Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вопросы и задания для самоконтроля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сначала детям дают цветные карандаши или фломастеры и предлагают «порисовать осьмипожек» на чистых листах формата А4, АЗ или А2 (чем меньше малыш, тем больше должен быть сам лист). В центре листа обозначается тема для «рисования» (например, «Я», «Мои друзья», «Моя жизнь», «Мои интересы» и др.) или обобщающие категории, философские понятия, которые изучаются детьми (жизнь, движение и рост и т… Читать ещё >

Вопросы и задания для самоконтроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Что такое модель? Назовите признаки модели. Представьте классификацию моделей в виде схемы.
  • 2. Дайте определение модели образовательного процесса. Представьте разные подходы к пониманию данного понятия в виде таблицы.
  • 3. Изучите таблицу, разработанную В. И. Хуторским[1] (табл. 6.14). Как, на ваш взгляд, соотносятся описанные в ней базовые метапроцессы, происходящие на протяжении жизни человека, с воспитанием и обучением детей дошкольного возраста, с методами организации педагогического процесса? Сформулируйте свое мнение в виде эссе.

Соотнесение базовых метапроцессов с этапами становления личности

Базовый

мета

процесс

Суще

ствование

Функцио

нирова

ние

Развитие

Становление

Творче

ство

Модаль

ность

Надо

Должен

Буду

Могу

Хочу

Цель

Описать

ситуацию

Заставить

выпол

нить

действие

Изменить

представ

ление

11рийти к согласию

Самовы

разиться

Единицы

содержа

ния

Эйдос,

образ

Нормы,

стан

дарты,

образцы

Схемы

Отношения и отнесения

Акт творчества

Логика

взаимо

действия

Исключенного первого — «Здравый смысл»

Исключенного второго — только «Да»

Исключенного третьего — «Да» или «Пет»

Включенного третьего и т. д. — «Да" —

«Пет» — «Возможно»

Бесконечнозначная логика — «Все возможно»

Смысл

взаимо

действия

Мы все свои

Ты — другой

Он — чужой

Мы — разные

Я сам иной

Формы

воспроиз

водства

Традиция

Регла

менты

Проектирование и программирование

Формы

организации

коммуника

ции

Инсайт

4. Ознакомьтесь с мнением Б. М. Островского[2]. Как связаны описываемые им логики с методами воспитания и обучения? Подготовьте тезисы для дискуссии.

«Можно проиллюстрировать… различения разных… логик «на пальцах».

Большой Палец ладони руки — логика тождественности совместного существования в общем социальном мифе — «Мы с тобой одной крови! И у нас все вот так — на пятьГ. В таком случае для общающихся существует только МИФ, как МИГ стоящего «настоящего», МИР, зависший между прошлым и будущим, — «именно он называется жизнь». Но солнце входит и заходит, резервы заканчиваются и Большой Палец, еще вчера оптимистично направленный вверх, неминуемо начинает переворачиваться вниз (как в финале боя гладиаторов). В МИФЕ царствует логика «здравого смысла"как отсутствие всякой осмысленной логики. Логика «исключенного первого «. Типичный ее представитель — обыватель как обитатель городской среды, сначала голосующий «за «президента, губернатора, мэра, а по — том бастующий и садящийся на рельсы.

Следующий Указательный Палец и соответствующая ему ма — шинная (дидактическая, индустриальная, руководящая, промышленная…) логика воспроизводства норм и функционирования структур. «Так и только так! Упал — отжался! Паршивую овцу из стада вонГ. Логика — «Только ДА». Логика «исключенного второго». Типичный представитель — бюрократ, чиновник, промышленник, технарь, хозяйственник.

Средний Палец (вертикально стоящий, все порождающий, и сам склонный к иерархии) — палец развития систем, впрямую связанный с конфликтами, разногласиями, противоречиями. Ему соответствует дихотомическая логика выбора и исключенного третьего: «ши ДА, или ПЕТ». Типичный представитель — деятель, предприниматель, оппозиционер, прогрессор, для которого пафос борьбы важнее всего.

Безымянный Палец (пока безымянный, так как еще не созрела в общественном сознании подобная практика действия, то нет и соответствующего обозначающего русского слова) связан с тройствен — ной логикой самоопределения «ДА—НЕТ—ВОЗМОЖНО», с логикой кооперации, консолидации, солидаризма, построенного не на идее соборности как сплочения против общего врага, не в борьбе и дружбе «против», а коллективно распределенной деятельности «за» и «для» в становящихся сетях. Не зря на нем носят обручальное кольцо. Позиция нетипичная, ее возможное имя-название — «социальная сваха», «сшиватель», «оверлогер», «кооперант». Позиция, по принципу противостоящая корпоративной культуре и ориентированная на кооперативную, сетевую культуру, мышлении, поведение.

Мизинец — символ шизофренического (иного не бывает !) свободного творчества (и интеллектуального одиночества в пустом пространстве). Логика бесконечнозначная — «ВСЕ ВОЗМОЖНО». Это — поэты, художники, демиурги, авторы…

Логики не бывают «плохие» ши «хорошие», дело в их соответствии сложившейся ситуации. Чтожелучше — «ковырять» в своем предмете муниципального управления одним Пальцем или иметь полноценную Руку? Вопрос риторический. Вот только как научиться теперь этой рукой управлять в Коммуникации, Мышлении и Деятельности, чтобы Пальцы могли синергетически складываться в разные конфигурации от щепоти до кулака, а если надо, то и в кукиш? Это — личностная проблема каждого. Ведь личное средство можно освоить только самостоятельно. «…Все, что сбыться могло,/Мне, как лист пятипалый,/ Прямо в руки легло. / Только этого мало…» (Арсений Тарковский)".

5. Известный английский богослов и ученый У. Оккам разработал принцип, который в дальнейшем получил название «Бритва Оккама». Этот принцип требует, чтобы из всех возможных объяснений имеющихся фактов в качестве первой гипотезы выбиралось самое простое. Используя данный принцип, английский логик, математик и философ, Б. Рассел предлагал использовать следующий прием: когда предметное содержание сводится к изначальным сущностям, все остальное — «отсекается». В методике Т. Бьюзена[3] этот прием получил свое воплощение в практике развития памяти и мышления, в практике обучения детей.

Создание «карт ума «

Методика связана с изготовлением специальных «карт ума» (mind maps), по которым детей дошкольного возраста готовят к школе. Методика считается универсальной для детей дошкольного и младшего школьного возраста и технологичной, за что даже получила определение «швейцарского ножика мышления».

Сначала детям дают цветные карандаши или фломастеры и предлагают «порисовать осьмипожек» на чистых листах формата А4, АЗ или А2 (чем меньше малыш, тем больше должен быть сам лист). В центре листа обозначается тема для «рисования» (например, «Я», «Мои друзья», «Моя жизнь», «Мои интересы» и др.) или обобщающие категории, философские понятия, которые изучаются детьми (жизнь, движение и рост и т. д.). После этого от темы-кружка делается толстое ответвление — щупальце осьминога. На нем крупными печатными буквами пишется одно из ключевых слов темы. Рядом приклеивается наклейка и рисуется символ (от него потом будут отходить другие ответвления — второго и третьего порядка — поменьше и совсем маленькие, но все равно с подписями, только выполненными другим шрифтом). Аналогично оформляются остальные щупальца с другими ключевыми словами. Каждое из щупалец рисуется своим цветом (их должно быть не менее трех). Когда все основные щупальца нарисованы, можно переходить к отросткам второго уровня. Их делают потоньше — так, чтобы картинка напоминала дерево. На каждой ветке второго и третьего уровня — свои подписи и свои образы — пиктограммы.

Сначала подобные карты рисуются в присутствии ребенка. Постепенно он вовлекается в этот процесс. При этом идет обогащение его словарного запаса и развитие таких мыслительных операций, как группировка, обобщение и классификация. Если использовать несколько карт сразу, то можно проводить работу по сравнению понятий.

Когда карта нарисована, ее вешают на стену (в поле зрения ребенка) или помещают в специальные папки с прозрачными файлами (получается что-то вроде книжек-самоделок), которые используют для обсуждения с ребенком еще несколько раз (карты при этом можно дополнять и изменять через день, неделю, месяц и т. д.). Это хорошо тренирует произвольную память ребенка.

Разработайте свой вариант объяснения какого-либо понятия детям с помощью данного метода. К какой группе методов организации образовательного процесса вы бы его отнесли?

6. Ознакомьтесь с экспертной справкой методиста детского сада для презентации одного из методов организации образовательного процесса на педагогическом совете детского сада. Подготовьте доклад и практические задания для участников презентации метода проектов в детском саду, представив себя в роли такого методиста.

Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работыДОУ и иногда — серьезно конкурировать с другими методами организации образовательного процесса, представляя собой альтернативную форму организованного обучения детей дошкольного возраста. Между тем, именно его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ. Например, в программе «Сообщество» в качестве основной формы организации образовательного процесса предлагается реализация проектов на различные темы. Тема проекта выбирается совместно с детьми и взрослыми, при этом реализация проекта предполагает не только свободный выбор темы, но и работу детей по желанию в разных центрах активности, у частие родителей и получение определенного результата, а также совместное обсуждение того, что нового дети узнали, чему научились, что сделали своими руками.

Сегодня метод проектов достаточно широко применяется в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н. Л. Короткова и ряд других исследователей организованной образовательной деятельности, в этом случае, в отличие от традиционного подхода, проект можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

7. Ознакомьтесь со сценарием, разработанным педагогом-психологом детского сада для родителей воспитанников. Какие методы вовлечения родителей и детей во взаимодействие и методы организации образовательного процесса здесь использованы? Обоснуйте свое мнение.

Практикум «Игры для родителей, беспокоящихся о будущем своих детей (па развитие пространственно-временных представлений/"'.

Цель: отработка навыков овладения игровыми технологиями как моделями эффективного сопровождения развивающего, образовательного и коммуникативного процессов.

Материалы для организованной образовательной деятельности: помещение 25—60 м, стулья, столы (по количеству участни ков); напольные ковровые покрытия; мячи разных размеров, бланки с материалами тренинга.

Ход организованной образовательной деятельности

Ведущий знакомит родителей с возможностями игровых технологий с мячом. Далее рассказывает правила игр и практически отрабатывает их с родителями.

Игры с мячом

Игра № 1. Цель: освоение понятий: выше, ниже, правее, левее; развитие координации движений.

Ребенок и взрослый должны кидать друг другу с разных расстояний и ловить двумя руками большой мяч, при этом называя направление броска (например: высоко, низко, справа, слева и т. д). Сначала мяч лучше кидать непосредственно в руки, затем — немного правее, немного левее, выше, ниже (при этом называя направление броска). Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху и ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

Игра № 2. Цель: продолжать освоение понятий сверху — снизу, развивать ориентацию тела в пространстве и координацию движений.

Ребенок кидает об стену большой мяч двумя способами:

  • кидает об стену и сразу ловит (говоря сверху);
  • кидает об стену и ловит после удара мячика об пол (говоря снизу).

Игра № 3. Сначала с участниками обсуждают, что и где находится в данном помещении (например, стол — справа, телевизор — слева). Затем взрослый и ребенок садятся на пол, на расстоянии 2—3 метров друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и перекатывают мяч по полу, называя при этом объекты, находящиеся в заданном пространстве. Сначала мяч отталкивают от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку и катает мяч одной правой рукой, а через 3 минуты — только левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.

Игра № 4. Ребенок и взрослый кидают большой мяч друг другу, при этом взрослый произносит название месяцев года или дней[4]

недели. Услышав название месяца, ребенок должен поймать мяч, услышав день недели, — не должен его ловить. Ребенок кидает об стену и ловит двумя руками теннисный мяч.

Игра № 5.

  • 1. В центре комнаты помещается мяч. Участник перемещается по комнате и называет свое местоположение, относительно мяча (справа, слева, перед мячом, за мячом и т. д.).
  • 2. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его левой, затем правой рукой (называя руку).

Игра № 6. Ребенок ударяет мячом о пол попеременно каждой рукой, при этом он говорит: «Я знаю пять имен — Ира, Даша, Оля, Вероника, Лена». Каждое слово сопровождается ударом мяча о пол. Можно перечислять части помещения (пол, потолок, стены, окна, двери), названия фруктов, овощей, машин, цветов и т. д.

  • 8. В программе «Детство»[5], начиная со второй младшей группы, развивающая ситуация выступает основной единицей образовательного процесса — как форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и интересов детей. При этом к педагогам выдвигается требование согласовывать содержание разных разделов программы обучения детей, добиваясь интеграции разных видов детской деятельности и взаимосвязи образовательных областей. Попробуйте, ориентируясь на данное понимание развивающих ситуаций, дать их классификацию как приемов организации образовательного процесса.
  • 9. Вспомните классификацию игровых обучающих ситуаций. Разработайте примерные сценарии таких ситуаций.
  • [1] URL: http://www.nctzulim.Org/R/OrgR/Articles/Stories/Zubarev03.pdf. Режим доступа — свободный.
  • [2] См.: URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-231 671.html?page=2.Режим доступа — свободный.
  • [3] Бьюзен Т., Бъюзен Б. Сунермышление / пер. с англ. Е. А. Самсонов.4-е изд. Минск: Попурри, 2007.
  • [4] Автор — педагог-психолог ГОУ д/с (комбинированного вида)№ 1851 г. Москвы М. Г. Юдин.
  • [5] 2 Детство: примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования. СПб. / Т. И. Бабаева [и др.]. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. С. 28−29.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой