еще вчера оптимистично направленный вверх, неминуемо начинает переворачиваться вниз (как в финале боя гладиаторов). В МИФЕ царствует логика «здравого смысла"как отсутствие всякой осмысленной логики. Логика «исключенного первого «. Типичный ее представитель — обыватель как обитатель городской среды, сначала голосующий «за «президента, губернатора, мэра, а по — том бастующий и садящийся на рельсы.
Следующий Указательный Палец и соответствующая ему ма — шинная (дидактическая, индустриальная, руководящая, промышленная…) логика воспроизводства норм и функционирования структур. «Так и только так! Упал — отжался! Паршивую овцу из стада вонГ. Логика — «Только ДА». Логика «исключенного второго». Типичный представитель — бюрократ, чиновник, промышленник, технарь, хозяйственник.
Средний Палец (вертикально стоящий, все порождающий, и сам склонный к иерархии) — палец развития систем, впрямую связанный с конфликтами, разногласиями, противоречиями. Ему соответствует дихотомическая логика выбора и исключенного третьего: «ши ДА, или ПЕТ». Типичный представитель — деятель, предприниматель, оппозиционер, прогрессор, для которого пафос борьбы важнее всего.
Безымянный Палец (пока безымянный, так как еще не созрела в общественном сознании подобная практика действия, то нет и соответствующего обозначающего русского слова) связан с тройствен — ной логикой самоопределения «ДА—НЕТ—ВОЗМОЖНО», с логикой кооперации, консолидации, солидаризма, построенного не на идее соборности как сплочения против общего врага, не в борьбе и дружбе «против», а коллективно распределенной деятельности «за» и «для» в становящихся сетях. Не зря на нем носят обручальное кольцо. Позиция нетипичная, ее возможное имя-название — «социальная сваха», «сшиватель», «оверлогер», «кооперант». Позиция, по принципу противостоящая корпоративной культуре и ориентированная на кооперативную, сетевую культуру, мышлении, поведение.
Мизинец — символ шизофренического (иного не бывает !) свободного творчества (и интеллектуального одиночества в пустом пространстве). Логика бесконечнозначная — «ВСЕ ВОЗМОЖНО». Это — поэты, художники, демиурги, авторы…
Логики не бывают «плохие» ши «хорошие», дело в их соответствии сложившейся ситуации. Чтожелучше — «ковырять» в своем предмете муниципального управления одним Пальцем или иметь полноценную Руку? Вопрос риторический. Вот только как научиться теперь этой рукой управлять в Коммуникации, Мышлении и Деятельности, чтобы Пальцы могли синергетически складываться в разные конфигурации от щепоти до кулака, а если надо, то и в кукиш? Это — личностная проблема каждого. Ведь личное средство можно освоить только самостоятельно. «…Все, что сбыться могло,/Мне, как лист пятипалый,/ Прямо в руки легло. / Только этого мало…» (Арсений Тарковский)".
5. Известный английский богослов и ученый У. Оккам разработал принцип, который в дальнейшем получил название «Бритва Оккама». Этот принцип требует, чтобы из всех возможных объяснений имеющихся фактов в качестве первой гипотезы выбиралось самое простое. Используя данный принцип, английский логик, математик и философ, Б. Рассел предлагал использовать следующий прием: когда предметное содержание сводится к изначальным сущностям, все остальное — «отсекается». В методике Т. Бьюзена[3] этот прием получил свое воплощение в практике развития памяти и мышления, в практике обучения детей.
Создание «карт ума «
Методика связана с изготовлением специальных «карт ума» (mind maps), по которым детей дошкольного возраста готовят к школе. Методика считается универсальной для детей дошкольного и младшего школьного возраста и технологичной, за что даже получила определение «швейцарского ножика мышления».
Сначала детям дают цветные карандаши или фломастеры и предлагают «порисовать осьмипожек» на чистых листах формата А4, АЗ или А2 (чем меньше малыш, тем больше должен быть сам лист). В центре листа обозначается тема для «рисования» (например, «Я», «Мои друзья», «Моя жизнь», «Мои интересы» и др.) или обобщающие категории, философские понятия, которые изучаются детьми (жизнь, движение и рост и т. д.). После этого от темы-кружка делается толстое ответвление — щупальце осьминога. На нем крупными печатными буквами пишется одно из ключевых слов темы. Рядом приклеивается наклейка и рисуется символ (от него потом будут отходить другие ответвления — второго и третьего порядка — поменьше и совсем маленькие, но все равно с подписями, только выполненными другим шрифтом). Аналогично оформляются остальные щупальца с другими ключевыми словами. Каждое из щупалец рисуется своим цветом (их должно быть не менее трех). Когда все основные щупальца нарисованы, можно переходить к отросткам второго уровня. Их делают потоньше — так, чтобы картинка напоминала дерево. На каждой ветке второго и третьего уровня — свои подписи и свои образы — пиктограммы.
Сначала подобные карты рисуются в присутствии ребенка. Постепенно он вовлекается в этот процесс. При этом идет обогащение его словарного запаса и развитие таких мыслительных операций, как группировка, обобщение и классификация. Если использовать несколько карт сразу, то можно проводить работу по сравнению понятий.
Когда карта нарисована, ее вешают на стену (в поле зрения ребенка) или помещают в специальные папки с прозрачными файлами (получается что-то вроде книжек-самоделок), которые используют для обсуждения с ребенком еще несколько раз (карты при этом можно дополнять и изменять через день, неделю, месяц и т. д.). Это хорошо тренирует произвольную память ребенка.
Разработайте свой вариант объяснения какого-либо понятия детям с помощью данного метода. К какой группе методов организации образовательного процесса вы бы его отнесли?
6. Ознакомьтесь с экспертной справкой методиста детского сада для презентации одного из методов организации образовательного процесса на педагогическом совете детского сада. Подготовьте доклад и практические задания для участников презентации метода проектов в детском саду, представив себя в роли такого методиста.
Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работыДОУ и иногда — серьезно конкурировать с другими методами организации образовательного процесса, представляя собой альтернативную форму организованного обучения детей дошкольного возраста. Между тем, именно его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ. Например, в программе «Сообщество» в качестве основной формы организации образовательного процесса предлагается реализация проектов на различные темы. Тема проекта выбирается совместно с детьми и взрослыми, при этом реализация проекта предполагает не только свободный выбор темы, но и работу детей по желанию в разных центрах активности, у частие родителей и получение определенного результата, а также совместное обсуждение того, что нового дети узнали, чему научились, что сделали своими руками.
Сегодня метод проектов достаточно широко применяется в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н. Л. Короткова и ряд других исследователей организованной образовательной деятельности, в этом случае, в отличие от традиционного подхода, проект можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.
7. Ознакомьтесь со сценарием, разработанным педагогом-психологом детского сада для родителей воспитанников. Какие методы вовлечения родителей и детей во взаимодействие и методы организации образовательного процесса здесь использованы? Обоснуйте свое мнение.
Практикум «Игры для родителей, беспокоящихся о будущем своих детей (па развитие пространственно-временных представлений/"'.
Цель: отработка навыков овладения игровыми технологиями как моделями эффективного сопровождения развивающего, образовательного и коммуникативного процессов.
Материалы для организованной образовательной деятельности: помещение 25—60 м, стулья, столы (по количеству участни ков); напольные ковровые покрытия; мячи разных размеров, бланки с материалами тренинга.
Ход организованной образовательной деятельности
Ведущий знакомит родителей с возможностями игровых технологий с мячом. Далее рассказывает правила игр и практически отрабатывает их с родителями.
Игры с мячом
Игра № 1. Цель: освоение понятий: выше, ниже, правее, левее; развитие координации движений.
Ребенок и взрослый должны кидать друг другу с разных расстояний и ловить двумя руками большой мяч, при этом называя направление броска (например: высоко, низко, справа, слева и т. д). Сначала мяч лучше кидать непосредственно в руки, затем — немного правее, немного левее, выше, ниже (при этом называя направление броска). Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху и ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
Игра № 2. Цель: продолжать освоение понятий сверху — снизу, развивать ориентацию тела в пространстве и координацию движений.
Ребенок кидает об стену большой мяч двумя способами:
- • кидает об стену и сразу ловит (говоря сверху);
- • кидает об стену и ловит после удара мячика об пол (говоря снизу).
Игра № 3. Сначала с участниками обсуждают, что и где находится в данном помещении (например, стол — справа, телевизор — слева). Затем взрослый и ребенок садятся на пол, на расстоянии 2—3 метров друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и перекатывают мяч по полу, называя при этом объекты, находящиеся в заданном пространстве. Сначала мяч отталкивают от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку и катает мяч одной правой рукой, а через 3 минуты — только левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
Игра № 4. Ребенок и взрослый кидают большой мяч друг другу, при этом взрослый произносит название месяцев года или дней[4]
недели. Услышав название месяца, ребенок должен поймать мяч, услышав день недели, — не должен его ловить. Ребенок кидает об стену и ловит двумя руками теннисный мяч.
Игра № 5.
- 1. В центре комнаты помещается мяч. Участник перемещается по комнате и называет свое местоположение, относительно мяча (справа, слева, перед мячом, за мячом и т. д.).
- 2. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его левой, затем правой рукой (называя руку).
Игра № 6. Ребенок ударяет мячом о пол попеременно каждой рукой, при этом он говорит: «Я знаю пять имен — Ира, Даша, Оля, Вероника, Лена». Каждое слово сопровождается ударом мяча о пол. Можно перечислять части помещения (пол, потолок, стены, окна, двери), названия фруктов, овощей, машин, цветов и т. д.
- 8. В программе «Детство»[5], начиная со второй младшей группы, развивающая ситуация выступает основной единицей образовательного процесса — как форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и интересов детей. При этом к педагогам выдвигается требование согласовывать содержание разных разделов программы обучения детей, добиваясь интеграции разных видов детской деятельности и взаимосвязи образовательных областей. Попробуйте, ориентируясь на данное понимание развивающих ситуаций, дать их классификацию как приемов организации образовательного процесса.
- 9. Вспомните классификацию игровых обучающих ситуаций. Разработайте примерные сценарии таких ситуаций.
- [1] URL: http://www.nctzulim.Org/R/OrgR/Articles/Stories/Zubarev03.pdf. Режим доступа — свободный.
- [2] См.: URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-231 671.html?page=2.Режим доступа — свободный.
- [3] Бьюзен Т., Бъюзен Б. Сунермышление / пер. с англ. Е. А. Самсонов.4-е изд. Минск: Попурри, 2007.
- [4] Автор — педагог-психолог ГОУ д/с (комбинированного вида)№ 1851 г. Москвы М. Г. Юдин.
- [5] 2 Детство: примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования. СПб. / Т. И. Бабаева [и др.]. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. С. 28−29.